Денежно монетарная политика. Кредитно-денежная (монетарная) политика

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика центрального банка направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платёжного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение количества денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов .

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть - денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Монетарная политика. Видеоурок по обществознанию 11 класс

    ✪ Простыми словами об устройстве денежно-кредитной системы

    ✪ Лекция Софьи Донец «Актуальные вопросы денежно-кредитной политики»

    ✪ Видеоурок по обществознанию "Монетарная политика государства"

    ✪ Лекция 10: Центральные банки. Механизмы денежно-кредитной политики

    Субтитры

Инструменты монетарной политики

Инструменты монетарной политики, дающие возможность центральному банку контролировать величину денежной массы:

  • учётная ставка процента, ставка рефинансирования

Ограничительная (рестриктивная) кредитно-денежная политика в краткосрочном периоде

Ограниченная (рестриктивная) кредитно-денежная политика в краткосрочном периоде приводит к снижению нормы процента.

Роль денежно-кредитной политики в экономике

Роль денежно-кредитной политики в развитии экономики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка [ ] , т.е. поддержать баланс между количеством денег в обращении и потребностью в них.

Виды монетарных политик

  • Жёсткая - направлена на поддержание определённого размера денежной массы.
  • Гибкая - направлена на регулирование процентной ставки .

Различают виды монетарной политики:

  1. Стимулирующая - проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.
  2. Сдерживающая - проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Её инструментами являются:

  • снижение нормы резервных требований
  • снижение учётной ставки процента
  • покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

  • повышение нормы резервных требований
  • повышение учётной ставки процента
  • продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Методы денежно-кредитной политики - совокупность приёмов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

  • Прямые методы - административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги - это определённый период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
  • Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации , повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы:

  • Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
  • Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Операции на открытом рынке

Продажа ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческим банкам уменьшает резервы банков, а следовательно, уменьшает кредитные возможности банков, увеличивая процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной резервной нормы

Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путём кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учётной ставки

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учётной ставкой . С понижением учётной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учётную ставку. Повышение учётной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того, чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

Инструменты денежно-кредитной политики

Денежная база Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма денежной базы. Центральные банки используют операции на открытом рынке , чтобы изменить объём денежной базы. Центральный банк покупает или продаёт резервные активы (обычно финансовые инструменты, такие как облигации) в обмен на депозитные деньги в центральном банке. Эти депозиты могут быть конвертированы в наличные деньги. Вместе эти наличные деньги и депозиты составляют денежную базу, которая является обязательствами центрального банка, номинированными в его собственной денежной единице. Обычно другие банки могут использовать денежную базу в качестве частичного резерва и расширять общую денежную массу в обращении.

Норма обязательных резервов Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма активов, которые банки должны хранить в резервах центрального банка. Лишь небольшую часть своих активов банки держат в наличных средствах, доступных для мгновенного снятия. Основные активы не столь ликвидны - ипотеки и кредиты. Изменяя норму резервирования, центральный банк изменяет объём доступных средств для кредитования. Центральный банк, как правило, часто не изменяет резервные требования, так как это создаёт волатильные изменения в предложении денег вследствие действия кредитного мультипликатора.

Учётная ставка Кредитование по учётной ставке заключается в том, что коммерческие банки и другие депозитарные учреждения имеют право занимать резервы у Центрального банка по учётной ставке. Эта ставка обычно ниже ставок рынка краткосрочного капитала (Казначейские векселя).

Процентная ставка Сокращение денежного предложения может быть достигнуто косвенно, посредством увеличения номинальных процентных ставок. Банковские регуляторы в различных странах имеют различные уровни контроля над процентными ставками коммерческих структур. В США Федеральная Резервная система может установить учётную ставку, а также достигнуть требуемой Ставки федеральных фондов операциями на открытом рынке. Эта ставка оказывает существенный эффект на другие рыночные процентные ставки, но однозначной связи не существует. В США операции на открытом рынке занимают относительно небольшую часть суммарного объёма на рынке ценных бумаг. Нельзя установить независимые друг от друга показатели и для денежной базы и для процентной ставки, потому что их значения изменяются общим инструментом - операциями на открытом рынке.

Денежно-кредитная политика государства

Денежно-кредитная (монетарная) политика - это политика государства , воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства . Осуществляет монетарную политику Центральный банк .

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов .

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть - денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Виды монетарных политик

  • Жесткая - направлена на поддержание определенного размера денежной массы.
  • Гибкая - направлена на регулирование процентной ставки .

Различают виды монетарной политики:

  1. Стимулирующая - проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.
  2. Сдерживающая - проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:

  • снижение нормы резервных требований
  • снижение учетной ставки процента
  • покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

  • повышение нормы резервных требований
  • повышение учетной ставки процента
  • продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Методы денежно-кредитной политики - совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

  • Прямые методы - административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги - это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
  • Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации , повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы:

  • Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
  • Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной резервной нормы.

Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

Инструменты денежно-кредитной политики

Денежная база Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма денежной базы. Центральные банки используют операции на открытом рынке , чтобы изменить объём денежной базы. Центральный банк покупает или продаёт резервные активы (обычно финансовые инструменты, такие как облигации) в обмен на депозитные деньги в центральном банке. Эти депозиты могут быть конвертированы в наличные деньги. Вместе эти наличные деньги и депозиты составляют денежную базу, которая является обязательствами центрального банка, номинированными в его собственной денежной единице. Обычно другие банки могут использовать денежную базу в качестве частичного резерва и расширять общую денежную массу в обращении.

Резервные требования Монетарные власти осуществляют регулирующий контроль над коммерческими банками. Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма активов, которые банки должны хранить в резервах центрального банка. Лишь небольшую часть своих активов банки держат в наличных средствах, доступных для мгновенного снятия. Остаток инвертируется в неликвидные активы, такие как ипотеки и кредиты. Изменяя норму ликвидности, центральный банк изменяет объём доступных кредитных фондов. Центральный банк, как правило, часто не изменяет резервные требования, так как это создаёт волатильные изменения в предложении денег вследствие действия кредитного мультипликатора.

Учётная ставка Кредитование по учётной ставке заключается в том, что коммерческие банки и другие депозитарные учреждения имеют право занимать резервы у Центрального банка по учетной ставке. Эта ставка обычно устанавливается ниже ставок рынка краткосрочного капитала (Казначейские векселя). Это позволяет институтам изменять условия кредитования (то есть, сумму денег, которую они могут выдать в виде кредитов), таким образом влияя на денежную массу.

Процентная ставка Сокращение денежного предложения может быть достигнуто косвенно, посредством увеличения номинальных процентных ставок. Монетарные власти в различных странах имеют различные уровни контроля процентных ставок во всей экономике. В США Федеральная Резервная система может установить учетную ставку, а также достигнуть требуемой Ставки федеральных фондов операциями на открытом рынке. Эта ставка оказывает существенный эффект на другие рыночные процентные ставки, но совершенной связи не существует. В США операции на открытом рынке занимают относительно небольшую часть суммарного объема на рынке ценных бумаг. Нельзя поставить независимые ориентиры и для денежной базы и для процентной ставки, потому что они обе изменяются единственным инструментом - операциями на открытом рынке.

Валютный совет Валютный совет (Валютное правление) является монетарной договоренностью, которая привязывает денежную базу одной страны к стране-якорю. По существу, это проявляется в качестве твердого фиксированного валютного курса, посредством чего местная валюта в обращении поддерживается иностранной валютой страны-якоря по фиксированной ставке. Таким образом чтобы увеличить местную денежную базу эквивалентная сумма иностранной валюты должна быть проведена в резервы валютным комитетом. Это ограничивает возможность для местного финансового органа, чтобы раздувать денежное предложение или преследовать другие цели.

См. также

Литература

  • Фредерик Мишкин. «Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков»

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Денежниково
  • Счётная денежная единица

Смотреть что такое "Денежно-кредитная политика государства" в других словарях:

    Денежно-кредитная политика - (Monetary policy) Понятие денежно кредитной политики, цели денежно кредитной политики Информация о понятии денежно кредитной политики, цели денежно кредитной политики Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Денежно-кредитная политика - Денежно кредитная политика это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Воздействие на макроэкономические… … Википедия

    ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА Юридический словарь

    денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства… … Большой юридический словарь

    Политика Денежно-Кредитная - политика государства, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости путем регулирования объема и структуры внутреннего денежного обращения и величины официальной учетной ставки, нормы… … Словарь бизнес-терминов

    Кредитная политика - система денежно кредитных мероприятий, используемых государством для достижения определённых экономических целей и представляющая собой один из элементов общехозяйственной политики. В капиталистических странах буржуазное… … Большая советская энциклопедия

    ПОЛИТИКА, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ - совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства… … Большой бухгалтерский словарь

    ПОЛИТИКА, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ - совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства… … Большой экономический словарь

    Финансовая политика государства - (англ. The financial policy of the state) политика государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач. Взаимодействие государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать… … Википедия

    Экономическая политика - У этого термина существуют и другие значения, см. Экономическая политика (значения). Экономическая политика совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация… … Википедия

Книги

  • Денежно-кредитная политика как составная часть финансовой политики государства , Арзуманова Лана Львовна , Артемов Николай Михайлович , Грачева Елена Юрьевна , Монография направлена на раскрытие вопросов сущности денежно-кредитной политики как инструмента финансовой политики государства, раскрытие задач и методов денежно-кредитной политики в… Категория: Экономика Издатель: Проспект , Купить за 477 руб
  • Денежно-кредитная политика как составная часть финансовой политики государства (финансово-правовой аспект). Коллективная монография ,

Монетарная (кредитно - денежная) политика государства – это комплекс мер, реализуемых Центральным банком, с целью воздействия на уровень банковского процента путём изменения массы денег в обращении.

Монетарная политика является разновидностью антициклической (стабилизационной) политики государства. Она направлена на сглаживание циклических колебаний.

Выделяют два типа монетарной политики государства:

    Политика «дешёвых» денег (мягкая, расширительная, экспансионистская) – направлена на увеличение массы денег в обращении и снижение уровня банковского процента. Используется в условиях экономического кризиса, чтобы стимулировать экономический рост с помощью дешёвого кредита.

    Политика «дорогих» денег (жёсткая, сужаемая, рестриктивная) – направлена на сокращение массы денег в обращении и увеличение уровня банковского процента. Используется в условиях высокой инфляции, а также в фазе подъёма, чтобы сдержать экономический рост.

К инструментам монетарной политики относят:

    Учётная ставка (ставка рефинансирования) – это процент, под который Центральный банк выдаёт кредиты коммерческим банкам. Если Центральный банк повышает учётную ставку, масса денег в обращении сокращается, а кредит становится более дорогим и менее доступным для заёмщиков. Снижение учётной ставки приводит к увеличению массы денег в обращении и снижению ставки банковского процента.

    Норма обязательного банковского резерва – это процент от привлекаемых коммерческими банками средств, который они обязаны хранить в Центральном банке на бессрочных и беспроцентных счетах. Если Центральный банк повышает норму обязательного резерва, это приводит к уменьшению массы денег в обращении и увеличению уровня банковского процента. Снижение нормы обязательного резерва приводит к увеличению денежной массы в обращении и снижению уровня банковского процента. Норма обязательного банковского резерва – административный по характеру инструмент. Если коммерческие банки не выполняют резервные требования Центрального банка, он имеет право использовать против них штрафные санкции, а также приостановить действие их лицензии.

    Операции Центрального банка на открытом рынке – это операции по купле продаже государственных ценных бумаг и иностранной валюты. Саамы популярный инструмент монетарной политики на современном этапе. Является рыночным по характеру. Если в экономике наблюдается излишек денежной массы, Центральный банк начинает продавать государственные ценные бумаги инвесторам. В результате масса денег в обращении сокращается, а ставка банковского процента увеличивается. Если денег экономике не хватает, Центральный банк начинает покупать государственные ценные бумаги. Масса денег в обращении увеличивается, а ставка банковского процента снижается.

Фискальная политика государства

Фискальная (бюджетно - налоговая) политика государства - это комплекс мер, направленных на регулирование делового цикла с помощью изменения расходов и доходов государственного бюджета.

Она основывается на следующих положениях:

Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос, что ведет к расширению объемов производства, следовательно, снижает безработицу. При этом возникает эффект мультипликатора, за счет которого совокупный спрос растет в большей степени, чем бюджетные расходы;

Рост налогов снижает располагаемые доходы хозяйственных субъектов, сокращает совокупный спрос. При этом также возникает мультипликационный эффект, но более слабый, так как изменение налогообложения влияет не только на потребление, но и на сбережения.

Фискальную политику проводит правительство. Её инструменты оказывают влияние как на совокупный спрос (величину совокупных расходов в экономике), так и на совокупное предложение (деловую активность и величину издержек фирм). К инструментам фискальной политики относят налоги, систему государственных закупок, государственные трансферты.

Фискальная политика подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую).

