Я жить не могу настоящим бальмонт анализ. Анализ стихотворения Бальмонта «Ветер

1. К. Д. Бальмонт. «Ветер». Год написания либо 1901, либо 1902.

3. В центре внимания поэта ветер – образ, который непосредственно связан с воздушной стихией:

Ветер, ветер, ветер, ветер,

Что ты в ветках все шумишь?

Вольный ветер, ветер, ветер,

Пред тобой дрожит камыш.

Ветер, ветер, ветер, ветер,

Что ты душу мне томишь?

Стихотворение строится на основе прямого обращения к ветру, как к живому существу:

Ты вздыхаешь, полусонный,

И спешишь скорей заснуть.

Чуть уснул - и, пробужденный,

Ты готов опять вспорхнуть.

Стой! Куда, неугомонный?

Вечно - прямо, снова - в путь.

4. Поскольку К. Д. Бальмонт принадлежит к такому литературному направлению как символизм и является одним из «старших» символистов, то главную роль в его стихотворении будет играть символ. Таковым является ветер. Он является и главным образом в стихотворении.

О неверный! Ветер, ветер,

Ты не помнишь ничего.

Дай и мне забвенья, ветер,

Дай стремленья твоего.

Ветер, ветер, ветер, ветер,

Ты прекраснее всего!

Ключевое слово «ветер» в первой и последних строфах носит внушающий характер: он воздействует на восприятие, увлекает и завораживает. Заставляет сосредоточиться на главном образе и одновременно передаёт стихийную силу, неукротимую энергию ветра.

Центральный образ ветра сначала передаётся как воздействующий: «Что ты в ветках всё шумишь?», «Пред тобой дрожит камыш», «Что ты душу мне томишь? Здесь также использованы риторические вопросы.

Во второй, третьей и в начале четвёртой строфы развёртывается характеризующий образ ветра: на первом плане здесь свойства ветра, характеристики, которыми наделяет его поэт.

В заключительной строфе поэт обращается к ветру с просьбой наделить его теми качествами, которые больше всего привлекают поэта.

Если начало стихотворения имеет тревожно-вопросительный характер, то в конце ярко проявляется восклицательная интонация, наблюдается эмоциональный подъём. Используется приём восклицания: «Стой!», «О неверный!», «Ты прекраснее всего!».

Таким образом, композиционный строй стихотворения обнаруживает непосредственную соотнесённость образа ветра с самим поэтом.

Чувственный образ ветра передаётся за счёт изобразительной звукописи: соотношения шелестящих, шуршащих звуковых соответствий – и мягких, плавных перекличек. Музыкальность свойственна стихотворениям К. Д. Бальмонта. В стихотворении широко используются аллитерация: прокатываются в первой строфе звуковые волны в-т-р-ш и ассонанс: в первом стихе четырежды использован ударный э .

Для того чтобы передать музыкальность, поэтичность и красоту стихотворения, поэт прибегает к своему излюбленному ритмическому ходу – повторы разных типов. Это, прежде всего лексические повторы, встречающиеся в первой и последней строфах: «Ветер, ветер, ветер, ветер, / Что ты в ветках все шумишь? / Вольный ветер, ветер, ветер, / Пред тобой дрожит камыш. / Ветер, ветер, ветер, ветер», «О неверный! Ветер, ветер, / Ты не помнишь ничего. / Дай и мне забвенья, ветер, / Дай стремленья твоего. / Ветер, ветер, ветер, ветер, / Ты прекраснее всего! / Что ты душу мне томишь?».

В представлении основных характеристик ветра можно усмотреть два направления.

Прежде всего, постоянно подчёркивается подвижность самого ветра и всего, на что он воздействует (шумишь, вздыхаешь, спешишь, шелестишь: «Рябью входишь в водоёмы», «Шаткой травкою блестишь», «Пред тобой дрожит камыш»).

Причём движение ветра изображается контрастно:

Ты вздыхаешь, полусонный, И спешишь скорей заснуть. Чуть уснул – и, пробуждённый, Ты готов опять вспорхнуть.

За счёт этого контраста предаётся импульсивность, непостоянство и устремлённость. «Вечно прямо, снова - в путь»; отсюда – свобода от всего, в том числе и от груза памяти: «Ты не помнишь ничего». Противоречив сам характер ветра:

Носишь тучи, манишь громы

И опять уходишь в тишь.

Естественно, что характеристики ветра через глаголы движения взаимодействуют с определительно-оценочными характеристиками, в большей мере – через эпитеты, которые обнаруживаются в каждой строфе: вольный, полусонный, неугомонный, воздушно (шелестишь), неверный, прекраснее всего. Поэтому, когда поэт просит:

Дай и мне забвенья, ветер, Дай стремленья твоего,

Он имеет в виду такие качества, как полная свобода (вольность) и вечное движение (романтический непокой). Вот, что роднит поэта и ветер, вот почему для Бальмонта ветер – «прекраснее всего».

Поэта завораживает природа с её вечной изменчивостью. Для Бальмонта всё в окружающем мире одухотворенно, дышит новизной и прелестью. А ведь внешний мир таит невзгоды, постоянную борьбу со стихиями. Спасение от этого Бальмонт видит в сознательном уходе от реальности, в погружении в мир тайных символов бытия, которые для каждого из нас индивидуальны, неразгаданны и полны смысла.

5. Стихотворение состоит из четырёх шестистиший, в которых рифмуются 1-3-5 (нечётные) и 2-4-6 (чётные) строки. Четырёхкратный повтор слова «ветер» в первой строке задаёт размер - четырёхстопный хорей; в движении стихотворения он разнообразится пиррихиями.

┴U ┴U┴U┴U

┴U ┴U┴U┴U

┴U ┴U┴U┴

┴U┴U┴U┴U

┴U┴U┴U┴U

┴U┴U┴U┴U

┴U┴U┴U┴U

И спешишь скорей заснуть. / Чуть уснул - и, пробужденный, / Ты готов опять вспорхнуть.

/Стой! Куда, неугомонный? /Вечно - прямо, снова - в путь».), просьбы (Дай и мне забвенья, ветер, / Дай стремленья твоего. / Ветер, ветер, ветер, ветер, / Ты прекраснее всего!»).

Константин Бальмонт - блестящий поэт русского «серебряного века». Символами, полунамеками, подчеркнутой мелодичностью своего стиха, мастерством звукописи покорил он сердца любителей поэзии на заре ХХ столетия.

Такое модернистское течение как символизм требовало от художника сверхрациональной чуткости, тончайшего владения техникой поэтического намека. Оно формировалось под влиянием различных философских учений, от античного платоновского до воззрений, созданных в двадцатом веке такими мыслителями как Владимир Соловьев и Фридрих Ницше. Символисты видели ценность поэзии в недосказанности и в утаивании смысла. Они призвали символ в качестве основного средства для передачи тайного созерцаемого ими содержания.

Кроме этого, в качестве значимого способа выражения использовалась поэтическая музыкальность - свойство звуко-ритмической словесной фактуры стиха. Если делать анализ стихотворения Бальмонта, особенно его звуковой стороны, то можно увидеть, что оно порою строится как поток словесных созвучий и их перекличек, способных заворожить читателя.

Анализ стихотворения Бальмонта «Ветер» нельзя начать, не уточнив, дату его создания. Дело в том, что поэт создал несколько произведений с таким же названием. То, что датировано 1895 годом, написано от лица самого ветра, яркого выразителя сил природы. В поэтический сборник 1903 года входит еще несколько творений, посвященных все тому же ветреному герою, хотя призыв, сделавший символиста Бальмонта знаменитым, связан с другим представителем природных стихий - солнцем.

Бальмонта, как и любого другого поэта, подразумевает выделение главной темы. Это - бегство от настоящего, символизирующего для поэта что-то застывшее, скучное и унылое. Он предлагает своеобразный уход путем слияния мятущейся человеческой души с ветром. Каковы же качества «характера» этой стихии? Ветер - символ духа, живого дыхания всего сущего на Земле.

Анализ стихотворения Бальмонта помогает определить его структуру. Оно построено как речь самого ветра, олицетворяющего живое существо, лирического героя, который рассказывает о себе. Вместо того, чтобы тихо и спокойно, как все, жить «настоящим», он видит «беспокойные» видения, «внимает» намекам таинственной струны, тайнам природы: цветам, шуму деревьев и «легендам волны». У героя появляется ощущение мимолетности «настоящего». Он не хочет жить в нем, стремясь в будущее, которое кажется ему более привлекательным и не таким краткосрочным, хотя и «неясным».

Ключевыми словами в противовес покою являются глаголы «внимаю», «вдыхаю», «плыву», «тревожу». Кроме слов, описывающих деятельность, в стихотворении выражены и сильные эмоции, для этого поэт использовал такие эпитеты, как «восторг нежданный», «ненасытная тревога».

Таким образом, анализ стихотворения Бальмонта позволил сформировать основную мысль, воплощенную автором в этом произведении: счастье в постоянном движении, в неустанном бегстве от покоя «настоящего» и в объединении с вечно переменчивой природой.

Константин Бальмонт, анализ стихотворения «Ветер» тому доказательство, поэт, имеющий тонкий вкус, высокую требовательность к красоте поэтического текста. Музыкальность его стиха, стремление выразить тонкие оттенки чувств и глубокое понимание природы дают возможность говорить, что он - один из самых ярких мастеров поэтического слова начала ХХ века.

Произведение относится к лирике символизма, одним из представителей которого является поэт, и содержит философские размышления автора о смысле человеческой жизни.

Основной темой стихотворения автор представляет собственное острое желание возвращения на родную землю с целью участия в витающих в воздухе общественных изменений. Ключевым персонажем произведения выбирается излюбленный поэтом образ стихии ветра, символизирующий свободу, движущееся чувство, ненасытность тревожных ощущений.

Сюжетная линия произведения выстроена в виде поэтической исповеди лирического героя, демонстрирующего неустойчивость жизненного равновесия и предстоящей смерти.

Композиционная структура стихотворения представлена в виде двух четверостиший, сочетающихся перекрестной рифмовкой, написанных в стихотворном размере в форме трехстопного ямба.

В качестве художественных средств выражения поэтом используются многочисленные эпитеты, инверсии, противопоставления, а также анафора, описывающие окружающую природу и демонстрирующие противоречивый характер образа ветра в виде легких дуновений и сильных порывов. Среди литературных приемов, усиливающих характерные черты ветра как свободного, стремительного, нетерпеливого и неуловимого, поэт используется изобилующее количество глагольных форм, придающих динамичность стихотворению.

Все использованные в произведении языковые приемы подчиняются основной теме стихотворения и выражают ее идею в виде свободного движения, бешеного жизненного темпа, непосредственности чувств, создающих образ выхваченного у вечности и запечатленного в слове мига. При этом понятие мимолетности возводится лирическим героем в качество философского принципа, что является сродни творчеству импрессионистов.

Черты символизма проявляются в стихотворении в стилистически выдержанным стихотворных тропах в виде палящего блеска, влажного мерцания приморской волны, в нежданном восторге.

Авторский замысел мастерски изображает стихийную сущность природного явления в образе ветра, олицетворяющего для поэта мечты о свободном жизненном волеизъявлении и активном участии в быстром движении человеческой судьбы.

Анализ стихотворения Ветер по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Ахматовой Песня последней встречи

    Стихотворение Песня последней встречи было написано поэтессой в 1911 году. Так же очень важный факт, который нужно подчеркнуть это то, что данное стихотворение позже вошло в самый первый сборник стихотворений Анны Ахматовой.

  • Анализ стихотворения Памятник Брюсова

    Искусство – вечно. Примерно такой посыл передает Брюсов собственным стихотворением Памятник. Конечно, в какой-то степени такое стихотворение может выглядеть

  • Анализ стихотворения Победа Ахматовой

    Стихотворение Победа является частью одноименного цикла, который был начат поэтессой в период Второй мировой и завершен к 1945 году, то есть именно под завершение военных действий

  • Анализ стихотворения Прости! во мгле воспоминанья Фета

    Произведение относится к периоду позднего творчества поэта и по жанровой направленности является любовной лирикой. Основной тематикой стихотворения автор выбирает поэтическое размышление об ошибках

  • Анализ стихотворения Бесшумное веретено Мандельштама

    Известный литературный критик Михаил Леонович Гаспаров говорил, что 1908-1911 года это были годами наставления для Осипа. На протяжении этих трех лет поэт пишет свои работы в манере поэзии автора из Франции Поля Верлена

Представитель периода увлечения символизмом в поэтическом творчестве, мастер улавливать нюансы окружающего мира и в мелодичном ритме передавать читателям – Константин Бальмонт. В качестве центрального символа произведения поэт выбирал множество неодушевленных предметов, в частности – силы природы. Ветру автор посвятил не одно стихотворение. Вариант 1895 года рассказывает нам о восприятии жизни Бальмонтом на тот момент путем символистского переноса человеческого мироощущения на «характер» ветра.

В поэзии «Ветер» автор виртуозно выхватывает из окружающей действительности мимолетные моменты и картинно пишет их, обогащая эпитетами и инверсиями. Он упоминает солнце «палящее» и «шумящие» деревья, короткий отзвук струны и быстрое волнение морской волны. Трогательно и неожиданно звучит в последней строфе поцелуй листвы.

Главная тема стиха – ветер – будто проносится сквозь написанные строки. Анафорическое начало первых двух строф о нежелании и неумении поэта «жить настоящим» роднит его с бурным потоком неугомонного ветерка, который так же вечно в активном движении

– он живет настоящей деятельной жизнью. Таким же мечтает быть автор, и он поистине счастлив, когда ритм жизни пробуждает «ненасытную тревогу».

Ураганом летят дни, и чтобы поспевать за ними, нужно быть таким же скорым и смелым. «В бегстве живу» – заверяет поэт. Даже сны, казалось бы, – воплощение покоя и временного забытья, – Бальмонт любит «беспокойные». Ибо не время замирать и умирать, есть возможность ловить скоротечные моменты.

Стихотворение построено методом перекрестной рифмовки. Обилие глаголов помогает полнее передать динамику произведения. Свобода, быстрый ритм изменения описанных явлений, противопоставления – это характерные черты неприкаянного и неуловимого ветра.

Бальмонт показал себя в новом творении как великолепный знаток лирики символизма. Стихийная сущность ветра сплелась в стихах с характером и личной судьбой автора. Короткие видения моментально находят отклик в чувствительном поэтическом сердце и он, как искусный живописец, щедро рисует их читателям в своем романтичном стихотворении.

Во время пребывания в изгнании, в 1903 году, Константин Бальмонт создает стихотворение «Ветер», в котором прибегает к использованию символизмов в тексте своей творческой работы. А это значит, что неживые предметы, о которых шла речь в строках стихотворения, оживали и становились главными героями рифмованных строк.

В 1903 году Бальмонту запретили въезжать на территорию крупных российских городов из-за участия в акциях протеста. Закрыть его в тюремную камеру власти не осмелились, ведь имя автора было достаточно известным в те времена. Но, и такой запрет позволил Бальмонту почувствовать себя настоящим изгнанником. После нескольких месяцев жизни в загородном доме, поэт переезжает в Париж, где и продолжает создавать свои стихотворения. Именно в этот момент, Бальмонт создает стихотворение «Ветер» и, смотря между строк, читатель понимает, как он завидует такому природному явлению.

Ветер постоянно в движении, он может быть там, где ему хочется. Почему Бальмонт так хочет быть похожим на ветер? Да, потому что он скучает по родной земле, он желает перенестись туда, в родной город, он мечтает принять участие в революционных митингах, которые стремятся свергнуть существующую власть. Но, автор еще не понимал, что в таких анти правительских выступлениях есть и обратная сторона. Столкновение народа и власти всегда несут за собой жертвы.

Герой стихотворения – оживленный ветер - свободен и волен в своих поступках. Он может смело проносится над лугами и полями, будоражить зелень и траву, а затем исчезать, не оставляя и следа. В таком образе мечтает быть и сам Бальмонт. Он желает стать невидимкой и на миг проникнуть в человеческие сердца, внести в них истину и исчезнуть. Но, это невозможно! Но, автор не опускает рук. Он просит у ветра вдохновения и жизненного стремления. Бальмонт делает это настолько искренне и душевно, что мы понимаем, он уверен в помощи своего верного друга. Вскоре, он вернется на родную землю и в родные края!

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....