Десять главных космических удач ссср (фото). История российской космонавтики Сообщение на тему успехи советской космонавтики

СССР вошел в историю как сверхдержава, первой запустившая спутник, живое существо и человека в космос. Тем не менее в период бурной космической гонки СССР стремился - и получалось - отодвинуть на задний план США в космосе везде, где это было возможно. Хотя Советский Союз первым заработал множество ключевых достижений, он также испытал и первую трагедию в космосе с участием людей.


Запущенный 2 января 1959 года космический аппарат «Луна-1» первым успешно достиг окрестностей Луны. 360-килограммовый аппарат вез различные металлические эмблемы, включая советский герб, и должен был врезаться в Луну, продемонстрировав превосходство советской науки. Тем не менее космический аппарат промазал мимо Луны, пролетев в 6000 километрах от лунной поверхности. Выпустив след натриевого газа, зонд стал временно таким же заметным, как звезда шестой величины, позволив астрономам отследить его прогресс.

«Луна-1» был минимум пятой попыткой СССР разбить аппарат о Луну, и прежние неудачные попытки были так засекречены, что даже американская разведка не знала о многих из них.

По сравнению с современными космическими зондами, «Луна-1» был чрезвычайно примитивным: без собственной двигательной системы, с батареями, обеспечивающими ограниченный электрический ток, и без камеры. Передачи от зонда прекратились спустя три дня после запуска.

Первый облет другой планеты


Запущенный 12 февраля 1961 года советский зонд «Венера-1» отправился в миссию умышленного столкновения с Венерой. Будучи второй советской попыткой отправить зонд к Венере, «Венера-1» тоже вез советские медальоны в спускаемой капсуле. Хотя остальная часть зонда должна была сгореть при входе в атмосферу Венеры, СССР надеялся, что спускаемая капсула упадет на Венеру и ознаменует первую успешную попытку доставить объект на поверхность другой планеты.

Запуск и настройка связи с зондом прошли успешно, три сеанса связи с зондом свидетельствовали о нормальной работе. Но четвертый показал сбой в работе одной из систем зонда, и связь была отложена на пять дней. Контакт был окончательно потерян, когда зонд был в 2 миллионах километрах от Земли. Космический аппарат дрейфовал через космос, пролетев мимо Венеры на расстоянии 100 000 километров, и не смог получить данные для коррекции курса.

Первый аппарат, заснявший темную сторону Луны


Запущенный 4 октября 1959 года зонд «Луна-3» стал первым космическим аппаратом, успешно запущенным на Луну. В отличие от двух предыдущих зондов «Луна», «Луна-3» был оснащен камерой, чтобы сделать снимки дальней стороны Луны, первые на то время.

Камера была примитивной и сложной. Космический аппарат смог сделать 40 фотографий, которые нужно было изготовить, поправить и высушить на космическом аппарате. Затем бортовая электронно-лучевая трубка должна была отсканировать снимки и отправить данные на Луну. Радиопередатчик был настолько слабым, что первые попытки передать снимки провалились. Только когда зонд подошел ближе к Земле, очертив круг вокруг Луны, были получены 17 некачественных фотографий, на которых хоть что-нибудь можно было разобрать.

В любом случае ученые были в восторге и от того, что нашли на снимках. В отличие от ближайшей к нам стороны Луны, которая плоская, дальняя сторона имела горы и даже несколько темных регионов.

Первая успешная высадка на другой планете


17 августа 1970 года Венера-7, один из множества копий советский аппаратов, отправился к Венере. Зонд должен был высадить посадочный модуль, который передаст данные после того, как коснется поверхности Венеры, и осуществить тем самым первое успешное приземление на другой планете. Чтобы выжить в атмосфере Венеры максимально долгое количество времени, аппарат был охлажден до -8 градусов по Цельсию. СССР также хотел максимизировать количество времени, которое аппарат будет оставаться холодным. Поэтому модуль спроектировали так, чтобы он оставался прикрепленным к корпусу космического аппарата во время вхождения в атмосферу Венеры, пока атмосферная болтанка не форсирует отделение.

«Венера-7» вошел в атмосферу, как и было запланировано. Однако парашют, предназначенный для замедления аппарата, разорвался и не сработал, что привело к 29-минутному падению модуля на землю. Считалось, что модуль вышел из строя до столкновения с землей, но поздний анализ записанных радиосигналов показал, что зонд возвращал показания температуры с поверхности в течение 23 минут после посадки. Инженеры, которые строили космический аппарат, должны гордиться им.

Первые искусственные объекты на поверхности Марса


«Марс-2» и «Марс-3», аппараты-близнецы, запущенные почти одновременно в мае 1971 года, были разработаны для выхода на орбиту Марса и картографирования поверхности. Оба космических аппарата переносили посадочные модули. СССР надеялся, что эти модули станут первыми искусственными объектами на поверхности Марса.

Тем не менее американцы немного обошли Советский Союз и первыми достигли орбиты Марса. Mariner 9, который тоже был запущен в мае 1971 года, пришел на две недели раньше советских зондов и стал первым космическим аппаратом на орбите другой планеты. По прибытии советские и американский зонды обнаружили, что Марс накрыла пыльная буря, которая помешала сбору данных.

В то время как посадочный модуль «Марс-2» разбился, «Марс-3» успешно приземлился и начал передачу данных. Но передача данных остановилась спустя 20 секунд, и на единственном полученном фото нельзя было разобрать детали и оно было с плохим светом. Во многом это произошло из-за массивной пыльной бури на Марсе, а так бы СССР сделал первые четкие снимки марсианской поверхности.

Первая роботизированная миссия по возвращению образцов


У NASA были астронавты «Аполлона», которые собрали лунные камешки и привезли на Землю. У Советского Союза не было космонавтов на поверхности Луны, которые могли проделать то же самое, поэтому они постарались обойти американцев, первыми отправив автоматизированный зонд для сбора и возвращения лунной почвы. Первый советский такой зонд, «Луна-15», разбился о Луну. Следующие пять крушений произошли на Земле из-за ужасных проблем с ракетой-носителем. И все же «Луна-16», шестой советский зонд в серии, был успешно запущен после миссий «Аполлона-11» и «Аполлона-12».

Приземлившись в море Изобилия, советский зонд развернул дрель для сбора лунного грунта и помещения его в ступень для взлета, которая потом стартовала и вернула почву на Землю. Открыв запечатанный контейнер, советские ученые нашли всего 101 грамм лунного грунта - далеко не 22 килограмма, привезенные с «Аполлоном-11». В любом случае образцы были интенсивно проанализированы и показали, что обладают когезивными качествами влажного песка.

Первый космический аппарат, взявший на борт трех человек

Запущенный 12 октября 1964 года, «Восход-1» стал первым космическим аппаратом, который вывел больше одного человека в космос. Хотя «Восход» был провозглашен Советским Союзом как новый космический аппарат, он был по большей части немного модифицированной версией того же аппарата, который вывел Юрия Гагарина в космос. Тем не менее американцам это показалось крутым, поскольку они не выводили в космос даже двух человек одновременно на тот момент.

Советские конструкторы считали «Восход» небезопасным. И продолжали настаивать против его использования, пока правительство не подкупило их предложением отправить одного из конструкторов в качестве космонавта с миссией. Вопросов безопасности аппарата это, конечно, не решило.

Во-первых, космонавты не могли осуществить аварийное катапультирование в случае отказа ракеты, поскольку не представлялось возможным построить люк для каждого космонавта. Во-вторых, космонавты умещались так тесно в капсуле, что не могли надеть скафандры. Если бы кабина разгерметизировалась, это означало бы верную смерть для всех. Новая система посадки, состоящая из двух парашютов и ретро-ракеты, испытывалась всего однажды до настоящей миссии. Наконец, космонавтам приходилось сидеть на диете перед миссией, чтобы общий вес космонавтов и капсулы был достаточно низким, чтобы его могла вывести одна ракета.

Несмотря на все эти существенные трудности, миссия прошла на удивление безупречно.

Первая стыковка с объектом «мертвого космоса»

11 февраля 1985 года советская космическая станция «Салют-7» замолчала. Каскад электрических замыканий пронесся вихрем по станции, выбив ее электрические системы и оставив «Салют-7» мертвой и замерзшей.

В попытке спасти станцию, Советский Союз отправил двух ветеранов космонавтики для ремонта «Салюта-7». Автоматизированная система стыковки не работала, поэтому космонавтам нужно было подойти достаточно близко, чтобы осуществить ручную стыковку. К счастью, станция не вращалась, и космонавты смогли пристыковаться, впервые продемонстрировав возможность стыковки с любым объектом в космосе, даже с мертвым и неконтактным.

Экипаж сообщил, что внутри станции было затхло, на стенах выросли сосульки, а внутренняя температура составлял -10 градусов по Цельсию. Работы по восстановлению космической станции проходили в течение нескольких дней, экипажу пришлось проверить сотни кабелей, чтобы определить источник неисправности в электрической цепи.

После запуска на орбиту советского искусственного спутника в 1957 году было положено начало великой задачи покорения космоса. Пробные запуски, когда в спутники помещались различные живые организмы, такие как бактерии и грибки, позволили усовершенствовать космические корабли. А полеты в космос знаменитых Белки и Стрелки привели к стабилизации обратного спуска. Все шло к подготовке знаменательного события - отправки человека в космос.

Полет человека в космос

В 1961 году (12 апреля) «Восток» унес на орбиту первого в истории космонавта - Юрия Гагарина. Пилот по каналам связи через несколько минут вращения сообщил, что все процессы в норме. Полет длился 108 минут, за это время Гагарин принимал сообщения с Земли, вел радиорепортаж и бортжурнал, контролировал показания бортовых систем, осуществлял ручное управление (первые пробные попытки).

Аппарат с космонавтом приземлился недалеко от Саратова, причиной посадки в незапланированном месте стали неполадки в процессе разделения отсеков и отказ тормозной системы. Вся страна, замерев перед телевизорами, следила за этим полетом.

В августе 1961 года был осуществлен запуск корабля «Восток-2», которым управлял Герман Титов. Аппарат пробыл в открытом космосе более 25 часов, за время полета он совершил 17,5 оборотов вокруг планеты. После тщательного изучения полученных данных ровно через год стартовали два корабля - «Восток-3» и «Восток-4». Запущенные на орбиту с разницей в сутки, аппараты, управляемые Николаевым и Поповичем, осуществили первый в истории групповой полет. «Восток-3» сделал 64 оборота за 95 часов, «Восток-4» - 48 оборотов за 71 час.

Валентина Терешкова - женщина в космосе

В июне 1963 года «Восток-6» совершил старт с шестым советским космонавтом - Валентиной Терешковой. В это же время находился на орбите и «Восток-5», управляемый Валерием Быковским. Терешкова в общей сложности провела на орбите около 3-х суток, за это время корабль сделал 48 оборотов. За время пролета Валентина тщательно фиксировала все наблюдения в бортовом журнале, а с помощью сделанных ею фотографий горизонта ученые смогли обнаружить в атмосфере аэрозольные слои.

Выход в открытый космос Алексея Леонова

18 марта 1965 года стартовал «Восход-2» с новым экипажем на борту, одним из членов которого стал Алексей Леонов. Космический корабль был оснащен камерой для вывода космонавта в открытое пространство. Специально разработанный скафандр, укрепленный многослойной герметичной оболочкой, позволил Леонову выйти из камеры шлюза на всю длину фала (5,35 м). За всеми операциями с помощью телекамеры следил Павел Беляев - другой член экипажа «Восхода-2». Эти знаменательные события навсегда вошли в историю развития советской космонавтики, являясь венцом развития науки и техники того времени.

Реферат по истории

Космические достижения СССР

Введение

Первые искусственные спутники

Животные в космосе

Запуски ракет к планетам

Групповые полеты

Новое поколение спутников

Новая эра в космонавтике

Космические корабли многоразового использования

Станция Мир

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Издревле человека тянуло смотреть в звездное небо. Эта необъяснимая тяга завораживала и вдохновляла. Иногда человек мог наблюдать, как по темному ночному небу пролетал огонек и после куда-то пропадал. И он не знал что это, не знал физики, астрономии, но это его завораживало. Он чувствовал, что происходит что-то необычное, что-то волшебно, чарующее и необъяснимое. Некоторые народы поклонялись звездам, считая их отражениями богов. Другие предсказывали по ним будущее. Наверное, тогда и появилось у людей желание дотянуться до них.

Шли века, сменялись цивилизации, одни народы завоевывались другими, у людей появлялись новые знания, развивались технологии, но тяга к звездам не пропадала, а только становилась сильнее. И вот однажды люди развились на столько, что смогли воплотить мечту в реальность. Это произошло в ХХ веке. Он навсегда войдет в историю как век космических достижений.

Развитие ракетной техники пришлось на самый разгар холодной войны, когда СССР и США боролись за право называться сильнейшей страной на планете.

Сейчас полетом ракеты в космос никого не удивить, и космические программы расписаны на много лет вперед, но полвека назад, когда только появились первые космические аппараты, люди с трудом верили в происходящее. Космические полеты -- это одно из важнейших достижений человечества. Как же все это начиналось…

Первые искусственные спутники

Начало проникновению человека в космос было положено 20 мая 1954 г. правительство выдало постановление о разработке двухступенчатой межконтинентальной ракеты Р-7. А уже 27 мая Королёв направил докладную министру оборонной промышленности Д. Ф. Устинову о разработке ИСЗ и возможности его запуска с помощью будущей ракеты Р-7.

Разработанный проект ракеты новой компоновки 20 ноября 1954 г. был одобрен Советом министров СССР. Необходимо было в кратчайшие сроки решить множество новых задач, в которые входили, кроме разработок и строительства самой ракеты, выбор места для стартового полигона, постройка стартовых сооружений, ввод в строй всех необходимых служб и оборудование наблюдательными пунктами всей 7000-километровой трассы полёта.

Первый комплекс ракеты Р-7 был построен и испытан в течение 1955-1956 годов на Ленинградском металлическом заводе. 4 октября 1957г. Эта ракета вывела на орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Он весил 83,6 кг. Прорвавшись сквозь земную атмосферу, первая космическая ласточка вынесла в околоземное пространство научные приборы и радиопередатчики. Они передали на Землю первую научную информацию о космическом пространстве, окружающем Землю.

Через 20 дней после запуска космический первенец умолк - иссякли батареи питания его передатчиков. Постепенно опускаясь, он просуществовал ещё около двух с половиной месяцев и сгорел в нижних, более плотных слоях атмосферы.

Полёт первого спутника позволил получить ценнейшие сведения. Тщательно изучив постепенное изменение орбиты за счёт торможения в атмосфере, учёные смогли рассчитать плотность атмосферы на всех высотах, где пролетал спутник, и по этим данным более точно предусмотреть изменение орбит последующих спутников.

Второй Советский спутник был выведен на более вытянутую орбиту 3 ноября 1957 г. Если ракета первого спутника позволила поднять его на 947 км, то ракета второго спутника была более мощной. При почти той же минимальной высоте подъёма апогей орбиты достиг 1671 км, и спутник весил значительно больше первого - 508,3 кг.

Третий спутник поднялся ещё выше - на 1880 км и был ещё тяжелее. Спутник-3 был первым полноценным космическим аппаратом, обладающий всеми системами, присущими современным космическим аппаратам. Имея форму конуса с диаметром основания 1,73 метра и высотой 3,75 метра, спутник весил 1327 килограммов. На борту спутника было размещено 12 научных приборов. Последовательность их работы задавало программно-временное устройство. Впервые предполагалось применить бортовой магнитофон для записи телеметрии на тех участках орбиты, которые не были доступны наземным станциям слежения. Непосредственно перед стартом была обнаружена его неисправность, и спутник отправился в полет с неработающим магнитофоном.

Впервые бортовая аппаратура принимала и исполняла команды, переданные с Земли. Впервые была использована активная система терморегулирования для поддержания рабочих температур. Электроэнергию обеспечивали одноразовые химические источники, в дополнение к которым для экспериментальной проверки впервые были использованы солнечные батареи, от которых работал небольшой радиомаяк. Его работа продолжалась и после того, как основные батареи исчерпали свой ресурс.

января 1959 г. умчалась в сторону Луны и вышла на околосолнечную орбиту советская космическая ракета «Луна-1». Она стала спутником Солнца. На Западе её называли лунником. Запуском её была прослежена вся толща околоземного космического пространства. За 34 часа полёта ракета прошла 370 тыс. км, пересекла орбиту Луны и вышла в околосолнечное пространство. После этого ещё около 30 часов велось наблюдение за её полётом и принималась с установленных на ней приборов ценнейшая научная информация.

Сведения, полученные в этом полёте, существенно дополнили наши сведения об одном из важнейших открытий первых лет космической эры - открытии околоземных поясов радиации.

Не менее изумительным был полёт второй советской космической ракеты «Луна-2», запущенной 12 сентября 1959 г. Приборный контейнер этой ракеты 14 сентября коснулся поверхности Луны! Впервые за всю историю аппарат, созданный руками человека, достиг другого небесного тела и доставил на безжизненную планету памятник великому подвигу советского народа - вымпел с изображением Герба СССР. «Луна-2» установила, что у Луны нет магнитного поля и поясов радиации в пределах точности приборов.

октября 1959г., в день второй годовщины запуска первого советского спутника Земли, в Советском Союзе была запущена третья космическая ракета - «Луна-3». Она отделила от себя автоматическую межпланетную станцию с приборами. Контейнер был направлен так, что обогнув Луну, он вернулся обратно в район Земли. Установленная в нём аппаратура сфотографировала и передала на Землю изображение не видимой нами обратной стороны Луны.

Десятки неразрешённых вопросов стояли перед наукой. Надо было создать во много раз более мощные ракеты-носители для выведения на орбиту космических кораблей, в несколько раз более тяжёлых, чем самые тяжёлые искусственные спутники, запущенные ранее. Нужно было сконцентрировать и построить летательные аппараты, не только полностью обеспечивающие безопасность космонавта на всех этапах полёта, но и создающие необходимые условия для его жизни и работы. Необходимо было разработать целый комплекс специальной тренировки, который позволил бы организму будущих космонавтов заранее приспособиться к существованию в условиях перегрузок и невесомости. Надо было разрешить очень много и других вопросов.

Животные в космосе

Отобрать собак для полёта непросто. Нужны животные, которые бы одновременно отвечали многим требованиям, соединяли в себе различные качества.

Нужна обязательно самка. Необычным должен быть размер отобранных собак. Для полётов отбираются собаки чуть крупнее кошки, их вес не должен превышать 6-7 кг. Нужна беспородная собака. Немаловажное значение имеет возраст собак. На основании опыта было установлено, что для экспериментов лучше всего брать собак в возрасте от полутора до 5-6 лет. Цвет шерсти тоже очень важен. Желательно, чтобы шерсть была белой.

Когда собаки отобраны по всем этим признакам, начинаются их тренировки: тренировки животных к перегрузкам, к вибрации и шуму и многому другому.

В сентябре 1957 года обсуждались все достоинства и недостатки разных собак, окончательно отобранных для полёта в космос.

Наиболее благоприятные оценки получает белая собака с чёрными симметричными пятнами на полувисячих ушах - Лайка. Именно этому животному суждено стать первым «космонавтом».

Полёт космического корабля с Лайкой схематически можно разбить на два этапа.

Первый - так называемый активный участок траектории движения. Это - отрезок пути, когда работают двигатели ракеты-носителя.

Второй этап - это движение спутника на орбите, когда космический корабль мчится с сообщённой ему скоростью в космическом пространстве, в полной тишине, при отсутствии каких-либо зрительных раздражителей. Всё это время собака находилась в состоянии невесомости.

Прошло всего две минуты, а скорость ракеты так быстро нарастала, что вес всех находящихся в ней предметов увеличился в четыре с половиной раза.

Сразу после старта частота сердечных сокращений возросла, по сравнению с исходной, примерно в три раза. В дальнейшем частота сердцебиения уменьшилась.

С увеличением перегрузок частота дыхания собаки также сильно возрастала. Но всё это продолжалось не так уж много времени. Последний мощный толчок двигателей ракеты, и спутник начинает двигаться по инерции. Внезапно в кабине животного наступает необычная тишина. Исчезают вибрации. Постепенно вес собаки становится равным нулю.

Очутившись на большом расстоянии от Земли, радиоустановка спутника непрерывно посылала свои сигналы в эфир. Эти сигналы улавливались.

Физиологические процессы космической путешественницы, значительно изменённые на активном участке, когда действовали перегрузки, в условиях невесомости приходят к норме.

Животное жило. Оно дышало, билось его сердце, функционировал мозг. Это было замечательно. Значит, в космосе удалось создать маленький островок земли, на котором успешно могут жить высокоорганизованные животные.

Полученные в этом полёте данные имели для космической медицины и биологии фундаментальное значение. Они впервые показали, что продолжительное действие невесомости не вызывает нарушений основных физиологических функций животного.

В августе 1960 было решено повторить эксперимент. Опять отбирают лучших из лучших подготовленных собак. Белка и Стрелка - животные, на которых пал выбор.

Терпеливо Белка и Стрелка переносят все приготовления к полёту. Теперь приборов гораздо больше, чем было в 1957 году. Особенностью кабины, в которой полетят животные, является то, что она оборудована, как кабина для человека: та же аппаратура обеспечивает жизнедеятельность, так же происходит терморегуляция и т.д.

И вот в космосе, на высоте более 300 км, Белка и Стрелка раз за разом облетают Землю. Просто не верилось, что каждый такой виток вокруг нашей планеты они делают всего за полтора часа. Собаки чувствовали себя во время орбитального полёта хорошо.

Все были уверены в том, что Белка и Стрелка вернутся на Землю, однако волнений было много. Ещё ни одно существо, побывав в течение нескольких часов в космосе, не возвращалось оттуда.

Шестнадцатый оборот, семнадцатый оборот корабля-спутника над Землёй. На восемнадцатом витке была подана команда к спуску. Корабль послушно пошёл на снижение.

Спуск - это особенно ответственный момент. Здесь не должно быть ни одной, даже самой незначительной ошибки, ибо она может привести к гибели спутника. За несколько секунд скорость корабля резко снижается.

Вот приборный отсек на траектории спуска отделился от кабины.

Вот кабина уже на высоте 7 км от Земли. Тут от неё отделяется контейнер с животными, он быстро приближается к Земле.

Учёные поздравили друг друга. Благополучный спуск собак на Землю был триумфом мирного труда советского народа.

Животные, извлечённые из контейнера, не имели никаких повреждений.

После возвращения на Землю второго корабля-спутника с живыми существами на борту создалась практическая возможность полёта человека в космос. Однако необходимо было ещё и ещё раз проверить работу всех установленных на корабле систем обеспечивающих нормальные условия жизнедеятельности человека. Важно было получить и дополнительные сведения о влиянии невесомости и перехода от неё к перегрузкам, а так же о влиянии возможной космической радиации на живые существа.

За время от благополучного приземления Белки и Стрелки до беспримерного в истории полёта Ю.А. Гагарина на корабле «Восток-1» были осуществлены запуски третьего космического корабля-спутника (подопытные собаки Пчёлка и Мушка), четвёртого корабля-спутника (Чернушка) и, наконец, пятого космического корабля-спутника (Звёздочка).

Запуск пятого корабля-спутника 25 марта 1961 года был последним контрольным экспериментом перед полётом в космос человека. Корабль опустился на Землю в точно заданном районе. Звёздочка великолепно перенесла полёт.

Первые полеты человека в космос

спутник полет космос ракета

Первым космонавтом должен быть человек, который помимо хорошего здоровья, обладает сильной волей, быстрыми реакциями, способностью в напряжённой обстановке полёта принимать мгновенные решения и немедленно их осуществлять. Это должен быть человек, знакомый с воздушным океаном, с действием факторов, близких к тем, с которыми он встретится в космическом полёте.

апреля 1961 года весь мир узнал имя Юрия Алексеевича Гагарина, а 6 августа того же года - имя Германа Степановича Титова, благополучно совершивших полёты в космос.

Первые космонавты проходили ряд специальных тренировок и испытаний, в которых имитировались многие факторы предстоящего космического полёта. Это были исследования на центрифуге, когда создавались соответствующие перегрузки, испытания на вибростенде, в сурдокамере при изоляции от внешних раздражителей. Тренировались Юрий Алексеевич и Герман Степанович и на специальных стендах, где отрабатывали варианты полётного задания. Много и целенаправленно занимались они спортом и т.д.

Гагарин вошел в лифт, и тот доставил его на площадку, расположенную у люка корабля «Восток». Он поднял руку и еще раз попрощался.

Прозвучали заключительные предстартовые команды, и, наконец, последняя: «Поехали!». Все на космодроме потонуло в грохоте ракетных двигателей. Первый человек Земли стартовал в космос.

«Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства, - так вспоминал о первых секундах своего полета космонавт Юрий Гагарин. - Начали расти перегрузки. Я почувствовал, какая-то непреоборимая сила все больше вдавливает меня в кресло. Секунды тянулись, как минуты».

Взлетая, первый космонавт планеты докладывал на Землю: «Самочувствие отличное. Несколько растет перегрузка, вибрация, все переношу нормально. Настроение бодрое. В иллюминатор вижу Землю, различаю складки местности, снег, лес»...

Наконец корабль вышел на орбиту. Наступила невесомость. «Сначала это чувство было необычным, - вспоминал позднее Гагарин, - но я вскоре привык к нему, освоился».

И вот он летит на корабле-спутнике, названном «Восток», в безмолвной пустоте космоса. Он первый человек, который видит нашу планету со стороны, в голубом ореоле атмосферы. Первым он может окинуть одним взглядом континенты и моря. Теперь он точно знает, что принесет из космических далей на Землю весть о том, что человек, может, и будет летать в космос. Он доберется до других планет, разгадает загадки мироздания, подчинит силе своего разума таинственные силы Вселенной.

Пока же наземные станции слежения, тревожась за пилота, спрашивают, как проходит полет, как он себя чувствует. С космических высот долетает голос первого космонавта:

«Самочувствие отличное. Слышу вас отлично. Полет проходит хорошо». 108 минут продолжался первый рейс человека в космос. Когда, облетев планету, космонавт снова появился над территорией своей страны, с Земли была подана команда на спуск.

«Корабль стал входить в плотные слои атмосферы, - рассказывал потом Юрий Гагарин. - Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего 20 градусов тепла. Было ясно, что все системы сработали отлично и корабль точно идет в заданный район приземления.

В течение всего полёта космического корабля «Восток-1» с его борта на землю по определённой программе передавалась обширная медико-биологическая информация, фиксировался характер реакций человека.

Полёт показал, что в условиях невесомости все вегетативные процессы осуществлялись нормально, мозг космонавта функционировал совершенно так же, как на Земле.

Итак, первый полёт доказал самое главное - принципиальную возможность путешествий человека в космосе, подтвердил правильность научного пути, по которому идёт советская космонавтика. Но он положил только начало, открыл окно, через которое видны далёкие перспективы будущих полётов в бескрайние дали вселенной.

Как будет чувствовать себя человек в условиях длительной невесомости, осталось загадкой и после полёта Гагарина. Хорошее состояние Гагарина было своеобразной «путёвкой», разрешающей более длительный полёт.

И этот полёт состоялся.

Двадцатипятичасовой космический полёт Германа Титова превзошёл самые смелые научные ожидания.

Работоспособность в полёте изучалась в самом широком смысле этого слова. Титову были даны задания, которые позволяли широко и разносторонне выявить возможности деятельности человека в условиях невесомости. Ему приходилось вести переговоры с Землёй, выполнять простые двигательные операции, осуществлять управление системой ориентации корабля, требующее сложных координированных движений, вести записи (всё это удалось космонавту).

Как известно, в течение полёта Титова впервые была осуществлена возможность изучения особенностей суточного цикла жизни человека в условиях космического корабля.

Вот подана команда на спуск. Корабль правильно сориентирован. Заработал ракетный двигатель, постепенно нарастая, возникло замедление скорости. Спутник пошёл на снижение. Во время входа корабля в плотные слои атмосферы Титов старался подробнее проследить за тем, что делалось снаружи.

Окончание полёта, когда космический корабль двигался в плотных слоях атмосферы и на космонавта снова действовали перегрузки, и процесс приземления, потребовавший значительного напряжения воли и физических сил, - всё было перенесено Титовым хорошо.

Двадцатипятичасовой космический полёт был успешно завершён - корабль приземлился точно в заданном районе.

Тщательное изучение научных данных, полученных в этих двух полетах, позволило уже через год - в августе 1962 г.- сделать новый большой шаг вперед. Стартовавшие один за другим (с интервалом в одни сутки) космические корабли «Восток-3» и «Восток-4» с летчиками-космонавтами Андрияном Григорьевичем Николаевым и Павлом Романовичем Поповичем совершили первый групповой полет в космос.

«Восток-3» сделал более 64 оборотов вокруг Земли и находился в космическом полете 95 часов. «Восток-4» сделал более 48 оборотов и пробыл в космическом полете 71 час. Этот полет доказал, что разработанная нашими учеными система подготовки космонавтов позволяет им выработать такие физические качества, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность и полную работоспособность в условиях длительного космического полета. В этом состоял главный итог полета.

По сообщению корреспондента газеты «Нью-Йорк Таймс» 15- минутный прыжок Аллана Шепарда был осуществлен с помощью ракеты, мощность которой составляла «всего лишь одну десятую мощности советской ракеты, а вес капсулы составлял лишь одну пятую веса кабины корабля «Восток».

Запуски ракет к планетам

Наряду с полетами космических кораблей в СССР и США были осуществлены и пробные запуски ракет к планетам. 12 февраля 1961 г. с борта искусственного спутника Земли в сторону Венеры стартовала советская автоматическая межпланетная станция «Венера».

Конструкция корабля «Венера-1» представляла собой цилиндр со сферической верхней частью. Длина аппарата составляла 2,035 метра, диаметр - 1,05 метра. Корабль был снабжён двумя солнечными батареями, закреплёнными в радиальном направлении с двух сторон цилиндрического корпуса и обеспечивавших зарядку серебряно-цинковых аккумуляторов. На внешней поверхности корпуса корабля была закреплена параболическая антенна диаметром 2 метра, предназначенная для передачи данных на Землю на частоте 922,8 МГц (длина волны 32 см). На станции были установлены научные приборы: магнитометр, две ионные ловушки, для измерения параметров солнечного ветра, детектор микрометеоритов, счётчик Гейгера и сцинтилляционный детектор для измерения космической радиации. В нижней части космического аппарата была установлена двигательная установка КДУ-414, предназначенная для коррекций траектории полёта. Масса станции - 643,5 кг.

Запуск автоматической межпланетной станции «Венера-1» явился важным этапом в развитии космической техники. Это был первый аппарат, предназначенный для исследования планет. Впервые была применена техника ориентации по трём осям космического аппарата по Солнцу и звезде Канопус. Впервые для передачи телеметрической информации была применена параболическая антенна.

ноября 1962 г. в сторону Марса стартовала советская космическая ракета «Марс-1». Ее орбита была самой протяженной по сравнению с орбитами всех предыдущих полетов космических аппаратов. Вытянувшись по эллипсу от Земли, она коснулась орбиты Марса. Семь с половиной месяцев длился полет только до встречи с Марсом: 500 млн. км прошел за это время «Марс-1».

Полет "Марс-1″ дал новые данные о физических свойствах космического пространства между орбитами Земли и Марса (на расстоянии от Солнца 1-1,24 а. е.), об интенсивности космического излучения, напряженности магнитных полей Земли и межпланетной среды, о потоках ионизованного газа, идущего от Солнца, и о распределении метеорного вещества (космический аппарат пересек 2 метеорных потока).

Так закончилась первая космическая пятилетка.

Марс-2 был запущен почти через 10 лет. И это был первый спускаемый аппарат, достигший поверхности Марса.

Станция была запущена с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя Протон-К с дополнительной 4-й ступенью - разгонным блоком Д 19 мая 1971 года в 19:22:49 МСК по московскому времени. В отличие от АМС предыдущего поколения, Марс-2 был сначала выведен на промежуточную орбиту искусственного спутника Земли, а затем разгонным блоком Д переведён на межпланетную траекторию.

Полёт станции к Марсу продолжался более 6 месяцев. До момента сближения с Марсом полёт проходил по программе. Траектория полёта прошла на расстоянии 1380 км от поверхности Марса.

Групповые полеты

Новым этапом в исследовании необъятных просторов Вселенной явился запуск 12 октября 1964 г. в СССР трехместного корабля «Восход». Экипаж корабля состоял из трех человек: командира корабля инженера-полковника Владимира Михайловича Комарова, научного сотрудника кандидата технических наук Константина Петровича Феоктистова и врача Бориса Борисовича Егорова. Три специалиста разного профиля провели обширные исследования космоса. Корабль «Восход» существенно отличается от кораблей типа «Восток». Его орбита пролегала выше, космонавты впервые совершали полет без скафандров, а приземлились, не покидая кабину, которая системой «мягкой посадки» была плавно спущена и буквально мягко «поставлена» на поверхность Земли. Новая система телевидения передавала с борта корабля не только изображение космонавтов, но и картину наблюдений.

Как вспоминает академик В.Мишин, Хрущев потребовал от Королёва запустить трех космонавтов сразу. Но кабина "Восхода" была рассчитана на двух человек в скафандрах, поэтому пришлось усаживать космонавтов в лёгких тренировочных костюмах без скафандров. Также не было места разместить три катапульты, потому летели без возможности аварийного спасения в случае взрыва ракеты на старте...

Несмотря на небольшую продолжительность полёта, космонавты стартовали при Хрущеве, а докладывали о результатах полёта уже Брежневу, поскольку на следующий день после их посадки Хрущев был смещён (Октябрьский пленум). В результате, после приземления, космонавты не были сразу приняты главой Советского Союза, как это практиковалось при предшествующих полётах.

Новое поколение спутников

С каждым годом ширится фронт мирных исследований космического пространства. Вслед за спутниками, «жестко» привязанными к своим орбитам, в космос вышли аппараты, способные осуществлять достаточно широкое маневрирование.

Советские космические аппараты «Полет-1» и «Полет-2», маневрируя в космосе, переходили с орбиты на орбиту, меняя не только высоту, но и плоскость наклона орбиты. Это первые шаги на пути соединения, или, как говорят инженеры, стыковки, космических кораблей непосредственно в космосе, на орбите. Причаливая к кораблю, ракеты-заправщики смогут перегружать на негорючее и строительные детали. Из конструкций, доставленных на орбиту, космонавты смонтируют сначала космические лаборатории, а потом, наверное и целые научные города...

января 1964 г. и СССГ был произведен запуск интереснейших спутников - «Электрон-1» и «Электроя-2». С одной ракеты были запущены сразу два спутника, один на более высокую, другой на более низкую орбиту.

Ценность такого запуска заключается в том, что одновременные измерения на разных высотах позволят лучше исследовать пространственную структуру поясов радиации и их изменение во времени. Запущенные через полюсы «Электрон-3» и «Электрон-4» продолжили одновременно комплексное исследование верхних слоев атмосферы.

Новая эра в космонавтике

В 1965 г. Своим полетом Павел Беляев и Алексей Леонов заверил славную рабочую биографию космических кораблей серии «Восток» и «Восход». Начался следующий этап в освоении космического пространства, связанный с переходов на более совершенную космическую технику. С весны 1967 г. Центр подготовки космонавтов приступил к освоению новых космических кораблей «Союз». «Союз» во многом отличался от своих орбитальных предшественников и был более совершенной во всех отношениях машиной.

Космический корабль «Союз-1» выведен на орбиту 23 апреля 1967 г. С целью испытаний корабля и отработки систем и элементов его конструкции в условиях космического полета. Пилотировался летчиком- космонавтом В.М. Комаровым, совершившем ранее полет на космическом корабле «Восход». Высота перигея орбиты 201 км., апогея 224 км. В течение испытательного полета, продолжавшегося более суток, В.М. Комаровым была выполнена программа отработки систем нового корабля. 24 апреля космический корабль «Союз-1» при спуске успешно прошел участок торможения в плотных слоях атмосферы и погасил 1 космическую скорость. Однако при раскрытии основного купала парагиюта произошел сбой и с высоты около 7000 м. Корабль снижался с очень большой скоростью, что привело к аварийной посадке и гибели В.М. Комарова. Но не смотря на трагичный исход и гибель космонавта, было решено продолжать разработку космических кораблей серии «Союз».

Космические корабли многоразового использования

Через 31 год после запуска первого в истории человечества искусственного спутника Земли весом около 83,6 кг наша самая новая ракета-носитель «Энергия» вывела на околоземную орбиту груз весом свыше 100 тонн. Это космический корабль «Буран», совершивший свои 2 первых витка и красиво приземлившийся на Байконуре. «Энергия»- базовая ракета целой системы ракета-носитель. Решение о создании системы «Энергия» - «Буран» было принято еще в 1976г. 15 мая 1987 г. - впервые стартовала советская ракета-носитель «Энергия». В качестве полезного груза использовался макет космического корабля. Основная цель запуска: получение опытных данных о работе конструкции, ее бортовых системах в условиях реального полета - была достигнута.

ноября 1988 г. - 2 запуск ракетоносителя «Энергия».

В качестве полезного груза на этот раз для нее одновременно стартовал орбитальный корабль «Буран».

Чисто внешне система «Энергия»-«Буран» напоминала американский «Спейс»-«Шатл».

«Буран»- многоразовый корабль с возвращением из космоса, построенный по схеме самолета «бесхвостка». Длина «Бурана»-36,4 м, размах крыла около 2,4 метра, высота более 16 метров. Стартовая масса около 100 тонн (на топливо приходится 14 тонн.). Для перевозки «Энергия»- «Буран» и блоков ракетоносителя «Энергия» служил огромный самолет «Мрия». (Ноябрь 1989 г.)

Комплекс «Энергия»- «Буран» открыл большие возможности на новом этапе развития космонавтики: вывод на орбиту, возврат с орбиты больших искусственных спутников Земли, блоков орбитальных станций, спасение космонавтов в аварийных ситуациях, монтажные работы для создания в космосе огромных электростанций и стартовый площадок. Это серьезная база для осуществления заветной мечты- пилотируемых экспедиций на Марс.

В дополнение к базовому варианту ракеты проектировались три основных модификации, рассчитанные на вывод полезной нагрузки различной массы.

«Энергия-М» была наименьшей ракетой в семействе. Число боковых блоков было уменьшено с четырех до двух, вместо четырех двигателей РД-0120 на центральном блоке был установлен только один. В 1989-1991 годах проходила комплексные испытания, планировался запуск в 1994 году. Однако в 1993 году «Энергия-М» проиграла государственный конкурс (тендер) на создание новой тяжёлой ракеты-носителя; по итогам конкурса было отдано предпочтение ракете-носителю «Ангара» (запуск которой неоднократно переносился, начиная с 2005 года, и по состоянию на 2012 год планируется на первую половину 2013 года). Полноразмерный, со всеми составляющими компонентами макет ракеты хранился на Байконуре.

«Энергия II» (также называемая «Ураган») проектировалась как полностью многоразовая. В отличие от базовой модификации «Энергии», которая была частично многоразовой (как американский Спейс шаттл), конструкция «Урагана» позволяла возвращать все элементы системы «Энергия» - «Буран», аналогично концепции Space Shuttle. Центральный блок «Урагана» должен был входить в атмосферу, планировать и садиться на обычный аэродром.

Наиболее тяжёлая модификация: её стартовая масса составляла 4747 т. Используя восемь боковых блоков и центральный блок «Энергии-М» в качестве последней ступени, ракета «Вулкан» (кстати, это название совпадало с названием другой советской тяжелой ракеты, разработка которой была отменена за несколько лет до этого) или «Геркулес» (что совпадает с проектным именем тяжёлой ракеты-носителя РН Н-1) должна была выводить до 175 тонн на низкую околоземную орбиту.

Станция Мир

февраля 1986 г. в 00 ч 28 мин в Советском Союзе была запущена долговременная орбитальная станция (ДОС). Это событие произошло 23 с по декретному московскому времени. Для выведения станции «Мир» на низкую опорную орбиту использовалась ракета-носитель (РН) «Протон», стартовавшая с космодрома Байконур. Последующий перевод на рабочую орбиту высотой около 350 км был осуществлен с помощью двигательной установки самой ДОС.

Первый экипаж в составе командира Леонида Кизима (третий полет) и бортинженера Владимира Соловьева (второй полет) прибыл на станцию 15 марта 1986 г. в грузо-пассажирском транспортном корабле «Союз Т-15» (последний корабль этой серии), который стартовал 13 марта с космодрома Байконур. Отсюда проводились все последующие запуски модулей ДОС (РН «Протон»), транспортных кораблей «Союз» и «Прогресс» (РН «Союз»). Упомянутый экипаж провел уникальную космическую экспедицию, установив своеобразный космический рекорд работы на двух станциях в одном полете. Проработав на станции «Мир» до 5 мая, космонавты отстыковались и отправились на летавшую в то время по орбите вокруг Земли станцию «Салют-7». Проведя там научные эксперименты (с 6 мая по 25 июня; всего 49 сут 22 ч), экипаж на корабле «Союз Т-15» вернулся на станцию «Мир», захватив с собой около 300 кг наиболее ценной научной аппаратуры. Исследования на станции «Мир» были продолжены до 16 июля, общее время работы на ней первой основной экспедиции (ЭО-1) составило 70 сут 11 ч 58 мин.

Одним из важнейших достоинств конструктивно-компоновочной схемы станции «Мир» является заложенная при проектировании высокая ремонтопригодность. Благодаря удачно подобранной стратегии регламентно-профилактических работ удалось значительно увеличить ресурс ее активного существования.

Важный результат программы - создание системы транспортно-технического обеспечения космических объектов на орбите. Эта система предназначена для выведения КО на заданные орбиты, увеличения срока активного существования, повышения эффективности, надежности и безопасности эксплуатации обслуживаемых КО. Очевидно, что без ТТО невозможно было обеспечить длительный полет ДОС. Уникальным достижением мировой космонавтики является успешное обеспечение длительного эффективного функционирования станции «Мир» в течение уже более пятнадцати лет. При этом системой ТТО решаются следующие основные задачи:

) доставка и смена экипажей основных экспедиций ДОС;

) доставка на станцию и возвращение на Землю экипажей посещения;

) материально-техническое обеспечение станции, т.е. снабжение расходными компонентами, запчастями и т.п.;

) регулярное и оперативное возвращение на Землю результатов деятельности экспедиции на орбите;

) техническое обслуживание (профилактика, ремонт, замена блоков);

) проведение монтажно-сборочных работ (солнечные батареи, радиоантенны, исследовательская аппаратура, ферменные конструкции);

) сборка многоблочной ДОС. Впервые потребность создания транспортно-космических систем (ТКС) возникла после появления в 1971 г. долговременных орбитальных станций типа «Салют». ТКС предназначались для повышения эффективности и увеличения сроков эксплуатации ДОС путем решения задач ТТО с помощью транспортных космических аппаратов (ТКА). Для решения этих задач создан комплекс грузо-пассажирских («Союз», «Союз-Т») и грузовых («Прогресс») космических аппаратов, а также спускаемых грузовых капсул (СГК). В КБ «Салют» и на машиностроительном заводе им. М.В. Хруничева был разработан функционально-грузовой модуль, решавший задачи универсального транспортного корабля снабжения (УТКС). Он прошел успешные летные испытания в автономном полете («Космос-929») и использовался («Космос-1267», «Космос-1443», «Космос-1686») для расширения возможностей станций «Салют-6» и «Салют-7». В настоящее время на основе УТКС создаются блоки международной станции «Альфа». На этом же заводе изготовлялись все станции типа «Салют» и блоки станции «Мир», здесь серийно выпускается одна из самых надежных в мире РН «Протон».

По мере усложнения станций типа «Салют», снабженных двумя стыковочными узлами, и создания станции «Мир» с семью узлами расширился круг решаемых ими задач, заметно возросли требования и были выдвинуты новые задачи ТТО. Появились новые транспортные корабли: модернизированные «Союз ТМ» и «Прогресс М». Кроме того, учитывая экстремальные условия космических полетов, экспериментально прорабатывались задачи аварийного спасения и срочного возвращения экипажей на Землю. Станция «Мир» с 1987 г. работала в рамках международных программ. С 1995 г. международной стала и транспортно-космическая система, после того, как в ее состав была функционально включена американская орбитальная ступень «Атлантис». В ходе продолжительной эксплуатации ТКС накоплен бесценный опыт управления длительными орбитальными полетами.А

За время работы станции на ней побывало 104 космонавта из 12 стран мира.

В СССР не жалел средств на развитие космической программы, и в этой гонке одержал победу. Был запущен первый искусственный спутник и первый человек в космос. Гагарин -- герой, показавший что все-таки модно дотянутся до звезд и осуществивший мечту предков. Все эти достижения позиционируют страну как великую сверхдержаву, которая была и остается покорителем космических просторов.

История развития отечественной космонавтики

Космонавтика стала делом жизни нескольких поколений наших соотечественников. Российские исследователи были первооткрывателями в этой сфере.

Огромнейший вклад в дело развития космонавтики внес российский ученый, простой учитель уездного училища Калужской губернии Константин Эдуардович Циолковский. Размышляя о жизни в космическом пространстве, Циолковский начал писать научную работу под названием «Свободное пространство». О том, как выйти в космос, ученый пока не знал. В 1902 г. прислал в журнал «Новое обозрение» труд, сопроводив его записью: «Я разработал некоторые стороны вопроса о поднятии в пространство с помощью реактивного прибора, подобного ракете. Математические выводы, основанные на научных данных и много раз проверенные, указывают на возможность с помощью таких приборов подниматься в небесное пространство и, может быть, обосновывать поселения за пределами земной атмосферы».

В 1903 г. этот труд - «Исследование мировых пространств реактивными приборами» - был опубликован. В нем ученый разработал теоретические основы возможности полетов в космос. Эта работа и последующие труды, написанные Константином Эдуардовичем, дают основание нашим соотечественникам считать его отцом российской космонавтики.

Глубокие исследования возможности полетов человека в космос связаны с именами других российских ученых - инженера и самоучки. Каждый из них внес свой вклад в развитие космонавтики. Фридрих Артурович много работ посвятил проблеме создания условий для жизни человека в космосе. Юрий Васильевич разработал многоступенчатый вариант ракеты, предложил оптимальную траекторию вывода ракеты на орбиту. Эти идеи наших соотечественников используются в настоящее время всеми космическими державами, имеют общемировое значение.


Целенаправленное развитие теоретических основ космонавтики как науки и проведение работ по созданию реактивных аппаратов в нашей стране связано с деятельностью в 20–30-х годах Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и Групп изучения реактивного движения (ГИРД), а в дальнейшем Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ), сформированного на основе ГДЛ и московской ГИРД. В этих организациях активно работали, и другие, а также будущий Главный конструктор ракетно-космических систем, внесший основной вклад в создание первых ракет-носителей (РН), искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей (КК). Усилиями специалистов в этих организациях были разработаны первые реактивные аппараты с двигателями на твердом и жидком топливе, проведены их огневые и летные испытания. Было положено начало отечественной реактивной технике.

Работы и исследования по ракетной технике практически во всех возможных областях ее применения до Великой Отечественной войны и даже во время ВОВ велись в нашей стране достаточно широко. Кроме ракет с двигателями на различных видах топлива, был разработан и испытан ракетоплан РП-318-1 на основе планера СК-9 (разработки) и двигателя РДА-1-150 (разработки), показавший принципиальную возможность создания и перспективность реактивной авиации. Были разработаны также различные типы крылатых ракет (классов «земля-земля», «воздух-воздух» и другие), в том числе и с автоматической системой управления. Естественно, широкое развитие в предвоенное время получили только работы по созданию неуправляемых реактивных снарядов. Разработанная простая технология их массового производства позволила гвардейским минометным частям и соединениям внести существенный вклад в дело победы над фашизмом.

13 мая 1946 г. Советом Министров СССР было выпущено основополагающее постановление, предусматривающее создание всей инфраструктуры ракетной промышленности. Значительный упор был сделан, исходя из складывавшейся к этому времени военно-политической обстановки, на создании жидкостных баллистических ракет дальнего действия (БРДД) с перспективой достижения межконтинентальной дальности стрельбы и оснащения их ядерными боезарядами, а также на создании эффективной системы ПВО, базирующейся на зенитных управляемых ракетах и реактивных истребителях-перехватчиках.

Исторически создание ракетно-космической отрасли промышленности было связано с необходимостью разработки боевых ракет в интересах обороны страны. Таким образом, указанным постановлением были фактически созданы все необходимые условия быстрого развития отечественной космонавтики. Началась напряженная работа по становлению ракетно-космической промышленности и техники.

В историю человечества вошли два знаменательных события, связанных с развитием отечественной космонавтики и открывших эпоху практического освоения космоса: запуск на орбиту первого в мире искуственного спутника Земли (ИСЗ) (4 октября 1957 г.) и первый полет человека в космическом корабле по орбите ИСЗ (12 апреля 1961 г.). Роль головной организации в этих работах отводилась Государственному НИИ реактивного вооружения № 88 (НИИ-88), ставшему фактически «альма-матер» для всех ведущих специалистов ракетно-космической отрасли. В его недрах проводились теоретические, проектные и экспериментальные работы по перспективной ракетно-космической технике. Здесь же проектированием БРДД с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) занимался коллектив , возглавляемый Главным конструктором Сергеем Павловичем Королевым; в 1956 г. стал самостоятельной организацией - ОКБ-1 (сегодня это всемирно известная Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» им.).


Выполняя задания правительства по созданию БРДД, нацеливал коллектив на одновременную разработку и выполнение программ изучения и освоения космоса, начиная с научных исследований верхних слоев атмосферы Земли. Поэтому за полетом первой отечественной баллистической ракеты Р-1 (10.10.1948 г.) последовали полеты геофизических ракет Р-1А, Р-1Б, Р-1В и других.

Летом 1957 г. было опубликовано важное правительственное сообщение о проведении в Советском Союзе успешных испытаний многоступенчатой ракеты. «Полет ракеты, - говорилось в сообщении, - проходил на очень большой, до сих пор не достигаемой высоте». Этим сообщением было отмечено создание грозного оружия межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 - знаменитой «семерки».

Именно появление «семерки» обеспечивало благоприятную возможность выводить в космос искусственные спутники Земли. Но для этого необходимо было сделать очень много: разработать, построить и испытать двигатели общей мощностью в миллионы лошадиных сил, оснастить ракету сложнейшей системой управления, наконец, построить космодром, откуда ракете предстояло стартовать. Эту труднейшую задачу решили наши специалисты, наш народ, наша страна. Решили первыми в мире.

Все работы по созданию первого искусственного спутника Земли возглавлялись королевским ОКБ-1. Проект спутника несколько раз пересматривался, пока, наконец, не остановились на варианте аппарата, запуск которого мог быть осуществлен с помощью созданной ракеты Р-7 и в сжатые сроки. Факт вывода спутника на орбиту должен был быть зафиксирован всеми странами мира, для чего на спутнике смонтировали радиотехническую аппаратуру .

4 октября 1957 года с космодрома Байконур первый в мире ИСЗ был выведен на околоземную орбиту ракетой-носителем Р-7. Точное измерение параметров орбиты спутника осуществлялось наземными радиотехническими и оптическими станциями. Запуск и полет первого ИСЗ позволили получить данные о продолжительности его существования на орбите около Земли, прохождению радиоволн через ионосферу и влиянию условий космического полета на бортовую аппаратуру.

Развитие ракетно-космических систем шло бурными темпами. Полеты первых искусственных спутников Земли, Солнца, Луны, Венеры, Марса, достижение впервые автоматическими аппаратами поверхности Луны, Венеры, Марса и мягкая посадка на эти небесные тела, фотографирование обратной стороны Луны и передача на Землю изображения лунной поверхности, первый облет Луны и возвращение на Землю автоматического корабля с животными, доставка роботом образцов лунной породы на Землю, исследование поверхности Луны автоматическим луноходом, передача на Землю панорамы Венеры, пролет вблизи ядра кометы Галлея, полеты первых космонавтов - мужчин и женщин, одиночные и групповые в одноместных и многоместных кораблях-спутниках, первый выход космонавта-мужчины, а затем и женщины из корабля в открытый космос, создание первой пилотируемой орбитальной станции, автоматического грузового корабля снабжения, полеты международных экипажей, первые перелеты космонавтов между орбитальными станциями, создание системы «Энергия»-«Буран» с полностью автоматическим возвращением многоразового корабля на Землю, длительная работа первого многозвенного орбитального пилотируемого комплекса и многие другие приоритетные достижения России в освоении космоса вызывают у нас законное чувство гордости.

Первый полет в космос

12 апреля 1961 г. - этот день навсегда вошел в историю человечества: утром с космодрома «Бойконур» мощная ракета-носитель вывела на орбиту первый в истории космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли - гражданином Советского Гагариным на борту.

За 1 ч. 48 мин облетел земной шар и благополучно приземлился в окрестности деревни Смеловки Терновского района Саратовской области , за что был награжден Звездой Героя Советского Союза.

По решению Международной авиационной федерации (ФАИ) 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. Праздник установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года.

После полёта Юрий Гагарин непрерывно совершенствовал своё мастерство как лётчик-космонавт, а также принимал непосредственное участие в обучении и тренировке экипажей космонавтов, в руководстве полётами КК «Восток», «Восход», «Союз».

Первый космонавт Юрий Гагарин окончил Военно-воздушную инженерную академию имени (1961–1968), вёл большую общественно-политическую работу , являясь депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, член ЦК ВЛКСМ (избран на 14-м и 15-м съездах ВЛКСМ), президентом Общества советско-кубинской дружбы.

С миссией мира и дружбы Юрий Алексеевич посетил многие страны, ему присуждены золотая медаль им. АН СССР, медаль де Лаво (ФАИ), золотые медали и почётные дипломы международной ассоциации (ЛИУС) «Человек в космосе» и Итальянской ассоциации космонавтики, золотая медаль «За выдающееся отличие» и почётный диплом Королевского аэроклуба Швеции, Большая золотая медаль и диплом ФАИ, золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений, премия Галабера по астронавтике .

С 1966 г. являлся почётным членом Международной академии астронавтики. Награжден орденом Ленина и медалями СССР, а также орденами многих стран мира. Юрию Гагарину присвоены звания Герой Социалистического Труда ЧССР, Герой НРБ, Герой Труда СРВ.

Юрий Гагарин трагически погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселове Киржачского района Владимирской области при выполнении тренировочного полёта на самолёте (вместе с летчиком Серегиным).

В целях увековечения памяти Гагарина город Гжатск и Гжатский район Смоленской области были переименованы соответственно в город Гагарин и Гагаринский район. присвоено Военно-воздушной академии в Монино, учреждена стипендия им. для курсантов военных авиационных училищ. Международной авиационной федерацией (ФАИ) была учреждена медаль им. Ю. А. Гагарина. В Москве, Гагарине, Звёздном городке, Софии - установлены памятники космонавту; существует мемориальный дом-музей в г. Гагарин, именем назван кратер на Луне.

Юрий Гагарин был избран почётным гражданином городов Калуга, Новочеркасск, Сумгаит, Смоленск, Винница, Севастополь, Саратов (СССР), София, Перник (НРБ), Афины (Греция), Фамагуста, Лимасол (Кипр), Сен-Дени (Франция), Тренчанске-Теплице (ЧССР).

Предлагались разные средства для осуществления космического полета. Писатели фантасты упоминали и ракеты. Однако эти ракеты были технически необоснованной мечтой. Ученые за многие века не назвали единственного находящегося в распоряжении человека средства, с помощью которого можно преодолеть могучую силу земного притяжения и унестись в меж планетное пространство. Великая честь открыть людям дорогу к другим мирам выпала на долю нашего соотечественника К. Э. Циолковского.

Скромный калужский учитель сумел рассмотреть в известной всем пороховой ракете прообраз могучих космических кораблей будущего. Его идеи еще долго будут служить основой в освоении человека космического пространства.

Много веков прошло с тех пор, когда был изобретен порох и создана первая ракета, применявшаяся главным образом для увеселительных фейерверков в дни больших торжеств. Но только Циолковский показал, что единственный летательный аппарат, способный проникнуть за атмосферу и даже на всегда покинуть Землю, - это ракета.

В 1911 году Циолковский произнес свои вещие слова: “Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, с начала робко проникнуть за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все около земное пространство.

Сейчас мы становимся свидетелями того, как начинается сбываться это великое пророчество. Начало проникновения человека в космос было положено 4 октября 1957 года. В этот памятный день вышел на орбиту запущенный в СССР первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Он весил 86,3 кг. Прорвавшись сквозь земную атмосферу, первая космическая ласточка вынесла в околоземное пространство научные приборы и радиопередатчики. Они передали на Землю первую научную информацию о космическом пространстве, окружающем Землю.

Первый спутник начал обращаться вокруг Земли по эллиптической орбите. Крайние точки ее подъема - наибольшая (апогей) и наименьшая (перигей) - располагались соответственно на высоте 947 и 228 км. Наклон плоскости орбиты к экватору составлял 65 0 . Свой первый оборот спутник совершил за 1 час 36,2 минуты и делал за сутки немногим менее 15 оборотов. Борисенко И.Г. «Первые рекорды в космосе». М.: Машиностроение, 1969. С.35

Сравнительно низкое расположение перигея орбиты вызвало торможение спутника в разряженный слоях земной атмосферы и сокращало его период обращения на 2,94 секунды в сутки. Такое незначительное сокращение времени обращения говорило о том, что спутник снижался очень медленно, причем с начала уменьшался апогей, а сама орбита постепенно приближалась к круговой.

Через 20 дней космический первенец умолк - иссякли батареи его передатчиков. Раскаляемый Солнцем и замерзающий в земной тени, он безмолвно кружился над пославшей его планетой, отражая солнечные лучи и импульсы радиолокаторов. Постепенно опускаясь, он просуществовал еще около двух с половиной месяцев и сгорел в нижних, более плотных слоях атмосферы.

Полет первого спутника позволил получить ценнейшие сведения. Тщательно изучив постепенное изменение орбиты за счет торможения в атмосфере, ученые смогли рассчитать плотность атмосферы на всех высотах, где пролетел спутник, и по этим данным более точным предусмотреть изменение орбит последующих спутников.

Определение точной траектории искусственных спутников позволило провести ряд геофизических исследований, уточнить форму Земли, точнее изучить ее сплюснутость, что дает возможность составлять более точные географические карты.

Отклонения действительной траектории спутника от вычисленной говорят о неравномерности поля Земного тяготения, на которую влияет распределение масс внутри Земли и в земной коре. Таким образом, изучив движение спутника, ученые уточнили сведения о поле земного тяготения и о строении земной коры.

Такие вычисления делались и раньше на основании движения Луны, но спутник, летящий на высоте всего несколько сот километров над Землей, сильнее реагирует на ее поле тяготения, чем Луна, находящаяся от Земли на расстоянии почти 400 тыс. км.

Очень большое значение имело изучение прохождения радиоволн через ионосферу, т.е. через наэлектризованные верхние слои земной атмосферы. Радиоволны, посланные со спутника, как бы насквозь прощупывали ионосферу. Анализ этих результатов позволил существенно уточнить строение газовой оболочки земли.

Второй советский спутник был выведен на более вытянутую орбиту 3 ноября 1957 г. Если ракета первого спутника позволила поднять его на 947 км (апогей), то ракета второго спутника была более мощной. При почти той же минимальной высоте подъема (перигей) апогей орбиты достиг 1671 км, и спутник весил значительно больше первого -- 508,3 кг. Глушко В.П.Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. М.: Машиностроение, 1987. - С.54

Третий спутник поднялся еще выше -- на 1880 км и был еще тяжелее. Он весил 1327 кг.

2 января 1959 г. умчалась в сторону Луны и вышла на околосолнечную орбиту советская космическая ракета “Луна-1”. Она стала спутником Солнца. На Западе ее назвали лунником. Запуском ее была прослежена вся толща околоземного космического пространства. За 34 часа полета ракета прошла 370 тыс. км, пересекла орбиту Луны и вышла в околосолнечное пространство. После этого еще около 30 часов велось наблюдение за ее полетом и принималась с установленных на ней приборов ценнейшая научная информация. Впервые приборы, посланные человеком, изучали космическое пространство на протяжении 500 тыс. км от Земли.

Сведения, полученные в этом полете, существенно дополнили наши сведения об одном из важнейших открытий первых лет космической эры -- открытии околоземных поясов радиации. Кроме различных измерении, на протяжении 500 тыс. км полета велись наблюдения газового состава межпланетной среды, наблюдения метеоритов, космических лучей и др.

Не менее изумительным был полет второй советской космической ракеты “Луна-2”, запушенной 12 сентября 1959 г. Приборный контейнер этой ракеты 14 сентября в 00 часов 02 минуты 24 секунды коснулся поверхности Луны! Впервые за всю историю аппарат, созданный руками человека, достиг другого небесного тела и доставил на безжизненную планету памятник великому подвигу советского народа-- вымпел с изображением Герба СССР. Луна-2 установила, что у Луны нет магнитного поля и поясов радиации в пределах точности приборов.

Не успела весть об этом событии как следует дойти до сознания людей, как наша страну поразила мир новым удивительным достижением: 4 октября 1959 г., в день второй годовщины запуска первого советского спутника Земли, в Советском Союзе была запущена третья космическая ракета -- “Луна-3”. Она отделила от себя автоматическую межпланетную станцию с приборами. Контейнер был направлен так, что, обогнув Луну, он вернулся обратно в район Земли. Установленная в нем аппаратура сфотографировала и передала на Землю изображение не видимой нами обратной стороны Луны.

Этот блестящий научный эксперимент интересен не только беспримерным фактом получения первой фотографии, сделанной в космосе, и передачи ее на Землю, но и осуществлением чрезвычайно интересной и сложной орбиты.

“Луна-3” должна была оказаться над обратной стороны Луны, а система ориентации должна была развернуть контейнер так, чтобы его фотоаппараты были направлены на Луну. Для этого по команде с Земли весь контейнер привели во вращение, и, когда в фотоэлементы, расположенные на нижнем днище контейнера, попали яркие лучи Солнца, вызванный ими в этих фотоэлементах ток послужил сигналом, по которому контейнер прекратил вращение и, остановившись, как завороженный, стал смотреть на Солнце. (От слабого отраженного света Земли и Луны фотоэлементы -- датчики солнечной ориентации -- сработать не могли.) Фотоаппараты и лунные датчики, расположенные на противоположном верхнем днище контейнера, оказались смотрящими в сторону Луны. В начале работы выбрали такое взаимное расположение Земли Луны и Солнца, при котором Земля была в стороне от линии, соединяющей Луну и Солнце. Поэтому Земля -- светило значительно более яркое, чем Луна,-- не могла попасть в объективы датчиков лунной ориентации, так как находилась в другом секторе неба. Борисенко И.Г. «Первые рекорды в космосе». М.: Машиностроение, 1969, -С.75

После того как освещенная Солнцем обратная сторона Луны оказалась в поле зрения лунных датчиков, солнечные датчики отключились, станция более точно “довернулась” по лунным датчикам и началось фотографирование.

И так, при подлете контейнера к Луне требовалось, чтобы он, Луна и Солнце оказались на одной прямой. Кроме того, притяжение Луны должно было так искривить орбиту “Луны-3”, чтобы она вернулась к Земле со стороны северного полушария, где расположены все советские наблюдательные станции.

Стартовав из северного полушария, “Луна-3” как бы поднырнула под Луну -- прошла с ее южной стороны,--затем отклонялась вверх, полностью обогнув Луну, и вернулась к Земле, как и было рассчитано, со стороны северного полушарии.

Автоматические устройства на борту контейнера в космосе проявили пленку и с помощью электронной техники по радио передали фотографии на Землю.

Фотографирование обратной стороны Луны представляет собой первый активный шаг в практике “внеземной” астрономии. Впервые изучение другого небесного тела велось не наблюдением с Земли, а непосредственно из космического пространства вблизи этого тела.

Наши астрономы получили уникальную фотографию обратной стороны Луны, по которой смогли составить атлас лунных гор и “морей”. Названия присвоенные открытым горным образованиям и равнинам, на вечно утвердили славу родины первооткрывателей, пославших чудесное автоматическое устройство - прообраз будущих космических обсерваторий.

Прочно овладев техникой запуска автоматических аппаратов, советские ученые приступили к созданию космического корабля для полетов человека.

Десятки неразрешенных вопросов стояли перед наукой. Надо было создать во много раз более мощные ракеты-носители для выведения па орбиту космических кораблей, в несколько раз более тяжелых, чем самые тяжелые искусственные спутники, запущенные ранее. Нужно было сконструировать и построить летательные аппараты, не только полностью обеспечивающие безопасность космонавта на всех этапах полета, но и создающие необходимые условия для его жизни и работы. Необходимо было разработать целый комплекс специальной тренировки, который позволил бы организму будущих космонавтов заранее приспособиться к существованию в условиях перегрузок и невесомости. Надо было разрешить счет, много и других вопросов.

Несмотря на всю сложность этой грандиозной проблемы, советская наука и техника блестяще справились с ее решением.

Итак, изобретение первых искусственных спутников, благодаря которым ученые получили ценнейшие научные знания - является первым достижением советских ученых в освоении космического пространства, что в последствии позволило ученым перейти к более серьезной задаче, которая в дальнейшей превратилась во вторую научное достижение -запуск в космос живого существа.

После ряда пробных запусков, когда места в кабине спутника занимали различные существа -- от грибков и бактерий до известных всему миру Белки и Стрелки,-- конструкция космического корабля со всеми его сложными системами выведения на орбиту, стабилизации полета и обратного спуска на Землю была полностью отработана.

Последние материалы раздела:

Элективные питательные среды
Элективные питательные среды

Питательные среды в микробиологии - это субстраты, на которых выращивают микроорганизмы и тканевые культуры. Они применяются для диагностических...

Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв
Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв

Мировая история содержит в себе огромное количество событий, имен, дат, которые помещаются в несколько десятков или даже сотен различных учебников....

Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям
Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

Последний дворцовый переворот в истории России Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема...