Есенин не спится мне такая лунность. Сергей есенин - какая ночь я не могу

Это стихотворение многие читатели могут отнести к лирическому творчеству, содержанием которого представляется описание природы. Автор отобразил прелестный образ, который позволил нам увидеть нарисованную картинку, и выразить восхищение ей красотой.

Поэт представил природу, как человеческое существо, увидел ее ранимую и прекрасную душу. Об этом можно догадаться из метафор, встречающихся в стихотворении. Фет изобразил своего лирического героя в миг самого высшего эмоционального всплеска, тем самым показал его сущность на фоне замечательного мгновенья природы.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – “чистая поэзия”, в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним Read More ......
  2. Афанасий Афанасьевич Фет – один из замечательнейших поэтов-лириков. Главные его темы были – любовь, красота, природа. Стихотворение “Ель рукавом мне тропинку завесила” можно отнести к лирической миниатюре, содержанием которой явилось описание природы. Фет обладает удивительным даром восторгаться простыми вещами, но Read More ......
  3. Древние говорили – поэтами рождаются. И Фет действительно родился поэтом. Замечательная художественная одаренность составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства был он “жаден до стихов”, испытывал ни с чем не сравнимое наслаждение, “повторяя сладостные стихи” автора “Кавказского Read More ......
  4. Спит ковыль. Равнина дорогая Произведение Есенина “Спит ковыль. Равнина дорогая” состоит из шести строф, каждая из которых сформирована в четверостишие. По логике вещей, его можно разделить на пару частей. В первой из них поэт раскрывает величие окружающей природы и свою Read More ......
  5. Страшный мир Жизнь Александра Блока тесно соприкасалась с его творчеством. Его произведения возникали в результате вдохновения, однако через душу поэта прошли все потрясения и события его времени. Его лирический герой заблуждается и радуется. Блок прошел путь поэта к людям и Read More ......
  6. Заблудившийся трамвай В “Заблудившемся трамвае” Н. Гумилев изображает переломные моменты во время революции, которые так и не смог принять. В произведении довольно хорошо это ощущается, особенно общественная позиция, которую также в свое время не смог обнаружить. С самого начала читателя Read More ......
  7. Листок Автор пишет о листке, который оторванный от ветки и летающий в разные стороны, куда направит случай или судьба. Писатель обращается к листку с вопросом о направлении полета. В. Жуковский изобразил таким образом человека, который зависит от рока, и не Read More ......
  8. Мадонна Этот сонет А. С. Пушкин посвятил своей жене Наталье Гончаровой еще до венчания. В первых строках поэт говорит о том, что мечтой всей его жизни была не галерея портретов великих художников, а любовь и взаимное понимание. Потому что только Read More ......
Краткое содержание Ель рукавом мне тропинку завесила… Фет

Урок литературы в 6 классе по теме:

А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила...»

Учитель: Попова Лилия Владимировна

МБОУ «Бухарайская ООШ»

Цель урока : дать учащимся возможность «открыть себя» в работе со словом, испытать радость самовыражения в слове; знать основные понятия лирики: настроение, мотив, художественные средства, ключевые слова.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с жизнью и творчеством Фета, пробудить интерес к его лирике, помочь понять настроение, чувства поэта;

Совершенствовать умения выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста;

Способствовать взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития учеников, разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества школьников на уроке (ученик-учитель, ученик-ученик);

Развивающие:

Развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции;

Развивать образное и аналитическое мышление;

Развивать навыки совместной работы, межличностного общения;

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства;

Воспитывать эстетический вкус;

Формировать познавательную активность учащихся.

Ход урока:

1. Актуализация знаний

Читаем отрывок из воспоминаний А.А. Фета:

«Два года назад, в тихую осеннюю ночь, стоял я в темном переходе Колизея и смотрел в одно из оконных отверстий на звездное небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того, как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали предо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали во глубине еще тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте».

Какую картину вы представляете, слушая эти строки?

Каким словом можно передать самое главное ощущение от увиденного? (красота)

Каким вам представляется человек, так воспринимающий мир, природу (поэт)

2. Работа над пониманием художественного образа

Вы сейчас говорили о своем понимании художественного образа. Что значит понимать поэта, художника, композитора?

Высказывания учащихся.

Как одно из мнений высказывание литературоведа Ю.М. Лотмана:

«Мы часто говорим: этого поэта я не понимаю, это стихотворение я понимаю. Мы употребляем слово «понимать» и в других значениях, говорим: я понял решение этой задачи, эту теорему я понимаю. А между тем понимание задачи и стихотворения – совершенно разные вещи.

Поняв решение задачи, мы больше к ней не возвращаемся, мы не будем второй раз ломать над ней голову. А стихотворение, если мы его поняли, только тогда и начинает для нас свою жизнь. Зачем? Дело в том, что понять поэта – значит войти в его мир. Научиться у него видеть то, чего мы не видели, а он видит».

3. Создание эмоционального настроя к творчеству

Музыка.

Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?

О чем она? Что вы себе представили, слушая музыку?

Без воображения и сопереживания нельзя постичь красоты поэзии.

4. Определение тематики творческих работ на уроке

Поисковое задание (предварительное) – из энциклопедических сведений составить сообщение «Основные темы поэзии А.А. Фета».

5. Работа над стихотворением

Чтение (наизусть):

Ель рукавом мне тропинку завесила:

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудит и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Кажется, издали страницы бедного

Нежно приветствуешь ты.

Напишите слово, которое выражает ваше ощущение после прочтения текста.

Запишите к этому слову столбик слов, сходных с ним по смыслу (ассоциативный ряд) по настроению.

Желающие зачитывают свои ответы вслух.

Общение в группах. Используя имеющиеся слова, запишите фразу, которую вы хотели бы ему сказать.

Работа над анализом:

Как меняется тон, настроение?

Найдите слова, которые помогают определить состояние лирического героя в начале и в конце стихотворения.

Найдите изобразительно-выразительные средства, помогающие создать образ странника.

Найти слова или строчки, в которых передается звук (звучание).

6. Социализация

Эти задания направляют урок в нужное русло, при выполнении каждого задания учащиеся абсолютно свободны, включаясь в поисковую деятельность. Система заданий позволяет уйти от простой передачи информации, раскрепоститься, работать творчески.

Основные темы поэзии А.А. Фета

Основные темы его поэзии – природа и любовь, слитные воедино. Именно в них сосредоточена вся красота мира, вся радость и очарование бытия. Природа и любовь образуют фетовскую вселенную красоты. Ее поэт воспринимает всеми органами чувств, достигая небывалого мастерства в описании. Глаз художника замечает в природе человека тончайшие переходы из одного состояния в другое, «тени без конца» и «ряд волшебных изменений милого лица». Стихи Фета насыщен благоухающим ароматом цветов и трав. Поэт любит рисовать не только прямое изображение предмета, но и его отражение. Эти «опрокинутые» в зыбкие воды ручья, реки пейзажи качаются, трепещут, создавая неуловимый образ красоты.

Этот образ красоты окружен у Фета ореолом страдания. Жизнь, в его представлении, – это игра страстей и инстинктов, ведущих все живое к вечному страданию. Есть только один выход из этой печали – погружение в красоту мира, поэзии. Именно искусство дает человеку ощущение радости жизни. Реальная жизнь – «мир скуки и труда» – безобразен и жесток. Поэзия – храм искусства, а поэт – жрец этого храма.

Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота – природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта – жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг с другом. Фет считает, что только природа и любовь могут отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя в поэзии Фета зависят от мироощущения поэта.

Фет стремился передать красоту мгновения, сиюминутное состояние. Ярким примером этого можно назвать его стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила»:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –

Я ничего не пойму.

Фет создает прекрасный образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться ее неповторимой красотой. В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами. Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы. Стихотворение воздействует на читателя. Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:

Все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Невозможно уловить настроение лирического героя. У него смутные ощущения – «ничего не пойму». Он пытается раствориться в мире природы, старается постичь ее таинственные глубины, понять «прекрасную душу природы». Но в шуме ветра это смятение развеивается. Герой слышит «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного» и настроение его тотчас же меняется – «Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мертвые что мне листы!»

Фет представляет природу как человека, видит ее прекрасную душу, об этом свидетельствует метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила».

В этом стихотворении Фета природа сливается с человеческими эмоциями. Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.

7. Анализ стихотворения А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»

Стихотворение «Сияла ночь…» – одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря стихотворению Фета, он была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. Стихотворение Фета не о чувстве Фета к милой Танечке Берс, а о высокой человеческой любви. Как и вся истинная поэзия, поэзия Фета обобщает и возвышает, уводит во всеобщее – в большой человеческий мир. Стихотворение «Сияла ночь…» в восприятии читателя оказывается одновременно и воспоминанием. Каждое слово стихотворения говорит читателю о знакомом и близком – и говорит прекрасными, будто неведомыми словами. В лирических стихотворениях Фета незнакомое, единственное и неповторимое событие ощущается как знакомое, как близкое тебе, быть может, даже бывшее и с тобой. Это ощущение и составляет один из секретов того особенного, радостного и высокого воздействия, которое производит стихотворение на читателя. В стихотворении две основные темы – любовь и искусство. На эти темы написаны многие стихи Фета, можно сказать даже, что большинство его стихов. В лирической пьесе «Сияла ночь…» темы эти слиты воедино. Любовь для Фета – самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство – самое прекрасное. Стихотворение – о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте. Стихотворение написано шестистопным ямбом – одним из излюбленных размеров поэта. Это помогает здесь создать не только общий музыкальный тон, но и очень гибкую, с живыми переходами и движением, свободную речь, свободное повествование. Отчасти это получается благодаря паузам, которые возникают не в одном постоянном месте, а в разных местах – то здесь, то там, как в живой, ярко эмоциональной речи. В результате поэтический рассказ о сильном и живом чувстве сам исполнен жизни. Произведение это и очень живописное, и очень музыкальное. Одно у Фета тесно связано с другим. Музыкальность образа помогает ему быть живописным. Удивительно по яркой выразительности и зримости, наглядности уже само начало стихотворения. Та картина, которой открывается лирическая пьеса, ощутима чувствами и незабываема. Живо видишь затемненную гостиницу и за ее окнами сад – полный ночной свежести, лунного света и сияния. И слышишь музыку, тем более удивительную и поражающую наше воображение, что о музыке в первой строфе прямо ничего не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…» За этим образом мы видим не только сам рояль, но и слышим звуки, которые исходят из него. Замечательный фетовский образ воздействует на нас не только прямо, но и косвенно. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано. Мы сами это услышали, поэт не говорил нам об этом – и мы благодарны ему, что он совершил такое чудо: заставил нас услышать, помог нам без прямых словесных обозначений. Фетовский образ воздействует на читателя с помощью особого звучания слов. Его стихам особую силу придает сочетание слов, комбинации гласных и согласных, аллитерация, внутреннее созвучие. Звуковые повторы присутствуют в стихотворении:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног…

Стихотворение «Сияла ночь…», как и многие стихотворения Фета, отличается стройностью тона и стройностью композиции. Одно вытекает из другого, последующее продолжает и развивает предыдущее. Лирическое повествование идет с нарастанием: нарастает чувство. Такого рода стиховые композиции производят особенно сильное впечатление. Стихи точно разгоняются, внутренне накаляются – и соответственно накаляется, становится сильнее ответное читательское чувство. Стихи заражают читателя с каждым новым словом и новой строфой все больше и больше. Слова в фетовском стихотворении – движущиеся; движение слов и звуков происходит строго в одном направлении – к лирическому итогу:

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой…

Последние четыре строки стиха – это и музыкальное, эмоциональное, и смысловое завершение стихотворения. Это последняя и высшая точка лирического сюжета. И это – слава и прекрасному в жизни, и прекрасному в искусстве.

Последние материалы раздела:

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...