Древнее поселение. Первобытно-общинные поселения древних славян

. 174760, Новгородская область, посёлок Любытино, ул. Пионерская, 1. Тел. +7 (816) 68-61-793.

Любытинский краеведческий музей открыт для посетителей:

Май – сентябрь

Ежедневно с 09:00 до 18:00, выходной день – понедельник. Санитарный день – последняя пятница месяца (Кто такое придумывает? Посетители никогда такое не просчитывают, потому получается, что их усилия на посещение оказывается напрасными. Выберете какое-нибудь одно число, так удобнее будет и честнее).

Октябрь – апрель

Ежедневно с 10:00 до 17:00, выходной день – понедельник и воскресенье. Санитарный день – последняя пятница месяца.

Во время тура: «», посещение этого места мне очень понравилось, не смотря на то, что обещали там гораздо больше мероприятий, чем было на самом деле.

Со слов экскурсовода славянская деревня 10-го века расположена на месте раскопок X века. Но славянская деревня X века не только располагается на месте, где жили наши далёкие предки, она ещё и восстановлена именно так, как в ней жили наши далёкие предки.

Описываемая тут деревня рассчитана на древнюю славянскую семью количеством 20 – 22 человека. В ней имеются домики для проживания, общие постройки, такие как амбар, погреб, место заготовки зерна, а также оружейная, кузница и так далее и тому подобное.

На территории славянской деревни 10-го века также имеется захоронение древних славян. В качестве кладбища они использовали насыпи, которые ныне являются ни чем иным как холмы. Как рассказал один из экскурсоводов, такие насыпи производились слоями, потому и вырастал холм. Хоронили, таким образом, не целиком умершего далёкого предка, а его пепел, полученный после сожжения умершего. Так и вырастали холмы и насыпи. Захоронение устраивали по 10 – 12 урн за один раз. Пока не набиралось нужное количество урн, урны хранились на территории такого поселения, где именно мне не известно. Получается, захоронения были массовыми.

Таких захоронений на территории Новгородской области очень много.

Идея такого музея мне очень понравилась. Тем более радует, что это не просто восстановлено, а восстановлено на месте бывших раскопок и располагается именно так, как и было более 1 000 лет назад.

Те туры, которые устраивают разные туристические организации, это издевательства над туристами. Это выглядит следующим образом: приехал, выслушал лекцию примерно 1 час, а то и более, далее на огромной скорости туристов протаскивают по всем строениям и всё, свободен. Ни тебе полазить, ни тебе поучаствовать.

Для посещения этого места нужно как минимум часов 5. При этом либо на территории, либо рядом, должны быть места, где можно было бы перекусить. Да и под большие группы не мешало бы увеличить количество туалетов. А то в настоящее время то, что там именуется туалетом, это издевательство над посетителями. Деревенский туалет, расположенный далековато от самого музея, при всё при том, что «ароматы», деревенского туалета невыносимы даже зимой. Я так думаю летом туда без противогаза зайти нереально.

Так, что есть там над чем ещё организаторам поработать.

Здание Любытинского краеведческого музея.

Территория Славянской деревни X века и расположенные на ней здания и сооружения.

Дом для проживания, с печкой, столом, полками и местом для ночлега. В таких домах наши далёкие предки трапезничали и спали, всё остальное время они проводили за пределами этих домов, занимаясь обустройством быта...

Ещё один из домов для ночлега, таких домов в славянской деревне 10-го века несколько. Необходимое количество для размещения всей семьи, коих от 20 до 22 человек.

Печка, для зимнего отопления ночлега. В таких домах нет окон и двери очень маленькие. Маленький размер дверей преследует 2 цели. Первая - наши предки были язычниками, и чтобы попасть домой приходилось нагибаться. Своего рода поклон жилью. Вторая банальная - чтобы зимой тепло сохранялось, когда люди вечером отправлялись спать.




Насыпь, которая является захоронением умерших. Настоящая.

Сооружение - погреб, где древние славяне хранили свои продовольственные запасы. Чтобы там дольше держалась прохлада летом, то зимой они внутрь таскали лёд с реки.


Вид погреба изнутри.

Сооружение, где древние славяне заготавливали зерно. Освобождали зёрна от плевел и просушивали.


Кузница.

