Все существительные на л. Изучаем буквы в действии!: Буква Л

Л

1. Aвтоматизация звука [л] в прямых слогах:

Ла – ло – лу ло – лу – лы

Ла – лы – лэ лу – ло – ла

Ло – ла – лы лу – лы – ло

Лы – ло – лэ лэ – ла – ло

2. Aвтоматизация звука [л]в обратных слогах:

Ал – ол – ул ул – эл – ал

Ол – ал – ул ыл – ул – ол

Ол – ул – эл ыл – эл – ол

Эл – ал – ол эл – ул – ыл

3. Aвтоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных:

Лва – лво – лву – лвэ дла – дло – длу – длэ

4. Aвтоматизация звука [л] в начале слова:

Лаванда, лайка, лак, лама, лампа, лапша, ласка, латка, лоб, ложка, лоза, локоть, лом, ловец, лодка, лот, лоток, лошадка, лужа, лопата, лоск, лужайка, лужок, лук, лукошко, луна, луноход, луч, лыжи.

5. Автоматизация звука [л] в конце слова:

Бал, вол, козёл, кол, мол, пол, пыл, стол, стул.

6. Aвтоматизация звука [л] в середине слова:

Бокалы, булавка, валун, вокзал, волан, голод, голубок, голубцы, ёлочка, жёлудь, зала, калач, колонна, кулак, малыш, молодец, палата, пила, полочка, пчёлы, салат, столы, талон, улыбка, холодок, шалун, булочка, школа.

7. Aвтоматизация звука [л] в словах со стечением:

Благо, блуза, вилка, влага, волна, галстук, глаза, глоток, глубина, злак, класс, клочок, колбаса, колпак, метла, платок, платье, плот, полка, салфетка, слава, слон, солдат, флот, хлопок, шлак.

8. Aвтоматизация звука [л] в словосочетаниях:

Весёлый малыш, гладкий лоб, глубокая лужа, глупая улыбка, голубые волны, кислое молоко, луч солнца, лыжная палка, молочная лапша, оловянная ложка, платье с воланами, плывущая лодка, плыть на плоту, полная луна, сломанная вилка, холодное молоко.

9. Aвтоматизация звука [л] в предложениях:

Алла пила молоко.

В кладовой лук и салат.

Врач надел белый халат.

Дедушка поехал на вокзал.

Дятел стучал клювом и долбил кору.

Клава поставила бутылку на полку.

10. Aвтоматизация звука [л] в чистоговорках:

ЛА-ЛА-ЛА – быстро вертится юла;

ЛО-ЛО-ЛО – (мы) приехали в село,

ЛУ-ЛУ-ЛУ – (мы) сидим на полу,

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – мы расставили столы,

АЛ-АЛ-АЛ – наш малыш упал,

ОЛ-ОЛ-ОЛ – мы пойдём на футбол,

УЛ-УЛ-УЛ – наш малыш уже уснул,

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ - твой суп уже остыл.

11. Aвтоматизация звука [л] в скороговорках:

Полы мыла Алла,

А Луша помогала.

Веник пол подметал,

Лом дощечки ломал.

У ёлки иголки колки.

Лапти лыковые,

Лыки липовые.

На лужайке дятел жил,

Дуб как долотом долбил.

12. Автоматизация звука [л] в стихах:

Золотая осень

Осень листья рассылает –

Золотую стаю.

Не простые, золотые

Я листы листаю.

Залетело на крыльцо

Золотое письмецо.

Я сижу читаю…

ЛЬ

1.Aвтоматизация звука [ль] в прямых слогах:

ле - лё - ли - ля
ля - лё - лю - ли
лю - ля - ли - ле

2. Aвтоматизация звука [ль]в обратных слогах:

АЛЬ – ОЛЬ – УЛЬ – ЫЛЬ – ЕЛЬ – ЮЛЬ – ЯЛЬ

3. Aвтоматизация звука [ль] в слогах со стечением согласных:

Хле, кли, сле, клюю, плю, пли

4. Aвтоматизация звука [ль] в начале слова:

Лиза, лист, лифт, липа, ливень, налим, долина, калина, Полина, малина, улитка.
Лиса, лицо, лимон, Лев, лес, лей, лезь, левый, лейка, лента, лебедь, леска, лесенка,

5. Автоматизация звука [ль] в конце слова:

6. Aвтоматизация звука [ль] в середине слова:

полёт, силён, далёкий, колёса, пелёнка, селёдка, зелёный, солёный, уголёк, кошелёк, мотылёк, фитилёк, самолёт. налей, налево, колено, полено, жалеть, телега, тюлень Кульки, бульон, бульдог, пыльца, тюльпан

7. Aвтоматизация звука [ль] в словах со стечением:

Блин, клин, шли, ближе, глина, длина, плита, климат.

Хлеб, Глеб, плен, клей, след, хлев, блеск, плесень, клетка, бледный, аллея, коллектив, бюллетень.

Клев, клен, слет, взлет, пленка, шлепать, похлебка.

Блюдо, клюв, ключ, плюс, плюш, злюсь, шлюпка, клюква, клюшка, плюшка, люблю, ловлю, слюда, наблюдать.

Для, пляж, клякса, шляпа, пляска, глянец, хлястик, глядеть, слякоть, склянка.

8. Aвтоматизация звука [ль] в словосочетаниях:

Зелёная ель. Зелёный лист. Зелёное пальто. Зелёные листья. Кленовая аллея. Гулять по аллее. Металлическая сабля. Полезный лимон. Падали на землю. Поливать из лейки. Олень с оленятами. На поле васильки. Тюльпаны в альбоме.

9. Aвтоматизация звука [ль] в предложениях:

У Лены лейка.
Галя и Оля бегали.
Лева и Коля сидели.
Коля сильнее Толи.
Леня полез на липу.
Далеко, далеко колокольчик звенит.
Оля поливает лимон.
Лида любит лимонад.
Леня лепит из пластилина.
У Левы заболели зубы.
Маленькая Оля лежит в коляске.

10. Aвтоматизация звука [ль] в чистоговорках:

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ: мы купили соль.

УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ: мы повесим тюль.

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ: на улице метель.

ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ: на листьях пыль.

ЛА-ЛА-ЛА: наша Леночка мала.

ЛУ-ЛУ-ЛУ: любит Лена похвалу.

ЛО-ЛО-ЛО: Лене в валенках тепло.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ: Лене валенки малы.

11. Aвтоматизация звука [ль] в скороговорках:

Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.

Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

12. Автоматизация звука [ль] в стихах:

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики цветы

Очень вежливы. А ты?

(Е. Серова)

Зиму всю мели метели

Зиму всю мели метели, -

Клёны, липы поседели…

А весной повеселели,

Зацвели, зазеленели.

(И. Демьянов)

В магазине Веленьке покупают валенки.
Маленькие валенки до чего милы!
Но надела валенки маленькая Валенька -
Оказались валенки на нее малы.


Буква Л - 13 буква русского алфавита. Буква Л обозначает согласный звонкий звук: твёрдый [Л] и мягкий [Л"].

Слова, начинающиеся на букву Л : лес, лето, лекарство, ласточка, липа, лоб, луч, люк, лёд, лифт, лягушка, лыжи, лампа, ландыш, ласты, лодка, лилия, лев, лагерь, ладошка, Латвия, лгун, лаванда, левша, лёгкий, лекция, лекарство, лепить, лётчик, липкий, лечить, лоджия, лосьон, лысина,

Буква Л в середине слова : слон, улица, улыбка, апельсин, белка, блины, дело, ёлка, дупло, капли, пчела, улитка, Юля, хлеб, Алиса, блузка, весло, вилка, волосы, глина, голос, клоун, малыш, пугало, фильм, дельфин, железо,

Буква Л в конце слов : стол, стул, ель, мел, пыль, овал, рояль, угол, узел, ангел, бокал, вокзал, бал, дятел, котёл, пенал, сокол, чехол, факел, шакал, футбол, минерал, Стамбул, мотоцикл,

Несколько букв Л в слове : колокольчик, лилия,


Букву Л из лыж мы сложим,
Палочку наверх положим,
Одна лыжа стоит прямо,
Другая клонится упрямо.

Стихотворения ( , )

Мы с мамой учим буковки.
На "Л" есть слово "луковка".
Кусачая, плаксивая,
Почти как "А" красивая...
/Н.Рыбакова/

Лисёнок по лесу гуляет,
Лисёнок буквы повторяет,
Раз, два, три, четыре, пять,
Как бы букву Л не потерять.

Прислонились к ели ель -
Получилась буква "Эль".

Мы летели высоко,
Мы летели низко.
Мы летели далеко,
Мы летели близко.

Мы косили, мы устали,
Под кустом легли, поспали.
Сели, посидели
И снова полетели.

Лебеди летели
И на воду сели
Воду лили, лили, лили,
Поливали, полиали,
Ляленьку купали.

Первой букву Л напишем.
Две доски покрыты крышей.
Пояс букве Л наденем -
Л на букву А изменим.
Снова букву Л напишем.
Подчеркнём чертой пониже,
Ножки ставим по бокам -
Буква Д выходит к нам.
Если ты две буквы Л
Рядом написать сумел,
То они на радость всем
Превратятся в букву М.

Скороговорки ( , )
На лугу под лопухом
У лягушки летний дом.
А в болоте лягушачьес
У неё большая дача.

Сел и всё съел.

Палку толкал лапой Полкан.

Мама Милу мыла с мылом.

Маланья-болтунья молоко болтала,
Мила мыло не любила.
Болтала, да не выболтала!

Загадки ( , )

У лягушки Лушки -
Ножки-попрыгушки.
Квак-шлёп! Квак-шлёп!
М в болотце с кочки хлоп!
Чтоб журавль её не съел,
Лушка стала буквой...

Стёр с бумаги ластик наш
Всё, что сделал карандаш,
А чернила не сумел -
Превратился в букву...

На лугу под лопухом
У лягушки летний дом.
А в болоте лягушачьем
У неё большая дача.

Вёз корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Малосольный огурец
Сын солил, а съел отец.

Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила,
Мыло Мила уронила.

Чистоговорки ()

АЛ-АЛ-АЛ - у нас будет бал.
ОЛ-ОЛ-ОЛ - в зале надо вымыть пол.
ОЛ-ОЛ-ОЛ - в зал поставили мы стол.
УЛ-УЛ-УЛ - у стола поставим стул.
АЛ-АЛ-АЛ - вот заходят гости в зал.
АЛ-АЛ-АЛ - Леонид разбил бокал.
ЛУ-ЛУ-ЛУ - лежат осколки на полу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ - надо подмести полы.
АЛ-АЛ-АЛ - ах, какой весёлый бал!


Изображение буквы Л и картинки на букву Л ()










Логопедия. Дефектология.

Как-то нечаянно я заметила, что мой сынишка, которому 4г 9м, не может выговорить твёрдую букву Л (до этого была обратная проблема - согласные звуки он слишком твёрдо выговаривал и в них не было мягкости). Т.к. логопед (а) долго надо ждать своей очереди (мы уже ждём 2 месяца) и (б) дорого сторит, я решила поискать информацию как же самой исправить этот дефект речи.

Вот рекомендации, которые я нашла (источник №1 и №2 , внизу добавила из источника №3):
1) прикусить кончик распластанного языка и, растягивая губы в очень широкой улыбке, произносить в таком положении губ, зубов и языка звук "ы-ы-ы";
2) улыбаться, при этом открыть рот (между верхними и нижними зубами должна быть щель около 2 см), и спрятать кончик языка за верхние резцы и произносить звук "ы-ы-ы";
--> Когда будет чистый звук "Л", переходить к произнесению звука в слогах "АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ", "ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ", затем "АЛА, ОЛО, УЛУ, ЫЛЫ, АЛО, УЛА...", потом к словам, фразам, скороговоркам.
3) широко открыть рот, язык положить на нижнюю губу, и, открывая и закрывая рот, произносить звуки "ла", "ло", "лу", "лы", при этом подбородок удерживать рукой, чтобы он не двигался;
4) Упражнение "Чистим зубы": Широким языком двигать по верхним и нижним губам, как будто чистим зубы, с внутренней и внешней стороны;
5) "Вкусное варенье": Широким языком слизывать с верхней и нижней губы;
6) Высунуть язык и попытаться дотянутьсяим до кончика носа;
7) "Маляр": Кончиком языка водить по верхнему нёбу, как будто вы его красите
--> После 1-2 недель упражнений надо выучить стихотворение. Очень важно чётко и громко произносить все звуки.
"В гости к нам зима пришла,
Стали белыми дома.
Снег летает там и тут.
Малыши гулять идут.
Во дворе белым бело.
Много снега намело.
Слышны крики детворы,
Санки катятся с горы"
8) кончик языка надо "вжать (вдавить)" в передние верхние два зуба и пробовать произносить "Л";
9) Прижмите кончик языка к верхним резцам. Язык должен ощутимо упереться в зубы. С усилием оттолкнитесь языком от зубов, произнося при этом «лак», «лужа», «лебедь», «люстра», «ложка», «лыжи». Обратите внимание, что в зависимости от гласного звука после «л», положение языка слегка меняется. При произношении слова «люстра» язык упирается уже не в зубы, а в верхнее небо. А во время произношения слова «лыжи» — в самый краешек верхних резцов. Но принцип произношения звука «л» одинаков — язык с усилием отталкивается от препятствия.
10) Если у вас сразу не получается сказать отчетливое «л», значит нужно заставить работать ваш язык. Для этого выполняйте следующее упражнение:
— при произнесении звука «л» в вышеперечисленных словах зажимайте язык кончиками верхних и нижних резцов, как будто прикусывая его. Таким образом вы зафиксируете язык и приучите его к правильному положению
11) Повторяйте медленно и отчетливо следующие скороговорки:
— «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»;
— «Тридцать три корабля лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да не вылавировали»;
— «Полосатые матрасы полоскала дочка Власа, полоскала-полоскала, полосатой речка стала»

Дописано позже:
1) Надо объяснить характерную особенность артикуляции звука Л и подкрепить зрительно: "Когда мы правильно говорим звук Л, кончик языка поднимается к верхним передним зубам, прижимается к передним зубам, толкает зубки, губы улыбаются и видны все зубки".



2) Закрепляем в упражнении "Силач": кончик языка поднимаем к верхним зубам, упираемся в верхние зубы и с силой толкаем со звуком [л-л-л].
3) Упражнение "Звук Л путешествует по дорожкам": сколько пальчик бежит по дорожке, столько мы поём "Л-л-л" (можно придумать, что бежим по дорожке в магазин за Л..опатой, Л..ошадкой....)

Хитрости, если вместо "Л" ребёнок выговаривает звук "В" - читайте .

Хитрости, если вместо "Л" ребёнок выговаривает звук "ЛЬ":
1) Просим ребёнка повторять речевой материал с сильно высунутым языком, зубы соприкасаются почти со спинкой языка. В то же время ведётся фонематическая работа. Далее кончик языка постепенно заводится за верхние зубы.
2) Прикусывать острый кончик языка на звук "Л" в автоматизируемом матермале.

Постановка и закрепление звука Л из книги Е.М.Косиновой .

Артикуляционная гимнастика - читать и смотреть !

Сказка про букву Л ()


Буква Л расстраивалась, что она не самая лучшая, не самая главная.
- Вот на букву М на чинаются слова "мама", "мир", "море".
- На букву С - "солнце", "свет", "счастье".
- На букву У - "ум", "удача", "успех".

Буквы М, С, У её успокаивали.
- На твою букву тоже начинаются хорошие слова: лбди, лес, литература, луч (солнечный и тёплый).
Повеселела буква Л.
-И вправду, много хороших слов начинается на мою букву: лето, ласточка, лошадка, луна.
-А ещё есть хорошее, доброе слово "ласка". Ласка - это проявление нежности, хорошего расположения, доброты.
А другие буквы Алфавита сказали букве Л:
- Буква Л! Мы тебя любим! Ведь одно из самых главных слов - "любовь" начинается именно на букву Л.

Сказка про букву Л ()

— Не хочу спать, не буду ложиться, — капризничала девочка.

Мама грозно нахмурила брови, но буква Л тихонечко шепнула ей на ушко волшебное слово «Люблю».

— Я люблю тебя, моя малышка, — ласково сказала мама и обняла дочку. Мама поцеловала ее, и девочка спокойно заснула.

«Большим и маленьким людям больше всего на свете нужна любовь и ласка», — подумала буква Л.

Она летала повсюду и ласково шептала: «Люблю, люблю, люблю», — чтобы никто не забыл сказать это волшебное слово.

На этаже, чуть ниже буквы «К», жила-была буква «Л». Это была самая добрая и весёлая, самая ласковая буква Алфавита. Всегда-всегда она была в хорошем настроении, никто никогда не видел, чтобы она плакала, или расстраивалась, нет! Наоборот, она всегда ходила и напевала какую-нибудь мелодию, вот так:

– Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.

И всем, кто с ней встречался, становилось легко и весело тоже. Ведь с буквы «Л» начинается слово «любовь»! И буква «Л» всех любила, и другие буквы отвечали ей взаимностью!

Однажды к ней пришла опечаленная буква «О». Она очень обиделась из-за чего-то и плакала, и вздыхала:

– Ох, ох, ох, мне плохо, обидно, ох!

– Не плачь, буква «О», я тебя сейчас обласкаю и напою «любовью»!

У буквы «Л» стоял в шкафу на кухне горшочек с жидкостью, на котором было написано: «любовь». Об этом все знали, и если кому-то было плохо, шли к букве «Л» за помощью. Она поила больных этим напитком, «любовью», ведь это самое лучшее лекарство, верно? И все сразу же выздоравливали.

И буква «Л», как обычно, открыла свой шкаф, чтобы достать этот горшочек, но увы, в шкафу было пусто! Горшочка с любовью там не было!

– Ах, что же мне делать? – воскликнула буква «Л». – Как же я смогу помочь букве «О»?

Она побежала к букве «А», которая была самой главной и самой умной в Алфавите и всё знала. Рассказала она букве «А» о том, что произошло, а та сразу же созвала все буквы на совещание и спросила:

– Где найти горшочек с любовью?

Думали буквы, думали, но ничего не могли придумать. Тогда вдруг буква «Я» сказала:

– А может быть нам спросить у Земли?

– У Земли? – удивились все.

– Ну да, у Земли. Она же ведь полна любовью, она всех любит! Вон, какие на ней красивые цветочки, деревья растут, и всех она любит, кормит, и птичек, и рыбок, и зверей, и нас, и ребяток тоже.

– Ну, хорошо, – сказала буква «А», – тогда вы, буква «Л» и буква «Я», идите и спрашивайте, а я пойду по делам, у меня очень много дел!

И она распустила совет и ушла по делам.

А буква «Л» и буква «Я» спустились на самый первый, самый нижний этаж, где жила буква «Я», вышли в сад, который она выращивала. Сели они на травку-муравку под яблоню в саду и давай Землю-матушку спрашивать:

– Земля! Земля! Послушай нас, пожалуйста! Ответь ты нам на вопрос: «Где находится горшочек с любовью, куда он пропал у буквы «Л»?

– Ах, глупенькие вы мои буковки! Ищите горшочек с любовью, а любви то в том горшочке и не было вовсе!

– Как это не было? – удивились наши буквы.

– А так! Эта любовь всё время находилась в сердце у буквы «Л»! Просто оно у неё большое-большое и доброе! И там много любви! И когда она давала другим буквам жидкость из горшочка, то она, жидкость, пропитывалась её любовью и вылечивала другие буквы! И у них тоже, у всех-всех в сердце есть любовь.

Просто те, кому плохо, о ней забыли. Им надо помочь её снова найти.

– Так что же мне сейчас делать с буквой «О», которая там сидит и плачет? – спросила буква «Л»?

– А ты возьми моих листиков от малины, смородины, вишни, ромашки цветы ты сорви, и всё это в чай завари! И буковку «О» напои! Только делай всё с любовью, как и раньше. Помни, она в тебе, а не в том горшочке!

– Спасибо! Спасибо! – весело закричали буквы, нарвали листиков и побежали наверх, в квартиру буквы «Л», где сидела и плакала обиженная буква «О».

И буква «Л» заварила ароматный чай с любовью и с любовью его дала букве «О». И пожелала ей от всего сердца поскорее выздороветь и не плакать никогда!

И буква «О» выпила этот чудесный чай, который весь пропитался любовью – самым хорошим лекарством, и ей сразу стало лучше. Она послушала себя: «О! Мне уже стало хорошо! Внутри меня бьётся сердце, и оно наполнилось любовью!»

Послушай, есть в твоём сердце любовь? Тук-тук, тук-тук… Чувствуешь, как оно бьётся, как тепло в груди? Значит есть там любовь!

Следующая часть нашего тренажера по чтению. Сегодня это буква Л. Сначала, как обычно, читаем слоги слияния. Ла-ля, ло-лё, лу-лю, лэ-ле, лы-ли. Потом слова из трех букв. Потом двухсложные слова. И в конце предложения. Не забывайте показывать ребенку на пометки под словами. слог-слияние обозначается дугой. А буквы, которые читаются отдельно - точкой.

Ли-ли-пу-тик, ли-ли-гном ле-де-нец ли-зал ли-ло-вый.

Следующая часть нашего тренажера по чтению. Сегодня это буква Л. Сначала, как обычно, читаем слоги слияния. Ла-ля, ло-лё, лу-лю, лэ-ле, лы-ли. Потом слова из трех букв. Потом двухсложные и многомложные слова. И в конце предложения.

Не забывайте показывать ребенку на пометки под словами. Слог-слияние обозначается дугой.

А буквы, которые читаются отдельно - точкой.

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все файлы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Картинки в архивах не помечены водяными знаками.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...