Длиннее короче для детей 3 4 лет. Конспект нод по фэмп для детей средней группы «длинный-короткий

Альбом упражнений по формированию дочисловых математических представлений у детей 5-6 лет.

Вашему вниманию предлагается альбом с упражнениями, которые в доступной и увлекательной форме помогут дошкольнику усвоить дочисловые математи­ческие представления.

В основу альбома положена система занимательных упражнений для детей 4-6 лет, кото­рая отражает разделы «Величина» и «Ориентировка в пространстве».

Цель данного альбома - сформировать у ребенка-дошкольника дочисловые математи­ческие представления и научить:

    сопоставлять две совокупности (группы) предметов по количеству, используя понятия:

«много - мало», «больше - меньше», «столько же (поровну)»;

    сравнивать два предмета контрастного размера по длине, ширине, высоте, толщине;

    определять пространственное расположение предметов по отношению к себе и к друго­му предмету;

    определять расположение предметов и показывать (называть или изображать) их на плос­кости листа.

Новизна: на основе многолетнего практического опыта автором разработана система зани­мательных

графических упражнений, позволяющая использовать стимулирующее значение фун­кции руки, воздействуя на эмоциональные особенности ребенка и на развитие его психи­ческих процессов.

Работа в предлагаемом альбоме позволит:

    превратить обучение в увлекательную игру;

    расширить речевые возможности посредством введения в активный словарь математических терминов;

    совершенствовать развитие глазомера у ребенка;

    развить мелкую моторику пальцев рук;

    стимулировать развитие операций мышления;

    обеспечить прохождение заданий с учетом индивидуальных особенностей ребенка (каж­дый ребенок в обучении продвигается вперед в своем темпе);

    повысить самостоятельность при выполнении заданий.

Работу в альбоме следует начинать, когда ребенок не занят каким-либо интересным для него делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра -дело добровольное!

Сначала прочтите маленькому ученику сказку о волшебной стране, а затем вместе с Вами он будет «путешествовать» по страницам альбома, выполняя хитрые ловушки-задания зло­го волшебника.

Прочитайте ребенку задание, но не торопите его с ответом - предоставьте возможность подумать, порассуждать. Ребенок должен быть уверен, что он сам справится с заданием.

Если ребенок устал и отвлекается - сделайте перерыв, но уже начатое задание необходи­мо довести до конца, формируя при этом мотивацию к учебной деятельности.

Не забудьте похвалить ребенка за старание!

На скамейках детской площадки сидят малыши-зверята. Покажи, где большая скамейка, а где - маленькая? На какой скамейке сидят кошка с котенком? На какой скамейке играет медвежонок? Раскрась большую скамейку карандашом зеленого цвета, а маленькую - карандашом желтого цвета.

Найди одинаковые игрушки и раскрась каждую пару игрушек цветными карандашами одинаково.

    Понятия «широкий - узкий».

Наступила весна: побежали первые ручейки, реки освободились ото льда. Покажи, где широкая река, а где - узкий ручеёк? По какой реке плывёт боль­шой корабль? По какому ручейку плывёт маленький кораблик? Раскрась корабль, который плывёт по широкой реке, карандашом жёлтого цвета, а кораблик, который плывёт по узкому ручейку, - карандашом красно­го цвета.

    Понятия «высокий - низкий».

Строители построили новые дома. Покажи, какой дом высокий, а какой - низкий? Раскрась высокий дс карандашом голубого цвета, а низкий - карандашом розового цвета.

Зайчата Зай и Чик готовятся к празднику. Покажи, у какого зайчика много шариков, а у какого - мало? Дорисуй шарики так, чтобы у зайчиков их стало поровну.

    Понятия «длинный - короткий».

Маша и Даша живут в одном доме на разных этажах. Покажи, какая лестница длинная, а какая - короткая? По какой лестнице девочка поднимается вверх, а по какой - спускается вниз? Раскрась длинную лестницу карандашом зелёного цвета.

