Джеймс Кепнер. Телесный подход

Введение3

Глава 1. Основные проблемы в телесно-ориентированном подходе в психологии5

1 Телесно-ориентированная психотерапия6

2 Символический язык тела8

3 Основные подходы телесно-ориентированной психологии10

Глава 2. Теоретические особенности конкретных методов и способов телесно - ориентированного подхода11

1 Характерологический анализ Вильгельма Райха11

2 Биоэнергетический анализ А. Лоуэна13

3 Метод чувственного сознавания15

4 Метод Ф. М. Александера17

5 Метод М. Фенделькрайза19

6 Метод структурной интеграции И. Рольф21

Глава 3. Современные методы телесно-оринтированной психотерапии23

1 Соматическая терапия биосинтеза23

2 «Бодинамический анализ» (Л. Марчер)24

Заключение27

Список литературы31

Введение

психотерапия телесный биоэнергетический соматический

Актуальность исследования объясняется, с одной стороны, тем неуклонно растущим интересом к возникающей в концепции современной психотерапии телесно - ориентированного подхода, рассматриваемого с точки зрения принципа единства личности и организма в системе человеческого существа, изучение которых значимо с точки зрения поиска способов их примирения и коадаптации, а, с другой стороны, он связан с необходимостью повышения эффективности психотерапии.

Анализ крайне актуального для психологии телесно - ориентированного подхода существенным образом восполняет психологическую картину человеческого существа, и без нее невозможно целостное представление о таком феномене как человек на фоне антропологической проекции субъективности.

Постановка, обзор и степень разработанности проблемы. Проблема души современного человека всегда привлекала внимание теоретиков и практиков психологии, специалистов по концепции современной психотерапии, психоаналитиков.

С растущим осознанием значимости телесно - ориентированного подхода изменяется и интерпретация его функции в психологии, которая все больше понимается в контексте прикладной психологии как важной психологической дисциплины. А, с другой стороны, анализ проблемы телесно - ориентированного подхода,ее функции и значение, ее практическая значимость обнаруживают не только ее значимость как важной методики исследования психических процессов и явлений, но и как основополагающего способа разрешения психотерапевтического конфликта организма и личности.

Однако отдельные вопросы анализа проблемы телесно - ориентированного подхода изучены недостаточно полно. До сих пор в понимании позиционарующегося в психологии телесно - ориентированного подхода сохраняется существенный разрыв между теоретической схемой этой концепции и прикладным характером её применения.

Цели и задачи исследования. Исследование направлено на описание и анализ проблемы телесно - ориентированного подхода, анализ его главных компонентов, проблем его использования, ее целях и задачах. Таким образом, основной целью исследования должно стать описание телесно - ориентированного подхода.

Ожидаемые результаты исследования. Исследование нацелено на преодоление того разрыва, которое обусловлено различием теоретической схемы анализа телесно - ориентированного подхода и прикладной практикой его применения. Оно должно результироваться в синтезе все обстоятельств, влияющих на основной психотерапевтический конфликт телесного и душевного, как теоретических, так и практических.

Именно такую задачу ставит исследование, направленное на анализ и описание проблемы телесно - ориентированного подхода, без чего невозможно внятный анализ феномена человеческой психики в контексте современной психологии.

Глава 1. Основные проблемы в телесно-ориентированном подходе в психологии

Прежде всего, надо сказать, что предметом телесно - ориентированного подхода и является изучение вопроса об отношении телесного, психического и духовного в человеке. Связь этих компонентов каждый человек испытывает на себе практически каждый день. Так, если он чем-то рассержен, расстроен, или наоборот, испытывает радость, изменение эмоционального состояния приведут к моментальному изменению физического состояния, т.е. примут материальную форму. Это изменение произойдёт помимо желания человека.

Каждая переживаемая эмоция сопровождается определёнными физическими процессами, например, таким как сжатие или расслабление мышц. Так, если человек испытывает какие-то эмоции (например, страх, раздражение, злость) на протяжении нескольких месяцев или лет, это, несомненно, вызовет структурные и физиологические изменения в организме.

Можно сказать, что все проблемы, ограничивающие убеждения, болезни, психотравмы «записаны» в теле человека в виде мышечных зажимов, напряженных поз, болезненных точек и зон (Минченков А.В). Тело может многое рассказать о том пути, который прошёл человек, о том, с какими преградами он встретился, о тех «войнах» в которых победил или проиграл, о приобретённом опыте, о конфликтах и вызовах судьбы, которые его формировали, а также о сделанных выводах.

При физическом освобождении (расслаблении) зажимов и блоков раскрываются потенциалы соответствующих нефизических уровней. Это становится возможным лишь благодаря пониманию того, какие физические функции выполняет каждая часть тела, а так же благодаря точному обнаружению местонахождения блока (Минченков А.В.).

Современный период развития научной мысли характеризуется стремлением к пониманию человеческого организма как целостной системы (Л. Киселёва). В соответствии с представлениями о холистическом или комплексном подходе к работе с человеком, все функции организма взаимосвязаны. Рассматривать личность как целое, значит, рассматривать личность во всех ее частях: тело, психика, мышление, чувства, воображение, движение и т.д.; но это не то же самое, что рассматривать личность как сумму отдельных частей (Л.С. Сергеева). Необходимо воспринимать личность как интегрированное функционирование различных аспектов целого во времени и пространстве. С этой точки зрения, считать один аспект личности исключительной причиной возникновения проблемы - значит искусственно разделять то, что на самом деле - функционирующее единство.

.1 Телесно-ориентированная психотерапия

Данная терапия возникла на основе практического опыта и многолетних наблюдений взаимосвязи духовного и телесного в функционировании организма. Она в большей степени, нежели другие направления психотерапии, придерживается холистического подхода.

Техники телесно - ориентированного подхода отвечают всем требованиям целостного подхода: для них человек - единое функционирующее целое, сплав тела и психики, в котором изменения в одной области сопровождают изменения в другой. Чтобы человек смог чувствовать себя единым, вернуть себе ощущение целостности, необходимо не только интеллектуальное понимание, интерпретация или осознание вытесненной информации, но и переживание в настоящий момент обоюдного единства тела и психики, целостности всего организма.

Телесно-ориентированная психотерапия расширяет возможности психотерапевтического воздействия в связи с тем, что рассматривает человека в единстве его психосоциального и биологического функционирования, помогая клиенту с помощью двигательных психотехник более точно распознать и вербализовать собственные эмоции, пережить заново свой прошлый эмоциональный опыт, тем самым способствуя расширению сферы самосознания и формированию более эмоционально благоприятного отношения к себе.

Таким образом, общей основой методов телесно - ориентированного подхода, является использование в процессе терапии (body-mind therapy) контакта терапевта с телом клиента, основанное на представлении о неразрывной связи тела (body) и духовно-психической сферы (mind). При этом полагается, что неотреагированные эмоции и травматичные воспоминания клиента вследствие функционирования физиологических механизмов психологической защиты запечатлеваются в теле(Белогородский Л.С., Сандомирский М.Е.).

Работа с их телесными проявлениями помогает по принципу обратной связи проводить коррекцию психологических проблем клиента, помогая ему осознать и принять вытесненные аспекты личности, интегрировать их как части его глубинной сущности (self). Интеграция тела и разума основывается на функционировании интуитивных, правополушарных компонентов психики, иначе именуемых естественным организменным оценивающим процессом (К.Роджерс).

Поэтому в работе терапевта с клиентом поощряется доверие последнего к телесным ощущениям, или интуитивной «внутренней мудрости» собственного организма. Тем самым методы телесно - ориентированного подхода ставят акцент в работе с клиентом на знакомстве с телом, подразумевающем расширение сферы осознания им глубоких организмических ощущений, исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в различных телесных состояниях и обучение реалистичному разрешению внутренних конфликтов в этой области.

Итак, техники телесно-ориентированной психотерапии эффективно открывают путь к соматическому бессознательному и устранению выявленных в нём блоков, путём непосредственной коммуникации с подсознанием с помощью языка тела, осуществляя контроль эмоций через воздействие на их телесное выражение.

.2 Символический язык тела

У тела есть не один, а два языка: внешний язык тела - мимика и кинесика (жесты, позы) - выполняет социально-коммуникативную роль. Второй же, внутренний язык тела - кинестетические, интероцептивные и кожные ощущения, телесные сигналы подсознания - служат для внутриличностной коммуникации, диалога между сознанием и бессознательными процессами. Каждый человек умеет говорить на этом языке тела, но не всякий может слышать и тем более понимать его. Отсюда психологическая проблема представляется как непонимание человеком языка собственного тела, его невнимание к сигналам подсознания.

По мнению Феликса Дейча (F. Deutch), в психотерапии пациент всегда «говорит на двойном языке: вербальном и соматическом», то есть сознательно-словесном и неосознанно-телесном. Именно сочетание этих двух высказываний, их «коррелят одновременности» (Шульц-Хенке) запечатлевается в теле. И происходит это именно в том случае, когда второе (подсознательное) послание остается невоспринятым - незамеченным или непонятым - и соответственно происходит его усиление и закрепление.

Что представляют собой слова этого языка тела? Это не что иное, как подсказки подсознания или сигнальная функция телесных ощущений, их символическое значение. Из них и формируется своеобразный словарь языка тела (А.Пиз). Однако, человек часто не воспринимает эти сигналы на сознательном уровне, несмотря на то, что «речь на языке тела» обращённая к нашему сознанию, звучит постоянно. Эти сигналы попадают в область игнорируемого сенсорного опыта (К. Роджерс), оказываясь как бы на периферии нашего сознания, на грани осознавания (телесный компонент так называемых автоматических мыслей, по А. Беку).

Почему подсознание выбирает для своих сообщений именно язык тела, а не зрительных или слуховых образов? Почему именно кинестетическая модальность служит для подсознания информационным каналом общения с сознательным «Я»? Дело в том, что в других модальностях, например зрительной или слуховой, образы, продуцируемые подсознанием блокируются, они просто перекрываются сенсорным притоком из внешней среды, и сигналы подсознания, поступающие в «фоновом режиме», теряются в огромном потоке, например зрительной или слуховой информации.

Опираясь на накопленный за годы практики опыт психологов, учёные стали обращать внимание на то, что сигналы различного смыслового содержания поступают в различные части тела. На основе этого были сопоставлены определённые части тела с проблемами, с которыми они предположительно ассоциированы.

При данном разделении в теле выделяют: 1) голову 2) шею 3) плечевой пояс 4) грудную клетку 5) область живота 6) область поясницы 7) таз, промежности 8) ноги. Возникающие в них дискомфортные телесные ощущения, являются сигналами, с помощью которые подсознание стремиться привлечь сознательное внимание и донести до сознания свои насущные потребности (своего рода подсознательно-сознательная коммуникация).

Работа телесно-ориентированных специалистов осуществляется с помощью воспроизведения заданных телесных ощущений (якорей), благодаря этому появляется возможность «объяснить» подсознанию текущие сознательно сформулированные цели и получить доступ к его ресурсам, необходимым для их достижения. Налаженный таким образом канал коммуникации с подсознанием предоставляет человеку новые возможности для сознательного управления внутренними ресурсами, что практически тождественно личностному росту.

.3 Основные подходы телесно-ориентированной психологии

Среди множества телесно-ориентированных подходов нами были выделены те, которые по нашему мнению пользуются наибольшей популярностью и отражают путь, пройденный ТОП от её появления до формирования объединенного интегративного подхода. К ним можно отнести: психологию тела В. Райха, биоэнергетический анализ А. Лоуэна, концепцию телесного осознавания М.Фенделькрайза, метод интеграции движений Ф.М. Александера, метод чувственного сознавания, структурная интеграция И.Рольф.

Несмотря на многообразие конкретных технических приёмов, смысл всех их сводится к следующему:

1 этап. Это диагностический этап. Здесь проводится поиск стереотипно повторяющегося эмоционального дискомфорта, проявления которого на когнитивном, эмоциональном, телесном и поведенческом уровне - анализируются и описываются максимально подробно, во всех деталях. Этот дискомфорт неразрывно связан с некоторой актуальной для человека психологической проблемой.

2 этап . Состоит в том, чтобы научить человека прослеживать эти проявления и в момент возникновения негативных состояний предпринимать активные действия, направленные на устранение дискомфорта.

Глава 2. Теоретические особенности конкретных методов и способов телесно - ориентированного подхода

2.1 Характерологический анализ Вильгельма Райха

Вильгельма Райха (1897-1957) по праву считают основоположником ориентированной на тело терапии. Он впервые сделал попытку теоретически обосновать функциональное единство организма человека.

В своих исследованиях В. Райх основывался на психоаналитической теории 3. Фрейда. Его первые открытия базировались на понятиях характера и мышечного панциря. Понятие характера впервые появилось у Фрейда в 1908 г. («Характер и анальный эротизм»). Райх продолжил исследования в этой области и был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентами, вместо анализирования их симптомов.

Он полагал, что характер создает защиту против беспокойства, которое вызывается в ребенке интенсивными сексуальными чувствами, сопровождающимися страхом наказания. Защита против этого страха - подавление эго, которое впоследствии становится постоянным, автоматически действующим и развивается в характерные черты, нарушая восприятие себя и единство ощущения тела.

Райх первым подчеркнул важность обращения внимания на физические аспекты характера индивидуума, в особенности, хронические мускульные зажимы, которые он называл мышечным панцирем. По мнению В. Райха, «...мышечные и характерологические позиции имеют одни и те же функции в душевном механизме, могут заменять друг друга и взаимно влиять. В принципе, они неотделимы друг от друга и идентичны по выполняемым функциям».

Он разработал теорию «мышечного панциря», связав постоянные мышечные напряжения в теле человека с его характером и типом защиты от болезненного эмоционального опыта. Райх считал, что нужно непосредственно воздействовать на мускульный панцирь. Он выделял свои аналитические интерпретации, названные им «анализом характера», от непосредственного воздействия на защитную мускулатуру, которые он называл «вегетотерапией» и «анализом характера в области биофизического функционирования».

Сначала Райх описывал характер в психологических терминах, затем стал связывать различные формы характерных сопротивлений со специфическими паттернами мускульного панциря. Он считал, что хронические мышечные зажимы блокируют три основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Защитный панцирь не дает человеку переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств. Именно он является основным препятствием для личностного роста, мешая человеку жить полноценной жизнью в гармонии с окружающими людьми и природой. Райх выделял семь сегментов мышечного панциря, охватывающего тело: 1) область глаз, 2) рот и челюсть, 3) шея, 4) грудь, 5) диафрагма, 6) живот, 7) таз.

Таким образом, суть психотерапевтических идей Райха состоит в том, что защитным механизмам, которые затрудняют нормальное функционирование человеческой психики, можно противодействовать, оказывая прямое влияние на тело. Он разработал специальную терапевтическую методику, позволяющую снижать хроническое напряжение определенных групп мышц и, таким образом, вызывать высвобождение эмоций, которые этим напряжением сдерживались.

Райх обнаружил, что расслабление мышечного панциря освобождает значительную либидозную энергию и помогает процессу психоанализа. Он анализировал в деталях позу пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам осознать, как они подавляют жизненные чувства в различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный зажим, чтобы лучше осознать его и выявить эмоцию, которая связана в этой части тела. Он заметил, что только после того, как подавляемая эмоция принимается пациентом и находит свое выражение, пациент может полностью отказаться от своего зажима. Постепенно Райх начал прямо работать с зажатыми мышцами, разминая их руками, чтобы высвободить связанные в них эмоции.

Если проследить динамику научных интересов В. Райха, то можно заметить, как они развивались от аналитической работы, опирающейся исключительно на словесный язык, к исследованию психологических и соматических аспектов характера и мышечного панциря, а затем исключительно к акценту на работе с мышечным защитным панцирем, направленной на обеспечение свободного протекания биологической энергии в организме.

Здесь сделать акцент на том, что в разработках В. Райха впервые обнаруживается попытка соединить мышечную систему человека с его характерологическими особенностями. Так, мышечная система представляется как некоторый индикатор, показатель внутреннего психо-эмоционального состояния. Разработанная Райхом теория мышечного панциря служит основой для дальнейшего развития идей взаимовлияния и взаимообуславливания тела и психических характеристик человека.

.2 Биоэнергетический анализ А. Лоуэна

Александр Лоуэн, ученик Райха и его последователь разработал теорию, получившую название биоэнергетического анализа. Биоэнергетика направлена на восстановление так называемой «первичной сути» человека посредством достижения свободы самовыражения и мобилизации энергетического потенциала тела. Лоуэн считал, что чуткое отношение к потребностям собственного тела приближает человека к его «первичной сути» и уменьшает свойственное большинству людей отчуждение от себя и других. «Первичная суть» - представляет собой удовольствие от жизни, источником которой являются свобода движений и отсутствие напряжения в теле.

Биоэнергетика уходит корнями в техники работы с телом В. Райха. Она центрирована на роли тела в анализе характера, включает райхианскую технику дыхания, многие из райхианских техник эмоционального раскрепощения, напряжённые позы для энергетически заблокированных частей тела. Психологическая работа в биоэнергетике использует прикосновение и давление на напряжённые мышцы на фоне глубокого дыхания в специальных позициях. Клиент выполняет упражнения, расширяющие осознавание тела, развивающие спонтанную экспрессию и психофизическую интеграцию.

Согласно постулату о существовании у человека биологической энергии, психологическая проблематика объясняется в биоэнергетике различными нарушениями энергетического обмена организма: концентрацией, недостатком или перераспределением, перемещением энергии и.т.д. По мнению Лоуэна, причиной неврозов, депрессий и психосоматических расстройств является подавление чувств, которое проявляется в виде хронических мышечных напряжений, блокирующих свободное течение энергии в организме человека, что приводит к телесной скованности, нарушениям энергетических процессов и изменению личности.

Лоуэн считает, что отношение человека к жизни и его поведение отражается в телосложении, позах, жестах, что между физическими параметрами человека и складом его характера и личности имеется тесная связь.

Зрелая личность в состоянии в равной степени как контролировать выражение своих чувств, так и отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности. Здоровый человек имеет «контакт с почвой» и получает удовольствие от жизни. В больном организме не происходит свободной циркуляции энергии, чему препятствует телесная ригидность, которая проявляется в виде мускульной зажатости и образует зоны напряжения в теле. Терапия обеспечивает снятие напряжения с помощью физических упражнений и определенных поз, направленных на разблокирование этих зон, на расслабление мускульной брони.

Здесь нам важно обратить особое внимание на то, что, развивая идеи Райха, Лоуэн в своей терапевтической практике основной акцент ставил на оказании воздействия на состояние человека через воздействие на его тело, посредством принятия определённых поз, положений тела в пространстве, а так же манипуляций с телом, что являлось ключом для расслабления напряжённых мышечных групп и устранения дисгармоничных проявлений личности.

.3 Метод чувственного сознавания

У истоков развития метода чувственного сознавания стояли такие специалисты как Эльза Гиндлер, Шарлота Селвер, Чарлз Брукс, Хайнрих Якоби, Бернард Гунтер, Гертруда Хеллер, Хельмут Штольц.

Работа чувственного сознавания фокусируется на непосредственном восприятии и умении ориентироваться на собственный опыт. Чарлз Брукс писал: «Мы обнаруживаем, что ясность восприятия лежит в основе понимания и разумного поведения».

Чувственное сознавание - это процесс непосредственного соприкосновения с нашими ощущениями; обучение дифференцированному восприятию ощущений тела, процесса мышления, фантазий, образов, эмоций и установление взаимосвязи между ними. Метод помогает нам понять, что в функционировании организма естественно, связано с реальной действительностью, а что обусловлено иными факторами. Одно из главных положений метода заключается в том, что ориентировка на ощущения, получаемые в опыте, делает наше мышление более реальным, а поведение в большей степени соответствующим нашим намерениям. Э.Гиндлер утверждала, что можно научиться чувствовать своё собственное функционирование и тем самым воздействовать на саморегуляцию организма. С осознанием приходит контроль над телом, возможность избежать болезней и травм (Шутц). По мнению Шутца все болезни являются психологическими в том смысле, что человек выбирает болезнь, как ответ на свою настоящую жизненную ситуацию, как результат неосознанного конфликта.

Занятия по методу чувственного сознавания помогают преодолеть игнорирование ощущений собственного тела, которое заложено в человеке с детства. Они обучают более полному телесно-инстинктивному функционированию. В процессе занятий наступает понимание того, что восприятие относительно, а мышление часто обусловлено субъективной информацией, получаемой от окружающих, а не реальной действительностью.

Другим существенным аспектом метода чувственного сознавания является изучение процесса коммуникации и значения прикосновений во взаимодействии между участниками группы. Степень близости и дистанцированности, желание взаимопомощи и ответственность, чувствование окружения и степень восприятия и чувствования окружением субъекта - вот те стороны процесса, которые осознаются участниками группы на телесном уровне гораздо легче и быстрее.

Таким образом, метод чувственного сознавания ставит перед собой следующие задачи: дифференцировать чувственный опыт, отделить продукцию сознания от реальной действительности, которую мы воспринимаем с помощью ощущений; дать понимание того факта, что восприятие относительно; научить «проживанию в опыте». Осуществляется интеграция ощущений, эмоций и созданных на их основе образов и мыслей в единое целое в данной ситуации и в данное время.

Таким образом, для нас является важным, обратить внимание на то, что если в работах Райха и Лоуэна тело является в некотором роде инструментом, манипулируя с которым психотерапевт расслабляет напряжение и высвобождает энергию без включения сознавания, то в рамках метода чувственного осознавания тело как бы «оживает». Принимаются во внимания все чувства и телесные ощущения. Тело становится полноправным участником процесса психотерапии, участвуя в нём, развиваясь и совершенствуясь по мере постижения своей телесности.

.4 Метод Ф. М. Александера

Метод Ф.М. Александера - это способ сознательного использования мышления для эффективного управления нашим телом с целью максимального освобождения его от напряжения.

По мнению Александера, человек прореагировав на определённую ситуацию не может вновь вернуться в состояние покоя. Обычно происходит лишь частичное расслабление, и в скрытом виде сохраняется остаточное напряжение мышц, хотя теоретически такое напряжение должно исчезать при возвращении в состояние уравновешенного расслабления. В рамках данного подхода, болезнь рассматривается как потеря равновесия организма.

Метод основан на предположении, что человек может сознательно скорректировать привычную осанку и выработанную годами манеру двигаться за счёт сопоставления обратной связи от расслабленных мышц с существующей в данный момент. Чтобы перевести организм на новый уровень функционирования, необходимо осознавание своих действия и более эффективное использование тела для совершения этих действий.

Согласно физиологической концепции (И.П.Павлов, Н.А. Бернштейн), а так же концепции целеориентированых действий Ф.М. Александера все действия, совершаемые человеком, есть рефлекторные действия, они осуществляются по принципу «ввод-вывод» (человек достигает цели, не анализируя свои автоматические реакции). Однако поведение человека (по мнению Александера) должно соответствовать формуле «ввод информации - обработка - вывод информаци». Она подразумевает торможение непосредственной мышечной реакции на раздражение для обеспечения возможности обработки информации.

Александер предполагал, что если человек научится перед началом движения находить время для остановки, то всё больше и больше станут понятны предупредительные сигналы нашего тела об избыточных напряжениях.

Для понимания природы функционирования человека формулу «ввод информации - обработка - вывод» использовал в своей работе Алан Бердалл для создания модели человека, как «биологического компьютера». Данная модель будет рассмотрена нами ниже.

Таким образом, метод Александера позволяет когнитивным функциям человека вмешиваться в работу, направлять и координировать динамику телесности, переводя телесность из «подсознательной абстракции, проявляющейся в лучшем случае в ощущениях» до уровня понимаемой, а значит и поддающейся управлению. Таким образом, метод Александера является ярким примером взаимодействия ума, тела и духа, когда, находясь в единстве и целостности они способны обеспечивать полноценное и эффективное функционирование человека.

.5 Метод М. Фенделькрайза

Психотерапевтический метод Фельденкрайза - метод самосовершенствования, или личностного роста, названный им «осознавание через движение» (аwareness through movement). Это один из основных, базовых подходов в телесно-ориентированной психотерапии, возникший на стыке современной западной психологической науки и древней восточной традиции, представленной в различных духовно-философских школах самосовершенствования.

В своих работах Фенделькрайз использовал понятия образа действия и образа себя. Образ себя состоит из четырёх составляющих, вовлечённых в каждое действие: движение, ощущение, чувствование и мышление. Об их роли в функционировании всего организма Фенделькрайз писал: «Трудно поддерживать жизнь даже на короткое время без всякого движение. Нет жизни, если существо лишено всех ощущений. Без чувствования нет импульса жить; лишь чувствование удушья заставляет нас дышать. Без минимума рефлексивной мысли даже таракан долго не проживёт».

Центральной идеей теории Фенделькрайза является представление об организме, как едином целом, где мышечная система играет одну из главных ролей в интеграции. Организм действует как единое целое. В любой момент система обладает некоторой общей интеграцией, и тело выражает её в этот момент. «Теоретически, каждый из компонентов системы (и ощущение, и чувства, и мышление) могут быть использованы в качестве основного, но мышцы в организме играют столь большую роль, что если исключить их паттерн, остальные компоненты паттерна определённого действия дезинтегрируются»!

Фенделькрайз считал, что нарушение функций человеческого организма связано не только с психологическими причинами, но и с тем, что тело привыкло совершать действия, не приводящие к желаемому результату. В процессе деятельности человек совершает много лишних, случайных движений, которые препятствуют «целевому действию».

Фенделькрайз, так же как и Александер, считая мышечное движение важнейшей составной частью действия человека, пытался изменить поведение, обучая новому способу управления своим телом. Он предполагал изменить поведение человека путём преобразования образа действия, и образа себя, обучая более совершенному управлению движениями посредством совершенствования чувствительности. Необходимо разрушение стандартных паттернов движения и выработка новых способов в процессе функционирования тела, как целого.

Ключевым моментом, по мнению Фенделькрайза, является осознавание человеком своих действий: «только осознание делает действие соответствующим намерению». Таким образом, поведению человека придается большая эффективность. Предлагаемые им упражнения направлены на то, чтобы уменьшить усилие в движении для того, чтобы почувствовать даже минимальные изменения в мышцах.

Таким образом, Фенделькрайз постулирует безусловное принятие обратной связи в виде ощущений тела. Формирование навыка осознавания интуитивных «сигналов тела» позволяет превратить интуитивно-подсознательноые правополушарные механизмы психики в практичный рабочий инструмент для принятия решений. Понимание «сигналов тела» способствует появлению свежести и непосредственности восприятия, формированию спонтанности поведения и стимулированию творческого воображения на основе интуитивного начала.

В своих работах Фенделькрайз максимально приближается к интегративному пониманию, выделяя в человеке «образ действия» и «образ себя», включающий ощущения, чувства, мышления и движения, где интегрирующим компонентом выступает мышечная система.

2.6 Метод структурной интеграции И. Рольф

Метод структурной интеграции (или «рольфинг») разработала Ида Рольф. Данный метод, основанный на психотерапевтических взглядах Райха является прямым физическим вмешательством, используемым для психологической модификации личности.

По мнению Рольф, хорошо функционирующее тело остается прямым и вертикальным с минимумом затрат энергии, несмотря на силу тяготения. Под влиянием стресса оно может приспосабливаться и искажаться. Наиболее сильные изменения происходят в фасции - соединительной оболочке, покрывающей мышцы.

Структурная интеграция - это система, стремящаяся вернуть телу правильное положение и правильные линии посредством глубоких и часто болезненных вытягиваний мускульных фасций, сопровождаемых прямым глубоким воздействием.

Цель структурной интеграции - привести тело к лучшему мышечному равновесию, к лучшему соответствию линиям тяжести, ближе к оптимальной позе, при которой можно провести прямую линию через ухо, плечо, бедренную кость и лодыжку. Это ведет к уравновешенному распределению веса основных частей тела - головы, груди, таза и ног, - к более грациозным и эффективным движениям.

Рольфинг работает, прежде всего, с фасциями - связующей тканью, которая поддерживает и связывает мускулы и скелетную систему. Рольф указывала, что психологическая травма или даже незначительное физическое повреждение может выразиться в небольших, но постоянных изменениях тела. Кости или мышечная ткань оказываются немного смещенными, и наращивание связующих тканей препятствует их возвращению на место. Нарушение линий происходит не только в месте непосредственного повреждения, но также и в довольно отдаленных точках тела в порядке компенсации. Например, если человек бессознательно щадит поврежденное плечо в течение длительного времени, это может воздействовать на шею, на другое плечо, на бедра (развитие данных идей мы можем в полной мере наблюдать в кинезиологии).

Целью рольфинга является манипулирование мышечном фасцией и ее расслабление, с тем, чтобы окружающая ткань могла занять правильное положение. Процесс терапии основан на глубоком массаже с помощью пальцев, суставов пальцев и локтей.

Таким образом, И. Рольф была осуществлена попытка на основе «медико-психологических» знаний внести в психотерапию элементы прямого мануального воздействия, заимствованного из медицины (мануальная терапия). В соответствии с представлениями данного подхода, непосредственная коррекция телесных нарушений является ключом разрешения психологических проблем и их последствий.

Глава 3. Современные методы телесно-оринтированной психотерапии

В наше время происходит бурное развитие телесно-ориентированного направления в психологии. В подавляющем большинстве развитие происходит в направлении интеграции (о чём уже было не раз сказано выше), т.е. основным посылом современных исследований является стремление рассматривать человека как целое во всем многообразии различных аспектов и элементов его физиологии, психики и души, формирующих уникальную и неповторимую человеческую личность (человеческое существо). Количество подходов, стремящихся реализовать данные идеи в виде единой сформированной системы, очень велико.

В рамках данной работы проведение их детального анализа нам представляется излишним. Вместе с тем мы считаем важным рассмотреть более подробно «Соматическую терапию биосинтеза» (Д.Боаделла), и «Бодинамический анализ» (Л. Марчер), т.к. данные подходы в своей основе несут некоторые идеи, отражение которых мы находим в теоретическом обосновании используемого нами невербального диалогового подхода.

.1 Соматическая терапия биосинтеза

Сам термин «биосинтез» означает «интеграция жизни». Речь идет об интеграции в первую очередь трех основных жизненных, или энергетических потоков, которые дифференцируются в первую неделю жизни эмбриона. Их интегративное существование важно для соматического и психического здоровья человека.

Эти энергетические потоки связаны с тремя зародышевыми листками: эндодермой, мезодермой и эктодермой.

) Эндодерма. Из неё впоследствии развиваются органы пищеварения и дыхания, которые отвечают за обмен веществ и энергии. Энергетический поток, связанный с эндодермой, - поток эмоций.

) Мезодерма. Из мезодермы развиваются кости, мышцы и кровеносная система. С этим зародышевым листком связан двигательный энергетический поток, отвечающий за позу, движения, действия.

) Эктодерма. Из эктодермы развиваются кожа, мозг, нервы и органы чувств. С ней связан поток восприятия мыслей и образов.

Нарушения взаимодействия мыслей, действий и чувств находят своё телесное отражение. И терапевтическое воздействие в рамках данной теории основано на работе именно с этими телесными проявлениями. Осуществляется работа по восстановлению интегрированного состояния и конгруэнтного взаимодействия (Е.Газарова) чувств, действий и мышления, утраченного на ранних этапах развития.

.2 «Бодинамический анализ» (Л. Марчер)

Л.Марчер - последовательница В. Райха, в своей теории опиралась на его представления о «мышечном панцире». Термин «бодинамический» (biodynamic) образован от слияния двух корней: тело (body) + изменение (dynamics), расшифровывается как анализ телесного развития. В основе метода лежит поэтапное сравнение возрастного развития (в рамках психологии, анатомии и возрастной физиологии нервно-мышечной системы) с развитием личностным.

Из представлений о телесной «привязке» тех или иных личностных качеств вытекает представление о метафорических психологических функциях отдельных мышц или мышечных групп, которые лежат в основе телесно-психического единства (См. табл. 1). Таким образом, согласно данным представлениям, через нормализацию состояния мышц может осуществляться коррекция психологических проблем. Диагностика же состояния отдельных мышц может использоваться для диагностики психологических проблем.

Группы мышцПсихологические функции мышцГолова, шеяМимические мышцы в целомВыражение чувств, социальные контактыМышцы вокруг глазНаправленность внимания и краткосрочное планированиеМышцы области рта и языкЭмоциональное принятиеМышцы передней поверхности шеиРечевое самовыражениеМышцы задней поверхности шеиСила воли, гордость, ориентация в обстоятельствахПлечевой пояс и рукиРазгибатели и сгибатели плеча, а также мышцы, приводящие и отводящие плечоЛичное пространство в отношениях Мышцы, поднимающие плечо Способность нести психологическую «ношу»Ротаторы плечаСамозащита и способность принимать поддержку от другихРазгибатели предплечьяОтталкивание, удерживание на дистанцииСгибатели предплечьяПривлечение и удержаниеРотаторы предплечьяБрать и отдаватьСгибатели и разгибатели запястья Позиционирование или социальный контроль поведения Мышцы, противопоставляющие большой палец и мизинецОбострение восприятия. Письменная речьРазгибатели пальцевТонкое приспособление (изменение границ): умение «отпускать от себя»Сгибатели пальцевПрикосновение, изучение и удержание; способность брать и отдаватьНогиСгибатели бедраИнициация движения вперед и психологического контактаРазгибатели бедраСамоутверждение, способность «стоять на своем»Мышцы, приводящие бедроСексуально-чувственное самоосознаваниеРазгибатели голениПерсональные границы во взаимоотношенияхСгибатели голениВыбор направления и контроль движения вперёдМалоберцовая мышцаПерсональный баланс в групповом взаимодействии Разгибатели стопы и пальцевКонтакт с реальностьюСгибатели стопыСамоутверждение, способность «крепко стоять на ногах».Сгибатели пальцевОщущение контакта с землей

Л. Марчер приблизилась к работам Гудхарда и его последователей, описав корреляции между состоянием тонуса и силы конкретных мышц и мышечных групп с одной стороны и психо-эмоциональными аспектами состояния человека с другой. Эти исследования подобны по сути исследованиям в рамках прикладной кинезиологии, речь о которой пойдёт ниже, где изменение тонуса и силы тех или иных мышц в первую очередь соотносят с нарушениями физиологического характера.

Итак, несмотря на разнообразие подходов и методов ТОП их всех объединяет общее стремление к пониманию человека, как интегрированной сущности, что достигается рассмотрением в единстве его когнитивных, поведенческих, эмоциональных и телесных проявлений.

В соответствии с темой нашей работы, важным является сделать акцент на том, каким образом в различных подходах рассматривается влияние и взаимообуславливание психики и тела (в т.ч. мышечной системы).

Заключение

В заключение работы можно сказать, что центральной идеей всех однородных исследований является определение взаимосвязи тела человека и его психики. В связи с этим был проведён обзор научных подходов, взглядов и представлений, в рамках которых рассматривается данная взаимосвязь. Так наиболее подробно были рассмотрены основные подходы телесно-ориентированной психологии.

Подходы В. Райха (теория мышечного панциря), А. Лоуэна (биоэнергетический подход), И. Рольф (метод структурной интеграции), Ф. Александера и М. Фенделькрайза, которые обучают новому способу управления своим телом посредством включения когнитивных процессов. Так же были освящены взгляды представителей метода чувственного сознавания - Э.Гиндлер, Х.Штольц, Ш. Селвер, Ч. Брукс. Отдельно затронуты идеи биосинтеза (Д.Боаделл) и бодинамики (Л.Марчер).

В отдельной главе мы развёрнуто описываем направление медицины - прикладную кинезиологию, которая определяет каким образом факторы (внешние и внутренние) детерминируют состояние человека, отражаясь на его мышечном тонусе.

На основании проведенного нами обзора основных методов телесно - ориентированного подхода можно сделать следующее заключение:

Теория В. Райха является первой законченной, систематизированной попыткой определить взаимосвязь телесного и психического компонентов человека. Разработанная идея «мышечного панциря», отражает попытку соединить мышечную систему с характерологическими особенностями человека, постоянные мышечные напряжения в теле человека с характером и типом защиты от болезненного эмоционального опыта.

Лоуэн, развивая представления Райха, определяет, что ключом к пониманию своего внутреннего состояния служат ощущения, которые человек испытывает от собственного тела, и которые проявляются в движениях. Оказывая воздействия на тело, посредством осуществления заданных движений, поз и положений, достигается расслабление напряжённых мышечных групп и развитие личности в сторону гармонизации.

Теория чувственного сознавания обращает непосредственное внимание на включение компонента осознавания в работу. Человека обучают дифференцированному восприятию ощущений тела, процессов мышления, образов, эмоций и установлению связи между ними. Таким образом, тело (его ощущения) включаются отдельным полноправным звеном в единую систему, обеспечивающую человека информацией, на основе которой он становится внимательным и получает возможность научаться моделировать свое поведение.

Основной идеей теории Александера является возможность включения в работу когнитивных функций человека (в частности - мышления). Благодаря этому обретается контроль и способность осуществлять саморегуляцию поведения, опираясь на восприятие, осознавание и переработку информации, полученной от собственного тела.

Фенделькрайз в своих работах реализовал попытку интеграции функций человека. Ощущения, чувства, движения и мышление он объединил общим понятием «образ себя». «Образ себя» и «образ действия» имеются у каждого человека. Объединяющим звеном между которыми служит мышечная система.

Ида Рольф, считая, что влияние любых стрессогенных факторов приводит к изменению нормальной взаиморасположения структур тела, что в первую очередь отражается нарушением на уровне фасциальной системы, использовала в своей работе прямое мануальное воздействие. Таким образом, она, корректируя нежелательные телесные изменения, нормализовывала не только физиологические процессы, но психологическое и эмоциональное состояние своих клиентов.

Обобщая все перечисленные и описанные методы можно обозначить следующее: Вне зависимости от того, интерпретируем ли мы телесные проявления как символический язык тела, или же рассматриваем просто как телесные следы неотреагированных эмоций, они представляют собой именно ту прочную ткань, на которой подсознание «вышивает бисером узоры» (Г. Гессе), и которая перекраивается в процессе личностных изменений. Таким образом, тело можно и нужно рассматривать как экран, на котором проецируются вся психическая (в первую очередь бессознательная) деятельность человека.

Поскольку взаимосвязь тела и психики двусторонняя, работа телесно-ориентированных психотерапевтов сводится к тому, чтобы «оживить омертвелые души, воздействуя на тело и оживить омертвелые части тела, воздействуя на душу».

Используя представление А. Бердалла о биологическом компьютере мы показали, что различные органы и системы могут вносить свой вклад в формирование единого «телесного экрана».

Преследуя цель не отрываться от объективных анатомо-физиологических знаний о человеческом организме, а так же для того, чтобы обозначить подход, который бы не противоречил основным проверенным постулатам физиологии, в работе представлена глава, в которой описываются механизмы формирования мышечного тонуса человека.

Данная модель иерархической, многоуровневой организации человека легла в основу проведённого нами экспериментального исследования. Опираясь на её основные положения, а так же на изменение мышечного тонуса, мы смогли последовательно выделить и отработать проблемные аспекты каждого из уровней. Результаты статистических данных подтвердили гипотезу о валидности использования такого подхода к состоянию человека.

Основываясь на полученных результатах, можно утверждать, что интегративная модель предложенная Солихином Томом может использоваться как основа для построения работы в рамках телесно-ориентированного подхода. Она представляется достаточно перспективной для объединения усилий специалистов разных направлений научного знания с целью разработки на этой единой, общей основе комплексного подхода при работе с людьми.

Выводы экспериментального исследования позволяют утверждать возможность использования мышечного тонуса, как показателя изменений, произошедших в человеке. Это даёт основу предположению, что мышечной системе может быть отведена роль объединяющей прослойки, связывающей на основе пока не до конца понятных механизмов психические и соматические проявления человека.

Список литературы

1.Баскаков В.Ю. Свободное тело. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 - 224 с.

2.Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., 1990.

Васильева Л.Ф. Функциональные боки суставов позвоночника и конечностей (мануальная диагностика и терапия с основами прикладной кинезиологии). М.,2004.

Газарова Е.Э. Психология телесности М., 2002.

Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. М., 2000.

Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара, 2002.

Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство» М., 2005.

Тхостов А.Ш. Психология телесности. М., 2002.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2004.

Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия// Автор - составитель Л.С. Сергеева. СПб., 2000.

Актуальные вопросы клинической медицины Материалы клинической конференции молодых учёных факультета

Тезисы докладов 53 -й итоговой студенческой научной конференции с международным участием Сборник материалов гл. ред. И.Ю. Лебеденко

Электронные источники

1.

Телесно-ориентированная психотерапия – это способ терапии души, который существует столько, сколько живет человечество. Её техники развивались параллельно в восточном и западном направлениях, поскольку веками в восточных течениях имела место другая культура тела и телесности вообще. Теперь же разные подходы встречаются в современной психологической телесно-ориентированной практике. Методы этого направления легко накладываются на другие способы психологической работы. Более того, очень часто, используя именно телесно-ориентированный подход, мы можем поднять из бессознательного те глубинные содержания, которые блокируются при работе другими методами.

Наконец в нашей культуре стало более принято обращать внимание на переживания собственного тела, и не тогда лишь, когда оно болеет. К телу стали относиться уважительнее, однако все равно часто доминанта смещена в сторону головы, телу остается меньше внимания. Это хорошо видно в статистике рисуночного теста, когда предлагается нарисовать человека, и места для тела у многих на листе не хватает. Потому так распространены горловые проблемы, ведь горло соединяет голову с телом.

В европейской традиции историю телесного подхода тяжело отследить, в психологии ее принято начинать с Вильгельма Райха. Несмотря на частую его критику, он ввел все те понятия, которыми пользуются телесно-ориентированные терапевты и по сей день. Выросла современная европейская телесная психотерапия под сильным влиянием , потому ее можно рассматривать как метод работы с той же проблемой, но через иной вход.

Телесное направление позволяет психологу работать с клиентом, которую тяжело осознать и вербализовать свою проблему. Он бы и готов объяснить, отчего ему плохо, но ему буквально не хватает слов. Другая крайность – когда клиент чрезмерно говорлив и даже использует речь для ухода от проблемы. Телесно-ориентированная психотерапия позволит лишить его привычного защиты, прикрывания психологической проблемы.

Методы телесно-ориентированной психотерапии

Тело не лжет, раскрывая саму суть душевных переживаний. Сложно и скрывать свое сопротивление в теле – его можно даже зафиксировать. Можно отрицать свою тревогу, но нельзя скрыть дрожь в руках или скованность всего тела. А поскольку работа с сопротивлением при решении психологической проблемы зачастую занимает большую часть времени, то объективный, материалистичный телесный подход оказывается очень эффективным.

Абсолютно все переживания человека кодируются в теле. И те, которые мы не можем раскодировать через речь, возможно, раскрыть через тело. Объем невербальной информации, сигнализирующей о состоянии человека, просто огромен, и нужно лишь научиться работать с ним. В голове проявляются проблемы сверхконтроля, в руках, плечах – сложности контактов с людьми, в тазу находят отражение интимные проблемы, ноги же несут нам информацию о сложностях опоры человека, его уверенности и движения по жизни.

Телесно-ориентированная терапия построена на попытке обращения к животному телу человека, к тому, что в нас природосообразно, естественно и содержит уйму полезной информации. Однако наше социальное тело часто вступает конфликт с инстинктивными стремлениями, табуирует их и порождает множество психологических проблем. Мы часто плохо слышим свое тело и не умеем налаживать взаимодействие с ним.

Телесно ориентированная психотерапия Райха основана на изученных психологических защитах и их проявлении в теле – так называемом мышечном панцире. Это понятие было введено Райхом для обозначения зажатых мышц и стесненного дыхания, которые образовывают будто броню, физическое проявление различных способов психологических защит, рассматриваемых психоанализом. Метод Райха заключался в модификации состояния тела, а также воздействии на зажатую область. Для каждой отдельной группы мышц он разрабатывал техники, позволяющие снизить напряжение и высвободить зажатые эмоции. Техники были направлены на то, чтобы сломать мышечный панцирь, для этого к клиенту прикасались сдавливая или щипая. Удовольствие Райх видел как естественное течение энергии из центра тела вовне, а тревожность – смещение этого движения на самого человека внутрь.

Александр Лоуэн модифицировал терапию Райха и создал собственной направление – , широко известную под этим названием и сегодня. Телесно ориентированная психотерапия Лоуэна рассматривает тело как биоэлектрический океан с непрекращающимся химико-энергетическим обменом. Целью терапии также является эмоциональное высвобождение, раскрепощение человека. Лоуэн применял райхианскую дыхательную технику, а также ввел в работу различные напряженные положения тела для наполнения энергией заблокированных участков. В разработанных им позах давление на мышцы постоянно и настолько увеличивается, что человек вынужден в итоге расслабить их, не в силах справляться более с непомерной нагрузкой. С целью принятия собственного тела в методике использовалось наблюдение его обнаженным перед зеркалом или же перед другими участниками тренинга, которые давали после свои комментарии. Описание тела позволяло составить образ мышечного панциря, характерного конкретному человеку, и идущих из него проблем.

Метод следующего известного психотерапевта, Моше Фельденкрайза, рассматривает конфликт между социальной маской и природным чувством удовлетворения, побуждениями. Если человек сливается со своей социальной маской – он словно теряет себя, метод же Фельденкрайза позволяет сформировать новые, более гармоничные привычки, которые сгладят это конфликтное напряжение и дадут возможность проявиться внутренним содержаниям. Фельденкрайз рассматривал деформированные шаблоны мышечных актов, которые с их укреплением приобретают все большую застойность и действуют вне . Он уделял большое внимание свободе движений в простых действиях, клиенту было рекомендовано самостоятельно искать лучшее положение для своего тела, соответствующее его индивидуальной анатомии.

Матиас Александер также исследовал телесные привычки, позы, осанку с целью поиска более гармоничных и естественных положений. Он считал наиболее правильным максимальное распрямление, вытяжение позвоночника вверх. В терапии Александера также используются надавливания, следующие от головы и дальше вниз, вследствие которых клиент все больше расслабляется, при этом старается выпрямляться. Результатом является ощущение освобождения и легкости. Метод этот используется часто публичными людьми, танцорами, певцами, поскольку сам Александер изобрел эту технику, потеряв голос, а благодаря найденному решению смог вновь вернуться к сцене. Также он эффективен для терапии в случаях травм, увечий, ряда хронических болезней.

Телесно-ориентированная психотерапия – упражнения

Для любой работы с телом первично важно прочувствовать его и заземлиться. Станьте прямо, выпрямив ноги, вытянув вверх макушку и немного даже выдвинув вперед грудь. Почувствуйте, как из ног вся энергия идет наверх, это состояние приподнятости и даже некоторой подвешенности. Сделайте вдох, затем, присогнув колени, расслабив таз, выдох. Представьте, будто вы сейчас сядете в мягкое кресло, как будто вы корнями прорастаете в землю. Осмотритесь, вы почувствуете себя больше присутствующим, словно даже начнете чувствовать воздух кожей. Это самое простое упражнение, чтобы заземлиться и начать более глубокую работу с чем угодно, касается ли это эмоциональных переживаний или дальнейшей работы с телом.

Следующее упражнение посвящено распусканию зажима в области рта – челюстного зажима. Мы часто сжимаем челюсти в момент физического напряжения или необходимости быть стойким, добиться цели. Также если нам что-то не нравится, но нет возможности это высказать – мы снова сжимаем челюсть. Иногда челюсть сжимается настолько сильно, что нарушается кровообращение в этой области. Для выполнения этого упражнения вы можете сидеть или же стоять. Подложите под подбородок ладонь вверх тыльной стороной и теперь старайтесь на вдохе, открыв рот, опустить челюсть вниз, рука же должна препятствовать этому движению. На выдохе челюсть расслабляется и снова смыкается. После нескольких таких движений вы почувствуете место смыкания челюстей, можете помассировать его, расслабив мышцы. В результате вы ощутите тепло, вам станет легче произносить слова и, возможно, даже дышать.

Примером телесного блока могут быть поджатые наверх плечи. Если еще несколько усилить этот зажим – получится, что шея буквально прячется в плечи, какие подобно панцирю черепахи защищают ее от возможного удара или толчка сзади. Когда человек уже свыкся с таким положением плечей – это означает, что в его жизни было много стрессовых ситуаций, когда ему приходилось внутренне сжиматься. Простейшее упражнение здесь – попытаться будто сбросить что-то с плеча. Для усиления образа можно представить, как на плече находится чья-то рука, и нам не хочется, чтобы она там находилась. Стряхивайте ее с плеча и делайте это уверенно.

Еще одно упражнение с той же целью освобождения плеч – отталкивание. Выставьте вперед руки, словно пытаясь оттолкнуть от себя неприятного человека. Также возможна вариация, когда вы толкаетесь назад локтями. Вы можете даже помогать себе отстраняться словами, проговаривая отказ от контакта.

В упражнениях с присутствием другого человека, что практикует и телесно ориентированная психотерапия Райха, и телесно ориентированная психотерапия Лоуэна, он может при вашем положении лежа на спине, находясь за головой у вас, помассировать вам лоб, затем область шеи за головой. Лучше, если действие выполняет профессиональный терапевт. Выполняйте покачивания тела в такт массирующим движениям. Дальше – переход к мышцам шеи, массирование сухожилий, места, где мышцы крепятся к черепу, мягкое натягивание мышцы. Снова нужно потянуть шею и даже немного волосы, если длина позволяет.

В любой момент, если напряжение присутствует, снова можно вернуться к области лба, поразминать, плотно соприкасаясь руками с головой. Необходима опора и отсутствие резких движений. В волосяной части головы также нужно выполнить разминающие движения, размять скальп. Это можно делать в разных направлениях любыми движениями, пальцами и костяшками. С каждым новым толчком можно менять расположение пальцев. Захватив складку надбровных дуг, можно потянуть ее в стороны и сомкнуть обратно.

Поработав с лобным зажимом, осуществляется переход к мимическим мышцам. Симметрично установив пальцы по сторонам от носа, их нужно медленно разводить в стороны к ушам. По носогубной складке смещаемся вниз, натягивая мышцу. Прорабатываем челюстные мышцы, местам напряжения уделяем особое внимание. Снимаем напряжение с кости челюсти, ставим руки по сторонам от центра подбородка и медленно разводим их снова к ушам. Чем медленнее движение – тем оно глубже. Работая с мимическими мышцами – мы работаем с застрявшими в них эмоциями.

Далее работа смещается к шее, и плечам. Если в шее используются аналогичные разминающие приемы, то в плечах допустима опора и сильное нажатие с целью распрямить их. Нажатие выполняется покачивающимися движениями, затем переходящими на руки. Взяв руку, которая должна быть полностью расслаблена, нужно выполнить раскачивание, взять за запястье и потянуть, затем отпустить и повторить от раскачивания цикл снова. Затем следует разминание кисти, какую, словно пластилин, нужно повытягивать мягкими частями ладоней, а также пройтись разминающими движениями по каждому пальцу, словно стягивая напряжение. Можно использовать и перекручивающие движения. Завершить нужно все успокаивающим покачиванием.

Техники телесно-ориентированной психотерапии

Тело, как самый большой наш ресурс, содержит записанную в себе всю информацию. Подобно кольцам на дереве в нем хранится история нашей жизни о тех сложных и эмоционально-насыщенных ситуациях, что остаются как зарубки на нем, проявляясь в болевых ощущениях и дискомфортных мышечных зажимах. Работа с телом дает возможность попасть в глубину, суть, в те ядерные переживания, какие могут сохраняться как результаты конфликтов в отношениях, на работе, внутренних конфликтов, страхов, бессонницы, эмоционального напряжения, какое невозможно сдержать, вплоть до панических атак.

В любой ситуации тело включено, потому оно принимает на себя абсолютно все проходящие через жизнь человека стрессы. В момент напряжения, волнения меняется дыхание, вслед за которым изменяется состав крови, гормональный фон, что на уровне физиологии готовит человека к действию. Если же гештальт не закрылся – это состояние затем откладывается в мышцах.

Для терапии негативных состояний в телесно-ориентированном подходе используют различные техники, начиная от уже описанного заземления. Затем часто используется центрирование, когда клиент располагается лежа в позе звезды, а терапевт стягивающими движениями массирует его голову, руки и ноги, с каждой части снимая лишнее напряжение. Если первая техника может выполняться самостоятельно и подходит для применения даже вне терапии, то вторая требует присутствия терапевта.

Отдельного внимания заслуживают распространенные дыхательные техники, которые в разнообразных вариантах известны еще из древних духовных практик. С помощью отслеживания естественного способа дыхания человека можно диагностировать его психологические проблемы. Затем через изменение ритма и глубины дыхания достигается новое состояние сознания. В поверхностной форме это может быть обычное расслабление или поднятие тонуса, что применимо и в бытовом использовании, когда человек сам хочет успокоиться или настроиться, наоборот, на работу. В терапевтической же работе дыхательные техники могут использоваться намного более активно, даже в некоторых случаях для погружения человека в транс. Конечно, это требует руководства квалифицированного терапевта.

Работа с телом направлена на обращение к внутренним ресурсам, развитие ощущения данного мгновения жизни, полное присутствие и высвобождение перекрытой, зажатой энергии. Все это – обязательные компоненты полноценной, радостной жизни.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В последние годы психотерапия, ориентированная на тело, завоевывает в нашей стране самое широкое признание со стороны практических психологов и психотерапевтов. При этом заслуженным вниманием пользуются не только телесные и дыхательные техники восточных учений (например, йога Патанджали), но и терапевтические концепции единства психики и тела европейских исследователей, среди которых необходимо прежде всего назвать имя Вильгельма Райха. По мнению Райха, невротические и психосоматические проблемы являются следствием застоя биологической, сексуальной по своей природе энергии, которую он назвал оргонной . Застой приводит к фиксации энергетических блоков на той или иной группе мышц, создавая в них напряжение, становящееся со временем хроническим. Так появляется "мышечный панцирь" , который можно считать универсальным эквивалентом подавления эмоций. "Мышечный панцирь" становится основой формирования "брони характера" , что создает благоприятную почву для развития невротического характера. По Райху, в "мышечном панцире" можно выделить семь основных защитных сегментов, образующих ряд из семи колец, которые в горизонтальной плоскости пересекают тело. Они располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, поясницы и таза (это вызывает устойчивые ассоциации с семью чакрами йоги). Райхианская телесная терапия направлена прежде всего на восстановление свободного протекания энергии через тело путем "распускания панциря" в каждом сегменте. Для достижения этой цели используются три основные техники:

1. глубокое дыхание , через которое скапливается энергия;

2. мануальное воздействие на хронические мышечные зажимы (массаж, давление, касания, поглаживание, разминание мышц);

3. вербальный анализ и откровенная проработка совместно с пациентом причин возникновения мышечных зажимов.

К числу телесно-ориентированных психотерапевтов следует отнести М. Фельденкрайза, считавшего, что любое эмоциональное состояние отпечатывается на матрицах нервно-мышечной системы и порождает в них хронические блоки, которые, в свою очередь, оказывают отрицательное влияние на психику. По его мнению, в результате возникновения этого порочного круга усиливается деформация образа Я, он становится аморфным и неструктурированным. Метод Фельденкрайза как раз и "является одним из подходов телесной терапии, который направлен на утверждение и структурирование образа Я, расширение самосознания, восприятия и развития собственных возможностей". В тренинге развития самосознания приемы телесной терапии используются достаточно активно ввиду их эффективности при снятии некоторых психосоматических симптомов, а также для преодоления физического и психического напряжения, создания ощущения раскрепощенности и свободы, что, в свою очередь, позволяет активизировать личностные ресурсы в отношении психологического роста и процесса самопознания.

По мнению В.Райха, автора подхода, не­вротические и психосоматические проблемы являются следст­вием застоя биологической, сексуальной по своей природе энер­гии, которую он назвал оргонной. Застой приводит к фиксации энергетических блоков на той или иной группе мышц, создавая в них напряжение, становящееся со временем хроническим. Так появляется «мышечный панцирь», который можно считать универсальным эквивалентом подавления эмоций. «Мышечный панцирь» становится основой формирования «брони характера», что создает благоприятную почву для развития невротиче­ского характера. По Райху, в «мышечном панцире» можно вы­делить семь основных защитных сегментов, образующих ряд из семи колец, которые в горизонтальной плоскости пересекают тело. Они располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, поясницы и таза. Телесная терапия направлена прежде всего, на восстановление свободного протекания оргонной энергии через тело путем «распускания панциря» в каждом сегменте. Для достижения этой цели используются три основные техники: глубокое дыхание, через которое скапливается энергия; мануальное воздействие на хронические мышечные за­жимы (массаж, давление, касания, разминание мышц); вербальный анализ и откровенная проработка совмест­но с терапевтом причин возникновения мышечных зажимов.

Любое эмоциональное состояние, по мнению М.Фельденкранза, отпечатывается на матрицах нервно-мышечной сис­темы и порождает в них хронические блоки, которые, в свою очередь, оказывают отрицательное влияние на психику. По его мнению, в результате возникновения этого порочного круга уси­ливается деформация образа Я, он становится аморфным и не­структурированным. Метод М.Фельденкрайза «является одним из подходов телесной терапии, который направлен на ут­верждение и структурирование образа Я, расширение самосо­знания, восприятия и развития собственных возможностей» (Э.А.Цветков, 1995, с.171).

В тренингах личностного развития приемы телесной терапии используются достаточно активно ввиду их эффективности при снятии некоторых психосоматических симптомов, а также для преодоления физического и психического напряжения, создания ощущения раскрепощенности и свободы, что, в свою очередь, позволяет активизировать личностные ресурсы в отношении психологического роста и процесса самопознания.

7.2.6. Технологии групповой работы в нлп

Групповая работа в НЛП чаще всего используется для обучения эффективной коммуникации.

Под нейро-лингвистическим программированием понимают процесс моделиро­вания внутреннего человеческого опыта и межличностной коммуникации путем выделения структуры процесса.

Одним из главных отличий НЛП от других психологических направ­лений является отсутствие всякого интереса к содержанию процессов коммуникации, а вместо этого - изучение структуры процесса: всех последовательных шагов програм­мы взаимодействия или внутрен­него действия у наиболее эффек­тивно коммуницирующих людей. Описание этой структуры необходимо делать, опираясь только на категории сенсорного опыта, в котором специалисты НЛП выделяют три основные модальности - визу­альную, аудиальную и кинестетическую. Наиболее содержательными показателями невербальных отве­тов в процессе коммуникации в НЛП считаются стереотипы гла­зодвигательных реакций, которые связаны с преобладанием опре­деленной модальности в структуре внутреннего опыта человека. Эти невербальные сигналы раскрывают для нас репрезента­тивную, ведущую и референтную системы собеседника. Под «ведущей системой » авторы НЛП имеют в виду систему, исполь­зуемую для поиска определенной информации. «Репрезентативная система » - это то, что уже введено в сознание и обозначено опре­деленными словами. «Референтная система » - это то, с помощью чего вы решаете, является ли известная вам информация истин­ной или ложной» (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993, с. 28). Определить эти системы позволяют также специфические предикаты, используемые в речи человека (например: «я вижу эту проблему так...», «перспективы для меня ясны », «вопрос освещен со всех сторон» и т.д.).

Изучение структуры субъективного опыта необходимо специалистам НЛП для того, чтобы помочь челове­ку изменить свое поведение. Как считают авторы, практически все психологические проблемы возникают у людей из-за субъективной невозможности вырваться из цепей привыч­ных стереотипов поведения. У человека в любой ситуации должно иметься не менее трех возможностей выбора, иначе он становится рабом одной-единственной программы.

Одним из самых мощных средств, используемых для этой цели в НЛП, является установка «якоря». Под этим термином имеют в виду введение дополнительного компонента в любую сенсорную систему человека, установление связи между некоторым определенным состоянием сознания че­ловека и каким-либо действием психолога. Чаще всего для этого используется кинестетическая система. Психофизиологическим механизмом «якорения» служат условные рефлексы. Благодаря подобному перепрограммированию поведения у человека формируется широкий спектр возможностей, из которых он делает наилучший выбор.

Специфическая особенность НЛП заключается в том, что в этом направлении безусловное предпочтение отдается подсознательному выбору вариантов поведения. Если психологи и психотерапевты других школ видят свою задачу в том, чтобы оказать помощь людям в осознании проблем, причин их возникновения и сознательном поиске путей их решения, то специалисты НЛП считают главным присое­диниться к подсознанию клиента, минуя его сознание, коммуницировать именно с подсознанием, причем, как уже было сказано выше, попытаться изменить стратегию подсознания, не вникая в содержание проблем данного конкретного человека. Они осно­вываются на убеждении, что «люди имеют ресурс, необходимый им для того, чтобы измениться, если им помочь в обеспечении доступа к этим ресурсам в соответствующем контексте» (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993, с.143).

Вследствие четкости предлагаемых рекомендаций, их поразительной эффективности, сочетающейся с минимальными вре­менными затратами, методы НЛП могут быть использованы практически в любой психотехнологии. Особенно действенными, как показывает опыт, эти приемы и техники оказываются в групповой работе по развитию самосознания.

Вместе с тем нельзя не обратить внимания на реально сущест­вующую опасность некорректного и неэтичного использования методов НЛП в манипулятивных целях, поскольку очень распро­страненным приемом в этом направлении является введение уча­стников группы в трансовое состояние сознания, в котором путем «якорения» возможно введение почти любых поведенческих про­грамм. Поэтому работа в техниках НЛП оставляет на совести психотерапевта или психолога этичное применение этих техник. Хотя это замечание можно отнести ко многим наиболее эффективным техникам из других психологических направлений.

Упражнения и приемы, характерные для той или иной пси­хологической школы тренинга, являются не более чем инстру­ментом, результат применения которого зависит не столько от качества этого инструмента, сколько от личности мастера, с ним работающего. Вследствие этого мы считаем, что даже жестко манипулятивные внешне приемы НЛП могут быть использованы не в целях манипуля­ции, а в целях облегчения процессов самораскрытия и самоактуализации участников группы.

Телесно-ориентированная терапия является одним из основных направлений современной практической психологии, еще ее называют соматической психологией. В настоящее время в Европе и в Америке существуют свыше 50 институтов и организаций с обучающими и терапевтическими программами различных школ и направлений телесно-ориентированной психотерапии.

Телесно-ориентированная терапия – это искусство и наука, это способ “исцеления души через работу с телом”, с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека. Все, что происходит в душе человека, оставляет отпечаток в его теле. Наше сознание и бессознательное в 90% случаев говорят не словами, а сигналами тела. Важно научиться улавливать эти сигналы, слышать свое тело, быть с ним в контакте.

В любой момент жизни состояние тела человека – это воплощенная история пережитых и переживаемых им эмоциональных и физических травм, накопленного жизненного опыта, взглядов и представлений, недомоганий и заболеваний. Наше “Я” выражено как в психике, так и в теле, и оживить душу можно, воздействуя на телесные процессы.

Что из себя представляет телесно-ориентированная терапия

Телесно-ориентированная терапия, прежде всего, представляет собой уникальный и эффективный способ личностного роста и целостного развития человека, помогающий связать воедино его чувства, разум и телесные ощущения, восстановить утраченные и простроить отсутствующие взаимосвязи между ними, создать условия доверительного и полного контакта человека с жизнью его тела.

Существенной особенностью ее является то, что работа с телом создает уникальные возможности терапевтического воздействия “вне цензуры сознания”, что позволяет обнаружить истинные истоки наболевших проблем, получить доступ к глубинным уровням бессознательного, представленным в теле. Эта особенность предопределяет высокую эффективность телесно-ориентированного подхода в оказании психологической помощи, в создании условий разрешения проблем, которыми изобилует человеческая жизнь.

Важно также и то, что данный вид терапии способствует выведению на уровень осознавания тех глубинных аспектов скрытого бессознательного процесса, происходящего между клиентом и терапевтом, которые обычно неразличимы и мало доступны для работы в “вербальных” методах терапии.

Так, одно из направлений телесно-ориентированной терапии специализируется на изучении связей между эмоциональными травмами, переживаемыми ребенком в детстве во взаимоотношениях с родителями (начиная с внутриутробных) и предопределяемыми ими типами характера.

Тип характера – как способ регуляции стресса

Тип характера – как способ регуляции стресса, формируется с младенчества и запечатлевается в особенностях структуры и функционирования тела, “кодируется” в эмоциях и чувствах, которые переживает человек. И именно тип характера выражается в особенностях поведения, отношений и набора проблем, с которыми мы имеем дело во взрослой жизни. Фактически, здесь дается ответ на вопрос: “Почему я такой?” и что можно с этим сделать, как изменить себя. Если бы все родители маленьких детей были знакомы с этой областью знаний и умений, то затруднений в воспитании у них было бы меньше.

В телесно-ориентированной терапии используются, кроме общепринятых, и специальные средства психотерапевтического воздействия, расширяющие возможности личностного роста и оздоровления человека. Например, терапевтическая работа с движением, дыханием, мышечным тонусом, энергобалансом и функциями тела; с энергетическими и межличностными границами; с ресурсами развития и ощущением безопасности.

Будучи психологией человеческой телесности и чувств, телесно-ориентированная терапия основана на целостном подходе к разрешению трудностей, стрессов, кризисов, с которыми мы сталкиваемся в ходе жизни. Она представляет собой систему – психологической помощи, поддержки, исцеления и коррекции – обширного круга человеческих проблем.

К ним относятся эмоциональные травмы, связанные со сложностями взаимоотношений в семье и на работе; деформации процесса развития личности; невротические расстройства, последствия пережитых стрессов и жизненных драм; духовные кризисы и поиски; умение справляться с тяжелыми переживаниями, такими, как горе, утрата. В ходе терапевтической работы становятся осознаваемы и доступны для изменения негативные состояния и чувства – ярость, гнев, агрессия, страх, тревога, сверхконтроль и др.

Телесно-ориентированную терапию можно назвать психологической азбукой здоровья, дающей ключ к осознанию смысла переживаемой проблемы или заболевания, к их исцелению. Вместе с тем, телесный опыт – это обширная сфера самопознания, которая дает возможность исследовать – каким образом чувства, желания, запреты “кодируются” в теле; разрядить и реализовать блокированную эмоциональную энергию; добиться более полного телесного самовыражения и психологической интеграции.

Хотелось бы обратить внимание читателя, на то, что огромный опыт человечества, а также результаты научных исследований показывают, что прикосновения, то есть различные виды телесного (тактильного) контакта играют колоссальную роль в человеческой жизни. В телесно-ориентированной терапии прикосновение – это один из основных языков мышц, нервов, кожи, формирующий пространство любви, поддержки и заботы.

Дело в том, что в области прикосновения создается зона интенсивности, повышающая осознанное психическое внимание. Прикосновения помогают лучше ощущать свое тело, соприкоснуться с глубокими и истинными чувствами, с внутренними ресурсами здоровья и развития.

Искусство прикасаться и принимать прикосновения – это путь к контакту с “внутренним ребенком”, к расширению возможностей телесно-чувственного осознавания себя и мира, к углублению чувства “Я”. В. Райх – основатель телесно-ориентированной психотерапии – указывал на терапевтическую ценность касания, как первичной, идущей от младенчества формы контакта с окружающим миром. Младенец изначально, не менее, чем в питании, нуждается в контакте с телом матери, в поддержке ее жизненности, поглощении ее энергии.

Известен феномен “сенсорного голода”, когда этот контакт разрушается и дети лишены прикосновений и поглаживаний (дети из детдомов), ” недолюблены” с младенчества из-за того, что их родители сами бояться прикосновений, объятий и недостаточно берут их на руки. Результатом становится задержка физического и психического развития и позднее, ограничение способности отдаться любви, когда появится возможность сближения с другим человеком. В этом же и трагедия неблагополучной старости, когда к пожилому человеку никто не прикасается. Есть английская поговорка о том, что у кошки высыхает спиной мозг, если ее никто не гладит.

Вообще, все, что происходит с ребенком на первом году жизни, плотно запечатлевается в его сознании и в теле, и формирует его личность. Антропологи изучали особенности телесного контакта и отношения к младенцам в различных культурах и получили интересные результаты. Так, каннибальские племена в Африке после родов носят младенцев в жесткой корзине без подстилки за спиной, изодранного и исцарапанного, мало кормят (в течение 5 минут) и снова бросают в корзину. Мать должна воспитать агрессивного ребенка, иначе его съедят. В других, дружелюбных племенах, мать, напротив, постоянно носит младенца на себе. При этом, лицо у ребенка постоянно открыто, он меняет позу вместе с матерью, видит все вокруг, что позволяет его телу, мышечной системе быстро развиваться. Он постоянно получает тактильный контакт, обладающий глубоким развивающим и поддерживающим рост влиянием. Дети этого племени спят вместе с матерью и в итоге, опережают своих сверстников в развитии на 3 месяца. В этом возрасте они начинают сидеть, в 6 месяцев – ходить. Если обычного европейского ребенка носить на теле и содержать также свободно, то он показывает средние показатели развития – между негритенком и европейским ребенком, которого обычно пеленают. В племени Майя детей тоже носят на себе, но из-за сурового климата им закрывают лицо. Впоследствии они крепки и выносливы, но мало любопытны и не склонны к познанию мира.

Важным обстоятельством является также то, что когда ребенок с рождения находится в контакте с телом матери, то ее материнский инстинкт быстро развивается и налаживается грудное вскармливание. Идеальный вариант, когда кормление происходит живот к животу, тело к телу – когда он раздет и прижат к матери. Постоянный тактильный контакт, укачивание на руках – как установили невропатологи, – снижает даже внутричерепное давление у младенцев и обеспечивает полноценные условия его здоровья и развития.

Тело и телесность

Обратимся к понятию “телесность”. Понятия “тело”, “телесность” – ключевые в телесно-ориентированной терапии. “Телесность” – это не только ядро – собственно тело, но и его временное измерение (прошлое, настоящее, будущее), и пространство вокруг ядра, включая различные явления сознания – традиции, желания, потребности. Чрезвычайно важен тот факт, что тело является фундаментальной ценностью человеческой жизни и имеет первостепенную значимость в жизненных процессах.

Тело – это изначальная данность в жизни родившегося ребенка. Развиваясь, именно свое тело он прежде всего вычленяет из реальности. Позже тело структурируется, как основа личности и ее сознания и воспринимается как “Я”. Именно телесно – чувственный опыт становится фундаментом психического развития и самопознания. Это верно и в филогенетическом и в онтогенетическом аспекте.

Телесность выражает внутреннюю сущность человеческого естества, воплощает способ его бытия в настоящем времени и необходима ему для осознания и освоения собственной природы. Мир телесности – это проводник, помогающий восстановить утраченный контакт с частями нашей души и духа. В этом смысле А. Лоуэн называл тело “спасителем души”. Тело – это храм его души, носитель его духовной силы и творческой мощи. Именно поэтому одним из основных принципов телесно-ориентированной терапии является положение о творческой природе и сути телесности.

В любой момент жизни тело воплощает особенности личности, ее психологических проблем и конфликтов. Что же происходит с душой и телом человека в ходе его жизни? Известно, что при рождении у каждого ребенка закладывается богатый спектр ощущений, его возможности жить и чувствовать колоссальны. В процессе развития его тело формируется как универсальный, общечеловеческий язык, выражающий и передающий чувства и отношения – от человека к человеку. Но постепенно издержки воспитания, сложности взросления, переживаемые стрессы у многих людей приводят к подавлению чувств и ощущений тела (чаще тех, которые негативны, разрушительны или неуместны), утрате глубины переживаний, оскудению диапазона эмоций, (или, напротив, к их хаотической и разрушающей интенсивности).

Эмоционально значимые переживания “врастают в память тела” и фиксируются в нем. Тело – запечатлевая маски и роли, избранные как способы защиты от тяжелых переживаний, – обретает “мышечный панцирь”, узлы и зоны хронических напряжений и зажимов. Они блокируют жизненную энергию, эмоции, силы, способности; ограничивают подвижность и ресурсы жизненности тела; снижают качество жизни и полноценность самой личности; ведут к заболеваниям и старению. Подавляя опасные либо негативные чувства и переживания тела, мы приходим к внутренним конфликтам, когда эмоции “отсекаются” от движения и восприятия, действия от мышления и чувств, понимание от поведения. Думаю – одно, чувствую – другое, делаю – третье.

Таким образом, травмы и разочарования, накапливаясь, влекут за собой разлад между чувствами, разумом и телом; потерю контакта с частями души и тела; с чувственной реальностью мира. Мы утрачиваем ощущение внутренней целостности, мир в душе, свежесть чувств и уже не можем по-детски любоваться цветком и ценить простые радости жизни. Недаром А. Лоуэн утверждал, что все наши личностные трудности исходят из предательства своего тела. В итоге, с возрастом мы все больше чувствуем трагичность существования, погружаемся в страдания, либо в “оценочное переживание жизни”, что подменяет нам радость подлинно чувственного восприятия и переживания реальности. Мы не столько живем, сколько размышляем о жизни, сожалея о собственных потерях.

Выход из подобных тупиков для каждого из нас возможен в итоге осознания своей жизни и судьбы, работы с собой, вырастания над собой прежним. В этом процессе мир телесности служит проводником, помогающим восстановить контакт с частями души, обрести себя и смысл жизни.

Оптимальные условия для процесса личностного роста и обретения мудрости поможет создать телесно-ориентированная терапия.

Развивая способность к телесно-чувственному осознаванию – как мосту между мыслями, действиями и эмоциями, телесно-ориентированная терапия запускает процесс их осознавания и трансформации, соединения их в единое целое, что позволяет найти внутренние ресурсы для необходимых изменений. Психологическая зрелость личности формируется в процессе освобождения жизни тела, развития осмысленного диалога с собственными чувствами и разумом. Телесно – чувственное осознавание является ключом к поиску жизненных смыслов, продвижения к обретению себя, к полноценной самореализации.

В заключение можно сказать, что телесно-ориентированная терапия – это способ стать и оставаться самим собой в любой ситуации, сбрасывая маски, защитные слои, которыми мы обзаводимся с детства. Она прокладывает путь к достижению большей осознанности, свободы и творчества в нашей жизни.

Обсуждение закрыто.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...