Недискреционная фискальная политика представляет собой автоматические изменения в бюджетно-налоговой системе, которые происходят под влиянием экономической ситуации без специальных решений правительства. Она является результатом действия встроенных стабилизаторов. Встроенный стабилизатор – это такой элемент экономической системы, который автоматически реагирует на изменение фазы экономического цикла. К встроенным стабилизаторам относят социальные выплаты из бюджета и прогрессивные налоги. Во время экономического спада уменьшаются налоговые платежи, особенно при прогрессивных ставках, увеличиваются социальные расходы (пособия по безработице, компенсации). Таким образом, благодаря встроенным стабилизаторам во время спада происходят определенные приросты доходов (меньшее налоговое бремя, больше пособий), и колебания совокупного спроса становятся менее значительными. Во время экономического подъема налоговые поступления автоматически возрастают, а социальные выплаты сокращаются, что позволяет бороться с инфляцией и перегревом экономики.

Необходимо заметить, что встроенные стабилизаторы в бюджетно-налоговой системе России слабые, так как основная масса налогов носит не прогрессивный, а пропорциональный характер. К тому же, бюджетное законодательство не предусматривает увеличения социальных расходов при ухудшении экономической ситуации в стране.

Дискреционная фискальная политика – законодательное изменение налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на уровень экономической активности. Она может быть экспансионистская (стимулирующая), предполагающая рост государственных расходов и/или снижение налоговых ставок, или рестриктивная (сдерживающая), предполагающая снижение государственных расходов или рост налогообложения.

При проведении фискальной политики необходимо учитывать влияние уровня налогообложения на размер налоговых поступлений, которое иллюстрируется кривой А.Лаффера.

В соответствии с данной закономерностью, увеличение доли налоговых изъятий из выручки предприятия до определенного уровня налогообложения приводит к увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему. Однако дальнейший рост налогов ведет к снижению поступлений, так как у предприятий не остается средств даже на простое воспроизводство. В итоге плательщики вынуждены или уклоняться от уплаты налогов или снижать объемы производства.

Данная закономерность также приводит к тому, что если в стране высокий уровень налогообложения, то снижение налогов может стимулировать экономический рост, что впоследствии приведет и к увеличению налоговых поступлений.

% налоговых

Налоговые поступлении в бюджет, %

Основным недостатком дискреционной фискальной политики является наличие «временных лагов». Иными словами, требуется время для выявления каких - либо изменений в экономике (лаг распознавания), для изменения бюджетного и налогового законодательства (лаг принятия решений), для получения эффекта от принятых изменений (лаг воздействия). За это время ситуация в экономике может измениться, и желаемого эффекта правительство может не получить. Поэтому для решения макроэкономических проблем фискальную политику используют в совокупности с другими методами государственного регулирования экономики.

Монетарная политика заключается в изменении денежного предложения (MS ) с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Или иначе: монетарная политика вызывает увеличение MS во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает MS для ограничения расходов.

Денежно-кредитное регулирование, в отличие от бюджетного, опирается на инструментарии самого рынка. Такие показатели, как процентная ставка, объем денежных и кредитных ресурсов и некоторые другие становятся "ориентирами", индикаторами, на которые оказывается непосредственное воздействие и через которые передается "импульс" денежной политики. Применяя тот или иной индикатор, государство рассчитывает вызвать изменения в конъюнктуре рынка капиталов.

Конечная цель регулирования - влияние на экономическую конъюнктуру, создание условий для сбалансированного экономического роста. Необходимым условием достижения поставленных целей является адекватная реакция инвесторов и потребителей на изменения в объеме и структуре наличных денежных ресурсов. Сами денежные и кредитные факторы развития должны достаточно легко поддаваться регулированию.

Цели и инструменты монетарной политики можно сгруппировать следующим образом.

Конечные (стратегические) цели:

1) смягчение циклических колебаний производства и занятости.

2) обеспечение стабильного неинфляционного роста.

Промежуточные целевые ориентиры:

а) денежная масса;

б) ставка процента;

в) обменный курс.

Стратегическая цель монетарной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Однако текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем эта стратегическая цель.

Условием проведения полноценной монетарной политики является предварительное определение следующих основных параметров:

а) темпов роста цен (инфляции) и уровня инфляционных ожиданий (уровень инфляции является одним из условий определения величины процентной ставки, последняя позволяет оценить меру жесткости проводимой денежной политики);

б) денежного (кредитного) мультипликатора (величина мультипликатора является одним из условий определения меры достаточности эмиссионных решений);

в) фактического уровня процентной ставки;

г) состояния денежного рынка.

Методы регулирования в сфере денежно-кредитного обращения можно разделить на прямые и косвенные .

При прямом регулировании используются следующиеинструменты: а) лимиты кредитования; б) прямое регулирование ставки процента;

Инструментами косвенного регулирования являются:


а) операции на открытом рынке;

б) изменение нормы обязательных резервов;

в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования)

г) добровольные соглашения.

Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми. Нередко в процессе формирования банковской системы в странах, переходящих к рыночным отношениям, усиление степени независимости Центрального банка в проведении денежной политики сопровождается стремлением денежной власти к достижению конечной цели, тогда как она реально в состоянии контролировать лишь определенные промежуточные номинальные величины.

Рассмотрим инструменты косвенного регулирования денежной системы.

Операции на открытом рынке - наиболее важное средство контроля MS в развитых странах. Использование этого инструмента денежного регулирования в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования, сильно затруднено. Термин "операции на открытом рынке" относится к покупке и продаже государственных (краткосрочных) ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом) коммерческим банкам, фирмам и населению в целом. Часто подобные операции осуществляются Центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Процентом за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены и в деятельности коммерческих банков и фирм.

Самый важный аспект операции на открытом рынке состоит в том, что, когда Центральный банк покупает госбумаги у коммерческих банков, резервы, а потому и способность к кредитованию, коммерческих банков возрастают. Напротив, при продаже Центральным банком госбумаг, резервы коммерческих банков и возможности кредитования уменьшаются. Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике.

Купля-продажа государственных ценных бумаг проводится в двух целях:

· финансирование и рефинансирование текущего дефицита государственного бюджета и государственного долга;

· макроэкономическое регулирование.

Изменение нормы обязательных резервов . Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования), а также в зависимости от размеров банков (для мелких банков они обычно ниже, чем для крупных). Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Либо банки потеряют избыточные резервы, понизив свою способность создавать деньги путем кредитования, либо же они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшать свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Увеличение нормы резервов (rr ) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Понижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и тем самым увеличивает возможность банков создавать новые деньги путем кредитования. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения. Рост резервной нормы увеличивает количество необходимых резервов, которые должны держать банки.

Учетная ставка (ставка рефинансирования). Подобно тому, как коммерческие банки взыскивают процентные платежи по своим ссудам, Центральный банк взыскивает процентные платежи по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам. Такая ставка процента называется "учетной ставкой". Эта сделка аналогична получению займа частным лицом в коммерческом банке.

С точки зрения коммерческих банков, учетная ставка представляет собой издержки, вызванные приобретением резервов. Следовательно, падение учетной ставки поощряет коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у Центрального банка. Кредиты коммерческих банков, опирающиеся на эти новые резервы, увеличивают MS . И, наоборот, рост учетной ставки снижает интерес коммерческих банков к получению дополнительных резервов путем заимствования у Центрального банка, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Поэтому повышение учетной ставки соответствует стремлению Центрального банка ограничить MS . Следовательно, манипулируя уровнем учетной ставки, Центральный банк осуществляет своего рода регулирование “цены кредита”.

Меняя ставку, Центробанк дает частному сектору сигнал о желательной активизации или, наоборот, сдерживания деловой активности. Если частный сектор не реагирует, в дело пускаются более жесткие рычаги, например, операции на открытом рынке.

Добровольные соглашения. Центробанк стремится порой к заключению деловых соглашений с коммерческими банками. Этот метод позволяет принимать решения быстро и без особого бюрократизма.

С помощью названных инструментов Центральный банк реализует цели кредитно-денежной политики:

· поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или

· поддержание на определенном уровне ставки процента (гибкая монетарная политика).

Варианты денежной политики по-разному интерпретируются на графике денежного рынка. При построении графической схемы денежного рынка предполагалось, что предложение денег графически представляется в виде вертикальной прямой, т.е. что денежное предложение постоянно и не зависит от ставки процента. Реально предложение денег зависит от целей, которые ставятся перед денежно-кредитной системой страны.

1. Жесткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы, т.е. поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении (MS 1 на рис. 13.3).

2. Целью денежно-кредитной политики может быть и поддержание фиксированной нормы процента. Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной прямой предложения денег на уровне целевого значения процентной ставки (MS 2 на рис. 13.3).

3. Третий вариант (промежуточный) графического отображения денежного предложения - наклонная кривая (MS 3 на рис. 13.3). Такая форма графика предложения денег показывает, что денежно-кредитная политика допускает изменение и денежной массы, находящейся в обращении, и нормы процента.

В зависимости от угла наклона кривой MS изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе, либо на ставке процента.

MS - график денежного предложения при монетарной политике, направленной на поддержание неизменной массы денег в обращении; MS 2 - график денежного предложения при гибкой монетарной политике; MS 3 - график денежного предложения при допущении изменения и массы денег в обращении, и нормы процента.

Выбор той или иной цели денежно-кредитной политики зависит от факторов, вызвавших сдвиг в спросе на деньги.

1. Если этот сдвиг вызван циклическим изменением реального объема производства, то желательно "сгладить" эти изменения. В случае циклического "расширения" - допустить повышение нормы процента; следствием роста процентных ставок будет снижение деловой активности. И, наоборот, в случае циклического спада, или "сжатия", - допустить снижение нормы процента и добиться повышения экономической активности. Графическим отображением денежного предложения будет в данном случае вертикальная или наклонная кривая MS (рис. 13.4, a).

2. Если же сдвиг в спросе на деньги вызван исключительно ростом цен, то любое увеличение денежного предложения будет "раскручивать" инфляционную спираль. Целью денежно-кредитной политики в данном случае будет поддержание денежной массы, находящейся в обращении, на определенном фиксированном уровне. Графическим отображением денежного предложения в данном случае будет вертикальная прямая MS (рис. 13.4, a).

3. Рассматривая денежный рынок, предполагалось, что скорость обращения денежной массы постоянна. Но она ведь может меняться и меняется под влиянием, например, перемен в организации денежного обращения в стране, что скажется и на норме процента, и на объеме производства, и на ценах (уравнение обмена). Если Центральный банк ставит задачу нейтрализовать воздействие изменения скорости обращения денег на национальную экономику, он выбирает гибкую денежно-кредитную политику: масса денег в обращении должна возрасти в такой же пропорции, в какой уменьшилась скорость обращения денег, и наоборот, при росте скорости обращения денег в определенной пропорции денежное предложение должно измениться в той же пропорции. Графическим отображением денежного предложения в таком случае будет горизонтальная прямая (рис. 13.4, б).

Монетарная политика государства является неотъемлемой частью системы управления и контроля экономики. Проводником ее выступает центральный банк (ЦБ). Посредством доступных ему способов и методов он влияет на денежные потоки и деловую активность.

Для того чтобы подробнее разобраться в том, как и для каких целей реализуется кредитно-денежная (монетарная) политика государства, надо определить его (государства) функции и задачи.

Функции государства

Государственные функции не ограничиваются регулированием экономики, а распространяются и на другие сферы жизни. Во всех вопросах, в которых общество нуждается в помощи и контроле, должна присутствовать «рука государственной власти».

К ее функциям относятся:

  1. Поддержание стабильности и роста экономики.
  2. Защита прав и свобод всех лиц - физических и юридических.
  3. Контроль движения денег.
  4. Перераспределение денежных потоков.
  5. Производственная деятельность.
  6. Внешнеэкономическая и политическая деятельность.
  7. Содействие развитию фундаментальной науки.
  8. Решение экологических и других глобальных вопросов.

У каждой из этих функций есть свои институты, цели и задачи, инструменты и методы, при помощи которых они реализуются. В частности, монетарная политика и ее цели служат для работы с финансовым рынком, который является частью экономической системы.

Цели регулирования экономики на государственном уровне

Для того чтобы управлять экономикой, надо понимать в какой точке находится система на данный момент и какие цели являются основными. После этого определяются инструменты, которые лучше всего повлияют на текущую ситуацию и приведут к желаемому результату.

Какими могут быть цели экономического регулирования:


Для управления экономикой страны используется монетарная и фискальная политика государства. Первая влияет на систему при помощи рынка денег, вторая - бюджетных и налоговых механизмов.

Объекты и участники монетарной политики

Цели и инструменты кредитно-денежной политики воплощаются в жизнь через ее субъектов, к которым относятся ЦБ, банки и другие участники денежного рынка. Объектами являются показатели рынка денег: спрос, предложение, цена. Существует такое понятие, как денежный рынок, являющийся частью финансового. Здесь действуют те же законы, что и на любом другом рынке. Под влиянием факторов предложения и спроса формируется равновесная цена.

Если предложение набирает обороты, а спрос остается на месте, то стоимость денег (номинальная ставка процента) уменьшается, и наоборот. Рыночные механизмы стремятся уравновесить спрос и предложение при помощи изменения цены. Монетарная политика государства кратко может быть описана как контроль над показателями рынка денег для достижения определенного уровня их стоимости. В случае стремительного экономического роста для предотвращения последующего неизбежного резкого спада ЦБ может воздействовать на рынок денег с целью изменения их стоимости.

При изменяющейся скорости обращения денег ЦБ должен откорректировать их количество таким образом, чтобы денег было достаточно, но не возникало избытка.

Концепции финансовой политики

Инструменты и методы монетарной политики зависят от выбранной концепции. В современных условиях их всего две:

  1. Дешевые деньги, или научным языком - концепция кредитной экспансии.
  2. Дорогие деньги, другими словами, концепция кредитной рестрикции.

Инструменты кредитной экспансии нацелены на рост ресурсов банков, а значит, возможность получения большого количества кредитов для населения и предприятий. При помощи таких действий увеличивается количество денег.

Кредитная рестрикция означает снижение активности банков в кредитовании для уменьшения количества денег.

Выбор концепции определяет набор инструментов и методов, которые будут задействованы для достижения целей в ближайшем будущем и более далекой перспективе. Но задача эта сложная, требующая всестороннего анализа ситуации на рынке финансов и в экономике в целом, согласования действий субъектов денежного рынка с общим курсом политики страны.

Методы монетарной политики, представление о временных лагах

Методы монетарной политики государства – это конкретные приемы, при помощи которых центральный и коммерческие банки влияют на спрос и предложение денег.

Экономисты выделяют два типа методов: прямые и непрямые (косвенные).

Банковская система должна быть достаточно гибкой для своевременного реагирования на изменения факторов и показателей на рынке денег. Но как бы быстро ни внедрялись те или иные меры по регулированию денежного рынка, между осознанием проблемы, выработкой системы мер воздействия и их применением проходит определенное время, которое называют временным лагом.

Также надо учитывать, что вне зависимости от инструментов и методов, которые использует монетарная политика государства, между их внедрением и реакцией экономических субъектов тоже проходит определенное время.

Временные лаги затрудняют процесс анализа и выработки решений по стабилизации ситуации на денежном рынке. Монетарная политика государства должна быть достаточно гибкой и продуманной для того, чтобы учесть их влияние.

Прямые методы воздействия на денежное обращение

ЦБ имеет возможность четко регламентировать деятельность банков: устанавливать лимиты на размер кредитов и депозитов, максимальный и минимальный уровень процентов. Такие методы называются прямыми.

Положительными сторонами прямых методов являются:

  • сокращение временных лагов;
  • небольшие затраты на их внедрение;
  • вполне предсказуемые результаты.

Но есть и минусы таких приемов:

  • нарушение конкурентных условий на рынке финансовых услуг;
  • неэффективное распределение свободных средств;
  • снижение привлекательности услуг банков.

Монетарная или кредитно-денежная политика государства с использованием таких методов на первый взгляд отвечает всем потребностям государственного управления. Но она способна привести к тому, что банки перестанут выполнять свои функции, и спрос обратится к другим финансовым организациям, деятельность которых не регламентируется напрямую государством. Так, ЦБ может утратить контроль над денежным обращением.

Прямые методы – это грубое вмешательство в рыночные механизмы, в результате таких действий денежная масса может резко уменьшиться, что приведет к спаду производства.

Косвенные методы монетарной политики

Все чаще ЦБ стали отказываться от прямых методов вмешательства в денежное обращение. Жесткие директивы применяются только в условиях серьезного экономического кризиса и тогда, когда нужны быстродействующие меры.

В других случаях ЦБ может влиять на ситуацию более мягкими, косвенными методами. Они стимулируют нужное поведение субъектов рынка, мотивируют на определенные действия.

Недостатки косвенных методов:

  • увеличенные временные лаги;
  • возможная большая погрешность в прогнозах результатов тех или иных мер;
  • эффективность их связана со степенью развитости рыночных механизмов.

Преимущества косвенного регулирования:

  • отсутствие деформации рыночных механизмов;
  • соблюдение прав субъектов рынка;
  • предотвращение перетекания капиталов на теневые рынки;
  • они не приводят к резким, шоковым перепадам количества денег и снижению уровня производства.

Набор инструментов монетарной политики

Средства, которыми ЦБ воздействует на объекты денежного рынка, - это инструменты монетарной политики государства.

Одним из них является норма резервов. Это определенный процент от обязательств, сумма, которую банки обязываются хранить в ЦБ. Если величина резерва увеличивается, то естественным образам сокращается объем свободных денег в распоряжении банков. Таким образом, предотвращается выброс дополнительных денег на рынок. Если норма резервов уменьшается, то имея дополнительные средства, банки могут увеличивать количество выданных кредитов (в денежном выражении). В результате денежная масса будет увеличиваться.

Монетарная, или денежно-кредитная политика государства, реализуется также посредством регулирования процентных ставок. ЦБ кредитует банки. Если проценты по такому кредиту (ставка рефинансирования) уменьшаются, то денежные средства становятся более доступными для банков. Если проценты увеличиваются, то коммерческие банки либо отказываются от займа, либо вынуждены поднимать проценты по выданным кредитам. В любом случае, увеличение ставки рефинансирования приводит к сдерживанию роста количества денег в обороте.

Третьим инструментом влияния ЦБ на количество денег являются его действия на рынке ценных бумаг. В том числе покупаются и продаются государственные ценные бумаги. Этот инструмент сегодня очень широко используется в мировой практике. Когда ЦБ скупает ценные бумаги, это дает эффект эмиссии денег, а когда продает – эффект изъятия денег из оборота.

Цели и инструменты кредитно-денежной политики тесно связаны. В зависимости от поставленных задач средства могут использоваться в двух разных направлениях, стимулируя или усмиряя деловую активность.

Дополнительные инструменты

Рассмотренные выше способы относятся к традиционным инструментам. Но есть еще несколько средств, например, валютное регулирование и установление границ увеличения объема денег в обращении.

Монетарная политика как вид стабилизационной политики предполагает анализ причин и последствий роста денежной массы. Не только кризисные явления в экономике требуют особых мер, но и резкий рост производства, в результате которого может проявиться неконтролируемая инфляции и деформация рыночных механизмов. По теории циклов, после фазы активного экономического роста начинается резкий и глубокий спад. Чтобы сгладить перепады, не допустить выхода ситуации на рынке из-под контроля, ЦБ ограничивает количество денег и скорость его увеличения.

Валютное регулирование предполагает формирование, прогнозирование и регулирование валютных потоков, курса, внешних платежей. Это важный инструмент, который способен ограничить отток и приток капиталов в страну.

Валютное регулирование может осуществляться прямыми методами: установлением границ колебания курса (валютного коридора), закреплением его на одном уровне и т.д. Но чаще используются косвенные методы, такие как купля-продажа валюты на открытых рынках. Этот механизм похож на операции ЦБ с ценными бумагами. Для укрепления курса валюты он сбывает иностранные денежные знаки, для уменьшения курса – покупает.

Регулирование количества денег и валютного курса способствуют стабильному развитию внешнеэкономической и производственной деятельности фирм, а также финансовой устойчивости банков.

От чего зависит выбор инструментов политики ЦБ

Монетарная политика, цели, инструменты и последствия ее осуществления зависят от множества факторов. Среди них можно выделить:

Для достижения целей регулирования рынка денежных средств монетарная политика государства должна учитывать все эти факторы, быть гибкой и последовательной.

Монетарная политика в России

Монетарная политика государства: понятие, виды, инструменты, методы – все это создает теоретическую базу для принятия решений. Но оценить деятельность ЦБ на практике довольно сложно.

За 2014 год экономическая ситуация в России очень изменилась, это затронуло и рынок финансов. Причиной тому стали внешние искусственно созданные факторы. Оценивать в этих условиях эффективность той или иной политики в сфере экономики вдвойне сложнее.

Но в целом можно сказать, что основными тактическими целями ЦБ являются:

  • сдерживание темпов инфляции;
  • управление валютным курсом;
  • стимулирование деловой активности.

Контроль уровня инфляции – это основная задача ЦБ России в течение последних 10 лет. Кроме того, открытая экономика страны подвержена внешним воздействиям, и нет возможности не вмешиваться в формирование курса рубля, поэтому устанавливаются валютные коридоры. От этой практики планируют отказаться и в дальнейшем сосредоточить все усилия на стабильных низких уровнях инфляции.

ЦБ РФ часто в качестве инструмента воздействия использует ставку рефинансирования. Также регулярно осуществляется контроль количества денег в обращении и операций с ценными бумагами.

ЦБ России обладает достаточно большой самостоятельностью, что в целом позитивно влияет на проведение монетарной политики. Все реже отмечаются противоречия в принимаемых решениях. Регулярно проводится анализ и корректируются текущие цели и методы их достижения, что позволяет говорить о гибкости монетарной политики.

Последние материалы раздела:

Элективные питательные среды
Элективные питательные среды

Питательные среды в микробиологии - это субстраты, на которых выращивают микроорганизмы и тканевые культуры. Они применяются для диагностических...

Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв
Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв

Мировая история содержит в себе огромное количество событий, имен, дат, которые помещаются в несколько десятков или даже сотен различных учебников....

Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям
Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

Последний дворцовый переворот в истории России Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема...