В школьной столовой обедают. Питание в школьной столовой - это вопрос особый
Вовсе не капризы
Многие дети отказываются обедать в школьных столовых и детсадах. Екатерина АНУФРИЕВА, жительница Новосибирска, рассказала: «Моя дочка учится во втором классе. И практически не ест в школе, потому что ей не нравится каша на воде, несолёная тушёная капуста и несладкий компот. Из всего, что предлагают в столовой, она съедает только выпечку. Приходится собирать ей с собой из дома еду, чтобы она пообедала».
Беспокоятся родители также, насколько натуральны продукты?
Николай ТЯМИН, депутат Совета депутатов Новосибирска, рассказал: «Полтора месяца назад мы открыли горячую линию, на которую за короткий срок поступило более 300 звонков от родителей, которые обеспокоены качеством продуктовв детсадах и школах».
В Новосибирске большинство образовательных учреждений готовят завтраки и обеды в собственных столовых, в некоторые готовые блюда привозят из комбинатов питания. Всего их в городе три, один частный и два муниципальных - в Ленинском и Калининском районах. Но кто следит за качеством продуктов, непонятно. Депутаты горсовета Новосибирска и общественники в кашах и салатах одной из школьных столовых нашли фальсификаты.
Александр БУРМИСТРОВ, депутат Совета депутатов, рассказал: «В 2015 году мы проверили вместе с Сибирским федеральным центром оздоровительного питания, чем кормят детей в одной из школ города. В результате в составе колбасы, которая была на столе, обнаружили 20% посторонних компонентов. В сливочном масле нашли растительный жир. Между тем, его регулярное употребление может привести к ухудшению состояния здоровья, появлению различных заболеваний».
Находит нарушения в организации детского питания и Роспотребнадзор. Во время проверок образовательных учреждений часто обнаруживают недовес порций. Получается, что ребята недополучают суточную норму витаминов и микроэлементов. Например, после проверок в 2015 году в ведомстве выяснили:в большинстве детских садов города детям подают порции, которые меньше нормы. По этой причине дети недополучили молока 15%, рыбы - 29%, мяса - 15%, сыра - 44% и сметаны - 23%».
Однако у директоров детских садов есть объяснение, почему такое происходит. Они в один голос говорят о том, что дети попросту не съедают большие порции и часть продуктов приходится выбрасывать. А при нехватке финансирования - это непозволительное расточительство.
Евгений ФЕОКТИСТОВ, председатель Октябрьской общественной районной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, пояснил: «У образовательных учреждений попросту не хватает средств, чтобы покупать необходимое количество продуктов. В 2014 году в Новосибирске была принята норма, по которой на день за 4-разовое питание ребёнка в детсаду родители платят 80 рублей. И хотя стоимость продуктов за последние 2 года значительно выросла, в оплате за питание детей ничего не изменилось».
На условиях анонимности директор одного из детсадов Новосибирска призналась, что денег на питание детворы катастрофически не хватает и родители уже сами предлагают докупать фрукты и соки в группы. Они посчитали, что при нынешних ценах на питание одного ребёнка в день должно уходить минимум 150 рублей.
Для того чтобы решить острые вопросы с питанием в школах и детсадах, создана рабочая группа, в которую вошли депутаты Совета депутатов города Новосибирска, представители мэрии и общественники.
К сожалению, в этой сфере имеются ряд проблем. Не охвачены горячим питанием практически четверть или 24,4% учащихся школ региона по причине отсутствия соответствующих условий (приспособленности здания школы), а также по причине отказа родителей от питания детей в школьной столовой, которые вместо этого едят в буфете. Многие дети жалуются, что еда в школьных столовых невкусная, и потому предпочитают брать что–то на перекус из дома, в буфете или вовсе отказываются от еды.
Как сообщает пресс–служба Управления Роспотребнадзора по Курганской области, снижение количества учащихся, которые питаются в школе за счет родительских средств, связано с низкой платежеспособностью родителей, увеличением стоимости родительской платы в связи с ростом цен на продукты питания. Кроме этого, меню составляется исходя из имеющейся суммы денежных средств на организацию питания, а не физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии. Отмечаются надзорным ведомством и другие нелицеприятные факт:
- поставка продуктов, не соответствующих требованиям нормативных документов по качеству и маркировке вследствие отсутствия должного контроля со стороны как поставщиков пищевых продуктов, так и ответственных должностных лиц за их приемом у заказчика (образовательного учреждения);
- недостаточный уровень подготовки работников школьных пищеблоков в области современных технологий приготовления пищи;
- отсутствие должного медицинского контроля за организацией питания вследствие отсутствия медицинского работника в каждой школе.
- Значимым фактором в профилактике заболеваний, связанных с организацией питания в школах, является качество готовых блюд по микробиологическим показателям. В 2017 году удельный вес исследованных проб готовых блюд, не отвечающих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, составляет 3%, - отметила Светлана Хомко, пресс–секретарь Управления.
Большое значение в формировании гармоничного роста и развития ребёнка имеют такие составляющие организованного питания, как калорийность рациона и содержание витамина С в искусственно витаминизированных блюдах. В динамике за 2 года удельный вес исследованных проб готовых блюд, не отвечающих гигиеническим требованиям по калорийности, снизился на 3,4%. Показатель неудовлетворительных проб по вложению витамина С практически на уровне 2016 года - 4,5%.
Основные нарушения в организации питания - неверное ведение документации по контролю за питанием; нарушение правил закладки продуктов в процессе приготовления готовых блюд, а также уменьшение порции; нарушение правил проведения искусственной С-витаминизации напитков; отсутствие утвержденного меню, разработанного в установленном порядке; невыполнение норм питания (дефицит мяса птицы и творога, фруктов и соков), несвоевременная замена изношенной посуды, несоблюдение условий отбора и хранения суточных проб.
О ситуации со школьным питанием красноречиво говорят цифры: в отношении виновных лиц в 2017 году было возбуждено 913 дел об административном правонарушении, наложено штрафов на общую сумму более 3 млн. 800 тыс. рублей. Передано в суд 172 дела. В адрес глав муниципальных образований вынесено 282 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административног о правонарушения.
На родительском собрании учительница рассказала, что в школьной столовой могут обедать и родители. Пригласила приходить на обед тех, кто близко работает. Так что, если в школьную столовую приглашают родителей, значит, пропустят любого постороннего человека? А как же безопасность наших детей? - обратилась в редакцию читательница.
О безопасности школьников действительно немало разговоров. После нескольких ЧП в школах обещали ужесточить пропускной режим: поставить турникеты и пропускать учеников и учителей только по пластиковым карточкам. Поэтому «Комсомолка» отправилась в несколько столичных школ, чтобы проверить: может ли зайти на обед в школьную столовую посторонний человек. Мы обошли несколько учебных заведений в центре города недалеко от нашей редакции.
«Несколько раз остановили учителя, а дети проводили до столовой»
В гимназии на проспекте Независимости у входа встречает охранник.
А как у вас в столовую пройти? - спрашиваю.
А вы кто? - интересуется мужчина.
Просто хочу зайти пообедать.
А вас там ждет кто-то?
Нет. Пообедать хочу, - повторяю снова. - Можно зайти? Я ненадолго.
Охранник недоверчиво смотрит, но пропускает в школу. Столовая здесь расположена далеко от входа. Иду в ту сторону, куда показал охранник, но упираюсь в стену. Дети, замечая незнакомого человека, оборачиваются.
Девочки, а как в столовую пройти?
Две ученицы начинают рассказывать: подняться по лестнице - пройти налево - спуститься. Понимают, что я не запомнила, и тут же говорят:
Давайте мы проведем! - девочки идут со мной почти до самой столовой.
А вот здесь налево, - говорят ученицы и убегают на урок. Поворачиваю не туда и попадаю в спортзал.
А вы куда? - останавливает меня учительница в спортивной форме. Объясняю, что хочу попасть в столовую, и она показывает мне, куда надо повернуть.
В сегодняшнем меню пюре, рыба и грибной суп. Еда выглядит аппетитно и по-домашнему. В буфете можно купить салаты, свежие овощи, бутерброды и сладости. Да и цены не кусаются. Самый дорогой салат - с крабовыми палочками, стоит 82 копейки.
Итак, в гимназическую столовую мы попали. Правда, понадобилось несколько минут, чтобы объяснить вахтеру и учителям, кто я и что делаю в школе.
«Снимите верхнюю одежду и запишитесь в журнал»
В школе недалеко от проспекта пропускная система показалась серьезнее, чем в гимназии. Не успела я поздороваться, как меня попросили записаться в журнал посещений.
А в столовую можно попасть?
Да. Имя, фамилию напишите, - протягивает журнал вахтер.
Беру ручку, записываюсь.
А цель визита, - спрашиваю, - какую писать?
Так и пишите: в столовую.
Теперь под серьезным записями «к директору», «в приемную» красуется моя «в столовую».
Вы у нас были уже?
Нет, - отвечаю.
Мне подробно рассказывают, как пройти в столовую. В школе немноголюдно: у детей урок. По дороге встречаю пару учителей. Они внимания на незнакомого человека не обращают, куда иду, не интересуются. На двери в столовую - листок с надписью «В верхней одежде не входить». На этом запреты в школе заканчиваются. Ради приличия снимаю куртку и отправляюсь к стойке с едой. Буфет и столовая здесь находятся вместе. У стойки заказываешь еду, а расплачиваешься в кассе буфета.
За молочный суп отдаю 47 копеек.
Буду должна вам 1 копейку, приходите к нам еще, - говорит кассир.
В столовой обедают двое мужчин и мама школьницы.
Пропускная система в школе оказалась не такой суровой, как показалось сразу. Записался в журнал - и можешь спокойно заходить.
«Если я на вахте и пропущу, в столовой все равно вас не обслужат»
Не пустили нас только в одну гимназию. Кстати, она же единственная из тех, в которых мы побывали, где есть турникеты.
Я вас даже если и пропущу здесь, в столовой все равно не обслужат, - добродушно объясняет вахтер через турникеты. - У нас система такая. В столовой не обслуживают посторонних. Сходите в столовую исполкома, здесь недалеко.
Поговорили с вахтером, разворачиваюсь и ухожу. В столовую не попала.
В начале пятого, когда мы пришли еще в одну гимназию, столовая уже была закрыта. Но все равно на будущее узнали: поесть постороннему здесь можно.
Конечно, детей же кормят. Поэтому и горячие обеды у нас есть, и буфет. Открыта столовая в будние дни до четырех. К нам постоянно ходят те, кто работает в соседних зданиях. А вы далеко работаете? - интересуется вахтер.
Прогулялись по школе, рассмотрели стенды. Можно было бы пройти и в столовую, но она уже закрылась.
В столовую очередной школы посторонним прийти можно, «если попадешь на доброго вахтера».
Это у нас как когда. Иногда пропускной режим строже, иногда слабее, - объясняет женщина на вахте.
Мы попали «на доброго» и прошли в столовую.
КОМПЕТЕНТНО
« Посторонн ие люди не должны ходить по школе»
Посторонние люди не должны ходить по школе, где учатся несовершеннолетние. В учреждениях образования питание организовано для учеников. В качестве исключения в школьных столовых могут поесть родители. Например, когда в школе проводятся какие-то мероприятия, в шестой школьный день. Это касается всех школ, - рассказали в комитете образования.
«В небольших школах, как и по всей нашей необъятной стране, происходит много «интересного». Оказывается, в некоторых школах Верхнеуральского района учителям категорически запрещено питаться, несмотря на то, что у них нет обеденного перерыва. Возьмём, к примеру, Форштадтскую сельскую школу. Учителям этой школы нельзя сдавать деньги на питание. Почему? Да потому, что бухгалтер этой школы, выступая перед педагогическим коллективом в прошлом учебном году, заявила, что учителя не могут питаться в школе по ряду причин. Во-первых, они не имеют права пользоваться той посудой, из которой едят ученики. А для покупки отдельной посуды для педагогов нет средств. Во-вторых, для того чтобы принимать деньги от преподавателей, необходимо приобрести кассовый аппарат, а это очень дорогое удовольствие. В-третьих, само питание будет очень дорогим, так как с этой деятельности, то есть с питания учителей, должна быть прибыль. И бухгалтер наложила вето, то есть запрет, на питание педагогов с молчаливого согласия директора.
Интересно, а в других школах нашей Челябинской области можно педагогам питаться или тоже категорически запрещено?
Иван Иванович Иванов»
Нам показалось, что в этих строках проблема освещена очень односторонне. Поэтому данную ситуацию «Верхнеуральский Извозчик» решил рассмотреть глазами всех участников этой непростой истории. «Можно ли учителям питаться в школьной столовой?» - так звучал наш главный вопрос.
Сергей Михайлович Васковский, главный санитарный врач Верхнеуральского района:
Учителя имеют право питаться в общей столовой, если там будут соблюдаться все санитарно-эпидемиологические нормы. А раз дети обедают в этой столовой - значит, все условия есть для этого. Так почему же учителям нельзя?! Другое дело, что окончательное решение по организации питания учителей в школьной столовой принимает директор данного общеобразовательного учреждения.
Директор ООШ п.Форштадт перенаправил нас с этим вопросом к бухгалтеру.
Елена Николаевана Колмакова, бухгалтер основной общеобразовательной форштадтской школы:
У нас в школе есть отдельное место, где учителя сами готовят себе обед, можно сказать, что оборудована специальная столовая для преподавательского коллектива, где есть плита и духовка. Так вот в этой столовой есть вся необходимая посуда. Общеобразовательные учреждения сейчас находятся на нормативном финансировании, поэтому у нас просто нет возможности оплачивать поварскому составу и обслуживающему персоналу отдельную организацию питания учителей, для этих целей не заложен бюджет.
Фаина Александровна Павлова, директор МОУ «СОШ №1» города Верхнеуральска:
Раньше, когда в школе разрешено было вести внебюджетный счёт, наши учителя могли питаться в столовой. Сегодня общеобразовательные учреждения находятся на бюджетном финансировании, дети получают совершенно бесплатно, на мой взгляд, полноценное горячее питание. Поэтому сегодня открывать специальный отдельный счёт для питания преподавательского коллектива не совсем разумно и оправданно. Однако, насколько мне известно, учителя нашей школы не делают из этого большой проблемы. Все уже привыкли перекусывать на работе домашней едой. Есть большая перемена между сменами, когда педагоги могут спокойно пообедать в специальном кабинете, где даже есть микроволновая печь. Так что наши учителя не жалуются.
Людмила Валентиновна Валеева, директор «МОУ СОШ» №2 города Верхнеуральска:
У нас в школе действует только система бесплатного питания для детей, учителя, конечно же, в этот список не входят. Поэтому преподавателям приходится в прямом смысле - перекусывать. В основном удаётся только на перемене попить чай в учительской. Уже полноценно поесть, лично мне, удаётся только дома, в восемь вечера.
Юлия Филиппова, преподаватель математики и геометрии в МОУ «СОШ № 64» города Магнитогорска:
Я первый год работаю в этой школе. Не знаю, как раньше было, но сейчас в школьной столовой есть отдельный стол для учителей. Мы покупаем горячий обед и рассчитываемся за него на общей кассе.
Анастасия Маметьева, учитель сельской школы Фершампенуаза (Нагайбакский район):
В нашей школе учителя могут обедать в школьной столовой. Только у нас безналичный расчёт действует: в столовой мы едим, так скажем, под запись, а в конце каждого месяца у нас с зарплаты снимают деньги за питание. Если честно, я удивлена, что есть такие школы, где у учителей нет возможности полноценно обедать. Потому что, сейчас, как правило, в сельских школах педагоги пропадают на работе с утра до вечера, а «сухпойки» - прямой путь к гастриту и прочим проблемам со здоровьем.
От редакции:
Надеемся, на вопрос автора письма: «Интересно, а в других школах нашей Челябинской области можно педагогам питаться или тоже категорически запрещен?» мы частично ответили. Проблему питания учителей в Верхнеуральских школах мы рассмотрели. Полагаем, что в других поселениях Верхнеуральского района ситуация аналогичная. Однако если вы, уважаемые читатели, обладаете иной информацией на этот счёт, то сообщите, пожалуйста, нам об этом в комментариях к данной статье.
В январе в школьные столовые Минска придет молодое пополнение - 46 поваров. Корреспондент агентства «Минск-Новости» отправилась в Минский государственный профессионально-технический колледж кулинарии и узнала, как готовят специалистов для школьного общепита.
Здесь есть своя кухня, где будущие повара оттачивают кулинарное мастерство. Практические занятия ведет преподаватель Дарья Светлович. Заметив, с каким вниманием и удивлением корреспондент рассматривает многофункциональные машины для приготовления еды, спешит сообщить: такая техника уже давно есть и в столичных школах.
- Жарочные шкафы - прошлый век. Сегодня пищеблоки учреждений образования укомплектованы пароконвектоматами, которые позволяют запекать и варить на пару. Так максимально сохраняются полезные вещества в пище , - говорит Дарья.
Пока беседуем с преподавателем, ребята выполняют практическое задание - готовят борщ и запеканку. Атмосфера, как в сериале «Адская кухня». Работают в ускоренном режиме, каждый четко знает свои обязанности: кто-то занимается нарезкой овощей, а кто-то готовит бульон.
- В школьных столовых важно уметь быстро работать. Мы готовим ребят к этому. На переменке нужно накормить 200 человек, причем еда должна быть свежей и горячей , - поясняет Дарья, наблюдая за учащимися.
Но это не значит, что повара учатся работать на автомате. Они посещают факультативы, например по карвингу.
- На прошедшей выставке «Продэкспо-2017» показывали свое творчество - декоративную вырезку фруктов и овощей. Ребятам присваивают 4-й разряд, поэтому на экзаменах они должны не только качественно приготовить блюда, но и декорировать их , - уточняет преподаватель.
Вот и подоспел обед. В руках у довольных воспитанниц тарелка горячего наваристого борща. Выглядит аппетитно. А как на вкус? Дарья Светлович снимает пробу - оценивает вкус, цвет, запах и консистенцию супа для детей. Остается довольной - кисло-сладкий, как и полагается. Затем задает вопрос ученицам:
- Девочки, давайте вспомним, к каким видам супов относится борщ?
- К заправочным ! - не думая, отвечают хором поварихи.
- Как борщу не утратить свой цвет в процессе варки? - интересуюсь у юных кулинаров.
- Есть несколько способов. Первый: отварить овощи отдельно в кожуре. Второй - добавить в блюдо уксус или лимонную кислоту , - разъясняют девчата.
- Но детям уксус нельзя ! -замечает Дарья Светлович. - У них щадящее питание. Поэтому уменьшаем закладку соли, кислоты, не используем специи. Кроме того, оптимальная температура подачи горячего блюда для школьника - 50 градусов.
Заблуждение, что все выпускники колледжа уходят работать в рестораны и кафе. Некоторые устраиваются в школьные столовые: нравится график работы, привлекают гарантированный соцпакет и большой летний отпуск.
Второкурсница Александра Шкутко говорит, что готовить для детей интереснее, чем для взрослых.
- В колледже мы не только знакомимся с мировой кухней, но и узнаем, как сделать блюдо полезнее. Приятно слышать, когда детки в саду после вкусного обеда говорят повару спасибо. Отдача есть, когда делаешь всё с любовью , - рассказывает Саша, которая уже побывала на практике в студенческих и садовских столовых.
Детям готовить непросто. Только кажется: делов-то - сварить манную или ячневую кашку! А вы попробуйте сделать так, чтобы не подгорела или была без комочков.
- Повара готовят по одним и тем же рецептурам, где все строго расписано, а блюда на вкус у всех разные. В чем секрет?
- Мастер своего дела устанавливает тайные и никому неведомые отношения с продуктами , - делится Саши. - Такие хитрости есть и у меня .
- А как накормить приверед?
- Дети выборочно относятся к еде, некоторые плохо кушают даже дома. Это вечная проблема , - констатирует Дарья Светлович. - По нормативным документам мы должны соблюдать сменность школьного меню: не можем каждый день подавать картофельное пюре, хотя ребята его очень любят. Готовим вязкие каши, рыбу и курицу…
- Необходимо расширять ассортимент блюд и продуктов на столе у школьника , - считает преподаватель спецдисциплин Мария Максимович. - Добавить тыкву, кабачки, яблоки. На предприятиях детского общепита должны работать лучшие повара .
В некоторых школах Фрунзенского района учащиеся питаются по принципу шведского стола. И им это очень нравится.
- Такая форма подачи блюд повышает заинтересованность учащихся в получении горячего питания , - уверена исполняющий обязанности директора КШП Фрунзенского района Елена Трублина. - Во время обеда или завтрака ребята подходят к линии шведского стола и выбирают любое понравившееся блюдо. Ассортимент формируется исходя из установленного двухнедельного меню. Например, предлагаем закуски, горячее и напитки. Порции уменьшены, поэтому школьник может взять на обед несколько наименований блюд. Такую форму питания практикуем в гимназии № 39, СШ № 125.
Дополнительная информация
По данным Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома, средняя зарплата повара школьной столовой составляет 560 рублей и зависит от квалификации и разряда.
Фото Тамары Хамицевич