Учимся красиво разговаривать. Как научиться говорить, чтобы у собеседника захватывало дух

Подготовительная группа ОНР-III.

Цель : Дифференциация [ш]-[ж] в словах и предложениях

Задачи:

  • Уточнение произношения [ш]-[ж] в словах и предложениях.
  • Формирование фонематических представлений о звуках [ш]-[ж].
  • Дальнейшее развитие фонематического анализа и синтеза.
  • Уточнение и активизация словаря.
  • Упражнение детей в практическом употреблении падежных окончаний.
  • Формирование понятия о родовой принадлежности.
  • Формирование чувства взаимопомощи, умения слушать педагога и товарищей.
  • Дальнейшее развитие произвольности речи, слухового и зрительного внимания и памяти.

Конспект подгруппового занятия по развитию фонематического слуха.

I.​ Организационный момент.

Знакомство с гостями.

В гости пришла и собачка Жучка (мягкая игрушка).

Что Жучка делать будет?

Смотреть и слушать.

II.​ Игра с мячом. «Назовите гласные звуки».

Учитель-логопед называет слова, а дети — гласные звуки.

Что буду делать я?

Говорить слова.

Называть гласные звуки.

Что общего в произношении гласных звуков?

У нас во рту нет преграды.

ЖИРАФ - Ы-А
КОШКА - О-А
РЕЖУТ - Э-У
ЖУЧОК - У-О
ЖАДИНА - А-И-А
ШИПОВНИК - Ы-О-И
ШКОЛНИКИ - О-И-И

III.​ Сравнительная характеристика [ш]-[ж] по артикуляционно-акустическим свойствам.

Какие согласные звуки мы учимся различать?

Чем они отличаются друг от друга?

  • -[ш] – глухой
  • -[ж] – звонкий

Чем они похожи?

Во рту одинаковая преграда. Согласные, твердые.

IV.​ Игра «Чьи ушки лучше слышат?»

Учитель-логопед называет слова со звуками [ш]-[ж], а дети поднимают руку, только когда слышат [ж]. Во время игры глаза детей закрыты.

V.​ Игра «Кто больше вспомнит слов».

Дети разбились на две команды. Одна вспоминает слова со звуком [ж], а другие [ш]

Используются цветные фишки, чтобы побуждать детей подбирать разные части речи, не только существительные.

  • Красная фишка - слова-предметы.
  • Зеленая фишка - слова-признаки.
  • Синяя фишка - слова-действия.
  • Желтая фишка - остальные части речи (наречия,причастия, числительные, местоимения).

Логопед своими вопросами побуждает детей образовывать родственные слова:

Назови ласково.

  • Если предмет сделан из железа, то он какой? Железный.
  • Платье из шелка какое? Шелковое.
  • Пчела жужжит. А если недолго? Пожужжит. А если только начала жужжать? Зажужжала.

Подведение итогов.

Что вы вспоминали? (мы вспоминали слова)

VI.​ Игра «Парочки».

Например:

  • я нашел жука
  • } парочка не получилась
  • я нашел шапку
  • я нашла двух жирафов. Парочка получилась.

VII.​ В конце игры прошу выбрать понравившиеся картинки и придумать предложения.

Чье предложение самое длинное? Самое интересное? Что вы придумывали? (Предложения)

VIII.​ Игра «Лото».

Дети поочередно выступают в роли ведущих.

Чей жук?

Мой жук. В слове жук я слышу звук [ж]. Он стоит на первом месте. Закрываю жука жуком.

Чья пушка?

Моя пушка. В слове пушка я слышу звук [ш]. Он стоит на третьем месте. Закрываю пушку пушкой.

В конце игры прошу рассортировать свои картинки [ш] [ж]. Игра называется «Молчанка». Кто быстрее? Взаимопроверка.

IX.​ — Я буду говорить слова, в которых все звуки поссорились. Помирите их и отгадайте слово.

Например: ж-а-б-а - жаба. Затем дети сами «загадывают» слова друг другу.

X.​ Итоги занятия.

Какие звуки учились различать?

XI.​ Чтобы выйти из кабинета, Жучка прости назвать пароль. (скороговорки на [ш] [ж]) и дает призы.

Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБДОУ №73 кировского района,
г. Санкт-Петербург

Конспект логопедического занятия по развитию фонематического слуха

Цели и задачи занятия: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Развитие фонематического слуха и речевого внимания, совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов, развитие речевого дыхания.

Оборудование: Магнитная доска, звуковые схемы слов, предметные картинки со звуком «С» , магнитные буквы, листы для индивидуальной работы, цветные карандаши, картонная Волшебная Снежинка.

Ход занятия.

Организационный этап

Логопед говорит: «Ребята, я назову сейчас много разных слов, а вы догадайтесь, какой звук придёт сегодня к нам в гости на занятие?»

Логопед произносит ряд слов со звуком «С» : сок, санки, сабля, самолёт, Соня, Саша, оса, лиса, ананас, нос, квас, коса, … и т.д.

Дети угадывают и отвечают, что это звук «С» . На магнитной доске появляется буква «С» , открываются предметные картинки на звук «С» .

Введение в тему занятия

Логопед говорит: «Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране со звуком «С», где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания и, конечно, игры. Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить всё, что мы про звук «С» уже знаем».

Этап повторения пройденного материала

Логопед говорит: «Ребята, кто мне подскажет, где живёт звук «С» ?

В царстве гласных или согласных звуков?»

Дети отвечают, что это звук «С» - согласный.

Логопед: «Ребята, звук «С» умеет «шипеть» или «свистеть»?»

Дети отвечают, что это свистящий звук.

Логопед: «А где в слове может находиться (прятаться) звук «С» ?»

Дети отвечают: «В начале, в середине, в конце слова».

Логопед: «Молодцы!»

На доске закрепляются таблички со звуковыми схемами слов.

Логопед говорит: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите на них и назовите мне только те названия, в которых звук «С» стоит (прячется):

В начале слова (санки, сумка );

В середине слова (носки, лиса );

В конце слова (ананас, автобус )».

Дети отвечают на вопросы, и одновременно с ответами на доске закрепляются соответствующие звуковые схемы слов.

Логопед: «Молодцы!»

Обучающий этап. Развитие фонематического восприятия

Логопед говорит: «Ребята, а теперь мы с вами будем учиться внимательно слушать, запоминать и повторять слоги и слова, в которых «прячется» наш звук «С» ».

  1. Развитие слухового внимания.

а). Воспроизведение слоговых рядов и цепочек.

Логопед: «Послушайте очень внимательно цепочку слогов со звуком «С» , запомните её и повторите за мной в таком же порядке (работа за экраном):

са – со – су – сы ас – ос – ус – ыс са – ша – са – са

сэ – со – са – су эс – ос – ус – ас су – шу – су – су

сы – са – сэ – су ыс – эс – ос – ас ша – са – ща – ща

со – су – са – сы ос – ас – ыс – ус зо – со – зо – со

б). Запоминание слов на заданный звук.

Логопед: «Послушайте внимательно стихотворение и назовите мне все слова со звуком «С» :

Солнце село за селом;

Спят синицы, сойки спят,

Спит в воде усатый сом,

Видит сладкий, сладкий сон.

Спит лиса и зайка спит,

Ветер лишь один свистит».

2. Дифференциация похожих по звучанию звуков: С – З, С – Ш, С – Щ, С – Ц .

Логопед говорит: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Хитрый звук С » и посмотрим, кто у нас самый внимательный. Я буду называть разные слова, а вы повторяйте только те слова, в которых услышите звук «С» . Постарайтесь не перепутать наш звук «С» с похожими на него звуками. Внимание, я начинаю игру: щётка, слон, цапля, завод, солнце шуба, чайник, пылесос, сушка, лиса, зайка, квас, цепочка, соль, щенок, зубр, Саша, человек, сом, посуда, шум, …».

V . Физкультминутка.

А сегодня у зимы новоселье,

Пригласила она на веселье.

Дом построен из сугроба,

А какой он вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога,

А какой он ширины?

Вот такой ширины.

VI. Этап закрепления полученных на занятии навыков.

1. Развитие слухового внимания.

Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С» . У ворот сказочной страны нас встречает Волшебная Снежинка. Она подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок ».

2. Различение сходных по звучанию звуков.

Логопед: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите

на них и назовите только те слова, в которых есть звук «С» ».

Дети отвечают: « Сова, ананас, шесть, штангист ».

3. Развитие речевого дыхания и слухового восприятия.

Логопед: «Послушайте внимательно скороговорку и повторите её все вместе:

На кокосы, на кокосы налетели мы, как осы.

А кокосы высоко, а кокосы далеко».

VII. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Сюрпризный момент.

Логопед: «Какой звук был сегодня у нас в гостях?»

Дети отвечают: «Согласный звук «С» ».

Логопед: «Какие вы молодцы! Сегодня на занятии все хорошо работали!

Поэтому в награду я вам дарю волшебный сундучок со снежинками.


Самым правильным для речевого дыхания считается, когда вдох и выдох осуществляется за счет увеличения и уменьшения грудной клетки в поперечном и продольном направлениях. Это происходит путем сокращения диафрагмы дыхательных мышц и мышц живота. Считается, что это дыхание является основой для речевого дыхания.

Как научиться построению правильных предложений?

Покупайте красивый блокнотик или общую тетрадь. Записывайте в нее все словосочетания, фразы, афоризмы и слова, которые вызывают у вас симпатию.

Заводите личный дневник. Посвящайте несколько часов времени описанию в нем событий, произошедших с вами за сутки.

Читайте хорошую литературу (Достоевского, Пастернака, Булгакова, Толстого, Пушкина). В голове будут автоматически откладываться различные красивые предложения, которые вы сумеете потом перестраивать и смело использовать в любой ситуации.

Приобретите несколько хороших словарей и любую книгу по культуре речи. Лучший выбор – писатель Розенталь Д.Э.. У него есть много полезных книг, которые достойны вашего внимания.

Уверенность при разговоре

«Подключайте» свою наблюдательность: люди будут относиться к вам так, как вы будете относиться к самой себе! Именно поэтому такой компонент, как уверенность, вам просто необходим!

Старайтесь смотреть прямо в глаза своему собеседнику. Это повысит уровень вашей уверенности в себе. Неуверенный человек постоянно отводит взгляд куда – то в сторону, будто испытывает необоснованный страх.

Называйте собеседника при разговоре по имени. Его имя – «волшебное слово», которое оставит отличное впечатление о вас. Если не помните, как зовут человека, с которым вы беседуете, корректно переспросите его об имени.

Не хвастайтесь своими интеллектуальными способностями. Будьте проще, изъясняйтесь понятным для человека языком. Своей простотой вы покорите любого собеседника. Он задарит вас комплиментами, которые обязательно прибавят еще немного уверенности в «копилку» жизненного опыта.

Как грамотно расширить словарный запас?

Откройте книгу, в которой «вмещается» огромное количество страниц. Вчитывайтесь в каждое прочитанное слово. Старайтесь запоминать все новые и новые предложения, глаголы, прилагательные. Чтение способствует пассивному накоплению словарного запаса.

Учите наизусть стихи, отрывки из текстов, рассказы, прозы, сказки, тексты песен, притчи, басни…. Можете использовать различные аудиокниги, художественную литературу. Можете ее бесплатно скачать из интернета. Если вам так будет удобнее воспринимать информацию. Фильмы, видео – тоже неплохой вариант.

Часто общайтесь с людьми (в реальности и в виртуальном мире, как на русском, так и на английском языках). Используйте в общении все новые и новые слова, манипулируйте синонимами.

Пишите изложения и сочинения. Какие темы выбирать? Те, которые ближе вам по духу и по содержанию.

Техника речи – Орфоэпия

Орфоэпия – это свод правил речевого произношения, который признается образцовым еще с 19-ого века.

Для любого разговора, носящего деловой характер, первостепенное значение – это техника речи. Ее составляющие: правильное литературное произношение, дикция, речевое дыхание, интонация, речевой слух, ударный слог и правильное ударение.

Техника речи - мастерство делового общения посредством языковых конструкций, которые построены на основе высоты, тона, силы и благозвучности голоса.

Правильная дикция при разговоре поможет говорить красиво

Дикция – это четкость и ясность произношения речи. Порой за хорошую дикцию необходимо вести борьбу.

Начинайте с упражнения – разминки. Возьмите небольшой карандаш в зубы. Произносите фразу, которая состоит минимум из десятка слов. Не переставайте крепко держать карандаш. Доставайте его и повторяйте ту же самую фразу.

Займитесь тренировкой диафрагмы. Выбирайте любую гласную букву. Сделайте глубокий вдох. На выдохе «протяните» (голосом) выбранную букву, пока ваше дыхание не закончится. Данное упражнение старайтесь повторять минимум несколько раз в сутки.

«Короче» произносят гиперобщительные люди, не контролирующие степень своей болтливости. Их стремление «укоротить» речь никогда не увенчивается успехом.

«Кстати» принадлежит тем, кто чувствует себя неуютно, но хочет побыть хоть какое – то время в самом центре внимания.

Наибольшую симпатию вызывают люди, соблюдающие среднюю разговорную скорость. Таких людей относят к категории ответственных и надежных индивидов. Она ассоциируется с логичностью, последовательностью и осознанностью. Однако скорость речи изменить практически невозможно, поскольку она зависит от темперамента.

Нормальная речевая скорость – от шестидесяти до ста слов в минуту. Следите за тем, чтобы эта цифра касалась и вашей речи. Берите в руки секундомер и диктофон. Выбирайте текст и читайте его в течение шестидесяти секунд. Так вы и узнаете, какая скорость «скрывается» в вашей речи. Сделайте все, чтобы показатели были в норме (шестьдесят слов в минуту).

Жесты и мимика в изложении своих мыслей

Жесты – это «дополнительный» язык. Помните: их не должно быть очень много. Научитесь управлять собственным телом, чтобы не раздражать и не отталкивать окружающих своей жестикуляцией. Следите за каждым движением, продумывайте все жесты (от мелкого до размашистого). Мимика – это то очарование, которое может усилить силу восприятия. Становитесь перед зеркалом и тренируйтесь. Это так называемый «зеркальный тренинг».

Внешний вид поможет влиянию на окружающих при разговоре

Той обстановке, в которой вы находитесь, должен соответствовать ваш внешний вид. Уделите ему особое внимание. Помните древнюю пословицу о том, что встречают по одежде…? Ну а далее вы знаете. От вашего умения общаться зависит следующее представление о вашей персоне.

Литература для изучения и практической тренировки техники речи

(Мортимер Адлер) Книга: «Искусство говорить и слушать».

(Никольская Светлана) «Техника речи».

(Джеймс Хьюмс) Книга: «Секреты великих ораторов».

(Лаптева Елена) «600 упражнений для развития дикции».

(Ром Наталья) «Хочу говорить красиво!».

Сведите до минимума произношение иностранных слов на публике. Многие граждане относятся к ним крайне негативно.

Выпишите на листок тезисы своего предстоящего выступления. Каждый пункт дополняйте подпунктами и пометками, если что – то важное придет в голову.

Выступайте на своей территории, если есть такая возможность. А если ее нет, то отправляйтесь на место выступления и изучите его. К нему необходимо присмотреться, привыкнуть.

Занимайтесь тренировкой речи перед зеркалом. Три раза – это минимальное количество тренировок в сутки.

Раскрой свои способности… -

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...