Диктант н нн в разных частях речи. Тексты диктантов по русскому языку

Среднее общее образование

Линия УМК В. В. Лунина. Химия (10-11) (баз.)

Линия УМК В. В. Лунина. Химия (10-11) (У)

Линия УМК Н. Е. Кузнецовой. Химия (10-11) (баз.)

Линия УМК Н. Е. Кузнецовой. Химия (10-11) (углуб.)

ВПР по химии. 11 класс

Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по химии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Ответы на задания записывайте в отведённом для них поле. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении работы разрешается использовать:

  • Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева;
  • таблицу растворимости солей, кислот и оснований в воде;
  • электрохимический ряд напряжений металлов;
  • непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация.

На рис. 1-3 изображены примеры использования некоторых из перечисленных способов.

Определите, какие из способов разделения смесей, изображённых на рисунке, можно применить для разделения:

  1. крупы и попавших в неё железных опилок;
  2. воды и растворённых в ней солей.

Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения смеси.

Решение

1.1. Разделение смеси крупы и железных опилок основано на свойстве железа притягиваться магнитом. Рисунок 3.


1.2. Разделение смеси воды и растворенных солей происходит при дистилляции. Вода при нагревании до температуры кипения испаряется и, охлаждаясь в водяном холодильнике, стекает в заранее приготовленный сосуд. Рисунок 1.


На рисунке изображена схема распределения электронов по энергетическим уровням атома некоторого химического элемента.


На основании предложенной схемы выполните следующие задания:

  1. запишите символ химического элемента, которому соответствует данная модель атома;
  2. запишите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;
  3. определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот элемент.

Ответы запишите в таблицу.

Решение

На рисунке изображена схема строения атома:


Где показано ядро, имеющее определенный положительный заряд (n ), и вращающиеся вокруг ядра на электронных слоях электроны. Исходя из этого, просят назвать данный элемент, записать номер периода и группы, в которых он расположен. Давайте разбираться:

  1. Электроны вращаются на трех электронных слоях, значит, элемент находится в третьем периоде.
  2. На последнем электронном слое вращается 5 электронов, значит, элемент расположен в 5-й группе.

Задание 3

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента основный характер оксида в периодах уменьшается, а в группах возрастает.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке усиления основности оксидов следующие элементы: Na, Аl, Мg, В. Запишите символы элементов в нужной последовательности.

Ответ: ________

Решение

Как известно, сумма протонов в ядре атома равняется порядковому номеру элемента. Но число протонов нам не указано. Так как атом – это электронейтральная частица, число протонов (положительно заряженных частиц) в ядре атома равно числу электронов (отрицательно заряженных частиц), вращающихся вокруг ядра атома. Общее количество электронов, вращающихся вокруг ядра, равно 15(2 + 8 + 5), следовательно, порядковый номер элемента равен 15. Теперь остается посмотреть в периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева и найти номер 15. Это Р (фосфор). Так как у фосфора на последнем электронном слое 5 электронов, он неметалл; металлы на последнем слое имеют от 1 до 3 электронов.

Даны 4 элемента из периодической системы Менделеева: Na, Al, Mg, B. Необходимо их расположить так, чтобы основность образованных ими оксидов возрастала. Отвечая на этот вопрос ВПР, необходимо вспомнить, как изменяются металлические свойства в периодах и группах периодической системы.

В периодах слева направо металлические свойства убывают и возрастают неметаллические. Следовательно, и основность оксидов уменьшается.

В группах, главных подгруппах металлические свойства увеличиваются сверху вниз. Следовательно, и основность их оксидов увеличивается в таком же порядке.

Теперь посмотрим на данные нам элементы. Два из них находятся в третьей группе; это B и Al. Алюминий в группе находится ниже бора, следовательно, у него металлические свойства выражены сильнее, чем у бора. Соответственно, и основность оксида алюминия выражена сильнее.

Al, Na и Mg расположены в 3-м периоде. Так как в периоде слева направо металлические свойства убывают, убывают и основные свойства их оксидов. Учитывая все это, можно расположить эти элементы в следующем порядке:

Задание 4

В приведённой ниже таблице представлены некоторые характеристики ковалентной и ионной видов химической связи.

Используя данную информацию, определите вид химической связи: 1) в хлориде кальция (СаСl 2); 2) в молекуле водорода (Н 2).

  1. В хлориде кальция _____________
  2. В молекуле водорода _____________

Решение

В следующем вопросе необходимо определить, какой вид химической связи характерен для CaCl 2 , а какой для H 2 . В данной таблице есть подсказка:

Используя ее, можно определить, что для CaCl 2 характерен ионный вид связи, так как он состоит из атома металла (Ca) и атомов неметалла (Cl), а для H 2 ковалентная неполярная, так как данная молекула состоит из атомов одного и того же элемента – водорода.

Сложные неорганические вещества условно можно распределять, то есть классифицировать, по четырём классам, как показано на схеме. В эту схему впишите недостающие названия двух классов и две формулы веществ, являющихся представителями соответствующих классов.


Решение

Следующее задание на проверку знания основных классов неорганических веществ.

В таблице необходимо заполнить пустые клетки. В двух первых случаях даны формулы веществ, необходимо отнести их к определенному классу веществ; в двух последних, наоборот, написать формулы представителей данных классов.

CO 2 – сложное вещество, состоит из атомов различных элементов. Один из которых кислород. Он стоит на втором месте. Это оксид. Общая формула оксидов – RO, где R – определенный элемент.

RbOH – относится к классу оснований. Общее для всех оснований – наличие группы ОН, которая соединена с металлом (исключение составляет NH 4 OH, где группа ОН соединена с группой NH 4).

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.

Поэтому формулы всех кислот начинаются с атомов водорода, и за ним идет кислотный остаток. Например: НCl, H 2 SO 4 , HNO 3 и т. д.

И последнее, написать формулу соли. Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка, например NaCl, K 2 SO 4 .


Для выполнения заданий 6-8 используйте информацию, содержащуюся в данном тексте

Оксид фосфора(V) (Р 2 О 5) образуется при сжигании фосфора на воздухе и представляет собой белый порошок. Это вещество очень активно и с выделением большого количества теплоты реагирует с водой, поэтому его применяют в качестве осушителя газов и жидкостей, водоотнимающего средства в органических синтезах.

Продуктом реакции оксида фосфора(V) с водой является фосфорная кислота (Н 3 РО 4). Эта кислота проявляет все общие свойства кислот, например взаимодействует с основаниями. Такие реакции называют реакциями нейтрализации.

Соли фосфорной кислоты, например фосфат натрия (Na 3 PO 4), находят самое широкое применение. Их вводят в состав моющих средств и стиральных порошков, применяют для снижения жёсткости воды. В то же время попадание избыточного количества фосфатов со сточными водами в водоёмы способствует бурному развитию водорослей (цветению воды), что вызывает необходимость тщательно контролировать содержание фосфатов в сточных и природных водах. Для обнаружения фосфат-иона можно использовать реакцию с нитратом серебра (AgNO 3), которая сопровождается образованием жёлтого осадка фосфата серебра (Ag 3 PO 4)

Задание 6

1) Составьте уравнение реакции фосфора с кислородом.

Ответ: ________

2) На каком свойстве оксида фосфора(V) основано его использование в качестве осушающего агента?

Ответ: ________

Решение

В данном задании необходимо составить уравнение реакции фосфора с кислородом и ответить на вопрос, почему продукт данной реакции используют в качестве осушающего реагента.

Пишем уравнение реакции и расставляем коэффициенты: 4 P + 5 O 2 = 2 P 2 O 5

Оксид фосфора используется в качестве осушающего реагента за способность отнимать воду от веществ.

Задание 7

1) Составьте молекулярное уравнение реакции между фосфорной кислотой и гидроксидом натрия.

Ответ: ________

2) Укажите, к какому типу реакций (соединения, разложения, замещения, обмена) относится взаимодействие фосфорной кислоты с гидроксидом натрия.

Ответ: ________

Решение

В седьмом задании необходимо составить уравнение реакции между фосфорной кислотой и гидроксидом натрия. Для того чтобы это сделать, необходимо вспомнить, что эта реакция относится к реакциям обмена, когда сложные вещества обмениваются составными частями.

H 3 PO 4 + 3 NaOH = Na 3 PO 4 + 3 H 2 O

Здесь мы видим, что водород и натрий в продуктах реакции поменялись местами.

Задание 8

1) Составьте сокращённое ионное уравнение реакции между растворами фосфата натрия (Na 3 PO 4) и нитрата серебра.

Ответ: ________

2) Укажите признак протекания этой реакции.

Ответ: ________

Решение

Напишем уравнение реакции в сокращенном ионном виде между растворами фосфата натрия и нитрата серебра.

На мой взгляд, сначала необходимо написать уравнение реакции в молекулярном виде, затем расставить коэффициенты и определить, какое из веществ уходит из реакционной среды, то есть выпадает в осадок, выделяется в виде газа или образует малодиссоциирующее вещество (например, воду). Поможет нам в этом таблица растворимости.

Na 3 PO 4 + 3 AgNO 3 = Ag 3 PO 4 + 3 NaNO 3

Стрелочка, стоящая возле фосфата серебра, направленная вниз, говорит о том, что данное соединение не растворимо в воде и выпадает в виде осадка, поэтому не подвергается диссоциации и в ионных уравнениях реакции записывается в виде молекулы. Напишем полное ионное уравнение данной реакции:

Теперь вычеркнем ионы, которые перешли из левой части уравнения в правое, не изменяя своего заряда:

3Na + + PO 4 3– + 3Ag + + 3NO 3 – = Ag 3 PO 4 + 3Na + + 3NO 3 –

Все, что не зачеркнуто, выпишем в сокращенное ионное уравнение:

PO 4 3– + 3Ag + = Ag 3 PO 4

Задание 9

Дана схема окислительно-восстановительной реакции.

Мn(ОН) 2 + КBrO 3 → МnO 2 + КВr + Н 2 O

1. Составьте электронный баланс этой реакции.

Ответ: ________

2. Укажите окислитель и восстановитель.

Ответ: ________

3. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.

Ответ: ________

Решение

В следующем задании предлагается объяснить окислительно-восстановительный процесс.

Mn(OH) 2 + KBrO 3 → MnO 2 + KBr + H 2 O

Для того чтобы это сделать, напишем возле символа каждого элемента его степень окисления в данном соединении. Не забываем о том, что в сумме все степени окисления вещества равны нулю, так как они электронейтральны. Степень окисления атомов и молекул, состоящих из одного и того же вещества, также равна нулю.

Mn 2+ (O 2– H +) 2 + K + Br 5+ O 3 2– → Mn 4+ O 2 2– + K + Br – + H 2 + O 2 –

Mn 2+ (O 2– H +) 2 + K+Br 5+ O 3 2– → Mn 4+ O 2 2– + K + Br – + H 2 + O 2 –

Mn 2+ –2e → Mn 4+ Процесс отдачи электронов – окисление. При этом у элемента в процессе реакции увеличивается степень окисления. Данный элемент – восстановитель, он восстанавливает бром.

Br 5+ +6e → Br – Процесс принятия электронов – восстановление. При этом у элемента в процессе реакции степень окисления уменьшается. Данный элемент – окислитель, он окисляет марганец.

Окислитель – вещество, которое принимает электроны и при этом восстанавливается (степень окисления элемента понижается).

Восстановитель – вещество, которое отдает электроны и при этом окисляется (степень окисления элемента понижается). В школе это записывается следующим образом.

Цифра 6, которая стоит после первой вертикальной черты, – наименьшее общее кратное цифр 2 и 6 – числа отданных электронов восстановителем и принятых электронов окислителем. Делим эту цифру на число отданных электронов восстановителем и получаем цифру 3, она ставится после второй вертикальной черты и является коэффициентом в уравнении окислительно-восстановительной реакции, которая ставится перед восстановителем, то есть марганцем. Далее цифру 6 делим на число 6 – число принятых электронов окислителем. Получаем цифру 1. Это коэффициент, который ставится в уравнении окислительно-восстановительной реакции перед окислителем, то есть бромом. Вписываем коэффициенты в сокращенное уравнение, а затем переносим в основное уравнение.

3Mn(OH) 2 + KBrO 3 → 3MnO 2 + KBr + 3H 2 O

Если это необходимо, расставляем другие коэффициенты с тем расчетом, чтобы количество атомов одного и того же элемента было одинаковым. В конце проверяем количество атомов кислорода до и после реакции. Если их число оказывается равным, значит, мы все сделали правильно. В данном случае необходимо перед водой поставить коэффициент 3.

Дана схема превращений:

Cu → CuCl 2 → Cu(OH) 2 → Cu(NO 3) 2

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

Решение

Решаем схему превращений:

Cu CuCl 2 Cu (OH ) 2 Cu (NO 3 ) 2

1) Cu + Cl 2 = CuCl 2 –обращаю внимание, что медь с соляной кислотой не взаимодействует, так как стоит в ряду напряжений металлов после водорода. Поэтому одна из основных реакций. Взаимодействие непосредственно с хлором.

2) CuCl 2 + 2 NaOH = Cu (OH ) 2 + 2 NaCl –реакция обмена.

3) Cu (OH ) 2 + 2 HNO 3 = Cu (NO 3 ) 2 + 2 H 2 O –гидроксид меди – осадок, поэтому для получения из него нитрата меди соли азотной кислоты не подойдут.

Установите соответствие между названием органического вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1. Метанол – это спирт. Названия одноатомных спиртов оканчиваются на -ол, поэтому А2 .

2. Ацетилен – это непредельный углеводород. Здесь дано это тривиальное название. По систематической номенклатуре он называется этин. Выбираем Б4 .

3. Глюкоза – это углевод, моносахарид. Поэтому выбираем В1 .

В предложенные схемы химических реакций вставьте формулы пропущенных веществ и расставьте коэффициенты там, где это необходимо.

1) C 6 H 6 + Br 2

C 6 H 5 –Br + …

2) CH 3 CHO + … → CH 3 CH 3 OH

Решение

Необходимо вставить формулы пропущенных веществ и, если надо, расставить коэффициенты:

1) C 6 H 6 + Br 2 ⎯AlBr 3 → C 6 H 5 –Br + HBr Для бензола и его гомологов характерны реакции замещения, поэтому в данной реакции бром замещает атом водорода в бензоле и получается бромбензол.

2) СH 3 CHO + Н 2 → CН 3 СH 2 OH Реакция восстановления ацетальдегида до этилового спирта.

Уксусная кислота широко используется в химической и пищевой промышленности. Водные растворы уксусной кислоты (пищевая добавка Е260) применяются в бытовой кулинарии, в консервировании, а также для получения лекарственных и душистых веществ. К последним относят многочисленные сложные эфиры уксусной кислоты, например пропилацетат.

Рассчитайте, сколько граммов пропилацетата (СН 3 СООС 3 Н 7) можно получить в результате реакции 300 г уксусной кислоты (СН 3 СООН) с пропанолом-1 (С 3 Н 7 ОН) при 100%-ном практическом выходе. Запишите уравнение протекающей реакции и подробное решение задачи.

Ответ: ________

Задача. Записываем краткое условие задачи:

m(СН 3 СООС 3 Н 7) = ?

1. В условии задачи сказано, что уксусная кислота вступила в реакцию массой 300 г. Определим количество молей в 300 г. ее. Для этого воспользуемся волшебным треугольником, где n – количество молей.


Подставляем цифры: n = 300 г. : 60 г/моль = 5 моль. Таким образом, уксусная кислота вступила в реакцию с пропиловым спиртом количеством вещества 5 моль. Далее определим, сколько молей СН 3 СООС 3 Н 7 образуется из 5 моль СН 3 СООН. По уравнению реакции уксусная кислота вступает в реакцию в количестве 1 моль, и эфира образуется тоже 1 моль, так как коэффициентов в уравнении реакции нет. Следовательно, если взять кислоту количеством 5 моль, то и эфира получится тоже 5 моль. Так как они реагируют в соотношении 1: 1.

Ну и остается вычислить массу 5 моль эфира, воспользовавшись данным треугольником.

Подставив цифры, получаем: 5 моль · 102 г/моль = 510 г.

Ответ: масса эфира = 510 г.

Ацетилен применяется в качестве горючего при газовой сварке и резке металлов, а также как сырье для производства винилхлорида и других органических веществ. В соответствии с приведённой ниже схемой составьте уравнения реакций, характерных для ацетилена. При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.


Решение

Осуществить превращения, характерные для ацетилена, по приведенной схеме.

Хочется сказать, что ацетилен – непредельный углеводород, имеющий 2 π-связи между атомами углерода, поэтому для него характерны реакции присоединения, окисления, полимеризации по месту разрыва π-связей. Реакции могут идти в две стадии.


Раствор Рингера широко используется в медицине в качестве регулятора водно-солевого баланса, заменителя плазмы и других компонентов крови. Для его приготовления в 1 л дистиллированной воды растворяют 8,6 г хлорида натрия, 0,33 г хлорида кальция и 0,3 г хлорида калия. Рассчитайте массовую долю хлорида натрия и хлорида кальция в полученном растворе. Запишите подробное решение задачи.

Ответ: ________

Решение

Для решения данной задачи запишем ее краткое условие:

m(H 2 O) = 1000 г.

m(CaCl 2) = 0.33 г.

m(KCl) = 0.3 г.

m(NaCl) = 8.6 г.

Так как плотность воды равна единице, 1 литр воды будет иметь массу, равную 1000 граммам. Далее, для нахождения массовой доли в процентах раствора воспользуемся волшебным треугольником,


m(в-ва) – масса вещества;

m(р-ра) – масса раствора;

ω – массовая доля вещества в процентах в данном растворе.

Выведем формулу для нахождения ω% в растворе. Она будет иметь следующий вид:


ω% (р-ра NaCl)

Для того чтобы сразу перейти к нахождению массовой доли в процентах раствора NaCI, нам должны быть известны два других значения, то есть масса вещества и масса раствора. Масса вещества нам известна из условия задачи, а массу раствора следует найти. Масса раствора равна массе воды плюс массы всех растворенных в воде солей. Формула для расчета простая: m(в-ва) = m(H 2 O) + m(NaCl) + m(CaCl 2) + m(KCl), складывая все значения, получим: 1000 г. + 8,6 г. + 0,3 г. + 0,33 г. = 1009.23 г. Это и будет массой всего раствора.

Теперь находим массовую долю NaCl в растворе:

Аналогично этому вычисляем массу хлорида кальция:

Подставляем цифры и получаем:

Ответ: ω% в растворе NaCl = 0.85%; ω% в растворе CaCl 2 = 0.033%.

ВПР 2018г., 11 класс. Проверочная работа по химии. ОБРАЗЕЦ.

ФИПИ, 2018. - 8 с. (+ 4 с. ответы, система оценивания).

Формат: pdf

Размер: 308 Кб

Смотреть, скачать: drive.google

ВПР 2018г., 11 класс. Описание проверочной работы по химии.

ФИПИ, 2018. - 15 с.

Формат: pdf

Размер: 242 Кб

Смотреть, скачать: drive.google

ВПР 2017г., 11 класс. Химия. Варианты 1- 6, 11-18.

ФИПИ: 2017 - 84 стр.

Формат: pdf

Размер: 3,4 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ВПР 2017г., 11 класс. Химия. Варианты 01-18 - только Ответы и критерии оценивания.

ФИПИ: 2017 - 72 стр.

Формат: pdf

Размер: 3,4 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ВПР 2017г., 11 класс. Проверочная работа по химии. ОБРАЗЕЦ.

М.: 2017, ФИПИ: Образец - 9с., Ответы - 4с., Описание - 14с.; формат - PDF.

Образец:

Смотреть, скачать: drive.google

Ответы:

Смотреть, скачать: drive.google

Описание:

Смотреть, скачать: drive.google

Вариант Всероссийской проверочной работы по химии содержит 15 заданий различных типов и уровней сложности. В вариантах представлены задания различного формата. Данные задания имеют различия по требуемой форме записи ответа.
В работе содержится 4 задания повышенного уровня сложности (их порядковые номера: 9, 10, 13, 14).

Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по химии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать следующие дополнительные материалы:
- Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
- таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
- электрохимический ряд напряжений металлов;
- непрограммируемый калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

4. Структура и содержание всероссийской проверочной работы
Каждый вариант ВПР содержит 15 заданий различных типов и уровней сложности.
В вариантах представлены задания различного формата. Данные задания имеют различия по требуемой форме записи ответа. Так, например, ответом могут быть: последовательность цифр, символов; слова; формулы веществ; уравнения реакций.
В работе содержится 4 задания повышенного уровня сложности (их порядковые номера: 9, 10, 13, 14). Эти задания более сложные, так как их выполнение предполагает комплексное применение следующих умений:
- составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства веществ
и/или взаимосвязь различных классов веществ, и электронный баланс
окислительно-восстановительной реакции;
- объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ
их составом и строением;
-моделировать химический эксперимент на основании его описания.
Включенные в работу задания условно могут быть распределены по четырем содержательным блокам: «Теоретические основы химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии. Химия и жизнь» (табл. 1).

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "

I. Деревянная игрушка, кожаная сумка, серебряные ложки, глиняная посуда, костяная ручка, платяной шкаф, шерстяной костюм.

Овсяный кисель, ржаной хлеб, масляная краска, ледяная вода, стеклянная ваза, земляной пол, песчаный берег, полотняная простыня, льняная скатерть.

Старинные часы, картинная галерея, машинная вязка.

Гуманный день, ураганный ветер, постоянный посетитель, странный вопрос.

Лебединая песня, утиное яйцо, гусиный клюв, куриный бульон, звериный крик, мышиный писк, пчелиный рой. (60 слов)

II. Глиняный кувшин; глинистая почва.

Земляной вал; землистый цвет лица.

Серебряное кольцо; серебристый свет луны.

Каменная лестница; каменистый путь.

Горный воздух; гористая местность. (22 слова)

Задание . Объясните разницу в данных однокоренных прилагательных.

Мы решили отправиться на ярмарку. Дорога шла по берегу извилистой речки и была такая песчаная, что ехать было тяжело. Погода была теплая, но ветреная. Мы проезжали мимо старой ветряной мельницы. Недалеко от фабрики жестяных изделий прокладывают железную дорогу. Земляные работы в основном уже закончены.

Мы переправились через узенькую речку и стали бродить по ярмарке. По краям площади разместились возы с глиняными кувшинами, кружками и деревянными ложками. В палатках продавали стеклянную и фаянсовую посуду. В одной палатке торговали кавказскими товарами: шелковыми платками, серебряными браслетами, кожаной обувью. Рядом шла бойкая торговля ситцевой материей, полотняными скатертями. (95 слов)

Указание . Обозначьте графически условия выбора букв н и нн в суффиксах прилагательных.

I. 1. Среди новых деревянных домов выделялась заброшенная избенка с соломенной крышей. 2. Пол в избе был глиняный. 3. При постройке дороги возводили песчаные насыпи. 4. Производственная практика студентов закончилась. 5. Машинное масло разлили в масленки. 6. Тюмень славится нефтяными богатствами. 7. Дети игра пи оловянными солдатиками.

II. Самое древнее изображение кожаного мяча относится к 2500 году до нашей эры и обнаружено на острове Самофракия в Эгейском море. Мяч нарисован на глиняной табличке, он составлен из отдельных клиньев кожи, как наш современный мяч. Это говорит о том, что спортивные игры, родственные футболу, были знакомы еще древним грекам.

III. Люди давным-давно устроили над чистым ключом деревянный низкий сруб, на котором висел берестяной ковшик. Каждый мог подойти и напиться холодной ключевой воды. (С.-М.) (110 слов)

Словарный диктант

Башенный кран; каменная ограда, именной список; искренняя радость; родственные отношения; искусственный лед; соломенная шляпа; старинный романс; пламенный вихрь; доменная печь; жизненный вопрос; лиственный лес; обеденный перерыв.

Авиационный завод; пенсионный возраст; традиционный слет; экскурсионное бюро; операционный блок; комиссионный магазин; реакционные взгляды; редакционные поправки. (42 слова)

Диктанты по русскому языку для 5 класса

Диктант №1.

Осень в лесу.

Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Всё чаще дует резкий осенний ветер. С синего неба посылает солнце прощальные лучи.

Как хорош лес осенью! Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с чёрных деревьев и медленно опускаются на холодную землю.

Тишину спящего леса не нарушает пение птиц. В аллеях сада стало пусто, бесшумно. А ведь здесь летом было так радостно, чудесно! Из окрестных парков слетались сюда птицы на праздничный концерт.

Осенью лес похож на расписной терем. Хорошо устроиться под белоствольной берёзкой и долго рассматривать золотые краски леса, лиловый краешек неба.

Тихо, уютно. На душе легко и спокойно.

Диктант № 2.

Ежи готовятся к зиме.

Поздней осенью ежи начинают готовиться к зимней спячке. Мало у них добычи, потому что ящерицы, жучки и лягушки скрываются под корягами.

Медленно ползёт колючий ёж через чёрные кочки, небольшие полянки, опасные овраги.

В осенние денёчки старается ёжик приготовить себе широкую тёплую норочку. Днём и ночью таскает он в домик душистые листья, мягкий мох, засохшие травинки и веточки. Хочется позаботиться ему об удобной постельке.

Накрыл норку снежный сугроб, и ёжик надёжно укрылся под таким пушистым одеялом. Видит прекрасные сны, и мы рады за него. С хорошим настроением проснётся ёжик, а затем отправится осматривать своё хозяйство.

Диктант №3.

Волшебница-зима.

В ноябре снег покрыл промёрзшую землю, и вот наступила настоящая зима.

Жутко завывает в поле холодный ветер, гуляет вьюга. А в лесу тихо. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест, потому что всё скрылось под снегом. Мороз сковал льдом речку.

Оделся в шубку и огромный дуб. Его густые кроны продержатся всю зиму, а их мощь не сломить даже злому урагану.

Вдруг по веткам пробежала белка. Она кажется чёрной среди ослепительной, нетронутой белизны света. Из-за этой неугомонной хлопотуньи огромная снежная шапка свалилась на тропиночку.

Какой воздух! Какая гармония! Нет слов, чтобы описать такое чудо природы.

Диктант № 4.

Белки в лесу.

С утра до самого позднего вечера хлопочут в лесу весёлые, шустрые белочки. Совершенно не успеваешь следить за их передвижениями.

Поднимутся озорные белочки на вершину огромной сосны, перемахнут с ветки на ветку. Затем спустятся вниз за съестными припасами: вкусными грибками, отборными орешками, засохшими ягодками.

В лесных кладовых эти чудесные хозяюшки спрячут то, что нашли.

В домике-дупле сделают они тёплые гнёзда, и скоро в новых квартирках появятся маленькие бельчата. Они будут быстро подрастать и воспитываться заботливыми родителями.

А лютой зимой счастливые семьи белок будут спасаться от морозов, резких, ветров и снегопадов. Надёжно жить в тёплых, уютных гнёздах.

Диктант № 5.

Лунная ночь.

Хороша осенняя лунная ночь! По сторонам проезжей дороги застыли молодые деревья: берёзки, ели, сосны, осинки.

Редкие снежинки падают на спящую землю, и ярко-жёлтая луна освещает избушку лесника. Мрачное небо пестрит частыми звёздами и свысока рассматривает ночную землю.

Кругом стоит необыкновенная тишина. Но вдруг слева послышался какой-то лёгкий шелест листвы. «Да это же белочка!» - прокричал я. На меня посыпались листочки, когда она перепрыгнула с одной веточки на другую.

Уже чувствуется приближение зимы. Скоро лёд скуёт речку, пушистым ковром закроются её берега.

Луч бросает свет на поляну, и деревья горят всеми цветами радуги: оранжевыми, золотыми, багряными. Здравствуй, лунная ночь!

Диктант № 6.

Весна.

Весна – удивительное время года. Солнце ласково пригрело проснувшуюся землю. Снег давно сбежал с полей мутными ручьями. От разъезда до ближней деревни зеленеет озимая рожь, и по синему небу плывут беловатые облака. В воздухе уже совсем не чувствуется сырости, которая обычно бывает ранней весной.

Жизнь как будто встрепенулась и наполнилась какими-то новыми звуками. Из окрестных рощ, с пашен и пастбищ доносится радостный птичий гомон. Послышался шум грузовика на переезде. «Егорыч, открывай дорогу!» - раздаётся весёлый крик шофёра.

Всё вокруг начинает изменяться: самая маленькая веточка растёт, нежный стебелёк собирает силы и распрямляется навстречу солнцу.

Природа празднует весеннее обновление. Здравствуй, весна!

Диктант № 7.

Рябина.

Рябина – осенняя красавица. Другие деревья уже отдали свои плоды, а она только начинает разнаряживаться в багряно-красные гроздья. Наступают холода, и птицы съедают горько-сладкие ягоды.

Рябину встретишь везде: на окраинах, на опушках, на поляночках. Вырастает она вблизи домов, раскидывает веточки из-за забора, располагается на околице и стоит счастливая, гордая, величественная.

Этому растению нравится уединение. Около рябины деревья чувствуют себя лучше, потому что к ней слетается огромное количество птиц, которые уничтожают вредителей.

Сгибается под ветром тоненький ствол, но не ломается. Не сдаётся рябина, и каждой осенью снова её прелестный наряд очаровывает нас.

Рассчитываем повстречаться с рябинкой и следующей осенью. До встречи, чудо-дерево!

Диктант № 8.

Барсучонок.

Как-то мама позвала сына: «Юра, посмотри, кого я принесла!»

Мама держала кошёлку, подстилке из мягких листьев копошился кто-то в шубке.

Из кошёлки показалась продолговатая мордочка с гладким носиком, блестящими глазками и маленькими стоячими ушками. Мордочка у зверька оказалась презабавная: вверху и внизу было всё серенькое, посредине от носа к ушкам тянулись широкие чёрные полоски.

Шёрстка у малыша была светло-серая, а ножки тёмненькие, как будто он нарядился в сапожки и варежки.

Мама достала из буфета бутылочку с соской и налила в неё молока. Малыш сразу же смекнул, в чём дело. Забрал всю соску и глаза зажмурил. Чудный барсучонок, забавный зверёк!

Диктант № 9.

Полярная сова.

Полярные совы обычно зимуют в тундре. В ночной темноте пролетают они над мерцающими в звёздном свете снегами. Кормятся мышами и зайцами, беспощадно истребляют этих беспомощных зверьков.

Но всё-таки кончается полярная ночь. В каменных россыпях не заметишь гнёзд совы, потому что они расположены почти у самых ног. Тепло в гнёздах сохраняется в сильные морозы, так как они устланы лёгким пухом.

Такое гнездо я обнаружил в расщелине. Неожиданно огромная белая птица взлетела из-под моих ног, и распахнутые крылья слились с белизной снегов.

«Сергей, что там?» - удивился мой товарищ. В гнезде съёжился испуганный птенчик, а рядом остались лежать тёплые яйца.

Диктант № 10.

На родину.

Ранней весной на южных берегах Европы и Африки объединяются птичьи стаи. «Домой! Скорее домой!» - отовсюду несётся неугомонный клич.

Бесчисленные цепи перелётных тянутся к родным местам, и люди всегда радуются встрече с ним. Но во время пути часть птиц остаётся, разлетается и расселяется по окрестным озёрам и рекам. Самые выносливые летят до белого моря. Здесь они располагаются по песчаным берегам, делятся на пары, чтобы строить гнёзда и выводить птенцов.

Осенью подрастут птенцы, окрепнут, и птицы начинают сбиваться в стаи перед отлётом в тёплые края. Но нельзя долго жить на чужбине.

Каждой весной ты видишь, как усталые караваны возвращаются на родину.

Диктант № 11.

Справедливость.

Однажды Гайдар отправился на встречу с ребятами в лагерь и взял с собою пятилетнюю дочку Женю. Удивительно заносчивая девочка как будто хвасталась: «Я знаменитого папы дочка и скоро вырасту!»

Во время чтения сказки «Горячий камень» все сидели тихо, но Женя сначала свысока поглядывала по сторонам, потом беспокойно затопала и стала сбегать по лестнице.

Вдруг Гайдар сделал паузу, положил тетрадку и строго сказал: «Уберите девочку, она мешает!» Женя съёжилась, испугалась и сразу притихла.

Гайдар дочитал сказку до конца. Счастливые глаза ребят говорили обо всём: о любви к писателю, об уважении.

«Гайдару за справедливость», - написали они в книге, которую подарили ему.

Диктант № 12

Сорока.

Куры – любимое лакомство камышового кота. Как-то хищник направился на охоту, но вдруг откуда-то объявилась сорока, задёргала чёрно-белым хвостом и застрекотала. Было опасно, и кот решил остановиться, чтобы не привлечь внимания. Назойливая птица расположилась над его головой.

Посёлок просыпается, и кота начинает дразнить кудахтанье кур, но он не может избавиться от вредного провожатого. Он сдерживал бессильную злобу и ненависть к навязчивой спутнице. Затем он стал пробираться к посёлку. Сорока всё-таки не отставила и всё равно продолжала его стеречь.

Пришлось коту исчезнуть в зарослях, а птица кричала, кружилась.

Сегодня, разбойник, будешь лежать голодный, потому что охота сорвалась.

Один из видов творческих работ на уроках русского языка - создание текстов, насыщенных словами с определенными орфограммами. Работать с ними можно по-разному: вставлять буквы, диктовать соседу по парте или всему классу, можно сделать интерактивный диктант. Обычно мы устраиваем конкурс таких текстов. Критерии оценивания: уровень сложности, насыщенность нужными орфограммами, смысловая связность, художественные достоинства. Вот пример такого диктанта.

Галлюцинации на тему "н и нн"

Они шли вперед, еле-еле волоча ноги, изнуренные, замученные и иссушенные палящим безжалостным солнцем. Пустынно было лишенное облаков, крашенное одной ярко-голубой краской небо, а под ним царственно и безмолвно раскинулась песчаная бесконечная пустыня. Ноги тонули в тоннах мелкого, шершавого, будто просеянного через деревянное плотное сито песка, сонно, лениво и величественно пересыпающегося накладывающимися друг на друга слоями. Погода стояла душная, безветренная, бесконечно длинно и медленно тянулся день. Не попадалось никакой живности вокруг, лишь иногда показывались скорпионы и невиданной расцветки пустынные змеи. Воды не было совсем.

Четыре дня назад их джип-внедорожник, нахваленный шулерами маркетинга, навечно и беспричинно заглох в одной из песчаных дюн. Передовые мобильные телефоны наотрез отказывались работать, и даже GPS от жары заглючил: то показывал маршрут, направленный строго по кругу, то определял свое местоположение где-то в районе осенней, дождливой Москвы, как бы озвучивая общее желание вернуться на желанную, родную, но недосягаемую родину. Сначала все крепились: побросали в погибшую машину кожаные куртки, захватили наполненные провиантом и вещами сумки, выложив из них непонятно зачем взятые с собой вязаные шапки - зачем они вообще в Египте нужны? И отправились в путь, надеясь скоро наткнуться на туристическую группу или выйти в город. Но не вышло.

Вода закончилась в конце того же злополучного дня. Кто-то неумело пошутил о том, что можно собрать кактусов, но вскоре шутка была воспринята всерьез. Однако жеваный кактус ни голода, ни жажды не утолил. Начались галлюцинации. Не привыкли, однако, москвичи к такой жаре и столь экстремальным условиям. Одному чудились оазисы на каждом шагу, второй вполголоса мечтал о жаренной с укропом домашней картошке, третий грезил о кипяченом деревенском молоке.

Третья ночь встретила их умиротворяющей прохладой, подобной смоченной в уксусе повязке, наложенной на лоб больного в горячке. А когда бред немного поутих и они снова продолжили путь, багряное солнце зари, солнце, которое они столько раз успели возненавидеть, осветило пики построенных древними египетских пирамид, усыпальниц фараонов. Осветило караван дремлющих верблюдов и самодельные палатки более благоразумных и удачливых туристов. Осветило их спасение.
Воробьева Анастасия, 10б класс

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...