1972 падение самолета на детский сад. Светлогорская трагедия: падения самолета на детский сад

16 мая 1972 года самолет Ан-24Т должен был произвести облет радиотехнической аппаратуры. План полета был такой: самолет должен был вылететь из аэропорта Храброво в Калининграде, пролететь над Зеленоградском, мысом Таран, сесть на аэродроме поселка Коса, оттуда отправиться на аэродром поселка Чкаловск, а с него вернуться обратно в Калининград. Полет должен был проходить на высоте около 500 метров.

В 12.15 самолет взлетел и направился в сторону моря. Пересек береговую черту в районе Зеленоградска, взял курс на мыс Таран. А затем пропал с радаров.

В 12.30 воспитанники светлогорского детского сада, 24 малыша, самому младшему из которых было всего два года, сидели в столовой в ожидании обеда. Тут со стороны моря из густого тумана появился самолет.

Он зацепил высокую сосну, срубив ей верхушку, обломил половину крыла, теряя куски обшивки, пролетел, снижаясь, еще метров двести и рухнул прямо на здание садика.

Первыми жертвами стали девочки-старшеклассницы, чей путь из школы домой пролегал как раз мимо сада. За секунды до крушения их обдало горящими парами авиационного топлива. «Мы даже не успели ничего понять, как в одно мгновение на нас вспыхнули волосы, одежда, обувь. Мы были в сильнейшем шоке от испуга и невыносимой боли. Вокруг ни души, и мы одни посреди улицы, объятые пламенем…» — рассказывала одна из них в интервью спустя десятилетия.

От удара авиационное топливо вспыхнуло с новой силой, превратив детский сад в пылающий факел. Рядом валялась кабина самолета, в ней, вцепившись в штурвал, сидел мертвый летчик. Тело второго выбросило на дорогу.

«Мы стояли и смотрели, как эта махина, обогнув стадион и едва не задев крылом колесо обозрения в парке, рухнула на детский сад! Мы были в ужасе от случившегося, казалось, такого просто не может быть! Жителям запретили не только покидать город, но и даже выходить из собственных домов. Отключили электричество и телефоны. Было очень страшно. Город замер, мы сидели в темных квартирах, словно в убежищах во время войны», — вспоминал , очевидец, в то время ученик средней школы.

Схема места авиационного происшествия, составленная очевидцем Валерой Роговым

«Московский Комсомолец»/mk.ru

Следующие 24 часа город провел в чрезвычайном положении. Прорываясь через толпу не помнящих себя от горя матерей, спасатели извлекали тела сгоревших заживо детей — вернее, то, что от них осталось, — из-под обломков садика. Жителям было запрещено выходить из домов, не работали электричество и телефонная связь, на побережье дежурили милиция и дружинники — на случай, если кто-то из родственников погибших решит утопиться.

На следующее утро на месте пепелища красовалась большая клумба, словно и не было здесь никакого сада.

Обгоревшие деревья были спилены, выжженная земля — вырезана, а на ее место уложен свежий дерн.

Дети и погибшие с ними работницы садика были похоронены в братской могиле неподалеку от железнодорожной станции Светлогорск-1. Хотя в городе в день похорон были отменены электрички и ограничено движение по автодорогам, соединяющим областной центр со Светлогорском, проводить детей в последний путь пришли тысячи человек. Членов экипажа и пассажиров похоронили на кладбище в Калининграде, за исключением одного, тело которого жена увезла на родину.

Снимок группы воспитанников детсада с воспитателями, сделанная в начале 1972-го. Из архива Марии Кудрешовой

oldden.livejournal.com

Уголовное дело по факту катастрофы не возбуждалось. Из Москвы в Светлогорск срочно вылетела комиссия для проведения расследования. Предполагалось, что проблема была в отказе какого-то прибора. Члены комиссии опросили всех, кто имел отношение к полету, дешифровали данные с черных ящиков и, очевидно, пришли к какому-то заключению, но до широкой общественности его не донесли, ограничившись расплывчатой формулировкой «неудовлетворительная подготовка и руководство полетом». По итогам расследования лишились должностей около сорока военнослужащих.

Среди жителей Светлогорска тем временем гуляли самые разные версии, сходившиеся лишь в том, что в крушении виноваты пилоты. Кто-то утверждал, что экспертиза обнаружила в крови пилотов алкоголь, кто-то — что летчики увидели девушек, которые голышом загорали на пляже, и снизились, чтобы получше их рассмотреть.

На фоне версии с голыми девицами довольно правдоподобно выглядит предположение, что крушение произошло из-за неисправности высотомера.

Журналист Валерий Громак, ссылаясь на предоставленные ему бывшим командующим ВВС Балтийского флота генерал-лейтенантом авиации Василием Проскуриным документы, фотографии и прочие данные, отмечает , что черные ящики в момент столкновения с препятствием зафиксировали: высотомер показывал высоту 150 метров над уровнем моря. Фактически же от подножия обрывистого берега до верхушки сосны было не более 85 метров.

Накануне полета, по словам Громака, в Ан-24 установили высотомер с Ил-14, но никто не проверил, как тот себя поведет на другом самолете. Лишь после катастрофы были проведены испытания, которые показали, что высотомер давал погрешность до 60-70 метров.

Сейчас на месте крушения стоит возведенная в 1994 году часовенка с табличкой: «Храм-памятник в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» построен на месте трагической гибели детского сада 16 мая 1972 года».

«Там молебен проводят каждый раз, а потом все идут на кладбище, там проводят молебен. И приезжают каждый раз военные, привозят венки, цветы каждый год... Традиция уже», — рассказывала в посвященной трагедии телепередаче одна из матерей, чей ребенок погиб при катастрофе. Произошедшее навсегда объединило родителей, став причиной их ежегодного сбора у часовни на протяжении последних 45 лет.

1972 год: в Светлогорске самолет упал на детский сад, погибли более 30 детей, воспитателей и экипаж

16 мая 1972 года около 12:30 самолет Ан-24Т 263-го отдельного транспортного авиационного полка авиации Балтийского флота СССР, совершая полёт с целью облёта радиотехнической аппаратуры, потерпел крушение в сложных метеоусловиях, зацепив дерево. После столкновения с деревом повреждённый самолет пролетел около 200 метров и рухнул на здание детского сада в Светлогорске. В катастрофе погибли 33 человека: все 8 членов экипажа самолёта, 22 ребенка и 3 сотрудника детского сада.

Одними из первых падающий самолёт увидели немногочисленные отдыхающие, оказавшиеся в тот день в парке, и школьники, у которых на городском стадионе заканчивался урок физкультуры. В следующее мгновение здание детского сада потряс чудовищной силы удар. Потерявший при падении обе плоскости и шасси, ополовиненный фюзеляж на высокой скорости протаранил второй этаж, похоронив под своими обломками всех. Авиационное топливо, вспыхнувшее от удара с новой силой, за считаные секунды поглотило в своем пламени все живое. Рядом с пылающими руинами детсада на дороге валялась кабина самолета. В ней, вцепившись в штурвал, сидел мертвый летчик. Второй пилот лежал на дороге. Ветер то сбивал с него пламя, то раздувал с новой силой. Почти одновременно к месту катастрофы прибыли милицейские наряды, пожарные, военнослужащие соседних воинских частей и моряки Балтфлота.


За считаные минуты было выставлено тройное оцепление. Вооруженные солдаты, крепко сцепившись за руки, едва сдерживали несчастных матерей, рвавшихся туда, где в страшном огне погибли их дети. Кое-как удалось оттеснить их на безопасное расстояние. Вдоль дороги, на почерневшем от копоти газоне, военные разложили белые простыни. Тут же спасатели на них стали укладывать извлеченные из-под руин останки детей. Многие, не выдерживая, закрывали глаза, отворачивались. Кто-то падал в обморок.

На 24 часа в курортном Светлогорске было введено чрезвычайное положение. Жителям запретили не только покидать город, но и даже выходить из домов. Отключили электричество и телефоны. Город замер, люди сидели в темных квартирах, словно в убежищах во время войны. С вечера на побережье дежурили наряды милиции и дружинники: было опасение, что кто-нибудь из родственников погибших решит утопиться. Работы по расчистке завалов и поиску тел погибших продолжались до глубокой ночи. Остатки руин, как потом выяснится, вывозили на свалку на окраине города. Еще долгое время в ее окрестностях будут находить обгоревшие детские книжки и игрушки, детали и предметы военной амуниции…


Как только последняя груженая машина покинула пределы города, место, где еще накануне стоял детский садик, разровняли, обложив дерном выжженную землю. Чтобы скрыть от посторонних глаз следы трагедии, было принято решение разбить на том месте большую клумбу.

— К утру садика будто и не было никогда — на его месте расцвела клумба! — вспоминает Андрей Дмитриев. — Многие родители тогда глазам своим не поверили. Выжженная земля срезана, уложен дерн, дорожки, посыпанные битым красным кирпичом. Обломанные и обгоревшие деревья спилены. И только резко пахло керосином. Запах держался еще недели две…

По факту авиакатастрофы в Светлогорске уголовного дела не возбуждалось. Ограничились лишь приказом министра обороны, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военных чинов. И уже тогда появилась основная версия: виноваты пилоты, в крови которых якобы был найден алкоголь. По этой причине родственники погибших детей и персонала детского сада запретили хоронить летчиков на светлогорском кладбище рядом с «их жертвами». По той же причине в храме-часовне в общем списке погибших в авиакатастрофе не нашлось места восьми фамилиям членов экипажа.

В 1972 году не принято было широко освещать подробности аварий и катастроф, тем более случившихся в военном ведомстве. И обстоятельства трагедии, произошедшей в небольшом курортном городке на берегу Балтийского моря, были укрыты завесой молчания. Пусть с большим опозданием, но наконец-то снято публичное обвинение с экипажа, который сам стал жертвой ошибочных кабинетных решений...»

Сотни детей сгорели заживо в школе: жуткая трагедия, о которой никто не знал

В начале ХХ века был пожар, в котором погибли более ста детей — и о котором вплоть до 1990-х не знал никто, кроме их родственников и соседей. Российские журналисты нашли информацию об этой трагедии в чувашской деревне Эльбарусово.

Небольшая деревянная школа появилась в чувашской деревне Эльбарусово в 1914 году — ее построили местные предприниматели, державшие лесопильный завод.

5 ноября 1961 года в школе собрались на концерт, посвященный очередной годовщине Октябрьской революции. Пока группа мальчиков исполняла на сцене матросский танец, учитель физики вместе со старшеклассниками заводил электрогенератор в соседней комнате. Им было холодно, поэтому они бросили несколько поленьев в находившуюся в той же комнате печку (видимо, что-то вроде буржуйки). Дрова были мокрые, и учитель решил, чтобы они загорелись, добавить немного бензина — но налил больше, чем нужно. Вспыхнуло пламя. Огонь перекинулся на парты и пол; почти сразу же загорелся и актовый зал, где шел концерт. Сам учитель выпрыгнул в окно.


Зал мгновенно заволокло дымом. Горели стены и потолки. Толпа ринулась к двум окнам. Запасной выход был заперт и завален коробками; окна открывались внутрь помещения и были закрыты партами, которые сдвинули, чтобы освободить место для праздничного мероприятия.

«Сначала обнаружила Люсю по лоскутку несгоревшего платья, потом Колю по лоскутку его трусов. Их я ему сшила сама. Толика и Юрика не нашла», — вспоминала мать четверых погибших детей. Всего в пожаре погибли 106 детей, почти половина из них была младше семи лет.

Большинство жителей СССР не знали о гибели более ста детей при пожаре в Чувашии до начала 1990-х. Публичную панихиду по ним провели впервые только в 1991 году.

Каждое 5 ноября школьники зачитывают вслух имена погибших, есть и специальный сайт, посвященный трагедии -

Эта трагедия, произошедшая в городе Светлогорске, долгое время была неизвестна широкой общественности. О том, что здесь в 1972 году на дошкольное учреждение упал самолет, заговорили только в 1990-е. Место же, где раньше располагался детский сад, уже давно сровняли с землей.

Роковой полет

Около 12-ти часов 16 мая 1972 года самолет гражданской авиации АН-24Т вылетел из аэропорта Храброво в Калининграде. Главной целью полета являлась проверка и настройка радиотехнической аппаратуры. Маршрут, который в основном пролегал над морем, был таков: город Зеленоградск, мыс Таран, поселки Коса и Чкаловск, а затем снова Храброво.

Примерно через 15 минут самолет будто испарился. Его не было видно на экранах радаров. На самом деле в это время АН-24 уже упал на здание дошкольного учреждения города Светлогорска.

Падение

В тот майский день в детском саду жизнь шла своим чередом. В 12 часов 30 минут воспитанники, вернувшись с прогулки, приступили к обеду. Однако в тот момент неподалеку от ничего не подозревающих детей и воспитателей АН-24 уже терял высоту. Самолет задел дерево, в результате чего разрушилась часть крыла, пролетел еще около 200 метров и рухнул на здание дошкольного учреждения.

После крушения самолета детский сад охватило пламя: разлилось топливо. Почти все (кроме двоих) из тех, кто находился в строении, погибли. Это 24 ребенка в возрасте от двух до семи лет и три работника детского учреждения. Не удалось избежать смерти и членам экипажа и пассажирам воздушного судна - всего 8 человек.

Причины аварии

События катастрофы расследовали члены специальной комиссии, которые в срочном порядке прибыли на место трагедии из Москвы. Основной причиной аварии они назвали неверный расчет членами экипажа высоты полета, а также неисправность приборов. Кроме того, 16 мая погодные условия тоже оставляли желать лучшего: над морем стоял густой туман.

Уголовное дело по факту Светлогорской трагедии так и не было возбуждено.

Стерли с лица земли

Видимо, для того, чтобы избежать большой огласки, на время похорон погибших в Светлогорске было ограничено движение транспорта на автодорогах и отменены все электрички. Несмотря на это, на прощание пришли несколько тысяч человек.

Уже к вечеру того же дня, когда произошла катастрофа, обломки самолета и остатки здания были убраны. А на следующее утро на месте дошкольного учреждения горожане с удивлением обнаружили огромную клумбу. Будто и не было никакого детского сада, самолета и трупов.

В 1994 году на месте трагедии был возведен храм-памятник в честь иконы Богоматери "Всех скорбящих Радость".


После Куршской косы перед Калининградом у нас была запланирована небольшая прогулка по Светлогорску, бывшему немецкому курортному городку, в котором нам настоятельно советовали побывать. Светлогорск расположен на берегу Балтийского моря в 50 км от Калининграда. Население города порядка 11 тысяч человек. Современное название Светлогорск получил в 1946 году, до того времени город носил название Раушен (нем. Rauschen). Популярность города как курорта существенно возросла с 1900 года, когда проложили железную дорогу от Кёнигсберга до станции Раушен/Орт (ныне Светлогорск-1), продлённую в 1906 г. до станции Раушен/Дюне (Светлогорск-2). Поезда теперь могли подъезжать ближе к морю, и курорт стал гораздо доступнее для многих жителей Кёнигсберга.


Светлогорск с Калининградом соединён скоростным шоссе. Оно является частью строящегося Приморского кольца . Удивительно, но эта 4-х полостная скоростная автодорога непрерывного движения с отбойниками, ночным освещением и развязками не является федеральной трассой. Правда пока введено в строй только 2 первых очереди Калининград - Зеленоградск - аэропорт Храброво и Зеленоградск - Светлогорск - Пионерский. После завершения строительства кольцо замкнётся с Калининградом через города Балтийск и Светлый.



1. Приморское кольцо, первая очередь, картинка из Google StreetView.

2. Светлогорск можно смело отнести к тем городам, куда можно вернуться ещё раз. Это тихий приморский городок с интересной архитектурной застройкой.

3. Спускаемся к Променаду и солнечным часам.

4. Солнечные часы (1974) в виде мозаичного панно с изображениями знаков зодиака.

5. Пляж.

6. В 1908 году на берегу моря на сваях была построена деревянная прогулочная палуба-променад.

7. Спуск к пляжу.

8. Бронзовая скульптура «Нимфа» (1938) Германа Брахерта на Променаде.

9. Современная скульптура (начало 2000-х) на Променаде.

10. Лебеди в водах Балтийского моря.

11. Якорь.

13. Главный символ города — Башня водолечебницы.

14. Башня морской водолечебницы высотой 25 метров была сооружена 1900-1908 гг.

15. В 1978 году на башне установлены солнечные часы, которые органично вписались в облик здания.

16. Классической бумажной или электронной (OsmAnd) карты у нас тогда не было, среди городских достопримечательностей ориентировались при помощи этого фотоснимка.

17. Зашли перекусить в кафе «Для друзей» на улице Ленина. Получилось довольно вкусно и весьма бюджетно (740 руб. на троих).

Здание «Охотничий домик» построено в 1926 году по оригинальному проекту арх. Геринга в стиле модерн. С 1925 по 1933 гг. владельцем дома был бургомистр Раушена Карл фон Штренг. Из-за своей неординарной архитектуры здание неоднократно снимали в кино, в том числе и в фильме « Красная шапочка», откуда и пошло название «Дом Звездочёта», роль которого сыграл знаменитый артист Евгений Евстигнеев. В 2003 году дом перешел в частную собственность и отреставрирован специалистами из Чехии и Москвы. Здание приподняли на домкратах, заменили балки. Сланцевая черепица для крыши была привезена из Чехии. Благодаря тому, что витражи в послевоенный период были зацементированы, а наборный паркет выкрашен масляной краской, они сохранились, и во время реконструкции здания их удалось отреставрировать.


18. «Охотничий домик» (1926).

19. Многим домам повезло меньше, им ждать реставрации ещё очень долго.

20. Памятный знак Томасу Манну (2003) в память о посещении им Раушена в 1929 году.

21. Указательные столбики в разном стиле.

22. Скульптурная композиция «Царевна-лягушка» (2006).

23. Железнодорожный вокзал Светлогорск-2.

24. Блинная с оригинальными росписями стен. В следующий наш приезд в Светлогорск обязательно в неё зайдём.

25. Большинство зданий старательно выдержаны в едином архитектурном стиле.

26. Мраморная скульптура «Несущая воду» (1944) Германа Брахерта.

27. Корпус санатория «Светлогорск».

28. Оригинальное решение, в нише обыкновенного жилого дома установлена скульптура немецкого моряка.

29. Небольшая деревянная мельница на территории отеля «Старый Доктор».

30. Церковь Серафима Саровского (с 1992 г), в прошлом (1907-1946 гг) — Лютеранская кирха Раушена.

И в завершении фоторассказа о Светлогорске ещё одно памятное место —.


31. Часовня в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» на месте гибели детского сада 16 мая 1972 года.

Часовня возведена в память жертвам катастрофы 16 мая 1972 года . В этот день на располагавшийся здесь ранее детский садик упал самолет . В 12:15 шесть опытных летчиков поднялись в воздух с аэродрома "Храброво" на военно-транспортном самолете "Ан-24". В 12:29:48, выйдя из плотного тумана над морем, самолет срубает крылом верхушку сосны и с поврежденным крылом падает на детский садик. В эти минуты 22 ребенка и трое взрослых усаживались за столики на обед . Причина катастрофы - неверные показания высотомера, переставленного на "Ан-24" с "Ил-14". Никто не проверил как, он поведет себя на новом самолете. Жертвами непродуманного решения стали светлогорские дети и экипаж "Ан-24" .


32. Памятная доска.

Зияющую воронку к утру руками солдат превратили в сквер с цветами. В то время официальную информацию о подобных трагедиях не опубликовывали. Только через 22 года на народные пожертвования на месте горькой могилы была построена часовня в память тех, кто в майский день так неожиданно и так страшно ушел из жизни. 16 мая к месту гибели приезжают летчики из "Храброво", возлагают цветы. Другого памятника их коллегам нет. Дети приходят сюда в воскресную школу.


33. ...

Долгие годы об жуткой светлогорской истории нельзя было даже упоминать. Когда пришли иные времена, начался сбор средств на часовню. Она была возведена в 1994-м. И с тех пор в ней всегда горит свеча. В память о тех, кто принял здесь когда-то страшную смерть…



Последние минуты (по материалам Викимапии).

Сегодня детский сад санатория № 3 (нынешний «Светлогорск»), наверное, считался бы «элитным». А тогда его называли «блатным». Уютный двухэтажный особняк. Всего 25 детей. Душевный персонал. Многие хотели устроить сюда своего ребёнка.

По сведениям Калининградского гидрометеобюро, 16 мая по области ожидается облачная с прояснениями погода без существенных осадков, утром местами туман, ветер переменный слабый до умеренного, температура пять-десять градусов тепла». Синоптики не ошиблись. Погода в тот далёкий день выдалась действительно неважная. Тем не менее детвора всё равно с удовольствием вышла на традиционную прогулку.

Муж воспитательницы Валентины Шабашовой-Метелица находился в госпитале, где ему сделали операцию. Валентина торопилась в Калининград проведать супруга. И потому завершила прогулку на двадцать минут раньше обычного. Многие считают, что, если бы дети ещё гуляли, а не сидели в здании, у них был бы шанс…

Юлия Ворона и её муж Владимир 16 мая отправились покупать телевизор. Путь лежал мимо детсада. Поваром там работала Антонина Романенко, подруга Юлии.

Я забегу на минутку к Тосе?

В раздевалке Ворона увидела двух поставленных в угол пацанят.

За что это вас, а?

В ответ те лишь обиженно засопели.

Баловались, вот и наказаны, - с напускной строгостью пояснила воспитательница. Все, кто её знал, говорят, что она была очень добрым человеком.

Да ладно тебе, Валь! - непедагогично отмахнулась гостья. - Ну-ка, пострелята, марш на обед!

Один мальчуган метнулся мыть руки, другой - в туалет. Воспитательница же пошла на улицу, встречать своего Андрюшку. Он болел, бабушка вела его на прогревание. И по дороге они решили зайти к маме.

Остальные ребятишки были уже в столовой.

Сидели тихонько за столами, как ангелочки, ждали первое-второе-компот, - вытирает набежавшие слёзы Юлия Егоровна.

Оставив на кухне Анну Незванову дожаривать котлеты, Тося с Юлей вышли в игровую комнату. Болтая, стояли у окна. Смотрели, как на улице Валя обнимает подбежавшего сына.

Ожидая Юлю, муж решил нарвать ей ландышей. Отойдя на сотню метров, он услышал гул и странный треск. Обернувшись на звук, обмер: со стороны моря, ломая верхушки деревьев, нёсся самолёт…

На стадионе возле детсада как раз закончился урок физкультуры. Растянувшись, класс возвращался в школу. Увидев самолёт, все словно оцепенели.

Ко мне! - опомнившись, закричал ушедшим вперёд ребятам учитель Юрий Бакланов.

Все побежали назад. И тут самолёт рухнул…

Мария Кудрешова тогда работала в ателье мужским закройщиком. Обычный вторник, дело шло к обеду. Вдруг - звук взрыва. Сразу после этого пропало электричество.

А потом - страшная весть:

Садик взорвался!

У Марии Григорьевны там был сын Алёшка. Выскочила на улицу, увидела стоящий мотоцикл, стала кричать: «Чей мотоцикл?!» Прибежал хозяин, помчались. Приехали, а на месте детсада - ад. Горело всё, даже асфальт. На дороге валялась кабина самолёта. В ней, вцепившись в штурвал, сидел мёртвый лётчик. Тело другого висело на дереве. Пожарных ещё не было. Вокруг метались, не зная, что делать, первые прибежавшие на помощь люди.

Среди них был и Владимир Моисеевич, супруг Юлии Егоровны.

Не поверите, но я почему-то был уверен: жива моя Юля, жива!

Очнувшись, заваленная обломками Ворона смогла лишь повернуть голову. Увидела, что рядом - мёртвая Тося. Юлию Егоровну спас шкаф. Он принял на себя основной удар всего того, что летело ей в голову.

Женщина попыталась выбраться. Тщетно. Стала кричать: «Помогите, помогите!» Меж тем огонь уже подбирался к ней. Дышать становилось всё тяжелее…

И тут - взрыв. Как потом выяснилось, рванули стоявшие на кухне газовые баллоны. В результате в завале образовалось отверстие. Ворона начала пробираться наверх.

Выбравшись, наугад пошла сквозь горящие развалины. Навстречу - пожарный. Увидев Юлю, он бросил брандспойт и убежал.

Испугался. Немудрено, выглядела я жутко. Да и вообще там ведь такое творилось. У любого нервы сдадут.

Вытащил её в итоге знакомый милиционер, Пётр Занин. Затем Юлю положили на траву и уговаривали не двигаться. Она же всё рвалась обратно: «Там же Тося горит, надо её достать!»

Правду не скроешь

Эдуард Трущенков 35 лет назад был секретарём по идеологии Светлогорского горкома КПСС. Так вышло, что в те дни он остался в городе «на хозяйстве». Первый секретарь слёг с инфарктом, второй - уехал.

Утром 16 мая Трущенков был в Калининграде - на совещании в обкоме, посвящённом делам рыбной промышленности. К полудню совещание кончилось, и секретарь поехал назад. Неожиданно его машину обогнала «скорая». За ней - другая, третья.

Давай-ка и ты гони за ними, - забеспокоившись, сказал Эдуард Васильевич шофёру.

Когда они подъехали к месту трагедии, район был уже оцеплен. На помощь пожарным пришли военные и курсанты из школы милиции. Одни собирали останки лётчиков и обломки самолёта, другие разбирали руины садика, извлекая из-под завалов тела.

К слову, в тот же день о ЧП в Светлогорске сообщил «Голос Америки».

17 мая было совещание, посвящённое случившемуся, - продолжает Трущенков. - И я спросил: как же за границей так быстро узнали о нашей беде? Неужели в Светлогорске есть агенты, которые работают на зарубежную разведку? Один из кагэбэшников нехотя пояснил: иностранцы перехватили переговоры, у них тут рядом станция слежения.

Несмотря на принятые «органами» меры, весть о трагедии быстро распространялась и у нас.

Вскоре после падения самолёта мне позвонили знакомые из Светлого, - вспоминает жившая тогда в Светлогорске Лариса Новикова. - Мол, что там у вас произошло? А вечером звонили уже из Киева. К тому моменту я уже и сама слегка не в себе была. Вокруг только и разговоров, что о случившемся. Из нашего дома погибло сразу двое - девочка и мальчик…

Скудная информация о трагедии искажалась, обрастала домыслами. Порой люди знали лишь то, что на какой-то детсад упал самолёт. И бежали в панике в «свой» садик, куда утром отвели ребёнка.

Жизнь после смерти...

Трагический случай долго был в Светлогорске темой номер один. Потом, как водится, история стала мало-помалу забываться. И только родственники погибших всегда помнят 16 мая 1972-го. Некоторые вообще так и не сумели после того дня оправиться. Кто-то спился, кто-то покончил с собой… Время, конечно, лечит. И всё же стоит заговорить с ними о той трагедии, как на их глазах появляются слёзы. Утром 16 мая родственники погибших снова соберутся в часовне на улице Ленина. После службы все отправятся на кладбище.


Бортовой журнал поездки:

Сейчас многие стремятся доказать, что в советское время катастроф никаких не было, поезда с рельс не сходили, корабли не тонули и самолёты не падали. Оно и понятно - в СССР все эти факты скрывались, вместе с советскими катастрофами забыты и имена их жертв... Никто, например, не помнит, что в 1976 году на жилой дом в Новосибирске ночью упал самолёт... Катастрофа в Светлогорске более известна.

Храм - Памятник в честь иконы Богоматери "Всех скорбящих радость" построен на месте трагической гибели детского сада 16 мая 1972 года.
Архитекторы А.Архипенко, Ю.Кузнецов
Если будете в Светлогорске - посетите его...

16 мая 1972 года около 12:30 самолёт Ан-24Т военно-морских сил Балтийского флота СССР, совершая полёт с целью облёта радиотехнической аппаратуры, потерпел крушение в сложных метеоусловиях, зацепив дерево. После столкновения с деревом повреждённый самолёт пролетел около 200 метров и рухнул на здание детского сада в Светлогорске. В катастрофе погибли 34 человека: все 8 находившихся в самолёте, 23 ребёнка и 3 сотрудника детского сада.

Детский садик курортного города Светлогорск наполнился веселыми. звонкими голосами. Подошло время обеда, малыши вернулись с прогулки. И вдруг - гигантская тень закрыла небо, раздался чудовищный удар, взметнулось пламя. В проем рухнувшей стены, объятые огнем, выскочили две работницы детсада. Жаром обдало идущих по улице десятиклассниц местной школы... Это случилось в 12.30 16 мая 1972 года.

Очевидцы трагедии расскажут: с утра было ясно и тепло, но затем над морем плотной пеленой лег туман. Оттуда, со стороны моря, из тумана донесся гул турбин. Потом над обрывистым берегом появился самолет, зацепил высоченную сосну, срубил верхушку, обломил половину крыла и со снижением, теряя части обшивки, пролетел еще метров двести и рухнул на здание детского садика. В двадцати метрах от места падения в домике жила одинокая старушка. Домик этот и сегодня цел...
К месту трагедии срочно прибыли областное партийное начальство, командование Балтийского флота, осмотрели, сфотографировали, останки погибших увезли. За ночь матросы из близлежащей части убрали обломки самолета, разобрали развалины, очистили территорию и даже разбили клумбу на месте бывшего детсада. На информацию о трагедии наложили жесточайшее вето. Естественно, по Светлогорску тут же начали гулять слухи и домыслы. Небольшой курортный городок был потрясен трагедией, которая унесла двадцать три детские жизни. Под развалинами погибли и повар детского садика Тамара Янковская, а еще две работницы - Антонина Романенко и Валентина Шабаева-Метелица скончались от ожогов в военном госпитале.

Военных летчиков, членов экипажа разбившегося самолета - капитанов Вилория Гутника и Александра Костина, старшего лейтенанта Андрея Лютова, прапорщиков Николая Гаврилюка, Леонида Сергиенко, старшего инспектора-летчика подполковника Льва Денисова, старшего инженера подполковника Анатолия Светлова похоронили на городском кладбище в Калининграде. Тело правого летчика старшего лейтенанта Виктора Баранова жена увезла на родину.

Из Москвы срочно вылетела комиссия по расследованию причин катастрофы, которую возглавил заместитель министра обороны по вооружению генерал-полковник - инженер Алексеев. Его сопровождало немало высоких военных чинов. Найденные "черные ящики" отправили на дешифровку, предполагая, что катастрофа произошла из-за отказа какого-то прибора. В авиаполку комиссия пропустила через "сито" подробнейшего опроса всех авиаторов. Когда через несколько дней были получены данные "черного ящика", стало ясно: техника ни при чем. Отработав все версии, комиссия пришла наконец к единому выводу. Но вывод этот до широкой общественности доведен не был, и жители Светлогорска долгие годы винили в случившемся летчиков.

До сих пор в годовщину трагедии на кладбище Светлогорска приезжают почтить память погибших представители авиации Балтийского флота, встречаются с родственниками жертв трагедии, которым известна теперь истинная причина катастрофы. Ежегодно девятого мая, в день рождения командира АН-24 капитана Вилория Гутника, на городском кладбище Калининграда собираются и однополчане погибшего экипажа. А на месте трагедии возведена часовня.

Но в местной печати нет-нет да и появляются статьи, где авторы ставят под сомнение профессионализм экипажа. Дескать, он не справился со своей задачей из-за неблагоприятных условий полета: высокий набегающий берег, внезапный туман, неведение о погоде на маршруте. Сработал якобы и "хмельной" фактор: запоздалая реакция членов экипажа (возможное влияние алкоголя). Один из авторов даже растиражировал нелепые слухи о желании экипажа поближе разглядеть загоравших на пляже девушек-нудисток (и это в 1972 году, да при температуре плюс 6 градусов!). Писали о том, что взлетел экипаж якобы самовольно....
Что же на самом деле произошло 16 мая 1972 года? Версий и свидетельств очевидцев пришлось выслушать немало. Но основываться буду лишь на официальных документах. Что касается профессионализма экипажа, то акт расследования катастрофы самолета АН-24 под сомнение его не ставит: налет у капитана Гутника составил к тому времени около пяти тысяч часов. Да и сослуживцы отзываются о нем как о высококлассном пилоте.

Подполковник запаса Вячеслав Курьянович:

После окончания летного училища Вилор Ильич Гутник прошел переподготовку в Рязанском учебном центре. Потом стажировался в гражданской авиации. Летал вторым пилотом в якутском авиаотряде. Приобрел там опыт полетов на дальние и сверхдальние расстояния. В 1965 году стал командиром воздушного корабля в нашей части. Я летал у него полтора года штурманом. В нашем полку Гутник считался одним из лучших летчиков...

Подполковник запаса Владимир Писаренко:

Вилор Ильич был летчиком высочайшего класса. Грамотный,. дисциплинированный, очень скрупулезный во всем. Да и весь экипаж был у него сильнейший. Тот же штурман капитан Костин. Он старше командира по возрасту был. Очень грамотный штурман. К нам пришел с Новой Земли, где летал в сложнейших условиях.
Что касается "пивного фактора", то в материалах расследования катастрофы есть заключение патологоанатома, начисто отрицающее такое предположение.

Я внимательно изучил (огромное спасибо за помощь бывшему командующему ВВС БФ генерал-лейтенанту авиации Василию Проскурину) все документы, снимки, рисунки, свидетельства очевидцев, записи радиообмена и т. д. Оказывается, еще 13 марта 1972 года командующий ВВС Балтийского флота генерал-полковник авиации С. Гуляев утвердил план полетов. Согласно ему полет 16 мая должен был проходить по маршруту Храброво- Зеленоградск - мыс Таран - Коса (посадка) - Чкаловск (посадка) - Храброво (посадка).
Из рапорта диспетчера прапорщика Микулевича: "По прибытии капитана Гутника на КДП я взял у него справку о том, что экипаж по состоянию здоровья задание выполнять может. И подписал полетный лист с посадкой на Косе".

Ан-24 взлетел из Храброво в 12 часов 15 минут. Общее руководство полетом выполнял оперативный дежурный КП авиации подполковник Ваулев, он же дал и разрешение на выполнение задания. Набрав высоту, самолет вышел на точку в районе Зеленоградска, "привязался" к ней и пошел к мысу Таран. Затем сделал над морем разворот, чтобы выйти на заданный пеленг. Над морем уже лежал плотный туман.

Столкновение самолета с препятствием произошло на 14 минуте 48 секунде полета. При этом черные ящики зафиксировали: высотомер показывал высоту 150 метров над уровнем моря. Фактически же от подножия обрывистого берега до верхушки сосны не более 85 метров. В деле есть схема разрушения самолета. "Командиру не хватило каких-то долей секунды, - с горечью говорит Василий Владимирович Проскурнин. - Выйдя из тумана, он все понял и потянул рули на себя. Увы, Ан-24 - это не истребитель". На схеме до сантиметров зафиксировано падение самолета после столкновения с сосной на морском берегу. И чуть ли не мистикой кажется после горизонтально падения штопор именно на детский садик...

Почему же врал высотомер? Оказывается, накануне этого полета в ВВС ВМФ было принято, как теперь понятно, непродуманное решение заменить высотомеры с ИЛ-14 на АН-24. Никто не проверил, как они поведут себя на новом самолете. Первыми жертвами этого непродуманного решения стали светлогорские дети и экипаж Гутника. Проведенные впоследствии эксперименты показали, что высотомер, переставленный с Ил-14 на Ан-24, давал погрешность до 60-70 метров.

Обнародованная же версия катастрофы: неудовлетворительная организация подготовки и управления данным полетом. По факту трагедии в Светлогорске уголовное дело не возбуждалось Итогом расследования стал приказ Министра обороны с двумя нулями, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военных чинов.

В 1972 году не принято было широко освещать подробности аварий и катастроф, тем более случившихся в военном ведомстве. И обстоятельства трагедии, произошедшей в небольшом курортном городке на берегу Балтийского моря, были укрыты завесой молчания. Пусть с большим опозданием, но наконец-то снято публичное обвинение с экипажа, который сам стал жертвой ошибочных кабинетных решений.

Валерий Громак, Калининград

Последние материалы раздела:

Элективные питательные среды
Элективные питательные среды

Питательные среды в микробиологии - это субстраты, на которых выращивают микроорганизмы и тканевые культуры. Они применяются для диагностических...

Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв
Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв

Мировая история содержит в себе огромное количество событий, имен, дат, которые помещаются в несколько десятков или даже сотен различных учебников....

Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям
Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

Последний дворцовый переворот в истории России Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема...