В процессе выполнения деятельности личность представлена как. Личность, которая повлияла на ход истории: примеры

Психология и педагогика. Шпаргалка Резепов Ильдар Шамильевич

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Раскрытие психологических механизмов воспитания невозможно без понимания источников и условий развития ребенка, становления его личности. Определяющее условие существования развития человека как существа социального, реализация человеческих потребностей, т. е. условие развития человека как личности – та многоплановая деятельность или совокупность разного вида деятельностей, в которые включен человек. Развитие, усложнение деятельности определяют развитие психики ребенка. Поэтому решение воспитательных задач должно опираться на психологические закономерности соподчиненности человеческих деятельностей, их динамику. При построении системы воспитательных воздействий необходимо учитывать характер и особенности различных видов деятельности, в которые включен ребенок, их значение, объем и содержание, потому что именно в процессе развития деятельности, ее расширения и усложнения формируются общественные отношения, выступающие базисом становления личности.

Развитие деятельности человека приводит к появлению различных ее видов и форм, которые объединяются, соподчиняются. При этом происходит иерархизация побудителей деятельности – мотивов, благодаря которым осуществляются разные типы деятельности. Существует множество мотивов, различных по содержанию, произвольности, степени осознанности, первичных и вторичных, непосредственно и опосредствованно побуждающих и пр. Единая, взаимосвязанная система мотивов деятельностей, возникающая в их развитии, и составляет психологическую основу личности. Степень такого единства и связанности, широта связей и отношений человека с миром на основе разных видов деятельности служат исходными параметрами развития личности. Известно, что порой одинаковые мотивы по-разному реализуются в поведении, а разные мотивы могут иметь внешне одинаковые формы проявления. В зависимости от мотива, которым руководствуется ребенок, формируются различные качества личности. Поведение побуждается обычно не одним, а несколькими разными по содержанию и по строению мотивами, среди которых выделяются ведущие и подчиненные . Смена ведущих мотивов, формирование все более высоких нравственных мотивов и характеризуют развитие мотивационной сферы личности. Необходимое изменение соотношения мотивов, их иерархии обеспечивается целенаправленной организацией деятельности.

Своеобразие любой деятельности состоит в том, что результаты составляющих ее действий при некоторых условиях оказываются более значительными, чем их мотивы.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 7. Деятельность и сознание личности Психика человека коренным образом отличается от психики даже наиболее высокоорганизованных животных. Она представляет собой сознание. Что же касается тех моментов отражения, которые свойственны и человеку и животному, то они у

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Психология формирования и развития личности. Л. И. Анциферова Развитие личности – это прежде всего ее социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическое развитие. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики,

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

Мотивы общения как основа формирования у детей «образа Я» и образов других людей Согласно нашим представлениям мотивы общения являются свойствами самого ребенка и других людей, ради которых он обращается к своим партнерам.Образ взрослого человека прорисовывается в

Из книги Патопсихология автора Зейгарник Блюма Вульфовна

8. НАРУШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ Для анализа того, как формируется патологическое изменение личности, можно привести также некоторые данные, касающиеся формирования патологических черт характера.Из психиатрической практики

Из книги 111 баек для детских психологов автора Николаева Елена Ивановна

Глава 1 Значение мифа для формирования личности Мы уже говорили, что в современной психологии мифом называется некоторое представление, которое разделяется всеми членами одной семьи. Более того, оно принимается ими без объяснений, не подвергается сомнению, поскольку

Из книги Психология личности [Культурно-историческое понимание развития человека] автора Асмолов Александр Григорьевич

Глава 13 Содействие – основа социализации личности В психологии существует немало разноречивых трактовок процесса социализации. При всей противоречивости трактовок социализации среди них чаще всего преобладает интерпретация «социального» как «внешнего» фактора,

Из книги Шпаргалка по общим основам педагогики автора Войтина Юлия Михайловна

17. ЦЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Пути содействия эффективной педагогической социализации человека и его формирования как цивилизованной личности неотрывны от решения вопроса о цели, представления о том, какой ей желательно быть.В гуманистической теории говорится о том,

Из книги Бытие и сознание автора Рубинштейн Сергей Леонидович

18. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В этом вопросе мы постараемся определить общие педагогические принципы формирования личности, по отношению к которым частными или специальными выступают принципы воспитания, образования, обучения, развития, самоформирования,

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

19. ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Несмотря на большой накопленный опыт педагогикой работы, процесс формирования личности является трудным. Чаще всего это связано с большим количеством противоречий и различиями между:– целью и достигнутым

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

Из книги Развитие личности [Психология и психотерапия] автора Курпатов Андрей Владимирович

2.8. Этапы формирования потребности личности Последовательное углубление отражения в сознании нужды (от возникновения ощущения до понимания его причины) свидетельствует о том, что образование потребности - это стадиальный процесс. Наиболее отчетливо это показано в

Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

6.6. Психолого-педагогические аспекты формирования личности пpавоведа По мере усложнения различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал работу правоведа в качестве основной жизненной цели.Готовность

Из книги От ребенка – к миру, от мира – к ребенку (сборник) автора Дьюи Джон

Теоретический раздел. Теория личности, процессы ее формирования и развития Лично я не целокупен. Жак

Из книги автора

Глава четвертая. Процесс формирования личности

Из книги автора

Цельность личности – основа доверия Толковый словарь объясняет значение слова «цельный» (когда речь идет о личности) как «обладающий внутренним единством, отличающийся единством черт характера». Цельная личность живет согласно высоким моральным принципам. Тот, кто не

Личность и деятельность. Процесс формирования личности профессионала обу­словливается синтезом возможностей, способностей, активности личности и требо­ваниями деятельности. Основной смысл содержания проблемы сводится к форму­лам:

- «проявление личности в профессии», т. е. в выборе и овладении профессией, в удовлетворении личностных познавательных интересов;

- «развитие личности в деятельности», что отражается в формировании профес­сионально ориентированных качеств человека (его организма и личностных черт), расширении сферы познания окружающего мира, развитии форм и содержания пред­мета общения.

Формирование личности профессионала характеризуется внутренней противоре­чивостью процессов индивидуального развития человека - неравномерностью изме­нений и гетерохронностью (разновременностью) фаз развития, а также зависимостью психического развития от смены различных видов деятельности на профессиональ­ном пути и в течение коротких промежутков времени.

Профессиональная деятельность человека задает направление развития его лич­ности. Каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения и т. д. В этой связи можно говорить об идентификации личности с профессией , то есть о процессе адаптации личности к требованиям конкретной дея­тельности. Иногда приобретенные человеком особенности личности проявляются и в других жизненных условиях и ситуациях.

Отрицательным проявлением этого процесса является так называемая профессио­нальная деформация личности, когда профессиональные привычки, стиль мышления и общения и другие особенности личности гипертрофируются и отражаются на взаи­модействии с другими людьми (например, у врачей - грубоватый юмор, снижение уровня эмоциональных переживаний, у учителей - авторитарность, категоричность суждений, поучающая манера общения и т. д.).

· Идентификация личности с профессией - процесс адап­тации личности к требованиям конкретной деятельности.

Профессиональная деформа­ция личности - гипертрофиро­ванное развитие профессио­нальных особенностей личности.

Развитию личности профессионала способствует построение «образа Я» профес­сионала, т. е. представления о себе как о профессионале, а также создание образа про­фессионала как эталонной модели его личности, - соотношение этих двух образов, оценка их рассогласования, выработка стратегии приближения к эталонной модели и стремление к ней определяют один из путей развития личности.

Не всякая трудовая деятельность развивает личность, и не всякое развитие про­фессиональных способностей равнозначно развитию личности. Оно так же, как и по­явление потребности в труде, связано с достижением субъектом чувства удовлетворен­ности от процесса и результатов деятельности, наличием стремления к преодолению трудностей и успешностью решения сложных задач, желанием проявить свои воз­можности в трудовом процессе.

Личность представляет собой набор моделей – мыслей, поведения и ощущений, – которые составляют то, кем вы являетесь. И что вы думаете? Модели можно менять. Над этим нужно поработать, но если вы действительно преданны этой идее, то все может случиться. Помните, однако, что ваша старая личность, скорее всего, будет регулярно просвечиваться, так как наши убеждения и мышление формируются нашим жизненным опытом.

Шаги

Закладывание основы

    Напишите свой план. Это действие в два подхода: что вы хотите изменить и каким вы хотите стать. Вы не сможете получить одно без другого. Достижение требует огромных усилий, вам нужно будет знать, какой бой выбирать, прежде чем начать.

    • Как ваш прогнозируемый новый характер будет способствовать вашему развитию как личности? На данном этапе многие люди приходят к выводу, что нужно изменение не личности, а скорее одной маленькой привычки, которая оказывает негативное влияние на ваше взаимодействие с другими людьми. Достаточно малого?
    • Если есть кто-то, на кого вы хотели бы больше походить, распознайте, чему вы хотите подражать. Не нужно просто смотреть на человека и говорить: “Да, я хочу быть таким”. Поймите, чем именно вы восхищаетесь – тем, как этот человек справляется с разными ситуациями? Манера говорить? Манера ходить или двигаться? Что еще более важно, какой вклад это делает в благополучие этого человека?
  1. Расскажите кому-нибудь. Одна из причин, почему Анонимные Алкоголики столь успешны, потому что вы выносите наружу то, о чем обычно не говорят. Если кто-то еще стимулирует вашу ответственность, то вы получаете внешнюю мотивацию, которую другим образом не получили бы.

    • Поговорите с другом о том, чего вы хотите достичь. Если вы доверяете этому человеку, то он сможет подтолкнуть вас в правильном направлении (либо будет говорить вам, что вы смешны, либо не даст вам сойти с пути). Дополнительная сила мозга и пара глаз на большем расстоянии от картины, если хотите, поможет вам понять, как стоит себя вести, и какое впечатление вы производите.
  2. Установите систему вознаграждения. Это может быть что угодно. Все что угодно . Это может быть такая мелочь, как перемещение стеклянных шариков из одного кармана в другой, или такое крупное, как отпуск. Что бы это ни было, сделайте это стоящим для вас.

    • И установите контрольные точки на ней. Если вы подойдете к той симпатичной девушке и сможете хоть что-то сказать – замечательно! Это уже что-то. Если на следующей неделе вы подойдете к ней и сможете рассказать целый анекдот – здорово! Награждайте себя за все, это же сложная задача.

    Изменение модели мышления

    1. Не вешайте на себя ярлык. Когда вы думаете о себе как о застенчивом и замкнутом человеке, вы используете это как опору. Почему вы не идете на ту вечеринку в пятницу? …Вот именно. У вас нет причин. Когда вы перестаете считать себя тем или иным образом, мир открывается вам.

      • Вы постоянно меняетесь. Если вы думаете о себе как о ботанике, то можете обнаружить, что в вас есть эти характеристики. Но если вы поймете, что вы постоянно растете и меняетесь, то вы сможете открыться возможностям, которые вдохновляют этот рост, возможностям, от которых вы иначе уклонились бы.
    2. Прекратите мыслить “неизменными” понятиями. Так же как и с ярлыками, прекратите думать только в черно-белых тонах. Парни это не страшно, авторитет это не зло, а от учебников действительно есть польза. Как только вы поймете, что именно ваше восприятие вещи определяет ее для вас, вы увидите больше возможностей и, следовательно, больше вариантов поведения.

      • Некоторые люди рассматривают некоторые черты как “неизменные”, и это в значительной степени влияет на их поведение. Противоположностью этому будет мышление “роста”, при котором смотрящий считает черты податливыми и постоянно меняющимися. Эти способы мышления развиваются еще в раннем детстве и могут значительно влиять на личность. Если вы считаете, что вещи “неизменны”, то вы не верите, что можете их изменить. Каким вы видите мир? Это может определить то, как вы видите себя в отношениях, как вы решаете конфликты, и как быстро вы оправляетесь после неудач.
    3. Прогоните негативные мысли. Просто прекратите. Красота вашего разума в том, что он является частью вас и, следовательно, вы его контролируете. Если вы словили себя на мысли “О, Боже, я не могу, не могу, не могу, не могу”, то вы, наверное, и не сможете. Когда начинает говорить этот голос, заткните его. Он не принесет вам никакой пользы.

    Изменение моделей ощущений

      Подделывайте, пока не создадите. Есть высказывание в дзен-буддизме, что выходить нужно через дверь. Если вы хотите стать менее застенчивым, подходите к людям и разговаривайте с ними. Если вы восхищаетесь теми, кто много читает, начните читать. Просто погружайтесь. У людей есть плохие привычки, но есть способы их изменить.

      • Никто не должен знать, что глубоко внутри вы чувствуете, что вы до смерти переживаете. Знаете почему? Потому что достаточно скоро это пройдет. Ум имеет чудесную способность адаптироваться. То, что когда-то пускало дрожь по спине, по прохождении достаточного периода времени станет старой любимой шляпкой.
    1. Притворитесь другой личностью. Хорошо, метод игры чужой роли получил плохую репутацию, но если Дастин Хоффман сделал это, то и нам тоже можно попробовать. С помощью этого метода вы полностью погружаетесь в кого-то другого. Это не вы, это новое создание, которым вы пытаетесь быть.

      • Это 24/7. Вы должны перенимать привычки этого нового персонажа в любой ситуации. Как он сидит? Каково выражение его лица в спокойной ситуации? Что его тревожит? Как он убивает время? С кем он ассоциируется?
    2. Выделите время для причуд. Ладно, говорить вам, чтобы вы полностью отказались от того, кем вы есть, и переняли новую персону просто силой мысли и привычки, это смешно. Вы никак не сможете придерживаться ее 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Поэтому предоставьте себе отведенное время, чтобы чувствовать себя как хотите.

      • Если в пятницу вы устраиваете вечеринку, которой вы ужасно боитесь, скажите себе, что в пятницу вечером или в субботу утром вы выделите 20 минут только тому, чтобы полностью побеспокоиться об этом. 20 минут абсолютной нелогичности и непродуктивности. Но помимо этого ничего. Придерживайтесь этого. Знаете, что произойдет? В конечном итоге вы обнаружите, что вам вообще уже и не надо уделять этому время.

    Изменение моделей поведения

    1. Бросьте себя в новые условия. В самом деле, единственный способ увидеть изменения в себе это добавить что-то новое в свою жизнь. Чтобы сделать это, вам нужно будет перенять новые модели поведения, новых людей, и новые виды деятельности. Вы не можете делать одно и то же снова и снова и ожидать разных результатов.

      • Начните с малого. Вступите в клуб. Получите работу за пределами своих умений и навыков. Начните читать об этом. К тому же, не возвращайтесь к старым условиям. Вы же не хотите проводить время с людьми, которые делают противоположное тому, чего вы пытаетесь достичь.
      • Поставьте себя в условия. Если вы боитесь пауков, зайдите в комнату, где есть один. День за днем на сантиметр ближе к нему. В конечном итоге вы будете сидеть рядом с ним. Еще позже, вы будете держать его. Постоянное воздействие притупляет чувство страха в мозгу. Теперь возьмите “пауков” и замените их тем, что является вашей целью.
    2. Ведите дневник. Вам будет необходимо довольно сильное чувство самосознания, чтобы не сойти с пути. Ведение дневника поможет разобраться с мыслями и проанализировать, как вы справлялись с этим изменением. Запишите, что работало, а что нет, чтобы точно настроить свой метод.

    3. Скажите “да”. Если вам трудно бросить себя в новые условия, думайте об этом так: прекратите отказываться от возможностей. Если вы видите знак, который прежде сочли неинтересным, то посмотрите еще раз. Если друг попросит вас сделать что-то, о чем вы абсолютно ничего не знаете, соглашайтесь. Вы станете намного лучше в этом.

      • Но не забывайте принимать безопасные решения. Если кто-то просит вас пойти прыгать с обрыва, не делайте этого. Используйте свой мозг.

    Добавление последних штрихов

    1. Приоденьтесь. Хорошо, одежда не делает человека, но она может помочь вам с правильным мысленным настроем. Хотя это вовсе не меняет вашу личность, это может служить вам напоминанием о личности, которой вы пытаетесь стать.

      • Это может быть такая мелочь, как шляпа. Если есть что-то, что для вас указывает на эту новую личность, держите это в поле зрения. Так более вероятно, что вы останетесь в гармонии с самим собой и снизите когнитивный диссонанс.
    2. Перенимайте привычки. Одежды и модели мышления может быть недостаточно. Подумайте о том, что делала бы эта новая личность, и делайте это. Будет ли она стремиться к социальному взаимодействию? Держаться в стороне от социальных медиа? Читать экономический журнал? Что бы это ни было, делайте это.

      • Это не всегда должно быть что-то крупное – мелочи тоже работают. Носила бы она розовую сумочку? Слушал бы он конкретную группу? Войдите в образ как можно больше.
    3. Обоснуйтесь. Теперь, когда вы приобрели эти новые привычки и, вероятно, новых друзей и новые занятия, вы можете чувствовать себя немного стесненным. Сейчас важно принять себя, кем бы вы ни были и где бы ни находились. Вцепитесь ногтями и решите, что вы остаетесь.

      • Психологически искоренять себя рискованно. Если у вас получилось, вам, возможно, потребуется время, чтобы ощутить, что вы по-настоящему “вы”. Расслабьтесь. Это чувство придет, если вы будете придерживать свое желание близким к своему благополучию.
    4. Подумайте о своей новой личности. Действительно ли вы достигли того, чего хотели достичь? Думают ли о вас люди более положительно теперь, когда вы действуете и одеваетесь по-другому? Готовы ли вы пожертвовать собой ради имитации идеального человека?

      • Многие люди на данном этапе поймут, что им нужно не изменение личности, а принятие того, кем они есть, и готовность пытаться улучшить себя вместо сокрытия под искусственным образом, который они берут на себя на публике.

Опираясь на этапы становления человека как субъекта (профессионального развития, профессионального пути), личностный уровень профессионализма обеспечивает интеграцию, объединение всех производимых субъектных форм активности целостным мировоззрением личности, системой нравственных оценок, духовных и профессиональных ценностных ориентаций.

Человек труда как личность способен создавать целостную субъективную картину, образ своего жизненного и профессионального пути, определять свое место в системе межчеловеческих отношений, что лежит в основе Я-концепции человека.

Становление личности в процессе профессиональной деятельности - это процесс появления качественных позитивных новообразований в психическом облике человека, создание новых или переосмысление старых мотивов, целей, отношений.

Психические функции, оказывающие влияние на эффективность выполнения профессиональной деятельности, называют профессионально важными качествами. Ими могут стать: мотивы и цели, способности, особенности мышления, характеристики моторики человека и т.д. Становление человека труда как личности сопровождается появлением новых профессионально важных качеств, изменением и перестройкой их структур и соотношений, отмиранием старых, ставших ненужными качеств.

В ходе становления личности человека труда возможны как возрастание зрелости личности, так и ее деформация, понимаемая как угасание профессионально нужных качеств (эмоциональное выгорание у людей человековедческих профессий) и появление негативных черт (стремление к манипулированию другими и др.).

В последние годы были различены: профессионально важные качества (ПВК), влияющие на эффективность решения задач профессиональной деятельности Ї профессиональные способности, знания и умения, а также профессионально значимые качества (ПЗК) личности, которые влияют на эффективность задач профессионального развития Ї мотивы, черты характера и др. .

Выделены (там же) личностные критерии профессионализации. Приведем их (Ю.П. Поваренков) :

– профессиональная продуктивность характеризует эффективность профессионального развития личности и степень соответствия ее результатов социально-профессиональным требованиям; профессиональная продуктивность оценивается на основе производительности, качества и надежности решения задач (поиска и выбора профессии, профессионального обучения и адаптации, построения профессиональной карьеры и смены профессии и др.);

– профессиональная идентичность характеризует значимость профессии и профессионализации в целом для личности как средства удовлетворения и реализации своих потребностей, развития потенциала; профессиональная идентичность оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой, профессиональную самооценку, индексы самореализации и самоактуализации личности;

– профессиональная зрелость, свидетельствующая о сформированности личностного контура регулирования процессом профессионального развития, о степени осознания личностью своих возможностей и потребностей, требований, которые ей предъявляются. Для профессиональной зрелой личности характерно умение соотносить свои возможности, потребности и профессиональные требования, и выбирать наиболее оптимальную стратегию профессионального становления, в том числе, и сознательно идти на риск или снижать уровень притязаний .

