Бойтесь данайцев дары приносящих значение фразеологизма. Дары америке и "дары" америки

Бойся данайцев дары приносящих October 25th, 2016

Известно, что герой знаменитой Одиссеи, поэмы легендарного древнегреческого поэта Гомера, целых десять лет скитался в поисках своей родины Итаки. По пути из Трои домой Одиссей успел переплыть вдоль и поперек половину Средиземного моря, даже в Африке ухитрился побывать. Он пережил множество опасных приключений и испытаний. Из всех перепитий своего путешествия вышел победителем.

Хотел он развести овец тонкорунных и отправился добывать её золотое руно. И оказался рядом с Итакой,
Остров Итака (точнее, Итаки) существует и поныне. . Он находится у западного побережья Греции. Но хотя этот остров и считается родиной Одиссея, но многие очень даже сомневаются, что это именно тот остров, который описывал Гомер. Нынешняя, ложная Итака подходит не для царства, а в лучшем случае для худого совхоза. Но оставим пока историю Одиссея. Мы поговорим о хитрости и коварстве.

Именно Одиссей посоветовал посадить воинов-греков в деревянного коня, а коня вместе с греческим "спецназом" подарить троянцам. Конь троянцам понравился. И решили они затащить троянского коня в свою крепость.



Легенда о троянском коне общеизвестна и живуча как никакая другая. Троянский конь когда-то был тем подарком, коварной хитростью греков, чтобы погубить Трою. А Герция и сегодня получила бесплатный сыр в европейской мышеловке. Генетика так сказать. История повторилась. Величия нет - остались разруха, прореха в кармане и руины Древней Греции. А ведь предупреждали, что бесплатный сыр только в мышеловке. И Лаокоон предупреждал, и Кассандра. Но боги на Олимпе хитры и коварны. Кассандру прославили городской сумасшедшей, а Лаокоона - великим грешником и неслухом.

Лаокоон (Лаокоонт) в греческой мифологии троянский прорицатель. Когда троянцы в недоумении и нерешительности рассматривали оставленного ахейцами деревянного коня и многие от подарка не хотели отказываться, но потом решили, что дарёному коню в зубы не смотрят и решили ввести его в город. Лаокоон яростно возражал против этого, предостерегая соотечественников от коварства греков.

Лаокоон, троянский жрец Аполлона, одинакового мнения с Кассандрой о деревянном коне греков. Лаокоон даже вонзает свое копье в бок троянского коня: внутри деревянного чрева звенит оружие спрятанных там врагов, но ослепление троянцев так велико, что они не обращают на это внимания. Согласно римскому поэту Вергилию, Лаокоон, услыхав звон греческого оружия за деревянными боками коня, сказал:
Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes —
«Что бы это ни было, я боюсь данайцев [т.е. греков], даже когда они приносят дары».

Лаокоон, метнув копьё в деревянного коня, пошёл к морю, чтобы принести на берегу моря жертву Посейдону. Решил не грешить перед богами больше. И так уж согрешил, когда женился без их благословения. И сыновей взял с собой. Вдруг по недвижной поверхности вод направляются к троянскому, берегу от Тенедоса две огромные змеи. Шипящую пасть и шею держит каждая над водою, огромными кольцами извиваются огромные их туловища по вспененной поверхности вод. Быстро доплыли они до берега. С пламенными, кровью налитыми глазами, извиваясь, бросились они на берег. Побледнели тут от страха троянцы и разбежались. Змеи устремились прямо на Лаокоона, близ которого стояли оба сына его. Обвили они малюток и страшно стали кусать им члены. Обвились они своими чешуйчатыми кольцами и около отца, с оружием прибежавшего на помощь; дважды обвили они грудь, дважды шею Лаокоона, и обе высоко подняли над головою его свои полные крови и яда пасти. Как вопит убежавший от алтаря жертвенный вол, пораженный уже жертвенным ножом, так вопит Лаокоон-страдалец и тщетно пытается освободиться от страшных объятий. Бездыханными оставили чудовища свои жертвы у алтаря, поспешили к храму Афины и скрылись под ее щитом.


Лаокоон художника Эль Греко

Когда-то Аполлон запретил Лаокоону, бывшему его жрецом, вступать в брак и иметь детей, но Лаокоон нарушил запрет и, больше того, сошёлся со своей женой в самом храме Аполлона (на троянской равнине). За это он и был наказан богом. Аполлон хоть и красавцем был, и женщин любил, и на флейте играл божественно, но неслухов непокорных не терпел. И наказывал смертных, как богам положено - жестоко.
Полные страха, смотрели троянцы на это ужасное зрелище и увидели в нем кару гневной Афины Лаокоону за то, что преступным копьем осквернил он дар, посвященный богине. Узрев гибель Лаокоона, все они закричали: "В город тащить коня! В акрополе, в храме Афины поставить, да смягчит гнев свой оскорбленная богиня!" И вот троянцы проламывают стены - ворота были слишком узки - и, нетерпеливые, тащат деревянное чудовище в город. Отроки и девы провожают его священными песнями и радуются, когда удастся им руками коснуться каната, на котором столько горя влекли себе в город троянские мужи. Четырежды останавливался конь в проломе, четырежды потрясалось в утробе его оружие ахейцев, не заметили этого троянцы, в ослеплении своем не обратили на это внимания, и с двойным усердием продолжали они тащить роковой дар данайцев и повлекли его, наконец, в акрополь.

Одна Кассандра прозрела опасность и открыла свои горе возвещавшие уста.

Кассандра была самая красивая из дочерей последнего царя Трои. Бог Аполлон, искавший союза с Кассандрой, дал ей дар предсказания. Она сама его об этом просила и обещала быть его женой. Внимание Стреловержца царевне льстило. Однако и себе цену она знала, а потому довольно долго водила влюбленного бога за нос. Но настал день, когда тот потребовал прямого ответа. А Кассандра обманула Аполлона, не согласилась быть его супругой. А так как богу неприлично брать обратно свои дары, разгневанный Аполлон решил, что хотя Кассандра и будет в своих предсказаниях предвещать истину, но никто не будет верить предсказаниям Кассандры.

Кассандра предупреждает Троянцев. Гравюра, автор - Bernard Picart.
Так-то вот: от любви до ненависти один шаг. Как знать, что именно увидела внезапно прозревшая Кассандра.. Быть может, скорую измену своего не слишком надежного поклонника или судьбу, еще более незавидную, чем та, что в итоге ей выпала.


Художник Cerrini-apollo.

Так или иначе, но жених получил решительный отказ.«Один лишь поцелуи, холодный, мирный,.» Поэтому троянцы не поверили городской сумасшедшей. Более того Кассандра своей смертью не умерла. Её убили.
Поскольку Кассандра предсказывала одни несчастья, Приам приказал запереть ее в башню, где ей оставалось только оплакивать грядущие бедствия своей родины. Во время осады Трои чуть было не стала женой героя Офрионея, поклявшегося разгромить греков, но тот был сражен в бою критским царем Идоменеем. Иногда знаешь правду, а лучше бы помолчать.
Со школьной скамьи все знают: Троянская война началась из-за женщины. При этом большинство полагает, что женщина эта — Елена Прекрасная. Но если заглянуть в глубь веков, откроется, что спровоцировала многолетний конфликт старшая сестра названной особы — Клитемнестра... Она-то позже и убила Кассандру, Всё вопросы решали просто: пришёл, увидел, убил.
Пропустим история похождений Менелая. Клитемнестре нужно было отомстить второму мужу Агамемнону за убийство первого.
Первый план нашей героини осуществлен не был — Агамемнон уцелел. Более того — вернулся в зените воинской славы. Да не один, а с трофеем в виде прекрасной Кассандры. О, боги, нет предела вашим жестоким фантазиям!

Подобного поворота событий Клитемнестра уже вынести не смогла. Мстительница пришла к тому, с чего могла начать много лет назад, — к остро наточенному кинжалу.
Ночью старшая сестра Елены убила Агамемнона и Кассандру. Теперь она могла себе это позволить, потому как за время отсутствия мужа успела обзавестись заступником, а по совместительству любовником — Эгистом. Последний, кстати, был давним соперником Агамемнона в борьбе за власть в Микенах.
Но за все в жизни приходится платить. Всего семь лет после смерти супруга наша героиня делила ложе и власть с Эгистом. На восьмом году парочка пала жертвой Ореста — сына Клитемнестры и Агамемнона. Юноша отомстил за смерть горячо любимого родителя.
Так хитроумный план мести вернулся к Клитемнестре разящим бумерангом. Клитемнестра проиграла во всем. Она даже не обрела посмертной славы — теперь ее вспоминают лишь как сестру Елены.
Орест убивает Эгиста (деталь рельефа «Орест убивает Эгиста и Клитемнестру»)

Шершеляфам.

Бойся данайцев дары приносящих

Известно, что герой знаменитой Одиссеи, поэмы легендарного древнегреческого поэта Гомера, целых десять лет скитался в поисках своей родины Итаки. По пути из Трои домой Одиссей успел переплыть вдоль и поперек половину Средиземного моря, даже в Африке ухитрился побывать. Он пережил множество опасных приключений и испытаний. Из всех перепитий своего путешествия вышел победителем.

Хотел он развести овец тонкорунных и отправился добывать её золотое руно. И оказался рядом с Итакой,
Остров Итака (точнее, Итаки) существует и поныне. . Он находится у западного побережья Греции. Но хотя этот остров и считается родиной Одиссея, но многие очень даже сомневаются, что это именно тот остров, который описывал Гомер. Нынешняя, ложная Итака подходит не для царства, а в лучшем случае для худого совхоза. Но оставим пока историю Одиссея. Мы поговорим о хитрости и коварстве.

Именно Одиссей посоветовал посадить воинов-греков в деревянного коня, а коня вместе с греческим "спецназом" подарить троянцам. Конь троянцам понравился. И решили они затащить троянского коня в свою крепость.

Легенда о троянском коне общеизвестна и живуча как никакая другая. Троянский конь когда-то был тем подарком, коварной хитростью греков, чтобы погубить Трою. А Герция и сегодня получила бесплатный сыр в европейской мышеловке. Генетика так сказать. История повторилась. Величия нет - остались разруха, прореха в кармане и руины Древней Греции. А ведь предупреждали, что бесплатный сыр только в мышеловке. И Лаокоон предупреждал, и Кассандра. Но боги на Олимпе хитры и коварны. Кассандру прославили городской сумасшедшей, а Лаокоона - великим грешником и неслухом.

Лаокоон (Лаокоонт) в греческой мифологии троянский прорицатель. Когда троянцы в недоумении и нерешительности рассматривали оставленного ахейцами деревянного коня и многие от подарка не хотели отказываться, но потом решили, что дарёному коню в зубы не смотрят и решили ввести его в город. Лаокоон яростно возражал против этого, предостерегая соотечественников от коварства греков.

Лаокоон, троянский жрец Аполлона, одинакового мнения с Кассандрой о деревянном коне греков. Лаокоон даже вонзает свое копье в бок троянского коня: внутри деревянного чрева звенит оружие спрятанных там врагов, но ослепление троянцев так велико, что они не обращают на это внимания. Согласно римскому поэту Вергилию, Лаокоон, услыхав звон греческого оружия за деревянными боками коня, сказал:

Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes —
«Что бы это ни было, я боюсь данайцев [т.е. греков], даже когда они приносят дары».

Лаокоон, метнув копьё в деревянного коня, пошёл к морю, чтобы принести на берегу моря жертву Посейдону. Решил не грешить перед богами больше. И так уж согрешил, когда женился без их благословения. И сыновей взял с собой. Вдруг по недвижной поверхности вод направляются к троянскому, берегу от Тенедоса две огромные змеи. Шипящую пасть и шею держит каждая над водою, огромными кольцами извиваются огромные их туловища по вспененной поверхности вод. Быстро доплыли они до берега. С пламенными, кровью налитыми глазами, извиваясь, бросились они на берег. Побледнели тут от страха троянцы и разбежались. Змеи устремились прямо на Лаокоона, близ которого стояли оба сына его. Обвили они малюток и страшно стали кусать им члены. Обвились они своими чешуйчатыми кольцами и около отца, с оружием прибежавшего на помощь; дважды обвили они грудь, дважды шею Лаокоона, и обе высоко подняли над головою его свои полные крови и яда пасти. Как вопит убежавший от алтаря жертвенный вол, пораженный уже жертвенным ножом, так вопит Лаокоон-страдалец и тщетно пытается освободиться от страшных объятий. Бездыханными оставили чудовища свои жертвы у алтаря, поспешили к храму Афины и скрылись под ее щитом.

Лаокоон художника Эль Греко

Когда-то Аполлон запретил Лаокоону, бывшему его жрецом, вступать в брак и иметь детей, но Лаокоон нарушил запрет и, больше того, сошёлся со своей женой в самом храме Аполлона (на троянской равнине). За это он и был наказан богом. Аполлон хоть и красавцем был, и женщин любил, и на флейте играл божественно, но неслухов непокорных не терпел. И наказывал смертных, как богам положено - жестоко.

Полные страха, смотрели троянцы на это ужасное зрелище и увидели в нем кару гневной Афины Лаокоону за то, что преступным копьем осквернил он дар, посвященный богине. Узрев гибель Лаокоона, все они закричали: "В город тащить коня! В акрополе, в храме Афины поставить, да смягчит гнев свой оскорбленная богиня!" И вот троянцы проламывают стены - ворота были слишком узки - и, нетерпеливые, тащат деревянное чудовище в город. Отроки и девы провожают его священными песнями и радуются, когда удастся им руками коснуться каната, на котором столько горя влекли себе в город троянские мужи. Четырежды останавливался конь в проломе, четырежды потрясалось в утробе его оружие ахейцев, не заметили этого троянцы, в ослеплении своем не обратили на это внимания, и с двойным усердием продолжали они тащить роковой дар данайцев и повлекли его, наконец, в акрополь.

Одна Кассандра прозрела опасность и открыла свои горе возвещавшие уста.

Кассандра была самая красивая из дочерей последнего царя Трои. Бог Аполлон, искавший союза с Кассандрой, дал ей дар предсказания. Она сама его об этом просила и обещала быть его женой. Внимание Стреловержца царевне льстило. Однако и себе цену она знала, а потому довольно долго водила влюбленного бога за нос. Но настал день, когда тот потребовал прямого ответа. А Кассандра обманула Аполлона, не согласилась быть его супругой. А так как богу неприлично брать обратно свои дары, разгневанный Аполлон решил, что хотя Кассандра и будет в своих предсказаниях предвещать истину, но никто не будет верить предсказаниям Кассандры.


Кассандра предупреждает Троянцев. Гравюра, автор - Bernard Picart.

Так-то вот: от любви до ненависти один шаг. Как знать, что именно увидела внезапно прозревшая Кассандра.. Быть может, скорую измену своего не слишком надежного поклонника или судьбу, еще более незавидную, чем та, что в итоге ей выпала.

Художник Cerrini-apollo.

Так или иначе, но жених получил решительный отказ.«Один лишь поцелуи, холодный, мирный,.» Поэтому троянцы не поверили городской сумасшедшей. Более того Кассандра своей смертью не умерла. Её убили.

Поскольку Кассандра предсказывала одни несчастья, Приам приказал запереть ее в башню, где ей оставалось только оплакивать грядущие бедствия своей родины. Во время осады Трои чуть было не стала женой героя Офрионея, поклявшегося разгромить греков, но тот был сражен в бою критским царем Идоменеем. Иногда знаешь правду, а лучше бы помолчать.

Со школьной скамьи все знают: Троянская война началась из-за женщины. При этом большинство полагает, что женщина эта — Елена Прекрасная. Но если заглянуть в глубь веков, откроется, что спровоцировала многолетний конфликт старшая сестра названной особы — Клитемнестра... Она-то позже и убила Кассандру, Всё вопросы решали просто: пришёл, увидел, убил.

Пропустим история похождений Менелая. Клитемнестре нужно было отомстить второму мужу Агамемнону за убийство первого.

Первый план нашей героини осуществлен не был — Агамемнон уцелел. Более того — вернулся в зените воинской славы. Да не один, а с трофеем в виде прекрасной Кассандры. О, боги, нет предела вашим жестоким фантазиям!

Подобного поворота событий Клитемнестра уже вынести не смогла. Мстительница пришла к тому, с чего могла начать много лет назад, — к остро наточенному кинжалу.

Ночью старшая сестра Елены убила Агамемнона и Кассандру. Теперь она могла себе это позволить, потому как за время отсутствия мужа успела обзавестись заступником, а по совместительству любовником — Эгистом. Последний, кстати, был давним соперником Агамемнона в борьбе за власть в Микенах.

Но за все в жизни приходится платить. Всего семь лет после смерти супруга наша героиня делила ложе и власть с Эгистом. На восьмом году парочка пала жертвой Ореста — сына Клитемнестры и Агамемнона. Юноша отомстил за смерть горячо любимого родителя.

Так хитроумный план мести вернулся к Клитемнестре разящим бумерангом. Клитемнестра проиграла во всем. Она даже не обрела посмертной славы — теперь ее вспоминают лишь как сестру Елены.

Орест убивает Эгиста (деталь рельефа «Орест убивает Эгиста и Клитемнестру»)

Людской поток спешит по своим делам – каждую минуту входят и выходят десятки человек, у всех разное выражение лица, каждый думает о своём. Вот женщина спешит побыстрее купить продукты, чтобы успеть домой на любимый сериал; она ведёт за руку своего сыночка, который, проходя мимо отдела с игрушками, не отрывал от него глаз. Вот мужчина с суровым лицом, - должно быть у него потяжелей работа, чем у меня, - сразу пошёл в направлении отдела бытовой техники. Чужие мысли я читать, конечно, не умею, но могу предполагать, что в сегодняшней тысячной массе кто-то мог думать именно так.
Какое отношение я имею к этому потоку? Самое непосредственное. «Последний день ярмарки, домашняя утварь от производителя!», «Чашки и тарелки от пятидесяти рублей!», «Низкие цены, подарки!» И так нужно говорить каждой входящей женщине или семейной паре на протяжении трёх часов, вручая им листовки. Листовок осталось мало, как мне сказали, поэтому молодых нужно пропускать без внимания. Они не тот контингент, который думает купить набор чашек или тарелок.
Хорошо, что только одна смена сегодня, хоть как-то легче, а то первые три дня листовки я раздавал две смены подряд, по шесть часов. Вроде ничего сложного, к фразам привыкаешь, уже сами слетают с языка, но больше всего устают ноги, причём настолько, что каждый шаг сопровождается болью.
Ничего, за работу пообещали неплохо заплатить, поэтому остаётся только терпеть, улыбаться и стараться никого не пропускать мимо себя.
Так прошло три часа постоянного поглядывания на свои часы, подаренные мне когда-то на восемнадцатилетие родителями, которые сейчас от меня на расстоянии двух тысяч километров. Хорошо, что мы живём в век компьютерных технологий, и интернет может убирать расстояние.
Людской поток иногда закипает, а иногда успокаивается – и тогда у меня появляется 20-30 секунд, чтобы уйти в свои мысли. После зарплаты надо будет сразу купить что-нибудь к чаю. Уже пару дней не читал, после работы обязательно продолжу читать незаконченную книгу. Интересно, будет ли ещё идти дождь, когда я пойду домой. Приятное сменяющееся цветами радуги освещение на потолке.
В голове только иногда крутится странная фраза «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Я никак не могу понять, что послужило толчком к ней. В последние дни книг читать не приходилось, в статьях в интернете тоже не встречал её, в фильмах она точно не звучала. И к чему бы применить эту фразу? Честно говоря, не помню даже её происхождения как такового.
- Последний день ярмарки домашней утвари, низкие цены и подарки!
- Да отстаньте вы!
Точно, эта женщина уже пару раз проходила, а я каждый раз ей вручаю листовку. Что поделать, я не могу запомнить каждого человека (хотя некоторых запоминаешь с первого раза), поэтому иногда по несколько раз одним и тем же людям пытаюсь вручить листовку. Часто они берут и два раза, и три, и улыбаются. А эта женщина так завелась. Видимо, у неё действительно какие-то проблемы. Пусть у неё всё в жизни наладиться.
Всё, ровно три часа дня. Меня сменяет девушка в накидке (слава Богу, что я работал без этой розовой накидки). Подхожу к двум девушкам-организаторам, говорю, что работу выполнил. Начинаем считать рабочие часы, умножаем их на стоимость одного часа работы... И тут одна девушка говорит:
- У нас одна девочка опаздывает, заменишь её на полчаса? Мы доплатим.
Я сразу согласился.
Полчаса пролетели незаметно, после чего со мной честно рассчитались. И с женой, которая меня ждала уже более получаса, мы пошли за покупками. Здесь ничего особенного не произошло, чтобы это описывать: обычная охота за товарами на полках.
Выходим из торгового центра, с неба льёт неслабый дождь, но это сразу не замечается, потому что на улице уже достаточно темно. Отсюда к дому десяток-другой километров, поэтому сначала сели на маршрутку, потом на трамвай.
Мерный грохот колёс пытается усыпить меня, но у него не получается. Ну не такой я человек, который может уснуть в общественном транспорте. Опять эта мысль «Бойтесь данайцев, дары приносящих», откидываю её подальше в своём сознании, она ни к чему. В голове только предвкушение от хорошего ужина, которого я жду не дождусь.
Вечер прошёл спокойно, можно сказать, как обычно. На днях надо будет пойти в центр города, если будет хорошая погода, прогуляться и отдохнуть. Отдых в хорошо отапливаемой квартире не совсем тот, который хотелось бы провести в один из дней. Хочется свежего воздуха, солнца и ветерка. Пускай город пошумит, но мне какое дело до бесконечных лент дорог - в городе есть парки, уютные местечка с лавочками под деревьями. Вот что я люблю и ради чего стоит иногда выбираться из дома.
Скоро одиннадцать часов вечера, начались приготовления ко сну. Я улёгся поудобней, жена выключает свет, ложиться рядом. Перекинулись несколькими словами, на ночь глядя. Минутная тишина, каждый уже готов погрузиться в свои сновидения, как вдруг жена спрашивает:
- Кто такие данайцы?
Сказать, что я был удивлён – значит, ничего не сказать. С вытаращенными глазами (хорошо, что в комнате мрак, и моего глупого выражения лица не видно) я спрашиваю:
- У тебя в голове тоже целый день фраза?...
- Да. Скажи ты, а то я скажу что-то не то ещё, глупость какую.
- «Бойтесь данайцев, дары приносящих!»
- Да, она.
- Только я не помню откуда она, вроде бы с троянским конём связана.
Полезли в интернет на мобильном телефоне, чтобы разобраться с историей фразы. Данайцами называли греков, в войне с Троей они подсунули жителям города огромного полого коня с солдатами внутри, это описал в Илиаде Гомер, ему и принадлежит фраза «Timeo Danaos et dona ferentes», что в одном из вариантов перевода значит «Бойтесь данайцев, дары приносящих».
В общем, я был отчасти прав, память меня не подвела - фраза напрямую связана с так называемым троянским конём. Её смысл в том, что подарок на самом деле может быть опасным для принимающей стороны.
Жена не смогла объяснить, откуда у неё в голове эта фраза. И я тоже не смог объяснить. Совпадением это назвать сложно. Что это? Какая-то синхронизация мыслей? Или нам последние два дня кто-то нашёптывает предупреждение? В этом определённо есть смысл.
Я засыпал со странным ощущением, как будто всё произошедшее за последний день обрело какой-то пока что непонятный смысл. Это ощущение сравнимо с тем, когда ты следишь за постоянно сменяющимся процессом, где каждую секунду происходит нечто всегда новое, но потом начинаешь осознавать, что в этом есть закономерность. И тогда все случайности складываются в сознании в какой-то прекрасный единый процесс.
Но в моём случае ещё не совсем понятно, к чему нужно «бояться данайцев, дары приносящих». Поживём - увидим.

Так называемые крылатые фразы часто встречаются в художественной литературе, мы слышим их в беседах и рассуждениях разных людей, однако далеко не всегда догадываемся этих выражений, не говоря уж об истории их происхождения. В этой статье мы попытаемся выяснить, что значит “бойтесь данайцев, дары приносящих”и откуда пришел к нам этот замысловатый фразеологизм.

Еще со школьной скамьи мы начинаем знакомиться с легендами и мифами народов мира. Персонажи этих рассказов помогают детям получить общее представление о добре и зле, сложности выбора и необходимости принятия важных жизненных решений. Они могут выступать примером для подражания или показывать то, как не стоит поступать во избежание серьезных последствий.

Множество интересных и глубоких по смыслу фразеологизмов пришло к нам из мифов Древней Греции. Наверняка каждый из нас хоть сколько-нибудь слышал об истории падения древнего города Троя, отображенной в произведении Гомера “Илиада”, и, конечно же, в творении Вергилия “Энеида”, которому мы, собственно, и обязаны поговоркой о дарах данайцев.

Данайцами называли древних греков, которые по преданию вели долгую, изнуряющую войну с троянцами. Греки безуспешно пытались повергнуть Трою, осаждая стены города долгих десять лет. Однако все попытки были тщетны. Тогда хитрому и предприимчивому вождю данайцев, Одиссею, пришла идея о том, как обманным путем одержать победу над упорными троянцами. Эллины построили огромных размеров деревянного коня, в котором нашлось место самым отважным воинам, и сделали вид, будто они прекращают осаду, оставляя на берегу лишь щедрое подношения для богини Афины.

Счастливые от того, что враг сдался, жители Трои решили завладеть исполинским конем и поставить его в центре города в качестве трофея. Увидев безумие своего народа, один из жрецов по имени Лаокоонт воскликнул: “Что бы это ни было, а бойтесь данайцев, даже дары приносящих!”. Но не был услышан ни он, ни пророчица Кассандра, предрекавшая беды беспечным троянцам. В ночи, когда Троя погрузилась во мрак, а жители ее крепко уснули, греческие воины выбрались из деревянного коня, расправившись со стражей, открыли городские ворота и призвали вернувшуюся к тому времени армию. Так и пала жертвой доверчивости и безрассудства великая Троя.

Современное значение фразеологизма

Для современного общества крылатое выражение “бойтесь данайцев, дары приносящих” не менее показательно и актуально, ведь каждый день мы так или иначе встречаемся с человеческими пороками и злыми умыслами. Исходя из древнего значения, этот фразеологизм имеет для нас, жителей XXI века, следующие значения:

  • описывает случаи, когда подарок или хорошее дело скрывает истинные злые намерения человека;
  • выступает символом коварства, изобретательности и хитрости, направленных на причинение вреда или получение выгоды обманным путем;
  • может характеризовать человека, склонного к лести, лицемерию и лжи.

Эти слова являются своего рода призывом к осторожности, бдительности и дальновидности, как и сама легенда о падении легендарного города Троя. История о данайских дарах, конечно же, не побуждает нас стать параноиками и проверять всех и вся на наличие подноготной, однако дает нам повод задуматься о том, что далеко не вся добродетель может быть вызвана . Иногда дары и услуги обязывают нас к решениям или действиям, от которых мы несем колоссальные убытки или потери.

Часто во время просмотра фильма или новостей можно услышать знаменитое выражение: "Бойтесь данайцев, дары приносящих". Значение, правда, этой фразы не до конца ясно. Кто такие данайцы и почему нужно так опасаться их даров? Дело в том, что выражению уже не одна тысяча лет, а потому современный человек и недопонимает смысл. Однако чтобы разобраться в значении фразы, достаточно вспомнить древние легенды.

Миф о Трое и том самом даре данайцев

Современному человеку о существовании некогда величественной Трои, данайцах и их "подарке" стало известно из поэмы Гомера "Иллиада". Однако выражение "Бойся данайцев, дары приносящих" можно еще встретить в произведении другого греческого поэта - Вергилия. Оба они пересказывают один и тот же миф об осаде и взятии города Трои. Легенда столь поучительная, что фраза из нее просто не могла не стать крылатой.

Так что же такого произошло в Древней Греции, что и по сей день об этом событии вспоминают? В 13 веке до нашей эры между данайцами (древними греками, ведущими свой род от мифического царя Даная) и тевкрами (жителями Трои и Хеттского царства) вспыхнула война. Всему виной любовь юного Париса к прекрасной Елене, которую он похитил у царя данайцев Менелая. Тому ничего не оставалось, как пойти войной на Трою. Согласно мифу, осада древнего города длилась не один год, но жители стойко держали оборону. Все изменилось, когда данайцы решили пойти на хитрость.

Итак, однажды утром троянцы увидели, что данайцев нет. Также они заметили оставленную им в подарок осаждавшими прекрасную статую коня. Они решили, что противник признал поражение и восхитился мужеством и стойкостью непокоренной Трои. Статуя была настолько большой, что пришлось открыть ворота и разобрать часть крепостной стены, чтобы ввезти ее в город. Никто ничего не заподозрил, кроме жреца Лакоона. Он-то, согласно мифу, и сказал как предупреждение: "Бойся данайцев, дары приносящих". Его никто не послушал, и ночью спрятавшиеся внутри коня данайцы открыли ворота своим соплеменниками. Так пала величественная Троя.

И что же это все значит?

С тех пор прошла не одна тысяча лет, но в разное время можно было услышать эти слова. Причем не только в личной переписке и художественной литературе, но и в развлекательных фильмах. Так, в популярном голливудском боевике "Скала" герой произносит эту самую фразу в ответ на предложение сотрудников ФСБ. Что же он этим хотел сказать? То же, что и другие, когда говорят: "Бойся данайцев, дары приносящих". Смысл этой фразы для современного человека заключен в следующем. Сегодня такие дары - это синоним коварства, вероломства и обмана. Чаще всего выражение употребляют, когда хотят уберечься от ложных подарков, несущих только несчастья и беды новому владельцу. Довольно часто фразу произносят не полностью, говоря только о самих дарах или же данайцах, ведь и так понятно, что имелось в виду.

История ничему не учит

Хотя миф о взятии Трои был рассказан Вергилием и Гомером в назидание потомкам, подобная история повторялась раз за разом. Причем "троянского коня" не раз дарили даже самым высокопоставленным чиновникам. Так, чтобы организовать прослушивание Американского посольства, одному из его сотрудников был подарен великолепный деревянный орел. С его помощью КГБ целых 6 лет беспрепятственно получал информацию, так сказать, из первых рук, пока случайно во время уборки не нашли жучок внутри него. А дело было в середине 20 века.

И это далеко не единственный случай, когда в подарок были преподнесены коварные дары данайцев. Сколько раз неугодные члены королевских семей получали отравленную одежду и еду, которая их убивала медленно и незаметно. С появлением разведок и контрразведок выражение "Бойся данайцев, дары приносящих" стало еще более актуальным. Все дружественные подарки весьма тщательно проверялись, но это, как показала история, не всегда спасало.

Причем здесь компьютеры?

А вот кому знаком не только по легендам, так это активным пользователям компьютеров. А дело в том, что часто пользователям предлагается загрузить на свой жесткий диск интересный файл (чаще всего видео или игру), а вместе с ним загружается еще и вирусная программа. Правда, очень похоже на подарок данайцев? В итоге злоумышленник получает доступ к интересующей его информации или использует программу для рассылки спама. Сам же владелец может ни о чем не подозревать.

Конечно, можно последовать совету: "Бойся данайцев, дары приносящих" - и не загружать на свой компьютер непроверенную информацию. Однако это не всегда возможно. Гораздо проще и удобнее установить специальную антивирусную программу, чтобы ни один "троянский конь" не проник. Хороший антивирус не только забракует подозрительные файлы, но и вылечит уже зараженные.

Вместо заключения

Порой вырванная фраза из контекста приобретает совсем иной смысл, особенно с течением времени. А выражение "Бойтесь данайцев, дары приносящих" (латынь: Timeo Danaos et dona ferentes) все так же напоминает о коварстве людей.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...