Софокл антигона краткое.

После смерти братьев власть перешла к Креонту. Первым решением нового правителя было: Этеокла упокоить с честью, а предателя, Полоника, оставить на съедение диким зверям. Это было необычно, но царь думал только о власти да о Греции. Но их сестра – Антигона чла людей и богов. И для неё оба были просто братьями. Она уже готова была пойти против указа, хотя он даже не был оглашён. Она говорит с сестрой Исменой, которая отказывается ей помогать.

Приходит хор старейшин, которому оглашается: герою – честь, злодею – срам. К телу Полиника приставлена стража, с приказом убить любого кто нарушит его указ. Во время произнесения указа вбегает стражник, оповещая, что указ уже нарушили. Креонт приказывает найти неугодного, или стража будет казнена. Всё это время хор поёт, и внезапно замолкает, ведь возвращается стража с Антигоной. Выходит Исмена, пытается защитить сестру, но их отправляют в темницу на казнь. Антигону согласилась с казнью, хотя Креонту тяжело было принять это деяние, она считают что поступила правильно.

К Креонту является прорицатель, он говорит, что не только люди против казни, даже боги против. Он начинает сомневаться, и благодаря совету хора, отменяет казнь. Но он опоздал, Антигона повесилась, а рядом с ней стоит возлюбленный, который обнимает уже висящее тело, он тоже уже мёртв: бросился на меч. . Придя в темницу с сыном, сын бросается на меч видя эту картину. Креонт сообщает о смерти сына царице, ты уходит, через минуту к нему прибегают с вестью, о том что царица бросилась на меч. Креонт плачет, хор поёт: “Мудрость – дар, гордыня – грех”.

В Греции есть выражение: “Важнее всего в жизни людской – закон, и неписанный закон – важнее писаного”. Закон неписанный – неиссякаем, подарен природой, без него не может существовать человеческого общества.

Картинка или рисунок Софокл - Антигона

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Платонов Неизвестный цветок

    Жил на свете маленький и незаметный цветок, рос он на сухом пустыре без воды и достаточного питания. Жил он в плохих условиях и старался выжить. Рос этот цветок между двумя стиснувшимися камнями, рос не смотря на плохие условия

  • Краткое содержание Колыбельная для брата Крапивина

    Главного героя зовут Кирилл. Он учится в седьмом классе. В начале года он попадает в очень неприятную ситуацию. Так случилось, что он был в раздевалке для учителей и его обвинили в краже.

  • Краткое содержание Бунин Кавказ

    Суть рассказа заключается в том, что люди, которые любят друг друга, в силу обстоятельств не могут быть вместе, так как женщина замужем. Они придумали план, как остаться наедине

  • Краткое содержание Твардовский По праву памяти

    Произведение А.Т. Твардовского «По праву памяти» является автобиографией, в которой поэт описывает не только свою трагичную жизнь, но и жизнь всех людей, пострадавших от репрессий жестокого тирана.

  • Краткое содержание Замятин Мы

    В 1920 году Замятин написал роман-антиутопию «Мы». В этом произведении описан примерно тридцать второй век. Государство придерживается тоталитарной политики.

Сегодня темой нашей статьи станет античная трагедия, точнее ее анализ и краткое содержание. «Антигона» - пьеса древнегреческого драматурга Софокла, который позаимствовал идею сюжета из фиванского цикла мифов.

Предисловие

Место действия произведения - древние Фивы. Однако следует обратиться к предисловию, прежде чем начать излагать краткое содержание. «Антигона», как отмечалось выше, построена на сюжете античного мифа. Но это не единственное произведение автора на мифологической основе. Можно сказать, что драматург написал целый цикл, посвященный этим сказаниям. И «Антигона» - далеко не первое произведение в нем. Именно поэтому требуется краткая предыстория того, что происходило до момента начала действия нашей трагедии.

Этот цикл рассказывает историю фиванского царя Эдипа. Это был человек, сочетавший в себе мудрость, греховность и мученичество. На долю его выпало много страданий - он, не ведая, убил своего отца, а затем женился на его вдове, то есть своей матери. Узнав об этом, он наказал себя, выколов глаза, дабы не видеть окружающий мир, так же как не видел своего преступления.

