Тренировочные варианты ОГЭ (ГИА) по математике — Архив файлов. Тренировочные задания В13 при подготовке к ОГЭ по русскому языку

Тренировочные задания

Подготовила учитель русского языка и литературы

Севостьянова В.Н.

Лексика и фразеология. Синонимы

Обычно в задании требуется заменить какое-либо слово или фразеологический оборот синонимом. Поэтому вспомним, что обозначают эти термины.

Фразеологизм – это несвободные сочетания слов, которые имеют устойчивую форму и значение и воспроизводятся в речи как нечто целое: попасть впросак, бить баклуши, водить за нос и др.

Синонимы – это слова, которые тождественны по значению, но имеют все же различия или в оттенках значения, или в стилистической окраске, например: плясунья (разговорное) – танцовщица (нейтральное).

Вариант 1 (практическое задание)

1. Замените разговорное слово «приметить» синонимом. Напишите этот синоним.

Несколько дней назад юные защитники природы приметили в лесу дуб, на котором внизу узкой, почти незаметной полоской была снята кора.

Ответ: _____________________

2. Из приведенных ниже предложений выпишите устаревшее слово.

Видите? Весь как отлитый из красного золота. И весь сквозной. Своего рода золотая узорчатая стена. Или вроде как протянули по горизонту плат, что вышили наши тихвинские мастерицы. Теперь смотрите ближе, на полосу елей.

(К. Паустовский)

Ответ: ___________________

3. Замените стилистически окрашенный фразеологизм « скользнуть взглядом» в предложении стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите этот синоним.

Мальчик с какой-то безнадёжной, недетской тоской скользнул взглядом по моей амуниции.

Ответ:__________________

4. Замените книжное слово «взывать» синонимом . Напишите это слово.

Пора! – взываю к ней;

Брожу над морем, жду погоды,

Маню ветрила кораблей…

(А. Пушкин)

Ответ: ________________

5. Замените устаревшее слово «нежели» в следующем предложении современным синонимом . Напишите этот синоним.

Советские воины предпочли погибнуть в огне, нежели сдаться в плен.

(Ю. Нагибин)

Ответ: ___________________

6. Замените книжное слово «меж» в следующем предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Только родная река их одна убегала всё дальше к восходу, струилась меж тёмных гор.

(Р. Фраерман)

Ответ:_____________________

7. Замените разговорное слово «хилый» в следующем предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Когда я тебя [берёзку] искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая.

(В. Белов)

Ответ: __________________

8. Замените разговорное слово «замешкаться» в следующем предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Врач на миг растерялась, замешкалась.

(А. Алексин)

Ответ: ___________________

9. Замените устаревшее разговорное слово «толика» в следующем предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Корочка хлеба обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха.

(Ю. Яковлев)

Ответ: ____________________

10. Замените разговорное слово «будет» в следующем предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Будет плакать-то! – раздался надо мной громкий бас.

Ответ: _____________________

11. Замените разговорное слово «заскорузлый» в следующем предложении стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдаёт заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а сразу всем.

(В. Астафьев)

Ответ: ___________________

12. Замените разговорный фразеологизм «как свои пять пальцев» в следующем предложении стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

Надо знать природу как свои пять пальцев, чтобы писать пейзажи.

(О. Туберовская)

Ответ: __________________

Словосочетание и его типы

В задании предлагается заменить словосочетание с заданным типом связи синонимичным словосочетанием с другим типом связи.

Словосочетание – это сочетание нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически (подчинительной связью, т.е. одно слово зависит от другого). Подчинительная связь бывает трёх типов: согласование, управление, примыкание.

Вариант 2 (практическое)

1. Замените словосочетание « сказал с восторгом», примыкание .

Ответ: ________________

2. Замените словосочетание «от гнева народа», построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ________________

3. Замените словосочетание «в морской дали», управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ________________

4. Замените словосочетание «беззвучно оборвалась», построенное на основе примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ________________

5. Замените словосочетание «к Пашкиной парте», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ________________

6. Замените словосочетание «папин рассказ», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ________________

7. Замените словосочетание «до отцовской руки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ________________

8. Замените словосочетание «со злостью кивнул», примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ________________

9. Замените словосочетание «на осенних перелётах», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ________________

10. Из следующего предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.

Идём, дружище, весну встречать.

Ответ: ________________

11. Из следующего предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.

Однажды в этом лесу мастера выбирали древесину, чтобы делать музыкальные инструменты для королевского оркестра.

12. Замените словосочетание «снежной белизной», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ________________

13. Замените словосочетание «под деревянной террасой», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ________________

14. Замените словосочетание «на портрет женщины», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ________________

Предложение. Грамматическая основа предложения

Чаще всего в задании вам предлагают выписать из заданного предложения грамматическую основу.

