Тетрадь развитие фонематических процессов нищева. Развитие фонематических процессов у дошкольников

При семантической афазии первичным дефектом является нарушение симультанного оптико-пространственного гнозиса и праксиса. В связи с этим первостепенной задачей восстановительного обучения является преодоление пространственной апрактоагнозии.
Этот раздел восстановительного обучения включает:
- схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов;
- изображение плана пути, комнаты и т.д.;
- конструирование по образцу, по словесному заданию;
- работа с географической картой, часами;
- восстановление способности понимания слов с пространственным значением (предлогов, наречий, глаголов с приставками «движения» и т.д.);
- наглядное изображение простых пространственных ситуаций, обозначаемых предлогами и другими частями речи.
На основе полученных в этом плане навыков проводится восстановление способности употреблять слова и фразы, отражающие количественно-оптико-пространственные взаимоотношения объектов:
- заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе;
- составление фраз со словами, имеющими пространственное значение («дальше, ближе, вчера, завтра, давно, скоро» и пр.), а также содержащими соответствующие морфемы (приставки,
предлоги, суффиксы). Такие морфемы предъявляются с опорой на картинку или реальную ситуацию типа «подойти, отойти; объехать, отъехать, кулак, кулачище...».
- конструирование сложноподчиненных предложений.
При условии, что элементарные пространственные, количественные и временные категории вербального уровня больному доступны, переходят к восстановлению способности понимания логико-грамматических конструкций. Для этого используются:
- картинное изображение сюжета конструкции;
- введение дополнительных слов, обеспечивающих смысловую избыточность («отец моего брата», «письмо от любимой подруги» и т.д.);
- введение логико-грамматических конструкций в развернутый смысловой контекст;
- предъявление конструкций письменно, а затем устно.
Вопросы по теме «Восстановление неречевых и речевой ВПФ»:
1. Чем определяется специфика методов восстановительного* обучения, используемых при восстановлении гностических функций?
2. Что является основным объектом реконструкции при кинестетической апраксии?
3. Что является основным объектом реконструкции при кинетической апраксии?
4. В чем состоят прямые методы восстановления речи?
5. Какие методы восстановления речи являются специфиченскими?
6. В каких случаях при восстановлении речи у больных с моторной афазией применяется оптико-тактильный метод?
7. Каковы основные задачи восстановительного обучения присенсорной афазии?
8. При какой форме афазии основной задачей обучения является восстановление предикативной стороны речи?
9. При какой форме афазии необходимо вести работу по увеличению объема слухо-речевого восприятия и закреплениюакустических следов?
10. При какой форме афазии ставится специальная задача восстановления симультанного синтеза?

«Формирование и развитие фонематического слуха, анализа и синтеза дошкольников с ОНР» (из опыта работы)

Мне бы хотелось более подробно остановиться на дидактических играх, направленных на развитие фонематического слуха, анализа и синтеза. Работая на логопункте ДОУ, я уделяю приоритетное внимание развитию и формированию таких компонентов речи как правильное звукопроизношение, фонематический слух, анализ и синтез.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка.

Фонематический анализ – это сложная психическая деятельность, направленная на разложение слова на составляющие его фонемы. Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение звука на фоне слова. Элементарный фонематический анализ появляется у детей спонтанно. Сложный фонематический анализ – это вычленение первого и последнего звука из слова, определение места звука в слове: начало, середина, конец слова. Самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, количества звуков в слове и места по отношению к другим звукам. Таким видом фонематического анализа дети овладевают в процессе специального обучения.

Фонематический синтез - это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. Это также слияние отдельных звуков в слоги, а слогов в слова.

У дошкольников с ОНР эти процессы особенно страдают. Это тормозит развитие произносительной стороны речи, а также негативно сказывается на овладении чтением и письмом.

Список использованных информационных источников:

Список использованной литературы:

    Логопедия. Под редакцией Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. – Москва: Владос, 2002.

    Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. – Москва: Гном и Д, 2010.

    Дурова Н. В. Фонематика. – Москава: Мозаика–Синтез, 2002.

    Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. – Санкт–Петербург: Детство – пресс, 2015.

    Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – Москва: Айрис дидактика, 2004.

    Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника. – Москва: Гном и Д, 2005.

    Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – Санкт – Петербург: Детство-Пресс, 2015.

Аннотация: В статье рассмотрено развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Особое внимание авторы уделяют этапам развития фонематических процессов, задачам развития фонематических процессов, основываясь на опыте Н. В. Нищевой. Коррекционная работа с детьми начинается с неречевых звуков, затем вводятся звуки речи, правильно произносимые, затем те, которые ставятся, также развиваются слуховое внимание и слуховая память.

При недоразвитии фонематических процессов у детей отмечается затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками – дифференциация звонких и глухих (та-да, па-ба..), мягких и твердых (ла-ля, ма-мя..), свистящих и шипящих (са-ша…), соноров (ла-ра). В результате надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения, а недостатки в произношении звуков могут затруднять формирование фонематических процессов и в дальнейшем стать причиной нарушения процессов письма и чтения.

Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематических процессов, которое проводятся в игровой форме. В фонематические процессы включаются фонематический слух (способность опознавать и дифференцировать звуки речи по акустическим признакам) и фонематическое восприятие (умственное действие по звукослоговому анализу и синтезу).

Начинается эта работа на материале не речевых звуков, затем вводятся звуки речи, правильно произносимые, затем те, которые ставятся. Также развиваются слуховое внимание и слуховая память. Постепенно наблюдаются положительные результаты в развитии фонематических процессов.

Коррекционную работу по дифференциации фонем можно разделить на шесть этапов:

1. Узнавание неречевых звуков.

На данном этапе мы учим детей узнавать и различать неречевые звуки. Параллельно развивается слуховое внимание и слуховая память.

Вначале предлагается задание «услышать» звуки природы с опорой на картинку (стук дождя по крыше, свист ветра, шум деревьев); далее называем звуки, которые слышим в доме с опорой на картинку (тиканье часов, мяуканье кошки, шум пылесоса); затем вспоминаем звуки с улицы и двора (визг тормозов, сигналы машин, шум и грохот строительной техники).
Можно продемонстрировать детям, какие звуки издают различные предметы: стук по столу карандашом, хлопок в ладоши, звон колокольчика, шуршание бумагой. Затем эти движения можно повторить за экраном, а дети должны определить, что слышат.

2. Различение одинаковых слов, звуков, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса.

Использовать можно такие игры: водящий, стоя спиной к детям, определяет, кто назвал его имя. Задание усложняется – дети произносят слово «ау!», а водящий отгадывает, кто это сказал. Водящий то громко, то тихо произносит «ау!», а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет.

По различению тембра голоса, силы и высоты звука можно проводить такие игры. Например, мычание коровы – «му-му-му», гудение самолета – «далеко» или «близко», тихий и громкий звук «у-у-у»; какой барабан играет – большой или маленький, низкий и высокий звук «бум-бум-бум»; плачет младенец и ребенок, высокий и низкий звук «а-а-а».
Выдаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Логопед произносит звукоподражание животных и детенышей то низким, то высоким голосом. Дети должны показать соответствующую картинку.

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

Можно провести такую игру: логопед показывает картинку и четко произносит: «Книга». Затем говорит: «Я называю слова, а вы должны определить правильно ли оно произнесено. Если не правильно — хлопните в ладоши». Произносит: «Книга – кмига – пнига – книга – кмика – гмика». Дети, услышав неверное произнесенное слово, хлопают в ладошки.

Затем игры усложняются: логопед предлагает картинки, названия которых близки по звучанию. Например:

бочка-почка,
зуб-суп,
жар-шар,
коза-коса,
лук–люк,
мышка–мишка.

Затем логопед произносит три-четыре слова, а дети должны отобрать соответствующие картинки в порядке называния.

Логопед выставляет следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток. Ребенок подходит к полотну, ему дается картинка, которую он должен поместить под той картинкой, название которой близко по звучанию.

К картинке подбираются слова:

«СОМ» дом, ком, лом;
«МАК» — рак, бак, лак;
«ЖУК» — лук, сук, тук;
«СЕТКА» — клетка, ветка, пятка;
«МОТОК» — платок, листок, каток.

4. Различение слогов.

Логопед называет слоговой ряд, например, «ма-ма-ма-ба»; дети выделяют лишний слог. Задание усложняется: «ма-мо-ма, та-та-да-та, фа-ва-фа».

5. Различение фонем родного языка.

Начинаем работу с дифференциации гласных звуков. Предлагается игра: детям раздаются картинки с изображением самолета, малыш, ослик, и объясняется: «Самолет гудит: у-у-у», «Малыш плачет: а-а-а», «Ослик кричит: и-и-и». Далее логопед произносит звукоподражания, а дети выбирают нужные картинки. Далее проводится такая же работа по дифференциации согласных звуков. Например, «ф — воздушный шарик, с – водичка из крана, ш – шипит змея».

6. Выработка у детей навыков элементарного звукового анализа.

Определение количества слогов в слове, отхлопывая двух и трех сложные слова. Взрослый должен показать детям, как отхлопывать слова и выделять ударный слог. Затем дети практикуются самостоятельно.

  • Анализ гласных звуков. У детей на столах фишки, например красного цвета. Взрослый произносит разное количество гласных звуков, дети выкладывают соответствующее количество фишек.
  • Выделение ударного гласного звука из начала слова. Эта наиболее легкая форма анализа, в норме доступна с 4-5 лет. Для выделения звуков предлагаются следующие слова: Алик, утка, Оля.
  • Выделение согласного из начала слова. Это более трудная форма анализа. Детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношение фонем) это в большинстве случаев недоступно. Они или называют слог, или не понимают вопроса. Для выделения первого звука предлагаются слова с разными сочетаниями согласных и гласных: шары, щука, сани, город, рама, луна, станок, крыша.
  • Выделение последнего согласного из легких слов, типа: мак, кот, лук, нос, душ. Это упражнение можно усложнять, например:

А) дети раскладывают картинки на наборном полотне на две колонки – предметы, названия которых оканчиваются на звук «т» и «к»;

Б) взрослый показывает картинки и называет их, опуская последний звук. Например, «тан…, пау…, вени…, ко…». Ребенок называет слово целиком и пропущенный звук.

  • Выделение последнего гласного (ударного) из слов типа «мука, луна, шары».
  • Далее ребенку предлагается игра «Найди место звука в слове». Подбираются картинки, в названии которых есть нужный звук в начале, в середине и в конце слова. Ребенку следует отметить в схеме слова под картинкой место нужного звука определенным цветом.
  • Следующая игра «Подбери картинку к схеме». Предлагаются схемы, показывающие место звука в слове и картинки. Ребенку нужно разложить картинки так, чтобы место звука в слове совпадало с местом звука в схеме.
  • Игровое упражнение «Раскрась схему». Под каждой картинкой ребенку нужно составить схему слова, то есть провести звуковой анализ (гласный звук обозначаем красным цветом, согласный твердый – синим, а мягкий – зеленым).

Логопед, старший преподаватель кафедры логопедии Института специальной педагогики и психологии, Н. В. Нищева ставит следующие задачи по развитию фонематических процессов:

1. В старшей группе:

  • Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
  • Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки. Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
  • Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам: в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, в свободной игровой и речевой деятельности. Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова. Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением). Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твердый – мягкий.
  • Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.
  • Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

2. В подготовительной группе:

  • Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов. Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза.
  • Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
  • Закрепить представления о твердости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.
  • Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.

Таким образом, развитие фонематических процессов является длительной и трудоемкой работой всех субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей и детей).

1) Пиджакова Екатерина Игоревна,
учитель-логопед,
МБДОУ №177,
г. Екатеринбург
2) Самофеева Надежда Павловна,
учитель-логопед,
МБДОУ №177,
г. Екатеринбург

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Нищева Н.В. Коррекционная педагогика 2018
    120 бумажная книга
    Нищева Наталия Валентиновна Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. ФГОС Рабочая тетрадь предполагает работу по развитию фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников, что позволяет создать необходимые предпосылки для обучения детей… - Детство-Пресс, Коррекционная педагогика 2018
    159 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      Детство-Пресс - издательство, ООО, С. Петербург. Детская, педагогическая, учебно методическая литература. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 478) См. также Издательства РФ …

      Когда кругом все удивительно, ничто не вызывает удивления; это и есть детство. Антуан де Ривароль Чудеса случаются только в детстве. Владислав Гжегорчик От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние. Лев … Сводная энциклопедия афоризмов

      - (англ. Russian Press Photo contest Best Photo) проводящийся с 1995 года ежегодный конкурс на лучшую фотографию (серию фотографий) среди фотографов России и стран СНГ. Содержание 1 История конкурса 2 … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Детство (значения). Период человеческого развития, когда он учится понимать окружающий мир. Хотя временные рамки последней стадии индивидуальны, непостоянны во времени и зависят от принятой… … Википедия

      Фотография «Друг детей», на снимке Геля Маркизова, чьи родители впоследствии были репрессированы. … Википедия

      1950: «Мир победит войну». В детском саду: «Спасибо родному Сталину за счастливое детство». Художник Е. Буланова … Википедия

      Впервые эта фраза прозвучала в 1936 г. как лозунг, который несли участники физкультурного парада на Красной площади. Впоследствии это выражение звучало каждый раз, когда возникали темы «Сталин и дети», «Сталин и молодежь» и т. д. 23 сентября 1937 …

      Из стихотворения «Крестьянские дети» (1861) Н. А. Некрасова (1821 1877). Иносказательно: о забавах уже достаточно взрослой молодежи (ирон.). Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

      Игровая психотерапия метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Следует также различать «игровую терапию» (более общий термин) и игровую психотерапию. В первом случае психотерапевтический аспект не … Википедия

      Издательства РФ - здесь: издательства и другие издающие организации, специализирующиеся на выпуске в Российской Федерации педагогическую, образовательную, учебную, учебно методическую и детскую литературу: Аванта + , Агар, Адонис, Айрис, … Педагогический терминологический словарь

      В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гвоздев. Александр Николаевич Гвоздев Дата рождения: 15 (27) марта 1892(1892 03 27) Место рождения: Сивинь Старошайговского района, Мордовия Дата смерти … Википедия

    Анастасия Комарова
    Игры и упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа

    1 слайд. Добрый день, дорогие коллеги. Меня зовут Носова Анастасия Александровна.

    Тема моего выступления Игры и упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

    2. Фонематическое восприятие - - это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы, определять звуковой состав слова.

    Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталона-ми.

    3. Игра 1. «Звуки вокруг» Музыка

    Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветренный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию.

    4. Игра 2. «Что звучит?»

    Прослушайте вместе с ребенком различные музыкальные инструменты (ксилофон, барабан, колокольчик и др.). Ребенку необходимо узнать с закрытыми глазами ка-кой инструмент играл. Необходимо усложнять задания, увеличивая количество ин-струментов в последовательности. (модуль в ИРЦ)

    Дети закрывают глаза. Взрослый соединяет изображения, звучат звуки животных. Дети должны сказать, кто так подает голос?

    6. Игра 4. «Веселые задания»

    Взрослый дает ребенку два кружка - красный и зеленый - и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он дол-жен поднять зеленый кружок, если неправильное - красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

    Баман, альбом, витамин, клетка,

    паман, айбом, митанин, къетка,

    банан, аньбом, фитамин, клетта,

    банам, авьбом, виталим, тлетка.

    7. Игра 5. «Поймай звук»

    Логопед предлагает ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по ко-ленкам, поднимать руку вверх, поднимать вверх карточку и т. д., когда он услышит заданный звук в ряде звуков.

    8. Игра 6. «Чистоговорки»

    Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог. Лучше, если все чисто-говорки связаны с определенной лексической темой или предназначены для автома-тизации и дифференциации нужных звуков. Например, чистоговорки по теме осень:

    Та-та-та- – осень это красота.

    Де-де-де – лужи с дождиком везде.

    Ду-ду-ду – фрукты собирай в саду.

    9. Игра 7. «Доскажи словечко»

    Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме.

    В шкурке, желтый, кислый он,

    Называется (лимон)

    Рыжий, круглый!

    Очень вкусный,

    Съешь его –

    Не будешь грустным!

    Побегу я в магазин

    И куплю там (апельсин)

    10. Звуковой анализ – это определение звуков в слове по порядку и их характери-стика (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий - твердый).

    Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.

    11. Игра 1. «Назови первый звук»

    Взрослый произносит слово на лепестке с интонационным выделением первого, а тот называет первый звук в слове и соединяет в цветок (Аня, азбука, арбуз, Ира, Оля, осень, утка, улица)

    12. Игра 2. «Подскажи звук»

    Взрослый произносит слово с интонационным выделением последнего звука и ки-дает мяч ребенку, а тот называет последний звук в слове и перебрасывает мяч взрослому.

    13. Игра 3. «Собери картинку»

    Ребенку предлагается собрать картинку с односложным словом из трех звуков, сде-лать звуковой анализ слова.

    14. Игра 4. «Собери словечко»

    Ребенку предлагается картинка и набор букв, необходимо составить слово. Далее произвести его анализ.

    15. Игра 5. «Ребусы»

    Взрослый предлагает ребенку отгадать «заколдованные картинки».

    Структура слов усложняется по мере освоения ребенком навыка звукового анализа.

    16-17. Безусловно, для достижения положительного результата необходимо созда-ние единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью рабо-тает коллектив единомышленников (логопед – родитель – учитель, каждый из ко-торых заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.

    Как же привлечь родителей? Это для нас наиболее сложный вопрос. Для родите-лей в нашем саду периодически проводятся открытые занятия, индивидуальные и групповые консультации практического характера, а также изготовление информа-ционных буклетов по заданной теме.

    18.Таким образом, р азвитие фонематического восприятия и овладение навыками звукового анализа и синтеза:

    1. обеспечивает правильное звукопроизношение речи;

    2. способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в пери-од школьного обучения.

    19. Литература

    Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей группы. – Из-во: Гном, 2007. – 37 с.

    Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. ФГОС. – Из-во:Детство-Пресс, 2014. – 64 с.

    Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 32 с.

    20. Спасибо за внимание!

    Публикации по теме:

    Задачи: 1. Формировать умение у детей выполнять звуковой анализ слова. 2. Развивать умение определять гласные, твердые и мягкие согласные.

    Сегодня вашему вниманию я представлю игру на формирование навыков выполнения звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста. Игра.

    Представляю Вашему вниманию Дидактическую игру «Барышня-хозяюшка» Цели: – автоматизация звуков [C], [З], [Ш], [Ж], [Р], [Л]; – дифференциация.

    «Соотнесение объектов по цвету» Младшая группа Цель: учить соотносить объекты по цвету. Материал: карточки с изображением цветных шаров.

    Исходным процессом при обучении детей письму и чтению является звуковой анализ и синтез слов. Многие дети испытывают затруднение при расчленении.

    Последние материалы раздела:

    Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
    Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

    «Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

    Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
    Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

    Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

    Интересные факты о физике
    Интересные факты о физике

    Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...