Эти события описывает другая трагедия Софокла. «Антигона», краткое содержание которой будет представлено ниже, обращается к событиям, произошедшим уже после того, как Эдип был прощен богами. Кроме того, главная героиня нашей истории является дочерью греховного союза Эдипа со своей матерью. Также у Антигоны было два брата - Полиник и Этеокл, а также сестра - Исмена. После смерти отца Этеокл становится царем, но Полигоник восстает против его власти. Итогом этого военного конфликта становится гибель обоих братьев.

С этого момента и начинаются события, описанные в нашей трагедии.

Софокл «Антигона»: краткое содержание

После того как погибли Полиник и Этеокл, властью над Фивами завладел Креонт, который был советником Эдипа и братом его жены. Первым же указом новый правитель велит со всеми почестями похоронить законного царя Этеокла, а восставшего против него Полиника бросить на растерзание стервятникам и псам, ибо он привел войну в собственную страну. Это было страшным наказанием, так как считалось, будто душа непогребенного обречена на вечные скитания и не сможет уже никогда попасть в загробное царство. Также считалось, что недостойно мстить мертвецам, такой поступок порочит людей и неугоден богам.

Однако Креонт думал не о богах и не о людях. Его больше заботило удержание полученной власти и процветание своего нового государства.

Антигона

Продолжаем описывать краткое содержание. Антигона - дочь Эдипа, в отличие от Креонта, думала и о чести, и о богах, и о людях. Полиник приходился ей таким же братом, как и Этеокл, поэтому ее долгом было позаботиться о его теле и душе. И ради этого она готова ослушаться приказа царя.

Антигона призывает к себе Исмену. Но сестра не соглашается пойти против государства, ведь она всего лишь слабая девушка. Тогда Антигона решает действовать одна. В этой сцене Софокл показывает силу, мужество и верность богам, которые несет в себе хрупкая, но смелая Антигона.

В этот момент появляется стражник, он сообщает, что указ только что был нарушен. Прислуга не успела, труп был присыпан землей.

Гнев Креонта

Не всегда однозначно оценивает поступки своих героев Софокл. «Антигона» (краткое содержание излагается в данный момент) - классическая трагедия, которая изобилует хоровыми вставками в повествование. Так, когда разъяренный Креонт требует разыскать преступника, запевает хор. В песне говорится о могучем человеке, который несмотря на то, что покорил землю и море, может быть оценен только одним мерилом - «кто правду чтит, тот хорош; кто в кривду впал - опасен». И непонятно - о преступнике или о царе поет хор.

Стража приводит пленную Антигону. Девушка признается в содеянном и нисколько не раскаивается, считая, что правда за ней. Появляется Исмена, она невиновна, но готова разделить участь сестры. Креонт велит запереть их обоих.

Приговор

Креонту тяжело издать указ о смерти, что хорошо иллюстрирует краткое содержание. Антигона - не только его племянница, но и невеста сына, будущего царя Фив. Поэтому он зовет к себе царевича и рассказывает о свершившемся нарушении. Однако сын возражает - если Антигона неправа, тогда почему весь город ей сочувствует и ропщет на жестокость нового царя. Однако Креонт непреклонен - девушка будет замурована в подземелье. На это царевич отвечает, что отец больше никогда его не увидит.

Казнь

Готовится к казни Антигона. Краткое содержание по главам рассказывает о плачевном состоянии девушки. Ее покидают силы, ее жизнь окончена, однако ни о чем не жалеет героиня. Плач девушки перекликается с песней хора, в которой говорится о силе ее благочестивого поступка, за который ее будут помнить и чтить. Антигона исполнила божеский закон, пренебрегая законом людей - за это ей слава. Однако девушка вопрошает, почему должна умереть, если все сделала правильно, но ответа так и не получает. Последние ее слова обращены к богам, пусть они рассудят. Если она виновна, то Антигона примет свое наказание и искупит его. Если же неправ царь, то расплата ждет его.

Стража уводит Антигону на казнь.

Суд богов

Мертва Антигона. Софокл (краткое содержание по главам это подтверждает) оставляет за сценой гибель своей героини. Зритель не видит, как замуровывают девушку, перед его взором предстают последствия этого события.

Божий суд начинается. К царю приходит Тиресий, слепой прорицатель и любимец богов. Он сообщает о том, что не только народ готов взбунтоваться против Креонта, недовольны и боги - огонь не зажигается на алтарях, отказываются давать знамения вещие птицы. Однако царь не верит в это - человек не властен осквернить бога. На что Тересий отвечает - Креонт нарушил законы богов: мертвеца бросил непогребенным, а живую запер в могиле. Не будет теперь в городе благополучия, а сам царь расплатится с богами, лишившись собственного сына.