    Понятия «толстый - тонкий».

На лесной полянке выросли два грибочка - боровик и мухомор. Покажи, у какого гриба толстая ножка, а у какого - тонкая? Назови гриб с толстой ножкой. А как называется гриб с тонкой ножкой?

Раскрась шляпку гриба с толстой ножкой карандашом коричневого цвета, а с тонкой ножкой - карандашом красного цвета. А каким цветом ты раскрасишь листочек и травку? Раскрась их.

    Понятия «глубоко - мелко».

Дети купаются в пруду. Покажи, какой мальчик купается там, где глубоко? Раскрась его шапочку карандашом красного цвета. А какой мальчик купается там, где мелко? Раскрась его шапочку карандашом жёлтого цвета.

    Понятия «прямой - кривой».

На полянке выросли цветы - мак и колокольчик. Покажи, у какого цветка прямой стебель, а у какого - кривой? Назови цветок с прямым стеблем. А как называется цветок с кривым стеблем? Раскрась цветок с прямым стеблем карандашом голубого цвета, а с кривым - карандашом красного цвета. А каким цветом ты раскрасишь стебли и листья? Раскрась их.

    Понятия «впереди - сзади».

Кот в сапогах и мышонок идут в замок короля. Покажи, кто идет впереди, а кто - сзади? Раскрась Кота в сапогах и мышонка цветными карандашами.

Грузовые машины едут по дорогам. Покажи, какая машина нарисована дальше от тебя, а какая ближе к тебе? Раскрась ту машину, которая дальше, карандашом синего цвета, а ту машину, которая ближе, - карандашом красного цвета.

    Понятия «слева - справа»

На Новый год в детский сад принесли две ёлки: большую и маленькую. " Назови, какая по размеру ёлка стоит слева от тебя, а какая справа от тебя? Раскрась шары на большой ёлке карандашом оранжевого цвета, а шары на маленькой - карандашом голубого цвета. А каким цветом ты раскрасишь иголки на ёлках? Раскрась их.

    на плоскости листа.

- Рассмотри рисунок и скажи, из какой сказки эти герои? Кто нарисован посередине? А кто - в правом верхнем углу; в правом нижнем углу; в левом верхнем углу; в левом нижнем углу? Раскрась героев сказки цветными карандашами.

Нарисуй над зонтиком яблоко, под зонтиком цветочек, справа - флажок, слева - воздушный ша­рик; в правом верхнем углу - солнышко, в левом верхнем углу - домик; в левом нижнем углу - грибок, в правом нижнем углу - ёлочку. Раскрась рисунки цветными карандашами.

Здравствуй, дружок!

Меня зовут клоун Цветик.

Я люблю рассматривать разные рисунки и раскрашивать их.

А ты любишь рисовать? Тогда тебе повез­ ло, потому что как раз сегодня я принес свой волшебный карандаш. Вот он.


А еще я люблю путешествовать и при­ глашаю тебя в сказочную страну. Ты рад, что скоро попадешь в сказку?

Тогда послушай, что я тебе расскажу.

Мне очень нравилось бывать в волшебной сказочной стране. Каждый день жители этой страны радовались теплому солнышку, зеленой травке и любовались прекрасными цветами всех цветов радуги.

Но однажды холодный ветер, который дул с Севера, принес злого волшеб­ ника. Он очень рассердился, когда увидел, что все жители сказочной страны веселые и добрые. И тогда он произнес страшное заклинание, и тут же все предметы потеряли свой цвет.

Вот какое несчастье произошло в сказочной стране. А ты готов помочь его жителям? Тогда в путь! Я дарю тебе коробку цветных волшебных карандашей.

В сказочной стране, на каждой улице-странице злой волшебник расставил свои хитрые ловушки-задания. Послушай внимательно задания, выполни их правильно, и тогда ты сможешь расколдовать сказочную страну и вернуть предметам их цвет.

Успехов тебе!

Понятия «большой - маленький».