Кухня, общая кухня, где готовилась еда на всё большую семью.



Амбар, где хранилось зерно. В связи с этим, данное сооружение расположено не на земле, а не опорах.


Оружейная.


Территория деревни. Так сказать граница поселения, аккурат на возвышенности, у подножия данного холма протекает река.


Хотя определение точного возраста древних поселений - не такая простая задача для науки, как кажется на первый взгляд, на сегодняшний момент известен ряд городов, которые ученые называют самыми старыми на планете.


История древнего города Иерихона начинается еще в IX тысячелетии до н. э., когда здесь были обнаружены следы первого обитания людей. Расположенный в 30 км от Иерусалима, Иерихон не раз упоминался в евангельских событиях. Упоминание в Библии принесло Иерихону религиозную славу, а позднее привлекло толпы ученых, желавших документально подтвердить библейскую хронологию. По мнению некоторых археологов, Иерихон - самый древний из раскопанных городов в мире, который насчитывает около 6000 лет почти непрерывного заселения. Заявить об этом спешат и таблички при въезде в город, гласящие: «Самый древний город в мире». Кроме того, город находится более чем на 200 м ниже уровня моря, что делает его одним из самых низких в мире.


На ливанском побережье Средиземного моря от древнего государства Финикия, центр которого находится в современном Ливане, до наших дней сохранился древний город Библ, который часто упоминается как самый старый город планеты. В античные времена Библ был известен как один из крупнейших портов Средиземноморья, через который из Египта в Грецию экспортировался папирус. В эпоху войн город не обошел ни один из завоевателей древнего мира, оставив в память о себе крепостные стены, амфитеатры, храмы и колоннады. Сегодня Библ представляет собой небольшой рыбацкий город на севере Ливана с численностью населения 20 000 человек, сохранивший древнюю гавань с каменными стенами и башнями, римский амфитеатр, каменные колодцы с саркофагами правителей и руины эллинских храмов. Центральная площадь города украшена древнеегипетским Храмом обелисков, сооруженным почти 4000 лет назад.



Ряд городов соседней Сирии также соперничает за звание самых старых на планете. Крупнейший по численности населения город страны - Алеппо впервые упоминается в III тысячелетии до н. э. как столица древнего семитского государства Эбла. За свою историю через город прошел не один десяток завоевателей от Александра Македонского до Тамерлана, оставив свои следы в облике Алеппо. Благодаря стратегическому расположению на Великом шелковом пути, Алеппо привлекал множество торговцев со всех уголков Азии. До наших дней сохранился крытый рынок Аль-Мадина в старом городе, который является крупнейшим в мире историческим рынком протяженностью почти 13 км. Рынок вместе с территорией старого города и знаменитой Цитаделью Алеппо - средневековой крепостью X века - внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Город Сузы на юго-западе Ирана - еще один претендент на звание древнейшего в мире. Известность он получил как столица древнего государства Элам, существовавшего на территории Ирана с III тысячелетия до н.э. После падения Элама город стал сначала резиденцией ассирийских, а затем персидских царей. В настоящее время Сузы - небольшой город с численностью населения 60 000 человек. Несмотря на значительное культурно-историческое наследие, город знаменит не развалинами древнего дворца эламских царей, а построенной французскими археологами в конце 1890-х годов крепостью, которая обеспечивала их безопасность и сохранность находок.

Поселения восточных славян

Типы и формы поселений зависят от условий географической среды, от уровня развития и характера производительных сил, от экономической структуры общества (особенно от форм земельной собственности), от плотности населения. Вместе с ростом производительных сил, с изменением экономики меняются тип и форма поселений. Однако при этом важна и роль этнической традиции, которая иногда задерживает изменение типов поселений данного народа.

Поселения изучают и классифицируют с разных точек зрения. Представляют большой интерес типы заселения, т. е. распределение поселений на земной поверхности, группировка его применительно к ландшафту: сюда относятся долинный, приозерный, высокогорный и другие типы заселения. Далее различаются типы поселений: однодворный и многодворный с разновидностями каждого из них (город, местечко, поселок, деревня, станица, заимка, хутор и пр.). Наконец, в этнографии особенно принято изучать и классифицировать поселения с точки зрения их формы: так, для сельских многодворных поселений устанавливаются кучевая, линейная, круговая и другие формы.

