Театрализованная деятельность как средство коррекции звукопроизношения. Педразвитие

Жога Л.Н., Саяпова Н.Г., Епрева Е.Ю., Овчинникова Е.В., Рукосуева Л.А., негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 192 ОАО “Российские железные дороги”», г. КрасноярскВ существующей организации работы ДОУ для детей с нарушениями речи можно заметить следующее противоречие: с одной стороны, занятия с логопедом (групповые и индивидуальные), коррекционная работа в вечернее время и дома с родителями необходимы, очевидны и общепризнанны, с другой – такая деятельность не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Кроме этого, в коррекционной работе, особенно дома, представляется проблематичной организация игровой деятельности. Такие занятия будут малоэффективны без желания самого ребенка. Произвольное поведение дошкольника еще недостаточно развито, он не может постоянно подчиняться правилам и требованиям взрослого.
Для выявления мотивации у детей на занятиях по исправлению речевых дефектов и понимания средств достижения чистой и правильной речи были составлены интервью для детей и анкета для родителей. Результаты проведенного обследования показали непонимание детьми цели и средств коррекционных логопедических занятий. Как правило, такая деятельность побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемым материалом и действиями ребенка. Дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали». Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «хочу уметь». В этом случае занятия являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали»), а целью деятельности ребенка. Результаты значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами.
Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи). Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей была выбрана театрализованная игра, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Программа «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада» не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью программы является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Исходя из основной цели, были выделены следующие задачи:
- развитие речи детей и коррекция ее нарушений;
- развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;
- обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;
- развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;
- развитие эстетических способностей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа имеет шесть направлений, работа по которым рассчитана на 2 года: с детьми старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) групп ДОУ.
1. «Театральная игра»
Включает игры и упражнения на развитие игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольного поведения, а также игры, развивающие внимание, память, наблюдательность.
2. «Культура и техника речи»
Включает игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией, логикой речи, четкой дикцией и правильной артикуляцией, а также словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии. Данное направление повышает интерес ребенка к коррекционным занятиям с логопедом, педагогом, родителями.
3. «Ритмопластика»
Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей до-школьников, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувства ритма.
4. «Основы театральной культуры»
Обеспечивает условия для овладения элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
5. «Работа над спектаклем»
Включает знакомство с пьесой, ее содержанием, дает представление о необходимости выполнять определенные упражнения для коррекции речи.
В этом же направлении идет работа над этюдами для репетиций и спектаклей.
6. «Семейные речевые праздники-конкурсы»
Предполагает организацию и проведение конкурсов совместно с родителями, привлекая их к содержанию логопедической работы. Включает различные логопедические задания для подготовки к конкурсу дома, повышая тем самым активность родителей в коррекционной работе.
Методические рекомендации
Театрализованные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной к школе группы без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на занятии – 12-16.
Занятия проводятся в просторном, регулярно проветриваемом зале, оборудованном аудиотехникой. Для выполнения творческих заданий желательно использовать мягкие объемные модули, элементы костюмов, спортивный инвентарь.
Форма одежды детей удобная, желательно спортивная, обувь – чешки.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, в вечернее время, продолжительностью от 30 до 40 мин, в зависимости от возраста детей. Организованные занятия начинаются с 15 сентября, так как до этого времени в ДОУ идет комплектация речевых групп, и все педагоги проводят обследование детей. При подготовке к спектаклю индивидуальная работа и общие репетиции в случае необходимости проводятся дополнительно 1 раз в неделю (не более 40 мин).
Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов.
Систематичности и последовательности – материал к занятиям подобран в определенном порядке, системе.
Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей с нарушениями речи.
Наглядности – большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения (видеоматериалы, посещение театров, встречи с артистами, наблюдения в зоопарке за повадками животных, использование моделей, схем).
Комплексности работы – театрализованная деятельность включена в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит прежде всего от сотрудничества всех педагогов ДОУ.
В проведении театральных занятий могут участвовать учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель. Кроме этого, все педагоги ДОУ используют в работе с детьми театральные игры. В подготовке к спектаклю активное участие принимает весь коллектив ДОУ: воспитатели групп – в постановке спектакля, педагог по изодеятельности – в изготовлении декораций, младшие воспитатели – в оформлении сцены и зрительного зала.
Формы работы с детьми
Данная программа предполагает как групповые, так и индивидуальные формы организации работы.
Групповые формы
Театральные занятия включают игру, наблюдения, практические задания. Посещение театров города – практическое знакомство с миром театра, актерской работой, правилами поведения в театре.
Экскурсия в зоопарк – наблюдения за повадками и особенностями животных.
Речевые семейные праздники-конкурсы – приобщение родителей к логопедической работе, организация совместной деятельности родителей и детей.
Коллективные репетиции.
Спектакли детского театра, в которых обязательно присутствуют вокальная и хореографическая части.
Просмотры видеозаписей премьеры с целью анализа проделанной работы.
Индивидуальные формы
Работа с детьми над ролью с целью вживания в роль (выразительность речи, движения, создание образа героя).
Подготовка задания к семейному конкурсу, которая происходит дома с родителями.
Структура занятий
«Актерская мастерская»
Приветствие (ритуал, вначале предложенный взрослым, затем детьми):
- упражнение на развитие произвольного зрительного и слухового внимания, памяти, саморегуляции поведения;
- на развитие техники речи;
- музыкально-пластические упражнения;
- театральные упражнения и этюды.
Правила поведения
говорить негромко (не кричать);
ходить спокойно (не бегать);
помнить, для чего мы находимся в зале (не отвлекаться на спортивные снаряды);
смело показывать свои способности (не стесняться);
заботиться друг о друге (не обижать);
помогать друг другу (не смеяться);
внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому).
Предметно-пространственная среда
Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная среда: помещение детского театра с занавесом, сценой и зрительным залом; светотехническое оборудование; аудиотехника для музыкального оформления спектакля; театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, элементы костюмов, простые декорации, бутафория. Неотъемлемой частью работы является использование декораций, костюмов, грима.
Примерные игры и упражнения
Театральная игра
Цели: развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.
Общеразвивающие игры проводятся в первой части занятия, непосредственно театральные игры – в заключительной. При проведении этих игр необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными. Предлагаемые игры и упражнения допустимо использовать и в работе воспитателя.
«Что изменилось»
Цель: развивать зрительную память, внимание, выдержку.
1 вариант: перед детьми разложены театральные атрибуты. В течение 1 мин дети запоминают их расположение, затем закрывают глаза. Педагог меняет атрибуты местами или один убирает. Дети должны определить, что изменилось.
2 вариант: часть детей – «артисты», они показывают мизансцену из какого-либо спектакля, остальные дети – зрители, запоминают ее, затем закрывают глаза. На сцене происходят изменения. Зрители должны восстановить мизансцену.
«Поймай хлопок»
Цель: развивать произвольное слуховое внимание, быстроту реакции.
Дети стоят врассыпную. Они должны среагировать на хлопок педагога и хлопнуть одновременно с ним. Педагог предлагает поймать маленький мячик (цветок, монетку).
«Поезд»
Цель: развивать зрительную память, произвольное внимание, чувство сплоченности.
Несколько детей образуют вагоны поезда, стоя в колонне. Стоящий перед ними ребенок – «паровоз», должен запомнить, в какой последовательности стоят его «вагоны». Затем «паровоз» отворачивается и называет детей-«вагонов» в четкой последовательности.
«Словесный портрет»
Цель: развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.
Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова: «В центр круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ – Машин опиши портрет». Дети останавливаются. Водящий закрывает глаза и описывает портрет (прическу, цвет волос, одежду, ее цвет) названного ребенка.
«Я положил в мешок …»
Цель: развивать произвольную слуховую память.
Педагог объясняет детям, сидящим в круге, что у них есть воображаемый мешок, в который они могут положить любые предметы в строгом порядке. Педагог начинает игру словами: «Я положила в мешок …» (называет любой предмет). Следующий ребенок должен повторить сказанное и добавить свой предмет и т.д. Постепенно запоминаемых слов становится все больше. Важно воспроизводить их в заданной последовательности.
«У бабушки в огороде растет …»
Цель: та же, что и в описанной выше.
Педагог говорит детям о волшебном огороде, на котором может вырасти все что угодно. Главное – запомнить последовательность «выросшего».
«Тень»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.
Один ребенок (водящий) ходит по залу, делая произвольные движения (останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается). Группа детей (3-5 чел.), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает.
«Разведчики»
Цель: развивать произвольное внимание, быстроту реакции.
По определенному сигналу одного из детей – командира, дети-«разведчики» должны выполнять действия. Например, по сигналу синей ракеты (карандаш синего цвета) – присесть и притаиться, а по сигналу красной ракеты – перепрыгнуть через воображаемое препятствие.
«Внимательные звери»
Цель: тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.
Дети находятся в «лесной школе», где педагог тренирует их ловкость и внимание, показывая, например, на ухо, нос, хвост и называя их. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет слово «ухо». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.
«Веселые обезьянки»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.
Дети-«обезьянки» стоят врассыпную. Лицом к ним стоит посетитель зоопарка (один из детей), который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая его, все точно повторяют.
«Зеркало»
Цель: та же, что и в игре «Веселые обезьянки».
Дети стоят в парах напротив друг друга. Один ребенок – «зеркало», которое отражает все движения, позы, выражения лица за стоящим напротив ребенком. Затем дети меняются ролями.
«Снежный ком»
Цель: развивать слуховое внимание, произвольную память, сплоченность группы.
Дети сидят по кругу. Педагог предлагает «катать большой снежный ком». Темы игры могут быть различные: имена сидящих детей, профессии их родителей, любимые фрукты, цветы и т.д. Например, выбрана тема «Улица, на которой я живу». Первый ребенок называет свою улицу, следующий говорит улицу, на которой живет сказавший ребенок, а затем свою и т.д.
«Стульчики»
Цели: прививать умение свободно перемещаться в пространстве; координировать свои действия с товарищами.
По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус и т.д.
«Дружные звери»
Цель: развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Дети распределяются на три команды: медведи, обезьяны, слоны. Затем педагог называет поочередно одну из них, которая должна выполнить свое движение. Например, медведи – топнуть ногой, обезьяны – хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться. Можно выбрать других животных и придумать другие движения.
«Работа с моделями эмоций»
Цель: знакомить с мимическим изображением эмоций.
Педагог обращает внимание детей на глаза, брови, рот, схематичные изображения лиц, выражающие различные эмоции. После того как дети научатся определять эмоции по моделям, им раздают карточки и разрезают их пополам поперек. Детям предлагают найти две подходящие половинки и соединить их.
«Работа со схемами-эмоциями»
Цель: развивать фантазию, воображение, логическое мышление.
Схемы-эмоции представляют собой несколько последовательно изображенных моделей эмоций, связанных переходами-стрелочками. Детей объединяют в подгруппы и предлагают придумать историю. В этой истории с героем происходят события, при которых он проявляет указанные эмоции. Например, схема: грусть – удивление – радость. «Шел грустный цыпленок, увидел своего братца, плывущего по реке на листочке, и очень удивился. Брат пригласил его поплавать с ним вместе. Обрадовался цыпленок и отправился с братом в плавание».
«Угадай, что я делаю?»
Цели: объяснять заданную позу; развивать память, воображение.
Педагог предлагает детям принять определенную позу и объяснить ее. Например:
1) стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: «кладу книгу на полку», «достаю конфету из вазы в шкафчике» и др.;
2) наклониться вперед. Возможные варианты ответов: «завязываю шнурки», «поднимаю платок», «срываю цветок».
«Одно и то же по-разному»
Цель: развивать умение оправдывать свое поведение, действия нафантазированными причинами; развивать воображение, фантазию, веру.
Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек идет, сидит, поднимает руку и т.д. Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Это задание может выполняться в творческих группах, каждая из которых получает определенное задание (сидеть в цирке, у телевизора, в кабинете у зубного врача).
«Кругосветное путешествие»
Цели: развивать умение оправдывать свое поведение; развивать фантазию.
Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие и придумать, где проляжет их путь – по пустыне, горной тропе, болоту, через лес. Соответственно они должны изменять свое поведение.
«Превращение предмета»
Цель: развивать воображение, фантазию, сообразительность.
Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов: карандаш или палочка – ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник и т.д. Для превращения можно брать как мелкие, так и крупные предметы.
«Превращение комнаты»

Дети распределяются на две-три группы, каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников отгадывают, во что именно превращена комната. Например: магазин, театр, берег моря, больница и т.д.
«Превращение детей»
Цель: та же, что и в игре «Превращение предмета».
По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, животных.
«Этюды»
Цели: развивать фантазию, выразительность передачи эмоций разными средствами; умение действовать сообща.
Этюды могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям («Ссора», «Обида», «Встреча», «Радость», «Гнев», «Грусть» и др.). Следующий этап – сочинение этюдов по сказкам, сюжетам стихов, музыкальным отрывкам («Колобок и Лиса», «Таня и мячик», «Девочка и кукла» и др.).
Игры по данному направлению могут быть дополнены или изменены по усмотрению педагога.
Культура и техника речи
Цели: формировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи); развивать воображение; расширять словарный запас; делать речь ярче и выразительнее.
Речевые упражнения и игры желательно включать в каждое занятие, а также объединять с ритмопластическими и театральными играми.
«Игра со свечой»
Цель: развивать правильное речевое дыхание.
Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на «горящую свечу» (бумажку). Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.
«Осенние листочки»

На уровне рта ребенка подвешивают на листочках сухие разноцветные листья деревьев. Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься), вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не надувая щек (повторять 3-5 раз).
«Кораблики»
Цель: та же, что и в «Игре со свечой».
На столе стоит таз с водой, дети опускают кораблики, на бирают воздух через нос и начинают поочередно медленно и плавно дуть на парус кораблика (делать 3-5 вдохов и выдохов).
«Считай до пяти»
Цель: развивать речевое дыхание.
Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5.
В дальнейшем упражнение усложняется: счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.
«Больной зуб»
Цель: преодолевать твердую атаку гласных.
Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб. Они начинают постанывать на звуке [м]. Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.
«Укачиваем куклу»
Цель: та же, что и в игре «Больной зуб».
Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол, укачивают их, распевая: «а-а-а».
«Капризуля»
Цель: та же, что и в игре «Укачиваем куклу».
Дети изображают ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке [н], не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.
«Самолет»
Цель: расширять диапазон голоса.
В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.
«Чудо-лесенка»
Цель: та же, что и в игре «Самолет».
Дети пропевают гласные звуки с повышением и понижением тона (голос поднимается и опускается по лесенке).
«Эхо»
Цель: развивать силу голоса.
Педагог показывает картинку, на которой дети в лесу кричат: «Ау». Делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричит: «Ау», вторая (эхо) тихо отвечает: «Ау» (повторять 3-
5 раз).
«Вьюга»
Цель: та же, что и в игре «Эхо».
Педагог показывает картинку, на которой изображена вьюга. Дети делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть: «у-у-у». Затем вьюга усиливается, дети увеличивают силу голоса.
«Фраза по кругу»
Цель: учить четкости дикции, интонационной выразительности речи.
Дети, сидя по кругу, проговаривают одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией.
«Мяч эмоций»

Дети стоят по кругу. Педагог, находясь в центре круга, бросает ребенку мяч и называет одну из эмоций (грусть, радость…). Ребенок произносит скороговорку с названной интонацией.
«Звериные скороговорки»
Цель: та же, что и в игре «Фраза по кругу».
Дети надевают маски разных животных («лисички», «медведя», «волка») и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.
Ткет ткач ткани на платок
Тане.
От топота копыт пыль по
полю летит.
Лежебока рыжий кот
отлежал себе живот.
Кукушка кукушонку
купила капюшон.
Шесть мышат в камышах
шуршат.
Слишком много ножек у
сороконожек.
Наш Полкан попал в
капкан.
Хохлатые хохлушки
хохотом хохотали.
У четырех черепашек по
четыре черепашонка.
Еле-еле Лена ела, есть от
лени не хотела.
«Фантазии о…»
Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь.
Дети, превращаясь во что- или кого-либо, рассказывают, что вещь чувствует, что ее окружает, волнует, где и как она живет. Например: «Я – утюг», «Я – кошка», «Я – кукла» и т.д.
«Диалогические скороговорки»
Цель: та же, что и в игре «Фантазии о…»
Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.
- Расскажи мне про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Или
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не
спишь!»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Предложенные стихотворения, считалки и скороговорки могут быть дополнены или заменены педагогом по своему усмотрению.
Ритмопластика
Цели: развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации).
Музыка на таких занятиях имеет большое значение, так как помогает представить образы, стимулирует фантазию, помогает творчески использовать пластическую выразительность.
«Мороженое»
Цели: развивать умение владеть мышечным напряжением-расслаблением; ориентироваться в пространстве; координировать движения.
Дети «превращаются в мороженое»: руки подняты вверх, все мышцы напряжены. Педагог: «Мороженое достали из холодильника. В тепле оно начинает таять». Дети постепенно расслабляют мышцы.
«Кактус и ива»

По команде педагога «Кактус» дети «превращаются в кактус» (напрягают мышцы), по команде «Ива» – «превращаются в иву» (расслабляют мышцы).
«Мокрые котята»
Цель: та же, что и в игре «Мороженое».
Дети изображают котят. По команде «Дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы; по команде «Солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя с лапок».
«Конкурс лентяев»
Цель: обучать полному расслаблению мышц всего тела.
Педагог читает:
Хоть и жарко, хоть и
зной,
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук – лентяй
изрядный,
Сладко спит в норе
прохладной.
В. Викторов

Дети изображают ленивого барсука: ложатся на ковер и стараются как можно больше расслабиться.
«Заяц-барабанщик»
Цели: развивать чувство ритма; согласованность действий с партнером; слуховое внимание.
Ведущий – заяц отстукивает ритмический рисунок на барабане, дети – зайчата повторяют ритмический рисунок.
«Не ошибись»
Цель: развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.
Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.
Этюд «Осенние листья»
Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений (та же для последующих игр).
Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю» (М. Глинка «Вальс-фантазия»).
«Новая кукла»
Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой» (П. Чайковский «Новая кукла»).
«Вальс снежинок»
Предлагаемая ситуация: «То медленно, то быстро опускаются на землю снежинки, кружась и искрясь в своем волшебном танце».
«Заколдованный лес»
Страшно и таинственно в заколдованном лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивая путников в самую чащу (М. Мусорг-ский «Гном», «Картинки с выставки»).
«Утро»
Дети лежат на ковре, «спят», ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, любуются ранним утром (Э. Григ «Утро», М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»).
«В царстве золотой рыбки»
В морском царстве золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб… (К. Сен-Санс «Аквариум» («Карнавал животных»).
«В Стране цветов»
В Стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее и радостное настроение (П. Чайковский «Подснежник» («Времена года»), «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»).
«Танец огня»
Огонь то разгорается, то затухает, языки пламени то рвутся вверх, то наклоняются под порывами ветра, в разные стороны разлетаются маленькие искры (Де Фалла «Ритуальный танец огня» из балета «Любовь-волшебница»).
«В стране гномов»
Гномы отправляются проверить, все ли их клады на месте, не появился ли кто-нибудь чужой в их землях. Они приходят к лесному озеру, отдыхают на мягкой траве и вновь, полные сил, отправляются дальше (Э. Григ «Шествие гномов»).
«Игра с камушками»
Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками: подбрасывают их вверх и ловят или кидают вдаль (Т. Ломов «На берегу»).
«Снегурочка»
Наступила весна. Все оживает и рассветает. Грустно лишь одной Снегурочке: солнечные теплые лучи несут ей гибель; она прощается со всем, что ей дорого, и медленно тает (романс Г. Свиридова из кинофильма «Метель»).
«Факир и змеи»
Факир играет на дудочке, спокойно лежащие на полу змеи начинают свой танец, плавно покачиваясь и извиваясь (П. Чайковский «Арабский танец» из балета «Щелкунчик»).
«Времена года»
Феи весны, лета, осени и зимы импровизируют свои волшебные танцы (отрывки из балета С. Прокофьева «Золушка»).
Предложенные в данном разделе игры могут быть дополнены и заменены педагогом по своему усмотрению.
Основы театральной культуры
Цель: познакомить детей с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства (особенностями и видами театрального искусства, устройством театра, культурой поведения в театре).
Знакомство с этим материалом должно носить практический характер, т.е. происходить во время игр, работы над пьесой, посещения театров, просмотра видеозаписей спектаклей. Не имеет смысла строго требовать усвоения всего материала каждым ребенком, достаточно того, чтобы дети понимали педагога, использующего театральные термины, и постепенно пополняли свой словарный запас. Знания они должны получать в ходе театральных игр – диалога с педагогом в виде вопросов и ответов, но ни в коем случае это не должно быть длительным монологом всезнающего взрослого.
В условиях ДОУ дети имеют возможность в течение года побывать на экскурсиях в разных театрах, познакомиться с устройством сцены, зрительного зала, гримерной, костюмерной. Разрешая различные проблемные ситуации, создаваемые педагогом на занятиях актерского мастерства, дети смогут закрепить представление об устройстве и организации театра. В игре дети познакомятся с правилами поведения в театре, на сцене, за кулисами, на репетициях. Важно, чтобы они сами вывели и наглядно оформили их.
Познакомить детей с актерскими умениями, необходимыми для создания образа героя, помогут встречи с актерами театров, просмотр спектаклей в различных театрах города.
В течение года дети знакомятся с драматическим, музыкальным и кукольным театрами, просматривают и обсуждают спектакли.
На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом.
Работа над спектаклем
Цели: подвести детей к пониманию значения коррекции речи и способов этого; реализовывать индивидуальные возможности каждого ребенка; развивать психические процессы детей, активность, уверенность в себе; умение работать в коллективе.
В работе с детьми над спектаклем необходимо не перегружать их, не навязывать своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
Работа над спектаклем начинается со знакомства с пьесой. Сценарии разрабатываются педагогами ДОУ. У всех спектаклей есть специфика: главный герой не может произносить некоторые звуки или вообще говорить. По содержанию он вынужден научиться этому, проходя различные «речевые» испытания. В каждом спектакле обязательно присутствуют музыкальная и хореографическая части, принимают участие все без исключения дети группы. Первое прочтение пьесы должно быть эмоционально насыщенным, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Следующим этапом являются пробы детей на различные роли и распределение ролей. Это происходит следующим образом: дети по своему желанию выбирают роль и, перевоплотившись в героя, проигрывают небольшие этюды. После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми над образом, отдельными эпизодами, картинами, спектаклем в целом. Заключительный этап – генеральная репетиция – премьера для детей и педагогов ДОУ. Повторный показ – для родителей актеров, гостей. В процессе работы создаются театральная галерея, фотоальбом, видеозаписи. Зрители могут записать свои впечатления, какие-то пожелания в театральной книге отзывов. В конце года, на заключительном спектакле, все дети, игравшие роли в течение года, награждаются дипломами юного актера.
Семейные речевые праздники-конкурсы
Цели: повысить интерес родителей к логопедической работе ДОУ; развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность речи; воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.
В течение года в ДОУ проводятся три семейных праздника-конкурса (конкурс частушечников и скороговорщиков, семейный КВН «Говорилки», Праздник красивой речи), которые включают различные логопедические задания. Каждый конкурс обязательно предполагает этап, к которому задания готовятся дома, повышая тем самым активность родителей в коррекционной работе. В праздниках-конкурсах участвуют все желающие семьи детей ДОУ. Каждая участвующая семья награждается грамотой и подарками.
Предполагаемые умения
и навыки детей к концу учебного года
Старшая группа:
- называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);
- показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;
- произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
- выразительно читают стихотворный текст;
- передают образ героя характерными движениями;
- действуют на сцене в коллективе;
- держатся уверенно перед аудиторией.
Подготовительная к школе группа:
- объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив;
- называют основные средства коррекции речи (специальные упражнения для язычка, гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий);
- хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
- показывают три-четрые пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
- сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
- выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;
- четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;
- произносят одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями, разной силой голоса;
- «читают» и показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
- действуют согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;
- двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
- создают пластические импровизации под музыку различного характера;
- умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.
Данная программа апробируется на базе негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Дет-ский сад № 192 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на протяжении двух лет. В ДОУ создан детский театр «Колокольчик». Коллективом детского сада разработано шесть сценариев к спектаклям: «Колокольчик», «Нехочуха», «Зачем Тигренку рычать?», «Волшебный голос Лиры», «Русалочка», «Заколдованный голос», «Приключения Колокольчика в Стране молчунов». К каждому спектаклю подобрано музыкальное оформление, изготовлены костюмы, декорации, театральный занавес. Для театра приобретено оборудование для освещения сцены, аудиотехника. В фойе детского сада создана портретная галерея актеров театра «Колокольчик», которая обновляется перед каждым спектаклем. В ДОУ есть театральный фотоальбом и видеозаписи спектаклей, отражающие всю работу по данной программе.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998.
Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. М., 1983.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. М., 1992.
Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту. Красноярск, 1999.
Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М., 1985.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1995.
Чистякова М.А. Психогимнастика. М., 1990.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.
Шильгави В.П. Начнем с игры. М., 1980.

Разделы: Работа с дошкольниками

Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи). Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей нами была выбрана театрализованная деятельность, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Общее недоразвитие речи у детей рассматриваются, прежде всего, как нарушения средств общения. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную сферу ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. Театрализация педагогического процесса в детском саду привлекательна и тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, студии, салона и т.д.

Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы взаимодействия.

Как писал Б.М. Теплов, чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

  • игры в кукольный, теневой, пальчиковый театры;
  • игры – драматизации;
  • игры – представления (спектакли).

Драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

Ролевой диалог является частью непосредственной образовательной деятельности, введением в тему создаёт предпосылку для создания проблемной ситуации и одновременно способствует развитию навыков диалогической речи, как основы коммуникации.

Основные направления воспитательной работы в театрально – игровой деятельности:

  1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
  2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
  3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

В логопедических группах нашего учреждения обучаются дети с речевыми проблемами. Для определения начального уровня речевого развития используются следующие методы:

  • метод вопросно – ответных форм (диалог);
  • метод пиктограммы;
  • метод эмпатии;
  • пересказ;
  • поиск рифмы;
  • игровые методы (доскажи словечко и др.).

С помощью них выявляется начальный уровень будущего воспитанника нашего дошкольного учреждения. Как правило, общий уровень развития детей, приходящих в логопедические группы невысок. В работе с воспитанниками большое внимание уделяем театрализовано – игровой деятельности, коррекции их речевых и коммуникативных навыков.

Театрально – игровая деятельность должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих занятия, воспроизводящей и синтезирующей в себе театрально – игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая развитию не только мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений.

В работе используем такие методы для коррекции и формирования речевых и коммуникативных умений и навыков ребенка:

  • театрализованные игры – этюды;
  • речевые игры и упражнения с широким использованием элементов национальной культуры, фольклора;
  • игры – драматизации;
  • игры в кукольный театр;
  • занятия по сценической речи;
  • метод пантомимы;
  • инсценирование стихов, сказок, рассказов, мини – сценок;
  • обогащение зрительного театрального опыта;
  • изготовление кукол, элементов костюмов и атрибутов для игр, спектаклей.

Одним из методов, которые применяем в работе с детьми, являются театрализованные игры. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная, фольклорная или художественная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из которых, в свою очередь, подразделяются на несколько видов).

В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности. Видами драматизации являются игры – имитации образов животных, людей, литературных и фольклорных персонажей: ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры – импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, кукольный (бибабо), пальчиковый, театр игрушек, кукол, картинок.

Особенно важны нравственные уроки сказок – игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи, словарного запаса, грамматического строя и др.) с другой.

Поэтому считаем необходимым, использовать театрализованную деятельность в работе с детьми с ОНР.

Дети с удовольствием участвуют в играх – драматизациях. Стараемся находить индивидуальный подход к детям, учитывая их интересы, желания, умения и навыки.

Основными принципами театральной игры являются:

  • Специфичность данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
  • Комплексность (взаимосвязь театральной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка).
  • Импровизационность (театрализованная игра рассматривается, как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению).
  • Интегративность (целенаправленная работа по развитию театрально-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс).

Подводя итог работы, хочется сказать, что мы учим ребёнка быть коммуникативным, обучаем его грамотно строить свою речь, выражать мысли, думать об окружающих его событиях, явлениях, людях, уметь слушать и слышать людей.

Активно проводим в детском саду работу с родителями: собрания, консультации, семинары, открытые занятия, конкурсы, семейные олимпиады, фольклорные праздники, викторины, спартакиады, КВН. Ежедневно задаем родителям домашнее задание по изучаемым темам для закрепления с детьми пройденного материала. Ведь работа по коррекции речи ребенка невозможна без постоянных упражнений и родители оказывают неоценимую помощь в нашей совместной работе.

В дальнейшем мы продолжим начатую работу по данной тематике т.к. она чрезвычайно актуальна.

Галалетдинова Резеда Ильгамовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБЛОУ " Радуга" комбинированного типа
Населённый пункт: город Заинск Р.Т.
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Дата публикации: 06.10.2017
Раздел: дошкольное образование

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет

педагогические

касающиеся

формирования

выразительности

интеллектуального

художественно-

эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств,

переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному

богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё

отношение

связанную

преодолением

трудностей общения, неуверенности в себе.

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, рассматриваются,

нарушения

Отклонения

развитии

отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная

сверстниками

взрослыми

театрализованная

деятельность

оказывает

выраженное

психотерапевтическое

воздействие

аффективную

когнитивную

обеспечивает

коррекцию

нарушений

коммуникативной

коллективе

проявляют

индивидуальные

особенности,

способствует

формированию

внутреннего

преодолению коммуникативной дезадаптации

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя

следующие разделы: - игры в кукольный театр; - игры - драматизации; игры -

представления

(спектакли). Игры

кукольный

театр; 1.Вязаный

Развивает

моторно-двигательную,

зрительную,

слуховую

координацию;

Формирует

творческие

способности,

артистизм;

Обогащает

пассивный

активный

словарь 2 Конусный, настольный театр Помогает учить детей

координировать

движения

Сопровождать

движения

Побуждает

выражать

посредством

3.Пальчиковый

театр .

Способствует

развитию

внимания,

формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность,

выразительность,

координацию

движений;

повышает

работоспособность,

тонус коры головного мозга. Стимулирование кончиков пальцев, движение

кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного

развит 4Театр кукол Би-ба-б о Посредством куклы, одетой на руку, дети

говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью

отождествляют себя(свою руку) с куклой. При игре в кукольный театр,

используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча! Поэтому именно эти

куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги!

1Игра-драматизация

«разговорный»

театрализованной

деятельности. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не

способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как

игра - драматизация Театрализованная деятельность - это не просто игра! Это

прекрасное

средство

интенсивного

развития

обогащения

развития

мышления,

воображения,

творческих

способностей.

Распределяя

игре-драматизации,

учитывать

возможности

определенный

логопедической

работы. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой

маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от

речевого

продемонстрировать

правильную

значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с

несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и

свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа - мощный

быстрого

обучения

говорить

правильно.

2 Игры

представления

(спектакли). Самый

интересный и самый сложный для

детей “сценический

театр” .

пилотаж»

т е ат р а л ь н о й

деятельности - участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко

не каждому ребенку логопедической группы, но все-таки некоторые дети,

достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а

также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо

справляются с данной им ролью. Целый комплекс мимических упражнений,

где дети старательно тренируют лицевые мышцы, формируется правильное

дыхание, четкая дикция, интонации, артикуляция.

Заученные тексты произносятся в нужном месте, соблюдается очередность,

совершенствуется монологическая и диалоговая речь. И все это происходит

одновременно.Театрализованная

деятельность

помогает

передать

разговоре,

публично.

Привычку

выразительной

публичной

(необходимую

последующего

школьного

обучения)

воспитать

привлечения

выступлениям

аудиторией.

словообразованием

включает

использование

выразительных

вариациях

интерпретациях,

позволяющих

реализовать свои коммуникативные потребности: - экспрессивно-мимические

выразительные

вокализации,

выразительные

движения

предметно-действенные

(локомоторные

предметные

движения, позы)

Данный раздел также

и упражнения , направленные на

развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной

артикуляцией,

разнообразной

интонацией,

орфоэпией. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную

речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки,

подбирать простейшие рифмы. Данные упражнения делятся на три вида: -

дыхательные и артикуляционные; - дикционные и интонационные; -

творческие

Заниматься

дошкольниками

специальной

профессиональной

подготовкой

невозможно,

поскольку

стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более

выразительной,

зависимости

поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то

на дикцию, то на интонацию или высоту звучания. В коррекционной работе с

детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их

эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика

роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный

ритмически

организованная

активизирует

организм

только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи,

но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными

различные игры и задания.Особенно нравятся детям диалогические стихи.

определенного

действующего

раскрепощается,

общается

партнером.

следующем

стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме

этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект

Театрализованная деятельность органично вошла в педагогический процесс

логопедиче ской

детского

о б о руд о ва н

специализированный

мини-центр

театрализованной

деятельности,

имеются: куклы для настольного театра, а так же варежкового, перчаточного и

других видов театра; шапочки-маски различных зверей и птиц; элементы

костюмов

декораций;

ширма-занавес.

музыкальном

занавес. Есть костюмерная и гримерная. К созданию театрализованной среды

привлечены не только специалисты, но и родители, активно участвующие в

изготовлении

элементов

декораций,

атрибутов,

костюмов,

составлении

пригласительных

благодарными

зрителями

спектаклей

выступают

бабушки и дедушки.

Применение

театрализованной

деятельности

средства

коррекции

эмоциональной

коммуникативной

нарушением

оказывает

положительное

развитие

эмоциональной

экспрессивности,

экспрессивной

воображение,

формирование

образного

мышления

подготовки

Наблюдается

значительное

повышение

активности

коммуникативной

направленности

использование

различных

коммуникативных

высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение -

сообщение);

овладение

смысловым

аспектом

человеческой

естественных

экспрессивных

использование

практике

общение; развитие связной, диагностической речи. Таким образом, искусство

театра, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным

средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с

логопатами, но и с детьми с нормальным развитием.

Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников

Подготовила:

Жукова М. А.

педагог-психолог

Эмоциональные нарушения у старших дошкольников – это одна из важнейших проблем современного общества. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик.

В психологии, эмоциональное неблагополучие у детей, рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов. К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относят особенности эмоционально – волевой сферы, в частности нарушения адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.

Особая роль в создании положительного эмоционального фона принадлежит специально организованной театральной деятельности. Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Специально организованную театрализованную деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методов и методик, построенных на применении этого искусства в своеобразной символической форме.

Основные функции специально организованной театрализованной деятельности:

Катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);

Регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

Коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

Методы, входящие в специально организованную театрализованную деятельность: сказкотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, игротерапия, арт – терапия и др.

Функции детской игры определяются ее психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. В игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления, развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия (В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова). Как писал Б. М. Теплов, чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.

Принципы коррекционной работы с детьми, основанной на театрализованной деятельности, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.)

Кроме этого, следует выделить некоторые специфические принципы.

1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели.

2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.

3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.

4. Принцип интегративности, характеризующийся связью:

Театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);

Детского и взрослого искусств;

Театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка;

Ребенка и ребенка, ребенка и продуктов театральной культуры;

Специально организованной и самостоятельной деятельности.

5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач по этапам:

Ориентировка ребенка в новой для него театрализованной деятельности, где доминирует обучение, внесение элементов творчества;

Побуждение к сотворчеству со взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение;

Самостоятельный поиск решения творческих задач.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

Игры в кукольный театр;

Игры - драматизации;

Игры - представления (спектакли) .

Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль - та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.

Творческая игра - драматизация является условием, в котором развивается коммуникативная деятельность, умение понять своего партнера, опираясь не только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и выразительность его лица, действий и поступков, формируется умение показать своё отношение, как в личностном, так и в сознательном плане. Формирование выразительных средств для передачи образа героя предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а так же формирование чувств партнера, то есть умение действовать совместно с другими детьми.

Как утверждал Л. Г. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.

Отметим два механизма психологической коррекции с помощью театрализованной деятельности :

Искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать негативную ситуацию, используя креативные способности ребенка;

Под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие аффекта, т. е. негативные чувства превращаются в свою противоположность, положительную эмоцию (Л. С. Выготский)

Также учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

Снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;

Раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

Развитие реальных мотивов (игра и обучение проходят не по принуждению, а радостно, так как театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью);

Преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

Включение во внутренние мотивы мотивации успешности, продвижения вперед.

Применение специально организованной театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1.Театрализованная деятельность способствует развитию:

Психофизических способностей (мимики, пантомимики);

Психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);

Речи (монолог, диалог);

Творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

2.Специально организованная театрализованная деятельность, являясь совокупностью коррекционных методов и методик, повышает эффективность коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников и может быть использована в деятельности всех педагогов ДОУ.


Шарикова Марина Константиновна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Г.о. Балашиха "Детский сад комбинированного вида №54 "Чиполлино"
Населённый пункт: Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Дата публикации: 21.01.2017
Раздел: дошкольное образование

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?» Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками. Учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей. Наиболее целесообразной формой работы в этом направлении считается театрализованная деятельность. Главной целью театрализованной деятельности является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Кроме того развиваются познавательные способности, произвольная регуляция деятельности, эмоционально - личностная сфера. Развиваются эстетические способности. Возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, у детей появляется мотив быть, как настоящие актеры – интересными, запоминающимися в своей роли, понятными. Они включаются в работу: они с удовольствием занимаются над коррекцией речи с логопедом, над своей ролью с воспитателем, пение и танец отрабатывают с музыкальным руководителем. Однако, неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, слабость мотивации и контроля, трудности при ориентировке в пространстве, недостаточная скоординированность движений, недостаточное развитие познавательной деятельности, нечёткая дифференцированность словаря, нарушения грамматического строя речи, трудности усвоения логико-грамматических конструкций, недостаточность фон етико- фон ематического восп риятия, н е с ф о р м и р о в а н н о с т ь целенаправленной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы, свойственные детям с общим недоразвитием речи (ОНР), в различной степени влияют на их игровую деятельность. Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость; де т я м с п о в ы ш е н н о й в о з буд и м о с т ь ю н е х в ат а е т в н и м а н и я, сосредоточенности. Все эти факторы необходимо учитывать при организации игр для детей с ОНР. (Общее недоразвитие речи - различные сложные
речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)). Игра является основной деятельностью ребёнка дошкольного возраста. Д л я д е т е й с о б щ и м н е д о р а з в и т и е м р е ч и, о б у ч а ю щ и х с я в специализированных группах, игровая деятельность сохраняет своё значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. В систему коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Особая роль уделяется игровым упражнениям на сочетание слова и движения. Это игры со словами и движениями, подвижные музыкальные игры, диалогические игры с жестикуляцией. Театрализованная сюжетно – тематическая форма игр давала возможность детям почувствовать себя уверенно и свободно, способствовала развитию двигательных навыков, речевой моторики, темпа и ритма речи, слухового внимания. Детям становится интересно, когда они сами превращаются в сказочных героев. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются всё лучше и лучше играть роль. Всему этому способствуют театрализованные игры. Театрализованная игра имеет коррекционную направленность и рассматривается как организация совместной игровой и речевой деятельности, в процессе которой ребенок создает образ действием, словом, что дает возможность активно развивать его речь. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок - игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.
Дети вначале являются зрителями: они не могут сразу и в полном объёме овладеть творческим процессом. Одна из ведущих ролей принадлежит педагогу. Речь педагога служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как педагог говорит, действует за персонажей. Стараются чувствовать интонации, особенно построенные на контрастах. Театрализованные игры включают в себя все виды театра, доступные детям (настольный театр, театр на фланелеграфе, би-ба-бо, пальчиковый) и другие виды театров, в которых чётко фиксируются различные ситуации и разыгрываются сценки. Большое значение придаётся оформлению театрализованных игр, обсуждению вместе с детьми атрибутов игры, костюмов. Последние особенно важны для детей с ОНР, у которых слабо развито воображение: они помогают «входить в образ». Этот творческий процесс доставляет радость всем: и детям, и педагогам. В театрализованных играх используется музыка, которая подчёркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. Движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Движения могут сопровождаться репликами, стихами, пением. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения и т.д.) - с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх. Создание спектакля с детьми - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. Успешность и результативность спектакля зависит от сотрудничества многих специалистов д/с и, конечно же, участия родителей. Ведь подготовка, как в настоящих театрах: костюмы, грим, декорации, бутафорские атрибуты, шумовые фоны, светотехнические эффекты и т.п. А главное – настоящее актерское волнение… В ходе подготовки к спектаклю, мы старались соблюдать несколько основных правил:
 В работе над спектаклем важно не перегружать детей, предоставить возможность всем детям попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.  Работа над спектаклем начинается со знакомства с пьесой. В каждом спектакле обязательно присутствуют музыкальная и хореографическая части. Первое прочтение пьесы должно быть эмоционально насыщенным, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе.  Следующий этап – пробы детей на различные роли и распределение ролей. Чаще взрослые видят ребенка в той или иной роли, но и детям надо дать возможность по своему желанию выбрать роль, чтобы он перевоплотившись в героя, проиграл небольшой этюд.  В спектакле должны принять участие все дети группы без исключения. В результате этого дети ждали каждой репетиции с нетерпением, работали с желанием и радостью. После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми над образом, отдельными эпизодами, картинами, спектаклем в целом. Заключительный этап – генеральная репетиция. Премьера (для детей и педагогов ДОУ) - это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Повторный показ – для родителей актеров, гостей. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. В конце представления детей нужно наградить. Это могут быть цветы, сувениры, диплом юного актера. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Обязательно нужно создать фотогалерею, видеозаписи. Так может начаться одна из интереснейших страниц в судьбе ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. П р и м е н е н и е те ат р а л и з о в а н н о й де я тел ь н о с т и о к а з ы в а е т положительное влияние в коррекции эмоционально-личностной сферы у детей с ОНР. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение - сообщение); овладение «схемой беседы», усвоение способов невербального (неречевого) общения: овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общения; развитие связной, диалогической речи. Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность до ш кол ь н и ко в явл яютс я э ффе к ти вн ым ср едство м ко р р е к ц и и коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР и может быть рекомендована в работе не только с детьми, имеющими отклонения, но и с детьми с нормативным развитием. Список рекомендуемой литературы:  Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998.  Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. М.,1983.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.  Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизации // Театр и образование:сб. научных трудов. М., 1992.  Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту. Красноярск, 1999.  Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М., 1985.  Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1995.  Чистякова М.А. Психогимнастика. М., 1990.
 Чурилина Э.Г.Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001  Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1983.  Шилгави В.П. Начнем с игры. М., 1980.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Золотые правила поведения актеров:  Говорить негромко (не кричать);  Ходить спокойно (не бегать);  Помнить для чего мы находимся в зале (не отвлекаться);  Смело показывать свои способности;  Заботиться друг о друге (не обижать);  Помогать друг другу (не смеяться);  Внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому).

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...