Учимся осознавать свои эмоции. Как распознать и осознать собственные эмоции

В супермаркетах и интернет магазинах пожалуй можно найти любой, даже очень редкий коньяк, с огромной историей и длинным списком сортов, в него входящих

Эмоциональное сознание

Обычно, мы редко задумываемся об истинных причинах многих наших реакций, действий, поступков, редко задумываемся о том, что за мир нас окружает. И еще реже, почему мы видим мир таким, каким видим. Возможно, если принять во внимание тот факт, что "сколько людей - столько и представлений", наше видение мира, а стало быть, и наши реакции также не являются абсолютно истинными и объективными. Когда-то в древности один знаменитый философ по имени Платон сравнил наш мир с пещерой, а нас с узниками, заключенными в ней. Причем, мы уже рождаемся в этой пещере таким образом, что цепи, сковывающие нас, держат нас спиной к входу и позволяют нам видеть лишь тени на стене перед нами, тени того, что происходит вовне. Следовательно, мы видим лишь отражения, иллюзию, а не саму реальность. Что же является причиной иллюзий?

Вы никогда не задумывались, что наш мир, мир, в котором живет каждый из нас, в каком-то смысле создан нашими же эмоциями? Стоит привести один простой пример: если у нас хорошее настроение, если мы всем довольны, не кажется ли нам, что жизнь "прекрасна и удивительна", а люди вокруг - сама доброта, что все вокруг окрашено в розовые и голубые, радостные тона? В моменты же депрессии, обиды, усталости, не кажется ли нам та же самая жизнь унылой и противной, те же люди - злыми и настроенными против нас, а все вокруг, не видится ли нам серым, грязным, черным, отвратительным? Что поменялось? Наши эмоции!

Давайте попытаемся разобраться в природе и функциях наших эмоций, памятуя, впрочем, о том, что человек ими не ограничивается. Первое, что мы можем заметить, это то, что хотя спектр и оттенки эмоций практически бесконечны, в целом их можно разделить на положительные и отрицательные. Есть вещи, которые вызывают у нас удовольствие и радость, есть те, которые вызывают боль, страх, отвращение... Также, мы можем заметить, что первая реакция на то, что происходит с нами именно эмоциональная. Одним словом, именно благодаря эмоциям мы получаем первое представление о вещах, именно эмоции оценивают их, и во многом определяют наше к ним отношение в дальнейшем. Благодаря эмоциям есть вещи, которые нам "нравятся" и есть вещи, которые нам "не нравятся". Но это еще не все, и это очень важно, - есть вещи, которые для нас, в каком-то смысле не существуют, так как эмоций вообще не вызывают.

В этом мире живут или когда-либо жили миллиарды и миллиарды человеческих существ, среди них есть наши близкие, родные, друзья, просто знакомые, и бесконечная масса тех, кого мы никогда не знали и не узнаем. Все эти люди, великие и мелкие, благородные и низкие, добрые и злые, внешне очень похожи друг на друга. Однако, взглянув на них глазами наших эмоций, мы увидим, что в нашей "пещере" кто-то, кого мы очень боимся или очень любим, окажется гигантом, кто-то менее значимый для нас будет поменьше, остальные же станут вообще практически незаметными, слившись в одну далекую общую массу. Как говорил Владимир Маяковский: "Быть может гвоздь у меня в сапоге страшней, чем вся фантазия у Гете". Можно видеть, что эмоции отражают силу (но не глубину) наших личных связей и взаимоотношений с другими людьми и вещами. Они показывают степень нашей личной заинтересованности, нашего личного участия, нашей личной вовлеченности в то или иное событие. Мы переживаем ту или иную вещь именно благодаря эмоциям, они дают нам непосредственное ощущение жизни, они позволяют нам почувствовать за игрой актера или действием книжного героя реальную жизнь и пережить ее так, как будто это происходит с нами самими. Они вовлекают нас в свой поток, делая нас из отстраненных свидетелей своеобразными "участниками" событий подчас вымышленных, и мы любим или ненавидим, неосознанно следуя замыслу автора. Эмоции связывают наше маленькое "я" с тем, что окружает нас очень тесными, но невидимыми узами симпатии или антипатии. И надо признать, что исходя из этой эмоциональной оценки, сами того не осознавая, мы строим свои представления о мире, о людях, исходя из нее, мы реагируем и поступаем. Вполне понятно, что, будучи сугубо личными и зависящими от множества изменчивых условий и внешних и, особенно, внутренних, мало осознаваемых нами, такие представления и реакции часто оказываются ошибочными. И то, что нам не нравится, мы без особых раздумий называем "плохим", а то, что нравится - "хорошим".

Таким образом, эмоции являются "проводником" сознания, окрашивая и трансформируя реальность подобно кривому зеркалу в комнате смеха, в зависимости от наших предпочтений, настроений, привычек... В обыденной жизни это служит причиной многих ошибок и разочарований, многих поспешных решений и поступков. Проблема в том, что мы не отделяем вещи от их отражений в эмоциях, и в то время как судим и "анализируем" свои неопределенные личные впечатления, считаем, что анализируем объективную реальность. Естественно, вышесказанное нельзя принимать как неизменную данность для любого человека. Как показывает опыт, способность отделять свои эмоции от реальности - это вопрос внутренней зрелости человека, его жизненного опыта, его развития. В целом, можно выделить три этапа развития эмоционального сознания.

На первом этапе наше сознание воспринимает мир через изменчивую игру ощущений. В это время для человека существует лишь то, что он непосредственно ощущает, чувствует, видит, слышит, осязает... Он подобен животному или младенцу, не способному связать впечатления между собой и создать стабильный образ или картину реальности. Из огромного числа действующих внутренних и внешних факторов, он реагирует на самый сильный, тот, который вытесняет все остальные, становясь своеобразным центром неразвитого инфантильного сознания. Отдельное, индивидуальное "я", то, которое мыслит и принимает решения, на этом этапе отсутствует. Точнее сказать, нет разделения между "я" и "не-я", ребенок не отделяет себя от окружающего мира, данного ему в его ощущениях. Все поступки, реакции - не более чем следствия его ощущений и рефлексов или привычек. Наше "я" на этом этапе сливается с тем, что мы в данный момент переживаем, и именно это одно переживание составляет в данный момент весь наш мир. К сожалению, это состояние далеко не всегда заканчивается с детством, а лишь усложняется, сохраняя свою суть. Стоит вспомнить, как зачастую любая более-менее серьезная проблема становится для нас "концом света", и мы помимо ее уже ничего не воспринимаем, она - центр нашего инфантильного сознания, она - наше "я". Будь то зубная боль или нанесенная кем-то обида, "я" настолько слабо, что не в силах противостоять натиску "чувств". Переход на второй этап происходит достаточно незаметно, бессознательно, когда в ходе своего естественного развития, наше "я" становится более сильным и стабильным.

На втором этапе, когда мы уже научились элементарно отделять себя от собственных ощущений, и наша жизнь перестала быть качанием маятника между эйфорией и депрессией, эмоциональное сознание создает свой маленький мир, в центре которого стоит наше "я". Теперь эмоции выступают единственным связующим звеном между "я" и "не-я". Они отражают наше личное отношение к окружающим нас вещам, наши симпатии и антипатии. Мир, таким образом созданный, очень узок, субъективен и эгоцентричен. В нем мы путаем объективный мир и свои субьективные впечатления. Именно к этому этапу в наибольшей мере относится все то, о чем мы говорили о эмоциях в первой части статьи. На этом этапе в наибольшей мере проявляются все известные механизмы психологической защиты, как, например, вытеснение. Повинуясь заложенному в психике инстинкту, эмоциональное сознание стремится к получению максимального удовольствия в любых возможных и доступных формах. И, одновременно, пытается свести к минимуму все негативные переживания, в том числе вызванные воспоминаниями о прошлых неудачах и проблемах. Оно действует исходя из известного "принципа удовольствия", уводящего нас от реального восприятия жизни. То, что не нравится, просто не воспринимается, отрицается или очень скоро забывается. Зато свои представления и плоды своих же фантазий мы воспринимаем как нечто реальное и осязаемое. И это лишний раз говорит о том, что в нашем, все еще инфантильном сознании объективное и субъективное, внешнее и внутренне практически не разделяются. Сознание и "я" все еще находятся под властью эмоций, мы видим лишь то, что хотим видеть. Простым примером этому подчас являются наши споры, когда мы с пеной у рта доказываем друг другу то, о чем сами ничего не знаем, но просто нам кажется, что это "именно так". Или наши "розовые" иллюзии, когда мы верим, что весь мир изменится, стоит нам только захотеть.

Дальнейший путь требует уже значительных сознательных усилий. Нам необходимо попытаться понять смысл вещей и событий, с нами происходящих, добраться до их сути. Всякий раз, принимая решение, необходимо делать усилия, чтобы остановиться и рассмотреть дело со всех сторон, не ограничиваясь той оценкой, которую диктуют нам эмоции. Необходимо делать усилия, чтобы не считать себя "всегда и во всем правым". Необходимо делать сознательные усилия, чтобы научиться распознавать истинные причины наших эмоций, мыслей, представлений... В целом, необходимо самопознание.

