Две основы глагола. Основы глагола

Итоговый тест по истории России

Вариант 1
А1. В каком веке Россия стала великой морской державой?
1) XVI в. 2) XVII в. 3) XVIII в. 4) XIX в.
А 2. Важнейшая историческая заслуга князя Ивана Калиты состояла в
1) принятии первого свода законов «Русская правда»
2) освобождении Руси от ордынской зависимости
3) создании первого общерусского Судебника
4) усилении роли Москвы как центра объединения русских земель
А 3. Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:
1) 1649; 2) 1645; 3) 1654; 4) 1613.
А 4. Что из названного относится к результатам политики Петра I в области образования?
1) появление светских учебных заведений
2) введение всеобщего начального образования
3) учреждение женских школ и училищ
4) создание сети университетов в крупных городах
А 5. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?
1) Дмитрий Донской; 2) Александр Невский; 3) Иван Калита; 4) Иван III.
А 6. Что из названного произошло в XIX веке?
1) упразднение патриаршества 2) учреждение коллегий
3) провозглашение России империей 4) отмена крепостного права.
А 7. «Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе
1) славянофилы 2) марксисты 3) декабристы 4) народовольцы
А 8. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?
1) Государственный Совет 2) Государственная Дума
3) Высочайший Сенат 4) Святейший Синод
А 9. .»Соборное уложение» царя Алексея Михайловича было принято в
1) 1649 г. 2) 1645 г. 3) 1646 г. 4) 1647 г.

А10. Прочтите отрывок из воспоминаний публициста Ю.Ф.Самарина и укажите имя императора, о начале царствования которого идет речь.
«Прошлое царствование началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения. В развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв».
1) Павел Петрович 2) Александр Павлович 3) Константин Павлович 4) Николай Павлович
А11. Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо – Восточной Руси было(а):
1) Рязанское княжество; 2) Тверское княжество;
3) Суздальско-Нижегородское княжество; 4) Новгородская земля.
А12. Какой из перечисленных ниже органов власти был создан во время правления
Петра I?
1) Государственный Совет; 2) Государственная Дума;
3) Верховный тайный Совет; 4) Сенат.
А13. Завершивший Русско-турецкую войну Берлинский конгресс, на котором России удалось отстоять независимость Черногории, добиться автономии для Северной Болгарии, состоялся в:
1) 1815 г.; 2) 1856 г.; 3) 1878 г.; 4) 1905 г.
А14. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, установленное судебником 1497 года, носило название:
1) пожилое 2) погост 3) отходничество 4) Юрьев день
А15. Титул «государя всея Руси» принял:
1) Иван Калита 2) Василий II 3) Василий Темный 4) Иван III
А16. Продвижение русских в Сибирь в XVII в. связано с именем
1) Ермака Тимофеевича 2) Семена Дежнева 3) Степана Разина 4) Витуса Беринга

А17. Манифест 19 февраля 1861 г. подписал:
1) Александр I; 2) Николай I; 3) Александр II; 4) Николай II.
А18. К истории Крымской войны относятся:
1) Синопская битва, оборона Севастополя;
2) Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр;
3) битва под Аустерлицем, оборона Севастополя;
4) битва под Нарвой, Лейпцигская битва.
А19. Даты 1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г. относятся к:
1) процессу освобождения крестьян;
2) началу царствований российских императоров;
3) реформам государственного управления;
4) этапам промышленного переворота в России.

А20. Какое решение принял М.И. Кутузов в 1812 г. в деревне Фили:
1) дать сражение у реки Березины; 2) вывести войска из Москвы без боя;
3) заключить мирное соглашение с Наполеоном; 4) дать сражение при Бородине.
В 1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) стояние на реке Угре Б) Куликовская битва
В) Ледовое побоище Г) Полтавская битва
В 2. Прочтите отрывки из трудов историков и назовите правительницу, к которой относятся эти характеристики:
Н.М. Карамзин: «Европа с удивлением читает ее переписку с философами, и не им, а ей удивляется. Какое богатство мыслей и знаний, какое проницание, какая тонкость разума, чувства и выражений».
П.А. Вяземский: «Европейская пресса была ее смиренной и покорной служанкой. Все выдающиеся политические и литературные деятели ее эпохи были ей преданы. Вольтер, Д-Аламбер и многие другие писали как бы под ее диктовку и были глашатаями ее политических воззрений, ее побед и ее завоеваний».
В3. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) Бородинское сражение 2) начало Отечественной войны
3) Восстание декабристов 4) Учреждение министерств
В 4. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и напишите имя императора, о смерти которого рассказывается.
«Воскресенье, 1 марта 1881 года мой отец поехал, по своему обыкновению, на парад в половине второго. Мы же, мальчики, решили отправиться…кататься на коньках.
Ровно в три часа раздался звук сильнейшего взрыва.
- Это бомба! – сказал мой брат Георгий.
В тот же момент еще более сильный взрыв потряс стекла окон в нашей комнате… Через минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей.
- Государь убит! – крикнул он.
В 5. Прочтите отрывок из дневниковых записей очевидца со¬бытий и напишите название войны, о которой идет речь в при¬веденном документе:
«Доверие ко всем начальствующим лицам сильно подорвано. Однако Скобелева все единогласно восхваляют… Несомненно, что атака Плевны была ведена замечательно неискусно… Скобелев со своим маленьким отрядом действовал… отдельно и самостоятельно. Резервов не было. Тридцать шесть эскадронов кавалерии в бездействии стояла на флангах вместо того, чтобы захватить пути сообщения Плевны с Видином и Софиею».

Вариант 2
А 1. Как называлась первая русская летопись?
1) “Слово о полку Игореве 2) “Повесть временных лет” Нестора
3) “Поучение детям» Владимира Мономаха 4) “Слово о законе и благодати
А 2. Что такое вотчина?
1) землевладение дворян 2) землевладение опричников, выдаваемое за заслугу
3) землевладение бояр и князей, передаваемое по наследству 4) землевладение воевод
А 3. Первое столкновение русских с монголо-татарами произошло в районе реки:
1) Сити; 2) Оки; 3) Угры; 4) Калки; 5) Вожи.
А 4. Укажите имя предводителя крестьянской войны, произошедшей во второй половине XVII в?
1) Иван Болотников 2) Емельян Пугачёв 3) Кондратий Булавин 4) Степан Разин
А 5. При Иоане IV Грозном в России:
1) складывается система приказов 2) проводится министерская реформа
3) вводится “Табель о рангах» 4) происходит присоединение к России средней Азии
А 6. Какое историческое лицо сыграло значительную роль в период “смутного времени”?
1) Малюта Скуратов 2) Александр Меньшиков 3) Козьма Минин 4) Ермак Тимофеевич
А7. Какая черта характерна для абсолютной монархии, существовавшей в России в XVIII веке?
1) неограниченная власть монарха
2) самостоятельность местной власти
3) четкое распределение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную
4) большая роль патриарха в государственном управлении
А 8. Понятие «церковный раскол» возникло в царствование
1) Федора Алексеевича 2) Алексея Михайловича 3) Петра I 4) Екатерины II

А 9. Зарождение “политики просвещенного абсолютизма” в России связывают с эпохой управления:
1) Петра I 2) Елизаветы Петровны 3) Екатерины II 4) Александра I
А10. Когда Россия завоевала выход к Черному морю?
1) в результате войны с Крымским ханством в 1661 году
2) в результате присоединения украинских земель в 1654 году
3) в результате войны с Турцией в 1768-1774 годах
4) в результате войны с Турцией в 1806-1812 годах
А11. Когда и кто в России впервые принял царский титул?
1) 1505-Иван III 2) 1547-Иван IV 3) 1721-Петр I 4) 1762-Петр III
А12. В начале царствования он мечтал дать народу конституцию; при нем был принят указ о вольных хлебопашцах, открывались новые университеты, лицеи. Имя этого царя:
1) Петр I 2) Павел I 3) Александр I 4) Николай I
А13. Принятая в годы правления Николая I в качестве официальной идеологии система взглядов основывалась на положении:
1) «сила власти - царю, сила мнения - народу!»
2) «Москва - третий Рим, а четвертому не бывать»
3) «православие, самодержавие, народность»
4) «сначала успокоение, потом реформы»
А14. Выступление Северного общества дворянства началось:
1) 25 ноября 1926 г.; 2)14 декабря 1825 г.; 3) 25 декабря 1825 г. 4) 19 февраля 1825г.
А15. Оборона Севастополя относилась к событиям войны, проходившей в:
1) 1812 – 1815 гг.; 2) 1813 – 1814 гг.; 3) 1853 – 1856 гг.; 4) 1877 – 1878 гг.
А16. Кто такие западники?
1) религиозная секта
2) сторонники особого исторического пути России
3) Представители западноевропейских стран-инвесторов в экономику России
4) сторонники западноевропейского пути развития России
А17. Основателем Московского княжества был:
1) Дмитрий Донской; 2) Юрий Долгорукий; 3) Даниил Александрович; 4) Александр Невский.
А18. Это НЕ относится к мероприятиям Петра I:
1) учреждение Сената; 2) создание навигацкой школы;

