Александр шибаев кто первый. Знакомьтесь: мастер игровой поэзии для детей А.А.Шибаев

Александр Александрович Шибаев (1923-1979) не вошел, как еще недавно говорили, «в обойму», в первый ряд послевоенной детской поэзии. Ленинградец, а не москвич, человек скромный, домашний, а не публичный, - он и не претендовал на роль литературной звезды. Полтора десятка книжек для детей, вышедших при его жизни; итоговая, как оказалось, книга «Взялись за руки друзья» (1977) и появившаяся уже посмертно еще одна большая книга «Язык родной, дружи со мной» (1981), которую он дописывал на больничной койке, - вот, собственно, и все его литературное наследие.
Во второй половине 60-х, в 70-е годы, когда наша поэзия для маленьких нередко ограничивалась описанием детского быта или шла на поводу у «барабанного» оптимизма, Шибаев обратился к основам культуры - к языку как таковому, его законам, его богатству. Он стал последовательно учить детей родной, обыкновенной речи посредством речи поэтической. Он опоэтизировал школьную грамматику и для каждого урока нашел точный, познавательный, занятный ход, открывая в стихах и волшебство языка, и одновременно методику обучения. Загадки, скороговорки, перевертыши, небольшие сюжетные истории про звуки, буквы, слова и знаки препинания - Шибаев пошел в этой игре дальше многих: возможно, впервые в поле зрения детского поэта попала столь обширная область практического языка.

Читаешь?..
- Читаю.
Не шибко пока...
- А ну-ка, прочти это слово.
- Сейчас прочитаю.
ТЫ-Е-ЛЫ-КЫ-А.
- И что получилось?
- КОРОВА!

Кому в детстве не приходилось, быстро повторяя какое-либо особое слово, «вылущивать» из его звуков другое, схожее с ним по звучанию? Шибаев доводит эту игру до поэтического совершенства, подталкивая читателя на поиск таких «двойных» слов, раскрывая их внутренние связи:

Зверек, зверек, куда бежишь?
Как звать тебя, малышка?
- Бегу в камыш-камыш-камыш,
Я - мышка-мышка-мышка.

На эвфонической стороне языка Шибаев особенно заострял внимание. Это и понятно: со звука начинается постижение речи, один-единственный звук, одна буква часто становятся главным различием совершенно чуждых друг другу слов. Поэт подчеркивает это различие весело и остроумно:

Букву «Д» на дне пруда
Отыскали раки.
С той поры у них беда:
То и дело Драки.

Переходя от звука к слову, Шибаев и здесь демонстрирует меткость глаза и остроту слуха. То он заставляет прислушаться к самим словам, в их звучании обнажая смысл:

О твердом камне говорит
И слово твердое ГРАНИТ.
А для вещей, что мягче всех,
Слова - помягче:
ПУХ, МОХ, МЕХ.

То, отталкиваясь от смысла - через звук, - показывает удивительную многогранность, неожиданность родной речи:

Я шел по лужайке.
Гляжу - АДМИРАЛ...
Я тихо подкрался к нему
И - поймал!
Поймал!
Наконец-то поймал адмирала!..
Богатой
Коллекция бабочек
Стала!

Слова-близнецы и знаки препинания, слоги и предлоги, правила чтения и навыки культурной речи - все становится объектом внимания. И в стихах, посвященных более сложным законам языка, Шибаев всегда ищет способ растормошить ученика своей поэтической школы, заставить его правильно ответить на вопрос, а то и выставить самому себе заслуженную отметку:

Мы изучаем перенос.
Вот как слова я перенес.
«Едва» я перенес «е-два»
И получил за это «два».
«Укол» я перенес «у-кол»
И получил за это «кол».
«Опять» я перенес «о-пять».
Теперь, надеюсь, будет «пять»?!

Эти строки хороши тем, что играют в рифменное ожидание: прочитав слово, читатель уже догадывается, какую оценку заслужил герой, и, смеясь, может легко восстановить правильное написание при переносе.
Конечно, стихи Александра Шибаева стали прямым развитием уже существовавшей традиции. Это школа Маршака и творчество ее создателя. Это перевертыши и загадки Хармса. Это ассоциативные связи с современниками - Борисом Заходером, Генрихом Сапгиром, Вадимом Левиным. В этом ряду место Шибаева весомо и оригинально: сделав язык главным персонажем стихов, он показал, что игра - когда она существует не ради незамысловатой забавы, а ради учения и постижения культуры, - в высшей степени необходима детской поэзии.
«Занимательная азбука» А. Шибаева, вышедшая нынче в «Махаоне», представляет творчество поэта полнокровно и целенаправленно. Целенаправленно - поскольку это действительно, как указано на обложке, настоящие уроки чтения и грамотной речи. А полнокровно, потому что помимо большого поэтического (и прозаического, и - дополнительно - игрового) материала книга представляет Александра Шибаева как блистательного поэта, для которого педагогика - только особая форма передачи читателю всего богатства своего внутреннего поэтического мира.

Михаил Яснов


Урок литературного чтения

тема: а. шибаев «кто слово найдет?»

Цел и: обогащать словарный запас детей; воспитывать умение употреблять различные формы словесной вежливости; развивать связную речь; учить работе в парах.

Планируемые результаты:


Личностные

понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; составлять небольшой план; ориентироваться в книге по обложке, титульному листу, аннотации и по содержанию (оглавлению); ориентироваться в книгах (П-1.); устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; анализировать особенности языкового оформления текста; ранжировать книги и произведения; обосновывать свои утверждения (П-2.).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Постановка целей урока. Введение в тему. Подготовительные упражнения.

Учитель (читает стихотворение).

Стихи играют в прятки,

Да некому водить…

Кто хочет на загадки

Отгадки находить?

Все хотят,

Чур-чура! –

Начинается игра!..

Догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Играть со словами.)

IV. Работа по теме урока.

    Подготовительные упражнения.

Упражнение “Фотоглаз”. Прочитай и запомни.

Капкан

САЧОК

борозда

кабина

баян

Козлята

Значение какого слова вам незнакомо? Кто попробует объяснить?
– Перечислите слова, которые были в этом столбике. Какие слова вы запомнили?

2. Скороговорка (слайд).

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
– Чтение с ускорением.
– чтение с логическим ударением на 1 слове и т.д.

3. Игра “Найди слово в слове” (слайд).

Слово “Гастроном”. Что оно обозначает? (Магазин продовольственных товаров.)

астроном
агроном
монстр
нота

    Знакомство с биографией.

Александр Александрович Шибаев (1923–1979), поэт, по образованию – профессиональный военный, артиллерист. Окончил 3-е Ленинградское артиллерийское училище (1942), участвовал в Великой Отечественной войне. После ранения (1943) – командир отделения сопровождения грузов.

Первое стихотворение для детей («Про хвастуна») опубликовал в 1957 г. в газете «Ленинские искры», в 1959 г. выпустил первую книгу – «Подружки».

Большинство книжек, выпущенных Шибаевым (всего около пятнадцати), удачно иллюстрированы и представляют собой цельные произведения, в которых слово и изображение как единое целое.

Основные сборники: «Буква заблудилась» (1965); «Озорные буквы» (1966); «Точка, точка, запятая» (1970); «Много с буквами хлопот» (1971); «Стихи играют в прятки» (1975).

Посмертно изданы итоговые сборники «Язык родной, дружи со мной» (1981) и «Волшебный язык» (1996).

3. Первичное знакомство с произведением, чтение учащимися стихотворения А. Шибаева «Кто слово найдет?».

Почему во время чтения стихов вы улыбались? Что вас развеселило? (Мы часто ошибались, подбирали не то слово, которое нужно.)

Что помогло вам найти правильный ответ? (Понимание смысла и рифма.)

3 . Физкультминутка

Нам с тобой

Пришел черед

Сыграть в игру

«НАОБОРОТ».

Скажу я слово

ВЫСОКО (подняться на носочки),

А ты ответишь:

НИЗКО (присесть).

Скажу я слово

ДАЛЕКО (развести широко руки),

А ты ответишь

БЛИЗКО (хлопок).

Скажу я слово

ПОТОЛОК (подняться на носки),

А ты ответишь:

(присесть).

Скажу я слово

ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты…

Скажу тебе я слово

ТРУС,

Ответишь ты:

ХРАБРЕЦ.

Теперь

НАЧАЛО

Я скажу, –

Ну, отвечай:

Джон Чиарди

Продолжаем игру «Кто слово найдет?».

Посмотрите, у вас на партах у каждого лежит конверт. Прочитайте, что на нем написано. (А слово-то какое – очень дорогое!)

Давайте отыщем эти дорогие слова. Помогут нам в этом стихи А. Шибаева, которые найдете в конверте.

Дети работают в парах. Потом – фронтальная проверка (коллективная).

Дядя Саша огорчен,

Рассказал он вот о чем…

Настя – славная девчонка,

Настя ходит в первый класс.

Но… давно уже от Насти

Я не слышу слова… (здрасьте).

А слово-то какое –

Очень дорогое!

Встретил Витю я соседа…

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но – представьте! – зря от Вити

Ждал я слова… (извините).

А слово-то, какое –

Очень дорогое!

Он про внучку говорил:

Экая досада –

Я портфель ей подарил,

Вижу – очень рада!

Но – нельзя ж молчать как рыба,

Ну сказала бы… (спасибо).

А слово-то, какое –

Очень дорогое!

А. Шибаев

Что объединяет эти слова? (Это слова вежливости.)

4. Творческая работа.

Задание: попробуй сам сочинить стихотворение

Рифма

кашка

Машка

обед

нет!

5. Сравнение стихотворения, сочиненного детьми, со стихотворением А. Шибаева.

На лугу поспела кашка.

Кашку ест корова Машка.

Машке нравится обед:

Ничего вкуснее нет!

V. Подведение итогов урока.

Узнал ты много

Слов смешных

И много

Всяких всячин,

И если ты

Запомнил их,

Не зря

Твой день потрачен.

Удалось ли нам поиграть словами и со словами?

Кто нам в этом помог? (А. Шибаев.)

Послушайте еще одно стихотворение А. Шибаева, оно поможет вам выполнить домашнее задание.

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, – означено словами.

Они слышны и здесь и там, на улице и дома:

Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо.

Слова, слова, слова…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов

Купаться ежечасно!

Домашнее задание: выразительно читать (с. 17–19).

Александр Александрович Шибаев (1923 – 1979), уроженец Волхова, – разделил судьбу своего поколения: он воевал на ленинградском фронте, был тяжело ранен, долгие годы боролся с болезнями… И сочинял веселые, радостные детские стихи. Две его «толстые» книги – «Взялись за руки, друзья» (1977) и «Язык родной, дружи со мной» (1981) – по своему значению и художественной ценности перевесят многочисленные переиздания некоторых нынешних растиражированных стихотворцев. Две эти книги оказались «томов премногих тяжелей», как говорил один великий русский поэт XIX века про другого. Были еще и тонкие книжки, публикации в периодике, в различных сборниках и хрестоматиях, так что стихи Шибаева дошли до адресата, то есть до детей, и это главное. Человек редкостной скромности и деликатности, по свидетельству хорошо знавших его людей, поэт не стремился быть на виду, просто очень хорошо делал любимое дело, не изменяя своему таланту.
Но до признания Шибаева классиком, поэтом первой величины дело так и не дошло, что является величайшей несправедливостью и показателем крайней ограниченности писательских и педагогических кругов. Понимающие люди – например, поэт Михаил Яснов, безусловный знаток и тонкий пропагандист настоящей поэзии, – отводят Шибаеву почетное место в детской поэзии прошлого века. Оригинальность и мастерство Шибаева очевидны, хотя работал он в жанре игровой поэзии, где изобрести что-то новое может лишь человек с действительно недюжинным талантом. Тем более в такой поэзии, которая «играет» с родным языком. Для детей стихи Шибаева – бальзам на душу, потому что он не скрывает, что богатство русского языка освоить трудно, все равно, что клад найти, что язык надо чувствовать (а для этого надо вообще уметь чувствовать!), но дело это не безнадежное. Его поэзия – редкостный вид творчества, когда абсолютно несерьезное, «юморное» дело, дает серьезный, жизненно важный результат: ребенок начитает понимать красоту родного языка, относиться к нему, как к живому существу, любить его и беречь. Каждый учитель и каждый школьник должны взять на вооружение стихи, скороговорки, всевозможные путаницы и перевертыши, придуманные Шибаевым, и тогда родной язык выполнит одну из своих важнейших функций – тебя станут понимать другие. А о безмерном удовольствии от поэтических и языковых находок Шибаева, которое нынешние носители языка определяют словом «кайф», я не буду распространяться, предоставив читателям самим стать первооткрывателями и пожизненными друзьями поэта.
Ольга Корф

На этом уроке вы узнаете некоторые удивительные особенности слов, научитесь вдумываться в слова при чтении, находить несколько слов в одном, разгадаете необычные загадки, а также познакомитесь со стихотворением Александра Шибаева «Кто слово найдёт?».

Проворонила (разг.) - по невнимательности, рассеянности и т. п. упустить; проглядеть, прозевать.

Прочитайте это скороговорку быстро, а потом с логическим ударением на каждом слове по очереди.

На первом слове:

Проворонила ворона воронёнка.

На втором слове:

На третьем слове:

Проворонила ворона воронёнка.

От того, на каком слове поставить логическое ударение, зависит и смысл фразы.

Поиграем в игру, которая называется «Найди слово в слове» .

Прочитайте слово:

гастроном

Узнайте его значение:

Гастроном - магазин продовольственных товаров.

Найдите в этом слове другие слова:

гастроном

астроном

агроном

монстр

нота

трос

матрос

нога

В слова очень интересно вчитываться и играть в них.

Наверное, каждый пробовал сочинять стихи. Попробуем сочинить стихотворение на этом уроке. Отгадайте, о ком пойдёт речь в нашем стихотворении:

Рогатая, а не олень.

Даёт молоко, а не корова.

(коза) (рис. 2)

Прочитайте стихотворение и попытайтесь его запомнить:

Побежала коза в огород.

Ей навстречу попался народ.

Как не стыдно тебе, егоза?

И коза опустила глаза.

А когда разошёлся народ,

Побежала опять в огород!

Попробуем выучить это стихотворение. Посмотрите на оставшиеся последние слова и по ним, выполняя соответствующее движения к каждому глаголу, вспомните всё стихотворение:

________ ____ _ огород.

__ _________ _______ народ.

___ __ ______ ____, егоза?

_ ____ ________ глаза.

_ _____ _________ народ,

________ _____ в огород!

Проверяем:

Побежала коза в огород.

Ей навстречу попался народ.

Как не стыдно тебе, егоза?

И коза опустила глаза.

А когда разошёлся народ,

Побежала опять в огород!

Запомнить стихотворение помогли действия, которые вы старались запомнить и воспроизвести, и его смысл.

Попробуйте отгадать загадки-обманки:

Простой вопрос для малышей,

Кого боится кот?.. (мышей)

(собак) (рис. 3)

Рис. 3. Кот и собака ()

Залезает мышка в шкаф

И пищит оттуда … (гав)

(пи-пи-пи) (рис. 4)

В парке холодно и сыро

Ветер кружит хлопья … (сыра)

(снега) (рис. 5)

Рис. 5. Снег в парке ()

Охранять муку и рис

Пригласим домашних … (крыс)

(кошек) (рис. 6)

Слова бывают обманчивы. Оказывается, сочинять стихи не просто.

Прочитайте, как Мурзилка и Петя сочиняли стихи и что у них получилось.

Как хорошо быть поэтом

- Давай попробуем сочинить стихотворение.

- Сочинять стихи очень просто.

- О чём же нам писать?

- Что увидим, о том и сочиним!

- Пёс помчался через двор,

- Кот забрался на забор,

- Птички весело поют,

- Тучки белые плывут.

- Вышел дед из магазина.

- У него в руках корзина.

- А в корзине той варенье.

- Вот и всё стихотворенье!

У Пети и Мурзилки не получилось стихотворенье, потому что они не обдумали тему, о которой будут писать.

Прочитайте весёлое стихотворение Александра Шибаева.

Кто слово найдёт

Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждёт:
«Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдёт!»

- Расскажи, охотник, толком,
как же справился ты с волком?
- Я поймал его.
- А как?
- Забежал он в тот овраг,
где растёт трава-дурман,
скок - и прямо в мой …

(капкан) (рис. 7)

Рис. 7. Мальчик охотник ()

Филипок за окуньком
в речку лезет босиком.
Очень хочет Филипок
окунька загнать в …

(сачок) (рис. 8)

Рис. 8. Мальчик с сачком ()

Удивился дед Тарас,
бородой своей затряс:
сорняки - на гряде,
а морковка - в …

(борозде) (рис. 9)

По дороге наша Машенька идёт,
за верёвочку козу она ведёт.
А прохожие глядят во все глаза:
- Очень длинная у девочки …

(коса) (рис. 10)

Я осла узнаю сам
по его большим …

(ушам) (рис. 12)

Из карманов у Аркашки
вечно сыплются …

(бумажки)

За окном шумит буран,
за стеной поёт …

(баян) (рис. 13)

- Собаки, не троньте верблюда,
для вас это кончится худо:
он ловко дерётся с врагами
своими большими...

(ногами) (рис. 14)

- Почему корова эта
маленького роста?-
Отвечает Вове Света:
- Очень даже просто,
это же - ребёнок,
это же …

(телёнок) (рис. 15)

Слон шагает по дороге.
Вот так хобот!
Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост.
У слона огромный...

(рост) (рис. 16)

Александр Александрович Шибаев (1923-1979) - ленинградец, человек скромный, домашний (рис. 17).

Рис. 17. А.А. Шибаев ()

Полтора десятка тоненьких книжек для детей вышли при его жизни. Итоговая, как оказалось, книга «Взялись за руки друзья» (рис. 18) вышла в 1977 году.

Рис. 18. Обложка книги «Взялись за руки друзья» ()

Посмертно появилась ещё одна большая книга «Язык родной, дружи со мной» (рис. 19), которая вышла в 1981 году. Шибаев её дописывал на больничной койке.

Рис. 19. Обложка книги «Язык родной, дружи со мной» ()

Иллюстратор книг, художник Вадим Гусев (рис. 20), писал так:

«Мне было очень интересно играть в язык, в такую большую, очень сложную игру, в которой столько нужно думать. В эту игру играют знаками: знаками препинания, буквами, словами, которые складывают буквы, - всё это знаки. У них предназначение - обозначать значение. Это и есть самое интересное - обозначать, для этого и надо думать. Думать всегда интересно, а когда придумаешь, выдумаешь, додумаешься, весело.

Во всякую игру играют по правилам. Правила надо знать. Кто не знает даже простых правил, над тем смеются. «Он (она, они) - смешной!» Нам весело - мы-то знаем, как правильно! Стихи Шибаева смеются с нами!»

Рис. 20. Вадим Иванович Гусев ()

Об Александре Шибаеве можно сказать, что он услышал слово, предмет голыми ушами. И этот обострённый слух передаётся внимательному слушателю и читателю его весёлых и познавательных стихов.

Возьмите в библиотеке стихи Александра Шибаева. Читайте и думайте, ведь это очень увлекательно. Читайте с родителями и самостоятельно.

Список литературы

1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

Домашнее задание

1. Поиграть в игру «Найди слово в слове» с родителями, выписать слова, которые у вас получились.

Слова для игры: апельсин, лекарство, снегурочка, недоверие .

2. Выучить несколько загадок-обманок наизусть.

3. Сочинить одну загадку.

Как-то неожиданно мне вспомнился рассказ "Несуразные вещи". А ведь о его авторе, Александре Шибаеве, я ничего не знаю. Захотелось разыскать сведения об этом талантливом детском писателе. Делюсь с вами.

Александр Александрович Шибаев (1923 - 1979) , уроженец Волхова, - разделил судьбу своего поколения: он воевал на ленинградском фронте, был тяжело ранен, долгие годы боролся с болезнями… И сочинял веселые, радостные детские стихи.

Две его «толстые» книги - «Взялись за руки, друзья» (1977) и «Язык родной, дружи со мной» (1981) - по своему значению и художественной ценности перевесят многочисленные переиздания некоторых нынешних растиражированных стихотворцев. Две эти книги оказались «томов премногих тяжелей».

Были еще и тонкие книжки, публикации в периодике, в различных сборниках и хрестоматиях, так что стихи Шибаева дошли до адресата, то есть до детей, и это главное.

Человек редкостной скромности и деликатности, по свидетельству хорошо знавших его людей, поэт не стремился быть на виду, просто очень хорошо делал любимое дело, не изменяя своему таланту. Но до признания Шибаева классиком, поэтом первой величины дело так и не дошло. Понимающие люди - например, поэт Михаил Яснов, безусловный знаток и тонкий пропагандист настоящей поэзии, - отводят Шибаеву почетное место в детской поэзии прошлого века.

Оригинальность и мастерство Шибаева очевидны, работал он в жанре игровой поэзии, где изобрести что-то новое может лишь человек с действительно недюжинным талантом. Тем более в такой поэзии, которая «играет» с родным языком.

Для детей стихи Шибаева - бальзам на душу, потому что он не скрывает, что богатство русского языка освоить трудно, все равно, что клад найти, что язык надо чувствовать (а для этого надо вообще уметь чувствовать!), но дело это не безнадежное. Его поэзия - редкостный вид творчества, когда абсолютно несерьезное, «юморное» дело, дает серьезный, жизненно важный результат: ребенок начитает понимать красоту родного языка, относиться к нему, как к живому существу, любить его и беречь.

Каждый учитель и каждый школьник должны взять на вооружение стихи, скороговорки, всевозможные путаницы и перевертыши, придуманные Шибаевым, и тогда родной язык выполнит одну из своих важнейших функций - тебя станут понимать другие. А о безмерном удовольствии от поэтических и языковых находок Шибаева, которое нынешние носители языка определяют словом «кайф», я не буду распространяться, предоставив читателям самим стать первооткрывателями и пожизненными друзьями поэта.

Последние материалы раздела:

Элективные питательные среды
Элективные питательные среды

Питательные среды в микробиологии - это субстраты, на которых выращивают микроорганизмы и тканевые культуры. Они применяются для диагностических...

Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв
Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв

Мировая история содержит в себе огромное количество событий, имен, дат, которые помещаются в несколько десятков или даже сотен различных учебников....

Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям
Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

Последний дворцовый переворот в истории России Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема...