Что такое расстановки по хеллингеру и как их провести самостоятельно.

Структурные расстановки — одна из разновидностей метода системных (семейных) расстановок. Структурные расстановки возникли в 80-е годы XX века. Родоначальниками структурных расстановок принято считать Маттиаса Варгу фон Кибеда и Инзе Шпаррер . Они положили в основу своего метода философские идеи постмодернизма, теорию "универсальной грамматики" и некоторые принципы краткосрочной терапии, ориентированной на решение.

Сам Берт Хеллингер структурные расстановки не практикует, т.е. в строгом смысле слова этот вид расстановок нельзя назвать "расстановками по Хеллингеру".

Основное отличие структурных расстановок от классических семейных следующее. Если в семейных расстановках любую проблему клиента принято представлять через взаимодействие членов его семьи, то в структурных расстановках проблема описывается "непосредственно" , т.е. из описания, данного клиентом, выделяются элементы и определяется логически непротиворечивое взаимодействие между ними.

Возможность решать конкретные практические проблемы, заявленные клиентом, без перехода в контекст семьи, являются преимуществом структурных расстановок. В частности, это делает структурные расстановки популярными в бизнес-среде для решения задач, связанных с работой организаций.

Логическая непротиворечивость и бОльшая подконтрольность структурных расстановок делает их также популярными у клиентов, психотерапевтов и консультантов, которые не готовы иметь дело с непредсказуемостью классических семейных и особенно духовных системных расстановок. Также структурные расстановки эффективны в индивидуальной работе (без группы), где расстановщик не имеет дополнительной информации от заместителей, и может помогать себе, анализируя расстановку на полноту и непротиворечивость, логически находя недостающие элементы.

Существуют десятки популярных и эффективных структур, используемых в расстановках, плюс каждый расстановщик может творчески создавать структуры для конкретных клиентских историй.

В целом структуры можно разделить на две основные группы:

  • Внутренние структуры.

Эти структуры описывают внутренний мир человека и, как правило, они разработаны в других методах психотерапии. Например, популярно разделение внутреннего мира на "внутреннего родителя", "внутреннего ребёнка" и "внутреннего взрослого" (это разделение пришло из транзактного анализа). Нередко клиент сам описывает своё состояние как структуру, например: "Одна моя часть боится, а вторая — преодолевает страх".

Ещё один популярный вариант внутренней структуры — это "примерка состояния". Например, "я, когда разведусь" и "я, если останусь в браке". К этим элементам затем можно добавить "что мне поможет, если я разведусь" (несколько факторов) или "что для меня ценно в браке" (тоже несколько факторов). Клиентка, таким образом, может увидеть картину своего внутреннего мира и принимать более осознанное решение о действиях в предразводной ситуации.

Особенно эффективны внутренние структуры в анализе отношений, как личных, так и профессиональных, с разных сторон и в разных контекстах. К первоначальной конфигурации затем добавляют факторы, которые помогают, которые мешают и другие элементы, дающие возможность получить глубокий анализ и план действий по исправлению ситуации.

  • Внешние структуры описывают взаимодействие человека с внешним миром.

Одна из самых популярных внешних структур это расстановка цели . В такой расстановке ставятся фактор выбора, цель и ещё множество факторов анализа достижения цели. Например, в SWOT-анализе ставят слабые стороны какого-либо проекта, сильные стороны, потенциальные возможности и потенциальные угрозы.

Индивидуальные структуры создаются расстановщиком вместе с клиентом, в результате их диалога, и могут содержать элементы как внутренних, так и внешних структур.

В классическом варианте структурные расстановки не переходят в семейный контекст. Однако, это может произойти либо спонтанно (например, фигура "то, что мешает цели" внезапно превратится в человека, и в этом человеке клиент опознает члена семьи), либо такой переход может инициировать расстановщик, работающий в смешанном стиле. В этом случае расстановщик спрашивает у клиента согласие на переход работы в область семейной расстановки.

В последнее время стали развиваться структурные расстановки, основанные на известных больших структурах, как правило, из эзотерики и духовной практики. Например, это могут быть арканы Таро, каббалистические сфироты или астрологические дома. В случае таких расстановок ситуация клиента описывается не так, как её даёт сам клиент, а так, как "принято" описывать жизненные ситуации в этих больших символических системах. Такая работа уже далеко выходит за рамки классических структурных расстановок фон Кибеда и далее за рамки расстановок как метода психотерапии.

Расстановки по Хеллингеру - своеобразная психотерапевтическая методика групповой или индивидуальной направленности. Она обозначает человека частью системы, источник проблем которого определяется жизнью и поступками представителей его рода. Изучение ​информации о расстановках ​по​ ​Хеллингеру​ ​и​ об ​​их​​ ​самостоятельном проведении, поможет осознать процессы подсознания и взглянуть на различные ситуации по-новому.

Что​ ​такое​ ​системные​ ​расстановки

Создателем системы расстановок является немецкий психотерапевт Берт Хеллингер, в своей методике обозначивший наличие внутрисемейных закономерностей, приводящих к негативным, разрушающим последствиям. Это психологическое направление получило распространение и популярность, несмотря на молодость.

Суть расстановок Берта Хеллингера заключается в поиске причины и решения возникшей проблемы в родословной человека. Считается, что нерешенные жизненные задачи, непрожитые сценарии, ошибки прошлого находят отражение в настоящем клиента.

Согласно психологии расстановок, происходит «семейное переплетение», когда потомки прорабатывают ситуации, которые не завершили предки. Определить такой ход событий возможно, если случившимся в жизни передрягам нет разумного объяснения (человек много работает, а денег не прибавляется, соблюдает здоровый образ жизни, но часто болеет, страдает ревностью при отсутствии измены и прочее).

Прибегая к методу расстановок, клиент осуществляет контакт с представителем рода и разрешает его конфликт, помогая при этом себе. Работа психолога с человеком происходит системно, устраняются источники негатива и проблем не только в настоящем, но и в предыдущих поколениях.

Расстановщик с помощью чужих для клиента людей («заместителей» его родственников) создает образ ситуации, которая подлежит детальному изучению и прорабатыванию. Применяется проведение индивидуальных расстановок, при использовании фигурок вместо представителей рода или проигрывая сценарии в собственном воображении. В этих случаях возможно самостоятельное применение метода, освоив необходимые навыки.

Согласно исследованиям Хеллингера, в системах родовых расстановок присутствуют ключевые порядки (законы), несоблюдение которых приводит к негативным последствиям:

  • Баланс «брать-давать» . Заключается в поддержке равновесия, каждый элемент системы что-то приносит и забирает в отношениях (любовь, заботу, деньги, подарки и прочее). Дисбаланс вызывает семейное переплетение (например, его жертвой становится ребенок при нарушении равновесия у родителей).
  • Закон иерархии . Определяется порядком вхождения в систему: первые поколения обладают большим преимуществом, чем последующие. Нарушение иерархии приводит к негативным последствиям. Например, если ребенок исполняет функцию родителя, это приводит к его перегрузке: он плохо учится, болеет, в дальнейшем несчастлив в браке.
  • Принадлежность системе . Каждый член семьи имеет право на место в ней. В системе не учитывается, является человек преступником или святым, жив он или умер. При нарушении порядка возникают семейные переплетения (живых с умершими, с родственниками с тяжелой судьбой и прочее). Человек при этом с трудом контролирует свои действия, желания, проживает чужую жизнь. Исправить ситуацию возможно, восстановив порядок принадлежности исключенных из системы.

В​ ​чем​ ​опасность​ ​метода

Распространено мнение, что расстановки по Хеллингеру опасны. Это обусловлено отсутствием научного обоснования метода, его мистической направленностью, наличием противоречивых отзывов о проведенных сеансах.

Выделяют следующие опасности при использовании расстановок:

  • Отсутствие научной базы и однозначной определенности. Этим обусловлены недостоверность получаемой информации, невозможность объективно оценить пользу и вред проводимых мероприятий.
  • Временная «одержимость». В данном случае речь идет о заместителях, примеряющих на себя чужие личности. Принцип действия этого феномена не подлежит объяснению со стороны расстановщиков. Заместители не имитируют, не играют роли, они действительно проживают сценарии чужих людей, чувствуя их переживания, заботы, связи и прочее. При этом не применяется гипноз, личность не теряет осознания себя. Опасностью считается затруднение при выходе из роли, риск последующей связи замещаемого с заместителем. По это причине не рекомендуется замещать умерших, людей с тяжелой судьбой, серьезными заболеваниями и прочее. При проведении методики применяются способы выхода из роли, при затруднениях надо обратиться за помощью к расстановщику.
  • Собственные домыслы заместителей. Выводы отдельных личностей не должны учитываться, результат определяется при оценке системы в целом. Заместителю не следует озвучивать собственное мнение, информация о замещаемом объекте должна поступать без искажений.
  • Непрофессионализм. Неправильно проведенные расстановки, неверная передача информации способны нанести вред клиенту.
  • Изменения в эмоциональной сфере, проявление скрытых, подавленных чувств. Человеку открываются новые стороны себя и окружающего мира, ощущения, приходится взглянуть в глаза страху, пережить некоторые ситуации заново, в том числе психотравмирующие. Иногда это вызывает сильный эмоциональный всплеск, поскольку вхождение в сценарий происходит резко, без подготовки.
  • Негативные последствия при частом проведении расстановок. Запущенные после сеанса изменения продолжаются на протяжении некоторого периода времени (от суток до нескольких месяцев, года), исходя из сложности проблемы. В случае скорого применения следующей расстановки предыдущий процесс прерывается, оставаясь незавершенным. Частота для каждого человека определяется индивидуально.

Противопоказания

  • при беременности;
  • детям;
  • при заболеваниях в острой стадии (телесных и душевных);
  • в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
  • при мистических запросах на расстановку.

Методы​ ​расстановок

По мере развития системных расстановок стали применяться не только классические семейные, но и другие их виды. Представлены методы, направленные на урегулирование проблем человека в различных сферах жизни.

Расстановки используются для распутывания семейных переплетений, составления прогнозов, для определения отношений в рабочем коллективе, их налаживания, с целью личностного развития, стабилизации эмоционального фона, физического самочувствия и прочее.

Семейные

Классическая родственная расстановка проводит работу с проблемами в семье, внутри личностными конфликтами, негативными семейными установками. Чаще сеанс проводится в группе. В основе психологического метода лежит воспроизведение части системы человека с помощью заместителей его родственников, которые при этом чувствуют и переживают эмоции, характерные для реальных людей. Становятся видны внутрисемейные взаимосвязи, отношения, влияния, что важно для устранения «переплетения» и решения проблемы.

Обязательным считается соблюдение правильного функционирования системы, где каждый элемент занимает определенное место и выполняет наложенную на него роль. Нарушение порядков становится причиной негативных последствий.

Структурные

Расстановки такого вида предназначены для исследования целостных структур, состоящих из абстрактных составляющих. В основу метода обычно положены структуры из иных техник: 5 элементов китайской традиции, карты Таро, астрология и прочее. Принцип действия такой расстановки задействует одновременно 2 инструмента.

Метод решает проблемы в таких структурах, как страхи, здоровье, работа, благосостояние и прочее. Сюда же относятся симптомные расстановки, работающие с физическим состоянием организма.

Организационные

Расстановки предназначены для разрешения конфликтных ситуаций, оценки профессиональных отношений, решения проблем в организациях, трудовых коллективах. Метод может помочь разобраться клиенту с его положением, ролью в системе, в которой он трудится или которой управляет.

Бизнес-расстановки позволяют принимать правильные, эффективные решения, основываясь на множестве факторов: прошлом опыте, состоянии, структуре отношений и прочее. Идеально подходит метод для работы с семейными предприятиями.

Клиентские

Метод считается частью организационных расстановок. Предназначен для лиц определенного вида профессий, оказывающих различного характера помощь людям (врачей, социальных работников, учителей, психологов и прочее).

Расстановка выявляет отношения помогающей стороны и принимающей помощь, оценивает ее эффективность, потребность в ней, корректирует, устанавливает цели и другое.

Духовные

Основой расстановки выступает осознание, что судьбой клиента и его семейной системы движет Дух. Гармония, внутреннее равновесие приходят к человеку через согласие с ним, проблемы - через неприятие себя в Духе. Метод не использует отрицания, стремления решить проблему, избавиться от неудач. Однако соединение с Духом способно проявиться именно такими положительными эффектами.

Цель расстановщика - создать пространство, чтобы клиент определил движение Духа в своей жизни. При ведении расстановки применяются короткий запрос человека (или вообще не используется), свободное движение заместителей, иногда без озвучивания ролей, без поиска «хорошего решения».

Способы​ ​проведения

Практикуется несколько способов проведения расстановок. Выбор производится, исходя из предпочтений клиента, его желания и умения раскрыться перед другими людьми, наличия группы и прочее. При этом основные принципы проведения системных расстановок разными способами идентичны.

В группе

В наиболее распространенном варианте метод расстановок проводят в группе. Ведущий (расстановщик) опрашивает клиента: выясняет проблему, просит назвать значимых для него людей из разных поколений, важные родовые события в их жизни. При этом психотерапевт выдвигает теории о семейных отношениях, опираясь на озвученные факты и эмоции человека.

На роли родственников клиент или расстановщик выбирают заместителей из числа участников группы. После этого их расставляют, исходя из положения в системе. Так обозначается рассматриваемое поле, заместители погружаются в роли. Происходит трансляция процессов семейной системы. Заместители ощущают чувства замещаемых: мама - любовь к ребенку, враждующие элементы - агрессию друг к другу, сестра - тоску по умершему брату и прочее. Возможно добавление в процессе расстановок новых ролей и их заместителей, при этом отслеживаются произошедшие изменения в системе.

Ведущий опрашивает родственников об их состоянии, чувствах, по расположению и отношениям между элементами устанавливаются нарушения, связанные с проблемой клиента. Далее осуществляется поиск правильного решения посредством изменения местонахождения заместителей, их перестановки, проговаривания разрешающих фраз (помогающих приблизить клиента к разрешению ситуации). В результате семейное поле изменяется, исчезают причины возникших негативных последствий.

В процессе расстановок обычно клиент является сторонним наблюдателем и входит в поле для совершения ключевых действий, прорабатывания и закрепления решения.

На фигурках

Метод проводится без участия группы. Расстановки выполняются индивидуально, в них участвуют расстановщик и клиент. При освоении навыков возможно самостоятельное проведение метода.

Суть расстановки заключается в использовании вместо живых заместителей фигурок, предметов, символизирующих представителей рода. Могут применяться чашки, канцтовары, столы, стулья и прочее. В продаже имеются специальные наборы с фигурками для расстановок. Принцип действия метода идентичен классическому. Выявляются отношения, связи, эмоции, определяется решение проблемы путем взаимодействия элементов системы.

Однако расстановка отличается способами считывания информации. В классической схеме она передается живыми участниками, что не представляется возможным при данном варианте. По этой причине используются особенные методы считывания. Наиболее распространено получение информации через место заместителя. Расстановщик или клиент поочередно занимает положение вещи, транслирующей процессы в системе, и передает необходимые сведения. Возможно получение информации через прикосновение к фигуркам, через ауру поля и прочее.

Работа в группе отличается большей глубиной и информативностью процесса расстановок, однако некоторым клиентам в силу особенностей личности или характера проблемы методика с фигурками становится предпочтительнее.

В воображении

Данный вид расстановок проводится в воображении клиента, при этом в процессе участвуют человек, решающий свою проблему, и расстановщик. Достоинствами метода считаются отсутствие дополнительных человеческих ресурсов, уменьшение времени расстановок. Проведение сеанса возможно на индивидуальных личных встречах, удаленно (по скайпу) или самостоятельно (после освоения техники).

Расстановка производится перед внутренним взором клиента. Сначала устанавливается родственник, через которого проблема воздействует на жизнь. Затем клиент в собственном воображении создает различные образы вербального взаимодействия с членом семьи, пока один из них не позволит с ним контактировать. Это проявляется резким эмоциональным всплеском, катарсисом. Дальнейшее общение должно подвести клиента к разрешению проблемы, обозначению ее сути, к осознанию причин, нарушений, ошибок, спровоцировавших негативные последствия.

Результат

В интернете достаточно много противоречивых отзывов о расстановках по Хеллингеру. В некоторых случаях метод воспринимается людьми исключительно театрализованным представлением, безрезультатным опытом решения проблемы, в иных - мощным психотерапевтическим средством, путем разрешения серьезных ситуаций.

Считается, что в результате установок психотерапевт устраняет нарушение и позволяет человеку избавиться от «переплетения». Клиент закрепляет образ «хорошего решения» и постепенно оно претворяется в его жизнь. Происходит перестройка системы, возможны существенные изменения на жизненном пути: разрыв старых отношений, обретение новых, положительные и отрицательные преобразования, требующие прорабатывания (обретение самостоятельности, ответственности, выздоровление, примирение враждующих, оплата по «старым долгам» и прочее).

После расстановок люди часто чувствуют внутреннее неосознанное изменение, ощущают необычайную важность произошедшего. Рекомендуется после сеанса не обсуждать, не анализировать случившееся, стараться не выходить из процесса, не подавлять его, а принять и усвоить.

Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру Вебер Гунтхард

От семейной расстановки к системной структурной расстановке. Инза Шпаррер и Маттиас Варга фон Кибед

От семейной расстановки к системной структурной расстановке.

Инза Шпаррер и Маттиас Варга фон Кибед

1. Базовые идеи системной структурной расстановки

Системная работа методом структурной расстановки построена на основе семейной расстановки по Берту Хеллингеру. Она представляет собой распространение метода расстановки семейной системы на другие контексты. Основная идея метода системных структурных расстановок заключается в предположении, что по аналогии с семейными структураки мы формируем внутренние модели других важных для нас систем. Это предположение ведет к поиску адекватного переноса принципов семейной расстановки (СемР) на другие системные контексты. При этом обнаруженные Бертом Хеллингером принципы принадлежности, временной иерархии и приоритета более высокого уровня участия оказываются важны также и в несемейном контексте, пусть и в несколько более абстрактной форме.

Для других контекстов в первую очередь следует выяснять следующее:

а) кто входит в систему;

б) что в новой системе означает исключение;

в) в какой форме для каких частей новой системы существует временная иерархия;

г) что в этом контексте означает участие;

д) какие другие специфические закономерности присущи соответствующему контексту.

С помощью системной структурной расстановки мы пытаемся дать такие общие рамки для синтаксических и семантических закономерностей системного. Эта метамодель работы методом расстановки дает возможность менять различные контексты. При этом базу, как системный уровень, где мы имеем основной личный опыт, образует семейная система (в обобщенном смысле). Системы других контекстов могут рассматриваться как параллельные уровни, входящие в резонанс с ней и друг с другом.

Таким образом, одну форму расстановки можно менять на другую. При этом мы просим исполнителей ролей в первую очередь сообщать о своих телесных ощущениях. Такой образ действий позволяет прояснять модели представленных структур (проблем, ситуаций решения и т. д.) с минимальной долей интерпретаций со стороны заместителей. При этом представляющая группа сама действует как способный к восприятию организм, наблюдающий и отображающий представленную систему. Найденные таким образом решения могут переноситься с одного контекста на другие. Мы можем выбирать структурный уровень расстановки так, чтобы он максимально точно соответствовал контексту, в котором клиенты называют свой запрос. Это позволяет нам не отходить от языка и мировоззрения клиентов (облегченный pacing).

Метод системной структурной расстановки, на наш взгляд, может рассматриваться как практика метамодели различных форм системной расстановочной работы. В результате систематического рассмотрения переходов между расстановками и существующими проблемами, психосоматическими процессами и семейными структурами становятся доступны общие черты различных системных уровней, которые позволяют прийти к более общему пониманию принципов системной терапии и помогают прояснить отношение системной формы к другим формам терапии. По нашему опыту, вышестоящие процессуальные модели, которые становятся видимыми благодаря переводу одного вида системной расстановки в другой, вычленить из каждого вида по отдельности зачастую невозможно.

2. Виды системных структурных расстановок

В расстановках проблем (РП) речь идет о расстановке структуры, при которой желаемая цель до сих пор не была достигнута. Структура проблемы характеризуется тем, что должны быть достигнуты цели, путь к которым прегражден препятствиями. Желание преодолеть препятствия дает толчок к изменению. В РП расставляются структурные аспекты проблемы (фокус, цель, от одного до трех препятствий, один-два неиспользованных ресурса, (скрытая) выгода и будущая задача), которые затем путем перестановок и работы процесса переводятся в интегрирующий все части образ-решение. Во время расстановки происходит скрытый процесс переистолкования, когда все проблематичные ранее части, к примеру, препятствия, получают значение продуктивных аспектов («защитных дамб» или «помощников»). ПР показывает, как вообще осуществляется изменение, в то время как тетралеммная работа (см. ниже) поясняет, как имеющийся мотив дает отличиям возможность действовать. В качестве примера часто встречающейся закономерности при смене структурного уровня на образ семьи можно упомянуть тенденцию аналогии цели и лояльности по отношению к родителям, а также будущей задачи и лояльности по отношению к бабушкам и дедушкам.

В расстановках тела (РТ) расставляются части тела, органы, функциональные круги и внешние вспомогательные средства и влияния (например, лекарства, наркотические средства, стрессовая внешняя среда и др.). В первом образе расстановки проявляются отношения расставленных частей друг к другу и, в свою очередь, показывают, что должно быть изменено. Так, например, становится видно, каким органам тела нужно больше «контакта», как лекарство вмешивается в структуру отношений, как и где оно может быть максимально эффективно, когда и в какой форме какие внешние влияния возникают и, наконец, как можно смягчить или снять неблагоприятные воздействия. В этих расстановках часто наблюдается смена структурного уровня на семейную расстановку.

Другим видом РТ является расстановка медицинских моделей тела. Здесь, в противоположность привычной расстановке тела, перед нами предстает закрытая в себе система. Так, когда в расстановках функциональных кругов мы работаем с пятью функциональными кругами ТСМ, выбор составных частей и их комплектность четко задана, в то время как в обычной РТ выбор частей, естественно, варьируется. РТ родственны гомеопатические системные расстановки и содержащиеся в них расстановки образов медикаментов и системы симптомов пациента.

Расстановки фактуры языковых структур (РФЯС) соединяют в себе элементы гелиотерапевтической метафорической работы с методом расстановки. Центральные фразы из описания проблемы или ключевые строки любимых сказок или песен анализируются с лингвистической точки зрения и представляются с помощью исполнителей ролей. Здесь тоже часто наблюдается быстрый переход к структурам проблем и семей. Мы рассматриваем РП как подходящую глубинную структуру для понимания РФЯС; структура РП дает матрицу для формирования гипотез о том, какую часть расставленной фразы к какому частичному аспекту проблемы следует относить. Кроме того, таким образом можно заметить отсутствие релевантных частичных аспектов в РФЯС, причем чаще всего вычеркнутой частью РФЯС (если рассматривать РГТ как глубинную структуру РФЯС) является скрытая выгода (лежащая в основе РП). Поэтому в процессе перестановки мы часто добавляем эту часть, назвав ее, к примеру, «тем, что при этом было забыто».

Тетралеммная работа (ТЛР) служит для обнаружения незамеченных и на языковом уровне часто практически недоступных альтернатив, затемненных контекстов проблемы и исключенных возможностей сочетания противоположностей в ситуациях дилеммы Тетралеммные расстановки работают со структурой из индийской логики - тетралеммой (санскрит: catuskoti) и ее расширением в буддийской логике (отрицательной тетралеммой, так называемым четырехкратным отрицанием Madhyarrukas). При этом экстернализируются и (в осторожной форме «future pacing») расширяются внутренние процессы, которые клиент до этого проходил при наличии дилеммы В качестве расставляемых частей, наряду с фокусом (как перспективой клиента), используются обе стороны дилеммы («одно», «другое») и две другие позиции («и то, и другое», «ни то, ни другое»), а также пятая «(не)-позиция» («не все это - и даже не я»).

Заместители пятого аспекта образуют «свободные элементы», то есть они могут менять позицию по собственному усмотрению Этот пятый аспект ситуаций произвольного решения указывает на незавершаемость вышестоящих прозрений и через свое собственное применение, то есть тем, что он сам отказывает себе в характере окончательного понимания, он предотвращает свое догматизирующее использование. Это так называемое отрицание тетралеммы ведет к более глубоким принципам прерывания моделей и обнаруживает связи с методами эриксоновской гипнотерапии.

Какого рода терапевтическую или когнитивную пользу можно ожидать в случае остальных позиций? Во-первых, рамки ТЛР делегируют скрытое предположение, что каждая проблематичная ситуация решения, приведшая к позиции или-или, недостаточно учитывает как минимум три релевантные позиции. В тетралеммных расстановках, установив надлежащую связь фокуса, то есть перспективы клиента, с позициями от третьей до пятой, можно сделать для клиентов эти позиции телесно-познаваемыми.

Переход к «и тому, и другому» является, на наш взгляд, формой внутреннего рефрейминга и служит обнаружению одного из пяти видов незамеченных вариантов совместимости или сочетания обеих позиций в изначальной дилемме. Этими пятью вариантами являются:

а) компромисс (то есть, например, частичное признание правоты каждой из обеих первых позиций или их учет в некотором определенном соотношении, как при разделении сфер полномочий в коллективе);

б) итерация (то есть временно сменяющееся предпочтение определенной альтернативы, как, например, при регулировании посещений детей после разводов);

в) мнимое противоречие (то есть понимание того, что альтернативы первой и второй позиций, рассматривавшиеся до сих пор как дилемма, исключали друг друга не фактически, но лишь в нашей прежней конструкции действительности; то есть, например, когда что-то заставляет стать недействующим предположение, что верность одному из родителей автоматически является формой неверности другому);

г) смещение тезиса (то есть переход от альтернатив, рассматривавшихся ранее как дилемма, к другому, родственному, однако теперь больше сочетающему их друг с другом пониманию, как, например, признание высокой цены пожертвованной альтернативы как того, что делает выбранную альтернативу еще более ценной; это соответствует тезису Хеллингера о том, чтобы «дать ценности невыбранного влиться в выбранное»;

д) парадоксальное соединение (то есть форма, позволяющая одновременно оставить в силе два противоречащих друг другу принципа, например, когда друг другу противоречат требования родительской и нынешней семьи и тем не менее и те, и другие сохраняются как справедливые благодаря позиции готовности стать виноватым).

Переход от третьей позиции к четвертой, то есть от «и то, и другое» к «ни то, ни другое» представляет собой форму внешнего рефрейминга. Здесь становится ясен до сих пор не замеченный или недостаточно замеченный контекст дилеммы; в этой позиции клиенты узнают, как вообще получилось, что дилемма могла настолько подчинить себе их взгляд и силы.

По четвертой позиции мы различаем три вида процессов:

а) круги почета (чтобы использовать ориентированное на решение и потому более уместное определение напрасных рецидивов, данное Гунтером Шмидтом),

б) смещения симптомов и

в) креативные шаги.

В случае отрицательной тетралеммы, используемой нами для ТЛР, не существует ни абсолютно правильной, ни последней позиции; она представляет собой схему бесконечного в принципе процесса нового развития. Каждый из пяти аспектов, как переход от блокированной ранее ситуации, может представлять собой локальный разрешающий шаг, но каждая из этих позиций может также принимать патогенную или застывшую форму. Тогда схема отрицательной тетралеммы представляет собой своего рода карту структуры внутренних процессов выяснения при наличии противоположностей, которая в блокированной ситуации всегда дает указания, позволяющие найти подходящую позицию для ориентированного на решение изменения. (О ТЛР см.: Vargav. Kibed, 1995, 1997, а также Sparrer u. Kibed).

Так как многие дилеммы, по-видимому, связаны с распределением открытых и скрытых лояльностей по отношению к родителям, часто происходит естественный переход к пониманию обеих первых позиций как родительского представительства; по аналогии с этим при удачном переходе к «и тому, и другому» возникает аналогия с принятием обоих родителей и тем самым с родительской семьей, а «ни то, ни другое» превращается, таким образом, в нынешнюю семью. При переходе от ТЛР к РП в четвертой позиции незамеченный контекст дилеммы часто оказывается аналогией со скрытой выгодой или будущей задачей РП.

Для расстановки подлинной темы (РПТ) требуется всего три заместителя (с надлежащими формами диссоциации она относительно легко интегрируется в индивидуально-терапевтический контекст). Этот вид расстановки можно понимать как частичную расстановку тетралеммы или проблемы; основную идею поясняет следующая схематическая аналогия:

РПТ - Фокус Официальная тема Подлинная тема

ТЛР - Фокус Одно Ни то, ни другое

РП - Фокус Цель Будущая задача или (скрытая) выгода

Часто оказывается, что официальная тема клиента аналогична открытой лояльности по отношению к родителям, подлинная же тема - аналогична скорее скрытой лояльности по отношению к одному из родителей (структурный уровень меняется на СР!).

Расстановки религиозных полярностей (РРП) проясняют статус основных убеждений и «belief systems» в зависимости от ограниченных травматизациями доступов к основным религиозным позициям. Для этого мы используем возникшее во французской религиозной философии разделение основных убеждений по трем полярностям - любви, познания и долга (или порядка).

Эта форма расстановки, так же, как расстановка трансформации сути (РТС - форма расстановки, разработанная нами на основе восходящего к С. и S. Andreae и существенно модифицированного Зигфридом Эссеном метода трансформации сути в НЛП), оказывается особенно подходящей для того, чтобы продвинуться от формулируемых на языке к доречевым основам наших позиций, доступным скорее по телесным ощущениям.

В организационных расстановках (ОР) в используемой нами форме структурных расстановок применяются аналогии с образами семьи, ПР, РРП и аспекты ТЛР для системного консультирования предприятий и супервизии. При этом с помощью заместителей представляются как отдельные лица, так и коллективы, проектные группы, иерархические уровни, а также ценности и цели предприятия.

Организационные расстановки в узком смысле, где представляются частичные аспекты предприятия, могут давать указания на забытые перспективы и системные элементы, прекращать неправильное понимание последовательностей и принадлежности и показывать непризнание достижений и отдачи. Использование ПР в работе с организациями служит поиску ресурсов и интеграции, в то время как ТЛР могут применяться здесь скорее для разрешения конфликтов и обнаружения креативных условий контекста для новых решений. И, наконец, РРП в рамках ОР может служить для конструирования новых способов видения для фирмы и для ликвидации блокад, возникших вследствие проблематичной позиции по отношению к основным ценностям организации.

Организационные расстановки представляют собой особый случай смешанных символических расстановок, которые можно понимать как обобщение связи более абстрактных образов семьи с аспектами РП, РФЯС и ТЛР.

В расстановке классов знаков вместо темы клиента расставляются девять классов знаков по Чарльзу Сандерсу Пирсу и изменяются затем в образ-решение, где разные знаки находятся в хорошем контакте. При этом возникают интересные аналогии классов знаков, частей проблемы и семейных структур.

Силлогистические расстановки базируются на силлогистическом квадрате аристотелевской логики, то есть, в противоположность ТЛР, они используют стандартную логическую базовую структуру. Они служат прежде всего для выработки ощущаемого доступа к позитивным и негативным исключениям и обобщениям.

Политические расстановки, уже примерно с 1990 года используемые Зигфридом Эссеном, применялись нами, например, для рассмотрения югославского конфликта (1994). Эти расстановки находят применение в социально-психологической и педагогической сфере.

В супервизионных расстановках используется заместитель терапевта или консультанта, чье видение запроса его клиента становится здесь темой. В этих расстановках идет поиск надлежащей позиции консультанта по отношению к проблемной структуре клиента. Сам консультант рассматривается в расстановке как клиент.

В многоперспективных расстановках мы используем несколько «фокусов»; так, например, семья расставляется одновременно с точки зрения ребенка и одного из родителей, или проблема расставляется одновременно с точки зрения двух конфликтующих партий, например, в форме синхронной двойной тетралеммной расстановки. Здесь есть сходства с Paar-Parts-Party в духе Виржинии Сатир.

Расстановки решений, расстановки девяти полей и расстановки приближения к цели соединяют в себе методы расстановочной работы с идеями ориентированной на решение краткосрочной терапии по де Шазеру.

В основе расстановок конфликтов лежит концепция расстановок по недоразумению, которую мы используем для ответа на вопрос, почему в повседневной жизни постоянно не возникают эффекты, аналогичные расстановкам. Мы отвечаем на этот вопрос так: хотя такие эффекты и возникают постоянно, но они, как правило, нивелируются параллельным возникновением и отсутствием единого фокуса («шумы»). Но иногда контекстуальные условия в обычной жизни тоже заставляют человека оказаться на месте важного члена другой системы, что может привести к необъяснимому для всех участвующих лиц (и потому, как правило, быстро вытесняемому) поведению нескольких человек. Тогда расстановкой конфликта мы называем намеренную реконструкцию условий подобной расстановки по недоразумению; этот метод является в таких случаях действенным средством разрешения конфликта.

Наша концепция расстановки по недоразумению приводит к системно модифицированному пониманию проекции: вместо «структура А проецируется на структуру Б» в соответствии с этим должно быть: «другие, в особенности близкие люди втягиваются в пустые места вместо важных, часто исключенных лиц другой системы, которых начинают замещать».

В сценарных расстановках и тренинге креативности с помощью расстановок перестановки не ориентированы в первую очередь на решение. В гораздо большей степени они призваны показать множество верных осложнений экспозиции истории или динамики конфликта (ср.: Varga v. Kibed, 1997b).

Особое преимущество работы с помощью системных структурных расстановок обнаруживается в расстановках со сменой структурных уровней. Они были объяснены выше на многих примерах; центральная идея заключается здесь в том, что сходства структур отношений в различных системах допускают смену интенционального уровня значений репрезентации (системный резонанс). Так, например, можно исходить из проблематичной модели действий и оттуда перейти к структуре психосоматических симптомов или родительской семьи или дать проявиться аналогиям профессиональных и личных моделей проблем. Таким образом обнаруживается множество незамеченных путей учиться у самого себя.

3. Интервенции, системное и образ человека

В качестве форм интервенций внутри расстановочной работы мы различаем постановочную работу (добавление забытых частей, изменение расположения частей), диагностические тесты (перестановки для прояснения действующих в системе деструктивных динамик) и работу энергии, информации или процесса (усиление связей между частями через прикосновение или зрительный контакт; работа печали, возврат перенятых чувств, вины или заслуг; ритуальный диалог). Следует четко различать грамматику шагов этих форм интервенций (подробнее об этом, а также о перечисленных формах расстановки см. в: Sparrer u. Varga v. Kibed, 1996, 1997). Иерархия базовых принципов семейных расстановок, о переносе которых на несемейные контексты шла речь сначала, оправдана рассмотрением общих системных свойств. Так, примат равного права на принадлежность обеспечивает существование системы, поскольку исключение делает неясными границы системы. По аналогии с этим приоритет более поздней системы перед более ранней гарантирует возможность размножения данного вида систем. Признание более высокой степени участия важно для обеспечения «иммунных сил» системы в кризисных условиях (ср. также Sparrer u. Varga v. Kibed, Sparrer, 1997a, Varga v. Kibed, 1997).

В расстановочную работу могут быть интегрированы гипнотерапевтические и системные методы различных школ. На наш взгляд, мнимо резкое разделение различных терапевтических школ, называющих себя системными, можно преодолеть, если, с одной стороны, опробовать целесообразные сочетания форм разных школ и, с другой стороны, дать более широкое понятие системного вместо многих несовместимых характеристик. Мы предлагаем понимать системное как предикат смены аспекта; в соответствии с этим «системным» должен называться переход к позиции, где большая, чем раньше, область феноменов объясняется чертами общей динамики системного контекста, а не свойствами элементов системы (ср.: Varga v. Kibed, 1997a).

Помимо требований, исходящих из познаний семейной расстановки, системная структурная расстановка ведет еще и к измененному образу человека. Она показывает, как самые разные уровни человеческого опыта и поведения могут пониматься в резонансе с моделями семейных отношений, но также (за рамками семейно-ориентированной точки зрения) и то, как другие виды моделей отношений могут вести к резонансам такого рода. Кроме того, она показывает тот способ, которым (говоря словами Бубера) бессознательное находится не в нас, а между нами. Мы рассматриваем системные структурные расстановки как подход, базирующийся на уважительном обращении с системным восприятием и понимающий этот вид восприятия как ссылку на бессознательное между нами.

Из книги Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру автора Вебер Гунтхард

ОБ ОСНОВАХ СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКИ

Из книги Что же со мной такое? автора Кучера Илзе

Заметки о философских основах и методических предпосылках системной работы методом расстановки. Маттиас Варга фон Кибед В этой статье я хотел бы ограничиться рядом тезисов, облегчающих понимание принципов системной работы методом расстановки (подробнее об этом в Sparrer u.

Из книги Мои исследования геносоциограмм и синдрома годовщины автора Шутценбергер Анн Анселин

О КОНТЕКСТАХ И ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКИ

Из книги Системная психотерапия супружеских пар автора Коллектив авторов

Как создать хорошие условия для семейной расстановки в группах? Петер Крайц Как и возникновение произведения искусства, семейная расстановка тоже представляет.собой комплексный процесс, который как целое больше, чем как сумма его частей.Профессиональные предпосылки,

Из книги автора

О технике семейной расстановки. Якоб Роберт Шнайдер В своем предварительном понимании техники мы рассматриваем ее как средство для осуществления поставленной человеком цели. Мы используем ее как инструмент в достижении какой-то определенной пользы. В условиях

Из книги автора

ОСОБЫЕ ТЕМЫ В СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКЕ

Из книги автора

Доступ через телесный уровень как помощь в семейной расстановке. Барбара и Ханс Эберхард Эбершпрехер Каждый, кто занимается семейной расстановкой, пытается комбинировать этот метод работы с теми подходами, которые он практиковал раньше. Так, существует опыт

Из книги автора

Нужна ли дополнительная работа после семейной расстановки? Хайди Байтингер Контекстуальные рамки дополнительной индивидуальной терапевтической работыКлиенты приходят ко мне с разными проблемами. Большинство записываются на семинары по расстановкам, которые я

Из книги автора

УЧИТЬСЯ И УЧИТЬ СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКЕ

Из книги автора

Системный креативный тренинг: тетралеммные расстановки и работа методом расстановки с авторами сценариев. Маттиас Варга фон Кибед Область применения системных структурных расстановок (ср. Sparrer и Varga v. Kibed, 1997) выходит за рамки терапии и консультирования. Эти формы

Из книги автора

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ В СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКЕ Связь Главное, что нужно сказать о связи, это то, что она существует, хотим мы того или нет. В момент зачатия между родителями и ребенком возникает связь. Связь с родителями сохраняется и влияет на нашу жизнь, даже если мы находимся

Из книги автора

Из книги автора

Процесс семейной расстановки Прежде чем объяснить, как проходит семейная расстановка, я хотела бы сказать несколько слов о смысле этого метода терапии. На первом месте стоит выявление системных переплетений. Затем следует процесс поиска решения. В идеальном случае на

Системные структурные расстановки изначально основаны на семейной терапии и предполагают работу на системном уровне. Рассматривая расстановки как краткосрочный метод терапии, полезно поговорить о том, что входит в основу структурной работы в рамках метода расстановок по Б. Хеллингеру.

Структурные расстановки в основе своей предполагают работу с несколькими слоями одновременно: семейный контекст (родители, дети, партнеры), работа с симптомами (болезни и психосоматика), работа с травмой, неотредактированными чувствами(обида, вина), темами из прошлого, незавершенными отношениями предыдущих партнеров, фигурами предков и повторяющихся событий.

В одной структурной расстановке возможна отработка нескольких контекстов. Например, болезнь ребенка или кого-то из членов семьи. За симптомом часто кроется нечто большее, чем взаимоотношения на уровне одной семейной системы, обычно это несколько поколений на уровне рода. И если в семейной расстановке мы ищем конкретного человека и вводим его в расстановку, в структурной работе можно поставить фигуры рода. Или поставить сам симптом, наслоения и найти позитивное намерение или ресурс.

Структурная расстановка дает возможность увидеть причину в наслоении нескольких поколений, и тогда выстраиваются события прошлого на основе 4-7 поколений , находится точка отсчета и причина данного симптома.

Можно вернуться в прошлый опыт, найти фигуру, не называя имени, с которой связана эта тема, одновременно установить порядок, вернуть все на свои места. Отдать то, что перенято, а себе оставить только свое. Это дает возможность жить своей жизнью и облегчить тяжесть, передаваемую системой.

Фигуры помогают воспроизвести события и посмотреть, откуда родом симптом, где есть нарушения связей или системы.

Облегчение возникает тогда, когда найден путь к решению. Или, например, происходит одно и тоже (повторение судеб) из поколения в поколение, что изменить сложно посредствам других методов терапии. Различного рода переплетения, переноса чувств также разрешаются через расстановку. Из- за любви к своим предкам, часто потомки несут что-то тяжелое, что может к ним совсем не относиться.

Системная структурная расстановка может преодолеть последствия проклятий: болезни и страдания рода, бесплодие, безбрачие многое другое- что можно решить через расстановку. Стефан Хаузнер в своей книге о системной расстановочной работе с симптомами заболеваний, приводит поговорку племени масаев: «Проклятие – оружие слабых». Действительно, весь наш мир настолько густо пронизан линиями взаимосвязи, что считать себя независимым и неуязвимым – это, по меньшей мере, недальновидно. Все намного сложнее. Безответственно обижать других людей, и надеяться на безнаказанность – это просто глупо. Опыт расстановочной работы это очень красноречиво доказывает.

Структурная расстановка также помогает работать с тем, что невозможно: убеждения, которые хранят поколения. И человек, пришедший на расстановку, просто не верит, что может быть иначе в его жизни. И тогда помогает чудо .

Также структурная расстановка работает с различного рода элементами и стихиями, подключаются дополнительные ресурсы мира и энергии .

Например, человек напряжен или чувствует бессилие и тогда можно в качестве ресурсов поставить стихию воды, как расслабляющий элемент или стихию земли, как ресурс сил природы.

Возможности структурной расстановки различны и интересны в своем проявлении. Через структурную расстановку можно взаимодействовать с внутренними частями, найти себя и собрать в целостную систему. Увидеть и расставить структуру организации, бизнеса.

Расстановка сказок и снов также входит в систему структурных расстановок, например, клиент хочет разобраться с повторяющимся сном или состоянием в жизни. Именно через структурные расстановки, возможно, решить данную тему.

И самое интересное, что на структурные расстановки можно прийти со скрытой темой, что иногда немаловажно для самого клиента или его проблемы.

Структурные расстановки в пространстве данного метода уникальны и несут облегчение , на различных уровнях жизни включая системы не только семьи, но и другие аспекты. Всегда есть возможность прийти и поучаствовать, почувствовать на себе работу расстановки и самого расстановщика на группе или в индивидуальном сеттинге. Приходите, будет интересно, будет возможность увидеть то, что оставалось для вас загадкой до сегодняшнего дня или сделать свою расстановку и найти решение.

С чем можно прийти на расстановку:

*Поиск причин конфликтов и путей их решения

*Отношения между родителями и детьми, принятие родителей.

*Приемные дети и дети от разных партнеров

* Работа с чувствами (тревога, вина, обида, гнев, страх и др.)

* Расстановка цели,

* Расстановка чуда,

Последние материалы раздела:

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...