Мы созданы по образу и подобию бога. О сотворении адама по образу и подобию божию

(3 голоса : 5 из 5 )

Выдержка седьмой главы из книги «Православное учение о Сотворении и теория эволюции»

протоиерей Константин Буфеев

Не только перстный Адам, но и все последующие роды праотца унаследовали его природу (хотя и поврежденную грехопадением, но имеющую образ и подобие первозданного человека): Поживе же Адам лет двесте тридесятъ и роди сына по виду своему и по образу своему (по-еврейски – בדמותו כצלמו, бидмуто кэцальмо; в синодальном переводе: по подобию своему, по образу своему ), и нарече имя ему Сиф ().

Но мы никогда не говорили, как выглядел остальной мир. Мы знаем, что Бог назвал мир «добрым» во всей Бытии. И библейские ученые склонны соглашаться с тем, что в данном случае еврейское слово «буксир», которое мы переводим как хорошее, означает как «приятное Богу», так и «физически красивое». Тем не менее тот факт, что человечество было поручено подчинить себе землю, означает, что еще предстоит сделать работу.

Таким образом, это было подходящее место для него. Как мы видели на более раннем уроке, он дал священнические задания Адаму и Еве в саду. Итак, Сад был также его святилищем или храмом. Но эти факты подразумевают, что остальной мир был другим. Благодаря культурному мандату Бог ожидал, что люди распространится за пределы границ сада во весь остальной мир и покорят его, когда они отправятся, превратив весь мир в садовое святилище Бога.

Так, образ Божий, воспринятый изначально Адамом при его сотворении, живет поныне во всех его потомках.

При заключении Завета с Ноем Бог дает обетование в том, что взыщет со всякого убийцы (зверя или человека) кровь человеческую, яко во образ Божий сотворих человека (в синодальном переводе: ибо человек создан по образу Божию ) ().

В дополнение к культивированию мира человечеству была поручена задача управления животными. И мы можем получить представление о том, что это означает, глядя на то, как закон Бога позже предусматривает гуманное обращение с животными. Наши обязанности над землей и ее создания показывают, что мир не существует просто для нашего использования. Напротив, он прежде всего существует для использования Богом. Таким образом, как и его образы, наша работа заключается в том, чтобы охранять и управлять теми вещами, которые он называл «хорошо», и развивать их способами, которые улучшают их, а не наносят им вред.

Так, образ Божий сохранился в сынах Адамовых и после Потопа. В Священном Писании эта мысль находит неоднократное подтверждение.

В Ветхом Завете: Яко Бог созда человека в неистление и во образ подобия Своего сотвори его ().

В Новом Завете апостол упоминает человеки, бывшыя по подобию Божию ().

Как отмечают некоторые комментаторы , еврейское слово דמות (дмут, «подобие») является однокоренным со словом אדם (адам ). Это позволяет сделать вывод о том, что богоподобие является изначальным отличительным свойством, присущим человеку при его сотворении. Можно даже сказать, что наречение человека Адамом означает свидетельство о существовании у него подобия Божьего. Потеря подобия (דמות) приводит к уничтожению человека, истреблению в нем духовного начала.

Быть образами Бога имеет много последствий для того, как мы относимся к Богу, к другим людям и к окружающему нас миру. Как представители Бога на Земле, наши мысли, поведение и эмоции отражают его. И он держит нас лично ответственными за выполнение нашей роли способами, которые достигают его целей, приносят пользу его творению и созданиям и приносят ему славу.

В этом уроке мы рассматривали роль человечества как образ Бога. Мы исследовали наш офис, сравнивая его с образами ложных богов и образами истинного Бога. Мы описали моральные, рациональные и духовные качества, которыми мы обладаем как образы Бога. И мы рассмотрели отношения, которые у нас есть с Бог, другие люди и остальная часть творения.

Человек (אדם, адам ) находится как бы в промежуточном положении между родственными ему состояниями: снизу – земля (אדמה, адама ); сверху – образ Божий (דמות, дмут ). Каждый человек тяготеет к одному из этих полюсов.

Евхаристический канон Литургии содержит слова: «…создав бо человека, персть взем от земли, и образом Твоим, Боже, почет, положил еси его в Раи сладости…» .

Многие современные философии полностью ориентированы на человека. Они считают, что сосредоточение на Боге как конечной власти сводит людей к рабам; тогда как сосредоточение на человечестве, кроме Бога, способствует самооценке и уверенности. Но это полностью назад. Как образы Бога на земле, у нас есть больше ценности и большего значения, чем мы могли бы иметь сами по себе. Бог поместил свой образ на нас, сделал нас царями. Мы ответственны за представление его правила, осуществляя его делегированные полномочия, выражая свой характер и выполняя свою волю.

Православное богослужение в точности отражает библейское учение о создании человека по образу Творца.

Постная Триодь :

Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, и безславну, не имущу вида…. (суббота Мясопустная, славник на Господи, воззвах )

Что могло бы принести человечеству больше ценности и уверенности, чем это? Связь с единичной темой: Бог с любовью создал человечество в своем образе, чтобы показать Его славу через наше наслаждение от Него. К сожалению, мы не справились с нашей задачей представить Его. Грех разрушил в нас образ Бога. Мы восстали из любви к Богу, преследуя свое собственное наслаждение и славу. К счастью, через Его Сына Бог восстанавливает то, что мы разрушили.

Хотя его команда закончила 7-9, его будущее выглядело ярким. По-видимому, Ролингс и Нике не любили быть представленными кем-то, кто был осужден за жестокость в отношении животных. У них не было выбора, кроме как прекратить их отношения. Продолжать использовать Вика в качестве пресс-секретаря было бы равносильно пропаганде самообслуживания.

Цветная Триодь :

…прибегает (слепорожденный) к Светодателю, от Негоже приемлет свет зрети, и очима своима видети Творца, по подобию твоему, и по образу создавшаго естество человеческое от земли первее… (понедельник 6-й седмицы по Пасхе, 2-я стихира стиховна на утрени)

Минея :

По образу и по подобию, истлевша преступлением (то есть Адама) видев Иисус, приклонив небеса сниде, и вселися во утробу девственную неизменно, да в ней истлевшаго Адама обновит, зовуща: слава явлению Твоему, Избавителю мой и Боже. (Рождество Христово, 4-я стихира на литии)

Когда вы представляете кого-то, все, что вы делаете, отражает это лицо. Бог создал человечество, чтобы представить Его и объявить Его славу. Команда, чтобы быть плодотворной и умноженной, была приказанием распространять Божью славу, как Его образные носители до краев земли. К сожалению, мы отреклись от этого высокого призвания, принося стыд за образ Божий.

Мы искажены изображениями

К счастью, наша неудача - не конец истории. Благодаря работе Его Сына Бог находится в процессе восстановления того, что мы испортили. Дети любят смотреть в карнавальные зеркала. Для короткого мальчика юмористично видеть, как он выглядит как высокий, худой парень и наоборот. Мы смеемся, когда наши лица искажаются, а наши тела растягиваются пропорционально. Карнавальные зеркала - забава играть на ярмарке в графстве, но их последствия были бы ужасными, если бы они сохранялись в повседневной жизни. И тем не менее, таким образом это произошло.

Октоих :

Егда в начале Адама создал еси Господи, тогда Слову Твоему Ипостасному возопил еси Благоутробне: сотворим по Нашему подобию, Дух же Святый соприсутствоваше Содетель. Темже вопием Ти: Творче Боже наш, слава Тебе. (глас 2, седален на полунощнице)

Создавый по образу Твоему, Человеколюбче, человека, и умерщвлена грехом преступления ради, распенся на лобнем, спасл еси. (глас 3, канон крестовоскресен, песнь 4, тропарь 1)

Грех заставил нас жить в мире карнавальных зеркал. Наш грех исказил образ Бога внутри нас, и теперь мы живем среди других, которые несут этот искаженный образ. Мы единственная часть творения, которая имеет этот штамп на нас. Животные, птицы, скот и все существа, которые ползают по земле, не сделаны по Его образу. По его подобию не было деревьев, гор, звезд или океанов. В мире без греха человечество точно отражает красоту Бога.

Бог с любовью сотворил нас по Своему образу, чтобы показать Его славу через наше наслаждение от Него. Есть последствия для этой истины. Когда разворачивается история Библии, мы видим, что человечество выбрало восстание против жизни под Божьим любящим правлением. Тем не менее человечество несет образ Бога, как бы ни исказились.

Никакое другое создание, кроме человека, не получило от Творца дыхание жизни: И созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни; и бысть человек в душу живу (). Человек при Сотворении получил от Бога особый дар, которого не получил никто из иных созданий.

Церковнославянское слово преподобный означает «святой». Этим эпитетом издревле именовали людей богоугодной аскетической жизни, по преимуществу монахов, за которыми наименование «преподобный» закрепилось как форма святости. В этом смысле становится понятным призыв апостола: Подобни мне бывайте, якоже аз Христу (). Следует подражать святым в их стремлении к раскрытию в себе богоподобия, поскольку они сталипреподобными, подражая (уподобляясь) Христу.

Иисус искупает то, что мы исказили

Мы должны признать, что наш грех исказил образ Бога внутри нас. Наше единственное средство для этого - это наше искупление в Иисусе Христе. Каждая община несколько отличается от остальных. Когда вы переезжаете в новое сообщество, выполняете новую работу или переходите в новую школу, вы изучаете новое окружение. Многие вещи выглядят похожими, но вы скоро понимаете, что жизнь не совсем такая же, как и «дома». В сообществах нет большей разницы, чем между сообществом Адама и «Христа». В «Колоссянам 3» Павел напоминает что они были «избавлены от области тьмы» и «переведены в царство возлюбленного Сына».

Человек – венец мироздания; весь мир сотворен ради него. И в этой мысли нет губительной гордости и самообольщения, ибо речь идет не о личных достоинствах и заслугах какого-либо человека, а о нашем великом предназначении – стать подобными Богу: Яко да будете сынове Отца вашего, иже есть на небесех ().

В русском и славянском переводах Книги Бытия привычным стало выражение:Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему () – с предлогом «по» перед обоими словами. В еврейском же тексте Библии перед словами «образ» и «подобие» стоит не одинаковый предлог «по», но различные префиксы: перед «образом» – בּ (бэ, имеющий значение «в»), перед «подобием» – כּ (ки, имеющий значение «как», «как бы»). В итоге буквальный смысл выражения בצלמנו כדמותנו (бэцальмэну кидмутэну ) может быть переведен так: «в образе Нашем и как бы по подобию Нашему». Так, слова «образ» и «подобие» здесь являются даже не однородными членами предложения.

В Колоссянам 3 Павел призывает верующих «убить» то, что принадлежит адамическому сообществу, и «надеть» то, что принадлежит общности Иисуса. Применение: Когда-нибудь мы еще раз точно отразим Божью славу, когда мы полностью наслаждаемся Его. Иисус уже купил это обещание. Наша задача - практиковать то, что Христос уже совершил. Как верующие, мы измеряем наш рост нашим возрастающим подобием Христа Эта истина также мотивирует нас быть посланниками примирения в мире, фрагментированном грехом.

Вы были созданы, чтобы наслаждаться Богом и отражать Его славу. Мы с тобой совершили кораблекрушение этого святого призвания. Тем не менее, Бог с любовью действовал, чтобы искупить и восстановить нас в Иисусе Христе. Наш единственный подходящий ответ - превратиться из жизни в Адама и, по вере, ходить в нашей новой жизни во Христе. Как верующих, нас призвали быть министрами примирения. Неверующих, вас призвали примириться с нашим любящим Богом.

О сравнении в человеке образа и подобия писали многие святые Отцы.

Сказав о сотворении созданного по образу Божию человека (), Священное Писание свидетельствует о благословении мужа и жены: Иблагослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими и зверьми, и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли ().

Майк Лик - муж Никки, отец Исайи и Ханны, а также помощник пастора в Первой баптистской церкви, Джаспер, Индиана. Он также медленно работает над тем, чтобы завершить магистерскую степень Божественности в Южной баптистской духовной семинарии. Писание говорит нам, что Бог сказал: «Позвольте сделать человека своим собственным образом и подобием». Изображение - это своего рода копия его прототипа. Если изображение во всех отношениях не совершено, оно не равно его прототипу. Конечный человек не может быть совершенным образом бесконечного Бога.

Человек - несовершенный образ Бога. Образ Бога в человеке делает его выше, чем другие существа. Но только интеллектуальные существа имеют близкое сходство с Богом; только такие существа обладают духовными операциями понимания и желания. Изземные существа, человек имеет истинное подобие Богу; другие существа имеют след или след Бога, а не образ.

Вторично благословение на власть над всякой тварью было дано человечеству после Потопа: И благослови Бог Ноя и сыны его и рече им: раститеся и множитеся, и наполните землю и обладайте ею; и страх и трепет ваш будет на всех зверех земных и на всех скотех земных, на всех птицах небесных и на всех движущихся по земли и на всех рыбах морских: в руце вашы вдах я. И всякое движущееся, еже есть живо, вам будет в снедь ().

Ангелы - это чистые духи, то есть они смешиваются с материей, и они не предназначены для существенного присоединения к материи. Поэтому они более совершенны в своей интеллектуальной природе, чем человек, и, следовательно, они несут совершенно совершенный образ Бога, чем человек. В некоторых отношениях, однако, человек больше похож на Бога, чем на ангелов. Ибо человек исходит от человека, как Бог исходит от Бога; тогда как ангелы не исходят от ангелов. Андагайн, душа человека целиком находится во всем теле и полностью в самой части тела, и, таким образом, он обращает в себе образ Бога.

Подобно писал псалмопевец Давид: Вся покорил еси под нозе его: овцы и волы еще же и скоты польския, птицы небесныя и рыбы морския ().

Именно качество господства и власти (по-славянски «обладания» ) отличает человека от прочих созданий Божиих. На это указывали многие святые Отцы.

Святитель : «И все богатство твари, на земле и в море, уже было приготовлено, но еще не было того, кому владеть этим. Ибо не появилось еще в мире существ это великое и досточестное существо, человек. Ведь не подобало начальствующему явиться раньше подначальных, но сперва приготовив царство, затем подобало принять царя. Поэтому Творец всего приготовил заранее как бы царский чертог будущему царю: им стала земля, и острова, и море, и небо, наподобие крыши утвержденное вокруг всего этого, и всяческое богатство было принесено в эти чертоги. Богатством же я называю всякую тварь, все растения и ростки, и все чувствующее, дышащее и одушевленное… Поэтому последним из творений введен был человек: не потому, что был как нестоящий отринут в последние, а потому, что был призван сразу стать царем подвластного ему» .

Образ Бога находится в каждом отдельном человеческом существе. Он показывает в этом: что Бог прекрасно знает и любит самого себя, и индивидуальный человек обладает естественными способностями познавать Бога и Бога. Божественный образ в человеке отражает Бога в Единстве и в Троице. Создавая человека, Бог сказал: «Позвольте сделать человека своим собственным образом и величием».

Образ Бога в Троице появляется в человеке: Синтез и воля и их взаимодействие. В Боге Отец порождает Слово, Отец и Слово вращают Святой Дух. В человеке интеллект порождает слово или концепцию, интеллект с его словом выигрывает признание или любовь к воле.

Святитель : «Человек есть превосходнейшее из всех видимых животных; для него-то и создано все это: небо, земля, море, солнце, луна, звезды, гады, скоты, все бессловесные животные… Бог сотворил человека властителем всего существующего на земле» .

Открывая Библию, читатель на самых первых страницах встречается с такими словами: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Если вдуматься, то возникает масса вопросов. Почему все, даже Ангельский мир, творится в полном молчании и лишь творению человека предшествует Совет Святой Троицы? Что значит образ и подобие Божии в человеке?

Таким образом, образ Троицы находится в действиях души. Вторично, этот образ находится на факультетах души и в привычках, которые делают способности подходящими и действующими. Образ Бога находится в душе не потому, что душа может знать и любить, а потому, что она может знать и любить Бога. И образ дивана найден в душе, потому что душа обращается к Богу или, во всяком случае, имеет природу, которая позволяет ей обратиться к Богу.

Человек создан по образу и подобию Бога. Образ Бога различается в действиях и способностях и привычках души. Подобие Бога - это либо качество этого образа, либо состояние души как духовное, не подлежащее разложению распада. Руководство для учителя-ответчика 002.

— Почему в книге Бытия о творении человека говорится дважды (Быт. 1, 26; 2,7)?

— Здесь нет никакого противоречия. Просто первое повествование указывает на то, что человек является венцом творения — увенчивает все, сотворенное Богом. После того как были созданы основные элементы бытия, происходит встреча тварного мира со своим господином. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что человек вводится как царь в уже уготовленный сад, чертог, украшенный растениями и животными. А второе повествование указывает на то, что человек является принципом творения, началом, источником, смыслом всего остального.

Студенты поймут, что человек уникален, отличается от всех других творений Бога тем, что он один был создан по образу и подобию Бога и имеет живую душу. Создать означает «заставить возникнуть, сформировать из ничего». Изображение - это «имитация любого человека или вещи, подобие». Эти слова имеют особое значение в этом уроке.

В этом тексте мы видим завершающее достижение Божьего творения. Было сказано, что все другие части творения являются следствием Божьего Слова, но человек - это работа Бога, созданная по Его образу и подобию, по Божьей руке. Адам был именем, которое Бог дал первому человеку. Он исходит из еврейского слова, означающего «земли». Он был создан из праха земли, последнего из всех вещей, созданных на шестой день, в тот же день, что и звери, но отдельным актом творения и по образу и подобию Бога. Адам получил особое благословение над землей и ее обитателями.

— Бог решил сотворить человека по образу и подобию Своему. В чем выражаются эти свойства нашей природы?

— Господь сказал: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт. 1, 26), и дальше мы читаем: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (Быт.1, 27). О подобии уже ничего не говорится. В намерении две цели, а в реализации лишь одна. Поэтому общая святоотеческая мысль согласна в том, что образ — эта та данность, потенциал, который имеет каждый из нас. Подобие — это та цель, которой нам предстоит достичь. Так что же это за образ, что эта за данность? Восточные отцы никогда не стремились определить, т.е. поставить предел, что именно в нас по образу Божию. Это понятно: раз Первообраз — Бог, вполне не познаваемый, то и то, что в нас по Его образу, не может быть вполне выражено словами. Но все же мы встречаем у святых отцов отдельные указания на те или иные проявления черт образа Божия. Некоторые из них видят сообразность человека Богу в том, что человек обладает разумом, свободой, даром речи; другие — в том, что он обладает бессмертной душой, стремлением к богопознанию, в его способности творить.

Несмотря на различные богословские мнения, святые отцы делают такое обобщение: сообразность человека Богу заключается в его способности отображать Божии совершенства, например, какими-то дарованиями. Не все одинаково талантливы. Кто-то более склонен к творчеству, кто-то к интеллектуальному труду, кто-то больший молитвенник. Сообразность Творцу проявляется в каждом особенно. И каждый своим дарованием способен отображать Божии совершенства.

Что же понимать под подобием Божиим в человеке? Преподобный Максим Исповедник говорит, что если мы имеет в образе Божием разум, то должны стать мудрыми, как премудр Бог. Если мы любим (ну хотя бы самих себя мы способны любить), то призваны в подобии научиться любить жертвенно, совершенно. И так со всеми чертами образа Божиего. В подобии они должны раскрыться, развиться и достичь своего совершенства.

— Получается, что только человек, единственная сущность, созданная Богом, удостоился чести быть сотворенным по образу Божию. Никто больше не сподобился этого, даже Ангелы?

— У некоторых святых отцов мы можем встретить мысль о том, что Ангелы также имеют в себе черты образа Божия. Однако в Священном Писании относительно Ангелов мы этого не встречаем. Это частные мнения. А по отношению к человеку Писание прямо говорит, что в Предвечном Совете Пресвятой Троицы было сказано: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт. 1, 26).

— Насколько я понимаю, человек был изначально наделен творческими способностями, когда был поставлен Богом возделывать райский сад, нарекать имена животным. И порой в человеке эти черты образа Божиего — способность к творчеству — проявляются очень сильно. Некоторые гениальные люди говорили о том, что они не могут себя назвать творцами своих произведений. Например, Никола Тесла прямо говорил: «Не я автор моих открытий».

— Можно вспомнить слова блаженного Феодорита Кирского, который как раз и отмечает, что человек, хотя и не творит из ничего, как Бог, но может творить из материала, проявляя свои творческие способности. Целый ряд отцов стоит на этой точке зрения, говоря, что человек призван быть со-творцом Богу. Изобретения гениальных людей и есть пример такого сотворчества.

Что касается наречения имен животных, то здесь как раз Бог и приглашает человека к сотворчеству. Оставляя животных без имен, Он поручает это человеку. Человек призван довершить творение. Неслучайно человек называется царем и священником для окружающего мира.

— Для меня одно из подтверждений того, что человек призван возделывать землю,— это наши дачники. Когда едешь по дачному массиву и видишь, как люди на своих шести сотках пытаются устроить некое подобие райского сада, убеждаешься в том, что тяга к созиданию на земле заложена свыше. Эта потребность настолько сильна, что многие без этого не могут жить. Уже и здоровье не дает, и урожай не оправдывает затрат, а все равно в выходные надо ехать на дачу…

— Да, действительно, может быть, часто бессознательно эта потребность не дает человеку покоя. Ему надо все окружающее привести к гармонии.

— Наша природа после грехопадения очень сильно повредилась. Как это отразилось на образе Божием в человеке? Сохранился ли он? Ведь когда видишь человека опустившегося, преступника, негодяя, задаешься вопросом: где же здесь образ Божий?

— Образ Божий, несомненно, остался в человеке. Но сейчас, после грехопадения, он, если можно так сказать, затемнен, помутнен. Однако если бы мы вовсе утратили образ Творца, то перестали бы быть людьми. У каждого в той или иной мере остаются черты образа Божиего.

Мне очень нравится сравнение, которое приводит митрополит Антоний Сурожский. Он сравнивает человека с иконой (икона — греч. образ). Человек у него — это икона Бога. Он говорит о том, что иконы от неправильного хранения, от неправильного обращения могут испортиться и оказаться негодными для использования — но в этом случае мы их не выбрасываем, а пытаемся отреставрировать. Так же и человек: всегда оставаясь иконой Творца, Его образом, может быть изуродован страстями, греховной жизнью — но, тем не менее, он остается святыней, которую Бог продолжает любить и всегда хочет восстановить. Поэтому мы должны любить и уважать любого человека, как бы низко он ни пал. Любить в нем образ Божий.

— Святые отцы отмечают, что у Ангелов в природе присутствуют черты образа Божиего. А что они говорят о подобии — или это свойство только человеческой природы?

— Православная традиция высоко чтит и славит Ангелов Божиих, возвещающих волю Творца, но все же только человек призван к высшей славе — уподоблению Богу. Апостол Павел пишет: Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 13-14)?

Неслучайно Спаситель вочеловечился, пришел к людям. Несмотря на то, что и в Ангельском мире было грехопадение, Христос не принимает Ангельскую природу для ее исцеления. Он приходит в мир человеческий. Это — веский довод сказать нам, что человек для Бога драгоценнее всех тварей. Уже в Ветхом Завете говорится: Я сказал: вы — боги… (Пс. 81, 6) Боги с прописной буквы. Каждый человек призван достичь подобия Творца, стать богом по благодати. Эта цель человеческого существования. И другой нет.

— История Церкви знает таких людей, которые уподобились Богу?

— Конечно. Это святые. В сонме святых угодников Божиих Церковь выделяет чин преподобных, которые своим житием показывают нам этот путь возрастания.

— А возможно ли современному человеку уподобиться Богу? И как этого достичь?

— Возможно. Если человек евангельские ценности воспримет как свои, если он будет осознанно участвовать в таинствах Церкви и руководствоваться творениями святых отцов, то он способен достичь богоподобия. Более того — каждый из нас призван именно к этому, и ни к чему-то еще.

Здесь можно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского, который, отвечая на вопрос: «Что отличает современных христиан от великих подвижников древности?», говорил: «Отсутствие решимости, дерзновения». Ничто не мешает нам и сейчас идти путем святоотеческим. А цель жизни человека всегда во все времена была и будет до скончания века одна-единственная — богоуподобление.

Ответить на эти и другие вопросы мы попросили преподавателя Догматического богословия Саратовской православной духовной семинарии священника Михаила Поликаровского.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...