Учимся петь дома с нуля уроки вокала. Как научиться петь самостоятельно, что нужно делать, чтобы хорошо петь

Научиться петь можно двумя способами. Первый способ: назовём его, как научиться петь дома, без педагога, не потребует от Вас денежных затрат. Если у Вас есть дома магнитофон, то Вы вполне можете обойтись им, необходимо только иметь ещё и микрофон.

Этот способ хорош тем, что Вы будете учиться петь дома, в удобное для Вас время и в удобном для Вас режиме. Второй способ: назовём его, как научиться петь правильно, предполагает, что Вам необходим будет педагог. Такой способ научиться петь подходит не всем, но если Вы хотите научиться петь правильно, то он единственно возможный.

Я не хочу сказать, что если Вы хотите научиться петь дома, то обязательно научитесь петь неправильно. Вовсе нет. Научиться петь правильно можно и дома, и дальше, мы постараемся показать, как научиться правильно петь дома. Итак, для того чтобы научиться петь вам необходимо просто начать петь любимые песни, не забывая при этом записывать ваши исполнительские номера на магнитофон.

Итак, до того как Вы начали учиться петь, Вы расслабились, заменили свою голову на голову Энрике Иглессиаса или Максим, и представили себя знаменитым певцом или певицей. Теперь приступайте к исполнению песни, предварительно включив на магнитофоне запись, и тут же забыв про него, ведь Вы пока только хотите научиться петь.

Спев две, три песни, вложив в исполнение всю силу своего голоса (орать, конечно, не надо, но и петь шепотом, тоже нет необходимости), Вы получили бесценный материал. Если ваше желание научиться петь, действительно серьёзное, то сохраните этот материал на долгую память. И потом, спустя лет 20-30, Вы будете слушать его и усмехаться, каким я был, когда сказал себе: хочу научиться петь.

Полученный (записанный Вами) материал Вы должны прослушать два раза. Ни в коем случае не подпевайте своему исполнению, записанному на магнитофон. Такое требование связана с тем, что ваш голос имеет совсем другое звучание, когда Вы слушаете свою речь или песню, по сравнению с тем, что Вы услышите, включив магнитофон. После того как Вы насладились своим творчеством, дайте отдых своим ушам.

Прилягте и оцените, насколько хорошо у Вас получилось. Только не казните себя за ужасное исполнение, если оно действительно получилось ужасным, ведь Вы только начинаете учиться петь. Не стоит также думать, что у Вас ничего не выйдет из этой затеи. Вы ведь твёрдо решили научиться петь. Теперь, по прошествии 4-5 минут, Вам надо включить оригинал.

Лечь, расслабиться, и полностью погрузиться в музыку и голос вашего любимого исполнителя. Все эмоции Вы должны отбросить, и забыть, что песню исполняет ваш любимый певец. Вы должны стать критичным, расслабленным, но именно критичным слушателем. Вы должны внимательно, но расслабленно, не напрягаясь, прослушать песню, отмечая в уме все нюансы и переливы мелодии и голоса.

Удивительно, насколько порой изменяется впечатление от песни, когда её прослушал таким образом. Желательно также, чтобы Вы подключили визуализацию ритма, тональности и тембра. Создавайте параллельно с прослушиванием своеобразную мысленную светомузыку. Вы можете задать вопрос.

Как это поможет мне научиться петь? Объясню подробно. Такое прослушивание, создаёт в вашей памяти множество "камер хранения" музыкальной информации. Такие "камеры хранения", со временем изменят Ваш слух и голос в лучшую сторону.

Сама музыка и голос запечатлятся в виде вибраций неподвластных измерению (подробности на странице энергоинформационное поле), но обогащающих вас и физически и духовно. Через эти вибрации ваше тело получит новую, другую, скрытую информацию, содержащуюся в звуках музыки и голоса. Вы уже конечно поняли, что такое прослушивание не только поможет Вам научиться петь, но и научит вас слушать. При повторном прослушивании оригинала песни Вы должны начать сравнивать и анализировать ваше исполнение и оригинал.

Сделав определённые замечания, Вам надо ещё раз исполнить песню и снова записать её. После этого необходимо закончить урок (не забудьте вернуть свою голову на место). Ложась вечером спать, сделайте следующее.

Расслабьтесь по методике приведённой на странице Как научиться. Затем мягко, но настойчиво скажите себе: Я хочу научиться петь. Я знаю, как научиться правильно петь. Я могу дома научиться петь. После этого попытайтесь вспомнить оригинальное исполнение со всеми вашими подробностями восприятия песни и визуализациями.

В конце, скажите себе научиться петь для меня удовольствие и развлечение, и я смогу правильно научиться петь. Если Вы будете повторять ежедневно, или хотя бы раз в два-три дня такие упражнения, меняя сначала песни, а потом и исполнителя, не забывая о визуализации, анализе и эмоциональной расслабленности, Вас гарантированно ждёт успех.

Два важных замечания. Для первых уроков, выбирайте песни любимых исполнителей. Такой совет связан с тем, что наши любимые песни наиболее близки нам с точки зрения тонких материй. Именно они, совпадая по своим скрытым и неизвестным пока учёным характеристикам с нашими собственными энергоинформационными полями дают стимул к развитию физических способностей (голос и слух) и интеллектуально-волевых качеств (скорость и точность восприятия, и способность к ускоренному обучению). Не ругайте себя за возможные повторения одних и тех же ошибок. И не бросайте процесс обучения.

Чаще всего человек начинает ошибаться именно в тот момент, когда вот-вот научиться. Психологи называют это провалами преднаучения. Наградите себя за каждый удачный опыт в преодолении проблемы: как научиться петь.

Если ваши занятия дома по нашей методике дали хороший результат, и Ваши близкие или друзья заметили, что ВЫ стали лучше петь, тогда, возможно, имеет смысл задать себе вопрос, как научиться петь, ещё раз. И в этом случае, я дам Вам уже другой совет. Запишитесь в хор.

Часто, школьные педагоги помогают начинающим учиться петь, и дают им бесценные советы, на тему: как научиться правильно петь. Если же Вы хотели научиться петь для души, то иногда просто повторяйте свои занятия, описанные выше, и Вы не потеряете в себе таланта и стремления хорошо петь. И это всё? Даже не вериться. И правильно, если не верится.

Обратимся к профессионалам:

Постановка голоса. Существуют различные методики постановки голоса разными певческими школами. Но прежде чем обратиться к конкретным рекомендациям. Которые пригодятся не только профессионалам, но и любителям, то есть всем кто любит петь, давайте задумаемся над тем, что такое пение, певческий голос.

Пение - один из способов общения и самовыражения человека, естественный и простой, доступный почти каждому. Если природа подарила человеку хороший голос, ему хочется петь точно также, как тому, у кого от природы данные бегуна, хочется бегать.

Пение имеет отношение не только к эстетической и эмоциональной сферам, но и к работе комплекса мышц, связанных с дыханием, бессознательно организованной творческим эмоциональным настроем. Итак, процессом пения руководит эмоция. Из этого следует, что профессионал должен уметь создавать её и сохранять во время пения.

У людей, поющих голосами, «поставленными от природы», связи звуковедения устанавливаются бессознательно, но правильно и легко, а само дыхание организовано верно. В таких случаях единственное, что обязан сделать педагог, - это помочь певцу осознать, что происходит в его прекрасном инструменте во время пения, чтобы он мог сберечь голос и восстановить естественные связи, если их нарушит какая-то случайность.

Но в большинстве случаев певческие школы предлагают воспринимать пение не как способ выражения мыслей и чувств, а как средство для мысленного направления на каждую ноту.

