Чарльз лэм "очерки элии". Публикации на русском языке


Книга триста сорок четвертая

Чарльз Лэм "Очерки Элии" (Charles Lamb "The Essays of Elia")
М: Наука, 1979 г.

Книги серии "литературные памятники" - отрада библиофила. Строгое и стильное серийное оформление, темно-оливковая обложка, распашной двухцветный титул, широкие поля, названия глав, вынесенные в колонтитулы каждой страницы - и это не говоря о том, что книги этой серии представляют академические издания, т.е. снабжены комментариями и биографическими и литературоведческими статьями.

И вместе с тем в этой серии изданы книги, которые читать как-то нинакой. С уважением глядишь на переводчика и на автора примечаний - трудились ведь люди! Только вот зачем они это делали? Некоторые книги ушли в прошлое, и там им самое место - прошлогодний снег тоже в прошлом году был свежим и радовал, но стоит ли его вытаскивать на свет божий? Зачем?

Примерно с такими мыслями я крутил в руках эту книгу в букинистическом магазине. Не в первый раз - еще в советское время она мне периодически попадалась, но все не решался купить. А тут вот - просто звезды так сошлись. В том букинисте выбирала книгу некая дама, не знала, что взять, и я ей посоветовал пару книг; одну из них - Гайто Газданова - сам бы купил, кабы не стояла на полке в точности такая же. В общем, две хороших, но не слишком популярных книги нашли своего покупателя (-льницу) и букинист на радостях мне сделал скидку на этот литпамятник - обошелся мне он дешевле чашки кофе в приличной кафешке.

Не скажу, что я прочел всю книгу - это сборник эссе, так что открывал в произвольном месте и прочитывал эссе-другое. Несколько вечеров так провел. И вот задумался: а получил ли я больше удовольствия, если бы выпил в кафешке чашку кофе?
С одной стороны, я не люблю кофе, хотя с недавнего времени начал его пить - при легкой головной боли самое то. Да и книга длится дольше, чем чашка кофе. Опять же на полке красиво выглядит в ряду подобных. С другой стороны - кофе выпил и свободен, а книга места требует, прочтения... В общем, неоднозначно все.

Одно время мне казалось, что книга лучше - ей можно посвятить пост в ЖЖ (с паршивой овцы...), а кофе - не пишу же я о каждой выпитой чашке кофе? Но вот перечитал написанное и понял, что данный пост вполне можно рассматривать как инспирированный чашкой кофе - невыпитой . И здесь ничья.

Но к книге. Чарльз Лэм, писавший под псевдонимом Элия, ранний английский романтик. Очерки его предназначались для, как бы это сказать, для развлечения джентльменов - т.е. он специально сочинял изящные пустяковины, чтение ради стиля, и не дай бог заставить задуматься! Можно так небрежно демонстрировать свою недюжинную эрудицию, по моде романтиков, но не дай бог читателя напрячь какими-либо нравственными вопросами! Джентльмен отдыхает, ему нужна изящная безделушка.
Признаюсь, я люблю английские эссе, но больше честертоновские - а он как раз изяществом стиля и парадоксальностью формы обрамляет весьма глубокие мысли. В некотором смысле лэмовские очерки противоположны честертоновским - или я просто не улавливаю мыслей за текстами Лэма.

В постах о книгах я обычно привожу цитаты - не будем отступать от этого правила, вот абзац из очерка "Жалобы холостяка на поведение женатых людей":

Неисчислимы те способы, которые применяются женами, чтобы вас оскорбить и потихоньку отнять у вас доверие их мужей. Один из них - смеяться над всем, что вы говорите, подчеркнуто удивляясь, точно вы человек со странностями, который порой отпускает забавные шутки, но в общем совершеннейший мудак. При этом они применяют особую разновидность изумленного взгляда, пока, наконец, муж, ранее уважавший ваши суждения и извинявший некоторую экстравагантность ваших воззрений и манер ради наблюдательности (довольно необычной), которую он улавливал в ваших речах, - не начнет подозревать, что вы всего-навсего шут гороховый, с кем можно было кое-как коротать свои холостяцкие дни, но кто не вполне подходит для дамского общества. Этот способ может быть назван способом изумленного взгляда, и его чаще всего пускали в ход против меня.

Чарльз Лэм – английский поэт эпохи романтизма, литературный критик, публицист, крупнейшая фигура в английской эссеистике – родился в г. Лондон 10 февраля 1775 г. Его отец был мелким служащим в юридической конторе. Восьмилетнего Лэма отправили учиться в местную школу «Приют Христа», где учились представители беднейших социальных слоев. В стенах этого учебного заведения судьба свела его с С.Т. Кольриджем, Ли Хантом, будущими представителями романтизма; дружбу они пронесут через всю жизнь.

Чарльзу хотелось стать священнослужителем, однако заикание делало невозможным исполнение этого желания. По окончании школы Лэм в 1792 г. устроился на службу в крупную торговую фирму, с которой будет связана вся его дальнейшая его биография: он проработал в этом ведомстве до ухода на пенсию в 1825 г. – более трех десятков лет. Посвящать литературе Лэм мог только внеслужебное время, но это не охладило его тяги к творчеству, к поэзии. В 1794 г. несколько сонетов, не подписанных его именем, были напечатаны в газете «Морнинг хроникл».

В 1796 г. во время припадка психически нездоровая любимая сестра Лэма Мэри смертельно ранила ножом их мать, и эта семейная трагедия направила жизнь Чарльза в другое русло. Ему пришлось проживать с сестрой, присматривая за ней и помогая противостоять недугу. В этом же году он публикует ряд уже подписанных стихотворений в книге старинного приятеля Кольриджа, который в то время был начинающим поэтом.

В 1798 г. Чарльз Лэм делает более серьезную заявку на звание литератора, опубликовав «Повесть о Розамунд Грей» и в 1802 г. - трагедию в стихах «Джон Вудвиль», которые не принесли ему известности. Зато куда большей популярностью пользовалось небольшое стихотворение «Старые знакомые лица», написанное в 1789 г. Немалый успех ожидал двухтомник «Рассказы из Шекспира» (1807 г.) – адаптированный к детскому возрасту пересказ пьес знаменитого драматурга, плод их совместного творчества с сестрой.

Все чаще Лэм выступал в прессе в качестве литературного критика: это занятие позволяло ему зарабатывать на себя и сестру, хотя оно не доставляло ему большого удовольствия. В журнале, выпускаемом Ли Хантом, выходили его статьи, посвященные творчеству Уильяма Шекспира и Хогарта, в 1808 г. увидела свет антология «Английские драматургические поэты, современники Шекспира». Лэм назван Британской энциклопедией классиком эпистолярного жанра: в письмах, не прошедших редакторской обработки, он был весьма точен и меток в оценках событий и явлений современной ему жизни и литературы в частности. Больше остальных произведений Чарльза Лэма прославили эссе «Очерки Элии», выходящие в его собственном журнале «Лондон мэгэзин» на протяжении 1820-1825 гг.

Выйдя в отставку, Лэм и сестра переехали из Лондона сначала в Энфилд, позднее в Эдмонтон. В последние годы жизни литератор злоупотреблял спиртным. Падение с лестницы спровоцировало развитие рожи, это заболевание и стало причиной его смерти 27 декабря 1834 г. Похоронили его в Эдмонтоне неподалеку от Лондона, спустя 12 лет там обрела последнее пристанище и горячо любимая им сестра.

Биография из Википедии

Чарльз Лэм (Charles Lamb ; 10 февраля 1775 - 27 декабря 1834) - английский поэт, публицист и литературный критик эпохи романтизма, один из крупнейших мастеров жанра эссе в истории английской литературы.

Биография и творчество

Лэм родился в семье лондонского клерка. В годы учёбы свёл дружбу с романтиками Ли Хантом и Кольриджем, которые стали его близкими друзьями на всю жизнь. Рассчитывал стать священником, но был вынуждён оставить эту мысль по причине заикания. С 1792 по 1825 гг. служил чиновником в ведомстве по делам Индии.

В 1796 г. произошло событие, перевернувшее жизнь Лэма, - его горячо любимая сестра Мэри в припадке безумия зарезала кухонным ножом их мать. С тех пор Чарльз жил вместе с душевнобольной сестрой, ухаживая за ней в минуты обострения болезни и помогая в работе над прозаическими пересказами пьес Шекспира, которые снискали широкую популярность. В 1808 г. они опубликовали переработанную для школьников версию «Одиссеи».

Лэм выступил на более серьёзном литературном поприще в 1798 г. с «Повестью о Розамунд Грей», за которой последовала в 1802 г. трагедия в стихах «Джон Вудвиль». Эти работы не принесли ему и толики того успеха, который выдался на долю короткого стихотворения «Старые знакомые лица» (1789). Кроме того, в поэтические антологии часто включают элегию «На смерть новорождённого» (1828).

С возрастом Лэм стал выступать в роли литературного критика, что, на самом деле, ему не очень нравилось. Но это был единственный способ заработать на жизнь и содержание сестры. В журнале Ли Ханта он публиковал статьи о Шекспире и Хогарте. Многие из его журнальных обзоров пострадали от вмешательства ретивых редакторов, так что наиболее полное представление о его литературных вкусах и предпочтениях дают письма. В одной-двух небрежно брошенных фразах, часто на полях, Лэм давал точные оценки художественных явлений своего времени. Британская энциклопедия называет его одним из классиков английского эпистолярного жанра.

Наибольшую славу Лэму принесли «Очерки Элии», которые он публиковал в собственном издании London Magazine с 1820 года. Первое собрание очерков вышло из печати в 1823 года, второе - 10 лет спустя. В своих очерках, или эссе, писатель прячется за маской Элии - манерного чудака, погружённого в воспоминания о событиях 30-летней давности. Темы очерков многообразны: театр, нежные чувства, политика. По стилю они ближе всего к произведениям Лоренса Стерна, которым Лэм не переставал восхищаться.

Биография

поэт, публицист и литературный критик эпохи романтизма, один из крупнейших мастеров жанра эссе в истории английской литературы. Лэм выступил на более серьёзном литературном поприще в 1798 г. с «Повестью о Розамунд Грей», за которой последовала в 1802 г. трагедия в стихах «Джон Вудвиль». Эти работы не принесли ему и толики того успеха, который выдался на долю короткого стихотворения «Старые знакомые лица» (1789). Кроме того, в поэтические антологии часто включают элегию «На смерть новорождённого» (1828). С возрастом Лэм стал выступать в роли литературного критика. В журнале Ли Ханта он публиковал статьи о Шекспире и Хогарте. Многие из его журнальных обзоров пострадали от вмешательства ретивых редакторов, так что наиболее полное представление о его литературных вкусах и предпочтениях дают письма. В одной-двух небрежно брошенных фразах, часто на полях, Лэм давал точные оценки художественных явлений своего времени. Британская энциклопедия называет его одним из классиков английского эпистолярного жанра. Наибольшую славу Лэму принесли «Очерки Элии», которые он публиковал в собственном издании London Magazine с 1820 года. Первое собрание очерков вышло из печати в 1823 года, второе - 10 лет спустя. В своих очерках, или эссе, писатель прячется за маской Элии - манерного чудака, погружённого в воспоминания о событиях 30-летней давности. Темы очерков многообразны: театр, нежные чувства, политика. По стилю они ближе всего к произведениям Лоренса Стерна, которым Лэм не переставал восхищаться.


Подробнее об имени Чарльз

Афоризмы

Богатство идет на пользу, ибо экономит время.

Будущее, будучи всем, воспринимается ничем; прошлое, будучи ничем, воспринимается всем!

В смешанной компании человеку малообразованному бояться нечего: все так стремятся блеснуть своими познаниями, что не обратят внимания на ваши.

Великий ум проявляется в поразительном равновесии всех способностей; безумие же - это несоразмерное напряжение или переизбыток каждой способности в отдельности.

Воображение - кобылка резвая. Одно плохо: перед ней слишком много дорог.

Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны.

Всё человечество, собственно, делится на две категории: одни берут в долг, другие дают.

Газеты всегда возбуждают любопытство - и никогда его не оправдывают.

Для взрослого человека доверчивость - слабость, для ребенка - сила.

Долго всматриваться в пустоту наш внутренний взор не способен.

Достаток в старости - продление молодости.

Если глупость отсутствует на лице - значит, она присутствует в уме, причем в троекратном размере.

Живопись слишком слаба, чтобы изобразить человека.

Знание, посредством которого меня хотели оскорбить, может, по случайности, пойти мне на пользу.

Из двух спорщиков горячится тот, кто не прав.

Истинный поэт грезит наяву, только не предмет мечтаний владеет им, а он - предметом мечтаний.

Контрабандист - это единственный честный вор, ведь крадет он только у государства.

Молитва перед едой - кощунство: негоже возносить похвалу Господу слюнявым ртом.

Наш интеллект любит полюбоваться на себя в зеркало. Долго всматриваться в пустоту наш внутренний взор неспособен.

Нет большего удовольствия в жизни, чем сначала сделать тайком доброе дело, а потом, «по чистой случайности», предать его гласности.

Нет в жизни звука более захватывающего, чем стук в дверь.

Ничто не озадачивает меня больше, чем время и пространство, и вместе с тем ничто не волнует меньше. Ни о том, ни о другом я никогда не думаю.

Самые блестящие каламбуры - это те, которые наименее подвержены глубокому осмыслению.

Стихия любого человека, я глубоко убежден в этом, не труд, а созерцание.

Холодность - следствие не только трезвой убежденности в своей правоте, но и беспринципного безразличия к истине.

Хорошее без плохого не бывает - даже школьнику на каникулы дают задание.

Человек - играющее животное.

Человек - существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.

Чем тяжелей болезнь, тем явственнее внутренний голос.

Я ко всему могу относиться равнодушно. Равнодушно - но не одинаково.

Я прожил пятьдесят лет, но если вычесть из них те часы, что я жил для других, а не для себя, то окажется, что я еще в пеленках.

Я с уважением отношусь ко всякого рода отклонениям от здравого смысла: чем смехотворнее ошибки, которые совершает человек в вашем присутствии, тем больше вероятность того, что он не предаст, не перехитрит вас.


нет комментариев

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....