Что такое стилистическая фигура примеры. Фигуры речи: определения и примеры

    Родительный падеж отвечает на вопросы кого? чего?

    а винительный падеж отвечает на вопросы кого? что?

    Путаница возникает, так как одушевленные существительные отвечают и в том, и том падеже на одинаковый вопрос кого?.

    Для того, чтобы правильно определить падеж или окончание в падеже, учимся различать с помощью вспомогательных слов.

    Для родительного падежа это нет кого, чего ? нет сына, дома, семьи, снегурочки,

    для винительного падежа это вижу кого, что? вижу сына, дом, семью, снегурочку.

    Если будете подставлять эти слова-помощники при склонении слова или определении падежа, то все будет легко и правильно.

    Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно написать!

    В нашем случает потребитель - это существительное неодушевленное.

    1 вариант: Трансформаторная подстанция имеет потребители.

    2 вариант: Трансформаторная подстанция имеет потребители напряжения.

    3 вариант: Трансформаторная подстанция имеет потребителей.

    4 вариант: Трансформаторная подстанция имеет потребителей напряжения.

    Какие из вариантов правильные?

    Сравниваю с предложением:

    Жесткий диск имеет уплотнители.

    Тут вроде как все однозначно.

    Вернуться к началу

    Наверное, здесь надо уметь отличать действие или форму происходящего. Путают в большинстве своем вопрос Кого?, который есть и в именительном и в винительном падежах.

    Так вот родительный вопрос Кого? отличается от винительного Кого? вспомогательным словом, которое рекомендовано запомнить.

    Для родительного падежа есть слово нет, а для винительного есть слово что. Задавая вопрос со вспомогательным словом мы получаем существительное еще и с разным окончанием. Пример - нет сестры, хомяка, ржи - родительный падеж. Вижу сестру, хомяка, рожь - винительный падеж.

    Вот таблица со вспомогательными словами к каждому падежу, которые облегчают определение падежа.

    Для того, чтобы определить, винительный или родительный падеж , нужно для начала определить, является ли данное существительное одушевлнным. Дело в том, что одушевлнные имена существительные как в родительном, так и в винительном падеже отвечают на вопрос кого?. Если существительное неодушевлнное, оно отвечает в родительном падеже на чего?, но зато в винительном на что? - вопрос, который совпадает с вопросительным словом именительного падежа.

    Существительное нужно проверить - сочетается ли оно в родительном падеже со словом нет. К примеру, в вопросе Нет чего?. Винительный падеж проверяется сочетаемостью с глаголами, находящимися в форме первого лица, единственного числа, настоящего времени, например знаю, вижу. Вижу что? - стул или Вижу кого? - ученика. Как мы видим, форма винительного и родительного падежей у существительных одушевлнных и мужского рода второго склонения одинаковы.

    Вместо одушевлнного существительного мужского рода во втором склонении подставьте любое слово первого склонения. К примеру, Нет кого? - ученика, Вижу кого? - ученика. У первого склонения для родительного падежа ы, а для винительного у.

    Заменяем множественное существительное неодушевлнным существительным этой же формы, после чего определяем падеж аналогично. К примеру - Знаю (кого?) людей нужно заменить на Знаю (что?) имена. Получается, что имена - это существительное во множественном числе в винительном падеже.

    Если взять пример с родительным падежом - заменяем Знаю адрес (кого?) друзей на Знаю адреса (чего?) фирм. Фирм находится в родительном падеже во множественном числе.

    Попробуйте определить падеж существительных, которые не склоняются (кофе, пальто итд), используя ключевые вопросы. Если сложно определить по вопросам, используйте вариант с заменой на любое существительное (склонение).

    Когда-то я тоже путалась с этим. Итак, родительный падеж отвечает на вопрос кого и чего, а винительный - кого, что. Самое просто что в этом случае можно сделать, чтобы отличить падеж, это подставить слово вижу или нет. Если подойдет слово нет, то падеж родительный, если вижу - винительный.

    Проблема с определением падежа возникает только для одушевленных существительных, потому что существительные неодушевленные отвечают в родительном и винительном падеже на разные вопросы и следовательно имеют различные окончания. В родительном падеже - это вопрос чего? а в винительном что? Поэтому самый простой способ разобраться с одушевленными существительными - это их убить, простите за такое выражение. Выглядеть это будет примерно так: Принес домой кролика, вопрос Кого?, существительное одушевленное поэтому убиваем его таким образом: Принес домой тушку кролика, вопрос получается Что?, а следовательно падеж винительный. Аналогично с вариантом У меня нет кролика. Опять вопрос Кого? и непонятный падеж Убиваем, получаем У меня нет шкуры кролика и вопрос получается Чего?, а следовательно падеж родительный. Так нас в школе учили, немного по-зверски, но запоминалось легко.

    Чтобы отличить винительный падеж от родительского, надо задать вопрос:

    Для винительного падежа - Винить в своих бедах надо кого (или что)? ответ: себя, свою лень, телевизор.

    Для родительного падежа задавайте вопрос: У виновного нет кого? - адвоката. У виновного нет чего? - защиты.

    Родительный отвечает на вопросы: Кого?, Чего?, например: У меня нет (Кого? Чего?) брата, кружки. Винительный отвечает на вопросы: Кого?, Что? Пример: Я получила (Кого? Что?) брата, кружку.

    Бывает непросто отличить родительный падеж от винительного в предложении. Дело в том, что для одушевленных существительных они оба эти падежа отвечают на вопрос кого? . Можно заменить одушевленный предмет на неодушевленный в таком предложении и посмотреть, какой вопрос можно задать: если чего? ,то это родительный падеж, если что? винительный.

    Например:

    • Я вижу слона (кого?). Заменим слово слон на стол . Я вижу стол (что?). Следовательно, здесь винительный падеж.
    • Нет ни одного слона (кого?). По аналогии получаем: Нет ни одного стола (чего?). Значит, в приведенном предложении употребляется родительный падеж.
  • Склонения по падежам относиться к разделу русского языка Родительный падеж отвечает на вопросы -НЕТ- кого? чего?, а винительный падеж - ВИЖУ- кого? что?. То есть определяя падежи достаточно подставить соответствующие слова и проверить соответствует ли проверяемое слова соответственному падежу. Тогда не придется вспоминать кучу всех правил.

    Школьники обычно путают и плохо различают винительный и родительные падежи. Сама вспомнила, что в школе затруднялась, пока мне не подсказали действенный способ, который заключается в том, что нужно подставить слово вижу . Вижу (кого? что?) окно, улицу, маму, журнал.

    А родительный падеж имеет вопросы кого? чего? Чтобы определить родительный падеж тоже можно подставить слово нет . Нет (кого? чего?) окна, улицы, журнала.

Как отличить винительный падеж от родительного.

Родительный падеж.

Согласно определениям, родительный падеж обозначает:

Принадлежность кому-либо или чему-либо, например «шкурка песца», « журнал учителя»;

Если имеет место соотношение целого и его части, например «страница журнала (Р.п.)»;

Отображение признака предмета по отношению к другому предмету, например «результаты опроса (Р.п.)»;

Объект воздействия при наличии глагола с отрицательной частицей «не», например, «не ест мяса (Р.п.)»;

Объект воздействия при наличии глагола, обозначающего желание, намерение или удаление, например,

«желать счастья (Р.п.)», «избежать ответственности (Р.п.)»;

Если имеет место сравнение предметов, например, «крепче дуба (Р.п.)»;

Если существительное является объектом измерения, счета или родительной даты, например «ложка

сметаны» или «День Парижской Коммуны».

Винительный падеж.

Винительный падеж обозначает:

Переход действия на предмет полностью, например «листать журнал», «вести машину»;

Передачу пространственных и временных отношений «пройти милю», «отдыхать месяц»;

В редких случаях образуется как зависимость от наречия, например, «обидно за друга».

Чтобы никогда не перепутать падежи существительного, важно помнить, что каждому падежу в русском

соответствует универсальный вопрос, задав который данному существительному, в итоге получаем

соответствующий падеж.

Родительному падежу соответствует вопрос «нет кого?» для одушевленных и «нет чего?» для

неодушевленных

существительных.

Винительному падежу соответствует вопрос «вижу кого?» для одушевленных и «вижу чего?» для

неодушевленных существительных.

Определять падежи существительных по его определениям или окончаниям крайне затруднительно.

Допустим,

запомнить все определения родительного и винительного падежей довольно непросто. А окончания

существительных довольно часто совпадают.

Приведем пример с использованием одушевленного существительного во множественном числе:

Неподалеку я заметил людей. (вижу кого? - В.п.)

Вокруг не было людей. (не было кого? - Р.п.)

Как видите, в обоих падежах слово склоняется одинаково.

Но, для того, чтобы окончательно убедиться в правильности определения падежа, подставьте мысленно

вместо одушевленного существительного неодушевленное.

Например:

Неподалеку я заметил столб. (вижу кого? - В.п.)

Вокруг не было столбов. (не было кого? - Р.п.)

Из примера видно: неодушевленное существительное в винительном падеже не изменяется в отличие от

же существительного, имеющего родительный падеж.

Отсюда можно сделать выводы:

1. Чтобы отличить родительный падеж от винительного, задайте существительному определяющий вопрос.

2. Если вам сложно определить падеж одушевленного существительного, т.к. вопрос «кого?» относится к

обоим падежам, то подставьте вместо этого существительного неодушевленное и задайте ему

определяющий вопрос. Для родительного он будет «нет чего?», а для винительного «вижу что?». Если

слово будет выглядеть как в именительном падеже, тогда падеж вашего существительного – винительный.

Полезный совет.

В русском языке существуют несклоняемые существительные, например, «пальто», «кофе», когда в любом

падеже слово выглядит одинаково. В этом случае падеж можно определить только по ключевому вопросу.

Родительный падеж также можно определить, используя проверочное слово «кошка». Подставив на место

любого существительного указанное слово, обратите внимание на окончание. Пример: вместо слова

«учитель» в словосочетании «гордость за учителя» подставив проверочное слово, получаем

словосочетание «гордость за кошку». Окончание «и» указывает на родительный падеж, окончание «у» - на

винительный.

Запомните, что родительный падеж всегда указывает на соотношение целого и части (стакан воды),

сравнение с чем-то или кем-то (красивее Василисы) и принадлежность (мотоцикл брата).

Винительный падеж описывает и обозначает временно-пространственные отношения (ждать минуту), а

также указывает на переход от действия на предмет (гладить кошку).

Источник

Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников.

Интересная статья!!!

13 падежей русского языка.

Винительный падеж отвечает на вопросы "кого? что?" и употребляется в предложениях и словосочетаниях лишь с глаголами и его формами (причастием и деепричастием). Самая часто встречающаяся функция данного падежа в русском языке - выражение прямого объекта действия: читаю книгу, рисую картину и так далее. Что еще может обозначать винительный падеж, и как отличить его от родительного? Читайте статью ниже!

Что обозначает падеж?

Падеж, о котором пойдет речь в статье, может иметь совершенно разные значения.

Например:

  • Винительный времени обозначит время уже совершенного действия - «встречаться каждый вторник».
  • Винительный количества стоит употребить для обозначения стоимости, когда идет ссылка на количественную сторону отглагольного действия - «стоить сто рублей».
  • Существительное в винительном падеже меры укажет на меру времени либо пространства - «бежать три километра».
  • Винительный объекта назовет тот предмет, на который направлено действие, - «бросить мяч».
  • Винительный результата обозначит предмет, который явится результатом какого-либо действия - «сшить футболку».

Чтобы без ошибки определить падеж, находящийся перед вами, нужно знать вопросы винительного падежа (кого? чего?). Подставьте к слову «виню» или «вижу», и вы сразу все поймете. Например, виню (кого?) бабушку, вижу (что?) котлету.

Значения падежа

Данная форма слова имеет два основных значения: объектное и субъектное.

  1. Объектное значение может проявиться рядом с переходным глаголом (купить кошку ), рядом с предикативом (жаль, видно, надо, больно, жаль собаку ) и в односоставных предложениях, выражающих требуемый объект (награду храбрым ).
  2. Субъектное значение может выражаться лишь в предложении (не в словосочетании). Такое значение может иметь винительный падеж, находящийся в начале предложения, которое говорит нам о состоянии лица (ребят воодушевила награда ). Субъектное значение выражает падеж в предложениях подобных «Ребенка знобит». Также это значение выражают предложения, не имеющие четкого субъекта действия (человека убило ).

Окончания падежа

Вопросы винительного падежа определяют и его окончания.

Итак, каковыми же должны быть окончания у данных форм слов?

  • Существительные в единственном числе: коня, край, маму, свинью, поле, мышь, путь, знамя.
  • Винительный падеж множественного (число играет большую роль в постановке верного окончания) числа: коней, края, мам, свиней, поля, мышей, пути, знамена.
  • Прилагательные и причастия в единственном числе имеют такие окончания: овальный и овального, овальную, овальное; мягкий и мягкого, мягкую, мягкое; заячий и заячьего, заячью, заячье.

Предлоги винительного падежа

Данный падеж может сочетаться с большим количеством предлогов как простых, так и производных. Если слово сочетается с простыми предлогами (в, за, под, на, с), значит, оно имеет определительное значение. Причем это определение может быть разным - по месту, времени, свойству, причине, цели и так далее. В паре с простым предлогом слово в разбираемом нами падеже может иметь и объектное значение (голосовать за депутата, идти по грибы ). Слово может выполнить и функцию восполнения необходимой информации (прослыл за болтуна ).

В целом предложении форма слова в винительном падеже в паре с простым предлогом выполняет иные функции. Например, падеж может указать на предикативный признак (медаль за храбрость ). Винительный падеж может даже распространить предложение (в километре от села - озеро; в Новый Год творятся чудеса ). В паре с предлогами "за" и "под" слово может выразить значение приблизительности (ему за сорок, ей под пятьдесят ).

Также слова в форме винительного падежа могут сочетаться и с производными предлогами (невзирая на, несмотря на, спустя день ).

Как отличить падеж винительный от родительного: способ первый

Чтобы не путать падежи русского языка, нужно запомнить, что каждому из них соответствует свой вопрос, зависящий от значения падежа. Задав универсальный вопрос и найдя ему соответствие, вы без проблем поймете, слово в каком падеже находится перед вашими глазами. Родительный падеж чаще обозначает принадлежность, соотношение "целое-часть", признак предмета по отношению к какому-либо другому предмету, объект воздействия и так далее.

За данной формой слова закреплены вопросы «нет кого?», «нет чего?». Винительный падеж ответит на вопросы «вижу кого?», «вижу чего?». Определить форму слова лишь по его значению либо окончанию очень тяжело. Все значения родительного и винительного падежа запомнить слишком сложно, они имеют много нюансов. А окончания существительных в этих формах могут даже совпадать!

Сложности могут особенно часто возникать в определении падежа одушевленного существительного. Если вопрос «кого?» не помогает вам справиться с поставленной задачей, то представьте на месте одушевлённого существительного неодушевленное. Задайте вопрос для родительного «нет чего?» и для винительного «вижу что?». Если определяемое слово будет иметь такую же форму, как и в именительном падеже, то оно стоит в винительном.

Как отличить падеж винительный от родительного: способ второй

  • Если перед вами существительное неодушевленное, просто задайте нужный вопрос (покупаю (что?) кашпо; не вижу (чего?) кашпо ). Во втором случае слово стоит в форме родительного падежа.
  • Если вы видите одушевленное существительное 2 склонения мужского рода, поставьте на его место любое слово 1 склонения и следите за окончанием (вижу кабана - вижу лисицу : окончание у - родительный); (нет кабана - нет лисицы : окончание ы - винительный).
  • Если же вы видите одушевленное существительное во множественном числе, то просто замените его существительным неодушевленным (люблю людей - люблю (что) письма - винительный; люблю доброту людей - люблю доброту писем - родительный).

Помните о том, что в русском языке есть немало несклоняемых существительных (кофе, кашпо и так далее), выглядящих одинаково в любом падеже. В этом случае все вышестоящие советы могут и не подойти. Всегда проверяйте правильность определения падежа ключевым вопросом, и ошибок не будет.

Ежедневно мы сталкиваемся с массой средств художественной выразительности, нередко употребляем их в речи сами, даже не подразумевая об этом. Мы напоминаем маме о том, что у нее золотые руки; вспоминаем лапти, тогда как они уже давно вышли из всеобщего использования; боимся приобрести кота в мешке и гиперболизируем предметы и явления. Все это - тропы, примеры которых можно встретить не только в художественной литературе, но и в устной речи каждого человека.

Что такое выразительности?

Термин "тропы" происходит от греческого слова tropos, что в переводе на русский язык означает "оборот речи". Они используются для придания образности речи, при их помощи поэтические и прозаические произведения становятся невероятно выразительными. Тропы в литературе, примеры которых можно найти практически в любом стихотворении или рассказе, составляют отдельный слой в современной филологической науке. В зависимости от ситуации использования их подразделяют на лексические средства, риторические и синтаксические фигуры. Тропы широко распространены не только в художественной литературе, но и в ораторском искусстве, и даже повседневной речи.

Лексические средства русского языка

Ежедневно мы употребляем слова, которые тем или иным образом украшают речь, делают ее выразительнее. Яркие тропы, примеры которых бесчисленны в не менее важны, чем лексические средства.

  • Антонимы - слова, противоположные по смыслу.
  • Синонимы - близкие по смыслу лексические единицы.
  • Фразеологизмы - устойчивые сочетания, состоящие из двух и более лексических единиц, которые по семантике можно приравнять к одному слову.
  • Диалектизмы - слова, распространенные лишь на определенной территории.
  • Архаизмы - устаревшие слова, обозначающие предметы или явления, современные аналоги которых присутствуют в культуре и быту человека.
  • Историзмы - термины, обозначающие уже исчезнувшие предметы или явления.

Тропы в русском языке (примеры)

В настоящее время средства художественной выразительности великолепно демонстрируются в произведениях классиков. Чаще всего это стихотворения, баллады, поэмы, иногда рассказы и повести. Они украшают речь и придают ей образность.

  • Метонимия - замена одного слова другим по смежности. Например: В новогоднюю полночь вся улица вышла пускать фейерверки.
  • Эпитет - образное определение, дающее предмету дополнительную характеристику. Например: У Машеньки были великолепные шелковые кудри.
  • Синекдоха - название части вместо целого. Например: На факультете международных отношений учится и русский, и финн, и англичанин, и татарин.
  • Олицетворение - присваивание одушевленных качеств неодушевленному предмету или явлению. Например: Погода волновалась, сердилась, бушевала, а через минуту полил дождь.
  • Сравнение - выражение, построенное на сопоставлении двух предметов. Например: Твое личико душисто и бледно, словно весенний цветок.
  • Метафора - перенесение свойств одного предмета на другой. Например: У нашей мамы золотые руки.

Тропы в литературе (примеры)

Представленные средства художественной выразительности реже употребляются в речи современного человека, но от этого не уменьшается их значимость в литературном наследии великих писателей и поэтов. Так, литота и гипербола нередко находят использование в сатирических рассказах, а аллегория - в баснях. Перифраз используется во избежание повторений в или речи.

  • Литота - художественное преуменьшение. Например: У нас на фабрике работает мужичок с ноготок.
  • Перифраз - замена прямого названия описательным выражением. Например: Особенно желто сегодня ночное светило (о Луне).
  • Аллегория - изображение отвлеченных предметов образами. Например: Человеческие качества - хитрость, трусость, неуклюжесть - раскрываются в образе лисы, зайца, медведя.
  • Гипербола - умышленное преувеличение. Например: У моего приятеля невероятно огромные уши, размером с голову.

Риторические фигуры

Задумка каждого писателя - заинтриговать своего читателя и не требовать ответа на поставленную проблематику. Подобный эффект достигается за счет использования в художественном произведении риторических вопросов, восклицаний, обращений, умолчаний. Все это - тропы и фигуры речи, примеры которых наверняка знакомы каждому человеку. Их использование в повседневной речи одобрительно, главное - знать ситуацию, когда это уместно.

Риторический вопрос ставится в конце предложения и не требует ответа от читателя. Он заставляет задуматься о насущных проблемах.

Завершается побудительное предложение. Используя эту фигуру, писатель призывает к действию. Восклицание также следует относить к разделу "тропы".

Примеры риторического обращения можно найти у "К морю"), у Лермонтова ("Смерть поэта"), а также у многих других классиков. Оно применимо не к конкретной персоне, а ко всему поколению или эпохе в целом. Используя его в художественном произведении, писатель может обвинять или, напротив, одобрять поступки.

Риторическое умолчание активно используется в лирических отступлениях. Писатель не высказывает свою мысль до конца и дает повод для последующего рассуждения.

Синтаксические фигуры

Подобные приемы достигаются за счет построения предложения и включают в себя порядок слов, расстановку знаков препинания; они способствуют интригующему и интересному оформлению предложения, поэтому каждый писатель стремится использовать эти тропы. Примеры особенно заметны при чтении произведения.

  • Многосоюзие - намеренное увеличение количества союзов в предложении.
  • Бессоюзие - отсутствие союзов при перечислении предметов, действий или явлений.
  • Синтаксический параллелизм - сопоставление двух явлений путем их параллельного изображения.
  • Эллипсис - умышленный пропуск ряда слов в предложении.
  • Инверсия - нарушение порядка слов в конструкции.
  • Парцелляция - намеренное членение предложения.

Фигуры речи

Тропы в русском языке, примеры которых приведены выше, можно продолжать бесконечно, но не стоит забывать о том, что существует еще один условно выделяемый раздел средств выразительности. Художественные фигуры играют немаловажную роль в письменной и устной речи.

Таблица всех тропов с примерами

Школьникам старших классов, выпускникам гуманитарных факультетов и филологам важно знать разнообразие средств художественной выразительности и случаи их использования в произведениях классиков и современников. Если вы подробнее хотите узнать, какие бывают тропы, таблица с примерами заменит вам десятки литературно-критических статей.

Лексические средства и примеры

Синонимы

Пусть мы униженные и оскорбленные, но достойны лучшей жизни.

Антонимы

Моя жизнь - не что иное, как черные и белые полосы.

Фразеологизмы

Прежде чем покупать джинсы, узнай об их качестве, а то тебе подсунут кота в мешке.

Архаизмы

Брадобреи (парикмахеры) выполняют свое дело быстро и качественно.

Историзмы

Лапти - вещь оригинальная и нужная, но не у всех сегодня они есть.

Диалектизмы

В этой местности водились козюли (змеи).

Стилистические тропы (примеры)

Метафора

У тебя друг мой.

Олицетворение

Листва качается и пляшет под дуновение ветра.

Красное солнышко садится за линию горизонта.

Метонимия

Я съел уже три тарелки.

Синекдоха

Потребитель выбирает всегда качественные продукты.

Перифраз

Пойдем смотреть в зоопарк на царя зверей (о льве).

Аллегория

Ты настоящий осел (о глупости).

Гипербола

Я уже три часа тебя жду!

Да разве это мужчина? Мужичок с ноготок, да и только!

Синтаксические фигуры (примеры)

Как много тех, с кем я могу грустить,
Как мало тех, кого могу любить.

Мы пойдем по малину!
А ты любишь малину?
Нет? Скажи же Данилу,
Что пойдем по малину.

Градация

Я думаю о тебе, тоскую, вспоминаю, скучаю, молюсь.

Каламбур

Я по твоей вине стала топить грусть в вине.

Риторические фигуры (обращение, восклицание, вопрос, умолчание)

Когда же вы, подрастающее поколение, станете вежливыми?

Ах, какой сегодня чудный день!

И ты говоришь, что великолепно знаешь материал?

Приедешь скоро домой - смотри ж…

Многосоюзие

Я великолепно знаю и алгебру, и геометрию, и физику, и химию, и географию, и биологию.

Бессоюзие

В магазине продают печенье песочное, рассыпчатое, арахисовое, овсяное, медовое, шоколадное, диетическое, банановое.

Эллипсис

Не тут-то (было)!

Инверсия

Рассказать тебе я хотел бы одну историю.

Антитеза

Ты для меня все и ничего.

Оксюморон

Живой труп.

Роль средств художественной выразительности

Использование тропов в повседневной речи возвышает каждого человека, делает его грамотней и образованней. С многообразием средств художественной выразительности можно встретиться в любом литературном произведении, поэтическом или прозаическом. Тропы и фигуры, примеры которых должен знать и использовать каждый уважающий себя человек, не имеют однозначной классификации, поскольку из года в год ученые-филологи продолжают исследовать эту область русского языка. Если во второй половине двадцатого века они выделяли лишь метафору, метонимию и синекдоху, сейчас перечень возрос в десятки раз.

В русском языке широко применяются дополнительные выразительные средства, например, тропы и фигуры речи

Тропы — это такие речевые обороты, которые основываются на употреблении слов в переносном значении. Они используются для усиления выразительности речи пишущего или говорящего.

К тропам относятся: метафоры, эпитеты, метонимия, синекдоха, сравнения, гипербола, литота, перифраз, олицетворение.

Метафора — прием, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии, сходства или сравнения.

И тьмой и холодом объята душа усталая моя. (М. Ю. .Лермонтов)

Эпитет — слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. Обычно эпитетом называют красочное определение.

Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак. (А С. Пушкин)

Метонимия — средство, в основе которого лежит замена одного слова другим на основе смежности.

Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой. (А.С. Пушкин)

Синекдоха — один из видов метонимии — перенесение значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)

Сравнение — прием, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы.

Анчар, как грозный часовой, стоит — один во всей вселенной. (А.С. Пушкин).

Гипербола — троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.

По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу… (А. А. Ахматова).

Литота — прием, противоположный гиперболе, — художественное преуменьшение.

Ваш шпиц, прелестный шпиц, — не более наперстка…(А.С. Грибоедов)

Олицетворение — средство, в основе которого лежит перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.

Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (А.С. Пушкин).

Перифраз — троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным оборотом, в котором указываются признаки не названного прямо предмета, лица, явления.

«Царь зверей» вместо лев.

Ирония — прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое.

Так, в примере упомянут граф Хвостов, который современниками не был признан поэтом из-за бездарности своих стихов.

Граф Хвостов, поэт, любимый небесами, уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов. (А.С. Пушкин)

Стилистические фигуры — это особые обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания художественной выразительности.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что стилистические фигуры делают нашу речь информационно избыточной, но эта избыточность нужна для выразительности речи, а значит, для более сильного воздействия на адресата

К таким фигурам относят:

А вы, надменные потомки…. (М.Ю. Лермонтов)

Риторический вопрос — такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания.

И над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец желанная заря? (А С. .Пушкин)

Анафора — повтор частей относительно самостоятельных отрезков.

Словно клянете вы дни без просвета,

Словно пугают вас ноченьки хмурые…

(А. Апухтин)

Эпифора — повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы.

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня,

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня. (А.А. Блок)

Антитеза — художественное противопоставление.

И день, и час, и письменно, и устно, за правду да и нет … (М. Цветаева)

Оксюморон — соединение логически несовместимых понятий.

Ты — меня любивший фальшью истины и правдой лжи… (М. Цветаева)

Градация — группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости

Не жалею, не зову, не плачу… (С А. .Есенин)

Умолчание — намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу.

Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена…(А.с. Пушкин)

Многосоюзие — повторение союза, воспринимающееся как избыточное, создает эмоциональность речи.

И для него воскресли вновь: и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь. (А. С. Пушкин)

Бессоюзие — такое построение, в котором для усиления экспрессии опущены союзы.

Швед, русский, рубит, колет, режет, бой барабанный, клики, скрежет… (А.С. Пушкин)

Параллелизм — тождественное расположение элементов речи в смежных частях текста.

Одни дома длиною до звезд, другие — длиной до луны..(В. В. Маяковский).

Хиазм — перекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложениях.

Автомедоны (кучер, возница — О.М.) наши бойки, неукротимы наши тройки… (А.С. Пушкин). Две части сложного предложения в примере по порядку расположения членов предложения находятся как бы в зеркальном отражении: Подлежащее — определение — сказуемое, сказуемое — определение- подлежащее.

Инверсия — обратный порядок слов, например, расположение определения после определяемого слова и т.п.

На заре морозной под шестой березой, за углом, у церкви, ждите, Дон Жуан… (М.Цветаева).

В приведенном примере прилагательное морозной стоит в позиции после определяемого слова, что и является инверсией.

Для проверки или самоконтроля по теме можете попробовать отгадать наш кроссворд

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Последние материалы раздела:

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...