Древняя часть библии. Сколько на самом деле лет Библии? Библия в сионе

Библия Гутенберга – примерный возраст: 559 лет

Эта книга, также известная как 42-строчная Библия (по числу строк на полосе), включена в книгу рекордов Гиннеса как дорогая Библия в мире. Также многие считают ее первой в мире печатной книгой. На самом деле это не так. Книга, созданная Гутенбергом, является одним из первопечатных изданий. От других инкунабул она отличается великолепным качеством оформления. Ее первые копии были напечатаны в 1454-1455 гг. Иоганном Гутенбергом, в Майнце, Германия. Известно о 48 оригинальных экземплярах Библии Гутенберга.

Кельтский псалтырь – 938 лет


Следующей в топ-10 старых книг в человечества идет карманный псалтырь, хранящийся в Эдинбургском университете. Как полагают, он был создан в 11 веке нашей эры. Это делает его самой старой сохранившейся книгой Шотландии. Предполагается, что Кельтский псалтырь был создан для очень важной персоны. А тот , что некоторые украшения книги были выполнены в английском стиле «Винчестер», может указывать на предназначение книги для святой Маргариты Шотландской, которая ведет свой род от англосаксонской королевской семьи.

Алмазная сутра – 1150 лет


Этот буддийский священный текст - вторая из старых печатных книг в мире. «Алмазная сутра» была обнаружена в пещерах Могао в Китае, в начале двадцатого века. В ней приводятся изречения Будды Шакьямуни, которые должны переосмыслить те, кто стремятся постигнуть путь бодхисаттв. Сейчас одна из старейших книг в мире хранится в Британском музее, но недоступна для посетителей. Свет губителен для нее, поэтому нам остается лишь взирать на фотографии, размещенные в Сети.

Сидур – 1178 лет



Найденный в 2013 году древний еврейский молитвенник «сидур» датируется примерно 840 годом нашей эры. Этот пергамент, содержащий 40 тысяч священных текстов, настолько старый, что содержит вавилонские гласные. Это позволило экспертам отнести книгу к временам деятельности гаонов (духовных лидеров еврейского народа) в Вавилоне.

Келлская книга – 1218 лет



«Келлская книга», она же «Книга Колумбы», хранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине, Ирландия. Считается, что она была создана кельтскими монахами около 800 года нашей эры. Книга щедро украшена цветными миниатюрами и орнаментами, и содержит четыре Евангелия на латыни. Из-за многочисленных украшений текст рукописи на некоторых страницах трудно различим. Впрочем, Келлская книга вряд ли предназначалась для чтения, скорее для использования во время богослужений. А сам текст чтец цитировал по памяти.

Ушниша Виджая Дхарани сутра – 1314 лет

В 1966 году в южнокорейском буддийском храме Пульгукса была найдена сутра «Ушниша Виджая Дхарани». Она была создана методом ксилографии и является самым ранним образцом печатной книги в мире. Этот свиток был напечатан между 704 и751 годами н.э. на бумаге из японского бумажного дерева. Печатные буквы сутры, найденной в Корее, выгодно отличаются от китайской «Алмазной Сутры», как и тонкая бумага.

Кутбертово Евангелие – 1320 лет


Самая старая книга в Европе - это Евангелие Св. Кутберта, купленное Британской библиотекой в 2012 году за 9 миллионов фунтов стерлингов. Книга была даром, помещенным в гробницу Святого Кутберта, одного из ранних британских христианских лидеров. Она датируется примерно 698 годом нашей эры. Впоследствии книга, вместе с мощами святого, была перенесена в Даремский собор, чтобы их не уничтожил один из набегов викингов.

Библиотека из Наг-Хаммади – 1693 года


Это одна из старых библиотек в мире. Она содержит 13 кожаных папирусных кодексов, которые были обнаружены в 1945 году, в египетском селении Наг-Хаммади. Книги, содержащие гностические тексты, датируются примерно первой половиной четвертого века нашей эры. Они написаны на коптском языке, и, предположительно, скопированы с греческого оригинала. В настоящее время кодексы Наг-Хаммади находятся в Коптском музее в Каире, Египет.

Золотые таблицы из Пирги – свыше 2500 лет


Три золотые пластины были найдены в 1964 году при раскопках святилища в древнем этрусском порте Пирги, Италия. Они имеют дыры по краям, и ученые считают, что пластины когда-то были связаны друг с другом. На двух пластинах имеются надписи на этрусском языке, а одна содержит текст на финикийском (пуническом) языке. Скрижали из Пирги рассказывают о том, что правитель Тефарий Велиана из города Цере принес дары финикийской богине Астарте, также известной как Иштар.

Золотая книга этрусков – 2678 лет

В мае 2003 года Болгарский Национальный исторический музей в Софии выставил на всеобщее обозрение древнюю книгу, состоящую из шести страниц из золота, соединенных двумя золотыми кольцами. Пластины размером 5 на 4,5 см содержат орфический текст, написанный на этрусском языке, а также изображение лошади, всадника, сирены, лиры и солдата. Содержание книги позволяет предположить, что она была создана для похорон знатного человека, который был членом культа Орфея, возникшего в Древней Греции. Самая древняя многостраничная книга в мире датируется, ориентировочно, 660 годом до н.э. Ее пожертвовал музею 87-летний болгарский из Македонии, который пожелал остаться анонимным. Он обнаружил сокровище в могиле, раскопанной 60 лет назад, когда был солдатом, работавшим на строительстве канала вдоль реки Струма. По словам директора музея Божидара Димитрова, находка была подтверждена экспертами в Софии и Лондоне. Этруски были древним народом, который мигрировал из Лидии (находится на территории современной Турции) и поселился в центральной Италии в первом тысячелетии до н.э.


Наиболее полная версия поэмы о Гильгамеше была найдена в середине XIX века при раскопках библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала в древней Ниневии. Раскопки проводил английский археолог Остин Генри Лэйярд. Эпос был записан клинописью на 12 глиняных шестиколонных дощечках на аккадском языке и включал в себя около 3000 стихов. Ученые датируют эпос VIII - VII веками до н. э. Таблички с текстом эпоса хранятся в Британском музее, куда их в 1852 году передал ассистент археолога Ормузд Расам. Благодаря сказанию, мы имеем представление о религии древних людей и об их философии. Главными героями эпоса стали полубог Гильгамеш, царь Урука и человек из глины Энкиду. Большая популярность эпоса у современных читателей объясняется рассказом о Всемирном потопе, который включен в него.


Этот мистический сборник древнеегипетских текстов включает в себя молитвы, песнопения и заклинания, которые должны были облегчить умершему загробную участь. Название «Книга мертвых» придумал египтолог Карл Лепсиус, хотя у сборника существует и более точное название: «Главы о выходе к свету дня». Создавалась она с VI по I век до н. э. Больше всего текстов найдено в захоронениях города Фивы, где они были написаны на папирусах и украшены превосходными рисунками, изображающими сцены погребения мёртвого и загробного суда. Самые значимые папирусы хранятся в Британском музее.



Самая древняя книга привычного нам формата - Синайский кодекс датируется IV веком н. э. Первые 43 страницы кодекса были найдены немецким ученым Константином Тишендорфом в 1844 году в библиотеке монастыря Святой Елены на Синайском полуострове. Ученый нашел их в куче макулатуры, приготовленной для уничтожения. Еще 86 страниц он нашел в результате целенаправленных поисков. Тишендорф увез их в Европу и обнародовал. Он хотел вернуться в монастырь, чтобы вывезти остальное, но монахи даже не дали ему взглянуть на страницы. Положение было спасено Российским императором Александром II, который заплатил 9 тысяч рублей, после чего Тишендорф вывез страницы в Россию. На тончайшем белом пергаменте на греческом языке был записан неполный текст Ветхого Завета, полный – Нового Завета и два произведения реннехристианских авторов: «Послание Варнавы» и «Пастырь» Гермы. До 1933 года Синайский кодекс хранился в Императорской национальной библиотеке в России, но большевики решили избавиться нее и «уступили» Британскому музею. Сейчас у 347 страниц этой книги четыре владельца: Национальная российская библиотека, Британский музей, университет Лейпцига и монастырь Святой Елены.

Евангелия Гаримы



Два Евангелия Гаримы хранятся в Эфиопии, в монастыре святого Гаримы, который расположен недалеко от города Адуа. Созданы в период с 330 года по 650 год. Согласно преданию, святой Гарима переписал их по обету за один день. Евангелия написаны на священном письменном языке древней Абиссинии геэз. Евангелия в 1950 году нашла специалист по искусств из Великобритании Беатрис Плэйн. Но книги попали к варвару-переплетчику, который вплел в одно из них страницы XV века. И только в 2006 году ученые смогли вернуть книги в первоначальное состояние и датировать их. К сожалению, реставрировать книги не удалось, и они остались в монастыре. Евангелия оформлены в одной манере, но переписаны разными почерками. В первой книге 348 страниц и 11 иллюстраций, переплет сделан из досок, покрытых золоченой медью. Вторая книга содержит 322 страницы, 17 миниатюр, в том числе портреты четырех евангелистов. Переплет выполнен из серебра. Ученые выяснили, что художник и переписчик работали одновременно, и иллюстрации сделаны африканскими художниками.

Тора

В 2013 году в университетской библиотеке Болоньи в Италии была найдена древняя рукопись Торы. Она представляет собой 36-метровый свиток из мягкой овечьей кожи. О книге ничего не знали из-за ошибки в определении возраста книги, которая произошла в 1889 году. Тогда библиотекарь датировал книгу XVII веком. Ошибку обнаружил преподаватель университета Мауро Перани. Он осмотрел манускрипт и увидел, что стиль повествования относится к традиции древнего Вавилона, а значит, пергамент может быть старше. Кроме этого, в тексте были детали, которые были запрещены к воспроизведению с XII века. Возраст Торы определялся с помощью радиоуглеродного анализа дважды: в Италии и в . Стало понятно, что Тора написана больше 850 лет назад.


Древнейшая точно датированная книга Руси. Хранится в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург). Написана в 1056-1057 годах дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира, родственника князя Изяслава Ярославовича. Книга уникальна там, что после канонического текста дьякон подробно написал об обстоятельствах ее изготовления и указал дату от сотворения мира. Евангелие было найдено среди имущества Воскресенской церкви Верхоспасского собора в 1701 году. По приказу Петра I была отослана в Петербург. Повторно обнаружена в покоях императрицы Екатерины после ее кончины и преподнесена Александру I. Император передал Евангелие в Императорскую публичную библиотеку. Именно благодаря Остромирову Евангелию, были созданы современные словари и грамматики старославянского языка.

Если считать книгой скрепленные в тетради листы, на которых напечатан текст, то самым первым, а, значит, и древним изданием можно назвать «Чикчи». В 1377 году монахи корейского монастыря Хындокса с помощью подвижного металлического шрифта напечатали избранные отрывки из проповедей Будды в двух томах. Спустя 80 лет в 1450 году лет Гутенберг издал Библию.

Буддийская книга Чикчи - древняя книга. Группа буддийских монахов в корейском монастыре Хындокса в 1377 году, на 80 лет раньше, чем Гутенберг напечатал Библию, создала бесценную книгу «Чикчи». Сейчас она признана старейшей в мире книгой, напечатанной при помощи подвижного металлического шрифта. Эта техника позволила европейцам осуществлять массовое производство книг по доступным ценам и положила конец монопольному доступу к Библии, которым пользовались могущественные священники в средние века до 1450-х годов.

«Изобретение Гутенбергом подвижного металлического шрифта было чрезвычайно важным событием в европейской , сравнимое по масштабу с сегодняшней цифровой революцией», – сказал профессор Европы Франкфуртского университета Хайнц Дитер Китштайнер. – «Многие скажут, что оно способствовало даже возникновению эпохи Возрождения. Если Библия Гутенберга способствовала разрушению социальных барьеров и привела к большому подъему в Европе, "Чикчи" в основном сосредоточено на учении Дзэн (по-корейски Сон) Буддизма, целью которого является преодоление душевных мучений и достижение внутренней свободы».

«Основное послание просто: освободи свой ум от социального статуса и страданий и ты обретешь свою истину в себе», – сказал Сон-хэ, главный монах монашеского ордена Чоге корейского буддизма.

Книга «Чикчи», название которой означает «указать правильное направление», была первоначально напечатана в двух томах, но до наших дней сохранился только второй том, который хранится в Национальной библиотеке Франции. Считается, что он был привезен в Париж французским дипломатом и издателем Колином де Планси, который приехал в Корею в 1886 году после того как две страны заключили торговое соглашение.

Библия - древняя книга в мире, считают христиане. Свои утверждения о древности Библии они основывают на информации из самой Библии. Ведь там записана первочеловека Адама.