3) отмена местничества; 4) реформа алфавита.
А 19. Существовавшая в России с XV до конца XVII в. Система распределения служебных мест в соответствии со знатностью рода носила название
1) местничества 2) кормления 3) земщины 4) рекрутчины

А 20. В Болгарии в районе Шипки был воздвигнут обелиск в память о русско-болгарском содружестве в годы:
1) Русско-турецкой войны 1806 – 1812 гг.; 2) Крымской войны;
3) Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.; 4) Первой мировой войны.
В 1.Какое событие произошло позже всех других?
1) создание Сената; 2) учреждение московского университета;
3) основание Санкт-Петербурга; 4) Полтавская битва.
В 2. Установите правильное соответствие:
1) 1462 г. 2) 1480 г. 3) 1236 г. 4) 1497 г. 5) 1147 г.
а) начало монголо-татарского нашествия б) первое упоминание о Москве
в) начало правления Ивана III г) стояние на реке Угре
д) Судебник Ивана III
В 3. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, к кому относится эта характеристика.
«При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь».
1) Алексею Михайловичу 2) Петру Алексеевичу
3) Михаилу Фёдоровичу 4) Петру Федоровичу

В 4. Почтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, кому была открыта дорога к престолу после описываемого заговора:
«Однако главная причина падения Лжедмитрия I была другая. На собрании заговорщиков накануне восстания бояре откровенно заявили, что признали Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а потом низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Они так и сделали».
В5. Прочтите отрывок из записок современника и напишите название войны XIX века, о которой в нем говорится:
«Грустно…я болен Севастополем…Мученик – Севастополь!…Что стало с нашими морями?…Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях. Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега…Друзей и союзников у нас нет»

Ответы:
Вариант 1: А1-3, А2-3, А3-4, А4-1, А5-2, А6-4, А7-3, А8-1, А9-1, А10-4, А11-2, А12-4, А13-3, А14-4, А15-4, А16-1, А17-3, А18-1, А19-2, А20-2.
В1-ВБАГ, В2- Екатерина II, В3-4213, В4- Александр II, В5- Сергий Радонежский, В6- Русско-турецкая война 1877-1878гг., В7-2.
Вариант 2: А1-2, А2-3, А3-4, А4-4, А5-1, А6-3, А7-1, А8-2, А9-3, А10-3, А11-2, А12-3, А13-3, А14-2, А15-3, А16-4, А17-2, А18-3, А19-1, А20-3.
В1-2, В2 -1в2г3а4д5б, В3-1, В4- Василий Шуйский, В5- Александр II, В6 –Кымская (восточная) война 1853-1856гг., В7- полюдье.


Все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения, образуются посредством формообразующих суффиксов и окончаний, присоединяемых к основе. По образованию глагольные формы распадаются на две группы в зависимости от образующей основы, которая может выступать в двух вариантах: как основа неопределенной формы и как основа настоящего времени. Основа неопределенной формы определяется путем устранения аффиксов -ть (-ти): собира -ть . Основа настоящего (или будущего простого) выделяется из формы третьего лица мн. ч. настоящего или будущего простого: пиш -ут, напиш -ут.

От основы неопределенной формы образуются: прошедшее время причастие прошедшего времени (действительное и страдательное) и деепричастие совершенного вида: возненавиде-ть, воз-ненавиде-л, возненавиде-вший, возненавиде-нный, возненавиде-в .

Аффикс -ну(ть) в глаголах несовершенного вида, например сохнуть, мокнуть , омонимичен аффиксу -ну(ть) в глаголах совершенного вида со значением моментальности или однократности действия, например: шагнуть, моргнуть . Первый аффикс обычно утрачивается при образовании форм от основы неопределенной формы (сохнуть - сох, сохший ), второй аффикс сохраняется (шагнуть, - шагнул, шагнувший ).

От основы настоящего времени образуются формы настоящего или будущего простого, повелительного наклонения, причастия настоящего времени (действительное и страдательное) и деепричастия несовершенного вида: называj-ут (называют), называй, называj-ущий (называющий), называj-емый (называемый), называj-а (называя) .

Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита-ть - читаj-ут (читают), зва-ть - зов-ут . Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.

Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными, например глаголы типа садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться ). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др.

Продуктивных глагольных классов пять:

1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) и с основой настоящего времени на -aj: читать - читаj-ут (читают).

2-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej: жале-тъ - жалеj-ут (жалеют) .

3-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj: советовать - советуj-ут (советуют), горева-ть - горюj-ут (горюют) .

4-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н-: прыгнуть - прыгн-ут .

5-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят: мо-ли-ть - мол-ят .

Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например, есть, ехать ). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут, мурлыкают вместо мурлычут, полоскают вместо полощут, махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.

Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется (находится в движении).

Из всех указанных обстоятельств проистекает важ­ное следствие, состоящее в том, что, зная основу, на­ходящуюся перед окончанием типа -а, нельзя быть уве­ренным, что знаешь основу того же глагола перед окон­чанием типа -/; и наоборот, знание основы перед оконча­нием типа -I не означает знания основы перед оконча­нием типа -а. Основу перед окончанием типа -а принято называть основой настоящего времени, а основу перед окончанием типа - основой инфинитива или основой прошедшего времени. Разумеется, названия эти обу­словлены тем, что обычным представителем «-оконча­ния являются окончания настоящего времени, а обыч­ными представителями I- окончания - окончания про­шедшего времени и инфинитива.

Различие в основах настоящего времени и инфини­тива потребовало введения в русскую (и шире - сла­вянскую) грамматику понятия класс глагола. Под классом глагола принято понимать определен­ный тип соответствия между двумя осно­вами. Если говорят, что некий глагол принадлежит к классу х, то это означает, что известно, как оканчи­вается основа инфинитива и основа настоящего време­ни. Если дана любая из двух основ глагола и указан его класс, тем самым сообщена и другая основа. Если же дана любая из двух основ, а класс глагола не указан, то вторая основа остается практически неизвестной.

Если основа инфинитива оканчивается на гласный, тогда в основе настоящего времени может быть либо усечение этого гласного, либо наращение какого-то согласного. Если основа инфинитива оканчивается на согласный, то основа настоящего времени, видимо, «устроена» так же. Однако совсем не обязательно, чтобы конечные согласные основ инфинитива и настоя­щего времени совпадали: вести - веду, мести - мету. Особо сложным случаем является тот, когда инфинитив оканчивается на -чь: мочь - могу, печь - пеку. Если даже известна основа настоящего времени, которая может оканчиваться только на согласный, то основа инфинитива абсолютно неясна. Ведь она может пред­ставлять собой и усеченную основу настоящего вре­мени: жив-у и жи-ть, и ту же основу с наращением: люб-ит и люби-ть. Таким образом, можно сделать вы­вод, что основа инфинитива более информативна, чем основа настоящего времени, которая никак не прогно­зирует инфинитивную основу. Основа инфинитива на согласный, кроме случаев типа мести, печь, однозначно определяет основу настоящего времени: нести - несу, везти - везу. Основа инфинитива на гласный оставляет вопрос об основе настоящего времени неясным.