Предложение, как основная единица языка, состоит из членов предложения, которые выражены словами определённых частей речи. Члены предложения – главные и второстепенные . Главные – подлежащее и сказуемое , которые и образуют грамматическую основу предложения . По наличию или отсутствию главных членов все предложения делятся на двусоставные (с двумя главными членами – подлежащим и сказуемым) и односоставные (с каким-либо одним главным членом, чаще всего со сказуемым)

Способы выражения подлежащего

Книга (им. сущ.) – источник знаний.

Сытый (им. прил.) голодного не разумеет.

Я (мест.) грамотей и стихотворец.

(А. Пушкин)

Семеро (числит.) одного не ждут.

Готовиться (инфинитив) к экзамену не так-то просто.

Побеждают только верящие (причаст. в значении сущ.)

(М. Горький)

Наконец пришло и послезавтра (нареч. в значении сущ.)

В воздухе прокатилось «ура» (междометие.)

Отец с сыном (словосочетание.: сущ. в Им. п. + сущ. в Твор. п) шли вперёд.

Кое-кто из учеников (мест. + сущ. в Род. п.) не был на презентации проектов.

Мы с ним сидели (мест.+ мест.) за одной партой.

У костра сидели три мальчика (числ. +сущ. в Род. п.)

Неопределенно-качественное слово (много, мало, несколько, большинство)+сущ. в Род. п. или мест. в Род. п. Большинство учащихся справились с тестами успешно.

Как мало нас от битвы уцелело!

(А. Пушкин)

Сказуемое

Простое глагольное = глагол в спрягаемой форме

Составное глагольное = вспомогательная часть + инфинитив, например:

Хочу учиться

Могу петь

Желаю знать

Составное именное сказуемое = связка + именная часть, например:

Был учителем

Была в шляпе

Казался умным

Стал героем

Жил недорослем

Пришла усталая

Вариант 3

1. Из путаного рассказа стало ясно следующее.

Ответ: ________________________

2. Тучу передёргивало вспышками молний.

3. Он продолжал водить Анну Васильевну по своему мирку.

Ответ: _______________________

4. Однажды мы с Васькой поехали за грибами.

Ответ: _________________________

5. Вероятно, у берега лёд был крепче.

6. Скажите ему, Татьяна Николаевна!

Ответ: ______________________

7. Над вершиной ближней ели замахала крыльями кедровка и улетела, оставив за собой в тёмном воздухе смутный след.

Ответ: _____________________________

8. Козыреву протянули листок.

9. Ты будешь большой, Ассоль.

Ответ: _______________________

10. Надо поспеть за нею, ничего не упустить в её чародействе.

Ответ: __________________________

11. Было это примерно в семь часов вечера.

Ответ: ____________________________

12. На одной со мною скамье вольно расположились три девицы, бравшие впереди меня билеты.

Ответ: _______________________________

13. Плавать я тогда ещё не умел.

14. Большинство таких рассказов беспочвенны.

Ответ: __________________________________

Оценивание


Работа состоит из двух модулей : «Алгебра» и «Геометрия». Всего в работе 26 заданий . Модуль «Алгебра» «Геометрия»

3 часа 55 минут (235 минут).

в виде одной цифры

, угольник циркуль Калькуляторы на экзамене не используются .

паспорт ), пропуск и капиллярную или ! Разрешают брать с собой воду (в прозрачной бутылке) и еду


Работа состоит из двух модулей : «Алгебра» и «Геометрия». Всего в работе 26 заданий . Модуль «Алгебра» содержит семнадцать заданий: в части 1 - четырнадцать заданий; в части 2 - три задания. Модуль «Геометрия» содержит девять заданий: в части 1 - шесть заданий; в части 2 - три задания.

На выполнение экзаменационной работы по математике отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Ответы к заданиям 2, 3, 14 запишите в бланк ответов №1 в виде одной цифры , которая соответствует номеру правильного ответа.

Для остальных заданий части 1 ответом является число или последовательность цифр . Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов №1. Если в ответе получена обыкновенная дробь, обратите её в десятичную .

При выполнении работы Вы можете воспользоваться , содержащими основные формулы курса математики, выдаваемыми вместе с работой. Разрешается использовать линейку , угольник , иные шаблоны для построения геометрических фигур (циркуль ). Запрещается использовать инструменты с нанесёнными на них справочными материалами. Калькуляторы на экзамене не используются .

На экзамене при себе надо иметь документ удостоверяющий личность (паспорт ), пропуск и капиллярную или гелевую ручку с черными чернилами ! Разрешают брать с собой воду (в прозрачной бутылке) и еду (фрукты, шоколадку, булочки, бутерброды), но могут попросить оставить в коридоре.

(26)Кретин я, что ли, какой? (27)И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (28)Хотя на самом деле всего на полголовы. (29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу!

(32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.

– (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре.

(35)Какой добрый, а! – воскликнул отец.

– (36)3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила

мама. – (37)Мы очень рады.

(38)Вот вам и всё! (39)Они очень рады. (40)А я?..

(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для

обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик не хочет, чтобы в семье его восхваляли?»

1) Потому что ему приходится прикладывать огромные усилия, чтобы оправдать такое отношение родных.

2) Потому что он чувствует себя совершенно недостойным любви родителей и старшей сестры.

3) Потому что он чувствует, что похвалы портят его характер,

делают его эгоистичным, чёрствым.

4) Потому что ему хочется, чтобы его принимали в семье таким,

Выпишите грамматическую основу предложения 9.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

На следующий день,(1) после того как я смазал по физиономии Костику,(2)отец сказал:

– Драться,(3) конечно,(4) нехорошо. А всё-таки смелый какой,(5)

а! Ниже на две головы,(6) а пошёл в наступление,(7) решился!

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Отец и мама,(1) мне кажется,(2) очень довольны,(3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят,(4) чтоб я на всю жизнь им остался.

Часть 3

15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Л.С. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» .

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Тренировочные задания В13(подчинение придаточных)

1. Среди предложений 8 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением

(8)В руках у Пушкина появилась тетрадка. (9)Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие. (10)С первых же слов друзья поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. (11)Так оно и оказалось. (12)Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.

2. Среди предложений 1 – 7 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

(1)А Димка тем временем сообразил, что все про него забыли, проскользнул по стенке за спинами ребят к двери, взялся за её ручку, осторожно нажал, чтобы открыть без скрипа и сбежать… (2)Ах, как ему хотелось исчезнуть именно сейчас, пока Ленка не уехала, а потом, когда она уедет, когда он не будет видеть ее осуждающих глаз, он что-нибудь придумает, обязательно придумает… (3)В последний момент он оглянулся, столкнулся взглядом с Ленкой – и замер. (4)Он стоял один у стены, опустив глаза. – (5)Посмотри на него! – сказала Железная Кнопка Ленке. (6)Голос у нее задрожал от негодования. – (7)Даже глаз не может поднять!

3. Среди предложений 28 – 34 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным

(28)От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного. (29)Она прекрасно понимала, что никогда в жизни не станет выяснять у подруги правды. (30)Но она отчётливо понимала и то, что жить спокойно дальше не сможет, пока этой правды не узнает. (31)Выход из тупикового положения пришёл, однако, неожиданно быстро: (32)«А я ей новый стих прочту! – вдруг, как молнией, блеснуло в Ольгиной разбухшей от тяжёлых дум голове. – (33)Если это правда, она обязательно своим поведением себя выдаст». (34)И Ольга написала.

4. Среди предложений 53 – 60 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(53)Оглушительный треск, хруст, плеск – это отсечённый ствол, обнимая катамаран всеми ветвями, рушится в воду. (54)Фонтан брызг окатывает нас. (55) Освободившись, катамаран резко идёт вперёд. (56)Когда через мгновение я прихожу в себя, вижу Овечкина, сидящего верхом на обрубленном стволе, который остаётся позади. (57)А ещё через мгновение Овечкин, как летучая мышь, прыгает на уходящий катамаран и падает грудью на корму. (58)Мы с Градусовым выволакиваем его из воды. (59)Поныш несет нас дальше, свободных и очумелых. (60)Маша смотрит на Овечкина потемневшими, серьёзными глазами.

5. Среди предложений 15 – 21 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(15)0днажды она купила ему мороженое, чем оскорбила его ужасно. (16)Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. (17)Но мороженое! (18)Такого унижения Тимофей перенести не мог. (19)Если она хочет, он будет с ней дружить, а подачек ему не надо. (20)Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам. (21)Потом она вышла замуж и уехала.

6. Среди предложений 27 – 31 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(27)Узнать можно только те вещи, которые приручишь, – сказал Лис. – (28)У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29)Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31)Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

7. Среди предложений 41 – 54 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(41)Она никогда, наверное, не поверит, что хозяин погиб... (42)Женечка подошла к собаке. (43)Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё. – (44)Я ей сделал дом из старой лодки. (45)Подкармливаю. (46)Она очень тощая... (47)Пройдя ещё несколько шагов, он сказал: – (48)Собаки всегда ждут. (49)Даже погибших... (50)Собакам надо помогать. (51)Море потускнело и стало словно меньше размером.

8. Среди предложений 16 - 21 найдите сложноподчинённое предложениепридаточных. Напишите номер этого предложения.

(16)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (17)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (18)На всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами. (20)Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник. (21)Подумали, что он волшебник.

9. Среди предложений 14 - 18 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(14)Белогрудка выронила из зубов птицу, что добыла с таким трудом, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике. (15)Детёнышей не было. (16)Если бы она умела кричать – закричала бы. (17)К вечеру Белогрудка выследила, что её детёнышей унесли в деревню, и нашла дом, где их держали. (18)До рассвета она металась возле дома, часами сидела на черёмухе, под окном, слушала, не запищат ли малыши.

10. Среди предложений 23 - 27 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(23)Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их. (25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (2б)0н уже горел вовсю, словно факел. (27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

11. Среди предложений 20 - 26 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(20)Глаза директора, которые были устремлены на мальчика, прищурились, как будто он целился. (21)Он не видел ничего, кроме Таборки. – (22)Давай дальше. (23)Мальчик говорил спокойно, почти монотонно, и слова, как круглые ровные шарики, катались одно за другим. – (24)В милиции нас продержали два часа. (25)Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару... (26)Директор внимательно слушал Таборку, грудью навалившись на стол.

12. Среди предложений 11 - 14 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(11)С упорством и настойчивостью, появившимися уже в детстве, он начал готовить себя к военной деятельности. (12)Это выражалось в целой системе самовоспитания, которой подверг себя десятилетний мальчик, чтобы осуществить свою мечту. (13)Болезненный и легко подверженный простуде, он поставил себе целью закалиться. (14)Для этого он обливался холодной водой, не надевал тёплого платья, скакал верхом под проливным дождём.

13. Среди предложений 6 - 12 найдите сложноподчинённое предложение снеоднородным (параллельным) подчинением придаточных.Напишите номер этого предложения.

(6)Чтобы добиться успеха в суде, необходимо было основательное знание афинских законов, а главное – умение хорошо и убедительно говорить. (7)Выступать перед народом Демосфен мечтал ещё мальчиком. (8)Как-то в ранней юности он упросил своего воспитателя взять его на заседание суда. (9)Мальчик видел, как толпа рукоплескала знаменитому оратору, и удивлялся силе его красноречия, которое покорило всех. (10)С этих пор он загорелся идеей стать оратором, бросил все другие занятия и игры и начал усиленно упражняться в красноречии. (11)Первое выступление молодого оратора перед народом провалилось: шум, смех и шиканье толпы не дали ему закончить речь. (12)Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка "заикался, картавил, да и вообще он совершенно не умел держаться перед публикой.

14. Среди предложений 23 - 25 найдите сложноподчинённое предложение соднородным подчинением придаточных.Напишите номер этого предложения.

(23)Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. (24)Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось, а игра это или не игра – всё равно. (25)Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.

15. Среди предложений 1 - 3 найдите сложноподчинённые предложения споследовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.

(1)С тех пор как он поверил, что, ежедневно тренируясь, сможет научиться летать без ног и снова стать полноценным лётчиком, им овладела жажда жизни и деятельности. (2)Теперь у него была цель жизни: он должен вернуться к профессии истребителя. (3)Ещё в ранней юности привыкший осмысливать свою жизнь, он прежде всего точно определил, что он должен сделать, чтобы достичь этого как можно скорее, не тратя попусту драгоценного времени.

16. Среди предложений 1 - 7 найдите сложноподчинённые предложения с однородным подчинением придаточных . Напишите номер этого предложения.

(1)Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой стоял на краю города. (2)Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка». (3)Валентин, а за ним и Коля вошли в одну из комнат, где сидела женщина-начальница. (4)Николай примостился на стуле возле стенки, и, пока Валентин объяснял цель их визита, мальчик огляделся. (5)Комната, в которой вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками, сразу видно, иностранного производства, и на стенах висели разноцветные календари и плакаты, была просторной и светлой. (6)3а спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани. – (7)Вы знаете, – заговорила начальница, – мы у себя документы не храним, всё передаётся дальше, в детский дом, в интернат.

17. Среди предложений 1 – 4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных.Напишите номер этого предложения.

(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.

18. Среди предложений 15 – 21 найдите сложноподчинённое предложение споследовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(15)Настали неприятные дни ожидания расплаты. –(16)Старуха обязательно пожалуется, – говорил Лёвка. –(17)Вот злющая какая! (18)Подожди... я ей устрою штуку! (19)Будет она знать... (20)Лёвка показал на Мурлышку, которого любили все соседи, потому что он никому не доставлял хлопот, а целыми днями мирно спал за окном, подтолкнул Серёжу и зашептал что-то на ухо товарищу. – (21)Да, хорошо бы, – сказал Серёжа.

19. Среди предложений 15 – 18 найдите сложноподчинённое предложение споследовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(15)И я со всей пылкостью и самонадеянностью, которые свойственны молодым, приступила к делу. (16)Получив согласие директора интерната, я написала статья в газету, где рассказала про наших ребятишек. (17)Ещё я написала о том, что ребятам нужны близкие контакты с другими людьми, чтобы эти люди были друзьями детей на всю жизнь. (18)Не родными, так близкими.

Ответы к В13

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...