Самые древние русские рукописные книги, дошедшие до нас, датированы началом XI века. Хотя учёные полагают, что такие книги могли появиться на Руси уже в IX в. вслед за изобретением славянской письменности. По приблизительным оценкам Н.К. Никольского, посвятившего свою жизнь составлению картотеки древнерусских письменных изданий, число рукописных книг XI - XVIII в.в. в наших хранилищах составляет от 80 до 100 тыс. По мнению же академика Д.С. Лихачева этот подсчет более чем скромен. Древнерусская книжность поистине огромна, и сегодня о ней говорят, как об отдельной ветви древнерусского искусства. Но знаем мы о нем очень мало...

Древнеиндийская Ригведа. Существовала по самым консервативным оценкам со II тысячелетия до н.э. В ней говорится, что Земля раньше имела двуслойную атмосферу - верхнее небо с запасами воды "Свах" и находящееся под ним воздушное пространство "Бхувах", ниже которого находилась Земля "Бхух" (о том же - существовании над воздушной оболочкой, "твердью небесной" или "ракайей" второй, водно-паровой оболочки или "воды, которая над твердью" - написано и в "Бытие" Ветхого Завета), и повествуется о различных обитателях предыдущей Земли, их неоднократном уничтожении, заселении нашей планеты космическими пришельцами - асурами (дайтьями и данавами), а также о том, как они картировали околоземную орбиту и пустынную до их появления Землю (предок всех данавов Вайшванара "измерил просторы [земли], Обладая прекрасной силой духа, из[мерил] светлые пространства неба").

Откровения в Книге Еноха (IV-I в.в до н.э.), в основу которой были положены знания, полученные библейским патриархом Енохом во время его путешествия на небо. Эта книга считалась весьма авторитетной как в ветхозаветскую, так и в новозаветскую эпоху, хотя и не являлась канонической большую часть христианской эры по не совсем понятной причине отсутствия доказательства ее древности (более вероятно, из-за шокирующих своей неправоподобностью сведений) - в настоящее время она является канонической только в Эфиопской Церкви.

Чимальпопоко. Довольно подробные сведения об основных этапах развития Земли, прежних человечествах, глобальных катастрофах и описания самих катастроф содержатся в переписанных латиницей во времена конкисты древних ацтекских кодексах Чимальпопоко ("Легенде о Солнцах" и "Анналах Куаутитлана"), Флорентийском, Ватиканском, Теллериано-Ременсис, Риос, Иштлильшочитля и других.

Месопотамские таблички

Ученые причисляют к первым книгам месопотамские глиняные таблички с клинописью, на которых древние мудрецы наносили важные сведения. Каждая такая крепкая пластина укладывалась в специальный ящик для хранения - первый известный в вид переплета, возраст которого датируется более 5000 лет.

Ассирийский царь Аш­шур­ба­ни­пал, правивший в VII веке до нашей эры, был первым хранителем такой глиняной библиотеки. В его коллекции были собраны десятки тысяч книг по разным областям знаний - математике, медицине, географии.

В годы его правления случился серьезный пожар, полностью уничтоживший великолепие царского дворца, однако глиняные книги все уцелели. До наших дней сохранились литературные работы мыслителей Ассирии и Вавилона, труды которых причислены к золотому фонду мировой литературы.

Спасибо за интерес. Оценивайте, комментируйте, делитесь, подписывайтесь.

Мусульманин: Библия изменялась много раз, поэтому ее нельзя считать подлинным Писанием, открытым Моисею, Иисусу и другим пророкам. Какие у вас есть доказательства того, что Библия достоверна и заслуживает доверия?

Много лет назад молодая мусульманка спросила меня: «Библия когда-нибудь изменялась?» Я ответил ей: «Конечно, нет». На это она сказала: «Но разве она не учит, что Иисус Христос - Сын Божий?» Я подтвердил: «Учит снова и снова». В ответ она заявила: «Тогда она должна была измениться».

Любой христианин, читающий труды мусульманских авторов, будет удивлен, когда обнаружит, что аргументы, выдвигаемые в них в качестве опровержения подлинности текстов Библии, часто чрезвычайно слабы и неубедительны. Это происходит по одной лишь причине - мусульмане не верят в полную сохранность Библии не потому, что нашли адекватные доказательства того, что в ее текст вносились изменения, а из-за того, что должны отрицать ее подлинность, дабы поддержать свою убежденность в том, что Коран является Словом Божьим. Две конфликтующие друг с другом Книги не могут обе быть Словом Божьим. Когда в первые столетия истории ислама мусульмане открыли, что Библия ясно и определенно излагает основные христианские доктрины, такие как божественность Иисуса Христа и совершенное Им искупление, они больше уже не могли подходить к ней объективно. С тех пор они стремятся доказать то, что на самом деле не более чем предположение, - Библия должна была измениться! Главная причина неверия мусульман в подлинность Библии заключается в отсутствии выбора: они не могут верить Библии, если должны быть верны Корану.

Важно знать доказательства неизмененности библейских текстов, особенно факт наличия подлинных рукописей, появившихся на много веков раньше зарождения ислама и доказывающих, что Библия, которую мы сегодня держим в своих руках, - та же самая Библия, которую иудеи и первые христиане почитали своим единственным Священным Писанием.

Три главных рукописных списка Библии

До сих пор существует три главных рукописных списка Библии на греческом языке (включая Септуагинту (Ветхий Завет) и оригинальный текст Нового Завета), на несколько столетий опередивших появление Корана.

1. Александрийский список. Этот том, написанный в V веке н. э., содержит всю Библию за исключением нескольких потерянных листов из Нового Завета (а именно: Мф. 1:1–25:6, Ин. 6:50–8:52 и 2 Кор. 4:13–12:6). Он не включает в себя ничего, что не является частью современной Библии. Рукопись хранится в лондонском Британском музее.

2. Синайский список. Это очень древняя рукопись, датируемая концом IV века. Она содержит весь Новый Завет и значительную часть Ветхого Завета. В течение столетий она хранилась в Санкт-Петербургской императорской библиотеке и была продана британскому правительству за сто тысяч фунтов. В настоящее время также находится в Британском музее.

3. Ватиканский список. Вероятно, это самый древний из сохранившихся полных рукописных списков Библии. Он датируется IV веком и хранится в Ватиканской библиотеке в Риме. Последняя часть Нового Завета (с Евр. 9:14 до конца Откровения) написана рукой, отличной от той, которой написана остальная часть рукописи (вероятно, писец, начавший переписывать текст, по какой-то причине не смог завершить работу).

Эти манускрипты убедительно доказывают, что единственное Писание, данное Церкви по меньшей мере за два столетия до рождения Мухаммада, - это известный нам Ветхий и Новый Завет.

Другие свидетельства подлинности Библии

Существует множество других свидетельств, доказывающих подлинность Библии, которые восходят к эпохе, на несколько столетий опережающей время зарождения ислама. В дискуссиях с мусульманами следует выделить следующие моменты.

1. Масоретские тексты. Древние библейские рукописи принадлежат не только христианам, но и иудеям, которые почитают Ветхий Завет как единственное данное им Писание. Это тексты, написанные на древнееврейском языке - оригинальном языке Ветхого Завета, их возраст насчитывает по меньшей мере тысячу лет. Они известны как Масоретские тексты.

2. Свитки Мертвого моря. Впервые обнаруженные в пещерах Кумранской пустыни близ Мертвого моря в Израиле, эти свитки содержат множество отрывков из Ветхого Завета на древнееврейском языке и датируются II столетием до н. э. Они включают в себя две копии Книги Пророка Исаии, содержащей пророчества о смерти и воскресении Иисуса Христа (см.: Ис. 53:1–12), о Его непорочном зачатии (см.: Ис. 7:14) и о Его божественности (см.: Ис. 9:6–7).

3. Септуагинта. Септуагинта - название первого перевода на греческий язык Ветхого Завета. Он переписывался во II веке до н. э. и содержит все главные пророчества о пришествии Мессии, утверждение о том, что Он - Сын Божий (см.: Пс. 2:7; 1 Пар. 17:11–14), и некоторые подробности Его страданий и искупительной смерти (см.: Пс. 21, 68). Ранняя Церковь широко пользовалась Септуагинтой.

4. Вульгата. В IV веке н. э. Римско-католическая церковь полностью перевела Библию на латинский язык, используя Септуагинту и древние греческие рукописные списки Нового Завета. Этот список известен как Вульгата и содержит все Книги Ветхого и Нового Завета в том виде, в каком они известны нам. Этот перевод утвержден как стандартный текст для Римско-католической церкви.

5. Отрывки из греческого текста Нового Завета. Существует множество отрывков оригинального греческого текста Нового Завета, сохранившихся со II столетия н. э. Все они, собранные вместе, составляют содержание Нового Завета в том виде, который нам известен. Весьма интересно сравнить обилие этих свидетельств с текстами древних греческих и римских классических произведений, многие из которых написаны не раньше, чем спустя тысячу лет после Р. Х. Поистине нет других литературных произведений той же эпохи, которые имели бы такое множество рукописных доказательств, как греческий текст Нового Завета.

Самое главное, и это следует подчеркнуть в разговоре с мусульманами, заключается в отсутствии источника, предполагающего, что Библия представляет жизнь и учение Иисуса Христа в искаженном виде. Все отвергаемые Церковью апокрифические книги, по крайней мере в общих чертах, следуют той же линии повествования, что и рукописи Нового Завета. Определенно не существует исторических свидетельств, позволяющих предположить, что Иисус в действительности был пророком ислама, каковым Его делает Коран.

В заключение неплохо было бы попросить мусульман привести исторические факты в подтверждение их утверждения, что Библия, которую мы читаем, это измененная Библия. Какой же она была первоначально? Что в ней было изменено и сделало ее той Книгой, которую мы имеем сегодня? Кто внес эти изменения? Когда это было сделано? Попросите вашего собеседника назвать реальных людей, которые, как он предполагает, исказили Библию, время, когда это произошло, конкретные изменения, внесенные в оригинальный текст Библии, и вы убедитесь, что он не способен сделать этого, поскольку таких доказательств просто не существует. Всегда помните - яростная атака мусульман зиждется не на имеющихся у них научно обоснованных доказательствах, а на предположениях. Библия, по их разумению, должна была измениться, раз она противоречит Корану. К сожалению, слишком часто мусульмане знакомятся с Библией не из желания понять ее учение, но исключительно с целью найти в ней ошибки, оправдывающие их предубеждение против нее.

Джон Гилкрист "Бог или пророк?"

Оригинал или копия?

Оригиналы библейских книг – то есть рукописи, выполненные собственноручно пророком Моисеем или апостолом Павлом – до нас, конечно же, не дошли. Материалом для письма в их времена служил папирус – широкие длинные листы, сделанные из стеблей растения, распространенного в дельте Нила и некоторых других заболоченных местах Ближнего Востока, или, гораздо реже, пергамен – особым образом выделанная кожа животных. Но пергамен был слишком дорог, а папирус слишком недолговечен – редко какая папирусная книга сохранялась дольше полувека.

По сути, все дошедшие до нас оригиналы древних рукописей – это обрывки частной переписки и деловых бумаг, выброшенных когда-то на египетские помойки (только в Египте сухой климат позволял им сохраниться), да надписи на твердых поверхностях (глиняных табличках, черепках, камне). А все древние литературные произведения дошли до нас в более поздних копиях. Первые известные списки поэм Гомера отстоят от смерти их создателя не менее чем на полтысячелетия. Рукописей “Илиады”, самого читаемого и чтимого в древней Греции произведения, до нас дошло немногим более шестисот, трагедий Еврипида – около трехсот, а шесть первых книг “Анналов” римского историка Тацита вообще сохранились в одном-единственном списке IX века.

Для сравнения: сегодня известно более пяти тысяч рукописей, содержащих те или иные части Нового Завета. Самые ранние из них были сделаны на папирусах в Египте на рубеже I-II вв. н.э., всего несколько десятилетий спустя после смерти апостолов. Они, в частности, содержат отрывки из Евангелия от Иоанна, написанного в самом конце I века.

Но откуда, собственно, известно, что та или иная рукопись действительно содержит оригинальный текст гомеровских поэм или Библии? В наше время подделку довольно легко обнаружить. Рукописи изучаются и сопоставляются – что касается Нового Завета, то этим занимается целый научный институт в германском городе Мюнстере. И потом, поддельными могут оказаться несколько манускриптов, но не тысяча.

Но даже в тех случаях, когда древний текст дошел до нас в одной-двух копиях, можно подтвердить или отвергнуть его подлинность на основании многих данных. Не путается ли автор в исторических деталях того периода, который описывает? Хорошо ли он знаком с географией места, где развивается действие? На каком языке он пишет, какие слова использует? Подтверждаются ли его свидетельства независимыми источниками? Цитируется ли его книга другими авторами, известна ли она читателям более позднего времени? Так что отличить подделку вовсе не так трудно, как кажется на первый взгляд.

В пяти тысячах дошедших до нас новозаветных рукописей встречаются некоторые разночтения (подробнее об этом мы расскажем в следующем номере журнала), но никакой иной Вести, кроме евангельской, мы в них не увидим. Ни в одной из них не написано, что Иисус не был Сыном Божьим или не умирал на Кресте. Если все это – результат деятельности какой-то огромной банды фальсификаторов, работавших по всему Средиземноморью не позднее начала II века н.э., то, очевидно, в этом мире вообще невозможно создать никакую правдоподобную историю.

Библия – книга Церкви

Библия говорит не только о Христе, но и о себе нечто принципиально иное, чем, к примеру, . Это одна из тех очевидных банальностей, которую люди склонны забывать. Мусульмане верят, что Коран – откровение Божье, ниспосланное одному единственному человеку – Мухаммаду, записавшему его “под диктовку” Бога и ни единого слова не добавившему от себя. Поэтому для них любой земной текст Корана – всего лишь копия Корана небесного, подлинного Слова Божьего, выше которого на земле ничего нет, не было и не будет. Сначала был Коран, потом от него родился ислам. Поэтому, кстати, Коран, с точки зрения ислама, непереводим: любые его переводы – всего лишь вспомогательные пособия, а подлинным может считаться только арабский текст.

Для христианина же сошедшее на землю Слово Божие – это прежде всего не книга, а Личность, Иисус Христос, существовавший предвечно и основавший на земле свою . Рассказывают, что однажды православный священник в США встретился с уличным проповедником одной из протестантских конфессий. “Хотите, я расскажу вам про церковь, которая основана на Библии?” – радостно предложил тот. “А хотите, я вам расскажу про Церковь, которая написала Библию?” – ответил ему священник.

И он был прав, ведь Сам Христос не оставил нам никаких письменных текстов. Даже Евангелие сначала передавалось как устный рассказ, а послания были написаны разными апостолами (прежде всего Павлом) как пастырские наставления по разным конкретным поводам. И к тому времени, когда была закончена последняя книга Нового Завета, Евангелие от Иоанна, христианская существовала уже больше полувека… Поэтому, если мы хотим понять Библию, нам надо обратиться к христианской Церкви, ибо первична она.

Откуда взялся библейский канон?

Но с чего мы вообще взяли, что Библия – это Священное Писание? Может быть, это просто один из сборников древних сказаний, каких немало? Еще больше во все времена было людей, которые называли себя пророками, посланниками, христами – что же, каждому верить, сочинения каждого признавать Писанием?

Книга может стать Писанием только в общине верующих, которые признают ее авторитет, определяют ее канон (точный состав), истолковывают и, наконец, переписывают. Христиане верят, что все это происходило не без участия Святого Духа, Который говорил в авторах библейских книг, и помощь Которого необходима нам сегодня для верного понимания этой книги. Но Дух не отменяет человеческой личности – скорее наоборот, Он позволяет ей раскрыться во всей полноте.

А поскольку процесс этот разворачивается в истории, христианству чуждо представление о раз и навсегда данном Откровении, которое все последующие поколения могут только исполнять. Нет, как Христос – воплотившийся Сын Божий, так и само христианство воплощается в нашей земной истории, при всем своем внутреннем единстве приобретая какие-то новые черты и особенности в каждом поколении и в каждом народе.

Поэтому и новозаветный канон – список книг, входящих в Новый Завет – сложился не сразу. Так, на Востоке долго относились с некоторой настороженностью к книге Откровения, вероятно, из-за ее мистического характера, а на Западе – к Посланию апостола Павла к Евреям, потому что и по стилю, и по содержанию оно заметно отличается от других его посланий (хотя и не противоречит им). Впрочем, добавляли христианские богословы, если он даже и не писал этого послания, его в любом случае написала Церковь.

Но что касается Евангелий, то здесь все просто. С самого начала Церковь знала те четыре Евангелия, которые и вошли в канон Нового Завета, и никаких других мы ни в одном дошедшем до нас списке не обнаружим. Именно в них Церковь видела знакомый и любимый облик Христа, и ничего другого ей просто не было нужно.

Возникает ощущение, что точный состав Библии Отцы рассматривали далеко не в первую очередь и даже не особенно старались устранить явные расхождения: в подобном каноне просто не было особенной практической надобности. Правила Лаодикийского и Карфагенского Соборов не проводят никакой границы между истинными и еретическими книгами, а всего лишь определяют, какие книги могут читаться в церкви в качестве Писания. Если в одной церкви будут читать Откровение Иоанна Богослова, а в другой нет, в этом расхождении не будет ничего страшного, лишь бы место этой книги не заняло какое-нибудь еретическое произведение.

Ожесточенные споры разгорелись на Западе уже в эпоху Реформации, и касались они лишь Ветхого Завета. Впрочем, это были споры не только о точном составе Библейского канона, но и о его значении. Протестанты говорили при этом об исключительном авторитете Писания, принципиально отличающегося от всех остальных книг. Этот принцип получил название Sola Scriptura – только Священное Писание может служить основой вероучения Церкви. Если так, то вопрос о том, что входит, а что не входит в Писание, становится действительно жизненно важным. Например, католические богословы в поддержку идеи чистилища (и вообще идеи о том, что земная Церковь может повлиять на посмертную участь ее членов) приводили рассказ 2-й Маккавейской книги (12: 39-45) о принесении Иудой Маккавеем очистительной жертвы за умерших собратьев. Для католиков эта книга входит в состав Писания, а следовательно, молитва за умерших Библией предписана. Но с точки зрения протестантов эта книга не Библейская, и даже если сама по себе она хороша и интересна, то утверждения ее автора не имеют вероучительного авторитета.

Православный мир не знал столь масштабных и принципиальных споров по поводу достоинства книг Товита, Иудифи и т. д. В результате сложилась ситуация, когда православные, следуя Лаодикийскому Собору, признают каноническими те же книги, что и протестанты, но включают в свои издания Библии и неканонические книги, как католики. Таким образом, Библейский канон оказывается меньше самой Библии!

Но странным это может показаться только в контексте Реформации, а не на Востоке, где не ставилась задача отделить Писание от Предания. Православные богословы иногда изображают их в виде концентрических кругов: в самом центре находится Евангелие, далее – другие Библейские книги (понятно, что Послания Павла для нас важнее, чем Левит), затем – определения Вселенских Соборов, творения Отцов и другие элементы Предания, вплоть до благочестивых обычаев отдельных приходов. Периферия обязательно должна согласовываться с центром, проверяться им – но не так уж важно, где именно заканчивается Писание и начинается Предание, куда именно отнести Маккавейские книги или послания . Важнее определить степень их авторитетности относительно других книг и обычаев.

Границы между истиной и ложью, между верой и суеверием, между церковностью и ересью гораздо важнее границ между Писанием и Преданием, которые, как и многое иное в Церкви, служат свидетельством одного Духа ().

Журнал «Фома»

"Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно", -- писал пророк Исайя.

Это цитата из Библии, Книги, которую называют ещё Словом Божьим. Согласно ей, Бог никогда не оставлял Своё творение без Своего слова. Это слово всегда было с человечеством: в виде клинописи на камнях, иероглифов на папирусе, букв на пергаменте, и даже в виде Человека Иисуса Христа, Который Сам есть Слово, ставшее плотью. Наверное, всем понятно, для чего нужно Слово Божье людям? Человек всегда жаждал и жаждет узнать "три вечные вопроса": откуда мы, для чего и куда идем. На них имеется только один действительно авторитетный ответ – ответ Самого Создателя всего существующего, и находится он в Библии.
В то же время, сторонники других религий пытаются доказать, будто бы именно их священные писания являются истинными, потому что тоже по-своему объясняют окружающий мир. В подтверждение своих слов они указывают на якобы очень древний возраст своих книг. Хотя древность не является синонимом истинности, однако многим это кажется убедительным доводом. Древность языческих книг, а также некоторая схожесть сюжетов, позволила некоторым философам даже выдвинуть гипотезу, что Библия, якобы, вторична по отношению к древним языческим книгам, и что, мол, Библейское Христианство позаимствовало свою религиозную систему от предшествовавших ей более древних языческих религий. Причем сторонниками этой гипотезы выступают отнюдь не только атеисты, но и называющие себя христианами люди. В качестве примера можно назвать православного писателя Александра Меня, который отстаивал теорию эволюции не только в развитии земной жизни, но и в религиях. Но действительно ли Библия моложе языческих священных преданий?

Первой книгой Библии является книга Бытие, и поэтому именно от определения ее возраста зависит и степень древности Библии, а значит, и самой религии христиан. Если согласиться с точкой зрения, что всё Пятикнижие написал Моисей, а это датируется 1600 годом до Р. Х., тогда, конечно, верным будет утверждение, что Библия моложе многих индусских, вавилонских, египетских и тибетских записей. Однако авторство всей книги Бытие за одним Моисеем уже давно оспаривается. Существовала даже версия, что авторами книги были 4 человека, обозначавшиеся буквами J, E, D и P. В целом, разработчики этой версии глубоко ошибались, приписывая авторство каким-то кочевникам, жившим намного позже самого Моисея.

Тем не менее, в Новом Завете книга Бытие упоминается 200 раз, но, заметьте, ни разу не сказано, что автором какой-либо фразы является Моисей! Вообще, большинство современных людей, а порой и христиан, почему-то думает, что пророк Моисей начал писать Пятикнижие только на горе Синай, где получил также и Скрижали с 10 заповедями. Но это не так! Первый раз повеление сделать запись в некую Книгу находится в книге Исход: "И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу…" (Исх. 17:14). Что этому предшествовало? Перейдя расступившееся Чермное море посуху, израильтяне вошли на Синайский полуостров и на местности Рифидим их атаковали амаликитяне. Бог дал Израилю победу, и об этом-то Господь повелел Моисею записать в Книгу. Следовательно, КНИГА УЖЕ БЫЛА!

Кто же был автором Бытия? – спросите вы. По-христиански можно сразу ответить без колебаний: Дух Святой, то есть Сам Бог вдохновлял писца-пророка на запись Его слов в Книгу. Поэтому вопрос только в том, кто были эти первые пророки, записавшие Первую книгу Библии.
Пятикнижие, действительно, записано всё Моисеем. Он был очевидцем и участником событий, которые описал в четырех книгах. События же книги Бытие повествуют о том, что было задолго до его рождения, в том числе задолго и вообще до чьего-либо рождения. Само слово "бытие", передающее греческое слово "генезис", означает, кстати, "родословие", "генеалогическая запись", то есть что-то, относящееся явно к истории, к прошлому. Евангелие от Матфея начинается именно этим словом: "Генезис Иисуса Христа…" Следовательно, логично предположить, что Моисей просто собрал, отредактировал и переписал то, что было уже записано кем-то до него, сопроводив всё это своими замечаниями! Естественно, такая работа была осуществлена им по вдохновению свыше.
Бог никогда не оставлял человечество в неведении о Себе. Сначала человек имел непосредственное общение со своим Творцом в Едемском саду, и, вполне вероятно, мог разговаривать с Богом лично после своего грехопадения. Однако постепенно, всё больше отдаляясь от Бога, строя свою собственную земную цивилизацию, порою обращаясь к темным силам, сатане, человек утратил способность прямого общения с Господом. Подрастали новые поколения детей и внуков, которым нужно было передавать сведения об их происхождении. Тогда-то и возникла необходимость поведать потомкам о Боге и сотворении Им мира, о пути спасения от греха и смерти. В допотопные времена (до Всемирного Потопа) люди жили 800--900 лет, и это позволяло ограничиваться сперва одним лишь устным преданием. Но вот в книге Бытие мы читаем о развитии цивилизации у древних потомков Каина, о развитии у них науки, музыки, поэзии. Почему, собственно, мы решили, что у них не было письменности? Достоинствами письменности являются ее долговечность, точность формулировок, возможность хранения, накопления, сопоставления, просмотра и посылки на расстояния в большом объеме без необходимости заучивать наизусть. При развитии цивилизации не мыслимо говорить об отсутствии письменности. Письменность была. И вот, сначала один, затем другой человек, потом еще и еще записывали то, что говорил и делал в их жизни Бог, не забывая воспроизводить или сохранять записи предшественников. В конце письма обычно ставят подписи. В книге Бытие они тоже есть, их несколько: 2:4, 5:1, 10:1-32, 37:2. Эти утомительные для кого-то родословия, над которыми так много издевались атеисты, и есть ПОДПИСИ патриархов, писавших Слово Божие в древности!

Однако, подписи в первом (1:1-2:3), явно законченном, отрывке нет. И действительно, кто же мог быть очевидцем сотворения всего существующего: неба, земли, звезд, растений и животных? Кто мог написать первую главу так точно и ясно, что она не опровергается до сих пор никакой наукой? Только Сам Бог! Бог! Как Скрижали Завета были начертаны на горе Синай "рукою Самого Господа", так же и повествование о сотворении мира было написано Богом и затем вручено Адаму. Первая глава – это запись Самого Бога.

Записи Адама говорят уже только о том, чему он сам был свидетелем. Его записи кончаются в Бытии 5:1. Этим, кстати, объясняется, почему в 1-й и во 2-й главе в оригинале Бог назван по разному. В первом отрывке Бог Сам пишет о Себе, а во втором повествовании – Его имя пишет человек Адам. Этим же объясняется и повторение событий о сотворении в 1-й и 2-й главах. Адам, излагая историю происхождения всего живого, в том числе и жены Евы, не посмел уничтожить предыдущих слов Самого Бога. Два взаимодополняющих взгляда на сотворение так и остались в Писании. То же самое делали и все последующие переписчики и пророки Библии – они оставляли записи предыдущих авторов слово в слово, знак в знак. Так Слово Божие сохранялось веками. Первая Библия состояла всего из пяти глав, но это была уже Библия – Слово Божие. В ней уже была весть о Том, Кто родится от "семени жены" и поразит змея в голову.

Кто был вторым автором Библии после Адама? Возможно, им был его сын Сиф, но возможно, что это был кто-то из его правнуков, ведь сам Адам жил 930 лет. Однако нам достоверно известно, что последним переписчиком и хранителем Слова Божьего до Потопа был Ной. Он не только сохранил Священное Писание, доставшееся ему от предшественников, но и оказался первым послепотопным патриархом, имеющим это Слово, потому что все люди были уничтожены. От него Библия, дополненная повествованием о Потопе, перешла к Симу, от того – к Еверу, Фалеку, и, в конце концов – к Аврааму. Не все они что-то записывали в Библию, однако они могли быть просто хранителями и копировальщиками истинного Слова Божьего, людьми, ответственными за передачу Библии следующему патриарху. Вполне вероятно, какие-то копии этой Библии распространялись по тогдашнему миру, проповедовались и переписывались всеми желающими. В этом отношении примечателен царь Салимский Мелхиседек, являвшийся одновременно и священником истинного Бога, которому патриарх Авраам принес десятину. Это наталкивает на мысль, что верующие в истинного Бога люди в древности всегда были, имели истинные понятия о Боге, о сотворении мира, и даже совершали Ему служение.

Последняя подпись в книге Бытие располагается до 37:2. Потом идет повествование о сыновьях Иакова, о переселении израильтян в Египет, то есть об истории возникновения израильского народа. Книга с таким содержанием вполне могла существовать у тех древних евреев, которых предстояло выводить из Египетского плена Моисею.
Моисей, как прямой потомок Авраама (это опять сообщает родословие), обучавшийся и живший при дворе фараона в полной безопасности, имел и хранил эти Священные Записи своих предков. Они, видимо, были разрозненные, написанные на папирусах или другом каком-нибудь недолговечном материале. Их-то Моисей и систематизировал, переписав и соединив в единую Книгу, на что ему было отпущено 40 лет жизни в пустыне, когда он укрывался от фараона. Эта книга и была потом названа ПЕРВОЙ КНИГОЙ МОИСЕЯ.

После Моисея Библия перешла к Иисусу Навину, о поручении записывать которому мы читаем в И. Нав. 1:7-8. Затем израильские судьи, пророк Самуил, цари и священники также хранили и вели дальше записи в Слове Божьем. Ко времени Иисуса Христа Ветхий Завет был известен в греческом переводе (под названием "Септуагинта") далеко за пределами Иудеи. Так что древняя Библия дошла до наших дней абсолютно неискаженной, что подтверждают и данные археологических находок. Например, найденные в 1947 г. древние кумранские папирусы с записями книг Ветхого Завета подтвердили, что за 2 000 лет текст не претерпел никакого искажения.

Во время пришествия на землю Самого Бога, ставшего человеком, Иисуса Христа, авторитет Библии был Им полностью подтвержден, и Библия дарована христианам как "верное пророческое Слово". Поэтому, подводя итог вышеизложенному, мы, христиане, имеем полное право утверждать, что являемся наследниками и хранителями Записей, ведущих свое происхождение ОТ САМОГО СОТВОРЕНИЯ МИРА! Библия является самой древней книгой в мире, самой уникальной, стройной, согласованной, непротиворечивой внутри себя и самой истинной!

Писания же людей других религий, увы, лишь слабые тени и отзвуки этой Книги. Это как информация из "испорченного телефона", имеющая на выходе нечто отличное от того, что было на входе. Мы уже говорили, что люди древности были осведомлены об истинной вере в истинного Бога. Все народы произошли от одних и тех же людей – Ноя с сыновьями, которые имели полное представление об истинном положении вещей в мире. После Вавилонского столпотворения, а это был бунт нового населения Земли против Бога, образовались разные народы, которые рассеялись по планете. Естественно, у них пропал единый язык, Священные тексты читать в оригинале они не могли или не хотели, а может и заведомо отказались. Возможно, после обретения своих национальных языков и рассеявшись, они стали воссоздавать прежние Библейские истории по памяти, раскрашивая их собственными фантазиями и сюжетами, дополняемыми и искажаемыми последующими поколениями. Вполне вероятно и вмешательство сил тьмы – дьявола через своих сторонников в служителях культов. Внушаемые сатаной откровения, сны и знамения могли быть прибавлены к истинному Слову Божьему и таким образом исказили истинное лицо первоначальной Божьей религии. В результате мы имеем на сегодня то, что все религиозные тексты мира в описании каких-то древних событий часто очень схожи, являясь по своей сути то более, то менее точной копией с Оригинала. Конечно, некоторые искаженные версии Оригинала выглядят очень красиво и логично, но все-таки для правильного разрешения основных вопросов жизни и смерти необходимо руководство только заслуживающим доверие проверенным Оригиналом -- Библией христиан.

Сторонники языческих религий, например, индуисты, говорят, что их писания истинны, потому что они самые древние. Для христиан это, конечно, слабый аргумент, потому что и сатана, противник истинной веры в Бога, тоже очень древняя личность, и вполне мог быть автором очень древних, альтернативных Божественной Библии, писаний. Но на самом деле получается, что, действительно, самая древняя Книга – она же и самая истинная! Это Библия! Но она истинная не потому, что старше других книг, а потому, что ведет свое происхождение от Самого Бога – Создателя всего видимого и невидимого. Знать ее и жить по ней – значит идти к истинному Богу и к даруемой Им через Иисуса Христа жизни вечной!

Библия - древнейшая книга, составленная из текстов, написанных задолго до начала нашей эры, а также тех, что появились сразу после распятия Христа. Однако такая ее древность весьма сомнительна.

Если говорить не об отдельных текстах, а об относительно полных экземплярах Библии и старейших из тех, что до нас дошли, то ситуация выглядит следующим образом.

Самой древней рукописью Библии является Ватиканская, названная так потому, что обнаружилась она в Ватикане. Случилось это во второй половине XV века, и откуда она там взялась, никто не знает. Далее идет Александрийская Библия, проследить историю которой удается только до первой половины XVII века, когда ее получил в подарок от Александрийской церкви английский король Карл I. Александрийский период жизни этой рукописи неизвестен. И, наконец, - Синайская рукопись, которая «всплыла» вообще лишь в XIX веке.

Приведенные три рукописных Библии считаются древнейшими, потому что они были написаны еще якобы в IV веке. Однако достоверных фактов, свидетельствующих об этом, нет. Ранее XV века судьба их не прослеживается, и то, где и как они хранились более тысячи лет - загадка.

Еще более интересным оказывается история первых печатных изданий Библии.

В середине XV века Иоганн Гутенберг (ум. в 1468 г.) изобрел печатный станок, и первой книгой, вышедшей из его типографии, была Библия. Часть ее экземпляров, отпечатанных Гутенбергом, дожила до наших дней и ныне хранится в различных музеях мира. Посмотрим, что нам о них известно.

Самая старая книга, если считать по упоминаниям в источниках, хранится в Британском музее. Сделана из пергамента. В Великобританию она попала в 1775 году из Франции. Известно, что во Франции ей владел собиратель старинных книг Жирардо де Префон, купивший ее у одного из французских коллекционеров. Тот, в свою очередь, в 1768 году приобрел эту Библию у монастыря в Майнце, не постеснявшегося продать святую, да еще такую древнюю книгу. В монастыре же следы ее пребывания обнаруживаются в описи 1728 года, в которой отмечено, что Библия подарена монастырю неким Гутенбергом Фаустом. Больше никаких упоминаний об этой книге нет и о ее судьбе до 1728 года ничего неизвестно. Также неизвестно и то, являются ли указанный в описи Фауст и первопечатник Иоганн Гутенберг одним лицом.

Существуют сведения, что Иоганн Гутенберг открыл типографию на деньги некоего Иоганна Фауста, с которым они пополам делили доходы от получаемой прибыли. В дальнейшем они рассорились, судились и разошлись. Насколько можно доверять биографии Гутенберга, в которой это описывается, трудно сказать - больно давно все это было. Но вот мы видим, что в бумагах монастыря представлен некто, в ком соединяются имена, принадлежащие двум вышеупомянутым компаньонам. Этот факт дал основание историкам утверждать, что речь идет о подарке самого Иоганна Гутенберга. Но история первопечатника становится при этом туманной и недостоверной.

Портрет Иоганна Гутенберга, выполненный неизвестным художником в XVII веке, то есть спустя полтора или два столетия после его смерти.

Следующий старейший экземпляр Библии Гутенберга, пергаментный, находится в одной из библиотек Берлина. Он упоминается в книге «Опыт истории Королевской библиотеки в Берлине», вышедшей в 1752 году. Что было с этой Библией ранее этой даты неизвестно.

Третий экземпляр с 1930 года хранится в Библиотеке Конгресса США в Вашингтоне. Эта книга также отпечатана на пергаменте. Продавший ее немецкий любитель древностей Фольбер, в свою очередь, четырьмя годами ранее купил эту Библию у аббатства Святого Павла в Южной Австрии. До этого она принадлежала одному из монастырей, построенных бенедиктинцами на юге Германии. В 1809 году монахи, спасаясь от вторжения наполеоновских войск и прихватив с собой Библию, бежали сначала в Швейцарию, а затем и в Австрию. Предполагается, что именно ее приобрел Фольбер, хотя, что с ней происходило на протяжении более ста лет до этого момента неизвестно. Что касается хранения этой Библии у бенедиктинцев, то аббат их монастыря, Мартин Герберт, упоминал о ней в 1767 году. До этой даты ее история не проглядывается.

Еще одна Библия, напечатанная уже на бумаге, хранится в Национальной библиотеке в Париже. В 1763 году вышла книга «Поучительная библиография или трактат о познании редких и исключительных книг». Ее автор, библиограф и издатель Гильом Франсуа Дебур, описал эту Библию, назвав ее «мазариниевой», так как он нашел ее в библиотеке кардинала и первого министра Франции Мазарини. Однако известный библиограф Габриэль Нодэ, создавший по просьбе Мазарини библиотеку и почти до самой своей смерти бывший ее библиотекарем, ни в одном из своих трактатов Библию Гутенберга не упоминает. Так что ранее 1763 года проследить судьбу «мазариниевой» Библии не получается.

Об остальных экземплярах Библии Гутенберга стало известно еще позже. На настоящий момент их количество выросло почти до полусотни, но никакой истории ранее второй половины XVIII века, а во многих случаях и более позднего времени, они не имеют! Нарядные переплеты из марокена для ряда экземпляров выполнены все в том же XVIII веке.

То, что Библии, отпечатанные Гутенбергом, стали появляться так поздно, неудивительно. Учитывая, что в XVIII веке резко возрос интерес к антиквариату, продажа предметов которого превратилась в доходный бизнес, «находки» древних книг были вполне естественны. Тем более что выдать современную вещь за старинную тогда не составляло труда: искусствоведения и связанных с ним технологий, призванных отличить фальшивку от настоящего предмета, тогда еще не было. Что говорить, если даже и в ХХ веке справиться с потоком фальсификата не удалось.

Биография Гутенберга туманна, а история его Библий недостоверна. В связи с этим традиционное датирование первых печатных книг серединой XV века вызывает сомнение.

К тому же в русской истории печатная Библия появилась спустя чуть ли не полтора века! Отчего же такое отставание, ведь Русское государство находилось в Европе, а не на другом конце земного шара? Для сравнения: через тридцать-сорок лет после изобретения Гутенберга печатные станки работали во многих крупных европейских городах. И лишь спустя век уже после этого, в 1581 году, выходит Острожская Библия Ивана Федорова. Такая картина распространения нового знания неправдоподобна и показывает вымышленность западноевропейской истории.

Заглавная страница Библии Гутенберга из Британского музея. Материал - бумага. Текст начинается сразу со святого писания. Никакого титульного листа с именами и датами нет.

Библия Гутенберга является самой дорогой книгой в мире. Недавно один из ее экземпляров был продан за 1 200 000 фунтов стерлингов. Естественно, что при такой «цене вопроса» в настоящей, то есть более поздней истории ее появления, никто не заинтересован. Чем древнее - тем лучше. И Библия здесь, очевидно, исключением не является.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...