Понятия «одинаковый - разный».


Понятия «широкий - узкий».


Понятия «высокий - низкий».


Понятия «много - мало - поровну».


Понятия «длинный - короткий»


Понятия «толстый - тонкий».

Понятия «глубоко - мелко».

Понятия «прямой - кривой».

Понятия «впереди - сзади».

Понятия «слева - справа»

Определение расположения предметов на плоскости листа.

Ирина Малахинская
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Развивающее занятие «Длинный - короткий»

Цель :

- формировать представление о свойствах предметов по величине : длинный – короткий ; научить сравнивать предметы .

Материал :

Две ленты разной длины и разного цвета (красная и синяя) ; полоски из цветного картона разной длины для каждого ребенка (желтая и красная) ; картинки с изображением Буратино и Пьеро, раскраски и изображением Буратино и Пьеро для каждого ребенка, цветные карандаши.

Ход занятия

Занятие начинается с игры «Кто быстрее?» (Два ребенка по команде начинают скручивать ленты разной длины и разного цвета )

(ответы детей) (красная)

Давайте попробуем еще раз. (играют другие дети)

Какую ленту скрутили быстрее? (ответы детей) (красная)

Как вы думаете почему? (ответы детей)

Красная лента короче , а синяя длиннее . Чтобы это проверить, что надо сделать? (Положить красную ленту на синюю)

Ребята, сейчас посмотрите, у каждого из вас на столе лежат разноцветные полоски. Положите сначала самую длинную полоску .

Какого она цвета? (Желтая)

Теперь положите полоску покороче . Какого она цвета? (Красная)

Сколько всего полосок? (Полоски сравнивают методом наложения)

А сейчас отгадайте загадку.

Что за странный? Что за странный?

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный .

Кто же это? (Буратино)

Правильно. Молодцы!

Как звали героя, у которого всегда был грустный вид, он любил читать стихи про Мальвину? (Пьеро)

(Демонстрация картинок с изображениями Буратино и Пьеро)

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел ,

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

А сейчас, ребята, давайте внимательно посмотрим на Буратино и Пьеро и найдем, чем они отличаются друг от друга.

У кого из героев нос длинный , а у кого короткий ? (ответы детей)

Какие волосы у Пьеро, какие у Буратино? (ответы детей)

У кого рукава в рубашке длинные , у кого короткие ? (ответы детей)

Работа в раскрасках.

Ребята, Буратино и Пьеро пришли к вам в гости. Давайте их раскрасим.

Подведение итогов.

Педагог подводит итог на основе впечатлений детей.

ИЗУЧАЕМ ПОНЯТИЯ "ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ"

Занятие 1

Вам понадобятся: две длинные и две короткие ленточки, две мягкие игрушки. Перед разминкой скажите ребёнку: "Сейчас будем умываться!".

Разминка:

Кран, откройся, (Делайте вращательные движения пальцами правой руки, как будто открываете кран.)

Нос, умойся. (Трите нос.)

Мойтесь сразу

Оба глаза (Двумя кулаками одновременно трите глаза.)

Мойтесь, ручки, (Потирайте руки.)

Мойся, шейка. (Потирайте шею.)

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, (Поднимите руки вверх и делайте вид, что опрокидываете ведро воды.)

Обливайся на себя

Грязь, смывайся!

Грязь, смывайся!

Э.Мошковская

Вы вместе с ребёнком сначала "умываетесь" сами, потом, повторяя стихотворение, "умываете" игрушки. После этого вы говорите ребёнку, что зверюшки теперь чистые и нужно их нарядить - повязать им красивые ленточки.

Возьмите сначала короткую ленточку, попытайтесь завязать, посетуйте, что не получается. Дайте ребёнку попробовать, у него тоже не получается, потому что ленточку вы подобрали специально слишком короткую. Скажите: "Нет, эта ленточка слишком короткая, давай возьмём длинную". Повяжите длинную ленточку на шею мишке, помогите ребёнку повязать вторую длинную ленточку на шею другой игрушке.

