Характеристика настены андрея живи помни. Пересказ и характеристика произведения "Живи и помни" Распутина В.Г

Распутин — писатель уже послевоенного поколения, на войну пришлось его детство, но война стала одним из тех исключительных испытаний, которые оставляют след навсегда. В повести «Живи и помни» Распутин представил историю дезертира и его жены.

Образ Настены — нравственный центр повести, чистый и прекрасный женский характер, поставленный в неразрешимое, истинно трагическое положение. Психологически новаторским стал тип Андрея Гуськова, тщательно исследованный излом его души. Важны воспоминания Андрея о том, как он уходил на фронт. В них — начало душевной порчи Гуськова, которая и привела к страшному концу. Недобрые чувства владеют им: «злость, одиночество, обида, тот же холодный, угрюмый и неотвязный страх». И на деревню, покидая ее, Андрей смотрел «молча и обиженно, он почему-то готов был уже не войну, а деревню обвинить в том, что вынужден ее покидать». Его реакция принимает, казалось бы, нелепый оборот: «Невольная обида на все, что оставалось на месте, от чего его отрывали и за что ему предстояло воевать...» Его «обидела» даже Ангара, что текла так «спокойно и безразлично к нему».

Андрей сладко-мучительно сосредоточен на своем страдающем «я». Все «ехали шумно, ордой, вовсю отдавшись горькому веселью, хорошо понимая, что это последние свободные и безопасные дни. Андрей держался особняком...» Страх - второе из преобладающих чувств, страх за свою жизнь. Но из тройки мучивших его переживаний — страха, злобы и обиды — самым пагубным оказалось последнее. На фронте он поборол свой страх, хочешь, не хочешь, воевал, как все, там нельзя было иначе, срабатывал «разумный эгоизм», иначе и себя погубишь, и других. Но когда в конце войны с тяжелым ранением он попал в госпиталь и уже совсем уверился, что его или вовсе отпустят домой или хотя бы на побывку, а этого не произошло, и его отправили на фронт, то снова с неуправляемой силой поднялись в нем эти чувства. Опять обида на обстоятельства, на все и всех, злоба — это уже следствие обиды, ожесточенная ее форма.

По ходу повествования открываются факторы, формировавшие характер Андрея. Только к середине повести, когда Андрей, крадучись, выходит рано утром к родной деревне, мы узнаем некоторые важные детали о его родителях. Выясняется, что обидчивая, злобная склонность его натуры идет и от матери, от сложностей народной судьбы в годы раскола и борьбы. Над матерью Андрея, привезшей с собой в Атамановку из-под Братска особый цокающий, шипящий выговор, подсмеивались всю жизнь, «она злилась и не умела скрыть свою злость, а потому сторонилась людей, старалась оставаться одна». Такая же склонность к одиночеству, к отчуждению от людей — и у ее сына. К тому же, в гражданскую войну истребили всю ее семью: отца, мать, трех братьев, а младший из них, служивший у Колчака, скрывался от революционного правосудия у них в подполье. Не зря Распутин поселяет семью Гуськовых в деревню Атамановку, бывшее Разбойниково, жители которого в старые годы прославились грабежом «идущих с Лены золотишников».

Андрей и Настена - два исконно противоположных типа отношения к жизни. Если у Андрея - это счеты к миру, людям, судьбе, то у Настены - любовь, готовность к добру и отдаче себя («...причем любви и заботы Настена с самого начала мечтала отдавать больше, чем принимать»). Обстоятельства ее жизни были тяжелее, чем у Андрея: вымершая в голод семья с Верхней Ангары, сиротское детство побирушки, лишения, унижения, но они не только не ожесточили ее характер, но, напротив, из всех этих мытарств вышла она еще душевнее, отраднее для людей. Андрей склонен снимать с себя ответственность, все взваливать на судьбу, власть независимых от него обстоятельств: «от судьбы... не уйдешь... это же она меня с войны сняла и сюда направила». Вместе с тем, одна из главных его побудительных причин к определенному выбору и действию - мучительное недовольство своим жребием, стремление урвать себе кусок получше. В Настене же особо выделяются отсутствие всякой зависти, мудрое приятие своей доли, своего счастья, той только уготованной части, которую надо честно и достойно снести: «Судьбой ли, повыше ли чем, но Настене казалось, что она замечена, выделена из людей - иначе на нее не пало бы сразу столько всего».

Андрей прямо высказывает свое убеждение, что на земле «хоть у слабого, хоть у сильного одна надежда - сам ты, больше никто». Андрею внятна ценность просто жизни, собственной и своей семьи, его волнует сохранность в роде. Когда появилась надежда, а затем уверенность, что у него, наконец, может быть ребенок, что он биологически прорастет дальше, это радостно потрясает глубины его существа, этим в его глазах можно оправдать все то страшное, на что он себя обрек. Его единственная святыня - собственный дом, он труднее других отрывается от него и к нему же его так до забвения опасности, чести и долга тянет: еще раз хотя бы увидеть, а с ним — родителей, жену.

