Племя кельтов. Происхождение и ранняя история кельтов; источники

Кельты анфас и в профиль Мурадова Анна Романовна

Кто такие кельты?

Кто такие кельты?

Светлой памяти моего учителя Виктора Павловича Калыгина, выдающегося ученого, который умел рассказывать о кельтах не только серьезно

Как-то раз в московском автобусе, крепко застрявшем в пробке, ехали два студента. Сперва они говорили о компьютерах и технических новинках, а потом один из них, с дредами и необъятным рюкзаком цвета хаки, ни с того ни с сего сказал:

А знаешь, я хочу себе татуировку на плече сделать.

М-м-м, а какую? - не очень-то заинтересованно спросил его собеседник.

Какой-нибудь кельтский узорчик. Люблю все кельтское.

Слушай, а кельты это вообще кто? Задумчиво почесав дреды, молодой

человек не очень уверенно объяснил приятелю:

Это типа викингов, только в юбках.

Наверное, более емкого и интересного определения мне, специалисту-кельтологу, слышать не доводилось. Впрочем, растерянность юноши более чем понятна. О кельтах сейчас, наверное, слышал каждый. А уж кельтская музыка в последние десять лет приобрела феноменальную популярность. При этом найдется не очень-то много народов в Западной Европе, о которых рассказывают такое количество небылиц с античности до наших дней. Особенный, можно даже сказать, не очень здоровый интерес вызывают друиды - жрецы древних кельтов. Лет тридцать назад наши родители передавали из рук в руки самиздатовский «гороскоп друидов», где каждому знаку зодиака соответствовало какое-то дерево со своим особым характером. Помнится, моим деревом было фиговое, и, по малолетству неправильно поставив ударение в его названии, я ужасно расстроилась. А зря: гороскоп был самой настоящей фальшивкой, а уж инжиром друиды точно не баловались, так как кельты обитали в основном в зоне умеренного климата, и только небольшая их часть добралась до Малой Азии.

Отчего-то друидов крепко полюбили эзотерики всех стран и народов. Тайное друидическое знание снисходит на них с завидной регулярностью, и ежегодно на полках книжных магазинов появляются новые сочинения, в которых древние кельты становятся потомками жителей Атлантиды, строителей Вавилонской башни, а то и - чего уж мелочиться? - инопланетян. Не так давно мне рассказали о русском целителе, который изобрел «друидотерапию», то есть лечение болезней с помощью деревянных чурбачков и пней. К реально существовавшим друидам этот метод лечения не имеет никакого отношения, но слово-то какое завлекательное! И вполне возможно, легкие нервные расстройства действительно можно вылечить с помощью красивых слов и симпатичных пеньков. Но бывают и более тяжелые случаи.

Как-то позвонил мне один коллега по научному цеху. После обсуждения рабочих моментов он рассказал, что собирался сдавать экзамен на водительские права, и ему было необходимо получить справку из психоневрологического диспансера. В подобном заведении он оказался впервые и был поражен выставкой творчества пациентов этого лечебного заведения. Первым, что он увидел, была весьма талантливая картина, изображавшая друидов в зеленой роще…

Несмотря на огромный интерес ко всему кельтскому, о кельтах и их культуре российскому читателю известно, увы, довольно мало. Поэтому я и пишу эту книгу. В ней постараюсь рассказать то, что известно об истории кельтских народов, их верованиях, жизни и быте, их языках. Разумеется, в одной книге охватить все, что известно о кельтах, древних и современных, невозможно. Да и строгого порядка изложения исторических событий от нее ждать не следует.

Это не научное издание, поскольку адресована книга в первую очередь тем, кто задается вопросом «кто же такие кельты?» и не собирается углубляться в дебри науки под названием «кельтология». Но именно этих читателей я постараюсь предостеречь от того, чтобы в поисках ответа на свой вопрос увлечься захватывающими историями фантазеров, ищущих ответы вдали от реальности и далеко за пределами здравого смысла. Поэтому не удивляйтесь, если иные вопросы останутся без ответов, а за таинственным фасадом кельтской мистики неожиданно обнаружится такая приземленная штука, как борьба за богатство и власть, нездоровая конкуренция и прочее.

Но научные факты и живое общение с представителями кельтских народов, на мой взгляд, гораздо интереснее завиральных псевдонаучных гипотез и эзотерических фантазий. Впрочем, каждому свое.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Великая русская революция, 1905-1922 автора Лысков Дмитрий Юрьевич

6. Расстановка сил: кто такие «белые», кто такие «красные»? Наиболее устойчивым стереотипом в отношении Гражданской войны в России является противостояние «белых» и «красных» - войск, лидеров, идеи, политической платформы. Выше мы рассмотрели проблемы установления

Из книги Варвары против Рима автора Джонс Терри

Часть I КЕЛЬТЫ

Из книги Славяне. Историко-археологическое исследование [С иллюстрациями] автора Седов Валентин Васильевич

Славяне и кельты Около 400 г. до н. э. начинается мощная экспансия кельтов. Из рейнских и верхнедунайских земель они несколькими потоками устремились на восток (рис. 13). К середине IV в. до н. э. кельты освоили Среднее Подунавье, а в начале следующего столетия вторгаются на

Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

Кельты Кельты расселились почти по всей Западной Европе из южной Германии. К началу V в. до н.э. они жили на территории современной Австрии, Швейцарии, Бельгии, Люксембурга, в отдельных частях Франции, Испании и Британии. В течение следующего столетия они перешли через

Из книги Нашествие. Пепел Клааса автора Максимов Альберт Васильевич

КЕЛЬТЫ Кельтская Европа Даки Волохи и волхвы Кельтская археология Тайны кельтской письменности Друиды Кельтские жертвы Римский геноцид КЕЛЬТСКАЯ ЕВРОПАКельты были первыми индоевропейцами, которые появились в Западной Европе, вытеснив и

Из книги Греция и Рим, энциклопедия военной истории автора Коннолли Питер

Кельты Кельты расселились почти по всей Западной Европе из южной Германии. К началу V в. до н.э. они жили на территории современной Австрии, Швейцарии, Бельгии, Люксембурга, в отдельных частях Франции, Испании и Британии. В течение следующего столетия они перешли через

Из книги История Румынии автора Болован Иоан

Кельты и бастарны Кельты в Трансильвании в IV–II вв. до н. э. Данные археологических исследований говорят о том, что миграция кельтов на восток затронула долину Тисы и Трансильванское плато еще в последней трети IV в. до н. э. Этим периодом датируется целый ряд

Из книги История Австрии. Культура, общество, политика автора Воцелка Карл

Кельты и римляне /23/ Вопрос о возникновении «кельтского народа», о его этногенезе, разумеется, не может быть решен на основе локальных исследований в Австрии. Связанные с этим научные проблемы слишком сложны и могут быть лишь обозначены на материалах данного региона.

Из книги Кельты анфас и в профиль автора Мурадова Анна Романовна

Кто такие кельты? Светлой памяти моего учителя Виктора Павловича Калыгина, выдающегося ученого, который умел рассказывать о кельтах не только серьезно Как-то раз в московском автобусе, крепко застрявшем в пробке, ехали два студента. Сперва они говорили о компьютерах и

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 2 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Кельты К середине I тысячелетия до нашей эры кельтские племена населяли бассейны Рейна, Сены, Луары и верховья Дуная. Эта территория впоследствии была названа римлянами Галлией. В течение VI–III веков кельты заняли земли современной Испании, Британии, Северной Италии,

Из книги Галлы автора Брюно Жан-Луи

Кельты 600-550: первые надписи на кельтском языке в итальянском Пьемонте в Сесто Календе и Кастел- летто Тичино. Кельтская надпись из Кастеллетто ТичиноОколо 600. основание Массалии фокейскими колонистами.Миграция Белловеза и Сиговеза, произошедшая, согласно Титу Ливию, в

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Миссия России. Национальная доктрина автора Вальцев Сергей Витальевич

II. Кельты Кельты – племена индоевропейского происхождения: гельветы, белги, секваны, лингоны, эдуи, битуринги, арверны, аллоброги, сеноны, треверы, белловаки. Наибольшего могущества кельты достигают в середине I тыс. до н. э.Большим влиянием у кельтов пользовались жрецы –

Из книги Женщины-воины: от амазонок до куноити автора Ивик Олег

Кельты Древние кельты считали, что война - дело весьма женское. Средневековый ирландский текст, в котором вспоминаются далекие языческие времена, гласит:«Работа, которую приходилось исполнять лучшим из женщин, - это идти в битву и на поля сражений, участвовать в

Говоря о природе древнего кельтского общества, мы немедленно встречаемся с проблемой, которая в двух существенных аспектах отличается от проблем, связанных с определением и описанием общества многих других древних народов. Начать с того, что у кельтов не было великой материальной цивилизации, которую можно было бы внезапно открыть, как, например, цивилизацию Древней Вавилонии и Ассирии. Утонченный мир древних египтян или изысканные города Средиземноморья имели мало общего с простыми хуторами подвижных, почти кочевых кельтов. На самом деле они оставили очень мало долговременных построек, и кельтские крепости и погребения, святилища и движимое имущество, рассеянные по всей Европе и на Британских островах, покрывают целые века как во временном, так и в социальном аспекте. В кельтском обществе не было значительных мест сосредоточения населения. Более того, в отличие от создателей великих цивилизаций Древнего мира кельты были практически неграмотны (в том, что касалось их собственных языков): большая часть того, что нам известно о ранних формах их речи и их духовной культуре, пришла из очень ограниченных и часто враждебных источников: к примеру, в рассказах древних авторов о кельтах встречаются названия племен, местностей и имена вождей. Названия мест говорят сами за себя – они неподвижны и постоянны. Названия вождей и племен фигурируют на многих кельтских монетах и много говорят о торговле, экономике и политике; эпиграфика дает античные формы кельтских имен богов и имен жертвователей. Помимо этих языковых фрагментов, до нас дошло лишь небольшое количество кельтских фраз, которые фигурируют в надписях (рис. 1). Однако для раннего периода кельтской истории не существует ни длинных списков королей, ни мифологических легенд – до тех, которые были записаны ирландскими христианскими писцами; нет ни запутанных поэм, восхваляющих королей и вождей, которые, как мы знаем, исполнялись в жилищах аристократов; нет списков имен богов, нет наставлений жрецам о том, как исполнять их обязанности и контролировать правильность ритуала. Так что первый аспект проблемы – то, что мы имеем дело с рассеянным, варварским обществом, а не с великой городской цивилизацией древности. И хотя мы знаем, что кельты были образованными, культурными людьми (или, по крайней мере, способными легко перенимать культурные влияния), очевидно, что образование у кельтов мало чем напоминало образование в нашем смысле слова. Культура кельтов также отнюдь не бросалась в глаза: ее можно было открыть и оценить, только используя самые разнообразные и непохожие друг на друга методы.

Рис. 1. Кельтская надпись: «Korisios» (Коризий), выполненная греческими буквами на мече, обнаруженном вместе с другим оружием в старом русле в Порте (в древности Петинеска), Швейцария.


Мир кельтов отличается от мира других древних цивилизаций в том, что кельты выжили: нельзя сказать, что в некоторых ограниченных географических областях кельтское общество в определенной узнаваемой форме когда-либо в определенный период древности переставало существовать. Древние кельтские языки продолжают употребляться в некоторых районах Британских островов и Бретани, и кое-где в Шотландии, Уэльсе, Ирландии и Бретани они все еще остаются живыми языками. Сохранилось многое из социальной структуры и организации кельтов, а также их устная литературная традиция, их сказки и народные суеверия. Порой кое-где отдельные черты этого древнего образа жизни прослеживаются и до сегодняшнего дня, например среди крестьян западного побережья Шотландии и Ирландии. В Уэльсе, где сейчас кельтский язык сохраняет наиболее сильные позиции, все несколько по-другому, и рассказ об этом уже выходит за рамки нашей книги. То, что некоторые аспекты кельтского общества дошли до наших дней, само по себе замечательно, и это поможет нам более осмысленно подойти к сложной задаче – рассказу о повседневной жизни языческих кельтов в Европе и на Британских островах.

Поскольку мы должны как-то ограничить рамки нашего исследования, представляется разумным принять 500 год н. э. как его верхнюю границу. К этому времени христианство уже полностью утвердилось в Ирландии и остальном кельтском мире. Однако при этом следует помнить, что значительная часть литературных данных, из которых мы черпаем множество сведений о кельтском прошлом, были записаны в Ирландии уже после языческого периода и под эгидой христианской церкви. Многим аспектам кельтского общества была свойственна впечатляющая преемственность и долголетие, и поэтому, хотя такая временная граница и удобна, по сути, она является искусственной.

Кельтские народы

Так кто же такие кельты, о повседневной жизни которых мы намерены здесь рассказать? Для разных людей слово «кельт» имеет очень разное значение.

Для лингвиста кельты – это народ, который говорил (и все еще продолжает говорить) на очень древних индоевропейских языках. От первоначального общекельтского языка произошли две различные группы кельтских наречий; когда произошло это деление, мы не знаем. Одну из этих групп филологи называют Q-кельтской или гойдельской потому, что первоначальное индоевропейское qv сохранилось в ней как q (потом оно стало звучать как k, но писалось c). На принадлежавшем к этой ветви кельтском языке говорили и писали в Ирландии. Позднее этот язык был завезен в Шотландию ирландскими поселенцами из королевства Дал Риада в конце V века н. э. На этом же языке говорили на острове Мэн; кое-какие его остатки еще сохраняются . Некоторые следы q-кельтских языков есть и на континенте, но об их распространении там мы знаем мало.

Вторую группу называют p-кельтской или «бриттской». В ней первоначальное индоевропейское qv превратилось в p; так, в гойдельской группе слово «голова» звучит как «cenn», в бриттской – как «penn». Эта ветвь кельтских языков была распространена на континенте, где относящиеся к ней языки называют галльскими или галло-бриттскими. Именно такой язык поселенцы эпохи железного века завезли с континента в Британию (кельтский язык Британии называют «бриттским»). На этом языке говорили в Британии в период римского господства. Позднее он разделился на корнский (уже вымерший как разговорный язык, хотя сейчас ведется активная борьба за его возрождение), валлийский и бретонский.

Для археологов кельты – это люди, которых можно выделить в определенную группу на основании свойственной им отличительной материальной культуры и которых можно определить как кельтов на основании свидетельств авторов, не принадлежавших к их собственному обществу. Совсем другое значение имеет слово «кельты» для современных кельтских националистов, однако к нашей теме это уже не относится.

В первую очередь мы попытаемся узнать, как же распознать этот народ, который формировался на такой большой территории и существовал столь долго (хотя и на ограниченном пространстве). Поскольку кельты не оставили никаких дохристианских письменных исторических записей или легенд, которые рассказывали бы о самом древнем периоде их истории, мы будем вынуждены использовать данные, полученные путем умозаключений. Самый ранний и, возможно, самый надежный (хотя и очень ограниченный) источник информации – археология. Позднее исторические сочинения греков и римлян, где рассказывается о нравах и обычаях кельтов, в сочетании с тем, что можно извлечь из ранней ирландской литературной традиции, дают нам дополнительные подробности и помогают «оживить» несколько схематичную картину, которую мы нарисовали с помощью археологии.

Воинственность этих народов ярко проявилась в их отношениях с римлянами, которые считали белгов самыми упрямыми и неуступчивыми из всех кельтов Британии и Галлии. Судя по всему, именно белги завезли в Британию плуг, а также технику эмали и свой собственный вариант латенского искусства. Керамика белгов также весьма своеобразна. Кроме того, белги были первыми, кто стал чеканить в Британии свою монету. Эти племена создали городские поселения – фактически настоящие города, такие как Сент-Олбанс (Веруламий), Силчестер (Каллева), Винчестер (Вента) и Колчестер (Камулодун).

Переселение кельтов в Ирландию представляет еще больше проблем. Отчасти это обусловлено тем, что все богатство древней повествовательной литературы практически не находит никакого отражения в археологии. Однако это, судя по всему, происходит оттого, что до последнего времени в Ирландии проводилось сравнительно мало подлинно научных археологических исследований. Множество небрежных раскопок лишь затрудняют интерпретацию полученных данных. Но сейчас ирландские археологи делают огромную работу, и полученные результаты позволяют надеяться на то, что в будущем мы приблизимся к решению проблемы.

Как мы уже видели, Q-кельтский, или гойдельский, язык был распространен в Ирландии, гэльской Шотландии и до недавнего времени – у местных жителей на острове Мэн. Для кельтологов этот язык сам по себе представляет проблему. Пока мы не знаем, кто и откуда принес Q-кельтский язык в Ирландию, и даже не уверены, что этот вопрос вообще разрешим. Сейчас мы можем сказать одно: бриттская речь аристократов Йоркшира и юго-западных шотландских колонистов Ольстера была полностью поглощена гойдельским языком, на котором, как мы можем предполагать, там говорили. Ученые выдвигали множество разных теорий, как археологических, так и лингвистических, но до сих пор достаточно убедительных предположений высказано не было. Можно предположить, что гойдельская (или Q-кельтская) форма кельтского языка более древняя, и, возможно, даже язык гальштатских кельтов был именно гойдельским. В таком случае ранние колонисты принесли его с собой в Ирландию примерно в VI веке до н. э. Возникает вопрос: был ли гойдельский язык в других местах поглощен языком иммигрантов, владевших более высокой технологией и боевыми приемами и говоривших по-бриттски? Пока мы не можем ответить на этот вопрос, однако гойдельский язык продолжал господствовать в Ирландии, несмотря на все бриттские иммиграции в Ольстер, которые, как мы знаем, имели место в течение нескольких столетий до начала нашей эры. Только объединенные усилия археологов и филологов могут помочь дать ответ на эти вопросы. Пока поразительный феномен Q-кельтского языка остается для нас необъяснимой загадкой.

Гальштатская колонизация Ирландии отчасти могла идти из Британии, однако есть данные, что она проходила напрямую с континента и кельты попали в Ирландию через северо-восточную Шотландию. Имеющиеся данные о введении латенской культуры в Ирландию показывают, что могло быть два основных источника иммиграции: один, уже упомянутый нами – через Британию примерно в I веке до н. э. с основной концентрацией на северо-востоке, и другое, более раннее движение прямо с континента, которое датируется примерно концом III – началом II века до н. э. Это было переселение в западную Ирландию. Такое предположение опирается не только на археологический материал, но и на раннюю литературную традицию, где мы видим исконное соперничество между Коннахтом на западе и Ульстером на северо-востоке. Запечатленная в текстах традиция подкрепляет археологические данные и освещает отдельные черты повседневной жизни по крайней мере некоторых древних кельтских народов.

Античные писатели о кельтских народах

Теперь мы должны рассмотреть другой источник данных о древних кельтах, а именно сочинения античных авторов. Некоторые из их свидетельств о миграциях и поселениях кельтов весьма фрагментарны, некоторые – более детальны. Все эти свидетельства нужно использовать с осторожностью, однако в целом они передают информацию, которую мы должны считать подлинной – конечно, делая скидку на эмоции автора и его политические пристрастия.

Первые два автора, упоминавшие о кельтах, – это греки Гекатей, который писал примерно во второй половине VI века до н. э., и Геродот, писавший несколько позже, в V веке до н. э. Гекатей упоминал об основании греческой торговой колонии в Массилии (Марсель), которая находилась на территории лигуров, по соседству с землей кельтов. Геродот также упоминает о кельтах и утверждает, что источник реки Дуная расположен в кельтских землях. Он свидетельствует о широком расселении кельтов в Испании и Португалии, где слияние культур двух народов привело к тому, что эти племена стали называть кельтиберами. Хотя Геродот ошибался относительно географического положения Дуная, считая, что он находится на Иберийском полуострове, возможно, его утверждение объясняется какой-то традицией о связи кельтов с истоками этой реки. Автор IV века до н. э. Эфор считал кельтов одним из четырех великих варварских народов; другие – персы, скифы и ливийцы. Это говорит о том, что кельтов, как и ранее, считали отдельным народом. Хотя политического единства у них практически не было, кельтам был свойствен общий язык, своеобразная материальная культура и схожие религиозные представления. Все эти черты отличаются от неизбежных местных культурных традиций, которые появились в результате слияния традиций кельтов с традициями народов, среди которых они поселились на обширной территории Европы (рис. 2).

Основной социальной единицей у кельтов было племя. Каждое племя имело свое название, в то время как общим названием для всего народа было «кельты» (Celtae). Название Celtici продолжало существовать в юго-западной Испании до римского времени. Однако теперь считается, что творцами этого названия были сами римляне, которые, будучи знакомы с галлами, смогли распознать кельтов и в Испании, и поэтому назвали их Celtici. У нас нет свидетельств об использовании этого термина по отношению к кельтам, жившим в древности на Британских островах; нет данных и о том, что кельтские обитатели этих областей назвали себя общим названием, хотя могло быть и так. Греческая форма слова «Keltoi» происходит из устной традиции самих кельтов.

Есть два других названия кельтов: галлы (Galli) – так называли кельтов римляне – и галаты (Galatae) – слово, которое часто использовали греческие авторы. Таким образом, у нас есть две греческие формы – Keltoi и Galatae – и эквивалентные им римские – Celtae и Galli. Действительно, Цезарь пишет, что галлы именуют себя «кельтами», и представляется очевидным, что сверх своих отдельных племенных наименований именно так они себя и называли.

Римляне называли регион к югу от Альп Цизальпинской Галлией, а область за Альпами – Трансальпинской Галлией. Примерно около 400 года до н. э. кельтские племена, пришедшие из Швейцарии и южной Германии, во главе с инсубрами вторглись в северную Италию. Они захватили Этрурию и прошли по итальянскому полуострову до самого Медиолана (Милан). Их примеру последовали другие племена. Произошло широкомасштабное расселение. Воинов, отправлявшихся в завоевательный поход, сопровождали их семьи, слуги и пожитки в тяжелых и неудобных повозках. Об этом свидетельствует также одно интересное место в ирландском эпосе «Похищение быка из Куальнге»: «И снова двинулось войско в поход. Нелегкий это был путь для воинов, ибо множество всякого люда, семей и сородичей двигалось с ними, дабы не пришлось им расставаться и каждый мог видеть своих родных, друзей и близких».

Используя завоеванные земли в качестве базы, отряды умелых воинов совершали набеги на обширные территории. В 390 году до н. э. они успешно напали на Рим. В 279 году галаты под предводительством вождя (хотя, вероятнее, речь идет о кельтском божестве) по имени Бренн атаковали Дельфы. Еще галаты во главе с Бренном и Болгием проникли в Македонию (скорее всего, и тот и другой были не вождями, а богами) и попытались там поселиться. Греки упорно сопротивлялись. После атаки на Дельфы кельты были разбиты; тем не менее они остались на Балканах. Три племени перебрались в Малую Азию и после нескольких стычек поселились в северной Фригии, которая стала называться Галатией. Здесь у них было святилище под названием Друнеметон, «дубовая роща». Были у галатов и свои крепости, и они достаточно долго сохраняли национальную самобытность. Общеизвестно послание апостола Павла к галатам. Если археология Галатии когда-нибудь станет отдельной, хорошо разработанной дисциплиной, то перед нами откроется еще одна интересная панорама местной цивилизации в рамках обширного мира кельтов.

Когда сегодня мы думаем о кельтах, то обычно при этом представляем себе народы – носители кельтских языков – на периферии западных областей Европы: в Бретани, в Уэльсе, Ирландии и гэльской Шотландии, а также их последних представителей на острове Мэн. Однако следует постоянно иметь в виду, что для археологов кельты – это народ, чья культура покрывает огромные территории и длительные периоды времени. Для археологов Восточной Европы кельты, жившие дальше к Востоку, столь же важны и интересны, как и лучше нам известные кельты Запада. Понадобится еще много археологических и лингвистических исследований по всем кельтским областям, причем особенно важна ономастика (изучение названий мест), прежде чем мы сможем нарисовать более или менее полную картину.

Но вернемся к ранней истории кельтов – такой, какой она виделась античным писателям. Уже к 225 году кельты начали терять контроль над Цизальпинской Галлией: этот процесс начался с сокрушительного поражения, которое римляне нанесли огромной кельтской армии при Теламоне. Среди войск кельтов были знаменитые гезаты – «копьеносцы», эффектные галльские наемники, которые поступали на службу к любому племени или союзу племен, которые нуждались в их помощи. Эти отряды чем-то напоминают ирландских фениев (Fiana), отряды воинов, которые жили вне племенной системы и бродили по стране, сражаясь и охотясь, под предводительством своего легендарного вождя Финна Мак Кумала. Рассказывая о битве при Теламоне, римский автор Полибий живо описывает гезатов. Его замечания о внешнем виде кельтов вообще будут подробно рассмотрены в главе 2. Полибий рассказывает, что кельтские племена, принимавшие участие в битве, – инсубры и бойи – носили штаны и плащи, однако гезаты сражались обнаженными. Римский консул Гай погиб в самом начале сражения и, по кельтскому обычаю, был обезглавлен. Но затем римлянам удалось заманить кельтов в западню, зажав их между двумя римскими армиями, и, несмотря на всю свою самоубийственную храбрость и выносливость, они были разбиты наголову. Так начался отход кельтов из Цизальпинской Галлии. В 192 году римляне, победив бойев в самой их цитадели – теперешней Болонье, – наконец добились господства над всей Цизальпинской Галлией. С этого момента везде стало происходить одно и то же: территория независимых кельтов постепенно сокращалась, а Римская империя наступала и разрасталась. К I веку до н. э. Галлия, которая на тот момент оставалась единственной независимой кельтской страной на континенте, вошла в состав Римской империи после окончательного поражения, которое нанес галлам Юлий Цезарь в начавшейся в 58 году войне. Цезарю понадобилось около семи лет, чтобы завершить покорение Галлии, и после этого началась быстрая романизация страны.

Кельтская речь и религиозные традиции продолжали жить под эгидой Рима, и они должны были измениться и приспособиться к римской идеологии. Среди привилегированных классов широко использовалась латынь. Кельтские жрецы – друиды – попали под официальный запрет, однако причиной тому были не только их жестокие религиозные обряды, которые якобы оскорбляли чувствительность римлян (в римском мире человеческие жертвоприношения давно прекратились), но и то, что они угрожали римскому политическому господству. Значительную часть имеющейся у нас информации о кельтской жизни и религии как в Галлии, так и в Британии приходится буквально выковыривать из-под римской лакировки. Местные религиозные культы также необходимо отделять от античных наслоений, хотя порою это нелегко, а иногда и почти невозможно. Тем не менее у нас достаточно информации и сравнительного материала, чтобы нарисовать достаточно убедительную картину жизни кельтов в римской Галлии и Британии. Приход христианства также принес с собой значительные перемены – как и окончательное завоевание Римской империи варварскими ордами из Северной Европы. После этого кельтский мир, за исключением Ирландии, умирает, и в тех областях, которые после этого периода сохранили кельтский язык, он стал пережитком прошлого, а это уже выходит за рамки нашей книги.

Вернемся на Британские острова. Мы мало знаем о здешней истории кельтов из письменных источников – фактически гораздо меньше, чем мы знаем о кельтах в Европе. Рассказ Цезаря о переселении белгов в юго-восточную Британию – это первое подлинно историческое сообщение о миграции кельтов на Британские острова, но помимо археологических данных у нас есть еще одна или две крупицы информации. В поэме «Морской путь» («Ora maritima»), написанной в IV веке Руфом Фестом Авиеном, сохранились фрагменты утерянного руководства для моряков, составленного в Массилии и получившего название «Массалиотский перипл». Оно датировалось примерно 600 годом до н. э. и представляло собой рассказ о путешествии, начавшемся в Массилии (Марсель); далее маршрут продолжается по восточному берегу Испании до самого города Тартесс, который, видимо, был расположен близ устья Гвадалквивира. В этом рассказе присутствовало упоминание о жителях двух больших островов – Иерны и Альбиона, то есть Ирландии и Британии, которые, как говорили, торговали с жителями Эстримнид, обитателей теперешней Бретани. Эти названия представляют собой греческую форму имен, которые сохранились среди кельтов, говоривших на гой-дельских языках. Речь идет о древнеирландских названиях «Эриу» (Eriu) и «Альбу» (Albu) . Это слова индоевропейского, скорее всего, кельтского происхождения.

Кроме того, у нас есть рассказы о путешествии Пифея из Массилии, состоявшемся примерно в 325 году до н. э. Здесь Британия и Ирландия называются pretannikae, «Претанские острова», судя по всему, также кельтское слово. Жители этих островов должны были называться «пританы» (Pritani) или «притены» (Priteni). Имя «пританы» сохранилось в валлийском слове «Prydain» и, видимо, обозначало Британию. Это слово было неправильно понято и в рассказе Цезаря фигурирует как «Британния» и «британны».

Рим и приход христианства

После нескольких волн миграций кельтов на Британские острова, о которых мы уже говорили, следующим крупным событием в истории древней Британии стало, конечно, ее вхождение в Римскую империю. Юлий Цезарь прибыл в Британию в 55-м и затем в 54 году до н. э. Император Клавдий начал окончательное подчинение юга острова в 43 году н. э. Наступила эпоха римской экспансии, военного завоевания и римского гражданского правления, когда романизировались наиболее выдающиеся местные князья. Словом, здесь происходило примерно то же самое, что и в Галлии, но процесс был менее сложным и масштабным; местные языки выжили, хотя аристократия и пользовалась латынью, как в Галлии. В Британии перенимали римские обычаи, строили города на средиземноморский манер и воздвигали каменные храмы по классическим образцам, где бриттские и античные боги почитались бок о бок. Постепенно местные элементы начали выходить на первый план, и к IV веку н. э. мы видим возрождение интереса к местным религиозным культам; были построены один-два внушительных храма, посвященные кельтским божествам, такие как храм Нодонта в Лидни-парке в устье Северна и храм неизвестного божества с бронзовым изображением быка с тремя богинями у него на спине в Мэйден-Касл, Дорсет. Каждый из этих храмов находился на месте хилл-форта железного века. Появилось и христианство, которое принесло с собой свои изменения и повлияло на местное общество.

Мы рассмотрели тот фон, на котором проходила повседневная жизнь кельтов. Как мы уже видели, речь идет о весьма обширных временных и географических рамках – примерно с 700 года до н. э. до 500 года н. э. Мы узнали, что в период между эпохой Геродота и эпохой Юлия Цезаря судьба вознесла кельтов на головокружительную высоту, с которой они упали столь же драматично. Кельтский язык (с его двумя основными ветвями) был, в той или другой форме, общим для всего кельтского мира, и религиозные верования у кельтов тоже были общие. В силу этой индивидуальности или «национальности», если можно применить это слово по отношению к народу, у которого не было сильной центральной политической власти, более развитые и образованные соседи отличали и узнавали кельтов. Отчасти именно наблюдения этих соседей, которые рассказывают нам о кельтском образе жизни, выделяют кельтов как отдельный народ, а другие данные о ранних кельтах помогают нам глубже проникнуть в эту проблему. Теперь мы должны попытаться узнать больше о домашней, личной стороне жизни языческих кельтских народов; мы хотим узнать о том, как они выражали себя в литературе, об их религиозных представлениях, о законах, которые управляли их повседневной жизнью. Мы узнаем, какой была структура их общества, как они выглядели и как одевались, – словом, о том, что в глазах античных писателей отличало их от других племен. Древние авторы говорили, что кельты были одним из четырех варварских народов обитаемого мира. Что они при этом имели в виду? Как мы можем это проверить? Насколько достоверны эти источники? Далее в нашей книге мы попытаемся ответить по крайней мере на некоторые из этих вопросов.

Словник : Карданахи - Керо . Источник: т. XIVa (1895): Карданахи - Керо, с. 914-917 ( · индекс ) Другие источники : МЭСБЕ


Кельты (Κελτοί, Κελταί, Celtae) - племя индоевропейского происхождения, раньше других арийцев явилось в Западную Европу, куда оно, по-видимому, проникло иным путем, чем греки и латины. К. обогнули Черное море, затем повернули на СЗ., к Балтийскому морю, и, следуя вдоль берегов Балтийского и Немецкого морей, вступили с С. в нынешнюю Францию, откуда переселялись и в др. страны. Выражение К., впервые встречающееся у Гекатея (половина VI стол. до Р. Х.), у самих К. первоначально означало только одну ветвь племени, жившую между Гаронной, Сеной и Марной и прежде всех других сделавшуюся известною грекам, которые утвердились по соседству - в Массилии (Марсель). Позже это название было распространено на все ветви кельтского племени, хотя у самих К. и были особые имена для отдельных ветвей племени. Соответственно этому классические авторы называют Кельтикой (Κελτική, Κελτία, Celtica) все земли на З. и С. Европы, занятые кельтскими племенами (в более тесном смысле название это давалось только Gallia comata; см. VII, 938). В историческое время имели место три великих переселения К. В начале VI или в V ст. они вторгнулись в Пиренейский полуо-в, где часть их смешалась с иберийцами, получив название кельтиберов (см.) , другая же часть сохранила чистоту своей расы. В начале IV ст. до Р. Х. К. заняли Сев. Италию, которая в то время населена была этрусками (см. Галлия, VII, 937). К 284-278 гг. до Р. Х. относится передвижение К. на Балканский полуо-в, которое после разбойнических набегов, достигавших Греции, закончилось водворением их в Малой Азии под именем галатов (VII, 889) . Переселение К. в Германию, о котором сообщает Тит Ливий, представляется чрезвычайно спорным. В древности К. распадались на 4 главные группы: 1) галлы , или К. в тесном смысле этого слова, так как они, по словам Цезаря, на своем собственном языке назвали себя кельтами ; они жили в Галлии к В. от Гаронны и Ю. от Сены; к ним же должны быть причислены кельтск. племена Испании, Сев. Италии, нынешней Южной Германии и Австро-Венгрии; 2) белги , которые занимали земли к В. от Сены, сначала до нижнего течения Эльбы, с I ст. до Р. Х. - только до Рейна, а также жили в Южной Британии; 3) бритты , населявшие остальную Англию и Валлис; 4) гаеллы , обитавшие в Ирландии и Шотландии. В Германии поселения К., как об этом свидетельствуют сохранившиеся названия местностей, доходили на В. до Эльбы: в Сев. Германии жили белги (Belgae), в средней и южной - волки (Volcae). В течение второй половины первого тысячелетия до Р. Х. К., отчасти добровольно, отчасти вытесняемые наступавшими с востока германцами (VII, 526), очистили правый берег Рейна. Только немногие остатки их остались здесь и подверглись германизации. Более значительна примесь кельтской крови у южно-германск. племен. Бойи (IV, 230) в I ст. до Р. Х. были вытеснены из Богемии маркоманами. Ариовист (II, 105) утвердил господство германцев в Южной Германии к С. от Дуная и собирался отнять у К. земли в нынешнем Эльзасе и Франшконте, но был побежден Цезарем в 58 г. до Р. Х. и отброшен за Рейн. В 283-191 гг. до Р. Х. римляне покорили К. Сев. Италии (решительное сражение при Кластидиуме, 222 г.), а около конца II ст. до Р. Х. - К., населявших область Роны и земли к Ю. от Севеннов (Gallia Narbonensis). Несколько раньше римляне стали господствовать над К. в Испании. В 58-51 гг. до Р. Х. Юлий Цезарь после упорной борьбы покорил нынешнюю Францию (Gallia transalpina), которая с 27 г. до Р. Х. образовала римскую провинцию (см. Галлия, VII, 938). Император Август подчинил себе К., обитавших в Реции, Винделикии, Норикуме, Паннонии и Мизии. Значительнейшая часть Британии (IV, 679-681) была занята римлянами в 43-85 гг. по Р. Х.; здесь К., сплавившись с германск. народом англосаксов в одну твердую массу, положили начало английскому народу. На континенте Европы К., жившие по Рейну и к Ю. от Дуная, растворились в германских племенах, раньше подвергшись романизации. Последняя всего сильнее проявилась среди К. нынешней Франции. В чистом своем виде кельтская раса сохранилась в Бретани (где кельтское население было в V и VII ст. по Р. Х. подновлено массовыми переселениями из Корнваллиса), Валлисе, Ирландии и Шотландии; общее число говорящих ныне на кельтских языках (см.) достигает 3½ млн.

Представляя собой авангард арийцев в их движении на З., К. не были, однако, первоначальными обитателями Западной Европы. Они повсюду находили здесь племена неарийского происхождения, которые в одних местах принадлежали к иберийской, в других - к лигурийской расе. Отношения К. к этим, равно как и к другим доисторическим расам (пещерный человек), еще не выяснены. Несомненно лишь одно, что неарийские элементы, подчинившиеся К., смешались с ними в физиологическом отношении. Отсюда те различия в современном населении стран, некогда населенных К., которые послужили основой для теории Амедея Тьерри о двойственности кельтской расы (см. Галлы, VII, 942). В тех малорослых, черноволосых брахикефалах, которых Мильн-Эдвардс и др. считали подлинными К., на самом деле всего более неарийской крови. Древний кельтский тип, как он описывается классическими писателями, представляет противоречивые черты, которые могут быть объяснены лишь слиянием рас, а в некоторых местностях, где такое слияние еще не завершилось, - сосуществованием на одной почве рас, писателями не различаемых. Кельтам приписывались крайнее непостоянство - и твердая, героическая преданность своим вождям; необыкновенная жадность к золоту - и щедрое посвящение его богам; тяжелая неподвижность ума - и страсть к красноречию; грубая, наивная простота - и способность придумывать всяческие хитрости на войне; умственная косность - и способность к изобретениям. Какие из этих черт должны быть отнесены на счет К. и какие приписаны аборигенам Европы неарийской крови - это все вопросы, представляющие широкое поле для различных комбинаций. Моммзен национальными свойствами К. объясняет тот исторический факт, что эти хорошие солдаты и плохие граждане поколебали все государства, но сами не основали ни одного. При появлении своем в Европе К. стояли уже на довольно высокой ступени цивилизации. Они познакомили аборигенов Европы с употреблением металлов, а сами, быть может, заимствовали у них друидизм (XI, 193) . Всегда готовые странствовать и предпринимать походы, занимаясь войною, как организованным разбоем или даже как ремеслом за плату, К. не отличались преданностью родимой почве, которая свойственна италийцам и германцам. Они любили селиться большими группами, по городам и местечкам, которые разрослись и приобрели у них значение, кажется, ранее, чем в Италии. Прочностью и силой отличалось их родовое чувство. Кельтские роды, или кланы (см.) , долго сохраняли первобытную независимость, хищнический образ жизни и преданность наследственному главе. Для полной характеристики внутреннего быта К. наука не располагает еще достаточными данными. Сведения, сообщаемые о К. Цезарем и др. классическими писателями (см. Галлы, VII, 942-945), почти не касаются этой стороны вопроса. Памятникам, сохранившимся в Бретани и Валлисе, ученые до последнего времени не придавали значения, так как эти кельтские страны подвергались сильному влиянию романизации и др. чуждых воздействий. Положение вопроса значительно изменилось в последнее время, когда приступлено к изданию памятников древнеирландского права. Ирландия никогда не была подвластна ни римлянам, ни англосаксам; датчане проникли в нее лишь в конце VIII стол. Когда лингвисты окончательно разъяснят древнеирландские тексты, тогда, быть может, историки-юристы в состоянии будут проследить бесспорно кельтские элементы в памятниках Валлиса и Бретани и выяснить, существовало ли единое кельтское право.

Самобытное национальное право, действовавшее в Ирландии с древнейших времен, было в начале XVII в. отменено англ. правительством и обречено на забвение, как все, что могло напомнить ирландцам об их прежнем национальном существовании. Но в 1852 г. англ. правительство поручило ирландским ученым отыскать и издать памятники древнеирландского права. Издание, до сих пор еще не законченное («Ancient laws of Ireland», т. 1-4, 1865-79), пока содержит в себе два памятника, снабженных англ. переводом: Senchus Môr, т. е. Великую книгу древнего закона, и книгу Аицилля. Полагают, что правовые нормы, содержащиеся в Великой книге древнего закона, сложились под влиянием брегонов (см. ниже), приблизительно в I-м столетии нашей эры, а юридические трактаты, служащие основой сборника и предметом позднейшей глоссы, составлены в эпоху введения в Ирландии христианства, т. е. в половине V ст., затем несколько веков были сохраняемы устным преданием, а к VIII в. были записаны. Древнейшая дошедшая до нас рукопись относится к XIV в. Все в этом кодексе - и форма, и содержание - носит на. себе печать глубокой древности. Архаичность формы проявляется в полном отсутствии метода или системы; вследствие нарушения размера стихи всюду переходят в прозу, но не трудно угадать и восстановить их. Для изучения исходных основ и эволюции первобытного индоевропейского права нет другого источника - за исключением разве законов Ману, - который превосходил бы своей важностью старинные ирланд. законы. Сенхус-Мор состоит из 5 книг, из которых первые две трактуют о судопроизводстве, последние три - о воспитании детей, о различных формах аренды и об отношениях разных лиц между собой, а также к церкви. Материалом для книги Аицилля послужили два произведения, из которых одно принадлежит королю Кормаку (около 250 г. по Р. Х.), а другое - Ценнфеладсу, жившему четырьмя столетиями позднее; рукописи ее не старше XV века, но самая книга составлена гораздо раньше, а описываемые в ней учреждения относятся к отдаленнейшей древности. Дополнением к этим двум главным источникам могут служить другие памятники древнеирландской литературы, в особенности же церковные тексты - исповедь св. Патрика, Collatio canonum hibernica и др. Все эти памятники застают народ в состоянии родового быта, высшим проявлением которого был клан (см.) . Наряду с родовыми отношениями, а иногда и помимо них, устанавливалась путем аренды земли зависимость, аналогичная вассальным отношениям феодального строя. В основе аренды, которая, впрочем, могла быть и свободной, т. е. не устанавливать зависимых отношений между съемщиком и хозяином, лежала собственно отдача в пользование не земли, а скота (так назыв. шетел , cheptel, от кельтс. chatal или chetal - скот), этого главного богатства К. (подробнее о землевладении и общественных классах см. Брегонский закон, IV, 632 и Клан). Собственник по имени был в действительности только управляющим общего родового имения, обремененного повинностями в пользу семьи. Брак заключался посредством покупки жен и до введения христианства, по-видимому, мог быть совершаем на один год. Выкуп за дочь шел в пользу отца, но при последующих браках известная часть его, которая с каждым новым браком постепенно увеличивалась (закон предусматривает 21-кратный выход замуж), обращалась в пользу дочери. Когда отца заменял брат, он получал половину того, что причиталось отцу. Когда супруги были равны как по общественному положению, так и по вкладам, внесенным ими для составления общего имущественного фонда, то жена пользовалась одинаковыми правами с мужем и один без другого не мог вступать в сделки; в случае неравного брака преимущественное значение в домашних делах принадлежит тому из супругов, кто делал вклад. Наряду с этими случаями Сенхус-Мор предусматривает еще 7 форм брачных отношений, напоминающие собой неправильные брачные соединения, о которых говорится в законах Ману. При разлучении супругов каждый берет свой вклад целиком, благоприобретенные же имущества распределяются между ними на основании особых правил, предусматривающих мельчайшие детали. Существовала весьма сложная система родственных отношений, применявшаяся не только к распределению наследственных имуществ, но и к раскладке денежных штрафов, занявших место кровной мести: к платежу и получению этих штрафов родственники призывались в том же порядке, как и к наследованию ). Вознаграждение за убийство свободного человека (цена крови, eric) определялось в 7 рабынь (рабыня - обычная единица ценности у К.) или 21 дойную корову. Кроме того, существовала еще цена чести (enechlann), размер которой зависел от состояния и общественного положения жертвы. От родственников преступника зависело или уплатить за него, или же отказаться от него и обречь его на изгнание. Случайное убийство не освобождало от платежа вознаграждения; убийство тайное или из засады влекло за собой двойной штраф. Существовал тариф штрафов за поранения и побои. Размер вознаграждения за убытки находился в прямом отношении к званию потерпевшего и в обратном к званию нанесшего вред. Начальной стадией процесса служил арест, который налагался истцом на имущество (скот) ответчика и вместе с тем служил обеспечением иска. Если у ответчика не было никакого имущества, то он подвергался личному задержанию и отводился к истцу с оковами на ногах и цепью на шее; истец обязан был давать ему только чашку мясного отвара в день. Если истец и ответчик принадлежали к разным племенам и арест имущества последнего был неудобоисполним, то истец мог задержать всякое лицо из племени ответчика. Заложник платил за своего соплеменника и имел к нему право обратного требования. Если путем ареста имущества нельзя было побудить ответчика явиться на суд, то дело оканчивалось поединком, условия которого установлены были обычаем и который во всяком случае происходил при свидетелях. Суд принадлежал главе клана или народному собранию, но вообще имел характер третейский. При постановлении решения он руководился мнением брегонов (собственно brithem, затем brehon - судья), которые в языческую эпоху принадлежали к числу филе (filé - ясновидящий, пророк) - разряду жрецов, непосредственно следовавших за друидами; в средние века они сделались наследственной корпорацией. Брегоны - это вещатели права, хранители формул и довольно сложных обрядов процесса, отличавшегося обычным в древности формализмом; в своих заключениях они не создают право, а только раскрывают и формулируют те правовые нормы, которые кроются в правовом сознании народа. Весьма рано началась среди них и теоретическая, научная разработка права. Этим только и может быть объяснена сложная казуистика Сенхус-Мора, которою он может соперничать с юридическою мудростью брахманов и талмудистов. Брегоны были также поэтами и стояли во главе школ, в которых путем устной передачи изучалось право вместе с правилами поэтического творчества. В языческую эпоху принадлежность брегонов к числу жрецов сообщала заключениям их религиозный авторитет, тем более, что филе приписывалось сверхъестественное могущество, способность низвести на непокорного всяческие беды. Тогда во главе сословия филе стоял так назыв. олав (ollaw), соответствующий по своему положению верховному друиду галлов. И после введения христианства заключения брегонов не лишились мистического оттенка: на суде совершались разные магические действия Орегона, которые должны были вызвать сверхъестественные откровения. Затем доказательствами служили судебный поединок, присяга, ордалии, поддержка соприсяжников.

Литература. Кроме сочин., приведенных в ст. Галлы (VII, 945) и Кельтские языки : Brandes, «Das ethnogr. Verhältniss der Kelten und Germanen» (Лпц., 1857); Desjardins, «Géographie historique et administrative de la Gaule romaine» (Пар., 1876-1885); Cuno, «Vorgeschichte Roms. Bd. I: Die Kelten» (Лпц., 1878); Rhys, «Celtic Britain» (Лонд., 2 изд. 1885); Czoernig, «Die alien Völker Oberitaliens» (В., 1885); Meyer, «Die noch lebenden Kelt. Völkerschaften, Sprachen und Litteraturen» (Б., 1863); «Ancient laws and institutes of Wales» (Л., 1841); O’Gurry, «Manners and Customs of the ancient Irish» (Лонд., 1873, с предисловием О’Сюлливана); Мэн, «Древнейшая история учреждений» (СПб., 1876), D’Arbois de Jubainville, «Etudes sur le droit celtique. Le Senchus Mor» (1881); Дарест, «Исследования по истории права» (СПб., 1894); Wasserschieben, «Die irische Canonensammlung» (Л., 1885).

3 320

Кельтами зовутся племена индоевропейского происхождения в древности и на рубеже эр занимавшие обширные площади в Западной и Центральной Европе. Это был очень воинственный народ, который в 390 году до н.э. даже захватил и разграбил Рим. Но междоусобные войны ослабили воинственный народ. В итоге германцы и римляне вытеснили кельтов с их земель. Эти племена так и остались окруженными многочисленными тайнами, интригами, а стало быть, и мифами. Давайте же попытаемся понять, кем же на самом деле они являлись.

Кельты жили на территории современных Британии и Ирландии

Трудно сказать что-либо определенное о происхождении кельтов. Некоторые историки полагают, что они населяли Британию еще 3200 лет назад, а другие полагают, что и задолго до этого. Но ясно одно — миграция кельтов началась примерно в 400 году до н.э. из Центральной Европы. Племена стали распространяться во всех направлениях, но на юг им пришлось столкнуться с сильными римлянами. Оказалось, что воинственным, но разрозненным кельтам противостояла единая унифицированная империя. Племена же постоянно воевали друг с другом, не думая об объединении против общего врага. В итоге некоторые из племен оказались полностью уничтоженными, другие подчинились римлянам, переняв их культуру, а третьи вообще ушли в отдаленные уголки того мира — в Ирландию, Шотландию и Уэльс. Там до сих пор существуют общины современных кельтов, которые даже стремятся сохранить свою культуру. А в своих путешествиях кельты добрались даже до Греции и Египта.

Кельты сражались обнаженными

При упоминании кельтов всегда найдется тот, кто упомянет их традиции сражаться обнаженными с золотой повязкой на шее, шейной гривной. Этот миф о кельтах является одним из самых популярных. Но стоит только задуматься о таком утверждении, как тут же становится понятной его нелепость. А появилось это лже-утверждение благодаря римлянам. Сегодня практически вся информация, которой мы владеем об этих древних племенах, получена из записей историков Рима. Нет никаких сомнений, что они преувеличили свои подвиги, а врага описывали абсолютно примитивными дикарями. В данном случае история творилась победителями, стоило ли ждать от нее честности по отношению к поверженным? Но есть и другая сторона этой истории. Кельты жили в период истории, именуемый Железным веком. Тогда вместо бронзы как раз начали использовать железо. Оно шло на изготовление брони, оружия и инструментов. Кельты имели возможность вооружаться мечами, топорами, молотами, создавать металлические доспехи, кольчуги, клепать кожу. Учитывая существование доспехов, глупо было бы предполагать, что воины отказывались от них и воевали голыми.

Друиды были древними волшебниками

Для того времени кельтские друиды являлись действительно могущественными персонажами. Они не просто носили белые одежды и делали человеческие жертвоприношения, но делали действительно невероятные вещи. Друиды выступали советчиками для вождей племен и даже королей. С их помощью рождались законы, подобно тому, как сегодня английский парламент «предлагает» королеве подписать акты. Друиды часто выступали в качестве судей, следя за соблюдением введенных ими же правил. Для кельтов друиды являлись олицетворением мудрости. Недаром полагалось учиться 20 лет, чтобы заслужить такое звание. Друиды обладали знаниями в области астрономии, они хранили народные предания и культивировали натурфилософию. Кельтские мудрейшины сообщали жителям деревень, когда им стоит начинать посевные работы. Друиды даже верили в то, что они умеют предсказывать будущее.

Кельтские традиции умерли вместе с ними

Благодаря кельтским друидам появилась и сохранилась одна интересная традиция, которую мы знаем и сегодня. Дело в том, что в те времена дуб считался священным деревом. Друиды считали, что боги жили во всем, что нас окружает, в том числе и в скалах, воде, растениях. Не менее святой вещью, чем дуб, являлась омела, которая на нем как раз и росла. Верования в силу этих растений сохранились и сегодня. Неслучайно в англоязычном мире есть традиция на Рождество целоваться под омелой.

Кельтские женщины были угрюмыми

Исходя из предположения о том, что кельты были дикарями (спасибо римлянам!), логично и женщин их считать угрюмыми и забитыми. Но это — миф. На самом деле кельтские женщины могли быть весьма могущественными и влиятельными, владеть собственными земельными и даже разводиться по своему желанию. Для тех времен такие свободы кажутся невероятными. Римские женщины были по сути ограничены в правах, а вот у кельтов женщины могли делать карьеру, поднимаясь по социальной лестнице. Высокий статус мог, как наследоваться, так и приобретаться за счет заслуг. У кельтов за предводителем в бой шли землевладельцы. Если же таковым оказывалась женщина, то в бой шла и она. Фактически у кельтов женщины-воины даже обучали мальчиков и девочек военному искусству. Женщины могли даже стать друидами, создавая законы общества. Эти нормы охраняли каждого в племени кельтов, в том числе стариков, больных и немощных, детей. Считалось, что последние еще невинные, поэтому их и следует оберегать. А вот в римском обществе часто детей бросали, оставляя умирать голодными на помойках. Так что кельты были вовсе не дикарями, как нас убеждают римляне.

Кельты не строили дорог

Трудно спорить с тем фактом, что именно благодаря римским инженерам появилась сеть дорог, окутавшая всю Европу. На самом деле с этим согласиться нельзя. Ведь задолго до римлян кельтами была построена целая сеть деревянных дорог, соединивших соседние племена. Эти пути сообщения позволяли кельтам заниматься торговлей друг с другом. Просто деревянные дороги оказались недолговечными, от этого материала практически ничего не осталось — он сгнил. Но сегодня в болотах Франции, Англии и Ирландии еще встречаются некоторые деревянные доски, части дороги. Исходя из того факта, что римляне так и не смогли покорить Ирландию, можно смело считать, что старые доски были созданы кельтами, как часть дорожного полотна. В той же Ирландии существует Тропа Корлеа, на которой присутствует немало частей старой дороги. Местами ее даже реконструировали, чтобы можно было увидеть, по какому пути в свое время перемещались кельтские племена.

У кельтов были странные, но однообразные шлемы

Исходя из того, что у кельтов была металлическая броня, логично предположить существование и соответствующих ей шлемов. Они часто были необычными — кельты не стеснялись экспериментировать с дизайном. Один такой предмет экипировки была найден в румынском селе Чумешти, куда эти племена также забрались. Тут археологи нашли старое кладбище, относящееся к железному веку. Среди 34 могил нашлась и та, которая принадлежала кельтскому вождю. Его похоронили вместе со многочисленными предметами, среди которых были бронзовые топоры и богатые доспехи. Считалось, что они должны были помочь умершему в загробном мире. Но выделялся среди всего облачения необычный шлем. На нем неизвестный мастер выковал большую хищную птицу, раскинувшую свои бронзовые крылья. Необычным выглядит конструкция этого украшения — крылья птицы оказались подвешенными на петлях, таким образом при ходьбе обладателя шлема существо словно бы летело. Историки считают, что порхающий шлем в бою все же был довольно непрактичным и вождь носил его лишь в особых случаях. Зато шлем стал одним из самых известных и копируемых шедевров кельтского искусства. Даже у Астериска с Обеликсом есть нечто подобное.

Кельты думали только о том, с кем бы подраться

Этот народ прославился не только своими путешествиями, но и любовью к сражениям. Однако кельты бились хоть и на чьей угодно стороне, но вовсе не за бесплатно. Этих воинов брал в наемники даже царь Птолемей II, представитель славной египетской династии. И европейские племена оказались настолько классными солдатами, что царь испугался, что они могут захватить его страну. Птолемей поэтому приказал высадить кельтов на необитаемый остров в Ниле. Встречались с кельтами и греки. В те времена племена как раз расширяли свои территории. Те события известны в истории, как Галльское нашествие на Балканы. Ее кульминацией стала Дельфийская битва, которая закончилась поражением незваных гостей. Дело в том, что снова разрозненным кельтам противостояли обученные объединенные армии. Так в 270 году до н.э. кельтов изгнали из Дельфов.

Кельты отрубали своим врагам головы

Этот факт является чуть ли не самым известным о кельтах, он все же правдивый. Действительно, племена вели самую настоящую охоту за головами. Именно эта часть тела поверженного противника считалась для кельтов самым вожделенным трофеем. Тому причиной — религия, утверждавшая о существовании духов у всего сущего. Так и человеческая голова представлялась местом, где живут души побежденных врагов. Тот воин, у которого была такая коллекция, окружался почетом. Да и головы врагов вокруг придавали кельтам уверенности в себе, чувство значимости. Было принято украшать отрубленными головами врагов и седла, и двери домов. Это было нечто обладания коллекцией элитных дорогих автомашин в современном мире. Сегодня люди хвастают новой стильной машиной, а тогда хвалились появившейся в коллекции головой могущественного враждебного вождя.

Кельты были бедным народом

Чтобы развенчать этот миф, немного стоит окунуться в историю. До поры до времени кельты и римляне мирно сосуществовали друг рядом с другом. Но тут на сцене появился Юлий Цезарь. Его политическая карьера не складывалась, к тому же на нем висели обременительные долги. Казалось очевидным, что небольшая победоносная война против примитивных варваров, кельтов, может исправить ситуацию. Галльские войны часто считают самым главным военным проявлением гения Юлия Цезаря. Благодаря той кампании граница империи стала быстро расширяться. Вместе с этим Цезарь один за другим побеждал кельтские племена и захватывал их территории. Эта победа изменила судьбу той области, известной в древнем мире, как Галлия, с проживавшими на ней кельтскими племенами. Сам Цезарь приобрел славу и влияние. Вот только почему же именно он напал на Галлию? Сам римлянин писал, что пытался отбросить обратно угрожавшие Риму племена варваров. Но историки видят причины несколько в ином. Одним из таких захватнических племен были гельветы, жившие неподалеку от Альп. Цезарь пообещал им защиту при переселении в Галлию. Но затем Рим передумал, и варвары решили действовать самостоятельно. Цезарь заявил, что необходимо защитить проживавших в Галлии кельтов. В итоге римляне истребили более четверти миллиона «захватчиков», в процессе защиты территорий были уничтожены и почти все кельты. Сама же Галлия стала частью могущественной империи. А к богатству это имеет самое прямое отношение. Цезарю нужны были деньги, чтобы расплатиться с долгами и приобрести влияние для карьеры. Мало того, что Галлия принесла ему славу полководца, это территория была очень богата залежами золота. Было известно, что у кельтов есть золотые монеты и украшения, но считалось, что они были получены в ходе торговли. Но Цезарь не поверил в это. Оказалось, что на территории Галлии располагалось более четырехсот золотодобывающих рудников. Это свидетельствовало о невероятном богатстве кельтов, что и стало причиной такого интереса к ним Цезаря. Интересно, что Рим начал чеканить свои золотые монеты как раз после завоевания Галлии.

Кельты были малообразованными

И снова стоит понимать, что римляне всячески стремились выставить своих соперников в максимально дурном свете. На самом деле этот народ вовсе не был таким простоватым, каким его представляют. Более того, кельты владели кое-чем, чего не было даже у римлян — точным календарем. Да, существовал Юлианский календарь, но кельты владели собственным календарем из Колиньи. Его нашли именно в этом французском городе еще в 1897 году, что и дало имя открытию. Мало того, что у него необычный вид, так календарь оказался выполнен из таинственных металлических пластин с многочисленными отметинами: дырочки, номера, линии, набор греческих и римских букв. За сто лет ученые смогли лишь понять, что имеют дело с календарем, но принцип его работы оставался загадкой. Только в 1989 году изобретение кельтов удалось расшифровать. Оказалось, что находка представляла собой солнечно-лунный календарь, который на основании циклов появления небесных светил рассчитывал время года. Для того состояния цивилизации календарь был весьма точным, являясь передовым изобретением. С помощью него кельты могли предсказать, где будет на небе находиться солнце в будущие месяцы. Эта находка наглядно доказала, что кельты обладали развитым научным и математическим мышлением. Любопытно было бы сравнить изобретение «варваров» с тем календарем, которым пользовались римляне. Он также считался довольно точным для своего времени, имея погрешность с реальным солнечным календарем всего в 11,5 минут в год. Но за столетия эта погрешность быстро накапливается. В итоге в наше время римляне праздновали бы начало весны тогда, когда у нас на дворе стоял бы август. А вот кельтский календарь даже сегодня правильно смог бы предсказывать время года. Так что римлянам было чему поучиться у «необразованных» варваров.

Здравствуйте, Друзья!

Добре пожаловать в Мир Кельтов. Меня зовут Сурен Исраилян, я из Болгарии и являюсь председателем Болгарского Общества „Кельтское Наследство ”.

Главная цель Общества – познакомить нашу публику с тысячелетними Кельтскими обычаями и праздниками. А почему бы и не праздновать их вместе с Вами?


Вы может быть не знаете, что на территории сегодняшней Болгарии существовало Кельтское Царство „ТИЛЕ ” в III веке до н.е. Мы хотим воссоздать празднование Восьми Кельтских праздников, реализовать идею , а также популяризировать Кельтские Блюда и Музыку.

История кельтов

Кельты – это, вероятно, одна из самых старых паневропейских цивилизаций, а Кельтские обычаи и божества имели существенное влияние на раннее христианство.

Принято датировать появление Кельтов VIII-VII веками до н.э. , но есть доказательства и о более ранним их присуствие в Европе. Есть даже археологические доказательства присуствия Кельтов на территории сегодняшней Франции и западной Германии около 1200 лет до н.э., но большинство археологов считают, что „первые Кельты” были найдены во время раскопок в местности Hallstatt в Австрии.

Римляне называли Кельтов - „Галлы ”, греки - „Келтои ”, но и в обоих языках это переводится как „варвары”. В V-III веках до н.э. Кельты непобедимы, они завоевывают большую часть Европы, особенно северную часть (над Альпами), а в III веке до н.э. устремляются на юг.

Около 281 г. до н.э. Кельтское войско достигает земель сегодняшней Болгарии и основывают Царство, которое называют Тиле (Thile), потом продолжают поход на юг и в землях сегодняшней Турции, в Анадоле, основывают самое южное Царство - Галатия (Galatia). Галатия просуществовала более 300 лет (по некотором источникам – даже дольше), но Тиле явно очень мешала фракам и они уничтожили это Кельтское Царство около 218 г. до н.э.

Влияние и сила на Кельтов показано на этой карте III века до.н.е.:

  • желтый цвет : Греция и греческие колонии.
  • темно-зеленый : Эллинистические культуры.
  • зеленый : Этруски.
  • бордо : ранняя Римская империя.

Считается, что Кельты появились на Британских островах около V-IV века до н.э. В это время основная часть Кельтов жило на материке, но с восходом Рима и военных походов Римских легионов, Британские острова и провинция Бретань во Франции остались наиболее безопасными местами. Римляне нападали острова несколько раз и когда Англия (England) была завоевана, кельтские кланы переместились к районам „на периферии” – в Ирландию, Уелс и Шотландию.

В этих землях Кельтское влияние практически никогда не прерывалось, поэтому сегодня большая часть ирландцев считают, что у них есть Кельтские корни. Много современных жителей Ирландии, Уэльса, Шотландии и Бретани (Франция) говорят на кельтских диалектах.

Кельтские языки

Кельтские языки входят в Индо-Европейскую группу и в настоящий момент используются на территории так называемых „Шести Кельтских Наций”.

По данным организации „Кельтская Лига” около 3 миллионов человек понимают или говорят на кельтских диалектах. Эти факты очевидно доказывают, что кельтские языки и культура не мертвы, а являются совсем активными факторами, которые развиваются, хотя и в региональном маштабе.

Где живут потомки Кельтов сегодня?

В наше время люди, которые считают себя потомками Кельтов, живут в следующих регионах:

  • Республика Ирландия (Ireland), по-кельтски – “Eire”.
  • Остров Мен (Isle of Man) – самостоятельна общность в составе Великобритании.
  • Графство Корнуолл (Cornwall), Южная Англия. По-корнуольски (кельтский диалект) – Kernow.
  • Шотландия (Scotland), на шотландском кельтском - Alba.
  • Уэльс (Wales), по-уэльски (кельтский диалект) – Къмри (Cymru).
  • Провинция Бретань (Brittany), Франция, по-бретонски (кельтский диалект) – Breizh.

Что оставили Кельты Европе и миру?

Любовь к „Матери Природе” (Mother Nature)

Каждый из Восьми Кельтских празников (Имболг, Остара, Белтен, Лита, Лунасах, Ламас, Мейбон, Сауин и Юл) содержит ритуалы почитания к „Матери Природе”. На празнике Белтен, Бог Бел одет в тунику с зелеными листьями и его называют „Зеленый Джак” (Green Jack).

Даже гороскоп Кельтов связан с деревьями: знаки зодиака названы различными именами деревьев и меняются каждые 10 дней.

Равенство мужчин и женщин

По Кельтской мифологии жизнью руководит „Тройное Божество” : Девушка, Мать и Бабушка, которые являются символами Жизни, Смерти и Перерождения . По этой причине, вероятно, у Кельтов соблюдалось первое в Европе равенство полов.

Современники Кельтов с удивлением описывают Кельтских женщин-полководцев, женщин-торговок и собственниц недвижимости, даже женщин-друидов.

Предметы из железа

Плуг. Когда Кельты не воевали, они были хорошими фермерами, настолько хорошими, что могли иметь на поле до 8 волов одновременно. Поэтому они изобрели метальный плуг, который в комбинации с упряжкой волов был намного эффективнее.

Меч, кольчуга. В Къркбуме (Kirkburn – Восточный Йоркшир) был найден меч, который собирается из 70 различных частей (вероятная причина – тайный перевоз меча). Меч и ножны собираются из 70 отдельных частей, что говорит о высоком мастерстве Кельтских оружейников.

А вот еще более впечатляющий факт – около III в. до н.е. Кельтские мастера изобрели кольчугу (Chain Mail), которая известна и до сегодняшнего дня. Римские современники пишут, что Империя скопировала кольчуги с тел убитых Кельтов и, таким образом, этот атрибут распространился по Европе.

Друиды

Друиды были самыми уважаемыми людьми в Кельтском обществе. Они были лечителями, проповедниками, судьями, учеными и учителями. В определенных случая (например, при внезапном вражеском нападении) у них было больше прав, чем даже у короля. На практике они связывали Кельтские кланы в одну общность. Друидство волновало людей во все времена, даже в XVII веке оно было возрождено как традиция (Druid Revival). Влияние Друидов на Кельтское общество было настолько сильным, что римляне при нападении Кельтских поселений в первую очередь убивали Друида.

Вот одна из трактовок Философии Друидов – так называемые Семь Талантов Друидства :

  • Первый Талант - философия, которая утверждает, что жизнь – это святой дар и подчеркивает роль человека в ее создании.
  • Второй Талант - близость с Природой, синхронизация нашей жизни с естественными циклами Природы, а оттуда и развитие чувства общности со всеми живыми существами.
  • Третий Талант - исцеление с помощью опыта, который помогает лечению и омоложению вместе с душевными и физическими методами здоровья и долголетия.
  • Четвертый Талант - восприятие нашей жизни, как путешествия через юношество, брак и смерть в имя наших детей.
  • Пятый Талант - открытие Новых реальностей, Нового сознания, Нового Мира, в которые будут построены на Кельтских и Друидских образах и традициях.
  • Шестой Талант - развитие наших возможностей как путь к самоусовершенствованию, раскрытию наших творческих сил, психических качеств и интуиции, развитие интелектуальных и духовных сил.
  • Седьмой Талант - Магия, которая учит тому, как идеи становятся реальностью, как открывать, развивать и изпользовать силу духовного импульса, который Друиды называют Awen (просветление, вдохновление).

Кельтские праздники - Колесо Года

Колесо Года – это Кельтское понятие цикла сезонов жизни. Все праздники сильно связаны с природными циклами – солнцестоянием, равноденствием, „четвертями” (датами в середине между солнцестоянием и равноденствием).

Каждый из этих праздников имеет собственную энергию и в тоже время связан с другим, а вместе они образуют вечный цикл жизни.

Кельтское Колесо вводит нас циклы роста, уборки урожая, отдыха и обновления. Каждый цикл важен и не может существовать без другого.

Кельты жили и работали по этим циклам жизни, чтобы было больше „взаимопонимания и успехов”. Они верили, что если отмечают циклы сезонов и руководствуются ими, могут открыть много тайн жизни, земли и магии.

Кельтские праздники:

Даты Кельтских праздников не фиксированы, потому что каждая Кельтская общность их праздновала, по различным источникам, от нескольких дней до 2 недель.

♦ Рубрика: .

Последние материалы раздела:

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...