Бомбардировка лондона 1940. "битва за англию"

С началом бомбардировок Лондона основной удар пришелся на восток столицы, Ист-Энд, где были расположены основные заводы и лондонские доки. Кроме того, в Берлине расчитывали, что бомбардировками Ист-Энда, традиционно небогатых и пролетарских районов, удастся внести раскол в английское общество. Недаром королева-мать Елизавета на следующее утро после бомбардировки Букингемского дворца со смехом сказала: «Слава Богу, теперь я ничем не отличаюсь от своих подданных».

Британские власти рассматривали возможность массированных бомбардировок городов. Еще в 1938 году появился секретный расчет специалистов, сделанный по заказу правительства. В нем прогнозировалось, что в случае начала войны с Германией от бомб погибнет до полумиллиона мирных жителей. Для раненых были заготовлены 750 000 коек в больницах. Эта оценка оказалась сильно преувеличенной, но с началом войны правительство приняло меры.

У городских властей оказалось достаточно времени, чтобы научить лондонцев, что нужно делать при налетах. Десятки тысяч были мобилизованы в различные гражданские службы – наблюдателей, помощников пожарных и т.д. К тому же даже во время налетов осенью 1940 года, многие опасались, что худшее еще впереди.

Перспектива вторжения Вермахта рассматривалась со всей серьезностью. Население обучали навыкам партизанской войны и саботажа. Усиленная в несколько раз пожарная бригада Лондона целый год приобретала оказавшиеся столь необходимыми специальные навыки тушения пожаров. Со всех дорог были убраны указатели направлений, в городах снимались таблички с названиями улиц.

Первая сирена прозвучала над Лондоном спустя несколько минут после произнесения премьер-министром лордом Чемберленом 3 сентября 1939 года речи, в которой он объявлял войну Германии. Первая тревога была ложной, и до начала осени 1940 года Лондон спал спокойно. Главной проблемой, помимо печальных новостей из Франции, было затемнение и вызванные им автомобильные аварии.

К началу лета 1940 года власти приняли решение об эвакуации детей из больших городов, потенциальных целей Люфтваффе, в сельскую местность. За полтора года из городов было вывезено два миллиона детей. Маленьких лондонцев селили в поместьях, загородных домах, санаториях. Многие из них оставались вдали от Лондона всю войну.

Основным источником информации было радио. Опасаясь, что бомбардировщики смогут использовать радиосигналы в качестве маяков, Би-би-си сократило свои программы фактически до одного национального радиоканала. Выпуски новостей открывались, как говорили тогда англичане, «счетом матча» - сводкой сбитых самолетов Люфтваффе и Королевских ВВС.

По всей стране был введен суровый режим экономии.Кразличным работам – на военных заводах, в частях гражданской обороны, в системе оповещения и т.д.- были привлечены женщины (чего, кстати, так и не произошло в Германии). Активисты гражданских свобод считают, что именно Битва за Англию позволила после войны изменить статус женщин в Великобритании и во всем Западном мире.

Переведенная еще в 1939 году на военные рельсы промышленность, даже в худший для Королевских ВВС месяц – с середины августа по середину сентября 1940 года смогла выпустить самолетов больше, чем было сбито немцами.

Бомбоубежищами для лондонцев были станции метро, подвалы церквей, небольшое количество специальных помещений. Правительство и военное командование располагало своим бомбоубежищем –«Военным кабинетом», который и поныне сохраняется как музей. Черчилль прерывал любые разговоры о возможной эвакуации руководства страны. Один из его секретарей рассказывал, что когда летом 1940 года в подземном кабинете премьера установили стол, Черчилль спустился в убежище, огляделся и произнес: «Отсюда я буду руководить обороной и либо сохраню страну, либо погибну».

Ни один город мира до Лондона не был целью столь яростных бомбардировок. Разрушено было множество памятников архитектуры, жилищный фонд пострадал на столько, что проблеме срочного строительства многоквартирных домов было посвящено одно из заседаний кабинета министров сразу после войны.

Несмотря на все старания сократить количество жертв, за время бомбардировок погибло более 43 000 человек, более 51 000 получили тяжелые ранения.

Рейды Люфтваффе на города Англии в 1940 и 1941 годах, известные как “Блиц”, несли с собой разрушение и смерть, но немцам не удалось добиться главных целей: деморализовать народ Великобритании и нанести урон военной промышленности. В Лондоне погибло более 20000 мирных жителей (по всей Англии 40000), но дух британцев не был сломлен.