Трагедии Настены и Андрея - разные. Андрей уже совершил свой роковой выбор: на войне, в положении, когда человек не принадлежит себе, своим личным желаниям и порывам, взял и решился по своей воле пожить. Этим он непоправимо отделился от мира людей, стал одиноким, «голым», просто человеком перед лицом неминуемого конца. Человек, загнанный в тупик и живущий какое-то время в его пространстве, — вот ситуация героя повести. Настена же на протяжении повести находится в состоянии невозможности окончательного выбора, она — в раздирающем ее конфликте. Их полную несовместимость точно определил сам Андрей: «У тебя была только одна сторона: люди. А сейчас две: люди и я. Свести их нельзя: надо, чтоб Ангара пересохла». Итак, с одной стороны у Настены - ее деревня, малая община, за которой стоит большая Родина, мир людей, их ценности, понятие о добре и зле, которое она разделяет всем своим существом; с другой - ее муж, с которым она, по тем же укорененным в ней народным представлениям, составляет нераздельную физическую и нравственную единицу. А муж взял да и выпал из общей правильной жизни, стал преступником и изгоем, да еще по высшей мере вины. Но отделиться от доверившегося ей близкого человека в момент испытаний, пусть даже грех его неподъемно велик, она не может. Тем более что чувствует она и свою долю вины в преступном повороте жизни мужа. Верила и боялась, что жила она неверно, для себя, думала о себе и ждала его только для одной себя. Ее совестливость чутка и умна. Настене доступны какие-то особые, почти «телепатические» возможности общения с близким человеком, поэтому и понимание взаимной сплетенности судеб, и ответственность у нее особенно глубоки. Она рассказывает Андрею, как она каждый вечер перед сном говорила с ним, а утром не вставала, прежде чем не представит его. И не просто представит, а какой-то способностью ясновидения перемахнет разделяющие их расстояния и как бы воочию его увидит.

Настена обладает способностью видеть в людях прежде всего их благую сторону, тем самым укрепляя в себе и окружающих начатки добра. В проникновенных беседах с Андреем, погружаясь в воспоминания о прошлом, она извлекает оттуда доброе, отрадное, любовное: моменты нежности, взаимного понимания, защиты ее мужем. Она даже не хочет помнить, что он на нее когда-то поднимал руку. Луч такого отношения - и единственно он — не только высвечивает в Андрее лучшее, но дает ему разогреться и выплеснуться наружу. Именно тогда в нем пробуждается совесть, обостряется чувство вины, он по-настоящему чувствует себя преступником. В непрерывной внутренней борьбе в Андрее двух людей, двух противоположных сил -раскаяния, самоосуждения и злобы, извращенного сладострастия окончательного падения - только под влиянием Настены начинает усиливаться и на какое-то время преобладать лучшая сторона. 10-11 главы - кульминация во взаимном раскрытии душевных глубин Андрея и Настены. Тут недаром и вершина муки Гуськова: «Господь, что я наделал?!»

Метаться Настена больше не может, «ни решить в пользу личного, ни выдержать своей вины перед другими...» В этом нравственная чистота и подвиг Настены. Уходя из жизни, она уносит с собой и последнюю надежду мужа на «память крови», которая продлится в ребенке. Это единственное доступное ее душе, мягкой, любящей, не терпящей насилия над другим, наказание Андрею, наказание, осуществленное подсознательно, но непреложно, как бы от имени всех. И кончается повесть примирительной нотой: не отринула от себя Настену деревня, оставила в своем круге жалости и памяти.

В истории Андрея прослеживаются два этапа: первый — пока он еще был связан с Настеной. Пока стояла зима, контакт осуществлялся по льду через Ангару, да и сам Гуськов мог наблюдать за деревней, своим домом, даже в баню тихонько наведывался. А когда реки стали освобождаться ото льда и еще не установилась лодочная переправа, Андрея целиком отрезало от единственной человеческой души, которая ему «дышать давала». Пока шла нормальная, мирная жизнь или на фронте, он был так или иначе включен в дело, людское общение и отношение, через Настену Андрей хоть в малой степени оставался причастным миру людей. А тут оказался совершенно один, лицом к лицу с самим собой, природой, концом, смертью. Как преследуемого зверя, Андрея тянут к себе всякие укромные места, он маниакально ковыряет мышиные норы, небольшие ямки, бесполезные для укрытия. Гуськов все больше дичает, сознание его начинает расползаться, как трухлявая ткань, начинаются странные провалы в памяти.

Собственно, самого конца Андрея Распутин не дает, это уже не имеет значения, мы узнаем только, что, услышав шум на реке (момент самоубийства Настены), он поспешно бежит в одно из найденных им дальних укрытий. В более поздних изданиях Распутин снимает даже этот эпизод.

Протест против войны проходит через всю повесть. Андрей Гуськов - искалеченная душа, жертва своего характера, своего отношения к жизни, своего выбора, погубившего и жену, и ребенка, и его самого. Но он же и жертва, жалкая жертва войны. Губительный тупик, на который Андрей себя обрек, страшный отрицательный опыт, призванный учить и предостерегать.

Война, с какой бы целью она не велась, несет с собой только несчастье и слезы, разрушения и горе. Для нашего народа самая кровопролитной из всех войн стала Великая Отечественная война, которая забрала миллионы жизней защитников родной земли. Погибая, они были уверены, что отдают свою жизнь за свою Родину, за своих близких и родных. Но смерть, даже такая благородная – это всегда очень страшно. Однако намного страшнее духовная смерть человека. Именно об этом и идет речь в повести известного русского писателя В. Распутина «Живи и помни».

Автор повести раскрывает душевные глубины главного героя произведения – дезертира Андрея Гуськова. Этот человек с первого дня воевал на фронтах Великой Отечественной войны. В одном из боев Андрей был ранен и контужен. Но после лечения, выписавшись из госпиталя, Гуськов не отправился в свою часть, а тайком пробрался в свою родную деревню, по законам военного времени став дезертиром, подлежащим расстрелу без суда и следствия.

До войны Андрей Гуськов был хорошим работящим парнем, надежным мужем и послушным сыном. На фронт он отправился в начале войны. «Поперёк других не лез, но и за чужие спины не прятался», — говорит о нём В. Распутин. Андрей был не из робкого десятка и на фронте показал себя смелым и дисциплинированным солдатом. И хотя умирать ему не хотелось, три года воевал он не за страх, а за совесть, исправно исполняя все свои обязанности. И все эти три года его не покидало непреодолимое желание повидать свою деревню, встретиться с родными и своей женой Настеной.

Вышло так, что после тяжелого ранения в грудь и контузии Андрей попадает в госпиталь под Новосибирском, и до его родного дома оттуда было «рукой подать». Однако его просьбу о кратковременном отпуске медицинская комиссия отклоняет и сразу отправляет Гуськова на фронт. Вот тогда он и принимает опрометчивое и необдуманное решение, не получив разрешения начальства и отправившись в самовольную отлучку в родное село. Он планировал потратить на это совсем немного времени, но увязнув в бесконечных военных переездах, Андрей начинает понимать, что дело уже пахнет не гауптвахтой за самовольную отлучку, а самым настоящим дезертирством и военным трибуналом. Не было бы проблем в дороге, и он бы обязательно вернулся в родную часть, опоздав совсем ненамного. Ведь он просто хотел повидать родных, может быть, последний раз в жизни, а не за «шкуру он трясся».

Чем же обернулся необдуманный поступок Андрея Гуськова, который стал главным выбором всей его жизни? И было ли у него право отправиться вместо своей части в родную деревню и исполнить даже такое скромное желание, как повидать родную жену? Это желание было бы скромным в мирное время, а вот во время войны не следует устраивать свою судьбу, отделив себя от судьбы народа, от его горя.

Весь моральный груз и осознание предательства полностью лег на жену Гуськова Настену. В. Распутин пишет: «В обычае русской бабы устраивать свою жизнь лишь однажды и терпеть все, что в ней выпадет». И она терпела. Даже когда в доме появляется не доехавший до фронта Андрей, всю вину мужа она берет на себя. «Без вины, а повинна», — говорит о ней писатель. Настена «взяла крест» Андрея, даже еще не осознавая и смутно представляя, во что выльется решение мужа вернуться домой. За этот поступок Андрей Гуськов будет в скорости жестоко, но справедливо наказан судьбой. Буквально с первого дня его пребывания в родном доме начинают прослеживаться ужасные последствия его предательства. Происходит моральное падение Андрея и утрата его личности, разрушаемой постоянными укорами совести, которые он пытается всеми силами если не побороть, то хотя бы заглушить.

Вскоре Андрей научился от бродившего неподалеку от избушки волка выть и со злорадной мстительностью радовался этому: «Пригодится добрых людей пугать». Также ловко он приспособился воровать из чужих лунок рыбу, причем делал это не столько от нужды, сколько от желания досадить односельчанам, которые живут открыто, с чистой совестью и не боясь, в отличие от него, вынужденного все время скрываться и бояться каждого шороха. А высшей точкой морального разложения Андрея Гуськова стало бессмысленное убийство теленка в чужой деревне, которого он зарубил не ради мяса, а ради какой-то непонятной прихоти, поселившейся в нем с момента возвращения домой. Эта прихоть поселилась в душе Андрея настолько прочно и настолько властно овладела всеми его помыслами, что полностью разрушила все его связи с тем, что свято и дорого каждому человеку, связи с людьми и природой, уважение к чужому имуществу и труду людей.

Проверку на человечность Андрею пройти не удалось, поскольку его душа полностью распадается, да и его жена Настена превращается в загнанное нелюдимое существо. Ее совестливую натуру иссушает жалящий непреходящий стыд за своего мужа, а двойная жизнь отбирает у нее не только простые радости, но и с каждой минутой оставляет девушке все меньше жизненных сил. Исчезла простота, доверительность и сердечность в разговорах с подругами, она не может без напряжения не только говорить с односельчанами, но даже находиться среди людей. Хотя, ни о чем не догадываясь, подруги и соседи относятся к ней все также и принимают ее за свою, но Настена уже давно для них чужой посторонний человек. Она не получает радости ни от любви, ни от материнства, которого она так долго ждала, ни от Великой Победы своего народа и окончания войны. Ведь к долгожданной Победе, великому празднику она «никакого отношения не имеет. Самый последний человек имеет, а она нет». Да и ожидание ребенка становится для нее настоящей мукой, бесконечными раздумьями о том, какая участь его ждет в будущем, как объяснить односельчанам его появление и не лучше ли избавиться от него? Вышло так, что и любовь, и материнство и вся жизнь Настене достались краденые.

«Сладко жить, страшно жить, стыдно жить» — так говорит о жене дезертира писатель. Все сильнее усталость и отчаяние затягивали ее в стремительный безвозвратный водоворот, на дне которого оказалась смерть. В одну из ночей Настене не удалось переплыть речку и повидать Андрея, поскольку односельчане все-таки разглядели ее беременность и стали настороженно к ней относиться, что и послужило отказом в переправе. А заслышав невдалеке погоню, она, усталая, истерзанная, бросается в воду, не спасая Андрея, а ставя точку в своей горькой судьбе.
Уходя в волны Ангары, Настена остается чистой перед людьми. Эту чистоту она обрела благодаря способности жертвовать собой ради других, принятием на себя вины мужа-дезертира и святой вере в истинные человеческие ценности. Даже страшная окружающая действительность и враждебное отношение людей не сломали ее, не озлобили нисколько. А вот Андрей не выдержал испытаний жизни. Его моральные устои полностью разрушились. Погибло вместе с Настеной и оправдание его бегству, которое он видел в будущем ребенке. Андрей думал, что новорожденная жизнь их наследника заменит его загубленную и избавит от мучительных укоров совести за бесполезно истлевшее существование.
Смертью жены и не родившегося ребенка, тех, кто был Гуськову дороже всех на свете, карает В. Распутин дезертира: «Живи и помни. Живи и помни!». Бывает наказание смертью, но наказание жизнью еще страшнее. И с таким вот наказанием Андрей остается жить. Но жить загнанным, пустым и озверевшим существом, но уже никак не человеком. Любая смерть лучше такой жизни, жизни существа, когда-то бывшего неплохим человеком, отбившегося от народа, людей. И В. Распутин еще раз обращается не только к героям произведения, но и к своим читателям: «Живи и помни. Живи и помни!» о том, что нельзя прожить врозь от судьбы своего народа и своей родной земли. И нет никакого оправдания Андрею Гуськову, никак не можем мы его считать жертвой войны. В таких точно условиях пять лет, на протяжении всей Великой Отечественной войны жили, работали и сражались миллионы наших соотечественников, которые пожертвовали собственной судьбой и собственным счастьем ради счастья нашей Родины. Гуськов – палач, поскольку, став дезертиром, он обрек на гибель не только себя, но и свою молодую жену и еще не родившегося ребенка. Его невозможно понять, его невозможно простить.

Валентин Григорьевич Распутин - известный писатель, начавший свою творческую карьеру еще в Советском Союзе. Его произведения изучаются в школе, его имя знакомо нам с детства. В статье мы обратимся к самому знаменитому произведению писателя - «Живи и помни». Краткое содержание повести станет основной темой для нас.

О книге

Повесть была издана в 1974 году, и сразу вызвала множество различных откликов. Читатели были поражены тем, насколько правдоподобно и яростно передал чувства и переживания своих героев Распутин. «Живи и помни» (краткое содержание) проиллюстрирует это, рассказывая историю солдата, сбежавшего со службы, и его жены.

Повесть поднимает огромнейший пласт нравственных проблем и вопросов. И решить их читать должен самостоятельно, без авторской подсказки. В этом отношении произведение сильно выделяется на фоне других образчиков современной литературы. Поможет понять и осмыслить «Живи и помни» краткое содержание повести. Драматизм судьбы персонажей, особенно главной героини, не оставит равнодушным и поможет раскрыть глубинную проблематику произведения.

В своем творении, посвященном жизни дезертира, Распутину удается показать, насколько сложными и противоречивыми могут быть человеческие взаимоотношения. Не все так просто в реальном мире - вот основной посыл автора.

«Живи и помни»: краткое содержание

События разворачиваются в последний год войны. В небольшое село у Ангары тайно возвращается дезертир Андрей Гуськов, местный житель. Герой не обманывает себя надеждой на понимание родственников и односельчан, но надеется, что жена Настена его поддержит. Андрей оказывается прав, женщина первой догадывается о его возвращении, хоть и боится в этом признаться даже себе.

История семейной жизни Настены

Настя вышла замуж не от большой любви, а из-за того, что ей надоело работать на свою тетку. Однако она искренне благодарна мужу за то, что дал ей защиту и семью, которую она рано потеряла. На предложение Андрея выйти замуж Настя ответила согласием, даже не раздумывая. Какая разница, за кого выходить, если все равно придется. Так Распутин описывает историю обычной деревенской женщины в «Живи и помни». Краткое содержание рассказывает о том, что Настя, уходя в чужое село с малознакомым мужчиной, даже не представляла, что ее ждет впереди.

Вышло так, что ее жизнь мало изменилось. Теперь она стала работать не на тетку, а на мужнину родню. И спрашивают с ее намного строже. Отношение к женщине могло быть и помягче, если бы она родила ребенка, но этого не случилось. Из-за своей бездетности Насте приходилось сносить понукания и попреки родных. Баба без детей - это и не баба, а половина бабы. Женщина винила в этом себя, но как-то не выдержала. На очередной уж совершенно гадкий и обидный упрек Андрея она ответила, что еще неизвестно, кто виноват в их горе. Других мужиков у нее не было и сравнить не с чем. За эти слова муж сильно избил Настену.

Война

Не идеализирует своих героев Распутин. «Живи и помни» (краткое содержание повести в том числе) рассказывает о начале войны. Когда пришла повестка Андрею, Настя даже обрадовалась тому, что у них нет детей. Другим женщинам предстояло кормить ораву ребятишек, она же была избавлена от этой заботы.

Андрей часто писал с фронта. А когда попал в госпиталь из-за ранения, то и оттуда не забывал посылать семье весточки. В одном из писем герой намекает даже на возможность возвращения домой в отпуск. Но неожиданно вести перестали приходить. Прошло некоторое время, и к Гуськовым заявляется председатель с милицией. Они просят показать переписку с Андреем. На удивленные вопросы семьи они отвечают, что желают выяснить, куда пропал муж Насти.

Возвращение

Образ Настены намного богаче и полнее изображен, чем других персонажей повести «Живи и помни». Краткое содержание по главам рассказывает о ее способности тонко чувствовать и сопереживать. Так, женщина первой начинает догадываться о возвращении мужа. Первой весточкой для нее стала пропажа топора из бани. Он исчез из-под половицы, а никто чужой не мог знать об этом месте хранения. Желая помочь, Настена топит баню и оставляет в ней хлеб. Ее догадки полностью оправдываются, когда она встречает там мужа.

С этого момента женщина воспринимает Андрея как крест, который она должна нести. Она скрывает его ото всех и считает появление мужа расплатой за то время, что жила для себя. Поэтому женщина помогает Андрею, лжет и крадет ради него. Для мужа она становится готова даже взять на себя всю ответственность за его преступления. Быть семьей - значит не только жить в радости, но и разделять грести друг друга.

Настена чувствует, что до конца исполняет долг жены. Это придает ей силы и даже радует, особенно когда она понимает, что беременна. Все выпадающие тяготы воспринимаются как неотвратимость судьбы.

Андрей

Не выставляет и Андрея негодяем Валентин Распутин. «Живи и помни» (краткое содержание) убеждает в этом, произведение не направлено на обличение и обвинение. Автор рассказывает о жизни обычных людей, обуреваемых общечеловеческими сомнениями и страхами. Герой произведения не выглядит предателем. Да, он сбежал из госпиталя, но только потому, что ему не дали обещанного отпуска. Надежда на скорое возвращение в родные места была так сильна, что он не смог ее перебороть. Андрею не хватило твердости вынести все испытания, что выпали на его долю.

Вернувшись домой, он тоже не выказывает себя героем. Гуськов собирается скрываться до последнего, не заботясь о последствиях. Он не думает о своей семье, жене, будущем ребенке.

Победа

Заканчивается война. Настене стыдно смотреть на тех женщин, чьи мужья не вернулись с фронта. На празднике по случаю победы она начинает злиться на мужа, который забрал у нее возможность радоваться долгожданному завершению войны. Настена стоит перед выбором: оставаться с Андреем до конца или отречься от него. Женщина и злится на мужа, и понимает, что она ему жена, и должна разделять все горести с ним.

Беременность Настены становится заметна. Односельчане начинают над ней подсмеиваться, а свекровь гонит из дома. Тяжело ей было выносить злые взгляды людей. Непосильная работа, необходимость скрывать свои чувства и сносить оскорбления вымотали Настену. Слишком сильно устала эта женщина от жизни. И единственной возможностью отдыха стала для нее смерть. В водах Ангары закончились все ее мучения.

Таково краткое содержание повести «Живи и помни».

В.Г. Распутин «Живи и помни»

События, описанные в повести, происходят зимой сорок пятого, в последний военный год, на берегу Ангары в деревне Атамановка. Название, казалось бы, громкое, а в недавнем прошлом еще более устрашающее - Разбойниково. «…Когда-то в старые годы здешние мужички не брезговали одним тихим и прибыльным промыслом: проверяли идущих с Лены золотишников». Но обитатели деревни давно уже были тихими и безобидными и разбоем не промышляли. На фоне этой девственной и дикой природы происходит основное событие повести - предательство Андрея Гуськова.

Вопросы, которые поднимаются в повести.

Кто же виноват в нравственном падении человека? Каков путь человека к предательству? Какова мера ответственности человека за свою судьбу и судьбу Родины?

Война, как исключительное обстоятельство, поставила всех людей, и в том числе и Гуськова, перед «выбором», который должен был сделать каждый.

Путь к предательству

Война - суровое испытание для народа. Но если в сильных людях она воспитывала стойкость, несгибаемость, героизм, то в сердцах слабых прорастали и начинали давать свои горькие плоды трусость, жестокость, эгоизм, неверие, отчаяние.

В образе Андрея Гуськова, героя повести «Живи и помни», нам открывается душа слабого человека, искалеченная суровыми событиями войны, в результате чего он стал дезертиром. Как же этот человек, честно защищавший от врагов свою Родину в течение нескольких лет и даже заслуживший уважение товарищей по оружию, решился на поступок, презираемый всеми, всегда и везде, независимо от века и национальности?

В. Распутин показывает путь к предательству героя. Из всех уходящих на фронт Гуськов тяжелее всего переживал это: «Андрей смотрел на деревню молча и обиженно, он почему-то готов был уже не войну, а деревню обвинить в том, что вынужден ее покидать» . Но несмотря на то, что ему тяжело уходить из дома, он прощается с родными быстро, сухо: «То, что приходится обрывать, надо обрывать сразу…»

Андрей Гуськов поначалу и не собирался дезертировать, он честно пошел на фронт и был хорошим бойцом и товарищем, заслужив уважение друзей. Но ужасы войны, ранение заострили эгоизм этого человека, который поставил себя выше своих товарищей, решив, что именно ему и нужно уцелеть, спастись, вернуться живым во что бы то ни стало.

Зная, что война уже подходит к концу, старался выжить любой ценой. Его желание осуществилось, но не совсем: он получил ранение, и был отправлен в госпиталь. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, и был так уверен в этом, что даже не вызвал родню в госпиталь повидаться. Весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила, как удар молнии. Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновение.

Дезертирство Андрея автор Валентин Распутин не пытается оправдать, но стремится объяснить с позиции героя: он долго воевал, заслужил отпуск, хотел увидеть жену, но положенный ему после ранения отпуск отменили. Предательство, которое совершает Андрей Гуськов, закрадывается в его душу постепенно. Сначала его преследовал страх смерти, которая представлялась ему неминуемой: «Не сегодня — так завтра, не завтра — так послезавтра, когда подвернется очередь». Гуськов пережил и ранение, и контузию, испытал танковые атаки и лыжные рейды. В.Г. Распутин подчеркивает, что среди разведчиков Андрей считался надежным товарищем. Почему же он встал на путь предательства? Сначала Андрей просто хочет повидаться с родными, с Настеной, побыть немного дома и вернуться. Однако, поехав на поезде в Иркутск, Гуськов понял, что зимой и за трое суток не обернешься. Андрей вспомнил показательный расстрел, когда при нем расстреляли мальчишку, который захотел за пятьдесят верст сбегать в свою деревню. Гуськов понимает, что за самоволку по головке не погладят. Таким образом неучтенные обстоятельства сделали путь Гуськова гораздо более долгим, чем он предполагал, и он решил, что это — судьба, назад дороги нет. В минуты душевной смуты, отчаяния и страха перед смертью Андрей принимает роковое для себя решение - дезертировать, которое перевернуло его жизнь и душу, сделало другим человеком.

Постепенно Андрей возненавидел себя. В Иркутске он на какое-то время поселился у немой женщины Тани, хотя совершенно не собирался этого делать. Через месяц Гуськов, наконец, оказался в родных местах. Однако герой не ощутил радости от вида деревни. В.Г. Распутин постоянно подчеркивает, что, совершив предательство, Гуськов вступил на звериный путь. Через некоторое время ему уже жизнь, которой он так дорожил на фронте, стала не мила. Совершив измену родине, Андрей не может уважать себя. Душевные муки, нервное напряжение, невозможность ни на минуту расслабиться превращают его в загнанного зверя.

Вынужденный скрываться в лесу от людей, Гуськов постепенно теряет все человеческое, доброе начало, какое в нем было. Лишь злоба и неуёмный эгоизм остаются в его сердце к концу повести, его беспокоит только собственная участь.

Андрей Гуськов дезертирует осознанно, ради своей жизни, а Настёну, свою жену, заставляет его скрывать, тем самым, обрекая её жить во лжи: «Вот что я тебе сразу скажу, Настёна. Ни одна собака не должна знать, что я здесь. Скажешь кому - убью. Убью - мне терять нечего. У меня рука на это твёрдая, не сорвётся», - такими словами он встречает свою жену после долгой разлуки. И Настёне ничего не оставалось делать, как просто повиноваться ему. Она была с ним заодно до самой своей смерти, хотя иногда её посещали мысли, что это он виноват в её страданиях, но и не только в её, а и в страданиях её будущего ребёнка, зачатого вовсе не в любви, а в порыве грубой, животной страсти. Этот еще не родившийся ребенок страдал вместе со своей матерью. Андрей не осознавал, что этот ребенок обречен прожить всю жизнь с позором. Для Гуськова было важно исполнить свой мужской долг, оставить наследника, а как это дитя будет жить дальше, его мало волновало. Автор показывает как предав себя и свой народ, Гуськов неизбежно предает и самого близкого и понимающего его человека — свою жену Настену, готовую разделить вину и позор своего мужа, и своего нерожденного ребенка, которых он жестоко обрекает на трагическую гибель.

Настёна понимала, что и жизнь ее ребенка, и она сама обречены на дальнейший позор и страдания. Выгораживая и защищая своего мужа, она идет на самоубийство. Она решается броситься в Ангару, тем самым, убивая и себя, и своего еще не родившегося малыша. Во всем этом, безусловно, виноват Андрей Гуськов. Этот момент и является той карой, которой высшие силы могут наказать преступившего все нравственные законы человека. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова Настены: «Живи и помни», — будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу.

Почему Гуськов стал предателем? Сам герой хотел бы переложить вину на «рок», перед которым бессильна «воля».

Не случайно через всю повесть красной нитью проходит слово «судьба», за которую так цепляется Гуськов. Он не готов. Не хочет нести ответственности за свои поступки, за свое преступление всеми силами пытается прикрыться «судьбою», «роком». «Это все война, все она, — снова принялся он оправдываться и заклинать». «Андрей Гуськов понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. И то, что обратной дороги для него не существовало, освобождало Андрея от лишних раздумий». Нежелание признавать необходимость личной ответственности за свои поступки - причина появления червоточины в душе Гуськова, что и обусловливает его преступление (дезертирство).

Война на страницах повести

В повести нет описания битв, смертей на поле боя, подвигов русских солдат, фронтового быта. Только жизнь в тылу. А все же - это именно повесть о войне.

Распутин исследует деформирующее влияние на человека силы, имя которой — война. Не будь войны, видимо, и Гуськов не поддался бы только смертью внушенному страху и не дошел бы до такого падения. Возможно, с детства поселившиеся в нем эгоизм и обидчивость нашли бы выход в каких-то иных формах, но не в столь уродливой. Не будь войны, по-другому сложилась бы и судьба подруги Настены, Надьки, оставшейся в двадцать семь лет с тремя ребятишками на руках: на мужа пришла похоронка. Не будь войны… Но она была, она шла, на ней гибли. А он, Гуськов, решил, что можно прожить по другим законам, чем весь народ. И это несоизмеримое противопоставление обрекло его не просто на одиночество среди людей, но и на непременное ответное отторжение.

Итогом войны для семьи Андрея Гуськова стали три разбитые жизни. Но, к сожалению, таких семей было немало, многие из них разрушились.

Рассказывая нам о трагедии Настены и Андрея Гуськовых, Распутин показывает нам войну как силу, деформирующую личность человека, способную разрушать надежды, гасить уверенность в своих силах, расшатывать неустойчивые характеры и даже ломать сильных. Ведь Настена, в отличие от Андрея, — жертва безвинная, пострадавшая в результате невозможности выбора между своим народом и человеком, с которым она когда-то связала свою жизнь. Настена никогда и никому не изменяла, всегда оставаясь верной тем нравственным принципам, которые были заложены в ней еще с детства, и поэтому ее гибель кажется еще более страшной и трагичной.

Распутин высвечивает антигуманную природу войны, которая приносит людям страдания и беды, не разбираясь, кто прав, кто виноват, кто слаб, кто силен.

Война и любовь

Их любовь и война - две движущие силы, которые определили горькую долю Настены и позорную участь Андрея. Хотя герои изначально были разными - человечная Настена и жестокий Андрей. Она - сама доброта и душевное благородство, он - вопиющая черствость и эгоизм. Война сначала даже сблизила их, но нравственную несовместимость не могут преодолеть никакие вместе перенесенные испытания. Ведь и любовь, как любые другие отношения, разбивается о предательство.

Чувство Андрея к Настене - скорее потребительское. Он все время хочет что-то получать от нее - будь то предметы материального мира (топор, хлеб, ружье) или же чувства. Гораздо интереснее понять, любила ли Настена Андрея? В замужество она кинулась, "как в воду", иными словами, долго не раздумывала. Любовь Настены к мужу строилась отчасти на чувстве благодарности, ведь он взял ее, одинокую сироту, в свой дом, не давал никому в обиду. Правда, мужниной доброты хватило всего на год, а затем он даже избил ее до полусмерти, но Настена, следуя старому правилу: сошлись — надо жить, — терпеливо несла свой крест, привыкая к мужу, к семье, к новому месту.

Отчасти же ее привязанность к Андрею можно объяснить чувством вины оттого, что у них не было детей. Настена не думала о том, что здесь может быть вина Андрея. Так и позже она винила почему-то саму себя в преступлении мужа. А в сущности, Настена и не может любить кого-то иного, кроме мужа, ведь одна из священных семейных заповедей для нее - это супружеская верность. Как все женщины, Настена ждала мужа, рвалась к нему, переживала и боялась за него. Он также думал о ней. Будь Андрей другим человеком, он, вполне вероятно, вернулся бы из армии, и они снова зажили бы обычной семейной жизнью. Все случилось не так: Андрей вернулся раньше срока. Вернулся дезертиром. Предателем. Изменником Родины. В те времена это клеймо было несмываемым. Настена не отворачивается от мужа. Она находит в себе силы, чтобы понять его. Такое поведение - единственно возможная для нее форма существования. Она помогает Андрею, поскольку жалеть, отдавать и сочувствовать для нее естественно. Она уже не помнит того плохого, что омрачало их довоенную семейную жизнь. Она знает только одно - ее муж попал в большую беду, его надо жалеть и спасать. И она спасает как может. Судьба снова свела их воедино и в качестве огромного тяжкого испытания послала им ребенка.

Ребенок должен посылаться как награда, как величайшее счастье. Как когда-то Настена мечтала о нем! Теперь же ребенок - плод любви его родителей - обуза, грех, хотя он и зачат в законном браке. И снова Андрей думает лишь о себе: "Плевать нам на него". Он говорит "нам", но на самом деле "плевать" только ему. Настена не может так же равнодушно относиться к этому событию. Для Андрея главное, чтобы родился ребенок, продолжился род. Он не думает в эту минуту о Настене, которой придется выносить позор и унижение. Такова степень его любви к жене. Конечно, нельзя отрицать, что Гуськов привязан к Настене. Иногда даже у него бывают минуты нежности и просветления, когда он с ужасом думает о том, что он делает, в какую пропасть толкает жену.

Их любовь не была такой, о которой пишут в романах. Это обычные отношения мужчины и женщины, мужа и жены. Война выявила и преданность Настены мужу, и потребительское отношение Гуськова к жене. Война же и разрушила эту семью, как семью Надьки Березкиной и тысячи других семей. Хотя кто-то все же сумел сохранить свои отношения, как Лиза и Максим Волошины, И Лиза могла ходить с гордо поднятой головой. А Гуськовы, даже если бы сохранили семью, никогда не сумели бы поднять глаз от стыда, потому что и в любви, и на войне нужно быть честными. Андрей же не смог быть честным. Это и определило тяжелую судьбу Настены. Так своеобразно Распутин решает тему любви и войны.

Смысл названия. Название повести связано с высказыванием В. Астафьева: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твое — с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя».

Андрея Гуськова меньше всего беспокоит то, что он предал свою землю, свою Родину, бросил в тяжелую минуту товарищей по оружию, лишив, по мнению Распутина, свою жизнь высшего смысла. Отсюда и нравственная деградация Гуськова, его одичание. Не оставивший потомства и предавший все дорогое, что у него было, он обречен на забвение и одиночество, никто не помянет его добрым словом, потому что трусость в сочетании с жестокостью во все времена подвергалась осуждению. Совсем другой предстает перед нами Настена, не пожелавшая оставить в беде своего мужа, добровольно разделившая с ним вину, принявшая на себя ответственность за чужое предательство. Помогая Андрею, она ни в чем не оправдывает перед людским судом ни его, ни себя, потому что верит: предательство не имеет прощения. Сердце Настены разрывается на части: с одной стороны, она считает себя не вправе бросить в трудную минуту человека, с которым однажды связала свою жизнь. С другой стороны, она бесконечно страдает, обманывая людей, сохраняя свою страшную тайну и поэтому почувствовав вдруг себя одинокой, оторванной от народа.

В тяжелом разговоре на эту тему возникает важный в символическом плане образ Ангары. «У тебя была только одна сторона: люди. Там, по правую руку Ангары. А сейчас две: люди и я. Свести их нельзя: надо, чтоб Ангара пересохла », — говорит Андрей Настене.

В ходе разговора выясняется, что когда-то героям приснился один и тот же сон: Настена в девчоночьем виде приходит к Андрею, который лежит возле березок и зовет его, рассказывая, что замучилась с ребятишками.

Описание этого сна еще раз подчеркивает мучительную неразрешимость ситуации, в которую попала Настена.

Героиня находит в себе силы пожертвовать своим счастьем, покоем, своей жизнью ради мужа. Но понимая, что тем самым она разрывает все связи между собой и народом, Настена не может пережить этого и трагически погибает.

И все же высшая справедливость торжествует в конце повести, потому что люди поняли и не осудили поступки Настены. Гуськов же не вызывает ничего, кроме презрения и отвращения, поскольку «человек, хотя бы раз ступивший на дорожку предательства, проходит по ней до конца».

