Гигиена лекции. Общая гигиена: конспект лекций (Ю

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Конспекты лекций для медицинских вузов Е.Н. Коршевер В.Н. Шилов ГИГИЕНА Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений Москва 2005

2 УДК ББК К70 К70 Коршевер Е.Н. Гигиена: учеб. пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений /Е.Н. Коршевер, В.Н. Шилов. М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, с. (Конспекты лекций для медицинских вузов). ISBN Х. Агентство CIP РГБ. Пособие знакомит студентов с закономерностями влияния факторов окружающей среды на здоровье человека, основными положениями гигиены и экологии человека; учит оценивать санитарно-эпидемиологическое благополучие различных групп населения. Для студентов высших медицинских учебных заведений. УДК ББК ISBN Х Произведение публикуется с разрешения ЗАО «Литературное агентство «Научная книга» Коршевер Е.Н., Шилов В.Н., 2005 ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005 Серия «Конспекты лекций для медицинских вузов» и серийное оформление. ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005 Макет. ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005 Учебное издание Коршевер Ефим Натанович, Шилов Владимир Николаевич ГИГИЕНА Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений Зав. редакцией С.В. Платонов Художник обложки Е.В. Гусейнов Компьютерная верстка Е.В. Чичилов Корректор Т.Я. Кокорева Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС». Лицензия ИД от Санитарно-эпидемиологическое заключение Д от Сдано в набор Подписано в печать Формат 60 90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 13,5. Тираж экз. (1-й завод экз.). Зак. Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, Москва, просп. Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет. Тел.: , ; тел./факс: ГУП Республиканская типография им. П.Ф. Анохина, Петрозаводск, ул. «Правды», 4.

3 ЛЕКЦИЯ 1. Гигиена как наука Предмет и задачи гигиены Гигиеническая методология. Санитарно-гигиенические исследования ЛЕКЦИЯ 2. Методы оценки эффективности гигиенических мероприятий, дополняющие санитарное описание Физические и химические методы Биологические методы. Эпидемиологический метод. Санитарно-статистические методы Клинические методы исследования. Метод гигиенического эксперимента Оценка гигиенической и медико-социальной эффективности ЛЕКЦИЯ 3. История развития гигиены Развитие гигиенических знаний Развитие гигиены в России ЛЕКЦИЯ 4. Роль воздушной среды. Солнечная радиация Роль воздушной среды Солнечная радиация Инфракрасная радиация Ультрафиолетовая радиация ЛЕКЦИЯ 5. Гигиеническое значение температуры и влажности воздуха Температура воздуха Влажность воздуха

4 ЛЕКЦИЯ 6. Гигиеническое значение перемещения воздушных масс и атмосферного давления Перемещение воздушных масс Атмосферное давление ЛЕКЦИЯ 7. Электрическое состояние атмосферного воздуха Ионизация воздуха Электрическое поле земной атмосферы Радиоактивность ЛЕКЦИЯ 8. Химический состав воздуха Воздушная среда как смесь газов. Кислород Диоксид углерода Азот ЛЕКЦИЯ 9. Влияние загрязнения воздуха на здоровье населения Химическое загрязнение воздушной среды Биологическое загрязнение воздушной среды ЛЕКЦИЯ 10. Вопросы гигиены почвы Гигиеническое значение состава и свойств почвы Процессы самоочищения, эпидемиология почвы

5 ЛЕКЦИЯ 11. Геохимическое и токсикологическое значение почвы Эпидемиологическое значение почвы Роль микроэлементов в почве Санитарная охрана почвы ЛЕКЦИЯ 12. Значение воды Вода как фактор окружающей среды Физиологическое значение воды Гигиеническое значение воды ЛЕКЦИЯ 13. Минеральный состав воды. Роль воды в возникновении заболеваний Природные воды по содержанию ионов. Жесткость воды Микроэлементы, поступающие в организм с водой Роль воды в возникновении заболеваний ЛЕКЦИЯ 14. Источники водоснабжения Классификация источников водоснабжения. Открытые водоемы Подземные воды ЛЕКЦИЯ 15. Системы водоснабжения, их санитарногигиеническая характеристика Разновидности систем водоснабжения Децентрализованное водоснабжение

6 ЛЕКЦИЯ 16. Методы улучшения качества воды Методы, применяемые для улучшения качества воды. Очистка Обеззараживание. Специальные методы улучшения органолептических свойств Зоны санитарной охраны водоисточников ЛЕКЦИЯ 17. Гигиена детей и подростков предмет и цели Гигиена детей и подростков как научная дисциплина Гигиена детей и подростков и практический опыт Проблема изучения состояния здоровья детей и подростков и ее государственный характер Ведущие направления гигиены детей и подростков ЛЕКЦИЯ 18. Задачи гигиены детей и подростков. Мероприятия по охране здоровья детей Задачи гигиены Изучение факторов, влияющих на здоровье детей Гигиенические и оздоровительные мероприятия Гигиенические нормативы Профилактические мероприятия Гигиенические методы и методики исследования здоровья детей ЛЕКЦИЯ 19.

7 ЛЕКЦИЯ 19. Содержание профилактической работы врачей детских учреждений Понятие возрастной гигиены. Ее направленность на охрану здоровья подрастающего поколения Специальные гигиенические нормативы Гигиенические проблемы изучения детей и подростков Лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения ЛЕКЦИЯ 20. Методы профилактической работы врачей детских учреждений Значение систематического наблюдения за здоровьем детей и подростков Понятие «здоровье», его составляющие Медицинское наблюдение за детьми от момента рождения ЛЕКЦИЯ 21. Обязанности врачей и методы работы Обследование детей и предупреждение распространения инфекционных заболеваний Противоэпидемическая и санитарногигиеническая работа Подростковые кабинеты. Профориентация подростков Этапный метод лечения и оздоровление детей и подростков ЛЕКЦИЯ 22. Закономерности роста и развития организма ребенка и подростка Единство и взаимосвязь роста и развития Морфологические и функциональные особенности возрастных периодов

8 3. Ритмичность жизненных процессов в организме Двигательная активность фактор роста и развития ребенка ЛЕКЦИЯ 23. Анатомо-физиологические оособенности растущего организма Возрастная периодизация Морфологические показатели разных периодов Формирование опорно-двигательного аппарата ЛЕКЦИЯ 24. Развитие мышечной системы ребенка. Особенности органа зрения Развитие мышечной системы Особенности органа зрения ЛЕКЦИЯ 25. Акселерация развития Определение акселерации Проявление акселерации в разные периоды жизни ребенка Причины акселерации ЛЕКЦИЯ 26. Методы оценки здоровья детского населения Признаки здоровья Изучение состояния здоровья Критерии и факторы, определяющие уровень здоровья детей Причины формирования функциональных отклонений Оценка функционального состояния детей и подростков

9 ЛЕКЦИЯ 27. Принципы комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков Принципы группировки по состоянию здоровья Комплексная оценка состояния здоровья ЛЕКЦИЯ 28. Методы определения уровня физического развития. Возрастные стандарты физического рзвития Определение уровня физического развития Средние показатели. Стандарты ЛЕКЦИЯ 29. Методико-физиологическая профессиональная ориентация Понятие профориентации Задачи медицинских работников и педагогов ЛЕКЦИЯ 30. Санитарные характеристики профессий и степень их влияния на организм Профессиограммы Группы профессий по степени их влияния на организм ЛЕКЦИЯ 31. Профессиональная пригодность и профессиональный отбор Профессиональная пригодность Профессиональный отбор «Школьная зрелость» или «функциональная готовность детского организма к систематическому обучению в школе»

10 ЛЕКЦИЯ 32. Врачебная профессиональная консультация (ВПК) Врачебная профессиональная консультация Физиологические элементы профессиональной пригодности ЛЕКЦИЯ 33. Гигиенические требования к планировке зданий детских и подростковых учреждений Размещение на территории населенных пунктов Гигиенические требования к планировке и строительству преддошкольных и дошкольных учреждений Гигиенические требования к планировке и строительству школьных зданий ЛЕКЦИЯ 34. Санитарные требования к проектированию школ-интернатов и ПТУ Школы-интернаты Средние профессионально-технические училища ЛЕКЦИЯ 35. Освещение в детских и подростковых учреждениях Влияние солнечного света и освещенности на рост и развитие детей и подростков, профилактику зрительного утомления Гигиенические требования к условиям естественного освещения Гигиенические требования к условиям искусственного освещения


Е.Е. Андреева, В.А. Катаева, В.М. Глиненко, Н.Г. Кожевникова ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Учебник 2-е издание, исправленное и дополненное Рекомендовано ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования по самостоятельной внеаудиторной работе по дисциплине ОД.А.03 Гигиена 2013 Киров Государственное бюджетное образовательное

Вопросы к экзамену по дисциплине «Общая гигиена, социальногигиенический мониторинг» для студентов 3 курса медико-профилактического факультета. 1. Определение, цель, задачи гигиены и ее место в комплексе

Министерство здравоохранения Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО ИГМУ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра общей

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ГИГИЕНА» (педиатрия) 1. Цель дисциплины: овладение знаниями, необходимыми для освоения методологии профилактической медицины, квалифицированной и всесторонней оценки

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кировская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра гигиены

УДК 613 (075.8) ББК 51.2я73 П32 П32 Рецензенты: зав. кафедрой гигиены медико-профилактического факультета ППО Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, академик МАИ, профессор А. М. Большаков;

Ж i. и ЕДАГОГИКИ Ю.Н. Кислякова Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития РЕ О ЗИ ТО РИ Й БГ У йршшвш 0 шщ и для дошкольного и младшего ш КОРРЕКЦИОННАЯ ЕДАГОГИКА

П/ 1. 1. Целью изучения учебной дисциплины «Гигиена» является: овладение знаниями квалифицированной и всесторонней оценки взаимодействия организма и различных факторов внешней среды. Осуществление профилактических

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ Б1.В.ОД.16 ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Профиль подготовки Физическая культура Квалификация

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Л.П.ЩЕРБАКОВА ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ КОЖИ И ВОЛОС РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования»

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Под общей редакцией Н.Н. Посысоева Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра

АННОТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ дисциплины «Гигиена и экология человека» по специальности 060601 Медицинская биохимия 1) Общая трудоемкость изучение дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

УДК 614.31:(076.58) ББК 51.23я73 Б31 Рецензенты: кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины УО «Гомельский государственный медицинский университет» (заведующий кафедрой кандидат

АННОТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ дисциплины «Общая гигиена» по специальности 060301 Фармация 1) Общая трудоемкость изучение дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. 2) Цели дисциплины: приобретение

Целью обучения на цикле тематического усовершенствования является совершенствование знаний и практических навыков по проведению гигиенических, противоэпидемических, медикопрофилактических мероприятий для

АННОТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ дисциплины «Общая гигиена» по специальности 060301 Фармация (для студентов заочной формы обучения) 1) Общая трудоемкость изучение дисциплины составляет 3 зачетные единицы,

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовская государственная юридическая академия»

Общая гигиена 1. Основные направления развития санитарно-эпидемиологической службы Республики Беларусь. 2. Управление санитарно-эпидемиологической службой в Республике Беларусь. 3. Содержание государственного

Целью обучения на цикле тематического усовершенствования является совершенствование знаний и практических навыков по вопросам охраны здоровья, проведению оздоровительно-воспитательной работы с детьми и

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Алтайский государственный университет В.А. Новоженов КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Учебное пособие Часть 2 УДК 5(075.8) ББК 20я73 Н 741 Рецензенты: доктор философских

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА» ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование Российской Федерации Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.2.5. ГИГИЕНА. ГИГИЕНА ТРУДА- ХИМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

Аннотация по дисциплине «Экология человека и гигиена окружающей среды» 1. Трудоёмкость дисциплины Тип занятия Часы 1 Лекции 2,00 2 Практические занятия 4,00 3 Контроль самостоятельной работы 2,00 4 Самостоятельная

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ по дисциплине «ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» для специальности 060105 (32.05.01) «МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО» 1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины привитие студентам

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ВОПРОСЫ К КВАЛИФИКАЦИОННОМУ

ДЕПАРТАМЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва 4

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование Российской Федерации Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.6. АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ И ВОЗДУХ ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, САНИТАРНАЯ

Б1.Б.11 «Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности» Составитель аннотации: к.б.н., доц. Калюжный Е.А. Кафедра биологии, географии и химии Цель изучения Краткая характеристика (основные

3.1. ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ Профилактика гриппа ББК 51. П П Профилактика гриппа. :. М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003. 4 с. ISBN 5 7508 ББК 51.9я8 ISBN 5 7508 Минздрав

Экзаменационные вопросы по общей гигиене для студентов 2-го курса фармацевтического факультета ГМФУ им. «Н.Тестемицану» 1 1. Гигиена, санитария, профилактика определения. Методы гигиенических иследований

Н.А. БИРЮКОВА ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДЖАЗУ для детей среднего и старшего возраста ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ИМПРОВИЗАЦИИ Москва 2008 УДК 785(076.5) ББК 85.985 Б 74 Б74 Богусевич О.Б. Путешествие в мир импровизации: практ.

Второе издание, переработанное и дополненное Рекомендовано Учебно-методическим центром «Классический учебник» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений МОСКВА 2008 УДК 001(075.8) ББК 87я73

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «Биробиджанский областной колледж культуры» Утверждаю Директор ОГОБУ СПО «БОКК» Е.В. Саенко РАБОЧАЯ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ОБЩЕЙ ГИГИЕНЕ 1. Гигиена, ее цели, задачи. Методы гигиенических исcледований (краткая характеристика). 2. Санитария, профилактика понятия. Виды профилактики (их характеристика). 3.

УДК 669.1:61(075.8) Рецензенты: канд. техн. наук И. В. Франценюк и кафедра охраны труда Днепропетровского металлургического института УДК 669.1:61 (075.8) Охрана труда в черной металлургии. Б р и н з а

М е т о д и ч е с к и й к о м п л е к т п р о г р а м м ы Н. В. Н и щ е в о й Ю. А. Кириллова Парциальная программа физического развития в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями

6 УДК 373.167.1:811.161.1*01/04 ББК 81.2Рус-922 Д69 Фото на обложке: Grublee / Shutterstock.com Используется по лицензии от Shutterstock.com Дорофеева Г. В. Д69 Разбор слов и предложений: для начальной

Министерство образования и науки РФ Алтайский государственный университет Биологический факультет Кафедра экологии биохимии и биотехнологии Д. А. Дурникин ЭКОЛОГИЯ ВОДОЕМОВ Учебное пособие Барнаул Издательство

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Проверь скорость чтения! Ответь на вопросы! Выполни задания! Учени 2 класса школы Фамилия Имя УДК 373:821.161.1 ББК 83.3(2Рос=Рус) К89 Кузнецова М. И. К89 Литературное

ÚÎ Ò.. œ Õ»Ÿ, Œ.». Œ Œƒ»Õ ПО ИСТОРИИ РОССИИ XX век 9 ÍÎ ÒÒ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА ГИМНЫ КАРТЫ СХЕМЫ ПОРТРЕТЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВА Москва 2002 ББК C79 63.3(2)я721 C79 Степанищев А.Т., Бородина О.И.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учебно-методическое объединение по медицинскому образованию УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь 20 г. Рег. ТД- /тип. А.И.

Закрытое акционерное общество «Оберег» Специальная оценка условий труда (СОУТ) Заместитель директора Хохлов Владимир Борисович Статья 212. ТК РФ Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий

ИВАНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 011 1 Рабочая программа учебной дисциплины Гигиена и экология человека разработана в соответствии с

Практикум для учащихся учреждений общего среднего образования 2-е издание М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 3 УДК 821.0(072) ББК 83.3-922+74.268.3 М77 Серия основана в 2007 году Р е ц е н з е н т ы: кандидат

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный аграрный университет»

УДК 681.3.06(075.3) ББК 32.973.26я721 С12 С12 Сафронов И. К. Готовимся к ЕГЭ. Информатика. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: БХВ-Петербург, 2009. 368 с.: ил. (ИиИКТ) ISBN 978-5-9775-0300-6 В пособии рассматриваются

ПРОГРАМНЫЕ ВОПРОСЫ по общей гигиене и военной гигиене к курсовым экзаменам для студентов 3 курса медико-психологического факультета 1. Современные методические и методологические основы гигиены. 2. Вклад

Вопросы по общей гигиене и военной гигиене к курсовым экзаменам для лечебного и педиатрического факультетов в 2015/2016 учебном году 1. Окружающая среда и ее гигиеническое значение. 1.1. Структура окружающей

Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Медицинский колледж» УТВЕРЖДАЮ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

665 К 28 Рецензент канд. техн. наук А. Я. Лившиц Каспаров Г. Н. К28 Основы производства парфюмерии и косметики. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: "Агропромиздат", 1988. -287 с.: ил. - (Учебники и учеб, пособия

ОБСЛЕДОВАНИЕ И ИСПЫТАНИЕ КОНСТРУКЦИЙ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ В.М. Калинин С.Д. Сокова А.Н. Топилин УДК 624.07(075.8) ББК 38.4-04я723 К17 Резензенты: Зав. кафедрой Московского государственного университета

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 31.02.01 «Лечебное дело» Организация-разработчик:

Контрольная работа N 1 «Гигиена лечебно-профилактических организаций» 1. Системы строительства больниц. 2. Централизованная система строительства больниц, преимущества и недостатки. 3. Децентрализованная

Примерная тематика и планы рефератов 1. Синдром больного здания. 1). Определение понятия. 2). Факторы, способствующие возникновению синдрома. 3). Симптомы, возникающие у работников в «больном здании».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Географический факультет Кафедра физической географии и геоинформационных систем УЧЕНИЕ ОБ АТМОСФЕРЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Департамент здравоохранения города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Медицинский колледж Департамента здравоохранения города

М.Е. Косов, Р.Г. Ахмадеев Налогообложение доходов и имущества физических лиц Допущено Советом Учебно-методического объединения по образованию ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» в качестве

Конспекты лекций для медицинских вузов Н.В. Шаров Д.В. Шаров СТОМАТОЛОГИЯ Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений Москва 2005 УДК 616.31 ББК 56.6 Ш26 Произведение публикуется

Министерство образования и науки РФ Алтайский государственный университет Н. П. Иванова МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА Учебное пособие Барнаул Издательство Алтайского государственного университета 2014 ББК 069:37(075.8)

Алтайский экономико-юридический институт В. И. Степанов ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО СЕКТОРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ, СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ Монография Барнаул 2013 УДК 378.147 ББК 74.580


План лекции 1. Определение гигиены как науки, предмет, задачи и методы гигиены. 2. Основоположником гигиенической науки. Развитие гигиенической науки в России. Выдающиеся гигиенисты современности. Связь гигиены с другими дисциплинами. Санитария. 3. Здоровье населения и факторы его формирующие. 4. Понятия о профилактике. Профилактическое направление в медицине. Основные разделы гигиены и их характеристика. 5. Нормативно-правовые документы, регламентирующие гигиеническое нормирование. Порядок установления гигиенических регламентов. 4. Принципы, критерии и методы оценки гигиенического состояния объектов окружающей среды.


Определение гигиены как науки Гигиена – это наука о закономерностях влияния среды обитания человека на индивидуальное и общественное здоровье, а также условиях его сохранения и укрепления Предметом гигиены является изучение закономерности влияния факторов окружающей среды на здоровье человека






Задачи гигиены изучение закономерностей воздействия факторов среды обитания на организм человека; выявление факторов риска среды обитания человека и проведение гигиенической диагностики; разработка и внедрение нормативов по безопасности и безвредности и факторов среды обитания для организма; разработка и внедрение мероприятий по оздоровлению населения и среды обитания.




Метод санитарного описания Используется для получения сведений о состоянии объектов окружающей среды. Результаты описания сопоставляются с соответствующими гигиеническими нормами и правилами на основании этого делается вывод об исследуемом объекте Богословского




Методы экспертизы Объективные методы экспертизы основаны на определении характеристик путем измерений каких-либо показателей, а также отклонений от установленных требований и выражение результатов измерений или подсчетов в принятых единицах измерений. Эвристические методы экспертизы основаны на совокупности логических приемов, догадок, основанных на предположении отдельных лиц.


Методы гигиенических исследований экспериментальный – заключается в производстве специальных опытов, испытаний. Применяется различные инструментальные и лабораторные исследования физических, химических, биологических свойств. В рамках эксперимента используются физиологические, биохимические и клинические методы исследования.




Методы гигиенических исследований санитарно-статистический метод – методы математического анализа. Статистические исследования включают 4 этапа: составление программ и плана исследования, сбор материала, разработку данных, анализ материала, составление выводов и предложений для внедрения результатов исследований в практику


Методы гигиенических исследований эпидемиологические методы – основанны на анализе особенностей распределения заболеваний в пространстве и времени и предназначенны для выявления проблем профилактики, причин, условий (факторов риска) и механизмов формирования заболеваемости с целью обоснования мероприятий по профилактике заболеваний и оценке их эффективности.


Основоположники гигиенической науки В 1865 г. выдающийся немецкий ученый, врач Макс фон Петтенкофер возглавил кафедру гигиены в Мюнхенском университете. Он явился основоположником экспериментальной гигиены, разработал многочисленные методы лабораторных исследований в гигиене Родился г. в Лихтенгейме в Баварии


Основоположники гигиенической науки Алексей Петрович Доброславин () – первый приват-доцент, профессор кафедры гигиены Военно- медицинской академии г. Санкт- Петербурга. Благодаря нему началось систематическое преподавание гигиены на медицинских факультетах в России. Он основал и был бессменным руководителем первой в России городской санитарной станции Петербургского и губернского земства. Родился г. в с. Дядьково, Орловской губернии


Основоположники гигиенической науки Фридрих Гульдрейх Эрисман () С именем и делами Ф. Ф. Эрисмана связан расцвет земской профилактической медицины, в рамках которой земские врачи проводили значительную работу по изучению санитарного состояния различных уездов, обследование земских, церковно- приходских учебных заведений и школ разных ведомств, фабрик и заводов. Родился г. в Гонтеншвиле, кантон Аргау, Швейцария


Основоположники гигиенической науки Григорий Витальевич Хлопин () сумел провести ряд законопроектов, касающихся школьно-санитарного надзора, санитарной охраны воздуха, воды, доброкачественности пищевых продуктов, благоустройства лечебных и курортных мест и др. Родился г. в с. Добрянка Пермской губернии


Основоположники гигиенической науки СЫСИН Алексей Николаевич () один из организаторов санитарно-эпидемиологической службы, академик АМН СССР, автор проекта декрета «О санитарных органах республики». Основные работы по вопросам водоснабжения, гигиены жилища, санитарно-эпидемиологического состояния страны, дезинфекции, акклиматизации человека. Родился г. в г. Нижний г. Нижний Новгород


Основоположники гигиенической науки Смирнову Ефиму Ивановичу () генерал-полковнику медицинской службы акад. АМН СССР принадлежит основная роль в создании санитарно- противоэпидемиологичес кого дела в армии Родился г. в д. Озерки Нижегородской губернии


Современный этап развития гигиены С 1999 г. первичная медицинская профилактика регулируется Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.


Современный этап развития гигиены В 2004 г. в Российской Федерации создается федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), руководителем которой является Геннадий Григорьевич Онищенко Родился г. пос. Чаргын-Таш Сузакского района Ошской области Киргизской ССР




Среда обитания – это совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. Факторы среды обитания – это биологические, химические, физические, социальные и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.




Профилактическое направление в медицине Матвей Яковлевич Мудров () ученый, впервые утвердивший понимание организма как единого целого, указавший на роль условий жизни в возникновении болезней. Он был первым отечественным терапевтом- гигиенистом. Родился г. в Вологде


Профилактическое направление в медицине Николай Иванович Пирогов () российский хирург и анатом, педагог, Являясь горячим и убежденным сторонником развития профилактического направления он, как известно, считал, что «будущее принадлежит предохранительной медицине» Родился г. в г. Москве


Профилактическое направление в медицине Захарьин Григорий Антонович () великолепный терапевт, удивительный диагност был поборником идеи гармонического сочетания лекарственного лечения с гигиеническими, оздоровительными мероприятиями. Родился в г. Москва


Профилактическое направление в медицине Организованное Иваном Михайловичем Сеченовым (гг.) изучение рабочих движений человека и восстановления работоспособности утомленного организма положили начало развитию в нашей стране физиологии трудовых процессов. Родился г. в селе Теплый Стан Симбирской губернии


Профилактическое направление в медицине Первичная профилактика – система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана среды обитания и т. д.).


Профилактическое направление в медицине Вторичная профилактика – комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецедиву заболевания.


Профилактическое направление в медицине третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную, трудовую, психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию




Законодательные меры профилактики Конституция Российской Федерации: статья 41, п. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам


Законодательные меры профилактики Федеральный закон от N 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Федеральный закон от N 29-ФЗ О качестве и безопасности пищевых продуктов Федеральный закон от N 88-ФЗ (ред. от) "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" Федеральный закон от N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", Федеральный закон от N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" Федеральный закон от N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию"


Организационно-распорядительные меры профилактики постановления правительства приказы Министерства здравоохранения постановления Главного государственного санитарного врача предписания должностных лиц Роспотребнадзора локальные нормативные акты, издаваемые должностными и юридическими лицами


Меры профилактики Архитектурно-планировочные мероприятия – это мероприятия по размещению объекта на территории населенного места, выбор пригодного земельного участка под строительство, система застройки и функциональное зонирование территории, внутренняя планировка помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами Технологические мероприятия – это мероприятия, позволяющие с помощью изменения технологии производства избежать ухудшения параметров среды обитания или привести ее компоненты в соответствие с действующими гигиеническими нормами и правилами или вывести работающий контингент из вредных условий труда


Меры профилактики Санитарно-технические мероприятия – это комплекс технических мероприятий направ- ленных на оптимизацию среды обитания Медико-профилактические мероприятия – это меры медицинского характера направленные на: отбор людей с повышенной сопротивляемостью и адаптацией к вредным факторам среды обитания; повышение с помощью медицинских процедур сопротивля- емости организма к воздействию среды обитания и восстановления адаптации организма




Гигиеническое нормирование Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии устанавливает порядок государственного регулирования в области санитарно- эпидемиологического благополучия Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, утвердившее Положение о государственном санитарно- эпидемиологическом нормировании


Санитарные нормы (СН) – нормативно- правовой акт, устанавливающий оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека на его организм Гигиенические нормативы (ГН) – нормативно-правовой акт, устанавливающий гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья Санитарные правила и нормы (СанПиН) – нормативно-правовой акт, объединяющий требования отдельных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов гигиеническое нормирование




Лекция 1. Гигиена как наука

1. Предмет и задачи гигиены

Гигиена (от греч. Hygieinos – здоровый) – наука, изучающая влияние условий, в которых находится человек, на его здоровье и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий, сохранению здоровья.

Научной разработкой проблем сохранения здоровья и оптимизации условий труда занимается гигиена, а организацию и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий осуществляет санитарно-эпидемиологическая служба.

Основными задачами гигиены являются:

Разработка предупредительного и текущего санитарного надзора;

Разработка санитарного законодательства;

Обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха;

Охрана здоровья детей и подростков;

Участие в разработке основ рационального питания;

Санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.

Основой гигиены служат гигиенические нормативы – предельно допустимые концентрации (ПДК) и уровни (ПДУ), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) для воздуха населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности.

Гигиена как раздел медицины, изучающий связь и взаимодействие организма с окружающей средой, тесно соотносится со всеми дисциплинами, обеспечивающими формирование гигиенического мировоззрения врача: биологией, физиологией, микробиологией, клиническими дисциплинами. Это дает возможность широкого использования методов и данных этих наук в гигиенических исследованиях с целью изучения влияния факторов окружающей среды на организм человека и разработке комплекса профилактических мероприятий. Гигиеническая характеристика факторов среды и данные об их влиянии на здоровье в свою очередь способствуют более обоснованной диагностике заболеваний, патогенетическому лечению.

Гигиена включает в себя ряд разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики: коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена и др. Особое место занимает самостоятельная гигиеническая дисциплина – общая гигиена. Как пропедевтическая дисциплина общая гигиена раскрывает основные положения учения об окружающей среде, закономерностях влияния природных, бытовых, производственных факторов на здоровье и заболеваемость населения, а также определяет направление оздоровительных мероприятий.

2. Гигиеническая методология. Санитарно-гигиенические исследования

Изучение взаимодействия организма и окружающей среды производится посредством гигиенической методологии, охватывающей сумму методов и методик.

В гигиене и санитарии используется ряд методов оценки факторов окружающей среды – это методы санитарного обследования и описания, физические, химические и биологические методы, а также методы санитарной экспертизы. Одновременно используются методы исследования, с помощью которых можно выявить влияние на организм факторов окружающей среды. К ним относятся эпидемиологические, санитарно-статистические, клинические методы, а также гигиенический эксперимент.

Комплекс санитарно-гигиенических исследований условий жизни населения начинается обычно с санитарного описания. По результатам углубленного санитарного обследования разрабатывается план мероприятий по устранению недостатков и их отрицательного влияния на здоровье и санитарные условия жизни. Так, например, осмотр водоемов позволяет открыть возможные источники загрязнения воды, наметить пути к пресечению дальнейшего загрязнения, определить дебит водоисточника и др.

Метод санитарного описания также широко используется при изучении условий жизни в населенных местах – жилищных, производственных, бытовых и др. Санитарному описанию подвергаются объекты окружающей среды, условия жизни и труда. К ним относятся: водоисточники, почва, воздушная среда, пищевые продукты, жилье, места труда и отдыха, больничные и школьные учреждения и др.

Лекция 2. Методы оценки эффективности гигиенических мероприятий, дополняющие санитарное описание

1. Физические и химические методы

Следует помнить, что санитарное описание не дает количественную характеристику и дополняется более точными физическими, химическими, биологическими и другими методами исследования.

С помощью физических методов исследования характеризуется температура, влажность, скорость движения, электрическое состояние воздуха, барометрическое давление, все виды лучистой энергии. Физические методы широко применяются в коммунальной гигиене при оценке климата населенных мест, в гигиене труда для характеристики метеорологических условий в производстве, различных видов излучений. Физические методы используются в определении химического состава и структуры вещества в виде спектрографического анализа. С помощью люминесцентного анализа можно определить качество пищевых продуктов.

Химические методы в санитарно-гигиенических исследованиях используются при изучении химического состава воздуха, воды, пищевых продуктов; они широко применяются для определения ядохимикатов, различных синтетических веществ и разнообразных токсичных веществ, поступающих в биосферу. Важнейшей особенностью химических методов является их высокая чувствительность, позволяющая определить в некоторых случаях миллионные доли миллиграмма вещества на единицу объема воздуха, воды или единицу массы какого-либо продукта. С помощью химических методов при санитарно-гигиенических исследованиях определяются примеси, не свойственные природному составу среды, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на организм, служить показателем санитарного неблагополучия изучаемого объекта: наличие в воздухе оксида углерода, диоксида серы и др.

2. Биологические методы. Эпидемиологический метод. Санитарно-статистические методы

Под биологическими методами следует понимать исследования объектов окружающей среды, в процессе которых определяется наличие микро– и макро организмов и веществ животного и растительного происхождения, характеризующих санитарное состояние объекта.

Примером подобного анализа может служить биологическое исследование воды, продуктов питания.

Биологические методы в практике санитарно-гигиенических исследований, как разновидность биологического исследования, часто имеют первостепенное значение, поскольку определяют не только общую обсемененность изучаемого объекта, но также выделяют и идентифицируют санитарно-показательные микроорганизмы.

Эпидемиологический метод – это совокупность методик изучения состояния здоровья населения под влиянием различных эндогенных (генетических, возрастных и др.) или экзогенных (социальных, природных) факторов. Эпидемиологический метод позволяет изучать здоровье коллектива или же населения города, района, области путем анализа определенных учетных и отчетных медицинских документов, проведения медицинских осмотров в амбулаторных и стационарных условиях с последующим расчетом показателей, характеризующих здоровье населения. При этом динамические наблюдения за здоровьем определенного контингента называются «продольными», а одномоментные – «поперечными». В зависимости от направленности наблюдения «продольные» исследования разделяются на ретроградные, изучающие произошедшие события, или перспективные, направленные на события, которые будут происходить.

Санитарно-статистические методы изучения здоровья населения основываются на данных официальных документов и отчетов, содержащих информацию о состоянии здоровья населения. При этом учитывают такие показатели как заболеваемость, демографические показатели естественного движения населения, физическое развитие, уровни инвалидности, смертности и т. п. Санитарная статистика широко использует разнообразные методы математического анализа.

3. Клинические методы исследования. Метод гигиенического эксперимента

Клинические методы исследования широко используют для оценки состояния здоровья населения, подвергающегося воздействию различных факторов окружающей среды. Клинические методы применяют не только для определения выраженных нарушений, но и для выявления показателей преморбидных состояний у практически здоровых людей, используя при этом биохимические, иммунологические и другие тесты, отражающие состояние различных органов и систем человека.

Метод гигиенического эксперимента ставит своей целью в натурных или лабораторных условиях изучить влияние различных факторов окружающей среды на организм человека или животных.

Метод лабораторного эксперимента позволяет наиболее четко моделировать процессы и явления для выяснения их значения для здоровья человека. Примером может служить изучение на лабораторных установках процессов накопления в почве и растениях вредных химических веществ.

4. Оценка гигиенической и медико-социальной эффективности

Важнейшее значение имеет оценка гигиенической и медико-социальной эффективности проведенных оздоровительных мероприятий. Оценка гигиенической эффективности путем сравнения параметров факторов окружающей среды до и после осуществления предложенных мероприятий позволяет в случае успеха использовать эти предложения в практике на других аналогичных объектах. Медико-социальная эффективность выражается в улучшении самочувствия работающих и проживающих в этих условиях населения, снижении заболеваемости, повышении успеваемости учащихся, повышении работоспособности, повышении выносливости в условиях эксперимента. В ряде случаев, кроме основных показателей эффективности, отражающих улучшение окружающей среды и состояния здоровья населения, удается определить и экономический эффект в результате снижения выплат по листкам нетрудоспособности, повышения производительности труда и т. п.

Лекция 3. История развития гигиены

1. Развитие гигиенических знаний

История развития профилактической медицины, как и многие другие области медицинских знаний, уходит своими корнями в далекое прошлое. Ее развитие тесно связано с эволюцией общественно-экономических отношений, прогрессом науки и культуры. Существуют сведения об известном развитии гигиенических навыков в античной Греции и в период господства Древнеримской империи. В Греции основоположником медицинских знаний Гиппократом впервые был создан трактат «О воздухе, водах и местностях», в котором описывались основные природные факторы, их влияние на здоровье людей. В Афинах были построены водопровод и канализация, имелись общественные бани, проводилась простейшая дезинфекция посредством окуривания помещений. Накопленные греками опыт и знания были восприняты и усовершенствованы в Римской империи: сооружались общественные бани и солярии; функционировала сеть водопроводов и канализации, которая выводила сточные воды за город на поля и огороды; осуществлялся контроль торговли пищевыми продуктами; уделялось внимание соблюдению санитарных правил в войсках.

В период упадка общей культуры в Западной Европе, который предшествовал эпохе Возрождения (ХV – ХVI в.), в Хорезме, Бухаре, Самарканде процветали науки, литература, поэзия, уделялось внимание медицине. Этот период в Азии известен трудами ученого врача Абу Али Ибн Сины (Авиценны), автора «Канона врачебной науки». Здесь содержатся указания по гигиене жилища, одежды, питания детей и стариков, охраны здоровья.

Эпоха Возрождения ознаменовалась развитием многих отраслей знаний, в том числе естествознания. Появился интерес к болезням, связанным с профессией – Парацельс изучал болезни рудокопов. Интерес к условиям труда проявляется в ХVIII в. с развитием ремесел, крупных мануфактур. Так, в 1700 г. итальянский врач Б. Рамаццини в труде «Рассуждение о болезнях ремесленников» описал известные профессии, дал анализ профессиональных заболеваний, выдвинул идею профессионального отбора. В 1788 г. вышел в свет труд П. Франка «Полная система медицинской полиции», где изложены сведения по санитарии, высказана мысль о здоровье в социальном отношении, необходимости проведения государственных мероприятий в здравоохранении. В 1797 г. немецкий ученый Гуфеланд опубликовал книгу «Микробиотика, или искусство продления жизни», в которой осветил вопросы личной гигиены.

Фактически гигиена этого периода продолжала оставаться еще эмпирической наукой, базировалась на наблюдениях, санитарная практика сводилась к надзору за исполнением существующих правил.

В середине ХIХ в. в гигиене начинает использоваться экспериментальный и статистический методы исследования. Этому способствует не только необходимость реальной действительности, но и развитие биологии, физики, физиологии и др. естественных наук, открытия Л. Пастера, Р. Коха, Н. Ф. Гамалеи, И. И. Мечникова. Большой вклад в развитие экспериментальной гигиены внес Петтенкофер, который в результате многолетних лабораторных и статистических исследований превратил гигиену в точную науку. Большое значение имеют работы К. Фойти по вопросам физиологии и гигиены питания.

2. Развитие гигиены в России

Развитие гигиены в России ХIХ в. во многом способствовал выдающийся врач М. Л. Мудров, придававший большое значение вопросам медицинского и санитарного обслуживания войск. Он также написал «Наставления простому народу, как уберечь себя от холеры». Во второй половине ХIХ в. большой в развитие гигиенической науки внесли А. П. Доброславин и Ф. Ф. Эрисман, которые считаются основоположниками экспериментального направления гигиены в России. А. П. Доброславин в 1871 г. создал и возглавил первую кафедру гигиены при Петербургской военно-медицинской академии. А. П. Доброславин был основателем журнала «Здоровье», руководителем Общества охраны народного здоровья, организатором земской санитарии. Ф. Ф. Эрисману принадлежат исследования близорукости школьников. Он организовывает и проводит изучение условий труда рабочих фабрик и заводов Московской губернии. Ф. Ф. Эрисманом были разработаны гигиенические нормы для оценки качества воды, создана первая санитарная станция. Он первым возглавил кафедру гигиены при медицинском факультете Московского университета.

В советский период на начальном этапе большой вклад в развитие гигиенической науки внесли Н. А. Семашко, З. П. Соловьев, А. Н. Сысин, Г. В. Хлопин. Н. А. Семашко – основоположник социальной гигиены. Им была основана первая в стране кафедра социальной гигиены. Н. А. Семашко много сделал для принятия законодательства по охране водоисточников, водоснабжению и канализации, гигиене питания, труда и др. З. П. Соловьев – руководитель и организатор военно-санитарной службы. Он решал вопросы организации гигиенического обеспечения армии. Г. П. Хлопиным проведены фундаментальные работы в области гигиены водоснабжения, гигиены труда и профессиональных заболеваний, гигиены умственного труда, предложено много методов гигиенического исследования объектов внешней среды т. п.

В более поздний советский период в области гигиены успешно и плодотворно работали такие корифеи гигиенической науки, как А. Н. Марзеев, С. И. Каплун, А. В. Мольков, В. А. Рязанов, С. Н. Черкинсский, А. А. Летавет, Ф. Г. Кротков и др.

Лекция 4. Роль воздушной среды. солнечная радиация

1. Роль воздушной среды

Воздушная среда играет важную роль в дыхании человека, животных и растений. Роль воздуха состоит в снабжении кислородом, удалении продуктов обмена веществ, обеспечении процесса теплообмена. Резкие изменения физических свойств и химического состава неблагоприятно отражаются на важнейших функциях организма и приводят к различным заболеваниям.

К физическим факторам воздушной среды относятся: солнечная радиация, температура, влажность, скорость движения воздуха, барометрическое давление, электрическое состояние, радиоактивность.

2. Солнечная радиация

Солнечная радиация – единственный источник энергии, тепла и света на Земле. Она является основным фактором, обуславливающим климат местности. Под солнечной радиацией понимают испускаемый солнцем интегральный поток радиации, который представляет собой электромагнитное излучение. Оптическая часть солнечного спектра разделяется на три диапазона: инфракрасные лучи с длиной волн от 2,8 тыс. до 760 нм, видимая часть – от 760 до 400 нм и ультрафиолетовая часть – от 400 до 280 нм. Солнечная радиация возрастает с увеличением высоты местности над уровнем моря. Так, на высоте 1 тыс. м она составляет около 292,7 × 10 4 Вт/м 2 , а на высоте 3 тыс. м 346,6 × 10 4 Вт/м 2 .

3. Инфракрасная радиация

Инфракрасная радиация составляет большую часть излучения Солнца и по биологической активности делится на длинноволновую (1,5 тыс. – 2,5 тыс. нм) и коротковолновую (760–1,5 тыс. нм). Длинноволновые лучи поглощаются поверхностным слоем эпидермиса, а коротковолновые лучи (длина волны менее 1 тыс. нм) достигают глубоких слоев кожи. Они способны проходить через мозговую оболочку и воздействовать на рецепторы мозга – развитие солнечного удара – возбуждение, судороги, потеря сознания. Под воздействием инфракрасной радиации возможно помутнение хрусталика – катаракта, изменение иммунологической реактивности и др.

4. Ультрафиолетовая радиация

Ультрафиолетовая радиация оказывает наиболее сильное биологическое действие, особенно лучи с длиной волн от 315 до 290 нм. Влияние связано с воздействием на структуру белка. Протеолитические процессы в коже обуславливают появление в крови гистамина и гистаминоподобных веществ. Воздействуя на нервную систему, эти продукты рефлекторно влияют на весь организм.

Ультрафиолетовые лучи (Уф-лучи) являются неспецифическим стимулятором физиологических функций. Под их действием происходит усиление деятельности надпочечников, щитовидной и других желез. Уф-лучи стимулируют белковый, жировой, углеводный и минеральный обмен, влияют на кроветворение и на иммунологические процессы, повышая защитные силы. Уф-лучи обладают бактерицидным действием.

Спектр Уф-излучения делят на: А-излучение с длиной волн от 400 до 315 нм, В-излучение с длиной волн от 320 до 280 нм и С-лучи с длиной менее 280 нм.

Передозировка Уф-облучения может сопровождаться эритроматозным раздражением кожи, недомоганием, головными болями, повышением температуры тела. В тяжелых случаях могут развиваться ожоги, дерматиты с явлениями экссудации и отечностью. Воздействие на органы зрения приводит к фотоофтальмии – гиперемии, отеку конъюнктивы, блефароспазму, слезотечению, светобоязни.

Уф-излучение с длиной волн 320–280 нм способны предупреждать D-витаминную недостаточность. У маленьких детей в результате D-авитаминоза может развиться рахит. У взрослых при D-авитаминозе отмечается ослабление связочного аппарата суставов, снижение плотности костей, замедленное срастание их при переломах.

Имеются данные, подтверждающие способность Уф-радиации при длительном чрезмерном воздействии вызывать злокачественные опухоли, в частности рак кожи.

Бактерицидное действие Уф-радиации используется при санации воздушной среды, обеззараживании молока, дрожжей, напитков и др.

Видимая солнечная радиация определяется в средней полосе России освещенностью в июле около 65 тыс. лк, а в декабре – 4 тыс. лк и менее.

Свет оказывает психофизиологическое воздействие на организм. Так, оранжево-красная часть спектра вызывает возбуждение и усиливает чувство тепла, а холодные тона (сине-фиолетовая часть спектра) усиливают тормозные процессы в центральной нервной системе. Желто-зеленые цвета оказывают успокаивающее влияние. Свет играет ведущую роль в процессах восприятия окружающего мира, в образовании суточного ритма, представляющего собой закономерное чередование периодов покоя и мышечной активности, процессов возбуждения и торможения.

Лекция 5. Гигиеническое значение температуры и влажности воздуха

1. Температура воздуха

Температура воздуха зависит от географической широты. Самая высокая температура на земном шаре наблюдается в южных широтах. В странах Африки, Южной Америки, Средней Азии в теплое время года она достигает 63 °C, в холодный период снижается до – 15 °C. В Антарктиде температура может понижаться до – 94 °C. Температура воздуха снижается с увеличением высоты над уровнем моря.

Нагретые приземные слои воздуха поднимаются и постепенно охлаждаются в среднем на 0,6 °C на 100 м подъема. От экватора к полюсам дневные колебания температуры уменьшаются, годовые увеличиваются.

Под воздействием температуры происходят различные физиологические сдвиги во многих системах организма. При повышенных температурах (25–35 °C) окислительные процессы в организме несколько снижаются, но в дальнейшем они могут возрастать. Дыхание учащается и становится поверхностным. Легочная вентиляция вначале возрастает, а затем остается без изменений.

Длительное воздействие высокой температуры приводит к нарушению водно-солевого и витаминного баланса. Особенно характерны эти изменения при выполнении физической работы, сопровождающейся потоотделением. С потерей жидкости при тяжелой физической работе в условиях повышенной температуры воздуха может выделяться до 10 л пота, а с ним до 30–40 г хлорида натрия, 15–25 % водорастворимых витаминов. В результате нарушения водно-солевого баланса может развиться судорожная болезнь.

При воздействии температуры усиливается кровоснабжение кожи и подкожной клетчатки за счет расширения системы капилляров. Частота сердечных сокращений возрастает вследствие раздражения терморецепторов, повышения температуры крови и образования продуктов метаболизма. Артериальное давление, как систолическое, так и в большей степени диастолическое, при действии высоких температур снижается. Повышается вязкость крови, увеличивается содержание гемоглобина и эритроцитов.

Со стороны центральной нервной системы действие высокой температуры проявляется в ослаблении внимания, замедлении двигательных реакций, ухудшении координации движений.

Длительное воздействие высокой температуры вызывает стойкую гипертермию организма. При легкой форме гипертермии основным признаком является повышение температуры тела до 38 °C и более, наблюдается гиперемия лица, потоотделение, слабость, головная боль, головокружение, искажение цветового восприятия, тошнота, рвота. В тяжелых случаях перегревание протекает в форме теплового удара: подъем температуры до 41 °C и выше, падение артериального давления, потеря сознания, судороги, дыхание частое и поверхностное.

Под воздействием низких температур снижается температура кожи, при этом отмечается ухудшение тактильной чувствительности, понижение сократительной способности мышц. Изменяется функциональное состояние центральной нервной системы, проявляющееся ослаблением болевой чувствительности, адинамией, сонливостью. Понижение температуры отдельных участков тела приводит к болевым ощущениям.

Охлаждение организма способствует развитию различных заболеваний: ангин, катаров верхних дыхательных путей, пневмоний, невритов, радикулитов, миозитов и др.

« Личная гигиена школьника »

Цель: формирование у младших школьников верных представлений о гигиене. Привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека.

Ход занятия.

Медицинский работник :

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить о правилах личной гигиены. Личная гигиена - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда , занятия физкультурой , регулярные приемы полноценной пищи , чередование труда и активного отдыха , полноценный сон .

К личной гигиене относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, постельного белья, одежды, жилища, а также к приготовлению пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Кожа защищает наше тело от болезней. А когда вы бегаете, прыгаете и вам становится жарко, на коже появляются капельки пота. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать наше тело от микробов. Грязная кожа может принести вред здоровью. И, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны окружающим. Вот почему кожу нужно мыть, за ней необходимо ухаживать.

Воспитатель:

Отгадайте ребята загадки:

Гладко и душисто, моет очень чисто.

Нужно, чтоб у каждого было - Что, ребята? (Мыло)

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без... (Воды)

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю. (Мочалка)

Кто считает зубы нам

По утрам и вечерам. (Зубная щётка)

С волосами я дружу

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа,

А зовут меня … (Расческа)

Мыло и вода – это основные средства для очищения кожи. Для мытья пользуются туалетным мылом, предпочтительнее мягкая вода. Мыться в ванне или бане с применением мыла и мочалки необходимо не реже одного раза в неделю; после мытья обязательно меняют нательное белье. При мытье, особенно с применением мочалки, кожа массируется, что улучшает ее кровоснабжение и общее самочувствие человека. Ноги моют с мылом на ночь, лучше ежедневно, особенно летом. Волосы лучше мыть в мягкой воде. Уход за полостью рта помогает сохранить зубы здоровыми. Чистят зубы ежедневно утром и вечером, полощут рот после еды.

Медицинский работник:

Важное место в личной гигиене занимают соблюдение чистоты нательного белья , одежды , ежедневная смена носков (колготок). Чистота тела и одежды немыслима без соблюдения чистоты в жилых комнатах, кухне , в классе , спальне, столовой.

Каждому члену семьи рекомендуется иметь отдельные полотенца (личное и банное); смену постельного белья приурочивают к посещению бани . Рекомендуется также перед сном менять дневное нательное белье на ночную сорочку (пижаму).

Все эти гигиенические мероприятия, необходимые повседневно, приобретают особое значение в тех случаях, когда в семье кто-нибудь заболевает, т. к. нарушение требований гигиены может отрицательно сказаться на вашем здоровье .

Воспитатель:

Давайте прочтем пословицы о чистоте и здоровье:

В здоровом теле - здоровый дух.

Кто аккуратен, тот людям приятен.

Чаще мойся, воды не бойся.

Мыло серо, да моет бело.

Будет мыло пениться, грязь куда-то денется.

Чаще руки мой, грязь вся смоется водой.

Где чистота, там и здоровье.

Помните, что соблюдение правил гигиены поможет нам быть здоровыми.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...