Строго говоря, существуют и такие глагольные лек­семы, у которых выделяются более чем две разные осно­вы - настоящего времени и инфинитива. Например, глаголы исчезнуть, меркнуть, сохнуть в прошедшем вре­мени могут иметь основу, отличную от основы инфинити­ва: исчез, исчезла; мерк, меркла; сох, сохла. Часто встре­чающимися являются различия между основой настоя­щего времени в 1-м лице и других лицах: кошу - косят, люблю - любят, вожу - возят, кручу - крутят, бере­гу - бережёт.

§ 86. КЛАССЫ ГЛАГОЛОВ

Согласно классификации А. А. Зализняка ", русские глаголы за малым исключением (напомним, что и здесь имеется в виду письменная форма языка) можно под­разделить на 16 основных классов (табл. 32).

Таблица 32

Окончание
Клас­сы гла­го­лов инфинитива 1-го и 3-го лица настоя­щего вре­мени (несов. вид) или будуще­го времени (сов. вид) Примеры
I -ать -ять -еть -аю, -ает -яю, -яет -ею, -еет делать - делаю, делает терять - теряю, теряет жалеть - жалею, жалеет
II -овать -евать -ую, -ует -ую, -ует -юю, -юёт рисовать - рисую, рисует тушевать - тушую, тушует клевать - клюю, клюёт
III -путь -ну, -нёт гнуть - гну, гнёт
IV -ить -у/-ю, -ит строить - строю, строит множить - множу, множит

Продолжение табл. 32

Клас­сы гла­го­лов Окончание Примеры
инфинитива 1-го и 3-го лица настоя­щего вре­мени (иесов. вид) или будуще­го времени (сов. вид)
V -ать -ять -еть -у/-ю, -ит слышать - слышу, слышит выстоять - выстою, выстоит видеть - вижу, видит
VI -ать -у/-ю, -ет скакать - скачу, скачет сеять - сею, сеет
VII -зти/-зть -сти/сть -зу, -зёт -су, -сёт, -ду, -дёт -ту, -тёт -сту, -стёт -бу, -бёт грызть - грызу, грызёт пасти - пасу, пасёт вести - веду, ведёт мести - мету, метёт расти - расту, растёт грести - гребу, гребёт
VIII -чь -гу, -жёт -ку, -чёт беречь - берегу, бережёт течь - теку, течёт
IX -ереть -ру, -рёт тереть - тру, трёт
X -олоть -ороть -олю, -олет -орю, -орет колоть - колю, колет пороть - порю, порет
XI -ить -ью. -ьёт шить - шью, шьёт
XII -ыть -уть -ить -ою, -оет -ую, -ует -ию, -иёт ныть - ною, ноет дуть - дую, дует гнить - гнию, гниёт
ХШ -овать -аю, -аёт продавать - продаю, продаёт
XIV -ать!-ять -ну, -нет -му, -мёт -иму, -имет жать - жну, жнёт жать - жму, жмёт отнять - отниму, отнимет
XV -ть -ну -нет одеть - одену, оденет
XVI -ть -еу, -вёт жить - живу, живёт


Существенно обратить внимание на то обстоятельст­во, что во всех 16 классах (в «Словаре» они называются типами спряжения) реализован описанный выше принцип - необходимость завершить основу настояще­го времени согласным. В III - VI, IX и X классах это осуществляется за счет «отбрасывания» конечного глас­ного основы инфинитива, в I, II, VIII, XI - XIV клас­сах - за счет прибавления к основе согласных /, задне­нёбных, носовых или в. При этом в основе настоящего времени также может происходить замена конечного согласного основы инфинитива (IV - VI классы) или неконечных гласных (XI, XII, XIV классы).

Глаголы, имеющие в 3-м лице единственного числа настоящего-будущего времени окончание -ет, принадле­жат к I спряжению; глаголы, имеющие в той же форме окончание -иг, - ко II спряжению. В процессе препода­вания русского языка основное внимание обращается на разграничение глаголов I и II спряжений с безудар­ными окончаниями: правильное определение типа спря­жения глагола необходимо для обучения правописанию глагольных форм. Однако для тех, кто изучает русский язык как неродной, недостаточно деления на два типа спряжения, так как учащийся, зная инфинитив, совсем не обязательно знает, как выглядит форма настоящего времени. Иными словами, неизвестно не только правило написания безударного окончания, но самый характер преобразования основы инфинитива («отбрасывание» конечного гласного либо наращение конечного соглас­ного и какого именно; отсутствие или наличие чередо­вания и какого именно). Поэтому знакомство с клас­сами глаголов совершенно необходимо при изучении русского языка как неродного.

