Игровая нод по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе "поможем незнайке". Конспект нод по фэмп в подготовительной группе
Игра «Помоги Незнайке».
Формирование речемыслительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР).
Конспект индивидуального открытого занятия.
Стрельникова Стефанида Ивановна
Учитель-дефектолог
МБДОУ ДС № 20 «ДЕЛЬФИН»
Г. Саяногорск. Республика Хакасия.
Цель: - закрепление знания детей, формирование мышления и основных функций речи детей с отклонениями в развитии (ЗПР) в игре;
Развитие логичности и обоснованности мыслительных действий, словарного запаса, сообразительности и наблюдательности;
Воспитание усидчивости, умения правильно выполнять задания, доставить детям радость, создать хорошее настроение,
Методы и приёмы :
Словесные : вопрос-ответ, пояснения.
Наглядные: показ, демонстрация,
Практические : выполнение заданий, упражнения.
Игровые: д/игры, сюрпризный момент, работа с планом, создание воображаемых ситуаций.
Здоровьесберегающие технологии : физкультминутка, пальчиковая гимнастика
Педагогические технологии : игровые.
Средства обучения : игры на развитие мышления, плоскостная фигурка - Незнайка.
Ход занятия:
I.Орг. момент. Пальчиковая гимнастика. «Помощники».
II. (Появляется Незнайка.) Кто это? Незнайка. Он сегодня пришёл к нам с тобой на занятие и просит, чтобы мы ему помогли выполнить задания, которые задала ему Мальвина. Поможем ему?
1.Игра «Лабиринт». Незнайка хочет попасть в зоопарк и посмотреть на зверей, но не знает, как туда пройти. Помоги ему, покажи дорогу. В зоопарке Незнайка встретил не только диких животных, но и домашних. Но он не знает, какие из них дикие, а какие домашние. Помоги ему разобраться в этом, покажи, какие животные где живут.
Игры «Кто где живёт» «Где чей домик» (Невербальная классификация). Смотри, Незнайка нашёл ещё чьи – то домики и их жителей, подскажи им, где чей домик.
Молодец! Правильно помог Незнайке выполнить и эти задания.
III. Физкультминутка. «Ветер».
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо растёт всё выше, выше.
IV . Игры «Коврики» (Тест Равенна), «Найди и назови предмет по его части».
А вот и следующее задание Мальвины: она купила себе в дом коврики, но почему-то они оказались с дырками. Давай подберём к коврикам заплатки, чтобы закрыть эти дырки. А ещё Мальвина просит отыскать вещи, которые потерялись во время переезда в новый дом.
Игра «Собери картинку».
Давай мы Мальвине и Незнайке соберём в подарок большую картину.
V. Итог . Молодец, ты помог Незнайке выполнить все задания Мальвины, он благодарит тебя и дарит тебе маленький подарок.
Библиографический список
1.Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого– педагогического
Обследования детей в медико-педиатрических комиссиях. М.: Просвещение, 1985.
2.Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! – СПб: Издательский Дом «Литера», 2011.
3.Тихомирова Л.Ф.Познавательные способности. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2000.
4.Тихомирова Л.Ф. Логика. Упражнения на каждый день. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
План-конспект занятия по физкультуре (средняя группа)
Интеграция областей: коммуникация, художественное творчество, познание, социология, здоровье, чтение художественной литературы.
Цель: повторение и закрепление знаний, умений и навыков, полученные на НОД по обучению грамоте и развитию речи.
Задачи.
Образовательные.
Продолжать учить различать гласные и согласные звуки, буквы. (Коммуникация)
Упражнять в слоговом анализе слова, учить соотносить слово с заданной моделью.
Упражнять в определении первого звука в слове и в звуковом анализе слова.
Упражнять в умении составлять предложения по выбранным словам.
Закрепить у детей понятие” слово-действие”. (Коммуникация)
Закрепить знания детей о животных. (Познание)
Совершенствовать навыки порядкового счета. (Познание)
Развивающие.
Развивать умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, закрепить понятия “слева” и “справа”. (Познание)
Развивать связную речь, обогащать словарный запас. (Коммуникация)
Развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, артикуляционный аппарат и дыхание. (Здоровье)
Развивать способность к изобразительной деятельности, воображение, творчество. (Художественно творчество)
Воспитательные.
Воспитывать желание получать знания, готовиться к обучению в школе. (Социализация)
Воспитывать любовь к художественной литературе. (Загадки, скороговорки, пословицы) – образовательная область “Чтение художественной литературы”.
Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умения работать в группе, воспитывать привычку работать сообща. (Социализация)
Оборудование.
Ноутбук, задания на листочках, рисунок Незнайки и Знайки, карточки с буквами, со словами, домики с окошками, листы с заданиями, дидактическая игра недорисованный человечек, схема букв, листики на подносе, игрушки или картинки животных.
1) Организационный момент
Сегодня у нас гости. Поздороваемся. Здравствуйте. Исанмесез.
Мы сегодня повторим и закрепим знания по обучению грамоте и развитию речи.
Вспомним наше правило: “Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре смело, четко говорим и тихонечко сидим.
Ребята, сегодня к нам пришло электронное сообщение из Цветочного города от Незнайки. Слайд 1. (Картинка Незнайки). Он, как и вы собирается в этом году в школу. Знайка и его друзья решили проверить готов ли Незнайка к школе, и дали ему ряд заданий. Незнайка очень боится ошибиться, не выполнить заданий, и просит у вас помощи. Поможем Незнайке выполнить все задания без ошибок? (Поможем)
Я тоже отправила сообщение, чтобы он пришел сюда.
А где же Незнайка? Подойдите сюда. Может он спрятался под листочками. Дыхательная гимнастика.
Все вместе глубоко вдохнем носиками и сильно подуем ртом.
Вот и Незнайка.
Мы тебе поможем.
Для начала мы приготовим язычок, и домик где живет язычок.
Артикуляционная гимнастика.
Повторим за мной.
Са-са-са - летит оса,
Су-су-су - мы видим осу,
Сы-сы-сы - мы не боимся осы,
Су-су-су – мы прогоним осу,
Са-са-са - улетела оса.
Переходим к выполнению заданий.
2) Основная часть
1. Задание 1. Игра: “Хлопни, топни”.
Ребята, давайте напомним Незнайке, какими бывают звуки (гласными и согласными). Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянуться, поются голосом, произносятся без препятствия). Назовите гласные звуки. Вы сказали, гласные звуки поются. А давайте споем. А сейчас берите зеркала и смотрите, что произносятся без препятствия. А с какими согласными звуками вы уже познакомились? (Дети называют согласные звуки). Почему эти звуки мы называем согласными? (Звуки произносятся с препятствием).
А сейчас, будьте внимательны. Я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, хлопните в ладоши, а согласный звук – топните ногами.
Как различаются буквы от звуков? (Ответы)
Звуки слышим и произносим, а буквы видим и пишем.
Игра: “Буквы распутались”.
Какие буквы мы найдем? (Ответы)
Молодцы! Справились с этим заданием. Думаю, что Незнайка тоже не ошибется при выполнении этого задания.
2. Следующее задание от Знайки. Слайд 2. (Знайка).
Нам нужно помочь Незнайке определить количество слогов в названии домашних животных и расселить их каждого в свой домик. В домике с одним окно поселятся животные, в названии которых 1 слог, в домике с двумя окнами – животное с 2 слогами, а животные с тремя слогами в названии поселятся в доме с тремя окнами. (Дети определяют и называют количество слогов в словах)!
(Корова, баран, конь, овечка, свинья, коза, собака, поросенок, носорог, …)
Проблемные вопросы.
Незнайка благодарит вас, за то, что вы выполнили это задание без ошибок!
3. Ребята, у Незнайки есть друг-поэт Цветик. Он очень любит сочинять стихи, загадки и знает много скороговорок и пословиц. Цветик загадал загадку. Между двух светил я один. (Нос)
И нам с вами нужно ему помочь не только их отгадать, но и определить с какого звука начинается отгадка. (Дети отгадывают загадку, определяют первый звук, дают его характеристику: гласный, согласный, твердый, мягкий)
А вы, какие загадки знаете?
А кто знает скороговорки? Дети читают скороговорки.
Молодцы. Это все Незнайке понадобиться.
А сейчас давайте отдохнем.
Физминутка.
К быстрой речке мы спустились
Поклонились и умылись
Раз, два, три, четыре, пять
Вот и мы и освежились.
Садимся за столы и берем листочки и карандаши.
Спинка прямая и ноги вместе. Держите осанку.
Работа на листочках.
Справа от вас на верхнем углу стола листочки.
Назовите предметы, первый звук превращайте в буквы и пишите в клетку. Какое слово получилось. Радуга. (Я люблю смотреть на радугу)
Составьте предложения, со словом радуга.
4. Задание о понятие “слово - действие”. Какой вопрос задаем к словам - действиям? Что делает?
Друг Незнайке Тюбик любит рисовать. Он нам отправил такой рисунок.
Вот недорисованный рисунок. Давайте дорисуем, но по особенному.
Дорисовать глаза можно, если назовете 3 слова - действия. (Глаза что делает?) Кто активный тот дорисовывает глаза. Дорисовываем нос. Дорисовываем рот, уши, ноги, руки.
Получился очень хороший рисунок.
Игра “Спроси-ответь”.
Найдите глазки своего соседа. Возьмите в руки картинки. Сейчас один спрашивает, другой отвечает. Согласитесь между собой, кто будет спрашивать, и кто будет отвечать. Найти слово - действие. А потом наоборот, но по-татарски.
Молодцы! Незнайка благодарно вам.
5. Задание 5. Из букв составить слова.
Знайка составил из букв хорошие,полезные для всех, добрые слова, а Незнайка открыл окно и ветер разметал и распутал по столу все буквы. Давайте мы с вами поможем Незнайке собрать буквы и написать слова.
Нам надо разделится на две подгруппы. Для этого рассчитайтесь “первый, второй”. Первые номера подойдите справа от Незнайки, а вторые номера слева от Незнайки.
Составим из букв слова.
ДРУЖБА. ЗНАНИЕ.
Молодцы! Составили из букв слова.
Ребята давайте составим предложение со словами дружба и знание.
Кто знает пословицы о знании и о дружбе.
Вот и советы для Незнайки и будущего ученика.
Ну вот, и помогли мы Незнайке выполнить все задания. Какое задание вызвало у вас затруднение? А с каким заданием вы справились легко? Мы с вами будем ждать следующего сообщения из Цветочной страны, о том, как Незнайка справился с заданиями.
А Незнайка вам приготовил сюрприз.
(Около ноутбука лежит конверт, а в конверте медали с наклейкой)
Спасибо за внимание!
Попрощаемся с гостями. До свидания! Сау булыгыз!
«Незнайка Носов» - Так что кое-что Незнайка мог позаимствовать и у Петра Николаевича. Так вы просто не фантазёры. Вы океан переплывать не пробовали? А ещё лучше, если сам писатель подходит своей фамилии. «Живая шляпа». Но «огурец» всё-таки слишком расплывчатое определение. Поговаривают, например, что Незнайка буквально срисован с сына Н.Н.Носова - Петра.
«Роль математики в жизни» - Математика - неотъемлемая часть всех наук. Новые задачи и примеры, геометрические фигуры и формулы, домашние задания. Математика – царица наук. Умные слова. Зачем нужна математика? Без математики не обходится не одна профессия. Математика в жизни. Стал взрослый. Королева наук, Математика, Мы тебе очень сильно признательны.
«Математика и поэзия» - Математика и поэзия. Если б я родился музыкантом, я бы стремился перебороть шумы мира. Л.Ф. Магницкий. Омар Хайям навсегда вошел в историю всемирной культуры. М. В. Ломоносов. В полных собраниях его сочинений имеется заметка с чертежом. Великий русский ученый М. В. Ломоносов говорил о математике. А. С. Пушкин.
«Математика и здоровье» - Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии. ЗОЖ и геометрическая прогрессия. Задача из сборника ГИА. Формулы геометрической прогрессии. Проверка ответов. Движение вперёд. Игра «футбол». Веселый тест. Дробный член. Гигиена. ЗОЖ. Пускай хорошее растёт в геометрической прогрессии. Солнце. Бактерии.
«Математика в жизни» - Во-первых посчитать имеющиеся деньги. В доме праздник... Повседневной жизни. Итого: 205руб. В итоге получается 12 человек. Поход в магазин. Работа. Я могу привести ряд работ в которых используется математика. Сегодня мы узнали где и как в повседневной жизни используется математика. Допустим что на праздник Новый год собрались 3 семьи по 4 человека.
«Профессии, связанные с математикой» - В гостях у математики. В каких профессиях необходимо знание математики. Врач. Учитель математики. Ученый - физик. Программист. Музыкант. Архитектор. Тренер. Математика в профессии. Ценность математики.
Конспект занятия для подготовительной к школе группе по математическому развитию «Задания для Незнайки»
Задачи:
1) Закреплять умение детей пользоваться таблицей; выполнять задания, по схеме используя блоки «Дьениша»; расставлять знаки ">", " 2) Использование в работе педагогической технологии интерактивное обучение.
Материалы:
Магнитная доска с таблицей, магниты (цветы), блоки «Дьениша», 2 схемы изображающие транспорт, карточки с цифрами для расстановки знаков >,
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Ему его товарищи поручили выполнить список заданий, эти задания у него вызвали некоторые трудности. И он просит вас ему помочь. Поможем Незнайке?
Дети:
Воспитатель:
Ребята, давайте рассмотрим с вами карту поручений Незнайки. Сколько заданий нам предстоит выполнить?
Дети:
Воспитатель:
Предлагаю вам каждое выполненное задание зачеркивать маркером, чтобы не запутаться какое поручение мы помогли выполнить.
Воспитатель:
А сейчас подойдите, пожалуйста, все к доске, встаньте друг за другом и повернитесь ко мне лицом. Послушайте 1-ое поручение, которое задали Незнайке: нужно будет на цветочной поляне рассадить цветы по адресу, сейчас каждый из вас подойдет к 1-ому столу возьмет адрес и цветок, и по очереди посадит на полянку.
Воспитатель:
Хорошо, вижу, вы выполнили задание. Давайте проверим, правильно ли вы посадили цветы?
Воспитатель:
Света, какой у тебя был адрес цветка? и т.д. (проверка).
Воспитатель:
Молодцы ребята, вы помогли Незнайке выполнить 1-ое поручение.
Воспитатель:
Катя, зачеркни на карте поручений задание, которое вы выполнили.
Воспитатель:
Но чтобы выполнить следующее поручение, вы должны договориться, кто с кем хочет выполнять задание и в каждой группе у вас должно быть по 4 человека.
Воспитатель:
Готовы? Хорошо. Посмотрите на последнем столе Незнайке Винтик и Шпунтик передали 2 схемы и детали к ним. Нужно будет по схеме собрать транспорт. 1-ая группа возьмет схему и детали к ней и отправиться выполнять задание за 1-ый стол. 2-ая группа возьмет другую схему и детали к ней и отправится выполнять задание за 2-ой стол. Чья группа выполнит задание, поднимет руку.
Воспитатель:
Вижу, обе группы готовы. Давайте сейчас 1-ая группа подойдет к столу 2-ой группы и проверит, верно, ли они собрали, а 2-ая группа к столу 1-ой.
Воспитатель:
Молодцы ребята правильно собрали транспорт, тем самым выполнили 2-ое поручение. Максим возьми маркер и зачеркни на карте поручений то задание, которое вы выполнили.
Воспитатель:
Посмотрите, Незнайка у нас приободрился, говорит, что без вашей помощи он бы точно не справился. Но он видит, что вы немножечко устали и предлагает вам отдохнуть. Кто хочет провести физкультминутку?
Воспитатель:
Марина, какую физкультминутку ты желаешь провести?
Марина:
- «Стрекоза».
Воспитатель:
Что для этого тебе нужно?
Марина:
Чтобы дети подошли ко мне и образовали кружок.
Воспитатель:
Хорошо приглашай детей и проводи физкультминутку.
Физкультминутка «Стрекоза»
Проводится физкультминутка (музыкальное сопровождение есть в архиве с занятием).
Утром стрекоза проснулась,
(протираем глазки и потягиваемся)
Потянулась, улыбнулась.
(из положения упор-присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед и вверх)
Раз – росой она умылась,
(дети умываются)
Два – изящно покружилась,
(кружатся на месте)
Три – нагнулась и присела,
(наклонились и присели)
На четыре – полетела.
(дети машут руками как крыльями)
У реки остановилась,
(присели)
Над водою закружилась.
(пробежка на месте)
Воспитатель:
Отдохнули? Тогда приступим к выполнению следующего поручения. Посмотрите, на 3-ем столе лежат карточки, это Знайка Незнайке задавал домашнее задание, но Незнайка их вовремя не выполнял и накопил очень много карточек. Для того чтобы помочь Незнайке выполнить задания в карточках, вам нужно будет договориться, кто с кем хочет выполнять задание в парах, взять любую карточку и сесть за стол.
Воспитатель:
Ребята посмотрите в карточках написаны цифры, а между ними пустая клетка, нужно будет в пустые клетки расставить знаки >,
Воспитатель:
Вижу, что все готовы. Предлагаю поменяться своими карточками с ребятами за соседним столом и проверить друг у друга, не допустили ли вы ошибки.
Воспитатель:
Молодцы ребята выполнили домашнее задание Незнайке. Он, глядя на вас, сказал, что больше не будет копить задания, а будет их сразу выполнять.
Воспитатель:
Егор, возьми маркер и отметь задание на карте поручений, которое вы выполнили.
Воспитатель:
Ребята, а чтобы выполнить очередное поручение вам нужно будет договориться, кто с кем хочет выполнять задание и в каждой группе у вас должно быть по 4 человека.
Воспитатель:
Договорились? В каждой группе вам нужно будет договориться, кто будет выполнять задание, а кто наблюдать, как выполняют задание.
Воспитатель:
Вижу, все готовы. Послушайте, Незнайке также на занятиях по ознакомлению с природой задавали выложить из геометрических фигур зверей, которых они проходили. Вам нужно будет выполнить это задание.
Воспитатель:
1-ая и 2-ая группа подойдите к моему столу и возьмите себе пакетик с геометрическими фигурами и картинку животного, которого вы будете собирать.
Воспитатель:
Выполнили. Молодцы, а кто наблюдал, расскажите, как ваши товарищи выполняли работу.
Воспитатель:
А теперь я предлагаю вам поменяться ролями: те, кто выполнял задание, будут наблюдателями, а те, кто наблюдал, будут выполнять.
Воспитатель:
Вы выполнили еще одно поручение. Кристина возьми маркер и отметь на карте поручений задание, которое вы выполнили.
Воспитатель:
Ребята давайте посмотрим на карту поручений Незнайки.
Цветы вы сажали? (да).
- Транспорт по схеме собирали? (да).
- Домашнее задание выполняли? (да).
- Животных собирали из геометрических фигур? (да).
Воспитатель:
Значит, вы все поручения выполнили. Молодцы, Незнайка вам говорит спасибо.
Воспитатель:
Ребята, но чтобы Незнайка мог про вас рассказать в Цветочном городе, он просит вас помочь ему составить репортаж по нашему занятию. Согласны?
Дети:
Воспитатель:
Тогда поиграем в игру «Корреспонденты». По считалке Незнайка из вас выберет корреспондента.
Воспитатель:
Лера, возьми все необходимые тебе атрибуты. Посмотри, на мольберте вывешены алгоритмы ведения интервью. Опираясь на эти алгоритмы, ты можешь задавать нам вопросы.
Воспитатель:
Ребята вы все молодцы, в чем просил Незнайка помощи, вы выполнили. А сейчас давайте с вами скажем до свидания Незнайке.
Дети:
До свидания.
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, что вам ответит Незнайка?
Дети:
Спасибо.
Воспитатель:
Как вы думаете, понравились вы ему и почему?
Дети:
Понравились, потому что мы работали дружно, сообща, договаривались между собой и все задания Незнайки выполнили.
Воспитатель:
Ребята, мне тоже очень понравилось, как вы работали на занятии, я всем говорю спасибо. И на этом наше занятие подошло к концу.
Обо всём на свете:
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...
Материалы раздела
Занятия для младшей группы:
Занятия для средней группы.