Атаманы кубанского казачества. Экс атаман ккв о современном казачестве

20 февраля прошла пресс-конференция атамана Кубанского казачьего войска, вице-губернатора Краснодарского края и председателя Совета атаманов реестровых казачьих войск России Николая Долуды. Мероприятие было посвящено итогам Большого казачьего круга, который прошел 15 февраля в храме Христа Спасителя в Москве.

Портал Юга.ру записал главные тезисы выступления Долуды, где он рассказывает о Всероссийском реестровом казачьем войске, молодых казачатах, кибердружинах, скандале с атаманом Науменко, перспективах казачьей милиции и о слове «ряженые».

О создании Всероссийского реестрового казачьего войска

— По благословению святейшего патриарха 15 февраля открыл свою работу Всероссийский казачий круг. В нем принимали участие делегации всех 11 реестровых казачьих войск, а также представители некоторых общественных организаций нереестрового казачества.

Одним из главных вопросов круга было рассмотрение концепции о создании Всероссийского казачьего войска. С докладом об этом выступал я — как председатель Совета войсковых атамановых реестровых казачьих войск России. Основываясь на решениях состоявшегося в Краснодаре прошлой осенью первого Всероссийского казачьего форума , я говорил о том, что наступило время создать Всероссийское войско. Его создание даст возможность равномерно развиваться всем 11 реестровым войскам.

Реестровые казачьи войска по всей России насчитываю около 600 тысяч. Они располагаются в 80 субъектах РФ. Как не использовать этот потенциал мощнейшей силы? Этих патриотически настроенных, жаждущих служить государству и отечеству людей?

Планируется, что у Всероссийского реестрового казачьего войска будет верховный атаман. Он будет наказным. Мы пошли по этому пути, чтобы избежать конфликтов, так как каждое реестровое общество будет настаивать на своем атамане. Представлять кандидатуры верховного атамана будет Совет по делам казачества при президенте. А утверждать — сам президент.

У всех реестровых войск сохранится статус самостоятельного юридического лица. Но координировать работу всех юрлиц будет атаман, а штаб и правление будут находиться в Москве.

Все подготовительные мероприятия должны завершить до ноября этого года. После этого планируется проведение казачьего круга в Москве, на котором будет объявлено о создании Всероссийского реестрового казачьего войска.

О проекте федерального закона «О казачестве»

Власти Кубани направили проект федерального закона «О развитии российского казачества» на экспертизу в Минюст РФ. Концепция и проект закона разрабатывались у нас в крае в прошлом году. Самое главное, что статус казачества в документе определен как особая форма государственной и социальной жизни самостоятельного народа. Именно народа и никак иначе.

Действующая нормативная база лишь отражает отношение государства к казачеству, но не определяет основные права и обязанности казаков и предназначение казачьих войск в общегосударственной системе. Именно поэтому крайне необходим абсолютно новый правовой акт, в котором статус казачества будет закреплен на государственном уровне. Мы будем прилагать усилия, чтобы синхронизировать принятие федерального закона с процессом создания Всероссийского реестрового казачьего общества.

О противниках создания Всероссийского реестрового казачьего войска

Противники есть, были и будут. Но это не реестровые казаки. Это казаки общественных организаций. Мы у нас на сайте разместили ответ этим писателям, которые эти писульки пишут . Пусть они сначала покажут, что они сделали для развития казачества на своих территориях. Они вот критикуют, что не нужно всероссийское войско, не нужно реестровое. Но мы — казаки Кубанского казачьего войска — можем показать, что оно нужно, что у нас много получается. Да, что-то не получается, но иначе невозможно.

Критиковать легче всего. Но вы сначала предложите что-то другое. А вот так просто заниматься критиканством — низко и подло. Ведь кроме критики, абсурдной критики, ничего и нет. К тому же настоящий казак должен понимать, какая сейчас международная обстановка. Сейчас как никогда нужна консолидация всех здоровых сил нашего общества. Нужен кулак, иначе потом ведь отрубят по одному пальцу.

О финансировании Всероссийского казачьего войска

Пока об этом рано говорить, оно еще не создано. Но думаю, что будет так. Первое — отчисления от каждого из 11 реестровых войск. Второе — оказание помощи со стороны инвесторов. Третье — какое-то оказание помощи и со стороны государства.

О чинопроизводстве и «ряженых »

У нас определено чинопроизводство. Ведь вы помните, раньше погоны цепляли все, генералиссимусы ходили. Противное обидное слово «ряженые» было. Оно ушло сейчас из обихода. Конкретно у нас на Кубани ушло, его нет. Ну да, где-то кто-то может себе позволить, но мы боремся с этим.

Чинопроизводство определено — только для реестровых войск. Общественники — пожалуйста, можете ходить в кителе, в черкеске, но погоны не смейте надевать. Потому что это только для реестровых казачьих войск. Определено указом России. Конкретная форма одежды для каждого казачьего войска. У кубанского — такая, у терского — другая, у донского — своя.

Дети, которые обучаются в казачьих корпусах и школах, — они совершенно другие уже дети, поверьте мне

Николай Долуда, атаман Кубанского казачьего войска

О казачьей молодежи на Кубани

Мы на Кубани серьезно занимаемся патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Для этого у нас создан Союз казачьей молодежи , который сейчас насчитывает практически 85 тыс. детей школьного возраста. Это огромнейшая армия. Это детки, которые обучаются в 3 тыс. казачьих классов и семи казачьих корпусах. Уверен, что из этих детей выйдут будущие атаманы хуторских, станичных, городских, районных казачьих обществ. Они все изучают историю, культуру, традиции казаков. Дети, которые обучаются в казачьих корпусах и школах, — они совершенно другие уже дети, поверьте мне.

Эти дети очень образованны, значительно знают историю и традиции казаков — даже лучше, чем некоторые атаманы. Они уважительно относятся к старшим, к труду. «Отечество» и «Родина» для них не пустые слова. Эти слова передаются из поколения в поколение, на генном уровне передаются. Это очень важно.

Все учащиеся кадетских корпусов и казачьих школ ходят на занятия только в казачьей форме. Все — и мальчики, и девочки, с 1 по 11 класс. И они уже не стесняются этой одежды. Раньше было неловко некоторым, да. Сейчас — нет.

Каждый год мы проводим военно-полевые сборы. Ведь казак — это в первую очередь защитник. И очень важно, что с нами выходит на сборы большое количество детей. 7 тыс. взрослых и 800 детей из казачьих классов. И так каждый год.

О военной и государственной службе казаков

Каждый год около тысячи молодых казаков мы отправляем на службу в Вооруженные силы. Для каждого реестрового войска определены конкретные части, куда отправляются служить казаки.

Кроме того, сейчас по договоренности с руководством Росгвардии начинаем свою роту комплектовать. Одна рота уже укомплектована — в одном из населенных пунктов Краснодарского края. Это в качестве эксперимента пока. Но такую работу мы будем продолжать. Посмотрим, как будет организована служба казаков в Росгвардии. Может, будем комплектовать далее.

Также 1 тыс. 652 казака занимаются охраной общественного порядка на постоянной основе. Чтобы это получилось, мы заключили соглашение с главным управлением внутренних дел края. Также у нас есть соглашения с краевым пограничным управлением, с министерством лесных ресурсов и министерством по чрезвычайным ситуациям. На основе этих соглашений мы расписали, какое количество необходимо каждому ведомству.

Что касается охраны общественного порядка: под 1 тыс. 652 казака выделены денежные средства из краевого бюджета. Но есть один нюанс. Эти соглашения пока может заключать только регион, но при Всероссийском реестровом казачьем войске мы сможем напрямую взаимодействовать с федеральными министерствами по видам госслужбы.

О кибедружинах

К идее кибердружин я отношусь очень положительно. Они только начали работу в университете Разумовского . И буквально в марте или апреле мы намерены своих представителей отобрать и направить на обучение в этот университет. Это нужная и необходимая работа.

Я пока не могу вам сказать ни про статус кибердружин, ни про то, когда они появятся у нас в крае. Рано еще об этом говорить. Пока мы только подбираем наиболее продвинутых людей и собираемся отправить их на обучение в Москву. 20-30 человек.

О связях с зарубежными казаками

Мы ни в коем случае и сейчас не прерываем связи с теми казаками, чьи родители или предки уехали из России. До сих пор, как бы это ни показалось странным, мы поддерживаем связи с Кубанским казачьим войском за рубежом — в частности с США. Совсем недавно к нам на Кубань приезжал его атаман Александр Певнев со своими коллегами. Они побывали на наших сборах, в наших станицах.

Также мы поддерживаем связи с сербами, где захоронено огромное количество казаков, которые в 20-х годах прошлого века выехали из страны. Поддерживаем связи с представителями Греции, где на Лемносе тоже захоронены казаки. Совсем недавно, в конце прошлого года, я встречался с делегацией из Греции, где мы обсуждали перспективу различных совместных мероприятий.

Для нас это актуальнейшая тема. И на казачьем круге это было проговорено — как важно способствовать возвращению наших казаков, которые уехали из России. Но это огромнейший объем работы, конечно.

Атаманы Кубанского казачьего войска

Кто, откуда вы, люди вольные,

Люди гордые - казаки,

В эти степи пришли раздольные

С моря, с суши или с реки?

Время стелет дороги торные,

Кем покинуты стремена?

Но казачество нам оставило

Для истории имена...

Люди сильные и горячие,

Закаленные на ветру,

Не самой ли судьбой назначено,

Чтобы вы служили добру?!

Наше времечко - время смутное,

Что ни день, то тревогой весть.

Время смутное, но не грустное,

С нами Бог, и Россия, и честь!

К. Исхакова

Интерес к прошлому кубанского казачества со стороны научной общественности, широких слоев населения и участников возрождения является сегодня мощным процессом.

Само общество заинтересовано в возрождении казачества в современных условиях, происходит интенсивный поиск оптимальных путей его использования.

Рассказ пойдет об атаманах Кубанского казачьего войска и об истории и деятельности Геленджикского городского казачьего общества в настоящее время.

Среди казаков существовало полное равенство, и на руководящие посты выдвигались и выбирались люди, отличавшиеся умом, знаниями, талантами и личными заслугами. Никаких привилегий в силу происхождения, знатности рода, богатства или каких-либо других оснований казаки не знали. Удаленные на сотни верст от государственных центров, казаки должны были сами создавать для себя власть на месте. Это была власть выборная - Войсковой и. Кошевой атаман. Высшим исполнительным органом было Войсковое правительство, в состав которого были включены 4 лица: атаман, судья, писарь и есаул.

Ученые связывают происхождение слова "атаман" с готским наречием, где " atta" означало "отец", а "mann" - "муж", то есть "отец мужей". Отсюда и пошло обращение "батька - атаман". Так обращаются к атаману и сегодня. Но единоличная власть атамана была ограничена нормами Православия и казачьими обычаями, и иногда атаман ничего не мог предпринять без решения Рады.

Практически атаманы были такими же казаками, что и все казаки, только наделенными особыми обязанностями и облеченными полным доверием казаков. Это касается далекого прошлого, когда только началось формирование Кубанского казачьего войска.

Со временем значительную роль в становлении административного управления Кубани стали играть кошевые, войсковые и наказные атаманы Черноморского, Кавказского линейного и Кубанского казачьих войск. Соединяя военную и гражданскую власть, атаманы уже располагали значительными полномочиями и сделали немало в укреплении экономики, благоустройства и общественной жизни Кубани. Их деятельность осуществлялась в русле российской государственной политики, но не забывались при этом и интересы казачества.

Судьба и деятельность атаманов Кубанского казачьего войска неотделимы от исторических событий.

В 1829 году по Адрианопольскому мирному договору с Османской империей к России отошло Черноморское побережье Кавказа от крепости Ана до Поти, заселенное черкесскими племенами. В целях закрепления приобрете] ной территории вдоль Кавказского побережья началось строительство укреплений, которое началось в 1831г., когда русские войска высадились в Геленджикской бухте. В целом с 1831 по 1842 гг. на побережье Черного моря было возведено 17 укреплений, составивших Черноморскую береговую линии

В это же время началось строительство другой линии со стороны Кубани Черному морю, названной Геленджикской, и протянувшейся более чем на 80 километров.

Эта территория входила в состав Кавказского линейного казачьего войска, первым атаманом которого стал П.С. Верзилин. Управление обширной территорией требовало немалых административных способностей. По свидетельствам современников, Верзилин, человек сугубо военный, этими способностями не обладал. Поэтому император Николай 1 после посещения в 1837 году Северного Кавказа отдал приказ о назначении наказным атаманом генерал-майора С.С. Николаева. Потомственный донской казак, Степан Степанович Николаев, основательно зная казачий быт, немало успел сделать для благосостояния войска. При нем были основаны 22 станицы, началось освоение Новой линии утверждено "Положение о Кавказском линейном казачьем войске". После его смерти на его место был назначен генерал-майор Ф.А. Круковский, о подвигах которого линейные казаки складывали песни, намного пережившие своего атамана. Всю свободную от походов деятельность он посвящал устройству войскового быта, осматривал станицы, инспектировал полки. В начале 1852 года при взятии завала на реке Гойте в Чечне он был изрублен горцами.

Четвертым атаманом линейцев стал начальник центра Кавказской линии генерал-майор князь Г.Р. Эристов. В должность он не вступил, так как здоровье его было подорвано, и вскоре уехал в Тифлис.

Последним атаманов войска стал Н.А. Рудзевич . Рудзевич был отмечен многими наградами, участвовал в русско-турецкой и Кавказской войнах, в пленении Шамиля. Историки считают наиболее плодотворной его миротворческую деятельность. Атаман Рудзевич добился роспуска по домам с кордонной линии резервных казачьих батальонов, что позволили казакам заняться своим хозяйством. Он оказывал материальную помощь поселенцам новых станиц, по его ходатайству срок действительной казачьей службы был сокращен с 25 до 15 лет. Среди казачьего населения Рудзевич Н.А. имел большую популярность.

Обращаясь к истории заселения Черноморского побережья Кавказа, мы узнаем, что 10 марта 1866г. как самостоятельная единица в составе Российского государства был учрежден Черноморский округ. Заселение этого района осуществлялось за счет казаков-ветеранов, прослуживших не менее 20 лет и принимавших активное участие в боевых действиях. Так сформировался Шапсугский береговой батальон. Казаки батальона были расселены в двенадцати прибрежных станицах: Геленджике, Адербиевке, Пшадской, Небугской, Вельяминовской, Георгиевской.

В Геленджик и районы переселилось несколько сотен казаков с семьями. Правительство рассчитывало превратить переселенцев в надежный оплот, укрепить охрану границ и обороноспособность Закубанья и Черноморского побережья.

Жители новых поселений оказались не готовы к работе в условиях местного климата, часто случались неурожаи. Трудности сообщения и отсутствие квалифицированной медицинской помощи приводили к высокой смертности. Переселенцы болели лихорадкой, цингой, водянкой, дизентерией.

Помимо потерь от болезней, казаки гибли в схватках с горцами. Несмотря на освобождение от строевой службы, они должны были охранять свои поселения.

Это была странная и жестокая война - без постоянного врага, без правил, без линии фронта, без жалости к противнику. В стычках и перестрелках погибали люди, угонялись скот и пленные.

В ответ на это и казаки поступали так же: жгли аулы, угоняли скот.

Летописец Кубанского полка так писал о жизни казаков: "... кубанские казаки в течение 70 лет выносили жизнь, исполненную постоянных тревог, убийств и грабежей со стороны неприятеля и не падали духом, но всегда отличались бодростью и неустрашимостью".

В 1860г. по проекту командующего Кавказской армии князя А.И. Барятинского вместо Черноморского и Кавказского линейного казачьих войск были образованы два новых - Кубанское с центром в Екатеринодаре и Терское с центром во Владикавказе. К Кубанскому войску вместе с Черноморией отошли и бригады Кавказского линейного войска. Должность начальника области совмещалась с должностью наказного атамана. Обычно наказной атаман проживал в Екатеринодаре.

Первым атаманом Кубанского казачьего войска стал в 1860г. командующий войсками Кубанской области генерал-адъютант граф Н.И. Евдокимов. В 1861г. он передал атаманскую булаву генерал-майору Н.А. Иванову, который занимался организацией управления нового войска.

23 августа 1862г. в должности наказного атамана был утвержден генерал - адъютант Ф.Н. Сумароков-Эльстон. При нем велось заселение казаками предгорий Западного Кавказа, обернувшееся для жителей новых станиц бедами и лишениями.

В Кубанскую область после окончания войны в 1864 г. хлынул поток иногородних переселенцев. Вместе с тем Сумароков-Эльстон способствовал развитию просвещения, торговли и промышленности в крае.

В феврале 1869г. наказным атаманом был назначен генерал-лейтенант М.А. Цакни. В период его атаманства было введено "Положение об общественном управлении в казачьих войсках", начат первые работы по размежеванию земель и установлены формы земельной собственности, просуществовавшие до 1917г. Цакни также принимал участие в составлении положения об освобождении зависимых сословий в горских обществах Кубанской области.

С 1873 по 1882 годы наказным атаманом Кубанского казачьего войска был генерал-лейтенант Н.А. Кармалин, выпускник Николаевской академии Генерального штаба, много сделавший для экономического и культурного подъема края. Только с 1874 по 1880 гг. в Кубанской области было построено 136 школьных зданий, открылся Кубанский войсковой этнографический и естественно-исторический музей.

Е.Д. Фелицын так определяет основную черту деятельности этого атамана: "Глубокий интерес к нуждам края и казака". Кармалин не пропускал ни одной статьи в печати по вопросу о русской земельной общине и был знаком с предметом не хуже любого специалиста.9 мая 1879 года Кавказский отдел Императорского Русского географического общества избрал его своим действительным членом.

22 января 1882годв в должность наказного атамана вступил генерал-лейтенант С.А. Шереметев, происходивший из древнего боярского рода. Перечень его боевых подвигов занимал несколько страниц, он пользовался уважением казаков.

В конце марта 1884г. вступает в должность наказанного атамана Г.А. Леонов. Казачье происхождение и знание местного быта облегчили Г.А. Леонову управление Кубанской областью. Он был избран почетным стариком в станицах Кореновской и Баталпашинской.

После его смерти в январе 1892г. Кубанское казачье войско возглавил генерал-лейтенант Я.Д. Малам. В годы его правления край переживал период экономического и общественного подъема.

В 1904-1906гг. наказным атаманом был Д.А. Одинцов, атаманство которого совпало с русско-японской войной и событиями русской революции. При нем в области были проведены 4 мобилизации, подавлены выступления батальонов пластунов и мятеж казаков 2 Урупского полка.

В марте 1906г. атаманом был назначен генерал-лейтенант Н.И. Михайлов. Несмотря на свое казачье происхождение (он был потомственным уральским казаком), Михайлов своим бездействием потакал революционным террористам, которые безнаказанно совершали гнусные злодеяния. От рук террористов пал помощник полицмейстера Григорий Журавель, секретарь Кубанского статистического комитета С.В. Руденко. Был убит директор народных училищ Г.М. Шпиль. Все они были казаками. Жертвы умножались, поэтому в феврале 1908 г. Михайлов был смещен, и атаманом бы. назначен коренной кубанский казак станицы Нововеличковской генерал-лейтенант Михаил Павлович Бабыч . Новый атаман решил покончить с террором и анархией и ввел в Екатеринодаре комендантский час, Большинство кубанцев были довольны: вступил в силу Закон. Благодаря воле и жесткому правлению М.П. Бабыча террористы покину Кубанскую область. Три недели спустя, когда Кубань очистилась от революционеров, введенные ограничения были отменены.

Бабыч боролся с демагогией, пропагандой мнимых "освободительных идей", которые уводили доверчивых людей от насущных жизненных вопросов потребностей к явной гибели общества, разрушению родных очагов и духовных святынь. Упорядочилась экономика, нравственность, оживилась общественная жизнь в области.

В 1914г. М.П. Бабыч был в Геленджике и окрестных поселках. На прием к атаману приходили все нуждающиеся в помощи, никто не уходил без надежды и утешения, без решения своей проблемы.

За заслуги перед Отечеством М.П. Бабыч в том же году был произведен в генералы от инфантерии.

После Октябрьской революции 1917г. в вихре революционных событий казачество не утратило своих боевых качеств, боевого духа, показывало чудеса отваги, героизма, воинской доблести и дисциплины. То же касается и участия казаков в гражданской и Великой Отечественной войне: 4 гвардейский Кубанский казачий корпус дошел до Вены, кубанские казаки принимали участие в торжественном параде на Красной площади в 1945 году. Тысячи и тысячи казаков имеют награды, есть Герои Советского Союза, среди них - наши земляки-геленджичане.

Как утверждает ученый-историк А.Н. Малукало, Кубанское казачье войско уже к началу XX века требовало кардинальных изменений в системе управления. Сложилась ситуация, требующая коренной реорганизации войсковых институтов, без которой "войско и казачество как военное сословие было обречено на исчезновение".

И не только как военное... В течение 1917-1930гг. в результате репрессивной политики было уничтожено более 5 млн. человек казачьего сословия.

Но, как утверждает народная пословица: "Казачьему роду нэма переводу".

В годы перестройки казачество вступило в эпоху своего возрождения.

В 1989г. в Геленджике было создано городское казачье общество.

Первым атаманом был выбран Соловьев Юрий Александрович.

В 1998г. атаманом избирается Ковбасюк Анатолий Константинович, который занимает эту должность и по сей день.

Вот что он рассказал о том, как живет казачество сегодня: "До 1990г. власти утверждали, что за годы социализма казачество прекратило свое существование. Допускалось использование внешней атрибутики: традиционная форма, военизированные спортивные состязания и т.п.

Перестройка привела к пробуждению культурного и политического сознания потомков казаков. Осенью 1989г. в Краснодаре был создан Кубанский казачий клуб, основной целью которого было историческое просвещение и патриотическое воспитание. Летом 1990г. представители казачьих обществ приняли участие в Учредительном съезде казаков России в Москве.

В эмиграции был избран атаманом Науменко В.Г.

В октябре 1990г. состоялся первый Учредительный Всекубанский казачий съезд: создана Кубанская казачья Рада. Уже 12-14 октября 1990г. в Краснодаре состоялся 1 (Учредительный) Всекубанский казачий съезд. Он утвердил название краевого объединения (Кубанская казачья Рада), принял устав, определил принципы и направления деятельности. Атаман Кубанского казачьего войска за рубежом (США) А.М. Пивнев вручил в Краснодаре знамя Кубанского казачьего войска, привезенное из-за рубежа.

Атаманом был избран В.П. Громов, потомственный казак из станицы Пашковской, доцент Кубанского госуниверситета.

Были определены цели и задачи деятельности казачьего общества: возрождение и сохранение казачества как особой этнической группы; восстановление исторической правды о казачестве; военно-патриотическая работа по подготовке молодежи к службе в армии; пропаганда обычаев, праздников, обрядов, ремесел и промыслов, быта казаков.

Возрожденное казачество Кубани выступило в защиту единого сильного Российского государства. Казаки-добровольцы защищали православных в Приднестровье, Югославии, Чечне. Казачьи организации края выразили готовность нести военную и правоохранительную службу.

В.П. Громов, казачий генерал, являлся советником Управления Президента Российской Федерации по вопросам казачества, а также заместителем председателя Координационного Совета по делам казачества. В настоящее время В.П. Громов - депутат Законодательного собрания Краснодарского края, председатель комитета по военным вопросам и по делам казачества.

17 ноября 2007 года решением сбора казаков вице-губернатор Кубани атаманом Кубанского казачьего войска (ККВ) был избран Николай Долуда. На этом посту он сменил Владимира Громова, который возглавлял войско на протяжении 17 лет. Новый атаман ККВ в ответном слове поблагодарил казаков за оказанное доверие.

1 февраля 2008 года вновь избранный атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда присягнул на верность кубанскому казачеству на первой в этом году войсковой Раде.

Торжественная речь атамана, по традиции, завершилась целованием святого Евангелия и креста. После пожеланий войскового священника отца Сергия Николай Долуда поблагодарил казаков за доверие, оказанное ему на выборах атамана, и пообещал день и ночь, не жалея сил, работать на благо войска.

Для наставления слово предоставили председателю Совета стариков ККВ Павлу Фролову. Свои наказы пожилой казак сдобрил символическими ударами плетки по спине атамана.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений - возрождение кубанского казачества состоялось. Теперь надо двигаться вперед, жить полной жизнью с пользой для себя и для государства.

Последние три года в рамках краевой целевой программы казачество активно участвовало в сохранении традиционной культуры Кубани, межрегиональном и межэтническом сотрудничестве и охране общественного порядка. Но если на первых порах этого было достаточно, то сегодня уже мало.

Кубанское казачье войско - это сильная и организованная структура, - сказал Николай Долуда. - Необходимо работать над повышением престижа казака и казачества. Но одними разговорами и приказами авторитет не поднять. Нужны конкретные дела. Именно на это и будет нацелена моя работа.

По убеждению атамана, в деятельность войска должен быть вовлечен каждый кубанский хутор, каждая станица, каждый город. Атаманы и главы на местах должны не только советоваться друг с другом, но и действовать сообща на благо всех жителей.

Сейчас невозможно представить себе существование некой отдельной "казачьей нации", потому что общество живет совершенно в иных исторических условиях, чем сотни лет назад.

Казачество сегодня - это социальная группа российского обществ ориентированная на занятость в сельском хозяйстве, на военную и правоохранительную службу, на воспитание молодого поколения в духе патриотизма и сохранение своеобразной культуры казачества.

Геленджикское казачество насчитывает 216 человек. Среди них сотрудники МВД, ФСБ, офицеры и простые жители города, которые принимают активное участие в общественной жизни города и района. Казачество заботится о сохранении экологической чистоты бухты (2 месяца пикетировали строительство морского порта), создаются лесные кордоны, не допуская незаконной вырубки леса и нелицензионного отстрела диких животных, обезвреживают взрывоопасные снаряды.

Активное участие принимают казаки в парадах, посвященных годовщине реабилитации Кубанского казачества в 2004г., Дню Победы, во всех общественных мероприятиях, которые проводятся в нашем городе, например, освящение храма в с. Дивноморское, памяти Ф.А. Щербины в Джанхоте.

Особое внимание уделяется гражданскому, патриотическому и духовному воспитанию: созданы казачьи классы в МОУ СОШ № 3, работает воскресная церковно-приходская школа, 7 юных геленджичан поступили в казачий кадетский корпус в г. Новочеркасске.

Казаки готовят молодежь к службе в армии, сам атаман принимает участие в боевых стрельбах.

Проводятся спортивные мероприятия.

В деле воспитания молодежи активно принимают участие в борьбе с наркоманией и табакокурением, пропагандируют здоровый образ жизни, словом, делают все возможное, чтобы молодежь росла физически и нравствен здоровой, и государство могло гордиться новым поколением."

В настоящее время происходит возрождение славного Кубанского казачества, во главе которого во все времена стояли атаманы, обладающие истинными качествами настоящего казака: воинской доблестью, мужеством, достоинством и честью, умением руководить людьми.

Атаманы Кубанского казачьего войска

Людмила Привалова

Кто, откуда вы, люди вольные,

Люди гордые - казаки,

В эти степи пришли раздольные

С моря, с суши или с реки?

Время стелет дороги торные,

Кем покинуты стремена?

Но казачество нам оставило

Для истории имена...

Люди сильные и горячие,

Закаленные на ветру,

Не самой ли судьбой назначено,

Чтобы вы служили добру?!

Наше времечко - время смутное,

Что ни день, то тревогой весть.

Время смутное, но не грустное,

С нами Бог, и Россия, и честь!

К. Исхакова

Интерес к прошлому кубанского казачества со стороны научной общественности, широких слоев населения и участников возрождения является сегодня мощным процессом.

Само общество заинтересовано в возрождении казачества в современных условиях, происходит интенсивный поиск оптимальных путей его использования.

Рассказ пойдет об атаманах Кубанского казачьего войска и об истории и деятельности Геленджикского городского казачьего общества в настоящее время.

Среди казаков существовало полное равенство, и на руководящие посты выдвигались и выбирались люди, отличавшиеся умом, знаниями, талантами и личными заслугами. Никаких привилегий в силу происхождения, знатности рода, богатства или каких-либо других оснований казаки не знали. Удаленные на сотни верст от государственных центров, казаки должны были сами создавать для себя власть на месте. Это была власть выборная - Войсковой и. Кошевой атаман. Высшим исполнительным органом было Войсковое правительство, в состав которого были включены 4 лица: атаман, судья, писарь и есаул.

Ученые связывают происхождение слова "атаман" с готским наречием, где " atta" означало "отец", а "mann" - "муж", то есть "отец мужей". Отсюда и пошло обращение "батька - атаман". Так обращаются к атаману и сегодня. Но единоличная власть атамана была ограничена нормами Православия и казачьими обычаями, и иногда атаман ничего не мог предпринять без решения Рады.

Практически атаманы были такими же казаками, что и все казаки, только наделенными особыми обязанностями и облеченными полным доверием казаков. Это касается далекого прошлого, когда только началось формирование Кубанского казачьего войска.

Со временем значительную роль в становлении административного управления Кубани стали играть кошевые, войсковые и наказные атаманы Черноморского, Кавказского линейного и Кубанского казачьих войск. Соединяя военную и гражданскую власть, атаманы уже располагали значительными полномочиями и сделали немало в укреплении экономики, благоустройства и общественной жизни Кубани. Их деятельность осуществлялась в русле российской государственной политики, но не забывались при этом и интересы казачества.

Судьба и деятельность атаманов Кубанского казачьего войска неотделимы от исторических событий.

В 1829 году по Адрианопольскому мирному договору с Османской империей к России отошло Черноморское побережье Кавказа от крепости Ана до Поти, заселенное черкесскими племенами. В целях закрепления приобрете] ной территории вдоль Кавказского побережья началось строительство укреплений, которое началось в 1831г., когда русские войска высадились в Геленджикской бухте. В целом с 1831 по 1842 гг. на побережье Черного моря было возведено 17 укреплений, составивших Черноморскую береговую линии

В это же время началось строительство другой линии со стороны Кубани Черному морю, названной Геленджикской, и протянувшейся более чем на 80 километров.

Эта территория входила в состав Кавказского линейного казачьего войска, первым атаманом которого стал П.С. Верзилин. Управление обширной территорией требовало немалых административных способностей. По свидетельствам современников, Верзилин, человек сугубо военный, этими способностями не обладал. Поэтому император Николай 1 после посещения в 1837 году Северного Кавказа отдал приказ о назначении наказным атаманом генерал-майора С.С. Николаева. Потомственный донской казак, Степан Степанович Николаев, основательно зная казачий быт, немало успел сделать для благосостояния войска. При нем были основаны 22 станицы, началось освоение Новой линии утверждено "Положение о Кавказском линейном казачьем войске". После его смерти на его место был назначен генерал-майор Ф.А. Круковский, о подвигах которого линейные казаки складывали песни, намного пережившие своего атамана. Всю свободную от походов деятельность он посвящал устройству войскового быта, осматривал станицы, инспектировал полки. В начале 1852 года при взятии завала на реке Гойте в Чечне он был изрублен горцами.

Четвертым атаманом линейцев стал начальник центра Кавказской линии генерал-майор князь Г.Р. Эристов. В должность он не вступил, так как здоровье его было подорвано, и вскоре уехал в Тифлис.

Последним атаманов войска стал Н.А. Рудзевич . Рудзевич был отмечен многими наградами, участвовал в русско-турецкой и Кавказской войнах, в пленении Шамиля. Историки считают наиболее плодотворной его миротворческую деятельность. Атаман Рудзевич добился роспуска по домам с кордонной линии резервных казачьих батальонов, что позволили казакам заняться своим хозяйством. Он оказывал материальную помощь поселенцам новых станиц, по его ходатайству срок действительной казачьей сл

Экс-атаман Кубанского казачьего войска казачий генерал Владимир Громов рассказал Денису Куренову о возрождении казачества, о взаимоотношениях казачества и власти, о нагайке как заблуждении, а также о том, что казаки не должны участвовать в разгоне митингов и демонстраций.

Громов возглавлял Кубанское казачье войско на протяжении 17 лет. Став атаманом в 1990 году, он участвовал в ключевых событиях по возрождению казачества на Кубани. В конце 2007 года был избран депутатом Законодательного собрания Краснодарского края. Помимо депутатской должности, на данный момент Владимир Громов также занимает пост заместителя председателя комитета по военным вопросам, безопасности, воспитанию допризывной молодежи и делам казачества ЗСК.

Владимир Прокофьевич, для истории России казачество, на мой взгляд, является особым романтическом мифом, пропитанным удалью, лихостью, свободным духом и даже стремлением к бунту и протесту. Кондратий Булавин, Степан Разин, Емельян Пугачев… Понимаете, о чем я говорю.

Сейчас же казачество в глазах многих людей ассоциируется не со свободой, а, скорее, с ее закрепощением. Как так получилось, что чуть ли не самые свободные люди в нашей стране за несколько столетий превратились в придворную силу, которая говорит во весь голос только тогда, когда их мнение сливается с мнением власти?

Тут нам надо обратиться к истории. Вы правильно сказали, что в XVII и XVIII веках действительно в России были социальные потрясения и освободительные народные движения. Их инициаторами были в том числе и казаки, да. Но в XIX веке все меняется. Царское правительство превращает казачество в военно-служилое сословие. После подавления восстания декабристов в 1825 году правительство Николая I осознает, что нужно приблизить к себе казачество, что оно может стать опорой государственного строя. И Николай I даже назначает наследника престола Августейшим атаманом всех казачьих войск. Сейчас многие казаки наши думают, что это был верховный атаман. Но ничего подобного. Это был символический Августейший атаман, олицетворение связи монархии и казачества. И так было вплоть до революции 1917 года.

В этот период выступлений казачества против государства практически не было. Казачество было опорой государства, служилым сословием. Казачьему войску передавалась в пользование земля государства, а казаки выдвигали тот или иной свой контингент на охрану государства, для участия в военной деятельности.

Как отнеслось казачество к упразднению монархии?

Очень спокойно. И на это тоже есть свои причины. Дело в том, что уже к началу ХХ века казачество тяготилось своим сословным положением и своей службой. Объясню почему. Вот, например, возьмем молодого казака. Служить тогда начинали в 18 лет. Первый год был подготовительным. Казак получал земельный надел, пай. Со своей же стороны он должен был обеспечить себя всем необходимым для службы. Только винтовку государство выдавало. А сам казак должен был подготовить необходимое имущество, в которое входило аж 36 предметов: сапоги, кальсоны, белье и т.д. Вот это все стоило порядка 160–170 рублей. Это были немалые деньги в те годы. А если казак шел в кавалерию, то нужно было купить еще и строевого коня, который стоил около 200 рублей. Это все большие деньги.

В казачьих семьях было много детей. Чуть ли не каждые два года дети рождались. Естественно, для них траты на подготовку к службе были тяжелым бременем. Вот у моего деда, например, было шесть сыновей. И их надо было всех обеспечить и подготовить к службе. Это первая причина.

Второй причиной спокойного отношения к упразднению монархии было то, что казаки устали от войны. К моменту начала революционных событий в стране казаки как раз возвращались с фронтов Первой мировой войны. И, естественно, уставшие.

Когда Корнилов организовывал антибольшевистское движение на Дону, то казаки к нему практически не примкнули. К нему пошли курсанты, кадеты и т. д. - порядка 3 тыс. человек. Только к лету 1918 года, когда советская власть стала проявлять свою сущность в отношении казачества, казаки опомнились и стали выступать против нее. В июне 1918 года, например, с голодающей Кубани было вывезено более тысячи вагонов продовольствия…

Так а что все-таки происходит с казачеством сегодня? Вот многие до сих пор обсуждают, нужен ли был государственный реестр…

Да, сейчас это действительно часто обсуждают. Но скажу так. Для того чтобы понять, нужен ли был госреестр казачества или нет, нужно было жить в то время. Как человек, возглавлявший Кубанское казачье войско с 1990-го по 2007 год, я знаю, о чем говорю.

В начале девяностых у нас начинается возрождение казачества. И вместе с тем в стране происходят всем известные события. Возникают политические партии различных направленностей, общественные движения. И, естественно, многие из этих партий пытались потянуть на себя казаков. А казачьи организации и сами дробились. Сначала у нас был единый Союз казаков России, а потом началось создание множества казачьих организаций. К 1995 году их было свыше 300.

То есть вы понимаете, что происходило? Одни поддерживали коммунистов, вторые - действующую власть, третьи - ЛДПР. И так далее. Полный разброд и шатание. Поэтому мы, Кубанское казачье войско, в 1992 году на своем совете решили, что нашим казакам запрещено состоять в каких-либо политических партиях. Это было прописано в нашем уставе. Надо было сохранить наше общее единство и добиваться общих целей.

Казаки, кстати, тогда во многом занимали оппозиционную сторону, власть мы тогда критиковали. Было за что. При Ельцине такое творилось… Какой-то раздрай, само казачье движение могло заглохнуть.

В местной политической жизни мы тоже активно участвовали. Губернатора Дьяконова убрали, например, потому что он не нашел понимания с казачеством. А не нашел понимания, потому что сам хотел быть атаманом войска. А тут какой-то доцент выскочил - и его избрали. Мы дважды пикетировали краевой совет, а потом закрыли выход и сказали депутатам: «Пока не проголосуете о недоверии губернатору - не выйдете отсюда». И они проголосовали.

А что все-таки с реестром?

Реестр тогда был нужен. Нельзя всю жизнь быть в оппозиции. Я говорил это многим, в том числе и атаману Союза казаков. Казачий вопрос не решишь без помощи властей. Нужно было идти на взаимодействие с государством. Поэтому, когда в 1995 году президент Ельцин подписал указ о Государственном реестре казачьих обществ, то нами было принято решение о вхождении в этот реестр.

Но хоть мы и подали документы одними из первых казачьих обществ, приняли нас самыми последними. Мы не соглашались с тем, что администрация президента пыталась навязать типовой устав для всех казачьих войск.

Мы дважды пикетировали краевой совет, а потом закрыли выход и сказали депутатам: «Пока не проголосуете о недоверии губернатору - не выйдете отсюда». И они проголосовали

А чем этот устав отличался от вашего?

Понимаете, у каждого войска своя история, своя система управления, структура, культура наконец. А нам предлагали всех под одну гребенку. У нас, например, устав предполагает в системе управления существование Войсковой рады. Я был атаманом, а по уставу председатель Рады был как бы главой парламента. Войсковая рада утверждала состав управления, могла заявить о недоверии атаману и т.д. У нас этот демократический принцип управления был в традициях. А в едином уставе этого прописано не было.

Два года в результате нам мурыжили мозги, что, мол, нужно принять этот типовой устав. Но мы не соглашались. Либо придем со своим - либо не придем вообще. И в итоге нас приняли со своим уставом.

Когда я был атаманом, то у нас всегда было так: мы не шли на такие уступки, которые бы нарушали дух наших казачьих традиций. Когда государство нам что-то предлагало, то мы могли сказать, что вот это, например, нам подходит, а вот это - нет. Мы могли и на федеральном уровне свое мнение отстаивать. Так было, например, когда я отказался отправить казаков на чеченскую войну. Если казаки служат в армии, то они должны выполнять приказ, да. Но добровольно я не соглашался никого посылать на войну. Тем более на Кавказе вопросы, связанные с казачеством, настолько сложные, что действовать надо очень тонко. Участие казаков в чеченской войне могло бы привести нас к повторению Кавказской войны.

Что касается отношения казачества и современной власти… Знаете, есть организации казачьи, которые оппозиционны и нынешнему правительству, и президенту. Но я думаю так: если мы за Россию, то мы должны поддерживать нашего президента. Я лично другого лидера России не вижу, не вижу другой реальной политической силы.

Но я всегда говорил, что наше дело - служить Родине на границе, в армии, но никогда не противостоять народу. Т.е. не участвовать в разгонах митингов, демонстраций и т.д. Я радикально против всего этого.

Приведу пример из истории. В 1905 году, когда у нас была первая русская революция, то и в Екатеринодаре, и в Новороссийске были рабочие движения, которые организовывали протесты. И власти решили направить два полка кубанских казаков, чтобы это все разогнать. Но наши деды сказали: «Нет. Пусть этим полиция занимается. Это не наше дело».

С общественным недовольством должны бороться другие структуры. Казакам не нужно в этом участвовать. Вот охрана общественного порядка - это, например, хорошо, но разгон демонстрантов - ни в коей мере.

Мне сразу вспоминается случай в Сочи. Когда в разгар Олимпиады казаки билинагайками участниц Pussy Riot.

Вот с нагайками тут вообще отдельная история. Нагайка - это не наша традиция. Я категорически против всего этого. Когда я вижу казаков-дружинников, которые ходят с нагайками, мне хочется подойти и выпороть их той же самой нагайкой, чтобы не позорились. Посмотрите на старинные казачьи фотографии. Никого вы на них с нагайками не увидите.

А как же тогда получилось, что нагайка для многих стала чуть ли не олицетворением казачества?

Тут, наверное, надо обращаться к горе-писателям, которые распространяли это заблуждение еще во время начала возрождения кубанского казачества. Они преподносили нагайку как символ власти казака, как символ казачества вообще. Но, повторюсь, все это заблуждение. Нагайка - это тот предмет, который казак использовал, когда садился на лошадь. А когда сейчас казаки не знают, с какой стороны к лошади подойти, и ходят народ пугают этими нагайками… Чести мало во всем этом.

И очень обидно, что это заблуждение распространяется иногда и через музеи, и через выступления артистов. Я всегда возмущаюсь этому. Наши казаки с нагайками ходить не должны. Если забайкальские казаки, например, сопровождали арестантов, пускай они и сейчас сопровождают их с нагайками. Наше же дело - в армии служить, на границе служить. Нечего народ пугать и вводить в заблуждение.

Вы один из тех, кто считает казачество отдельным народом, ратуете за этническую казачью идентификацию. Расскажите, как вы относитесь к высказываниям вашего преемника атамана Долуды. Он, например, в прошлом году сказал, что нужно, чтобы на Кубани был миллион казаков. А лучше - два. Насколько реально вырастить двухмиллионный народ?

Да можно и все 5 млн населения края назвать казаками. Но только казаков от этого больше не станет. В 1992 году, если я не ошибаюсь, одна социологическая служба проводила исследование - мол, сколько на Кубани живет потомков казаков. Насчитали около миллиона человек. Но надо понимать, что это все очень разные люди. Некоторые сохранили свою этническую принадлежность, сохранили понимание того, что они казаки. Таких, увы, очень мало. Большинство же утратило связь. Они никак не участвуют в жизни казачества. Конечно, можно и за их счет пополнять ряды казачества, но только есть ли в этом смысл?

Знаете, для меня мерилом принадлежности к казачеству является хотя бы элементарная способность ответить на вопрос, из какой ты станицы. Если человек даже городской, то он все равно должен знать, из какой станицы его деды и прадеды. Ну а если человек даже на такой вопрос ответить не может, то какой же это казак.

И можно было бы еще такой эксперимент провести. Сейчас пошив одежды осуществляется за счет муниципалитета. Давайте вернемся к традициям - каждый будет покупать форму за свой счет, индивидуально для себя. Сколько тогда казаков останется в строю?

Как вы относитесь к идее нашего губернатора Вениамина Кондратьева о внедрениив школьное образование Кубани казачьих классов?

Идея-то сама хорошая. Но вопрос тут в другом. Что преподается в этих классах, как это преподается и нужно ли это вообще детям и их родителям? Вот, например, наше Черноморское побережье - это же не исконно казачий регион. Но там тоже вводятся обязательные казачьи классы. Зачем? Все должно создаваться там, где в этом нуждаются, где это получает поддержку.

К тому же с кадрами есть большие сложности. Вот мне звонят и говорят: «Владимир Прокофьевич, нужен наставник казачьих классов». А это же большая проблема. Нужно найти такого казака, который бы приходил в школу и который бы каждый свой визит превращал для школьников в интересное приключение образовательное. Чтобы школьники узнавали что-то новое, задумывались об истории края. А не только слушали рассказ о том, что казаки - это патриоты, самые патриотичные люди - это казаки и что казаки - это патриоты в третьей степени. Нужна конкретика, нужны факты, нужно что-то интересное говорить. Это все тяжелая работа, на которую не каждый способен. Учитель в школе работает всю жизнь, но все равно к каждому уроку он готовится. А казак-наставник тогда и вовсе должен этим заниматься и днем, и ночью.

Казачьи классы должны формироваться только на добровольной основе. Когда с этим согласны и родители, и учителя имеют возможность все это реализовать. Чтобы воспитать настоящего казака, а не сделать что-то ради галочки, нужно провести долгую и кропотливую работу. И эта работа должна проводиться не только в школах, но и в семье - это гораздо важнее даже.

Кстати, когда говорят о миллионах казаков в крае, то я еще один путь реализации всего этого вспоминаю. Как у нас делают - берут и создают казачьи ЧОПы. Извините меня, но какое это к казачеству отношение имеет? Туда кто угодно может пойти работать. Сейчас люди в работе нуждаются. Если работу предлагают, то и казаками они готовы называться. Но надо, чтобы казачья форма не была просто формой. Очень важно, чтобы она соответствовала содержанию. Когда форма без содержания, тогда перед нами просто человек, надевающий спецодежду и идущий на работу. Это не казак.

Кубанское казачье войско

Николай Агапович Иванов

Михаил Аргирьевич Цакни

Николай Николаевич Кармалин

Сергей Алексеевич Шереметьев

Георгий Алексеевич Леонов

Яков Дмитриевич Малама

Николай Иванович Михайлов

Михаил Павлович Бабыч

Александр Петрович Филимонов

Николай Агапович Иванов

В 1860 г., 19 ноября, вместо Черноморского и Кавказского линейного казачьих войск были образованы два новых - Кубанское с центром в Екатеринодаре и Терское с центром во Владикавказе; при этом к первому наряду с Черноморией отошла значительная часть бывшего Кавказского войска, а территория согласно изданному несколько ранее, в феврале того же года, указу составила Кубанскую область.

Генерал-майор Николай Агапович Иванов стал первым наказным атаманом Кубанского казачьего войска. Родился он в 1813 г. в Рязанской губернии, образование получил в Павловском кадетском корпусе, затем был адъютантом в управлении начальника парков действующей армии, служил на инженерных должностях в округе путей сообщения и в корпусе инженеров военных поселений на Кавказе, в 1855 г. назначен на должность кутаисского гражданского губернатора, а в сентябре 1861 г. на него были возложены обязанности наказного атамана, которые он и выполнял в течение двух лет, занимаясь в основном «упорядочением разного рода частностей», связанных с организацией управления вновь созданного войска.

Феликс Николаевич Сумароков-Эльстон

Феликс Николаевич Сумароков-Эльстон, выходец из «иностранных дворян», был утвержден в должности наказного атамана 23 августа 1863 г. Родился он в 1821 г., имел титул графа. В 1836 г. окончил полный курс в артиллерийской академии. Военную службу проходил в лейб-гвардии конной артиллерии, был адъютантом и офицером для особых поручений у военного министра, флигель-адъютантом императора Александра II, некоторое время являлся вице-директором канцелярии военного министра. В 1858 г. Сумароков-Эльстон был переведен на Кавказ, где командовал сначала пехотным полком, а через два года, уже в чине генерал-майора, стал помощником начальника Кавказской гренадерской дивизии. В течение долголетней службы Сумароков-Эльстон участвовал во многих походах и сражениях, в частности в Крымской войне и в завершающем этапе Кавказской войны (1858-1864 гг.). Был награжден несколькими орденами и медалями, как российскими так и иностранными, имел золотую саблю «За храбрость».

Ф. Н. Сумароков-Эльстон вступил в должность наказного атамана Кубанского казачьего войска и начальника Кубанской области в то время, когда завершилась долголетняя Кавказская война. Результатом ее стали такие негативные процессы, как переселение значительной части горцев в Турцию, полунасильственное заселение казаками предгорий Западного Кавказа, не оправданное с хозяйственной точки зрения и обернувшееся для жителей новых станиц многими лишениями. Естественно, что от наказного атамана, назначаемого императором, трудно было ожидать какой-либо самостоятельной политики в этих вопросах, относящихся к прерогативам самодержавной власти.

Вместе с тем окончание военной кампании открыло перед областью возможности экономического подъема, развития просвещения (чему немало содействовал Сумароков-Эльстон), торговли, промышленности, строительства. Ведь даже областной центр в 60-е годы прошлого века, по мнению путешественников, напоминал большую станицу, в нем почти не было двухэтажных зданий, а сам «дворец наказного атамана» представлял собой небольшой одноэтажный домик с железной крышей, крашенной в зеленый цвет. Возле дома стояла пушка на колесах, ходил часовой казак с обнаженной саблей у плеча, а по атаманскому двору, как вспоминал Ф. А. Щербина, учившийся тогда в Екатеринодарском духовном училище, часто расхаживали большой прирученный болотный журавль, павлин и пава... И трудно было поверить, что спустя три-четыре десятилетия эта картина, как и вся жизнь в области, кардинально переменится.

Михаил Аргирьевич Цакни

Михаил Аргирьевич Цакни был назначен наказным атаманом Кубанского казачьего войска 3 февраля 1869 г. Он происходил из дворян Таврической губернии, службу начал в 1834 г. унтер-офицером в Нашенбургском пехотном полку, после расформирования которого служил в черноморских батальонах, а с 1850 г. штаб-офицером для особых поручений при начальнике Черноморской береговой линии... В 1861 г. М. А. Цакни - начальник штаба Кубанского казачьего войска, через год он становится помощником генерал-интенданта Кавказской армии, в 1865 г. - помощником начальника Кубанской области и наконец получает должность наказного атамана.

Практически вся его предшествующая военная служба проходила в боевых условиях: восточный берег Черного моря, отошедший к России по Адрианопольскому трактату 1829 г., подвергался нападениям с двух сторон - с гор и с моря. Во время Крымской войны М. А. Цакни участвовал в походе черноморской эскадры к побережью Турции. Большую часть своих наград он получил именно за боевые заслуги.

В период его атаманства в 1870 г. было введено «Положение об общественном управлении в казачьих войсках», начаты первые работы по размежеванию земель и установлены формы земельной собственности, просуществовавшие до 1917 г. Цакни принимал также участие в составлении положения об освобождении зависимых сословий в горских обществах Кубанской области.

Николай Николаевич Кармалин

В течение почти 10 лет, с 1873 по 1883 г., наказным атаманом Кубанского казачьего войска являлся генерал-лейтенант Николай Николаевич Кармалин. Родился он в 1824 г. в Рязанской губернии, образование получил в 1-м Московском кадетском корпусе и в Николаевской академии Генерального штаба. Военную службу начал прапорщиком лейб-гвардии в Московском полку в 1842 г. Через семь лет после окончания академии за «успехи в науках» Кармалин получил чин штабс-капитана и был направлен в Венгрию. В 1850 г. его причислили к гвардейскому штабу, в 1851 г. назначили старшим адъютантом гвардейского пехотного корпуса по части Генерального штаба, а в 1852 г. он состоял при штабе наследника престола, командовавшего гвардейским и гренадерским корпусами, и читал лекции по тактике для старших офицеров.

В 1853 г. Кармалин становится адъюнкт-профессором тактики в Николаевской академии генштаба. В 1857 г. он был назначен начальником штаба 2-й гвардейской пехотной дивизии, спустя два года - начальником штаба 3-го армейского корпуса, в 1861-м за отличие по службе произведен в генерал-майоры, в 1862-м направлен на Кавказ. Здесь Николай Николаевич занимал должность генерал-квартирмейстера Кавказской армии, а позднее начальника Верхнего и Среднего Дагестана, в 1869 г. был назначен Эриванским военным губернатором и произведен в генерал-лейтенанты...

Мы так подробно остановились на послужном списке Н. Н. Кармалина, чтобы подчеркнуть следующее обстоятельство: именно этот, казалось бы, сугубо военный человек стал одним из наиболее способных и эрудированных начальников области, много сделал для экономического и культурного подъема края. Благодаря поддержке наказного атамана Е. Д. Фелицыну удалось добиться значительных успехов в организации статистических и этнографических исследований на Кубани, создать Кубанский областной статистический комитет (1879 г.), разработать программу для описания населенных мест и собрать по ней материалы, наконец, издать первый том Кубанского сборника (1883 г.). Только с 1874 по 1880 г. в области было построено 136 школьных зданий, открылся Кубанский войсковой этнографический и естественно-исторический музей (1879 г.). Причем покровительство культурным начинаниям не было со стороны Н. Н. Кармалина просто красивым жестом. «Глубокий интерес к нуждам края и казака»,- так определил Е. Д. Фелицын основную черту его деятельности.

Интересно отметить, что наказной атаман, решая те или иные вопросы местной жизни, не ограничивался только собственным опытом, «но обращался к примерам истории». Так, в области остро стояли проблемы общинного землепользования и межевания станичных юртов, и Кармалин «не пропускал ни одной статьи в печати по вопросу о русской земельной общине и знаком был с предметом не хуже любого специалиста». Кавказский отдел Императорского Русского географического общества 9 мая 1879 г. избрал его своим действительным членом.

Еще одной необычной для столь высокопоставленного чиновника чертой Н. Н. Кармалина было то, что он любил... выслушивать противоречия и возражения, «чтобы лучше оценить задуманную им меру», и даже напечатал в «Кубанских областных ведомостях» циркуляр, в котором просил всех, не стесняясь, указывать на недостатки административного управления краем...

Сергей Алексеевич Шереметьев

Сергей Алексеевич Шереметьев происходил из древнего боярского рода. Родился он в 1837 г., окончил школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Во время Крымской войны находился на турецкой границе в составе Александропольского отряда; в период с 1858 по 1861 г. участвовал в военных действиях против горцев; с 1862 по 1869 г. командовал императорским конвоем, затем служил в гвардейской кавалерии. В 1876 г., уже в чине генерал-майора, он становится командующим сводной Кавказской казачьей дивизией, в том же году - 1-й сводной Кавказской кавалерийской дивизией, которая в период русско-турецкой войны 1877- 1878 гг. действовала в Закавказье, принимала участие в осаде и штурме крепости Каре. За отличие в военных действиях Шереметьев получил чин генерал-лейтенанта... Перечень его боевых подвигов, особенно в сражениях с турками, занимает несколько страниц, поэтому, как отмечал Е. Д. Фелицын, вступив 23 января 1882 г. в должность наказного атамана, Шереметьев пользовался уважением казаков.

В феврале 1884 г. он был назначен помощником главноначальствующего гражданской частью на Кавказе и командующего войсками Кавказского военного округа, а позднее - войсковым атаманом Кавказских казачьих войск.

Георгий Алексеевич Леонов

В конце марта 1884 г. наказным атаманом Кубанского казачьего войска стал Георгий Алексеевич Леонов. Родился он в 1831 г. в семье дворян войска Донского. После окончания школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в 1849 г. поступил на военную службу корнетом в лейб-гвардии императорский казачий полк. Прослужив в гвардии до 1860 г., по собственному желанию переведен в войско Донское, где был сначала командиром полка, а потом, получив чин генерал-майора, начальником штаба. В последний год до своего назначения наказным атаманом Леонов командовал 2-й Кавказской казачьей дивизией, являлся также членом комиссии по устройству Кубанского и Терского казачьих войск. В 1885 г. он был произведен в генерал-лейтенанты. Казачье происхождение и знание местного быта облегчали Г. А. Леонову управление областью. Он был избран почетным стариком в станицах Кореновской и Баталпашинской. Умер в январе 1892 г.

Яков Дмитриевич Малама

Яков Дмитриевич Малама являлся начальником Кубанской области и наказным атаманом Кубанского казачьего войска с 1892 по 1904 г. Родился он в 1841 г. в Екатеринославской губернии, учился в Петровском кадетском корпусе, Константиновском военном училище и в академии Генерального штаба. В 1868 г. был направлен в штаб Кавказского военного округа, служил в Тифлисе, Майкопе, Красноводске и других местах. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., после окончания которой приказом императора был назначен председателем 2-й специальной малоазиатской комиссии по установлению границы между Россией и Турцией. В марте 1885 г. Малама становится начальником штаба Кубанского казачьего войска, а через год, получив первый генеральский чин, старшим помощником начальника Кубанской области. В начале 1890 г. его перевели на должность начальника штаба Кавказского военного округа, но спустя два года он возвращается на Кубань.

В это время край переживал период экономического и общественного подъема. За атаманом закрепляется репутация достаточно либерального человека: он оказывает поддержку созданному в 1897 г. обществу любителей истории Кубанской области (ОЛИКО), поощряет благотворительность, при нем местная газета «Кубанские областные ведомости» публикует массу исторических, географических, этнографических материалов, правдиво отражающих жизнь казачества. Яков Дмитриевич состоял членом более двадцати различных комитетов и обществ области; будучи председателем Кубанского областного статистического комитета, он принял активное участие в подготовке и проведении первой всеобщей переписи населения.

При Я. Д. Маламе было торжественно отпраздновано в 1896 г. 200-летие Кубанского казачьего войска (дата определялась «по старшинству» Хоперского полка).

26 октября 1904 г. Малама был назначен помощником главноначальствующего гражданской частью на Кавказе и командующего войсками Кавказского военного округа, но уже через несколько месяцев сам занял этот высокий пост...

Дмитрий Александрович Одинцов

Указом Николая II от 8 ноября 1904 г. наказным атаманом Кубанского войска назначен Дмитрий Александрович Одинцов. Родился он в 1852 г. в Московской губернии. Окончив Александровское военное училище, служил в Московском полку, затем учился в академии Генерального штаба. Участвовал в русско-турецкой войне, после окончания которой занимал ряд должностей в штабе Киевского военного округа. Затем служба на Кавказе. В 1898 г. Одинцов становится военным губернатором Карской области, в 1904 г. получает назначение на должность командующего Кавказской гренадерской дивизией, а вскоре и атаманскую булаву.

Атаманство Д. А. Одинцова совпало с русско-японской войной и событиями российской революции, при нем в области были проведены четыре частичные мобилизации, подавлены волнения пластунских батальонов и мятеж казаков 2-го Урупского полка.

Наказным атаманом Одинцов пробыл недолго, в июле 1906 г. он получил назначение на должность помощника командующего войсками Омского военного округа.

Николай Иванович Михайлов

Николай Иванович Михайлов, назначенный атаманом в марте 1906 г., так же как и его предшественник, пробыл в этой должности около двух лет. Родился он в 1851 г. в Семье потомственных дворян Уральского казачьего войска. Образование получил в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе и 3-м Александровском военном училище, военную службу начал в 1870 г. рядовым казаком, а первый генеральский чин получил в 1900 г. До своего назначения наказным атаманом Михайлов был генералом для особых поручений при главнокомандующем войсками Кавказского военного округа.

При нем в области было введено военное положение, начались массовые репрессии против политических партий...

Михаил Павлович Бабыч

Михаил Павлович Бабыч - потомственный кубанский казак (Его отец известный генерал-лейтенант Павел Денисович Бабыч (1801-1883) - из черноморских казаков, участник военных действий на Западном Кавказе), являлся наказным атаманом с 1908 по 1917 г. Родился он в 1844 г., воспитывался в Михайловском кадетском корпусе в Воронеже. Строевую службу начал в 1862 г. в Тарутинском батальоне, а на следующий год был направлен на Кавказ, где принял участие в последних сражениях Кавказской войны, затем служил в различных войсковых частях, в составе Эриванского отряда участвовал в русско-турецкой войне 1877- 1878 гг., за отличие в которой получил чин капитана, а в 1880 - 1881 гг. сражался против ахалтекинцев под командованием генерала М. Д. Скобелева, героя боев за освобождения Шипки.

В 1897 г. Бабыч был назначен атаманом Екатеринодарского отдела Кубанской области, в 1899-м произведен в генерал-майоры и переведен старшим помощником начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска. В этот период он также являлся председателем комиссии по сооружению в Екатеринодаре памятника Екатерине П. В 1906 г. Михаил Павлович получил назначение на пост военного губернатора Карской области, а 3 февраля 1908 г. вышел указ о назначении его уже в чине генерал-лейтенанта наказным атаманом Кубанского казачьего войска. В 1914 г. в ознаменование пятидесятилетия службы в офицерских чинах Бабыча произвели в генералы от инфантерии. В 1917 г. приказом Временного правительства от 26 марта М. П. Бабыч был «уволен от службы согласно прошению по расстроенному здоровью, с мундиром и пенсией». В 1918 г. он был расстрелян в Пятигорске.

Несмотря на то, что с именем М. П. Бабыча связан переломный этап истории Кубани, его личность и деятельность получили отражение пока лишь в художественной литературе...

Александр Петрович Филимонов

После отставки Бабыча прошло несколько месяцев, но только 11 ноября 1917 г. на областной раде был избран новый войсковой атаман Александр Петрович Филимонов. Родился он в 1866 г. на Кубани, числился казаком станицы Григориполисской, воспитывался во Владимирском кадетском корпусе в Киеве, затем в 3-м Александровском военном училище, по окончании которого получил первый офицерский чин хорунжего. Затем окончил Военно-юридическую академию, двухлетний курс Археологического института, а также двухлетние курсы по русской истории у профессора С. Ф. Платонова.

Годы, предшествующие своему назначению, Филимонов служил в должности помощника военного прокурора Московского военно-окружного суда, в 1911 г. был назначен атаманом Лабинского отдела Кубанской области и в том же году получил чин полковника.

Накануне установления Советской власти в Екатеринодаре краевое правительство и атаман в марте 1918 г. вместе с верными им отрядами казаков бежали за Кубань, где соединились с Добровольческой армией. Спустя пять месяцев вместе с деникинцами Филимонов возвратился в Екатеринодар, где был произведен радой в генерал-лейтенанты.

I декабря 1918 г. на основе «Положения об управлении Кубанским краем» радой были проведены новые выборы войскового атамана, им опять стал Филимонов. На этом посту он пробыл около года, 10 ноября 1919 г. из-за обострившихся разногласий с Деникиным добровольно сложил с себя полномочия. Эмигрировал в 1920 г.

II ноября 1919 г. Кубанская рада избрала войсковым атаманом генерал-майора Николая Митрофановича Успенского - уроженца станицы Каладжинской, входившего в состав краевого правительства. Он пробыл в должности немногим больше месяца, так как 17 декабря неожиданно умер от сыпного тифа.

Через две недели войсковым атаманом был избран генерал-майор Николай Адрианович Букретов, служивший в ведомстве краевого правительства по продовольствию и снабжению. В марте 1920 г. после вступления Красной Армии в Екатеринодар белые отступили к Черноморскому побережью. Букретов находился в составе Кубанской армии, которая капитулировала в мае в районе Адлера, оттуда он бежал на миноносце в Грузию. Там передал свои полномочия и атаманскую булаву председателю краевого правительства В. Н. Иванису, а затем перебрался в Турцию, где, по некоторым данным, открыл в Константинополе ресторан «Золотой петушок».

Следующим атаманом Кубанского казачьего войска, уже в эмиграции, был избран бывший член краевого правительства по военным делам генерал-майор Вячеслав Григорьевич Шумейко, занимавший эту должность до 1945 г.

Последние материалы раздела:

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...

Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т
Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т

МОУ «ООШ с. Озёрки Духовницкого района Саратовской области » Киреевой Татьяны Константиновны 2009 – 2010 год Введение. «Грамотное письмо – не...

Презентация: Монако Презентация на тему
Презентация: Монако Презентация на тему

Религия: Католицизм: Официальная религия - католичество. Однако конституция Монако гарантирует свободу вероисповедания. В Монако есть 5...