Где проходила линия сталина. Линия Сталина: что это было, и почему она не помогла во время войны

Первая мировая война наглядно показала превосходство средств обороны над средствами наступления. По её окончании многие страны озаботились возведением на своих границах мощных укреплений, которые, как верилось, могут прочно защитить от вторжения вероятного противника. Но ни одна из этих линий не оправдала возлагавшихся на них надежд.

Знаменитые оборонительные линии

В кампаниях начального этапа Второй мировой войны некоторые из укреплённых линий стали важными объектами ведения боевых действий. Самой мощной и знаменитой считалась французская линия Мажино, названная так по фамилии военного министра Франции, ставшего инициатором её сооружения. Линия Мажино была построена по последнему слову фортификационной техники. Французы не пожалели на неё бюджета, потратив 3 млрд. франков (1 млрд. тогдашних долларов), вместо того, чтобы расходовать эти средства на модернизацию своей армии и создание новых видов вооружения.

Линия Мажино прикрывала только непосредственную границу Франции с Германией. В ходе войны германские войска обошли её через территорию Бельгии. Линия Мажино оказалась совершенно бессмысленной в стратегическом плане. Вероятно, если бы немцы атаковали её в лоб, то французы могли держаться на ней долго. В июне 1940 года вермахт атаковал и прорвал линию Мажино на отдельных участках, но это произошло уже после падения Парижа, когда немецкие танковые дивизии зашли защитникам линии в тыл.

Точно также в апреле 1941 года пала линия Метаксаса, прикрывавшая границу Греции с Болгарией, откуда вторглись немецкие войска. Немцы обошли эту линию через территорию Югославии. Но зато зимой 1939/40 г. советские войска были вынуждены штурмовать финскую линию Маннергейма, ибо никакой возможности обойти её не было. Тем не менее пал и этот оборонительный рубеж, правда, ценою огромных жертв со стороны наступавших.

Особенности линии Сталина

Линии Мажино, Метаксаса и Маннергейма представляли собой сплошной рубеж укреплений. Это позволяла их маленькая протяжённость: 135 км у финнов, 300 км у греков, 400 км у французов. Западная граница СССР от Финского залива до Чёрного моря тянулась почти на две тысячи километров. Здесь не было возможности строить непрерывную оборонительную линию. Пришлось ограничиться строительством отдельных укреплённых районов (УРов), прикрывавших важнейшие узлы коммуникаций. Считалось, что в промежутках между УРами наступающий противник будет скован в манёвре из-за отсутствия нормальных дорог, и ему всё равно придётся штурмовать укрепрайон.

Строительство УРов вдоль первоначальной западной границы СССР началось в 1928 году и продолжалось до осени 1939-го. Предусматривалось создание тринадцати укрепрайонов протяжённостью от 50 до 150 км и глубиною оборонительных сооружений 10-15 км. Таким образом, каждый УР по своим масштабам был сравним с линией Маннергейма. Вот только средств для того, чтобы насытить каждый укрепрайон фортификациями и вооружением, не хватало, даже при затратной советской экономике. Тем более, что в 1938 году было принято решение о строительстве ещё восьми УРов в промежутках между некоторыми из тринадцати уже строившихся. Таким образом, общее число укрепрайонов вдоль западной границы должно было достигнуть двадцати одного.

Вперёд, на Запад

В сентябре 1939 года западная граница СССР ушла далеко на запад, а летом 1940 года, в связи с присоединением Прибалтики к СССР, примерно на пятьсот километров сократилась её протяжённость. В связи с переносом границы и под впечатлением сопротивления, оказанного финнами на линии Маннергейма, нарком обороны Ворошилов и начальник Генштаба Шапошников в январе 1940 года предложили Сталину сооружение линии укрепрайонов вдоль новой границы. Сначала было намечено построить девять УРов в присоединённой части Польши, после присоединения Прибалтики запланировали ещё четыре УРа в Литве. На юге эта новая линия должна была упираться в Карпаты, южнее же, на новой границе с Венгрией и Румынией, не предполагалось строить укреплений.

Протяжённость новой линии (западная пресса назвала её «линией Молотова»; к слову название «линия Сталина» тоже было неофициальным и использовалось почти только на Западе) должна была быть всего около 1300 км. Поэтому её предполагалось сделать практически сплошной.

К началу войны в июне 1941 года линия Молотова была готова, по оценкам, всего только на 15-20%. То есть никак. Потому что, как невозможно воевать на танке или самолёте с 20%-ной боеготовностью, точно также непригоден для боя и УР, готовый к бою настолько же. Все намеченные фортификации строились одновременно, а не последовательно. То есть, не было ни одного целиком готового оборонительного сооружения.

Ну, а откуда было взять вооружение – пушки, пулемёты – для линии Молотова? Понятно, что с линии Сталина. Ведь собирались всегда воевать на чужой территории. Враг сможет захватить, как предполагалось, максимум приграничную полосу, после чего его погонят назад. Линия Сталина больше не понадобится, считали до лета 1941 года. Поэтому оттуда снимали вооружение для новых УРов.

С консервацией поторопились

Линия Сталина к лету 1941 года была законсервирована, огневые точки демонтированы. Но фортификации ещё не были взорваны или срыты. Поэтому их можно было использовать по назначению, если заблаговременно разместить там войска и вооружение. К несчастью, немецкое наступление развивалось столь стремительно, что это удалось сделать только в отдельных пунктах.

Например, Киевский УР успешно оборонял столицу Украины от фронтального наступления немцев. Он пал только после того, как немцы глубоко обошли Киев с востока. В тех же летних сражениях 1941 года известную роль сыграли Мозырский, Коростенский и Новоград-Волынский укрепрайоны. Они, как и Кингисеппский на старой границе с Эстонией, были оставлены только в результате обхода немецких войск.

Один участок линии Сталина остался неприступным всё время войны. Это Карельский, на старой границе с Финляндией севернее Ленинграда. Впрочем, по некоторым свидетельствам, финский фельдмаршал Маннергейм не собирался отдавать своим приказ наступать там дальше старой границы.

Несомненно, что, если бы после осени 1939 года продолжалось строительство оборонительных рубежей на старой западной границе СССР, то в начале Великой Отечественной войны линия Сталина сыграла бы куда более ощутимую и полезную роль в обороне Советского Союза от гитлеровского вторжения. Полностью защитить от продвижения противника вглубь страны, как показывал опыт Второй мировой войны, она была не в состоянии. Но линия Сталина, не будь её поспешной консервации, могла бы существенно ослабить и задержать вражеское наступление.

Поскольку мирные договоры, заключённые в 20-х годах с западными государствами, являвшимися нашими потенциальными противниками, не обеспечивали полной гарантии их ненападения, возникла жизненная необходимость в сооружении комплекса оборонительных сооружений, защищавших западные границы СССР. Именно таким щитом от возможной агрессии и должна была стать возводившаяся в течение всего предвоенного десятилетия «Линия Сталина».

Стратегически важная, но трудноосуществимая задача

Следует сразу отметить, что в официальных документах такое название никогда не фигурировало. Впервые оно появилось в 1936 году в одной из русскоязычных латышских газет, затем было подхвачено западной прессой, и уже после этого термин «Линия Сталина» получил широкое распространение.

Согласно программе, предложенной Сталиным, предполагалось строительство цепи оборонительных сооружений по всей западной границе страны, протяжённость которой составляла 2 тыс. км. Поскольку создания непрерывной фортификационной линии не представлялось возможным по экономическим причинам, была принята концепция возведения отдельных укреплённых районов (УР) на наиболее важных в оперативном отношении участках.

Одновременно с Советским Союзом в 20-30 годах на территории финской части Карельского перешейка также возводилась мощная полоса оборонительных сооружений, известная как Линия Маннергейма. Сталин и Верховное командование РККА, хорошо осведомлённые о ходе этих работ, приняли решение соорудить аналог финского проекта, но в несравненно большем масштабе.

Однако реализация такой программы заключала в себе значительные сложности. Даже в сокращённом варианте она находилась на грани возможностей советской индустрии того периода. Немаловажным фактом являлось и то, что в 30-х годах шла массовая замена прежних руководящих кадров инженерных войск, состоявших ещё из офицеров царской армии, на новых молодых специалистов, в большинстве своём не имевших должного опыта и знаний.

Основная концепция создания линии обороны

Согласно плану, принятому в конце 20-х годов, комплекс «Линия Сталина» должен был состоять из отдельных УР, имевших протяжённость фронта 70 км, и состоявших из нескольких, уходивших в глубину позиций. Первой из них было, так называемое, предполье - территория, на которой не возводились укрепления, но создавались разного рода препятствий, такие как противотанковые надолбы, ежи, заграждения из колючей проволоки и т. д.

Следом за тем шла выдвинутая передовая позиция, состоявшая из основных оборонительных сооружений - бастионов, ДОТов, ДЗОТов и прочих фортификационных элементов, группировавшихся в батальонные узлы обороны. Каждый из таких узлов, расположенных в линию, имел протяжённость 3-6 км, и уходил в глубину на 3-5 км.

На флангах передовых позиций строились укрепления второго эшелона обороны. Они были удалены несколько вглубь, и предназначались для предотвращения окружения противником основных сил УР. Кроме них в местах наиболее вероятного наступления противника дополнительно сооружались отсечные позиции - узлы, состоявшие из ряда фортификационных сооружений, возведённых на случай прорыва врагом основной оборонительной линии.

Таким образом, комплекс «Линия Сталина», по замыслу его авторов, должен был представлять собой мощный и надёжный оборонительный рубеж. Основная задача, ставившаяся перед гарнизонами, составлявшими УР, заключалась в том, чтобы в случае нападения противника задержать его главные силы и выиграть время, необходимое для проведения всеобщей мобилизации и подхода войск.

«Линия Сталина» - важнейшая ударная стройка довоенных лет

В конце 1929 года на территориях Ленинградского и Белорусского военных округов начались работы по строительству первой серии укрепрайонов. В сводках тех лет значится, что из запланированных 20-ти УР, к лету 1935 года удалось закончить 6. Они стали первыми бастионами, в общем оборонительном комплексе «Линия Сталина». Минск, Полоцк, Псков, Кингисепп, а также Мозырь и значительная часть Карелии оказались, таким образом, в зоне, защищённой сложным комплексом инженерно-технических фортификационных сооружений. Столь же интенсивные работы проводились одновременно и в Киевском, а также Одесском военных округах.

Как и все строительные объекты довоенных лет, линия обороны Сталина возводилась ударными темпами, и в 1937 году командование инженерных войск уже докладывало Сталину о создании 3096 инженерных сооружений, находившихся на территориях укрепрайонов. Однако оборонная промышленность страны не успевала снабжать их достаточным количеством вооружения. Известно, что лишь 13,5% построенных УР были оснащены артиллерийскими орудиями, на вооружении остальных имелись в лучшем случае пулемёты.

Технические ошибки и просчёты

По мнению большинства современных военных историков, УРы, возводившиеся в 30-х годах, ещё на момент своего сооружения были в техническом отношении устаревшими. Прежде всего, они не обеспечивали нужной глубины обороны, и, кроме того, недостаточно продуманным было расположение составлявших их узлов. Полностью отсутствовала противотанковая артиллерия. Конструкция же ДОТов - долговременных огневых точек, позволяла вести из них только фронтальный обстрел противника, что приводило к их скорому уничтожению.

Среди наиболее заметных недостатков УРов того периода отмечают их слабую броневую защиту, крайне низкий уровень всего внутреннего оборудования и полное отсутствие средств химзащиты. Ко всему прочему, эти сооружения, предназначенные для длительного пребывания в них гарнизонных войск, в большинстве своём не были оборудованы канализацией и не имели водяных скважин.

Технические комиссии и судебные процессы

Эти и многие другие недостатки, выявленные ещё в 1937 году, стали причиной острой критики в отношении составителей проекта и тех, кто непосредственно строил укрепрайоны. "Линия Сталина" на всём её протяжении была тщательно обследована рядом комиссий, общее руководство которыми осуществлял генерал-лейтенант инженерных войск Кузьма Подлас.

По результатам этой проверки, имевшей, прежде всего, политический характер, было арестовано и привлечено к суду значительное количество офицеров из числа комсостава различных уровней. Всем им вменялся в вину саботаж и умышленное вредительство при сооружении стратегически важных объектов. Показательные процессы продолжились и на следующий год, что существенно подорвало кадровый потенциал РККА и лишило её многих знающих специалистов. Например, в Киевском военном округе из пяти комендантов построенных там укрепрайонов четверо были расстреляны.

Новшества в строительстве укрепрайонов

Тем не менее работа комиссий принесла и ряд положительных результатов. На основании выявленных ею недостатков и просчётов удалось в сжатый срок переработать саму концепцию построения столь масштабной оборонительной линии и, по возможности, модернизировать уже построенные объекты.

В частности, была значительно увеличена протяжённость укреплённых районов. Если раньше она составляла от 50 до 70 км, то теперь достигла 100-120. Изменилось и расположение отдельных её узлов. Их стали размещать в шахматном порядке, двумя отдельными эшелонами. Был внесён и ещё ряд конструктивных изменений.

В 1938 году, в связи с обострившейся к тому времени международной обстановкой, Сталиным было дано указание о дальнейшем расширении и модернизации линии обороны. Тогда же было начато срочное возведение ещё восьми новых укрепрайонов - Староконстантиновского, Изяславского, Себежского, Каменец-Подольского, Шепетовского, Слуцкого, Островского.

Все они располагались таким образом, что заполнить собой оставшиеся бреши в общем комплексе оборонительных сооружений, и обеспечить связь между ранее построенными УР. Сохранившиеся архивные документы тех лет свидетельствуют о масштабах выполненных работ. Известно, что к концу 1939 года только во вновь возведённых укрепрайонах было построено 1029 новых инженерных объектов.

Изменение линии границы СССР

В дальнейшей судьбе «Линии Сталина» существенную роль сыграл пакт, заключённый 23 августа 1939 года между правительствами Советского Союза и Германии. На основании этого документа уже в середине сентября Красной армией была занята значительная часть Польши. Тогда же, по результатам Финской войны, к СССР отошли Лапландия и Карелия. На следующий год к ним добавились прибалтийские государства - Эстония, Литва и Латвия. Затем последовали также часть Буковины и Бессарабия.

В результате столь значительных территориальных приобретений граница Советского Союза значительно отодвинулась - в отдельных местах на 400 км и более. Таким образом, в глубоком тылу оказались многие приграничные районы, а с ними и построенная ранее «Линия Сталина». Минск, Полоцк, Псков, Кингисепп и многие другие города, на подступах к которым сооружались УР, оказались отделёнными от государственной границы сотнями километров.

Возведение новой линии обороны и консервация старой

Поскольку строившаяся в течение десяти лет и поглотившая огромные бюджетные средства линия обороны оказалась в глубоком тылу и потеряла своё стратегическое значение, пришлось срочно строить новую. Необходимость этого была в значительной мере обусловлена обострившейся к тому времени международной обстановкой и ухудшением советско-немецких отношений. Летом 1940 года вдоль новой границы страны началось строительство новой оборонительной полосы, которую должны были составить 20 укрепрайонов.

Что же касается старой и потерявшей актуальность линии обороны, то всё находящееся в ней вооружение было решено изъять, а составлявшие её инженерные сооружения законсервировать. Такое решение было принято, главным образом, потому, что в начале 1941 года стало очевидным, что советская оборонная промышленность неспособна в полной мере обеспечить нужды РККА, и возникший в результате этого дефицит вооружения пытались компенсировать за счёт ранее произведённой боевой техники.

Это вполне разумное, но недобросовестно выполненное решение привело к тому, что вооружение, изъятое на объектах старой линии обороны, вместо того, чтобы попасть в новые укрепрайоны, осело на складах. В результате очередная, спешно возводимая «Линия Сталина» в начале войны оказалась неспособна отразить удары фашистов. Кроме недопоставок оружия, её низкая боеспособность объясняется и тем, что приказом Генерального штаба, численность личного состава гарнизонов УР была уменьшена почти на треть.

Прорыв линии обороны

Внезапное начало войны застало врасплох строителей, возводивших укрепления на новой границе, а также гарнизоны уже завершённых объектов. Недостроенная и плохо вооружённая линия обороны была прорвана немцами в течение первых же часов наступления.

В результате тысячи советских солдат и офицеров, лишённых возможности оказать сопротивление, оказались во вражеском плену. Кроме того, противнику досталось огромное количество строительных материалов, разнообразного снаряжения, боеприпасов и привезённого, но не установленного на огневых точках вооружения.

Усугубил тяжесть сложившейся обстановки приказ Генерального штаба, предписывающий войскам отступать к старой, основательно разорённой и полностью обезоруженной линии обороны. Такое решение командования явно свидетельствует о полном незнании действительного положения вещей и о том состоянии, в котором находилась тогда прежняя «Линия Сталина».

Танки противника уже 25 июня, то есть всего через три дня после начала войны, достигли укрепрайона, прикрывавшего путь к Минску. Поскольку все его объекты были законсервированы, согласно ранее отданным приказам, к бою он был непригоден, и попытки остановить немцев полностью провалились. Прорвав оборону, которую всё же пытались организовать части 13-й армии, фашисты устремились вглубь страны.

С интервалами в несколько дней пали Слуцкий, Полоцкий, Себежский и все прочие находившиеся на пути неприятеля укреплённые районы. Не смогли противостоять врагу также участки «Линии Сталина», расположенные в Киевском и Одесском военном округах. Их защитники после ожесточённых боёв также были вынуждены отступить.

Исключение составил лишь Карельский УР, защитникам которого удалось остановить вторжение финской армии. Придав войне позиционный характер, они продержались так до июня 1944 года, когда в ходе наступления, предпринятого войсками Ленинградского фронта, враг был отброшен за пределы страны.

Память военных лет

Подводя итоги минувшей войны, историки приходят к заключению, что снятая с боевого дежурства в 1940 году «Линия Сталина» (фото отдельных её объектов приводятся в статье), тем не менее, сыграла определённую роль в ходе первых и самых тяжёлых дней войны. На отдельных её участках продвижение врага удалось приостановить на срок от 2-3 дней до нескольких недель, что в обстановке боевых действий сыграло немаловажную роль.

В наши дни создан целый ряд мемориальных музеев на территориях бывших укрепрайонов, из которых состояла «Линия Сталина». Беларусь стала одной из первых республик бывшего Советского Союза, создавшей такой военно-исторический комплекс. К шестидесятилетнему юбилею Победы группой активистов был организован музей под открытым небом. Он находится в районе бывшего Минского УР, и его центральные экспозиции размещены в одном из сохранившихся до наших дней ДОТов.

Примеру минских активистов последовали жители другого белорусского города Заславля, открывшие 24 июля 2012 года памятник морским пехотинцам и морякам. Местом для его установки был также выбран один из участков историко-культурного центра «Линия Сталина».

День ото дня пополняются экспозиции уже существующих мемориальных комплексов и, наряду с этим, создаются новые. Так, в 2009 году открылись два музея боевой славы - в Псковской области и в Сестрорецке - муниципальном образовании, входящем в Курортный район Санкт-Петербурга. Этот мемориал, получивший название «Сестрорецкий рубеж», состоит из ДОТа, позывные которого в дни обороны Ленинграда были «Слон» (его так и стали называть в последующие годы), а также нескольких малых огневых точек. Этот укрепрайон также входил в общую оборонительную систему «Линия Сталина».

Как доехать до мемориального комплекса «Сестрорецкий рубеж»? Проще всего это сделать на электропоезде с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. Расписание поездов составлен таким образом, что даже в будние дни интервал между ними не превышает одного часа. Кроме того, можно воспользоваться маршрутным такси №305 от метро «Старая деревня» или №827 от «Проспекта Просвещения». Те, кто располагает личным транспортом, могут добраться до Сестрорецка по Приморскому шоссе. Расстояние составляет 36 км, и с учётом загруженности трассы дорога обычно занимает около 40 минут.

В 2014 году на экраны страны вышла четырёхсерийная документальная кинолента режиссёра Олега Четверикова «Линия Сталина». Фильм во всех подробностях повествует о строительстве этой уникальной, и не имевшей аналогов в мировой истории системы оборонительных сооружений. При его создании использованы многие архивные материалы, нигде ранее не опубликованные, и представляющие большой интерес для всех, кому дорога память военных лет.

В завершении путешествия по Белоруссии мы побывали в военном музее под открытым небом, под названием Линия Сталина. Изначально мы не планировали там надолго останавливаться, так как не ожидали, что там обширная экспозиция, однако заехав в музей Линия Сталина на пол часика, мы остались там почти на два.

На 4-й день нашего путешествия по Беларуси мы планировали преодолеть порядочно километров: от города Лида до Смоленска. По дороге запланировали посещение городка Заславля с интересной историей и историко-культурного комплекса Линия Сталина, который находится недалеко от Минска и в шести километрах от Заславля.
Как я уже писала ранее, у нас не было подробного атласа дорог Беларуси, а навигатор не ловил, поэтому Линию Сталина мы нашли не сразу. Сначала мы заехали в Заславль, где нечаянно попали на праздник Белорусской письменности (о празднике можно почитать здесь ). Веселье и обилие белорусских товаров закружило нас с Наташей в азарте шоппинга... Но с нами был мужчина, которому было все это не интересно, поэтому нам пришлось оставить все эти «бабские штучки» в виде полотенец, постельного белья из льна, hand-made игрушек, и отправиться в суровый военный музей.
На выставке нам удалось приобрести карту Минской области, где и был отмечен музей, однако это не помешало нам свернуть не на ту дорогу и немного попетлять. В итоге, не без помощи местных жителей, мы вывернули на правильную дорогу и через минут 40 мы оказались на месте.

Припарковав машину мы вышли на разведку, прямиком отправившись к кассе. Там мы узнали, что можно приобрести экскурсию по комплексу, причем стоимость ее составляла всего 1000 рублей на троих. Там же в кассе мы узнали, что совсем за небольшую плату можно пострелять из настоящего пулемета Максим и из противотанкового орудия холостыми патронами. Но это мы решили оставить «на закуску». А пока нас ждала культурно-познавательная программа в музее Линия Сталина.

В качестве экскурсовода нам досталась молодая симпатичная блондинка в суровой камуфляжной форме. В кабинке экскурсоводов спал парень в военной форме, укрывшись плащ-палаткой - вот уж точно, солдат спит - служба идет.


Сначала мы отправились в небольшой «Командный пункт», где нас ввели в курс дела, что же такое Линия Сталина.

Музей под открытым небом Линия Сталина - этого огромных размеров исторический комплекс, созданный к 60-й годовщине Великой Отечественной войны, в 2004 году. В основе музея - восстановленные доты Минского укрепрайона, построенные в начале 30-х годов прошлого века. Вообще на территории Беларуси существовали 4 укреп-района: Минский, Слуцкий, Полоцкий, Мозырский.
Линией Сталина негласно называли линию укреплений 30-х годов, которая тянулась вдоль Советско-польской границы (от Карельского перешейка вплоть до Черного моря). Вся линия состояла из 23 укрепрайонов и включала в себя более 4 тысяч долговременных огневых точек (ДОТов). Строилась линия с 1928 года по 1939 и простиралась она почти на 1200 километров.
С 25 по 26 июня 1941 года Минский укреп-район принял на себя первые удары фашистской армии.


Сегодня территория музея обширна, она занимает почти 40 гектаров: здесь находятся и ДОТы (долговременная огневая точка), и боевая техника на специальной площадке, и авиация, и противотанковые укрепления, и еще много чего интересного. Например, на территории музея находится функционирующая электростанция, построенная в 1938 году.


Здесь можно побродить по настоящим военным окопам и укреплениям,пострелять из настоящих пулеметов. Представляю, какой восторг это вызывает у мальчишек.
На праздники здесь проводятся военно-исторические реконструкции, что наверняка собирает огромное количество народу.
Первым объектом нашей экскурсии Артиллерийский полукапонир № 134.

Немного видео, чтобы понять, как он выглядит изнутри.

А вот так он выглядить снаружи.



В трехабразурном ДОТе, рассчитанном всего на 12 человек, была полностью воссоздана обстановка тех лет. Признаюсь, нам вчетвером с экскурсоводом там было тесно, не представляю, как там размещались 12 человек. Из обстановки можно отметить: один ручной пулемет, три станковых пулемета, перископ, чтобы наблюдать за противником (в него кстати можно заглянуть). Экскурсовод рассказала нам, как была устроено фильтро-вентилляционная система того времени.


Танковые колпаки.



Реконструированные окопы.


По пути экскурсовод показала нам разные противотанковые заграждения. Здесь представлены и наши противотанковые ежи, и немецкая высокотехнологичная система противотанковых заграждений.


Места, где расположен музей, очень живописные.


В рамках экскурсии мы также посетили еще ДОТ№ 132.

Небольшое видео экскурсии.




Можно было пройти еще на территорию за озером, где расположена авиатехника. Там представлены следующие экземпляры: СУ 25, МИГ-23, боевой вертолет МИ-24, известный как «вертушка».
Надо отметить, что озеро-искусственный водоем тоже появился здесь не случайно. В экспозицию музея включена понтонно-мостовая переправа, ведь как известно во время Великой-отечественной войны такие сооружения использовались очень часто.



Но сил у нас на осмотр другого берега озера уже не хватило, так как предстоял еще путь до Смоленска.
Перед уходом из музея мы все же решили попробовать себя в роли стрелков. Опытный военный заряжает орудия, готовит их и говорит, как нажать на курок. В общем-то ничего страшного. Если не считать стрельбы из противотанкового орудия.


Решился на выстрел из огромного орудия только мужчина, я же как отважный оператор решила это заснять на видео, пренебрегнув воплям: «Нина, закрой уши!». Надо сказать, что выстрел из этого орудия просто оглушителен, поэтому стреляющему дают специальные наушники, которые глушат ударю. Тем, кто стоит рядом, надо очень сильно заткнуть уши, иначе вообще можно оглохнуть. Ну а я то смелый (и глупый!) пингвин, точнее оператор. Как я буду снимать одной рукой, в общем я этот наказ проигнорировала.. А потом час отходила, так как звенело в ушах еще долго. И все ради этого:

Территория музея действительно огромная, за полтора часа мы смогли обойти только половину.

Как доехать до Музея Линия Сталина

Адрес: деревня Лошаны (Минский район), 6 километров от города Заславля в сторону Молодечно.
Важно! Если Вы едете из Минска, то в сам Заславль вам заезжать не надо!
Официальный сайт: www.stalin-line.by

Цены и отзывы на отели в Минске

Цены и отзывы на отели в Бресте

С одной стороны ее фактически нельзя было обойти, с другой слишком большая протяженность не позволяла создавать достаточно плотной обороны. По своим фортификационным сооружениям линия явно уступала линии Мажино, хотя и принесла куда больше пользы.

Официально цепь данных УРов (Укреп районов,в основном не граничащих между собой) никогда не называлась «Линией Сталина». Данное название впервые появилось в декабре 1936 года, с легкой руки журналистов из латышской русскоязычной газеты «Сегодня». Позже ее статью перепечатала английская газета «Дэйли Экспресс» и термин «Линия Сталина» прочно вошел в обиход.

Строительство укреплений на «Линии Сталина» началось в 1928 году и продолжалось вплоть до 1939 года. Линия включала в себя 23 укрепленных района (УР), в которых было построено более 4000 различных долговременных огневых точек (ДОТов), которые были рассчитаны не только на установку пулеметов, но и артиллерийских орудий – сначала 45-76-мм, а с 1938 года и орудий калибра 107, 122 или 152 мм. Бои на «Линии Сталина» даже оставили свой художественный след в литературе. Советский писатель Игорь Алексеевич Акимов написал приключенческую повесть «Легенда о малом гарнизоне».

Строительство оборонительной линии началось в 1928 году на западной границе СССР (с Финляндией, Прибалтийскими странами, Польшей и Румынией), изначально создавалось 13 укрепрайонов: Карельский, Кингисеппский, Псковский, Полоцкий, Минский, Мозырский, Коростеньский, Новоград-Волынский, Киевский Летичевский, Могилев-Подольский, Рыбницкий, Тираспольский. Данные укрепрайоны имели протяженность по фронту от 50 до 150 км, по возможности фланги УРов были прикрыты естественными препятствиями. Укрепрайоны строились с таким расчетом, чтобы каждый из них обеспечивал контроль над каким-либо важным маршрутом. Всего к 1938 году в 13 УРах было возведено 3196 различных оборонительных сооружений.

Все построенные в эти годы укрепрайоны имели ряд одинаковых черт. Протяженность одного УРа по фронту в среднем составляла 35-50 км. Для обороны использовался плотный пулеметный и артиллерийский огонь, рассредоточенный по фронту и в глубину, с заметным преобладанием пулеметного огня. Основной формой организации обороны выступали – батальонные районы обороны (БРО), которые находились между собой в огневой связи. Размеры БРО на местности чаще всего составлял 1х1 или 2х2 км. Такой район предназначался для занятия его одним стрелковым батальоном. Для каждого БРо предусматривалась постройка до 18-20 ДОТов. Огневые точки располагались в несколько линий, первая линия состояла из 7-8 огневых точек. ДОТы располагались с возможностью огневого прикрытия соседних сооружений. Промежутки между БРО должны были прикрываться артиллерийским огнем. Нередко промежутки между батальонными районами обороны составляли 2,5-3 км.

Железобетонные огневые точки обеспечивали возможность кругового огня с преобладанием фронтального огня. Наиболее распространенным сооружением был ДОТ с тремя пулеметными амбразурами. Среди артиллерийских наибольшее распространение получили двухорудийные полукапониры, в которых устанавливались 76,2 мм полевые орудия. Помимо этого создавались противотанковые ДОТы и небольшие пулеметные с 1-2 пулеметными амбразурами. Уровень защиты ДОТов позволял им выдерживать 1-2 попадания 152-мм снарядов. Поскольку ДОТы обладали возможностью прикрытия друг друга огнем, расстояние между ними обычно составляло 500-600 метров. Общей чертой УРов можно назвать относительно низкое число артиллерийских огневых точек.
В 1938 году в СССР приступили к постройке еще 8 укрепрайонов: Островского, Себежского, Слуцкого, Шепетовского, Изяславского, Староконстантиновского, Остропольского, Каменец-Подольского. За период с 1938 по 1939 год в этих УРах было возведено 1028 сооружений (по планам планировалось построить около 2 тыс.). Строительство укрепления было прекращено в связи с переносом в 1939-1940 годах границы на запад. Началось строительство новых УРов на новой границе. Большая часть укреплений на «Линии Сталина» была законсервирована.

На территории Белоруссии было построено 4 Ура – Полоцкий, Минский, Слуцкий и Мозырьский, в которых насчитывалось 966 ДОТов. Самым сильным не только из белорусских, но и из всех остальных УРов «Линии Сталина» считался Минский УР. Что неудивительно, ведь именно здесь проходила прямая дорога на Москву, которой уже не одну сотню лет пользовались все горе-завоеватели.

Протяженность Минского УРа составляла 140 км. Всего он насчитывал около 327 ДОТов. Глубина его линии обороны на главных направлениях достигала 6 км., на периферийных направлениях до 2-3 км. Укрепрайон включал в свою структуру не только ДОТы, но и развитую сеть различных инженерных заграждений, окопов полного профиля, воздушных и подземных линий связи, а также развитую сеть дорог.

Пулеметные ДОТы Минского УРа в большинстве своем были трехамбразурными и были вооружены пулеметами системы «Максим», установленными на специальном капонирном станке. Артиллерия в большинстве своем располагалась в двухорудийных полукапонирах. Такой полукапонир оснащался двумя 76-мм орудиями в бронированной капонирной установке. Помимо этого имелись специальные противотанковые огневые точки, которые были созданы с использованием башен, списанных с вооружения танков Т-26 (45-мм пушка и пулемет).

Железобетонные стены ДОТов имели в толщину до 1,5 метров, а перекрытия до 1,1 метра и могли выдержать попадание тяжелых артиллерийских снарядов калибра до 152 мм. Каждый ДОТ оснащался газовым фильтром-поглотителем, вентилятором для отвода из ДОТа пороховых газов и притока свежего воздуха, перископом, электросигнализацией, переговорными трубами, а также телефонной связью.

В тактическом плане ДОТы Минского УРа должны были прикрывать столицу республики Минск и город Борисов от ударов противника из районов Молодечно и Вилейки. Уже 24 июня части 3-й танковой группы Гота форсировали Вилию, а 25 июня 57-й моторизованный корпус немцев захватил Молодечно. В этот же день немецкие танки вплотную подошли к полосе укреплений Минского УРа, который не был занят войсками. Защищать укрепрайон должны были части 44-го стрелкового корпуса комдива Юшкевича, которому задача по обороне УР была поставлена вечером 24 июня. Эшелоны 64-й и 108-й стрелковых дивизий его корпуса шли из Смоленска и Вязьмы в Минск, а оттуда в пешем строю отправлялись занимать укрепления в его западном секторе. Еще две стрелковых дивизии 100-я и 162-я из состава 2-го стрелкового корпуса занимали полосу обороны восточнее и северо-восточнее Минска. На стыке Минского и Слуцкого УРов должен был занят оборону 20-й механизированный корпус генерала Никитина.

Однако полностью занять полосу укреплений части просто не успели, при этом северо-западные подступы к Минску оказались фактически не прикрытыми. Советское командование рассредоточило имеющиеся силы на широком фронте, предопределив тем самым их дальнейший разгром. В среднем на одну дивизию приходилось до 50 км. по фронту. При такой плотности обороны многие ДОТы просто не были заняты войсками, что отрицательно сказалось на возможности удержания УРа.

Уже 26 числа немецкая 20-я танковая дивизия прорвала Минский УР в полосе 64-й стрелковой дивизии. А 27 июня командир 100-й стрелковой дивизии Руссиянов с целью выправить положение вынужден был провести контратаку без артиллерии и противотанковых средств. Вместо них комдив, опираясь на свой боевой испанский опыт, приказал доставить с Минского стеклозавода 12 грузовиков стеклотары и несколько тонн горючего. 100-я дивизия одной из первых встретила немецкие танки бутылками с зажигательной смесью.

В конечном итоге все укрепрайоны были прорваны на всю глубину, а немцы к декабрю 1941 года стояли у ворот Москвы. Но даже те сутки, где-то недели, а под Киевом и месяцы, в течение которых построенные УРы помогали частям Красной Армии сдерживать продвижение гитлеровцев на Восток, внесли свой вклад в победу 1945 года.

«Линия Сталина», которая никогда так официально в СССР не называлась, представляла собой один из крупнейших оборонительных проектов, когда-либо осуществленных в истории человечества. Это была цепь укрепрайонов, протянувшихся вдоль западных границы СССР, практически «от моря до моря». Своими флангами линия упиралась в Карельский перешеек и в Черное море. Общая протяженность укреплений достигла 1200 км .

С одной стороны, ее фактически нельзя было обойти, с другой, слишком большая протяженность не позволяла создавать достаточно плотной обороны. По своим фортификационным сооружениям линия явно уступала , хотя и принесла куда больше пользы.

«Линия Сталина»

Официально цепь данных УРов (в основном не граничащих между собой) никогда не называлась «Линией Сталина». Данное название впервые появилось в декабре 1936 года, с легкой руки журналистов из латышской русскоязычной газеты «Сегодня». Позже ее статью перепечатала английская газета «Дэйли Экспресс», и термин «Линия Сталина» прочно вошел в обиход.

Строительство укреплений на «Линии Сталина» началось в 1928 году и продолжалось вплоть до 1939 года. Линия включала в себя 23 укрепленных района (УР), в которых было построено более 4000 различных долговременных огневых точек (ДОТов) , которые были рассчитаны не только на установку пулеметов, но и артиллерийских орудий – сначала 45-76-мм, а с 1938 года и орудий калибра 107, 122 или 152 мм.

Бои на «Линии Сталина» даже оставили свой художественный след в литературе. Советский писатель Игорь Алексеевич Акимов написал приключенческую повесть «Легенда о малом гарнизоне».

Строительство оборонительной линии началось в 1928 году на западной границе СССР (с Финляндией, Прибалтийскими странами, Польшей и Румынией), изначально создавалось 13 укрепрайонов : Карельский, Кингисеппский, Псковский, Полоцкий, Минский, Мозырский, Коростеньский, Новоград-Волынский, Киевский, Летичевский, Могилев-Подольский, Рыбницкий, Тираспольский .

Данные укрепрайоны имели протяженность по фронту от 50 до 150 км, по возможности фланги УРов были прикрыты естественными препятствиями. Укрепрайоны строились с таким расчетом, чтобы каждый из них обеспечивал контроль над каким-либо важным маршрутом. Всего к 1938 году в 13 УРах было возведено 3196 различных оборонительных сооружений.

Все построенные в эти годы укрепрайоны имели ряд одинаковых черт. Протяженность одного УРа по фронту в среднем составляла 35-50 км . Для обороны использовался плотный пулеметный и артиллерийский огонь, рассредоточенный по фронту и в глубину, с заметным преобладанием пулеметного огня. Основной формой организации обороны выступали батальонные районы обороны (БРО), которые находились между собой в огневой связи.

Размеры БРО на местности чаще всего составлял 1х1 или 2х2 км . Такой район предназначался для занятия его одним стрелковым батальоном. Для каждого БРО предусматривалась постройка до 18-20 ДОТов. Огневые точки располагались в несколько линий, первая линия состояла из 7-8 огневых точек. ДОТы располагались с возможностью огневого прикрытия соседних сооружений. Промежутки между БРО должны были прикрываться артиллерийским огнем. Нередко промежутки между батальонными районами обороны составляли 2,5-3 км.

Железобетонные огневые точки обеспечивали возможность кругового огня с преобладанием фронтального огня. Наиболее распространенным сооружением был ДОТ с тремя пулеметными амбразурами. Среди артиллерийских наибольшее распространение получили двухорудийные полукапониры, в которых устанавливались 76,2-мм полевые орудия.

Помимо этого создавались противотанковые ДОТы и небольшие пулеметные, с 1-2 пулеметными амбразурами. Уровень защиты ДОТов позволял им выдерживать 1-2 попадания 152-мм снарядов . Поскольку ДОТы обладали возможностью прикрытия друг друга огнем, расстояние между ними обычно составляло 500-600 метров. Общей чертой УРов можно назвать относительно низкое число артиллерийских огневых точек.

В 1938 году в СССР приступили к постройке еще 8 укрепрайонов : Островского, Себежского, Слуцкого, Шепетовского, Изяславского, Староконстантиновского, Остропольского, Каменец-Подольского . За период с 1938 по 1939 год в этих УРах было возведено 1028 сооружений (по планам планировалось построить около 2 тыс.). Строительство укрепления было прекращено в связи с переносом в 1939-1940 годах границы на запад. Началось строительство новых УРов на новой границе. Большая часть укреплений на «Линии Сталина» была законсервирована.

Минский укрепрайон

На территории Белоруссии было построено 4 Ура – Полоцкий, Минский, Слуцкий и Мозырьский , в которых насчитывалось 966 ДОТов. Самым сильным не только из белорусских, но и из всех остальных УРов «Линии Сталина» считался Минский УР. Что неудивительно, ведь именно здесь проходила прямая дорога на Москву, которой уже не одну сотню лет пользовались все горе-завоеватели.

Протяженность Минского УРа составляла 140 км. Всего он насчитывал около 327 ДОТов . Глубина его линии обороны на главных направлениях достигала 6 км, на периферийных направлениях до 2-3 км. Укрепрайон включал в свою структуру не только ДОТы, но и развитую сеть различных инженерных заграждений, окопов полного профиля, воздушных и подземных линий связи, а также развитую сеть дорог.

Пулеметные ДОТы Минского УРа в большинстве своем были трёхамбразурными и были вооружены пулеметами системы «Максим», установленными на специальном капонирном станке. Артиллерия в большинстве своем располагалась в двухорудийных полукапонирах. Такой полукапонир оснащался двумя 76-мм орудиями в бронированной капонирной установке. Помимо этого имелись специальные противотанковые огневые точки, которые были созданы с использованием башен, списанных с вооружения танков Т-26 (45-мм пушка и пулемет).

Железобетонные стены ДОТов имели в толщину до 1,5 метров, а перекрытия до 1,1 метра и могли выдержать попадание тяжелых артиллерийских снарядов калибра до 152 мм. Каждый ДОТ оснащался газовым фильтром-поглотителем, вентилятором для отвода из ДОТа пороховых газов и притока свежего воздуха, перископом, электросигнализацией, переговорными трубами, а также телефонной связью.

В тактическом плане ДОТы Минского УРа должны были прикрывать столицу республики Минск и город Борисов от ударов противника из районов Молодечно и Вилейки. Уже 24 июня части 3-й танковой группы Гота форсировали Вилию, а 25 июня 57-й моторизованный корпус немцев захватил Молодечно. В этот же день немецкие танки вплотную подошли к полосе укреплений Минского УРа, который не был занят войсками.

Защищать укрепрайон должны были части 44-го стрелкового корпуса комдива Юшкевича, которому задача по обороне УР была поставлена вечером 24 июня. Эшелоны 64-й и 108-й стрелковых дивизий его корпуса шли из Смоленска и Вязьмы в Минск, а оттуда в пешем строю отправлялись занимать укрепления в его западном секторе. Еще две стрелковых дивизии, 100-я и 162-я, из состава 2-го стрелкового корпуса занимали полосу обороны восточнее и северо-восточнее Минска. На стыке Минского и Слуцкого УРов должен был занять оборону 20-й механизированный корпус генерала Никитина.

Однако полностью занять полосу укреплений части просто не успели, при этом северо-западные подступы к Минску оказались фактически неприкрытыми. Советское командование рассредоточило имеющиеся силы на широком фронте, предопределив тем самым их дальнейший разгром. В среднем на одну дивизию приходилось до 50 км по фронту. При такой плотности обороны многие ДОТы просто не были заняты войсками, что отрицательно сказалось на возможности удержания УРа.

Уже 26 числа немецкая 20-я танковая дивизия прорвала Минский УР в полосе 64-й стрелковой дивизии. А 27 июня командир 100-й стрелковой дивизии Руссиянов с целью выправить положение вынужден был провести контратаку без артиллерии и противотанковых средств. Вместо них комдив, опираясь на свой боевой испанский опыт, приказал доставить с Минского стеклозавода 12 грузовиков стеклотары и несколько тонн горючего. 100-я дивизия одной из первых встретила немецкие танки бутылками с зажигательной смесью.

В конечном итоге все укрепрайоны были прорваны на всю глубину, а немцы к декабрю 1941 года стояли у ворот Москвы. Но даже те сутки, где-то недели, а под Киевом и месяцы, в течение которых построенные УРы помогали частям Красной Армии сдерживать продвижение гитлеровцев на Восток, внесли свой вклад в победу 1945 года.

/По материалам topwar.ru , ru.wikipedia.org и stalin-line.by /

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....