Анализ стихотворения цветаевой родина. Анализ стихотворения «Тоска по Родине» Цветаевой Какие литературные приемы используются цветаевой родина

Лингвистический анализ стихотворения М.И. Цветаевой

" О, неподатливый язык!"

Стихотворение было написано Мариной Цветаевой в 1931 году, в период эмиграции из России во время октябрьской революции. За это время, с 1922 по 1939 год, Цветаева пишет еще несколько произведений о родине, главной темой которых является тоска по родной земле и чувство одиночества.

О том, что стихотворение пропитано тоской по родине, напрямую говорят контекстные синонимы , которые использовала автор для её характеристики. Родина у Цветаевой это: Россия, тридевятая земля, чужбина, гордыня, «распрь моих земля», рок, а так же даль. Но не просто даль, а такая даль, которую М. Цветаева описывает следующими приложениями : «прирожденная как боль», «отдалившая мне близь», «говорящая: вернись домой», «со всех снимающая мест», которой она «обдавала лбы».

Что такое даль в стихотворении М.И. Цветаевой?

Для того чтобы глубже представить авторскую позицию, сильнее прочувствовать переживания автора, необходимо подробнее рассмотреть каждую из характеристик родины, в особенности определения её как дали.

а) Прирожденная как боль.

Боль является неотъемлемым свойством человеческого организма, которое присуще человеку с момента его рождения. То есть боль – это деталь живого существа, её нельзя изменить, исправить, подчинить своей воле. И родина, как сравнивает Цветаева, тоже является такой же частью человека, как дыхание, сердцебиение или чувство боли. Но, стоит отметить, что автор не использует в своем сравнении такие обычные свойства и функции организма, как сердцебиение или дыхание. Автор выбрала именно боль - то, из- за чего человеку бывает плохо и даже, может быть, мучает его и не дает покоя.

Как писала В.А. Маслова в своей книге о творчестве Цветаевой: «Расставание с территорией не означает для неё разрыв с Родиной. Она часто говорила, что родина всегда с ней, внутри неё.

В ответе на анкету журнала «Своими путями» (Прага, 1925 год, № 8-9) Марина Ивановна писала: «Россия не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию – может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри,- тот потеряет ее лишь вместе с жизнью»

б) Отдалившая мне близь.

Родина отстраняла от Марины Ивановны действительность, в которой жила поэтесса. Цветаева потеряла интерес к загранице и не могла больше существовать вне России. Из-за мыслей о родине ей было тяжело воспринимать окружающую её реальность.

в) Даль, говорящая: Вернись домой!

Цветаеву всегда тянуло на Родину, о чем может сказать не только это стихотворение, но еще несколько других, тоже написанных автором в период эмиграции. «…Она специально посвятила России три стихотворения: «Рассвет на рельсах» (1922), «Родина» (1932), « С фонарем обшарьте» (1932)…А когда приблизился её смертный час, то она, вопреки предупреждениям друзей и собственным предчувствиям, ринулась умирать в Россию»

д) Даль, …

Со всех - до горних звезд -
Меня снимающая мест!

В поэтическом мире М. Цветаевой земля скорее, враждебна, чем близка лирической героине. В письме к Ариадне Берг она признавалась, что истинное её состояние- «между небом и землей» (Цветаева М. Письма к Ариадне Берг, Пэрис, 1990-с.171)

Даже когда Цветаева думала о чем- то неземном (ведь звёзды - это часть космоса), уходила глубоко (или, лучше сказать, высоко) в размышления, все равно мысли о России не давали ей спокойно думать. Они находили её повсюду, как далеко бы не был от будних мыслей разум поэтессы.

е) Недаром, голубей воды,
Я далью обдавала лбы.

Это, пожалуй, одна из самых сложных строк для анализа в стихотворении. Обратим внимание на употребленную форму сравнительной степени имени прилагательного «голубей». Голубей воды – т.е. лучше воды. Возможно, чище, холоднее, прозрачней – нельзя сказать наверняка, что именно имела в виду Марина Цветаева. Обдать, по словарю С.И. Ожегова – значит:

« 1. Окатить, облить сразу со всех сторон. О. брызгами. О. водой из ведра. 2. перен. Охватить, пронизать. Обдало (безл.) холодом. * Обдать презрением кого» . В данном контексте становится ясно, что речь идет именно о первом значении - «окатить водой».

Таким образом, мы можем «перевести» эту строчку следующим образом: Не зря, лучше, чем вода, я обдавала лбы родиной. Возможно, автор хотела сказать именно то, что она, благодаря каким-либо речам о России, приводила других людей в сознание не хуже, чем вода, когда ей обдают лбы.

Слово «родина» и его контекстные синонимы

Как уже было сказано выше, для определения родины, Марина Ивановна Цветаева использует широкую палитру контекстных синонимов, а именно:

а) Россия

Несомненно, родина для Цветаевой - это Россия. Здесь она родилась и провела большую часть своей сложной и нелегкой жизни. Она связана с Россией её языком и историей.

б) Тридевятая земля

Тридевятый – значит очень отдаленный, далекий . В старинном счете по девяткам двадцать седьмой. Такое определение используется именно в русских сказках: «В тридевятом царстве…»

Не случайно поэтесса делает отсылку на русское народное творчество (в данном случае - сказки). «М.И. Цветаева- поэт прежде всего русской культуры с её русской песенной стихией, эмоциональностью и душевной открытостью, в частности, на уровне мифологических представлений» .

Это отражается и в первой строке стихотворения:

О, неподатливый язык!
Чего бы попросту - мужик,
Пойми, певал и до меня:
«Россия, родина моя!»

Мужик является олицетворением русского народа и отражает его коллективное народное сознание.

Такое представление «народного» идет у Цветаевой рука об руку с «личным». В этом стихотворении происходит удивительное переплетение народной поэзии и личной наполненности. На ряду с отсылками к устному народному творчеству и сказкам присутствует отсылка к калужскому холму, то есть калужской области, где прошла часть детства поэтессы: «…В городе Тарусе Калужской губернии, где мы все детство жили по летам» (из письма к Розанову; .

в) Чужбина

По словарю Ефремовой Т. Ф. чужбина – чужая сторона земля. Таким образом, мы можем сказать, что родина у Цветаевой сочетает в себе оппозицию свой - чужой, являясь одновременно и тем, по чему тоскует Марина Ивановна и тем, чего она не может принять.

г) Гордыня

Гордыня, по словарю Д.Н. Ушакова , это непомерная гордость, даже высокомерность. ( http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/781390 ). В словаре синонимов мы можем обнаружить следующие слова: важность, заносчивость, надменность . А в словаре антонимов – смирение .Сравнивать родину с гордыней, значит, приписывать ей тоже значение. Родина как что – то очень гордое и, может даже неприступное и непокорное.

е) Распрь моих земля

Распря-ссора, раздоры . Чаще всего это существительное употребляется в сочетании с прилагательным междоусобный: междоусобные распри. Распря подразумевает под собой противостояние сторон. Для жизни самой Марины Ивановны – это внешний конфликт с революцией и внутренний конфликт с собой, происходящие на территории России.

ж) Рок

В первую очередь рок это судьба. . Родина как что-то неизбежное, родина как фатум. То, что нельзя изменить и чего нельзя избежать. По моему мнению, именно это и объясняет, почему родина (даль) «прирожденная, как боль» и « со всех снимающая мест».

Синтаксические и пунктуационные особенности

Как писали исследователи творчества Марины Цветаевой, «пунктуация является у неё мощным выразительным средством, чертой индивидуально- авторского идиостиля, важным средством трансляции семантики . «Знаки препинания стали играть у неё необычную для них прежде, более значительную роль».

В стихотворении, как мы можем заметить, употреблено большое количество тире. Это помогает сохранять паузу в нужных моментах, держать ритм и выделять смысловые акценты. Читая стихотворение, мы понимаем, что идет не просто однотонный и равномерный монолог, а льется речь, в которой чувствуется энергия и жизнь. Мы чувствуем, что именно такие паузы и именно такой ритм, которые создают знаки препинания, помогают нам увидеть внутренние размышления и споры Цветаевой, её глубокие переживания. А переживания не могут быть высказаны обыденной речью или однообразным ритмом, они всегда выражаются через всхлипы, вздохи, противоречия, взволнованность и они рвут ритм, сбивают его и делают приближенным к настоящей речи. Это ощущение усиливает и обилие восклицательных предложений.

Так же, такая живость стихотворения выражается и через сочетание в нём слов, относящихся к разным стилям. К примеру, слово горний [ 9]; [ к петь ; http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/922782 ].

В поэтическом мире Цветаевой органически переплетены физический и духовный мир, мир вещный и мир интеллектуальный, эмоциональный, мир отвлеченных понятий и нравственных ценностей. Сочетание разговорных форм слов и слов высокого стиля с одной стороны, позволяет создать оппозицию земля- небо, но, в то же время и связывает все эти противоположности в одно гармоничное целое.

Таким образом, мы можем сделать вывод : Когда Марина Ивановна Цветаева говорит о Родине, мы видим и тридевятую землю – знакомую каждому человеку, который читал русские сказки, и калужский холм, который символизирует уже жизнь самой Марины Цветаевой. Как в России сочетается религиозное и простонародное, так и в стихотворении сочетается книжно –церковная и разговорная лексика. Такое сочетание расширяет пространство восприятия, добавляет стихотворению торжественности и одновременно самой чистой искренности, которая выражается в беспокойном, прерывистом, волнительном монологе Цветаевой.

Марина Ивановна Цветаева

О, неподатливый язык!
Чего бы попросту — мужик,
Пойми, певал и до меня:
«Россия, родина моя!»

Но и с калужского холма
Мне открывалася она —
Даль, тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!

Даль, прирожденная, как боль,
Настолько родина и столь —
Рок, что повсюду, через всю
Даль — всю ее с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,
Даль, говорящая: «Вернись
Домой!» Со всех — до горних звезд —
Меня снимающая мест!

Недаром, голубей воды,
Я далью обдавала лбы.

Ты! Сей руки своей лишусь,—
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе: распрь моих земля —
Гордыня, родина моя!

Судьба Марины Цветаевой сложилась таким образом, что примерно треть своей жизни она провела за границей. Сначала училась во Франции, постигая премудрости словесности, а после революции эмигрировала сперва в Прагу, а позже в свой любимый Париж, где обосновалась вместе с детьми и мужем Сергеем Эфронтом, в прошлом - белогвардейским офицером.

Сергей Эфрон, Марина Цветаева, сын Георгий и дочь Ариадна

Поэтесса, чьи детство и юность прошли в интеллигентной семье, где детям буквально с первых лет жизни прививались высокие духовные ценности, с ужасом восприняла революцию с ее утопическими идеями, которые впоследствии обернулись кровавой трагедией для целой страны. Россия в старом и привычном понимании перестала существовать для Марины Цветаевой, поэтому в 1922 году, чудом добившись разрешения на эмиграцию, поэтесса была уверена, что навсегда сможет избавиться от кошмаров, голода, неустроенного быта и страха за собственную жизнь.

Однако вместе с относительным достатком и спокойствием пришла нестерпимая тоска по Родине, которая была настолько изматывающей, что поэтесса буквально грезила возвращением в Москву. Вопреки здравому смыслу и приходящим из России сообщениям о красном терроре, арестах и массовых расстрелах тех, кто когда-то являлся цветом русской интеллигенции. В 1932 году Цветаева написала удивительно пронзительное и очень личное стихотворение «Родина», которое впоследствии сыграло в ее судьбе немаловажную роль . Когда семья поэтессы все же приняла решение вернуться в Москву и подала соответствующие документы в советское посольство, именно стихотворение «Родина» рассматривалось в качестве одного из аргументов в пользу принятия чиновниками положительного решения. В нем они усмотрели не только лояльность к новой власти, но и искренний патриотизм, который в то время активно культивировался среди всех без исключения слоев населения. Именно благодаря патриотическим стихам советская власть закрывала глаза на пьяные выходки Есенина, недвусмысленные намеки Блока и критику Маяковского, считая, что на данном этапе становления государства для народа гораздо важнее поддерживать мнение, что Советский Союз является самой лучшей и справедливой страной в мире.

Впрочем, в стихотворении «Родина» Цветаевой не было ни одного намека на лояльность к новой власти, равно как и ни одного упрека в ее сторону. Это - произведение-воспоминание, пронизанное грустью и ностальгией по прошлому . Тем не менее, поэтесса готова была забыть все то, что ей довелось пережить в послереволюционные годы, так как ей нужна эта «даль, тридевятая земля», которая, являясь родиной, все же стала для нее чужбиной.

Это произведение имеет довольно сложную форму и не с первого прочтения поддается пониманию. Патриотизм стихотворения заключается не в восхвалении России как таковой, а в том, что Цветаева принимает ее в любом обличье, и готова разделить судьбу своей страны, утверждая: «Губами подпишусь на плахе» . Вот только за что? Отнюдь не за советскую власть, а за гордыню, которую, несмотря ни на что, все еще не утратила Россия, оставаясь, вопреки всем и вся, великой и могущественной державой. Именно это качество было созвучным характеру Цветаевой, но даже она смогла смирить свою гордыню ради того, чтобы иметь возможность вернуться домой. Туда, где ее ждали равнодушие, нищета, игнорирование, а также арест и смерть членов ее семьи, признанных врагами народа. Но даже подобное развитие событий не могло повлиять на выбор Цветаевой, которой хотелось вновь увидеть Россию отнюдь не из праздного любопытства, а из желания вновь почувствовать себя частью огромной страны, которую поэтесса не смогла променять на личное счастье и благополучие вопреки здравому смыслу.

Много лирических поэзий великая поэтесса Марина Цветаева посвятила родной Отчизне. Каждая их них пропитана глубокой любовью к России. Одной из таких прелестных жемчужин является стихотворение «Родина», которое поэтесса сотворила, пребывая в эмиграции. В чужом краю грусть-тоска по родной стороне не покидала Цветаеву. Тема произведения – изображение чувств лирической героини к своей Родине.

Главная мысль – связь каждой отдельной личности со своим народом, с родимым краем. Цветаева уже с первых строк акцентирует внимание на том, что она

Такая же, как простой русский мужик, ведь у них много общего. Поэтессу радует то, что она – частица великого русского народа, которого переполняет чувство любви к своей стране.

Пишет она и о том, что на Родину рвется по зову сердца. Это не зависит от ее воли. Но где бы ни была героиня, любовь к своей земле возвращает ее домой. Автор гордится родной страной и всегда готова восхвалять ее до конца жизни («Губами подпишусь/На плахе»).

Произведение «Родина» – яркий образец патриотической лирики. Поэзия состоит из шести строф. Пять из них – четверостишия (катрены), а пятая строфа – дистих (двухстрочная).

Рифмовка

Стихотворения «Родина» смежная, рифма акцентированная мужская (ударение на последнем слоге) Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Что касается художественных приемов и средств, то они разнообразные. Сочетает несочетаемое Цветаева при помощи оксюморона («чужбина, родина …», а также «даль, отдалившая … близь»). Единоначало (анафора) ярко выражена в четвертой строфе. Неоднократно повторяется лексема «даль».

В конце произведения происходит своего рода диалог героини с родиной. Однако все обращение к России выражается одним кратким, но довольно пафосным словом-местоимением «ты!». В нем глубокая искренняя любовь, в нем чувства человека-патриота.

Несомненно, это стихотворное произведение Цветаевой о родине переполнено желанием воспевать землю своих предков. Случилось так, что признание к поэтессе в родной стране пришло лишь после ее ухода, однако это ее никогда не заботило, ведь любовь к родной земле была глубочайшей, именно потому так много эмоционального напряжения.

Каждого, кто проникся чувствами поэтессы и вдумчиво прочитал строки стихотворения, тоже переполняет чувство любви к Родине и ощущается тесная связь со своим народом.

Многие из поэтических произведений Марины Цветаевой посвящены теме Родины, хотя большую часть своей жизни она провела за пределами России (учеба во французском университете, эмиграция, жизнь в Праге, затем в Париже). Пронзительное и лиричное стихотворение «Родина», написанное Цветаевой в 1932 году в предместье Парижа, где она впроголодь жила с мужем и двумя детьми, стало одной из ярких жемчужин в её творческом наследии. Главной темой данного произведения является чувство щемящей тоски поэтессы по её родной земле и отчаянное желание вернуться домой с чужбины.

Цветаева, выросшая в семье московских интеллигентов (отец известный профессор-филолог Московского университета, мать - пианистка, ученица известного пианиста-виртуоза и дирижера Николая Рубинштейна), с большим недоверием и ужасом восприняла идеи новой революционной власти, обернувшиеся кровью и террором для всего русского народа. Послереволюционная Россия перестает существовать в качестве Родины для Цветаевой в её старом и привычном понимании, и она, с трудом добившись разрешения на выезд, уезжает в эмиграцию, сначала в Прагу, затем в Париж. Перестав бояться за свою жизнь, получив некоторую стабильность и средства к существованию, Цветаева нестерпимо тоскует по родине и вопреки здоровому смыслу, рассказам о том, что творится в России (Красный террор, аресты и расстрелы бывших белогвардейцев и им сочувствующих, голод и нищета), она стремится вернуться домой и прикладывает для этого все свои усилия.

Основная тема

В написанном в 1932 году стихотворении «Родина» красной нитью проходит мысль поэтессы о связи каждого человека с его народом и родной землей, на которой он родился и вырос. Уже первые строчки произведения акцентируют внимание читателей на том, что лирическая героиня Цветаевой такая же как простой русский мужик, у них много общего, вместе они являются частью великого и могучего русского народа, чему она безмерно рада и горда этим фактом.

Цветаева описывает свои чувства к Родине и говорит о том, что рвется домой по зову своего сердца, который сильнее голоса её разума. Где бы она ни была, в какие дали её бы не занесла судьба, любовь к родной земле всегда возвращает её назад: «Даль, говорящая: «Вернись Домой!» Со всех — до горних звезд - Меня снимающая мест!». Поэтесса до последнего момента своей жизни готова восхвалять свою Отчизну и гордится тем, что она - её дочь, готовая принимать её в любом обличии и разделять с ней любую судьбу, уготованную свыше: «Ты! Сей руки своей лишусь,— Хоть двух! Губами подпишусь на плахе».

Поэтесса описывает мучения и терзания лирической героини, страдающей от мысли, насколько далеко она от родных мест, и какие огромные преграды встают на её пути к ним. Последние строки произведения, представленные в виде диалога поэтессы и её Отчизны, показывают всю глубину и искренность её чувств. Одно короткое, но весьма красноречивое и обращение к России «Ты!», и далее «Гордыня, родина моя!» как нельзя лучше раскрывают простое, но вместе с тем глубокое чувство любви и уважения Цветаевой к своей далекой Родине.

Композиционное построение, художественные приемы

Стихотворение «Родина», являющееся ярким образцом патриотический лирики Цветаевой, имеет шесть строф, первые пять это катрены или четверостишия, последняя шестая - двухстрочный дистих. Написано оно четырехстопным ямбом с использованием смежного приема рифмования и явного акцентирования на мужскую рифму (ударение на последний слог). Используются разнообразные средства и приемы художественной выразительности: эпитеты, антитезы, риторические обращения. Противоречивость чувств героини к Родине передаются оксюморонами «чужбина, родина моя», «даль, отдалившая мне близь», многократным повторением слова «даль» (прием лексемы), четвертая строфа ярко выражает анафору (единоначало) всего произведения.

Стихотворение «Родина» имело большое значение в дальнейшей судьбе поэтессы, когда она и её семья подали документы в посольство Советского Союза для возвращения в Россию. Оно стало дополнительным аргументом в принятии положительного решения по их ходатайству, ведь чиновником пришелся по душе увиденный ими в данном произведении искренний патриотизм и лояльное отношение к власти большевиков. А это в условиях становления молодого советского государства было очень важно, потому что так поддерживалось реноме молодой страны советов, как государства, где торжествует справедливость и равенство. Хотя на самом деле писалось оно не как дань патриотизму или лояльности к новой власти, а как трагичное и печальное стихотворение-воспоминание о прошлой жизни, наполненное грустными воспоминаниями и ностальгией.

Впрочем, возвращение поэтессы и её семьи не принесло им в будущем ни счастья, ни спокойствия: её мужа Сергея Эфрона расстреляли, дочь Ариадна была арестована и на 15 лет оправлена в ссылку, сын погиб в 19 лет на фронте, сама Цветаева трагически ушла из жизни.

Стихотворение написано после Октябрьской революции, в эмиграции, куда поэтесса уехала из России, последовав за своим мужем. Но вынужденная эмиграция не принесла Цветаевой желаемого облегчения: тоска по России навсегда связала ее с родиной, именно поэтому, прожив много лет за границей, впоследствии она все же решила вернуться в Россию. Не просто складывались взаимоотношения поэтессы с собственной страной, но тема родины является одной из основных в поэзии Цветаевой. Лирическая героиня одинока. Оторванность от России, трагизм эмигрантского

Существования выливаются в поэзии в противостояние лирического русского «я» героини всему нерусскому, чуждому.

Потеря родины для М. Цветаевой имела трагическое значение: она становится изгоем, одиноким, отверженным человеком. Именно в эмиграции по-новому начинает звучать тема родины: появляется ощущение утраты отчего дома, мотив сиротства. В стихотворении «Родина» лирическая героиня мечтает о возвращении домой и центральной идеей выступает противопоставление чужбины, дали и дома: Даль, отдалившая мне близь, Даль, говорящая: «Вернись Домой!» Со всех — до горних звезд — Меня снимающая мест! Все стихотворение

Построено на антитезе, контрасте «России, родины моей» и дали — «тридевятой земли».

Марине Цветаевой свойственно личностное восприятие мира, поэтическое «я» неотделимо от образа лирического героя. Это подтверждают и многочисленные личные местоимения, используемые в тексте стихотворения: «до меня», «родина моя», «я далью обдавала лбы», «распрь моих».

Личностное восприятие поэтессы выдвигается на первый план, поэтому здесь художественные образы переплетены: Даль — тридевятая земля! Чужбина, родина моя! На этой странице искали: марина цветаева родина анализ краткий анализ стихотворения цветаевой родина марина цветаева анализ стихотворения родина анализ стихотворения цветаевой родина по плану родина

Сочинения по темам:

  1. Стихотворение «Родина» было написано К. Симоновым в 1941 году, в годы Великой Отечественной войны. Основная тема его — тема Родины....
  2. Стихотворение «Рассвет на рельсах» было написано в 1922 году. Цветаева не приняла и не по­няла Октябрьскую революцию, и в мае...
  3. Многие поэты касались в своем творчестве патриотических тем. Михаил Юрьевич Лермонтов в этом смысле не стал исключением. Его стихотворение «Родина»...
  4. «Станок» (1931). В этом стихотворении Цветаева размыш­ляет о соотношении тайны и поэтического творчества. Непрере­каемым, божественным авторитетом является А. С. Пушкин....

Последние материалы раздела:

Элективные питательные среды
Элективные питательные среды

Питательные среды в микробиологии - это субстраты, на которых выращивают микроорганизмы и тканевые культуры. Они применяются для диагностических...

Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв
Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв

Мировая история содержит в себе огромное количество событий, имен, дат, которые помещаются в несколько десятков или даже сотен различных учебников....

Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям
Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

Последний дворцовый переворот в истории России Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема...