Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева

Мотив слияния становится и символом истинной любви в лирике Тютчева . Так, вспоминая о Е.А. Денисьевой, первых счастливых, еще ничем не омраченных месяцах их любви, Тютчев пишет:

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.

Это слияние двух душ не приносит человеку счастья, ибо и отношения людей подчиняются все тем же законам, тем же силам - вражде и любви. Любовь - это «слиянье», но и «поединок». Характерно, что эпитет у «слиянья» и «поединка» один и тот же - «роковой», «роковое». В стихотворении «Предопределение» , написанном в первые годы любви к Е.А. Денисьевой, поэт признается:

Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец.

В осмыслении любви можно увидеть и другой неизменный тютчевский образ: очарование. Любовь - это волшебство, но «чародеем» является сам человек, околдовавший другое сердце, другую душу и - погубивший ее:

О, не тревожь меня укорой справедливой!
Поверь, из нас из двух завидна часть твоя:
Ты любишь искренне и пламенно, а я -
Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

И, жалкий чародей, перед волшебным миром,
Мной созданным самим, без веры я стою -
И самого себя, краснея, узнаю
Живой души твоей безжизненным кумиром.

Чрезвычайно сильно в любовной лирике Тютчева выразилась трагическая сторона человеческих отношений. Любовь - это не только слияние и борьба двух родных душ, но и неизбежная гибель того, кто подчинился роковому чувству. Источник трагедии - не только недобрая судьба, но и общество, «толпа», в конфликт с законами которых вступает любящее сердце. «У Тютчева, - пишет В.Н. Касаткина, характеризуя своеобразие звучания темы любви у поэта, - любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим». При этом общество выступает как орудие недоброй судьбы:

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно устыдилась
И тайн, и жертв, доступных ей <...>

Этот мотив рождается из драматических реалий действительных отношений Тютчева и Е.А. Денисьевой. Открывшаяся обществу любовь Е. Денисьевой, воспитанницы Смольного института, к Тютчеву, уже немолодому и семейному, сделала Е. Денисьеву, особенно в первые годы этой любви, парией в обществе. Весь тот сложный комплекс чувств, который был связан у поэта с этой любовью, - счастье разделенной любви, благоговение перед возлюбленной, сознание собственной вины в ее страданиях, понимание невозможности противостоять суровым законам общества, осудившего «незаконную страсть», - все это нашло отражение в «денисьевском цикле». Исследователи не случайно видят в героине «денисьевского цикла» предвосхищение образа Анны Карениной и некоторых психологических коллизий знаменитого толстовского романа.

Но все же доминирует в «денисьевском цикле» не мысль о губительном воздействии «толпы», а мысль о виновности человека в переживаниях и страданиях избранницы сердца. Многие стихотворения «денисьевского» цикла пронизаны чувством боли за страдания любимого человека, сознанием собственной вины в этом страдании:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Завершая стихотворение теми же строками, которые его открывали, поэт тем самым возводит как бы во всеобщий закон мысль о губительной, а не благодатной силе любви. Этот мотив настойчиво звучит во многих стихотворениях, посвященных Е.А. Денисьевой. Мысль о любви-гибели лирический герой пытается внушить, передать и лирической героине, он стремится сделать ее словами слова об истинной - губительной силе любви, как бы жаждет услышать суровый и справедливый приговор из ее уст:

Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит...
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в его руке дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу...им, им одним живу я -
Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно...
Не мерят так и лютому врагу...
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.

Но любовь не только неизбежная трагедия, но и свет, не только «безнадежность», но и «блаженство». Метафора последней любви - вечерняя заря. В стихотворении «Последняя любовь», где дается этот образ, Тютчев рисует картину волшебного вечера, природы, пронизанной уходящим из мира солнцем. И эта картина глубоко и точно символизирует светлую печаль, безнадежное блаженство последней человеческой любви:

<...>Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний свет,
Продлись, продлись, очарованье.

Тютчевская лирика любви отчетливо обнаруживает точность закона истинного творчества, некогда сформулированного Л. Толстым: «Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее, роднее». Исповедь страдающего сердца только тогда становится выражением боли и других людей, когда слова и переживания предельно искренни и глубоки.

Еще одна особенность тютчевских стихотворений из «денисьевского цикла»: написанные в разные годы, они складываются в единую историю, роман в стихах, в котором читатель увидел полные драматизма перипетии любовного чувства, по которому составил историю человеческой любви. Глубокий психологизм этой лирики, поразительная точность в описании противоречивых, сложных человеческих чувств, действительно, позволяют говорить о влиянии поэта на развитие русского романа - ведущего жанра русской литературы конца XIX века.

Любовь в лирике Ф. И. Тютчева

1. Роковой поединок душ.

2. Испепеляющее чувство.

3. Последствия любви.

Лирику Ф. И. Тютчева считают философской и находят в ней отражение насущных проблем, которые в своем описании приобретают бытийное звучание. Исследователи отмечают, что драматизмом наполнены многие его стихотворения. Подобная тональность сохраняется и в любовной лирике. В зрелые годы, замечают критики, он «не переставая быть поэтом мысли... все настойчивее ищет пути выражения чувств». В центре такого внимания поэта - глубокие переживания и настроения. Только их многообразное проявление, растворенное в стихотворениях Тютчева, помогает нам понять все оттенки любовного чувства в его лирике.

Невольно или случайно, но в его стихи вторгается грусть, которая начинает диктовать свои права. Лирический герой страдает и грустит. Хотя при этом его стихам не чужд и восторг. «Влечение, таящее где-то в недрах души, прорывается взрывом страсти», - писали критики Л. Н. Кузина, К. В. Пи-гарев. А страсть возможна только при глубокой и истинной любви. Она открывает любящим сердцам неисчерпаемый и волшебный мир. Но это светлое чувство постепенно превращается в «поединок роковой». Союз душ оказывается борьбой. «Любовь, любовь - гласит преданье - / Союз души с душой родной / Их съединенье, сочетанье, / И роковое их слиянье. / И поединок роковой...» («Предопределение»). Поединок, который рождается в любящих душах, несет отрицательные последствия. Ведь нежное и ранимое сердце со временем от такого обращения начинает чахнуть. И потом оно вполне может погибнуть: «И чем одно из них нежнее... / Тем неизбежней и вернее, / Любя, страдая, грустно млея, / Оно изноет наконец...»

Любовь в лирике Тютчева заиграла новыми гранями. Она осветила новые оттенки этого прекрасного и неземного чувства. И порой кажется, что любовь не может быть последней, ведь она таится в сердце каждого человека. Только вот не каждый может найти к ней тропинку. «Пускай скудеет в жилах кровь, / Но в сердце не скудеет нежность... / О ты, последняя любовь! / Ты и блаженство, и безнадежность» («Последняя любовь»).

Не только в этих двух стихотворениях, но и во многих других звучит какая-то обреченность и безнадежность. Любовное чувство, возможно, как и человеческое существование, конечно. Об этом часто пишет в своих философских стихах поэт.

Возможно, оттенок такого настроения в стихах является последствием душевных травм поэта. Смерть первой жены глубоко потрясла Тютчева. Слабое здоровье Элеоноры не выдержало, так как было подорвано пережитой страшной ночью на пароходе, где разгорелся пожар. И не только в стихах снова и снова поэт обращается к своей трагедии. «Это был самый ужасный день в моей жизни, - писал поэт в пятилетнюю годовщину смерти Элеоноры, - и не будь тебя, он был бы, вероятно, и последним моим днем». Этот милый образ навсегда остается в его памяти, хотя он постоянно ускользает от него. И кажется, что возлюбленная превратилась в звездочку, которая всегда будет, если не согревать, то хотя бы освещать путь. «Твой милый образ, незабвенный, / Он предо мной везде, всегда, / Недостижимый, неизменный, / Как ночью на небе звезда».

Но любви, наверное, слишком много в сердце поэта. И он выплескивает ее в новых поэтических строчках. На этот раз причиной послужил новый образ - вторая жена Эрнестина Дёрнберг. «1-ое декабря 1837» - одно из немногих стихотворений, посЬященных Эрнестине. И даже в этом стихотворении лирический герой констатирует то, что все происходящее испепелило душу возлюбленной. И получается, что лирический герой своей любовью только губит героиню. Его любовь не приносит ей никакого счастья. «Прости всему чем сердце жило, / Что, жизнь твою убив, ее испепелило / В твоей измученной груди!...» Но даже такая сжигающая любовь оставит память о себе на многие годы. И поэтическую картину, которую рисует лирический герой, совершенно нельзя согреть вечным холодным блеском и бледными розами. Они безжизненны, как «бездыханен» один из героев. Иногда кажется, что любит по-настоящему только прекрасная половина. Поэтому она больше всех страдает от своего безумного чувства.

Наиболее ярко проявляется это в стихах, посвященных еще одной возлюбленной Тютчева - Е. А. Денисьевой. Поэт передает право самой героине высказаться в стихотворных строках («Не говори: меня он, как прежде, любит...»). Произведение наполнено противоречиями. Лирическая героиня убеждает всех, что он ее, как и прежде любит. Но иногда складывается впечатление, что она пытается убедить в этом не других, а себя, так как сама понимает безысходность своего положения. Но надежда, подпитывавшаяся огнем любви, остается все равно: «О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит, / Хоть вижу, нож его в руке дрожит». Она просто не может без него. Именно им и только в нем она все еще живет. Даже не упоминавшийся в этом стихотворении роковой поединок, он все равно вроде бы негласно присутствует. Но здесь идет борьба не двух душ. Поединок идет глубоко в сердце самой героини. И, возможно, здесь победителей не будет, так как придется душе расколоться на части. Поединок в данном стихотворении сохраняет лишь свое дыхание, так как жизни уже просто нет. «Ох, я дышу еще болезненно и трудно, / Могу дышать, но жить уж не могу».

Сам поэт осознает, что его любовь приносит только горе и несчастье любящему нежному и ранимому сердцу. Недаром поэт сравнивает ее с убийством. «О как убийственно мы любим...» - восклицает он в одноименном стихотворении. И здесь уже представлен не поединок, а результат этого действа. И плохо он сказывается именно на образе возлюбленной. «Куда ланит девались розы, / Улыбка уст и блеск очей? / Все опалили, выжгли слезы / Горючей влагою своей». Да и от любимого образа оставались только «вспоминанья», которые тоже со временем изменились.

В этом стихотворении появляется еще один неотъемлемый компонент - толпа. Она активно вмешивается в отношения, но этим губит только ее чувство: «Толпа, нахлынув в грязь втоптала / То, что в душе ее цвело». Он не смог защитить ее от «нашествия». Возможно, поэтому столько грусти и горечи в этих строках.

Любовь в лирике Тютчева , словно алмаз, имеет множество граней, и все они наполнены своим неповторимым оттенком. Любовь - это всегда поединок, борьба. И это положение губит в основном сердце ранимой возлюбленной. Однако она в его любви никогда не сомневается. Хотя, когда любишь, желаешь любимому счастья и благополучия, а не терзания, какие мы видим с стихотворениях.

Многие из произведений Тютчева о любви носят оттенки грусти и печали. И заметим, что в них совершенно нет природы, которая, как правило, становится отражением душевных волнений героев. Однако это совершенно неважно. Мастерство Тютчева и заключается в том, чтобы лишь словесно выразить все колебания душ влюбленных. Восклицания и многоточия создают при этом определенные интонации. И мы, читая эти строки, словно становимся свидетелями рокового поединка.

2. Испепеляющее чувство.

Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев был противоречивым человеком. Он всегда очень болезненно ощущал собственную двойственность, душу, расколотую пополам. Особенно ярко эта личностная черта проявилась в любовной лирике.

Роман Тютчева и Елены Денисьевой стал основой многих стихотворений поэта. В них - исповедь о любви. Позже критики выделили эти произведения в отдельный цикл, который назвали «денисьевским».

Любовь является нам здесь в своей трагической сущности. Это «самоубийство», «блаженство и безнадежность», «поединок роковой». Развивается любовь – исчезает счастье покоя, начинаются страдания:

Не говори: меня он, как и прежде, любит,

Мной, как и прежде, дорожит…

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.

Отношения любящих сложны, чувства крайне противоречивы. Они не могут друг без друга, но и вместе им очень тяжело. Потрясенный этим противоречием, герой восклицает:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Вся беда человека состоит в том, что он не может противостоять страсти. Любовь – это стихия, подобная морской или огненной. Ее невозможно ни предотвратить, ни остановить. Поэтому Тютчев порой изображает страсть как настоящую катастрофу:

Он мерит воздух мне так бережно и скудно…

Не мерят так и лютому врагу…

Ох, я дышу еще болезненно и трудно,

Могу дышать, но жить уж не могу.

Такая страсть - погибель для человека. Но самое ужасное, как пишет поэт, видеть мучения любимой женщины, которые всегда сильней, чем собственные. С болью Тютчев отмечает:

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел – спроси и сведай,

Что уцелело от нее?

Поэт осуждает себя. Он виноват во многом. Четырнадцать лет Тютчев вел двойную жизнь, не оставляя ни жену, ни подругу. Светское общество жестоко вмешивалось в их отношения с Денисьевой, всячески оскорбляя и пороча бедную женщину. Возлюбленная поэта очень страдала. Вот как он пишет об этом:

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Конечно, не только страдания приносила любящим страсть. В их жизни были минуты подлинного счастья, блаженства. Вот что поэт рассказывает о своих чувствах в стихотворении «Последняя любовь»:

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Однако драматических моментов в отношениях Тютчева и Денисьевой было гораздо больше. Вот, например, такой эпизод:

Она сидела на полу

И груду писем разбирала –

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала…

Золе перегоревшей страсти уподобляет любовные письма поэт. Лирическая героиня стихотворения находится в странном состоянии. Ей, вероятно, кажется, что все минувшее происходило не с ней:

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела –

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело…

Герою горько видеть ее такой. Но изменить ситуацию он не в силах, поэтому вынужден наблюдать за возлюбленной, выражая лишь душевное участие и отмечая про себя:

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо-пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

Раздвоенный эпитет в этой строфе утверждает неизбежность разрыва любящих, но разлучила их не утрата чувства, а смерть Елены Денисьевой от чахотки. Вспоминая ее последние часы, Тютчев создает одно из самых скорбных стихотворений цикла:

Весь день она лежала в забытьи,

И всю ее уж тени покрывали.

Лил теплый летний дождь – его струи

По листьям весело звучали.

Жизнь природы продолжается, она так прекрасна, а любимая поэта неотвратимо угасает. Безумно жаль ее, но мы больше сочувствуем лирическому герою, которому еще предстоит пережить смерть возлюбленной:

И вот, как бы беседуя с собой,

Сознательно она проговорила

(Я был при ней, убитый, но живой):

«О, как все это я любила!»

Финальная строчка – кульминация стихотворения. Это последнее признание в любви к миру и к близкому человеку. «О Господи! – восклицает герой, - и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось»…

Любовная лирика Тютчева потрясает своей психологической глубиной и выразительностью женского образа, наделенного индивидуальными чертами.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru

Мотив слияния становится и символом истинной любви в лирике Тютчева . Так, вспоминая о Е.А. Денисьевой, первых счастливых, еще ничем не омраченных месяцах их любви, Тютчев пишет:

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.

Это слияние двух душ не приносит человеку счастья, ибо и отношения людей подчиняются все тем же законам, тем же силам - вражде и любви. Любовь - это «слиянье», но и «поединок». Характерно, что эпитет у «слиянья» и «поединка» один и тот же - «роковой», «роковое». В стихотворении «Предопределение» , написанном в первые годы любви к Е.А. Денисьевой, поэт признается:

Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец.

В осмыслении любви можно увидеть и другой неизменный тютчевский образ: очарование. Любовь - это волшебство, но «чародеем» является сам человек, околдовавший другое сердце, другую душу и - погубивший ее:

О, не тревожь меня укорой справедливой!
Поверь, из нас из двух завидна часть твоя:
Ты любишь искренне и пламенно, а я -
Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

И, жалкий чародей, перед волшебным миром,
Мной созданным самим, без веры я стою -
И самого себя, краснея, узнаю
Живой души твоей безжизненным кумиром.

Чрезвычайно сильно в любовной лирике Тютчева выразилась трагическая сторона человеческих отношений. Любовь - это не только слияние и борьба двух родных душ, но и неизбежная гибель того, кто подчинился роковому чувству. Источник трагедии - не только недобрая судьба, но и общество, «толпа», в конфликт с законами которых вступает любящее сердце. «У Тютчева, - пишет В.Н. Касаткина, характеризуя своеобразие звучания темы любви у поэта, - любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим». При этом общество выступает как орудие недоброй судьбы:

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно устыдилась
И тайн, и жертв, доступных ей <...>

Этот мотив рождается из драматических реалий действительных отношений Тютчева и Е.А. Денисьевой. Открывшаяся обществу любовь Е. Денисьевой, воспитанницы Смольного института, к Тютчеву, уже немолодому и семейному, сделала Е. Денисьеву, особенно в первые годы этой любви, парией в обществе. Весь тот сложный комплекс чувств, который был связан у поэта с этой любовью, - счастье разделенной любви, благоговение перед возлюбленной, сознание собственной вины в ее страданиях, понимание невозможности противостоять суровым законам общества, осудившего «незаконную страсть», - все это нашло отражение в «денисьевском цикле». Исследователи не случайно видят в героине «денисьевского цикла» предвосхищение образа Анны Карениной и некоторых психологических коллизий знаменитого толстовского романа.

Но все же доминирует в «денисьевском цикле» не мысль о губительном воздействии «толпы», а мысль о виновности человека в переживаниях и страданиях избранницы сердца. Многие стихотворения «денисьевского» цикла пронизаны чувством боли за страдания любимого человека, сознанием собственной вины в этом страдании:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Завершая стихотворение теми же строками, которые его открывали, поэт тем самым возводит как бы во всеобщий закон мысль о губительной, а не благодатной силе любви. Этот мотив настойчиво звучит во многих стихотворениях, посвященных Е.А. Денисьевой. Мысль о любви-гибели лирический герой пытается внушить, передать и лирической героине, он стремится сделать ее словами слова об истинной - губительной силе любви, как бы жаждет услышать суровый и справедливый приговор из ее уст:

Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит...
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в его руке дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу...им, им одним живу я -
Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно...
Не мерят так и лютому врагу...
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.

Но любовь не только неизбежная трагедия, но и свет, не только «безнадежность», но и «блаженство». Метафора последней любви - вечерняя заря. В стихотворении «Последняя любовь», где дается этот образ, Тютчев рисует картину волшебного вечера, природы, пронизанной уходящим из мира солнцем. И эта картина глубоко и точно символизирует светлую печаль, безнадежное блаженство последней человеческой любви:

<...>Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний свет,
Продлись, продлись, очарованье.

Тютчевская лирика любви отчетливо обнаруживает точность закона истинного творчества, некогда сформулированного Л. Толстым: «Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее, роднее». Исповедь страдающего сердца только тогда становится выражением боли и других людей, когда слова и переживания предельно искренни и глубоки.

Еще одна особенность тютчевских стихотворений из «денисьевского цикла»: написанные в разные годы, они складываются в единую историю, роман в стихах, в котором читатель увидел полные драматизма перипетии любовного чувства, по которому составил историю человеческой любви. Глубокий психологизм этой лирики, поразительная точность в описании противоречивых, сложных человеческих чувств, действительно, позволяют говорить о влиянии поэта на развитие русского романа - ведущего жанра русской литературы конца XIX века.

Перу Тютчева принадлежит целый ряд прекрасных произведений, в которых он поднимает тему любви. Любовная лирика раскрывает поэта как психолога. Многие его произведения о любви несут автобиографический отпечаток, их объединяет напряженный драматизм.

Тютчев был известен как увлекающийся, страстный человек. До 1850 года любовные переживания изображаются у него в большинстве своем как страсть: «Люблю глаза твои, мой друг...», «Еще томлюсь тоской желаний...». При этом автор описывает не только собственные переживания, но и передает эмоциональное состояние любимой.

В 1850 году Тютчев увлекся Е. А. Денисьевой. Эта поздняя, страстная любовь длилась до 1864 года, когда избранница поэта скончалась от чахотки. Для «Денисьевского цикла» («Весь день она лежала в забытьи...», «В разлуке есть высокое значенье...» и другие) характерны мотивы быстротечности счастья, вины перед возлюбленной, гибельности любви. Стихи, посвященные Денисьевой, занимают особое место в творчестве автора.

Большинство стихов этого цикла несут трагедийное звучание:
«О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей…»

Тютчев воспевает не идеальную любовь, а приземленную, настоящую, прозаическую. Считая эгоизм болезнью века, он говорил о нем в своих стихах. Поэт боялся его проявлений, поэтому в его произведениях можно было встретить печаль от несоответствия душевной красоты и прозы бытия. Так, мы видим, что любовь для Тютчева – это тяжелое испытание, борьба.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...