Герои рассказа ночь исцеления. Урок внеклассного чтения по рассказу Б

«Как важно вовремя успеть»

Урок внеклассного чтения в VII классе по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»

Цели урока:

    Узнать страницу истории России в годы Великой Отечественной войны;

определить проблемы гуманного отношения к страдающим людям;

Тип урока : урок- размышление

Оборудование урока:

Презентация

Текст рассказа Б.Екимова «Ночь исцеления»

Мой девиз: «Разумом слушай, смотри душой, работай сердцем»

Вступительное слово учителя на фоне музыки.

СЛАЙДЫ 1-6

Среди весны, в начале мая, наступает свя­той для нашей родины день, когда мы вспо­минаем тех, кто победил фашизм и внес свой вклад в нашу Победу, вспоминаем жи­вых и усопших. Среди уже немногочислен­ных фронтовиков, награжденных боевыми наградами

(а теперь в живых в Половодово остался один фронтовик Поляков Алексей Павлович), мы видим женщин, которые, на первый взгляд, никакого отношения к прошедшей войне не имеют. И в то же время без них не было бы этой Победы. Это жен­щины войны, женщины тыла. И они, взвалив на себя всю тяжесть мужской работы, тоже приближали нашу Победу.

Сейчас выросли их дети, внуки; у многих ушли из жизни вернувшиеся с фронта мужья. И все чаще и чаще память возвращает их к вой­не, к испытаниям, через которые они прошли.

Именно об этом и о многом другом небольшой рассказ малоизвестного писателя Б. Екимова «Ночь исцеления».

Знакомы ли вам лица этих женщин? Именно им пришлось испытать все тяготы военного времени. Они живут среди нас и порой нуждаются в нашем внимании.

Сегодня на уроке мы будем беседовать о таких людях, нуждающихся в нашем внимании и понимании, о людях, которые прошли боль­шой жизненный путь, пережили войну и не­редко чувствуют себя забытыми и одиноки­ми.

СЛАЙД 7. Урок я назвала «Как важно вовремя успеть…»

- Какие глаголы можно подобрать вместо многоточия?

В рассказе Б.П. Екимова «Ночь исцеле­ния» о войне говорится не напрямую, а кос­венно. В основе произведения - внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.

СЛАЙД 8. Эпиграфом к уроку взяты строчки…

Но прежде чем анализировать рассказ, по­слушаем небольшое сообщение о самом Екимове

Биография Б. Екимова

СЛАЙДЫ 9 -12

СЛАЙД 13

Очень часто главным героем произведе­ний Бориса Екимова становится школьник, подросток. Не случайно, поэтому центральной проблемой в творчестве писателя является проблема самовоспитания, самоопределения человека в жизни.

По убеждению писателя, мы с детства должны сострадатель­но, тепло относиться к беспомощной старос­ти, разделить боль любого живого существа, будь это человек, птица или животное.

Таким образом, мы будем говорить сегодня о мило­сердии и сострадании.

СЛАЙД 14.

Как вы понимаете эти слова - «милосердие», «сострадание»?

(Ми­лосердие - готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия. Сострада­ние - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем, - Из "Сло­варя русского языка» С.И.Ожегова.)

Милосердие и сострадание - одна из ва­жнейших тем русской литературы. Кто из пи­сателей и в каких произведениях поднимал эту тему? (Леонид Андреев в рассказе «Куса­ка»; Андрей Платонов в рассказе «Юшка».)

СЛАЙД 15 .

III . Беседа с анализом отдельных эпизодов

    Какое впечатление произвел на вас рассказ?

Впервые я задумался над тем, что, мо­жет быть, и моим близким нужна моя по­мощь.

Мне стало страшно, что до сих пор вой­на так мучает людей.

Я подумал: а что бы я сделал на месте Гриши? Смог бы так. как он?

    Какие чувства вы испытывали во время чтения? После прочтения рассказа?

Тревогу

Жалость к бабе Дуне.

Удивление поведением Гриши.

Облегчение.

Жалость к тем, у кого нет близких, и они остаются один на один со своей бедой.

СЛАЙД 15 (щелчок) – появление текста

Б. Екимов назвал рассказ «Ночь исцеления».

СЛАЙД 16

1гр. Подобрать однокоренные слова к слову «исцеление».(целитель, целебный, целительный, исцеляющий, исцелять)

- какие ассоциации вызывают эти слова?

2гр. Выразить лексические ассоциации к этому слову (синонимы: излечение, выздоровление, восстановление здоровья, возвращении к жизни – физическом выздоровлении

СЛАЙД 17.

- какой вывод можно сделать о содержании рассказа?

(Речь пойдёт о физическом и духовном выздоровлении, преображении)

    Какие вопросы затронуты в рассказе Екимова ?

( Взаимоотношение поколений,

гуманное отношение к страдаю­щему человеку,

память о войне,

выбор пове­дения человека в той или иной ситуации,

Нравственное взросление.)

    Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему?

(Главный герой произве­дения - Гриша. Он изменяется в течение рассказа, он взрослеет, становится мудрее.

Бабушка - несомненно, достойный персо­наж, но именно от внука она получает по­мощь, которая так ей необходима.}

Действие происходит в 70-е – 80-е годы XX века, если учесть, что во время войны баба Дуня была женщиной лет 35-40 с тремя детьми и сейчас имеет внука-подростка

- На сколько частей можно разделить рассказ?

(три части,

первая часть - приезд Гриши,

вторая часть – первая ночь в деревне,

третья часть – ночь исцеления).

Автор использует прием сна, с помощью которого хочет показать, что память о войне неразрывно связана с сознанием людей, переживших Великую Отечественную. Войну даже во сне не оставляет в покое стариков, заставляет не забывать те страшные годы.

Описание внешности главных героев. (Индивидуальное задание)

СЛАЙД 18

Баба Дуня была совсем старой: согбенное оплывающее тело; седая голова тряслась, и в глазах уже виделось что-то нездешне е”.

СЛАЙД 19 .“С приездом Гриши баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты. Даже про хвори забыла”.

СЛАЙД 20. Портреты старых русских женщин .

- “Как вы думаете, какой из этих портретов подходит для нашей бабы Дуни? Почему?”

Описание ГРИШИ

СЛАЙДЫ 21 (1)

Внук все малым был да малым, а в последние год-два вдруг вытянулся, и баба Дуня с трудом признавала в этом длинноногом большеруком подростке с черным пушком на губе косолапого Гришатку”.

СЛАЙД 21 (2)“ Гриша сидел на полу, среди блесен и лесок, длинные ноги – через всю комнатушку, от кровати до дивана”.

СЛАЙД 22.

А когда надел лыжный костюм, то стал еще выше. И красив он был, такое милое лицо, мальчишечье, смуглое, с румянцем”.

Сколько лет можно дать Грише?

Лет 15-16. Он уже почти взрослый, ребячество осталось позади. Остались позади и детские забавы, игры, нет пустого времяпровождения. Гриша вступил в пору юности, о многом размышляет. Занятия серьезные, полезные – укрепляет здоровье, рыбачит. Твердо стоит на данном слове, как обещал, поймал 5 больших ершей на уху и жареху. А раз он твердо стоит на сказанном, то и начатое дело доведет до конца.

Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука?

СЛАЙД 23 (1).

СЛАЙД 23 (2) - Какие однокоренные слова к слову одна встретились в тексте? Их значение.

(одна – без других, отдельно; одинокая – без семьи, без близких; одиночество – состояние покинутости, отсутствие окружения.

У неё есть родные, он не прав. Он прав : она живёт обособленно,

Они о ней заботятся, любят её. Одна, т.к родные её избегают.

Почему же баба Дуня одна?

СЛАЙДЫ 24-29

Дети

Внук

1. Поддерживают ли они бабу Дуню?

    свили гнезда в городе”;

    наезжали редко – хорошо, коли раз в год”;

    И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету”.

Дети отдалились не только от родных мест, но и от матери.

... в годы войдя, стал ездить чаще: на зимних каникулах, на октябрьские праздники да майские. Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами – словом, не скучал”.

Внука тянет к родным истокам, к родному человеку.

2. Как это отражается на жизни бабы Дуни?

И снова баба Дуня осталась одна”. Ведет хозяйство одна, ей физически трудно. Но главное – она одинока. И это одиночество тяжело давит на нее. Жизнь течет однообразно. Ей нечем отвлечься от тяжелых воспоминаний, и они берут верх над ней.

Ей очень не хватает детей. Она их вырастила с такой любовью, всю душу вложила в них, боролась за них, спасла их в трудные военные и послевоенные годы.

Внук приехал... А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты... Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме”. С Гришкиным приездом она про хвори забыла. День летел не видя, в суете и заботах.

С приездом внука она преображалась, молодела душой. Было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться.

3. Как они переносят тревожный сон бабы Дуни?

Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь... С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня, и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало”.

Приезд матери им в тягость.

На предупреждение бабушки отвечает: “Я ничего не слышу. Сплю мертвым сном”. Когда бабушка переживает, что будила его ночью два раза, Гриша говорит: “В голову не бери. Высплюсь, какие мои годы...”.

Ему не в тягость просыпаться ночью от тревожных криков бабушки. Он думает не о себе, а о бабушке.

4. В чем проявляется их забота?

Водили ее к врачам, те прописывали лекарства. Ничего не помогало”.

Не вникают в ее состояние. Ограничиваются обращением к врачу, к лекарствам.

Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще ночи в слезах...” Допытывается: “Ты вправду плачешь?”. “... это только снится, или это было?”. Старается понять ее. Обдумывает, как ей помочь.

Жалеет, любит бабушку. Понимает ее сердцем.

5. Как успокаивали бабу Дуню?

Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: "“Молчать!” Она перестанет. Мы пробовали”.

Мы” – это родители Гриши: невестка бабы Дуни, не родной ей человек, и сын Петяня, видимо, целиком доверившийся своей жене.

Они действовали в духе того жестокого военного времени. Своим криком – приказом они лишь усиливали ее страх, горечь, душевную боль.

...опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко, ласково...”. “Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме...”. “... настойчиво повторял” слова.

Гриша обманывает бабушку? Но взрослых обманывать нельзя.

ЭТО ЛОЖЬ ВО СПАСЕНИЕ. ДРУГОГО ВЫХОДА НЕТ.

Он действительно любит и хочет освободить родного человека от тягостного душевного состояния.

6. Как относятся к прошлому?

Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли”. “Все люди прожили горькое и забыли”.

Видимо, прошлую горькую жизнь сын не прочувствовал до конца. Все тяжести и горести той жизни мать взвалила на свои плечи. Оберегала детей, сколько могла. Даже на сборы желудей ходила одна.

Слезы катились и катились... Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще... Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать..."

Внук наделен острым чувством любви и жалости, способностью сострадать горю близкого и любимого человека.

Много бед принесла война людям, много пришлось пережить и бабе Дуне.

Что же произошло с бабой Дуней во время войны?

Во время войны баба Дуня потеряла кар­точки. А дома трое маленьких детей: «Петяня. Шурик, Таечка... приду, они исть попросят...» -

СЛАЙД 30

- Ребята, а вы узнали у ваших бабушек, что такое «карточки.» и что они значили во время войны? (Карточка - бланк с отрезны­ми талонами, дающий право на получение продуктов. Обычно их не восстанавливали в случае утери.)

Потеря карточек во время войны смерти подобна. Надо ли говорить, какие мучения

испытывает мать, не зная, чем накормить детей.

Чтобы накормить детей, баба Дуня идет за Дон за желудями. Набрала в два мешка. А на пароме лесники стали отнимать, вроде как не положено.)

Немало пришлось преодолеть бабе Дуне, чтобы во время войны добраться к мужу в госпиталь. Везде нужны были пропуск, доку­менты. Кругом война, опасность, всюду мог­ли возникнуть подозрения..,

СЛАЙД 31.

Отношение героини к своим недугам . ("Совестясь, чувст­вовала себя... виноватой», «горевала».)

Какой была первая реакция Гриши на крики бабушки ночью? («...он ничего не по­нял, и страх обуял его». Гриша старается раз­будить бабушку, просит ее печь на другой бок. Поначалу то, что он слышал ночью, не очень занимало мысли Гриши. «Стало ду­маться об утре, о рыбалке...-.)

Как позже реагирует внук на крики ба­бушки во сне? (Он начинает представлять, что пережила бабушка. Гриша разговаривает с бабушкой о том, что слышал от нее во сне. И он был уже поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез.)

Можно утверждать, что прошлое бабушки постепенно становится собственной болью внука? Докажите это . (Разговор по телефону с мамой.)

Что происходило в душе мальчика после разговора с мамой? («...стало думаться о ба­бушке... она казалась такой слабой и одино­кой... И с какой, верно, тягостью ждет она но­чи... Но как помочь?»)

СЛАЙД 32

Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов.

-чем они отличаются?

1-взрослый способ – быстрый, лёгкий, простой,

но жестокий, грубый.

Он подавляет психику бабушки, не исцеляет её, а помогает другим (эгоистичный , не для неё, а для себя)

2 – Гришин способ – долгий – трудный, мягкий, чуткий, добрый: он успокаивает психику, избавляет бабушку от переживаний, т.е. исцеляет её, именно ей помогает – гуманный (с любовью милосердием, состраданием)

СЛАЙД 33.

Процитировать, как переживает что чувствует Гриша в ночь исцеления? (1) «Про бабушку думать было больно» - 2)в душе что-то теплело, что-то жгло и жгло. – 3)«Сердце мальчика облилось жалостью» 4) «Слёзы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё…»

«Он не спал, но находился… в той жизни, такое горе, такая беда и печаль, что он не мог не плакать»

Какое ключевое слово повторяется?(сердце)

Гриша, в отличие от родителей, понимает бабушку всем сердцем. У мальчика отзывчивая, чуткая душа. Не зря автор несколько раз употребляет в тексте слово “сердце” по отношению к Грише.

Найдите эти предложения:

СЛАЙД 34 “Гриша мельком, но явственно вспомнил лицо бабушки в полутьме, в слезах. Воспоминание резануло по сердцу...”

СЛАЙД 35(1 )“Когда Гриша шел домой после разговора с мамой, он думал про бабушку”, “и думать про нее было больно ”.

СЛАЙД 35(2)“ Гриша шел, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло...”

Сердце мальчика облилось жалостью и болью”.

СЛАЙД 36 “Слезы шли от сердца , потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще...”

- Как вы понимаете: “... жалея бабу Дуню и кого-то еще...”?

(Гриша своим отзывчивым сердцем любит и жалеет не только родную бабушку. Его жалость распространяется и на других матерей, по чьим судьбам пронеслась война.)

Значит, Гриша всем своим большим сердцем и душой понимает и остро чувствует всю ту боль, которую претерпели многие матери военного времени.

Что символизирует мотив сердца ? (Душевную боль, страдание, сочувствие, сострадание, любовь к людям, милосердие)

О чём говорят слёзы Гриши? (он пережил то же, что чувствовала бабушка, он стал чувствовать чужую боль.) – Это исцелилась, очистилась от непонимания его душа.

Перед каким выбором оказался Гриша в конце рассказа?

Почему он принимает решение не говорить, как он ей помог что надо? делать и молчать?

(Он повзрослел и понял, что она, узнав обман, не сможет поправиться. Если он расскажет, бабушка перестанет верить ему во сне, и исцеление никогда не наступит. Поэтому он решает молчать. “Это должно остаться и умереть в нем.)

СЛАЙД 37

Какова роль пейзажа в рассказе?

Пейзаж в рассказе - фон, который по­могает ярче представить весь ужас снов ба­бы Дуни. Между зимой и войной можно про­вести параллель:

зима - это мертвое время года- Война несет смерть.

Ночь - темное и страшное время суток. Напоминания об ужа­сах военного времени приходят ночью.

Поэ­тому и краски в рассказе контрастные; бе­лая (зима) - черная (ночь).

И вдруг желтый свет - свет луны как спасительный луч, ос­вещающий путь к исцелению. «За окном светила луна. Снег белел ».

«Ночь исцеления" - так называется рас­сказ. О чьем исцелении рассказывает писа­тель?

(Бабушкином, она перестает кричать, ей все меньше снятся страшные сны.

Про­изошло исцеление и внука , он повзрослел, сам нашел способ помочь бабе Дуне. Его чут­кость, внимательность, милосердие, забота сделали то, чего не смогли сделать врачи и взрослые. Гриша исцелился от собственного равнодушия. Писатель рисует как бы две жизни, которые проживает Гриша.

Днем - счастливое время школьных каникул: рыбал­ка, катание на лыжах.

Ночью Гриша как будто переносится на несколько десятилетий на­зад, в военное время, и участвует в тяжелых снах бабушки, И эта ночная жизнь сейчас для него стала важнее.)

В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать. Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились, благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее.

Об этом стихотворение А. Дементьева

СЛАЙД 38

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло!

Ведь все порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечонадежное подставить!

И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас

Исполнить чью-то просьбу вовремя,

Не замечая, как обида кровной

Незримо отчуждает нас,

И запоздалая вина

Потом терзает души.

Всего-то надо - научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.

Чем актуальны эти строки? Борис Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом, кому нужна наша помощь, чтобы мы исцелились благодаря нашей доброте и участию.

Ребята, помните: не забыть – значит не дать повториться. Вот она, нашла память. Вглядитесь в эти лица. СЛАЙДЫ 39-45

(Фотографии и иллюстрации бабушек учащихся)

Вой­на не только убивает, калечит физически, в большей степени калечит духовно. И крово­точат всю жизнь раны даже у тех, кто только прикоснулся к ней, почувствовал ее дыхание. Не пожалейте ласкового слова, теплого взгляда для этих людей, Они заслужили это. Может быть, рядом с вами живут люди, кото­рым необходима помощь. Они не просят о помощи - они ждут ее.

СЛАЙД 46 . КАК важно вовремя успеть . Ещё раз обращаю ваше внимание, ребята, пока не поздно вспомнить о своих родных, сказать им ласковое слово, простить…

СЛАЙД 47. Домашнее задание. Рефлексия.

Сегодня на уроке я понял… (письменное размышление)

Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах кататься. А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша.С некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. Все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. С войной и голодом.
Нынче с Гришиным приездом она про [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] забыла. День летел в суете и заботах. Укладывались спать. Баба Дуня, совестясь, сказала: – Ночью, може, я шуметь буду. Так ты разбуди. – Я, бабаня, ничего не слышу. Сплю мертвым сном. – Ну и слава Богу. А то вот я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу.Среди ночи Гриша проснулся от крика: –Помогите, люди добрые! Карточки потеряла! Карточки в синем платочке завязаны! Может, кто поднял? Где карточки В синем платочке Люди добрые. Ребятишки Петяня, Шурик, Таечка Домой приду, они [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] попросят Хлебец дай, мамушка. А мамушка ихняя– Люди добрые! Не дайте помереть! Петяня! Шура! Таечка!
Гриша поднялся с постели, прошел в бабушкину комнату. – Бабаня! Бабаня! Проснись Она проснулась: – Гриша, ты? Разбудила тебя. Прости, Христа ради. Она чувствовала себя такой виноватой. Гриша вернулся к себе. Баба Дуня ворочалась, вздыхала. Не сразу отступало то, что пришло во сне. Внук тоже не спал. Про карточки он знал. На них давали хлеб. Давно, в войну, и после. А Петяня, о котором горевала бабушка,– это отец.Уже в полудреме Гриша услыхал бабушкино бормотание: – Зима находит Желудков запастись Ребятишкам, детишкам Хлебца не хватает. Не отымайте, Христа ради Не отымайте! И рыдания оборвали крик. Гриша вскочил с постели. – Бабаня! Бабаня, проснись! – Бабаня Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон. – Плачу, дура старая. Во сне, во сне – А чего тебе снилось? –Да нехорошее. Будто за желу
·дями я ходила за Дон. Набрала в два мешка. А лесники на пароме отнимают. Вроде не положено. – А зачем тебе желуди? – Кормиться. Мы их толкли, мучки чуток добавляли и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] пекли, ели. – Бабаня, тебе это только снится или это было? – Снится – и было. Не приведи, Господи. Не приведи За обедом баба Дуня горевала: – Не даю тебе спать Старость. – Бабаня,– успокаивал ее Гриша. – Высплюсь, какие мои годы Прошел еще день и еще. Как-то к вечеру стало думаться о бабушке. Она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще эти ночи в слезах. Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли. А для бабушки – нет. И с какой, верно, тягостью ждет она ночи. Все люди прожили горькое и забыли. А у нее оно снова и снова. Но как помочь?И пришла ночь. – Потеряла Нет Нету карточекГде Карточки И слезы, слезы подкатывали. Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково: – Вот ваши карточки, бабаня Ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите.Все целые, берите Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она все слышала и понимала. – Мои, мои Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек Баба Дуня смолкла. Гриша сидел у печки и плакал. Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще Он находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и виделось ему там такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. И он плакал, вытирая слезы кулаком.

Прежде чем перейти к краткому содержанию "Ночи исцеления" Бориса Екимова, расскажем об авторе этого произведения.

Об авторе

Борис Екимов (родился в 1938 году) - один из старейших русских прозаиков. Его перу принадлежат такие произведения, как "Девушка в красном пальто", "Офицерша", "У своих", "Доехали благополучно" и др. Рассказ "Ночь исцеления" написан в 1986 году.

Действие рассказа происходит в 1970-1980-е годы. Много лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война, вернулись домой с победой советские воины, но все еще живы воспоминания в сердцах людей, переживших это страшное время.

В изложении краткого содержания "Ночи исцеления" Б. Екимова отметим, что в рассказе нет описаний батальных сцен, не грохочут взрывы, не гибнут люди. Произведение вроде бы не о войне. Но и о войне одновременно. О ее тяжелых последствиях, о том, сколько страданий пришлось пережить и тем, кто не воевал, а работал и жил ради будущей победы, растил детей, верил в лучшее.

О героях

Баба Дуня - это пожилая женщина, которая мучается беспокойными сновидениями. Она кричит во сне, зовет на помощь, причитает, что потеряла хлебные карточки. От ее криков просыпаются окружающие. Они успокаивают ее, поят валерьянкой, но вскоре, когда баба Дуня засыпает, все повторяется вновь.

В городе у нее живут дочка и сын, оба со своими семьями, но баба Дуня не хочет даже гостить у них. Понимает, какое беспокойство доставляет домочадцам эти ее "шумные" сны. Они, конечно, тоже понимают, что все это сложилось из тревог и страхов военной и послевоенной жизни - голода, неустроенности, неустанных трудов на износ. Но с тех пор прошло много времени. Баба Дуня постарела, а во сне словно возвращается в прошлое.

Водили бабу Дуню по врачам, те прописывали ей лекарства, но они мало помогали. И ночь не становилась тише. Поэтому старушка, не желая никого обременять, живет одна. А если и приезжает проведать детей, то на короткое время - "обыденкою".

Ее внук Гриша - высокий, нескладный подросток, еще совсем недавно, как кажется его бабушке, бывший "косолапым" ребенком. Веселый и активный. На праздники и каникулы навещает бабушку Дуню.

Переходим к краткому содержанию "Ночи исцеления" Екимова.

Сюжет

К бабе Дуне, живущей в деревне, приехал Гриша, ее внук. Походить на лыжах, на коньках прокатиться, порыбачить. Старушка и рада - пирожки затевает, борщ и компот варит, хозяйничает. Временно исчезло ее стариковское одиночество, в доме стало веселее. И хоть внук умчался на природу с сельскими друзьями, Гришины вещи - одежда, книги - лежат повсюду, напоминая, что он скоро вернется.

Завязка сюжета, как необходимо отметить в кратком содержании "Ночи исцеления", в том, что в первую же ночь по приезде Гриша вскочил от крика бабушки Дуни: "Помогите, люди добрые! ... Карточки потеряла! ... В синем платочке!" Мальчик вскочил, разбудил кричавшую, велел лечь ей на другой бок.

Старушке было совестно, что она разбудила внука, она расстроилась, но вскоре снова заснула. А во сне снова заговорила и даже заплакала. Приснилось ей, что ходила она за Дон желуди собирать, а когда стала назад на пароме переправляться, паромщики мешки с желудями отобрали. Вот с ними и ссорилась баба Дуня во сне, совестила их. И плакала. Гришу особенно поразили ее слезы - никогда он не видел, чтобы люди принимали сны так близко к сердцу. Но баба Дуня заново переживала во сне то, что с ней уже случалось, и в этом было все дело. Никак не могла она забыть горькое, тяжелое прошлое. Кто-то, может, и забыл, а она - нет. Каждую ночь старые беды оживали и возвращались к ней.

Гриша съездил на рыбалку, привез бершей на уху и жареху. Прошла еще пара дней. Как-то Гриша сходил на почту, поговорил с матерью, и та, узнав, что баба Дуня по-прежнему плохо спит и шумит по ночам, присоветовала: "Она только начнет говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестанет. Мы пробовали".

Грише очень хотелось помочь бабушке, и он решил последовать маминому совету. Наступил вечер, он изо всех сил крепился, чтобы не заснуть. А когда бабушка Дуня легла спать, сел на кровати и стал ждать.

Последний эпизод рассказа

Наконец, баба Дуня заворочалась, беспокойно забормотала, что, мол, карточки хлебные она потеряла, как же выжить теперь? Хотел Гриша, по совету матери, крикнуть и топнуть, уже набрал полную грудь воздуха и ногу приподнял... Но такая мука была на лице у старушки и такие горькие слезы на глазах, что паренек встал на колени рядом с кроватью, тихо сказал: "Вот они, ваши карточки, бабушка… В синем платочке, да? Это ваши в синем платочке? Вы уронили, а я поднял. Вот, возьмите..." И баба Дуня успокоилась.

А спустя какое-то время вдруг снова заговорила: пробирается она к мужу в госпиталь, вот документы, пустили бы ее переночевать, ей бы только перекантоваться где-нибудь до утра. Гриша "взял документы", сказал, что все в порядке и она может остаться до утра. И бабушка Дуня затихла, умиротворенная.

А наутро хотел он рассказать бабушке эти ночные истории, похвастаться, какой он сообразительный, но понял: нельзя говорить. Это должно стать его тайной. Он еще побудет со своей бабаней. И следующую ночь, и ту, что за ней. Снова "войдет" в ее сон. "Найдет" потерянные ею карточки, "защитит" от отбирающих последнее, "вернет" то, что украли. И тогда к ней придет исцеление.

Таково краткое содержание рассказа "Ночь исцеления" Екимова.

О чем рассказ?

Основная мысль этого произведения: внимание и сострадание к человеку - главное в жизни. Очень важно найти в себе силы для того, чтобы понять и посочувствовать другому, особенно старику - ведь у него за плечами непростая, наполненная утратами и лишениями жизнь. Автор подводит читателя к выводу, что желание помочь ближнему должно быть бескорыстным, идти от всего сердца. И речь здесь не только о родных, хотя и о них тоже. Ведь многое в жизни начинается с семьи, с отношения друг к другу близких людей.

Еще этот рассказ о взрослении человека. Гриша понял, какая боль до сих пор в душе у бабушки, как мучает ее прошлое, и он не в силах пройти мимо, принимает важное решение, никому не говоря об этом.

Все это нельзя не отметить, излагая краткое содержание "Ночи исцеления".

Война оставляет глубокий след в душе каждого человека. Часто и по прошествии множества лет воспоминания о ней не дают спокойно спать и жить. Доказательством этого является рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления», краткое содержание которого предлагается ниже.

Вынужденное одиночество

Дети бабы Дуни давно устроились в городе. А она жила в деревне одна, потому приезд внука ее словно окрылил. Старушка суетилась, готовила и, даже когда Гриша убегал на улицу, чувствовала: в доме есть живая душа. Так начинает свое произведение

«Ночь исцеления» продолжается рассказом об обстоятельствах, заставивших бабу Дуню коротать век в одиночестве. Конечно, хозяйство, которое не бросишь. Однако была причина поважнее: старушка не могла спокойно спать. Сначала она часто навещала детей, но каждый ее приезд превращался для них в испытание. Она кричала по ночам: сказывались трудные военные годы и голод - и не давала спать. Бабу Дуню водили по врачам, но ничего не помогало. И теперь она бывала в городе только днем, а к вечеру непременно возвращалась домой. Благо подросший Гриша гостил у нее и зимой, и по весне.

Неспокойная ночь

Внук вернулся с улицы к вечеру и, поужинав, стал готовить снасти к утренней рыбалке. А баба Дуня сидела рядом и все спрашивала его о том да о сем. Когда предупредила, чтобы, если ночью шуметь будет, разбудил. Гриша лишь отмахнулся: спит он крепко, потому ничего не услышит. Однако вскоре его разбудил крик бабы Дуни. Она говорила о потерянных карточках, о голодных детях и просила о помощи - отмечает автор рассказа «Ночь исцеления».

Краткое содержание того, что произошло дальше, можно передать так. Внук попытался успокоить бабушку, и она снова заснула. Но через время крики повторились. Теперь баба Дуня говорила о желудях, которые, как узнал разбудивший ее Гриша, в голодные годы она молола и добавляла в муку. Старушка чувствовала себя очень виноватой перед внуком и, вероятно, до утра уже не спала. Во всяком случае, уставший Гриша заснул крепким сном и больше ничего не слышал.

Вариант решения проблемы

На следующий день внук отправился на рыбалку, затем на лыжную прогулку. Умаялся так, что ночью спал как убитый. А днем баба Дуня все извинялась, на что Гриша успокаивал ее и просил не волноваться. Так проходило время - отмечает Б. Екимов в рассказе «Ночь исцеления», краткое содержание которого вы читаете.

Как-то мальчик звонил с почты в город. Мама спросила, спит ли он по ночам. Потом дала совет - если баба Дуня начнет кричать, нужно подойти и крикнуть: «Молчать!» Помогает. По дороге домой Гриша все думал о бабушке. Она казалась ему маленькой и слабой. Мучил вопрос о том, как ей помочь. Для других горести давно закончились, а бабу Дуню все не отпускают. Весь вечер у мальчика что-то щемило и жгло в груди. И он думал: только бы не уснуть.

Ночь исцеления: краткое содержание эпизода

Когда из комнаты бабы Дуни донеслось бормотание, Гриша подошел к ее кровати и уж приготовился крикнуть и даже топнуть ногой. Но, услышав мучительные стоны и прерывающуюся речь о хлебных карточках, он вдруг испытал жалость и боль, затем опустился на колени. Внук стал ласково убеждать: «Вот ваш синий платочек, бабушка. А в нем карточки». Старушка сначала помолчала, затем стала благодарить и успокоилась. А Гришу бил озноб, и по лицу его катились слезы. Они шли из самого сердца, наполненного жалостью к бабе Дуне. Когда же она вновь заговорила, внук подошел к ней и все также ласково продолжал ей отвечать и успокаивать. Старушка повернулась и спокойно заснула, теперь уже до утра.

Гриша лег в постель и подумал, как утром обо всем расскажет бабушке. И вдруг его словно обожгло: нельзя об этом говорить. Теперь внук знал, что и завтра, и потом он будет рядом с бабой Дуней. И тогда придет ночь исцеления. Анализ случившегося заставил его по-новому взглянуть и на прошлое, и на настоящее.

Борис Екимов

НОЧЬ ИСЦЕЛЕНИЯ

Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах кататься. А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша.

К обеду внук заявился, поел, как подмел, и снова умчался, теперь уже в лог, с коньками. И снова баба Дуня осталась одна. Но то было не одиночество. Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме. Сын и дочь свили гнездо в городе и наезжали редко – хорошо, коли раз в год. Баба Дуня у них гостила не чаще и обыденкою вечером возвращалась к дому. С одной стороны, за хату боялась: какое ни есть, а хозяйство, с другой…

Вторая причина была поважнее: с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. В своей хате, дома, шуми хоть на весь белый свет. Кто услышит! А вот в гостях… Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, кого-то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!» Конечно, все просыпаются – и к бабе Дуне. А это сон у нее такой тревожный. Поговорят, поуспокаивают, валерьянки дадут и разойдутся. А через час то же самое: «Простите Христа ради! Простите!!» И снова квартира дыбом. Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче.

Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало. Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало. И стала баба Дуня ездить к детям все реже и реже, а потом лишь обыденкою: протрясется два часа в автобусе, спросит про здоровье и назад. И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету. Но вот внучек Гриша, в годы войдя, стал ездить чаще: на зимние каникулы, на Октябрьские праздники да Майские.

Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами,– словом, не скучал. Баба Дуня радовалась.

И нынче с Гришиным приездом она про хвори забыла. День летел невидя, в суете и заботах. Не успела оглянуться, а уж синело за окном, подступал вечер. Гриша заявился по-светлому. Загромыхал на крылечке,

в хату влетел краснощекий, с морозным духом и с порога заявил:

– Завтра на рыбалку! Берш за мостом берется. Дуром!

– Это хорошо,– одобрила баба Дуня. – Ушицей посладимся.

Гриша поужинал и сел разбирать снасти: мормышки да блесны проверял, на полдома разложив свое богатство. А баба Дуня устроилась на диване и глядела на внука, расспрашивая его о том о сем. Внук все малым был да малым, а в последние год-два вдруг вытянулся, и баба Дуня с трудом признавала в этом длинноногом, большеруком подростке с черным пушком на губе косолапого Гришатку.

– Бабаня, я говорю, и можешь быть уверена. Будет уха и жарёха. Фирма веников не вяжет. Учти.

– С вениками правда плохо,– согласилась баба Дуня. – До трех рублей на базаре.

Гриша рассмеялся:

– Я про рыбу.

– Про рыбу… У меня дядя рыбалил. Дядя Авдей. Мы на Картулях жили. Меня оттуда замуж брали. Так там рыбы…

Гриша сидел на полу, среди блесен и лесок, длинные ноги – через всю комнатушку, от кровати до дивана. Он слушал, а потом заключил:

– Ничего, и мы завтра наловим: на уху и жарёху.

За окном солнце давно закатилось. Долго розовело небо. И уже светила луна половинкою, но так хорошо, ясно. Укладывались спать. Баба Дуня, совестясь, сказала:

– Ночью, може, я шуметь буду. Так ты разбуди.

Гриша отмахивался:

– Я, бабаня, ничегоне слышу. Сплю мертвым сном.

– Ну и слава Богу. А то вот я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу.

Заснули быстро, и баба Дуня, и внук.

Но среди ночи Гриша проснулся от крика:

– Помогите! Помогите, люди добрые!

Спросонья, во тьме он ничего не понял, и страх обуял его.

– Люди добрые! Карточки потеряла! Карточки в синем платочке завязаны! Может, кто поднял? – И смолкла.

Гриша уразумел, где он и что. Это кричала баба Дуня. Во тьме, в тишине так ясно слышалось тяжелое бабушкино дыхание. Она словно продыхивалась, сил набиралась. И снова запричитала, пока не в голос:

– Карточки… Где карточки… В синем платочке… Люди добрые. Ребятишки… Петяня, Шурик, Таечка… Домой приду, они исть попросят… Хлебец дай, мамушка. А мамушка ихняя… – Баба Дуня запнулась, словно ошеломленная, и закричала: – Люди добрые! Не дайте помереть! Петяня! Шура! Таечка! – Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно .

Гриша не выдержал, поднялся с постели, прошел в бабушкину комнату.

– Бабаня! Бабаня! – позвал он. – Проснись…

Она проснулась, заворочалась:

– Гриша, ты? Разбудила тебя. Прости, Христа ради.

– Ты, бабаня, не на тот бок легла, на сердце.

– На сердце, на сердце… – послушно согласилась баба Дуня.

– Нельзя на сердце. Ты на правый ложись.

– Лягу, лягу…

Она чувствовала себя такой виноватой. Гриша вернулся к себе, лег в постель. Баба Дуня ворочалась, вздыхала. Не сразу отступало то, что пришло во сне. Внук тоже не спал, лежал, угреваясь. Про карточки он знал. На них давали хлеб. Давно, в войну и после. А Петяня, о котором горевала бабушка,– это отец.

В жидкой тьме лунного полусвета темнели шкаф и этажерка. Стало думаться об утре, о рыбалке, и уже в полудреме Гриша услыхал бабушкино бормотание:

– Зима находит… Желудков запастись… Ребятишкам, детишкам… – бормотала баба Дуня. – Хлебца не хватает, и желудками обойдемся. Не отымайте, Христа ради… Не отымайте! – закричала она. – Хучь мешки отдайте! Мешки! – И рыдания оборвали крик.

Гриша вскочил с постели.

– Бабаня! Бабаня! – крикнул он и свет зажег в кухне. – Бабаня, проснись!

Баба Дуня проснулась. Гриша наклонился над ней. В свете электрической лампочки засияли на бабушкином лице слезы.

– Бабаня… – охнул Гриша. – Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон.

– Плачу, дура старая. Во сне, во сне…

– Но слезы-то зачем настоящие? Ведь сон – неправда. Ты вот проснулась, и все.

– Да это сейчас проснулась. А там…

– А чего тебеснилось?

– Снилось? Да нехорошее. Будто за желудями я ходила за Дон, на горы. Набрала в два мешка. А лесники на пароме отнимают. Вроде не положено. И мешки не отдают.

– А зачем тебе желуди?

– Кормиться. Мы их толкли, мучки чуток добавляли и чуреки пекли, ели.

– Бабаня, тебе это только снится или это было? – спросил Гриша.

– Снится,– ответила баба Дуня. – Снится – и было. Не приведи, Господи. Не приведи… Ну, ложись иди ложись…

Гриша ушел, и крепкий сон сморил его или баба Дуня больше не кричала, но до позднего утра он ничего не слышал. Утром ушел на рыбалку и, как обещал, поймал пять хороших бершей, на уху и жарёху.

За обедом баба Дуня горевала:

– Не даю тебе спать… До двух раз булгачила. Старость.

– Бабаня, в голову не бери,– успокаивал ее Гриша. – Высплюсь, какие мои годы…

Он пообедал и сразу стал собираться. А когда надел лыжный костюм, то стал еще выше. И красив он был, в лыжной шапочке, такое милое лицо, мальчишечье, смуглое, с румянцем. Баба Дуня рядом с ним казалась совсем старой: согбенное, оплывающее тело, седая голова тряслась, и в глазах уже виделось что-то нездешнее. Гриша мельком, но явственно вспомнил лицо ее в полутьме, в слезах. Воспоминание резануло по сердцу. Он поспешил уйти.

Во дворе ждали друзья. Рядом лежала степь. Чуть поодаль зеленели посадки сосны. Так хорошо было бежать там на лыжах. Смолистый дух проникал в кровь живительным холодком и, казалось, возносил над лыжней послушное тело. И легко было мчаться, словно парить. За соснами высились песчаные бугры – кучугуры, поросшие красноталом. Они шли холмистой грядой до самого Дона. Туда, к высоким задонским холмам, тоже заснеженным, тянуло. Манило к крутизне, когда наждаковый ветер высекает из глаз слезу, а ты летишь, чуть присев, узкими щелочками глаз цепко ловишь впереди каждый бугорок и впадинку, чтобы встретить их, и тело твое цепенеет в тряском лете. И наконец пулей вылетаешь на гладкую скатерть заснеженной реки и, расслабившись, выдохнув весь испуг, катишь и катишь спокойно, до середины Дона.

Этой ночью Гриша не слыхал бабы Дуниных криков, хотя утром по лицу ее понял, что она неспокойно спала.

– Не будила тебя? Ну и слава Богу…

Прошел еще день и еще. А потом как-то к вечеру он ходил на почту, в город звонить. В разговоре мать спросила:

– Спать тебе баба Дуня дает? – И посоветовала: – Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали.

По пути домой стало думаться о бабушке. Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще эти ночи в слезах, словно наказание. Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли. А для бабушки – нет. И с какой, верно, тягостью ждет она ночи. Все люди прожили горькое и забыли. А у нее оно снова и снова. Но как помочь?

Свечерело. Солнце скрылось за прибрежными донскими холмами. Розовая кайма лежала за Доном, а по ней – редкий далекий лес узорчатой чернью. В поселке было тихо, лишь малые детишки смеялись, катаясь на салазках. Про бабушку думать было больно. Как помочь ей? Как мать советовала? Говорит, помогает. Вполне может и быть. Это ведь психика. Приказать, крикнуть – и перестанет. Гриша неторопливо шел и шел, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло. Весь вечер за ужином, а потом за книгой, у телевизора Гриша нет-нет да и вспоминал о прошедшем. Вспоминал и глядел на бабушку, думал: «Лишь бы не заснуть».

За ужином он пил крепкий чай, чтобы не сморило. Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи. И пришла ночь. Потушили свет. Гриша не лег, а сел в постели, дожидаясь своего часа. За окном светила луна. Снег белел. Чернели сараи. Баба Дуня скоро заснула, похрапывая. Гриша ждал. И когда наконец из комнаты бабушки донеслось еще невнятное бормотание, он поднялся и пошел. Свет в кухне зажег, встал

возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь.

– Потеряла… Нет… Нету карточек… – бормотала баба Дуня еще негромко. – Карточки… Где… Карточки… – И слезы, слезы подкатывали.

Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял – топнуть. Чтобы уж наверняка.

– Хлебные… карточки… – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.

Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:

– Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите,– настойчиво повторял он. – Все целые, берите…

Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она все слышала и понимала. Не сразу пришли слова. Но пришли:

– Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек…

– Не надо плакать,– громко сказал он. – Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать,– говорил он, словно приказывал. – И спите спокойно. Спите.

Баба Дуня смолкла.

Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание, поднялся. Его бил озноб. Какой-то холод пронизывал до костей. И нельзя было согреться. Печка была еще тепла. Он сидел у печки и плакал. Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. И он плакал, вытирая слезы кулаком. Но как только баба Дуня заговорила, он забыл обо всем. Ясной стала голова, и ушла из тела дрожь. К бабе Дуне он подошел вовремя.

– Документ есть, есть документ… вот он… – дрожащим голосом говорила она. – К мужу в госпиталь пробираюсь. А ночь на дворе. Пустите переночевать.

Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме и распахнул ей навстречу дверь.

– Конечно, пустим. Проходите, пожалуйста. Проходите. Не нужен ваш документ.

– Документ есть! – выкрикнула баба Дуня.

Гриша понял, что надо брать документ.

– Хорошо, давайте. Так… Ясно. Очень хороший документ. Правильный. С фотокарточкой, с печатью.

– Правильный… – облегченно вздохнула баба Дуня.

– Все сходится. Проходите.

– Мне бы на полу. Лишь до утра. Переждать.

– Никакого пола. Вот кровать. Спите спокойно. Спите. Спите. На бочок и спите.

Баба Дуня послушно повернулась на правый бок, положила под голову ладошку и заснула. Теперь уже до утра. Гриша посидел над ней, поднялся, потушил в кухне свет. Кособокая луна, опускаясь, глядела в окно. Белел снег, посверкивая живыми искрами. Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление.

Последние материалы раздела:

Скачать Тесты по психологии на андроид v
Скачать Тесты по психологии на андроид v

– приложение на андроид с развлекательным характером. С его помощью пользователь узнает свои стороны личности, а также познакомится ос страхами и...

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....