§ 87. ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ УДАРЕНИЯ

А. А. Зализняк показал, что в качестве основных схем ударения в глаголе выступают три для форм настоящего времени и образованных от основы настоя­щего времени форм повелительного наклонения и три - для форм прошедшего времени, т. е. для форм, основа которых обычно совпадает с основой инфинитива. В этих схемах ударение обозначается не с точностью до места в словоформе, а характеризуется как падающее либо на основу, либо на окончание. При этом считается, что ударение инфинитива известно. Если сказано, что ударение падает на основу, то это значит, что оно падает на тот же слог, что и в инфинитиве. Если число слогов в рассматриваемой словоформе меньше, чем в инфини­тиве, то ударение падает на последний слог основы: ри­совать, рисовал, но рисую, рисуй, рисует; получить, получил, но получит, получим, хотя и получу, получй.

Если по схеме ударение должно падать на оконча­ние, а оно является нулевым или не содержит гласного, ударение падает на последний слог основы: стою, стойшь, но стой, стойте. В двусложных ударных оконча­ниях ударение - на первом слоге: стойте.

У форм настоящего времени ударение может быть: 1) постоянно на основе: верю, веришь, верим, верите, верят, верь, верьте; 2) постоянно на окончании: беру, берёшь, берёт, берём, берёте, берут, берй, берйте; 3)на окончании в формах 1-го лица единственного числа и повелительного наклонения, на основе - во всех ос­тальных формах: пишу, пйшешь, пйшет, пйшем, пишете, пйшут, пишй, пишйте.

У форм прошедшего времени выделяются те же три основные схемы: 1) постоянное ударение на основе: делать, делал, делала, делало, делали; 2) постоянное ударение на окончании: нестй, нёс, несла, несло, несли; 3) ударение на окончании в форме женского рода, в остальных формах - на основе: быть, был, была, было, были. Большинство русских глаголов в формах прошед­шего времени имеют постоянное ударение на основе. Однако практически встречаются все типы комбинаций схем ударения словоформ настоящего времени и схем ударения словоформ прошедшего времени: боюсь, бойшься, бойтся, бойся, бойтесь (в настоящем времени постоянное ударение на окончании) - боялся, боялась, боялось, боялись (в прошедшем времени постоянное ударение на основе); берегу, бережёшь, береги, берегй- те (в настоящем времени постоянное ударение на окон­чании) - берёг, берегла, берегло, береглй (в прошед­шем времени постоянное ударение на окончании); получу, получишь, получй (в настоящем времени ударе­ние подвижное) - получить, получил, получила, по­лучило, получили (в прошедшем времени постоянное ударение на основе).

§ 88. ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

Допустим, что нам известен инфинитив глагола, его класс, а также то, какую схему ударения имеет этот гла­гол в формах настоящего и прошедшего времени. При этих условиях мы можем образовать любую форму, вхо­
дящую в парадигму данного глагола. (Не следует за­бывать, что число форм не во всех глагольных парадиг­мах одинаково. Как уже отмечалось, оно обычно зави­сит от видовой характеристики глагола, а также от воз­можности иметь залоговое противопоставление внутри парадигмы.) Знание класса глагола позволяет образо­вать от основы инфинитива основу настоящего времени. Знание схемы ударения позволяет определить место ударения в этой основе. Все иные глагольные формы образуются по следующим основным правилам от од­ной из двух указанных акцентуированных основ.

Образование глагольных форм

В отличие от других частей речи, глаголы образуют формы не от одной основы в начальной форме, а от двух глагольных основ. Образование форм происходит путем прибавления определенных суффиксов, окончаний к основе.

Выделяются:

1) основа инфинитива – выделяется после отбрасывания окончания или суф. инфинитива –ть, -ти, о: говори -ть, нес -ти, жечь -о.

2) основа наст. или пр. буд вр. – выделяется путем отбрасывания личных окончаний: говор, -ат, читаj-ут, скаж-ут, прочитаj-ут.

Спряжение глагола

В широком понимании спряжение – изменение по наклонениям, временам, лицам, числам, родам. В узком изменение по лицам и числам . Именно так рассматривается спряжение в школе и в вузовских учебниках. Глаголы изменяются по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Эти формы глагола называются личными, а окончания таких глаголов – личными окончаниями (т.к. они передают значение лица и числа).

По характеру личных окончаний большинство глаголов в русском языке относятся к глаголам 1 или 2 спряжения. Эти типы спряжения отличаются друг от друга гласными в окончании 2, 3 лица ед. и мн.ч. и 1 лица мн.ч. Глаголы 1 л. ед.ч. в обоих спряжениях имеют одинаковое окончание (у/ю).

I спряжение II спряжение

ешь, ет, ем, ете, ут, ют ишь, ит, им, ите, ат, ят

Ко II спряжению относятся:

1. Глаголы с ударным личным окончанием, где ударными являются гласные и или а/я в 3 лице мн.числа: спишь, спит, спим, спите, спят .

2. Глаголы с безударными личными окончаниями, у которых основа инфинитива заканчивается на –ить (кроме брить, стелить ): говоришь – говорить , на –ить .

3. Исключение: 7 глаголов на –еть , 4 глагола на –ать :

Слышать, видеть и обидеть,

гнать, держать и ненавидеть,

и смотреть, дышать, вертеть,

и зависеть, и терпеть.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению (их больше):

1. Глаголы с ударным личным окончанием с е или ув 3 лице мн.числа: рвешь, рвет, рвем. рвете, рвут .

2. Глаголы с безударными личными окончаниями, основа инфинитива которых оканчивается не на –ить (кроме 11 глаголов-искл.): борются – бороться, на –оть, не на –ить.

3. Исключение: брить, стелить.

Примечание : глаголы, образованные с помощью приставок и/или постфикса -ся, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные глаголы.

Не входят в эти типы спряжения:

1. Глаголы хотеть, бежать и производные от них (выбежать, захотеть и т.п.). Это разноспрягаемые глаголы, т.к. имеют личные окончания как I, так и спряжения.

Глагол бежать спрягается во всех формах по II спряжению (бежишь, бежит, бежим, бежите), но в 3 л. мн.ч. – по I спряжению (бегут).

Глагол хотеть в ед.ч. спрягается по I спряжения (хочешь, хочет), во мн.ч. – по типу II спряжения (хотим, хотите, хотят). Множество речевых ошибок связано с неправильным спряжением этих глаголов (к примеру, «хочем, хочете, бежат» , унифицируют под I спр.).

2. Глаголы есть, дать, создать, надоесть и приставочные производные от них. Это глаголы архаичного (устаревшего) спряжения.

У этих глаголов своеобразные личные окончания в ед.числе:

дам , дашь , даст , ем . ешь , ест .

Во мн.ч. они спрягаются по типу II спряжения.

Отдельные глаголы считаются избыточными глаголами, потому что у них есть в системе спряжения вариантные формы: машет, махает (разг.); чтут, чтят; каплет, капает. Некоторые глаголы являются недостаточными , т.к. у них наблюдаются отсутствие ряда личных форм наст./буд. времени.

В зависимости от этого выделяют глаголы несов.вида и глаголы сов.вида.

Глаголы несов.в. обозначают действие, не ограниченное внутренним пределом, отвечают на вопрос что делать? Например, петь, делать, говорить, говаривать .

Глаголы сов.в. обозначают действие, ограниченное внутренним пределом, отвечают на вопрос что сделать? Например, сказать, запеть, прыгнуть.

Практически глаголы сов. и несов.в. узнают по вопросу: что делать? что сделать?

Глаголы сов.в. и несов.в. четко разграничиваются не только по своей семантике, но и по грам. свойствам:

1. У Г несов.в. и сов.в. разное количество форм времени: у Г НВ – 3, у Г СВ – 2. Г несов.в. имеют формы наст.вр. гл. сов.в. – нет, что связано с их грам. значением.


В отличие от имен существительныx и прилагательных, имеющих одну основу, глагол, как правило, обладает двумя формообразующими основами, от которых образуются все глагольные формы: это основа инфинитива и основа настоящего времени . Основу инфинитива получают путём отсечения инфинитивного суффикса -ть. От основы инфинитива образуются формы прошедшего времени, сослагательного наклонения, причастий прошедшего времени и деепричастий сов. вида: решить, реши + л, решил бы, реши + вш + ий, реши + в.

Основа настоящего времени устанавливается путём отделения окончаний у формы 3 лица мн. числа настоящего или будущего простого времени: решают, берегyт .

В остальных формах лица характер основы может затемняться чередованием конечного согласного: вижу - видят, бережешь - берегут .

И это затрудняет образование форм настоящего времени, повелительного наклонения, причастий настоящего времени и деепричастий несов. вида, которые от этой основы образуются: решай, решаj + ущ + ий, решаj + эм + ый, решаj + а.

Основа инфинитива обычно совпадает с основой прош. времени: чита ть- чита л .

Однако в отдельных группах глаголов они различаются, и в таких случаях глагол имеет не две, а три формообразующих основы: это глаголы с полногласным сочетанием -ере : тере ть - тр ут - тер ; запере ть - запр ут - запер ; ряд глаголов на - нуть : окнуть - мокн ут - мок ; оглохну ть- оглохн ут- оглох и др.

Основа инфинитива оканчивается обычно на гласный, поэтому её называют вокалической , а основа наст. времени - на согласный, и eё называют консонантной.

Спряжение глаголов

Все формы глагола делятся на две группы: спрягаемые (личные) и неспрягаемые (инфинитив, причастие и деепричастие).

В русском языкознании термин «спряжение» понимается по-разному. В узком смысле спряжение - это изменение глагола по лицам и числам (в настоящем и простом будущем времени). Такое определение даётся обычно в вузовских и школьных учебниках. В широком понимании спряжением называют изменение глагола по лицам, числам, временам и наклонениям (а в прошедшем времени и сослагательном наклонении - не по лицам, а по родам).

Выделяют два основных типа спряжения, которые отличаются друг от друга гласными окончаний форм 2-го и 3-его лица ед. числа и 1, 2, 3 лица мн. числа под ударением. В 1-ом лице ед. числа окончания глаголов 1 и 2 спряжения совпадают.

Ко 2 спряжению относятся (из числа имеющих безударные окончания) глаголы на -ить в инфинитиве (валить, клеить ), кроме брить, зиждиться ; а также следующие 11 глаголов: вертеть, видеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, зависеть, терпеть, гнать, дышать, держать, слышать и производные от них.

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями (кроме разноспрягаемых и особо спрягаемых) относятся к 1 спряжению (сказать, колоть и др.).

Глагол стелить употребляется только в инфинитиве, а иные формы образуются от глагола 1 спряжения стлать: стелешь, стелет, стелем и т. д.

Разноспрягаемыми (имеющими окончания и первого и второго спряжения) являются глаголы хотеть , бежать, брезжить (в 1 и 2 лице не употребляется). Глагол чтить образует две формы 3 лица мн. числа: чтят (и в этом случае он принадлежит 2 спряжению) и чтут (и тогда глагол относится к разноспрягаемым). Особо спрягаемых глаголов в русском языке два: есть и дать (и производные от них). Представим систему спряжения глаголов в таблице.

Типы спряжения 1 л. ед.ч. 2 л. ед.ч. 3 л. ед.ч. 1 л. мн.ч. 2 л. мн.ч. 3 л. мн.ч.
1 спряжение -у (ю) иду -ешь идешь -ет идет -ем идем -ете идете -ут- (ют) идут
2 спряжение -у (ю) шумлю -ишь шумишь -ит шумит -им шумим -ите шумите -ат- (ят) шумят
Разноспрягаемые бегу хочу бежишь хочешь бежит хочет бежим хотим бежите хотите бегут хотят
Особо спрягаемые ем дам ешь дашь ест даст едим дадим едите дадите едят дадут

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...