Третий этап можно назвать этапом зрелости. "Принцип удовольствия" заменяется "принципом реальности". Человек в состоянии отделить свое "я" от своих эмоций и чувств, способен возвыситься над ними. Он также способен распознать, где объективный мир, а где его собственные ощущения, мысли, представления. На этом этапе человек подчиняет сознательному контролю свои эмоции, чувства, мысли... Эмоции становятся проводниками гораздо более глубоких состояний души человека. Направляемые в нужное русло, они являются одним из инструментов настоящего творца, способного затрагивать самые глубины сердец других людей. Это умение - наиболее ярко проявляющееся у подлинных, поистине великих поэтов, музыкантов, актеров, ораторов... - делает возможным существование искусства, как способности передавать глубокие идеи, суть и смысл вещей. Вспомним, например Иннокентия Смоктуновского в роли Гамлета. Нам трудно, наверное, это понять - как можно передавать эмоции, не будучи самому ими захваченным. Но представьте себе музыканта, который от волнения и вдохновения не может управлять своими пальцами, или певца со срывающимся от переживаний голосом. Таким образом, на этом этапе эмоции не должны более быть бесконтрольными реакциями, став лишь формой для передачи внутреннего состояния. На первый план нашей жизни, наших действий выходят помимо эмоций другие силы нашей души. Человек преодолевает хаотическое, иррациональное влияние эмоций, пробуждая способность понимать и распознавать суть вещей. Проводником нашего сознания становятся более глубокие и стабильные факторы разума, интуиции и воли.

И в завершение можно добавить, что, как показывает опыт, элементы всех трех этапов переплетаются между собой. Как бы ни был человек противоречив внутренне, тем не менее, он представляет собой достаточно целостную систему, где все взаимосвязано. Развитие сознания - это непрерывный процесс, не имеющий четких и однозначных границ. В нем участвуют множество факторов и сил, как внешних, так и внутренних, но лишь малая часть из них доступна наблюдению.

Этот путь поиска зрелости требует недюжинных сознательных усилий. Это путь самовоспитания, и в каком-то смысле он неизбежен для каждого человека. Остается открытым лишь вопрос времени и желания.

Илья Барабаш

URL ресурса: [email protected]

1) отчетливая фиксация человеком своего состояния, создающая возможность управления и контроля за этим состоянием; 2) способность выразить это состояние в знаковой форме.

При этом степень осознанности эмоций и чувств должна быть различной. Человек может знать, что он переживает нечто и что это переживание явно отличается от всœех предыдущих (так, впервые влюбленный испытывает состояние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он не может определить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его невозможно ни с чем сравнить).

Иной уровень, который можно назвать собственно осознанием, проявляется в том, что человек способен знание о своем состоянии выразить в словесных (вербальных) категориях (ʼʼЯ вас любил, любовь, еще, быть может, в моей душе угасла не совсœемʼʼ). Именно на этом уровне возможен контроль над эмоциями, то есть:

  • способность предвидеть их развитие;
  • понимание факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и их последствия.

Одно из главных наблюдений, сделанных Фрейдом, а позднее подтвержденных многочисленными экспериментальными исследованиям, состоит по сути в том, что эмоциональные процессы осознаются не полностью и не всœегда. Не осознаются, прежде всœего, те процессы, которые возникли и формировались в раннем детстве. По этой причине многие эмоциональные переживания и ассоциации этого периода никогда не получают своего выражения в знаковых формах, хотя и могут участвовать в регуляции поведения взрослого человека. Не осознаются и ставшие привычными чувства к людям, с которыми имеется наиболее тесная связь. Пока чувства формируются, существует высокая степень осознания: различные черты новых товарищей или соперников замечаются и обдумываются. Но по мере того как взаимоотношения устанавливаются, осознание соответственно уменьшается, пока происходящее не начинает восприниматься как само собой разумеющееся.

Основной показатель зрелой нормальной эмоции – ее произвольный характер.
Размещено на реф.рф
Произвольность при этом принято понимать как возможность опосредованного управления выражением, переживанием и порождением эмоции.

Разведение переживания и проявления в социализированной и окультуренной эмоции, возможность отсроченной, измененной или подавленной реакции – всœе это результат формирования произвольности. Эмоция приобретает произвольность не напрямую, а посредством знаково-символических операций, к которым относятся вербализация и владение предметной областью эмоций.

Осознание эмоций происходит благодаря процессам научения. Человек учится выделять в изначально не дифференцированной массе переживаний некоторые специфические переживания, связанные, к примеру, с голодом, беспокойством, гневом, страхом. Этот процесс осуществляется при активном содействии других людей, приобретая тем самым сугубо социальный характер.

Общаясь с ребенком, мать проводит его через такие этапы, как дифференциация своих и чужих чувств, их название, установление связи с предметом, обучение формам выражения. Ребенок учится не только узнавать, к примеру, что эмоция, которую он переживает, принято называть злость, но и замечать, что с ним происходит, когда он злится, какие у него возникают при этом мысли и образы и т. д.

ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Вопрос о месте социальных факторов в формировании и проявлении эмоций давно и серьезно изучается психологами. В случае если Ч. Дарвин в своей работе ʼʼВыражение эмоций у человека и животныхʼʼ (1872) утверждал, что мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных, то последующие исследования показали, что идея Дарвина верна лишь отчасти. Социальные детерминанты также играют существенную роль в эмоциональном поведении людей.

К числу наиболее известных экспериментов, подтвердивших данный вывод, относятся эксперименты Лэндиса, которые проводились в 20-е годы XX в. (результаты были опубликованы в 1924 ᴦ.). Это были довольно жестокие эксперименты. Так, для того чтобы вызвать сильные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел; или испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор сам у него на глазах совершал эту операцию; в других случаях испытуемый, опуская руку в ведро, неожиданно находил там трех живых лягушек и одновременно подвергался удару электрического тока и т. д. Таким образом Лэндису удавалось вызывать подлинные эмоции. На протяжении всœего эксперимента испытуемых фотографировали, причем основные группы мышц лица обводились углем. Это позволяло впоследствии с помощью фотографий измерять смещения, происходившие при различных эмоциональных состояниях в результате сокращения мышц. Вопреки ожиданиям, оказалось невозможным выявить мимику, типичную для страха, смущения и других эмоций (если считать типичной мимику, характерную для большинства людей). Вместе с тем было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: человек закрывал или широко раскрывал глаза, морщил лоб, открывал рот и т. д. Далее Лэндис провел дополнительные опыты с некоторыми испытуемыми, которым предлагалось изобразить некоторые эмоции, испытанные ими в эксперименте (отвращение, страх и т. д.). Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых, когда они переживали подлинные эмоции.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, эксперименты Лэндиса указывают на крайне важно сть различать общепринятую, конвенциональную мимику как признанный способ выражения эмоций и спонтанное, непроизвольное проявление эмоций (По: Рейковский, 1979).

Важным моментом в осознании собственных эмоциональных реакций и состояний является принятие или непринятие их в данной культуре. Затрудненный доступ к сознанию имеют те эмоциональные процессы, проявление которых сталкивается с наказанием. К примеру, запреты в области сексуальной жизни женщин, выражавшиеся в требованиях скромности, сдержанности и даже презрения в отношении любых проявлений сексуальности, были важным моментом воспитания в разные исторические эпохи, особенно на рубеже XIX и XX вв. Не удивительно, что Фрейд так часто наблюдал у своих пациенток признаки отрицательных эмоций, связанных с собственной сексуальной активностью.

Другой пример отрицательно подкрепляемой эмоции – эмоция страха у мужчин. В случае если ʼʼнастоящий мужчинаʼʼ не должен бояться, то проявление страха обрекает его на осуждение и насмешки.

Являются той нитью, которая связывает нас с другими людьми и насыщает нашу жизнь смыслом. Они являются фундаментом нашего самопонимания и отношения к другим людям.

Когда мы осведомлены и контролируем наши эмоции , мы можем мыслить здраво и креативно; справляться со стрессами и вызовами; прекрасно общаться с другими людьми; доверять, сочувствовать и излучать уверенность. Но стоит нам потерять контроль над эмоциями , и мы сразу впадаем в замешательство, замыкаемся в себе и погружаемся в негатив. Распознавая и беря верх над своими эмоциями , мы получаем контроль на тем, как мы реагируем на вызовы, улучшаем свои способности общаться и наслаждаемся гармоничными отношениями. Это преимущество, которое мы получаем, развивая эмоциональную осознанность .


Что собой являет эмоциональная осознанность ?

В независимости от того контролируем мы их или нет, эмоции постоянно присутствуют в нашей жизни, лежат в основе и влияют на все, что мы делаем. Под эмоциональной осознанностью подразумевается то, что мы ощущаем и почему. Это способность идентифицировать и выразить то, что мы чувствуем от момента к моменту и понять связь между нашими чувствами и действиями. Эмоциональная осознанность также помогает также понять то, что чувствуют другие, и выразить им сочувствие.

Эмоциональная осознанность состоит из двух основных способностей:

Способность распознать от момента к моменту свое эмоциональное состояние;

Возможность совладать со своими эмоциями без ощущения подавленности.

Почему важно осознавать эмоции ?

Вы никогда не ощущали, что депрессия, беспокойство или гнев контролируют вас? Вы часто действуете импульсивно, делая или говоря вещи, которые вы не должны были говорить или потом о них жалели? Вы чувствуете себя отключенными от своих чувств или эмоционально истощенным? Вы ощущаете дискомфорт при общении с другими людьми и при установлении важных связей? Вы чувствуете удовлетворение от того, что ваша жизнь в плане эмоций похожа на американские горки - сплошной экстрим и никакого баланса? Все это связано с проблемами при осознании эмоций .

Ваши эмоции , не мысли, управляют вами. Без осознанности наших чувств невозможно в полной мере понять наше поведение, правильно управлять нашими эмоциями и действиями, и точно "принимать" желания других людей.

Эмоциональная осознанность поможет Вам:

Распознать кто Вы есть на самом деле: то, что Вам нравится и не нравится, понять ваши нужды;

Понять и проявить сочувствие другим людям, когда они в этом нуждаются;
общаться ясно и эффективно;

Принимать мудрые решения, которые базируются на вещах, очень важных для Вас;

Быть мотивированным и совершать действия для достижения целей;

Строить крепкие, здоровые и взаимные отношения.

Как развитая эмоциональная осознанность поможет обрести Вам жизненную стойкость

"Моя жизнь напоминает эмоциональные американские горки!" В жизнь не должны обязательно быть эмоциональные пики и падения. Научившись управлять эмоциями , Вы сможете избежать эмоциональных пиков и падений.
"Я очень часто жалею о своих словах и поступках" Если Вас часто посещает мысль о том, чтобы нажать кнопку "Назад", Вы сможете обрести эмоциональную осознанность , продливая периоды спокойствия между стрессами.
"У меня нет энергии." Хандрите? Когда физически с Вами все в порядке, но у Вы все равно не можете "подняться и пойти", Вы с определенной вероятностью можете впасть в депрессию. В случае развитой эмоциональной осознанности , Вы можете изменить то, что чувствуете и изменить к лучшему.
"Люди, в которых заинтересован я, не заинтересованы во мне." Взаимоотношения сложны, однако, если у Вас будет развита эмоциональная осознанность , Вам станет проще встречаться с людьми и заводить новые полезные связи.
"Мне не кажется, что я двигаюсь вперед, не смотря на тяжелый труд и умственные способности." Иногда продвижение вперед по карьерной лестнице подразумевает под собой более чем просто изучение книг и усилия к этому продвижению. Обучение эмоциональной осознанности помогает улучшить общение и укрепить свои позиции.
"Они называют меня роботом." Есть такое понятие, как чрезмерный эмоциональный контроль. Если Вы себя так сильно удерживали в узде, что не показывали эмоций вообще, Вы только выиграете от приобретения баланса ваших чувств.

Развиваем вашу эмоциональную осознанность


Хотя эмоциональная осознанность является залогом эмоционального здоровья, приятного общения и стойких отношений, большинство людей остаются абсолютно незнакомыми со своим эмоциональным опытом. Удивляет как мало людей могут ответить на вопрос "Что вы сейчас эмоционально ощущаете?"

Каков ваш уровень эмоциональной осознанности ?


- Можете ли Вы справляться с сильными чувствами такими, как гнев, печаль, страх, отвращение и радость?

Вы ощущаете эмоции в вашем теле? Если Вы опечалены или в гневе, у Вы ощущаете это в вашем животе или груди?

Вы принимали решения, которые основывались на ваших ощущениях или следовали эмоциям при принятии решений? Когда ваше тело намекало, что что-то идет не так (сжималось в животе, волосы вставали дыбом и т.д.) Вы ему верили?

Вы чувствуете себя комфортно со всеми вашими эмоциями ? Вы позволяете себе чувствовать гнев, грусть или страх без чувства быть осужденным за это или без попытки подавить их?

Вы уделяете внимание ежедневному эмоциональному изменению? Вы улавливаете большое количество изменяющихся эмоций на протяжении дня или Вы застряли и испытываете всего лишь одну или две из них?

Вам комфортно говорить про ваши эмоции ? Вы делитесь своими чувствами откровенно?

Вы ощущаете, что вообщем большинство людей понимает и сочувствует вашим чувствам? Вам комфортно, когда другие знают о ваших чувствах?

Вы прислушиваетесь к чувствам других людей? Легко ли Вам понять, что ощущают другие люди и представить себя на их месте?

Если Вы на большинство вопросов не ответите "обычно да" или "иногда да", не пугайтесь, Вы не одни. У большинства людей отсутствует эмоциональная осознанность. Она будет отсутствовать даже, если Вы попытаетесь избегать своих чувств на протяжении продолжительного периода времени.

Научившись распознавать и справляться со своими эмоциями , вы ощутите большую радость и облегчение вместе с улучшением своих отношений.

Когда мы не можем справиться со стрессом, эмоции могут взять над нами верх


Вы не сможете справляться со своими эмоциями , пока не научитесь справляться со стрессом. непредсказуемы. Мы никогда не будем знать, какой последует эмоциональный ответ, и когда появляется стресс, у нас обычно нет времени или возможности восстановить баланс, например совершив пробежку или приняв расслабляющую ванну. В чем Вы нуждаетесь, так это в инструментах борьбы с ним в момент его возникновения.

Эмоциональная осознанность зависит от вашей способности быстро уменьшить силу стресса


Эмоциональная осознанность требует наличия возможности справляться со стрессом по мере его возникновения. Возможность быстро справиться со стрессом позволяет Вам безопасно пережить сильные эмоции , осознавая, что Вы остаетесь спокойными и держите ситуацию под контролем даже, когда случается что-то, расстраивающее Вас. Как только Вы узнаете, как можно себя расслабить, Вы берете ситуацию под контроль и можете начать исследовать эмоции , которые были неудобны для Вас или Вас пугали.

Эмоция - это меч с двойным лезвием, которая может помочь, а может нанести вред


Если Вы являетесь человеком, который не знает, как справляться со своими эмоциями , или живете с таким человеком, ощущения могут приносить Вам страх или опустошение. Страх и беспомощность могут заморозить или выключить вашу врожденную способность думать рационально и могут подтолкнуть Вас к словам или действиям, сказав или сделав которые Вы позже пожалеете.

Основные способы взять под контроль или избежать эмоций , которые приносят Вам дискомфорт


Множество захватывающих и неприемлемых поведений являются следствием неспособности взять под контроль эмоциональное напряжение во время определенной ситуации. Вместо этого Вы можете попытаться взять под контроль или избегать сложных эмоций :

Отвлекая себя навязчивыми мыслями, помогающими отвлечься фантазиями, бесполезным времяпровождением для того, чтобы избежать эмоций , которых Вы боитесь или не любите. Просмотр телевизионных программ, игры на компьютере и просмотр интернет сайтов - основные способы, которые мы используем для избежания встречи с нашими чувствами;

Используя один эмоциональный ответ, который удобен Вам, не смотря на ситуацию. Например, Вы постоянно шутите, пытаясь прикрыть неуверенность в себе, гнев, испуг или печаль;

Выключая свои интенсивные эмоции . Если Вы чувствуете подавленность от своих эмоций , Вы можете справиться с этим полностью отключив свои эмоции . В этот момент может сложиться впечатление, что у Вас отсутствуют чувства как таковые.

Рассмотрим пиковые неприятные эмоции :

Гнев может быть как опасным, так и полезным. Неконтролируемый гнев может поставить под угрозу жизни окружающих и нашу собственную. Однако, гнев также может спасти и сохранить жизнь. Гнев - это эмоция, проявление которой сопровождается мобилизацией большого количества энергии. Эта энергия может использоваться для сохранения жизни, а сама эмоция усиливает тягу к подвигам;

Печаль может привести к депрессии, а может стать ключом к эмоциональному исцелению. Печаль призвана для того, чтобы замедлить человека, его мышление, чтобы он смирился с тем, что эмоционально ощущает. Печаль подталкивает нас к тому, чтобы мы открылись, доверились и позволили себе быть ранимыми для исцеления и восстановления от утраты;

Страх, сокрушающий нас, изнурителен, однако страх также вызывает спасительные реакции, которые защищают нас от вреда. Страх - это глубоко внедренная эмоция , которая часто является причиной хронического гнева или депрессии. Подавляющий страх может быть барьером, который отдаляет нас от других людей, но не стоит забыть, что страх поддерживает жизнь, сигнализируя об опасности.

Почему избежание неприятных эмоций не является ответом


Мы все рождены со способностью испытывать весь спектр человеческих эмоций - радость, гнев, печаль и страх. До сих пор многие люди были отделены от нескольких ил всех своих чувств.

Люди, которые в детстве пережили травму, очень часто отделены от своих эмоций и физических ощущений, которые эти эмоции вызывают. Но в то время, когда Вы пытаетесь избежать боли и дискомфорта, ваши эмоции становятся искаженными. Вы утрачиваете связь со своими эмоциями, когда пытаетесь контролировать или избежать их вместо того, чтобы пережить их.

Последствия игнорирования своих эмоций :

Вы не знаете себя. Это одно из самых серьезных последствий. Оно включает в себя понимание своего поведения в различных ситуациях, ценности вещей, разницы между мыслями, желаниями и потребностями;

Вы теряете хорошее вместе с плохим. Когда Вы блокируете негативные чувства такие, как гнев, страх или печаль, вы также блокируете способность ощущать положительные чувства такие, как радость, любовь или счастье;

Это выматывает Вас. Вы можете искажать или подавлять эмоции , но Вы не сможете избавиться от них полностью. Избежание получения полноценного эмоционального опыта требует затрат большого количества энергии и является в дальнейшем причиной подавленности. Подобные усилия вгоняют Вас в стресс и истощают.

Это наносит урон вашим отношениям. Чем больше Вы отдаляете себя от своих чувств, тем более Вы отдаляетесь от себя и остальных людей. Вы теряете способность выстраивать сильные отношения и общаться эффективно - все это является следствием отсутствия связи Вас с вашими эмоциями .

Избегая эмоции , которые нам неприятны, мы отдаляем себя от приятных эмоций


Когда мы теряем связь с эмоциями , которые нам не нравятся, мы автоматически отключаем сильные позитивные эмоции такие, как радость, смех и игривость, которые поддерживают нас в трудные времена Мы можем пережить утрату и серьезные вызова только если сохраним возможность испытывать радость. В худшие времена эти приятные, ободряющие эмоции напоминают нам, что жизнь может быть не только тяжелой, но и прекрасной.

Станьте другом всем своим эмоциям


Если Вы никогда не учились, как справляться со стрессом, идея вернуть назад неприятные эмоции может показаться Вам не совсем хорошей. Но даже люди, пережившие травму, могут исцелиться, научившись благополучно управлять своим эмоциональным опытом. Вы можете изменить то, как Вы испытываете и реагируете на свои эмоции .

Процесс повышения эмоциональной осознанности и самоисцеления включает в себя переподключение всех эмоций - гнева, печали, страха, отвращения, удивления и радости. Когда он у Вас начнется, обратите свое внимание на следующее:

- эмоции быстро приходят и уходят, если Вы их отпускаете;

Вас могут одолеть волнения насчет того, что эмоции , которых Вы пытались избежать, при переподключении могут захватить Вас, и у Вас не хватит сил с ними справиться, однако это не так. Когда мы не даем нашим эмоциям завладеть нами, даже самые болезненные и сложные чувства стихают и утрачивают свою способность контролировать наше внимание;

Когда наши чувства свободны, сильные эмоции гнева, печали, страха и радости быстро приходят и покидают нас. На протяжении дня мы увидим, прочитаем или услышим что-то, что моментально вызовет у нас подобного рода чувства. Но если Вы не будете фокусироваться на этом чувстве, оно не будет продолжаться долго, и другая эмоция скоро займет свое место.

Ваше тело может связать Вас с вашими эмоциями


Наши эмоции очень сильно соединены с ощущениями в наших телах. Когда Вы переживаете сильную эмоцию , Вы, возможно, также ощущаете ее где-то в вашем теле. Уделяя внимание этим физическим ощущениям, Вы можете понять свои эмоции лучше. Например, если у Вас сводит желудок каждый раз, когда Вы общаетесь с определенным человеком, Вы можете прийти к выводу, что Вам не совсем комфортно в его присутствии.

За исключением головной боли, физические ощущения происходят "ниже уровня носа". Приведем следующие примеры:

Ощущения в животе;

Напряжение мускул;

Тонкие намеки на перемещение частей тела;

Вспышки внутри или "хорошие ощущения".

Вы не должны выбирать между размышлением и ощущением


Эмоциональная осознанность действует на инстинктивном уровне. Когда Вы достаточно ее натренируете, Вы будете знать о своих ощущениях без надобности думать об этом, также Вы будете способны использовать эти эмоциональные сигналы для понимания происходящего и сможете отреагировать соответственно. Целью является баланс между вашим интеллектом и эмоциями . Факт заключается в том, что эмоциональная осознанность поможет провести здоровые границы, хорошо общаться с остальными людьми, предсказывать действия других людей и принимать лучшие решения.

Эмоциональная осознанность - это навык, которому Вы можете научиться


Эмоциональная осознанность - это навык, которому можно научиться в любой период жизни, приложив немного усилий и терпения. Вы можете развивать эмоциональную осознанность, изучая медитацию, которая затрагивает недолговечные физические и эмоциональные ощущения в вашем теле. Эта медитация поможет Вам связаться с трудными эмоциями и справляться с неприятными ощущениями. Когда Вы знаете что делать, ситуация не выходит из-под контроля даже в самых экстремальных условиях.

Время бежит и нередко мы многое теряем. Ищем счастье и ждем момент, когда оно наступит. Но всегда ли мы внимательны к тому, что с нами происходит?

Всегда ли успеваем заметить, что вдруг произошло то, чего мы так давно ждали.

Бывает, что мы не замечаем как добрались до работы. Или, придя на работу, не удается вспомнить - выключили плиту или нет, точно ли закрыли дверь. И эти мысли захватывают все наше внимание. Не дают выполнять рабочие задачи.

Из-за чего случаются такие «провалы в памяти»?

От того, что когда мы выключали утюг и закрывали дверь, наши мысли были где-то далеко. Может мы думали о предстоящем совещании. А может о том, что у ребенка в саду утренник и нужно подготовиться.

В любом случае, мы не присутствовали в тот момент в своей настоящей жизни, мы пропустили важные моменты.

Осознанность

Другими словами – это умение жить здесь и сейчас, проживать каждое мгновение своей жизни.

Как это работает в жизни? Это установка фокуса внимания на настоящем моменте. Обычно же, наши мысли витают где-то в будущем – мы строим планы. Или в прошлом – то воспоминания из детства, то прокручиваем разговор прошедший неделю назад.

Сфокусируйтесь на настоящем моменте и вы увидите множество деталей. Улыбки людей вокруг, насколько яркий свет там, где вы сидите, какая температура сейчас, теплые руки или холодные.

Все зависит от того, на что вы смотрите.

Осознанность помогает перенаправить поглощенный мыслями ум на настоящий момент. На ваши физические и эмоциональные ощущения.

Осознанность - это внимательность ко всему, что происходит с вами. Внимательность успокаивает и фокусирует, вы становитесь осознанными в каждом моменте.

Мечтая о будущем или вспоминая прошлое, мы забываем про настоящее. Но важно чаще напоминать себе, что люди, которые живут настоящим моментом, намного счастливее и увереннее в себе.

Жить здесь и сейчас - звучит довольно просто, хотя на самом деле требует много практики. Внимательность помогает развивать навык управления эмоциями. В итоге вы добьетесь контроля над эмоциями без подавления.

Ваше мышление станет ясным и простым. Принимать решение станет легче и интереснее. Даже если вы попадете в стрессовую ситуацию, вы сможете мыслить ясно и будете видеть больше вариантов, чем тот, кто среагировал на стресс.

Случалось ли вам испытывать настолько сильные чувства, что они полностью захватывали ваше внимание?

Чаще всего это происходит во время споров и ссор с близкими. Мы даем себе обещание в следующий раз при общении с мамой, или ребенком не повышать голос, не раздражаться. Но вот очередное недопонимание и мы выходим из себя. Говорим какие-то слова, о которых потом жалеем. Как такое произошло?

Мы потеряли связь с настоящим моментом, потеряли связь с собой, своими эмоциями. Не осознавали себя в этот момент.

Вы обращаете внимание на свои эмоции? Как они влияют на принятие решений?

Чтобы стать эмоционально здоровым, важно узнавать свои эмоции, осознавать и принимать их. Осознание эмоций - это шаг к их управлению. Важно всегда быть внимательным к настоящему.

Бывает, что мысли о недавнем разговоре или событии занимают все наше внимание. Вы - это не ваши мысли. Ваши переживания, страхи, чувство вины и другие негативные эмоции - это не вы, а всего лишь часть пережитого.

Если вас захлестывают эмоции, вы теряетесь или уже готовы кричать на другого, первое, что необходимо сделать, это остановиться.

Оглянитесь, посмотрите вокруг, сделайте глубокий вдох и понаблюдайте. Что вы видите, какие люди вокруг вас, что они делают, какие слова произносят. Какие звуки вы слышите и какие запахи чувствуете. Вам холодно или тепло. Возможно, в этот момент вы находитесь на улице и там дождь, или ветер, а может припекает солнышко.

Когда вы находились в красивом месте или переживали радостное событие, сколько раз вы думали о том, что это скоро закончится, вместо того, чтобы наслаждаться моментом?

Или вы обдумывали, что ждет вас завтра. Размышляли какой разговор с другом у вас был несколько дней назад. Часто мы думаем о чем-то другом вместо того, чтобы проживать настоящую жизнь, которая происходит с нами прямо сейчас.

Используйте каждую возможность, чтобы научиться получать удовольствие от каждого момента. Осознанность – это ответственный выбор своих эмоций.

Выбор – мы управляем эмоциями, или эмоции управляют нами. В этом необходимо тренироваться.

Этот навык не возникает сам по себе, но его возможно наработать, развить. Ведь осознанность позволяет менять то, что нам не нравится, наши автоматизмы, привычки.

Жизнь становится намного богаче и насыщеннее, но при этом спокойнее и гармоничнее. Ведь теперь вы управляете собой и свой жизнью!

Будьте счастливы в каждом мгновении!

[специально для Школы Саморазвития «Начать Жизнь Заново»]


Последние материалы раздела:

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...