Жак луи давид коронование жозефины. Ювелирные украшения на коронации наполеона

Слова императора Франции Наполеона I (1769 - 1821), во время его коронации, как короля Италии, 26 мая 1805 года в Миланском соборе. Прибыв на церемонию коронации Наполеон I, вопреки сложившейся ранее традиции возложения короны на голову короля кардиналом, вырвал железную корону лангобардов из рук кардинала Капрора и сам надел на себя. При этом он сказал: "Dieu me la donne, gare a qui la touche" (итал.) (Бог мне дал корону. Беда тому, кто ее тронет).

Следует отметить, что впервые Наполеон возложил сам на себя корону годом раньше, во время торжественного венчания и помазания на царство Франции в Париже. Этот эпизод описывает Е. В. ТАРЛЕ в книге "Наполеон":

"2 декабря 1804 г. в соборе Нотр-Дам в Париже произошло торжественное венчание и помазание на царство Наполеона. Когда нескончаемый ряд золотых придворных карет со всем двором, генералитетом, сановниками, папой и кардиналами подвигался от дворца к собору Нотр-Дам, несметные толпы народа глядели на этот блестящий кортеж. В этот день, впрочем, повторялась кое-где и фраза, которую историческая легенда приписывает разным лицам и которая будто бы была сказана одним старым республиканцем из военных в ответ на вопрос Наполеона, как ему нравится торжество: "Очень хорошо, ваше величество, жаль только, что недостает сегодня 300 тысяч людей, которые сложили свои головы, чтобы сделать подобные церемонии невозможными". Эти легендарные слова относят иногда и к моменту подписания конкордата, но они являются и для того и для другого случая весьма характерными.

В центральный акт коронации Наполеон внес совершенно неожиданно для папы и вопреки предварительному постановлению церемониала характернейшее изменение: когда в торжественный момент Пий VII стал поднимать большую императорскую корону, чтобы надеть ее на голову императора, подобно тому как за десять столетий до того предшественник Пия VII на престоле св. Петра надел эту корону на голову Карла Великого,- Наполеон внезапно выхватил корону из рук папы и сам надел ее себе на голову, после чего его жена, Жозефина, стала перед императором на колени, и он возложил на ее голову корону поменьше. Этот жест возложения на себя короны имел символический смысл: Наполеон не хотел, чтобы папскому "благословению" было придано слишком уж решающее значение в этом обряде. Он не пожелал принимать корону из чьих бы то ни было рук, кроме своих собственных, и меньше всего из рук главы той церковной организации, с влиянием которой он нашел целесообразным считаться, но которую не любил и не уважал".

Художник Жак Луи Давид по заказу самого Наполеона I написал картину «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года» (фр. Sacre de l"empereur Napoléon Ier et couronnement de l"impératrice Joséphine dans la cathédrale Notre-Dame de Paris, le 2 décembre 1804).

Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII даёт ему своё благословение. Давид работал над картиной 3 года и завершил работу в 1807 г. В феврале 1808 года она была выставлена на всеобщее обозрение. Матери Наполеона не было на его коронации, но когда он заказывал картину, попросил Давида нарисовать ее в самом центре.

Картина находится в 75-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре. Код: INV. 3699.

Примеры

(1828 - 1910)

"Война и мир" (1863 - 1869 гг.):

"Князь Андрей усмехнулся, прямо глядя в лицо Анны Павловны.
– «Dieu me la donne, gare a qui la touche», – сказал он (слова Бонапарте, сказанные при возложении короны). – On dit qu"il a ete tres beau en prononcant ces paroles, (Бог мне дал корону. Беда тому, кто ее тронет).

Грандиозные завоевания Древнего Рима не давали покоя честолюбивому Наполеону. На этой волне его неизменно восхищало все романское. Он обожал ювелирный стиль «а-ля Цезарь» с характерными лавровыми и дубовыми листьями, гирляндами, орлами, мечами, факелами… Лавровый венок Бонапарта – чистейшей воды ампир, одно из самых дорогих ювелирных направлений. Ампир высокомерен: не терпит серебра, его оправа - платина и восемнадцати каратное золото украшенное элитными камнями - бриллиантами, изумрудами, сапфирами, рубинами.

Коронация

Сенат Французской республики предложил Наполеону Бонапарту податься в императоры. Первый консул с готовностью отрапортовал стране: «Я принимаю титул, который вы нашли полезным. Для блага народа». Кого-то напоминает…

Церемония коронации состоялась 2 декабря 1804 года. Ей предшествовала серьезная подготовка. К празднику в стиле Цезаря по всему Парижу окна богачей завесили знаменами и коврами, в оконных проемах бедняков полоскались на сквозняках разукрашенные простыни. Для коронации выбрали многострадальный собор Парижской Богоматери. Архитекторы Персье и Фонтень спешно залечивали повреждения нанесенные минувшей революцией и декорировали Нотр Дам в стиле Римской Империи.

И вот карета запряженная восемью лошадьми остановилась у собора. Из нее вышли: Наполеон в длинной белой атласной тунике расшитой золотом и Жозефина в белом атласном платье с золотыми узорами. Идея коронационных костюмов принадлежит художнику Жану Батисту Исабею. Во время церемонии наряды менялись несколько раз. В кульминационный момент с плеч Бонапарта ниспадала темно-красная бархатная мантия с горностаем. Тяжелая мантия вышитая золотыми пчелами весила восемьдесят фунтов, её услужливо поддерживали четыре сановника. Бархатную мантию Жозефины несли за ней три сестры Наполеона.

В основу церемонии положена коронация Бурбонов. Церемониймейстер граф Луи Филип де Сепор отчаянно старался порадовать новоявленного императора. Граф Де Сепор припомнил, что достославного короля Карла Великого в 768 году приветствовала процессия из двенадцати девственниц с зажженными свечами и предложил повторить шествие. Но кто-то иронично поинтересовался, где после беспредела революции можно найти в столице столько девственниц? Тогда сосредоточились на императорских регалиях. И опять осечка: во время революции не уцелели не только девственницы, но и атрибуты французской короны. Некоторые пришлось делать заново.

Корона

Папа Римский появился в соборе Парижской Богоматери к гимну «Tu es Petrus». В момент коронации Пий VII произнес: «Получают императорскую корону…», тут Наполеон неожиданно повернулся, жестом дал понять Папе - он сам знает, что делать дальше, и тут же собственноручно короновал себя и Жозефину. Ограниченному в действиях Пию VII ничего не оставалось как кисло объявить всем на латыни: «Император навсегда!».

Корона Карла Великого (Шарлеманя) - древняя регалия королей франков, а после 1237 года — королей Франции. Увенчанные крестом четыре золотые пластины были украшены драгоценными камнями, а позднее — большими геральдическими лилиями. Корона несколько столетий возводила на трон французских королей, но во время революции была утрачена. Парижский ювелир Мартин-Гийом Бьенне, по заказу Наполеона изготовил золотую корону в средневековом стиле. Восемь полуарок сошлись в центре, соединенные распятием. Главную регалию, как и прежние венцы французских королей, назвали весьма нескромно «корона Карла Великого». Ныне корона Шарлеманя №2 находится в Лувре, в зале Аполлона.

Наполеон, как давний поклонник Римской империи, лоббировал все относившееся к тому времени и месту. Он спал и видел: римские императоры, как истинные победители, венчались лавровыми венками. Чем хуже он - Бонапарт? Французские ювелиры спешно ковали золотой лавровый венок. Символ доблести обошелся казне в 8 000 франков.

Лавровый венок Наполеона в 1819 году будет уничтожен разгневанным королем Луи XVIII. Существуют его многочисленные копии и единственный подлинный лист. Когда Жан-Батист Исабей писал очередной портрет Бонапарта, вынесли корону, чтобы художник мог постичь её пропорции. Император надел лавровый венок, но пока пристраивал на голове, отвалился лист. Наполеон попросил Исабея сохранить его. С чувством благоговения Жан-Батист исполнил пожелание императора. Этот лист – единственная уцелевшая часть императорской лавровой короны.

Жозефина

Муж усердно декорировал Жозефину бриллиантами. Ко времени коронации у жены Бонапарта был гарнитур из крупных отборных жемчужин размером с «маленький апельсин», два больших бриллиантовых комплекта, парюра из изумрудов, гарнитур из рубинов редкой красоты. Позднее мадам де Богарне станет владелицей сотен, затем тысяч украшений и камней без оправы. А Наполеон будет безостановочно покупать новые. Да и сама Жозефина не сильно тормозила. В её шкатулки переехали драгоценности французской короны, кроме одной - алмаз «Регент» принадлежал Наполеону. Вокруг шептались, у императрицы хранятся страшные камни — опалы – предвестники несчастья. Особенно впечатлял один, невероятно красивый, за сполохи на поверхности мрачно именуемый «Сожжение Трои».

Мари-Этьен Нито – известный парижский ювелир (основавший ювелирный дом Chaumet в 1780 году) изготовил для знаменитой клиентки Жозефины коронационную тиару усыпанную 1040 бриллиантами, диадему «Лавровый венок» и ещё пять роскошных гарнитуров (диадема, ожерелье, браслет, пояс, серьги, гребень, булавка) к началу декабря 1804 года.

Корона Жозефины «Лавровый венок» с бриллиантами

Пий VII благословил регалии и державу, помазал священным елеем и возложил на алтарь. Наполеон, не доверяя никому, взял с алтаря корону Карла Великого и увенчал ею свою буйную головушку. Покрасовался, снял, и «запросто» надел лавровый венок. Сверкая золотыми листиками на голове, с короной Карла Великого в руках, он приблизился к стоящей на коленях Жозефине и поднял корону над её головой. Этот момент и запечатлен на картине Жака-Луи Давида. Но тиара на Жозефине не списана честно с шедевра Нито вольным художником Жаком-Луи. Подлинная тиара Жозефины ныне является собственностью фирмы Van Cleef and Aspels, а ее фотографии свидетельствуют, насколько фантазия живописца разнится с действительностью. Можете сравнить сами - обе короны тут присутствуют.

Картина

Знаменитая картина Жака-Луи Давида имеет длинное название «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Это был серьёзный заказ серьёзного человека, без пяти минут императора. Работа над картиной, длившаяся три года, завершена в конце 1807-го. В феврале 1808-го года, полотно впервые встретилось со зрителями.

Певец революции Жак-Луи Давид писать красиво умел (до этого он был придворным живописцем короля). Этот навык пригодился, когда пришлось изобразить коронацию Наполеона. Нескромные императорские костюмы, короны, драгоценности, словно насмешка над аристократами казненными за приставку «де» перед именами, куска кружева на одежде или кольца знатности… Мелкий дворянин Бонапарт, в вышитых перчатках и платье из пурпурного бархата, настоял чтобы его красавица-жена, с весьма дурной репутацией, тоже была коронована. Все промолчали, даже не вспомнили: ни одна из королев в течение нескольких веков не удостаивалась подобной чести.

В первом варианте давидовской картины Наполеон короновал сам себя правой рукой, а в левой держал шпагу с «Регентом», прижимая её к сердцу. Но ученик художника посоветовал изобразить императора коронующим Жозефину. Повторяю: это была редкая наглость.

Картина Давида — вольный полёт фантазии. Император хотел непременно видеть на полотне мать, которая была обижена на него и находилась во время коронационных торжеств в Риме. Послушный Давид изобразил Летицию Рамолино в центре. Сегодня гигантское полотно находится в Лувре, галерея Денон.

Продолжение следует…

Вконтакте

Наполеон Бонапарт - великий французский император, коронация которого состоялась 2 декабря 1804 года.

Жак-Луи Давид в революционный период

Событие такого масштаба не могло пройти незамеченным, и Наполеон за несколько месяцев до коронации заказал картину, отображающую все величие этого действия, у художника Жака-Луи Давида.

Давид - представитель классицизма во французской живописи. Участвовал в революционном движении и выступал за свержение короля Создал ряд картин на революционную тематику: «Смерть Марата», «Клятва в зале для игры в мяч». Примерно в это же время основал Национальный музей в Лувре.

""Коронация Наполеона"" - картина Давида, расположенная в данный момент в Лувре, и посмотреть ее могут все посетители музея. Вообще-то, оригинальное название полотна - "Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года", но в обиходе чаще используется именно сокращенный вариант.

Предложение Наполеона художник принял с огромной радостью, так как был его приверженцем и полностью разделял взгляды будущего императора. К тому же после смерти Робеспьера он жаждал нового витка своего творчества.

Подготовка к коронации Наполеона I

Наполеон славился своей любовью к Цезарям и Римской империи в целом, поэтому свое восхождение на трон хотел провести в соответствии с собственными вкусами.

Самой коронации в стиле Древнего Рима предшествовала глобальная подготовка, а местом проведения церемонии стал знаменитый который быстро отстраивали после последствий недавней революции, а также украшали в духе древней империи.

‘’Коронация Наполеона’’ стала пиком творчества мастера и способствовала обновлению классицизма посредством реализма.

Полотно Давида

Все фигуры на полотне тщательно проработаны, благодаря чему все действующие лица хорошо узнаваемы. Кроме того, художник явно продемонстрировал свое отношение к определенным аспектам, которые явно подвергаются критике со стороны живописца и в какой-то мере отдают непочтительностью.

На картине ""Коронация Наполеона"" Жак-Луи Давид постарался передать все события данной церемонии.

Например, религиозная обстановка всей процедуры, роскошь и помпезность, да и сам Папа Римский, облаченный в золото и с самодовольным взглядом на лице, вовсе не создают атмосферы духовности, а являются, скорее, насмешкой. Это и есть основное непочтение. Так как Давид обладал революционным характером, он изобразил Нотр-Дам как место сборища дилетантов, а не в качестве храма Господа.

Когда император увидел готовую картину, он потребовал от живописца изменить сцену, где Папа сидит с отсутствующим видом, с руками, сложенными у себя на коленях. Аргументация Наполеона была предельно ясна: он заставил приехать слугу Бога из такой дали не для того, чтобы тот ничего не делал.

Классический реализм Давида

Сам Наполеон был представителем мелкой буржуазии, и его вид в шикарном королевском одеянии сам по себе должен был вызвать насмешки, но живописцу удалось сгладить этот факт, сделав акцент на мужественности и величии его позы.

Будущая императрица Жозефина имела весьма дурную славу, но ее муж потребовал короновать и ее, несмотря на то что ни одна королева не была удостоена подобной чести. Чтобы замять этот факт, Давид изобразил покорность женщины, уделив особое внимание ее внешней красоте.

На пороге становления нового императорского режима во Франции реализм Давида отдает некой карикатурной направленностью. Некоторые критики видят эти проявления в изображении всей церемонии. Обладая критичным умом, Давид мог так поступить, если его что-то не устраивало, несмотря на симпатию к новому лидеру.

Хотя Давид присутствовал на самой церемонии и делал некоторые подготовительные эскизы, картина не является стопроцентным отображением реальных событий. Художник внес некие коррективы. Ярким примером является изображение матери императора, величаво устроившейся между двумя центральными колоннами на заднем фоне. Ведь на самом деле она не присутствовала на коронации сына, а находилась в это время в Риме. На холсте же она окидывает Наполеона встревожено-печальным взглядом.

Можно заметить еще одно искажение действительности. На картине правитель изображен с лавровым венком на голове, в то время как на самом деле он снял его, чтобы надеть корону. Многие считали, что венок подходит императору больше, чем корона, поэтому после определенных колебаний Давид отдал предпочтение именно ему.

Если бы художник следовал реальности, ему надлежало бы изобразить Наполеона в ногах у Папы Римского, а Жозефину поставить еще ниже. Однако, зная о непростых отношениях между правителем и представителем духовенства, он отказался от этой идеи.

Поэтому Давид остановился на коронации императрицы Наполеоном.

Мастер также отдал должное изображению величественности архитектурного сооружения. Это прослеживается через многочисленные вертикальные оси - три колонны, алтарь с высокими свечами.

Главные герои картины

На картине изображено от 153 до 200 человек, но не все они поддаются идентификации. Однако безошибочно узнаются следующие персонажи:

  • кардинал Фэш, кардинал Капрара, греческий патриарх, которые обосновались вокруг Пия VII;
  • принцы Нэвшателя и Понте-Корво, французский канцлер, принц Мурат и три маршала - они составляли группу офицеров императора, на голове у каждого шляпа с перьями;
  • братья и сестры Наполеона, фрейлины, принцессы, составляющие свиту императрицы;
  • повернутые лицом к зрителю мать Наполеона, мадам Су, мадам де Фонтанжес, месье де Коссе-Бриссак, месье де Лавилль и генерал Боумон.

Окончание работы над картиной

В 1807 году работа над картиной ""Коронация Наполеона"" была закончена. Наполеон рассматривал полотно около часа, после чего восторженно воскликнул, что Давид прекрасно справился с задачей и создал императору нужное амплуа. Впоследствии картину выставили на обозрение публики, что придало ей значительной популярности.

""Коронация Наполеона"" (год примечательного события указан в начале статьи) радовала парижан на протяжении всего года. Примечательно, что за свой труд Давид попросил всего сто тысяч франков, что вызывало множество споров с имперской ""бухгалтерией"", которая находила массу причин, чтобы не выдавать гонорар.

Картина ""Коронация Наполеона"" (дата начала работы над полотном - 21 декабря 1805 года, завершения - январь 1808 г.) стала самым великим творением ее автора.

Рассматривая драгоценности Жозефины нельзя не упомянуть о том, кто ей их дарил - о Наполеоне. Ему и самому драгоценности не давали покоя, особенно его беспокоили Грандиозные завоевания Древнего Рима. Его неизменно восхищал романский ювелирный стиль с лавровыми и дубовыми листьями, гирляндами, орлами, мечами, факелами… Лавровый венок Бонапарта - чистейшей воды ампир: одно из самых дорогих ювелирных направлений. Ампир высокомерен — не терпит серебра, его оправа — платина и 18-ти каратное золото, элитные камни — бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины.

Особенного рассказа заслуживает - Коронация: и торжество, и блеск, и драгоценности в изобилии, да и история уж очень занятная:

Андреа Аппиани, коронация Наполеона

Сенат Французской республики предложил Наполеону Бонапарту податься в императоры. Первый консул с готовностью отрапортовал: «Я принимаю титул, который вы нашли полезным. Для блага народа».


Церемония коронации состоялась 2 декабря 1804 года. Этому предшествовала серьезная подготовка к празднику в стиле Цезаря. По всему Парижу, окна богачей были завешаны знаменами и коврами, в оконных проемах бедняков полоскались разукрашенные простыни.


Для коронации выбрали многострадальный собор Парижской Богоматери. Архитекторы Персье и Фонтень спешно залечивали повреждения нанесенные революцией и декорировали Нотр Дам в стиле Империи.

Прибытие Наполеона в ратушу

И вот, карета, запряженная восемью лошадьми, остановилась у собора. Из нее вышли: Наполеон в длинной белой атласной тунике, расшитой золотом и Жозефина, в белом атласном платье, с золотыми узорами. Идея коронационных костюмов принадлежит художнику Жану Батисту Исабею. Во время церемонии наряды менялись несколько раз. В кульминационный момент с плеч Бонапарта ниспадала темно-красная бархатная мантия с горностаем. Тяжелая мантия, вышитая золотыми пчелами, весила восемьдесят фунтов, ее поддерживали четыре сановника. Бархатную мантию Жозефины, за ней несли три сестры Наполеона.

Наполеон, коронация

В основу церемонии положена коронация Бурбонов. Церемониймейстер — граф Луи Филип де Сепор, отчаянно старался порадовать новоявленного императора. Граф Де Сепор припомнил, что достославного короля Карла Великого в 768 году приветствовала процессия из двенадцати девственниц с зажженными свечами, и предложил повторить шествие. Но кто-то иронично поинтересовался, где, после беспредела революции, можно найти в столице столько девственниц? Тогда сосредоточились на императорских регалиях. И опять осечка — во время революции не уцелели не только девственницы, но и атрибуты французской короны. Некоторые пришлось делать заново.

Корона

Наполеон, коронация
Папа Римский появился в соборе Парижской Богоматери к гимну «Tu es Petrus». В момент коронации, как только Пий VII произнес: «Получают императорскую корону…», Наполеон неожиданно повернулся, жестом дал понять Папе, что сам знает, что делать дальше: сам надел «корону Карла Великого», потом заменил ее на золотой лавровый венок. Затем короновал, ставшую перед ним на колени Жозефину. Ограниченному в действиях Пию VII, ничего не оставалось, как объявить всем на латыни: «Император навсегда!».

Бьенне, корона Карла Великого (Шарлеманя), Лувр

И еще одна корона. Имперская корона или Корона Карла Великого (вид спереди). X век

вид сбоку

Корона Карла Великого (Шарлеманя) — древняя регалия королей франков, а после 1237 года, королей Франции. Была сделана из четырех пластин, увенчанных крестом, украшенных драгоценными камнями, а позднее, большими геральдическими лилиями. Корона несколько столетий венчала французских королей, но во время революции была утрачена. Парижский ювелир Мартин-Гийом Бьенне, по заказу Наполеона изготовил золотую корону в средневековом стиле. Восемь полуарок сошлись в центре, увенчанные распятием. Главную регалию, как и прежние венцы французских королей, назвали нескромно «корона Карла Великого». Ныне корона Шарлеманя №2 находится в Лувре, в зале Аполлона.

«Лавровый венок» Наполеона

Наполеон - давний поклонник Римской империи, спал и видел: императоры, как истинные победители, венчались лавровыми венками. Чем хуже он — Бонапарт? Ювелиры выковали золотой лавровый венок. Символ доблести, обошелся казне в 8 000 франков.

Подлинный лист сохраненный Изабе, придворным художником Наполеона I

Лавровый венок Наполеона в 1819 году будет уничтожен королем Луи XVIII. Существуют его многочисленные копии и единственный подлинный лист. Когда Жан-Батист Исабей писал очередной портрет Бонапарта, вынесли корону, чтобы художник мог понять ее пропорции. Император надел лавровый венок и пока пристраивал на голове — отвалился лист. Наполеон попросил Исабея сохранить его. С чувством благоговения Жан-Батист исполнил пожелание императора. Этот лист - единственная уцелевшая часть императорской лавровой короны.

А что же Жозефина?
А Наполеон ее тоже короновал. Сам!

Пий VII благословил регалии и державу, помазал священным елеем и возложил на алтарь. Наполеон, не доверяя никому, взял с алтаря корону Карла Великого и увенчал ею свою буйную головушку. Поносил, снял, и «просто» надел лавровый венок. Сверкая золотыми листиками на голове, с короной Карла Великого в руках, он приблизился к, стоящей на коленях, Жозефине и поднял корону над ее головой.

Этот момент и запечатлен на картине Жака-Луи Давида. Кстати сейчас подлинная тиара Жозефины является собственностью фирмы Van Cleef and Aspels.

Энгр, Наполеон на троне

Знаменитая картина Жака-Луи Давида имеет длинное информативное название «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Это был серьезный заказ серьезного человека - без пяти минут императора. Работа над картиной, длившаяся три года, была завершена в конце 1807-го. В феврале 1808-го года, полотно впервые встретилось со зрителями.

Корона Карла Великого в представлении Жака-Луи Давида

Певец революции Жак-Луи Давид писать красиво умел, до этого он был придворным живописцем короля. Это умение ему пригодилось, чтобы изобразить коронацию Наполеона. Нескромные императорские костюмы, короны, драгоценности, словно насмешка над аристократами, казненными за приставку «де» перед именами, куска кружев или кольца знатности… Мелкий дворянин, в вышитых перчатках и платье пурпурного бархата, настоял на том, чтобы его красавица-жена, с весьма дурной репутацией, тоже была коронована. Все промолчали, даже не вспомнили — ни одна из королев, в течение нескольких веков, не удостаивалась подобной чести.

Жак-Луи Давид, Жозефина на коронации

В первом варианте картины Давида, Наполеон короновал сам себя правой рукой, а в левой — держал шпагу с «Регентом», прижимая к сердцу. Но ученик художника посоветовал изобразить императора, коронующим Жозефину. Это была редкая наглость (смотрите выше).

и еще раз, крупнее:
Лувр. Картина Жака-Луи Давида

Тщеславие Наполеона выплеснулось в нарядах из бархата расшитого пчелами - символами королевской власти. Этот знак, минуя Бурбонов, связал нового императора с древними Меровингами. Пчела заменила геральдическую лилию.

«Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года» (фр. Sacre de l"empereur Napoléon Ier et couronnement de l"impératrice Joséphine dans la cathédrale Notre-Dame de Paris, le 2 décembre 1804 ) - картина французского художника Жака Луи Давида , созданная по заказу императора Франции Наполеона I и изображающая эпизод его коронации, произошедшей 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери . Матери Наполеона не было на его коронации, однако при заказе картины император попросил Давида изобразить её в самом центре.

История

Давид создал своё полотно под впечатлением от картины Рубенса «Коронация Марии Медичи ». Он выбрал момент, когда Наполеон коронует свою супругу Жозефину , а папа Пий VII даёт ему своё благословение. Художник работал над картиной два года: получив устный заказ в сентябре 1804 года, он приступил к работе 21 декабря 1805 года, положив последний мазок в январе 1808 года. Вскоре картина была представлена публике: с 7 февраля по 21 марта она выставлялась в Салоне .

Картина оставалась в собственности художника вплоть до его отъезда из Франции после падения Наполеона. В 1819 году была перенесена в Королевские музеи, где хранилась в запасниках. В 1837 году по приказу короля Луи-Филиппа полотно было передано музею истории Франции в Версале , в 1889 году передано в коллекцию Лувра . Экспонируется на 1-м этаже галереи Денон, в 75-м зале . Код: INV. 3699.

Реплика

Работа произвела впечатление в Салоне: в том же 1808 году Давид получил заказ от американского предпринимателя на выполнение копии с сохранением масштаба. Художник сразу же приступил к работе, начав писать по памяти - однако закончил её лишь в 1822 году, уже в Брюсселе, где осел после эмиграции. В 1947 году эта реплика вернулась во Францию и заняла своё место в том же зале Версальского музея, где ранее выставлялся оригинал.

Персонажи

  1. Жозефина Богарне , первая жена Наполеона
  2. Летиция Рамолино - мать Наполеона, не присутствовавшая на коронации
  3. Луи Бонапарт , брат Наполеона, впоследствии - король Голландии Людовик I
  4. Жозеф Бонапарт , старший брат Наполеона, впоследствии - сначала король Неаполя, затем король Испании Иосиф I
  5. Наполеон-Шарль , старший сын Людовика Бонапарта и Гортензии Богарне , племянник Наполеона и его наследник
  6. Сёстры Наполеона
  7. Шарль-Франсуа Лебрен , третий консул Франции
  8. Жан-Жак де Камбасерес , второй консул Франции, автор Гражданского кодекса Наполеона
  9. маршал Александр Бертье , начальник штаба Наполеона и его военный министр
  10. Шарль де Талейран-Перигор , министр иностранных дел и великий камергер
  11. маршал Иоахим Мюрат , муж сестры Наполеона Каролины
  12. художник Жак-Луи Давид
  13. Мехмет-Халет Эфенди , посол Османской империи‎ во Франции
  14. египтянин Рафаэль де Монахис , личный переводчик Наполеона во время Египетского похода
  15. Элизабет-Элен-Пьер де Монморанси-Лаваль, придворная дама Жозефины

Напишите отзыв о статье "Коронация Наполеона (картина Давида)"

Примечания

Источники Комментарии

Литература

  • Sylvain Laveissière. Le Sacre de Napoléon peint par David. - Paris: Musée du Louvre, 2004.
  • Jean Tulard. Le Sacre de l"empereur Napoléon. Histoire et légende. - Paris, 2004. - ISBN 2-213-62098-9 .

Ссылки

  • в базе данных Лувра (фр.)
  • (фр.)

Отрывок, характеризующий Коронация Наполеона (картина Давида)

Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, и с прирожденным ему добродушно победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. Около князя Василья хлопотали его два камердинера, одевая его; он сам оживленно оглядывался вокруг себя и весело кивнул входившему сыну, как будто он говорил: «Так, таким мне тебя и надо!»
– Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? – спросил он, как бы продолжая разговор, не раз веденный во время путешествия.
– Полно. Глупости! Главное дело – старайся быть почтителен и благоразумен с старым князем.
– Ежели он будет браниться, я уйду, – сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А?
– Помни, что для тебя от этого зависит всё.
В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но внешний вид их обоих был уже подробно описан. Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение.
«Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! – говорила она себе, взглядывая в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас.
Маленькая княгиня и m lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним. Получив эти сведения, маленькая княгиня с m lle Bourienne,еще из коридора слышные своими оживленно переговаривавшими голосами, вошли в комнату княжны.
– Ils sont arrives, Marieie, [Они приехали, Мари,] вы знаете? – сказала маленькая княгиня, переваливаясь своим животом и тяжело опускаясь на кресло.
Она уже не была в той блузе, в которой сидела поутру, а на ней было одно из лучших ее платьев; голова ее была тщательно убрана, и на лице ее было оживление, не скрывавшее, однако, опустившихся и помертвевших очертаний лица. В том наряде, в котором она бывала обыкновенно в обществах в Петербурге, еще заметнее было, как много она подурнела. На m lle Bourienne тоже появилось уже незаметно какое то усовершенствование наряда, которое придавало ее хорошенькому, свеженькому лицу еще более привлекательности.
– Eh bien, et vous restez comme vous etes, chere princesse? – заговорила она. – On va venir annoncer, que ces messieurs sont au salon; il faudra descendre, et vous ne faites pas un petit brin de toilette! [Ну, а вы остаетесь, в чем были, княжна? Сейчас придут сказать, что они вышли. Надо будет итти вниз, а вы хоть бы чуть чуть принарядились!]
Маленькая княгиня поднялась с кресла, позвонила горничную и поспешно и весело принялась придумывать наряд для княжны Марьи и приводить его в исполнение. Княжна Марья чувствовала себя оскорбленной в чувстве собственного достоинства тем, что приезд обещанного ей жениха волновал ее, и еще более она была оскорблена тем, что обе ее подруги и не предполагали, чтобы это могло быть иначе. Сказать им, как ей совестно было за себя и за них, это значило выдать свое волнение; кроме того отказаться от наряжения, которое предлагали ей, повело бы к продолжительным шуткам и настаиваниям. Она вспыхнула, прекрасные глаза ее потухли, лицо ее покрылось пятнами и с тем некрасивым выражением жертвы, чаще всего останавливающемся на ее лице, она отдалась во власть m lle Bourienne и Лизы. Обе женщины заботились совершенно искренно о том, чтобы сделать ее красивой. Она была так дурна, что ни одной из них не могла притти мысль о соперничестве с нею; поэтому они совершенно искренно, с тем наивным и твердым убеждением женщин, что наряд может сделать лицо красивым, принялись за ее одеванье.
– Нет, право, ma bonne amie, [мой добрый друг,] это платье нехорошо, – говорила Лиза, издалека боком взглядывая на княжну. – Вели подать, у тебя там есть масака. Право! Что ж, ведь это, может быть, судьба жизни решается. А это слишком светло, нехорошо, нет, нехорошо!
Нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны, но этого не чувствовали m lle Bourienne и маленькая княгиня; им все казалось, что ежели приложить голубую ленту к волосам, зачесанным кверху, и спустить голубой шарф с коричневого платья и т. п., то всё будет хорошо. Они забывали, что испуганное лицо и фигуру нельзя было изменить, и потому, как они ни видоизменяли раму и украшение этого лица, само лицо оставалось жалко и некрасиво. После двух или трех перемен, которым покорно подчинялась княжна Марья, в ту минуту, как она была зачесана кверху (прическа, совершенно изменявшая и портившая ее лицо), в голубом шарфе и масака нарядном платье, маленькая княгиня раза два обошла кругом нее, маленькой ручкой оправила тут складку платья, там подернула шарф и посмотрела, склонив голову, то с той, то с другой стороны.
– Нет, это нельзя, – сказала она решительно, всплеснув руками. – Non, Marie, decidement ca ne vous va pas. Je vous aime mieux dans votre petite robe grise de tous les jours. Non, de grace, faites cela pour moi. [Нет, Мари, решительно это не идет к вам. Я вас лучше люблю в вашем сереньком ежедневном платьице: пожалуйста, сделайте это для меня.] Катя, – сказала она горничной, – принеси княжне серенькое платье, и посмотрите, m lle Bourienne, как я это устрою, – сказала она с улыбкой предвкушения артистической радости.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....