Г свиридов биография краткая. Характеристика творчества и основные черты стиля г.Свиридова

Творческая биография одного из самых самобытных композиторов XX века тесно связана с музыкальными традициями Курского края. Родился мальчик в семье почтового служащего и учительницы в городке Фатеже в 1915 году

Родители маленького Юры, как в детстве называли будущего музыканта, стояли по разные стороны политических баррикад. Отец Василий Григорьевич рано увлекся идеями большевизма и во всем поддерживал красных, а мать, рожденная в набожной семье, придерживалась монархических взглядов.

Gamesounds

Елизавета Ивановна Свиридова, урожденная Чаплыгина, с юных лет пела на клиросе, что сильно сказалось на будущих музыкальных пристрастиях ее сына.

Родственники по линии матери - дед и прадед Георгия, оставили значимый след в истории края. Они занимались попечительством школ Фатежа, состояли при совете прихода Богоявленского храма города. В детстве мальчик регулярно посещал небольшую церквушку Фрола и Лавра вместе с бабушкой по материнской линии, особенно он любил службу Чистого Четверга.


Впоследствии детские впечатления вылились не только в любовь композитора к вокальному творчеству, но и в создание поздних опусов на религиозные темы, которые вышли из-под пера автора в начале 90-х.

С началом гражданской войны отец Георгия Свиридова трагически погиб в столкновении большевиков с отрядом деникинцев, оставив свою жену вдовой с двумя маленькими детьми на руках: четырехлетним Юрочкой и годовалой Тамарой. Одинокая мать в поисках работы переезжает в Киров к дальним родственникам.


KudaGo

К интересным фактам жизни композитора можно отнести следующий случай. Однажды в качестве оплаты труда Елизавете Свиридовой предложили взять на выбор немецкий рояль или корову. И она, не долго думая, выбрала музыкальный инструмент. К этому времени чуткая образованная женщина уже заметила пристрастие сына к музыке и решила помочь ему в освоении мастерства.

Маленький Юра не только увлекся музыкой, он очень любил литературу, запоем читал стихи и разбирался в творчестве иностранных и русских поэтов. К тому же, заинтересовавшись однажды балалайкой, он быстро осваивает этот инструмент для исполнения музыкальных композиций на одном из торжеств.


Ekburg

В 1929 году он поступает в курскую музыкальную школу в класс к Вере Уфимцевой. На вступительном экзамене необходимо было сыграть музыкальное произведение, но так как мальчик не имел нот, он сыграл марш собственного сочинения, чем покорил преподавателей.

Вторым учителем композитора стал Мирон Крутянский. Он посоветовал Георгию Свиридову продолжить обучение музыке в Ленинградском музыкальном техникуме. И в 1932 году юноша поступает на курс к пианисту Исайи Браудо.

Георгий феноменально учится, быстро осваивая фортепианную технику, а по вечерам подрабатывает тапером в кинотеатре, но его мудрый учитель все-таки обращается к дирекции учебного заведения с просьбой перевести Георгия Свиридова на композиторский курс.


Проза

Юра поступает в класс Михаила Юдина, а в 1936 году становится студентом Ленинградской консерватории, где занимается в классе П. Рязанова и Д. Шостаковича. С Дмитрием Дмитриевичем они становятся друзьями. Старший товарищ сильным образом повлиял на мировоззрение Свиридова, навсегда привил ему любовь к национальным истокам.

Через год после поступления Георгия принимают в Союз композиторов. Выпускными работами юноши стали его концерт для фортепиано, первая симфония и симфония для камерного оркестра.

Музыка

Сороковые-роковые Свиридов провел в эвакуации в Новосибирске, вместе со всем составом Ленинградской филармонии, в которой он устроился работать сразу же после завершения образования. В эти годы набивший руку на инструментальной музыке композитор впервые приступает к созданию вокальных произведений. К такому жанру он будет возвращаться не раз.


Москворечье

На творчество его вдохновляла поэзия Шекспира, Аветика Исаакяна в переводе Александра Блока, Роберта Бернса в переводе Самуила Маршака и даже стихи китайских поэтов Ван Вэя, Бо Цзюйи и Хэ Чжичжана.

С середины 50-х он приступает к созданию произведений на слова , написав многочастную поэму «Памяти Сергея Есенина» и , сочинив «Патетическую ораторию». Георгий Свиридов пишет кантату на слова Бориса Пастернака. Популярность обретают его вокальные произведения на стихи Н. Некрасова, А. Прокофьева, М. Лермонтова.


Fmtigmusic

Композитор сознательно выбирает стезю песенного творчества, так как, по его убеждению, только голос является единственным инструментом от Бога. Инструментальная же музыка, которую обычно сочиняли на Руси скоморохи, слыла лакейским видом искусства.

В 60-е годы Свиридов, благодаря собранному фольклорному наследию края, открывает новую страницу в музыкальной академической традиции. Он создает цикл для хора и симфонического оркестра «Курские песни» на народные мотивы.


Вы можете Всё!

Вслед за этим произведением многие советские композиторы, такие как В. Гаврилин, Р. Щедрин, Н. Сидельников, С. Слонимский, обращаются к народным мотивам в своем творчестве. так охарактеризовал это произведение и творчество своего ученика в целом: «У Свиридова мало нот, но много музыки».

Период 70 годов считается наиболее плодотворным в творчестве композитора. Он создает свое самое знаменитое произведение «Метель» по мотивам произведения А. С. Пушкина. Наиболее интересными из «музыкальных иллюстраций» считаются композиции «Вальс», «Тройка», «Зимняя дорога».


Вести

Не менее популярным стало произведение, которое знал любой школьник страны, - «Время, вперед!». Его Свиридов написал для фильма Михаила Швейцера, а потом оформил в сюиту. Несмотря на то, что Георгий Васильевич всегда долго выписывал партитуры к своим произведениям, данную композицию он создал за час и все благодаря тому, что спешил на рыбалку, которая была его самым любимым занятием после музыки.

В это же время была написана поэма на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь» - подлинная вершина творчества композитора.

Личная жизнь

Личная жизнь композитора складывалась непросто. Он был три раза женат. У него было два сына, но по трагическим обстоятельствам Георгий пережил обоих сыновей.

Об уходе из жизни старшего Сергея, который был рожден в браке с первой супругой, композитор никогда не упоминал. Позднее, после смерти Георгия Васильевича, стало известно, что мальчик покончил жизнь самоубийством, когда родители были на премьере в театре. Было юноше на тот момент 16 лет.


Fenixclub

Младший сын Юрий тяжело болел и ему пришлось покинуть родину для лечения. Прожив в Японии долгое время, он скончался за неделю до смерти своего отца. Об этом событии Георгий Васильевич так и не узнал.

О первых двух браках композитор никогда не упоминал в интервью. Известно, что первая жена Георгия Васильевича была пианисткой, сокурсницей композитора по техникуму. Звали ее Валентина Токарева.

Вторая жена Свиридова, артистка Аглая Корниенко, была младше его на 12 лет. Ради нее Георгий Свиридов оставил свою первую семью и маленького четырехлетнего Сережу. В браке с Аглаюшкой, как ласково ее называл музыкант, у него родился второй сын Юрий.


Новости академической музыки

В основном поклонникам известна его третья жена - Эльза Густавовна Свиридова (Клазер), которая была моложе композитора на 10 лет.

Познакомились они на музыкальном вечере в филармонии, на котором исполнялись произведения молодого талантливого композитора. Эльзе Густавовне захотелось лично выразить свою благодарность Свиридову, и после встречи они уже не расставались, так велика была сила чувства, вспыхнувшего в сердцах обоих.

Последние годы жизни

Эльза Густавовна была тонким знатоком искусства и ценителем творчества своего супруга. Во многом она направляла его советами и своим взглядом со стороны. Она пережила мужа только на 4 месяца, некоторое время успев побывать единственным директором фонда имени Г. Свиридова.


Fetmuzclips

После смерти Эльзы Свиридовой это место оставили навсегда за ней. Последние годы своей жизни тяжелобольной композитор много времени проводил на даче, занимаясь написанием музыки и любимой рыбалкой. На фото этого периода Георгий Свиридов запечетлен как серьезный вдумчивый философ, поглощенный думами об отчизне. Умер композитор в канун Рождества 1998 года.

Произведения Георгия Свиридова

  • 7 маленьких пьес для фортепиано (1934-1935)
  • 6 романсов на слова А. С. Пушкина (1935)
  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1937)
  • 7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938)
  • Камерная симфония для струнного оркестра (1940)
  • Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1942)
  • Соната для фортепиано (1944)
  • Фортепианный квинтет (1944)
  • Фортепианное трио (1945)
  • Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956)
  • «Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959)
  • «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964)
  • Музыка к фильму «Метель» (1964)
  • Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Б. Л. Пастернака (1965)
  • Сюита «Время, вперёд!» (1965)
  • Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» (1973)
  • Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1978)
  • «Отчалившая Русь», цикл для голоса и фортепиано на слова С. А. Есенина (1977)
  • «Пушкинский венок» для хора (1979)
  • «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)
  • «Песни», концерт для хора на слова А. А. Блока (1980-1981)
  • «Песнопения и молитвы» (1994)
Россия - величина лирическая... Композитор Георгий Свиридов

Рассказывает Андрей Андреевич Золотов, профессор, известный искусствовед, художественный и музыкальный критик, заслуженный деятель искусств России: Георгий Васильевич Свиридов - гигант русской культуры. Мне посчастливилось общаться с ним без малого 40 лет. Я познакомился с его творчеством в 1959 году на премьере «Поэмы памяти Сергея Есенина», а затем была премьера «Патетической оратории». В 60-м году мы познакомились лично. Отношения строились по возрастающей. У нас были очень близкие, родственные отношения. Личность была невероятно интересная. Человек, который находился в постоянном духовном поиске.

Последнее его крупное сочинение, на которое я первым написал рецензию, - это «Молитвы и песнопения». Первое исполнение состоялось в Ленинграде, а рецензия вышла в газете «Правда». Ирония, правда? Но в этом было какое-то движение, стремление что-то утвердить. Все непросто. Но публикация в «Правде» давала идеологическое оправдание свиридовскому произведению. Общество тогда шло к переменам, многие люди эти перемены приближали. И в газете «Правда» тоже были люди, которые чувствовали себя причастными к русскому искусству, стремились не разрушить, а наоборот сохранить и преумножить русскую традицию. «Молитвы и песнопения» — это сочинения, написанные для церковной службы, но туда по разным причинам не вошедшие, - как и у Чайковского, Рахманинова.


Но следует отметить все же, что некоторые песнопения Свиридова исполняются сейчас во время пасхального патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя и в некоторых других храмах. Хотя Свиридов писал не для того, чтобы его в церкви исполняли, скорее уж для того, чтобы и в концертные залы была привнесена атмосфера духовности. «Молитвы и песнопения» отражали состояние самого композитора, его молитвенное настроение.

Неизреченное чудо

Свиридов - очень интересный человек. С одной стороны, от рук белых погиб его отец, он автор «Патетической оратории», где стихами Маяковского прославляется советская власть. То есть он был вполне советский человек. Но если вдуматься - так ли все однозначно? «Патетическая оратория» Свиридова - это мысли поэта, конечно. И посмотрите: одна из частей повествует о бегстве Врангеля. Но это не бегство у Свиридова, это трагедия.

Патетическая оратория. О бегстве ген. Врангеля.

Свиридов создал сцену такого шекспировского накала, что диву даешься! Это грандиозная трагедия целого народа. Или в «Поэме памяти Сергея Есенина» - встреча сына и отца, это столкновение, показано тоже очень драматично. Свиридов словно вывел Есенина через музыку на большую космическую орбиту русской культуры. В основном-то музыкальное освоение поэзии Сергея Есенина шло в сторону бытового пения - в этом есть нечто оригинальное, но все же это не стихия высокой поэзии. Свиридов вознес Есенина на такой высокий пьедестал - поставил рядом с Пушкиным, Блоком. Это его подвиг.

Поэма памяти Сергея Есенина

Или возьмите его маленькую кантату на стихи Бориса Пастернака «Снег идет…» - это тоже был своего рода духовный поступок, потому что Георгий Васильевич взял распространявшееся в самиздате и официально неопубликованное стихотворение Пастернака, в котором были такие строки: «Душа моя, печальница / О всех в кругу моем, /Ты стала усыпальницей /Замученных живьем.»

Кантата на стихи Б.Пастернака. Душа

Душа моя, печальница О всех в кругу моем, Ты стала усыпальницей Замученных живьем. Тела их бальзамируя, Им посвящая стих, Рыдающею лирою Оплакивая их, Ты в наше время шкурное За совесть и за страх Стоишь могильной урною, Покоящей их прах. Их муки совокупные Тебя склонили ниц. Ты пахнешь пылью трупною Мертвецких и гробниц. Душа моя, скудельница, Всё, виденное здесь, Перемолов, как мельница, Ты превратила в смесь. И дальше перемалывай Всё бывшее со мной, Как сорок лет без малого, В погостный перегной. 1956

Свиридов позволил себе заменить одно слово у Пастернака: у Бориса Леонидовича было - «и в наше время шкурное», а у Свиридова стало: «и в наше время трудное». Но в любом случае обращение Свиридова к неопубликованному творчеству Пастернака - это был поступок!


А. Золотов с Г. Свиридовым

Свиридов был верующий, очень мятущийся - артистическая страстная натура. Сейчас в творческой среде многие ухватились за его высказывания для себя, которые недавно были опубликованы его племянником. Но я хочу сказать (уже говорил и снова повторяю!), что эта книга чрезвычайно интересна, но какие-то тексты могли бы и полежать - там, где его высказывания касаются ныне здравствующих людей. И повторюсь - это все же были записи для себя, не для публики. Конечно, за конкретные высказывания, не совсем лицеприятные, ухватились некоторые люди и взялись его ниспровергать с пьедестала. Конечно, с высоты музыкальной гениальности его не сбросишь. Навет на личность навести - можно, но это мелко. И очень грустно. Свиридов был очень светлый человек, хотя и страстный.

Он в течение одного или нескольких дней подряд мог по одному и тому же вопросу высказаться по-разному. Помню, как он однажды исключительно высоко отзывался о песнях композитора Андрея Павловича Петрова, говорил, что тот сумел поднять песню в ранг симфонии. Но при этом деятельность Андрея Петрова как руководителя Союза композиторов Санкт-Петербурга он не очень одобрял и что-то об этом и записал (для себя, повторюсь!). В результате, в книге нет высказываний о песнях, а есть то, каким Петров был руководителем. В оценках чужих оценок нужно быть очень осторожными. Тонкое дело - интерпретировать то, что говорил художник. На смерть Дмитрия Дмитриевича Шостаковича он произнес в Большом зале консерватории потрясающую речь - зал рыдал. Потому что Георгий Васильевич был другом Шостаковича, его учеником. Он боготворил Шостаковича, да и тот весьма и весьма высоко ценил Свиридова. И в той книге есть материалы, посвященные тому, как он готовился к надгробной речи. Максим Дмитриевич Шостакович говорил, что это было лучшее, что можно было сказать о его отце. Но при этом Свиридов отстаивал свой собственный творческий путь. У него была теория, что симфонизм на Шостаковиче окончился, дальше должна развиваться вокальная музыка - и в книге есть записи, которые отражают выяснение Свиридовым своего творческого кредо. И критикам Георгия Васильевича это дает возможность упрекать Свиридова в неблагодарности по отношению к учителю, к Шостаковичу. А о тщательной подготовке надгробной речи никто не вспоминает при этом. Одним словом, мы часто бываем несправедливы друг к другу - нужно ценить то лучшее, что есть в нас. В конце концов, народ - это лучшее, что у нас есть. Народ отличается от населения. Население можно посчитать, а народ не исчисляется. Есть большие народы, малые народы - и каждый народ со своими проблемами. Поэтому для меня Свиридов - это человек, который на своем этапе утвердил русскую культуру, русскую мысль, русский характер, русскую духовность в современном искусстве.

Он довольно часто в наших беседах вспоминал слова Блока: «Россия для меня - лирическая величина.» В моем фильме о Свиридове он даже это говорит. Россия как величина лирическая - это не только метафора, но и духовная реальность.

Фильм "Композитор Свиридов" по сценарию А.А. Золотова

...В бурные времена возникают особо гармоничные художественные натуры, воплощающие в себе высшее устремление человека, устремление к внутренней гармонии человеческой личности в противовес хаосу мира... Эта гармония внутреннего мира соединена с пониманием и ощущением трагичности жизни, но в то же время является преодолением этого трагизма. Стремление к внутренней гармонии, сознание высокого предназначения человека - вот что сейчас особенно звучит для меня в Пушкине.
Г. Свиридов

Духовная близость между композитором и поэтом не случайна. Искусство Свиридова также отличается редкой внутренней гармонией, страстной устремленностью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой эпохи. Музыкант и композитор огромного, своеобразного дарования, он чувствует себя прежде всего сыном своей земли, рожденным и выросшим под ее небом. В самой жизни Свиридова сосуществуют непосредственные связи с народными истоками и с вершинами русской культуры.

Ученик Д. Шостаковича, получивший образование в Ленинградской консерватории (1936-41), замечательный знаток поэзии и живописи, сам обладающий выдающимся поэтическим даром, он родился в маленьком городке Фатеж Курской губернии в семье почтового служащего и учительницы. И отец, и мать Свиридова были местными уроженцами, вышли из крестьян близких к Фатежу деревень. Непосредственное общение с сельской средой, как и пение мальчика в церковном хоре, было естественным и органичным. Именно эти два краеугольных камня русской музыкальной культуры - народная песенность и духовное искусство, - жившие с детства в музыкальной памяти ребенка, стали опорой мастера в зрелый период творчества.

Ранние детские воспоминания связаны с образами южнорусской природы - заливными лугами, полями и перелесками. И тут же - трагедия гражданской войны, 1919 год, когда ворвавшиеся в город деникинцы убили молодого коммуниста Василия Свиридова. Не случайно композитор многократно возвращается и к поэзии русской деревни (вокальный цикл «У меня отец крестьянин » - 1957; кантаты «Курские песни », «Деревянная Русь » - 1964, «Лапотный мужик» - 1985; хоровые сочинения), и к страшным потрясениям революционных лет («1919» - 7 часть «Поэмы памяти Есенина», сольные песни «Повстречался сын с отцом», «Смерть комиссара»).

Исходная дата искусства Свиридова может быть обозначена весьма точно: с лета по декабрь 1935 в неполные 20 лет будущий мастер советской музыки написал хорошо известный теперь цикл романсов на стихи Пушкина («Подъезжая под Ижоры», «Зимняя дорога», «Роняет лес...», «К няне» и др.) - произведение, прочно стоящее в ряду советской музыкальной классики, открывающее список свиридовских шедевров. Правда, впереди еще были годы учения, войны, эвакуации, творческого роста, овладения вершинами мастерства. Полная творческая зрелость и независимость пришли на грани 40 и 50-х гг., когда был найден свой жанр вокальной циклической поэмы и осознана своя большая эпическая тема (поэт и родина). За первенцем этого жанра («Страна отцов» на ст. А. Исаакяна - 1950) последовали Песни на стихи Роберта Бёрнса (1955), оратории «Поэма памяти Есенина » (1956) и «Патетическая» (на ст. В. Маяковского - 1959).

«...Многие русские писатели любили представлять себе Россию как воплощение тишины и сна», - писал А. Блок в преддверии революции, - «но этот сон кончается; тишина сменяется отдаленным гулом...» И, призывая слушать «грозный и оглушительный гул революции», поэт замечает, что «гул этот, все равно, всегда о великом». Именно с таким «блоковским» ключом подошел Свиридов к теме Великого Октября, но текст взял у другого поэта: композитор избрал путь наибольшего сопротивления, обратившись к поэзии Маяковского. Кстати, это было первое в истории музыки мелодическое освоение его стихов. Об этом говорит, например, вдохновенная мелодия «Пойдем, поэт, взорлим, вспоем» в финале «Патетической оратории», где преображен сам образный строй известных стихов, а также широкий, радостный напев «Я знаю, город будет». Поистине неисчерпаемые мелодические, даже гимнические возможности раскрыл Свиридов в Маяковском. А «гул революции» - в великолепном, грозном марше 1 части («Разворачивайтесь в марше!»), в «космическом» размахе финала («Светить и никаких гвоздей!»)...

Только в ранние годы учения и творческого становления Свиридов писал много инструментальной музыки. К концу 30 - началу 40-х гг. относятся Симфония; фортепианный Концерт; камерные ансамбли (Квинтет, Трио); 2 сонаты, 2 партиты, Детский альбом для фортепиано. Некоторые из этих сочинений в новых авторских редакциях приобрели известность и заняли свое место на концертной эстраде.

Но главное в творчестве Свиридова - это вокальная музыка (песни, романсы, вокальные циклы, кантаты, оратории, хоровые произведения). Здесь счастливо соединились его удивительное чувство стиха, глубина постижения поэзии и богатое мелодическое дарование. Он не только «распел» строки Маяковского (помимо оратории - музыкальный лубок «История про бублики и про бабу, не признающую республики»), Б. Пастернака (кантата «Снег идет »), прозу Н. Гоголя (хор «Об утраченной юности»), но и музыкально-стилистически обновил современную мелодику. Кроме упоминавшихся авторов он положил на музыку многие строки В. Шекспира, П. Беранже, Н. Некрасова, Ф. Тютчева, Б. Корнилова, А. Прокофьева, А. Твардовского, Ф. Сологуба, В. Хлебникова и др. - от поэтов-декабристов до К. Кулиева.

В музыке Свиридова духовная мощь и философская глубина поэзии выражаются в мелодиях пронзительной, кристальной ясности, в богатстве оркестровых красок, в оригинальной ладовой структуре. Начиная с «Поэмы памяти Сергея Есенина», композитор использует в своей музыке интонационно-ладовые элементы древнего православного знаменного распева. Опора на мир старинного духовного искусства русского народа прослеживается в таких хоровых сочинениях, как «Душа грустит о небесах», в хоровых концертах «Памяти А. А. Юрлова» и «Пушкинский венок», в изумительных хоровых полотнах, вошедших в музыку к драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» («Молитва», «Любовь святая», «Покаянный стих»). Музыка этих произведений чиста и возвышенна, в ней заключен большой этический смысл. В документальном фильме «Георгий Свиридов» есть эпизод, когда композитор в музее-квартире Блока (Ленинград) останавливается перед картиной, с которой сам поэт почти никогда не расставался. Это - репродукция с картины голландского художника К. Массиса «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (нач. XVI в.), где отчетливо противопоставлены образы тирана Ирода и погибшего за правду пророка. «Пророк - это символ поэта, его судьбы!» - говорит Свиридов. Эта параллель не случайна. Блок поразительно предчувствовал огненную, вихревую и трагическую будущность наступившего XX столетия. А на слова грозного блоковского пророчества Свиридов создал один из своих шедевров «Голос из хора» (1963). Блок многократно вдохновлял композитора, написавшего около 40 песен на его стихи: это и сольные миниатюры, и камерный цикл «Петербургские песни » (1963), и небольшие кантаты «Грустные песни» (1962), «Пять песен о России» (1967), и хоровые циклические поэмы «Ночные облака» (1979), «Песни безвременья» (1980).

Два других поэта, также обладавшие пророческими чертами, занимают центральное место в творчестве Свиридова. Это Пушкин и Есенин. На стихи Пушкина, подчинившего и себя и всю грядущую русскую литературу голосу правды и совести, подвижнически служившего своим искусством народу, у Свиридова кроме отдельных песен и юношеских романсов написаны 10 великолепных хоров «Пушкинского венка» (1979), где сквозь гармонию и радость жизни прорывается суровое размышление поэта наедине с вечностью («Зорю бьют»). Есенин - самый близкий и, по всем параметрам, - главный поэт Свиридова (около 50 сольных и хоровых сочинений). Как ни странно, композитор познакомился с его поэзией лишь в 1956 г. Строка «Я - последний поэт деревни» потрясла и сразу стала музыкой, тем ростком, из которого выросла «Поэма памяти Сергея Есенина» - произведение этапное для Свиридова, для советской музыки и вообще для осознания нашим обществом многих сторон русской жизни тех лет. Есенин, как и другие главные «соавторы» Свиридова, обладал пророческим даром - еще в середине 20-х гг. он прорицал страшную судьбу русской деревни. «Железный гость», грядущий «на тропу голубого поля», - это не машина, которой будто бы боялся Есенин (так когда-то считали), это образ апокалиптический, грозный. Мысль поэта прочувствовал и раскрыл в музыке композитор. Среди его есенинских сочинений - волшебные по своей поэтической насыщенности хоры («Душа грустит о небесах», «Вечером синим», «Табун»), кантаты, песни разных жанров вплоть до камерно-вокальной поэмы «Отчалившая Русь » (1977).

Свиридов со свойственной ему прозорливостью раньше и глубже многих других деятелей советской культуры ощутил необходимость сохранения русского поэтического и музыкального языка, бесценных сокровищ старинного искусства, создававшихся столетиями, ибо над всеми этими народными богатствами в наш век тотальной ломки устоев и традиций, в век пережитых злоупотреблений реально нависла опасность уничтожения. И если современная наша литература, особенно устами В. Астафьева, В. Белова, В. Распутина, Н. Рубцова, призывает в полный голос к спасению того, что еще можно спасти, то Свиридов заговорил об этом еще в середине 50-х гг.

Важная особенность свиридовского искусства - его «сверхисторичность». Оно - о России в целом, охватывая ее прошлое, настоящее и будущее. Композитор всегда умеет подчеркнуть самое существенное и неумирающее. Хоровое искусство Свиридова опирается на такие истоки, как духовные православные песнопения и русский фольклор, оно включает в орбиту своего обобщения интонационный язык революционной песни, марша, ораторских речей - т. е. звуковой материал русского XX века, и на этом фундаменте вырастает новый феномен такой силы и красоты, духовной мощи и проникновенности, который поднимает хоровое искусство нашего времени на новую ступень. Была эпоха расцвета русской классической оперы, был взлет советского симфонизма. Нынче новое советское хоровое искусство, гармоничное и возвышенное, не имеющее аналогов ни в прошлом, ни в современной зарубежной музыке - является сущностным выражением духовного богатства и жизнестойкости нашего народа. И в этом - творческий подвиг Свиридова. Найденное им с огромным успехом развивают другие советские композиторы: В. Гаврилин, В. Тормис, В. Рубин, Ю. Буцко, К. Волков. А. Николаев, А. Холминов и др.

Музыка Свиридова стала классикой советского искусства XX в. благодаря ее глубине, гармоничности, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры.

СВИРИДОВ ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

(1915-1998)

Будущий композитор родился в небольшом городе Фатеже вКурской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. КогдаГеоргию было всего четыре года, семья осиротела: отец погиб во времягражданской войны. После этого мать вместе с сыном переехала в Курск. Там Юрий(так Свиридова звали в детстве) пошел в школу, где и проявились его музыкальныеспособности. Тогда же он освоил и свой первый музыкальный инструмент, обычнуюбалалайку. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слухунаучился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народныхинструментов. Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты имузыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре,Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получитьмузыкальное образование. Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу.На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но посколькуникакого репертуара у него в то время не было, то он сыграл марш собственногосочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

В музыкальной школеСвиридов стал учеником В. Уфимцевой, жены известного русского изобретателя Г.Уфимцева. Общение с этим чутким и талантливым педагогом очень многим обогатилоСвиридова: он научился профессионально играть на рояле, полюбил литературу. Вгоды учебы он был частым гостем в доме Уфимцевых, и именно Вера Владимировнастала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке.

Окончив школу, онпродолжил занятия музыкой у другого педагога, М. Крутянского. По его совету в1932 году Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум поклассу рояля, которым руководил профессор И. Браудо. В то время Свиридов жил вобщежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах.

Под руководством ЮдинаСвиридов всего за два месяца написал свою первую курсовую работу, вариации дляфортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебныйматериал. В классе Юдина Свиридов пробыл около трех лет. За это время оннаписал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсовна стихи Пушкина.

Однако недоедание инапряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу иуехать на некоторое время в Курск, на Родину. Набравшись сил и укрепивздоровье, летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию истал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогомтам был профессор П. Рязанов, которого через полгода сменил Д. Шостакович.

Под руководством своегонового наставника Свиридов завершил работу над фортепьянным концертом, премьеракоторого состоялась во время декады советской музыки, посвященной двадцатилетиюреволюции, одновременно с «Пятой симфонией» Шостаковича.

Такое успешноеокончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, оннаконец-то получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом.Однако все эти планы нарушила война. В первые же ее дни Свиридов был зачисленкурсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года егодемобилизовали по здоровью.

До 1944 года Свиридовжил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как идругие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самойизвестной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Крометого, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. Тогда-тоСвиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создалоперетту «Раскинулось море широко», в которой рассказывалось о жизнии борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде.

В 1944 году Свиридоввозвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Теперь ему уже ненадо было доказывать свое право на самостоятельное творчество. Кроме того,Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал«музыкальной иллюстрацией». Композитор как бы рассказываетлитературное произведение средствами музыки. Это прежде всего цикл, посвященныйповести Пушкина «Метель». Но главным жанром, с которым композитор нерасстается никогда, является песня и романс. Основное место в творчествезанимает вокальная музыка. Работает со стихами самых разных поэтов, по-новомураскрывает их облик.

Свиридов развил ипродолжил традиции вокальной и вокально-симфонической музыки, создал новыежанровые разновидности ее. Одновременно в области гармонии и музыкальной формыу него проявилось нового, своеобразного, индивидуального.

Публике широко известнамузыка Свиридова к кинофильмам «Время, вперед!» (1965) и«Метель» (1974).

Мировую славу Свиридовупринесли потрясающие хоровые циклы («Декабристы» на слова А. Пушкинаи поэтов-декабристов, «Поэма памяти Сергея Есенина»,«Патетическая оратория» по В. Маяковскому, «Пять песен оРоссии» на слова А. Блока и др.). Однако Свиридов работал и в популярныхжанрах, например, в оперетте («Огоньки», «Раскинулось морешироко»), в кино («Воскресение», «Золотой теленок» идр.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Райкина, «Дон Сезарде Базан» и др.).

Свиридов был щедроотмечен званиями и наградами практически при всех властях: его триждынаграждали Государственными премиями СССР, Ленинской премией в 1960 году, в1970 году ему присвоили звание народного артиста СССР, в 1975-м - ГерояСоциалистического Труда.

Последний год жизникомпозитора был для его семьи просто чудовищным. 11 декабря умер младший братГеоргия Васильевича, в тот же день заболел сам гениальный музыкант, а 31декабря в Японии скончался его младший сын, японист. (Первого сына Свиридовпотерял еще раньше). Похоронили Свиридова-младшего, а вскоре – старшего…

Гражданская панихида ипохороны Г. Свиридова состоялись 9 января 1998 г. в Москве. После отпевания вхраме Христа Спасителя состоялись похороны Г. Свиридова. Свой последний приюттело великого композитора обрело на Новодевичьем кладбище.

Итак, произведения Свиридовашироко известны в России и за рубежом. Он одинаково легко писал и серьезную, илегкую музыку, за что народ и полюбил её.

Дорогие читатели! Кто из нас не любит слушать музыку? Я не имею музыкального образования, но с великим удовольствием слушаю популярную классическую музыку и она у меня вызывает самые положительные эмоции. Недавно я побывала снова на литературно-музыкальной гостиной, тема которой была «Композитор Георгий Свиридов и его творчество».

Музыка бывает разная. Кто-то любит джаз, кто-то народную, а кто-то просто очарован классической. Для многих классика не понятна. Но если это музыка от души и легка в восприятии, едва ли найдутся равнодушные люди. Едва ли найдется равнодушный человек, который бы не замирал в восхищении от звука вальса, написанного, как музыкальная иллюстрация к повести Пушкина «Метель».

15 декабря 2015 года Георгию Васильевичу Свиридову, величайшему композитору современности, исполнилось бы 100 лет. Это великий русский композитор, так его называли еще при жизни друзья и почитатели его таланта. Кроме этого народного звания, это - Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и трижды лауреат Государственных премий.

Будущий композитор родился 15 декабря 1915 года в городе Фатеж Курской области. Отец его был почтовым служащим, а мать – учительницей. Когда Георгию было 4 года, отца убили на гражданской войне деникинцы. В 1924 году семья переехала в Курск.

Однажды мать композитора за хорошую работу премировали и дали на выбор корову или рояль. Замечая у ребенка музыкальные наклонности, мать выбрала рояль и как видите не ошиблась. Хотя в то послевоенное время было голодно и корова была бы очень кстати.

Здесь Георгий увлекся чтением книг, и немного занимался музыкальным образованием. Но постепенно музыкальные занятия стали ему в тягость и в какое-то время он даже забросил занятия. Причем скучным упражнениям на рояле он предпочитал игру на балалайке. Балалайки у них не было, он взял ее у своих товарищей и через некоторое время он по слуху так научился на ней играть, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

Играя в оркестре под руководством бывшего скрипача Иоффе, Георгий оттачивал свое мастерство и начал мечтать о музыкальном образовании. И в 1929 году он поступил в музыкальную школу. На вступительном экзамене надо было играть что-то на рояле. Но поскольку у него не было никакого репертуара, мальчик решил сыграть марш собственного сочинения.

Учеба в Ленинграде

Во время обучения в музыкальной школе Свиридов научился профессионально играть на рояле. Закончив школу, по совету педагога М.Крутянского он поехал в Ленинград поступать в музыкальный техникум по классу рояля. Чтобы как-то прожить и прокормиться Свиридов подрабатывал в кино и ресторанах, играя на рояле. Но на этом факультете он недолго проучился.

Заметив врожденный дар композиции, через полгода после поступления его переводят на композиторское отделение в класс известного музыканта М. Юдина. Вместе с ним учились Н. Богословский, В.Соловьев-Седой и др. знаменитые композиторы советской эпохи. Учеба в то время в музыкальном техникуме конкурировала с Ленинградской консерваторией.

Во время учебы под руководством Юдина Свиридов написал свою первую курсовую работу – вариации для фортепиано. В дальнейшем во время учебы в техникуме он написал еще немало своих произведений. Среди них романсы на стихи Пушкина, которые исполняли Лемешев и Пирогов.

Учеба в консерватории

Напряженная учеба, недоедание подорвали здоровье и юноше пришлось прервать свою учебу и вернуться в Курск. Но поправив здоровье, он снова возвращается в Ленинград и в 1936 году поступает в Ленинградскую консерваторию. Первым его учителем был П. Рязанов, а через полгода – Д.Шостакович. Шостакович был не только учителем, но стал самым близким другом на всю жизнь.

Учеба в консерватории закончилась летом 1941 года. Выпускной работой стала его Первая симфония и концерт для струнных инструментов. Было много творческих планов. Но им не суждено было сбыться — началась война и молодого композитора призвали в армию. Но по состоянию здоровья в конце 1941 года его комиссовали.

В дальнейшем была большая работа и жизнь в Новосибирске, Ленинграде и в Москве.

Творческая жизнь

Многие знают заставку «Время, вперед!» к программе «Время», которая транслировалась центральным телевидением в советское время. Но в годы перестройки, когда стало модным ругать все прошлое, Свиридов попал в опалу. Даже знаменитую заставку сняли с эфира.

Однако, через несколько лет справедливость восторжествовала. Так об этом высказался кинорежиссер М.Швейдер:

«Потому что эта музыка — навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно».

Увлекшись стихами русских поэтов Есенина и Пушкина, он написал немало музыкальных иллюстраций. Это были не просто иллюстрации к понравившимся стихам, это было его видение прочтения стихов.

Он написал немало самых разных произведений от романсов до кантат и симфоний. Надо сказать, что произведения, написанные им в последние годы сильно отличаются от тех, что были написаны в самом раннем творческом возрасте, словно они были написаны разными авторами.
Я не музыкальный критик, поэтому не имею права как-то описывать написанные им произведения. Мне просто нравится музыка этого великого композитора. Насладитесь и вы его музыкой, прослушивая небольшие видео.

Георгий Свиридов — автор музыки к 13 кинофильмам. Среди них: «Поднятая целина», «Пржевальский», «Римский-Корсаков», «Великий воин Албании Скандербег», «Полюшко-Поле», «Красная площадь», «Воскресение», «Русский лес», «Метель», «Время, вперед», «Доверие», «Красные колокола, фильм 2. Я видел рождение нового мира».

Умер Свиридов 6 января 1998 года после тяжелой и продолжительной болезни. После отпевания в Храме Христа Спасителя его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Это интересно

Кстати, о влиянии музыки. Прослушивание музыки сопровождается чувством эйфории, при которой в организме человека высвобождается гормон дофамин — гормон удовольствия или удовлетворения. Не только у человека, но и у животных, в момент прослушивания музыки может изменяться артериальное давление, сердечный ритм, частота дыхательных движений. У меня по этой теме есть статья « », прочитайте ее.

Японцы при исследованиях доказали, что у кормящих грудью матерей, во время прослушивания классической музыки, на 20-100% увеличивается количество молока, а при прослушивании джаза и поп-музыки, наоборот, уменьшается на 20-50%. Выводы делайте сами.

Есть люди, которые совершенно равнодушны к музыке, не способны ее распознать или исполнять. Это состояние называется амузией.

С пожеланиями доброго здоровья Таисия Филиппова

Последние материалы раздела:

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...

Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т
Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т

МОУ «ООШ с. Озёрки Духовницкого района Саратовской области » Киреевой Татьяны Константиновны 2009 – 2010 год Введение. «Грамотное письмо – не...

Презентация: Монако Презентация на тему
Презентация: Монако Презентация на тему

Религия: Католицизм: Официальная религия - католичество. Однако конституция Монако гарантирует свободу вероисповедания. В Монако есть 5...