Выявлено, что существуют три группы ПВК и ПЗК: в первую группу входят качества, которые определяют уровень профессиональной продуктивности; во вторую - качества, которые определяют содержание и уровень профессиональной идентичности, в третью Ї обуславливающие уровень профессиональной зрелости.

По другому основанию ПВК и ПЗК могут быть поделены на группы качеств, которые обеспечивают эффективность решения различных задач профессионализации Ї поиск и выбор профессии, построение профессиональной карьеры, профессиональной адаптации и др. .

В целом динамика подструктур личности меняется на разных этапах профессионализации.

В ходе профессионализации происходят чередующиеся процессы поиска новых форм деятельности (преобразующий компонент профессионального развития), закрепления и упрочения освоенных форм деятельности (стабилизирующий компонент профессионального развития), выполнения и осуществления этих форм (реализующий компонент). Затем изменяются запросы общества к продуктам труда и истощаются психические ресурсы, наступает разрушение старых стереотипов форм деятельности, поиск новых (вновь доминирует преобразующий компонент деятельности и развития). Эти этапы индивидуального профессионального развития и профессионализации требуют различных личностных качеств Ї установки на стабильности и вместе с тем, на мобильность и переключаемость, адекватной профессиональной самооценки и др. Перед личностью стоит задача создания внутренних средств обновляющейся профессиональной деятельности, что приводит к поэтапному структурному изменению личности, повышению ее автономности при решении профессиональных задач.

Личностное развитие профессионала характеризуется также возникающими критическими периодами, сопровождающимися повышением психической напряженности, отказом от использования сложившихся ранее форм деятельности, установок. Эти критические периоды означают временную задержку развития, но одновременно предполагают и возрастание потенциала развития.

Претерпевает изменения и личностное развитие человека: накопление, наращивание профессиональных качеств происходит неравномерно. На первом этапе профессионального становления в ходе обучения наблюдается наличие интереса к профессиональной деятельности, стабильность эмоциональных реакций и психической напряженности, повышенная восприимчивость и обучаемость, накопление знаний и умений. Критический период профессионального становления подготавливается снижением новизны ситуации обучения, уменьшением интереса к учению, понижением профессиональной удовлетворенности, дезорганизацией сенситивности, повышением тревожности. Затем возможен конструктивный выход из критического периода.

Описанные проявления кризисов профессионального становления и перестройки личностных качеств человека могут возникать неоднократно в ходе профессионализации и по мере возникновения новых профессиональных и социальных задач и перестройки ситуаций профессионального развития.

На этапе становления человека труда как личности осуществляется интеграция, целостное осознавание человеком черт своей личности, при котором усиливается или перестраивается взаимосвязь различных профессионально важных и значимых качеств. Интегративность процессов осознавания личностью своих потребностей и возможностей позволяет продолжить начатое на этапе субъекта деятельности преодоление рассогласований неравномерности разных сфер развития, психических функций и др.

Для зрелой личности человека труда свойственна возрастающая тенденция к индивидуализации процесса профессионализации: неповторимый профессиональный опыт каждого отдельного человека создает индивидуально своеобразное сочетание освоенных профессиональных задач, накопленных профессиональных знаний и умений, сформировавшихся качеств личности. На этой основе складываются индивидуальные профессиональные оценки и нормы, индивидуальное профессиональное мировоззрение и мировосприятие (кредо), индивидуальный стиль деятельности и образа жизни.

Сложным и диалектичным является соотношение динамики развития профессиональной деятельности и личности профессионала, субъекта деятельности и личности. Деятельность влияет на черты личности, способствует становлению профессионального типа личности. Деятельность стимулирует личностные потенции, но деятельность может (в случае неуспеха) и блокировать некоторые качества личности. Личность задает задачи и цели деятельности, личность определяет виды деятельности и общения, куда включается человек труда. Вместе с тем личность (с ее негативными качествами, например, неадекватная самооценка) может и тормозить профессиональную деятельность.

Итак, высокие уровни субъектного и личностного развития могут приводить человека труда к постановке перед собой новых, более сложных и специфических задач Ї добиваться успеха и наивысших достижений в профессиональной деятельности, а также формировать у себя черты зрелой личности, осуществляющей высокопродуктивную деятельность и эффективное саморазвитие.

Так, личность профессионала ответственна за ценностные ориентации, идеалы, менталитет, этические нормы в профессии. Субъект профессиональной деятельности в большей мере обеспечивает операциональную сторону активности человека Ї осознание, регуляцию, координацию, преобразование деятельности и ее звеньев в соответствии с идеалами и мотивами личности.

Пригодность субъекта труда к конкретной деятельности обуславливается закономерностями процесса развития, формирования профессионала, уровнем профессионализма конкретного специалиста, особенностями профессионализации личности.

Предпосылки постановки проблемы становления личности профессионала определяются ролью и значением трудовой деятельности в жизни человека. Она создает условия для самореализации и самоутверждения личности, для познания окружающего мира и общения, для обеспечения материального благополучия и создания материальных и духовных ценностей. Но особое значение деятельности проявляется в развитии личности, а именно в формировании ее профессиональной направленности, ценностных ориентации, стратегии поведения, смысла и стиля жизни.

Психологическое изучение профессиональной деятельности и, в частности, пригодности к ее освоению и последующей практической реализации тесно связаны с проблемами психологии личности, с особенностями взаимосвязи личности и деятельности.

В отечественной психологии общепринятым является представление о том, что решающую роль в развитии личности играет деятельность. Более того, деятельность представляет собой основной способ существования человека, познания им мира и самовыражения в обществе. Поэтому, как отмечает Л.И. Анциферова: «Адекватнее вести речь о действующем индивиде, о личности, находящейся в состоянии деятельности... С этой точки зрения, деятельность может быть понята как динамическое многофазное развертывание личности, как особый тип последовательности личностных преобразований, как закономерная смена ее функциональных состояний» .

Сложность и многообразие связей личности и деятельности обусловлены, с одной стороны, особенностями психической регуляции поведения человека, характером структуры личностных черт конкретного индивида и их детерминирующей функции в тех или иных формах целенаправленной активности, а с другой стороны – спецификой деятельности, ее операционных, пространственно-временных и других характеристик. Это делает систему личностно-деятельностных отношений достаточно динамичной, что проявляется во взаимном приспособлении, адаптации компонентов личностной и деятельностной структур, компенсации наиболее «ранимых», менее адекватных требованиям конкретных отношений отдельных элементов этих структур. Данный процесс сопровождается не только актуализацией деятельностно значимых психических компонентов личности, формированием структур наиболее адекватного личностного отражения и обеспечения целей, задач и содержания деятельности, но также развитием личности, как отдельных черт, качеств, так и их совокупности (целостной личности).


Процесс развития личности в связи с характером деятельности развертывается, реализуется достаточно своеобразно, исходя из особенностей целого ряда личностных и деятельностных факторов. Следует отметить, что это развитие преследует цель обеспечения достаточно надежного поведения индивида в конкретных и типичных жизненных и профессиональных условиях, что определяет формирование устойчивых черт личности, специфичных в частности для ведущего вида деятельности .

Многие исследователи отмечают, что именно в ситуациях целенаправленного поведения, характерных, в первую очередь, для профессиональной деятельности, проявляются противоречия между личностными образованиями и внешними деятельностными и социальными факторами, выступающими в роли требований к личности, в качестве стимулов развития личности, формирования тех ее черт и качеств, которые наиболее адекватны конкретным формам поведения и деятельности. В то же время включение личности в деятельность, установка на реализацию ее целей и задач обуславливают стремление субъекта деятельности преломить, адаптировать содержание и способы обеспечения трудового процесса к тем функциональным возможностям, которые определяются структурой личности конкретного человека.

Изучение проблемы формирования личности в связи с профессиональной деятельностью, разработка ее теоретических и методологических подходов и решений основыва" ются, прежде всего, на достижениях в области психологии личности. Представители различных психологических направлений и школ основное внимание в своих исследованиях сосредоточили на изучении структуры личности, различных психических образований, выяснении их функций, раскрытии условий формирования разных свойств личности и т. д. Однако, как отмечает Л.И. Анциферова, в этих исследованиях недостаточно раскрывается динамика психической жизни личности. Между тем «... личность существует в процессе постоянного несовпадения с собой, в процессе выхода за свои пределы. Даже для того, чтобы сохранить устойчивость определенных своих параметров, особо важных для ее существования именно как личности – жизненных целей, ценностей, принципов, морально-нравственных качеств, – она должна в условиях быстро и многообразно меняющейся социальной действительности менять свои психологические качества» .

Динамический подход к изучению развития личности ориентирован на исследование закономерностей постоянного «движения» самой личности в пространстве своих качеств, своего возраста, меняющихся социальных норм, в ходе учас тия в общественных процессах . И этим данный подход отличается от тех динамических концепций развития, которые отражают, в основном, изменение функционально-энергетических характеристик человека. Динамический подход имеет целью изучение качественных изменений в личности, прогрессивных или регрессивных форм и тенденций развития, причин трансформации личности. Очень важно подчеркнуть, что этот подход предусматривает активную роль самой личности в процессе своего развития путем установления места тех или иных событий в своей жизни, в определении их субъективной значимости, в закреплении в своем психическом складе тех или иных форм поведения, изменений в душевной жизни.

Исследования в области психологии развития личности посвящены главным образом детскому, юношескому и подростковому периодам жизни человека, периодам активного формирования личностного склада, позиций, структур и т. д. Однако крайне недостаточно работ по изучению феноменов и закономерностей развития взрослого человека, зрелой личности, формирования и совершенствования личности вообще на жизненном пути и, в частности, в период ее профессионализации, то есть становления профессионала. Одной из причин такого положения является то, что для периода взрослости, в отличие от предшествующих периодов, не сформированы достаточно четко «задачи развития» на этапах жизненного и профессионального пути . Своеобразие этих задач на этапах взрослости определяется вариативностью форм социальных, производственных и других отношений, возрастанием роли процессов саморегуляции и самооценки, активным формированием стратегий поведения и т. д. В то же время существуют различные позиции, концепции о развитии психических образований в этом периоде, о способности качественного изменения некоторых личностных структур в ходе продвижения человека по возрастной лестнице.

В последнее время интерес к изучению особенностей психического развития в период взрослости заметно возрос, и это, по-видимому, явилось следствием взглядов на безграничность личностного развития человека или, по крайней мере, своеобразном продолжении этого процесса в последующие периоды жизненной и тем более трудовой активности. На это положение обращает внимание Е.А. Климов: «Концепция психического развития, разрабатываемая в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Элькопина, В.В. Давыдова и опирающаяся на представление о смене ведущих типов деятельности, является чрезвычайно плодотворной с точки зрения понимания развития человека как субъекта деятельности, в частности, по-видимому, и на тех этапах, которые связаны не только с подготовкой к труду, планированием, выбором профессионального пути, но и со становлением профессионала» . Весьма убедительные данные о своеобразном продолжении психического развития взрослого человека получила Л.И. Анциферова на основании анализа ряда работ отечественных и зарубежных авторов, изучавших структуру интеллекта, общих и специальных способностей.

Важной особенностью психического развития взрослого человека является возможность возникновения кризисных явлений, связанных с замедлением или даже регрессией в развитии. Существенную роль в этом процессе играют уровень притязаний личности и степень адекватности самооценки.

При всем индивидуальном своеобразии жизненного пути каждого человека можно выявить и некоторые общие закономерности, в том числе так называемые нормативные жизненные кризисы. Даже кризисы первых пятнадцати лет жизни тесно сплетены с особенностями ведущей деятельности на соответствующих этапах (поступление в дошкольное учреждение, начало учебной деятельности).

Особенно неразрывна связь нормативных кризисов взрослости с профессиональной деятельностью. Кризис взрослой жизни в период ранней взрослости связан с задачей окончательного перехода к самостоятельной жизни и независимости от родителей, но в этот период начинается и самостоятельная профессиональная деятельность («кризис рождения профессионала»). Он обуславливается трудностью вхождения в жесткий трудовой режим, неуверенностью в своих возможностях, необходимостью доучиваться (или переучиваться), сложностью адаптации к трудовому коллективу и к взаимоотношениям с сотрудниками.

После завершения периода трудовой адаптации (через 4– 5 лет работы) специалисту требуется некое реальное подтверждение его профессиональных достижений (прибавка к зарплате, повышение статуса и т. п.). Если этого не происходит, появляется эмоциональный дискомфорт, неудовлетворенность трудом, чрезмерное профессиональное перенапряжение и переутомление – все это характеризует зарождение нормативного психологического кризиса («кризис 30-летия»).

Нормативный «кризис середины жизни» (40–45 лет) в профессиональной жизни связан с переживанием необходимости и возможностей последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня и проявляется в состоянии перенапряжения, тревожности, апатии, а также в стойких функциональных расстройствах. Тяжело переживается и предпенсионный кризис, усугубляющийся изменениями физического, соматического и психического статуса.

В развитии личности на профессиональном пути могут отмечаться и так называемые «биографические кризисы» :

1. Кризис нереализованности – возникает, когда в субъективной картине жизненного пути слабо представлены реализованные связи событий жизни, когда в новой социальной среде недостаточно оцениваются предшествующая подготовка субъекта, его опыт и квалификация.

2. Кризис опустошенности – развивается, когда в субъективной картине жизненного пути слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее, и связан с душевной усталостью, переживанием неопределенности положения, снижением привлекательности профессиональных целей.

3. Кризис бесперспективности – зарождается, когда в сознании слабо представлены потенциальные связи событий, планы, мечты о будущем и т. п.

Профессионализация личности является процессом динамичным, каждая стадия, фаза которого своеобразно детерминирует развитие личности. В то же время реализация человеком своего профессионального потенциала в деятельности проходит на фоне, а точнее – при регулирующем воздействии уже сложившейся к данному моменту психологической организации личности, результата уже пройденных личностью стадий развития. «Личностно-психологические новообразования каждой стадии развития человека, все последовательно формирующиеся типы активного отношения индивида к миру – предметные действия, общение, игра, учение, общественно-политическая деятельность, труд... закрепляются в преобразованном виде в системной организации личности, выступая в виде основных ее уровней и функциональных подсистем... Они образуют вертикальную и горизонтальную структуру личности» .

Анализ проблемы психического развития человека на протяжении жизненного пути свидетельствует о существовании по крайней мере трех подходов к ней: стадиального, процессуального и диалектического. В стадиальных моделях процесс развития представлен как последовательный ряд качественно различных возрастных этапов. В рамках данного подхода обычно исследуются изменения какого-либо одного жизненного процесса. В процессуальном подходе изменение различных психических структур рассматривается без учета влияния внешних факторов регуляции жизненного пути индивида. Диалектический подход отражает взгляд на развитие человека как на изменение жизненных процессов в их единстве, сложной организации, на несинхронность и противоречивость этих процессов как источников развития, а также на конкретность характера развития, в том числе с точки зрения культурно-исторического контекста .

Одним из кардинальных положений теории развития человека является положение о целостности личности, о необходимости рассмотрения ее не в виде простой совокупности отдельных систем, регулирующих различные виды ее социально значимой деятельности, а как целостности, в которой отдельные системы являются ее порождением и формой ее развития. Важно отметить, что отдельные части этой целостной психологической организации личности обладают определенной долей автономности в своем развитии, но определяющей является все же их взаимосвязь со всей системой в целом. Это положение позволяет понять достаточно высокую устойчивость психических свойств личности при различных регулирующих воздействия – дело в том, что изменять приходится не одно свойство, а целостную личностную систему индивида. Целостность личности определяет и неразрывность, взаимосвязь личностных свойств в процессе индивидуального развития, что, в свою очередь, отражает процесс становления индивидуальности как проявления консолидации, структурирования ее отдельных свойств .

Для проблемы формирования личности профессионала и психологической обусловленности профессиональной пригодности важным является положение о внутренней противоречивости процесса индивидуального развития человека. Б.Г. Ананьев высказал суждение, что неравномерность изменений и гетерохронность (разновременность) фаз развития характерны и для процесса роста и созревания, и для более поздних периодов жизни. Он показал важность законов гетерохронности не только для развития индивидуальных свойств, но и для формирования личности на протяжении всего жизненного пути. Особенности начальных изменений различных свойств личности в процессе ее развития зависят от характера воздействующих на нее факторов, их стимулирующей роли, избирательности влияния на те или иные свойства и степени устойчивости этих свойств.

Как отмечает К.А. Абульханова-Славская, основное положение о проявлении и развитии личности в деятельности, выдвинутое С.Л. Рубинштейном, сохраняет свое принципиальное методологическое положение . Но на теоретическом уровне Л. И. Анциферова вносит ограничение, связанное с конкретным и, в частности, оптимальным для развития личности ее соотношением с деятельностью и отмечает, что не всякая деятельность развивает личность и не всякое развитие способно стей равнозначно развитию личности. Развитие личности и проявление потребности в деятельности связаны с достижением субъектом чувства удовлетворенности от процесса и результатов деятельности, наличием стремления к преодолению трудностей и успешностью решения сложных задач, желанием проявить свои возможности в трудовом процессе.

Понимание личности как активного деятеля, который целостно включается в способ своего деятельного существования, позволяет поставить проблему изучения того, как осуществляется функциональная взаимосвязь разных типов деятельности в психологической организации личности и что представляют собой психологические механизмы ее интеграции .

Какие же факторы способствуют, определяют развитие личности в деятельности, детерминируют формирование специфических личностных черт, способностей, интересов и других качеств, адекватных избранному профессиональному пути?

Включение субъекта в деятельность сопровождается соотнесением индивидуальных возможностей, способностей человека с теми требованиями, которые предъявляются содержанием и условиями самой деятельности с точки зрения успешного ее выполнения. В процессе освоения конкретной деятельности, столкновения субъекта с новыми задачами, профессиональными ситуациями, нестандартными условиями постоянно возникают противоречия между требованиями деятельности и уровнем развития как отдельных личностных образований, так и профессионально ориентированных структур психики. Эти противоречия и являются основной движущей силой развития личности. Здесь уместно напомнить, что, помимо профессиональной деятельности, и другие формы поведенческой активности личности детерминируют ее развитие, между требованиями различных видов поведенческой активности к психической сфере субъекта тоже могут быть противоречия.

Важным источником поступательного развертывания возможностей личности, изменения ее отдельных компонентов и структур является целеобразование и целепостро-ение в динамике развертывания конкретной деятельности. Выбор, формулирование системы целей, достижение которых требует адекватной активации соответствующих психологических структур, определенной степени их консолидации в соответствии с содержанием отдельных компонентов деятельности и напряжения для достижения заданного результата являются также источником развития психической организации личности. С этим механизмом развития непосредственно связан и процесс формирования и конкретизации («опредмечивания») мотивов деятельности, мотиваци-онно-потребностной ее регуляции, которые на каждом этапе трудового процесса, проходя определенные фазы изменения, развертываются и обогащаются конкретным содержанием и деятельностной направленностью и становятся побудительными факторами психического развития.

Процесс профессионализации сопровождается не только развитием личностных структур, но и специфической интег рацией свойств и качеств личности, формированием ее как целостной системы. По мнению Б.Ф. Ломова, в обеспечении интеграции личности ведущую роль играет ее направленность: «Именно она выступает в роли «побудительной системы», определяющей избирательность отношений к активности личности» . Как отмечает С.Л. Рубинштейн: «Проблема направленности – это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами» . Таким образом, направленность личности через систему мотивов деятельности как субъективное отражение объективных потребностей в труде является активационным фактором выполнения деятельности на основе реализации психологического потенциала личности. Направленность личности в ходе профессионализации претерпевает определенные изменения за счет изменения содержания мотивов и конкретных целей на каждом этапе профессионального пути.

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...