Всё в мире относительно. Все относительно кто сказал

Бабочки, конечно, ничего не знают о змеях. Зато о них знают птицы, охотящиеся на бабочек. Птицы, плохо распознающие змей, чаще становятся...

  • Если octo на латыни «восемь», то почему октава содержит семь нот?

    Октавой называется интервал между двумя ближайшими одноименными звуками: до и до, ре и ре и т. д. С точки зрения физики «родство» этих...

  • Почему важных особ называют августейшими?

    В 27 году до н. э. римский император Октавиан получил титул Август, что на латыни означает «священный» (в честь этого же деятеля, кстати,...

  • Чем пишут в космосе

    Известная шутка гласит: «NASA потратило несколько миллионов долларов, чтобы разработать специальную ручку, способную писать в космосе....

  • Почему основа жизни - углерод?

    Известно порядка 10 миллионов органических (то есть основанных на углероде) и лишь около 100 тысяч неорганических молекул. Вдобавок...

  • Почему кварцевые лампы синие?

    В отличие от обычного стекла, кварцевое пропускает ультрафиолет. В кварцевых лампах источником ультрафиолета служит газовый разряд в парах ртути. Он...

  • Почему дождь иногда льет, а иногда моросит?

    При большом перепаде температур внутри облака возникают мощные восходящие потоки. Благодаря им капли могут долго держаться в воздухе и...


  • На мой взгляд, это одно из самых значительных высказываний в Мире. Мало кто задумывается над смыслом этой гениальной фразы. Максимум, как видит её человек, в большинстве своём, это связанную с физикой. Но она глубочайшим образом связана со всей жизнью.
    Движение, время, восприятие… Все рассматривается относительно чего то. И выводы делаются на основании этого рассматривания. Но правильные ли выводы? Я давно заметил, что здесь кроется, что то гораздо большее, на первый взгляд все кажется таким сложным, но когда осознаешь суть, все становиться до смешного простым. И почему этого люди не замечают? Это же так просто! Такие мысли приходят ко мне все чаще и чаще.
    Я не претендую на Истину в конечной инстанции, я приведу лишь свои размышления и выводы сделанный на основе этих размышлений. Может где то я и допускаю ошибку, в прочем как и любой другой человек. Каждый приносит в этот Мир частичку Своего понимания.

    Время и движение

    Начну с самого простого - движения . Все свои знания о движении мы получаем ещё в школе. Формулы, расчёты… Движение (перемещение) одного объекта возможно только относительно другого. Я стою на тротуаре, мимо движется автомобиль. Он движется относительно меня. Два автомобиля движутся параллельно друг другу с одинаковой скоростью, относительно друг друга они не перемещаются, они недвижимы. Это все понятно и просто. Но если рассмотреть движение вместе с таким понятием как время? Очень внимательно и осознанно рассмотреть?
    Что такое время? Существует ли оно? Вот, что говорит нам энциклопедия, кратко:
    «Время - одно из основных понятий философии и физики, условная сравнительная мера движения материи, а также одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел.
    В философии - это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении - из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами.
    »
    Условная сравнительная мера движения материи, то есть мера условная, и сравнительная, значит определяется путём отношения.
    Человек создал периоды, относительно наблюдения за «восходом» и «закатом» Солнца, «появлением» и «убыванием» Луны, то есть «движению» данных объектов относительно Земли. Эти периоды – день, ночь, неделя, месяц, год… Сутки были поделены на равное количество единиц - часов, те, в свою очередь, на равное количество - минут, и так далее. То есть время это порождение ума человека и является иллюзией.
    Рассмотрим на примере, как человек воспринимает время. Я нахожусь в точке «А», в городе «А», мне надо попасть в другую точку, город «Б». Для меня «Б» является будущим, как бы ещё не существующим. Я начинаю своё движение. По мере удаления от «А», «А» перемещается в прошлое, во временном и пространственном понятии «А» удаляется от меня. «Б», по мере приближения, как бы становится ближе к моему настоящему. Я прибыл в «Б», оно стало настоящим, «А» стало прошлым. Теперь рассмотрим это движение в пространстве и времени относительно большего, например, с такой высоты, чтобы обе точки нам были видны одновременно.
    «А» и «Б» существуют одновременно, ничто не исчезает, ничто не появляется. Все происходит в это самое мгновение - здесь и сейчас. Происходит только моё перемещение, относительно этих точек и относительно тех объектов, которые я прохожу по мере перемещения. Течение времени я наблюдаю только с помощью хронометра и замечая смену дня и ночи - движение Земли вокруг своей оси. Поднимемся выше, на такой уровень, где наша планета видна как шар в бесконечности космоса. Я, «А», «Б» и все, что находится на планете, с этого ракурса, воспринимается как существующее одновременно, здесь и сейчас!
    И так далее, как поётся в песне: «Все выше и выше, и выше…». Так существует ли время? Или оно существует только в наших умах? Выводы предлагаю делать самим.

    Не впадайте в крайности.

    С помощью понятия относительности можно очень многое постигнуть.
    Но какое отношение к Духовному Поиску имеет все описанное выше, спросите Вы? Я отвечу - прямое! И не только к Духовной стороне жизни, но и ко всей, целостной жизни. Люди, в основном, идут двумя путями:
    Первый - жизнь «по привычке», согласно «инструкциям», обусловленности, концепциям, полученным с момента рождения. При таком подходе человек склонен винить во всех своих проблемах кого угодно, только не себя! Я думаю, вот это то и подразумевал Будда, говоря, что жизнь это страдание.
    Второй - путь духовного развития, когда отвергается все мирское. Отсюда и уход от жизни в монастыри, пещеры и так далее. Ценится только Бог, Душа, Сущее… остальное все вообще не считается значительным, подавляется. В том числе и тело.
    Но существует ещё и третий путь - Путь гармоничного развития. Где человек видит себя не разделённым, гармоничным целым - тело, ум, дух. И пользуется всеми этими составляющими правильно, понимая что есть что.
    Я рассматривал подробно первые два пути, первым я шёл долго, не задумываясь о том, что может быть что то ещё. Этот путь приносил не много хорошего, вернее хорошее подразумевалось, как само собой разумеющееся, а плохое отвергалось, не принималось, не виделось, почему оно происходит.
    Ко второму пути многие приходят от невыносимых страданий, которые «преподносит» жизнь. Люди начинают искать утешение в религиях, искать ответы там. А там их уже ждут! Клиент созрел, так сказать, можно его использовать. При этом человеку напрочь обрубают возможность мыслить самостоятельно. Все уже готово, все ответы уже есть писаниях. В общем то это лучше, чем первый путь, но тут вы впадаете в другую крайность. От накопительства, до отвержения самой жизни. Вы бежите от мирских концепций к «духовным».
    Меня эта чаша миновала. Может потому, что в жизни не было ничего сверх «плохого», я не был загнан в безысходность существования. Во мне таился интерес к познанию жизни. Как я писал раньше, катализатором стала одна из книг Мастера Ошо. Она дала тот толчок, который начал моё движение в поисках Истины.
    Вот теперь можно говорить и о теории относительности в Духовном, Целостном, Гармоничном развитии.
    Как я уже говорил, мы приходим в этот Мир целостным Существом. Дух приходит через тело, дальше формируется Личность. Проследив весь путь формирования человека как личности, можно понять, что сама Личность это вещь наживная, она изменчива, можно даже сказать - непостоянна. Её можно назвать иллюзорной.
    Человек рождается чистым листом. Окружение «делает» ему личность. Имя, привычки, знания… То есть, будь ты представителем Негроидной расы, Монголоидной, или ещё какой либо, то есть Дух проявленный в одном из данных тел, рождённый, пусть на территории Украины, получивший все знания, концепции и обусловленности этой страны, ты будешь отличаться от коренных жителей только внешне. Говорить ты будешь на языке этой страны, мыслить ты будешь так же как и другие жители этой страны. Точно так же и Украинец, рождённый в Японии, выросший там, будет отличаться от Японцев только внешне.
    Возьмем больше. Если человек прожил какое то время в Украине, а, скажем лет в 20 попал в Японию, и отбросив своё прошлое, изучил язык, традиции, получил другое имя… То есть полностью отождествил себя с представителями данной страны, то по прошествии какого то времени, он, можно сказать, обрел другую личность.
    Осознавая все вышесказанное можно разбираться дальше. Есть такое понимание, Истинно только То, что проявляется в этом мире через тело, остальное иллюзия. То есть все что меняется и непостоянно есть иллюзия. Я пока беру во внимание только человека, не затрагивая весь остальной мир. Я с этим не до конца согласен. Сущее проявляется через тело, тело изменяется постоянно, и исчезает со своей смертью - да. Личность формируется, является изменчивой - да. Сущее (дух) постоянно - да. Но не следует выделять Сущее, отбрасывая тело и личность. Нужно только понимать где, у чего своё место.
    «Тело - храм Божий» – золотые слова! Зачем же пренебрегать телом? Зачем же издеваться над этим храмом, разрушать его, не поддерживать его в порядке? К чему все эти аскезы, умерщвления плоти… Точно так же и неприемлемо повышенное внимание к «зданию», и запустение «внутреннего убранства». Фасад красив, но внутри… заглянешь и противно становиться! Человек как здание, должен быть красив и внутри и снаружи.
    И для поддержания порядка должен быть «управляющий», «наблюдатель». Это и есть дух, Сущее, То… Управлять и наблюдать надо не только за телом, но и за эмоциями, мыслями.
    Ум - должен быть инструментом в руках духа, блуждающие мысли должны быть развеяны. Это можно сделать, но не усилиями, а пониманием. Проявление наблюдателя, управляющего возможно только при помощи медитации. Когда наблюдаешь за умом, течением мыслей, возникновением эмоций, не вовлекаясь, то приходит осознание присутствия наблюдателя. И понимаешь все вышесказанное. И если действовать относительно наблюдателя, то все становится в жизни на свои места. Ты понимаешь, что эмоции могут быть, в них нет ничего плохого, их не надо подавлять, загонять в «глубь». Ты понимаешь как они формируются, от чего и по каким причинам, прослеживаешь весь путь от начала и до полного растворения. Так же и с мыслями - постоянным «базаром», диалогами с самим собой. При отслеживании и понимании «базар» прекращается сам собой. Ум становится инструментом, помощником.

    Мир иллюзорен?

    Существует такое мнение авторитетных, уважаемых мною Мастеров. Я с ними не согласен, если понимать это выражение прямо. Я не знаю как видят Мир просветлённые, я не могу судить на сколько я прав, относительно их видения. Я говорю за себя.
    Если кратко, то я понимаю это так - Мир иллюзорен относительно нашего восприятия. Он никуда не исчезает когда мы засыпаем глубоким сном, все то, что нас окружает существует, оно не появляется с нашим пробуждением. Мы проявляемся с пробуждением, вернее проявляется осознание, тело то на месте, оно мирно лежит на кроватке.
    Осознание начинает воспринимать окружающее, мир. А вот то как оно воспринимает - и есть иллюзия . Восприятие происходит через органы чувств, обрабатывается умом и преподносится воспринимающему. Чистота восприятия зависти от чистоты ума. Ум отражает как зеркало, загрязнённое зеркало отражает искажёно, неполноценно, иллюзорно. Мастера Дзен говорят: «Держите своё «зеркало» чистым». Это все касается и видимых (материальных) объектов, и объектов чувств. Рассмотрим два примера:
    1. Материальные объекты. Тут чистота восприятия зависит от «настройки, качества» органов восприятия. То есть, для одного объект может казаться синего цвета, для другого - зелёного. Цвет воспринимаемого объекта зависит от органа зрения. При нарушенном цветовосприятии человек будет видеть по другому. То есть, один и тот же объект разными людьми воспринимается по разному. Объект присутствует, но видим не одинаково. А если сравнить то как его воспринимает человек и другие существа… У паука, саламандры, собаки… совсем другое восприятие. Мы можем только догадываться как они видят тот же объект.
    Точно так же и с обонянием, осязанием и так далее. Что для одного вонь, для другого божественный аромат. Что для одного холод, для другого жара.
    Вывод - восприятие непостоянно, не одинаково. Значит можно отнести его к иллюзорному.
    2. Объекты чувств. Эмоции, мысли… Чтобы долго не рассуждать приведу такой пример - Встречаются два знакомых человека, один из них проходит мимо, с угрюмым видом, не замечая и не здороваясь со вторым. Первый, не зная истинных причин такого поведения своего знакомого, начинает делать надуманные выводы: «Он обижен на меня за что то, он не захотел здороваться, что я ему сделал?» Этот мысленный процесс может растянуться на часы. Человек будет все больше и больше себя накручивать, задавая себе вопросы и сам же отвечая на них. В итоге он может прийти к выводу, что его знакомый стал его злейшим врагом и готовит против него какую то пакость, и так им проникнуться, что кроме ненависти, неприятия он уже ничего не будет чувствовать к этому своему знакомому. А истинное положение вещей таково, что у его знакомого просто было плохое самочувствие, да ещё он, пробил колесо на своём автомобиле и ему пришлось ехать в сервис, опоздать на встречу… Да мало ли что ещё. Вот вам в итоге и настоящее иллюзорное видение ситуации.
    Вот так все время человек и живет в этих иллюзиях, с замутнённым, спящим сознанием. Ведет постоянные диалоги сам с собой в голове, полностью подчиняясь их выводам, следуя их указаниям, погружаясь в поднятые эмоции, действуя из такого состояния. А состояние это ни коем образом не отражает истинное положение вещей.
    Отсюда и непонимание того, что и как происходит, почему происходит, психозы, недовольства собой и другими, страдания.

    Мир есть таков каков есть

    Мир есть таков какой есть, не больше и не меньше. Он не дуалистический. Дуальность создаётся умом.

    Добро и зло.

    Добро, зло… Зла не существует, как не существует и темноты. Есть только отсутствие добра и света. Халиль Джебран устами своего Пророка говорил:
    «И один старейший города сказал: Скажи нам о Добре и Зле.
    И он ответил: О хорошем в вас я могу говорить, а не о зле. Ведь что есть зло, если не добро, измученное собственным голодом и жаждой? Поистине, когда добро голодно, оно ищет пищу даже в тёмных пещерах, и когда оно жаждет оно пьет даже мертвенные воды.»

    Если очень глубоко задуматься над этим вопросом, то можно понять, что человек приходит в этот мир с добром. По мере взросления, он может его терять, в зависимости от окружения, отношения и так далее. При полной потере добра вырастает монстр. Так кто же виноват в его появлении? Кто виноват в том, что Гитлер уничтожил такое количество людей? Я не пытаюсь его оправдать, я пытаюсь показать суть вещей. Изначально Гитлер хотел стать художником, его отвергли, не приняли в академию художеств, сказали, что у него нет таланта. Пусть он и не смог бы рисовать такие картины как Ван Гог, Леонардо да Винчи, Микеланджело… Но это была его страсть, его желание. Он мог бы рисовать посредственные картины, но вкладывать в них душу. Я думаю, они были бы намного прекрасней, чем некоторые картины современных, модных художников, выставляющихся в арт галереях современного искусства. Потом он решил попробовать себя в архитектуре, свою энергию он хотел повернуть в созидательное русло. Ему и там отказали… И он вынужден был пойти в политику. А политика ничего не имеет общего с созиданием. Это самое лживое и грязное занятие созданное человечеством. Как итог - одна из самых кровавых войн за всю историю человечества. Миллионы убитых, искалеченных…
    Что же делать со всем этим? Выход есть, он прост в описании, но сложен в понимании и исполнении. Описание? Пожалуйста, очистите свой ум, сделайте его слугой. Когда ум станет полностью спокоен, придёт чистое, не иллюзорное видение. Для достижения этого станьте наблюдателем и действуйте как хозяин, то есть живите от Истинного Я. От Я Есмь. Станьте Светом самому себе, как говорил Кришнамурти.

    ***
    «Будьте тем, кто вы есть. Нечему снисходить или проявляться. Необходимо только потерять эго. То, которое ЕСТЬ, всегда здесь присутствует. Даже сейчас вы – ТО и не отделены от Него. Пустота видима вами, и вы находитесь тут, чтобы видеть её. Зачем ждать? Мысль “Я ещё не увидел”, надежда увидеть и жажда обрести что-нибудь – всё это работа эго. Вы попались в силки эго. Эго говорит всё это, а не вы. Будьте собой – и только!»

    “Реальность – просто утрата эго. Уничтожьте эго поиском его подлинности. Так как эго не имеет действительного бытия, то оно непроизвольно исчезнет, а Реальность затем будет сиять Сама по Себе. Это – прямой метод, тогда как все остальные методы выполняются только при помощи эго”.

    “Не существует большего таинства, чем это: бытием Реальности мы стремимся добиться Реальности. Мы думаем, что есть нечто, скрывающее нашу Реальность, и что оно должно быть уничтожено перед завоеванием Реальности. Это смехотворное заблуждение. Рассвет наступит, когда вы сами будете смеяться над вашими прошлыми усилиями. То, которое возникнет в тот день вашего смеха, уже присутствует здесь и теперь”.

    Каким является этот мир - абсолютным или относительным? И что он несет в себе на самом деле? Ведь вполне возможно, что все, нас окружающее, есть лишь иллюзия, созданная нашим сознанием. Значение слова "относительно" несет в себе огромное количество определений не только в философии, но и в религии, физике и даже астрономии и геометрии. Могут ли быть значения единственно верными или все же их количество всегда стремится к бесконечности? Чтобы понять, откуда же пошла эта теория, нам придется углубиться в историю на многие тысячи лет.

    История философии относительности

    Что значит "относительно"? Толкование этого слова может быть разным и куда более глубоким, чем кажется на первый взгляд. Этим вопросом занимались многие великие мыслители с самых древних времен.

    Относительность - философская прагматика, которую изучали еще в доисторических цивилизациях. Просвещенные люди древней Греции, считали что все в этом мире абстрактно. Так, Сократ сказал: “Я знаю только, что я ничего не знаю, но многие не знают даже этого!”

    Начало и конец бытия, его истинный смысл - все это несет в себе сокровенную тайну, покрытую мраком. Ведь любое наше утверждение верно только в системе, в которой мы находимся. В иной оно будет искажено или диаметрально противоположно. Так, левая рука у вас с одной стороны, а у человека, стоящего напротив, - с другой. Если у вас спросят, где левая сторона, вы покажете в противоположные направления и оба будете правы. В этом заключается

    Так создаётся иллюзия

    Иногда на абстрактных картинах мы можем увидеть изображение смысла относительности мироздания, которую визуализирует иллюзия.

    Голандский художник Морис Эшер создал литорафию на которой видно, что мир относительно расположен, в зависимости от точки нахождения в нем объектов.

    Таким образом создается оптическая иллюзия, которая обманывает нас благодаря тому, что показывает нужный объект под определенным ракурсом. Этому способствуют тени, наложеные особым образом, и линии, проходящие под определенным углом. Так, мы видим, что одна и та же грань может иметь разные трактования положения, в зависимости от точки зрения смотрящего, что значит - относительно него.

    Абсолютное и относительное

    Иллюзия абсолютности - одно из главных заблуждения нашей жизни. Абсолютное - это антитезисное значение слова "относительно". Оно подразумевает безоговорочное правильное утверждение какого-либо понятия или явления, тогда как мир имеет непостоянную структуру, то есть не может быть абсолютным. Этот тезис является верным только в случае, если речь идет о какой либо закрытой системе отсчета.

    Теория Энштейна

    Теория относительности несет в себе много полезных, скрытых смыслов. Эти загадки Вселенной пытались разгадать многие умы мира. Эйнштейн даже смог свести этот закон мироздания в математическую формулу. Некоторые его отвергают до сих пор. Среди ученых идут жаркие споры о том, верна ли эта теория на самом деле. Стоит ли верить в то, что одна и та же система может быть разной, даже если движется в одном направлении. Энштейн утверждал, что скорость и направление полностью зависят от того, в какой системе ведется отсчет. Что значит - относительно друг к другу ведут себя и точки определения. Так появляется тезис о несуществовании определенного времени. Это стало основополагающим в теории существования Вселенной. Время - величина не постоянная, а стремящаяся к бесконечности, как и любая другая. Такое открытие перевернуло всю теорию науки. Она была известна и ранее, но именно Альберт Энштейн смог подтвердить это и вывести знаменитую на весь мир формулу.

    "Все в мире относительно". Альберт Энштейн.

    Значение тезиса в повседневной жизни

    В повседневной жизни все также относительно. Определение что значит? Его легко составить, если взглянуть на поведение человека. Оно во многом зависит от того, где он живет и к какой культуре принадлежит, от традиций семьи. Про относительность нашего бытия можно сказать многое. В любой системе есть правила, которые диктует нам ближайшее окружение, страна, традиции и обычаи, культура. Мы считаем их правильными, но для других народов это станет дикостью. Стоит помнить, что именно на этом правиле держится принцип толерантности.

    О религии и философии

    Такие догмы как относительность, философия добра и зла, мера хороших поступков и плохих, за что мы попадем в рай или ад, имеет место в любой религии. Однако каждая религия устанавливает свои нормы и правила. В христианстве главным собранием законов является Библия.

    Тогда как в исламе - Коран. Такие священные книги провозглашают абсолютные, Однако одна из религий полностью отрицает абсолютизм, придерживаясь в своей основе догмы относительности. В буддизме нет сборника правил, сама религия не строится на божественной исповеди. Верующие следуют учениям Будды, который был живым человеком и сформулировал принципы духовной гармонии. Слияние с миром, медитация, поиск собственного пути - все это должно предопределить путь человека, исповедующего эту религию. Именно буддизм определяет личность как автономную единицу, не зависящую от других. Именно достижение полной независимости и погружение в нирвану и гармонию есть цель, поставленная Буддой.

    Каждый человек рождаясь личностью, абсолютно свободен и независим. Тогда как со временем он сам погружает себя в рамки, необходимые для существовании в данном социуме. Что значит "относительно" для буддистов? Теория относительности говорит, что абсолютно правильного поведения просто не существует, поскольку каждый поступок будет правильным для одного человека и относительно неправилен для другого. Именно поэтому в буддизме не существует понятия вины и ответственности. Эти понятия не являются истинными и были навязаны социумом. В этой религие проповедуется терпение, а для понимания правильных или неправильных поступков берутся средние значения. Стремиться к гармонии между крайностями - вот главная догма. Ритуалы и монахов позволяют им максимально приблизиться к нужному состоянию погружения в правильную нишу сознания.

    «Знак вопроса» 5/91

    Как устроена машина времени?

    ЗИГУНЕНКО Станислав Николаевич

    Спираль или прямая?

    Все в мире относительно

    "Счастливый Ньютон, счастливое детство науки... Природа была для него открытой книгой, которую он читал без усилий. Концепции, которыми он пользовался для упорядочения данных опыта, кажутся вытекающими самопроизвольно из самого опыта, из замечательных экспериментов... В одном лице он сочетал экспериментатора, теоретика, мастера... Он предстал перед нами сильным, уверенным и одиноким; его радость созидания и ювелирная точность проявляются в каждом слове и каждом рисунке".

    Отдав этими словами должное своему предшественнику, "этому блестящему гению", А. Эйнштейн тем не менее принялся перекраивать Вселенную по своему разумению. Говорят, он удивил своих собеседников, признавшись однажды, что никогда не понимал понятия "абсолютное время". Конечно, это была шутка в стиле Эйнштейна - он знал и об абсолютном времени, и об абсолютном пространстве классической физики достаточно много. Столько," чтобы понять несовершенство механики Ньютона - Галилея.

    Почему время везде и всюду течет одинаково? Чем этот темп задается и что (или кто) его контролирует? Эти "проклятые" вопросы не давали ему покоя. И он в конце концов разрешил их, создав теорию относительности.

    За этой теорией, законченной автором в 1916 году, с самого начала утвердилась слава непостижимой. Сначала говорили, что ее во всем мире понимают всего три человека, включая самого автора. Потом число посвященных увеличилось до двенадцати, но сам автор из этой дюжины, как ни странно, выпал. Эйнштейн по этому поводу шутил: "С тех пор, как на теорию относительности навалились математики, я сам перестал ее понимать".

    Действительно, математическая сторона теории весьма непроста. Но можно ведь и о самых сложных вещах рассуждать просто, объясняясь, как говорится, на пальцах. Сам Эйнштейн, кстати, владел таким способом изложения своих мыслей достаточно хорошо.

    "Представим себе двух физиков, - говорил он. - У обоих есть по физической лаборатории, снабженной всеми мыслимыми физическими приборами. Лаборатория одного из физиков находится в открытом поле, а лаборатория другого - в вагоне поезда, быстро несущегося в некотором направлении. Принцип относительности утверждает: два физика, применив все приборы для изучения существующих в природе законов - один в неподвижной лаборатории, другой в вагоне, - .найдут, что эти законы одни и те же, если вагон движется равномерно и без тряски. Если сказать в более абстрактной форме, то это выглядит так: согласно принципу относительности законы природы не зависят от поступательного (равномерного) движения систем отсчета". Таким образом Эйнштейн своими словами пересказал притчу о путешественнике в запертой каюте, соглашаясь тем самым с правильностью в определенных случаях теории Галилея - Ньютона. И действительно, эта теория около двухсот лет служила верой и правдой человечеству, и никто на нее не жаловался. Так что же заставило Альберта Эйнштейна пересмотреть устоявшиеся позиции? Все та же практическая необходимость.

    За два столетия многое переменилось в окружающем мире. Скорости, в нем существующие, заметно возросли. Появились новые, отрасли знания - физики, в частности, вплотную занялись явлениями ллектромагнетизма. И потому на смену принципу относительности длился должен был прийти принцип относительности Эйнштейна. Он добавил в теорию одну важную аксиому: скорость распространения света (в пустоте) одинакова во всех инерциальных системах отсчета.

    Долгое время считали, что скорость света вообще равна бесконечности. Например, Герон Александрийский рассуждал так: "Поднимите ночью голову к небу. Вы увидите звезды. Закройте глаза - звезды исчезнут. Откройте их снова - звезды тотчас появятся. Поскольку между мигом открытия глаз и видением звезд нет никакого промежутка, то свет распространяется мгновенно".

    А вот уже известный нам Галилей был по этому поводу другого мнения. Он предложил проделать эксперимент по измерению скорости света. Пусть два человека, снабженных сигнальными фонарями, станут подальше друг от друга, рассуждал он. Один из них открывает свой фонарь. Второй делает то же самое, как только видит свет фонаря первого. А наблюдатель, стоящий рядом с первым фонарщиком, пусть замерит промежуток времени, который пройдет между тем мгновением, когда первый фонарщик откроет свет своего фонаря, и тем мигом, когда наблюдатель увидит свет второго фонаря.

    Галилей даже попытался провести такой эксперимент на практике, но вскоре убедился - скорость света чересчур велика, чтобы ее можно было было замерить вручную.

    Опыты по схеме Галилея удалось провести в XVII и XIX веках. Сначала в 1675 году датский астроном Олаф Кристенсен Ремер про1 вел наблюдения во время затмения открытых Галилеем спутников Юпитера. При этом впервые было подтверждено, что скорость света имеет конечную величину. А потом опыт Галилея был проведен в лабораторных условиях французским экспериментатором Ипполитом Физо в 1849 году с помощью сконструированного им простейшего механического устройства.

    Пучок света, пройдя через промежуток между зубцами шестеренки, распространялся на некоторое расстояние (в своих экспериментах Физо доходил и до дистанции в 9 км). На этом расстоянии стоит зеркало, отразившись.от которого световой луч идет обратно. Если зубчатое колесо неподвижно, этот луч попадет в глаз наблюдателя через тот же промежуток между зубцами. А вот если колесо вращается, то в зависимости от скорости вращения световой луч попадет либо на зубец, либо - при дальнейшем повышении скорости - в следующий промежуток

    Зная расстояние до зеркала и скорость вращения колеса, можно вычислить скорость распространения света. Физо получил в своих опытах значение скорости света, равное 313 тыс. км/с. (Для сравнения заметим, что в современных опытах, проведенных с помощью атомных часов, это значение равно 299 799 456 м/с с погрешность* + 0,2 м/с.)

    Так вот, разрабатывая свою теорию относительности, Эйнштейн пришел к выводу, что скорость света в пустоте, вакууме абсолютна. Она равна примерно 300 тыс. км/с, и быстрее света не может двигаться ничто.

    К этому выводу Эйнштейн пришел на основании логических рассуждений,4 основанных на известных ему экспериментах, связанных с изучением электромагнитных процессов. Особенно высоко ценил великий теоретик эксперимент голландского астронома де Сит-тера, основанный на наблюдениях двойных звезд. Проведенные им исследования показали, что скорость света не зависит от скорости перемещения звезды, испускающей этот свет. Затем этот же факт неоднократно подтверждался и в других опытах.

    Итак, скорость света постоянна. Так что же тогда меняется в этом изменчивом мире? Очень многое, в том числе и скорость... течения времени!

    Чтобы понять, как это может быть, давайте вслед за Эйнштейном проведем мысленный эксперимент. Снова обратимся к двум лабораториям? одна из которых расположена в чистом поле, а другая в вагоне движущегося поезда.

    Пусть на передней и задней стенках вагона имеется по лампочке. Физик-наблюдатель движущейся лаборатории находится посредине вагона, как раз между лампочками, на равном расстоянии от каждого источника света.

    Эксперимент построен так, что вспышки света от этих лампочек достигают "поездного" и "полевого" физиков строго одновременно, а именно в тот момент, когда они поравняются друг с другом. Какие выводы должен сделать из этого наблюдения каждый из экспериментаторов?

    Физик в вагоне может рассуждать так: ""Поскольку сигналы были посланы источниками, находящимися от меня на равных расстояниях и пришли одновременно, значит, и испущены они были строго одновременно".

    Физик в полевой лаборатории имеет полное право прокомментировать описываемое событие несколько иным образом: "Когда середина вагона поравнялась со мной, обе лампочки были от меня на одинаковом расстоянии. Но свет был испущен несколько ранее момента, когда меня достиг - ведь

    «икак световые лучи имеют пусть и огромную, но конеч-скорость. Отсюда логично предположить, что в момент кания света передняя стенка вагона была ко мне ближе, задняя. А так как свет от обоих источников распространяется с одинаковой скоростью, получается, что лампочка на задней стенке вспыхнула раньше, чем на передней..."

    В итоге вслед за нашими физиками мы должны будем прийти к выводу: одновременно или неодновременно случилось некое событие, зависит от того, с какой точки зрения мы будем их рассматривать. Если с точки зрения двигавшегося физика, то лампочки вспыхнули одновременно; если с точки зрения физика, находившегося неподвижно, то нет.

    А это, в свою очередь, неумолимо приводит нас к некому логическому парадоксу (по крайней мере таковым он кажется на первый взгляд): время в разных"системах отсчета течет неодинаково. Время оказывается зависящим от скорости! Оно не абсолютно, а относительно... С точки зрения теории относительности нельзя сказать просто "сейчас столько-то времени". Надо обязательно добавлять, в какой именно системе координат.

    Последние материалы раздела:

    Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
    Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

    Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

    Интересные факты о физике
    Интересные факты о физике

    Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

    Дмитрий конюхов путешественник биография
    Дмитрий конюхов путешественник биография

    Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...