Андрей Гуськов платит высшей платой: не будет его продолжения; никогда и никто не будет понимать его так, как Настена. С этого момента уже неважно, как он, услышавший шум на реке и приготовившийся скрыться, будет жить дальше: дни его сочтены, и проведет он их, как прежние, — по-звериному. Может, будучи уже пойманным, даже завоет от отчаяния по-волчьи. Умереть должен Гуськов, а гибнет Настена. Это значит, что дезертир умирает дважды, и теперь уже навсегда.

…Во всей Атамановке не было ни одного человека, который бы просто пожалел Настену. Лишь перед смертью Настена слышит крик Максима Вологжина: «Настена, не смей!» Максим - один из первых фронтовиков, познавший, что такое смерть, понимает, что жизнь - самая большая ценность. После того как тело Настены нашли, ее похоронили не на кладбище утопленников, потому что «бабы не дали», а похоронили среди своих, но с краешку.

Повесть заканчивается авторским сообщением, из которого видно, что о Гуськове не говорят, не «поминают» — для него «распалась связь времен», у него нет будущего. Автор говорит об утопившейся Настене как о живой (нигде не подменяя имени словом «покойница»): «После похорон собрались бабы у Надьки на немудреные поминки и всплакнули: жалко было Настену» . Этими словами, знаменующими восстановившуюся для Настены «связь времен» (традиционная для фольклора концовка — о памяти героя в веках), заканчивается повесть В. Распутина «Живи и помни».

Название книги «Живи и помни». Эти слова говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должно стать уроком в жизни каждого человека. Живи и помни, что есть в жизни измена, низость, человеческое падение, испытание любви этим ударом. Живи и помни, что против совести нельзя идти и что в минуты тяжелых испытаний ты должен быть вместе с народом. Призыв «Живи и помни» обращен ко всем нам: человек ответствен за свои поступки!

В повести Распутина “Живи и помни” герои становятся жертвами войны, заложниками своих поступков. В произведении нет осуждения, оценки героев, автор подчёркивает, что виновница человеческих бед – война. Из-за своей привязанности к семье, к деревне Андрей Гуськов становится дезертиром – это страшнее смерти. Настёна оказывается и ни вдовой, и ни счастливой женой: она выбирает смерть как решение всех проблем. Главные герои “Живи и помни” люди без будущего, обречённые; в отличие от Андрея, Настя понимает это, она сильна духом и мудра.

Характеристика героев “Живи и помни”

Главные герои

Андрей Гуськов

Молодой парень, муж Настёны. До войны они прожили вместе 4 года, детей не было. Он, как и все, сражался на войне, не был предателем. После очередного тяжёлого ранения его, не долечив, отправляют не в отпуск, а обратно в часть. Андрей, истосковавшись по дому, не будучи по натуре борцом и безумным патриотом, дезертирует. Позже он понимает, что натворил, но пути назад нет. Тайно встречается с женой, она кормит его, жалеет. Вместе они вспоминают свою жизнь до войны. Настя понимает, что беременна, но Андрей не думает ни о ней, ни о будущем ребёнке. Он деградирует, дичает, в нём остаётся мало человеческого.

Настёна

Вышла замуж не по любви, а чтобы уйти в другой дом, от своей тётки. Жизнь у мужа, со свекровью ещё тяжелей. Замечая пропажу топора, Настя понимает, что Андрей где-то рядом. Она носит ему хлеб, ворует, прячется, тайно встречается с мужем. Не признаётся ни свёкру, ни свекрови в том, что их сын тут, близко. Она несёт свой женский крест, принимает всё, понимая, что будущего нет. Временами Настя ненавидит мужа за его поступок, он не даёт радоваться победе, открыто жить и растить детей. Совесть не даёт Настёне жить, как живёт Андрей, она мучится, страдает. Будучи беременной, устав от безысходности, Настя решает утопиться.

Отец Андрея, Михеич

Добрый, бесхитростный человек. Он, в отличие от жены, подозревает, что сын живёт недалеко, что он дезертир. Пытается поговорить с Настёной об Андрее, чувствует беду, переживает, но она не выдаёт Андрея, так как обещала ему. Михеич и так понимает, что сын сбежал. В конце повести, когда нужно забирать тело Насти, Михеич лежит при смерти.

Максим Воложин

Сосед Гуськовых. Возвращается с войны живым. Он настоящий герой. Его жена гордится мужем, она счастлива. Соседи приглашают Гуськовых на праздник в честь возвращения Максима, Настя не выдерживает своих мыслей, ей становится невыносимо, она сбегает.

Семёновна

Свекровь Насти. Строгая, придерживается старых взглядов. Из-за отсутствия детей считает невестку неполноценной. Нагружает тяжёлой работой, контролирует, бранит. Заметив беременность Насти, выгоняет из дома.

Второстепенные персонажи

Повесть Распутина – сильное, глубокое произведение, оно учит тому, что жизнь сложна и многогранна, правда бывает разная, и у каждого человека есть предел душевных сил. В списке произведений военной тематики – это лучшая повесть Валентина Распутина. Она глубоко философская, оригинальная, многоаспектная в плане тематики. Герои у Распутина очень человечны, “прорисованы” до мелочей, просты и понятны. Настёна, выбравшая смерть, оказывается сильнее и решительнее своего мужа, который искалечил её и свою судьбу. Трагичность финала неминуема, слишком сложной оказывается судьба двух людей, которые не смогли противостоять обстоятельствам. Характеристика героев может быть полезна при оформлении читательского дневника, написании тестовых работ, подготовке к уроку литературы.

Тест по произведению

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....