Вид разрушений в Лондоне, 1940 год. Черчилль пишет: "Вся мощь удара была сосредоточена на центре Лондона. Время было рассчитано таким образом, чтобы бомбардировка пришлась на час отлива. Главные водяные магистрали были выведены из строя взрывами морских мин, сброшенных с самолетов на парашютах. Людям пришлось бороться с пятнадцатью тысячами очагов пожаров. Серьезный урон был нанесен доками и железнодорожным станциям. Восемь церквей Кристофера Рена были уничтожены или повреждены.

Вид Лондона в 1940 году.

Рабочие расчищают завал на месте, где стояло здание, Лондон, 1940 год. Черчилль писал в своих мемуарах: "То было время, когда англичане, и в особенности лондонцы, которым принадлежало почетное место, проявляли свои лучшие качества. Ожесточенные и воодушевленные, упрямые и готовые к испытаниям, люди не желали видеть себя покоренными, и адаптировались к новой реальности (Блица), со всеми ее ужасами и потрясениями".




Разрушенные дома в Лондоне, 1940. Мемуары Черчилля: "За Атлантическим океаном длительные бомбардировки Лондона, а впоследствии и других городов, вызвали волну сочувствия в Соединенных штатах, какой не бывало ни до ни после того в англоговорящем мире. В сердцах американцев пылало сопереживание, и сильнее всех – в сердце президента Рузвельта. Я чувствовал желание миллионов мужчин и женщин разделить наши страдания и нанести ответный удар. Американцы ехали в Великобританию и везли столько, сколько могли взять с собой. Их уважение, почтение, чувство любви и товарищества очень воодушевляли. Однако на дворе был всего лишь сентябрь, и нам предстояло еще много месяцев такого странного выживания".

Британцы работают в "саду победы", 1940 год. "Сады победы" – участки земли, на которых жители Англии, США, Канады и даже Германии выращивали фрукты и овощи для военных нужд.

Автобус в воронке от бомбы, Лондон, 1940 год.

Здание охвачено огнем после бомбардировки Лондона. 1940 год. В ночь на 29 декабря немцы попытались вызвать в городе пожар, сбросив 10000 зажигательных бомб.

Вид Лондона после немецкого авианалета, 1940 год. Мемуары Черчилля: "Ратуша была уничтожена, а Собор Св. Павла удалось спасти только героическими усилиям. В центре Британии теперь зияет провал, но когда король и королева прибыли на место, их встретили с энтузиазмом, какой не увидишь даже на дворцовых торжествах".

Мужчина читает, сидя на лавочке, Лондон, 1940 год. За его спиной поднимают заградительный аэростат, еще один такой же виден в небе. Эти аэростаты были созданы для защиты от ракет "Фау-1": более 200 ракет не достигли своих целей, получив повреждения или взорвавшись от столкновения с аэростатами или их веревками и металлическими тросами.

Отряд гражданской обороны вытаскивает раненых и убитых мирных жителей из поврежденных зданий после удара ракет "Фау-1", 1940 год.

Лондон, 1940 год.

Жизнь в Лондоне продолжается, несмотря на бомбежки, 1941 год.

Рейды Люфтваффе на города Англии в 1940 и 1941 годах, известные как «Блиц», несли с собой разрушение и смерть, но немцам не удалось добиться главных целей: деморализовать народ Великобритании и нанести урон военной промышленности.

Лондон пострадал больше остальных городов: более миллиона зданий было уничтожено, погибло 20000 мирных жителей (по всей Англии 40000), но дух британцев не был сломлен.

(Всего 14 фото)

1. Вид Лондона в 1940 году. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

2. Рабочие расчищают завал на месте, где стояло здание, Лондон, 1940 год. Черчилль писал в своих мемуарах: "То было время, когда англичане, и в особенности лондонцы, которым принадлежало почетное место, проявляли свои лучшие качества. Ожесточенные и воодушевленные, упрямые и готовые к испытаниям, люди не желали видеть себя покоренными, и адаптировались к новой реальности (Блица), со всеми ее ужасами и потрясениями". (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

3. Разрушенные дома в Лондоне, 1940. Мемуары Черчилля: "За Атлантическим океаном длительные бомбардировки Лондона, а впоследствии и других городов, вызвали волну сочувствия в Соединенных штатах, какой не бывало ни до ни после того в англоговорящем мире. В сердцах американцев пылало сопереживание, и сильнее всех – в сердце президента Рузвельта. Я чувствовал желание миллионов мужчин и женщин разделить наши страдания и нанести ответный удар. Американцы ехали в Великобританию и везли столько, сколько могли взять с собой. Их уважение, почтение, чувство любви и товарищества очень воодушевляли. Однако на дворе был всего лишь сентябрь, и нам предстояло еще много месяцев такого странного выживания". (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

4. Британцы работают в "саду победы", 1940 год. "Сады победы" – участки земли, на которых жители Англии, США, Канады и даже Германии выращивали фрукты и овощи для военных нужд. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

5. Автобус в воронке от бомбы, Лондон, 1940 год. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

6. Здание в огне после бомбардировки Лондона. 1940 год. В ночь на 29 декабря немцы попытались вызвать в городе пожар, сбросив 10000 зажигательных бомб. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

7. Вид разрушений в Лондоне, 1940 год. Черчилль пишет: "Вся мощь удара была сосредоточена на центре Лондона. Время было рассчитано таким образом, чтобы бомбардировка пришлась на час отлива. Главные водяные магистрали были выведены из строя взрывами морских мин, сброшенных с самолетов на парашютах. Людям пришлось бороться с пятнадцатью тысячами очагов пожаров. Серьезный урон был нанесен доками и железнодорожным станциям. Восемь церквей Кристофера Рена были уничтожены или повреждены. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

8. Вид Лондона после немецкого авианалета, 1940 год. Мемуары Черчилля: "Ратуша была уничтожена, а Собор Св. Павла удалось спасти только героическими усилиям. В центре Британии теперь зияет провал, но когда Король и Королева прибыли на место, их встретили с энтузиазмом, какой не увидишь даже на дворцовых торжествах". (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

9. Мужчина читает, сидя на лавочке, Лондон, 1940 год. За его спиной надувают заградительный аэростат, еще один такой же виден в небе. Эти аэростаты были созданы для защиты от ракет "Фау-1": более 200 ракет не достигли своих целей, получив повреждения или взорвавшись от столкновения с аэростатами или их веревками и металлическими тросами. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

10. Отряд гражданской обороны вытаскивает раненых и убитых мирных жителей из поврежденных зданий после удара ракет "Фау-1" по Лондону, 1940 год. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)13. К 1944 году авианалеты давно прекратились, и становилось ясно, что планы Гитлера по захвату Европы и всего мира обернулись поражением для "Тысячелетнего Рейха". (Frank Scherschel/TIME & LIFE Pictures)

14. Журнал LIFE писал в 1941 году: "Немцы удивлены и озадачены желанием Лондона терпеть разрушения и смерть, вместо того, чтобы сдаться. По мнению Германии, англичан побили, просто они еще отказываются с этим соглашаться. Конечно, это вовсе не так. И если в конце концов мы выиграем войну, то победа будет обязана отваге, с которой жители Лондона сдерживают осаду. (Frank Scherschel/TIME & LIFE Pictures)

Стратегические бомбардировки во время Второй мировой войны приобрели больший размах, чем когда-либо до этого. Стратегические бомбардировки, проведенные нацистской Германией, Великобританией, США и Японией, использовали обычные вооружения, зажигательные бомбы и ядерное оружие.

«Ковровые бомбардировки» - выражение, обозначающее неприцельное бомбометание по площадям. При этом применяется большое число бомб (часто в сочетании с зажигательными) для полного уничтожения выбранного района, либо уничтожения личного состава противника и его материальной части, либо для его деморализации. Во время гражданской войны в Испании в 1937 году бомбардировке подвергся город Герника, когда во время налётов легиона «Кондор» погибло не менее 100 мирных жителей. Нацистская Германия прибегала к бомбардировке гражданских целей с первых дней Второй мировой войны. Британское правительство приказало своим ВВС строго придерживаться Амстердамского проекта международных правил, запрещавшего атаковать гражданскую инфраструктуру за пределами зоны боевых действий, но отказалось от этого 15 мая 1940 года, на следующий день после бомбардировки Роттердама. 24 августа 1940 года немецкая авиация нанесла первый бомбовый удар по Лондону. Последовал период взаимных бомбардировок городов, основной целью которых были индустриальные городские зоны. В феврале 1942 года британские ВВС прекратили попытки высокоточных стратегических бомбардировок, и перешли к практике ковровых бомбардировок, основной целью которых являлся «моральное состояние гражданского населения противника». Уточнялось что «целью бомбардировок должны быть районы жилой застройки, а не, к примеру, доки или авиационные фабрики».

США вступили в войну с намерением использовать высокоточные стратегические бомбардировки, что и было с переменным успехом применено в Европе. Однако в случае Японии из-за наличия высотных струйных течений, высокоточные стратегические бомбардировки оказались неэффективными и от них отказались в пользу ковровых бомбардировок. Англичане были под глубоким впечатлением от немецких стратегических бомбардировок времен Первой мировой войны. Впервые за сотни лет Лондон был успешно атакован противником. Когда война началась в 1939, Королевские ВВС имели всего 488 бомбардировщиков всех типов, в основном устаревших, из которых только около 60 было новых Викерсов. Большая часть остальных не обладала достаточной дальностью для нанесения ударов даже по Руру (не говоря уже о Берлине), имела незначительное вооружение, и не могла нести существенной бомбовой загрузки. Не было эффективных прицелов для бомбометания, очень мало бомб, которые могли причинить существенный ущерб противнику, и даже такие очевидные вещи как карты Европы для определения курса до цели и обратно, были в большом дефиците. Более того, сложность наведения бомбардировщиков, ночью, на больших дистанциях для точной атаки небольших целей была очень сильно недооценена.

Германия к тому времени отказалась от планов по производству стратегических бомбардировщиков. С учетом того, что немецкие технические ресурсы были уже в значительной степени задействованы для удовлетворения других потребностей. Доктрина Люфтваффе предполагала активную поддержку армии, и с учетом практического опыта Испании, немецкое командование концентрировалось на применении тактических бомбардировщиков как воздушной артиллерии для поддержки армейских операций, и истребителей как средства защиты бомбардировщиков от истребителей противника. С началом боевых действий в Западной Европе, все три основных участника (Великобритания, Германия и Франция) сконцентрировались на дневных тактических бомбардировках. ВВС Великобритании обнаружили, что храбрость в боях не может компенсировать недостаток необходимой подготовки летного состава и вооружения самолетов; потери британских бомбардировщиков во время защиты Франции были катастрофическими, а результаты их действия - минимальными. Как следствие, по итогам первого года войны, о стратегических бомбардировках мало кто вспоминал.

Из-за нарастающих потерь в ходе Битвы за Британию, Люфтваффе начало прибегать к тактике ночных бомбардировок. В течение недели начавшейся 12 августа менее четверти полетов Люфтваффе было совершено ночью, в то время как в последнюю неделю августа - уже более половины. 19 августа Геринг приказал совершить большую ночную атаку на Ливерпуль, и дал подчиненным свободу самим выбирать цели для бомбежки. Лондон подвергался бомбежкам 15, 18/19, 22/23, 24/25, 25/26 и 28/29 августа. В целом в ходе бомбежек английских городов в августе 1940 года погибло свыше 1000 человек.

Bombardments of Germany_1 (33.5 MB)

В ответ, ВВС Великобритании совершили свой первый налет на Берлин 25/26 августа. Это было политически неприятно для Геринга, утверждавшего, что Люфтваффе может защитить крупные немецкие города от авианалетов. Под давлением своих руководителей, в частности Кессельринга, и полагая, что ВВС Великобритании были намного слабее, чем на самом деле, Геринг приказал сконцентрироваться на бомбардировке Лондона, в надежде что «последние оставшиеся» истребители английских ВВС будут втянуты в воздушные бои, в которых Люфтваффе сможет победить за счет численного превосходства. Масштабные бомбардировки Лондона начались 7 сентября, когда более 300 бомбардировщиков атаковало вечером и еще 250 - ночью. К утру 8 сентября 430 жителей Лондона было убито, а Люфтваффе выпустило пресс-релиз, в котором заявило, что свыше одной тысячи тонн бомб было сброшено на Лондон в течение 24 часов. В течение последовавших 9 месяцев бомбардировкам подверглись многие английские города, включая Бирмингем, Ливерпуль, Бристоль, Белфаст, Кардифф и Ковентри. Заявленная цель бомбардировок была стратегической - разрушение портовой и промышленной инфраструктуры; но также не подлежит сомнению, что сломить волю рядовых англичан к сопротивлению было важной, если не главной, целью этой кампании.

Потери среди гражданского населения были значительны. Ожидаемого падения воли к сопротивлению, однако, не произошло; более того, согласно широко распространенному мнению, бомбежки имели противоположный эффект. В течение 1941 года, ВВС сторон втянулись в радионавигационную войну. Немецкие ученые разработали ряд радионавигационных приспособлений, предназначенных для помощи пилотам Люфтваффе в целенаведении ночью над территорией Великобритании, в то время как англичане работали над контрмерами (из которых стоит особо упомянуть разработку воздушного радара, ложных радиомаяков и станций радиопомех). Несмотря на значительный урон, нанесенный немецкими бомбардировками, и значительные человеческие потери среди гражданского населения, воздушная защита Великобритании постепенно улучшалась, а необходимость переброски всех возможных частей люфтваффе на Восточный фронт привела к постепенному превращению бомбардировок из масштабных в редкие беспокоящие рейды.

Bombardments of Germany_2 (31.3 MB)

Британия начала свою собственную кампанию ночных стратегических бомбардировок в 1940 году и к концу войны довела ее размах до впечатляющих размеров. Воздействие стратегических бомбардировок на противника в то время плохо понималось и существенно преувеличивалось. В особенности в первые два года кампании, очень немногие понимали, насколько малы были разрушения и как быстро немцы восполняли потери в производстве, несмотря на те очевидные уроки, которые Великобритания могла получить из своего собственного опыта выживания под ударами немецкой авиации ранее.

Артур Харрис, глава Бомбардировочного командования Королевских ВВС, говорил, что «за неимением рапиры, пришлось прибегнуть к дубинке». В его восприятии, хотя намного более предпочтительным были бы точечные удары по конкретным целям, физически возможности сделать это не было, и поскольку война есть война, необходимо атаковать тем, что есть под рукой. Он поддержал идею бомбардировок городов. Зная, что она приведет к жертвам среди гражданского населения, потому что это был выбор между бомбардировками городов и полным отсутствием бомбардировок. А также, потому что бомбардировки городов означали сбрасывание большого количества бомб на районы полные экономической активности, в которых были расположены промышленные предприятия, вносящие существенный вклад в немецкое военное производство.

Очень существенная часть промышленности Великобритании была занята осуществлением задачи по созданию огромного флота тяжёлых бомбардировщиков. Вплоть до 1944 года, эффект на немецкое военное производство оставался крайне небольшим и вызывал сомнения в том, стоил ли полученный результат затраченных усилий. Обычным контраргументом на это было утверждение что, в любом случае, это было единственное направление, в котором можно было направить британское военное производство. Влияние стратегических бомбардировок на немецкое распределение ресурсов, однако, со временем стало существенным, так как Германии со временем пришлось направлять до четверти своего военного производства на противовоздушную оборону и ликвидацию последствий бомбежек. Ущерб, нанесенный немецкой транспортной системе, также был очень значительным. Кроме того, Люфтваффе было ослаблено и к середине 1944 года союзники завоевали господство в воздухе над Германией в дневное время, что было абсолютно необходимо для успешной подготовки к высадке союзников в Нормандии.

В августе 1942 в Англию начали прибывать первые экипажи 8-й воздушной армии США, имевшие на вооружении стратегические бомбардировщики Boeing B-17 Flying Fortress. Первый пробный налет был совершен 17 августа 1942 на железнодорожный узел в г. Rouen Sotteville в северо-западной части Франции. В январе 1943 на Касабланкской конференции было принято решение начать стратегические бомбардировки Германии совместными англо-американскими силами. Целями бомбардировок должны были стать как объекты военной промышленности, так и города Германии. Операция получила кодовое название «Пойнт-бланк». Масштабным круглосуточным бомбардировкам - ВВС США днем, Великобритании - ночью - подверглись многие промышленные районы Германии, главным образом Рур. За которыми последовали атаки непосредственно по городам, таким как Гамбург, Кассель, Пфорцгейм, Майнц и часто критикуемый налет на Дрезден. Тоннаж, сброшенный ВВС США в Европе был намного меньше, чем ВВС Великобритании, поскольку последние имели бомбардировщики большей грузоподъемности и проводили бомбежки в течение более длительного периода. Несмотря на свою популярность среди военных и политиков, стратегические бомбардировки подвергались критике из практических соображений, так как не всегда давали надежный результат, и из моральных соображений ввиду значительных жертв среди гражданского населения.

В Германии, воля к сопротивлению не была сломлена в ходе стратегических бомбардировок, которые проводились с большим размахом, чем немецкие бомбежки Великобритании. В Германии, так же как и в Японии, не было бунтов с требованием капитуляции и немецкие рабочие, с угрюмым стоицизмом, поддерживали военное производство на максимально высоком уровне; мораль немецких гражданских лиц также, хотя и подверглась влиянию бомбардировок, сохранилась вплоть до конца войны. Большая часть немецких гражданских лиц, в основном женщины и дети, были эвакуированы из городов на поздних стадиях войны. Рабочие на некоторых, но не на всех, фабриках были заменены заключенными немецких концлагерей с низкой мотивацией к труду, которые подвергались жестоким репрессиям со стороны своих охранников из войск СС, если их производительность снижалась; большинство выживших немецких рабочих, однако, продолжало работать, и осталась на своих постах.

продолжение следует…

Впервые немецкие войска применили тактику авиационного террора — начали бомбить мирных жителей, говорит кандидат исторических наук, доцент кафедры истории РГГУ Александр Медведь:

"Если сначала они уничтожали английские радиолокационные станции, бомбили аэродромы, то потом они перешли на бомбардировки по городам, считая, что таким образом они смогут нанести морально-психологический ущерб, то есть снизить волю к сопротивлению. Первые бомбардировки на города были недостаточно массовые. Там участвовали десятки самолетов. Поэтому сами англичане начали даже посмеиваться над сообщениями немецкого радио: вот разбомбили, Лондон горит. Тогда было решено нанести действительно мощный удар по Лондону с участием порядка 600 бомбардировщиков и примерно такого же количества истребителей".

Бомбардировки Лондона сопровождались сильными разрушениями и пожарами. С лица земли были стерты целые кварталы, уничтожены исторические памятники. Существовало мнение, что летчики Люфтваффе специально не трогали собор Святого Павла, так как он служил им главным ориентиром. Но на самом деле он тоже был очень близок к гибели. Бомба упала совсем рядом. К счастью, она не разорвалась…

Больше всего пострадал восток британской столицы — Ист-Энд, где были расположены заводы и доки. В Берлине рассчитывали, что нанося удар по небогатому пролетарскому кварталу, удастся внести раскол в английское общество. Недаром супруга короля Георга VI — королева-мать Елизавета — на следующее утро после бомбардировки Букингемского дворца заявила: "Слава Богу, теперь я ничем не отличаюсь от своих подданных".

Историки подчеркивают, что британские власти предвидели возможность массированных бомбардировок. Поэтому еще в 1938 году лондонцев начали обучать тому, как вести себя при налетах. Станции метро, подвалы церквей были обустроены под бомбоубежища. В начале лета 1940 года было решено эвакуировать из города детей. Тем не менее, за время бомбардировок с сентября 1940 года по май 1941 погибло более 43 тысяч человек.

Но поставить Великобританию на колени, создать такие условия, чтобы англичане попросили мира, немцам не удалось, говорит член Ассоциации историков Второй мировой войны, писатель, эксперт Военно-исторического общества России Дмитрий Хазанов:

"Несмотря на то, что они нанесли существенный ущерб Великобритании, большие были потери в авиации, но цели своей немцы не достигли: господства в воздухе они не завоевали, сломить английскую авиацию не смогли. Немцы различными способами пытались решить свою задачу. Но англичане оказались на высоте. Они меняли тактику борьбы, вводили новые силы, значительно увеличили еще в начале лета производство истребителей. Они оказались готовы к такому развитию событий. Несмотря на то, что численное преимущество было у немцев, задачу свою они не выполнили".

Лондон был не единственным британским городом, который страдал от немецких бомбардировок. Разрушены были такие военные и промышленные центры, как Белфаст, Бирмингем, Бристоль, Кардифф, Манчестер. Но британцы отстояли свою страну. "Битва за Англию" была выиграна.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....