Голод и каннибализм (людоедство) в царской России. В эпицентре трагедии

Немного найдется тем, которые вызывали бы у человека большее отвращение, чем каннибализм .

Употребление в пищу мяса себе подобных - явление мерзкое и аморальное.

Если придерживаться нашей системы ценностей.

Невероятно, но каннибализм остается реальностью в отдаленных частях планеты. В некоторых племенах блюда из человеческой плоти имеют не столько пищевое, сколько ритуальное значение. Как бы ужасно ни звучало.

А знаете ли вы, что каннибализм смертельно опасен для самих людоедов?

Кровавая предыстория людоедства

Каннибализм существовал еще в доисторические времена, когда наши древние предки поедали мясо, сердца и другие органы своих врагов или соплеменников.

Чтобы утолить голод, чтобы впитать их силу и храбрость, чтобы задобрить жестоких духов.

Подобная практика продолжалась много тысяч лет.

Даже в ХХ-XXI веках в периоды нужды и отчаяния люди нередко прибегали к каннибализму, чтобы выжить и спасти от голодной смерти своих детей. Случаи людоедства зафиксированы во время голода в Северной Корее в 2013 году, в блокадном Ленинграде 1940-х, в коммунистическом Китае 1950-х, в Поволжье 1932-33.

Еще раньше, в Европе начала XVIII столетия, части людских тел можно было приобрести в качестве лекарства. В ход шли кости, кровь, сердца, человечий жир. Знать и даже духовенство не гнушались поправить здоровье человечиной. Ее применяли для лечения подагры, эпилепсии, носовых кровотечений, головной боли.

В некоторых культурах принято после смерти любимого человека употреблять его останки в пищу.

Кстати, отсюда и пошло выражение «стать частью кого-либо». Мертвые родственники буквально становились частью своих голодных соплеменников. Звучит ужасно для цивилизованного разума, однако наши далекие предки были бы не менее шокированы, узнав, что мы закапываем в землю умерших на корм червям.

Не хотелось бы затронуть чьи-то чувства, но как далеко мы ушли от каннибализма?

К примеру, некоторые не самые культурные представители рода человеческого до сих пор едят ногти и обгрызают кожу с пальцев. А голливудские дивы употребляют плаценту после родов для сохранения красоты и молодости.

Границы между нами и предками-людоедами гораздо более тонкие, чем кажется с первого взгляда...

Но цель нашей статьи - не копаться в корнях каннибализма, не разглагольствовать об этических и религиозных запретах, а сообщить читателю о потенциальной опасности поедания человеческой плоти для здоровья.

Таинственная болезнь каннибалов

Американские эксперты уверяют, что употребление человеческой плоти гораздо опаснее, чем других видов мяса.

Самой опасной частью - которую, кстати, не советуют поедать и у животных - считается мозг .

Небольшой 20-тысячный народ форе из Папуа-Новой Гвинеи до недавнего времени практиковал поедание умерших родственников. Именно эта изолированная группа людей помогла исследователям обнаружить фатальные последствия каннибализма для здоровья.

Куру (губчатая энцефалопатия) - заболевание нервной системы со 100% летальностью.

Болезнь очень близка к коровьему бешенству, но связана с немного другим возбудителем. При куру в головном мозге происходит накопление аномального гликопротеина, известного как прионный белок (PrP).

Прионные белки зарождаются в нервной системе естественным путем. Их роль не до конца понятна, но существует версия, что PrP участвуют в развитии нейродегенеративных заболеваний, болезни Альцгеймера.

Народ форе стал первым сообществом людей на Земле, где была зарегистрирована эпидемия куру. Пик этой эпидемии, приведшей к мучительному концу многих местных каннибалов, приходился на 1950-е годы.

Слово «куру» на здешнем диалекте означает «трясти»; куру иногда еще называют «смеющейся болезнью» из-за патологических приступов смеха у пациентов. Первые сообщения о куру принесли нам австралийцы, которые исследовали дикие острова. Позднее ученые осознали, что причина болезни - в употреблении прионов.

«Первые признаки неминуемой смерти - общая слабость и невозможность стоять на ногах. Жертву уводят в жилище. Там она еще может принимать пищу, но страдает от жестокой дрожи во всем теле. Затем не может даже есть, и впоследствии умирает», - описывал картину куру некий W. T. Brown.

На пике эпидемии куру местные жители один за другим слегали с невиданными ранее симптомами, и медленно, в страшных мучениях, угасали. Заболевание преимущественно поражало детей и женщин; в некоторых деревнях вообще исчезла женская половина населения.

Гендерное различие имело несколько причин: мужчины форе верили, что употребление человеческого мяса во время междоусобиц ослабляет их тело, поэтому усопших поедали преимущественно женщины и дети. Кроме того, слабая половина населения отвечала за свежевание и приготовление мяса, а прионная инфекция передается даже через раны. Вот уж действительно проклятие людоедов.

Интересный факт: прионы остаются опасными даже после многих лет хранения в формалине!

Симптомы и последствия болезни куру

Заболевание куру характеризуется длительным инкубационным периодом, когда у человека нет никаких симптомов: этот асимптоматический период длится 5-20 лет, так что связать заболевание с какой-то подозрительной трапезой просто нереально.

В некоторых случаях инкубационный период может затягиваться до 50 лет, и человек успевает умереть своей смертью, так и не узнав о болезни.

Физические и неврологические симптомы куру подразделяют на 3 фазы:

1. Первоначальная (амбулаторная) стадия куру: головные и суставные боли, тремор, нарушение равновесия, ухудшение речи и прогрессирующие двигательные расстройства.

2. Вторая (сидячая) стадия куру: потеря способности к самостоятельному передвижению, тяжелые нарушения координации и движения, усиливающийся тремор и эмоциональная нестабильность (депрессия, смех).

3. Терминальная стадия куру: больные не в состоянии сидеть без поддержки, практически отсутствует координация движений, отсутствует речь, развивается недержание мочи и кала, затрудняется глотание, а позднее исчезает реакция на окружающих, появляются пролежни и язвы.

Смерть при куру неизбежна; весь путь от первых симптомов до смертельного исхода больные проходят в течение 2-25 месяцев. Смерть обычно наступает в результате пневмонии или инфекций мягких тканей.

Слава Богу, куру практически исчезла. Еще в 60-х годах австралийские колониальные власти и христианские миссионеры помогли искоренить каннибализм в Папуа-Новой Гвинее. Практика поедания человеческой плоти полностью не ушла, однако ее масштабы существенно сократились, а прионная болезнь больше не распространяется среди народа форе. Единичные жертвы были зафиксированы в 2005 году.

Хотя болезнь куру никогда не была серьезной проблемой для западной цивилизации, недавние вспышки коровьего бешенства (болезни Крейтцфельдта-Якоба) возродили интерес ученых всего мира к таинственной хвори людоедов. Куру остается единственной в истории человеческой прионной инфекцией.

Константин Моканов

В голодные зимы положение крестьянина и его семьи ужасно. Он ест всякую гадость. Желуди, древесная кора, болотная трава, солома, все идет в пищу. Притом ему не на что купить соли. Он почти отравляется; у него делается понос, он пухнет или сохнет; являются страшные болезни. Еще могло бы пособить молоко, но он продал последнюю корову, и умирающему часто, как говорится, нечем душу отвести. У женщин пропадает молоко в груди, и грудные младенцы гибнут как мухи. Никто и не знает этого потому, что никто не посмеет писать, или громко толковать об этом; да и многие ли заглядывают в лачуги крестьянина? А ведь то не секрет, что голодные годы не суть явления редкие; они, напротив, появляются периодически.


"Перед рождеством христовым прошла молва, что началось людоедство. Известно, что и в 1892 году в деревнях об этом пробовали говорить; но теперь писаря и старшины читают газеты и знают, что о таких событиях пишется, а потому ложь скоро опровергается; но тогда было другое дело. Пришел кто-то откуда-то и стал сказывать, будто бы с отчаяния и с голоду люди убивают других людей и варят их в золовых корчагах и съедают. По преимуществу такие проделки приписывали матерям, которые будто бы, делали это из сострадания. Глядит-глядит будто бы мать на своих детей, как они мучатся голодом, и заманит к себе чьего-нибудь чужого ребенка, и зарежет его, и сварит, и накормит своих детей "убоиной". Указывали даже очень недалекие селения, где будто наверное совершились все такие происшествия, и описывали подробности этих случаев. Так, в одном селе, которое было от нас в десяти верстах, одна баба будто бы долго терзалась, глядя на томление умиравших от голода четырех детей, да и говорит им с вечера в потемочках (огня в деревнях тогда многие по бедности "не светили"):
- Спите, детки мои, голубяточки, и если вы спать будете, то я вам завтра сварю убоинки.
Старшая из детей этой бабы уже понимала нужду своего бедного житья и говорит:
- Где же ты, мамка, возьмешь нам убоинки? А мать отвечает:
- Это не ваше дело: вы уже только засните, а я побегу либо у кого-нибудь выпрошу, либо впотьмах у волка вырву.
Девочка и раздумалась о том, как мать будет впотьмах у волка из зубов мясо вырывать, и говорит:
- Страшно, мамушка!
А баба отвечает:
- Ничего ие страшно: спите! Вот как вы не спите да голосите, так мне это гораздо страшнее!
А было это как раз в сочельник.
Дети же у бабы были погодочки - все мал мала меньше: старшей девочке исполнилось только пять лет, а остальные все меньше, и самый младший мальчишка был у нее у грудей. Этот уж едва жил - так он извелся" тянувши напрасно иссохшую материну грудь, в которой от голода совсем и молока не было. Очевидно, что грудной ребенок неминуемо должен был скоро умереть голодного смертью, и вот на него-то мать и возымела ужасное намерение, о котором я передам так, как о нем рассказывали в самом народе. Как только баба обманом угомонила детей и ее старшие ребятишки уснули с голодным брюхом, она взяла своего грудного мальчика, дрожавшего в ветошках, положила его к себе на колени и дала ему в ротик грудь, а возле себя положила на стол хлебный ножик. Изнуренный ребенок, несмотря на свою усталость, взялся за грудь, но как молока в груди не было, то он только защелкал губенками и сейчас же опять оторвался и запищал... Тогда мать пощекотала у него пальцем под шейкой, чтобы он поднял головку, а другою рукою взяла нож и перерезала ему горло.
Убив дитя, она будто сейчас же положила его в ночвы, а потом разняла на части, посовала в горшок и поставила в печку, чтобы мясо сварилось, а "утробку" на загнетке в золе сожгла, и ночвы и стол вымыла, и тогда побудила старшую девочку и сказала ей:
- Вот тут, в печи, стоит горшок - варится... В нем, гляди, для вас полно убоины... достаньте его и все мясушко съешьте, ничего не оставляйте. Слышишь ли?
Девочка говорит:
- Мамушка родная! ты зачем же одна в кусочки пойдешь, когда у нас убоинка варена! Съешь убоинки! Но мать только побледнела и руками замахала:
- Нет, - говорит, - я не хочу - вы одни ешьте! - и с этим толкнула дверь ногой и ушла.
А девочка сейчас же высунула емками горшок из печи, перебудила - своих младших, - сели за стол и начали есть.
И всего своего братца они съели бы без остаточка, но только кому-то из них к концу стола попалась нераскинувшаяся в кипятке ручка или ножка ребенка, и они по этой ножке или ручке узнали, что едят "человечину"...
Тут они бросились бежать вон из избы, но только что отворили дверь, как смотрят - мать их в сенцах висит удавившись, подцепив веревку за решетину в снятой крыше"


"Русская деревня до революции хронически голодала -- это непреложная истина, опровергающая сказочки о "кисельных берегах". Надежным свидетелем может послужить автор написанных в эмиграции воспоминаний А.Н. Наумов, бывший в 1915-1916 гг. министром земледелия. Он участвовал в борьбе с "самарским голодом" еще в конце прошлого века, когда "небывалые недороды 1897-1898 гг. повлекли за собой почти повсеместное недоедание, а в ряде районов настоящий голод с его последствиями -- цингой и тифом". "Что же мне пришлось увидеть? Россия фактически не вылезает из состояния голода то в одной, то в другой губернии, как до войны, так и во время войны". Видный сановник Ламздорф оставил схожие воспоминания: "От просящих хлеба нет прохода. Окружают повсюду толпой. Картина душераздирающая. На почве голода тиф и цинга". Мало того, министр иностранных дел Гире "в ужасе от того, как относятся к бедствию государь и интимный круг императорской семьи". Царь... не верит, что есть голод! За завтраком в тесном кругу "он говорит о голоде почти со смехом". Находит, что раздаваемые пособия только деморализуют народ, вышучивает тех, кто уезжает в губернии, чтобы наладить помощь. Такое отношение к бедствию "разделяется, по-видимому, всей семьей".

Когда общественность сама пыталась организовать хоть какую-то помощь, этому мешали те же сановники. Полковник А.А. фон Вендрих, инспектор министерства путей сообщения и фаворит царя, посланный особоуполномоченным в пострадавшие от голода районы, дезорганизовал грузовое движение на центральных магистралях, загнал в тупик одиннадцать тысяч вагонов с зерном, шесть с половиной миллионов пудов подмокли и стали гнить.

Доложили царю. Николай раздраженно отмахнулся: "Не говорите о нем вздора, это достойный офицер. Всяких побирающихся будет много, а таких верных людей, как Вендрих, раз-два и обчелся"

Вендрих просто гноил отправленный голодающим хлеб. Алабин, председатель Самарской губернской земской управы, получив крупные взятки от хлеботорговцев, отправил голодающим гнилую муку, а в другие районы - зерно с примесью ядовитых семян куколя и других сорняков.

Начались эпидемии, люди гибли от отравления. Алабина отдали под суд, но оправдали ввиду "неумелости".

Еще один фаворит царя, товарищ министра внутренних дел Гурко, которому было поручено создать резерв зерна, за взятку переуступил свои полномочия иностранцу Лидвалю - а тот вообще сорвал поставки. Наумов, говоря о голоде, особо подчеркивал "неподготовленность административных верхов, их неспособность обеспечить снабжение, учет и размещение по стране имеющихся запасов". Так стоит ли удивляться, что по всей стране горели помещичьи усадьбы и идиллические "дворянские гнезда"?

"В то время, по воле божией, во всей московской земле наступила такая дороговизна и голод, что подобного еще не приходилось описывать ни одному историку. Даже голодные времена, описанные Альбертом, аббатом Штаденским (Stadensis) и многими другими, нельзя сравнить с этим, так велик был голод и нужда во всей Московии. Так что даже матери ели своих детей; все крестьяне и поселяне (boeren en lantlieden), у которых были коровы, лошади, овцы и куры, съели их, невзирая на пост, собирали в лесах различные коренья, грибы (campernoellie, duvelsbroot) и многие другие и ели их с большой жадностью; ели также мякину, кошек и собак; и от такой пищи животы у них становились толстые, как у коров, и постигала их жалкая смерть; зимою случались с ними странные обмороки, и они в беспамятстве падали на землю. И на всех дорогах лежали люди, помершие от голода, и тела их пожирали волки и лисицы, также собаки и другие животные.

В самой Москве было не лучше; провозить хлеб на рынок надо было тайком, чтобы его не отняли силой; и были наряжены люди с телегами и санями, которые каждодневно собирали множество мертвых и свозили их в ямы, вырытые за городом в поле, и сваливали их туда, как мусор, подобно тому как здесь в деревнях опрокидывают в навозные ямы телеги с соломой и навозом, и когда эти ямы наполнялись, их покрывали землей и рыли новые; и те, что подбирали мертвых на улицах и дорогах, брали, что достоверно, много и таких, у коих душа еще не разлучилась с телом, хотя они и лежали бездыханными; их хватали за руки или за ноги, втаскивали на телегу, где они, брошенные друг на друга, лежали, как мотовила в корзине (haspelen in manden), так что поистине иные, взятые в беспамятстве и брошенные среди мертвых, скоро погибали; и никто не смел подать кому-нибудь на улице милостыню, ибо собиравшаяся толпа могла задавить того до смерти. И я сам охотно бы дал поесть молодому человеку, который сидел против нашего дома и с большой жадностью ел сено в течение четырех дней, от чего надорвался и умер, но я, опасаясь, что заметят и нападут на меня, не посмел. Утром за городом можно было видеть мертвых, одного возле кучи навоза, другого наполовину съеденного и так далее, отчего волосы становились дыбом у того, кто это видел".

(Александр Бушков. "Россия, которой не было")

За последние месяцы в некоторых областях Советского Союза установлен ряд случаев людоедства, продажи человеческого мяса на рынках и убийств с этой целью.

Отмечаются следующие случаи:

Казахстан. В г. Аулиэ-Ата с 11 по 16 февраля с.г. задержаны: 1) на рынке женщина с частями человеческого тела в вареном виде. По заключению судмедэксперта, части тела от ребенка в возрасте 6-7 лет; 2) на узбекском кладбище мужчина-казах с ребенком в изрубленном и сваренном виде. Кроме того, в снегу около узбекского кладбища обнаружена убитая женщина-казашка 22 лет, разрезанная на части (мясо на бедрах и руки отсутствовали). Находящемуся под стражей в Каракалинской исправтрудколонии Шекенову в качестве передачи в камеру принесено мясо человека. В г. Каракалинске в квартире у гр-ки С. хранился труп неизвестной женщины. Ведется расследование.

Северный край. В Плесецком р. в исправительно-трудовой колонии 1 марта с.г. был обнаружен убитым находящийся в колонии правонарушитель Иванов. У трупа вырезаны мягкие части тела, сердце, печенка, легкие, зажарены и съедены. Часть мяса найдена в сыром виде. Ведется расследование. Арестованы 19 чел.

Нижне-Волжский край. В Красноярском р. в с. Натхачи был обнаружен труп нищего, замерзшего в поле; сельсовет временно труп положил в сарай, откуда он был похищен жителем того же села, который, отрубив у трупа ноги, сварил мясо для семьи. В чугунках были найдены обглоданные кости. Подробности расследуются.

17 марта с.г. в Сталинграде около горперевоза на льду у проезжей дороги обнаружена верхняя часть человеческого тела туловища без головы, рук и ног. С туловища снята кожа, с костей срезаны куски мяса и удалены внутренности.

11 марта с.г. Покровским кантуправлением РК милиции АССР Немцев Поволжья в с. Квасникове в доме колхозницы К., муж которой отбывает заключение за конокрадство, обнаружен частично съеденный труп человека, который ее два сына — 14 и 16 лет — 9 марта с.г. откопали на кладбище и вместе с гробом принесли домой. Этим мясом К., ее два сына и дочь 8 лет питались до 11 марта с.г. Семье К. после этого случая кантисполкомом оказана материальная помощь.

Северо-Кавказский край. Майкопский р. В стан. Гиагинской исключенный из колхоза кулак О. при содействии жены с января по 1 число марта мес. 1933 г. разновременно убил проживающих у него на квартире рабочего ж.д. В., жену и четырех детей последнего в возрасте от 1 до 8 лет. Мясо их трупов в сыром и вареном виде жена О. распродала на местном базаре. Во дворе О. обнаружены закопанными 4 детских головы. О. 6 марта по возвращении с базара внезапно умерла. Задержанный О., будучи болен, 12 марта с.г. умер в больнице.

Ейский р. В стан. Ново-Щербиновской 14 марта с.г. задержаны сестры С., К., все — единоличницы-середнячки, и колхозница-беднячка У., которые на почве голода в первых числах февраля с.г. съели труп умершего от истощения мужа К. Затем, продолжая голодать, 5 февраля с.г. зарезали 13-летнюю сестру С. и с этого времени по 10 марта с.г., приглашая под разными предлогами в свою квартиру, разновременно убили колхозниц Ш., Т., члена коммуны М., исключенную из колхоза П. и единоличницу К. Всего 5 человек. Разрезая трупы последних на части, мясо в вареном виде и приготовляя колбасы, употребляли в пищу.

В той же станице колхозницы Т. и Ч., зазвав в квартиру, убили 9-летнего сына колхозника Р. 12 марта с.г. части трупа последнего и начиненная человеческой массой колбаса обнаружены в квартире Т. Там же единоличник С., брат его колхозник С. и колхозница Б. в течение месяца питались мясом трупов, отрываемых ими на кладбищах.

Курганский р. 12 марта с.г. в стан. Петропавловская у исключенной из колхоза К. обнаружены жарившиеся на сковородке печень и сердце ребенка, а в печи — обгоревшая детская голова.

Краснодарский р. В стан. Старо-Карасунской арестована единоличница-беднячка Г., употреблявшая в пищу труп ребенка, отрытый ей на кладбище.

Армавирский р. В стан. Успенской 15 марта 1933 г. от истощения умерли исключенные из колхоза зажиточный Ф., его жена и двое сыновей. Оставшиеся в живых двое его детей в течение нескольких дней питались мясом трупов матери и двух братьев.

Александровский р. В ряде населенных пунктов отмечаются систематические случаи смертности от истощения. Трупы обнаруживаются на улицах и окраинах сел. В стан. Сенгилеевской на 1 марта 1933 г. умерло от истощения 400 чел.

Зам. начальника Оперода ГУРКМ Климов

ЦА ФСБ России. Ф. 2. Оп. 11. Д. 551. Л. 36-38. Заверенная копия.

Документ № 338

Спецсообщение Секретно-политического отдела Полномочного представительства ОГПУ по Северо-Кавказскому краю о голоде по данным на 3 марта 1933 г.

04.03.1933

Совершенно секретно

Дополнительно сообщаем следующие факты:

ЕЙСКИЙ РАЙОН

Стан. Должанская. 22 февраля комиссия по оказанию помощи продовольствием, производя обследование, установила, что гр-ка Г. употребила в пищу труп своей умершей сестры. На допросе Г. заявила, что на протяжении месяца она питалась различными отбросами, не имея даже овощей, и употребление в пищу человеческого трупа было вызвано голодом. Г. оказана помощь выдачей хлеба. В той же станице установлено, что гр-н Д., оставшись после смерти отца и матери с малолетними сестрами и братьями, питался мясом умерших от голода братьев и сестер. Оказана помощь выдачей хлеба.

Комиссией, созданной из представителей парткома, сельсовета и колхозов, проведено полное обследование домов и надворных построек. В результате обнаружено в домах 30 трупов, в колодцах — 17 трупов, в сараях — 33 трупа, в различных других местах — 22 трупа. Трупы похоронены. Эта же комиссия выявила по станице около 600 человек голодающих, тяжело больных от истощения.

При наличии в станице одного врача и двух фельдшеров необходимая помощь больным от голода не оказывается. Смертность в основном идет за счет единоличников и семей репрессированного кулачества. Смертность среди колхозников идет вследствие несоблюдения режима питания.

Стан. Старо-Щербиновская. 24 февраля на кладбище были обнаружены 24 человеческих трупа. Некоторые были заколочены в ящики, другие просто завернуты в мешки, рядна и проч. Трупы похоронены. 25 февраля на кладбище опять были обнаружены 30 трупов, причем часть трупов из ящиков исчезла. В последних остались кровавые следы, что дает основание полагать о наличии в станице в широких размерах людоедства.

В этот же день на улице станицы умерла член коммуны им. ОГПУ Носак, в прошлом беднячка. Проходившим она говорила: «... 1 Спасите от голодной смерти». В колхозе № 5 еще 12 февраля умерла гр-ка Горб. Труп ее не убирался до 25 февраля. Обследованием 3 строительных кварталов 3-го колхоза обнаружено 12 трупов, часть которых не убиралась несколько дней.

Колхозник Ч.Е., в прошлом бедняк, имеет 400 трудодней, питался навозом, гнилыми корками от бураков и прочими отбросами. Семья в 6 человек опухла. Колхозница Г., имеющая до 500 трудодней, питается древесными опилками. Единоличник Д. питается собачьим мясом и крысами. Семья его в 6 чел. (жена и дети) умерли от голода. Семья колхозника Д., получив продпомощь — 11 кг муки, съела ее в течение одного дня. Д. умер от объедания после получения продпомощи.

В станице отмечаем антисоветские и упаднические разговоры среди колхозников и единоличников: «...Власть проделала комедию над нашей станицей. Уже умерло две тысячи человек, а остальные накануне гибели. Жаль, что об этом молчат газеты и не знают еще иностранные державы... Станица погибла, никакая поддержка ее не спасет» (колхозник Зноба). «...Эх вы, мерзавцы и подлецы. Кормитесь нашим трудом, нашей кровью, а нас душите голодом... Придет и на вас мор» (колхозница Кобаер). «...Власть нас доводит до сумасшествия, до того, что мы желаем смерти и себе, и детям» (единоличница Голояд).

Стан. Ново-Щербиновская. Ежедневная смертность достигла 50-60 чел. Трупы вывозятся на кладбище специально созданными тройками по каждому колхозу. Ввиду прошедших снежных метелей трупы в землю зарываются на глубину 20-30 см. В результате конечности зарытых трупов землей не прикрыты.

При наличии массового заболевания населения станиц медицинская помощь больным оказывается крайне недостаточно вследствие недостаточности медперсонала. Больницы переполнены. Смертность голодающих не прекращается вследствие того, что режим питания больных из отпущенных фондов не установлен. Считаем необходимым принять срочные меры путем высылки необходимого количества медперсонала в наиболее неблагополучные станицы района.

КУРГАНИНСКИЙ РАЙОН

Стан. Воздвиженская. 5 февраля в доме единоличницы-середнячки Щ., имеющей 2 детей, обнаружены 2 туши собак и 2 головы собак для приготовления холодца. Установлено, что семья Щ. продолжительное время питается мясом собак. У гр-ки У.Е. обнаружены 2 кило собачьего мяса.

Стан. Петропавловская. Член коммуны «Коминтерн» бедняк Б. продолжительное время питался трупом павшей сапной лошади. В этой станице установлен факт, когда 2 лошади колхоза им. 1-го Мая пали на улице и тут же были разобраны единоличниками в количестве до 40 чел. Ежедневная смертность в станице составляет 8-10 чел. Такое же положение имеет место в стан. Михайловской.

СТАРОМИНСКИЙ РАЙОН

Стан. Ново-Минская. 28 февраля н/райотделение получило сведения о людоедстве в станице. Проверкой установлено: Семья Ш.Л. состоит из сына 20 лет, дочери 10 лет, 2 сыновей по 8 лет и дочери 6 лет. Муж Ш. в 1931 г. как кулак выслан за пределы края. Семья Ш. до конца 1932 г. состояла в колхозе, выработав всего 120-150 трудодней. В конце 1932 г. хозяйство исключено из колхоза как кулацкое. В конце января в семье Ш. умер по неизвестной причине 20-летний сын. 26 февраля умер сын 8 лет. Девочка 10 лет и второй мальчик 8 лет, по их заявлению, отняли у трупа ноги и руки и употребили в пищу. В доме выявлен труп умершего ребенка с отрезанными конечностями и изъятыми внутренностями. Имеется подозрение на то, что труп был употреблен в пищу по указке матери. Результаты расследования сообщим.

1 марта для станицы было получено с элеватора зерно, которое на 4 подводах было отправлено в станицу. Ответственность за сохранность зерна в пути была возложена на уполномоченного крайкома, но последний перепоручил контроль за перевозкой полеводу колхоза № 5. В результате 100 кг зерна оказались расхищенными и были обнаружены у полевода и возчика транспортной бригады. Расхитители арестованы. Поставлен вопрос о привлечении к ответственности уполномоченного крайкома.

КУЩЕВСКИЙ РАЙОН

Стан. Кисляковская. 25 февраля братья К. похитили из скотомогильника для питания часть трупа павшей сапной лошади. К. арестованы и изолированы.

ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Стан. Ново-Малороссийская. Учтено 5 фактов смерти от голода. В числе умерших красный партизан Коломийцев. Семья быв. красного партизана Швачка опухла от голода. В колхозе «Вперед к социализму» значительное количество колхозников порезало своих коров, находящихся в индивидуальном пользовании, для питания. В колхозах «Память Грущенковых» и «Кубанский хлебороб» некоторые семьи систематически употребляют в пищу падаль.

Стан. Ирклиевская. По станице учтено 19 смертных случая от истощения и болезней желудка. На кладбище задержан 14-летний сын единоличницы А., который вырыл труп ребенка, намереваясь употребить его в пищу. Труп отобран.

Стан. Терновская. Отмечены случаи покупки колхозниками у единоличников лошадей для убоя их на мясо. Единоличник бедняк Юрченко питается древесной корой. Семья единоличника бедняка Голубенко из 7 человек опухла от голода.


На всём протяжении истории рука об руку с человеком следует каннибализм. Это зловещее явление напоминает нам, что жизнь бывает жестока и противоречива. Создаётся даже такое впечатление, что каннибализм создан самой природой. Взять хотя бы тот факт, что самка тарантула после спаривания убивает самца и целиком съедает его. Самки свиньи или крысы во время голода поедают свой выводок. И примеров тому множество. Не избежал этого, увы, и человек. Неизвестно, как другие обитатели планеты, но человек, отведавший человеческого мяса, сам того не замечая, становится страстным поклонником человечины. И избавиться от этого практически невозможно.

ГУЛАГ союзного масштаба

Откуда взялась зэковская "традиция" поедать друг друга в трудную минуту? Надо полагать, что началось всё это в далёкие предвоенные годы, когда вся страна была превращена в огромный ГУЛАГ. Именно тогда после жестоких чисток тысячи и тысячи ни в чём чаще всего неповинных людей оказались в местах заключения без тепла и без пищи. Одним из таких мест был остров Назино в Сибири. В мае 1933 года сюда были высажены около семи тысяч заключённых из числа депортированного элемента.

Если отбросить единичные случаи каннибализма, то именно там впервые было зарегистрировано массовое людоедство. Вот цитата из одной книги: "По всему острову можно было увидеть, как режут, рвут и поедают человеческое мясо. Всё вокруг было завалено обезображенными трупами". И действительно, чтобы как-то выжить, заключенные питались разбросанными по острову человеческими трупами.

Сразу же появились и те, кто "работал на опережение" - они убивали первого попавшего и тут же, чуть ли не живьём, поедали его. Именно с тех кошмарных времён и появились в уголовном обиходе словечки, которые обычно ставятся в кавычки: телята, коровы, консервы. У нас об этом долгие годы было не принято распространяться - ведь в Советской стране каннибализма быть не могло!

"Консервы" для зэка

Не исчез каннибализм и тогда, когда с едой всё урегулировалось. История побегов из таёжных лагерей полна трагических примеров, когда беглец, не зная местных условий, оказывался один на один с тайгой, и погибал от холода и голода медленной и мучительной смертью. Обычно к побегу готовились долго и основательно - запасались тёплой и прочной одеждой, каким-либо подобием холодного оружия и обязательно запасом еды. Но много ли еды может взять с собой беглец?!

О добывании же пищи в лесу говорить не приходится, ибо он сам становится дичью. Именно поэтому опытный зэк, как правило, брал с собой в побег такого же сидельца, как и сам. Брал на съедение, в качестве "коровы". Ещё находясь на зоне, он подкармливал его, рассчитывая на мягкое и вкусное мясо. Ведь этим мясом ему предстоит питаться не один день, и даже не одну неделю.

Если же в такой побег уходит целая группа, то жизнью рискует каждый из них в той или иной степени. Коровой может стать каждый из сбежавших - ведь голодному до сумасшествия зэку безразлично, друг ты, авторитет, или мелкая сошка. В таком случае, покончив с первой коровой, "назначается" следующая, потом ещё следующая.

На Колыме побег зимой равен самоубийству, но летом или по осени кое-кто из заключенных всё же пытается уйти на волю. Однажды бежал рецидивист Семён Болотников по кличке Болото. Был он безнадежно болен туберкулезом, и в глубине души даже мечтал получить с вышки пулю. Но, поразмыслив, смерть всё же решил приять на воле, где не слышно ни лая собак, ни окриков конвоиров. В качестве мясных консервов прихватил с собой Фёдора, молодого зэка, мотающего срок за грабёж. Уговорил его на побег, задавив своим авторитетом и пьянящим воздухом свободы. На третий день скитаний по тундре Семён почувствовал зверский аппетит. "Ты уж, кореш, извини", - пробормотал он и воткнул острую заточку Федьке в грудь...

Рядовой Прокопьев находился тогда в составе поисковой группы, и на Болотникова напоролся просто случайно. Тот к этому времени уже разделал тело своего "кореша", и жарил на костре большие куски мяса. Один из них, громко чавкая, он держал в руке. Опешив от увиденного, солдат даже забыл о своих обязанностях. Опомнившись, он кинулся на беглого зэка, готовый задушить его голыми руками. Болото был опытным уголовником, к тому же только что съеденное мясо дало ему дополнительные силы. Увидев летящего на него солдата, он просто выставил вперед заточку...

Смерть крестьянину!

Итак, в стране, представляющей собой большой ГУЛАГ, и порядки тоже были соответствующие. Причина голода в деревнях и сёлах была самая банальная. Крестьянина, как известно, кормит земля. Когда коммунисты пришли к власти, появился лозунг "Землю - крестьянам!". Но это было только лозунг! На деле же многие крестьяне не только не получили обещанной земли, но и лишились того, что у них было. Естественно, возникло массовое недовольство, грозящее перерасти в крестьянскую войну. Самыми беспокойными в этом отношении оказались Украина, Северный Кавказ и некоторые районы Черноземья. Последовали ужасные репрессии - к концу 1931 года около двух миллионов членов семей "кулаков" были выселены без средств к существованию. Половина их умерла от голода по дороге к местам ссылки или уже в месте ссылки. Но Советская власть на этом не остановилась - 7 августа 1932 года был принят убийственный закон: за хищение колхозной собственности - 10 лет лагерей или смертная казнь!

Кстати, если голодный крестьянин прихватил с поля несколько оставшихся после уборки колосков, он подпадал под этот же закон. Как свидетельствует страшная статистика, тогда за кражу колосков было расстреляно несколько тысяч детей в возрасте до 12 лет. А ведь эти дети просто не хотели умирать от голода! А сколько было расстреляно их отцов и дедов, можно только догадаться. А 22 января 1933 года вышел циркуляр, подписанный Сталиным и Молотовым. Он предписывал местным властям, и в особенности, органам ОГПУ, не допустить массового оттока крестьян в города. Иначе как приговором к голодной смерти этот шаг не назовёшь. И крестьянину не оставалось ничего иного, как пополнить и без того многочисленную армию людоедов.

В голодные годы на людоедов проводились самые настоящие облавы. В первую очередь их искали по селам, зачастую уничтожая на месте. Так, в колхозе им. Сталина Еланецкого р-на пропала девочка 10 лет. Буквально на следующий день людоеды были задержаны в доме 34-летней вдовы. Был найден и умерщвлённый ребенок, из которого женщина собиралась готовить еду. Обвиняемая призналась, что совместно со своим сожителем они в течение двух недель убили четверых детей. С помощью своей 8-летней дочери женщина зазывала их к себе на квартиру, где и умерщвляла. После этого готовила себе, сожителю и дочери еду.

Голод - не тётка

Постоянное, сводящее с ума чувство голода доводило людей до безумия и толкало их не только на поедание покойников, но и на убийство даже собственных детей. Вот жуткая исповедь: "В 1932 году вместе с женой и сыном Захарием выработали в колхозе 400 трудодней, за что осенью получили пять килограммов проса и 4 кг муки. Этого для моей семьи хватило лишь на пять дней, а на зиму мы остались без средств к существованию. Так я убил младшую дочь Христю - она была настолько истощена, что не могла даже встать. Тело, точнее кости, я разрубил на куски и сварил. Ел сам, и кормил старшую дочь Настю. Через неделю убил и Настю - от истощения она всё равно бы умерла. И старшую, и младшую дочь я убивал, когда они спали. Снимал их с кровати, клал на пол и ударом топора отрубал голову. Потом разрубал на кусочки...".

А вот выписка из протокола допроса крестьянки Чугуновой: "Я вдова, на руках у меня четверо детей. Младшая, 7-летняя дочь, сильно болела. Когда наступил голод, старшая дочь натолкнула меня на мысль умертвить младшую, больную. Девочке было уже не выкарабкаться, и я решилась на её убийство. Зарезала её ночью, спящей. Сонная и слабая, она не кричала и не сопротивлялась даже тогда, когда поняла, что её будут резать. Затем моя старшая дочь стала разрезать ее на куски".

Со слов другой людоедки, Екатерины Рублёвой, одно время они с дочерью жили у одной крестьянки в селе Каменки Пугачевского уезда. Вместе с ними в доме жило восемь человек. Голод был несусветный, и когда стали умирать малые дети, большая семья, питаясь ими, смогла выжить. Как-то, когда питаться было совсем нечем, на ночлег попросилась бабка лет 70. Ночью, когда та спала, хозяйка с ножом в руке подозвала Екатерину с дочерью, и со словами: "Теперь у нас снова будет мясо", велела держать старуху. Рублёва стала отказываться, но та пригрозила: "Без мяса я не намерена оставаться - или она, или ты!". Спящая бабка была зарезана и изрублена на куски, из которых несколько дней варили суп. Когда же заболела и умерла сама хозяйка, Рублёвы распилили её на куски и питались всё Рождество.

К обезвреживанию людоедов привлекались не только работников ГПУ с широкой сетью осведомителей, но и сельские активисты, врачи. Существовала даже секретная директива ГПУ о вменение в обязанности медицинским работникам умерщвление каннибалов, документируя при этом факты их смерти. Весной 1933 года ОГПУ по Северокавказскому краю сообщало: "С февраля на 1 апреля выявлено 108 случаев людоедства. Всего выявлено занимающихся людоедством - 244 человек, из них мужчин - 49, женщин - 130, соучастников (несовершеннолетних членов семей) - 65".

Кто все эти люди - преступники, психически ненормальные? Ни то, ни другое! Вот выписка из акта судебно-медицинской экспертизы за подписью приват-доцента Самарского университета: "У всех обследуемых признаков душевного расстройства не обнаружено. Поедание ими трупов было не в состоянии душевного расстройства, а явились финалом длительного и прогрессирующего чувства голода, которое сламывало все нравственные запреты".

Война всё спишет?

Мало что изменилось и во время Великой Отечественной войны. Особенно тогда страдали районы, где для фронта и Победы забирали всё до последнего зернышка. С одной стороны, так всё и должно быть - всё для армии, всё для победы. Но с другой стороны - ведь люди в тылу тоже ковали победу! Существует изречение, что война всё спишет. А спишет ли она то, что происходило в блокадном Ленинграде? Массовые случаи каннибализма в так называемой колыбели революции были строго засекречены. Это, конечно, понятно: признание этого кошмара оскорбительно для участников героической обороны города. Судя по секретному отчёту, направленному в обком партии, в феврале 1942 года за каннибализм осуждено более 600, а в марте более тысячи человек.

Надо заметить, что для появления в городе массового людоедства были вполне объективные причины. От постоянного голода у многих людей терялся рассудок, и они, как говорится, не ведали, что творили. Следующей причиной можно назвать резкий скачок преступности. Голодные уголовники, дезертиры и им подобное отребье уже не могли прокормиться налётами и кражами, ибо единственной ценностью стали продукты питания, которых практически не было. Сдаться властям они тоже не могли: по законам военного времени их ожидал расстрел. И последняя причина каннибализма - на улицах города появилось огромное количество бесхозных трупов. Они-то и стали одновременно и главной причиной появления многочисленных людоедов, и их вожделенным объектом.

Не лучше было положение и в других регионах. Первый случай людоедства в Челябинской области произошёл в городе Златоусте. 1 января 1943 года в доме некоего Григория Антонова был обнаружен мужской расчленённый труп. Он был аккуратно сложен в мешок и закопан в подполе. Задержанный по подозрению в убийстве Антонов признался в преступлении. Убитым оказался проживающий вместе с ним Михаил Леонтьев, которого тот зарубил топором, чтобы завладеть его хлебной карточкой. Но хлеб без мяса, якобы, не еда, и Антонов отчленил убитому голову, а самого распилил на куски и спрятал в подполе на чёрный день. Сердце же, лёгкие, почки и печень съел вместе с женой и детьми.

Всего на территории Челябинской области в 1943 году было расследовано несколько десятков случаев людоедства. Пожалуй, самый жуткий из них произошёл в Нязепетровском районе. Полина Шульгина, имея на руках двух малолетних детей, осталась без работы и средств к существованию. Оказалась в столь тяжёлом положении, она с детьми питалась помоями - в доме не было даже засохшей корки хлеба. Дойдя до полного отчаяния, женщина задушила шестилетнего Диму и одиннадцатилетнего Игоря, и какое-то время потребляла их мясо в пищу.

Владимир Лотохин, г Златоуст

#каннибалы,#лотохин,#радуга

НА ГЛАВНУЮ

В большинстве стран мира и на протяжении большей части истории люди относились крайне неодобрительно к употреблению в пищу себе подобных. Тем не менее, подобных случаев было зафиксировано намного больше, чем могло бы показаться. В нашем обзоре 10 ужасающих примеров каннибализма в современном обществе, причём речь пойдёт вовсе не о ритуальных жертвах.


Вечеринка Доннера - так был назван случай с группой из 87 американских пионеров-первооткрывателей, которые во время своей поездки по Америке попали в ловушку из снежных заносов. К тем порам, пока подоспела помощь, в живых осталось всего 48 человек. Несмотря на то, что детали происшедшего так и остались загадкой, наиболее распространенной версией является то, что некоторые члены группы, доведенные до отчаяния голодом, в конце концов ели трупы других людей, которые погибли от холода.

2. Дадли и Стивенс



Дело Дадли и Стивенса стало знаковым в британском праве в 1884 году и с тех пор используется в качестве прецедента в случаях защиты людей, совершивших убийство в силу необходимости. Четыре матроса оказались в шлюпке посреди океана без еды и воды. Дадли и Стивенс предложили следующее: для того, чтобы некоторые из них выжили, нужно кого-то принести в жертву для общего блага. В итоге они убили юнгу (который, как все утверждали, уже находился в состоянии комы) и съели его. Когда матросов подобрали спасатели, они заявили, что пошли на убийство из-за голода. Суд приговорил их к казни через повешение, но в итоге приговор был пересмотрен на шестимесячное тюремное заключение (правда, стоит отметить, что к моменту окончательного закрытия дела, они отсидели уже 17 лет).

3. Крестовые походы

Крестовые походы - один из мрачных моментов в истории христианства. После крестоносцев на их пути оставались сожженные поселения и тысячи трупов. Но огромные армии не могли питаться только Духом божьим и поэтому, когда провиант начал заканчиваться, обе стороны начали есть трупы своих врагов, которых они только что убили. Хотя каннибализм был, скорее всего, вызван необходимостью, он также служил в качестве акта устрашения врага.

4. Династия Тан


Династия Тан известна как одна из самых экспансивных в китайской истории. А в данный перечень она попала из-за того, что в это время разрешили каннибализм ради мести. Также зачастую случались случаи, когда с помощью каннибализма китайцы боролись с коррупцией. Коррумпированных чиновников забивали до смерти и съедали их. Преступников часто казнили, вырывая у них сердце, после чего толпа зрителей могла отведать по кусочку от этого сердца.

5. Ленинград


Можно с уверенностью сказать, что с помощью блокады Ленинграда выяснились пределы человеческого голода. Еды было так мало, что горожане срывали со стен обои, чтобы соскоблить и съесть клей. Оставшись полностью без еды, некоторые люди начали прибегать к каннибализму. Это явление стало настолько распространенным, что властям пришлось создать целую рабочую группу для борьбы с людоедами. Родители не разрешали детям выходить из дома, опасаясь, что их убьют и съедят.

6. Японцы во время Второй мировой войны


В то время как советские жители были вынуждены есть подобных себе в Ленинграде, японские солдаты во время Второй мировой войны занимались тем же самым. Разница была лишь в том, что японцы делали подобное не только из-за голода. Жертв (которыми всегда были военнопленные) хладнокровно убивали, а затем съедали всю их плоть (как правило, оставляя только кисти и ступни). Некоторым жертвами и вовсе срезали мясо с рук и ног, пока те еще были живы, после чего их сбрасывали в ямы на смерть. Некоторые японские солдаты и офицеры делали подобные вещи не из-за голода и отчаяния, а сугубо с целью устрашения.


Это голод, как полагают, был почти вызван человеческим фактором. 1932 год ознаменовался тем, что практически все продукты питания, произведенные украинскими сельскими жителями, были экспроприированы на нужды государства. Тем самым миллионы людей были оставлены без средств к существованию, после чего большинство из них умерли от голода. До сих пор не установлено, сколько украинских граждан прибегали к каннибализму. Все знают историю о человеке, который убил свою жену и сварил из нее суп. Также рассказывают о том, как люди ели детей и младенцев.


Кампания "Большой скачок" Мао Цзедуна привела к трагическим последствиях для китайского народа. Мао хотел построить индустриальное государство в то время, как Китай был на 90% аграрной страной. В итоге миллионы людей в стране остались без пищи. Умерло от 20 до 40 млн жителей страны, а для некоторых людей голод был настолько непереносим, что каннибализм стал их единственным выбором. Человеческое мясо стало основным продуктом на рынке, а также (по слухам) люди часто менялись детьми, чтобы не есть собственного ребенка.

9. Рейд Святого Фрэнсиса


В деревне Святого Фрэнсиса в Канаде во второй половине 1759 года во время войны произошло сражение французских колонизаторов и местных индейцев. Рейд на эту деревню стал известен тем, что Роберт Роджерс с отрядом головорезов провели один из самых жестоких набегов за истории. Мало того, что они разграбили деревню и убили всех пленников, голод и безумие заставили Роджерса и его рейдеров съесть убитых.

10. Осада Ма"ары и Антиохии


Хотя в этом перечне уже вспоминались Крестовые походы, среди них стоит отдельно выделить две из самых знаменитых осад. Голодающие христианские войска, обезумев от голода во время блокады, отрезали куски ягодиц своих убитых противников и жарили их. Иногда, в спешке, они ели полусырое мясо, после чего сильно заболевали. Другие байки рассказывают, что крестоносцы варили живых взрослых и даже жарили детей. Мол, когда Бог на вашей стороне, то можно делать все, что захочешь.

Впрочем, каннибализм встречается и сегодня. Им, например, не брезгуют - отшельники ахгори из Варанаси, увидеть которых можно в проникновенной серии фотографий у нас на сайте.

Последние материалы раздела:

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...