Смотреть что такое "Адам Смит" в других словарях.

Экономическая теория Адама Смита

Очень коротко можно охарактеризовать учение Адама Смита двумя словами laisser faire, что в переводе с французского значит невмешательство, непротивление и даже попустительство. В книге Смита "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776) дается объяснение политике невмешательства.

Если экономическая деятельность каждого человека ведет ко благу общества - главное, считает Смит, эту деятельность ничем не стеснять (экономическая свобода).

1. Ничем не стеснять мобильность рабочей силы - отменить цеховое устройство с его обязательным ученичеством и закон о поселениях. Рабочий должен сам свободно выбирать, где ему применять свой единственный капитал - рабочую силу.

2. Полная свобода торговли - внешней и внутренней, отмена государственной регламентации цен. Свобода торговли землей, чтобы земли переходили в руки тех, кто склонен пускать ее в оборот. Эта система, касающаяся торговли, получила название фритредерства и стала политикой английской буржуазии.

3. Поощрение конкуренции, запрет на монополии. Смит заходил в этом вопросе так далеко, что предложил конкурировать даже попам, для более полной свободы вероисповедания.

4. Богатство общества зависит от двух причин - от производительности труда и от отношения между числом тех, кто занят полезным трудом и числом тех, кто не занят. В большей же степени от производительности. Во введении и плане сочинения вы прочитаете, как поясняет Смит на примере диких и цивилизованных народов. Смит делает шаг вперед по сравнению с физиократами и говорит, что труд в промышленности, а не только в сельском хозяйстве создает стоимость и потому является производительным. Чем глубже разделение труда, тем выше производительность и больше по объему национальный продукт. Отрицая влияние государства на экономику, Смит, тем не менее говорит об отрицательных последствиях разделения труда, когда каждый рабочий обязан выполнять лишь одну простейшую операцию, что приведет к вырождению основной массы народа, если об этом не позаботится правительство.

5. Деньги признаются лишь "колесом обращения", а кредит и соответственно ссудный процент нужны лишь для активного применения капитала.

6. Трудовая теория стоимости развивается и углубляется Адамом Смитом. Смит подчеркивает, что стоимость товара - это средние общественные затраты труда, а не конкретные затраты производителя. Смит дует характеристику естественной и рыночной цене товара. Естественная - это выраженная в деньгах стоимость, рыночная же складывается под воздействием спроса и предложения. Существует по меньшей мере три противоречивых взгляда на стоимость. Первый - как затраты труда, второй - как количество товара, которое можно купить на данный товар и третье- т.е. только выражая товары друг в друге и стоимость как сумма затрат капиталиста, включающая его прибыль и зарплату рабочего, в некоторых отраслях еще и земельную ренту - отсюда вытекает, что каждый из факторов - труд, земля и капитал участвует в создании стоимости и каждый имеет в ней свою часть - ренту, прибыль и зарплату, тогда как стоимость создает только труд, а рента и прибыль - это вычеты из стоимости.

7. Теория зарплаты как стоимость необходимых средств существования, но уже даются реалистичные дополнения. Это не просто физический минимум средств, он зависит от:

Места и времени, исторического и культурного уровня развития рабочего. (Плате на Севере выше, хотя бы потому, что мы вынуждены тратить больше на теплую одежду и более калорийные продукты, чем к примеру, в Африке).

Росту зарплаты служит борьба рабочих за ее повышение.

Когда в обществе экономический прогресс - спрос на труд увеличивается, а в рыночной ситуации спрос на товары повышает их цену.

8. Капитал - накопленный запас орудий труда, сырья, средств существования и денег. Случится такое может только с бережливыми людьми, близкими к аскетизму. Главная задача для капиталиста - накапливать капитал, пускать его в оборот давая работу трудолюбивым людям. Главная задача государства - не мешать капиталисту накапливать капитал, помогать ему в этом, сокращая число людей, занятых непроизводительным трудом - чиновников, армии, священников.иге Смита "Исследования о природе и причинах богатства народов".

Мать, Маргарет Дуглас, была дочерью значительного землевладельца. Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сёстрах. В возрасте 4-х лет он был похищен цыганами , но быстро спасён своим дядей и возвращён матери . Считается, что в Керколди была хорошая школа, и с детства Адама окружали книги .

В возрасте 14 лет он поступил в Университет Глазго , центр так называемого Шотландского просвещения , где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона . На первом курсе он изучал логику (это было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии; изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику и астрономию. Адам имел репутацию странного, - например, среди шумной компании он мог вдруг глубоко задуматься . В 1740 году он поступил в Баллиол-колледж в Оксфорде , получив на продолжение образования стипендию , и закончил обучение в нём в 1746 году. Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов », что «в Оксфордском университете большинство профессоров, в течение уже многих лет, совсем отказались даже от видимости преподавания» . В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике .

В 1748 году Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете - под покровительством лорда Кэймса (Генри Хьюма), с которым познакомился во время одной из поездок в Эдинбург. Изначально это были лекции по английской литературе, позднее - по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику) . Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750-1751 годах .

Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом , который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отражённых в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они формировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период Шотландского просвещения.

Круг его знакомств в Глазго, помимо Дэвида Юма, включал Джозефа Блэка (пионера в области химии), Джеймса Уатта (изобретателя парового двигателя), Роберта Фоулиса (англ.) русск. (художника и издателя, основателя первой британской академии дизайна), а также предпринимателей, после объединения Шотландии с Англией в 1707 году активно развивавших колониальную торговлю. Из общения с последними Смит почерпнул фактический материал для написания «Богатства народов» .

В Глазго Смит жил 12 лет, регулярно уезжая на 2-3 месяца в Эдинбург; здесь он пользовался уважением, завёл себе круг друзей, вёл образ жизни клубного человека-холостяка .

Сохранились сведения, что Адам Смит дважды, в Эдинбурге и в Глазго, едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло. Ни в воспоминаниях современников, ни в его переписке не сохранилось доказательств того, что это всерьёз затронуло бы его. Смит жил с матерью (которую пережил на 6 лет) и незамужней кузиной (умершей за два года до него). Один из современников, посетивших дом Смита, сделал запись, согласно которой в доме подавалась национальная шотландская пища, соблюдались шотландские обычаи. Смит ценил народные песни, танцы и стихи, один из его последних книжных заказов - несколько экземпляров первого вышедшего тома стихов Роберта Бёрнса (который сам высоко ценил Смита, и неоднократно ссылался на его работы в своей переписке). Несмотря на то, что шотландская мораль не поощряла театр, сам Смит любил его, особенно французский театр .

Источником информации о развитии идей Смита являются записи лекций Смита, сделанные предположительно в 1762-63 годах одним из его студентов и найденные экономистом Эдвином Кэннаном en . Согласно лекциям, курс нравственной философии в исполнении Смита к тому моменту являлся скорее курсом социологии и политической экономии; высказывались материалистические идеи, а также начала идей, получивших развитие в «Богатстве народов». К другим источникам относятся найденные в 1930-х годах наброски первых глав «Богатства»; они датируются 1763 годом. В этих набросках содержатся идеи о роли разделения труда, понятия производительного и непроизводительного труда, и так далее; критикуется меркантилизм и даётся обоснование Laissez-faire .

Книга «Теория нравственных чувств» принесла Адаму Смиту большую известность, в частности заинтересовала лорда Чарльза Тауншенда , впоследствии ставшего канцлером казначейства ; он предложил Смиту стать наставником его пасынка, Генри Скотта, герцога Баклю (англ.) русск. . Ежегодное вознаграждение в £300 фунтов и возмещение дорожных расходов существенно превосходило его профессорское жалование, кроме того давало возможность совершить путешествие по Европе, поэтому Смит в 1763 году ушёл из университета и отправился с Генри в Тулузу . Во время 18-месячного пребывания в Тулузе Адам Смит начал работу над «Богатством наций», после этого на 2 месяца он и Генри отправились в Женеву , где посетили Вольтера в его женевском поместье. После Женевы они отправились в Париж , где Дэвид Юм, работавший в то время секретарём британского посольства, познакомил Смита с деятелями французского просвещения . В Париже он присутствовал в «антресольном клубе» Франсуа Кенэ , то есть лично познакомился с идеями физиократов ; впрочем, по свидетельствам, на этих собраниях он больше слушал, нежели говорил. Однако, учёный и писатель аббат Морелле в своих мемуарах говорил, что талант Смита ценился месье Тюрго; он неоднократно беседовал со Смитом о теории торговли, банках, государственном кредите и других вопросах «большого сочинения, которое он замышлял» . Из переписки известно, что Смит общался также с д’Аламбером и Гольбахом, кроме того, он был введён в салоны мадам Жофрен и мадемуазель Леспинас , бывал у Гельвеция .

Вопрос влияния физиократов на Смита является дискуссионным; Дюпон де Немур считал, что главные идеи «Богатства народов» были заимствованы, и поэтому находка профессором Кэннаном лекций глазговского студента была крайне важна как доказательство того, что основные идеи уже сложились у Смита ещё до французской поездки .

После возвращения из Франции Смит полгода, до весны 1767 года, работал в Лондоне в качестве неофициального эксперта при канцлере казначейства лорде Тауншенде, за это время он был избран членом Лондонского королевского общества и расширил круг знакомств Эдмундом Бёрком (политический деятель), Сэмюэлом Джонсоном (литературный критик), Эдуардом Гиббоном (историк) и, возможно, Бенджамином Франклином . С весны 1767 года он шесть лет затворнически прожил в Керколди, работая над книгой «Богатство народов». При этом книгу он не писал сам, а диктовал секретарю, после чего правил и обрабатывал рукопись и давал переписывать её набело. Он жаловался, что напряжённая однообразная работа подрывает его здоровье, и в 1773 году, уезжая в Лондон, даже счёл нужным формально передать Юму права на своё литературное наследство. Сам он считал, что едет в Лондон с готовой рукописью, однако, на самом деле, в Лондоне ему потребовалось более двух лет на доработку с учётом новых статистических сведений и иных публикаций. В процессе доработки для облегчения понимания он исключил большую часть ссылок на произведения других авторов » открыло экономику как науку на основе доктрины свободного предпринимательства.

В 1778 году Смит был назначен одним из пяти таможенных комиссаров Шотландии в Эдинбурге . Имея очень высокий по тем временам оклад в 600 фунтов стерлингов, он продолжал вести скромный образ жизни, тратил деньги на благотворительность; единственной оставшейся после него ценностью была собранная за жизнь библиотека. К службе он относился серьёзно, что мешало научной деятельности; первоначально, впрочем, он планировал написать третью книгу, всеобщую историю культуры и науки. После его смерти было опубликовано то, что автор сохранил накануне - заметки об истории астрономии и философии, а также об изящных искусствах. Остальной архив Смита был сожжён по его требованию. При жизни Смита «Теория нравственных чувств » была издана 6 раз, а «Богатство народов» - 5 раз; третье издание «Богатства» было значительно дополнено, в том числе главой «Заключение о меркантилистической системе». В Эдинбурге у Смита был свой клуб, по воскресеньям он устраивал ужины для друзей, бывал, среди прочих, у княгини Екатерины Дашковой . Смит скончался в Эдинбурге после продолжительной болезни кишечника 17 июля 1790 года.

Адам Смит был чуть выше среднего роста; имел правильные черты лица, серо-голубые глаза, крупный прямой нос и прямую фигуру. Он одевался неброско, носил парик, любил ходить с бамбуковой тростью на плече, иногда говорил сам с собой .

Адам Смит – шотландский политэкономик, экономист, философ и один из основоположников современной экономической теории. Его достижения в области экономики как науки сравнивают с ньютоновскими успехами в физике по уровню значимости.

Краткая биография

Сохранилось небольшое количество фактов из биографии Адама Смита. Известно, что он родился в июне 1723 года (точная дата его рождения неизвестна) и крещён 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф.

Его отец — таможенный чиновник, которого также звали Адам Смит , умер за 2 месяца до рождения сына. Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье. В возрасте 4-х лет он был похищен цыганами, но быстро спасен своим дядей и возвращен матери. В Керколди была хорошая школа, и с детства Адама окружали книги.

Период учебы

В возрасте 14 лет Адам Смит поступил в университет Глазго, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона . На первом курсе он изучал логику (это было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии. Изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику и астрономию.

Адам имел репутацию странного, но умного человека. В 1740 году он поступил в Оксфорд, получив на продолжение образования стипендию, и закончил обучение в нём в 1746 году.

Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов» , что «в Оксфордском университете большинство профессоров, в течение уже многих лет, совсем отказались даже от видимости преподавания» . В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике.

Возвращение домой

Летом 1746 года он возвратился в Керколди, где два года занимался самообразованием. В 1748 году Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете . Изначально это были лекции по английской литературе, позднее - по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику).

Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750-1751 годах.

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трёх сторон: с позиций морали и нравственности, с гражданских и государственных позиций, с экономических позиций.

Идеи Адама Смита

Адам читал лекции по риторике, искусству написания писем и позднее по предмету «достижение богатства», где он впервые детально изложил экономическую философию «очевидной и простой системы природной свободы» , что нашло отражение в его самой известной работе .

Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом , который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отражённых в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они формировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период возникновения, так называемого “Шотландского просвещения” .

«Теория нравственных чувств»

В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии. В 1759 году Смит опубликовал книгу «Теория нравственных чувств» , основанную на материалах его лекций.

В данном произведении Смит проанализировал этические стандарты поведения , обеспечивающие социальную стабильность. При этом он фактически выступил против церковной морали, основанной на страхе перед загробной карой и обещаниями рая.

Он предложил в качестве основы нравственных оценок «принцип симпатии» , согласно которому нравственно то, что вызывает одобрение беспристрастных и проницательных наблюдателей, а также высказался в пользу этического равенства людей - одинаковой применимости моральных норм ко всем людям.

В Глазго Смит жил 12 лет, регулярно уезжая на 2-3 месяца в Эдинбург. Он пользовался уважением, завёл себе круг друзей, вёл образ жизни клубного человека-холостяка.

Личная жизнь

Сохранились сведения, что Адам Смит дважды, в Эдинбурге и в Глазго, едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло. Ни в воспоминаниях современников, ни в его переписке не сохранилось доказательств того, что это всерьёз затронуло бы его.

Смит жил с матерью (которую пережил на 6 лет ) и незамужней кузиной (умершей за два года до него ). Один из современников, посетивших дом Смита, сделал запись, согласно которой в доме подавалась национальная шотландская пища, соблюдались шотландские обычаи.

Смит ценил народные песни, танцы и стихи, один из его последних книжных заказов - несколько экземпляров первого вышедшего тома стихов Роберта Бёрнса . Несмотря на то, что шотландская мораль не поощряла театр, сам Смит любил его, особенно французский театр.

Книга «Богатство народов»

Смит всемирно прославился после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. Эта книга детально анализирует, как могла бы действовать экономика в условиях полной экономической свободы и разоблачает всё, что этому препятствует.

«Богатство народов» открыло экономику как науку
на основе доктрины свободного предпринимательства

В книге обоснована концепция свободы экономического развития , показана социально полезная роль индивидуального эгоизма, подчеркнуто особое значение разделения труда и обширности рынка для роста производительности труда и национального благосостояния.

Последние годы

В 1778 году Смит был назначен одним из пяти таможенных комиссаров Шотландии в Эдинбурге. Имея очень высокий по тем временам оклад в 600 фунтов стерлингов, он продолжал вести скромный образ жизни, тратил деньги на благотворительность. Единственной оставшейся после него ценностью была собранная за жизнь библиотека.

При жизни Смита «Теория нравственных чувств» была издана 6 раз , а «Богатство народов» - 5 раз ; третье издание «Богатства» было значительно дополнено, в том числе главой «Заключение о меркантилистической системе» .

В Эдинбурге у Смита был свой клуб, по воскресеньям он устраивал ужины для друзей, бывал, среди прочих, у княгини Воронцовой-Дашковой.

Адам Смит скончался 17 июля 1790 года в возрасте 67 лет в Эдинбурге после продолжительной болезни кишечника.

1.2 Философия «экономического человека» и разделение труда. Теория производительного и непроизводительного труда

1.3 Учение о стоимости. Теория доходов: заработной платы, прибыли и ренты

1.4 Учение о капитале и о деньгах

Заключение

Список литературы

Введение

Исторически сложилось так, что почти повсеместно формиро­вание экономической науки чаще всего увязывается с именем и творчеством Адама Смита (1723 – 1790) – величайшего английско­го ученого-экономиста конца XVIII в. Эта «человеческая слабость» будет преодолена, очевидно, нескоро, ибо в отличие от естествен­ных наук, требующих, как правило, представления о современном уровне знаний, экономическую науку едва ли можно постичь, не познакомившись с теоретическими воззрениями выдающихся экономистов классической политической экономии. В их числе Адам Смит является, несомненно, центральной фигурой.

Актуальность данной темы подтверждается тем, что именно Смит, как сказал М. Блауг, стал тем, кто создал «первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки».

Целью данной работы является изучение учения Адама Смита.

Исследование данной работы предопределило ряд задач:

1. Рассмотреть «исследование о природе и причинах богатства народов».

2. Проанализировать учение Смита о стоимости, о капитале и о деньгах.

В качестве теоретической базы были использованы работы В. Круглова, Я. Ядгарова и других авторов.

1 Учение Адама Смита

1.1 «Исследование о природе и причинах богатства народов»: содержание и структура

«Адам Смит – отец экономики». Наверняка, всем знакомо это выражение .

Большинство исследователей экономической мысли связывают формирование экономики как науки с творчеством этого английского мыслителя. По словам признанного теоретика современности Марка Блауга (1927), Адам Смит (1723-1790) создал «первый... полноцен­ный труд, излагающий общую основу экономической науки». Это «Ис­следование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Оно состоит из пяти книг: первые две излагают теоретические построения Смита, остальные представляют его взгляд на различные практические вопросы, историю общественного развития и ранее созданные систе­мы политэкономии. В первой книге содержится учение о труде как источнике богатства, разделении труда, стоимости, деньгах, ценообра­зовании, доходах (заработной плате, прибыли, земельной ренте). Во второй книге исследуется капитал: его структура и накопление. Тре­тья посвящена истории развития хозяйства различных народов. В чет­вертой книге рассматриваются теории меркантилистов и физиокра­тов. В пятой анализируются вопросы финансово-налоговой политики. Под предметом экономической науки Смит понимал экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Различные аспек­ты этой проблемы и рассматриваются им в «Богатстве народов», кото­рое ознаменовало коренной сдвиг в эволюции экономических идей: с одной стороны, Смит подвел итог, предыдущей работе экономической мысли, соединив практически все направления экономических исследований; с другой стороны, его труд стал исходным моментом дальнейших изысканий .

1.2 Философия «экономического человека»

и разделение труда. Теория производительного и непроизводительного труда

Особое значение для Смита имело знакомство с французским философом Клодом Адрианом Гельвецием (1715-1771), считавшим эго­изм естественным свойством человека и фактором общественного прогресса. С этим увязывалась еще одна базовая идея французской философии эпохи Просвещения идея природного равенства людей, в соответствии с которой каждому должно быть предоставлено право преследовать свою выгоду, в результате чего выиграет все общество. Ограничение свободы человека допустимо лишь постольку, поскольку этого требует обеспечение свободы других людей, государство долж­но основываться на свободном общественном договоре граждан. Смит развил эти идеи и применил их к политэкономии; созданные им пред­ставление о природе человека, а также соотношении человека и обще­ства легли в основу взглядов классической школы. Понятие «экономи­ческий человек» возникло несколько позже, но его создатели опирались на идеи Смита.

Главным мотивом хозяйственной деятельности человека Смит счи­тал корыстный интерес: каждый стремится наиболее выгодно исполь­зовать свой капитал, при этом зачастую не думая об общественной пользе. В одиночку человек не может удовлетворить все свои потреб­ности, поэтому люди вынуждены взаимодействовать, обмениваясь продуктами своего труда. Так развивается разделение труда. Помогая друг другу, люди способствуют развитию общества, преследуя част­ные интересы, они «невидимой рукой» направляются к общественно полезной цели. «Невидимая рука» это стихийное действие объек­тивных экономических законов, действующих помимо, а часто и про­тив воли людей. Условия же, при которых наиболее эффективно осу­ществляется благотворное действие частного интереса и стихийных законов экономического развития, Смит назвал естественным поряд­ком. Разделение труда ученый считал важнейшим фактором экономического прогресса. На примере булавочной мануфактуры он показал громадный рост производительности труда из-за специализации от­дельных рабочих на выполнении одной операции. Мастерская это иллюстрация, все общество работает как такая мануфактура, от разде­ления труда выигрывают не только владельцы средств производства, но и все остальные.

Смит не первым обратился к проблеме разделения труда (об этом писали еще древнегреческие философы). Но он выделил ряд новых моментов: увидел универсальный характер разделения труда от про­стых операций до профессий (затем до классов и деления страны на город и село); показал, что разделение труда может иметь различные степени и чем их больше, тем труд производительнее; связал разде­ление труда со снижением издержек. Он увязывал разделение труда и с размерами рынка, то есть с распространенностью обмена. Если ры­нок невелик, специализация занятий мало распространена. В глухой деревушке крестьянин должен быть и плотником, и пекарем, поскольку одним ремеслом ему не прокормиться. В деревенской лавке продается многое: от гвоздей и веревок до продуктов питания и тканей, поскольку если она будет специализироваться, как городские магазины, на про­даже какого-то товара, то скоро прекратит торговлю из-за недостатка покупателей, то есть ограниченности рынка. Расширение рынков дает все больше предпосылок для разделения труда и специализации про­изводства, что, в свою очередь, повышает производительность труда .

Одна из основных идей Смита состоит в том, что богатство обще­ства создается трудом в процессе производства и зависит от уровня производительности труда и доли населения, занятого производи­тельным трудом. Ученым сформулирована теория производительного и непроизводительного труда. Согласно ей производительный труд, занятый в сфере материального производства, увеличивающий сто­имость предмета, к которому он прилагается и в котором закрепляет­ся; а непроизводительный труд по оказанию услуг, ничего не добав­ляющий к стоимости и не закрепляющийся в предмете, к которому он прилагается. Производительный работник оплачивается из капитала и создает прибыль своему нанимателю, а непроизводительный работ­ник оплачивается из дохода и не создает прибыли нанимателю. Не­одинакова и степень производительности разных видов экономической деятельности, которая как раз и определяется количеством привле­ченного производительного труда. Исходя из этого, наиболее производительными являются сельское хозяйство и промышленность, за ними идут внутренняя и внешняя торговля, а также транспорт.

1.3 Учение о стоимости. Теория доходов: заработной платы, прибыли и ренты.

Большое внимание Смит уделял категории «стоимость». Он утверж­дал, что труд это единственное мерило стоимости. В примитивном обществе ее определение возможно трудом, затраченным на производ­ство товара, и трудом, покупаемым в процессе обмена. Использование обоих способов допустимо, так как при простом товарном производ­стве нет принципиальной разницы между количеством первого и вто­рого видов труда. В цивилизованном (капиталистическом) обществе в производстве существуют капитал и наемный труд, предпринима­тель получает большую стоимость, чем платит за труд наемных рабо­чих, следовательно, количество второго вида труда меньше количе­ства первого, значит, нарушается принцип эквивалентности - основа трудовой теории стоимости. Решая возникшую проблему, ученый го­ворит, что в условиях капитализма определение стоимости возможно суммой трех видов дохода (зарплаты, прибыли и ренты). Здесь мы пе­реходим к теории доходов Смита.

Ученый безоговорочно поддержал новый промышленный строй, благотворность развития обмена и крупного производства для всех слоев общества казалась ему очевидной. Новые формы хозяйства выше в техническом отношении, они увеличивают народное богатство, и Смит без колебаний встает на их сторону. Распадение общества на три ос­новных класса: рабочих, капиталистов, землевладельцев ученый счи­тал естественным, хотя и признавал, что на более низких ступенях раз­вития общество не делится на классы, а продукт труда принадлежит производителю, владеющему землей и орудиями производства. Упо­мянутые классы различаются как по своим доходам, так и по отноше­нию их интересов к интересам всего общества .

Заработная плата доход наемных рабочих. Они заинтересованы в общем преуспеянии, ибо с ускорением накопления капиталов увели­чиваются спрос на труд и зарплата. На исторических примерах Смит показал, что уровень зарплаты напрямую зависит от роста народного богатства: не его абсолютной величины, а именно темпа роста. Цены на труд наиболее высоки не в самых богатых странах, а в тех, где про­цветают промышленность и торговля, где богатство растет быстрее всего. Чрезвычайная высота зарплаты в США объяснялась именно быстрым ростом богатства этого государства. В стране же, богатство которой велико, но не растет, зарплата не может быть высока, потому что рост численности населения при неподвижном состоянии богат­ства быстро ведет к превышению предложения труда над спросом на него и, следовательно, к падению зарплаты. В еще худшем положении находятся рабочие стран, богатство которых сокращается: их уделом становятся нищета и голод, поскольку спрос на труд падает значитель­но ниже его предложения. Итак, для Смита, очевидно, что главный интерес рабочих в быстром росте народного богатства, то есть инте­ресы рабочего класса совпадают с интересами общества в целом. Эти рассуждения объясняют, как ученый мог одновременно поддерживать новый промышленный строй и сочувствовать рабочему классу. Ничто не вызывало у него такого негодования, как ограничение свободы ра­бочего искать себе заработок: «Самое священное и неприкосновенное право собственности есть право на свой собственный труд, потому что из этого права вытекают все прочие права собственности. Все имуще­ство бедного состоит в его силе и ловкости его рук; мешать ему упо­требить эту силу и ловкость так, как он заблагорассудит, если он никому не причиняет этим вреда, есть явное насилие над этой первоначаль­ной собственностью».

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...