Согласование имя прилагательное имя существительное. «Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже

Разделы: Логопедия

Цель. Формировать умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

  • учить правильно согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам;
  • закреплять умение правильно определять имена существительные (слова-предметы) и имена прилагательные (слова–признаки);
  • закреплять умение определять первый звук в словах;
  • закреплять умение делить слова на слоги;
  • совершенствовать умение составлять предложения по заданной схеме;
  • совершенствовать технику чтения.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать звукослоговой анализ и синтез;
  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • развивать навыки словообразования;
  • расширять словарный запас;
  • развивать внимание, память, способность к переключению.

Коррекционно-воспитательные:

  • создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу письма и чтения.
  • воспитывать организованность, самостоятельность и самоконтроль за речью;
  • воспитывать познавательный интерес.

Оборудование.

  • Демонстрационный материал: домики (приложение 1), предметные картинки кукол и машин (приложение 2), предметные картинки (ежик, гриб), стрелка, два желтых треугольника (приложение 3), таблица (приложение 5), мяч.
  • Раздаточный материал: тетради, ручки, карандаши, распечатанные задания (приложение 4), предметные картинки (приложение 6).

Ход занятия

1. Организационный момент

Упражнение “Подбери слово”.

Логопед: “ Здравствуйте. Мы начинаем наше занятие. Займет свое место тот, кто назовёт слово, которое начинается с гласного звука”.

Учащиеся называет слово и ответивший правильно ребенок занимает свое место.

2. Повторение пройденного.

Упражнение “Где слово живет?”

Логопед раздает учащимся предметные карточки: арбуз, вишня, белка, сорока, крот, машина, матрешка, шарф, автобус. (Приложение 1).

Логопед: “Определите сколько в слове слогов, и поместите карточку в соответствующий дом”.

3. Сообщение темы занятия

Логопед: “Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте определить какое из слов-предметов, которые есть на доске, я загадала”.

1. Круглый, круглый
Сладкий, сладкий
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный он внутри. (Арбуз)

2. Была зеленой маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце потемнела я,
И вот теперь я спелая. (Вишня)

3. Непоседа пестрая -
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

4. Зверька узнаем мы с тобой
По двум простым приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)

Логопед: “Скажите, какие слова вам помогали понять, о каком предмете я говорю (Слова-признаки). Правильно. Сегодня мы будем учиться подбирать слова-признаки к словам-предметам”.

4. Основная часть.

1. Магазин “Игрушка”

Логопед вывешивает на доске изображения кукол и машин. (Приложение 2)

Логопед: “Представьте, что мы пошли в магазин игрушек и хотим купить себе игрушку (куклу или машину). Выберите, какую игрушку вы хотите купить и опишите ее, а “продавец” ее найдет и вам даст”.

Логопед по очереди выбирает детей, кто играет роль продавца.

2. Подбери предложение к схеме. (Приложение 3)

Логопед размещает на доске изображения ежика и гриба.

Логопед: “Скажите, как узнать, что изображено на картинках. (Задать вопрос: Это кто? Это что?).

Составьте предложение, используя эти картинки, и поможет вам в этом еще одно слово. (Логопед показывает стрелку и ставит ее между картинками). Какое слово обозначает стрелка?” (Слово-действие).

Учащиеся составляют предложения из 3 слов.

Логопед выбирает одно из перечисленных предложений: “Давайте нарисуем схему этого предложения. Как мы обозначаем на схеме начало предложения? (Вертикальной чертой) Как обозначаем конец предложения?” (Ставим точку).

Вызванный ребенок рисует схему предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

Логопед: “Сколько слов в предложении? (Три). А теперь я поставлю перед ежиком треугольник. Треугольник обозначает слово-признак. Давайте повторим наше предложение и добавим слово-признак, скажем какой ежик?”.

Логопед: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Четыре). А теперь я поставлю еще один треугольник, но перед грибом. К какому слову надо добавить слово-признак?” (К слову “гриб”).

Логопед выслушивает ответы детей и просит одного ребенка нарисовать схему получившегося предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

Логопед: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Пять). Какие слова помогали нам увеличить количество слов в предложении? (Слова-признаки). Молодцы”.

5. Физкультминутка. Посчитаем.

Логопед предлагает учащимся встать в круг и посчитать каждый предмет до 5 предметов (большой мяч, белое облако, вкусная конфета). Учащиеся передают мяч и называют словосочетание с нужным числительным.

6. Основная часть

1. Соедини.

Логопед раздает детям таблички со словами-признаками и предметными картинками. (Приложение 4)

Логопед: “Давайте прочитаем слова-признаки и определим, о каком предмете они говорят”.

Учащиеся подбирают к словам-признакам соответствующую предметную картинку и соединяют их линией.

2. Признаки-противники.

Логопед: “Я вам сейчас прочитаю стихотворение и прошу вас помочь мне подобрать не достающее слово-противник. Но это будет не простое слово-признак, я слово противоположное по смыслу.

“Скажу я “высокий”, ответите - ... (низкий),

“Далекий” скажу, вы ответите... (близкий),

Скажу я “шершавый”, вы скажите “гладкий”,

А “кислый” скажу, вы ответите... (сладкий).

Логопед: Молодцы. А теперь я вам буду говорить словосочетания, а вы попробуйте подобрать противоположное значение слова-признака: новый дом, хорошая ягода, светлая комната, молодой человек, маленькая собака, жаркий день, добрый волшебник, молчаливый попугай, чистый снег, грустный клоун, длинная ленточка, узкая дорога”.

3. Заполни таблицу.

Логопед вывешивает на доске таблицу. (Приложение 5)

Логопед: “Давайте заполним таблицу: я вам дам предметную картинку (Приложение 6), а вы найдите, где ее дом в таблице и поместите картинку в соответствующую ячейку. Обращайте внимание на два основных признака: цвет и форму предмета”.

8. Итог занятия. Муха .

Логопед: “Скажите, какие слова вы сегодня учились подбирать. С нами хочет поиграть муха. Я вам буду говорить, куда полетела муха, а вы скажете на какой предмет она села. Муха начинает свой полет с мяча. Муха полетела на 2 клетки вправо и на 3 клетки вверх. На какой предмет села муха? (На елку). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Муха летите дальше. Муха перелетела на 1 клетку влево и 2 клетки вниз. На какой предмет села муза? (На цветок). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Муха перелетает на 1 клетку вверх, на 1 клетку влево и на 1 клетку вверх. На какой предмет села муха? (На дерево). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Из полученных букв соберите слово. Какое слово получилось? (Ура). Молодцы”.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Логопед: “Что нового вы узнали на занятии?

Что понравилось на занятии?

Вы сегодня хорошо занимались”.

ГБОУ школа-интернат №2 Адмиралтейского района

г.Санкт-Петербурга

Коррекционно-развивающее направление


Конспект индивидуального занятия по теме:

«Имя прилагательное. Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.»

Составила:

учитель

Щеголева Е.В.

Санкт-Петербург

2016г.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии

Логопедическая тема : Имя прилагательное. Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.

Цель: Правильное употребление в речи имен прилагательных, изменение имен прилагательных в роде и числе.

Задачи:

Коррекционно – образовательные :

  1. активизация речевой и интеллектуальной деятельности, совершенствование коммуникативных умений и навыков.
  2. совершенствование и закрепление умений и навыков согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
  3. развитие логического мышления.
  4. развитие слуховой и слухоречевой памяти, слухового внимания.
  5. закрепление умений словообразования прилагательных.

Воспитательные:

1 Воспитание интереса к учебному процессу.

2 Формирование чувства уверенности в своих возможностях.

3 Воспитание усидчивости и внимания.

Оборудование: р абочая тетрадь; индивидуальные карточки с заданиями.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Здравствуй! Садись. Будь внимательна, сейчас я тебе прочту загадку, попробуй отгадать:

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?...(прилагательное).

II. Тренировочные упражнения по усвоению материала по теме:

1) Закрепление знания об имени прилагательном

Из данных слов выбери только прилагательные:

Солнце яркое светит

Лист узкий падает

Морковь пушистый лежит

Сок зрелая налить

Кот интересная растет

С какими словами в предложении дружат имена -прилагательные? (Ответ).

2) Составление словосочетаний

Подбери к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные (карточка):

Солнце яркое

Лист яблочный

Морковь пушистый

Книга осенний

Сок зрелая

Кот интересная

Читаем получившиеся словосочетания, четко проговаривая и выделяя окончания, используя вопросы

3)Составление предложений

- Прочитай, вместо точек встать подходящие по смыслу прилагательные:

На грядке было много... моркови. (зрелая)

В магазине продают … сок. (яблочный)

На крыльце лежал … кот. (пушистый)

С дерева упал…лист. (осенний)

На небе светит …солнце. (яркое)

Девочка прочитала … книгу. (интересную)

III.Физминутка к уроку русского языка по теме «Прилагательное».

Глубокий короткий вдох и длинный плавный выдох.

«Какой? Какая? И какое?», -

Дружно хором повторяем.

Прилагательные знаем,

Хором дружно повторяем:

«Не забудем никогда

Эти классные слова!»

IV. Тренировочные упражнения на обобщение изученного.

  1. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе)

Определи род и число прилагательных:

Солнечный луч Доброе сердце

Верные товарищи Колючий ёрш

Берёзовый пень Деревянный стул

Летучая мышь Звёздные ночи

Хороший врач Пятнистые олени

Вкусные помидоры - Чистое окно

  1. Игра «Один - много».

Измени число прилагательных

Солнечный луч - Доброе сердце -

Верные товарищи - Колючий ёрш –

Берёзовый пень - Деревянный стул -

Летучая мышь - Звёздные ночи -

Хороший врач - Пятнистые олени –

Вкусные помидоры - Чистое окно –

Запиши получившиеся ответы в тетрадь.

V. Итог занятия:

О какой части речи говорили сегодня?

Что обозначает имя прилагательное?

Сегодня, ты хорошо поработала. До свидания!


§ 1816. Полное прилагательное согласуется с существительным в ед. ч. (в той или иной его падежной форме) в числе, роде и падеже: новый дом, нового дома, новая дача, новой дачей, первая встреча, первую встречу, эдакий чудак, с эдаким чудаком; во мн.

Ч. - в числе и падеже: новые дома, новых домов, новые дачи, новыми дачами, первые встречи, о первых встречах.

Примечание. В экспрессивно окрашенной речи отмечается тенденция определять уменьшительное или ласкательное существительное таким прилагательным, которое также заключает в себе значение уменьшительности или ласкательности: чистенький городок, старенький паровозишко, простенькое платьице.

Краткие прилагательные также согласуются с существительными в роде, числе и падеже, но такое согласование в современном языке имеет место только в отдельных устойчивых сочетаниях (на босу ногу, по белу свету, средь бела дня).

Примечание. В поэтической речи при обособлении, когда краткое прилагательное в форме им. п. выступает в полупредикативной функции (см. § 2117), в нем совмещаются значения определяющего слова и предикативное: Но опасным затеям Мир предался, коварен (Март.); На ринге клоун прыгает, носат (Винокур.); Со всех сторон земли, Гремучи и тяжки, Ко мне в сундук текли Чеканные кружки (Багр.); А солнце смотрит, светлолице, Метет оставшуюся тьму (Смирн.).

§ 1817. Прилагательное может вступать в связь согласования с сочетанием существительного с количественным числительным: два дома - два новых дома; сорок мест - сорок освободившихся мест; сто вопросов - сто неожиданных вопросов. В тех случаях, когда входящее в такое сочетание числительное два, три, четыре или оба (обе) стоит в форме им. или вин. п., согласуемое прилагательное может принимать форму или род. или им. п. мн. ч. Здесь действуют следующие закономерности.

1) Если в сочетание с числительным входит существительное муж. или сред. р., то согласуемое прилагательное чаще ставится в форме род. п. мн. ч.: два знакомых человека, три больших дерева, оба строящихся здания, целых три часа, два акварельных рисунка, четыре потерянных дня. Форма им. п. здесь возможна, но она отмечается реже и проявляет тенденцию к ограничению в употреблении: два спасительные маяка (Лерм.); два дряхлые старичка (Тург.); два помещичьи дома (Лерм.); оба проголодавшиеся приятеля (Л. Толст.).

Примечание. При выносе прилагательного в начальную позицию в словосочетании форма им. п. предпочитается форме род. п.: целые три часа, большие три дерева, потерянные четыре дня; Время от времени появляются в саду белогвардейцы. Вчера вечером целые шесть довольно юных экземпляров сидели на лавочке против парадного (Андр.).

2) Если в сочетание с числительным входит существительное жен. р., то нормальны обе формы прилагательного - и им. и род. п.: две молодые женщины - две молодых женщины, какие­то четыре девочки - каких­то четыре девочки, обе дворовые собаки - обе дворовых собаки, четыре большие избы - четыре больших избы, две женских руки - две женские руки; На счету у нашей команды четыре золотых и три серебряные медали (газ.).

3) Обе формы прилагательного (в неэкспрессивной речи всегда предшествующего числительному) нормальны также в том случае, когда в сочетание входит числительное полтора - полторы: прожить целых полторы недели - целые полторы недели, ждать полных полтора часа - полные полтора часа, потерпеть каких­нибудь полторы минуты - какие­нибудь полторы минуты.

Прилагательное может вступать в связь согласования с союзным рядом слов (см. § 2067–2072) или с сочетанием слов, соединившихся при помощи предлога: отец и мать, сад и огород, брат с сестрой. В этих случаях прилагательное обычно имеет форму мн. ч.: громадные сад и дача, для громадных сада и дачи; мои отец с матерью, к моим отцу с матерью, у моих отца с матерью; маленькие брат с сестрой, для маленьких брата с сестрой; наши дедушка с бабушкой. Форма ед. ч. также правильна, но она определяет лишь первый член соединения: громадный сад и дача, для громадного сада и дачи, мой отец с матерью, для маленького брата с сестрой.

§ 1819. В современном языке есть случаи так называемого «смыслового согласования», т. е. употребления согласуемого слова в такой форме, которая или не предопределена формой определяемого существительного или предопределена ею лишь частично.

1) При существительных муж. р., называющих лицо по профессии, социальной, производственной деятельности и одинаково способных обозначать лицо как мужского, так и женского пола (врач, фельдшер, директор, инженер, продавец, секретарь, диктор, архитектор) в разговорной, газетной речи, в повествовании, если речь идет о лице женского пола, нормально употребление прилагательного в форме жен. р.: наша врач, новая секретарь, сама директор: Врач случайная, / не ждавши «скорой помощи», / С силой в легкие вдувает кислород - рот в рот! (Возн.). Такое согласование обязательно в том случае, когда соответствующая координация форм одновременно осуществляется и в сказуемом (см. § 2249): Наша врач пришла; Новая секретарь еще неопытная; Сама директор распорядилась. «Смысловое согласование» допустимо только в форме им. п.; в формах других падежей оно неправильно; например, ошибочно согласование: сказал стоявшей рядом председателю (газ.).

2) В тех случаях, когда согласуемое прилагательное относится к слову или сочетанию слов - собственному названию (книги, картины, пьесы, фильма, учреждения, гостиницы, ресторана, кафе и т. п.), род, число и падеж прилагательного определяется соответствующими категориями того имени, к которому это название должно относиться: роман «Евгений Онегин» - пушкинский «Евгений Онегин», повесть «Муму» - тургеневская «Муму», кафе «У лебедя» - уютное «У лебедя». Однако от этого правила есть отступления. Так, если в название входит имя в форме мн. ч., то согласуемое прилагательное может также принимать форму мн. ч.: скульптура «Героини» - полюбившаяся всем «Героини» и, чаще, полюбившиеся всем «Героини»; картина «Грачи прилетели» - саврасовская «Грачи прилетели» и, чаще, саврасовские «Грачи прилетели»; кинокартина «Мы из Кронштадта» - бессмертная «Мы из Кронштадта» и, чаще, бессмертные «Мы из Кронштадта». Колебания отмечаются также в тех случаях, когда название представляет собою имя в косвенном падеже: согласуемое слово при этом может стоять в форме сред. р.: пьеса «На дне» - горьковская «На дне» и горьковское «На дне»; нашумевшая (кинокартина) «У озера» и нашумевшее «У озера».

О согласовании со сложносокращенными словами и с существительными общ. р. см. «Морфология», § 1135, 1144.

§ 1 Согласование имени прилагательного с именем существительным

Начнём урок с наблюдения.

Из телепрограммы выпишем три названия телепередач, включающих прилагательные, а также вспомним и запишем три названия художественных произведений, включающих имена прилагательные.

Я нашла такие названия телепередач: «Местное время», «Дорожная азбука», «Чудеса Солнечной системы», вам предстоит найти и другие названия, соответствующие нашему заданию.

Из названий художественных произведений я предлагаю записать: «Безумная Евдокия» (автор повести Анатолий Алексин), название повести «Весенние перевёртыши» (В. Тендряков), название рассказа В.А. Бахревского «Собака на картофельном поле».

Определим род, число и падеж имен существительных, к которым относятся имена прилагательные, а также род, число и падеж имен прилагательных.

Занесём полученные данные в таблицу, состоящую из трех колонок, где

1 колонка это название художественных произведений и телепередач,

2-ая - род, число, падеж имени существительного,

3-я - род, число и падеж имени прилагательного.

Сравним результаты.

Название

Род, число, падеж имени существительного

Род, число и падеж имени прилагательного

«Местное время»

время - ср.р., ед.ч., И.п.

Местное
(н.ф. - местный) - употреблено в ср.р., ед.ч., И.п.

«Дорожная азбука»

азбука - ж.р., ед.ч., И.п.

Дорожная
(н.ф. - дорожный) - употреблено в ж.р., ед.ч., И.п.

«Чудеса Солнечной системы»

системы
(н.ф. - система) -
ж.р., ед.ч., Р.п.

Солнечной
(н.ф. - солнечный) - употреблено в ж.р., ед.ч., Р.п.

«Безумная Евдокия»

Евдокия - ж.р., ед.ч., в им. п.

Безумная
(н.ф. - безумный) - употреблено в ж.р., ед.ч., И.п.

«Весенние перевёртыши»

перевёртыши
(н.ф.- перевёртыш) -
м.р., мн.ч., И.п.

Весенние
(н.ф. - весенний) - употреблено во мн.ч., И.п. Род определить нельзя, т.к. прилагательное во мн.ч.

«Собака на картофельном поле»

(на) поле
(н.ф. - поле) -
ср. р., ед.ч., П.п.

картофельном
(н.ф. - картофельный) - употреблено в ср. р., ед.ч., П. п.

Какой вывод можно сделать?

Называя признаки предметов, прилагательные поясняют существительные, поэтому и морфологические признаки прилагательного помогают ему приспособиться к имени существительному.

Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже, т.е. имеют тот же род, число и падеж, что и существительные. Если существительное женского рода, то и прилагательное принимает форму женского рода (дорожная азбука), если существительное употреблено в предложном падеже, то и прилагательное употребляется в том же падеже (на картофельном поле), если существительное в форме множественного числа, то и прилагательное принимает форму множественного числа: весенние перевёртыши.

Изменяются имена прилагательные по родам, числам и падежам. Даже в самых сложных случаях прилагательное сообщает нам о роде существительного.

Например,

ценная бандероль (прилагательное ценная в женском роде),

просторный вестибюль (прилагательное просторный в мужском роде).

А если существительное неизменяемое? Какаду, пальто, шимпанзе, пенальти. Опять же, на помощь приходит имя прилагательное, потому что по его форме можно определить род неизменяемого существительного:

решающий пенальти прилагательное в м.р.,

модное пальто прилагательное в ср.р.,

смешной какаду прилагательное в м.р.,

заботливая шимпанзе прилагательное в ж.р., здесь речь идёт о самке шимпанзе.

Во множественном числе род прилагательного не различается:весенние перевёртыши, весенние птицы, весенние деревья. Независимо от рода существительного в единственном числе (перевёртыш, птица, дерево), форма прилагательного одна и та же (весенние).

§ 2 Как появилось имя прилагательное

Прилагательное очень гибкое слово: оно может приспособиться к любому существительному. Об этом есть сказка Сергея Шумахера «Как появилось имя прилагательное».

В сказке рассказывается о том, что

Думаю, что эта сказка поможет вам запомнить, что имена прилагательные согласуются с именами существительными в формах рода, числа и падежа.

§ 3 Примеры

Раз имя прилагательное согласуется с именем существительным по таким грамматическим признакам, как род, число и падеж, то и определить данные признаки можно по роду, числу и падежу имени существительного.

Прилагательное + существительное. Нужно уметь находить такие словосочетания в тексте.

Потренируемся. Прочтём отрывок из текста Д. Зуева об июле:

Июль - макушка лета. Трепещет и дрожит жаркий полдень. Не шелохнутся в тени густые заросли трав и кустов. В золотистом мареве зелёный мираж июльского пейзажа.

Выпишем словосочетания, соответствующие схеме прилагательное + существительное:

1 предложение - говорится (о чём?) об июле, прилагательных, которые поясняют существительное июль нет.

Во 2 предложении рассказывается (о чём?) о полдне. Полдень (какой?)жаркий.

Первое словосочетание жаркий полдень.

В 3 предложении повествуется о зарослях трав и кустов. Заросли (какие?)густые.Густые заросли - Второе словосочетание.

В 4 предложении говорится о мираже. Мираж(какой?)зелёный. Мираж(чего?)пейзажа.Пейзажа (какого?)июльского. Мираж(в чём? где?)в мареве. В мареве(каком?) золотистом. Выписываем словосочетания: зелёный мираж, июльского пейзажа, золотистом мареве.

Грамматические признаки и существительного, и прилагательного в каждом словосочетании совпадают. Имена прилагательные стоят в том числе, роде и падеже, что и имена существительные.

§ 4 Написание безударных окончаний прилагательных

Можем ошибиться в написании безударных окончаний прилагательных:

весе́нн.. перевёртыши, на карто́фельн.. поле, со́лнечн.. системы, в золоти́ст.. мареве, ию́льск.. пейзажа.

Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, нужно:

1. выяснить, к какому существительному оно относится;

2. задать к прилагательному вопрос от этого существительного;

3. по окончанию вопроса определить окончание прилагательного.

Первый шаг нами уже выполнен ранее: мы выясняли, к каким существительным относятся прилагательные:

весе́нние перевёртыши,

на карто́фельном поле,

со́лнечной системы,

в золоти́стом мареве,

ию́льскогопейзажа.

Переходим ко 2-му шагу: задаём вопрос от существительного к прилагательному:

§ 5 Краткие итоги урока

Итак, имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам, согласуются с именами существительными в формах рода, числа и падежа. Во множественном числе род прилагательного не различается, род определяем только у прилагательных в форме единственного числа. Безударные окончания прилагательных определяем по вопросам от существительного к прилагательному.Окончания -ый, -ий не проверяются вопросами.

Список использованной литературы:

  1. Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Быстровой Е.А./Бабкина М.В. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. - 152 с.
  2. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 5 класс» по учебнику: «Русский язык 5 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  4. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] : 5-7 кл.: Книга для учителя/ Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. - 2-е изд. - М.: Линка - Пресс, 1994.
  5. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006. – Ч.1. – 64 с.
  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
  7. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. - 240 с.
  8. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. - М.: 2010. - 192 с.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М. , 1992.
  10. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Быстровой Е.А. для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Быстровой Е.А., Кибиревой Л.В. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 64 с.
  11. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс.- М.: Школа – Пресс, 1999. – 176 с.
  12. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы - составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  13. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В.; под ред. Шанского Н.М. - М.: Просвещение,1993. - 287 с.
  14. Русский язык. Учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка.
  15. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др.; под ред. Быстровой Е.А. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 280 с. - ФГОС.

Сначала проверьте, насколько правильно ребе­нок употребляет окончания имен прилагательных при их согласовании с существительными. С этой целью предложите ему назвать цвет каждого изо­браженного на картинках предмета, ставя для это­го соответствующие вопросы («Карандаш ка­кой?» - ЧЕРНЫЙ; «Лента какая?» - ЧЕР­НАЯ; «Платье какое?» - ЧЕРНОЕ; «Перчатки какие?» - ЧЕРНЫЕ). Во всех этих случаях ре­бенок должен будет согласовать прилагательные с существительными в роде и числе. (Здесь специ­ально взяты безударные окончания имен прилага­тельных).

Что касается правильности употребления ре­бенком падежных окончаний прилагательных, то для выяснения этого вопроса обратитесь к стр. 267. К слову ЗЕБРА добавьте прилагательное ПОЛОСАТАЯ. Далее ребенок отвечает на те же самые Ваши вопросы, что и при «склоне­нии» имен существительных, а именно: «Кто си­дит в клетке?» (ПОЛОСАТАЯ ЗЕБРА); «Для кого готовят обед?» (Для ПОЛОСАТОЙ ЗЕБ­РЫ); «Кому дают есть?» (ПОЛОСАТОЙ ЗЕБ­РЕ) и т.д. Точно так же, используя эти картин­ки, можно подобрать имена прилагательные к существительным мужского рода и к существи­тельным множественного числа, например: ХРАБРЫЙ ТИГР, ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. Об­ратите внимание на различие окончаний прила­гательных мужского и женского рода, а также прилагательных множественного числа в одном и том же (например, родительном) падеже: ПО-ЛОСАТ-ОЙ ЗЕБРЫ, ХРАБР-ОГО ТИГРА, ДИК-ИХ ЖИВОТНЫХ. Окончания при­лагательных среднего рода однотипны с окончаниями прилагательных мужского рода, за исключением именительного и винительного падежа. Например: ХРАБР-ОГО ТИГРА - ГО-ЛУБ-ОГО НЕБА, ХРАБР-ЫМ ТИГРОМ -ГОЛУБ-ЫМ НЕБОМ и т.п.



Если проверка покажет, что ребенок допускает ошибки в окончаниях имен прилагательных, то Для преодоления имеющихся затруднений используйте предлагаемые ниже задания.

Задание 1.

Предложите ребенку одно и то же имя прила­гательное употребить с именами существительны­ми мужского, женского и среднего рода, а также с существительным множественного числа. Сделать это можно при помощи следующих вопросов.

Слон КАКОЙ? (БОЛЬШОЙ);

Слониха КАКАЯ? (БОЛЬШАЯ);

Море КАКОЕ? (БОЛЬШОЕ);

Моря КАКИЕ? (БОЛЬШИЕ).

Конфета КАКАЯ? (СЛАДКАЯ);

Сахар КАКОЙ? (СЛАДКИЙ);

Пирожное КАКОЕ? (СЛАДКОЕ);

Вафли КАКИЕ? (СЛАДКИЕ).

Как видим, в первой группе примеров окончания имен прилагательных ударные, как и в самом вопросе (КАК-ОЙ? - БОЛЬШ-ОЙ, КАК-АЯ? - БОЛЬШ-АЯ, КАК-ОЕ? -БОЛЬШ-ОЕ, КАК-ЙЕ? - БОЛЬШ-ИЕ), что существенно облегчает для ребенка его задачу. К тому же нужно голосом подчеркнуть совпаде­ние окончаний в вопросах и в самих именах прилагательных, что поможет ребенку при выбо­ре окончаний имен прилагательных.

Во второй группе примеров окончания прилага­тельных безударные, но поставленный к ним вопрос может послужить для ребенка хорошим ориентиром-

Задание 2.

Предложите ребенку подобрать подходящее прилагательное (то есть признак предмета) к на­званному Вами существительному, внимательно следя при этом за правильностью окончаний имен прилагательных, например: Лента (ГОЛУБАЯ, ДЛИННАЯ, ШИРОКАЯ, ШЕЛКОВАЯ и т.п.); арбуз (КРУГЛЫЙ, БОЛЬШОЙ, ТЯЖЕЛЫЙ, СПЕЛЫЙ, СОЧНЫЙ); платье (ДЛИННОЕ, УЗ­КОЕ, ШЕЛКОВОЕ, ЗЕЛЕНОЕ, НАРЯДНОЕ, ВЫХОДНОЕ); вишни (СПЕЛЫЕ, СОЧНЫЕ, КРУПНЫЕ, КРУГЛЫЕ).

Задание 3.

Предложите ребенку определить правильные сочетания слов и исправить их в том случае, если они окажутся неправильными. Для этого после каждого произнесенного Вами словосочетания спросите ребенка: «Правильно ли это?» И далее: «А как нужно сказать правильно?» Приведем не­сколько примерных словосочетаний, число кото­рых при необходимости может быть увеличено.

Голубое небо

Соленый соль

Красивая роза

Красивый ромашка

Большая стакан

Серебристый роса

Колючий елка

Горячий чай

Горький горчица

Душистая сирень

Голубая цветы

Белый облака

Помимо специального упражнения в правиль­ном употреблении окончаний имен прилагатель­ных нужно следить и за правильностью их упот­ребления в повседневной речи ребенка. Все это будет способствовать не только преодолению аграмматизмов в его устной речи, но одновременно и их предупреждению на письме. Значительно легче усвоит ребенок и правила склонения имен прилагательных, которые будут изучаться в школе.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...