Географическая школа в социологии. Лев Ильич Мечников

И юность
2.2 В эмиграции

3 Взгляды
4 Основные научные труды


Список литературы

Лев Ильи́ч Ме́чников (фр. Léon Metchnikoff ; 18 мая 1838(18380518), Санкт-Петербург - 18 июня 1888, Нёвшатель, Швейцария) - швейцарский географ, социолог, революционер-анархист и публицист русского происхождения. Научные работы писал на французском языке, публицистические - на итальянском и русском.

1. Происхождение

Родители Л. И. Мечникова: гвардейский офицер, помещик Илья Иванович Мечников и Эмилия Львовна Мечникова (урожд. Невахович ).

По отцовской линии Лев Ильич Мечников происходил из старинного молдавского боярского рода, идущего от Юрия Стефановича Милеску-Спафария , внука энциклопедиста и полиглота Николая Милеску-Спафария, уехавшего в Россию из Молдавии с князем Дмитрием Кантемиром в 1711 году после неудачного военного похода Петра I и Кантемира против турок в Дунайских княжествах . Фамилия «Мечников» это калька молдавского Спэтару, или «spadă are», «имеющий меч», «мечник»: уже сын Юрия Стефановича в России поменял фамилию Спэтару (Спафарий ) на Мечников.

Мать Льва Ильича Мечникова - Эмилия Львовна Невахович - дочь известного еврейского публициста и просветителя Лейба Нойеховича (Льва Николаевича) Неваховича (1776-1831), считающегося основателем т. н. русско-еврейской литературы (см. его книгу «Вопль дщери иудейской». - СПб., 1803) . В честь деда - Льва Неваховича - и был назван Лев Ильич Мечников. Братья Эмилии Невахович: Михаил Львович Невахович (1817-1850) - карикатурист, издатель первого в России юмористического сборника «Ералаш» (СПб., 1846-49); Александр Львович Невахович (1819-1880) - драматург , заведующий репертуарной частью Императорских театров.

Младший брат Л. И. Мечникова - физиолог, лауреат Нобелевской премии Илья Ильич Мечников.

2. Биография

2.1. Детство и юность

В 1850-1852 годах был воспитанником петербургского училища правоведения, однако оставил учебу из-за болезни. Вскоре из-за дуэли был вынужден покинуть и гимназию и к поступлению в университет готовился дома, в поместье отца. Учился в Харьковском университете (проучившись семестр, был исключён в 1856 году из-за участия в революционных кружках), затем на факультете восточных языков Петербургского университета. Параллельно посещал занятия в Академии художеств. Через полтора года из-за финансовых затруднений оставил университет.

Некоторое время работал переводчиком при дипломатической миссии Б. П. Мансурова на Востоке ; посетил Константинополь , Афон и Иерусалим . Был уволен за неповиновение начальству (нарисовал карикатуру на начальника, затем стрелялся на дуэли с человеком , который показал рисунок Мансурову). Вернулся в Петербург , где слушал лекции на физико-математическом факультете Петербургского университета, но вскоре снова бросил учебу. Сначала работал торговым агентом на Ближнем Востоке, затем в 1860 году уехал в Венецию.

2.2. В эмиграции

В Венеции Мечников быстро включился в политическую жизнь , вступил в «Тысячу» Гарибальди. Был тяжело ранен 1 октября 1860 года в сражении при Вольтурно, где командовал артбатареей. Остался инвалидом и передвигался на костылях.

В дальнейшем с 1861 года жил в Сиене, а после женитьбы в 1862 году - во Флоренции и с 1864 года до конца жизни в Женеве. Активно общался с русскими и европейскими социалистами и анархистами (Герценом , Бакуниным , Огаревым, Элизе Реклю и др.), с 1874 года и до конца жизни был личным секретарём Элизе Реклю. В Женеве Л. И. Мечников вступил в анархистскую секцию I Интернационала.

Тогда же Мечников начал публиковать под псевдонимом «Леон Бранди» в журналах русской эмиграции статьи на литературные и политические темы, некоторое время был редактором собственного журнала «Бич» («Flegello») в духе итальянского национализма, много путешествовал . По своим политическим взглядам Илья Мечников был анархистом, в 1871 году участвовал в поддержке Парижской коммуны.

В 1874 году Мечников на два года уезжает в Токио, где преподает в Токийской школе иностранных языков и других учебных заведениях. Параллельно он изучает природу, историю и культуру Японии, японское общество . Вернувшись в Женеву в 1876 году, он обрабатывает накопленный материал , продолжает заниматься публицистической деятельностью, а затем выпускает книгу «Японская империя», представляющую собой комплексное страноведческое описание.

С 1883 года Лев Мечников преподает географию в Невшательской академии , заведует кафедрой сравнительной статистики и географии в Лозаннском университете, сотрудничает в издаваемом Э. Реклю журнале «Geographie Universelle» и работает над фундаментальным трудом, посвященным развитию цивилизаций и их Среды. Однако он не успевает издать книгу - 18 июня 1888 г. Лев Мечников скончался от туберкулеза . Труд всей его жизни, «Цивилизация и великие исторические реки» был издан посмертно его другом Ж. Ж. Элизе Реклю. Эта посмертная книга Мечникова оказала значительное влияние на мировоззрение ирландского писателя Джеймса Джойса, который прочёл её в 1924 году .

3. Взгляды

Лев Мечников придерживался детерминистских взглядов в географии, был сторонником органической школы в социологии и убежденным анархистом в политике. Основным вопросом, который рассматривает Мечников, является взаимоотношение цивилизации и Среды, в которой она существует. Развитие цивилизаций стадиально, происходит революционным путем и не является необратимым процессом . Роль природной среды - научить людей солидарности и взаимопомощи, поначалу силой страха и принуждения (речные цивилизации), затем на основе выгоды (морские цивилизации) и, наконец, на основе свободного выбора (глобальная океаническая цивилизация). При этом эволюция цивилизации и Среды происходит параллельно и определения самой Среды меняется по мере развития цивилизации.

В отличие от марксистов, Мечников считал первопричиной социальных изменений не прогресс техники или материального производства, а изменение ценностных установок людей, их стремление к помощи друг другу. Вместе с тем, Мечников признавал необходимость технического прогресса, который является средством изменения взаимоотношений цивилизации с ее Средой и их взаимного прогресса.

4. Основные научные труды

Литература

Ссылки

  • Блеск и нищета российского гарибальдийца: к 170-летию рождения и 120-летию смерти.

Родился 30 мая 1838 г. в Санкт-Петербурге в семье помещика. Его брат Илья Ильич Мечников (1845-1916) был известным биологом, профессором Петербургского университета, почетным академиком Петербургской академии наук. За открытия в области бактериологии и иммунологии он был удостоен Нобелевской премии (1908). Ему принадлежат широко известные труды «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма». С 1888 г. он жил в Париже и работал в Пастеровском институте. Его именем названа больница в Санкт-Петербурге (и ныне действующая). Но речь пойдет не о нем, а о его старшем брате Л. И. Мечникове, судьба и жизнь которого сложилась совершенно иначе.

Лев Мечников неоднократно поступал в различные учебные заведения, но по разным обстоятельствам их не заканчивал. Причиной тому были нездоровье, разочарование в будущей профессии, увлечение политикой. Он был воспитанником Училища правоведения в Петербурге, один семестр учился на медицинском факультете Харьковского университета; три семестра проучился на факультете восточных языков на арабо-персидско-турецко-татарском отделении Петербургского университета; посещал классы Академии художеств.

В 1873 во время посещения Женевы японской миссией он был приглашен в Японию для организации школы в Сацумском княжестве. Одновременно имя Мечникова стало известно и в европейских академических кругах. В 1875 Мечников официально зарегистрировался в Женевском кантоне как профессор, имеющий право преподавать русский язык, географию, историю, математику. После двух лет работы в Японии (1874-1876) он был вынужден по состоянию здоровья покинуть эту страну. За эти годы Мечников собрал много материалов о быте, культуре, природных особенностях Японии, которые были использованы для написания книги Японская империя (1881). Именно в этой книге впервые была обнародована теория Мечникова о неразрывности среды и людей в истории.

Центральной проблемой в социологических работах Льва Мечникова выступали вопросы кооперации (солидарности). Главное отличие животного мира от мира социального ученый находил в разном соотношении кооперации и борьбы. При таком подходе социология рассматривалась им как наука о явлениях солидарности. По его мнению, в процессе исторического развития происходит постепенное вытеснение борьбы за существование явлениями, относящимися к феномену солидарности. Такая эволюция характеризует социальный прогресс.

Мечников был сторонником линейно-эволюционной концепции развития общества, выделяя в качестве ведущей причины развития географический фактор. По его мнению, зарождение и развитие человечества неразрывно связано с освоением водных ресурсов. В соответствии с этим принципом Мечников разделил историю человечества на три периода - речной, морской и океанический.

Первый этап общественного развития, речной, он связывал с использованием людьми таких великих рек как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг и Хуанхэ. Именно с этими рекам связана история четырех древних цивилизаций - Египта, Месопотамии, Индии и Китая. Для того, чтобы использовать потенциал рек, указывал Мечников, необходимо первоначально их «усмирить», обезопасив себя от неожиданностей типа наводнений, паводков и т.д. Такое возможно только при совместном труде. Отличительные черты этого периода - деспотизм и рабство.

Второй этап, морской (средиземноморский) - это время от основания Карфагена до Карла Великого. С выходом человечества на морское пространство оно получило новый импульс для развития. Изоляция речных культур сменилась контактами с другими культурами, обменом необходимым сырьем и продуктами труда. Для этого этапа характерны крепостничество, подневольный труд, олигархические и феодальные федерации.

Третий этап, океанический, охватывает Новое время (с открытия Америки). Использование океанических ресурсов расширило возможности человечества и связало континенты Земли в единую хозяйственную систему. Этот период, по Мечникову, только начинается. Идеалами этого периода должна стать свобода (уничтожение принуждения), равенство (ликвидация социальной дифференциации), братство (солидарность согласованных индивидуальных сил).

Работы Мечникова пользовались в конце 19 в большой популярностью. Благодаря им историко-географическое направление русской социологии стало одним из влиятельнейших в мировой социологии. Хотя в 20 в. прямое влияние идей Л. Мечникова резко снизилось, его концепция о влиянии природной среды на жизнь общества получили развитие в трудах Льва Николаевича Гумилева и современных сторонников социо-естественной истории.

На склоне лет Мечников начал уделять большее внимание проблемами социологии. В 1884 вышла его статья Школа борьбы в социологии , посвященная социал-дарвинизму.

В последние годы жизни Мечников работал над своей итоговой книгой Цивилизация и великие исторические реки . Плохое здоровье не позволило ему полностью реализовать свою первоначальную идею - рассказать об истории человечества. Цивилизация и великие реки была посвящена первому этапу истории и задумывалась как часть труда по социальной философии. Книга вышла в свет уже после смерти Мечникова в 1889 в Париже благодаря усилиям Э.Реклю.

Список литературы

Лев Ильи́ч Ме́чников (фр. Léon Metchnikoff ; 18 мая 1838(18380518), Санкт-Петербург - 18 июня 1888, Нёвшатель, Швейцария) - швейцарский географ, социолог, революционер-анархист и публицист русского происхождения. Научные работы писал на французском языке, публицистические - на итальянском и русском.

1. Происхождение

Родители Л. И. Мечникова: гвардейский офицер, помещик Илья Иванович Мечников и Эмилия Львовна Мечникова (урожд. Невахович ).

По отцовской линии Лев Ильич Мечников происходил из старинного молдавского боярского рода, идущего от Юрия Стефановича Милеску-Спафария , внука энциклопедиста и полиглота Николая Милеску-Спафария, уехавшего в Россию из Молдавии с князем Дмитрием Кантемиром в 1711 году после неудачного военного похода Петра I и Кантемира против турок в Дунайских княжествах. Фамилия «Мечников» это калька молдавского Спэтару, или «spadă are», «имеющий меч», «мечник»: уже сын Юрия Стефановича в России поменял фамилию Спэтару (Спафарий ) на Мечников.

Мать Льва Ильича Мечникова - Эмилия Львовна Невахович - дочь известного еврейского публициста и просветителя Лейба Нойеховича (Льва Николаевича) Неваховича (1776-1831), считающегося основателем т. н. русско-еврейской литературы (см. его книгу «Вопль дщери иудейской». - СПб., 1803). В честь деда - Льва Неваховича - и был назван Лев Ильич Мечников. Братья Эмилии Невахович: Михаил Львович Невахович (1817-1850) - карикатурист, издатель первого в России юмористического сборника «Ералаш» (СПб., 1846-49); Александр Львович Невахович (1819-1880) - драматург, заведующий репертуарной частью Императорских театров.

Младший брат Л. И. Мечникова - физиолог, лауреат Нобелевской премии Илья Ильич Мечников.

2. Биография

2.1. Детство и юность

В 1850-1852 годах был воспитанником петербургского училища правоведения, однако оставил учебу из-за болезни. Вскоре из-за дуэли был вынужден покинуть и гимназию и к поступлению в университет готовился дома, в поместье отца. Учился в Харьковском университете (проучившись семестр, был исключён в 1856 году из-за участия в революционных кружках), затем на факультете восточных языков Петербургского университета. Параллельно посещал занятия в Академии художеств. Через полтора года из-за финансовых затруднений оставил университет.

Некоторое время работал переводчиком при дипломатической миссии Б. П. Мансурова на Востоке; посетил Константинополь, Афон и Иерусалим. Был уволен за неповиновение начальству (нарисовал карикатуру на начальника, затем стрелялся на дуэли с человеком, который показал рисунок Мансурову). Вернулся в Петербург, где слушал лекции на физико-математическом факультете Петербургского университета, но вскоре снова бросил учебу. Сначала работал торговым агентом на Ближнем Востоке, затем в 1860 году уехал в Венецию.

2.2. В эмиграции

В Венеции Мечников быстро включился в политическую жизнь, вступил в «Тысячу» Гарибальди. Был тяжело ранен 1 октября 1860 года в сражении при Вольтурно, где командовал артбатареей. Остался инвалидом и передвигался на костылях.

В дальнейшем с 1861 года жил в Сиене, а после женитьбы в 1862 году - во Флоренции и с 1864 года до конца жизни в Женеве. Активно общался с русскими и европейскими социалистами и анархистами (Герценом, Бакуниным, Огаревым, Элизе Реклю и др.), с 1874 года и до конца жизни был личным секретарём Элизе Реклю. В Женеве Л. И. Мечников вступил в анархистскую секцию I Интернационала.

Тогда же Мечников начал публиковать под псевдонимом «Леон Бранди» в журналах русской эмиграции статьи на литературные и политические темы, некоторое время был редактором собственного журнала «Бич» («Flegello») в духе итальянского национализма, много путешествовал. По своим политическим взглядам Илья Мечников был анархистом, в 1871 году участвовал в поддержке Парижской коммуны.

В 1874 году Мечников на два года уезжает в Токио, где преподает в Токийской школе иностранных языков и других учебных заведениях. Параллельно он изучает природу, историю и культуру Японии, японское общество. Вернувшись в Женеву в 1876 году, он обрабатывает накопленный материал, продолжает заниматься публицистической деятельностью, а затем выпускает книгу «Японская империя», представляющую собой комплексное страноведческое описание.

С 1883 года Лев Мечников преподает географию в Невшательской академии, заведует кафедрой сравнительной статистики и географии в Лозаннском университете, сотрудничает в издаваемом Э. Реклю журнале «Geographie Universelle» и работает над фундаментальным трудом, посвященным развитию цивилизаций и их Среды. Однако он не успевает издать книгу - 18 июня 1888 г. Лев Мечников скончался от туберкулеза. Труд всей его жизни, «Цивилизация и великие исторические реки» был издан посмертно его другом Ж. Ж. Элизе Реклю. Эта посмертная книга Мечникова оказала значительное влияние на мировоззрение ирландского писателя Джеймса Джойса, который прочёл её в 1924 году.

3. Взгляды

Лев Мечников придерживался детерминистских взглядов в географии, был сторонником органической школы в социологии и убежденным анархистом в политике. Основным вопросом, который рассматривает Мечников, является взаимоотношение цивилизации и Среды, в которой она существует. Развитие цивилизаций стадиально, происходит революционным путем и не является необратимым процессом. Роль природной среды - научить людей солидарности и взаимопомощи, поначалу силой страха и принуждения (речные цивилизации), затем на основе выгоды (морские цивилизации) и, наконец, на основе свободного выбора (глобальная океаническая цивилизация). При этом эволюция цивилизации и Среды происходит параллельно и определения самой Среды меняется по мере развития цивилизации.

В отличие от марксистов, Мечников считал первопричиной социальных изменений не прогресс техники или материального производства, а изменение ценностных установок людей, их стремление к помощи друг другу. Вместе с тем, Мечников признавал необходимость технического прогресса, который является средством изменения взаимоотношений цивилизации с ее Средой и их взаимного прогресса.

4. Основные научные труды

· L’empire japonais (Японская империя) / texte et dessins par Leon Metchnikoff. Женева: Imprimerie Orientale de «l’Atsume Gusa», 1878.

· Une dynastie archaique du Japon. Париж, 1886.

· La civilisation et les grands fleuves historiques (1889, русский перевод «Цивилизация и великие исторические реки», 1897, отд. издание 1899) - работа переиздавалась в 1924 (первое полное издание на русском языке) и 1995.

· Мей-Дзи. Эра просвещения Японии. Казань, 1905.

Литература

· Аксентьев С. Две судьбы, разделённые двумя веками. Наука и жизнь, № 1 (2008), стр. 70-76.

· Биография на inauka.ru.

· Биография на alternativy.ru.

· Карташёва К. С. Дороги Льва Мечникова. (серия: Замечательные географы и путешественники). - М.: Мысль, 1981.

· Константинов В. Н. Философские взгляды Л. Н. Мечникова // Ежегодник Философского общества СССР, 1986. - М., 1987. - С. 174-180.

· Иванова Г. Д . Л. И. Мечников в Японии //Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Ч.I. - М., 1986. - C. 83-86.

· Блеск и нищета российского гарибальдийца: к 170-летию рождения и 120-летию смерти.

(1838-1888) - русский географ, социолог, общественный деятель. Учился медицине, образование не закончил из-за участия в студенческом движении. С 1858 за границей. Участвует в итальянском освободительном движении, сближается с Бакуниным, редакцией "Колокола". С 1876 - в Швейцарии, где сосредоточивается на научной работе, ближайший сотрудник Э. Реклю, с 1883 занимает кафедру сравнительной географии и статистики в Невшательской академии. Опубликовал ряд статей по социологии в ключе позитивизма. Основная работа М. - "Цивилизация и великие исторические реки" (опубликована посмертно на французском языке в 1889).

Отвергая концепцию социал-дарвинизма за его механистическое уподобление социальных закономерностей закону борьбы за существование, исследователь стремился превратить социологию в точную научную дисциплину. Для этого, по его мнению, было необходимо сформулировать истинные специфические законы общественной жизни, а также достаточно корректно определить критерии социального прогресса.

Полагая, что общество начинается там и тогда, где и когда несколько живых существ собрались вместе для достижения совместными усилиями общих целей, М. подчеркивал, что в обществе стремление к кооперации, сотрудничеству является определяющим. "Биология, - писал он, - изучает в области растительного и животного мира явления борьбы за существование, социология же интересуется только проявлениями солидарности и объединения сил, т.е. факторами ко-операции в природе".

Определяя социологию как науку, включающую все явления солидарности - от связей в мире одноклеточных до производственной кооперации людей, М. ориентировался на использование продуктивных аналогий между обществом и биологическим организмом, отвергая при этом примитивный биологический редукционизм.

Идея общественного прогресса занимала центральное место в социологической концепции М. Без идеи прогресса, по его мнению, человеческая история представляет лишь бессмысленный склад событий. И в этом контексте ученый видел задачу социологии в том, чтобы определить, в чем состоит прогресс и по какому точно определенному признаку можно узнать, прогрессирует ли данное общество.

В качестве некоего количественного индикатора степени эволюции общества по пути социального прогресса М. фиксировал достигнутый людьми уровень солидарности, вытесняющей первичную борьбу за существование, характерную для биологической природы. Обращая внимание на то, что солидарность как отношение людей может конституироваться как добровольно, так и по принуждению, социолог полагал, что именно степень свободы индивидов в этом процессе выступает как главное мерило прогрессивности данной цивилизации. Исторические же типы кооперации, в которых реализуется людская солидарность, обусловливаются мерой необходимости последней, осознаваемой человеком.

История, по М., - это в конечном счете процесс постепенной трансформации от кооперации подневольного типа (за счет внешних принудительных сил) через союзы индивидов подчиненного типа, обусловленные общественным разделением труда, к свободным и добровольным ассоциациям людей, формирующимся "в силу общности интересов, личных наклонностей и сознательного стремления к солидарности".

Настаивая на том, что "социальный прогресс находится в обратном отношении к степени принуждения, насилия или власти, проявляющихся в общественной жизни, и, наоборот, в прямом отношении к степени развития свободы и самосознания", М. пытался выявить механизмы этого процесса, основания смены этапов истории.

Ориентируясь на концептуальный подход, присущий географической школе, М. искал источник эволюции цивилизации в отношении "между средой и способностью населяющих данную среду людей к кооперации и солидарности".

Среда, по М., - это не просто окружающая природа, а лишь та ее часть, которая вовлекалась в процесс человеческого труда и изменялась под его воздействием. Полагая, что главным компонентом географической среды является так называемый гидрологический фактор (воздействие водных ресурсов на деятельность людей), М. вычленил в мировой истории три основные эпохи или цивилизации: речную, морскую и океанскую (или "всемирную"). Данный фактор вместе со способностью населения приспосабливаться в ходе производственной деятельности к внешним условиям и рассматривал исследователь в качестве движущей силы истории.

Несмотря на известный натурализм и некоторую односторонность в трактовке социального процесса и его источников, М. сумел не только преодолеть явную узость взглядов, как правило, присущих традиционалистским концепциям географического детерминизма, но также обозначить ряд проблем для дальнейших социологических исследований (особенности социальной психологии народов как элемент механизма социального развития, формы социокультурной трансляции трудовых привычек и общественных установлений и т.д.).

А.А. Грицанов

Другие новости по теме.

В 1873 во время посещения Женевы японской миссией он был приглашен в Японию организовать школу в Сацумском княжестве.


МЕЧНИКОВ, ЛЕВ ИЛЬИЧ (1838–1888) – российский социолог, один из основоположников социо-естественного подхода к анализу мировой истории.

Лев Мечников родился 18 мая 1838 в Санкт-Петербурге, в семье харьковского помещика – обрусевшего выходца из Румынии. Незаурядные способности (в частности, необыкновенная скорость овладения иностранными языками) проявились у него еще в раннем детстве. Уже в детские годы был заметен сильный контраст между слабым здоровьем будущего ученого и его бурным темпераментом. После перенесенного заболевания его правая нога стала значительно короче левой, он всю жизнь сильно хромал. Это не помешало ему попытаться тайно убежать в Крым на войну «сражаться с турками», а затем стреляться на дуэли. В 1854 юноша стал студентом медицинского факультета Харьковского университета. Однако, узнав об участии сына в студенческом революционном движении, родители через полгода забрали его домой.

Осенью 1856 Мечников поехал учиться в Петербургскую медико-хирургическую академию. Параллельно он начал изучать языки на факультете восточных языков Петербургского университета, посещать занятия в Академии художеств и на физико-математическом факультете Петербургского университета. Хотя он проучился в университете всего 3 семестра, но даже за этот короткий срок ему удалось освоить многие важнейшие европейские и восточные языки.

Жизнь Мечникова похожа на приключенческий роман. В 1858 он стал работать переводчиком в российской дипломатической миссии на Ближнем Востоке. Однако его служебная карьера не удалась: молодой переводчик рисовал карикатуры на начальство, а затем устроил дуэль с сослуживцем. В результате он был отстранен от службы.

Вернувшись на родину, Мечников успешно сдал экзамены на физико-математическом факультете Петербургского университета. После этого он стал торговым агентом Русского общества пароходства и торговли на Ближнем Востоке. Но увлеченность коммерцией быстро прошла. Мечников уехал в Венецию, решив, что «создан быть только художником».

В Италии он начал интересоваться политикой и стал волонтером одного из отрядов Джузеппе Гарибальди . В 1860 во время боев за объединение Италии он был тяжело ранен. Отойдя от участия в военных действиях, Мечников продолжал еще несколько лет жить в Италии, не порывая связей с итальянскими революционерами. В это же время он начал проявлять интерес к публицистике – писал для «Современника» и «Русского вестника» и даже сам издавал газету «Flegello» («Бич»).

В 1864 переехал в Женеву, которая была центром русской эмиграции. Здесь он встретился с Герценом и Бакуниным, вступил в анархистскую секцию 1 Интернационала. В 1871 участвовал в оказании помощи парижским коммунарам. В 1872 был участником Гаагского конгресса Интернационала.

В течение эмигрантской жизни Мечников активно писал и публиковал под разными псевдонимами множество статей, заметок по самым разным (научным, политическим, литературным) вопросам.

В 1873 во время посещения Женевы японской миссией он был приглашен в Японию организовать школу в Сацумском княжестве. Несмотря на активную литературную деятельность, денег Мечникову не хватало, поэтому он с радостью принял приглашение. Хотя с первоначальным предложением ничего не вышло, зато Мечникову предложили возглавить русское отделение Токийской школы иностранных языков, где ему предложили создать кафедру социогеографии. Именно эта кафедра стала основой японской академической социологии. Одновременно имя Мечникова стало известно и в европейских академических кругах. В 1875 Мечников официально зарегистрировался в Женевском кантоне как профессор, имеющий право преподавать русский язык, географию, историю, математику. После двух лет работы в Японии (1874–1876) он был вынужден по состоянию здоровья покинуть эту страну. За эти годы Мечников собрал много материалов о быте, культуре, природных особенностях Японии, которые были использованы для написания книги Японская империя (1881). Именно в этой книге впервые была обнародована теория Мечникова о неразрывности среды и людей в истории.

Вернувшись в Европу, он стал сотрудником и близким другом знаменитого французского географа Элизе Реклю, принимая активное участие в подготовке его энциклопедического труда Всеобщая география. Земля и люди. В 1883 Невшательская академия наук (Швейцария)предоставила Мечникову кафедру сравнительной географии и статистики в Лозаннском университете, которую он занимал до своей смерти.

На склоне лет Мечников начал уделять большее внимание проблемами социологии. В 1884 вышла его статья Школа борьбы в социологии, посвященная социал-дарвинизму.

В последние годы жизни Мечников работал над своей итоговой книгой Цивилизация и великие исторические реки. Плохое здоровье не позволило ему полностью реализовать свою первоначальную идею – рассказать об истории человечества. Цивилизация и великие реки была посвящена первому этапу истории и задумывалась как часть труда по социальной философии. Книга вышла в свет уже после смерти Мечникова в 1889 в Париже благодаря усилиям Э.Реклю.

Центральной проблемой в социологических работах Льва Мечникова выступали вопросы кооперации (солидарности). Главное отличие животного мира от мира социального ученый находил в разном соотношении кооперации и борьбы. При таком подходе социология рассматривалась им как наука о явлениях солидарности. По его мнению, в процессе исторического развития происходит постепенное вытеснение борьбы за существование явлениями, относящимися к феномену солидарности. Такая эволюция характеризует социальный прогресс.

Мечников был сторонником линейно-эволюционной концепции развития общества, выделяя в качестве ведущей причины развития географический фактор. По его мнению, зарождение и развитие человечества неразрывно связано с освоением водных ресурсов. В соответствии с этим принципом Мечников разделил историю человечества на три периода – речной, морской и океанический.

Первый этап общественного развития, речной, он связывал с использованием людьми таких великих рек как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг и Хуанхэ. Именно с этими рекам связана история четырех древних цивилизаций – Египта, Месопотамии, Индии и Китая. Для того, чтобы использовать потенциал рек, указывал Мечников, необходимо первоначально их «усмирить», обезопасив себя от неожиданностей типа наводнений, паводков и т.д. Такое возможно только при совместном труде. Отличительные черты этого периода – деспотизм и рабство.

Второй этап, морской (средиземноморский) – это время от основания Карфагена до Карла Великого. С выходом человечества на морское пространство оно получило новый импульс для развития. Изоляция речных культур сменилась контактами с другими культурами, обменом необходимым сырьем и продуктами труда. Для этого этапа характерны крепостничество, подневольный труд, олигархические и феодальные федерации.

Третий этап, океанический, охватывает Новое время (с открытия Америки). Использование океанических ресурсов расширило возможности человечества и связало континенты Земли в единую хозяйственную систему. Этот период, по Мечникову, только начинается. Идеалами этого периода должна стать свобода (уничтожение принуждения), равенство (ликвидация социальной дифференциации), братство (солидарность согласованных индивидуальных сил).

Работы Мечникова пользовались в конце 19 в большой популярностью. Благодаря им историко-географическое направление русской социологии стало одним из влиятельнейших в мировой социологии. Хотя в 20 в. прямое влияние идей Л.Мечникова резко снизилось, его концепция о влиянии природной среды на жизнь общества получили развитие в трудах Льва Николаевича Гумилева и современных сторонников социо-естественной истории.

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....