Царь задумывается над словами слепца - Тересий когда-то предсказал будущее Эдипа, и все сбылось в точности. Креонт отступает от своего решения. Он велит выпустить Антигону, а тело Полиника предать земле.

Хор призывает на помощь бога Диониса, который рожден был в Фивах, чтобы тот помог согражданам.

Развязка

Однако оказывается поздно что-либо менять. Антигона мертва. Девушка повесилась в подземной гробнице, а царевич обнимал ее мертвое тело. Когда в склеп вошел Креонт, сын набросился на него. Царь успел отпрянуть, и тогда царевич вонзил меч в свою грудь.

Царевна, жена Креонта, молча выслушивает весть о гибели сына. Когда рассказ оканчивается, она разворачивается и, также не проронив ни слова, уходит. Через мгновение на сцене появляется новый слуга, сообщая страшную весть - царица покончила с собой, не в силах перенести гибель сына.

Креонт остается один на сцене, оплакивая родных и виня себя в произошедшем. Пьеса заканчивается песней хора: «Мудрость - высшее благо… Спесь - спесивцу казнь».

Так завершается трагедия Софокла «Антигона». Краткое содержание, таким образом, подошло к концу, теперь приступим к анализу пьесы.

Образ Антигоны

Софокл наделил свою героиню такими чертами характера, как сила воли, верность древним традициям, преданность своему роду, смелость. Антигона абсолютно уверена в том, что на ее стороне правда, и это придает ей силы. Поэтому она не боится царя Фив, ведь за ее плечами правда богов, куда более могущественная, чем земная власть.

Девушка сознательно идет на смерть, понимая, что у нее нет другого выхода. Но, как и любому человеку, ей горько расставаться с жизнью, особенно в таком юном возрасте. Она не успела стать ни женой, ни матерью. Несмотря на это, сила ее убежденности в собственной правоте не ослабевает. Героиня гибнет, но остается победительницей в споре с Креонтом.

Основной конфликт

Пьеса строится на конфликте родового закона, который нигде не писан, и закона государства. Религиозные верования, уходящие корнями в глубокое прошлое, верность традициям и память предков вступают в противоречие с недолговечной земной властью. Во времена Софокла законы полиса, которые обязан был исполнять каждый гражданин, часто расходились с родовыми традициями, что приводило к множеству конфликтов. Именно на эту проблему решил обратить внимание драматург и показать, к чему она может привести.

Таким образом, только в согласии государства и религии видел выход из этой ситуации Софокл. «Антигона», в сокращении представленная здесь, стала своеобразным призывом к объединению двух могучих сил, конфликты между которыми неминуемо ведут к гибели.

В Афинах гово-рили: «Выше всего в жизни людской — закон, и непи-саный закон — выше писа-ного». Непи-саный закон — вечен, он дан природой, на нем держится всякое чело-ве-че-ское обще-ство: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон — в каждом госу-дар-стве свой, он уста-новлен людьми, он не вечен, его можно издать и отме-нить. О том, что непи-саный закон выше писа-ного, сочинил афинянин Софокл трагедию «Анти-гона».

Был в Фивах царь Эдип — мудрец, грешник и стра-далец. По воле судьбы ему выпала страшная доля — не ведая, убить родного отца и жениться на родной матери. По собственной воле он казнил себя — выколол глаза, чтоб не видеть света, как не видел он своих невольных преступ-лений. По воле богов ему было даро-вано прощение и блаженная смерть, О жизни его Софокл написал трагедию «Царь Эдип», о смерти его — трагедию «Эдип в Колоне».

От крово-сме-си-тель-ного брака у Эдипа было два сына — Этеокл и Полиник — и две дочери — Анти-гона и Исмена. Когда Эдип отрекся от власти и удалился в изгнание, править стали вдвоем Этеокл и Полиник под надзором старого Креонта, свой-ствен-ника и совет-ника Эдипа. Очень скоро братья поссо-ри-лись: Этеокл изгнал Поли-ника, тот собрал на чужой стороне большое войско и пошел на Фивы войной. Был бой под стенами Фив, в поединке брат сошелся с братом, и оба погибли. Об этом Эсхил написал трагедию «Семеро против Фив». В концовке этой трагедии появ-ля-ются и Анти-гона и Исмена, опла-ки-ва-ющие братьев. А о том, что было дальше, написал в «Анти-гоне» Софокл.

После гибели Этеокла и Поли-ника власть над Фивами принял Креонт. Первым его делом был указ: Этеокла, закон-ного царя, павшего за отече-ство, похо-ро-нить с честью, а Поли-ника, привед-шего врагов на родной город, лишить погре-бения и бросить на растер-зание псам и стер-вят-никам. Это было не в обычае: счита-лось, что душа непо-гре-бен-ного не может найти успо-ко-ения в загробном царстве и что мстить безза-щитным мертвым — недо-стойно людей и неугодно богам. Но Креонт думал не о людях и не о богах, а о госу-дар-стве и власти.

Но о людях и о богах, о чести и благо-че-стии поду-мала слабая девушка — Анти-гона. Полиник ей такой же брат, как Этеокл, и она должна поза-бо-титься, чтобы душа его нашла такое же загробное успо-ко-ение. Указ еще не оглашен, но она уже готова его престу-пить. Она зовет свою сестру Исмену — с их разго-вора начи-на-ется трагедия. «Помо-жешь ли ты мне?» — «Как можно? Мы — слабые женщины, наш удел — пови-но-вение, за непо-сильное нет с нас спроса:

богов я чту, но против госу-дар-ства не пойду». — «Хорошо, я пойду одна, хотя бы на смерть, а ты оста-вайся, коли не боишься богов». — «Ты безумна!» — «Оставь меня одну с моим безумьем». — «Что ж, иди; все равно я тебя люблю».

Входит хор фиван-ских старейшин, вместо тревоги звучит лико-вание: ведь одер-жана победа, Фивы спасены, время празд-но-вать и благо-да-рить богов. Навстречу хору выходит Креонт и огла-шает свой указ:

герою — честь, злодею — срам, тело Поли-ника брошено на пору-гание, к нему пристав-лена стража, кто нарушит царский указ, тому смерть. И в ответ на эти торже-ственные слова вбегает стражник со сбив-чи-выми объяс-не-ниями: указ уже нарушен, кто-то присыпал труп землею — пусть симво-ли-чески, но погре-бение совер-ши-лось, стража не усле-дила, а ему теперь отве-чать, и он в ужасе. Креонт разъ-ярен: найти преступ-ника или страже не сносить голов!

«Могуч человек, но дерзок! — поет хор. — Он покорил землю и море, он владеет мыслью и словом, он строит города и правит; но к добру или к худу его мощь? Кто правду чтит, тот хорош; кто в кривду впал, тот опасен». О ком он говорит: о преступ-нике или о Креонте?

Вдруг хор умол-кает, пора-женный: возвра-ща-ется стражник, а за ним — пленная Анти-гона. «Мы смах-нули с трупа землю, сели сторо-жить дальше, и вдруг видим: приходит царевна, плачет над телом, вновь осыпает землею, хочет совер-шить возли-яния, — вот она!» — «Ты престу-пила указ?» — «Да, ибо он не от Зевса и не от вечной Правды: непи-саный закон выше писа-ного, нару-шить его — страшнее смерти; хочешь казнить — казни, воля твоя, а правда моя». — «Ты идешь против сограждан?» — «Они — со мною, только тебя боятся». — «Ты позо-ришь брата-героя!» — «Нет, я чту брата-мерт-веца». — «Не станет другом враг и после смерти». — «Делить любовь — удел мой, не вражду». На их голоса выходит Исмена, царь осыпает и ее упре-ками: «Ты — пособ-ница!» — «Нет, сестре я не помо-гала, но умереть с ней готова». — «Не смей умирать со мной — я выбрала смерть, ты — жизнь». — «Обе они безумны, — обры-вает Креонт, — под замок их, и да испол-нится мой указ». — «Смерть?» — «Смерть!» Хор в ужасе поет: божьему гневу нет конца, беда за бедой — как волна за волной, конец Эдипову роду: боги тешат людей надеж-дами, но не дают им сбыться.

Креонту непросто было решиться обречь на казнь Анти-гону. Она не только дочь его сестры — она еще и невеста его сына, буду-щего царя. Креонт вызы-вает царе-вича: «Твоя невеста нару-шила указ;

смерть — ей приговор. Прави-телю пови-но-ваться должно во всем — в законном и в неза-конном. Порядок — в пови-но-вении; а падет порядок — погибнет и госу-дар-ство». — «Может быть, ты и прав, — возра-жает сын, — но почему тогда весь город ропщет и жалеет царевну? Или ты один спра-ведлив, а весь народ, о котором ты печешься, — безза-конен?» — «Госу-дар-ство подвластно царю!» — воскли-цает Креонт. «Нет собствен-ников над народом», — отве-чает ему сын. Царь непре-клонен: Анти-гону заму-руют в подземной гроб-нице, пусть спасут ее подземные боги, которых она так чтит, а люди ее больше не увидят, «Тогда и меня ты больше не увидишь!» И с этими словами царевич уходит. «Вот она, сила любви! — воскли-цает хор. — Эрот, твой стяг — знамя побед! Эрот — ловец лучших добыч! Всех покорил людей ты — и, покорив, безу-мишь...»

Анти-гону ведут на казнь. Силы ее кончи-лись, она горько плачет, но ни о чем не жалеет. Плач Анти-гоны пере-кли-ка-ется с плачем хора. «Вот вместо свадьбы мне — казнь, вместо любви мне — смерть!» — «И за то тебе вечная честь: ты сама избрала себе путь — умереть за божию правду!» — «Заживо схожу я в Аид, где отец мой Эдип и мать, побе-ди-тель брат и побеж-денный брат, но они похо-ро-нены мертвые, а я — живая!» — «Родовой на вас грех, гордыня тебя увлекла: непи-саный чтя закон, нельзя престу-пать и писаный». — «Если божий закон выше людских, то за что мне смерть? Зачем молиться богам, если за благо-че-стие объяв-ляют меня нече-сти-вицей? Если боги за царя — искуплю вину; но если боги за меня — попла-тится царь». Анти-гону уводят; хор в длинной песне поми-нает стра-дальцев и стра-далиц былых времен, виновных и невинных, равно потер-певших от гнева богов.

Царский суд свершен — начи-на-ется божий суд. К Креонту явля-ется Тиресий, любимец богов, слепой прори-ца-тель — тот, который предо-сте-регал еще Эдипа. Не только народ недо-волен царской расправой — гнева-ются и боги: огонь не хочет гореть на алтарях, вещие птицы не хотят давать знамений. Креонт не верит: «Не чело-веку бога осквер-нить!» Тиресий возвы-шает голос: «Ты попрал законы природы и богов: мерт-вого оставил без погре-бения, живую замкнул в могиле! Быть теперь в городе заразе, как при Эдипе, а тебе попла-титься мертвым за мертвых — лишиться сына!» Царь смущен, он впервые просит совета у хора; усту-пить ли? «Уступи!» — говорит хор. И царь отме-няет свой приказ, велит осво-бо-дить Анти-гону, похо-ро-нить Поли-ника: да, божий закон выше людского. Хор поет молитву Дионису, богу, рожден-ному в Фивах: помоги сограж-данам!

Но поздно. Вестник приносит весть: нет в живых ни Анти-гоны, ни жениха ее. Царевну в подземной гроб-нице нашли пове-сив-шейся; а царский сын обнимал ее труп. Вошел Креонт, царевич бросился на отца, царь отпрянул, и тогда царевич вонзил меч себе в грудь. Труп лежит на трупе, брак их совер-шился в могиле. Вест-ника молча слушает царица — жена Креонта, мать царе-вича; выслушав, пово-ра-чива-

ется и уходит; а через минуту вбегает новый вестник: царица броси-лась на меч, царица убила себя, не в силах жить без сына. Креонт один на сцене опла-ки-вает себя, своих родных и свою вину, и хор вторит ему, как вторил Анти-гоне: «Мудрость — высшее благо, гордыня — худший грех, спесь — спесивцу казнь, и под старость она нера-зум-ного разуму учит». Этими словами закан-чи-ва-ется трагедия.

Софокл умел раскрыть духовный мир своих героев, не отягощая читателей большим количеством информации.

Софокл - пионер трагедийного жанра

Около ста двадцати произведений, по мнению специалистов, вышло из-под пера древнего поэта за шестьдесят лет его творческой деятельности. К сожалению, до наших дней «дожили» только семь трагедий Софокла. Ниже представлено одно из них (точнее, его краткое содержание) - «Антигона».

Софокл одним из первых отказался от слияния трилогий. Возможно, поэтому его сочинения так лаконичны и необременительны. Например, трагедия Софокла «Антигона» соткана из несложных фрагментов и отличается ясностью сюжета.

Софокл, «Антигона». Краткое содержание пьесы

В основной части произведения воспеваются достижения всего человеческого рода, после чего хор прославляет и оплакивает Антигону (главную героиню, которая своим поступком перечеркнула собственное будущее), а царя Креонта, вставшего на путь обиды (и тем самым обесславившего себя) жалеет.

Краткое содержание: Антигона, ослушавшись приказа царя Креонта, навлекла на себя его гнев. В драме описан инцидент, разгоревшийся между мифическим царём Креонтом и его племянницей. Причина конфликта - гибель братьев Этеокла и Полиника. Первого, согласно указу правителя Креонта, хоронят как защитника, с почестями. Тело предателя Полиника умышленно не предают земле, чтобы его растерзали собаки. Антигона, ослушавшись приказа, сама хоронит брата согласно погребальному обряду, установленному богами.

Когда ослушницу Антигону приводят к царю, девушка не отпирается и не открещивается от своего проступка. Возникает конфликтная ситуация, которая может быть решена только в том случае, если кто-то из этих двоих попробует достичь примирения или пойдёт на компромисс.

Царь понимает, что доводы Антигоны («Любить я родилась, не ненавидеть») не лишены смысла, но, опасаясь уронить себя в глазах подданных, принимает решение, которое равносильно признанию в собственном бессилии - приказывает замуровать Антигону живьём.

Драма (в этой статье приведено краткое содержание) «Антигона» заставила бы читателя жалеть безвременно погибшую героиню и ненавидеть Креонта, если бы в конце произведения Софокл не лишил Креонта всего, что он так любил - его семьи. Убитый горем сын царя Гемон (жених Антигоны) кончает жизнь самоубийством. Царица, узнав о смерти сына, отправляется вслед за ним.

О персонажах «Антигоны»

Главные герои драмы одинаково любят свой город, но разными способами доказывают это. Софокл показал, как люди, преследующие достойную цель, незаметно переходят черту дозволенного, как сделали это герои драмы «Антигона» (выше по тексту изложено её краткое содержание). Антигона делает всё возможное, чтобы уберечь обитателей родного города от скоропалительных и постыдных поступков, а для Креонта важнее собственное спокойствие.

Автор обращает внимание читателя на сходство характеров Антигоны и Креонта. Сходство, которое не примирило главных героев, а ещё больше раззадорило обоих. Конфликт превращается в состязание. Ситуация усугубляется тем, что оба не умеют прощать.

Спустя века, в 20 столетии, работая над пьесой «Антигона», Ануй (краткое содержание оригинала - выше по тексту) рассматривал главных героев как людей с противоположными жизненными ценностями. Антигону он изобразил пылкой, неприметной девочкой, которую, несмотря на неяркую внешность, трудно не заметить в толпе.

Креонт Ануя - кладезь жизненного опыта. Он не слишком высоко ценит человеческую жизнь и готов идти к своей цели, не останавливаясь ни перед чем. Прикрываясь добрыми намерениями, царь мечтает только о власти. Его девиз - выживать любой ценой.

Мечтательная Антигона - идеалистка, поэтому её поступки часто выглядят смешно. Креонт - «стреляный зверь», циничный и способный на убийство. Героиня пьесы Ануя умирает во имя своих идеалов и ещё потому, что «... рождена любить, а не ненавидеть».

Антигона Ивана Бунина

Ещё один писатель, одно из произведений которого носит название «Антигона», - Бунин. Краткое содержание рассказа: молодой человек, приехавший навестить хворающего дядюшку, не зная, как развеселить себя, вступает в ни к чему не обязывающую связь с сестрой милосердия, которую старик в шутку называет Антигоной.

Антигона Бунина - полная противоположность героини Софокла - она лишена каких-либо эмоций и чувств. Когда связь главных героев раскрылась, женщина, не проронив ни слезинки и не выказав даже малейших угрызений совести, спокойно собралась и покинула дом своего подопечного.

Главной героиней данной трагедии становится Антигона - одна из дочерей царя Эдипа. Того самого, который убил собственного отца, женился на своей матери, тем самым прогневив богов, обрек своих детей на неминуемую смерть. В трагедии поднимается вопрос о том, что важнее: «закон писаный или неписаный», первый нам диктуют боги, второй – приказывает исполнять царь.

После того, как Эдип, выколов себе глаза, уходит из Фив и умирает, к власти приходят его сыновья - Полиник и Этеокл. Но между ними разгорается вражда и Полиник решает собрать войско, чтобы отвоевать власть себе. В схватке погибают оба брата, после чего трон занимает Креонт, который был советником Эдипа, а его сын должен был стать супругом Антигоны. Став царем К. решает наказать изменника Полиника, лишив его тело погребения, а Этеокла, как царя-героя похоронить со всеми почестями. Но в то время было не в обычаях лишать тело захоронения, тем самым душа непогребенного обрекалась на вечные муки, так как не могла найти себе места в загробном мире. Подобная мера была недостойна людей и неугодна богам, так мертвый уже был беззащитен. Но К. не думает о законах небес, он следует интересам власти и государства.

Об этой жестокости узнает Антигона и решается пойти против воли новоиспечённого правителя. Ведь она одинаково сильно любит обоих братьев, и никак не может допустить, чтобы один из них, даже являясь предателем, испытывал муки после своей гибели. Она просит о помощи свою сестру Исмену, но так отказывается, ссылаясь на то, что все в государстве должны повиноваться писаным законам. Между тем в Фивах праздник, ведь враги были разбиты, К. объявляет свое решение народу, приказывает взять под стражу тело изменника. Но врывается один из слуг, он докладывает, что приказ владыки нарушен, и тело уже кто-то немного присыпал землей. Обряд совершен не полностью, но формально захоронение осуществилось. Царя в ярости приказывает найти того, кто посмел ослушаться его приказа, иначе пострадают все стражники, которые охраняли тело. Спустя некоторое время к Креонту приводят Антигону, она не отказывается от того, что именно она совершила данное преступление. Стражники рассказывают, что вернувшись к мертвецу, смахнули с него насыпанную землю и продолжили дежурство, но тут появилась его сестра, начала плакать и вновь осыпать его землей. Царевна напоминает К., что выше всего стоит закон богов, а он его нарушил. К. непреклонен, он решает наказать и её - замуровать заживо в пещере.

В это момент появляется Исмена, которая готова разделить с сестрой её страшную участь. К. обвиняет Исмену в пособничестве, но та говорит, что не причем. Антигона отговаривает её, желая взять все на себя. Вызвав к себе своего сына, жениха Антигоны, царь сообщает ему о своем решении, ссылаясь на то, что это необходимо для того, чтобы в стране был порядок. Сын возмущен, ведь народ тоже противится, столь жестокому решению К., сын говорит, что будет с любимой до конца. Отец обвиняет во всем Эрота, что тот туманит разум людской. Приказ приводят в исполнение, Полиника оставляют без погребения, а Антигону замуровывают в пещере. Девушка плачет, говорит о том, что вместо свадьбы её подписан смертный приговор, за то, что она следовала воле богов, но она не сожалеет о содеянном, она уже готова встретиться в царстве Аида и с матерью и с отцом. Она не понимает в чем её вина, и для чего же тогда покланяться богам, если её теперь считают нечестивой.

И тут к царю является посланник богов. Он говорит о том, что боги не довольны таким ходом событий. В храмах не загораются священные огни, птицы перестали предсказывать происходящие события. Посланник говорит и о том, что за нарушение «неписанных законов» , а именно за каждую смерть, Креонт поплатиться новой смертью. В это время слуги пытаются найти сына К., нигде его не обнаружив, сообщают об этом царю. Тот принимает решение исполнить волю богов, но уже слишком поздно.

Открыв проход в пещеру, Антигону находят мертвой. Она решила повеситься, у ее ног сидит сын К., едва увидев отца, он бросается к нему, но тот не отвечает взаимностью, и сын вонзает себе в грудь меч. Это первая смерть, обещанная К. богами. Узнав о смерти наследника, жена К., не выдержав горя тоже бросается на меч.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Софокл. Все произведения

  • Антигона
  • Электра

Антигона. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Чехов Жалобная книга

    Если вы задумаете искать сюжет в рассказе Антона Чехова «Жалобная книга», то это окажется пустым занятием. «Жалобная книга» - некая коллекция записей посетителей, а хранится книга на железнодорожной станции.

  • Краткое содержание Железная дорога Некрасова

    В поэме Некрасова Железная дорога участвуют три лица. Рассказчик, генерал и сын генерала Ваня. События происходят в вагоне поезда.

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....