Быт и нравы славян. Шпаргалка: Быт, нравы и верования восточных славян

3 ветви славян: западные (земли Словакии, Чехии, Польши),южные(сербы, черногорцы),восточные(наши предки). До 6 века наши предки жили первобытно-общинным строем. С 6 по 8 века - распад родовой общины (кровно-родственные связи), возникновение соседской общины (несвязанные родственными связями), частной собственности, возникновение государства. Древнейшими крупными, хорошо укрепленными русскими городами были: Ладога на Волхове, Новгород, Псков, Киев, Полоцк и др. Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве. Позднее стало развиваться ремесло.

Политика военного коммунизма в годы гражданской войны(25окт.1917-1922гг.)

Военный коммунизм – социально-экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны, имевшая целью – сосредоточение всех трудовых и материальных ресурсов в руках государства для достижения победы в Гражданской войне. Политика военного коммунизма проявлялось в области промышленности: национализация всей промышленности(передача в собственность государства),перевод на военное положение оборонных заводов и железнодорожных транспортов(все работники живут на заводе),сверхцентрализация управления промышленности, которая не допускала самостоятельности, всеобщая трудовая повинность(все граждане от 16 до 50 лет обязаны были трудиться),отменялось товарно-денежное отношение(вместо зарплаты выдавались пайки, запрещалась частная торговля). Политика военного коммунизма проявлялась в области сельского хозяйства: продразверстка (у крестьян отбиралось все, так как армия нуждалась в еде, одежде),запрещалась торговля хлебом, создавались колхозы и совхозы.

Обычаи, верования и быт восточных славян в древности. Религия восточных славян

Каждое объединение восточнославянских племён имело свои обычаи, законы, предания и даже свой "нрав". Летопись сообщает: "Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий; имеют и брачный обычай. А древляне "живут зверинским образом", убивают друг друга, едят "всё нечистое" и браков у них нет, но "умыкают девиц у воды". Радимичи, вятичи и северяне, как сообщает "Повесть временных лет", имели общий обычай: жили в лесу, подобно зверям, ели "всё нечистое". У них также не бывало браков, а устраивались игрища между сёлами с плясками и песнями; и здесь "умыкали" себе жён по сговору с ними; имели по две и по три жены. Если кто-нибудь из них умирал, то устраивали "тризну" (торжественное прощание с покойником в виде военного состязания, игры или битвы), а затем делали большую колоду из дров и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали. А после, собрав кости, вкладывали их в небольшой глиняный сосуд и ставили на столбах при дорогах. Славянские поселения обычно располагались по берегам рек и озёр в местах, пригодных для земледелия - их основного занятия. Возделывали рожь, пшеницу, ячмень, овёс, просо, бобы, горох; выращивали лён, коноплю, а также овощные культуры - репу (которая была так же распространена, как в наше время картофель; ели её в пареном виде), редьку, лук, чеснок, капусту. Для северных лесных районов была характерна подсечно-огневая система земледелия. В первый год вырубали лес, затем, когда он подсыхал, выкорчёвывали пни и поджигали их, потом в золу производили сев, предварительно вспахав землю, но часто и не делая этого. Участок, очищенный от леса, давал урожай в течение трёх-четырёх лет. Это вынуждало славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими посёлками. Сельское хозяйство южных территорий восточнославянского мира было более высокоразвитым, чем на севере. Этому способствовали благодатные природные условия (тёплый климат, обилие дождей) и плодородная почва. Здесь ведущим способом земледелия был перелог. Участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения земли переходили на другое место. Использовали плуг, не известный на севере. Все эти причины обусловливали на юге более высокие и стабильные урожаи, чем на севере. Наряду с земледелием большое место в хозяйстве восточных славян занимало животноводство. Религия восточных славян была сложной, разнообразной, с детально разработанными обычаями; как и другие древние народы, славяне были язычниками. Они населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые. Важнейшими богами славян были Перун - бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель скотоводства; Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл - бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии устойчивого славянского межплеменного единства.

О ранней истории восточных славян известно очень мало. Около 550-600 Мазурского поозерья достигает волна переселенцев со среднего Дуная. Волна славянской миграции на юге достигла Малой Азии. Славянское движение на восток. Восточнославянские племена. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Восточные славяне. Отношение с Византией. План обсуждения славян. Религия восточных славян.

«Земли славян» - Опасности заставили славян изучать науку о войне. Борьба с кочевниками, постоянное противоборство уносило тысячи жизней, отвлекало от мирного труда. Защита славянами своих земель. Славяне уходя из дома не запирали двери. Высокие крепкие славяне в открытой схватке были известны как храбрые воины. Славяне отличались добродушием. И всё-таки славяне медленно,но упорно двигались по пути образования государсва.

«Развитие восточных славян» - Общественный строй славян в VIII–IX вв.. Взаимодействие славян с коренным населением Восточной Европы. Индоевропейская языковая семья. Занятия восточных славян. Путь из Варяг в Греки. Есть ли разница в богатстве между жилищами. Торговля на пути из Варяг в Греки. Волоком ладьи перетаскивали из Ловати в притоки Западной Двины. Восточные славяне в древности. Земледелие у восточных славян. Начало перехода к двуполью.

«Быт и нравы восточных славян» - Головные уборы. Змей Горыныч. Лада. Сварог. Мокошь. Расселение славян. Расселение. Берегиня. Даждьбог. Торговля. Занятия и быт славян. Размеры полуземлянок. Обувь. Жар-птица. Украшения из серебра и бронзы. Ножи. Общественный строй. Род. Украшения. Элементы одежды. Стрибог. Жилища восточных славян. Велес. Обереги. Коляда. Кот-баюн. Понева. Леля. Кикимора. Быт и нравы восточных славян. Ремесло. Перун.

«История древних славян» - Апостол Андрей. Историк Геродот. Как прославились славяне в Византии. Нерусские народы. Вольга Всеславович. Скульптурный монумент. Академик Борис Александрович Рыбаков. Ибн-Даста. Несостоявшееся жертвоприношение. История Древней Руси. Войны императора Юстиниана. Как называли славян. Святогор и Кузнец судьбы. Имена языческих кумиров. Назвались северянами. Слово «славяне». Какое слово в списке лишнее.

«Государство восточных славян» - Специалист по Византии. Русь в начале X века. Византийцы. Поищем себе князя. Появление государства у восточных славян. Нападение Аскольда и Дира. Русь. Государство «Русь». Норманская теория. Повесть временных лет. Поморы. Основные славянские племена. Киев. Создание единого государства. Переводчик саг с древнеисландского. Передача власти по наследству. Предпосылки объединения славянских племен. Новгород.

Как свидетельствуют социологи, в последнее время возросло число тех, кто желает узнать побольше о своих корнях и происхождении русского этноса. В частности, огромный интерес среди людей разных поколений вызывают вопросы, связанные с тем, кем были жители Древней Руси — восточные славяне, чем они занимались и во что верили. Ведь, как утверждали римляне, кто знает свое прошлое, тот может понять настоящее, а значит, и предвидеть будущее.

Кто такие и как происходило их расселение

Как известно, глаголица была создана лишь в 9-м веке. Поэтому письменных источников, в которых были бы освящены занятия и быт восточных славян, практически нет. Тем более сложно найти данные об их происхождении. Однако обобщение всей информации, доступной на данный момент, позволяет предположить, что разделение славян на западных, южных и восточных произошло в период между 5-8-м веками нашей эры. Причем со временем племена последних, в свою очередь, также разделились на две группы. Первая из них основала Великий Новгород и заселила также территории Белоозера и современной Тверской области, а другая сначала обосновалась в бассейне реки Днепр, а затем распространилась по территориям современной Молдавии и южной Украины на запад и в северном направлении до верховьев Волги.

Быт на раннем этапе развития

Хозяйственные занятия восточных славян в эпоху судя по археологическим находкам, ограничивались примитивным земледелием (выращиванием пшеницы и птичьего проса), а также бортничеством (сбором разведением домашнего скота, охотой и рыболовством. Жили они в бревенчатых полуземлянках с печами-каменками, а их утварь и орудия труда были настолько немногочисленными и простыми, что для охраны своих селищ, состоящих из 1-2-х десятков домов, они не возводили никаких укреплений. Дело в том, что при нападении врага жителям проще было убежать, основать такое же поселение на новом месте и обзавестись нехитрым скарбом, чем жертвовать жизнью ради спасения пары мотыг и грубых горшков.

Основное занятие восточных славян после возникновения городищ

Первые укрепленные городища у наших предков появились уже в 5-м веке. Однако массовое переселение из незащищенных небольших селищ, расположенных в низинах, в укрепленные поселения на холмах или высоких берегах рек началось с 8-го века. Причем в разных регионах данный процесс протекал с неодинаковой интенсивностью. Например, больше всего укрепленных городищ возникло в бассейне Днепра.

Даже после переселения из селищ основное занятие восточных славян не изменилось. Причем они не только возделывали поля, расположенные вокруг своего населенного пункта, но и сажали сады и огороды непосредственно внутри городских укреплений. В то же время, наряду с земледелием, там стали развиваться ремесла, такие как изготовление металлических сельскохозяйственных орудий, ножей и другого оружия, а также гончарное дело. Свидетельством этого служат фрагменты древних кузниц, например, в Екимоуцком городище. Кстати, именно в этот период зародились такие понятия, как слобода и посад, означающие место у крепостной или оборонительной стены, где находились мастерские и торжище.

Обычаи восточных славян

Чтобы избежать кровосмесительных браков и вырождения, у наших предков было принято устраивать игрища, в которых участвовали все жители двух-трех соседних селений. Во время таких праздненств происходило ритуальное “умыкание” невест. Причем за якобы насильно похищенную девушку ее роду полагался выкуп, так как он терял работника.

Вступление в брак означало, что мужчина становился своим (свояком) в роду жены и у него со временем могло появиться до нескольких десятков детей. Таким образом, некоторые отцы семейств приобретали большую родню, которая могла оказать помощь при нападении врагов, а в определенном возрасте в их хозяйствах оказывалось многоженство рабочих рук. Последнее обстоятельство было исключительно важно, так как основное занятие восточных славян — земледелие — требовало приложения коллективных усилий.

Верования

Восточные славяне были язычниками и поклонялись пантеону своих богов, многие из которых были для них олицетворением сил природы. И это неудивительно, так как основное занятие восточных славян — земледелие, и его результат полностью зависел от того, пойдет ли дождь, не побьет ли град урожай и не смоет ли его жилище разлившаяся весной река.

Главным богом восточных славян был Перун, управлявший громом и молниями, вызывая ужас и благоговейный страх. Также особо почитались неба Сварог и покровитель домашнего скота Велес. Кроме того, наши предки верили в существование добрых и злых духов, а также в леших, водяных и в домовых, способных вмешиваться в дела смертных, как для того, чтобы им помочь, так и с целью навредить.

Праздники

Основное занятие и верование восточных славян наложили отпечаток и на их праздники. В частности, издревле у них были связанные с сезонными земледельческими работами. Так, в конце декабря дети и взрослые наряжались так, чтобы их было трудно узнать, и ходили по домам соседей, требуя за свои песни и прибаутки дары в виде съестного. Причем такой обычай колядования был присущ не только восточным, но и южным и западным славянам. Кроме того, большим праздником были также Масленица, связанная с проводами зимы, летний праздник, получивший после принятия христианства название и гуляния по случаю окончания жатвы, когда из новой муки пекли большой каравай на меду.

Культ предков

Особое место в жизни восточных славян отводилось поклонению Роду и Рожанице, олицетворявшим прадедов и прабабок и защищавших род и дом. Иногда их еще называли “чур” или “щур”, от которых произошло слово “пращур” и выражение “чур меня”, означающее “защити меня, дед”. Наши предки верили также, что с “того света”, который управлялся Велесом, на “этот свет” могли ненадолго возвращаться умершие и вредить живым, поэтому было не принято говорить плохо о мертвых.

Защита от врагов

Несмотря на то что основные занятия были вполне мирными, им нередко приходилось брать в руки оружие для защиты своих городищ. Наши предки сражались пешими и не носили никаких доспехов, кроме щита. Оружием им служили меч, лук с колчаном, наполненным маленькими стрелами, и длинная веревка, закидывая которую, они душили неприятеля. Судя по историческим документам, воины восточных славян изумляли врагов тем, что великолепно плавали, ныряли и могли долго находиться под водой, дыша через тростниковые трубочки. Последнее обстоятельство помогало им устраивать засады в озерах и реках, приводя в замешательство противников. Позже, когда у родов появились вожди, передающие власть по наследству — князья, они стали набирать наиболее сильных и ловких членов своей большой семьи в дружины. Такие ратники были, как бы сегодня сказали, профессиональными солдатами, и боеспособность войска, состоящего из дружин нескольких князей-союзников, была несравненно выше, чем в случае, когда за оружие брались все мужчины племени.

Теперь вам известна некоторая информация, касающаяся темы “Расселение и занятия восточных славян”, и вы можете сами судить, какой гигантский рывок сделали наши предки, начавшие с примитивного земледелия, для того чтобы стать первыми покорителями космоса.

Одним из главных обычаев древних славян было то, что все поколения семьи жили под одной крышей, а так же где то неподалёку от дома находилось семейное кладбище, так что в жизни семьи незримо принимали участие и давно умершие предки.

Детей в те времена рождалось гораздо больше, чем в наше время, т.е. по количеству детей в семье древних славян и современные семьи очень различны, по мимо этого у язычников, мужчине, не считалось зазорным приводить в свой дом столько жён, сколько он мог прокормить. Т.е. в таком доме жили, примерно, четверо-пятеро братьев с жёнами, детьми, родителями, бабушками, дедушками, дядями, тётями, двоюродными, троюродными.

Каждый человек, живший в такой семье, считал себя в первую очередь членом рода, а не индивидуальностью. А так же любой славянин мог назвать своих предков на несколько столетий назад и подробно рассказать о каждом из них. С предками были связаны многочисленные праздники, многие из которых уцелели до наших дней (Радуница, родительский день).

Знакомясь, древние славяне обязательно должны были упомянуть чей он сын, внук и правнук, без этого люди сочли бы, что человек, не назвавший отца и деда, что то скрывает. Каждый род имел определённую репутацию. В одном люди славились честностью и благородством, в другом встречались мошенники, следовательно повстречав представителя подобного рода, следовало держать ухо востро. Человек знал, что при первом знакомстве его будут оценивать так, как того заслуживает его род. С другой стороны, он и сам чувствовал ответственность за всю большую семью.

В те времена повседневная одежда каждого славянина представляла собой его полный «паспорт». Одежда каждого содержала огромное количество деталей говоривших о её обладателе: из какого он племени, какого рода, и т.д. Глядя на одежду, сразу можно было определить, кто это такой и откуда, а значит, и как себя с ним вести.

В таком роду никогда не бывало ни всеми позабытых детей, ни брошенных стариков т.е. человеческое общество заботилось о каждом своём члене, беспокоясь о выживания рода и общества в целом.

Дом, всегда являвшийся защитой, убежищем, в поверьях противопоставлялся всему остальному, чужому. Он был первой заботой любого мужика, решившегося выделиться из прежней семьи. Место под постройку выбирали очень тщательно, от этого зависело, будет ли в доме удача, счастье и достаток. Плохим считалось место, где раньше стояла баня, был похоронен самоубийца, где горел дом и т.д. На приглянувшемся месте ставили на ночь под открытым небом воду в каком-либо сосуде. Если к утру она сохраняла чистоту и прозрачность, то это считали хорошим знаком.

Начиная работу, молились на восход солнца и выпивали поставленную хозяином «заручную». В передний, «святой» угол клали три вещи: деньги (монету) – «для богатства», ладан – «для святости», овечью шерсть – «для тепла». Сверху под крышей ставился резной гребень с вытесанными фигурками, например, петуха. Как вещая птица, он очень почитался древними славянами. Считалось, что петух пробуждает к жизни солнце, возвращает на землю свет и тепло. В обличье петуха славяне олицетворяли небесный огонь. Он оберегал дом от пожара и удара молнии. Переезд в новый дом совершали ночью, в полнолунье. Он сопровождался различными обрядами. Хозяева обычно несли с собой петуха, кошку, икону и хлеб–соль; нередко – горшок каши, угли из старой печи, мусор из прежнего дома и т.д.

Мусор в верованиях и магии древних славян – атрибут дома, вместилище душ предков. Его переносили при переселении, надеясь, что вместе с ним в новый дом перейдет дух – охранитель дома, удача, богатство и благополучие. Использовали мусор в гаданиях и в различных магических целях, например, окуривали дымом горящего мусора от сглаза.

Одним из сакральных центров дома была печь. В печи готовили пищу, на ней спали, в некоторых местах ее использовали в качестве бани; преимущественно с ней была связана народная медицина. Печь символизировала женщину, рождающее женское лоно. Она была главным оберегом семьи внутри дома. У печи давались клятвы, у печного столба заключали договор; в печурке прятали молочные зубы детей и пуповины новорожденных; в подпечье обитал покровитель дома – домовой.

Предметом особого почитания был и стол. При продаже дома стол обязательно передавали новому владельцу. Его двигали обычно только при совершении некоторых обрядов, например, свадьбы или похорон. Тогда проводили ритуальный обход стола, либо обносили вокруг него новорожденного. Стол являлся и начальной, и конечной точкой любого пути. Его целовали перед дальней дорогой и по возвращении домой.

Часть дома, наделяемая многими символическими функциями – окно. Его часто применяли как «нетрадиционный выход из дома», чтобы обмануть нечистых духов, болезнь и т.д. Например, если в доме умирали дети, то новорожденного передавали через окно, чтобы он остался жить. Окна нередко воспринимались и как путь для чего-то святого, чистого. Через окна не разрешалось плевать, выливать помои, выбрасывать мусор, так как под ними, по поверью, стоит Ангел Господень.

Если дом был защитой, убежищем, то ворота являлись символом границы между своим, освоенным пространством и чужим, внешним миром. Они считались опасным местом, где обитает всякая нечистая сила. На ворота вешали образа, а утром, выйдя из дома, молились сначала на церковь, потом на солнышко, а затем на ворота и на все четыре стороны. К ним нередко прикрепляли венчальную свечу, втыкали в них зубья бороны или вешали косу для защиты от нечистых духов, затыкали в щели ворот колючие растения как оберег от ведьм. В воротах с древних времен совершались различные магические действия. В них традиционно ранней весной разжигали костры, которые очищали пространство ворот, а с ним и все пространство двора.

Инициация, похороны и свадьба как основные обряды

Инициация

Чтобы стать членом племени, ребенок должен был пройти обряд инициации. Происходила она в три ступени.

Первая — непосредственно при рождении, когда повитуха обрезала пуповину наконечником боевой стрелы в случае с мальчиком, либо ножницами в случае с девочкой, и пеленала ребенка в пеленку со знаками рода.

По достижении мальчиком трех лет он проходил подстягу — т. е. его сажали на коня, опоясывали мечом и три раза обвозили вокруг двора. После этого его начинали учить собственно мужским обязанностям. Девочке в три года впервые давали веретено и прялку. Действо тоже сакральное, и первой нитью, спряденной дочерью, мать опоясывала ее в день свадьбы для защиты от порчи. Прядение у всех народов ассоциировалось с судьбой, и с трехлетнего возраста девочек учили прясть судьбу себе и своему дому.

В двенадцать — тринадцать лет, по достижении брачного возраста, мальчиков и девочек приводили в мужской и женский дома, где они получали полный набор сакральных знаний, необходимых им по жизни. После этого девушка вскакивала в поневу (род юбки, носившийся поверх рубахи и говоривший о зрелости). Юноша после посвящения получал право носить боевое оружие и вступать в брак.

Свадьба

Брачные обычаи у разных славянских народов были различны. Самый распространённый обряд был таков.

Свадьба состояла из поклонения Ладе, Триглаву и Роду, после чего волхв призывал на них благословение, и молодожены обходили три раза вокруг священного дерева по обыкновению вокруг берёзы), призывая в свидетели богов и берегинь того места, где происходил обряд.

В обязательном порядке свадьбе предшествовало похищение невесты либо сговор. Вообще невеста должна была идти в новую семью (род) насильно, чтобы не оскорбить духов-хранителей своего рода («не я выдаю, силой ведут»). Поэтому с этим связаны длительные грустные, скорбные песни невесты и её рыдания.

На пиру молодожены не пили, им было запрещено, считалось что от любви пьяны будут. Первую ночь проходила на тридевяти снопах, застеленных мехами (пожелание богатства и многочадия).

Похороны

У славян было несколько погребальных обрядов. Первым, в период расцвета язычества, был обряд сожжения, с последующим насыпанием кургана.

Вторым способом хоронили так называемых «заложных» покойников — умерших подозрительной, нечистой смертью. Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела подальше в болото или овраг, после чего это тело заваливали сверху ветками. Обряд выполнялся именно в такой форме, чтобы не осквернять землю и воду «нечистым» покойником.

Погребение в землю, привычное в наше время, широко распространилось только после принятия христианства.

Вывод: Многие традиции, обычаи и обряды существовавшие у древних славян, дошли и до наших времён.

Из учебников по истории мы знаем, что славяне - это одна из самых больших этнических общин в Старом мире. Однако до конца не понятно, ни кем они были, ни откуда пришли. Попробуем изучить по крохам эти скудные сведения, а также остановимся на более достоверных фактах о жизни, быте, культуре и верованиях этих племен.

Кто они?

Попробуем выяснить, славяне - это кто, откуда пришли в Европу и зачем покинули свою родину. Есть несколько версий по этому вопросу. Одни историки считают, что ниоткуда не приходили, а обитали здесь с момента сотворения мира. Другие ученые считают их потомками скифов или сарматов, третьи - относят к другим народностям, вышедшим из глубин Азии, в том числе и к ариям. Но точно сделать выводы нереально, каждая гипотеза имеет свои недостатки и белые пятна.

Общепринято считать славян индоевропейским народом, который оказался в Старом мире в ходе Великого переселения. Он утратил связь с родственными из-за большого расстояния и пошел своим путем развития. Но много приверженцев имеет теория, что эта этническая община пришла из Азии после Потопа, по пути ассимилируясь с местными жителями и основывая очаги цивилизаций - этрусков, греков и римлян, а далее заселили Балканы, берега Вислы, Днестра и Днепра. считает, что славяне пришли в Русь после

Не меньше споров вызывает и название этноса. Некоторые исследователи убеждены, что славяне - это значит «люди грамотные, владеющие словом», другие переводят название как «славные» либо ищут его истоки в имени Днепра - Славутич.

Основные занятия наших предков

Итак, мы выяснили, что славяне - это кочевые племена, которые осели. Их объединял общий язык, верования, традиции. А какими были занятия славян? Тут нет вариантов, конечно же, это земледелие. В лесных зонах сначала нужно было подготовить участок, вырубив деревья и выкорчевав пни. В лесостепных районах сначала выжигалась трава, а затем землю удобряли пеплом, рыхлили и сажали семена. Из орудий использовался плуг, соха, борона. Из сельскохозяйственных культур они выращивали просо, рожь, пшеницу, ячмень, горох, коноплю, лен.

Остальные занятия славян были направлены на производство орудий труда для земледелия (кузнечное дело), а также для обеспечения бытовых нужд (гончарство). Было высоко развито животноводство: наши предки разводили овец, лошадей, коз, свиней. Кроме того, они пользовались дарами леса: собирали грибы, ягоды, мед лесных пчел, охотились на дикую птицу и зверей. Этим и торговали с соседями, а первыми деньгами принято считать шкурки куниц.

Культура

Спокойная жизнь славян благоприятствовала развитию культуры. Земледелие оставалось главным занятием общины, но развивались и декоративно-прикладные ремесла (ткачество, ювелирное искусство, резьба по дереву, кости и металлу, бондарство, кожевенное дело). Были у них и зачатки письменности.

Жили наши предки общинами, важные решения принимали на общем собрании. Во владении общины находились луга, пахотная земля, пастбища. Но каждый человек мог иметь собственное имущество и скот. Во главе племенного союза стоял князь, который опирался на бояр-вотчинников. Это были уважаемые люди, которых выбирали во время народного собрания, потом они превратились в местную знать.

В быту славяне были неприхотливыми, легко переносили капризы погоды, голод. Но оставались гордыми, свободолюбивыми, храбрыми и верными своей общине, своему роду. Гостя всегда встречали хлебом и солью, предлагая самое лучшее, что имелось в доме.

Беспокойные соседи

Славяне поселились между Европой и Азией, в землях с уникальным запасом ресурсов и плодородной почвой. Заняли они обширную территорию практически безболезненно, так как места хватало всем. Но богатства земли привлекали грабителей. Беспокойные соседи славян - кочевники авары, хазары, печенеги и половцы - постоянно совершали набеги на деревни. Нашим предкам приходилось объединяться против них и сообща бить незваных гостей. Это научило их военному делу, постоянной готовности к опасности, частой смене мест обитания, выносливости. Но сами по себе славяне были невоинственными, дружелюбными, они уважали права других, никогда не имели рабов.

Вместо заключения

До того, как князь Владимир крестил Русь, славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы, строили капища и создавали кумиров, приносили им жертвы (не человеческие). Особенно был развит культ предков, в том числе и умерших. Христианство позволило древнерусскому государству стать ближе к Европе, но в то же время украло многое. Были уничтожены объекты материальной, духовной и культурной ценности, утратилось то, что выделяло славян среди других народов. Появился некий симбиоз, который хоть и имел элементы прежней культуры, формировался под влиянием Византии. Но это, как говорится, уже совсем другая история...

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....