Селения первой половины I тысячелетия н. э. (относящиеся к культуре «полей погребений»), расположенные в полосе лесостепи, представляли собой большей частью неукрепленные селища. Они располагались обычно на солнечных склонах, у рек и ручьев, иногда на речных надпойменных террасах. Анты, которые жили в этих селениях, не знали укрепленных городищ: легко передвигавшиеся с места на место племена, все мужчины которых являлись воинами (что, как известно, типично для племен эпохи военной демократии), не нуждались в укреплениях; защитой им служили густые леса, спускавшиеся по берегам рек до самой воды.

Ряд исторических и археологических данных говорит о том, что в этот период происходила ломка первобытно-общинного строя.

В течение VI-VIII вв. постепенно усиливалось имущественное расслоение, выделилась правящая верхушка и появилась регулярная военная организация - дружина. В VII в. объединения антских племен распались, антский дофеодальный период в истории восточных славян постепенно сменился переходным периодом, начался процесс сложения

Киевской Руси, наступила эпоха феодализма. К этому времени открытые неукрепленные селища лесостепи начали сменяться укрепленными городищами, появление которых служит показателем участившихся войн. Городища старались устраивать на труднодоступных местах - высоких мысах - останцах, круто обрывающихся к реке; с напольной стороны городища огораживались рвом и земляным валом. Огромное большинство роменско-боршевских городищ расположено именно на высоких мысах речного берега. Нередко к укрепленному городищу примыкало открытое неукрепленное селище. Как и поселения людей «полей погребений», иначе говоря антов, роменско-боршевские городища располагались всегда среди едва проходимой лесной чащи и были защищены, помимо оврагов и обрывов высокого берега, также болотистыми низинами, озерами и топями пойменной части долины. В безлесных местах городища, как правило, не встречаются.

Городища очень различны по величине занимаемой ими площади (Монастырище - 500 м, Новотроицкое городище - 3500 м 2 и т. д.). По существу, они представляли собой поселения сельского типа, характерные для феодального строя.

На Севере, в лесной полосе, ранние поселения были несколько иными. Уже рассматривавшийся выше древний поселок в Верхнем Поволжье, существовавший в III-V вв. н. э. (городище Березняки), представлял собой гнездо, в котором жилые дома стояли отдельно, хозяйственные же постройки располагались вокруг большого общественного дома и служили местами общинного производства. Коллективный погребальный домик свидетельствует о том, что население поселка состояло из кровных родственников. Это была патриархальная родовая группа, числом 50-60 человек, на общинных началах ведшая свое хозяйство и имевшая общие запасы.

К концу I тысячелетия расположение поселков компактными родовыми группами постепенно исчезло. Сформировалась территориальная сельская община, возросла роль труда каждой отдельной семьи. Поселения увеличились в размерах, изменилась планировка поселков и их общий облик.

Селения ильменских славян и кривичей VII-IX вв. располагались обычно на сравнительно невысоких, ровных и удобных для жизни местах по берегам рек; бревенчатые избы ставили нередко в ряд, вдоль берега, фасадом к озеру или реке. Таким образом, «в конце I тысячелетия - пишет П. Н. Третьяков,- уже начали складываться основные черты, присущие старорусской северной деревне. Селения такого характера окончательно вытеснили к этому времени более древнюю форму поселка - патриархальное гнездо, поселок патриархальной общины, очень небольшой и иначе планируемый, восходящий к типу городища у дер. Березняки» .

Нередко древние поселения при исследовании их оказываются «многослойными»: под отложениями «великокняжеской поры» X-XIII вв. обнаруживается селение роменско-боршевского типа, т. е. VIII-IX вв., под ним находят остатки культуры «полей погребений» (первая половина I тысячелетия), в свою очередь возникшей на месте укрепленного поселения скифского времени.

Еще в «антский период» (т. е. во II-VII вв. н. э.) постепенно развивались гончарное ремесло, ткачество, обработка металла. Мало-помалу ремесло начало выделяться из сельского хозяйства в самостоятельную отрасль, появились торговые связи, создавались экономические предпосылки для возникновения городов. Можно предполагать, что городские поселения, т. е. сосредоточения ремесленников и места торжищ, имелись уже у антов; по крайней мере еще Птолемей (II в. н. э.) говорит о шести городах на Днестре. Но уже во второй половине I тысячелетия на базе больших поселений дофеодального периода в результате длительного процесса стали возникать многочисленные славянские города, представлявшие к IX-X вв. средоточия многих и разнообразных ремесел.

Расположенный на возвышенном месте и обнесенный рвами, валами и деревянным тыном, славянский городок отныне превратился в неотъемлемую черту ландшафта не только Среднего Преднепровья, но и северных восточнославянских земель. И недаром скандинавские саги называли страну восточных славян «Страной городов».

Города служили местом убежища для окрестного населения на случай военной опасности. Известный рассказ летописи об осаде княгиней Ольгой древлянского города Искоростеня сообщает о наличии у древлян многочисленных «городов», в которых «затворилось» население земли при вторжении войск Ольги. Из слов Ольги, что осажденным в Искоростене древлянам грозит голод, так как они не могут «делать нивы своя и земле своя», ясно, что внутри искоростенских укреплений укрылось все окрестное земледельческое население. Эти «грады» Древлянской земли, т. е. области к востоку от р. Тетерева и к югу от Припяти, оставили по себе многочисленные, пока еще мало изученные городища.

В условиях города, где распад старых общественных форм совершался гораздо быстрее, начиная с IX в., а, возможно, и с более раннего времени, уже нельзя было обнаружить никаких следов патриархального большесемейного уклада. Например, Ладога в IX и X вв. состояла частично из обособленных дворов, представлявших крестьянские хозяйственные гнезда, т. е. сочетания избы, клети, хлева, житницы и т. д., приспособленные к задачам сельского хозяйства; в другой же части города жилые постройки располагались двумя правильными параллельными рядами, вполне согласно друг с другом, при этом со строгой ориентировкой по странам света. Однако это еще не улица, потому что избы каждого ряда обращены к избам другого ряда не передними, а задними фасадами и пристройками к ним. Постройки в рядах скучены. Между ними наблюдаются лишь узкие проходы, закоулки и задворки. На некоторых участках обнаружены дворики между постройками с развалившимися поленницами и даже с особыми пнями для колки дров.

Нам пока еще очень мало известно о типе сельских поселений с XI- XII вв. и вплоть до XVII в., так как археологический материал пока характеризует лишь отдельные постройки и, в лучшем случае, усадьбы за эти пятьсот лет; тип северной деревни наметился только для лесной полосы. Наряду с"типичными деревнями, для Севера уже в то время были характерны села, погосты, заимки и другие типы поселений (см. ниже). Что касается южных поселений этого периода, то, изучая этот вопрос, не следует забывать о так называемом запустении степи и отливе отсюда русского населения (в XIV-XV вв.), вызванном набегами кочевников, и о том, что вторичная колонизация русскими степного края началась лишь с XV-XVI вв.

«Боги древних славян» - Сохранилось крайне мало сведений о язычестве древних славян. Чернобог - бог отмщения. Д у х и. Зимцерла, или Зимстерла, весна. Корс, бог пьянства. Чур, бог межей. Могошъ, земные плоды. Златая мать, тишина, покой. Перун, движение эфира, гром. Дидилия, деторождение. Живот, сохранение жизни Лед, война.

«Жизнь Древних славян» - Почему славяне были крепкими, выносливыми? В какой части Европы было поселение славян? В реках и озёрах живёт водяной и русалка. Чем занимались женщины? Деревянные лавки и стол. Почему? Главный бог Перун – бог грома и молнии. На кабанов. Домовой – охраняет дом. Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы.

«Славяне» - В хозяйстве славянских было подсечное земледелие. Кольца. Такая система земледелия требовала огромного количества земли. Различают до 200 типов различных видов подвесок.. Славяне были язычниками, то есть верили в природные явления и богов. Славянские поселения. Животноводство. В Древней Руси также широкое распространение получило бортничество.

«Урок Древние славяне» - Занятия славян. Волхвы. Урок окружающего мира в 4 классе. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну. Даждьбог – бог солнца. Кощей и Кикимора. Презентация. ppt. Стрибог – бог ветра. Одежда славян. Орудия труда и оружие славян. Теологи. Славянские племена. Географ. Как одевались славяне.

«Предки славян» - Другая часть славян пошла дальше на север. Славяне, что расселились на полях по среднему течению Днепра, назывались полянами. Земля здесь давала богатые урожаи, могла прокормить много народу. Выращивались лен, конопля. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли. Надо только изловчиться, а добыть мех можно было.

«Союзы восточных славян» - Белые хорваты. Верили во многих богов. Народное ополчение. Кривичи. Во главе стоял родовой старейшина, имевший большую власть. Славяне знали родовую вражду и обычай кровной мести. У знатных людей существовало многоженство. Верования. Внешний облик. Авары. Мурома. Весь. Племенные союзы восточных славян:

Всего в теме 34 презентации

Во второй половине I тысячелетия н. э. в Среднем Поднепровье складывается Древнерусское государство, центром которого стал город Киев. Именно тогда - в VII-IX веках - славянские племена Поднепровья начали активно расселяться по Восточно-Европейской равнине, вступая в тесные контакты с балтекими и финскими народами, издревле жившими на берегах Верхнего Днепра и его левобережных притоков, Верхней Волги, Оки и в более северных районах. При тесном общении с другими народами в культуре славян формировались признаки, которые впоследствии и определили облик восточнославянских племен из летописи Нестора. На рубеже VIII-IX веков восточнославянские племена заселили берега Дона и Воронежа.

Со времени последних сарматских вторжений минуло почти четыре столетия. И судя по известному сегодня археологическому материалу, славяне заселяли свободную территорию, которая отвечала их хозяйственным интересам (не исключено, что уже в самое ближайшее время буду) обнаружены поселения и могильники конца IV - начала VIII вв., которые позволят заполнить имеющиеся пустоты в истории нашего края). Памятники этого времени известны на территории Белгородской и Курской областей.. Поселения свои они устраивали в местах труднодоступных для незваных гостей. Ведь буквально в нескольких десятках километров располагались земли Хазарского каганата, его замки и крепости. В IX веке уже давали о себе знать печенеги, вторгавшиеся в южнорусские степи.

По реке Воронеж на высоком правом берегу, изрезанном балками и логами, нетрудно и сейчас заметить следы древних поселений. Хорошо видны округлые ямы - остатки жилищ, различных хозяйственных построек. Для защиты от неприятеля использовались не только естественные крутые склоны мысов, но и специально сооруженные со стороны плато укрепления - валы и рвы. Они как бы отделяли само поселение от прилегающей территории.

Такие городища можно обнаружить в местах, известных многим воронежцам. Над дачным поселком Рыбачье расположено довольно большое городище, на площади которого несколько сот округлых западин от жилищ; вверх по течению реки на так называемой Белой горе еще одно городище. У села Чертовицкое также имеется славянское укрепленное поселение; далее идет древнее славянское поселение у села Ста-роживотинное и так вплоть до Липецка, в центре которого на высокой горе в X веке располагалось славянское городище.

Если же от впадения реки Воронеж в Дон мы поплывем вниз по течению, то наше внимание вновь привлечет высокий правый берег реки с балками и оврагами. Здесь, на берегах Дона, славяне остановились в своем продвижении на юго-восток, создав многочисленные укрепленные поселения. Надо сказать, что древние укрепления и земляные валы были достаточно сложными и мощными сооружениями.

Раскопки укреплений - работа не всегда благодарная, поскольку требует больших физических усилий и, как правило, не приносит каких-либо эффективных находок. Зато конечный результат дает очень много интересных сведений для характеристики социально-политической истории исследуемого поселения. Это прекрасно понимала А. Н. Москаленко, когда руководимая ею археологическая экспедиция Воронежского университета подвергла раскопкам валы и рвы на многих городищах донских славян. И оказалось, что более южные поселения, т. е. в непосредственной близости от мира кочевников, откуда можно было постоянно ждать угрозы, имели более крепкие и надежные укрепления.

Городище у хутора Титчиха в Лискинском районе Воронежской области, расположенное на высокой горе, что в народе зовется «Трудень» и с которой открываются необозримые пространства донского левобережья, является, пожалуй, самым южным форпостом славян на Дону. Чтобы сделать это место еще более неприступным, склоны горы-мыса подрезали, усилив их крутизну. Подняться со стороны реки или по склонам оврагов, которые ограничивают мыс, на территорию поселения на высоте почти 90 метров, да еще конному воину, какими были кочевники, практически невозможно. Оставалось одно уязвимое место - там, где мыс переходит в поле и где сейчас возвышается вал, вдоль которого тянется ров. Как же выглядели укрепления в древности, когда на горе Трудень раздавалась древнерусская речь? Об этом помогли рассказать археологические раскопки вала и рва.

Оборонительные укрепления Титчихинского городища (реконструкция)

Выяснилось, что там, где сейчас находится вал, были деревянные оборонительные конструкции, опоясывающие поселение со стороны плато. В земляном валу обнаружены их остатки. Материалы раскопок, письменные источники, открытия, сделанные на других памятниках, и, конечно же, творческая фантазия самого археолога, основанная на реальных конкретных фактах, позволяют представить, какими были укрепления тысячу лет назад.

Когда в IX веке славяне оказались на горе «Трудень» и решили построить здесь свои первые жилища, вероятно, не было необходимости в мощных деревянных оборонительных стенах, да и сил для этого не хватало. Ведь первых поселенцев было не так много. И мыс со стороны поля сначала огородили невысоким земляным валом, перед которым выкопали неглубокий ров. Возможно, на вал и поставили деревянную стену. Лишь позднее, примерно в начале X века, с ростом внешней опасности (набеги кочевников) потребовалось усилить укрепления, да и сам поселок значительно расширился, переступив границы первоначального вала и рва.

Перед тем как строить новые деревянные укрепления, вся растительность на валу - кустарники, небольшие деревья, а также старые деревянные стены были сожжены, вероятно, для уплотнения фундамента. Затем по всей длине вала (около 130 м) были сооружены деревянные четырехстенные срубы высотой более 3 метров, засыпанные внутри землей на всю высоту. Площадь каждого из срубов составляла примерно 2X2 метра. С наружной стороны линия срубов также была присыпана землей. Верхняя площадка тщательно выровнена, а наружная стена, выведенная над площадкой, служила своеобразным бруствером для защитников поселка, которые во время опасности размещались на верхней площадке сруба. Сквозь отверстия, проделанные в наружной стене, защитники наблюдали за противником. В старый ров вдоль всей линии срубов был поставлен частокол из массивных дубовых бревен, заостренные концы которых выступали из земли на значительную высоту, а впереди линии частокола был вырыт новый, более глубокий ров с крутыми склонами. Таким образом, поселение на горе «Трудень», превращенное в крепость, имело все основания считаться неприступным (рис.).

Противника встречали не только стрелами, но и всем, что могло служить целям обороны. В летописи рассказывается, что когда в 1159 году был осажден Киев, дружинники говорили князю: «Можем бо брань борити с ними из града; все бо у нас оружие есть: и камень, и дерево, и колья, и вар». Так защищался крупный город, так защищались и мелкие древнерусские городки, к каким принадлежало поселение на горе «Трудень».

К линии оборонительных срубов, заполненных землей, с внутренней стороны примыкали деревянные сооружения в виде срубов, но уже без земляной засыпки, сверху перекрывавшиеся деревянной крышей. Каково было их назначение? Они не являлись постоянными жилищами, поскольку в яих не обнаружены ни печи, ни очаги для обогрева и приготовления пищи. Возможно, именно в этих наземных срубных постройках укрывались женщины, дети, старики, а все взрослое мужское население должно было стоять наверху срубов, заполненных землей, и защищать поселение. В мирное время постройки служили местом, где останавливались купцы со своими товарами из Волжской Болгарии, Хазарского каганата, Средней Азии и других дальних и ближних мест. Бывали здесь и славянские купцы из древнерусских городов, направлявшиеся в Саркел либо в Итиль - торговые и ремесленные центры Хазарии.

За оборонительными стенами укрывался обычный славянский поселок, каких было разбросано на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины многие сотни. Какими мы представляем себе первые поселения славян на берегах Дона и Воронежа? Попробуем перенестись на 1000 лет назад... Жители поселка, купцы и просто путники могли пройти на территорию поселения только через специально сооруженные ворота или въезды. Они устраивались с одной из сторон мыса, на котором располагалось поселение. В крупных городах, правда несколько позже, ворота делались каменными, сооружались над-вратные церкви, а в мелких безымянных городках въезды были гораздо проще. Через рвы перекидывались мосты, которые в случае опасности, как говорит летописец, «переметывали» или «отсекали» (разрушали), а потом вновь восстанавливали.