Занятие 2

Вам понадобятся: длинная и короткая ленточки (лучше - широкие), конфетка или витаминка.

Покажите ребёнку, как сворачивать ленточку, потом дайте ребёнку длинную ленточку, а себе возьмите короткую. Прочтите стихотворение и устройте соревнование.

Кто на свете всех быстрей Тот получит главный приз -

Ленточку свернёт Конфету прямо в рот!

Естественно, что вы свернёте ленточку быстрее, чем ребёнок. Скажите ему: "Вот видишь, я выиграла, потому что у меня ленточка короткая, а у тебя длинная. Давай теперь поменяемся ленточками". Ещё разок прочтите стихотворение и начинайте соревнование заново.

На этот раз ребёнок выиграет соревнование и получит конфету. Предложите ему сыграть ещё раз, причём выбрать себе ленточку малыш должен самостоятельно. Если выбирает короткую, значит, материал усвоен, если выбирает длинную, то покажите ему, что эту ленточку сворачивать дольше.

Занятие 3

Вам понадобятся: две маленькие игрушки и большой лист бумаги, на одном конце которого нарисовано дерево, на другом конце - домик. Между деревом и домиком две дорожки, одна короткая, другая длинная.

Разминка:

Была тишина, (Идите на цыпочках, крадучись.)

Вдруг грохотом грома

Сменилась она. (Громко затопайте ногами.)

И вот уже дождик тихонько,

Ты слышишь (Прислоните палец ко рту.)

Закапал, закапал,

Закапал по крыше. (Идите на цыпочках, частыми, мелкими шагами.)

Наверное, сейчас

Барабанить он станет.

Уже барабанит, (Топайте ногами, с каждым словом всё громче и громче.)

Уже барабанит.

Скажите ребёнку, что зверюшки должны спрятаться в домике, иначе они промокнут под дождём. Игрушка, которая бежит по короткой дорожке, прибегает первой и радуется, что не успела промокнуть. Игрушка, которая бежит по длинной дорожке, громко жалуется, что её намочил дождик.

Устал барабанить дождик.

Опять поиграть нам можно.

Бежим на опушку леса мы.

Там столько всего интересного!

Игрушки бегут обратно, из домика под дерево. Та, которая бежит по короткой дорожке, прибежала первой. Вторая игрушка громко кричит: "Подождите меня, я сейчас, я бегу по длинной дорожке!"

При копировании и размещении на другом сайте указывайте активную ссылку: http://www.

Игры и задания для закрепления понятий о длине и высоте предметов для дошкольников 3-5 лет (с трудностями в обучении)

Данная подборка заданий, игр и упражнений поможет закрепить и развить знания детей 3-5 лет о длине и высоте предметов, улучшит навыки сравнения длинных и коротких, высоких и низких предметов, поспособствует развитию внимания, мышления, графических навыков, элементарных математических представлений.
Цель: закрепление понятий «длинный-короткий», «высокий-низкий»
Задачи:
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца, усидчивость
- развивать восприятие, внимание
-развивать графические навыки
Игра № 1. Шарфики
Возраст учащихся: 3- 4 года
Оборудование: Распечатанные картинки с длинными и короткими шарфами, 2 коробки, отличающиеся по длине.
Цель: Закрепление в речи понятий «длинный- короткий», закрепление названий основных цветов, формирование умения различать предметы по длине

Ход игры: На парту выставляем 2 коробки и 2 картинки с длинным и коротким шарфом. Поясняем детям- сейчас будем наводить порядок. Эта коробка- демонстрируем - длинная, в нее будем класть все длинные шарфики. А эта коробка- короткая, в нее поместятся только короткие шарфики. Далее поочередно даем детям картинки, просим назвать длину и цвет шарфа, и положить в подходящую коробку(этот шарфик длинный, красного цвета- я положу его в эту длинную коробку)


Вариант 2.
Возраст: 4-5 лет
Цель: Развитие зрительного восприятия, закрепление понятий длинный и короткий, закрепление названий цветов
Ход игры.
Дошкольникам старшего возраста можно предложить усложненный вариант этой игры.Выкладываем на парте длинные шарфики, незначительно отличающиеся расцветкой и просим подобрать к каждому в пару такой же короткий шарф. После того, как все пары найдены, повторяем названия цветов и размеров(этот шарф длинный, сиреневого цвета с красными полосками, а этот- такой же, но короткий)


Игра № 2. Домики и человечки.

Оборудование: Распечатанные шаблоны для игры
Возраст учащихся: 3-5 лет
Цель: Закрепление понятий " высокий- низкий", развитие зрительного восприятия,счетных навыков
Ход игры. Выкладываем на парту картинки с высоким и низким человечком, поясняем детям- этот мальчик высокий, а этот- низкий. Далее выкладываем картинки с девочками и просим правильно их посадить рядом с мальчиками. далее дети работают самостоятельно, комментируя свои действия(эта девочка высокая, я ее посажу с другими высокими, а эта низкая, и.т.д)
Далее объявляем детям, что каждый человечек живет в своем доме, высокие мальчики- в высоких синих домах, высокие девочки- в розовых высоких домах. Просим подобрать каждому подходящий домик, после того, как собрали все высокие, собираем все низкие. В конце игры еще раз демонстрируем и проговариваем- высокие девочки в розовых высоких домиках, высокие мальчики- в синих, и.т.д



Вариант 2 .Для дошкольников, уже владеющих счетом, игру можно усложнить, меняя количество девочек и мальчиков. В этом варианте в конце игры пересчитываем- сколько высоких девочек, сколько низких мальчиков, сравниваем кого больше, кого меньше, и.т.д


Игра № 3. Разноцветные змейки
Оборудование:
Цель игры
Возраст: 4- 5 лет
Ход игры :Демонстрируем детям лист задания. Просим найти и показать самую короткую змею,далее ту, которая чуть длиннее, еще длиннее, и.т.д. После того, как ребенок нашел и показал всех в правильном порядке, просим в окошках слева написать цифры- 1 - самая короткая, чуть длиннее- 2, и.т.д. Когда все готово, еще раз проговариваем- какого цвета змейка, какой длины, какую поставили цифру.


Игра № 4. Разноцветные карандаши
Оборудование: Фломастер, распечатанный шаблон
Цель игры : Развитие зрительного восприятия, закрепление понятий длинный- короткий, длиннее- короче, закрепление счётных навыков
Возраст: 4- 5 лет
Ход игры. Аналогичен предыдущей игре, но карандаши просим показать в обратном порядке- самый длинный, чуть короче, и.т.д. Цифры пишем в таком же порядке- 1- самый длинный, 5- самый короткий. После того, как все готово, проговариваем цвет карандаша, длину, и цифру, которую написали.


Игра 5. Домики и карандаши
Возраст: 3- 5 лет
Оборудование: Цветные карандаши, распечатка с заданием
Цель игры. Развитие графических навыков, зрительного восприятия, закрепление и различение понятий высокий - низкий, длинный - короткий
Ход игры. Предлагаем детям рассмотреть картинку в верхней части листа- высокие и низкие домики. Просим все высокие домики раскрасить синим, а низкие- красным.(цвета выбираем любые)
Далее обращаем внимание на нижнюю часть рисунка- карандаши, длинные и короткие. просим раскрасить все длинные зеленым цветом, а все короткие - желтым.

Домашние задания для самостоятельной работы родителей с детьми по закреплению понятий "длинный - короткий", "высокий-низкий"

.
Для учащихся 3-4 лет.
Задание № 1.Раскрась то, что длиннее.
Из двух одинаковых предметов ребенок выбирает наиболее длинный и раскрашивает его в подходящий цвет


Задание № 2.Раскрась то, что короче
Сравниваем и раскрашиваем предметы, более короткие.


Для учащихся 4-5 лет
Задание № 3.Раскрась цифру, равную высоте предмета
Ребенок соотносит высоту предмета с подходящей цифрой и правильно раскрашивает ее.


Задание № 4.Раскрась цифру, равную длине предмета
Аналогично ищем цифру, соответствующую длине и раскрашиваем.


Данные игры и задания я использую в работе с детьми 3-5 лет, имеющих трудности в обучении(зпр). Если кого-то заинтересовал материал и нужны шаблоны к этим заданиям- напишите мне, я с удовольствием с Вами поделюсь.Спасибо за внимание!

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №8 «Земляничка»

Образовательная область «Познание»

Непосредственно образовательная область: «Сенсорное развитие» в 1 младшей группе «Смородинка»

На тему

«Высокий, низкий»

Провела Исраелова Е. Т.

Воспитатель

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность».

Задачи:

Обучение сравнению предметов по высоте.

Знакомство с понятиями «высокий», «низкий», «выше», «ниже».

Знакомство с относительностью высоты одного и того же предмета при изменении эталона измерения.

Развитие познавательных процессов.

Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.

Упражнять в рассказывании о результатах сравнения. Воспитывать внимание, мышление, взаимовыручку.

Оборудование:

фланелеграф;

картинки к сказке;

три картинки с изображением домов разной высоты;

подносы, наборы, в которые входят двухполосные наборные полотна, силуэты картинки – высокие и низкие пирамидки, ёлки, вазы (по количеству детей).

Совместная деятельность воспитателя и детей.

Речевая ситуация «Высокий – низкий».

Дидактическая игра «Весёлые матрёшки».

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1.Оганизация начала НОД.

Воспитатель рассказывает сказку, прикрепляя по ходу картинки на фланелеграф.

По узкой полевой дорожке бежал мышонок. Высоко в небе парил орёл, высматривая добычу. Глупый беззаботный мышонок ничего не замечал.

Скорее прячься в высокой траве! Торопись!

Ох, даже смешно! Высокая трава! Вот я – высокая, а трава – низкая! – засмеялась сосна, растущая у дороги.

Ну что за споры! Ух, ух, - вздохнул мудрый филин, - всё на свете может быть высоким и низким . Это зависит от того, с чем сравнивать.

Как вы думаете, ребята, прав ли мудрый филин?

Давайте проверим его утверждение.

2. Сравнение предметов.

Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу изображения двухэтажного и трёхэтажного домов.

Посмотрите на эти дома. Который из них можно назвать

высоким ? (Дети показывают).

А который низкий? (Ответы детей)

Воспитатель закрывает изображение трёхэтажного дома картинкой с изображением одноэтажного дома.

А теперь, какой дом можно назвать высоким? (Дети показывают и называют).

Воспитатель прикрепляют к фланелеграфу изображение одноэтажного, двухэтажного, трёхэтажного домов. Дети определяют, какой из домов самый высокий и какой самый низкий.

3. Физкультминутка.

4.Игра «Высокий - низкий». Итог.

На подносе каждого ребёнка – силуэтного изображения высоких и низких предметов (пирамидки; ёлки; вазы). Воспитатель предлагает взять с подноса пирамидки и сравнить их, после чего высокую пирамидку выложить на верхней полоске наборного полотна, а на нижней – низкую пирамидку. Те же действия делаются с ёлочками и вазами. Воспитатель предоставляет возможность детям в обратном порядке убрать с наборного полотна предметы на подносы.

В конце НОД хвалит ребят за то, что справились с заданием.


Последние материалы раздела:

Элективные питательные среды
Элективные питательные среды

Питательные среды в микробиологии - это субстраты, на которых выращивают микроорганизмы и тканевые культуры. Они применяются для диагностических...

Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв
Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв

Мировая история содержит в себе огромное количество событий, имен, дат, которые помещаются в несколько десятков или даже сотен различных учебников....

Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям
Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

Последний дворцовый переворот в истории России Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема...