Звук и буква ю старшая группа. Буква ю и звуки, которые она обозначает

Организация: МАДОУ №94

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

Цель: познакомить детей с гласным звуком[ йу ], с буквой «Ю».

Задачи :

  1. развивать фонематический слух, находить звук в словах, в трех позициях;
  2. продолжать учить детей читать;
  3. воспитывать умение взаимодействовать друг с другом

Оборудование: письмо, разрезная азбука, палочки, картины железных изделий, мяч, карточки слов, карточки «изучаем букву Ю», карточки эмоций, колокольчик.

Ход занятия:

1. Орг. Момент:

1.1. Звенит колокольчик. Дети входят в группу и встают возле столов.

Доброе утро, ребята!

Заходите дети в группу,

Прозвенел звонок сейчас,

Все тихонько, быстро встали,

Подравнялись и собрались.

Сначала сядет тот, чьё имя начинается на гласный звук, а затем те,чьи имена начинаются на согласный звук. Молодцы!

1.2. Воспитатель: Ребята, к нам на группу пришло письмо (показываю). От кого оно я не могу понять. Буквы на конверте все рассыпались. Помогите их собрать. Что написано на конверте? Обсуждаем варианты.(Юра). Давайте откроем конверт и узнаем, что нам пишет Юра.

«Юра ученик первого класса. Он учится в той школе, куда вы скоро пойдете. Юра узнал о том, что вы тоже осенью пойдёте в школу, и он решил вас проверить - готовы ли вы к школе. Юра прислал вам задания, которые вы должны выполнить и тем самым доказать что вы готовы к школе.»

- Готовы доказать Юре, что справитесь с его заданиями?

- Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка.

Сказка о Веселом Язычке

Жил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано. Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы). Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо). Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы). Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы). Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться). Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы). Побежал Язычок в ванную умываться. Начал чистить зубки (упр. Чистим зубы). А потом полоскать рот (надувать щеки, как будто споласкиваем рот). И побежал на кухню завтракать. Увидел на столе пирожки с вареньем и облизнулся (облизать верхнюю губу справа, потом слева). Съел три пирожка и побежал на улицу. Сел Язычок на коня и поскакал в гору (имитация цокота копыт медленно). А потом затянул свою любимую песенку Аааааааа, Ооооооо, Уууууу, Ииииии, Эээээээ, Ыыыыы (перечисление гласных звуков). Добрался Язычок до горы и решил покачаться на качелях (упр. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!). Посмотрел на часы (упр. Часики. Открыть рот, высунуть язык. Попеременно двигать язык то в правый уголок рта, то в левый.). Пора домой.

2. Ход занятия:

И так, первое задание.

– Отгадайте любимую букву Юры.

– Это буква «Ю».

– Почему вы так думаете?

Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым звуком «Ю». Чтобы правильно произнести этот звук нужно чуть округлить губы и слегка вытянуть их вперёд (показывает). Давайте вместе произнесём этот звук. А какой это звук гласный или согласный?

Дети : - Гласный

Воспитатель : - Давайте вспомним, а какие гласные звуки мы уже знаем?

Дети: - А, О, У, Е, Я

Воспитатель: - Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как мы узнаем гласные звуки?

Дети: - Гласные звуки легко поются, и воздух изо рта выходит свободно.

Воспитатель: - Ребята, а сколько звуков вы слышите, когда произносите букву Ю?

Дети: - Два.

Воспитатель: - А какие это звуки?

Дети: - [й] и [у]

–В ней живут два звука «Й», «У»

Придумайте слова, начинающиеся на звук Ю

Воспитатель: - Хорошо. А сейчас посмотрите звук Ю обозначается гласной буквой Ю. (показ буквы)Задание 2. Давайте нарисуем букву Ю в воздухе. Написать Ю на карточке, придумать волшебную штриховку.

Пальчиковая гимнастика:

В школу осенью пойду Пальчики «шагают» по столу.

Там друзей себе найду.

Я таким учёным буду! Разводят руки в стороны.

Но свой садик не забуду. Грозят пальчиком.

Посмотрите, а какая буква спряталась в букве Ю.

Дети: - О

Воспитатель: - Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква…. Ю.

Перед вами лежат части нашей буквы, давайте составим целую букву Ю. (из частей в парах)

Задание 3: Дети в паре составляет букву Ю из палочек .

Задание 4: Коллективное составление отгадки на загадку

Ночь, но если захочу,

Щелкну раз,-

И день включу. (Выключатель).

Давайте посчитаем сколько слогов в слове « Выключатель». (прохлопываем)

Какой первый звук?

Какой последний звук?

Назовите гласные звуки.

Где стоит буква «Ю»?

Задание 5: Ребята, Юра пишет о том, что он и его друзья делают в свободное от занятий время. Предлагаю поиграть с мячом в Игру «Ты-я» .Вставйте в круг,я бросаю мяч и спрашиваю Ты делаешь, а ты ловишь мяч и отвечаешь я делаю. Например:

Ты Читай – Я читаю

Где стоит буква «Ю»?

Задание 6: «Где спрятался звук Ю» (педагог раздает карточки слов, просит прочитать,спрашивает устно, где звук)

- Ребята, где может находиться звук в слове?

В начале: юла, Юпитер, юнга

В середине: ключ, тюль, клюв,

В конце: рою, дую, жую, грею

Закрепление материала:

На карточке раскрасить, соответствующий квадрат

Салют – последний кубик, ключ в середине, юла –первый кубик)

3. Физкультминутка.

Юрта это домик в тундре (имитация дома)

Юнга плавает на судне (имитация волны)

Юбка пышная у Кати, (показываем пышную юбку)

Юра –скачет на кровати (прыгнуть раз)

Стану я сейчас юлой (руки в бок)

На ноге крутнусь одной,

А теперь сменю я ножку.

И на ней крутнусь немножко,

Покрутились, а сейчас

Я прошу садиться вас.

Задание 7.

Ребята, посмотрите на коврографе слова, я вам предлагаю прочитать добавляя букву ю по очереди,по цепочке:

Дополнительно:

Задание 8: Прочитайте Юрин рассказ « Как я собираюсь в школу.

Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, кушаю и собираю свой портфель в школу.

Я положу в него……………………….. (назвать по очереди)

Это - школьные принадлежности.

4. Итог занятия

Воспитатель:

Ребята, вы выполнили все задания, которые прислал вам Юра.

Молодцы. Итак, что было трудным, что очень понравилось? С какой гласной буквой мы сегодня познакомились? Сколько звуков мы слышим в букве Ю?

5. Рефлексия

«Солнышко и тучка»

А сейчас попрошу оценить свою работу выбрать карточку

Если у вас все получилось –« солнышко»,

Если некоторые задания вызывали затруднения – «солнышко с тучкой»

Если я допустил много ошибок – «тучку с дождиком».

И прикрепить на доску.

Список литературы:

  1. Интерактивные демонстрационные таблицы "Обучение грамоте. " УМК В.Г. Горецкого "Русская азбука" (серия "Школа России");
  2. Азбука от А до Я. Уч. - методическое пособие / Сост. И.А. Гимпель.- Минск: Асар, 2007г.
  3. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо - М.: ВАКО, 2009г.
  4. Игры по обучению грамоте и чтению. Уч. - методическое пособие / Сост. Н.Н. Максимук- М.: ВАКО, 2006г.
  5. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Русская азбука: учебник.- М.: Просвещение, 2011г.

Цель: создание условий для знакомства с буквой и звуком Ю.

Задачи:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 105» муниципального образования города Братска

Конспект

занятия с детьми старшего

дошкольного возраста

по теме

«Буква и звук Ю»

Составила:

Молчанова И.Л.

воспитатель

г. Братск

Цель: создание условий для знакомства с буквой и звуком Ю.

Задачи:

Познакомить с буквой и звуком Ю;

Продолжать учить выполнять звуковой разбор слов; называть звуки, давать им характеристики;

Закреплять умения подбирать слова на заданный звук

Материал: презентация, картинки, фишки, буквы.

Ход занятия

1. Мотивация.

Мой звоночек звенит, заливается.

Все ребята вокруг собираются.

Колокольчик поёт динь, динь, динь.

Он к вам гостя зовёт: «Динь-динь-динь».

А кто к нам пришёл? Догадайтесь сами.

Песня из кинофильма «Приключения Буратино»

2. Сюрпризный момент.

Игрушка – Буратино.

Буратино решил пойти всё-таки в школу, но ему очень трудно. Он многого не знает, и он решил обратиться к вам, ребята. Поможете ему? Нужно выполнить несколько заданий. Буратино – шутник, и он спрятал их в группе, а вам оставил карту.

Карта

Дети рассматривают её.

Первое задание под какой цифрой?

3. Игровое задание «Назови звуки».

Дети находят конверт с цифрой 1. В нём фишки синего и зелёного цвета.

Как вы думаете, что это такое? Что обозначает фишка синего цвета? Какие гласные буквы могут стоять после согласного твёрдого звука? (а, у, ы, о, э)

Какие гласные буквы могут стоять после согласного мягкого звука? (я, ё, е, и)

Игра «Что изменилось?»

Воспитатель меняет местами буквы, а дети должны найти ошибки.

Все следующие задания в конвертах дети ищут сами.

4. Знакомство с буквой Ю (слайд 2).

Загадка о юле.

Кручусь, верчусь,

И мне не лень

Вертеться даже целый день. (юла)

Воспитатель предлагает детям послушать и сказать, какой 1-й звук в слове - йула (й). Напоминает, что звук (й) - всегда мягкий согласный. Чем будем обозначать его? Далее интонационно выделяет звук (у), дети называют звук и вместе с воспитателем обозначают его красной фишкой. Затем воспитатель несколько раз произносит звуки (йу), объясняет, что если эти звуки идут друг за другом, то они обозначаются буквой ю и заменяет фишки звуков (йу) на букву ю.

Анализ слова продолжает вызванный к доске ребенок. Вопросы: Сколько звуков в слове юла? Какие гласные звуки в слове? Какой мягкий согласный звук? Какой твердый согласный звук?

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась…буква Ю.

5. Игра «Назови имя, которое начинается на звук Ю» (слайд 3, 4).

Вот- весёлый клоун Вася,

Появился в нашем классе.

И принёс с собой шары,

Для любимой детворы.

Вам шары я подарю,

Но сначала всем велю!

Думать, дружно отвечать,

И соседа выручать!

Учитель: Давайте попробуем ответить на его вопросы.

(Учитель загадывает загадки про буквы, дети их отгадывают. Ряд букв появляется на доске.)

Загадки :

Как то раз спросили букву:

Как твоё житьё, бытьё?

Буква та даёт отчёт:

«Ничего житьё течёт,

Если б – не беда одна,

Я ударная всегда!» (буква Ё)

На расческу я похожа,

И на гребень чем – то схожа.

А приставишь к слову ДА,

Получается еда! (Буква Е)

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

ТРИ-

А какая буква?... (И)

Всем на свете эта буква

Доложить готова!

А вы знаете друзья?

Не простая буква я,

А- буква, слог, и слово! (Буква Я)

УЧИТЕЛЬ : Ребята, докажите мне, что высказывание буквы я истинно. (Я – буква гласного, значит, может образовывать слог. А может быть и целым словом.)

Кто помнит, как в русском языке называется это маленькое слово Я? (местоимение)

Какие вы ещё знаете местоимения?

Вы такие молодцы! ☺ Очень быстро и грамотно ответили на такие непростые вопросы! Осталось угадать последнюю букву.

УЧИТЕЛЬ: А может вы догадались про какую букву хочет вас спросить клоун Вася?

(спросить мнения нескольких человек). Буква Ю

Постарайтесь убедить меня и Васю, что вы правы! (Это гласные второго ряда, они приказывают читаться согласным мягко, не хватает буквы ю).

Вы действительно меня убедили, и в данной группе букв не хватает буквы ю.

Кто же уже встречался с этой буквой?

Какое место она занимает в алфавите?

На что похожа буква ю?

Как много вы знаете про эту букву!

А хотите знать больше?

Помогите мне сформулировать тему нашего урока.

(ответы детей, открывается первый слайд Буква Ю.)

3 этап. Работа над новой темой.

УЧИТЕЛЬ: У клоуна Васи есть любимая игрушка. А вот какая, вы узнаете если правильно совершите путешествие по полю букв. Путешествовать будем только глазками!

Закройте глаза! Откройте.

  1. Найдите глазами букву ю. Это начало слова.
  2. А теперь два шага вправо. Это вторая буква.
  3. Два шага вниз

Какое слово получилось? (ЮЛА)

Выясняется переносное значение слова юла.

(Постоянно двигаться, крутиться)

Проводится звуко-буквенный анализ слово юла . (на доске появляется схема)

Ю Л А

Дети приходят к выводу, что в слове звуков больше чем букв, так как буква ю обозначает два звука в начале слова. [ й у ]

УЧИТЕЛЬ : Какие ещё буквы обозначают два звука, когда стоят в начале слова?

(е, ё, я)

Только ли в этой позиции обозначают два звука? (когда стоят после гласных).

Работа со слайдом 2.

Прочитайте слоги первого столбика. В чём сходство данных слогов?

Прочитайте слоги второго столбика. Как произносятся согласные? Почему? (буква ю приказывает согласным читаться мягко)

Какой звук обозначает буква ю в этих слогах?

Теперь я буду показывать слог, а вы договаривайте его до целого слова .

УЧИТЕЛЬ : Вот теперь можно одеть нашего звуковичка! (тело красное так как буква ю гласная, она может обозначать два звука если стоит в начале слова или после гласной, и обозначает звук [ у ] если стоит после согласного, может быть как ударной так и безударной.)

4. Физкультминутка.

5. Первичное закрепление. Лексическая работа.

УЧИТЕЛЬ : Любая работа спорится если её делать сообща, вместе. Сейчас я предлагаю работать в парах. Договоритесь между собой задание какой сложности вы будете выполнять. Давайте вспомним, что обозначают три разных цвета.

Красный- сложный вариант задания.

Жёлтый- задание средней сложности.

Зелёный- легкое задание.

УЧИТЕЛЬ: А задание такое: среди данных рядов букв отыскать слова и подчеркнуть их. Работаем на время, даётся одна минута (по песочным часам.)

ПРИМЕЧАНИЕ : На каждой парте задание на листочках, а проверяется задание на интерактивной доске, слайд 3.

урдюнызкшлюзуюртафмлютыйфосоюзр

овабкюветмнсхтюбиклтиюнгасик

утушюбкаыщжоюгстахлюдимз

(появляются слова: дюны, шлюз, юрта, лютый, кювет, тюбик, юнга, юбка, юг, люди, союз).

УЧИТЕЛЬ : Среди данных слов найдите слово, отвечающее на вопрос какой?

О ком или о чём можно так сказать? (лютый зверь, лютый мороз.)

Придумайте предложение с этим словом, употребите его в разных значениях.

Прочитайте оставшиеся слова, значения каких слов вам непонятны? (идёт работа над лексическим значения слов и показ слайдов 4,5,6).

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Дюны – песчаные холмы, передвигаемые ветром.

Шлюз- сооружение на реки для пропуска судов на пути их

следования. Сооружение состоит из камера с водой и пропускных ворот.

Юрта - основное жилище кочевников Центральной Азии, состоит из деревянных решёток и жердей, которые покрыты материалом из шерсти овец или верблюдов.

Кювет - канава для стока воды вдоль дороги.

Юнга- подросток на судне, обучающийся морскому делу.

6.Работа с текстом.

а) До чтения текста.

Прочитайте заглавие. Его нет? А что вместо него? (знак вопроса.).

Б) Чтение текста сразу вслух по абзацам с вопросами по ходу чтения.

1-й абзац.

Интересно, кто же в русском языке такой фокусник? (Предложения детей.).

2-й абзац.

Ученики после 3-го предложения выполняют предложенное задание: рассказывают о доме и затем рассказывают, что представляют, когда слышат слово домик.

Работа со слайдом 7.

3-4-й абзацы.

Выполнение заданий, предложенных в тексте.

5-й абзац.

Что такое суффикс?

Какие бывают суффиксы? Встречались ли мы с ними раньше?

Выполнение задания.

6-й абзац.

Кто совершает в русском языке чудесные превращения?

В) Вопросы после чтения.

О чём этот текст?

Как его можно озаглавить?

Какие суффиксы знаете? Приведите примеры слов с этими суффиксами.

7. Закрепление.

Работа со слайдом 8.

УЧИТЕЛЬ:

Кого вы видите на картинке? Опишите его.

Как назвать кота ласково? (котик)

Какой суффикс использовали?

Попробуйте образовать новое слово с суффиксом –ищ-. (котище)

Каким теперь вы себе представляете кота?

Прочитайте стихотворение, вставляя пропущенные буквы. (Работа с индивидуальным раздаточным материалом)

К какому жанру относятся эти строки? (песенка)

Как обращаются к коту? (котик, коток, котя)

В чем заключается краса котика? (глазки смелые, зубки белые, усы удивительные).

Работа со слайдом 9.

Какие суффиксы вы записали? (учитель вставляет суффиксы в текст). Чем они вам помогли? (ответы детей)

Прочитайте песенку выразительно.

Цель: формирование навыков проектной деятельности на уроках обучения грамоте; создание детского сборника – пособия, ориентированного на аудиторию детского сада, подготовительный и первый класс.

Задачи:

  1. Привить навыки самообразования, исследования и творчества;
  2. Пробудить интерес к изучению букв и родному языку;
  3. Научиться действовать в группе, выбирать главное, рассказывать, приводить примеры.

В ходе работы над проектом учащиеся должны

  • Знать: характеристику звуков, обозначаемых буквой «Ю», особенности буквы «Ю»; способы написания строчной и заглавной букв «ю», «Ю».
  • Уметь: выполнять звукобуквенный анализ слов с йотированными гласными в разных позициях; давать характеристику звуков; писать строчную и заглавную буквы «ю», «Ю»; делать выводы, участвовать в общем проекте.

Оборудование : таблички с названиями инициативных групп: «Аналитики», «Иллюстраторы», «Экспериментаторы», «Испытатели».

Проектный продукт: Брошюра «Загадочная буква Ю».

Ход работы над проектом

  1. Организационный момент.
    Объяснение особенностей проектной деятельности.
    Распределение ролей.
    На партах таблички: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Испытатели».
  2. Формулирование темы и целей деятельности на уроке.
    1) Обдумывание проекта и составление плана (Выполняют «аналитики».)
    2) Разработка составных частей проекта. (Выполняют «экспериментаторы» и «аналитики».)
    3) Иллюстрирование. (Выполняют «иллюстраторы».)
    4) Испытание. (Выполняют «испытатели»)
  3. Подготовительный этап.
    Обдумывание проекта и составление плана. Выбор основных разделов проекта производится в виде «мозгового штурма».
  4. Защита проекта.

Звучит песня «Улыбка – украшение лица». На доске появляется улыбающаяся улитка.

Учитель: Какое настроение у нашей улитки? (Радостное )

Учитель: Как вы это определили? (Она улыбается )

Учитель: Ваша улыбка, ребята, может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу. И начнём урок.

1. Оргмомент.

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок – защита проекта, цель которого в течение учебного года исследовать букву «Ю». В ходе работы над проектом, вы выкладывали букву «Ю» на ковре, сделали юлу, на уроках обучения грамоте составляли схемы слов с буквой «Ю», рисовали рисунки, много работали дома вместе с родителями. И вот пришло время подвести итоги. Давайте повторим:

  • Почему мы называем букву Ю особенной буквой?
  • Какие звуки обозначает буква Ю? (й, у )
  • В каких случаях буква Ю обозначает два звука? (в начале слова: юла; после мягкого знака: лью; или после гласной: даю )
  • Как это изобразить схематически? (Дети показывают схему /йу/ )

Молодцы, я давно уже знаю, что вы у меня смышленые!

Итак, начнём!

I . Характеристика буквы «Ю»

1) – Буква Ю – 32-ая буква современного русского алфавита. Она пришла из кириллицы.

По мнению Павла Глобы буква «Ю» связана с юмором. Эта буква несёт любознательность. Носители имен на эту букву все обращают в шутку.

Выглядит «Ю» устойчиво – уже не укатится, кружочек – то крепко пристегнули к палочке.

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри – ка, что случилось:
Получилась буква Ю!

И слова с нее начинаются знатные: Юпитер, например. Ведь это какая огромная планета! И чудо как хороша!

Да много чего еще на «Ю» хорошего начинается! Юность – какая прекрасная пора! Сколько всего у тебя впереди!

Юг, кстати, тоже хорошо – фрукты, солнце, витамин D.

2) Вот она какая буква Ю!

В нашем классе есть Полина. А если мы хотим назвать её ласково, то нам на помощь придет буква Ю: Полюшка. А также ласково мы скажем: Танюшка!

II . Разработка составных частей проекта

Сейчас мы с вами, как настоящие учёные – исследователи плодотворно поработаем и пригласим всех гостей в научную лабораторию, сначала к экспериментаторам.

1. Сейчас вы все будете экспериментаторами.

Ребята 1 ряда выполнят звукобуквенный анализ словаюбка, 2 ряд - люстра . 3 ряд – клюв. 4 ряд - играют. Составить схемы слов.

Молодцы, вы хорошо ориентируетесь!

2. Теперь вы будете испытателями.

Приведите примеры слов с буквой ю, где звуков больше, чем букв.(юмор, союз)

Приведите примеры слов, где количество звуков равно количеству букв. (плюс, люди)

3. Пришло время вам стать иллюстраторами.

Из каких элементов состоит буква Ю? (Учитель раздает элементы букв «Ю», «ю» и других букв. Дети отбирают нужные элементы, которые прикрепляются на доску.)

4. В каких буквах есть такие же элементы? (Учитель раздает буквы. Среди них есть лишние.Необходимо отобрать нужные.)

Н, О, К, Д, У, М – можно прикрепить на доску.

5. И вот вы вновь становитесь экспериментаторами.

Из данных слов, выберите те, которые пишутся с заглавной буквы.

На доске:

ЮЛЯ, ЮРА, ЮНОША, ЮНЫЙ, ЮПИТЕР, ЮНГА

Дети должны отобрать слова: ЮРА, ЮЛЯ, ЮПИТЕР

Физминутка

Наша научная лаборатория не уместилась в школе и часть её была вынесена на дом. Спасибо нашим ассистентам – родителям, которые помогли учёным в исследовании буквы «Ю».

6. Домашнее задание:

  • Есть ли в России города, начинающиеся на букву «Ю»?
    Южа (Ивановская обл.)
    Юрьевец (Ивановская обл.)
    Юхнов (Калужская обл.)
    Южноуральск (Челябинская обл.)
    Юрино (Республика Марий Эл)
    Юношеское (Вологодская обл.)
    Юбилейный (Московская обл.)
  • Имена мальчиков на букву Ю
    Юлий
    Юлиан
    Юрий
    Юсуп
  • Имена девочек на букву Ю
    Юнона
    Юлия
    Юлиана
    Юна
  • Планеты
    Юпитер
    Юнона
  • Созвездие
    Южный Крест
  • Загадки:
    Эту букву носят леди,
    Любят белые медведи,
    А настанут холода -
    Птицы улетят туда.
    (юбка, юкола, юг)

7. Кручусь, верчусь
И мне не лень
Вертеться даже
Целый день!
(юла)

Несет меня с трудом старик,
Но если Ю прибавить, вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет.
(ноша - юноша)

8. Ю ркое, подвижное,
Р езвое создание.
О чень пташка шустрая!
К месту и название.
(юрок)

Лето – жаркая пора,
Едет к морю детвора!
Подколес веселый стук
Поезд движется на…
(юг)

Это женская одежда,
На нее у дам надежда:
Прикрывает, как и шубка,
Не короткая коль…
(юбка)

Это мастер – высший класс!
Удивить всех может нас:
В лупу видит он свой мир!
Этот мастер…
(ювелир)

Это – памятная дата.
Отмечают пышно, сжато.
Дней прошедших не жалей,
Если встретишь …
(юбилей )

Он закон, обычно знает,
В крупных спорах помогает,
В знанье прав – специалист,
Уважаемый …
(юрист)

- Стихи

Жил – был зверь на букву Ю,
Чистил мордочку свою.
Бегемот на букву Б,
Петух на букву П,
Крокодил на букву К,
И кабан на букву К,
Утконос на букву У.
Что за зверь на букву Ю?
У него длинный хвост? Да!
У него огромный рост? Нет!
У него густая шерсть? Да!
У него копыта есть? Нет!
Зубы острые у зверя? Да!
Я боюсь его тогда!
А этот зверь совсем не страшен,
Это просто кошка наша.
Почему ж она на Ю?
Юлькой кошку звать мою!

Как улитка, за спиною
Носит домик буква Ю!
«Да, мой дом всегда со мною -
В нём мечтаю, в нём я сплю.
В нём сама себе пою,
Потому что петь люблю!»

Не похожи друг на друга
Слово ЮГ и слово ВЬЮГА
Вьюги в теплом нет краю.
Их сближает буква «Ю».

Букву «Н» и букву «О»
Знаю я уже давно.
Если вместе их солью,
Что увижу – букву «Ю».
Влево – легкий поворот:
Буква «Ю» - как вертолет!

Встретил я во сне семью -
Мама «Ю» и папа «Ю»,
Дети – пятеро «ютят» -
То смеются, то галдят.
А проснулся – где семья?
В доме только кот и я.

Буква «Ю», - спросил я деда, -
Это полвелосипеда?
-В цирке, дед сощурил глаз,-
«Ю», как велик, в самый раз.

Очень юркий юный Юра
Папе в шляпу из велюра
Посадил пожить скворца.
В результате шевелюра
Встала дыбом у отца.
Сохнет шляпа из велюра,
И с печальным ходит Юра
Выражением лица.

Дед, за что твои медали?
Их, внучок, за храбрость дали.
Юным был я в том бою,
Защищал страну свою.
Скоро юбилей Победы.
Принеси – кА китель деда.
Буквы Ю – медали в ряд –
О былом заговорят.

«Ю» ютиться не с руки -
габариты велики.
Ей не уместиться в юртах -
Подавай особняки!

Я по азбуке пройду.
Букву «Ю» легко найду.
Что, как меж планет Юпитер,
Не последняя в ряду.

Вот юла юлит, качается,
И вздыхает на ходу:
«Ой, завод уже кончается,
и сейчас я упаду».
Так юля моя мне нравится,
В яркой юбочке юла,
И поэтому красавицу
Тут же снова завела.

Юнга Юрий был на юге
И на полюсе, где вьюги,
Землю обогнул по морю.
С Юрием теперь не спорю,
С ним на глобус я смотрю,
Он похож на букву Ю.

«Хрю», - сказала Хрюшка – мать,-
Трудно букву Ю понять.
Может, звёзды так легли
Над поверхностью Земли,
Не с медведицей, ковшом,
А Китом с большим хвостом.

Завывает ветер вьюжный,
Ветер северный, не южный,
И позёмку, как змею,
Завивает буквой Ю.

- Пословицы

  • Юг веет – старого греет.
  • Юн с игрушками, а стар с подушками.
  • Юность – время золотое: ест, и пьёт, и спит в покое.

9. Это интересно!

Значение и происхождение имени Юрий – русская форма греческого имени Георгий, что означает «земледелец». Ещё одна форма этого имени – Егор.

- След имени в истории.

Все – таки неспроста самого знаменитого и любимого клоуна в стране звали не как – нибудь, а именно Юрий – Юрий Никулин, который обладал необыкновенным чувством юмора.

Сергей Юрский – актер

Георгий Юматов – актер

Иван Юмашев – Герой Советского Союза, военно-морской министр.

III . Подведение итогов.

Наше исследование подходит к концу. Закройте глаза, раз, два, три, откройте глаза.

Понравился ли вам урок – проект? (Да, в нас проснулся дух исследователей)

Что нового, юные исследователи и наблюдатели, вы сегодня открыли для себя?

Хотели бы вы исследовать так каждую букву?

А сейчас подойдите к доске и возьмите ту букву ю, которая соответствует вашему настроению. Если вам всё понравилось, вы чувствовали себя комфортно, узнали много нового, то прикрепите на доску букву ю красного цвета, если что-то для вас осталось неясным или непонятным, то прикрепите на доску букву ю синего цвета.

Всем спасибо за урок. Мне было интересно с вами работать.

На этом уроке вы узнаете о букве Ю и звуках, которые она обозначает, узнаете функции буквы Ю в словах, научитесь писать заглавную и маленькую буквы Юю, выполните интересные задания.

Этот урок начинается с разговора о букве, а не о звуке, как обычно, потому что в русском языке всего шесть гласных звуков , которые вы уже хорошо знаете. А вот «гласных» букв - десять .

Если произнеси вслух букву Ю , то можно услышать, что она состоит из двух звуков - [йу ]. Первый звук очень короткий - [й] - это согласный, звонкий, всегда мягкий звук. [у] - второй звук, он гласный. Итак, звуки [йу] на письме записываются буквой Ю .

Сегодня на уроке нам будут помогать Юра и Юля (рис. 2).

Рис. 2. Юля и Юра ()

Прежде чем показать первые буквы в своих именах, они хотят узнать, сможете ли вы назвать первые звуки их имен в словах.

Выполните задание. Произносите слова по картинкам и выбирайте ту, где встретятся нужные нам звуки [йу] .

Это - вьюнок (рис. 3).

Рис. 4. Настурция ()

А это - настурция (рис. 4).

Звук [йу] слышен в слове «вьюнок» .

Это - куртка (рис. 5).

А это - юбка (рис. 6).

Звук [йу] слышен в слове «юбка» .

Это - чум (рис. 7).

А это - юрта (рис. 8).

Звук [йу] слышен в слове «юрта» .

Итак, вы услышали, что звуки [йу] могут произноситься в начале слов и в их середине.

Узнаем, как эти звуки слышатся после гласных. Послушайте колыбельную (рис. 9) и сосчитайте, сколько звуков [йу] вы услышите.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок
И утащит за бочок.

Рис. 9. Колыбельная ()

В этой колыбельной песне хорошо слышно четыре звука [йу] .

Юра и Юля решили поиграть в игру, которая называется «Поговорим с буквой Ю» .

Юра будет задавать вопросы, а Юля - отвечать. И вы помогайте, глядя на картинки.
Какая твоя любимая игрушка?

Ю ла (рис. 10)

Какую планету ты знаешь?

Ю питер (рис. 11)

Кем ты хочешь стать?

Ю нгой (рис. 12)

Какую птицу ты знаешь?

Ю рок (рис. 13)

Какое тебе нравится растение?

Они различаются только размером.

Чтобы О не укатилась,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась…буква Ю (рис. 16).

Рис. 16. Буква Ю ()

Прочитайте стишки и узнайте, на что похожа буква Ю .

На арене укротитель -

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю , с кольцом

К тиграм смело встал лицом (рис. 17).

Рис. 17.Укротитель тигров

Вся согнулась буква Ю ,

Держит палочку свою.

Вот и выглядит такою -

Старой бабкою с клюкою.

Если бублик вы не съели,

Если он ещё при вас,

То в одном хорошем деле

Пригодится он сейчас.

Поиграем с ним немножко.

Сбоку - вилка,

Рядом - ложка.

Запиши в тетрадь свою -

Эта буква - буква Ю .

А ещё у буквы Ю есть сходство с числом 10 (рис. 18).

Буква Ю каждому поможет в походе:

В пути, в неведомом краю,

Нам компас - лучший дуг.

Одной заглавной буквой Ю

На нём отмечен юг (рис. 19).

Чтобы букву лучше запомнить, вылепите её из пластилина или выложите её из любых материалов. Нарисуйте забавную картинку из буквы Ю и сделайте выставку рисунков.

Писатель Виктор Хмельницкий советует внимательнее посмотреть на букву Ю :

Присмотритесь к букве Ю и наверняка заметите, что она состоит как бы из двух букв: Н и О.

Правда, на маму - букву О - Ю больше похожа, но и папа - буква Н - может легко найти свои черты и чёрточку (рис. 20)!

Рис. 20. Буквы Н и О ()

Прочитайте:

Ю -рий

Ю -ли-я

Прочитайте слоги с Я :

«Кто? - спросила буква Я , -

Заменить готов меня?»

Отвечала буква Ю :

«Если надо - заменю!»

Прочитайте слоги с ю :

Вы заметили, что согласные перед гласными буквами Я и Ю читаются мягко. Значит, вторая работа у буквы Ю такая же, как и у буквы Я , - показывать мягкость согласных , за которыми они написаны. В таких случаях гласные Я и Ю обозначают не два звука, а один. Прочитайте:

Н ора

Л уна

Л ампа

Гр уз

Н юра

Л юбовь

Л ямка

Тр юк

В этих словах выделены твёрдые согласные зелёным цветом, а мягкие - синим.

Рассмотрите письменные буквы Ю и сравните их с печатными (рис. 21).

Рис. 21. Письменные и печатные буквы Юю ()

Будем учиться писать заглавную букву Ю . В ней два элемента. Она напоминает письменные буквы Н и О (рис. 22).

Рис. 22. Написание заглавной буквы Ю ()

Начинаем писать букву Ю , как букву Н , от середины дополнительной строки. Пишем маленькую плавную линию, отклоняясь немного вправо. Затем опускаем прямую наклонную линию, не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись её. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем верхнюю линию рабочей строки. Останавливаемся. Начинаем без отрыва писать овал. Ведём полуовальную линию вниз, поворачиваем вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем линию вверх, закругляем линию влево на уровне первого элемента. Опускаем вниз и закрываем овал.

Ю :

  • буква очень широкая, овал получился похожим на круг.

Попробуйте написать букву в тетради сами. Помните о правильном наклонном положении тетради. Держите правильно ручку тремя пальчиками. Держите спину и не наклоняйтесь очень низко над тетрадью.

Напишем маленькую букву ю . В ней три элемента. Она похожа на маленькие буквы н и о (рис. 23).

Рис. 23. Написание маленькой буквы ю ()

Начинаем писать букву на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз до нижней линии рабочей строки пишем наклонную прямую. Возвращаемся по прямой линии вверх до её середины, делаем маленькую петлю или поворот точкой и ведём плавную линию вправо (как верёвочка провисла). Начинаем писать овал. Ведём полуовальную линию вправо до нижней линии рабочей строки, коснувшись её, поднимаем линию вверх. Закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз и закрываем овал.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Рассмотрите возможные ошибки написания буквы ю :

  • буква очень широкая.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно.

Соединять заглавную и маленькую буквы будем с помощью дополнительной палочки, которую надо писать нужного размера, в зависимости от соединения (нижнего или верхнего). У маленькой буквы ю верхнее соединение может быть написано в виде выгнутой линии сверху. Попробуйте сами написать соединение буквы Ю и ю с другими буквами.

Сегодня на уроке вы познакомились с гласной буквой Ю , которая в алфавите стоит на предпоследнем месте, 32. Слов в нашем языке, которые начинаются с этой буквы, очень мало. Основная работа этой буквы - обозначать мягкость согласных, которые пишутся перед ней. Вы уже знаете три гласные буквы, которые показывают мягкость согласных. Это - И , Я и Ю . Запомните их работу.

Домашнее задание

1. Потренируйтесь в написании буквы Ю . Напишите самостоятельно печатные и письменные буквы Юю (большие и маленькие).

2. Найдите слова, в которых буква Ю обозначает мягкость согласного.

Дю на, ю ла, ю мор, рю ши, ю ноша, тю ль, ю рта, тю льпан.

3. Помогите юнге отыскать флажки с правильно написанными буквами Ю .

Список литературы

1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012

3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ()

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...