Заботясь о ноте, певец теряет естественное чувство кантилены (напевной плавной мелодии) и осмысленность фразы и думает не о том, почему и для чего поёт, а о том попал ли звук на нужную ноту. Увлечённость пением вызывает бессознательное стремление к синтезу, то есть к объединению мышц, участвующих в нём, к организации координирующего центра.

Анализирование своих ощущений во время пения ослабляет и нарушает связи звуковедения, потому что анализ - разъединение. А иногда внимание певца сосредотачивается на какой-нибудь одной группе мышц, например при выполнении команд: «В маску! В маску!», «На зубы!», «В купол» и т.п., и это нарушает связи звуковедения. Если глубокие внутренние связи не нарушены певцом - голос звучит. Но к несчастью, можно потерять и глубокие внутренние связи, а с ними и чувство радостно поющего тела.

Необходимость глубоких внутренних связей в большинстве случаев осознаётся певцами. Именно их создаёт и сберегает певческий эмоциональный настрой, но до тех пор, пока ему не мешают или мешают не слишком активно. При грубо же вмешательстве связи рвутся в каком-то звене, и голос перестаёт звучать. Вот почему так легко теряют голоса даже представители знаменитой итальянской школы. Что же надо делать, чтобы сохранить и развить связи звуковедения?

Самое простое - их надо знать! Голос поёт и говорит мелодию. А мелодия - это движение. Произвести движение может только то, что само подвижно. Мяч полетел - его бросила рука, ветка качнулась - её толкнул ветер. Следовательно, из работы над голосом логически исключаются так называемые «маски» и «зубы».

Они абсолютно неподвижны и потому не могут вести мелодию. Подвижны органы дыхания, их мускулатура и мускулатура внешняя, с ними связанная. Вот что может в человеке говорить, кричать и петь! Пение - единственная разновидность музыки, в которой инструмент - часть тела музыканта, и при том одна из наиболее важных и наименее управляемых: органы дыхания.

Мы не видим движений, которые происходят внутри них, эти движения по темпу, стилю и ритму зависят от эмоциональных состояний Учиться петь - это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем. Ведь если дыхание подчиняется эмоциям, эмоции тоже могут подчиняться дыханию. И можно автоматически создавать вдох взволнованных и спокойных состояний и подчинять ему пение, речь и самочувствие. У актёров и певцов есть профессиональный термин - «опора».

Все согласны, что «опёртый» звук - хорошо, «неопёртый» - плохо и что «опёртый звук возможен только там, где есть « опёртый» вдох, хотя, чем отличается «опёртый» вдох от «неопёртого», неизвестно. А между тем, всё просто. «Опёртый» голос - это звонкий голос. А что такое «опёртый» вдох? Прикоснуться к плечу партнёра - ещё не значит опереться на него.

Опереться - значит перенести на чужое плечо часть тяжести своего тела, почувствовать, что мускулатура плеча стала сопротивляться нажиму вашей руки. Следовательно, «опёртый» вдох - это вдох предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он «опёрся», говоря попросту, упёрся в стенки органов дыхания.

Мускулатура, окружающая их, стала сопротивляться нажиму воздуха, и мы чувствуем это. И если вдох сделан правильно, вам сразу захочется кричать или петь! Вдох - движение воздуха внутрь тела. Сознательно сделать вдох - это мысленно установить связь с дном лёгких. Направление гортани диагонально по отношению к лёгким, следовательно, ей удобно петь, если Вы сделали, сознательно или бессознательно, вдох «опёртый» в спину. Лёгкие расширяются к основанию не в груди, а в спине.

Следовательно, этот вдох легко задержать, хотя объём его велик. Звучание - выдох, колеблющий голосовые связки. Следовательно, чтобы сохранить во время звучания чувство «опоры», надо оставить воздух там, откуда Вы его «взяли». Сквозное действие певца - задерживать правильно сделанный вдох. А выдох уходит сам: выдох - это звук. Не думайте о дороге, по которой вы поведёте этот вдох.

Думайте о месте, в которое он мгновенно приходит, потому что если вы думаете о дороге, там возникают напряжения. (Кстати,большинство профзаболеваний голоса являются результатом грубого нарушения условий давления в системе трахеи и бронхов.) Не ищите этот вдох умом, ищите движением и эмоциональным настроем. Чаще всего наклоном во время вдоха. Затаите его и пойте, никуда не направляя звук. Существует мнение, что «запирать» дыхание вредно, чуть ли не опасно.

Да, вдох искажающий форму лёгких, задерживать, да и делать вредно. Вдох, наполняющий лёгкие, не искажая, может вернуть и голос, и здоровье. Лучшая в мире постановка голоса - не русская, не французская, не немецкая и даже - боги мои! - не итальянская, а природная.

Следовательно, если Вы сознательно произвели правильный вдох и задерживаете его, всё остальное сделает ваша певческая интуиция. Можно помогать ей движением и мыслью. Прежде всего, какие связи возникают в теле певца? Источник звука - голосовые связки. Чтобы прозвучать, они должны сомкнуться - встречное движение на уровне шеи. Воздушная струя, которая колеблет их, чтобы они звучали, идёт из двух бронхов в одну трахею - встречное движение на уровне груди. Оба эти движения неуправляемы.

Но лёгкие, как на фундаменте, лежат на диафрагме и подчиняются ей, а она - им. Если, чтобы прозвучать, две голосовые связки смыкаются, а две воздушные струи встречаются, следовательно, диафрагма должна во время звучания объединять лёгкие. Как? С помощью вдоха, который заполняя лёгкие воздухом, не разъединяет их.

И так как диафрагма самый сильный мускул среди всех, связанных с дыханием, ей подчиняется и смыкание голосовых связок в гортани, и встречное движение воздушных струй в груди. Заполнить лёгкие, не разъединяя их, может только один вдох - вдох в спину. Вспомните строевую песню в армии, хоровую за столом и песню коллективного труда, например нашу «Дубинушку».

Во всех случаях песня поднимает настроение, освобождает от привычной сдержанности и объединяет людей, которых не могут объединить слова. Но не бывает вокализирующих солдат, бурлаков, и даже самая пьяная компания старается выговорить слова. И это понятно: желая выразить мысли и чувства, люди ищут, прежде всего, слова и поют их, когда эмоциональный настрой выше среднего или его хотят поднять.

Следовательно, для человека, поющего естественно, пение - это протяжная речь повышенной эмоциональности. …профессиональному певцу нет смысла представлять себе пение как вокализ со словами, да ещё с постановкой голоса. Ведь тогда оно - действие заумное и сложное. И слова мешают петь. А каково слушать певца, которому слова мешают петь?

Если для Вас пение протяжная речь, то это действие эмоциональное и простое, и слова помогают петь, организуя кантилену. Надо только произнести, потому что хорошо произнесённое наполовину спето. Принято думать, что протяжность звука зависит от работы внутренней мускулатуры (диафрагмы, брюшного пресса), а произнесение слов - от мускулатуры внешней (губы, челюсти).

Певец, поверивший в это, стоит перед выбором: лучше тянуть или лучше произносить? Его внимание раздваивается: кантилена - внимание на брюшной пресс и диафрагму, дикция на движение челюстей и губ. Активная артикуляция - по существу гримаса, которая разрушает внешний облик певца. Кроме того, челюсть - кость. Она тяжёлая. Гортань - хрящ. Он лёгкий. Каково гортани петь, когда над ней активно лязгают челюсти? И сколько времени она может это выдержать?

Представьте себе Венеру, отвалившую челюсть, или Аполлона, сделавшего «мопса». Как они будут выглядеть? Не лучше ли вспомнить образное народное выражение, звучащее похвалой певцу, - «нутром поёт»? И не думайте, что петь нутром - значит петь особо выразительно.

Нет! Народ говорил как слышал: поёт нутром, - значит, тело звучит как музыкальный инструмент. Звучит дудка и звучит грудь. Они подвижны и активны. А « маска», «купол», «зубы» - неподвижная надстройка над тем, что поёт. Поэтому думайте, что произносите слова всё той же диафрагмой. И не насилуйте её. Она всё знает.

Достаточно только подумать о том, что она произносит слова, и потянуть сказанное. Протяжность расширит ваш диапазон, продемонстрирует ваш тембр и превратит речь в одну из разновидностей музыки - мелодию с текстом. Музыка имеет три измерения - высоту, тембр и силу.

Певец должен помогать голосовым складкам смыкаться, чтобы точной была высота каждой ноты, освобождая тембр от посторонних звуков. А вот о силе думать нельзя, форсировка её не создаст. Надо думать о звонкости - звонкий голос хорошо летит в зал. Что касается диапазона, то очевидно, что на верхних нотах активно должны работать брюшной пресс и диафрагма, а на низких - грудные группы мышц.

Правила выполнения упражнений.

Тренируйте только вдох. Вдох - шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши). 2. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно (желательно через рот). Не задерживайте и не выталкивайте выдох.

Вдох - предельно активный (носом), выдох - абсолютно пассивный (через рот, не видно и не слышно). Шумного выдоха не должно быть!

3. Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской дыхательной гимнастике нет вдоха без движения, а движения - без вдоха.

4. Все вдохи-движения стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага.

5. Счёт в стрельниковской дыхательной гимнастике - только на 8, считать мысленно, не вслух.

6. Упражнения можно делать стоя, сидя и лёжа.

1. «Насос». Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка). Сделайте лёгкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном.

Слегка приподняться(но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох «с пола». Возьмите в руки свёрнутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны вперёд делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая (а не прямая), голова опущена. Помните! «Накачивайте шину» в темпоритме строевого шага.

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. Ограничения: при травмах головы и позвоночника; при многолетних радикулитах и остеохондрозах; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; при камнях в печени, почках и мочевом пузыре не кланяйтесь низко. Поклон делается едва заметно, но обязательно с шумным и коротким вдохом через нос.

Выдох делается после каждого вдоха самостоятельно (пассивно) через рот, но не открывайте его широко. Упражнение «насос» очень результативное, часто останавливает приступы бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени.

2. «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки). Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом.

Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом всё равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка). Норма 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение «Обними плечи» можно делать также сидя и лёжа.

Ограничения: сердечникам с ишемической болезнью сердца (ИБС), врождёнными пороками, перенесённым инфарктом в первую неделю тренировок не делать это упражнение. В тяжёлом состоянии делать подряд не по 8 вдохов движений, а по 4 вдоха-движения или даже по 2, затем отдых 3-5 секунд и снова 2 или 4 вдоха-движения.

Женщинам, начиная с шестого месяца беременности в упражнении «Обними плечи» голову назад не откидывать, выполнять упражнение только руками, стоя ровно и смотря прямо перед собой. Эти упражнения приводят в рабочее состояние все органы, участвующие в дыхании и в звукообразовании (лёгкие, мышцы гортани, голосовые связки, диафрагму т.д.).

Теперь нужно встать прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, положить ладони обеих рук на брюшной пресс и, слегка кланяясь на каждом звуке, мгновенно напрягать живот во время поклона, надавливая на него ладонями сверху вниз. При этом создаётся «опора», без которой невозможна постановка голоса.

Выполняя это упражнение, следует произносить на лёгком поклоне вперёд, напрягая брюшной пресс в то мгновение, когда вы кланяетесь: РИ РУ РЭ РО ЛИ ЛУ ЛЭ ЛО МИ МУ МЭ МО НИ НУ НЭ НО ВИ ВУ ВЭ ВО ФИ ФУ ФЭ ФО ЗИ ЗУ ЗЭ ЗО СИ СУ СЭ СО ЦИ ЦУ ЦЭ ЦО ЖИ ЖУ ЖЭ ЖО ШИ ШУ ШЭ ШО БИ БУ БЭ БО ПИ ПУ ПЭ ПО ПРИ ПРУ ПРЭ ПРО ДИ ДУ ДЭ ДО ТИ ТУ ТЭ ТО ТРИ ТРУ ТРЭ ТРО ГИ ГУ ГЭ ГО КИ КУ КЭ КО КРИ КРУ КРЭ КРО ХИ ХУ ХЭ ХО.

Упражнение «Восьмёрки» (упражнение на задержку дыхания). Сделать вдох на поклоне (лучше ртом, а не носом), не выпрямляясь, крепко задержать его «в спине» и считать вслух до восьми. На одном крепко задержанном вдохе нужно постараться насчитать не менее 10-15 «восьмёрок».

«Потеря» голоса. У всех наших пациентов-певцов, жаловавшихся на короткий диапазон, слабость звука, быструю утомляемость от пения и разговора, сухость и боли в горле, певческие и фиброматозные узелки, было мелкое ключичное или грудное перерасширенное или напряжённое дыхание. Оно-то и являлось главной причиной болезни.

Звучание - выдох, колеблющий голосовые складки. Следовательно, если в узких верхушках лёгких воздуха слишком много, ему тесно, и он стремиться уйти во время звучаний такой широкой струёй, что мешает голосовым связкам смыкаться. Он давит снизу на гортань так, что стремиться вытолкнуть гортань с сомкнутыми голосовыми связками кверху.

Замолчать певец, актёр, да и просто человек, которому надо говорить, не может. Он продолжает петь или говорить на недосомкнутых или с трудом смыкающихся голосовых связках и в результате становится больным. Идёт к врачу. Бюллетень. Медикаменты. Советы беречь голос. Болезнь усугубляется страхом. А это плохой советчик.

Человек ведёт внутренний монолог непрерывно, иногда даже во сне. Он начинает думать о гортани и голосовых связках, а они напрягаются в ответ на его мысли. Гортань и голосовые связки лишаются покоя. Они работают неправильно, потому что человек меньше всего думает, что голосовым связкам надо помогать смыкаться. Он боится встречных движений внутри тела, старается открыть горло шире и, делая вдох, расправить плечи. От неверного звуковедения начинает расти узелок.

Бюллетени всё чаще и продолжительнее, и, если молчание и медикаменты не помогают, следует оперативное удаление узелка. Но как бы ни был искусен хирург, улучшение самочувствия и звука кратковременно, потому что дыхание и звуковедение остались неверными. Возможно повторное возникновение узелка. И снова оперативное удаление и в большинстве случаев предложение сменить профессию…

Надо не беречь голос, а сразу иначе организовывать дыхание и звуковедение. Бюллетень надо использовать именно для этого. И он должен быть непродолжительным, чтобы певец не потерял уверенность в себе. Первое, что я рекомендую и актёрам, и певцам, - убрать избыток воздуха из верхней доли лёгких (упражнение «Обними плечи»). Тренируйте вдох, самый удобный для задержания. Это создаёт воздушный резерв в основаниях лёгких и не допускает в гортань избыток воздуха.

Петь и говорить сразу становится легче, настроение поднимается. Затем делайте звуковые упражнения на тех же движениях, на каких делали вздохи (смотрите ниже). Диафрагма и брюшной пресс начинают активно работать во время звучания, и болевые ощущения (или узелок) постепенно исчезают. А когда вы тренировкой приучили их работать в помощь звуку, вы можете стоять, сидеть или лежать - как хотите. Они сработают по привычке. Но привычка требует подкрепления, поэтому дыхательные упражнения надо повторять.

Кроме того, они являются массажем для голосовых связок и гортани, делают их сильнее и подвижнее. Если во время пения в какой-то части тела у вас возникает неприятное ощущение, знайте, там ошибка. Необходимо найти движение, которое это ощущение уберёт (попробуйте в течение нескольких дней проделать полный комплекс стрельниковсих упражнений).

Это не значит, что напряжений во время профессионального пения нет. Есть! Обязательно есть! Но они приятны и создают высокий эмоциональный настрой. Проверьте всё сами. Спойте что-нибудь раза четыре подряд. Чтобы не думать, что вы ещё не «распелись». А затем сделайте упражнение «Насос» 9 раз по 32 вдоха-движения, то есть выполните три «сотни». И повторите ту же самую вещь.

Вы почувствуете, что петь намного легче, и услышите, что голос звучит лучше. Дыхание, которое вы тренировали, продержится по инерции некоторое время. Сделав мгновенный неслышный мягкий вдох ртом, практически не ощутимый внутри тела, «затаите» дыхание и пронесите этот вдох восемь шагов. Руки при этом движении будто прижимают к груди мяч. Затем «затаите» дыхание и пронесите вдох двенадцать шагов, шестнадцать шагов. Направляйте воздух в спину.

Тренируйте вдох на наклоне вперёд. И на нём пойте, то есть говорите нараспев, думая о смысле слов и мелодии. Вскоре Вы почувствуете, как чистые, сильные звуки буквально польются из вашего горла. «Неужели всё так просто?» - можете удивиться вы.

Нам ведь нередко внушают, что хорошо петь трудно и сложно, а плохо - легко и просто. На самом деле всё наоборот: плохой певец поёт трудно и сложно, а хороший - легко и просто! Выделенное цветом, цитаты из книги "Дыхательная гимнастика Стрельниковой" Михаил Щетинин. Альманах ФиС №14. Москва. Редакция журнала"Физкультура и спорт" 2000 г.

Желаю научиться петь, а возможно, и стать звездой. Всё в ваших руках. Но на последок, очень важное предупреждение: никогда не учитесь петь под караоке. Качество музыкального сопровождения в таких программах просто ужасное. Вы можете испортить себе остатки слуха, если вдруг станете петь под караоке. Кто восстанавливал свои силы пением? Как вы думаете, можно ли устать от того, что поёшь песни. Если петь не правильно, то конечно. Но вспомните наши старые фильмы. Любая работа в поле, да и дома, сопровождалась исполнением песен.

Пение отвлекало от тревожных мыслей, являлось своего рода медитацией. А после работы русский народ восстанавливал свои силы пением. Никто не следил за правильностью взятия нот или чёткостью дыхания. Но именно такое бесшабашное и спонтанное пение восстанавливает силы лучше всякого стимулятора. Расскажу случай из своей юности. Школа, в которой я учился, находилась в 2 километрах от моего дома. Иногда мы учились во вторую смену (4, 6 и 8 классы). Дома работы у меня хватало, а спорт был тогда, и остаётся сейчас моим любимым занятием, поэтому четыре, а то и пять дней в неделю я занимался в спортивных секциях.

Набегавшись два часа в баскетбол или напрыгавшись в волейбол, мне предстояло ещё одолеть неблизкий путь домой. Так вот, как только я выходил за пределы города я начинал петь ("Машину времени", "Воскресенье" или Цоя). И пел пока не доходил до дома. Раз моя мама спрашивает меня (это было в девятом классе), - ты что, три дня назад выпивал. Я удивился, поинтересовавшись, почему она задаёт такой вопрос. "Да, деревенская жительница рассказала мне, что ты орал песни на всю улицу," - ответила мама.

Я засмеялся и сообщил, что пою каждый раз, когда возвращаюсь вечером домой. Видимо, я тоже подсознательно восстанавливал свои силы пением. Но русский народ, восстанавливающий свои силы пением не исключение. Представители многих народов используют песню как способ отдохнуть. Вы сами можете применять этот способ, когда сильно устали. И помните, ответ на вопрос как научиться петь, прост. Надо начать петь, и слушать себя! Наши упражнения помогут Вам быстрее и правильнее научиться петь.

Введение
Самое главное в постановке вокала — это правильное дыхание . Именно с него начинается обучение профессиональному пению , которое служит проводником в огромный мир сцены . Если вы плохо владеете вокальной техникой , то волей-неволей в работу включаются те мышцы, которые от природы не должны много работать. Естественно в последствии мы ожидаем неприятные моменты, такие как: зажатость, гнусавость, неприятная на слух манера «вытягивать» нетянущее и, наконец, «срыв голоса ». Если даже вокалист усиленно продолжает «надрывать» связки , всё равно с таким подходом к вокалу ни о какой сцене не может быть и речи. От такого незнания чаще всего происходит неудовлетворённость собой, неудовлетворённость жизнью. Ведь тот, кому был дан дар от Бога в той или иной области, в течение всей жизни чувствует себя «принадлежащим» и находится в постоянном поиске своего предназначения. Продолжится это до тех пор, пока человек не состоится и не задействует свой талант , который был дан ему при рождении, в практике на полную катушку.

Именно с правильного дыхания начинается исполнение песни, ведь это опора, на которой держится вся вокальная техника , и поэтому мы рекомендуем возвращаться перед каждым распевом в раздел «уроки дыхания » для разогрева.
Для того чтоб сгруппировать в правильное положение группу мышц, мы будем прибегать к различным видам техник: воплощение ваших фантазий в реальность, проигрывание различных сценок . Мы будем воздействовать на психические, физические механизмы вашего тела и сознания для достижения нужного результата.
На самых первых уроках по вокалу используйте не более семи звуков , постепенно расширяя диапазон . Как уже было сказано ранее, обязательным является контроль дыхания. Для помощи в упражнениях держите руку на животе или наденьте фиксирующий резиновый пояс.

  • Во время развивающих упражнений по вокалу усвойте обязательные правила:
  • Следите за положением тела. Шея не должна быть напряжена и вытянута вперед. Вы должны находиться в состоянии комфорта, слегка расслабьтесь. Во время упражнений работает только живот. Когда вы возьмёте высокую ноту, мышцы живота сожмутся сильнее, а низкую наоборот, всё это и должна почувствовать фиксировавшая пресс рука.

Учимся правильно дышать
Аккуратно обхватите ладонями свой живот . Почувствуйте его. Прислушайтесь. Попытайтесь согреть руками каждую клеточку. Вы спокойно дышите: вдох-выдох… вдох-выдох… мышцы живота поднимаются и опускаются… Успокойтесь. Оставьте всю суету позади и прислушайтесь к своему дыханию . Ощутите каждую находящуюся у себя мышцу в брюшной полости, как она при вдохе – надувается, а при выдохе – сдувается. Засмейтесь, именно в смехе дыхание более естественно поддаётся управлению.
Для того чтоб контролировать своё дыхание, не убирая руку с живота, медленно вдыхайте воздух, при этом сосчитайте до четырёх. Не задерживая “пик”, медленно выдохните, считая при этом также до четырёх. Если вы всё ещё плохо ощущаете движение в животе , то попробуйте наклониться вперед, обхватив руками поясницу. Эта область должна надуваться и сдуваться. Постепенно увеличивайте счет: вдох — раз, два, три, четыре, пять…, выдох — раз, два, три, четыре, пять…, и так до 20.

Упражнения на выравнивание вокала
Чаще всего сталкиваются с «неравномерным» воспроизведением вокала , это — дрожь, толчки, подергивание, и поэтому следующие упражнения будут направлены именно на выравнивание и постановку голоса .

  • Начнём с упражнения «собачка». Удобно садимся на стул, облокачиваемся на спинку, расслабляем мышцы плеч и шеи, высовываем язык и стараемся более точно изобразить собачку. Следите за тем, чтоб плечи не шевелились, а работали исключительно лёгкие и грудная клетка в целом.
  • Во время упражнений желательно на живот надеть корректирующий пояс. Это нужно для того, чтоб пресс живота работал правильно. Он выполняет нагрузку на мышцы и служит неким тренажером. Вы почувствуете те мышцы, которые в обычной жизни функционируют не часто, и в этом поможет как раз пояс. Кстати, некоторые думают, что если подкачать пресс, то все звукоизвлечения будут даваться легко. На самом деле мнение ошибочное, специально ходить в тренажерный зал и усиленно заниматься спортом не нужно. Дело в том, что на тренажерах организация мышц будет направлена не на координацию выхода чистого вокала , а на нечто другое. Но если вы всё-таки поддерживаете мнение о пользе физических нагрузкок, то лучше всего заняться йогой, плаванием или лечебной гимнастикой. Стараться войти в гармонию со своим телом, почувствовать каждую клеточку своего организма.
  • Позаботьтесь о своей осанке . Она должна быть правильная: спина прямая , плечи выпрямлены, голова в ровном положении. Сровнять положение можно встав в дверной проём, распрямившись в дверном косяке. Именно в ровном положении, ненапрягаясь, голосовые связки работают правильно.
  • Расслабляем мышцы шеи и не спеша поворачиваем голову: влево-право… влево-право.. и так 10-15 раз.
  • Опускаем осторожно нижнюю часть челюсти вниз, затем также аккуратно возвращаем её на место, находя правильное положение . И так: 10-15 раз.
  • Вытягиваем губы трубочкой и начинаем их двигать влево-право… влево-право… круговое движение по часовой стрелке, против часовой стрелки… и так 10-15 раз.
  • Ослабеваем трубочку из губ и набираем в лёгкие воздух . Воздухом из лёгких губами, а не горловыми связками, поём «Бррррр»
  • Следующее упражнение называется «обезьянка». Берем маленькое зеркальце и начинаем «обезьянничать». Сворачиваем губы трубочкой , вытягиваем и улыбаемся, растягиваем ванночкой и оскаливаемся, показывая два ряда своих зубов. Открываем рот как можно шире и рассматриваем все прелести языка. Язык вытягиваем и придаём форму паруса, затем втягиваем, сворачивая вовнутрь. Притягиваем язык к левой стенки щеки, после — к правой, сворачиваем в трубочку и загибаем за верхние зубы, после за нижние. Если хорошо «поиграть» языком у вас не получается, не расстраивайтесь, выполняйте то, что можете не надрываясь.
  • Откройте как можно шире рот , теперь резко выбросите язык , доставая им подбородок, и также резко втяните назад. Представьте лягушку, ловящую мух. Упражнение делайте до ощущения усталости. Следите чтобы работали нужные мышцы , при правильных позициях вы сами почувствуете какие мышцы нужны для вокала , а какие нет.
  • Следующим упражнением мы определяем вокальный зевок . Обследуйте свою шею и найдите на ней кадык. Аккуратно обхватите его и проследите за его движением. Во время разговора или когда вы сглатываете слюну, он двигается. Мысленно зафиксируйте нижнее положение , запомните и после спроецируйте его в вокале . Ни в коем случае не держите его руками! Вы должны им управлять, а не заставлять с помощью физической силы повиноваться. Найти правильное ощущение зевка лучше всего в упражнении «осмотр у врача», т.е. открываете рот , как при осмотре и говорите «Ааа», показывая и открывая маленький язычок.
  • Слегка приоткройте удивлённо рот , при этом делая вдох. Вы должны почувствовать свежий воздух в полости рта. Зафиксируйте нижнее положение кадыка. Это упражнение выполняется 10-15 раз. Желательно контролируйте весь процесс перед зеркалом .

Упражнение на яркость звучания

  • Возьмём упражнение из йоги, только в нашем случае концентрируемся не в лобной части, а в носовой . Разжимаем челюсти, при этом губы сомкнуты и выдаём ровный, долгий звук «Ммм». Нижняя челюсть опущена до удобного предела.

Для полного развития своих вокальных данных и закрепления материала можете переходить к выбору . Начните с более низких по звучанию песен, выбирая для упражнений с бэк вокалом .
Выберите подходящую для себя песню, хорошо выучите слова, прочувствуйте мелодию .
Прослушивая мелодию постукивайте в такт, если даже вы .

Пример:

Представьте себе музыкальный инструмент: барабаны или пианино. Представьте себе как вы стучите по клавишам пальцами рук в ритм музыки , или возьмите два карандаша и представьте себе барабаны , а лучше представить себя танцором, как вы лихо отбиваете ногами в такт.

Если всё же это сложно, то воспользуйтесь специальной программой .

И в заключении хотелось бы сказать: не стесняйтесь себя, друзья. Не зажимайтесь и не идите на поводу у соседей. Пойте в квартире во всю голосовую мощь. Не думайте, что при занятии вокалом можно петь тихо, а вот если вы выйдите на сцену , то запоёте на полную катушку. Не будет такого никогда! В каком диапазоне вы приучите голосовые связки работать, в таком они и будут производить последующее звучание. Ведь голосовые связки – это живой музыкальный инструмент, и настройка его занимает не один год человеческой жизни. Если у вас «нежные» соседи, то попробуйте договориться. Ведь если кто-то из них громко слушает музыку или делает ремонт, вы же в это время терпите. Так почему же вам нельзя в дневное время громко петь ?
На этом всё.
Творческих успехов, дорогие вокалисты !

С уважением,
«Творческая мастерская »

Многие люди мечтают научиться красиво петь. Но подходит ли это занятие для каждого, или же это наука для избранных? У большинства певцов мелодия голоса звучит легко и свободно, однако тут далеко не всё просто.

При пении важны речевая позиция, правильная позиция тела, чувство ритма, эмоциональное состояние. Кроме того, ваше дыхание, дикция, артикуляция будут влиять на чистоту интонирование звуков. Для развития каждого из навыков необходимы соответствующие упражнения.

Начнем с дыхания и правильной позиции тела при пении. В вопросе «как научиться красиво петь» именно аспект положения тела имеет первоочередное значение. Опущенные плечи без поднятия при звукоизвлечении, ноги на ширине плеч, ровная спина, опора на пятки – всё это очень и очень важно.

Дыхание должно быть брюшным или смешанным, то есть дышать нужно животом. И только им, без поднятых плечей, и без набора воздуха в грудь. Практикой сформированы основные правила по созданию правильного :

  • вдох быстрый, легкий и незаметный (не поднимая плеч);
  • после вдоха необходимо на короткое время задержать дыхание;
  • выдох – ровный и постепенный, словно вы дуете на зажжённую свечу.

Упражнение на развитие диафрагменного дыхания: положите руки на ребра и дышите так, чтобы расширялись ребра и брюшная полость, не двигая плечами. Ещё упраженения:

Если не знаете, как научится красиво петь, начните с тренировки правильного дыхания. Далее – дикция и артикуляционный аппарат. Делайте следующие упражнения для их развития:

  1. Учитесь чётко произносить скороговорки.
  2. «Бра-брэ-бри-бро-бру» на одной ноте в быстром темпе, хорошо проговаривайте букву «р».
  3. Мычите с закрытым ртом. Польза будет только тогда, когда при упражнении появятся правильные резонаторные ощущения, вы должны хорошо ощущать вибрацию тканей носа. С закрытым ртом очень важно в начале.
  4. «Нэ-на-но-ну», «да-дэ-ди-до-ду», «ми-мэ-ма-мо-му» – распеваем на одной ноте.
  5. Во рту должен быть своеобразный «купол», яблочко, все должно быть раскрепощенным и свободным в ротовой полости.
  6. Полезно принимать различные гримасы, пародировать животных, передавать эмоции, это хорошо расслабляет челюсть и убирает все зажатости.

Ваше эмоциональное состояние также может управлять связками. Ваш будущий успех – это то, насколько вы сможете избавиться от зажатий голоса, от неправильного течения звука. Старайтесь, чтобы звук шёл из диафрагмы легко и свободно, не поднимайте и не опускайте подбородок.

Установка мягкого нёба в положение «зевок» создаст условия формирования гласных, она влияет на их округление, на тембр, высокую позицию и окраску. Если вы поёте высокие ноты, необходимо большее поднятие мягкого нёба, создание высокого «купола». Тогда звукоизвлечение будет простым.

Ищете в сети информацию по запросу «как научиться красиво петь»? Важно шлифовать различные формы пения. Пение на стакатто – остренький, четкий, резкий звук. Стакатто хорошо активизирует работу связок, оно очень полезно при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом призвуке. При пении на стакатто опирайтесь на диафрагму.

Пение на легато вырабатывает кантеленное, певучее, плавное звучание. Для тренировки плавного пения нужно пропевать любые фразы плавно, певуче, на одном дыхании.

Чтобы научиться красиво петь, важно многое: желание развиваться, целеустремленность, терпение, вкладывание души и эмоций в собственные песни. Слух постепенно можно развить, недостатки звучания подкорректировать. Интересуйтесь и певицами.

Перед вами подробный материал о пении для новичков. Мы расскажем, как научиться петь самостоятельно, какие делать упражнения, как избежать ошибок или исправить их, преодолеть страх и найти преподавателя. Каждый блок статьи независим от других, так что можно читать в любом порядке.

Что помогает петь

Если вы можете говорить, значит, можете петь. Физиологически пение немного отличается от речи, но схема голосообразования остаётся той же.

Человек говорит и поёт на выдохе. Воздух проходит через сомкнутые голосовые связки, они колеблются и создают звук. Сам по себе звук от связок очень слабый, но в полости рта или носа он усиливается до нормальной громкости. Губы, язык и зубы помогают формировать речь.

За качество и громкость пения отвечают резонаторы. Резонанс - это отражение звука. У гитары резонатор - дека, отдельно от неё струна звучит тихо, но дека усиливает звук, делает его глубже. Наш организм, как дека у гитары. Его резонаторы - это грудная клетка, голова, ротовая и носовая полость. Помещение - тоже резонатор. Сначала звук резонирует внутри человека, а потом снаружи. Поэтому нам так нравится петь в душе - там акустика хорошая.

У нас есть акустический слух. С помощью него мы слышим шум, звуки и слова. Но кроме внешних звуков, мы неосознанно слушаем себя. Это помогает нам управлять голосом и речью. Почти все глухие умеют разговаривать. Их речевой аппарат в полном порядке, но отсутствие слуха мешает им управлять - речь получается неразборчивой.

Чтобы полноценно слушать и исполнять песни, нужен хорошо развитый музыкальный слух. Он помогает различать звуки по окраске, высоте, громкости и продолжительности. Видов музыкального слуха много и каждый по-своему важен.

Чтобы хорошо петь, нужно тренировать дыхание, музыкальный слух и чувство ритма, грамотно планировать занятия. Про эти вещи мы и расскажем подробнее.

Тренируйте дыхание

Существуют разные типы дыхания, но для начала достаточно почувствовать разницу между грудным и брюшным. При грудном расширяется грудная клетка, выдох получается резкий - его трудно контролировать. При брюшном дыхании грудь не двигается, а надувается живот и расширяются нижние рёбра. Этот тип дыхания лучше подходит для пения потому, что с ним мы лучше контролируем выдох.

Мы дышим животом во сне, но не осознаём этого. Одна из первых задач - научиться дышать животом сознательно, особенно во время пения. Следите за дыханием, когда лежите - так проще почувствовать работу диафрагмы. Здесь нет секретных методов, нужно просто приучить организм.

Развивайте музыкальный слух

Музыкальный слух бывает абсолютным и относительным. Абсолютный слух - это умение называть ноту каждого звука на память. Относительный - умение на слух определять расстояния между двумя нотами.

Людей, у которых совсем нет музыкального слуха - не существует. Просто у некоторых он совершенно не развит. Если вы можете послушать мелодию, а потом повторить её голосом, поздравляем, у вас есть слух. И чем больше нюансов вы слышите и осознаёте, тем лучше.

Если вы не способны понять, попадаете в ноты или нет, вероятно, ваш музыкальный слух развит слабо. В таком случае, нужно начинать с азов. То есть, с одной ноты. Нужно найти ноту, которую вы хорошо слышите и пропеваете (хотя бы одна такая есть у всех) и постепенно прибавлять к ней соседние. В этой ситуации нужна помощь преподавателя.

А если вы хорошо воспринимаете музыку и слышите фальшь в чужом голосе, но сами хорошо спеть не можете, значит, у вас слабая координация между слухом и голосом. У вас есть способность к восприятию музыки, осталось научить голосовой аппарат издавать правильные звуки.

Развивайте чувство ритма

Ритм простыми словами - это длительность звуков и пауз. Вокалистам он сообщает, когда начать и закончить звук. Чувство ритма тоже можно тренировать.

Когда слушаете песню, пытайтесь понять её ритм. Хлопайте и топайте в такт. Если идёте по улице, шагайте или щёлкайте. Например, песня длится четыре минуты - идите ровно в этом темпе и на одну и ту же долю щёлкайте. Это помогает.

Ритм есть не только в музыке. Он есть у текста, стиха, простой речи и пения. Чтобы петь хорошо, нужно учиться чувствовать ритм песни с мелодией и без. Когда вы разучиваете песню, пытайтесь держать ритм без музыки. Скачайте метроном на телефон и читайте её, как стихотворение. Затем под метроном пропевайте мелодию песни отдельно от слов. Каждый звук голоса должен попадать в долю метронома, а не болтаться между отщёлкиваниями.

Можно заниматься дома

У новичков в любых занятиях одна проблема - нужно побольше и побыстрее. Побольше блинов на штангу, чтобы быстрее стать сильным. Побольше вещей в руки, чтобы два раза не ходить и быстрее попасть домой. Побольше нагрузить голос, чтобы быстрее научиться петь. Но итог всегда один - сломанные спины, порванные пакеты и сорванный голос.

Если хотите научиться петь с помощью видеоуроков, выбирайте педагога, которому доверяете. Быстро не получится, даже не пытайтесь. Но способы безопасно ускорить обучение есть:

Всегда разогревайтесь

Повышайте сложность

Постепенно выходите за пределы возможностей и расшатывайте границы. Но не надрывайтесь: чрезмерное напряжение лишит вас голоса, и тогда на какое-то время придётся оставить занятия. После напряжённых моментов делайте комфортное упражнение, чтобы связки успокоились, пришли в естественное положение.

Чередуйте упражнения

Например, упражнение на дыхание с упражнением на развитие резонаторов или положение гортани. И всегда после чего-то сложного дайте себе возможность перевести дух, растянуть мышцы, чтобы они пришли в естественное положение.

Следите за прогрессом

Записывайте своё пение на диктофон или камеру. Ищите ошибки, смотрите, где вы чрезмерно напрягаетесь, где поёте мимо ноты или ритма. Сравнивайте записи между собой, чтобы понять, что изменилось.

Забудьте про талант и возраст

Талант - это знания, которые мы получаем неосознанно. Например, от родителей, друзей или знакомых. Если кто-то живёт в семье певцов, то получает преимущество. Он видит, как поют родители, запоминает и обучается лучше. Но хорошо петь с рождения - не умеет никто.

Ребёнок лучше взрослого усваивает любые новые знания - это факт. Ему легче развивать дикцию и слух, тренировать дыхание. Но и взрослые могут научиться петь. Это будет немного сложнее, но всё равно возможно. Желание гораздо важнее вашего возраста и наличия таланта.

Существуют медицинские ограничения на занятия пением. Врачи не рекомендуют учить детей пению в хоре в период мутации голоса (13-15 лет). Нельзя петь при высокой температуре тела и повышенном кровяном давлении, заболеваниях сердца и дыхательных путей. Но это ограничения только на целенаправленные занятия вокалом. Петь для души можно всем.

Перестаньте волноваться

Обычно мы волнуемся, когда нужно петь на публике. Одни дома поём во всю, но стоит появиться постороннему, и голос пропадает. Смущение настигает и на занятиях. Но ведь преподаватель - человек опытный, он знает, как естественно волнение, и поможет вам преодолеть его.

Вот, что мы делаем на занятиях, и что можно повторить дома с близкими.

Разминаемся

Есть упражнения, которые снимают физические зажимы и раскрепощают. В нашей школе урок всегда начинается с лёгких распевок и разминок. Так мы разогреваем голосовой аппарат и просто мышцы. Мы машем руками, ногами, ходим и хлопаем - это помогает прийти в тонус.

Осваиваемся

Комнату для занятий нужно осваивать, как певец осваивает сцену. Походите по ней, откройте или закройте окна, сделайте так, чтобы было комфортно. Это поможет привыкнуть к помещению и снять лишнее напряжение.

Стесняемся

Стесняться - это нормально. На первом уроке говорят: «Я стесняюсь. Сейчас буду смеяться, икать или даже плакать». Мы к этому относимся доброжелательно - стесняйтесь на здоровье. Всё, что нужно сделать - чуть-чуть перебороть себя и сделать первый шаг. Потом дело пойдёт совсем по-другому.

Не повторяйте ошибки

Главная ошибка - это бездумное и беспорядочное обучение. Если не понимать, что вы делаете и зачем, научитесь неправильно. В лучшем случае, придётся переучиваться. В худших - потеряете голос и энтузиазм. Кратко поясним, что делать, чтобы не ошибаться.

Укрепляйте фундамент

Тренируйте дыхание, развивайте музыкальный слух и чувство ритма, планируйте занятия - это база. Можно хорошо петь и не знать ноты, но чем крепче фундамент, тем лучше будет получаться.

Берегите голос

Связки - это мышцы, их легко перенапрячь или сорвать. Не лезьте в те уроки, которые пока не для вас. Делайте разминку, чередуйте упражнения, повышайте сложность постепенно - всё это сделает обучение эффективнее.

Практикуйтесь больше

Теория - объясняет, как всё работает, но плохо помогает на практике. Это не значит, что читать не надо. Теория поможет понять преподавателей на уроке или в видеошколе. Но главное - практика.

Пользуйтесь устройствами

Вы можете учиться петь вообще без всего. Но такое обучение будет долгим и бесполезным. Для хорошего обучения нужен метроном, обратная связь, теория и какая-нибудь музыка, конечно. Ещё может пригодиться тюнер или пианино.

Метроном

Помогает держать нужный ритм. Им пользуются на уроках и выступлениях. С ним развивают чувство ритма. Стоит недорого, но очень полезен. Включайте его на занятиях. У преподавателей обычно есть свой, а вы можете просто скачать его себе на телефон: мы можем смело рекомендовать iMetronome для iOS и MetronomeBeats для Android.

Обратная связь

Обычно в этом помогает преподаватель. Он оценивает пение и говорит, что вы делаете хорошо, а что плохо, подсказывает, как можно сделать лучше. Можно записывать себя на диктофон или камеру и оценивать самому. Конечно, это не так эффективно, но совсем без обратной связи гораздо хуже.

Музыка

Включайте любимые песни и пойте. Но вы должны слышать себя, поэтому старайтесь слушать музыку с колонок, а не в наушниках. Это поможет запомнить ритм, тональность и настроение песни. Да и слова так можно выучить быстрее.

Теория

Без практики в теории нет смысла, а вот как дополнение она полезна. В интернете много статей про пение, но обычно их пишут непрофессионалы. Лучше читать книги, по которым учатся в музыкальных колледжах, их можно найти на сайтах или в библиотеках колледжей. Ещё теорию можно изучать по видеоурокам. На ютубе много таких. Там же полно и практических упражнений, но выбирать их нужно осторожно.

Тюнер или пианино

С помощью пианино определяют диапазон пения, учатся попадать в ноты, тренируют музыкальный слух. Тюнер показывает, насколько точно вы попали в ноту, где завышаете, а где занижаете. Пытайтесь двигать голос так, чтобы тюнер точно показывал нужную ноту. И да, онлайн-тюнеры тоже бывают.

Делайте упражнения

В интернете слишком много упражнений по пению. Для начала, вам нужны упражнения на дыхание, дикцию, музыкальный слух, чувство ритма и постановку голоса. Но выбирать нужно осторожно. По видеоурокам совершенно спокойно можно делать упражнения на дыхание, дикцию и чувство ритма. А вот музыкальных слух и постановка голоса - это очень индивидуально. При отсутствии других вариантов их тоже можно попробовать развивать с помощью видео, но едва ли это будет результативно.

Дыхание

Делайте наклоны: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Когда наклоняетесь, активно вдыхайте ртом, распрямляетесь - спокойно выдыхайте носом. Нужно делать двенадцать подходов по восемь наклонов каждый день. Это хорошо тренирует дыхание.

Дикцию

Тут помогут старые добрые скороговорки. Нужно не просто читать их с бешеной скоростью: важно делать это разборчиво и чётко. Для этого начинайте с медленного темпа и постепенно ускоряйтесь. Разные скороговорки работают на разные звуки. Чередуйте их.

Чувство ритма

Слушайте музыку и настукивайте или нахлопывайте ритм. Можно просто идти в такт, получится тренировка на ходу. Старайтесь повторить ритмический рисунок песни без музыки. Стучите только на сильные доли, затем только на слабые. Потом только на какую-то одну.

Музыкальный слух

Чтобы развивать музыкальный слух, нужно слушать музыку, танцевать, играть на музыкальных инструментах или петь. Чтобы не только слышать, но и понимать, что вы слышите, нужно учить сольфеджио. Это можно делать по видеоурокам или с преподавателем.

Постановку голоса

Вы можете учиться по видеоурокам или книгам, но это очень опасный путь. Постановка голоса - это индивидуальный процесс. Нужно правильно определить диапазон, развивать подвижность голоса, учиться слышать себя, искать свой резонатор, раскрывать собственный тембр, а самое главное - делать это правильно. Без опытного преподавателя - это почти невозможно.

Найдите преподавателя

Если вы настроены серьёзно и хотите максимального результата, не занимайтесь самодеятельностью, ищите преподавателя. Он:

Исправит ошибки

Преподаватель смотрит на вас со стороны, и это главная его роль. Он оценивает пение и замечает ошибки. Говорит, как их исправить. Теорию пения можно найти в книгах и видео, но без практики от неё мало пользы. Практиковаться можно самому, но без наблюдения легко научиться неправильно. Профессиональный преподаватель поможет быстрее достичь результата.

Приучит к слушателю

На занятиях с преподавателем вы привыкаете петь для кого-то. Это подготавливает к будущим выступлениям. И не важно, будут это выступления на сцене или в компании друзей. Компьютер вас этому не научит.

Организует систему

Если бездумно смотреть видео или читать статьи, можно попасть на приверженцев разных систем обучения. У каждого свои методы и акценты. Занятия с одним преподавателем гарантируют целостность и системность. Он целенаправленно ведёт вас к результату. Домашнее обучение, как правило, бессистемно, а потому отнимает больше времени и сил.

Чтобы найти хорошего преподавателя, придите на пробный урок в школу. Посмотрите, комфортно ли вам с человеком. Но понять, помогает вам этот преподаватель или нет, можно только через несколько уроков. Главное, чтобы он не форсировал и не заставлял петь на разрыв. Если после урока у вас остаётся физический дискомфорт или слишком сильная усталость, значит, что-то идёт не так.

На начальных этапах сильно разрабатывается голосовой аппарат и это физически выматывает. Но усталость должна быть естественной, как после спортзала, и не должна вас мучить. Если после занятий постоянно что-то болит, поделитесь с преподавателем, и он скорректирует программу или укажет на ошибку. Чем комфортнее вы себя чувствуете, тем больших результатов достигнете.

Запомните

  1. Сперва практика, потом теория.
  2. Тренируйте дыхание, чувство ритма, музыкальный слух.
  3. Грамотно планируйте занятия, не насилуйте себя.
  4. Сначала всегда разминка.
  5. Больше пойте.
  6. Стесняйтесь, если так хочется.
  7. Следите за развитием.

Что бы ответить на вопрос о правильности пения, необходимо в первую очередь определиться с критериями оценивания. Как Вы понимаете, Я, как и все смертные не могу дать чёткого ответа на этот вопрос, даже от кого-то услышанного, но одна мысль у меня есть… Помню, однажды Я писал статью о разногласиях различных мировых школ о процессе пения, та статья может послужить хорошим дополнением к этой, заходите по ссылочке потом, почитайте, Вам понравится.

Дело в том, буду откровенен, что по данным интернет ресурсов Яндекса и Гугла в месяц около 2000 запросов выглядят именно так: «Как правильно петь», и если люди такое вводят, то наверное хотят услышать на него ответ. Я не с воздуха взял такой заголовок, а по просьбам трудящихся, коротко говоря.

Если на мгновение забыть о разницах всевозможных музыкальных и вокальных жанров типа: академическое пение, эстрадное, рок, джаз пение, соул, регги и даже рэп(хорошо читать рэп тоже не каждый сможет, не у всех дикции и выразительных средств речи хватит), забыть о предпочтениях личностных и общепринятых, а просто попытаться найти идеал, то получится у нас интересная картина. Вдруг окажется, что в поисках нужно обратиться к причине появления пения, а именно, к народному пению, такому пению, которое появилось раньше, чем ракушки и сухожилие, натянутое на согнутую палку, т.е. инструменты музыки. Так или иначе, появились ли Мы на Земле благодаря Богу, Эволюции, Прилетели с другой планеты и т.д., Все сойдутся на мнении, что пение появилось, как способ скопировать голоса животных, звуков природы, как способ выразить горе – стоном, выразить радость – кличем и т.д.
Я хочу сказать, как Я уже написал в статье « », что Вокал – это мост между ментальным и материальным мирами, а значит всего лишь инструмент для выражения внутреннего человеческого мира в мир окружающий в проекцию мира других живых существ, и это касается не только вокала, но и музыки вообще.
С целью разобрались, теперь к критериям
Я предложил бы искать это самое правильное пение путём сравнивания и синтеза лучших качеств многих самых выдающихся вокалистов и попытался бы разбить те самые качества на категории, типа:
1.
2. Яркость тембра
3. Густота тембра
4.
5. Способность выдерживать тесситуру (высокую, низку)
6. Слитность регистров
7. Подвижность голоса
8. Свобода (физическая и психологическая)
Ну что Я могу сказать? Этот список можно продолжать, до завтра, но при любом раскладе Мы с Вами придём к выводу, что большинство этих качеств, Я даже осмелюсь сказать слово «Все», доступны каждому! И первое, что стоит преградой на пути развития всех этих качеств, для большинства вокалистов это последний пункт: «Свобода!».
Именно свобода, является первым, что должно родиться в вокалисте в начале обучения, кому-то она приходит раньше, кому-то позже, большинству вообще не приходит, ну а что поделаешь… Так или иначе тот, кто освободил своё тело путём освобождения себя с психологической стороны, тот не будет знать преград в вокальном развитии, да и вообще в развитии!
Свобода, как Я уже писал, имеется ввиду: и , делает человека подобным вселенной, жидким, как вода и твёрдым, как камень. Правильное пение, должно быть безвредным, даже полезным, развивающим все органы, оздоравливающим, и тогда оно автоматически станет безграничным во всех своих технических возможностях. Наша проблема состоит в том, что не всегда мы можем осознать свои возможности, которые безграничны от природы, но скрытые за годами комплексов, сомнений, страхов, лени, а вокалист должен уметь каждый раз петь так, как будто он только что родился и после песни умрёт, он должен петь как в последний раз! Но это не значит, что он от этой мысли должен орать в страхе или ныть, о того, что он сейчас умрёт. Я имею ввиду, что он каждый раз должен быть, как чистый лист, он должен петь и ничего больше, его мозг должен, занят только пением.
Однажды Я слышал притчу об одном буддийском монахе, который добился просветления и люди, что приходили к нему, множество, раз интересовались у него: «Как же добиться просветления?». На что он отвечал: «каждый раз, когда Я что-то делаю, Я делаю это самым лучшим образом и больше ничего, Я занят только одним делом, но когда Я им занят, Я ни о чём больше не думаю». «Когда Я иду» — сказал он: «Я просто иду и наслаждаюсь ходьбой, как в первый и последний раз, и тоже самое, касается всего остального». Этот монах был полностью сконцентрирован на всём, что он делал, у него не было неинтересных или не любимых занятий, он всё делал с любовью. Думаю, Вам поможет это знание, как помогло Мне, не всегда, получается, думать и следовать его советам, Я же не монах, в конце концов, Я как и все, а во многом и намного хуже, но порой только так Я могу найти точку опоры в любой непонятной ситуации.
И так:

«Привильное пение – это свободное, естественное, здоровое, природное пение, и никак иначе, а все остальные качества идут бесплатным бонусом в придачу к раскрепощению себя».

Конечно, вряд ли у кого-то получится просто встать со стула и сразу спеть, как , но это уже темы для других статей, а точнее для месяцев и годов практики. Думаю с правильным пением Мы разобрались.

Последние материалы раздела:

Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?
Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?

Клод Элвуд Шеннон – ведущий американский учёный в сфере математики, инженерии, криптоаналитики. Он приобрёл мировую известность, благодаря своим...

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...