Многие славянские поселения в бассейне Дона значительны по площади и имели по нескольку десятков жилищ. На территории городища у хутора Титчиха (на горе «Трудень») и сейчас еще видны остатки более ста жилищ. Конечно, не все они существовали одновременно, многие сооружались в связи с ростом населения и образованием новых семей. Некоторые из них по мере разрушения приспосабливались под хозяйственные постройки или просто под свалки мусора и отходов. Они очень интересны для археологов: в них, как правило, много различных находок.

Раскопки показали, что жилища-полуземлянки представляли собой прямоугольные котлованы, углубленные в землю до 1,5 метра, а чаще всего и меньше (рис. 50). Высота их была не менее 2 метров, часть постройки возвышалась над землей. Площадь- 12-16, реже до 25 квадратных метров. Стены котлована обшивали деревом, деревянная конструкция продолжалась и выше, переходя в крышу, которая чаще всего была двухскатной и покрывалась соломой, землей, а иногда обмазывалась глиной, которую слегка обжигали, чтобы не размокла под дождем или снегом (рис.).

Обязательная принадлежность славянского жилища - печь, которая служила и для обогрева дома, и для приготовления пищи. Печи делали из разного материала: камня, глины, глины с камнем, а иногда из материкового останца, который сохраняли при выкапывании котлована постройки. Но какой бы ни была печь, она всегда находилась в одном из углов жилища. Проникнуть в такой «дом» можно было или по ступенькам в стене котлована, или по приставной лесенке. Вход в жилище располагался напротив печи. Дело в том, что полуземлянки отапливались по-черному и дым выходил через дверь. Если бы печь была рядом с входом, то вместе с дымом уходило бы и тепло.

Славянское жилище (реконструкция).

Арабский писатель Ибн-да Русте в своем труде «Книга драгоценностей» писал: «В земле славян холод бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, который покрывает деревянной остроконечной крышей, какие видим у христианских церквей, и на крышу эту накладывает землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, раскаляют последние на огне докрасна, когда же раскаляются камни до высшей степени, поливают их водой, отчего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются До самой весны» (Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Ибн-Даста. Издал, перевел и объяснил Д. А. Хвольсон. СПб., 1869, с. 33).

О чем писал средневековый писатель? О жилищах? А может быть, о бане? Ведь трудно представить, чтобы в жилом доме раскаленные камни поливали водой и паром обогревались. В таком случае камни должны быть обнаружены если не во всех полуземлянках, то, во всяком случае, во многих из них. А они встречены лишь в единичных случаях. Вероятно, в описании нашли отражение в совокупности и жилое сооружение, и баня, которые, безусловно, были у восточных славян. И в сознании средневекового наблюдателя-иноземца и те, и другие постройки соединились в одно целое. Но в то же время сведения Ибн-да Русте поражают точностью наблюдения и конкретностью описания.

Жить в славянском жилище, вероятно, было не очень просто. Низкая крыша, земляной пол, редко покрывавшийся деревом, дым и копоть, теснота: вместе с людьми зимой находился молодняк скота - таков был повседневный быт славянского населения. Правда, в летнее время становилось легче. Рядом с домом под легким навесом сооружали временные печи из камня, в доме стены очищали от сажи, копоти, осевшей толстым слоем за долгие зимние месяцы, вход в дом был открыт, внутри сухо, светло. Пройдет еще не одно столетие, пока полуземлянки сменятся просторными наземными срубными домами, появятся дымоходы, более удобные печи и многие другие усовершенствования славянского жилища. А до тех пор полуземлянка на протяжении многих веков верой и правдой служила славянам.

Последние материалы раздела:

Элективные питательные среды
Элективные питательные среды

Питательные среды в микробиологии - это субстраты, на которых выращивают микроорганизмы и тканевые культуры. Они применяются для диагностических...

Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв
Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв

Мировая история содержит в себе огромное количество событий, имен, дат, которые помещаются в несколько десятков или даже сотен различных учебников....

Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям
Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

Последний дворцовый переворот в истории России Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема...