Звуки д дь буква логопедическое занятие. Постановка и автоматизация звуков "т д"

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять количество услышанных им звуков.

2. Учить вслушиваться в шепот.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [Д], [Д"], дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Закрепить умение определять место звуков в начале и середине слов.

5. Учить ребенка удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3—4 элементов.

6. Объяснить ребенку, что имена людей пишутся с большой буквы.

7. Учить анализировать слова: дом, Дима.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Слушай внимательно» (развитие слухового внимания).

Взрослый хлопает в ладоши, а ребенок, закрыв глаза, считает про себя, сколько раз хлопнули, и затем поднимает соответствующую цифру.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Выполняй команды» (развитие остроты слуха).

Взрослый произносит шепотом различные команды (например, поднять руки вверх, спрятать руки за спину и т.д.), а ребенок слушает их внимательно и выполняет.

Задание 3 . Знакомство со звуком [Д].

Отгадать загадку, назвать первый звук в слове-отгадке.

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес —

И исчез. (Дым)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Д]: когда мы произносим звук [Д], то:

Губки свободны;

Зубки сближены, но не сомкнуты;

Язычок стучит кончиком за верхними зубками;

Горлышко «работает».

Символ звука: дятел долбит дерево: ДДД...

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 4 . Фонетическое упражнение.

Дятел долбит дерево: ДДДДДД... (произносить звук [Д] вслед за взрослым: Д Д Д Д Д Д Д Д

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д]»:

а, д, м, д, д, и, д; да, ду, ма, мы, до.

Взрослый просит ребенка загнуть пальчик, если тот услышит слово со звуком [Д]. Сколько пальчиков загнули?

Дуб, корова, дорога, вода, усы, дом, лиса.

Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку повторить за ним серию слогов:

да-до-ду, ды-ду-да; да-до-ду-ды, ду-ды-да-до.

Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку добавить последний слог к словам, назвать слово целиком:

ДА: пома..., награ..., побе..., пого..., коман..., секун...;

ДЫ: похо..., пара..., наря..., еле..., са..., пру...

Задание 8 . Работа с картинками:

из ряда картинок (5—10 предметов) выбрать те, в названии которых нет звука [Д];

четко перечислить картинки, в названии которых есть звук [Д],

выбрать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в начале слова;

четко назвать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в середине слова.

Провести игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»;

Задание 9 . Вспомнить слова со звуком [Д] (звук [Д] стоит в начале слова, в середине слова).

Задание 10. Подобрать к словам родственные. Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?

Друг (дружный, дружить...), дом (домовой, домашний...),

дуб (дубовый, дубрава...), дым (дымоход, дымный...).

Задание 11 . Образовать по образцу новые слова и ответить на вопрос (упражнение в словообразовании). Какой одинаковый первый звук во всех словах?

Дом — домок — домочек — домище; дуб — ...; дым — ...; друг - ...

Задание 12 . Выучить чисто говорки:

Да-да-да — у меня вода.

Ды-ды-ды — нет воды.

Ду-ду-ду — за водой пойду.

Задание 13 . Знакомство со звуком [Д"].

Символ звука: маленький дятел долбит дерево: дьдь...

Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 14 . Фонетическое упражнение. Колокольчик звенит: динь-динь...

Задание 15 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д"]»:

дь, мь, а, дь...; дя, мя, мю, ди...; Дима, Вика, Маша, дело, деньги.

Задание 16 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

дя-де-дю-ди; дю-ди-дя-де.

Задание 17 . Перечислить нарисованные предметы: диван, одеяло, дерево, деньги.

Игры: «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Определить место звука [Д"] в предложенных словах, используя карточку и зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 18 . Подобрать слова по первому слогу:

ДЕ: -вочка, -душка, -ло...;

ДИ: -во, -ма, -на...

Задание 19 . Дифференциация звуков [Д] — [Д"]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

да-дя, ды-ди,... ди-ды, дя-да...

Назвать первый звук в именах детей:

Дима, Даша, Денис, Данила, Дуня, Дина.

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [Д] и [Д"].

Задание 20. Дидактическое упражнение «Подари подарки Диме и Даше» (дифференциация звуков [Д] — [Д"] с использованием картинок).

Подобрать слова со звуками [Д] и [Д"], определить место звуков в словах (начало, середина слов), используя карточку, синий и зеленый кружки с колокольчиками.

Изменить существительные по падежам. Это (кто?) — Даша, Дима, нет (кого?) — ..., подарю подарок (кому?) — ..., вижу (кого?) — ..., горжусь (кем?) — ..., говорю (о ком?) — ...

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Кто приходит,

Кто уходит, —

Все ее за ручку водят. (Дверь)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

К вечеру умирает,

Поутру оживает. (День)

Не живая, а идет,

Неподвижна, а ведет. (Дорога)

Задание 21 . Выучить скороговорку и ответить на вопрос: «Какой звук часто в ней слышится?» [Д].

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Задание 22 . Знакомство с буквой Д.

Д — с высокой крышей дом.

В этом доме мы живем.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Д?

Буква Д из пальцев: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и разведены в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.

Игра с пальчиками: «Дом и ворота» (взрослый произносит вместе с ребенком стихотворные строки, выполняя при этом действия руками):

На поляне дом стоит - Пальцы обеих рук соприкасаюсь, локти разведены, — «крыша».

Ну, а к дому путь закрыт. - Обе руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие пальцы — вверх — ворота».

Мы ворота открываем, - Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

В этот домик приглашаем

Игры с буквой.

Задание 23. Звуковой анализ слов дом, Дима (составление схем слов из кружков разного цвета, анализ слов: называть первый и последний звук в словах, назвать и подсчитать гласные звуки в словах).

Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание печатными буквами.

Перед написанием слова Дима взрослый объясняет ребенку следующее правило: имена пишутся с большой буквы.

Технологическая карта занятия

Арефьева Ирина Анатольевна, учитель-логопед МУ ПСЦ «Надежда» г.Заречного Пензенской области

Предмет: фронтального занятия Класс: 1

Тема занятия: « Звуки Д, Дь, буква Д-д»

Цель занятия: учить выделять, дифференцировать и характеризовать звуки д - д´, обозначить их буквой Д-д

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающийся научится:

Сохранять целостный образ буквы для дальнейшего увеличения скорости видения буквы в тексте

Приобрести навыки правильного чтения

Метапредметные:

Регулятивные УУД (р)

Обучающийся научится:

Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

Контролировать результаты своей деятельности

Познавательные УУД (д)

Обучающийся научится:

Проводить сравнения по заданным критериям

Дифференцировать Д и Дь в слогах и словах

Владеть звуковым анализом и синтезом

Различать гласные от согласных и согласные по твердости-мягкости

Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

Воспринимать смысл небольшого текста

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

Участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, в парах)

Использовать в общении правила вежливости

Оформлять свои мысли в устной форме по алгоритму

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

Положительное отношение к школе и учебной деятельности;

Уважительное отношение друг к другу в процессе занятия

Умение радоваться своим успехам и успехам одноклассников

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Орг. момент

1 мин.

Добрый день, ребята! Давайте разотрем свои ушные раковины, чтобы активизировать все силы организма. Особенно много нервных окончаний на мочках ушей, поэтому потрите их особенно тщательно.

Включаются в ситуацию урока, настраиваются на работу.

Уметь мобилизовать свои силы для работы

2. Актуализация знаний

2 мин

1. Речевая разминка:

Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

2. Беседа:

Что мы с вами только что произносили?

Для чего мы учимся проговаривать скороговорки?

Как вы поняли смысл этой скороговорки?

Не всегда результат от выполненных действий бывает сразу. Иногда приходится подождать, но если ты честно выполнил свою работу, то он обязательно будет.

Вот и мы с вами сегодня постараемся поработать так хорошо, чтобы результат был замечательным.

Чтение хором. Чтение быстро, медленно, тихо, громко. Чтение индивидуальное.

Это скороговорка

Чтобы говорить красиво и правильно, не путая и не пропуская звуки.

Подготовка речевого аппарата к работе.

Соблюдать орфоэпические нормы языка.

3.Постановка учебной задачи

5 мин

Сегодня к нам на занятие пришли гости. Это девочка Дана и мальчик Дима. Они принесли с собой по одному звуку. Кто догадался, что это за звуки?

Молодцы ребята. Давайте еще раз произнесем эти звуки.

В какие домики нашей волшебной страны звуков мы заселим звук Д?

Почему в синий?

А звук Дь в каком из домиков поселится и почему?

Давайте докажем, что эти звуки – согласные.

Молодцы. В этом и сходство, а в чем же различие этих звуков?

Чем на письме мы обозначаем звуки?

Какими буквами обозначим звуки д и д´?

Какая тема занятия?

Это звуки Д и Дь

Вместе произносим звуки Д и Дь

Этот звук мы заселим в синий домик.

Это твердый согласный звук.

Звук Дь будет жить в зеленом домике, потому что он мягкий согласный.

Они не тянуться, не поются, воздух встречает преграду в виде языка.

Д – твердый, а Дь – мягкий.

С помощью букв.

Буквой Д д.

Звуки д, д´, буква Д д.

Понимать вопрос (задание).

Определять в слове заданный звук.

Моделировать звуковой состав слова.

Характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам

Решение учебной задачи

7 мин

У нас возникла проблема: одна буква, а звука два. Почему? Что произошло с одним звуком?

Я предлагаю вам поиграть с этими звуками.

Перед вами карточка. Назовите предметы, которые на ней изображены.

На какие две группы можно разделить все эти слова?

(акцент на правильной паре)

Намотайте на клубочек синего цвета все картинки, в названии которых слышится твердый звук, а на зеленый – мягкий.

Как вы разделили?

Почему в одних слова звук мягкий, а в других твердый? От чего это зависит?

Заполните слоговые домики и назовите сначала слоги с твердым Д, а затем с мягким звуком Дь.

Каким образом это зависит. Что мы заметили?

Буква может обозначает два звука.

Один звук твердый, а другой – мягкий.

Дом, ведро, диван, дерево, дятел, звезда.

Работа в парах. Выясняют, на какие две группы можно разбить слова.

По твердости и мягкости.

Называют по очереди.

От гласного, который следует за данной буквой.

Индивидуальное заполнение карточки.

Где мягкий звук везде следом стоят «хитрые» гласные.

Уметь классифицировать слова по заданному основанию.

Включение в систему знаний

5 мин

Игра «Поймай зук»

Хлопните в ладоши, если услышите слово со звуком Д или Дь. Отобразите данное слово на звуковом домике.

Назовите слово, которое вы последним отображали на звуковом домике.

Поиграем с этим словом по схеме.

Дом, домик, домишко …

Дети определяют позиции заданных звуков в словах (начало, середина, конец).

Это слово дом.

Дети, пользуясь схемой, образуют слова.

Дом – домик – домишко – домище.

Развивать навыки языкового анализа.

Практический этап

20 мин

А какие еще слова можно образовать от слова дом?

В случае затруднения: - Пирог, испеченный дома - …

Человек, любящий дом, красоту и порядок в доме …

Тот, кто больше всего любит быть дома, сидеть дома …

А все, кто живет дома, одной семьей …

Как в сказка называют существо, которое селится в домах, охраняет дом, но никому не показывается…

Я прочитаю вам стишок, а вы догадайтесь, каким словом надо закончить каждую вторую строчку.

Гном и дом.

Жил, да был веселый гном.

Он в лесу построил…

Рядом жил поменьше гномик

Под кустом он сделал …

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил …

Старый, мудрый гном – гномище

Выстроил большой …

Был он стар и был он сед

И большой был …

А за печкой, за трубой

Жил у гнома …

Очень строгий, деловитый

Аккуратный …

Мох, калину, зверобой –

Все из леса нес …

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас …

Каждый день соседи – гномы

Навещали деда …

Всех встречал радушно гном,

Все любили этот …

Аналогичная работа проводится по словообразованию слов дуб, дым, след, дождь, друг.

Физкультминутка. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

Игра «Четвертый лишний»

Ребята, внимательно послушайте и из четырех слов найдите и назовите одно лишнее и объясните почему:

Вода, дождь, доска, утка.

Дрова, день, роза, дыня.

Друг, круг, точка, кочка.

Дыра, кора, нора, пора.

Очень понравилось Дане и Диме как вы играли. А теперь они просят вас составить схемы их имен из кружков.

Чем похожи схемы?

Чем они различаются?

Что можно сказать о словах, глядя на схемы?

Для того, чтобы записать их имена, мы должны познакомиться с буквой, которая дает звуки Д и Дь. Это буква Д д.

На что похожа эта буква?

Буква Д нам всем знакома,

Ведь она как крыша дома.

Посмотрите как правильно пишется письменная буква Д. Напишите ее пальчиком в воздухе, в своих тетрадях.

А теперь рядом со схемами имен запишите имена детей с помощью букв.

Варианты детей.

Домашний.

Домовитый.

Домосед.

Домочадцы.

Домовой.

Дети отвечают все хором.

Дом.

Домик.

Домишко.

Домище.

Домосед.

Домовой.

Домовитый.

Домой.

Домашний.

Дома.

Дом.

Утка, потому что в этом слове нет звука Д, а во всех остальных есть.

Роза.

Друг, т.к. в этом слове есть звук Д.

Дыра.

В них по четыре звука. Из них два гласных и два согласных.

В одной первый звук мягкий, а в другой – твердый.

Варианты детей.

Работа в тетрадях.

Совершенствовать навыки словообразования.

Активизировать пассивный словарь.

Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний

Добывать новые знания

Контролировать процесс и результаты деятельности

Снятие усталости и напряжения.

Совершенствование мелкой моторики

Рефлексивно – оценочный этап

5 мин

Чем занимались сегодня на занятии?

Что нового узнали?

Какие задания понравились больше всего?

Варианты детей.

Развивать способность в самооценке

Формировать умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений.

Формировать умение слушать

Современные родители знают, что для успешного обучения в школе детям необходимо внятно и четко произносить все звуки родного языка. Без правильной речи невозможно излагать свои мысли, писать диктанты, составлять пересказы. Обычно к школе ребенок должен иметь хорошо развитую речь. Однако некоторые дошкольники так и не научаются говорить чисто, искажают некоторые звуки, поэтому возникает необходимость обратиться к логопеду. Специалисты отмечают, что в последнее время появились новые виды дислалии (нарушений звукопроизношения), которые раньше почти не встречались. В их число входит неправильное произношение звуков Т, Д. Смогут ли родители в домашних условиях поработать над исправлением звукопроизношения, если обнаружилось такое речевое нарушение у ребёнка? Для того чтобы правильно организовать занятия дома необходимо понимать, что представляют собой постановка звука т в связи с постановкой звука д.

Важно: правильное произношение складывается в основном к пятилетнему возрасту, поэтому обращаться за специальной помощью следует после 5 лет. Однако нужно уже с раннего возраста внимательно следить за речью ребенка, не умиляться искажению слов, а по возможности исправлять речевые ошибки крохи.

Особенности произношения звуков Т Д

Какие типичные ошибки совершают дети при их произнесении? К систематически встречающимся речевым нарушениям относится:

  • Замена звуков переднеязычных «Т - Д» на соответствующие заднеязычные «к - г», например, «к(т )игренок», «инг(д )юк».
  • Смешение согласных переднеязычных «Т - Д» с заднеязычными «к - г»: клетка - клекта; стакан - скатан.
  • Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка - птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.
  • Стойкое смешение Т Ч т ит - учит, девоть (ч)ка), Т Ц (Пец я - Петя, цвец ет - цветет).

У деток с речевыми ошибками можно наблюдать такое построение предложений: «Мама, де (где) мои танфетьки (конфетки)?», «На тартинке (картинке) дуси». Окружающие сразу же замечают подобные нарушения, а родители могут обнаружить и неправильную артикуляцию звука т : вместо того, чтобы оставить кончик языка внизу, упирающимся в передние зубы, малыш поднимает его к нёбу.

Очень часто причинами неправильного произношения являются:

  • Нарушения в артикуляции (работе органов речи).
  • Малая подвижность нижней челюсти.
  • Недоразвитость слухового восприятия (малыш не различает звуки).
  • Плохой пример взрослых, когда кто-то из окружающих неправильно произносит Т Д .

В любом случае диагноз ставит логопед, а родители занимаются постановкой звуков на домашних занятиях в соответствии с его рекомендациями.Очень хорошо помогает в работе артикуляционная гимнастика, которая должна стать постоянным спутником не только занятий, но и повседневной жизни.

Важно: коррекцию произношения звуков Н Т Д, как правило, проводят после того, как в речи дошкольника будут четко поставлены простые звуки: гласные (а, у, о, и, э, ы) и согласные (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь).

Для обследования произношения звуков Т Д можно предложить ребенку небольшой тест в виде нескольких упражнений:

  1. Вслед за взрослым произнести предложения, в которых встречаются данные звуки, например: Дуся дает дыню Даше. У тети Тани на столе тетради.
  2. Рассмотреть картинки, на которых изображены предметы со звуками Т Д , например: тапочки, теленок, тигр, топор, телевизор, телега, торт; дыня, дом, дверь, дерево, девочка, дети.
  3. Среди разложенных на столе картинок найти ту, которую назовет взрослый: точка - дочка, тучка - дачка, уточка - дудочка, прудик - прутик, домик - томик.

Работа требуется тому малышу, у которого в речи не прослеживаются Т Д или заменяются другими звуками, отсутствует дифференциация (различение сходных по звучанию звуков).

Приемы постановки звуков Т Д

Классическими приемами логопедической работы являются подготовительный этап и постановка звука, которые активно можно использовать и в домашних занятиях. Если правильно подобрать упражнения, то родителям нетрудно будет справиться с речевыми нарушениями своего дитя.

Важно: прежде чем научить ребенка правильной артикуляции звука Т (Д ), взрослый должен сам отработать положение губ и языка перед зеркалом: губы занимают позицию того гласного, который следует за Т (та - та - та); язык фиксируется в верхних зубах; нёбо приподнято. Кроме того, артикуляционная гимнастика также должна быть предварительно отрепетирована взрослым.

Подготовительный этап

Логопеды настаивают, если язык малыша недостаточно окреп для постановки звуков, необходимо сначала укрепить мышцы языка и губ. Поэтому в подготовительный этап обязательно входит артикуляционная гимнастика. Подготовить к ней речевой аппарат помогут упражнения логопедического массажа::

  1. Взрослый при помощи зеркала учит дошколенка принять правильное положение губ и язычка, показывая различения при произношении, например, Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка): «Торт едят», «Капли капают».
  2. Постановка звука Т требует резкого и сильного выдоха. Поэтому необходимо сформировать умения правильно выдыхать. Можно использовать упражнения: «Мыльные пузыри», «Воздушный шарик», «Летающие снежинки (из салфетки или комочков ваты)».
  3. Затем следует артикуляционная гимнастика:
  • «Широкая улыбка» - зубы соединить, широко растянуть губы и держать такое положение до 7 сек.
  • «Часы тик-так» - язычок быстро движется влево - вправо по верхней губе.
  • «Язычок не слушается» - произнести пя-пя-пя, постучав верхней губой по языку, постепенно проводя дифференциацию (различение) звуков П Т.
  • «Язычок - лопаточка» - расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе.

Важно: надо постараться, чтобы ребенку было интересно выполнять довольно монотонные подготовительные задания. Для этого необходимо на каждом домашнем занятии вводить Для этого необходимо на каждом домашнем занятии вводить новые упражнения артикуляционной гимнастики, которые можно позаимствовать из логопедической практики.

Постановка звуков

Как поставить звук в домашних условиях? Специалисты предлагают несколько способов постановки звука, родитель может попробовать все из них и выбрать тот, который более доступен и понятен малышу.

  1. Постановка Т по подражанию: взрослый предлагает дошколенку повторять сначала слоги, а потом слова, целесообразно начинать со слога «та». Например: та-та-та, та-ты-то-ту, ты-ты-ты, ты-та-то-ту, то-то-то, то-ту-та-ты. Затем переход к словам - чистоговоркам: та-та-та, та-та-та, вот такая красота; ты-ты-ты, ты-ты-ты, подарили нам цветы; ту-ту-ту, ту-ту-ту, мы наводим чистоту; то-то-то, то-то-то, я надела пальто. Творческий подход к речевым занятиям позволит родителям самостоятельно составлять подобные чистоговорки на звук, привлекая к творчеству детей.
  2. Межзубной способ: взрослый показывает ребенку положение язычка (язык зажимается губами, в таком положении нужно сильно выдохнуть до получения звука, затем расположить язычок за зубами). Можно научить контролировать выдох, если поиграть в «заборчик» для воздуха, подставив ладошку перед ртом. Или устроить игру в «мяч» (ватный комочек струей воздуха загоняется в импровизированные ворота).
  3. Логопеды пользуются способом постановки Т от звука П . Ребенок повторяет па-па-па, расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит П , получается Т .
  4. При постановке Д идет идентичная работа, лишь при выдыхании добавляется голос.

Автоматизация звуков Т Д

Когда звуки Т Д будут поставлены (появилась правильная артикуляция), и ребёнок научится их произносить, наступает следующая ступень - автоматизация (отработка навыка). Здесь важно добиваться свободного произношения. Так как это является новым для дошколенка, значит, требуется длительная тренировка. Логопеды рекомендуют вводить отработанный навык постепенно: сначала через слоги, затем слова, далее предложения. Хорошо помогут в этой работе артикуляционные упражнения, игры в опоре на стихи, рассказы, загадки, что также поддержит интерес к занятиям. При этом не забывать, что каждое домашнее занятие необходимо начинать с артикуляционной гимнастики.

Важно: родителям нужно приложить все усилия, чтобы неправильное произношение звуков Т Д как можно быстрее исчезло из речи ребенка. При этом учитывать, что новый материал вводится только после того, как будет усвоен предыдущий.

Что может предпринять взрослый, чтобы сохранить у ребенка интерес к занятиям и при этом многократно повторять монотонные действия? Помогут игровые приёмы, при помощи которых отрабатываются слоги, например: та-та-та, да-да-да, то-то-то, до-до-до, та-ты-то-ту, ат-ат-ат, да-ды-ду, ыт-ыт-ыт, уд-уд-уд. Сюжеты могут быть самые разнообразные:

  • Научим куклу чистить зубы, покажем ей, что такое артикуляционная гимнастика: «почистим зубки» (разнообразные движения язычком по зубкам снаружи и изнутри вверх - вниз, влево - вправо).
  • Споем игрушкам песенку: "тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота";
  • Сыграй на барабане для мишки: трам-та-та-там; на дудочке для собачки: ду-ду-ду.
  • Я начинаю говорить, а ты заканчивай (взрослый произносит часть слова, которое обязательно заканчивается на слог со звуками Т Д ): цве-ты, красо-та, конфе-ты, мач-та, паль-то, буке-ты; велосипе-ды, ке-ды, боро-да.
  • Здравствуй, пальчик! (большой палец выставляется вперед, и каждый пальчик поочередно «здоровается с ним» слогами: та, то, ту, ты; да, до, ду, ды).

После того, как у дошкольника будут автоматизированы звуки, работа усложняется, произношение звука закрепляется в словах.

Упражнение «Соберем бусы»

Эффективное упражнение на автоматизации звука Т со старшими дошколятами. Взрослый предлагает дошкольнику собрать необычные бусы, предварительно договорившись, какой слог за каким следует. Например, может быть такая очередность: та - то - ты - ту - та - то. Аналогично ведется работа со звуком д. На первых порах можно сделать опору на наглядность (цветные бусинки, кружочки из цветной бумаги, карандаши). В дальнейшем наглядность убирается, ребенок действует по памяти.

Упражнение «Придумай слова со звуками Т Д»

Предложить ребенку повторить за взрослым слова со звуками Т Д в начале, середине, конце слова. Например, взрослый начинает с более понятного слога та : та почки, та чка, та релка; малыш продолжает: та нк, та бурет, та нец, та кси. Затем переходит к другой позиции Т Д : кот ик, пет ушок, кат ок, лист ок; салат , играет , собирает , лает , помогает . Или ду дочка, да й, де нь, пода рки, солда т (ударение голосом на выделенное). Если дошколенку на первых порах трудно продолжить словарный ряд, можно поработать с картинками. Аналогично идет работа со слогами ты ды : ты ква, ды рка, ты , ды м; то до : то пор, то рт, то лстый, до брый, то чка, до чка; ту ду : ту чка, ту луп, раду га, ду га. Словарный ряд лучше подготовить заранее. Еще интереснее упражнение на автоматизацию пройдет с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку со своим словом, ребёнок отвечает своим.

Упражнение «Звук т и звук д в предложении»

Аналогичная работа проходит с предложениями, дошкольник повторяет за взрослым, выделяя голосом Т Д :

  • Таня и Тома едут в трамвае.
  • Трофим едет в такси.
  • Летит самолет.
  • Тётя Тоня сажает цветы.
  • Дима и Толя катаются на катке.
  • Даша и Денис поделили дыню.
  • Дети идут в детский сад.

Для того чтобы дошкольник мог самостоятельно составить предложение, используются сюжетные картинки. Необходимо следить, чтобы все слова предложения имели звук, который автоматизируется (Т Д ).

Потешки, чистоговорки для автоматизации звуков Т Д

Чтобы родителям было нетрудно подобрать художественный ряд для отработки звуков Т Д, можно воспользоваться логопедическими подборками или придумывать чистоговорки на звучание вместе с детьми. Например, родитель начинает со слогов, а ребенок дальше рифмует предложение:

  • Та - та - та, та - та - та, (в море видели кита ).
  • Ту - ту - ту, ту - ту - ту, (молока нальем коту ).
  • Да - да - да, да - да- да, (расплескалась вся вода ).
  • Ды - ды - ды, ды - ды - ды, (в стакане нет воды ).
  • Да - да - да, да - да - да, (не ходите вы туда ).
  • Ду - ду - ду, ду - ду - ду, (все равно туда пойду ).

Очень много потешек можно найти на детских сайтах или в детских книжках. Главная их задача - автоматизация звука Т (Д ), его правильное произношение, например:

Тень, Тень, поТеТень, выше гороДа плеТень.
Сели звери на плеТень, похвалялися весь День.
Похвалялася лиса: Всему свеТу я краса!
Похвалялся зайка: ПойДи, Догоняй-ка!

Тяни холсТы,
ХолсТы просТы.
Тяни, Тяни, поТягивай,
Поперек, поперек переклаДывай.

Знаем, знаем: Да-Да-Да!
В кране прячеТся воДа!
ВыхоДи, воДица!
Мы пришли умыТься!

ЛаДушки, лаДушки,
Испечём олаДушки.
На окно посТавим.
ОсТываТь засТавим.
Немного погоДим,
Всем олаДушек ДаДим.

Дифференциация звуков Д Т

Важным этапом в логопедической работе является дифференциация звуков (различение сходных по звучанию, Т Д, Д ДЬ, Т ТЬ). Этот этап проводится параллельно с автоматизацией и необходим для того, чтобы сравнивать звучание (мягкое и твердое), отработать произношение. Можно научить дошкольника новым специальным приемам на различение звуков: рука прикладывается к горлу во время звучания, определяется звук (Д - звонкий, голосовой; Т - глухой, без голоса). Для дифференциации можно использовать уже известные приемы: слоги, слова, предложения в упражнениях, играх, чистоговорках, потешках.

Дифференциация звуков Т ТЬ в упражнении «Сравним звуки в отгадках»

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки, а потом спрашивает, одинаково ли звучание Т во всех отгадках? Главное - дать возможность понять различие в произношении звуков Т (твердый) ТЬ (мягкий).

Кругла, а не месяц, желта, а не масло,
Сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь (ты ква).

Кланяется, кланяется, придет домой - растянется (то пор).

Над водой застыла глыба,
На обед ей снится рыба.
Ласты есть да плавать лень,
Рыбу съест другой (тю лень).

Упражнение «Правильные чистоговорки»

Цель - научить правильно и четко выговаривать и различать Д ДЬ .

Дед Додон в дуду дудел,
Даньку дед дудой задел.

Дятел дерево долбит,
День - деньской кору дробит.

Игра «Придумай предложение»

Для постановки и закрепления произношения Т Д взрослые могут научить детей придумывать красивые предложения при опоре на словесных помощников. Затем определить, в каких словах твердый Т Д, а в каких мягкий ТЬ ДЬ:

Денис - телефон (Денису подарили телефон);
Дом - кот (Наш кот не гуляет, он дома);
Таня - дыня (Таня любит дыню);
Тёма - дудка (Тёма учится играть на дудке);
Дуся - картинки (Дуся любит смотреть картинки);

Важно: родители должны понимать, что домашние занятия на правильное произношение заключаются в формировании навыка произнесения звуков родного языка. Это процесс долгий, систематичный, требует терпения и упорной тренировки по автоматизации, дифференциации звучания. Вдумчивый подбор артикуляционной гимнастики, упражнений, игры, словесного материала поможет добиться хороших результатов в становлении грамотной красивой речи у дошколят.

Звук ДЬ

Звук Д

Артикуляция звука.

См. звук Т. Разница заключается в том, что при произнесении звука Д мягкое нёбо опущено, голосовые складки сомкнуты, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: от звука Т. Ребенок кладет одну руку на гортань логопеда, другую на свою. Логопед по очереди произносит звуки Т - Д. Обращает внимание ребенка на вибрацию гортани при произнесении звука Д.

Практический материал по автоматизации звука Д.

1. Повтори слоги.

Да-да-да Да-да-да Да-да-да
Да-до-ду-ды Ды-ду-да-до До-ду-ды-да

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Дам, дай, дама, дата, Даня, дача, Даша, даль, дар, даром; дым, дыня, дымок, дымка, дыхание, дышать, дыра, дырка; дон, дом, домик, дока, дойка, дочь, домино, домыть, добыть добить, допить, долить, дождь, дорога, добрый, доктор; дуб, Дуня, дума, дуть, дуга, духи, дубок, думать, душ, душа, душно, дул, дуло, дупло, дудка.

Звук в середине слова: Еда, вода, беда, погода, кидать, Люда, медаль, педаль, удаль, колода, посуда, свобода, слобода, среда, руда, удар, карандаш, ограда, отрада, эстрада, преграда, награда, мода, ягоды, водопады, сады, заводы, следы, плоды, пруды; удой, гудок, ходок, молодой; пойду, найду, упаду, воздух, надуло, колдун, кладу, радуга.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Два, дво, дно; еда, дло, дра, дро, дру.

Два, двадцать, дважды; двое, двойка, двор, дворник, дворняга, дворовый, дворец; дно, модно, поднос, судно, ладно; сдал, сдавить, сдаваться; подло, подлость, надлом; драма, драка, дракон, драп, драпать, дразнить; дробь, дробить, дрозды, дрожать; друг, другой, друзья, дружина, дружба.

3. Повтори предложения.

Даша дома. Даня на даче. В доме есть душ. Дама идет по дороге. У неё дыня. Дуня думает: «Я не упаду». У Даши на платье дырка. Вдали видна дорога. В дупле дятел. Даня получил медаль. Дворник подметает двор. На дворе дует ветер. Дуня играет на дудке. Возле пруда много ягод. Даня и Даша собирают ягоды. У Дани дача. Дача далеко. Наш дом на Дону. Дон - река. По Дону идут суда. В саду дуб. Колдун построил дворец. У дочки карандаш. Даня и Даша - друзья. У них нет двоек. В лесу надо дышать свежим воздухом. Люда, пора домой.

4. Повтори чистоговорки.

Да - да - да - бежит вода. Ду - ду - ду - тебя найду. До - до - до - звучит гудок. Ды - ды - ды - цветут сады.

5. Повтори пословицы и поговорки.

Один за всех - все за одного.

Шуба нова, да в подоле дыра.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Лесом шёл, а дров не видал.

Даром ничего не дают.

Ссора до добра не доведет.



6. Повтори скороговорки.

Дарья дарит Дане дыни.

Дон, дон, дон - загорелся кошкин дом.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду - все равно тебя найду.

Радуга-дуга, радуга-дуга - не давай дождя!

7. Повтори загадки.

Шумит он в поле и в лесу,

А в дом не попадает.

И никуда я не пойду

Покуда он гуляет.

(Дождь)

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес –

(Дым)

Новая посуда, а вся в дырках.

(Сито)

На дворе горой, а в избе водой.

(Снег)

Кругом вода, а с питьем беда.

(Море)

8. Выучи стихотворение.

Дрессировщики зверей!

Дайте сахару скорей!

Долго звери вас учили,

Чтоб награду им вручили.

(В. Берестов)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку послушать стихотворения и подсказать нужное слово в конце каждого из них.

Ходит мальчик наш с трудом,

В первый раз обходит... (дом).

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по... (домам).

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по... (дорожке).

10. Игра «Назови ласково».

Взрослый просит ребенка назвать ласково следующие предметы:

Дом - (домик) дудка - (дудочка)
Дуб - (дубок) дыра - (дырочка)
Дорога - (дорожка) дым - (дымок)

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком Д, которые в нём встречаются.

Вот домик тёти Люды. У дома сад. Тётя Люда - садовод. В саду растут яблони, сливы, малина. Тётя Люда любит ухаживать за своим садом. Осенью она собирает много плодов. Тётя Люда раздаёт яблоки, сливы, малину своим друзьям.

Артикуляция звука: смотри звук Д. Разница в том, что при произнесении звука ДЬ кончик языка опущен за нижние зубы.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: Ребенок произносит звук Д. В этот момент логопед шпателем опускает кончик языка за нижние резцы.

Практический материал по автоматизации звука ДЬ.

1. Повтори слоги.

Дя-дя-дя Дя-ди-де-дю
Дя-дя-дя Дю-дё-де-ди
Дя-дя-дя Дя-дю-де-дё

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Дядя, дятел, дятлы; Дима, Дина, диван, динь-динь, диво, диета, дикий, дивный, диктант, диалог, диплом, диктор; день, дева, демон, деньги, девочка, Денис, десять, деталь, дельфин, дело, делать, дерево, декабрь; дёготь, дёрн, дёргать; дюйм, дюны, Дюймовочка.

Звук в середине слова: Надя, Федя, Вадя, водяной, ледяной, Володя, бродяга; идея, кадет, надеть, видение, нападение, одежда, неделя, пудель, удел, одеяло, одеколон; один, Эдик, медведи, бандит, говядина, гвозди, дожди, жёлуди, мелодия, льдина, люди, леди, лебеди, будильник, холодильник, удивление, радио, родина, родители, бродить, крокодил; вездеход; ведёт, будёновка, кладёт; гадюка, индюк.

3. Повтори предложения:

Надя, Федя, Володя - дети. Вадя несет желуди. Девочка Надя сидит на диване. Пудель залез под одеяло. Дети видели дельфина. Осталась одна неделя до декабря. В лесу живут дикие медведи. Дядя надел буденовку. Федя был один на льдине. Дети сажают деревья. Понедельник - первый день недели. Денис водил вездеход. Надю разбудил будильник. Володя заглянул в холодильник. Детей посадили на диван.

4. Повтори чистоговорки.

Дя - дя - дя - идет дядя. Де - де - де - наступил день. Ди - ди - ди - сюда иди. Ди - ди - ди - не буди. Де - де - де - быть беде. Дю - дю - дю - вот индюк. Дя - дя - дя - стучит дятел.

Всякое дело делай умело.

День, как день, да год не тот.

Не зная дела, не суди.

Летний день - за зимнюю неделю.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Что летом родится, то зимой пригодится.

6. Повтори скороговорки.

Дятел дерево долбил,

Деда стуком разбудил.

Денис без дела не сидел -

Он целый день конфеты ел.

7. Повтори загадки.

Меж двух светил я по середине один.

(Нос)

Кто приходит,

Кто уходит,

Все её за ручку водят.

(Дверь)

По морю идет, идет,

А до берега дойдет

Тут и пропадет.

(Волна)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали всерубашки.

(Дерево)

8. Выучи стихотворение.

Лебеди, лебеди,

Белые лебеди.

Лебеди летели

И на воду сели.

Сели,посидели,

Снова полетели.

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

Столько заноз я не видел ни разу,

Нет, не завидую я... (дикобразу).

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и... (девочки).

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись... (дятел).

10. Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребёнок - во множественном.

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

Дима нарисовал дерево. Около дерева - маленький прудик. В нём плавали великолепные белые лебеди. Дима показал рисунок маме. - Дима, как красиво, - сказала мама. Дима был рад.

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Д, ДЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Д – ДЬ.

1. Повтори слоги.

3. Повтори предложения.

Даня сидит на диване. В водоеме воды видимо - невидимо. Дима дома не один. Медведи любят мед. Дома - домовой, в воде - водяной. Дядя Федя дал меда медведю. Надя ела дыню. На груди у Ады - награда. Дупло - дыра в дереве. В деревне есть плодовые деревья. Володя поздравил Даню. Люда видела верблюда. Даня видел лебедей. Понедельник в календаре будний день. Дане подарили пуделя. В ведре холодная водичка. Федя идет домой. Денис идет по дороге. У дочки желуди. Даня принес гвозди.

4. Повтори чистоговорки.

Да - дя - да - как молода. Дя - да -дя - идет дядя. Ду - дю - ду - я иду по саду. Дю - ду - дю - мед дадим медведю. Ди - ды - ди - в пруду лебеди. Ды - ди - ды - знаю все ходы. Де - дэ - де - мы рады победе.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Друзья познаются в беде.

Дружба в делах помощница.

Дерево дорого плодами, а человек делами.

Жизнь дана на добрые дела.

6. Повтори скороговорки.

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

Дятел дерево долбит,

День - деньской кору дробит.

Дарья дарит Дине дыни.

7. Повтори загадки.

Много рук, а нога одна.

(Дерево)

Шел долговяз,

В сыру землю увяз.

(Дождь)

Не живая - а идет,

Неподвижна - а ведет.

(Дорога)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

(Желудь)

8. Выучи стихотворения.

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, дождик,

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

(А. Кондратьев)

Доброгопути

Нам желают:

Доброго пути!

Будет легче

Ехать и идти.

Приведет, конечно,

Добрый путь

Тоже к доброму

Чему - нибудь.

(Е. Благинина)

9. Игра «Твердый - мягкий».

Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Д, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ДЬ - зеленый квадратик.

Дерево, садовник, Денис, звезда, дом, дуб, дети, удар, Дима, диво, дача, Надя, Даня, одеяло, домино, дятел, дым.

10. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

11. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его.

Дане на день рождения подарили собаку. Даня очень долго думал, как же назвать своего нового друга.

Назову-ка я его Диком. Он вырастет большим и сильным, будет меня защищать. Верно, Дик?

И собака сразу откликнулась на это имя. Подошла к Дане, завиляла хвостом, лизнула Даню в нос. Так и стала Данина собака Диком.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 1551

СЗОУО г.Москвы

Конспект урока на тему

«Звуки Д, Дь. Буква Д»

подготовила

учитель-логопед

Юдина Евгения Анатольевна

г. Москва

2014

Тема: Звуки Д, Дь. Буква Д. Цели:

    Познакомить детей со звуками Д и Дь, буквой Д, научить характеризовать данные звуки.

    Развивать у детей фонематические процессы.

    Упражнять в делении слов на слоги.

    Развивать общую и мелкую моторику, дыха­тельные и голосовые функции.

Оборудование: Предметные картинки, в назва­нии которых присутствует звуки Д и Дь, кукла Кузя, схема для характеристики звуков, цветные фишки для звукового анализа слогов, слов и составления схем, мяч, изображение буквы Д, картинки со слогами, цветные карандаши.

Ход занятия.

1.Организационный момент: Игра в мяч «Назови первый звук в слове» Здравствуйте, ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся! Давайте поиграем, сделаем полукруг. Я буду вам бросать мяч, называя слова, а вы должны назвать первый звук в слове и вернуть мяч. 2.Объявление темы: Раздается стук из шкафа. -Ой, ребята, кто это стучит? Давайте посмотрим (появляется домовенок Кузя) Домовенок Кузя: Здравствуйте, ребята! Мне очень скучно одному сидеть дома, можно я поиграю с вами? Дети отвечают. Логопед: -Ребята, у Кузи много картинок, посмотрите на картинки, назовите их и подумайте, о каких звуках мы сегодня поговорим (дыня, дым, дверь, дом, дерево, дятел, девочка). - Сегодня мы поговорим с вами о звуках Д и Дь. -Молодцы! А теперь садимся на свои места. 3. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Произнесите звук Д, подумайте, какой он.

Почему он согласный? (воздух встречает преграду)

Подумайте, он глухой или звонкий? Давайте проверим это (рука на горлышке, горлышко дрожит)

Твердый он или мягкий? (твердый). Каким цветом мы его обозначаем? (синим)

Какой у звука Д младший брат? Звук Дь. А он какой? Согласный? Звонкий? Он тоже твердый? Нет, мягкий. Каким цветом мы его обозначаем? (зеленым)

4.Связь звука и буквы . Звуки Д, Дь обозначаются буквой Д. Логопед демонстрирует буквуД.

Д – это домик аккуратный

С высокой крышею двускатной. (Борис Заходер «Азбука фантазёров»)

Буква Д – как будто дом,
Но всего с одним окном.( Черняева «Азбука-запоминайка»)

5.Чтение слогов.

Ребята, посмотрите, какие необычные домики принес нам Кузя, давайте прочитаем, что на них написано (на доске изображение домиков со слогами в окошках). Чтение индивидуально и хором.

6.Звуковой анализ слогов, слов.

Давайте составим схемы этих слогов. (Дети выходят к доске)

Что же еще интересного приготовил для вас Кузя?! Он каждому из вас принес картинку. Достаньте листочки с картинками из корзиночки. Давайте внимательно посмотрим, что нарисовано на листочках. Каждый из вас будет находить место звуков Д, Дь в названии картинки. Чтобы работалось легко и быстро подготовим наши ручки:

Пальчиковая гимнастика:

На горе мы видим дом ( составленными под углом ладонями имитируем крышу дома )
Много зелени кругом ( разводим руки в стороны, показывая как много зелени )
Вот деревья, вот кусты ( соединяем ладони, образуя ими вытянутый и круглый шарик )
Вот душистые цветы ( складываем ладошки в виде чаши )
Окружает все забор ( пальцем в воздухе рисуем зигзагообразную линию )
За забором – чистый двор ( гладим руками воздух )

Приступаем к работе. Достаем цветные карандаши. Как вы думаете, какие цвета нам понадобятся? (синий, зеленый) Ищем звуки Д, Дь в словах. Начинаем работать (самостоятельная работа). Кто выполнит задание, поднимает руку. Кузя вас проверит. Молодцы! Ребята, Кузя приглашает вас на ковер. Давайте немножко отдохнем! Физминутка «Цветочек» (веселая логоритмика Е.Железнова с инструкцией автора). Отдохнули, возвращаемся на свои места. 7.Составление схемы слов «дым», «день». Ой, ребята, Кузя хочет что-то мне сказать! (Кузя шепчет следующее задание). Кузя хочет проверить, умеете ли вы составлять схему слова, он будет называть вам слова, а вы составляете схему. 8.Деление слов на слоги. -Скажите, а сколько слогов в этом слове? Кто помнит правило? Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Давайте отхлопаем слоги в словах: дым, дерево, дорога, дельфин, домовенок. Молодцы!

9.Письменное задание (дополнительное).

Логопед: На листочках раскрасьте большую букву Д синим цветом, а маленькую – зеленым.

Найдите место звуков в словах и закрасьте нужную клеточку, нужным цветом.

10.Итог.

О каких звуках мы сегодня с вами говорили? Какие это звуки, охарактеризуйте их, назовите по 3 слова на эти звуки.

Кузя:

Ребята, какие вы молодцы! Мне было так интересно и весело с вами поиграть. Спасибо!

Молодцы. Наше занятие закончено.




Д




Список использованной литературы


1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 3 периода обучения в старшей логогруппе - М.: Издательство ГНОМ, 2013. - 160 с.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...