Венгры по другому. Венгры заняты в основном в многоотраслевой экономике, в промышленности и сфере обслуживания

МАДЬЯРЫ, народ, который отождествляется с созданным им и существующим по сей день государством Венгрия (на языке мадьяр «Венгрия» звучит как «Мадьярорсаг», что означает «земля мадьяр»).

Далекие предки мадьяр, которые говорили на языках, принадлежащих к восточной (угорской) ветви финно-угорской языковой семьи, занимали ареал среднего течения Волги и ее восточных притоков. В 1 тыс. до н.э. некоторые из этих народов двигались на восток в пределы территорий, расположенных в бассейнах рек Обь и Иртыш. Самые восточные из предков мадьяр вошли в контакт с западными тюрками (чуваши). Антропологические признаки и изучение имен подтверждают предположение, что первоначальное отношение более воинственных и в культурном отношении более развитых тюрок с относительно примитивными племенами угров имело характер завоевания. Однако в истории этих народов наступает момент их полного смешения. Новая общность использовала угорскую лексическую основу, но этот язык вмещал в себя большое количество тюркских слов, и его грамматическая структура была в основном тюркская. Эта смешанная тюрко-угорская общность состояла из свободных людей, жизненный уклад которых был типичен для степных номадов.

В 5 в. мадьяры перешли Волгу и обосновались в степной зоне к северу от Кавказа. Они известны на тот момент как Он-Огур (Десять стрел); название «венгр», которое мадьяры не относят к себе, происходит от славянизированной версии этого слова (некоторые производят «мадьяр» от угрского манси и тюркского эри, «человек»). В этом регионе мадьяры проживали ок. 400 лет. До сих пор широко распространенное предположение об их идентичности с гуннами Аттилы ложно. В последующий период своей истории мадьяры все больше приобретали характерные черты тюрок, находясь под властью булгар. Ок. 830 н.э. они двинулись на запад через реку Дон, и в 896 под предводительством князя Арпада пересекли один из перевалов Карпат и остановились в том месте, а именно в Венгрии, которая стала для них постоянным европейским домом.

Вскоре мадьярские конники начали совершать свои рейды по Европе, но в 933 н.э. потерпели поражение от германцев под предводительством Генриха Птицелова. Еще более серьезный урок нанес им в 955 н.э. сын Генриха – Оттон Великий .

Мадьярский князь Геза (годы правления 972–997) задумал обратить свой народ в христианство. Этот замысел удалось довести до конца его сыну и приемнику св. Стефану (годы правления 997–1038), который получил от папы Сильвестра королевскую корону (1000), ввел основы законодательства и способствовал созданию в Венгрии единого политического устройства, которое сохранилось с того времени в той или иной форме.

С самого начала своего присутствия в Венгрии мадьяры образовали привилегированный класс свободных людей, господствующих как над рабами, которых они привели с собой или вновь приобрели, так и над местными покоренными народами. Социальные и политические различия соответствовали этнической дифференциации. Вскоре ситуация изменилась, так как развивался многочисленный класс несвободных мадьяр, который к 15 в. составлял три четверти от всей численности мадьяр. В то же время многие немадьяры были инкорпорированы в мадьярскую родовую знать. Значительное большинство из них приняли мадьярский язык и культуру, и венгерское государство продолжало существовать как в основе своей мадьярское. Сохранив эту тенденцию даже после войны Венгрии с Оттоманской империей и последующего переселения с разоренных территорий, оно к концу 18 в. сократилось в численности за счет мадьяр. Их осталось менее половины относительно всего населения Венгрии; мадьяры составляли большинство лишь в центральных равнинных регионах страны. В 19 в. их численность в некоторых регионах была восстановлена, но немадьяры теперь были не меньше значимы в жизни мадьярского национального государства. В 1920 Венгрия была разделена по национальному принципу. Однако этот принцип применялся непоследовательно, и более чем четверть мадьяроговорящего населения Венгрии были причислены к тем частям разделенной страны, где должны были проживать представители коренной национальности. Поэтому, несмотря на то, что в наши дни Венгрия все еще является поистине «землей мадьяр» («Magyarorszag»), сами мадьяры проживают в соседних странах в качестве этнических меньшинств. Приблизительная картина их численности такова: Венгрия – 9 750 000 (исключая 300 тыс. немадьяр); Румыния – 1 700 000; Чехословакия – 400 тыс.; Югославия – 500 тыс.; Украина – 150 тыс. Кризис в аграрном секторе конца 19 в. стал причиной эмиграции многих мадьяр в США (которые с тех пор в большинстве были ассимилированы), намного меньше наблюдалось выезжавших по политическим мотивам, что в наибольшей степени проявилось относительно недавно: в 1945–1946 и в 1956.

Несмотря на то, что мадьяры давно уже являются европейцами, они сохраняют не только свой родовой язык, но также много обычаев и характерных черт, которые ставят их в особое положение по сравнению с соседями.

Так считает часть венгерских ученых

У казахов, действительно, часто встречается имя Мадияр (Мадьяр)

У венгров - казахские корни

Казахи и венгры - народы-братья, утверждает известный венгерский ученый-востоковед и литератор Михаил Бейке, автор книги «Тургайские мадьяры».

Нам удалось встретиться с известным писателем, взяв у него интервью.

Фрагменты этой беседы мы предлагаем читателю.

О чем Ваша новая книга?

Дело в том, что существующие сегодня в мире научные школы дают совершенно разные интерпретации того, откуда берет свое начало венгерский народ. Одни уверенно причисляют нас к финно-угорской языковой группе, идентифицируя с такими народами, как ханты и манси. Другие ученые, к которым я отношу и себя, предполагают, что общими нашими предками были тюрки древнего мира. Поиски доказательств в конечном итоге привели меня в Казахстан. Но здесь есть и небольшая предыстория.

Само название нашего государство, Хунгария, как называют его венгры, по одной из научных гипотез переводится как страна хуннов, или гуннов - в русской транскрипции. Как известно, именно гунны, вышедшие из степей Центральной и Средней Азии, являются родоначальниками всей семьи тюркских народов, населяющих территории от предгорий Алтая, Кавказа до границ современной Европы. Но это только одна теория. Есть и другие предположения. В самом нашем народе издревле бытует легенда о двух братьях - Мадьяре и Ходеяре, в которой повествуется о том, как охотящиеся за оленем двое братьев в дороге расстались. Ходеяр, устав от погони, вернулся домой, в то время как Мадьяр продолжал преследование, зайдя далеко за Карпатские горы. И вот что интересно. Именно здесь, в Казахстане, в Тургайской области, проживают мадьяры- аргыны, в эпосе которых эта легенда, как в зеркале, повторяется. И мы, и они себя идентифицируем именно как один народ - мадьяры. Дети Мадьяра. Об этом моя книга.

А нельзя ли поподробнее?

Как предполагают ученые, в IХ веке единый народ мадьяр разделился на две группы, одна из которых откочевала на запад, на земли современной Венгрии, другая осталась на своей исторической Родине, предположительно где-то в предгорьях Урала. Но уже во времена татаро-монгольского нашествия эта часть венгерских племен вошла в состав двух больших племенных федеративных союзов аргынов и кипчаков на землях Казахстана, сохранив при этом самоидентификацию. Ученые их так и называют: мадьяры-аргыны и мадьяры-кипчаки. До сих пор на могильных плитах усопших эти люди, по сути во всем казахи, указывают принадлежность покойного к роду мадьяр. Теперь самое интересное. Если бы предки мадьяр, оставшихся на своей исторической Родине, не были родственны по языку, культуре и образу жизни с народами, входящими в эти племенные образования, как вы думаете, приняли бы их туда? И второй вопрос. Почему кипчаки, защищавшие Отрар, бежали от ожидающего их возмездия со стороны Чингисхана в 1241-1242 годах не куда- нибудь, а именно в Венгрию, под защиту короля Бела IУ? Здесь явно прослеживается наличие родственных связей.

Трудно представить себе венгров кочевниками.

Тем не менее, это так. До XI века венгры придерживались кочевого образа жизни. Наш народ жил в юртах, доил кобылиц, разводил скот. И только позже, с принятием христианства, наши предки переходят на оседлый образ жизни. Те же кипчаки, живущие сегодня в Венгрии, с сожалением приходится констатировать, в своей массе не знают народных обычаев, забыли родной язык. Но вместе с тем в среде венгров растет интерес ко всему, что связано с нашей далекой историей. Сборник казахских народных песен, составителем которого является Янош Шипош, вызвал огромный резонанс в нашей стране. Множатся публикации о современном Казахстане, его истории. О казахах, казахах-мадьярах. Еще в далеком XIII веке впервые предпринял попытку отыскать свои исторические корни монах Юлиан, снарядив две экспедиции на Восток. К сожалению, обе они не принесли результатов. Новая волна интереса к поискам своей исторической прародины вспыхивает в венгерском обществе на рубеже восемнадцатого века. Поиски ведутся в различных регионах планеты, включая в себя значительную часть Азии, Тибет и Индию. И только в 1965 году известный венгерский антрополог Тибор Тот обнаруживает селение мадьяр в Тургайской области Казахстана. К сожалению, провести серьезные исследования ему тогда не позволили. Тургайская область в те времена была закрыта для посещения иностранцев. И только с распадом СССР и обретением Республикой Казахстан независимости стали возможны продолжительные научные экспедиции венгерских ученых в вашу страну.

Вам потребовалось около двух лет, чтобы закончить свою, насыщенную фотографиями, книгу. Не могли бы Вы нам рассказать о самой поездке в Тургайскую степь? И что лично Вам в этой поездке особо запало в душу?

Мы, я и сопровождавший меня в поездке Ученый секретарь Центрального музея Республики Казахстан Бабакумар Синаят улы, побывали там в сентябре. Разговаривали со многими людьми. Посетили могилу известного казахского политического деятеля Миржакупа Дулатова из рода мадьяров-аргынов, отдав дань почести человеку, выступившему открыто против творимого в сталинские времена произвола. И вот что поразило меня до глубины души - сколь много мадьяров-аргынов в те годы попали под каток репрессий. И как мало их на сегодня осталось. Многие из этих людей отсидели в сталинских лагерях по семнадцать, по двадцать пять лет и научились хранить молчание. Очень трудно было их разговорить. И я считаю для себя подлинной научной находкой услышанную здесь, в степях Тургая, легенду о двух братьях, Мадияре и Ходеяре, изложенную мне старыми людьми. Повторяющую слово в слово ее венгерскую версию.

Это уже Ваша четвертая книга на казахскую тему?

Да. Ранее у меня выходила переведенная на венгерский язык книга вашего Президента «На пороге двадцать первого века». В 1998 году увидела свет книга «Кочевники Средней Азии» Нурсултана Назарбаева. В 2001 г. книга «По следам монаха Юлиана». И наконец, мой последний научный труд «Торгайские мадьяры» был издан в 2003 году издательством ТIМР КFt в Будапеште.

Р.S. Добавим от себя, книга эта издана на четырех языках: венгерском, английском, русском, казахском, и выпущена пробным тиражом в 2500 экземпляров. Надо полагать, будет переиздана.

История Венгрии.

Карпатский бассейн.

В Карпатском бассейне, родине венгров, зародились многие древние европейские культуры. Здесь обнаружены стоянки людей почти всех доисторических эпох, начиная с кроманьонцев (период позднего палеолита). В период эпохи неолита (4000 до н.э.) средиземноморский кочевой народ, поклонники богини-матери, вторглись в этот бассейн с юга. Они создали самое северное звено в цепи связанных родством народов, которая протянулась от Малой Азии до верховьев Тисы. В начале бронзового века новые вторжения с запада и севера привели к смешению народов. Только в конце бронзового века возник новый центр культуры, объединивший различные влияния. Этот центр стал отправной точкой одной из самых богатых культур бронзового века в древней Европе.

В течение II тысячелетия до н.э. в степях, простирающихся от Центральной Азии до Карпат, появились кочевники, среди которых позже появились венгры. Вскоре численность народов степей увеличилась, появилось оседлое население. Характерной чертой этой культуры являлся «город-сад», имевший богатые фруктовые сады по внешнему поясу. Первый из этих народов, прибытие которого ознаменовалось началом железного века в Европе, появился в Карпатском бассейне приблизительно в 1250 году до н.э. С этого времени и до десятого столетия Карпатский бассейн являлся местом обитания различных кочевых народов, в т.ч. скифов, сарматов, языгов, гуннов, аваров, булгар и венгров.

Тем не менее Карпатский бассейн был не только родиной степных кочевников. Кельты, племя западного происхождения, занимали запад нынешней Венгрии; здесь жили также Иллирийцы (остатки племен бронзового века) и некоторые германские племена. В 1 в. н.э. римляне захватили часть бассейна и включили его в римские провинции Паннония и Дакия. Около 430 н.э. они уступили эти территории различным германским племенам, которые были вытеснены на запад гуннами, мигрировавшими из Азии. К середине 5 в. вся территория бассейна была занята гуннами и подчиненными им германцами. Три столетия римского правления оставили следы сильного культурного влияния. Именно в течение этого периода были возведены первые христианские церкви.

В правление короля гуннов Аттилы (406–453) бассейн стал центром империи, которая включала в себя дружественный кочевой народ – венгров (тогда живших на востоке). После его смерти империя гуннов распалась, и бассейн был разделен между различными германскими племенами. Когда остготы мигрировали в Италию, между двумя племенами – гепидами и ломбардцами – происходили кровавые битвы. Ломбардцы объединились с аварами, тюркским кочевым народом, и разбили гепидов. Несмотря на это, они переместились в Италию, тем самым покинув и оставив Карпатский бассейн аварам, которые правили здесь с 567 по 805. В конце 9 в. здесь появились венгры.

В III тысячелетии до н.э. финно-угорские народы жили между Уральскими горами и рекой Волга, в районе реки Кама. Приблизительно в период с 2000 до 1500 до н.э. угорские племена, которые были рыбаками и охотниками, медленно перемещались на юг. Достигнув границы степей, они стали вести кочевой образ жизни. Одна группа, мадьяры, осмелилась даже двинуться дальше на юг (около 600 до н.э.). Здесь они перемешались с болгаро-тюркским народом с похожей, но более высокоразвитой кочевой культурой. Этнически эта смешанная группа вероятно стала более тюркской, нежели угорской; высоко развитые религиозные идеи, музыка и социальная организация тюрков перемешались с северным наследием венгерского народа. Даже их название происходит от болгаро-тюркского названия, использовавшегося для венгров – «оногур», означавшего «десять племен» (т.е. семь венгерских племен плюс три хазарских, которые позднее поселились в Карпатском бассейне); отсюда и слово «Венгрия».

Около 680 н.э. венгры, расселившиеся между реками Дон и Днепр, оказались в составе еврейского Хазарского каганата. Даже под властью хазар они имели свою собственную организацию власти и культуру. Венгры торговали с арабами и Византийской империей; верили в одного высшего бога и в бессмертие души, предпочитали моногамию; были известны своей любовью к свободе и храбростью в борьбе с захватчиками. Хотя венгры жили среди тюркских народов более чем тысячу лет, они сохранили свой язык.

В 830 венгры откололись от ослабевшего Хазарского каганата, но оставались в степях, которые находились под властью Киева с 840 по 878. В середине 9 в. они вторглись в Центральную Европу и на Балканы. Около 890 печенеги, тюркский народ, вытеснили семь венгерских племен на запад – на территории между Днестром и нижним течением Дуная. Здесь венгры объединились с тремя хазарскими племенами. Под давлением трех могущественных соседей – печенегов, русских и дунайских болгар – десять племен решили создать более централизованное государство. Вожди племен возложили верховное руководство на Альмоша, вождя наиболее значительного и сильного племени – мадьяр.

В 892 венгры (мадьяры) сражались в Карпатском бассейне в союзе с императором Священной Римской империи Арнульфом против мораван. В 895 весь народ, возглавляемый Арпадом, сыном Альмоша, мигрировал в Карпатский бассейн. К 896 завоевание территории, с этого времени называвшейся Венгрией, в основном было завершено. Вскоре венгры, численность которых насчитывала в то время приблизительно полмиллиона человек, ассимилировали большинство славянских и аварских групп, разбросанных по всей этой территории. Во второй половине десятого столетия была колонизирована Трансильвания. В десятом столетии секлеры (вероятно, племя аварского происхождения), которые переняли венгерский язык, были направлены в восточную часть Трансильвании для охраны границ от печенегов и других восточных врагов.

В этот период венгры совершали набеги на Германию, Францию, Италию и Балканы. В то же время они начали строить новое государство. Венгерское общество того времени основывалось на сотрудничестве племен, состоявших из свободных воинов, которые были все равны и участвовали в народных собраниях как полноправные члены. Имелось 108 родов, низшей единицей которых была «большая семья» во главе со старейшиной. Не принадлежавшие к ним обычно исключались из этого политического сообщества, хотя и могли допускаться в него за определенные заслуги.

Два события изолировали Венгрию и сдерживали ее в пределах своих границ – поражение в 955 при Лехе (близ Аугсбурга), нанесенное Оттоном Великим, которое придвинуло Священную Римскую империю к венгерским границам, и крах Хазарского каганата и включение его в состав Руси в 969. Геза, внук Арпада, вместе со своей женой Шарлоттой установили централизованную власть над всеми племенами и положили начало прозападной внешней политике. В 973 по просьбе Гезы император Священной Римской империи Оттон II прислал в Венгрию миссионеров для обращения населения в христианство.

Решение Гезы присоединиться к западному христианству имело серьезные исторические последствия. Его планы были осуществлены его сыном Иштваном (годы правления 997–1038), позже канонизированным. Венгрия, вслед за коронацией Иштвана в 1000 (или 1001), стала признанным христианским государством. Он получил корону и одновременно как духовную, так и светскую власть от папы Сильвестра II, но с согласия императора Оттона III. Ему были дарованы титул апостола (использовавшегося королями Венгрии до 1920), с властью, находившейся в руках епископов (епархий), а также право на распространение веры и автономное управление церковью внутри Венгрии. Это дало возможность Венгрии, в отличие от Польши и Богемии, сохранять свою независимость в течение всех Средних веков.

Централизованное государство Иштвана было построено по образцу государства Карла Великого. Племенная организация исчезла (хотя роды остались), а король стал верховным монархом. Королевский совет имел только совещательные функции. Хотя духовенство имело наиболее привилегированное положение, все «князья, графы и военачальники» (т.е. все потомки завоевателей) были также свободны и представляли собой единый общественный слой. Они могли назначаться на определенную должность, не должны были платить налогов и имели право принимать участие в общенародных собраниях. Несвободный класс состоял из венгров, потомки которых потеряли положение в своем племени из-за каких-то неудач или совершение уголовных преступлений; рабов, захваченных во время войн (рабство, однако, постепенно было ликвидировано); остатков народов, живших на территории, которую захватили венгры; невольников, отпущенных на свободу (бывшие рабы); иммигрантов. К этой последней группе принадлежали, во-первых, жившие в степях хазары, а также другие степные народы, а также итальянские, немецкие и французские миссионеры и рыцари и значительные группы горожан. Члены несвободных классов по королевскому соизволению могли становиться свободными и членами венгерской «нации».

Иштван произвел революцию в жизни и культуре своего народа, привнеся в них одновременно восточное и западное влияние и сделав Венгрию частью европейского сообщества. Он почитается как святой покровитель Венгрии.

Многие венгры выступали против изменений, проводимых Иштваном, видя в них разрушение старой венгерской культуры. Бунты привели к гражданской войне, в ходе которой Иштван был свергнут с помощью германских рыцарей. Однако преданные Иштвану войска оказали сопротивление вторгшемуся в 1030 императору Конраду II и победили.

Половина столетия после смерти Иштвана проходила под знаком отражения немецкого нападения и борьбы династий за власть. Порядок был восстановлен двумя сильными королями, св. Ласло I (годы правления 1077–1095) и Кальманом-книжником (годы правления 1095–1116). Новая волна династической борьбы в 12 в. и ослабление державы привели к нападению Византийской империи. Бела III (годы правления 1172–1196), один из наиболее могущественных правителей Европы, предотвратил эту внешнюю угрозу, и королевская власть была снова упрочена. Он обеспечил гегемонию Венгрии на Балканах, при нем была завершена интеграция страны в западноевропейскую цивилизацию.

Благодаря тесным связям Белы III Венгрия упрочила культурные связи с Францией. В течение столетия монахи в большинстве венгерских монастырей были французами, а многие венгры обучались в Парижском университете. Дворец Белы III и собор в Эстергоме были построены в французско-романском архитектурном стиле; позже в Венгрии появилась готическая архитектура.

Преемники Белы III ослабили королевскую власть, основанную преимущественно на королевских владениях, передавая королевские земли своим сторонникам. В результате этих разделов земель возникла новая социальная группа – бароны, которые стремились подчинить свободных граждан, живших в их поместьях. В 1222 восстание свободных граждан против баронов заставило Андраша II (годы правления 1205–1235), который возглавил в 1217 пятый поход крестоносцев, распустить Королевский совет и издать закон о правах, известный под названием «Золотая булла», на которой давал клятву после этого каждый новый венгерский король. Подобно английской Великой Хартии вольностей, она гарантировала дворянам и королевским слугам личную свободу, освобождение от налогов и обязательной военной службы за пределами страны, а также право не признавать противозаконные королевские указы. При дворе устанавливались ежегодные ассамблеи-приемы, проводившиеся королем или пфальцграфом, где имели право присутствовать все дворяне и королевские слуги.

Постепенно дворяне и свободные граждане взяли в свои руки управление над комитатами. Собрания комитатов обнародовали законы страны, а чиновники комитатов проводили их в жизнь. Первый парламент был созван в 1277. В 1290 было объявлено о проведении ежегодных съездов национальной ассамблеи для контроля и, если необходимо, для привлечения к ответственности высших королевских чиновников.

Бела IV (годы правления 1235–1270) был последним сильным правителем Арпадов – династии, которая превратила Венгрию в одну из главных держав средневековой Европы. В период его царствования Венгрия была разорена татаро-монгольским нашествием (1241–1242). После ухода монголов Бела создал систему фортов и пригласил немецких поселенцев для охраны границ страны. Его деятельность принесла ему имя «второго основателя страны». В правление Ласло IV (1272–1290) страна вновь погрузилась в хаос. В 1301 последний король из династии Арпадов, Андраш III, умер, не оставив наследников.

Среди европейских народов венгры, пожалуй, наиболее сильно отличаются от соседей своей речью. Дело в том, что венгерский язык относится к финно-угорской языковой группе, в то время как жители окружающих государств говорят на языках индоевропейской группы. А наиболее родственны венгерскому языки таких народов, как ханты и манси, проживающих на территории Западной Сибири. В одну языковую группу с ними также входят финны, карелы, эстонцы, коми. Но как венгры оказались так далеко от Урала и Сибири? Почему внешне они совсем не похожи на своих ближайших языковых родственников?

На фото: ханты и манси - ближайшие языковые родственники венгров

Венгры, или, как они себя называют, мадьяры, имеют интересную историю, а состав их языка отражает многие периоды формирования венгерского этноса. Более половины слов современного венгерского языка имеют финно-угорское происхождение. В первую очередь это основные глаголы, а также термины и понятия, относящиеся к описаниям природы, семьи, общества, охотничьи и рыболовные термины. Как полагают исследователи, это основа языка, которая осталась практически неизменной со времен существования единой угорской общности, проживавшей на территории Западной Сибири и Урала около IV-III тысячелетий до нашей эры. Затем произошло разделение угорских племен на северные и южные, которые сместились в сторону Аральского моря. Там они в значительной степени смешались с представителями народов иранской группы (сарматами и скифами) и освоили скотоводство. В результате этого венгерский язык обогатился словами, связанными с разведением животных, которые имеют иранские корни. Около середины I века нашей эры мадьярские племена мигрировали на северо-запад, на территорию современной Башкирии, где было найдено несколько захоронений мадьярской культуры. В дальнейшем происходило продвижение племен на запад и смешение их с тюркоязычными булгарами и хазарами, а также со славянскими племенами. Так, очень много слов в венгерском языке, которые относятся к земледелию, труду, жилищу, пище, быту, имеют славянское происхождения. Именно интенсивным смешением с разнообразными народами и объясняется такое значительное внешнее отличие современных венгров от представителей обских угров (хантов и манси). В конце IX века венгры добрались до территории Среднего Дуная, где они и проживают по сей день. Интересно, что к этому времени они уже приобрели современные европейские черты лица и по своему генетическому типу являлись скорее европеоидами, о чем свидетельствует анализ венгерских захоронений Х века на Среднем Дунае.


На фото: венгерские девушки

Но помимо основы древнего угорского языка, у венгров сохранились некоторые обычаи и традиции, которые говорят об их сибирском происхождении. Например, традиционный венгерский рыбный суп халасле готовится по аналогичному рецепту с супом ханты и манси. А некоторые блюда национальной кухни такие же, как у коми или карелов.

Вот так, по мнению ученых, происходило формирование удивительного венгерского народа. И сегодня мадьяры хоть внешне и не напоминают своих древних предков, но сохранили в своем языке и традициях частичку сибирских угорских народов.

Восприятие истории историками-профессионалами и историками-любителями отличается прежде всего тем, что профессионалы воспринимают историю как некую абстрактную картинку. Истина для них - это то, что написано в трудах предшественников и в учебниках. Для них то, откуда именно прибыл Рюрик, из Швеции или из Прибалтики - только вопрос новой статьи. Тогда как любители воспринимают историю как живой процесс. Прежде всего, процесс, приведший к нынешней нашей жизни, процесс, обеспечивший появление окружающих нас вещей и условий. У каждого предмета, у каждого явления есть своя история, и любители - как правило, потому и любители, что увлекаются историей чего-то, их кровно касающегося, и потому для них вопрос, откуда именно прибыл Рюрик - уже вопрос не просто научно-абстрактный, а вопрос происхождения нашей государственности, вопрос истории наших предков... Конечно, они более пристрастны - но и более увлечены; с другой стороны, те, кто не увлечен тем, чем занимается - тоже оказывается пристрастен, но к другому... Так вот, история есть у всего, и раскручивая время назад для любого окружающего нас явления, можно добраться до того момента, где "все неясно". Тут профессиональные историки замолкают, в том плане, что поскольку они не могут однозначно сказать, куда ведут нити истории рассматриваемого народа или явления, они считают, что "там все было по-другому". Однако любитель не может остановиться на таком результате. Разумеется, дальше все становится очень предположительно и вероятностно - но хотя бы представлять, а как МОГЛО быть там, раньше, на шаг вглубь от известного - необходимо. Вот, например, страна Венгрия. Сразу оговорюсь, что страна - это и территория, и народ, и государственные институты, и язык - и у них у всех может быть разная история. Т.е., предки тех, кто сейчас тут живет, откуда-то пришли сюда (и когда-то). Когда-то (и где-то) сложился их язык. А до того могли быть другие народы, которые смешением дали нынешний; а на этой территории жили другие народы... Так вот, удивительно, что Венгрия - это страна, где государственным языком является язык, относимый к угро-финнским, но при этом вокруг - сплошь славяне. Да и в самой Венгрии много славянских общин и названий, и в языке славянской лексики едва ли не больше, чем финноугорской. Правда, любопытно, что образуется этакий "пояс не-славян", рассекающий славянские земли надвое: Австрия, Венгрия, Румыния, к югу от которых - славянские Сербия, Хорватия, Болгария и пр., к северу - Польша, Чехия, Словакия (да и мы с Украиной и Белоруссией). Пояс от моря до Альп, где дальше начинаются "владения германских языков". Такая ситуация как-то должна была возникнуть! Т.е., чисто теоретически может быть три варианта. Возможно, славяне проникали с юга на север или с севера на юг в обход уже сложившихся не-славянских государств. Но возможно и то, что носители иных языков "разрезали" славянский, уже сложившийся, массив. Так, оказывается, что история Венгрии очень тесно связана с историей славян. Я намеренно не рассматривал ничего из того, что уже известно - разбирая только существующую ситуацию, проверяемую непосредственно нашим опытом (мне доводилось слушать и польскую, и болгарскую, и венгерскую речь, чтобы оценить похожесть двух первых на нашу - и непохожесть третьей, хотя и с пересекающимися словами). Язык не возникает мгновенно и по желанию одного человека - это сложная система, служащая для общения людей между собой. Где и когда мог сложиться венгерский язык, чтобы даже по прошествии 1000 лет существования в окружении славян (а также под воздействием турецкого, немецкого - когда Венгрия принадлежала Турции, Австрии) - сохранить свою самобытность? Итак, согласно и нашим летописям, и западным хронистам, венгры пришли в Паннонию в 9-10 веках (о точной дате можно спорить - первый набег в Европе в 862 году - на Каринтию, но "осели" они только после разгрома на Лехе в 955-м, хотя о "Венгрии" упоминается уже в 920-м у Эккехарда). До того они упоминаются как обитающие где-то рядом с печенегами (Константин Багрянородный называет их "турками", и это нам надо учитывать - подозреваю, что множество племен, считающихся "тюркскими", считаются таковыми именно в силу такого наименования их Константином, реально же язык этих "турок" - венгерский, вернее, родственный, предковый венгерскому). Теперь мы добрались до предела "письменной истории венгров" и вступаем в область домыслов и археологии. Наиболее полно о венграх до их появления в Венгрии пишет Константин Багрянородный. Правда, надо еще выяснить, что турки у него и венгры западных источников - это одна и та же сущность. Итак, в главе "о народах, соседствующих с турками", Константин пишет: http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/frametext13.htm По описанию это однозначно Венгрия (именно венгры уничтожили Великую Моравию и обосновались в ней в начале 10 века). С другой стороны, Константин вот что пишет о самих " турках":

народ турок имел древнее поселение 1 близ Хазарии, в местности, называвшейся Леведия -- по прозвищу их первого воеводы 2 . Этот воевода прозывался личным именем Леведия, а по названию достоинства его именовали воеводой, как и прочих после него. Итак, в этой местности, уже названной Леведии, течет река Хидмас, которая именуется также Хингилус 3 . В те времена они не назывались турками, а именовались по неведомой причине савартами-асфалами 4 . Турок было семь племен 3 , но архонта над собой, своего ли или чужого, они никогда не имели; были же у них некие воеводы 6 , из которых первым являлся вышеназванный Леведия. Они жили вместе с хазарами в течение трех лет 7 , воюя в качестве союзников хазар во всех их войнах 8 ... Пачинакиты же, прежде названные кангар (а название кангар давалось у них в соответствии с благородством и мужеством) 10 , двинувшись на хазар войною и будучи побеждены, были вынуждены покинуть собственную землю и населить землю турок 11 . Когда же меж турками и пачинакитами, тогда называвшимися кангар, состоялось сражение, войско турок было разбито и разделилось на две части. Одна часть поселилась к востоку, в краях Персии, -- они и ныне по древнему прозвищу турок называются савартами-асфалами, а вторая часть поселилась в западном краю вместе с их воеводой и вождем Леведией 12 , в местах, именуемых Ателкузу 13 , в которых ныне проживает народ пачинакитов.
http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/text38.phtml?id=6397 Что можно понять из этого отрывка? Во-первых, в Хазарии "турки" (венгры) жили совсем недавно - уже во времена, когда Хазария существовала. Дальше, хазары воевали с "кангарами" - предками печенегов, а потом кангары, побежденные хазарами, населили "землю турок", отчего "турки" ушли частью в "Ателкузу", частью на восток. На востоке - в Казахстане - и сейчас есть народ "мажары", правда, не угроязычный. Вообще, народ может сменить свой язык, но происходит это не "случайно", как думают некоторые историки ("захотелось - и сменили") - а либо за сотни и даже тысячи лет (естественным путем, в силу накопления ошибок в языке народа, обособленного от других народов и общающегося внутри себя), либо в результате влияния соседнего народа - как правило, покорившего данный. Так вот, принятие мажарами языка тюрок (соседей, победителей) - в принципе, не удивительно. А вот что еще пишет о языке венгров Константин: http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/text39.phtml?id=6398 Встает резонный вопрос - что же это за язык? Имеется сообщение о двух языках - "хазар" и "турок". Причем, язык хазар совпадает с языком кавар. Мы опять забудем о том, что СЧИТАЕТСЯ про язык хазар, ибо это все не более чем предположения. Вероятно - в силу близости тюркского каганата - какие-то группы тюрок могли обитать на его территории. Вероятно даже, что верхушка, после бегства в Хазарию из Западного тюркского каганата, принесла именно тюркский язык. Однако "государственным языком" в Хазарии он никогда не был, и вряд ли именно на нем говорили кавары (хотя, впрочем, не исключено). Сомнительно это прежде всего потому, что тюркских следов в венгерском крайне мало, и те в основном - из турецкого, в пору, когда Турция владела Венгрией (16-17 вв); а если некогда это был именно их ГЛАВНЫЙ язык - вряд ли бы он так легко забылся. Тогда не исключен и обратный вариант: исходно язык "турок" был-таки "тюркский", за что они так и назывались, а в Хазарии и под влиянием кавар они научились именно венгерскому. Тем более что, как опять пишет Константин, Т.е., кавары были не просто "одной из составляющих турок" - они были ГЛАВНЫМИ в их среде. Т.е., турки, придя (пока непонятно, откуда), в Хазарии научились "хазарскому языку" от кавар и вместе с ними образовали собственно венгров. Но тогда получается, что "хазарский язык" - угорский? В это вполне можно поверить, потому что любая группа языков имеет каких-то "серьезных предков", какую-то общность, где этот язык создается и развивается. И жизнь этой группы должна быть достаточно сложной, чтобы отразиться в языке. И то, что изначально "хазарский язык" был угорским, гораздо более вероятно, чем то, что он был тюркским. Народы не умеют "проходить друг сквозь друга". Обычно каждый народ занимает какой-то ареал обитания и защищает его от чужаков, только хорошо организованное войско может "пройти народ насквозь", другой народ просто осядет, разбежится, смешается с местными и далеко не пройдет. Население степи, чтобы выставлять сколь-нибудь приличное войско, должно быть не маленьким, так что пришельцы не могли пройти сквозь него "незаметно". А потому расселение любого народа происходит очень медленно, и во все стороны, доступные для расселения. В процессе происходит смешивание отдельных групп народа с соседями - вплоть до образования нового народа из смешения двух, если эта группа обосабливается и живет независимо от обоих предков; или образуется чересполосица, где рядом живут представители соседних этнических групп в любой комбинации, и только если группа хорошо вооружена и невелика - она может пройти чужой ареал насквозь, не замедлясь. Отмечаемая исследователями "однородность культуры кочевников" с Дальнего Востока до Волги и Днепра говорит не об этнической однородности - а прежде всего о сходности быта и условий. http://padaread.com/?book=35124&pg=6 И при этом, отмечается, что "чистых кочевников" практически не было, а если были - то очень активно взаимодействовали с оседлыми, ибо получали от них все необходимое. А при таком взаимодействии естественным является и смешивание (смешанные браки, смешанный язык), и по сути, создание некоего единого народа, из которого часть населения занимается кочеванием, часть живет оседло (охраняет стариков и детей, занимается земледелием), причем, эти части легко меняются. Впрочем, тут тоже сохраняется возражение, что следов тюркского в венгерском не так много, как было бы, если бы больше половины народа изначально были тюркоязычны, так что под "турками" тоже могут иметься в виду не тюрки, а "выходцы из Турана" (по представлению персов, Туран - вся степь, причем, изначально ираноязычная) - с персидским в базовой лексике у венгров даже больше пересечений, чем с тюркскими языками. Опять же, это могли быть беглецы из тюркского каганата в пору смуты - т.е., не сами тюрки, а какое-то из подчиненных племен. Но тут можно только гадать. Что можно сказать почти однозначно (чему есть и археологические, и документальные, и лингвистические, и даже генетические подтверждения)? Что венгры действительно пришли откуда-то с территории Хазарского каганата. И потому "пра-венгерский язык" действительно должен был встречаться на этой территории. До эпохи Хазарского каганата в степи была серьезная смута, тут было несколько "каганатов" - Великая Болгария, Аварский, Канглы (Кангюй?). С болгарами любопытная история: они тоже довольно многочисленны на территории Хазарского каганата, но отличаются археологически и антропологически от основного населения (как и от синхронных тюркских культур, к слову, тоже). И дальше, конечно, могут быть случайности, но почему-то если считать болгар изначально тюркоязычными - те болгары, которые "сохранили тюркский язык" (Волжские) - поменяли название (сейчас за право считать себя их потомками борются чуваши и татары), а те, которые сохранили название (Дунайские) - "поменяли язык" (причем, уже первые письменные документы Болгарского царства - на славянском языке). Учитывая наименование Ибн Фадланом правителя болгар "царем славян" - я бы все-таки склонялся к мысли, что болгары изначально - славянское племя (возможно, именьковская культура) - а учитывая их родство с гуннами (признанное), и весьма вероятное славяноязычие гуннов (собственно, это тоже почти однозначно - даже если в Европу и пришли какие-то беглецы от хунну восточных - что никак пока не доказано археологически - здесь они осели в славянской среде, именно славяне составляли большинство населения державы Аттилы, и даже пришельцы должны были "ославяниться" очень быстро; впрочем, даже следов "пришлой культуры" в Европе пока не найдено) - скорее, логично признать изначальное славяноязычие болгар (впрочем, "старославянский язык" - который родственен именно "староболгарскому" - отличается от современных языков довольно сильно). Так вот, и славянские, и иранские корни в венгерском языке представлены довольно обильно. И, в принципе, наиболее логично предположить, что венгры формируются - именно как народ, пришедший затем в Европу - именно в Хазарском каганате. Но теперь пойдем в глубь по "истории языка". Можно ли проследить угорский язык куда-то дальше? Тут предположений становится еще больше. Но что любопытно: финноугорская группа языков довольно сильно отличается на "разных концах" своего ареала. В мордовских, марийском языках - сильнее "венгерская лексика" (хотя разница между ними тоже велика), а чем дальше на север (к финнам и саамам) - тем она слабее. Так что логично было бы предположить как раз ДВА центра формирования языка - отдельно финнский и отдельно угорский -и их смешение в середине ареала, чем дальше к юго-востоку - тем больше угорской, чем дальше к северо-западу - больше финнской. Конечно, нельзя исключать и какой-то совсем древний единый центр, разошедшийся уже вовсе в необозримом прошлом - но это непроверяемо в принципе. Однако, если угры "пришли с юга" - кто был их предками? Территорию будущего Хазарского каганата ранее населяли сарматы. Потомками сарматов считаются осетины, но в их лексике угорская (и венгерская в частности) представлена крайне слабо. Кто еще может частично претендовать на угров - это гунны. Даже у венгров есть легенда, совпадающая с легендой, приводимой у Иордана - о том, как братья поехали охотиться в степь, и олень показал им брод, а звали братьев Гунн и Мадьяр. Однако, не исключено уже обратное заимствование легенды (Иордан писал свое творение раньше, чем была записана легенда венгерская), при попытке найти свое "историческое прошлое". В принципе, имена гуннов можно (частично) интерпретировать из венгерского языка, так что теоретически гунны могли быть угроязычными. Такими же могут быть и авары. Все эти народы приходят "примерно оттуда", откуда позднее приходят венгры (вероятно, где-то на Волге), и могут иметь общее прошлое и общий язык. И, в отличие от тюркских языков, пересечения в венгерском со славянскими весьма велики, и видны невооруженным глазом (причем, как от славян венграм, так и в обратную сторону). Да и гаплогруппы венгерские, болгарские и другие славянские - очень близки. Любопытно и то, что Прокопий Кессарийский называет гуннов "массагетами". Массагеты, по Геродоту - некто, выгнавший скифов. Позднее массагеты фиксируются несколько южнее Андроновской культуры (откуда скифов, по легенде, и выгнали). Любопытно, что к тому же времени, когда скифы появляются в европейских степях, относится и распространение Дьяковской культуры на Волге - а дьяковская культура считается предковой угрофиннским. Т.е., это вполне может быть отражением натиска "массагетов". Иными словами, вполне может быть, что массагеты и есть первые упоминающиеся в документах угрофиннские (вернее, угорские) племена. Их распространение в лесную зону (дьяковская культура) привела к образованию "угрофиннского единства". Ранее, видимо, они были включены в Андроновскую культуру. Есть такая археологическая культура бронзового века с непроизносимым названием - Тазабагъябская http://enc-dic.com/enc_sie/Tazabagjabskaja-kultura-6785.html Позднее на этой территории и фиксируют массагетов. Еще позднее - государство Кангюй и канглов (предков печенегов). Канглы были разбиты хазарами и включены в свой состав (по Константину Багрянородному), и тут две ветки истории, видимо, смыкаются. Кстати, "натиск сарматов", вероятно, был не натиском собственно сарматов - а приходом "потомков массагетов" (чисто угорских) на территорию сарматов. Сарматы же образуются в междуречье Волги и Дона, в Прикубанье - из смешения как потомков массагетов, местных племен (сарматских и скифских, а также меотских), так и под "эгидой понтийских греков". Т.е., государство Кангюй - видимо, первое "угроязычное государство", позднее поглощенное хазарами. С этой позиции, печенеги тоже скорее всего родичи угров. А Хазария действительно была "разноэтническим политическим образованием", где были болгары (и другие славяне), где были угры, были сарматы/аланы, где правила незначительная тюркская (или же просто выходцев из Тюркского каганата) прослойка, а советниками у них была столь же незначительная прослойка иудейская. Вероятно, в эту же пору тюрки начинают проникать на Волгу, и оседать и в Хазарии, и в Волжской Булгарии.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...