Утверждение характеризующее цивилизационный подход к изучению истории. Цивилизационный подход

Философия: конспект лекций Шевчук Денис Александрович

2. Цивилизационный подход к истории

Еще одной концепцией, претендующей на всеобщий охват социальных явлений и процессов, является цивилизационный подход к истории человечества. Суть этой концепции в самой общей форме заключается в том, что человеческая история представляет собой не что иное, как совокупность не связанных друг с другом человеческих цивилизаций. У нее немало приверженцев, среди которых такие известные имена, как О. Шпенглер (1880–1936), А. Тойнби (1889–1975).

У истоков этой концепции, впрочем, как и предыдущей, был русский мыслитель Н. Я.Данилевский (1822–1885). В опубликованном в 1869 г. сочинении «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому», кстати, еще не оцененном в полной мере, он высказал новый, оригинальный взгляд на историю человечества. По мнению Данилевского, естественная система истории заключается в различении культурно-исторических типов развития, имевших место в прошлом. Именно совокупность этих типов, кстати, не всегда наследующих друг друга, и составляет историю человечества. В хронологическом порядке выделяются следующие культурно-исторические типы: «I) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, или аравийский и 10) германо-романский, или европейский. К ним можно, пожалуй, причислить еще два американских типа: мексиканский и перуанский, погибшие насильственною смертью и не успевшие совершить своего развития». Именно народы этих культурно-исторических типов совместно делали историю человечества. Каждый из них развивался самостоятельно, собственным путем в соответствии с особенностями своей духовной природы и спецификой внешних условий жизни. Указанные типы следует разделить на две группы – в первую входят те, которые имели в своей истории определенную преемственность, что в будущем и предопределило их выдающуюся роль в истории человечества. Таковыми преемственными типами были: египетский, ассирийско-вавилоно-финикийский, греческий, римский, еврейский и германо-романский, или европейский. Ко второй группе следует отнести китайскую и индийскую цивилизации, которые существовали и развивались совершенно уединенно. Именно по этой причине они существенно отличаются по темпам и качеству развития от европейской.

Для развития культурно-исторических типов, или цивилизаций должны соблюдаться определенные условия, которые, правда, Данилевский называет законами исторического развития. К ним он относит: 1) наличие одного или нескольких языков, при помощи которых племя или семейство народов могли бы общаться друг с другом; 2) политическая независимость, создающая условия для свободного и естественного развития; 3) самобытность каждого культурно-исторического типа, которая вырабатывается при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций; 4) цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, – когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств; 5) ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу.

В последующем цивилизационный подход наполнялся новым содержанием, но его основы, сформулированные Данилевским, по существу, оставались неизменными. У Шпенглера это представлено в виде множества независимых друг от друга культур, лежащих в основе государственных образований, и их детерминирующих. Единой мировой культуры нет и не может быть. Всего немецкий философ насчитывает 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, аполлоновская (греко-римская), магическая (византийско-арабская), фаустовская (западно-европейская) и культура майя. На подходе формирующаяся русско-сибирская культура. Возраст каждой культуры зависит от ее внутреннего жизненного цикла и охватывает приблизительно тысячу лет. Завершая свой цикл, культура умирает и переходит в состояние цивилизации. Принципиальное отличие культуры от цивилизации заключается в том, что последняя выступает синонимом бездушного интеллекта, мертвой «протяженности», в то время, как первая – это жизнь, творческая деятельность и развитие.

У Тойнби цивилизационный подход проявляется в осмыслении общественно-исторического развития человечества в духе круговорота локальных цивилизаций. Следуя своим предшественникам, Тойнби отрицает существование единой истории человечества и признает лишь отдельные, не связанные между собой замкнутые цивилизации. Вначале он насчитал 21 цивилизацию, а затем ограничил их число до 13 без учета второстепенных, которые не состоялись или не получили должного развития. Все существовавшие и существующие цивилизации по своим количественным и ценностным параметрам по существу, эквивалентны и равноценны. Каждая из них проходит один и тот же цикл развития – возникновение, рост, надлом и разложение, в результате чего она гибнет. Идентичными, по своей сущности, являются социальные и другие процессы, происходящие в каждой из цивилизации, что позволяет сформулировать некоторые эмпирические законы общественного развития, на основании которых можно познавать и даже прогнозировать его ход. Так, по мнению Тойнби, движущей силой общественного развития выступает «творческое меньшинство», или «думающая элита», которая с учетом складывающихся в обществе условий принимает соответствующие решения и заставляет силой убеждения и авторитета или же насилием выполнять их остальную часть населения, являющегося, по своей сути, инертным и неспособным к творческой оригинальной деятельности. Развитие и расцвет цивилизации напрямую зависит от способности «творческого меньшинства» служить своеобразным образцом для инертного большинства и своим интеллектуальным, духовным и административным авторитетом увлекать его за собой. Если «элита» оказывается не в состоянии решить оптимальным образом очередную социально-экономическую проблему, поставленную ходом исторического развития, она из «творческого меньшинства» превращается в господствующее меньшинство, которое проводит свои решения не путем убеждений, а силой. Такая ситуация ведет к ослаблению основ цивилизации, а в последующем к ее гибели. В двадцатом столетии, по Тойнби, сохранилось всего пять основных цивилизаций – китайская, индийская, исламская, русская и западная.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

51. Формационный и цивилизационный типологии общественного

2. Цивилизационный срез истории Забегая несколько вперед, отметим, что лейтмотивом многих выступлений сегодня является стремление заменить формационный подход к крупномасштабному членению исторического процесса на цивилизационный. В наиболее четком виде эта позиция

5. Христологический подход Мы увидели, что в богословии первых трех столетий подход к идее истины через логос в своей попытке связать библейскую концепцию истины с концепцией греческой мысли потерпел неудачу дважды: он не примирил греческую концепцию бытия с

4. Цивилизационный разлом как инструмент сотрудничества цивилизаций Этот раздел я хотел бы закончить небольшой сентенцией. Резкое усложнение условий жизни, развитие научно-технического прогресса, необходимость преодоления возникающих экологических трудностей

Изучение истории международных отношений и военной истории Специальным объектом изучения Энгельса были международные отношения, история внешней политики и дипломатии различных государств, особенно в капиталистическую эпоху. При этом он исходил из глубокого понимания

НАУЧНЫЙ ПОДХОД Поясню кратко, что такое научный подход к изучаемым объектам (научное понимание). Научный подход есть особый способ мышления и познания реальности, качественно отличный от обывательского и идеологического. Он больше нужен в профессиональной науке и чаще

Глава 2 Формационный и цивилизационный подход к истории: pro et contra 2.1. Формации или цивилизации? Накопленный человечеством опыт духовного освоения истории при всем различии мировоззренческих и методологических позиций обнаруживает некоторые общие черты.Во-первых,

2. Прельщение и рабство истории. Двойственное понимание конца истории. Активно-творческий эсхатологизм Самое большое прельщение и рабство человека связано с историей. Массивность истории и кажущееся величие происходящих в истории процессов необыкновенно импонируют

История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых

Глобально-стадиальный подход к истории и проблема революции. Магистральные и локальные революции Основным научным недостатком той версии исторического материализма, которая существовала в СССР, была нерешенность вопроса о субъекте истории. Из этого недостатка

Системный подход Одной из характерных особенностей современной науки является так называемый системный подход к изучению и пониманию явлений окружающего нас мира.Такой подход обусловлен накоплением и углублением научных знаний, усложнением научной картины

Критика теологического понимания истории. Концепция всемирной истории Вольтеровское отрицание божественного миро-правления стояло в резкой оппозиции к теологическому пониманию истории, содержащемуся в Библии и оформленному христианскими теологами в важнейшую

Цивилизационный конфликт и оккультный гитлеризм Эдуард КрюковДоклад на международном семинаре «Фундаментальные конфликты и их роль в современном политическом процессе» (Дельфы, Греция, 15-17 ноября 2002 г.).1. Концепция Мигеля СерраноНаиболее полная (и востребованная

Глава 4 Цивилизационный выбор Напомним, что понятие цивилизации мы связываем с базовыми принципами, на основе которых консолидируется государственность, реализующими их институтами, а также с иерархией этих принципов и институтов. В первом осевом времени

Подход Психологическую эволюцию человека, мужчины или женщины, от младенчества до взрослого состояния, то есть целостный процесс онтогенеза, обычно исследовали на Западе под весьма широким названием «психологии развития». Исторически в поле изучения попадали такие

Мы планируем условно очертить и содержательно «инвентаризировать» основные существующие на сегодня цивилизации или крупные цивилизационные образования (индийскую, китайскую, японскую, арабо-исламскую, западную в двух вариантах – Европа и Северная Америка, африканскую, латиноамериканскую, регион Юго-Восточной Азии, наконец, Россию) и исследовать возможности их многообразного взаимодействия в современном мире.

Последние полтора десятилетия в российской научной литературе отмечены резко возросшим интересом к цивилизационной проблематике. …Правда, в последние годы эта волна, похоже, начинает несколько спадать. По-видимому, это связано с выявившимися исследовательскими трудностями – недостаточной проясненностью самого понятия «цивилизация», зыбкостью ее критериев и конституирующих признаков, произвольностью предпосылок или бездоказательностью тех или иных оценок и выводов, а возможно еще – с привнесением идеологических пристрастий в научное рассмотрение предмета. Эти трудности, как нам представляется, имеют место и в современной зарубежной литературе о цивилизациях. Поэтому необходим новый импульс, который помог бы поднять разработку цивилизационной проблематики на новую ступень.

Почему изучение цивилизаций сегодня важно и актуально? Укажем по крайней мере на четыре причины.

Фактор познавательный. Цивилизационная проблематика выявляет новый срез наук об обществе и человеке и, корректирующий другие отрасли – историю, социологию, экономику и др. В сое время Ф. Бродель выдвинул понятие «мир-экономик» – регионов и пространств, которые, при всем том, что в них действуют общие закономерности хозяйственной жизни, обладают вместе с тем неустранимой спецификой. Точно также можно говорить о цивилизациях как «мир-образованиях», где единая в своих главных проявлениях природа человека приобретает качественное своеобразие. Кроме того, именно «цивилизациоведение» наглядно обнаруживает, что духовные компоненты человеческого общежития (ценности, нормы, духовные постулаты и пр.) не могут быть сведены к «вторичным» элементам, производным от материального бытия, экономики, природного фактора и т.п.: однажды появившись, они во многих ситуациях становятся базовыми составляющими исторического процесса. Все это открывает новые возможности для гуманитарного знания.

Противоречия современной эпохи. Происходящий на наших глазах процесс глобализации является обоюдоострым. Вовлекая цивилизации в общемировое развитие, он одновременно, – поскольку проходит в форме активной экспансии более развитого западного мира, – подавляет их. Это обстоятельство становится для данных цивилизаций не только угнетающим, но и мобилизующим, а стало быть, стимулирует интерес к соответствующей проблематике.



Поиски культурной идентичности. Вышесказанное особенно существенно для некоторых цивилизационных образований (например, Латинской Америки или России), для которых переосмысление национального культурного наследия, уточнение цивилизационной идентичности мыслится необходимым фактором преодоления серьезных кризисных тенденций, переживаемых этими обществами.

Поиски эффективного межцивилизационного взаимодействия. В трудах С.Хантингтона, сама реакция на которые, явилась убедительным показателем актуальности и своевременности изучения цивилизационной проблематики, сделан акцент на столкновении (clash) цивилизаций. Тенденции межцивилизационной конфронтации действительно имеют место в современном мире. Но налицо и противоположные тенденции – рост интереса различных цивилизаций друг к другу, их взаимодействия. Эти тенденцииособенно важны в контексте глобализации и ее «западноцентристских» перекосов.

Рашковский Е.Б, Хорос В.Г.Мировые цивилизации и современность (к методологии анализа). В кн.:Восток – Запад – Россия. Сб. статей. М.: Прогресс-Традиция, 2002. –

Вопросы и задания

1. Какие исследовательские трудности, по мнению авторов, сопровождают применение цивилизационного подхода?

Цивилизационный подход в отличие от формационного не представляет собой единой концепции. В частности, современное обществознание не располагает даже единым определением понятия «цивилизация». Однако несмотря на то, что цивилизационный подход представлен разными научными школами и направлениями, использующими различные критерии в определении сущности цивилизации, этот подход в обобщенном виде может быть обозначен как концепция, интегрирующая в понятии цивилизации как единой саморазвивающейся системы все социальные и несоциальные компоненты исторического процесса, такие как, например:

  • o природно-географическая среда обитания;
  • o биологическая природа человека и психо-физиологические характеристики этносов;
  • o хозяйственно-производственная деятельность;
  • o социальная структура общества (касты, планы, сословия, классы) и возникающее в рамках нее социальное взаимодействие;
  • o институты власти и управления;
  • o сфера духовного производства, религиозные ценности, мировоззрение (менталитет);
  • o взаимодействие локальных сообществ и др.

В самом общем виде цивилизационный подход выступает как объяснительный принцип, логическая направленность которого противоположна той, что мы видим в формационном подходе. Если в структуре формаций, в соответствии с принципом экономического детерминизма, явления духовного порядка выводятся из экономического базиса, то в структуре цивилизации, наоборот, экономические характеристики общества могут выводится из его духовной сферы. Более того, одной из базовых основ цивилизации, предопределяющей все другие её характеристики, как правило, считается именно тип духовных ценностей и соответствующий ему тип личности (менталитет), которые, в свою очередь, предопределяются особенностями той или иной природно-географической среды.

Отцом цивилизационного подхода принято считать английского историка А. Тойнби (1889-1975). Однако в 1960-е гг. стали широко известны труды арабского историка и философа Ибн-Хальдуна (ок. 1332 - ок. 1402), который пришёл к гениальным выводам, на столетие предвосхитившим взгляды создателей теории цивилизации. Так, он утверждал, что цивилизация создается разделением труда между городом и деревней, торговлей, обменом, при этом развитие общества проходит через определённые исторические циклы; различие в образе жизни людей, обществ, он связывал, главным образом, с географической средой их обитания.

Во всём многообразии подходов к определению сущности и содержания понятия «цивилизация», используемых сегодня в науке, можно выделить два главных принципиально отличающихся друг от друга значения этого понятия:

  • а) цивилизация как стадиальное явление в мировой истории;
  • б) цивилизация как локальное (региональное) явление относительно человечества в целом.

Если первый подход (стадиально-цивилизационный) базируется на признании наличия общемировой цивилизации и, соответственно, единой для человечества глобальной истории как объекта научного изучения, то второй подход (локально-цивилизационный) связан с отрицанием общемировой цивилизации и мировой истории на основе утверждений о самодостаточном и самобытном характере развития замкнутых локальных цивилизаций.

Иногда принято считать, что первый подход, связанный с исследованием универсальных стадиальных закономерностей глобальной истории, совсем не учитывает региональные отличия, в то время как второй подход, напротив, ориентирует лишь на локальную специфику. Такое противопоставление двух подходов как сугубо интегрирующего и дифферинцирующего исторический процесс нельзя абсолютизировать. С одной стороны, любая предлагаемая в рамках первого подхода стадиальность мировой истории применительно к отдельным регионам может получать конкретно специфическое воплощение, поскольку хронологические рамки и исторические формы всемирноисторических явлений всегда будут различаться у разных стран и народов. С другой стороны, в рамках второго подхода создаются универсальные схемы, отражающие общие для всех цивилизаций стадиальные закономерности развития.

Периодизация истории на основе стадиально-цивилизационного подхода

история цивилизация общество

Понятие цивилизации как состояние общества, воплощающее в себе его вершинные достижения, появилось ещё в античную эпоху, когда этим понятием пользовались для определения качественного отличия античного общества от варварского окружения. Позднее, в эпоху Просвещения и в XIX в., понятие цивилизации стало рассматриваться как универсальная высшая стадия в историческом развитии всех человеческих обществ согласно утвердившейся в то время в науке трехзвенной периодизации мировой истории, предполагающей последовательную смену трех стадий: «дикости», «варварства», «цивилизации». Концепция восходящего движения общества от одной стадии к другой означает поступательное наращивание им своих достижений в сфере хозяйства, социальной самоорганизации и духовной культуры. В этой связи необходимо кратко рассмотреть основные содержательные характеристики этих стадий, отражающих хозяйственную, социальную и духовную эволюцию общества.

Признаки стадии «дикости».

  • · Хозяйство присваивающего типа, основанное на занятиях, представляющих собой экстенсивное взаимодействие с природой: собирательстве и охоте.
  • · Социальная самоорганизация в виде небольших автономных общин (в несколько сот человек), имеющих кровно-родственную основу и жёсткую поло-возрастную стратификацию.
  • · Духовная культура, главными и высшими формами выражения которой являются ритуал и ранние формы религии (тотемизм фетишизм, магия, анимизм), что обусловлено господством мифологического мировоззрения и отсутствием индивидуального сознания.

Признаки стадии «варварства».

  • · Хозяйственный уклад общества характеризуется переходом от экстенсивного взаимодействия с природой к интенсивному, в связи с чем присваивающая хозяйственная деятельности (собирательство и охота) сочетаются с элементами зарождающегося производящего хозяйства, включающего в себя земледелие, скотоводство, ремесло и торговлю. Важную особенность составляет то, что главным источником формирования материальных благ для общества является не внутрихозяйственная, а внешняя военная деятельность, направленная на перераспределение богатства соседних регионов в свою пользу (военно-грабительские и военно-торговые экспедиции, наёмническая деятельность, контроль над транзитами международной торговли и т.д.).
  • · Социальная самоорганизация характеризуется переходом от кровно-родственных к территориально-политическим основам, складыванием масштабных межплеменных объединений, связанных «союзническо-данническими» отношениями и, прежде всего, единой фиксально-мобилизационной системой, обеспечивающей совокупную военную мощь всех её участников. Наиболее развитие формы такой самоорганизации в научной литературе часто называют «варварским государством». Исторической особенностью такого государства является его внутренняя непрочность, обусловленная отсутствием у него устоявшихся механизмов преемственности власти и самодостаточного многоотраслевого производящего хозяйства.
  • · Духовная культура характеризуется появлением патриархальных семейно-родовых культов предка, культа вождей, культа племенных богов и формированием на этой основе политеизма (язычества), появлением рисуночного письма (пиктография).

Признаки стадии цивилизации.

  • o Развитая хозяйственная система, обеспечивающая интенсивное взаимодействие общества с природной средой и означающая складывание на определённой обширной территории разветвлённого общественного разделения труда в виде выделения в самостоятельные специализированные, виды хозяйственной деятельности земледелия, скотоводства, ремесленного производства, торговли.
  • o Устойчивый институт государства, значительно повышающий эффективность социальной самоорганизации, прежде всего, благодаря фискальным и мобилизационным механизмам, позволяющим аккумулировать на обширной территории материальные и людские ресурсы и направлять их на решении задач исторически значимых в масштабе всего населения этой территории.
  • o Духовная культура, базирующаяся на развитой письменной традиции, календарном летоисчислении и индивидуальном сознании. Значительную роль в установлении цивилизации играет появление монотеистической религии, основанной на идее единого «бога-творца», создавшего всё существующее живое и неживое и в качестве такового апеллирующего к отдельной личности «священным текстом», в котором устанавливается то, как она должна пользоваться собственной жизнью и окружающим миром.
  • o Город как новый тип поселения, выполняющий функции центра экономической, политической и культурной жизни общества. Например, в древности и в средневековье город - это, прежде всего, центр ремесленного производства и хозяйственного обмена (торговли), центр государственной власти (место хранения казны, размещения военного гарнизона и тюрьмы), центр воспроизводства и сохранения духовной культуры (система образования, библиотека).

Во второй половине XX века вышеуказанная трехзвенная периодизация мировой истории получила дальнейшее развитие. В современном обществознании она представлена более развернуто в следующем виде:

  • а) доцивилизационный период, который включает в себя уже рассмотренные выше стадии «дикости» и «варварства»;
  • б) период цивилизации, в котором выделяют агарную, индустриальную и постиндустриальную стадии, или агарную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации.

Для того, чтобы лучше понять логику исторических изменений, связанных с поступательным движением общества от одной цивилизационной стадии к другой, необходимо кратко рассмотреть их содержание.

Признаки аграрной цивилизации:

  • o создание обществом основных богатств в сфере аграрного производства (земледелии, скотоводстве), которая охватывает большую часть населения;
  • o использование в ремесленном производстве простых орудий труда и технологий, основанных на ручном труде;
  • o преобладание натуральных форм хозяйства;
  • o эмпирическое познание, господство мифов и религий;
  • o сохранение господства коллективистского сознания и связанной с ним сословной и патриархальной социальной самоорганизации.

Признаки индустриальной цивилизации:

  • o создание обществом основной доли богатств в сфере промышленного производства, где сосредотачивается основная часть населения;
  • o использование в промышленном производстве машинной технологии и фабричной организации труда;
  • o превращение массового рыночного производства в основу экономической жизни;
  • o рациональное восприятие мира и применение научного знания, центральная роль научно-технической деятельности;
  • o переход от коллективистского к индивидуализированному сознанию, тенденция к стиранию наследственных социальных различий, традиционных сословных привилегий и установлению равных гражданских прав и всеобщего равенства перед законом.

Признаки постиндустриальной цивилизации:

  • o появление принципиально новых технологий - ядерных, информационных, космических; превращение производства и использования научно-технической и других видов информации в главный фактор общественного развития;
  • o замена массового стандартизованного производства системой индивидуального производства, в основе которого лежит умственный труд, основанный на информации и супертехнологиях;
  • o новая система ценностей, ориентированная на децентрализацию, независимость, многообразие, индивидуализм.

В рамках цивлизационного подхода не существует единой концепции переходов от одной стадии цивилизаций к другой. Однако в науке разработаны некоторые понятия относительно исторически переходных эпох. Так, формирование предпосылок перехода от доцивилизационного периода к периоду цивилизации историки связывают с понятием неолитической революции, ставшей крупнейшим технологическим прорывом человечества, предопределившим всё его последующее развитие.

Концптуально наиболее разработан переход от аграрной цивилизации к индустриальной, который принято обозначать термином «модернизация». Исторический процес этого перехода предполагает взаимообусловленные изменения в хозяйственно-экономическом, политическом и духовном укладе общества:

  • · переход от мануфактурного производства к промышленной индустрии и связанное с этим перераспределение основной массы трудовых ресурсов из аграрного сектора в промышленный в ходе урбанизации, рост грамотности населения;
  • · развитие гражданского общества, стимулирующего общественные и частные инициативы в хозяйственно-экономической, политической и духовной сферах;
  • · построение правового государства и институтов парламентской демократии, способствующих принятию решений на основе участия населения - политических партий, парламента, избирательного права тайного голосования;
  • · обеспечение политико-экономических и правовых условий для предпринимательской деятельности, прежде всего, соблюдение принципов частной собственности на средства производства, рыночной конкуренции и свободы принятия решений хозяйственными субъектами;
  • · секуляризация общественного сознания благодаря формированию общественного идеала автономной личности и идеологии национализма.

Вызревание исторических предпосылок перехода к постиндустриальной стадии цивилизации обществоведы связывают с понятием научно-технической революции.

  • О предмете философии истории
    • О предмете философии истории
    • Актуальность философии истории
    • Структура историософского знания
      • Структура историософского знания - страница 2
  • Концепция двуполушарной структуры мира: смысл дихотомии Восток - Запад
    • Кризис европоцентризма
    • Биполушарная модель всемирной истории
    • Перспективы постиндустриальной цивилизации в горизонте открытой истории
      • Перспективы постиндустриальной цивилизации в горизонте открытой истории - страница 2
      • Перспективы постиндустриальной цивилизации в горизонте открытой истории - страница 3
      • Перспективы постиндустриальной цивилизации в горизонте открытой истории - страница 4
    • Восточные и западные мегациклы всемирной истории
      • Восточные и западные мегациклы всемирной истории - страница 2
      • Восточные и западные мегациклы всемирной истории - страница 3
  • Проблемы демократизации исторического процесса
    • Исторические и неисторические народы: драма «догоняющего развития»
    • Кризис постулатов исторической рациональности
      • Кризис постулатов исторической рациональности - страница 2
    • Историзм и финализм
    • Парадоксы исторического творчества
      • Парадоксы исторического творчества - страница 2
      • Парадоксы исторического творчества - страница 3
    • Утопия прогрессизма и ее альтернативы
  • Глобальный мир: коллизии обретения общечеловеческой перспективы
    • «Открытое общество» как западная модель глобального мира
      • «Открытое общество» как западная модель глобального мира - страница 2
    • Ограниченность дихотомии Север - Юг в глобалистике
    • Парадоксы межкультурного обмена в глобальном мире
      • Парадоксы межкультурного обмена в глобальном мире - страница 2
    • Глобальные проекты глобального мира
      • Глобальные проекты глобального мира - страница 2
      • Глобальные проекты глобального мира - страница 3
  • Смысл истории
    • Античный, христианский и просвещенческий взгляд на историю
      • Античный, христианский и просвещенческий взгляд на историю - страница 2
      • Античный, христианский и просвещенческий взгляд на историю - страница 3
      • Античный, христианский и просвещенческий взгляд на историю - страница 4
      • Античный, христианский и просвещенческий взгляд на историю - страница 5
    • Первый парадокс всемирной истории: «от безграничной свободы к безграничному деспотизму»
    • Второй парадокс всемирной истории: «злоключения тотальной упорядоченности»
      • Второй парадокс всемирной истории: «злоключения тотальной упорядоченности» - страница 2
    • Третий парадокс всемирной истории: «блаженны "нищие духом"»
      • Третий парадокс всемирной истории: «блаженны "нищие духом"» - страница 2
    • Смысл и назначение истории
      • Смысл и назначение истории - страница 2
  • Немецкая школа философии истории
    • Общая характеристика немецкой историософской традиции
    • Школа Г. Гегеля и концепция универсального исторического процесса
    • Органология немецкой «исторической школы». А. Мюллер, Ф. Шеллинг, В. Гумбольдт
    • Прусская школа. И.Г. Дройзен
    • Позитивизм в немецкой историософии. В. Вундт
    • Школа психологизирующих философов жизни. Ф. Ницше, В. Дильтей
    • Юго-западная (баденская) неокантианская школа. В. Виндельбанд,М. Вебер
    • Марбургская неокантианская школа. Г. Коген, П. Наторп
    • Историческая динамика немецкой школы в контексте современности
  • Французская школа философии истории: антропологические основания европейской цивилизации
    • Общая характеристика французской историософской традиции
    • Историософский конструктивизм Р. Декарта
    • «Трагический реализм» историософии Б. Паскаля
    • Французские просветители о философии истории
      • Французские просветители о философии истории - страница 2
      • Французские просветители о философии истории - страница 3
      • Французские просветители о философии истории - страница 4
      • Французские просветители о философии истории - страница 5
    • Французская романтическая историография. Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье, Ж. Мишле
    • Историософская традиция утопического социализма. Сен-Симон
    • Позитивизм во французской историософии. О. Конт, Э. Лависс
    • Биологизаторские концепции философии истории. Ж.А. Гобино, В. Ляпуж
    • Историософский социологизм Э. Дюркгейма
    • Школа «Анналов»
      • Школа «Анналов» - страница 2
    • Новая историческая школа. П.Нора
    • Рационалистическое направление французской историософии. Р. Арон
    • Исторический нигилизм «новых философов»
    • Историософия «новых правых». А. де Бенуа, П. Вьяль, И. Бло
  • Философско-историческая мысль россии
    • Общая характеристика русской историософской традиции
    • «Древлее любомудрие»
      • «Древлее любомудрие» - страница 2
    • Идеодогема «Москва - третий Рим»
    • Русское просвещение и поиски национальной идентичности
    • Полемика славянофилов и западников. Русская идея
      • Полемика славянофилов и западников. Русская идея - страница 2
    • Историософские ориентиры западников
    • Модели культурно-исторических типов
      • Модели культурно-исторических типов - страница 2
    • Социологическое направление. «Формула прогресса»
    • Школа Г. Плеханова и «легальный марксизм»
      • Школа Г. Плеханова и «легальный марксизм» - страница 2
    • Метафизика всеединства Вл. Соловьева. История как Богочеловеческий процесс
      • Метафизика всеединства Вл. Соловьева. История как Богочеловеческий процесс - страница 2
    • Религиозный материализм С. Булгакова
    • Историософия всеединства Л. Карсавина
    • Историософия евразийцев
      • Историософия евразийцев - страница 2
    • Н. Бердяев: учение о свободе духа и конце истории
      • Н. Бердяев: учение о свободе духа и конце истории - страница 2
  • Интерпретации истории и парадигмы исторического знания
    • О возможностях и границах историософской интерпретации
    • Циклическая парадигма истории
      • Циклическая парадигма истории - страница 2
      • Циклическая парадигма истории - страница 3
      • Циклическая парадигма истории - страница 4
      • Циклическая парадигма истории - страница 5
    • Парадигма исторического прогресса
      • Парадигма исторического прогресса - страница 2
    • Постмодернистская парадигма истории
  • Формационный и цивилизационный подходы к истории: pro et contra
    • Формации или цивилизации?
    • О формационном подходе к истории
      • О формационном подходе к истории - страница 2
      • О формационном подходе к истории - страница 3
    • О соотношении формационного и цивилизационного подходов к истории
      • О соотношении формационного и цивилизационного подходов к истории - страница 2
    • О возможных путях модернизации формационного подхода
      • О возможных путях модернизации формационного подхода - страница 2
      • О возможных путях модернизации формационного подхода - страница 3
      • О возможных путях модернизации формационного подхода - страница 4

О сущности цивилизационного подхода к истории

Если сущность формационного подхода к истории раскрывается достаточно легко, поскольку формационная теория представляет собой более или менее целостное учение, то с цивилизационным подходом дело обстоит сложнее. Единой цивилизационной теории как таковой не существует. Сам термин «цивилизация» весьма многозначен.

Например, в «Философском энциклопедическом словаре» приводится три его значения:

  1. синоним культуры;
  2. уровень или ступень общественного развития материальной и духовной культуры;
  3. ступень общественного развития, следующая за варварством.

В самое последнее время в среде отечественных историков, философов участились попытки как-то упорядочить, привести в некоторую логически выверенную систему существующие концепции цивилизации. Есть даже предложение выделить новую науку под названием «цивилиография».

Но как признает один из исследователей, стремление превратить «теорию цивилизаций в методологическую основу изучения мировой и отечественной истории» «находится в противоречии с недостаточной исследованностью самой теории цивилизаций как предмета философского и исторического знания, причин ее возникновения и закономерностей развития, пределов ее применимости».

Однако говорить о «теории цивилизаций» как единой научной теории оснований нет. На деле существуют различные теории цивилизаций. А сам цивилизационный подход представляет собой некий суммативный набор сходных методологических установок, принципов. Отсюда проистекают слабые моменты цивилизационного подхода. Главный среди них - аморфность, расплывчатость критериев, по которым выделяются цивилизации, их типы; слабая определенность причинно-следственных связей между этими критериями.

Анализ эволюции понятия «цивилизация» за последние 2,5 столетия (со времени появления в науке этого термина) показывает, что процесс его становления как научной категории протекал очень медленно и по существу еще не завершился. И.Н. Ионов, исследовавший этот вопрос, выделяет три этапа этой эволюции. Первый охватывает период с середины XVIII по середину XIX вв. Его представители - Ф. Вольтер, А. Фергюссон, А.Р. Тюрго, И.Г. Гердер, Ф. Гизо, Гегель и др.

На этом этапе доминируют безоглядный исторический оптимизм, сближение (даже слияние) идей цивилизации и прогресса, линейно-стадиальная характеристика процесса цивилизации (системообразующим в концепции прогресса развития было представление о вынесенной в будущее цели истории, для обоснования которой исторические события выстраивались в линейном порядке, а события, не соответствующие схеме, отсекались).

Понятие «цивилизация» употреблялось исключительно в единственном числе, обозначая человечество в целом, и носило ярко выраженный оценочный характер (дикость, варварство, цивилизация).

Национально-культурные различия рассматривались как второстепенные, связанные с особенностями среды обитания, расы, культурной традиции. На этом этапе появились и идеи об истории как совокупности уникальных локальных культур (И.Г. Гердер), но они остались в тот период невостребованными.

На втором этапе (вторая половина XIX в.) в теориях исторического процесса продолжают господствовать представления о целостности и связности истории. Мыслители исходят из принципиальной совместимости логического и исторического подходов к ее изучению.

Преобладает анализ причинно-следственных связей действительности, стремление к историческому синтезу. Социологизация теорий цивилизации остается главной тенденцией их развития (развиваются идеи об определяющей роли географического фактора, о развитии структуры общества в процессе ее приспособления к окружающей среде). Но заметно уменьшается исторический оптимизм. Все более ставится под сомнение идея прогресса. Представители этого этапа О. Конт, Г. Спенсер, Г.Т. Бокль, Г. Риккерт, Э.Д юркгейм и др. Начинают развиваться представления о множестве локальных цивилизаций.

На третьем этапе (XX в.) стали доминировать представления об истории как совокупности локальных цивилизаций - социокультурных систем, порожденных конкретными условиями деятельности, особенностями людей, населяющих данный регион и определенным образом взаимодействующих между собой в масштабах мировой истории (О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин и др.).

Большую роль стал играть анализ субъективных мотиваций деятельности, связанных с мировоззрением различных культур. Объяснительный принцип истории, господствовавший на прежних этапах, сменился принципом герменевтическим (принципом понимания). От исторического оптимизма не осталось, что называется, и следа. Исследователи разочарованы в рациональном подходе к осмыслению истории.

Идея мировой цивилизации оказывается сдвинутой на периферию и встречается только как производное от взаимодействия разных цивилизаций, но не как образец для их расстановки на шкале прогресса. Монистическая концепция истории окончательно сменяется плюралистической. Представители этого этапа - В. Дильтей, М. Вебер, К. Ясперс, С.Н. Айзенштадт, Ф. Бэгби, М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель и др.

В приведенной схеме этапов развития теорий цивилизации заключена довольно любопытная логика. Связи между первым и вторым этапом присуща, при всех их различиях, глубокая преемственность. Момент отрицания носит частичный характер. Связь же между вторым и третьим этапом характеризуется, напротив, глубоким разрывом преемственности. Такой разрыв преемственности развития бывает в науке не часто. Вероятно, следует ожидать возвращения в философию истории основных идей первого и второго этапов (идеи единства, целостности истории и проч.), но, разумеется, в иной форме.

Исходным в цивилизационном подходе выступает понятие «цивилизация». Что же это такое? По мнению одних отечественных исследователей, цивилизация есть собственно социальная организация общества (т.е. отличная от организации природной, родоплеменной), которая характеризуется всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства.

По мнению других, цивилизация «есть совокупность отношений между людьми одной конфессии, а также между индивидом и государством, сакрализованные религиозной или идеологической доктриной, которая обеспечивает стабильность и длительность в историческом времени фундаментальных нормативов индивидуального и общественного поведения». Однако так определить можно едва ли не любое длительно существующее сообщество (что такое, например, масонская ложа или сицилийская мафия?).

По мнению третьих, цивилизация - «это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу». Но важно, уберегаясь от марксистского монизма - жесткой привязки к способу производства, не упустить из виду опасность другого монизма - не менее жесткой привязки к духовно-религиозному или психологическому началу.

Что же все-таки следует понимать под «цивилизацией»? С учетом эволюции этого понятия можно сказать, что цивилизации - это большие, длительно существующие самодостаточные сообщества стран и народов, выделенных по социокультурному основанию своеобразие которых обусловлено в конечном счете естественными, объективными условиями жизни, в том числе способом производства.

Эти сообщества в процессе своей эволюции проходят (тут можно согласиться с А. Тойнби) стадии возникновения, становления, расцвета, надлома и разложения (гибели). Единство мировой истории выступает как сосуществование этих сообществ в пространстве и во времени, их взаимодействие и взаимосвязь.

Выделение этих сообществ составляет, следовательно, первую предпосылку цивилизационного подхода к истории в его современном понимании. Вторая предпосылка - расшифровка социокультурного кода, обеспечивающего существование и воспроизводство сообществ, их своеобразие и отличие друг от друга.

Ключевым понятием здесь является культура во всем ее многообразии. И тут уже многое зависит от того, какие ее аспекты оказываются в центре внимания. Чаще всего у современного сторонника цивилизационного подхода на первый план выступает духовная культура, укорененная в народе, или ментальность (менталитет), понимаемая в узком смысле слова, т.е. как потаенные пласты общественного сознания.

Но никуда не уйти от вопроса: как и откуда возник этот социокультурный код? Тут уж без обращения к объективным условиям существования сообщества не обойтись. Объективные условия - это и естественные (природная среда), и антропологические, уходящие корнями в доисторическую эпоху, и социальные (способ, каким люди обеспечивали себя жизненными средствами, межобщинные влияния и проч.) факторы. Таким образом, социокультурный код есть результат взаимодействия разнообразных факторов.

Главное здесь - процесс очеловечивания, цивилизования, облагорожения самого субъекта истории, т.е. индивида и рода homo sapiens.

Разумеется, история не Невский проспект, не широкая дорога (freeway) цивилизования человека. Цели изначально никто не устанавливал. Само существование людей, их поведение и деятельность привели в действие механизм их цивилизования. Они с большим трудом находили пути и способы облагородить самих себя.

Оступались и падали, утрачивая что-то из благоприобретенных человеческих черт, проливали кровь своих же собратьев в междоусобных войнах, теряя подчас всякий человеческий облик, обрекали на смерть и страдания, на нищету и голод миллионы ради благополучия и прогресса немногих, ради прорыва этих последних к новым горизонтам культуры и человечности с тем, чтобы позднее подтянуться к этим горизонтам всей массой. Были прорывы и откаты. Были и тупиковые направления. Исчезали целые народы и страны.

Но возникали новые народы, новые страны и государства. Человеческий жизненный импульс не иссякал, а принимая все новые формы, наполнялся новой энергией. Таков реальный путь возвышения человека над своим природным началом. Тенденция прогресса пробивает себе дорогу через все зигзаги, изломы истории, через все глупости, ошибки, преступления людей. Так было, по крайней мере, до сих пор.

Таким образом, суть цивилизационного подхода к истории - раскрытие сущности исторического процесса через призму цивилизования людей в рамках того или иного сообщества или всего человечества, в какой-то конкретный период времени или на протяжении истории людей в целом.

Введение

Термин историография неоднозначен как в предшествующей, так и в современной научной традиции. Само понятие происходит от греческих слов istoria - расследование и grajw - пишу, в точном переводе - описание расследования. Так, первым историографом в России в 1747 году стал Г.-Ф. Миллер, затем - князь М.М. Щербатов. Именным указом Александра I это звание было даровано в 1803 г. Н.М. Карамзину. В XIX веке многие выдающиеся русские историки стремились к получению почетного титула историографа. Однако в середине ХХ века окончательно оформилось и сложилось новое науковедческое наполнение этого термина: историография - это история исторической науки.

Задачи историографии:

1). Усвоение закономерностей развития исторической науки через изучение творчества ее конкретных служителей;

2). Обучение принципам историографического анализа и умению ориентироваться в различных направлениях исторической мысли;

3). Формирование бережного отношения к традиции, личности ученого-историка, принципов научной этики.

В настоящее время существует много концепций (подходов), объясняющих происхождение и последующую эволюцию государства и права, начиная от религиозных теорий и кончая марксистскими и иными леворадикальными теориями, рассматривающими история государства и права главным образом через призму классовой борьбы.

Сейчас, в свете перемен, происходящих в российском обществе и сознании, в литературе последних лет показывается ограниченность и односторонность взглядов на историю в свете господствовавшей в течение ряда десятилетий марксистской пятичленной формационной периодизации исторического процесса. Канонизированный характер господствовавшей исторической схемы дал толчок к поиску других подходов, независимых от воли людей связей производственных, личностных, субъективных.

В данной контрольной работе рассмотрим подробнее два подхода к изучению истории: цивилизационный и формационный.

1. Цивилизационный подход

Этот подход положил свое начало в 18 веке. Яркие приверженцы данной теории являются М. Вебер, О. Шпенглер, А. Тойнби, и др. В отечественной науке его сторонниками являлись К.Н. Леонтьев, Н. Я. Данилевский, П.А. Сорокин. Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, это значит “городской, государственный, гражданский”.

С точки зрения данного подхода основной структурной единицей является цивилизация. Первоначально этим термином обозначали некоторый уровень общественного развития. Появление городов, письменности, государственности, социального расслоения общества-все это являлось специфическими признаками цивилизации.

В широком понятии под цивилизацией, в основном понимают высокий уровень развития общественной культуры.

До сих пор приверженцы данного подхода ведут споры о количестве цивилизаций. Н.Я. Данилевский выделяет 13 самобытных цивилизаций, А. Тойнби- 6 типов, О. Шпенглер- 8 типов.

В цивилизационном подходе выделяется ряд положительных сторон.

Принципы этого подхода можно применить к истории той или иной страны, или их группы. В данной методологии есть своя особенность, в том, что подход этот, основан на изучение истории общества, с учетом индивидуальности регионов и стран.

Данная теория предполагает, что историю можно рассматривать как многовариантный, многолинейный процесс.

По данному подходу предполагается единство и целостность человеческой истории. Цивилизации, как системы можно сравнивать между собой. В результате этого подхода можно глубже понять исторические процессы, и зафиксировать их индивидуальность.

Выделяя определенные критерии развития цивилизации, можно оценивать уровень развитости стран, регионов, народов.

В цивилизационном подходе главную роль отводят человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. Особое значение для оценки и характеристики цивилизации имеют менталитет, религия, культура.

Основным минусом методологии данного подхода является бесформенность критериев выделения типов цивилизации. В теории Н.Я. Данилевского, культурно-исторические типы цивилизации разграничивают на сочетание 4 основных элементов: политического, религиозного, общественно-экономического, культурного.

Эта теория Данилевского подталкивает на применение принципа детерминизма в виде доминирования. Но характер этого доминирования имеет трудно уловимый смысл.

Ю.К. Плетников смог выделить 4 цивилизационных типов: философско-антропологическую, общеисторическую, технологическую, социокультурную.

1) Философско-антропологическая модель. Данный тип является основой цивилизационного подхода. Она позволяет более понятно представить бескомпромиссное различие цивилизационного и формационного исследований исторической деятельности. Цивилизционный подход разъясняет данный подход как возрождение идей устаревшей цикличности и антропологизма.

2) Общеисторическая модель. Цивилизация - особый вид конкретного общества или их сообщества. В соответствии со значением данного термина основными признаками цивилизации являются гражданское состояние, государственность, поселения городского типа. В общественном мнении цивилизация противопоставляется варварству, дикости.

3) Технологическая модель. Способом развития и формирования цивилизации являются общественные технологии воспроизводства и производства непосредственной жизни.

4) Социокультурная модель. В 20 веке произошло “взаимопроникновение” терминов культура и цивилизация. На ранней стадии цивилизации доминирует понятие культуры. В частности цивилизация сопоставляется не с культурой в целом, а с ее подъемом или упадком. Так например для О. Шпенглера цивилизация- самое крайнее и искусственное состояние культуры. Она несет следствие, как завершение и исход культуры. Ф.Бродель считает напротив, что культура- цивилизация, которая не дошла до своего оптимума социального, своей зрелости, и не обеспечила своего роста.

Теории локальных цивилизаций основываются на том, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые имеют определенную территорию и свои особенности культурного, политического, социально-экономического развития.

Арнольд Тойнби, один из основоположников теории локальных цивилизаций, считал, что история это не линейный процесс. Это процесс жизни и гибели не взаимосвязанных друг с другом цивилизаций в разных уголках Земли. Тойнби выделял локальные и основные цивилизации. Основные цивилизации (вавилонская, шумерская, эллинская, индусская, китайская и т.д.) оставили выраженный след в истории человечества и второстепенно повлияли на другие цивилизации. Цивилизации локальные смыкаются в национальных рамках, их насчитывают в районе 30 штук: германская, русская, американская и д.р. Вызов брошенный из вне цивилизации, Тойнби считал основными движущими силами. Таким образом, все цивилизации проходят через этапы: зарождение, рост, надлом и распад, заканчивающийся полным исчезновением цивилизации.

Таким образом в рамках цивилизационного подхода создаются всесторонни схемы, которые отражают общие закономерности развитии для всех цивилизаций.

2. Формационный подход

В учении Маркса главную позицию при объяснении движущих сил исторического процесса и периодизации истории занимает понятие общественно-экономические формации. Основы любой общественно-политической организации К. Маркс составил тот или иной способ производства. Основные производственные отношения, являются отношениями собственности. Все многообразие жизни общества на разных этапах его развития, включает в себя общественно-политическая формация.

К. Маркс предполагал несколько этапов развития общества:

1). Первобытнообщинная;

2). Рабовладельческая;

3). Феодальная;

4). Капиталистическая;

5). Коммунистическая.

Благодаря социальной революции происходит переход от одной обшественно-экономической формации к другой. Появление новой формации определяется победой господствующего класса, который осуществляет перевороты во всех сферах жизни. В марксистской теории значительной роли придаются революции и классовые войны. Основной движущей силой истории являлась классовая борьба. “Локомотивами истории” по Марксу являлись революции.

В течении последних 80 лет господствующей точкой зрения, основывающаяся на формационном подходе, являлась материалистическая концепция истории. Главным плюсом данной идеи является, то что она создает четкую объяснительную модель исторического развития. Человеческая история представлена перед нами как закономерный, поступательный, объективный процесс. Четко выделены движущие силы и основные этапы, процесса и т.д.

В формационном подходе решающей роли отводится внеличностным факторам, а второстепенное значение отводится человеку. Получается, что человек всего лишь винт в теории объективного механизма, движущего историческое развитие. Выходит так, что занижается человеческое, личностное содержание исторического процесса.

Формационная концепция предполагает, что развитие исторического процесса будет происходить от бесклассовой первобытнообщинной через классовые, к бесклассовой коммунистической фазе. В теории коммунизма, на доказательство которого было потрачено множество усилий, в любом случаи наступит эра, когда каждый будет приносить пользу по своим силам, а получать по потребностям.

Заключение

Формационный подход к пониманию исторического процесса предполагает смену формаций, существование которых зависит от развития материального производства. Маркс не утверждал глобальности такого характера, это сделали его последователи. Хотя на современном этапе развития общества существует неудовлетворенность формальным пониманием исторического процесса, поскольку в формации экономические отношения определяют все другие отношения (это понимание – в духе экономического материализма). Цивилизационный подход, в отличие от формационного, отражает внимание не только на экономические моменты, но и на социально-культурные измерения общества, духовное отношение. Он говорит о непрерывности и эволюционности развития. Если в формационном подходе есть предопределенность, направленность, то в цивилизационном – многоваринтность истории. Однако, несмотря на различное понимание истории в том и другом подходах, несмотря на все плюсы и минусы в каждом из них оба рассмотренных мной подхода – формационный и цивилизационный – дают возможность рассмотреть исторический процесс под разными углами зрения, поэтому они не столько отрицают, сколько дополняют друг друга. Вероятно, в будущем обществоведам удастся оба эти подхода синтезировать, избегая крайностей каждого из них.

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...