Справка руководителя творческой группы для логопедов. Творчество в логопедической практике

Татаринцева Н.Г., учитель-логопед.

Цель: - изучить звуки [Т] [Т’] и познакомить с буквой Т;

Научить детей различать звуки [Т] - [Т’].

Программные задачи:

Учить выделять звуки [Т] [Т’] в слогах, словах, фразах;

Развивать фонетический слух;

Закреплять правило “Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим”;

Продолжать учить определять позицию звука в слове;

Развивать внимание, память, мышление;

Познакомить с буквой Т.

Оборудование: игрушка тигренка – Татошки; картинный материал (дом с антенной, молоток), цветные магнитики – символы звуков, цветные квадратики (красный, синий, зеленый) для выкладывания схем к словам; картинка с изображением буквы Т, счетные палочки.

  1. Организационный момент.
  2. Л.: - Сядет тот, кто скажет, какой первый звук живет в его имени.

  3. Знакомство с новым материалом.
  4. Л.: - Ребята, мы сегодня с вами отправляемся в гости к Тигренку Татошке, который кроме нас позвал к себе еще свою подругу, а кто она, попробуйте догадаться сами. Еще Татошка попросил меня взять с собой его друзей - Звуки [Т] и [Т’].

    Ну, что готовы отправляться в путь?

    Л: - Но прежде чем куда-то отправляться, нужно тепло одеться.

    Скажите, что мы можем одеть?

    Д.: - теплые носки, шуба, куртка, брюки, перчатки, свитер, шарф, колготки, платок и т.д.

    Л.: - Правильно. А теперь проверим, у кого из вас самые внимательные ушки.

    Определите: какой звук живет во всех словах: курТка, перчаТки, колгоТки, плаТок, свиТер?

    Д.: - звук [Т].

    Л.: - Хорошо. Вспомните, как эти все вещи можно назвать?

    Д.: Теплая одежда.

    Л.: - Какой вы слышите звук вначале слова: Теплая?

    Д.: Звук [Т’].

  5. Характеристика звуков [Т], [Т’].
  6. Л.: -Ребята, звук [Т’], какой звук?

    Д.: Согласный, глухой, мягкий.

    Л.: - Каким цветом мы его обозначаем?

    Д.: Зеленым.

    Л.: - Правильно! Подскажите, какой мы слышим звук, мягкий или твердый в словах: курТка, перчаТки, колгоТки, плаТок?

    Д.: Звук [Т], твердый, согласный, глухой. Ребята, давайте отхлопаем и определим, сколько слогов “поселилось” в каждом слове?

    Д.: Курт-ка 2 слога; пер-чат-ки 3 слога; кол-гот-ки 3 слога; пла-ток 2 слога.

    Л.: - А где же живет этот звук в словах, вначале, в середине или в конце?

    Д.: Во всех словах в середине.

  7. Пальчиковая гимнастика:
  8. Точильщики.

    Точим нож! Дети имитируют движения точильщика: проводят

    Будет очень он хорош. ладонью то одной, то другой руки с переворотом.

    Будет резать он припасы: Имит-ют движ-я нарезки овощей(пав.рукой по лев.)

    Масло, сало, хлеб, колбасы, Имит-ют движ-ия намазывания масла(лев.рук по пр)

    Помидоры, огурцы… Четыре хлопка

    Угощайтесь, молодцы! Пять хлопков

  9. Знакомство с буквой Т
  10. .

    Л.: - Ребята, вот мы и добрались к Татошке.

    Послушайте внимательно и посмотрите, кто же такая эта гостья, которая тоже нас ждет?

    Буква Т стоит на крыше:

    Телевизор в доме том

    Т в антенну превратилась

    И на крыше очутилась.

    (А. Шибаев)

    Отвечайте, кто знаток:

    Это что за молоток?

    (Е. Тарлапан)

    Л.: - Кто из Вас самый внимательный и глазастый и уже догадался, какая нас буква ждет?

    Д.: Буква Т.

    Л.: - Какие вы молодцы! А на, что еще похожа наша Буква?

    Д.: На столб, по которому бежит электричество. На стол, с одной ножкой и т.д.

  11. Закрепление графического изображения Буквы Т.
  12. Л.: - Нарисуйте в воздухе Букву Т (закрыв изображение буквы, попросить детей показать еще раз букву). А теперь давайте выложим ее из счетных палочек.

  13. Подведение итогов.

Л.: - Ребятки, вот и пора нам собираться к себе. Вам понравилось сегодня в гостях у Тигренка Татошке?

Кто помнит, с кем мы отправились в путь?

Кто нас уже ждал у Татошке?

Как выглядит Буква Т?

Звук [Т] какой, а звук [Т’]? Чем они отличаются др. от др.? каким цветом мы их обозначаем и почему?

Организация: Детский сад «Солнышко»

Населенный пункт: Самарская область, п. Масленниково

Цель образовательной деятельности: познакомить детей со звуками [Т], [Т’], буквой Т.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи.

В ходе непрерывной образовательной деятельности необходимо развивать умения:

В области «Речевое развитие»:

Закреплять представления о твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуках;

Четкое произношение звука Т;

Сформировать представление о характеристике звуков [Т], [Т’];

Развивать фонематические процессы (восприятие, анализ, синтез) через:

  • воспроизведение слоговых рядов;
  • выделение звука Т из ряда сходных согласных (т, д, г, х, п...);
  • выделение звуков т, т’ из слов;
  • звуковой анализ и синтез обратных слогов ат, от, ит, ут

Закрепить представления об образе буквы Т с целью профилактики дисграфии;

В области «Социально – коммуникативное развитие»:

Формировать у детей навык сотрудничества, взаимодействия в игре;

Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности;

Развивать нравственные качества, желание помогать.

В области «Физическое развитие»:

Развивать общую моторику.

Методы и приемы: Наглядные – рассматривание. Словесные – беседы, вопросы детям. Практические – Дидактические игры, игровая ситуация.

Материал и оборудование: Стилизованные картинки «На что похожа буква Т», картинки со словами для звукового анализа, карточки для звукового анализа, картинки со звуками [Т], [Т’]; презентация «Домик дядюшки Тыквы», ноутбук, фрагменты записи мультфильма «Чиполино»; бархатная бумага и нитки для каждого.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Предлагает вспомнить, чем занимались на предыдущих занятиях и сыграть в игру «Веретено крути, на меня покажи». Крутит веретено, на кого оно указывает, тот отвечает на вопрос

Отвечают на вопросы

Повторение пройденного материала

Демонстрирует картинку дедушка-Тыква из сказки «Чиполино» (слайд 2). Просит напомнить, что случилось с Тыквой и его домиком. Предлагает посмотреть отрывок мультфильма «Чиполино».

Просит помочь построить для него новый дом, а в этом поможет буква похожая на молоток

Соглашаются помочь построить дом для Тыквы

Проявление интереса к теме, желания помочь

Просит определить первый звук в слове Тыква. Сообщает, что сегодня дети будут изучать букву Т.

Просит определить, какие два звука обозначает эта буква ([Т], [Т’]), дать характеристику этим звукам (т – согласный, твердый. Т’ – согласный, мягкий)

Дают характеристику звукам [Т], [Т’]

Умеют давать характеристику звукам [Т], [Т’]

Предлагает взять карандаши – «молоточки» и забить в стол гвоздики. Стукнуть один раз карандашом по столу, когда услышат звук [Т]: В звуковом ряду: т, д, к, д, п, т …

В словах: том, дом, ком, тот, мак, дым, хвост.

Стучат, если слышат звук Т

Развитие фонематического слуха

Предлагает сыграть в игру «Повторюшки» и повторить за логопедом ряд слогов. Интонационное ударение делается на выделенный слог:

ТА – ТУ - ТА

ТЫ – ТО – ТУ

ТУ – ТА – ТУ

ТО – ТА – ТЫ

ТЫ – ТО – ТУ

ТА – ТО – ТУ - ТЫ

Повторяют слоги

Развитие фонематического слуха, отработка четкого произношения звука Т в слогах

Сообщает, что для домика Тыквы нужно найти кирпичи. Но нужны только твердые кирпичи. Просит найти картинки, в названии которых есть твердый звук Т (слайд 3-4).

Выбирают картинки, в названии которых есть звук Т. Определяют его твердость или мягкость

Развитие фонематического слуха.

Предлагает отдохнуть и выполнить физминутку «Молоток»

Шаг на месте:

Молоток в хозяйстве нужен, (держат воображаемый молоток)

Он с гвоздями очень дружен.

Я гвоздочки забиваю, («забивают гвозди»)

Маму с папой забавляю.

(С. Чертков)

Повторяют движения

Развитие общей моторики

Предлагает соединить кирпичики – звуки и определить, что получится. Называет отдельные звуки: а+п – ап, у+т – ут и т.п.

Соединяют звуки в слоги

Развитие фонематического синтеза

Предлагает проверить построенные кирпичики и определить звуки в слогах АП, АТ, УТ, ИТ, ОТ

Проводят звуковой анализ слогов

Сообщает, что нужно достроить забор – подставить в конец слова или звук Т или П и определить слово: бале… лиф… бан… хобо… су… ко… то… ки… бин… хло… пото…

Определяют, какой звук в конце этих слов

Развитие фонематического слуха, восприятия, анализа

Просит помочь исправить неправильно построенные стены домика – заменить в слогах звук Т на П, звук П на Т. Преобразование АП в АТ, УП в УТ, ИП в ИТ

Заменяют в слогах заданный звук на другой

Развитие навыков звукового анализа

Предлагает обсудить, на что похожа буква Т, рассмотреть картинки «На что похожа буква Т».

Я буквой Т, как молотком,
Себе построю новый дом.

(А. Шибаев)

Дети отвечают, на что похожа буква Т. Рассматривают изображение, анализируют иллюстрации. Повторяют стих

Формирование представлений о зрительном образе буквы Т

Предлагает детям построить из ниток букву Т.

Дети конструируют букву

Закрепление зрительного образа букв

Сообщает, что домик построен, демонстрирует картинку. Тыква благодарит ребят

Проявление интереса к теме

Проявление интереса к теме

Рефлексия

Дети делятся впечатлениями

Развитие связной речи

Используемая литература:

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием».
  2. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Батыр» города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан»

Конспект

открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

« Звук и буква Т»

Воспитатель первой квалификационной категории:

Кашапова Г.С.

Цель: закрепить артикуляцию и характеристику звука « Т »; развивать фонематический слух, внимание и память; упражнять в звуко - буквенном анализе и синтезе слов. Познакомить с буквой « Т », читать слоги.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по « Стране знаний».

Но сначала давайте вспомним, какие буквы мы уже знаем? По порядку называйте уже знакомые вам буквы и слова, в которых этот звук будет стоять в начале.

(А- арбуз, У-утка, О-очки, М-мама, С-сом, Х-леб, Р-рак, Ш-шарик, Ы- дым, Л-лимон, Н-носорог, К-кот)

    А теперь скажите, на какие группы делятся все буквы и звуки?

    (Гласные и согласные,твердые и мягкие).

Итак, отправляемся в путь.

Музыка (Мы едем,едем....)

    Первая остановка называется « Звуковая»

    Какой звук повторяется в словах: кот,топот,парта,торт (Звук « Т»)

    Давайте произнесем звук « Т»

    Что делает наш язык, когда мы произносим звук « Т» (стучит по бугоркам)

    Вы чувствуете,как прорывается наружу воздушная струя?

    Давайте попробуем спеть звук « Т» (не поется)

    Значит, какой звук « Т»? (согласный)

Игра « Пассажиры»

У Вас на столах лежат картинки, они спешат на поезд,посадите их в соответствующие вагоны:

1- ый вагон -звук Т в начале слова;

2- ой вагон -звук Т в середине слова;

3- ей вагон звук Т в конце слова.

Физкультминутка

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот,наклон,прыжок,

Улыбнись,давай дружок,

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И в автобус ты садись..

Остановка « Знакомство с буквой Т» Вывешиваю на доску букву « Т».

    Из каких элементов состоит звук Т. Давайте выложим букву « Т» из палочек.

    На что он похож?

Молоток стучит: « Тук-Тук!» Букве Т я старый друг.

Пальчиковая гимнастика.

Пальцы делают зарядку

Чтобы меньше уставать

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать

Графический диктант:

6 клеточек вверх,2 клеточки влево,

1 клеточка вверх,5 клеточек вправо,

1 клеточка вниз,2 клеточки влево,

6 клеточек вниз,1 клеточка влево.

Остановка « Волшебные часы».

Воспитатель. Прочитайте слоги, на которых остановилась стрелка: ат, ут, от, уат, та,ту, то;

Слова: тут,том,там,тот,пот,Тома.

Игра « Умницы и умники»

Проговаривание чистоговорок:

Та-та-та - у нас в доме чистота.

Ты-ты-ты - сметану съели всю коты.

То-то-то - стали мы играть в лото.

Ат-ат-ат- берем с собою самокат.

Ать-ать-ать- мы идем гулять.

Вы,ребята молодцы!Отлично сегодня провели время,а самое главное с пользой.

    С каким звуком познакомились на занятии?

    На что похожа буква?

Занятие закончилось

Класс: 1 Тема: Звук и буква Т т. Цель: познакомить с согласным звуком [т] и буквой, который он обозначает.

    Знать гласные звуки и буквы, изученные согласные звуки и буквы; для чего используются заглавные буквы; слова, с изученной буквой; характеристику согласных звуков.

    Уметь читать слоги и слова с изученными буквами; отвечать на вопросы; производить звуковой анализ слов; находить изученную буквы в ряде букв.

    Развивать мышление, память, устную логическую речь, внимание, каллиграфические навыки; воспитывать интерес к уроку.

Оборудование: карточки с изученными буквами, синий и красный домик, картинки – отгадки, напечатанные слоги и слова, карточки с заданиями.

Ход урока

    Мотивационно – целевой этап урока

    Эмоциональный настрой

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте мои друзья!

Очень рад вас видеть я!

    Актуализация знаний

    Игра «Спрятанные буквы»

В классе в разных местах, спрятаны карточки с изученными буквами. Ребятам необходимо найти все буквы. Кто нашел букву, называет слово, которое начинается на эту букву.

    Беседа

Какие это буквы? (согласные и гласные)

Чем гласные буквы отличаются от согласных?

Что такое звук, что такое буква?

    Игра «Распредели буквы»

На доске 2 домика – синий и красный. Необходимо распределить все найденные буквы в два столбика и доказать свой ответ.

    Тема и цели урока

    Все ли буквы алфавита мы знаем?

    Что мы должны сегодня сделать?

    Познавательно – закрепляющий этап урока

    Отгадывание загадок

Для того, чтобы узнать, с какой мы познакомимся буквой, вам, необходимо отгадать загадки. Слова отгадки и будут подсказкой. Будьте внимательны.

    Живет в нем вся вселенная

А вещь обыкновенная! (телевизор)

Он бежит по проводам

Скажешь здесь, а слышно там! (телефон)

    Золотая голова, велика, тяжела

Золотая голова, отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (тыква)

    Овсом его не гонят

Кнутом не гонят,

А как пашет –

Семь плугов тащит. (трактор)

    То я в клетку, то в линейку

Написать на мне сумей – ка.

Можешь и нарисовать,

Что такое я? (тетрадь)

К каждой отгадке показываю картинку.

Что общего у этих загадок?

С какой буквой мы сегодня познакомимся? (Показываю две карточки с буквой Т, одна прописная, другая печатная).

Чем отличаются эти буквы?

Не забыли, для чего используем заглавные буквы?

Назовите слова, с буквой Т. (Дети называют слова, все вместе делим эти слова на слоги, обозначаем ударение, составляем звуковые схемы).

    Игра «На что похожа буква?»

Посмотрите на букву Т, как вы думаете, на что она похожа?

(Зонтик, гриб, молоток, антенна и т.д).

    Фонетическая зарядка.

Показываю картинку часов.

Что это?

Как тикают часы? (Тик – так)

Какие звуки мы слышим в начале слов?

Произнесите слово «Тик», а теперь слово «Так».

Как прозвучало первое слово? А второе?

* Звуковой анализ слов «Тик» и «Так»

Чем отличаются эти слова?

Какой вывод можно сделать?

(В словах звук [т] может быть твердый, а может быть мягкий).

    Музыкальная физическая минутка.

(Танцуем танец «У жирафа пятна»)

    Работа по Букварю (стр. 20).

Какая буква написана в верхнем левом углу?

На чем играют девочка и мальчик?

Какие слоги у них летят с трубы?

(Чтение слогов по цепочке)

Как называется музыкальный инструмент, на котором играют дети?

Звуковой анализ слова «труба».

    Работа в парах.

Каждая пара получает карточку с заданием. На карточке изображены картинки и написана буква Т. Необходимо провести к букве Т стрелочками те картинки, в которых есть буква Т.

    Игра «Твердый – мягкий»

Называю разные слова, в которых есть буква Т. Если в слове данная буква звучит мягко, дети хлопают, а если твердо – топают.

    Чтение

Показываю слоги и слова, дети читают.

ТА ТО ТУ ТЫ ТИ

СТУК СТОЛ СТУЛ ТОК КОТ

    Работа в прописи. (Письмо по образцу).

    Закрепление

Каждый ребенок получает карточку, в которой напечатаны буквы, необходимо обвести в кружок, все буквы Т.

    Рефлексивно – оценочный этап урока.

    Рефлексия

С какой буквой мы сегодня познакомились?

Какая это буква?

Было ли трудно на уроке?

У вас на столах лежит тучка и солнышко. Если вам было трудно на уроке, поднимите тучку, а если вам понравилось на уроке, и было не трудно – поднимите солнышко.

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...